Размер пособий с 1 ноября. Выплаты при рождении первого ребенка, обновленная программа маткапитала, помощь с ипотекой — большие перемены коснутся миллионов россиян

В связи с увеличением МРОТ до 7800 рублей изменился размер детских пособий с 1 июля 2017 года. Каковы новые размеры детских пособий? Нужно ли производить перерасчет уже назначенных пособий? Увеличился ли минимальные размер пособий по уходу за ребенком? Какие стали суммы пособий по беременности и родам? С подобными вопросами сотрудника довольно обращаются в отдел кадров (несмотря на то, что расчетом пособий, как правило, занимается бухгалтерия). Поэтому рассмотрим изменения размеров детских пособий с июля 2017 года подробнее, также приведем удобную таблицу с новыми суммами детских пособий.

Какие пособия считаются «детскими»

  • пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • пособие по беременности и родам («декретные»).

При этом заметим, что в некоторых в отдельных регионах РФ идет пилотный проект ФСС по выплате пособий напрямую из бюджета фонда. Подразделения ФСС в экспериментальных регионах сами начисляют и выплачивают «детские» пособия работникам.

Если же в организация или у ИП есть работники, которым он обязан выплачивать «детские» пособия, то работодателю следует знать размеры пособий, в том числе, размер детских пособий с 1 июля 2017 года. Итак, расскажем о размерах, которые неоднократно менялись (в том числе, индексировались) в этом году.

Размеры пособий в январе 2017 года

Индексации «детских» пособий с 1 января 2017 года не было. Поэтому в январе 2017 года работодателям следовало выплачивать работникам «детские» пособия в тех же размерах, которые были в 2016 году. Приведем в таблице размеры пособий, которые определены законодательством в фиксированных размерах и подлежат ежегодной индексации:

Размеры детских пособий в январе 2017 года
Пособие Размер в январе 2017 года
581,73 р.
15 512,65 р.
Уход за первым ребенком - 3000 р.
Уход за вторым ребенком - 5 817,24 р.

Февральская индексация 2017 года

Как мы уже сказали, приведенные в таблице «детские» пособия подлежат ежегодной индексации. При этом пособие по беременности и родам («декретное» пособие) государственной индексации не подлежит.

В 2017 году законодатели предусмотрели индексацию на 1,54% с 1 февраля 2017 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.01.2017 № 88). В связи с этим размеры «детских» пособий с февраля увеличились. Вот проиндексированные размеры:

Размеры детских пособий с 1 февраля 2017 года
Пособие Размер в январе 2017 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 613, 14 р. (581,73 р. x 1,054)
Единовременное пособие при рождении ребенка 16 350, 33 р. (15 512,65 р. x 1,054)
Минимальный размер пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Уход за первым ребенком - 3065,69 р. (2908,62 р. x 1,054)
Уход за вторым ребенком - 6131, 37 р. (5 817,24 р. x 1,054)

Районные коэффициенты

В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, «детские» пособия (как в январе 2017 года, так и с 1 февраля 2017 года) будут выше – их требуется дополнительно увеличивать на величину повышающего коэффициента (ст. 5 Закона № 81-ФЗ).

Детские пособия с 1 июля 2017 года

С 1 июля 2017 года МРОТ увеличился до 7800 рублей. Но повлияло ли такое повышение на размеры детских пособий с 1 июля 2017 года? На этом остановимся подробнее.

Пособие по беременности и родам

Новый размер МРОТ (7800 р.) повлиял на расчет пособия по беременности и родам с 1 июля 2017 года в следующих случаях:

  • если в расчетном периоде не было выплат или их сумма мала;
  • если страховой стаж сотрудника на момент назначения пособия оказался шести месяцев.

Что такое расчетный период

Расчетный период – это два календарных года, предшествующих началу декрета (с 1 января по 31 декабря). Соответственно, если женщина выходит в декрет, допустим, в июле 2017 года, то расчетным периодом станут 2015-2016 годы.

Новый размер минимального пособия по беременности и родам

Сразу же полагаем целесообразным напомнить, что работница, которой назначается пособие по беременности и родам, вправе обратиться в бухгалтерию, чтобы заменить один или два года расчетного периода другими годами (если в расчетном периоде нет заработка или он очень маленький). Бухгалтеру следует произвести замену лет при одновременном соблюдении 3-х условий:

  1. женщина хочет поменять годы, в которых она находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;
  2. выбранные для замены годы предшествуют расчетному периоду (письмо Минтруда России от 03.08.2015 № 17-1/ООГ-1105);
  3. по результатам замены лет размер пособия станет больше.

Но если права на замену лет нет, то пособие по беременности и родам бухгалтеру потребуется рассчитать из МРОТ – в минимальном размере. В такой ситуации требуется определить минимальный среднедневной заработок по следующей формуле:

Минимальный среднедневной заработок = МРОТ на начало декрета x 24 / 730

С 1 июля 2017 года МРОТ составляет 7800 рублей. Соответственно, с 1 июля минимальный среднедневной заработок для расчета пособий равен 256,438356 руб. (7800 руб. × 24 мес.) / 730. Приведем пример расчета детских пособий с 1 июля с применением нового значения среднедневного заработка:

Пример расчета пособия по беременности и родам с июля 2017 года

А.В. Николаева желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж – 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,438356 руб. (7800 р. × 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,438356 руб. (256,438356 р. × 100%). В итоге, сумма пособия А.В. Николаевой за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ в минимально допустимом размере, составит 35 901,37 р. (256,438356 р. × 140 дн.).

Напомним, что декретный отпуск – это законодательно установленный оплачиваемый период длительностью 140, 156 или 194 дня, который полагается каждой женщине для рождения ребенка и восстановления своего здоровья.

До 1 июля 2017 года МРОТ был установлен в размере 7500 рублей. И если отпуск по беременности и родам начинался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,575342 р. (7500 руб. × 24 мес. / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета пособия, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам до 30 июня 2017 года были такие:

  • 34 520,55 р. (246,575342 р. × 140 дн.) – в общем случае;
  • 47 835,62 р. (246,575342 р. х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 38 465,75 р. (246,575342 р. х 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года минимальный размер декретных выплат нужно рассчитывать из нового минимального среднедневного заработка 256,438356 рублей. Приведем новые значения минимальных пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года при разной продолжительности отпуска:

  • 35 901,37 р. (256,438356 × 140 дн.) – в общем случае;
  • 49 749,04 р. (256,438356 х 194 дн.) – при многоплодной беременности;
  • 40 004,38 р. (256,438356 х 156 дн.) – при осложненных родах.

Сравним минимальные значения пособий по беременности и родам из последних МРОТ в таблице:

Если стаж меньше 6 месяцев

К началу отпуска по беременности стаж женщины может состалять меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, если это первое место работы. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами – в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.

При расчете декретного пособия при стаже меньше шести месяцев следует использовать МРОТ, действующий в месяце начала декретного отпуска. То есть, если отпуск начался, например, в июне 2017 года, а закончился в октябре, то в целях ограничения суммы пособия в июне нужно опираться на МРОТ в размере 7500 рублей, а в июле, августе, сентябре и октябре – 7800 рублей. Максимальное дневное пособие за каждый месяц бухгалтеру нужно рассчитывать по такой формуле:

Как рассчитывают минимальное пособие при стаже меньше 6 месяцев

Максимальное дневное пособие при стаже менее 6 месяцев = МРОТ, действующий в месяце отпуска / количество календарных дней в месяце декрета

Соответственно, если мы говорим, допустим, про отпуск по беременности в июле 2017 года, то максимальное дневное пособие в этом месяце составит 251,6129 р. (7800 р. / 31 дн.), поскольку в июле 2017 года – 31 календарный день. Приведем пример расчета пособия в подобной ситуации.

Пример расчета при стаже меньше 6 месяцев

Л.С. Садовская с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.

Определим средний дневной заработок из МРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. × 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. × 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

  • в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ. дн.);
  • июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ. дн.);
  • сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ. дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия из МРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие из МРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

  • 246,58 р. < 250 р.;
  • 246,58 р. < 251,6129 р.;
  • 246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного из МРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Л.С. Садовской за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. × 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Максимальные размеры декретных

Что же касается максимальных размеров пособий по беременности и родам, то с 1 июля 2017 года они не изменились, поскольку на максимальный размер МРОТ никак не влияет. Для расчета максимальной суммы декретных с 2017 года нужно учитывать максимальный размер среднего дневного заработка. Его считают по формуле, в которой учитывается не МРОТ, а максимальные значения базы для начисления страховых взносов в ФСС за расчетный период.

В 2015 году предельная величина базы равнялась 670 000 р. (Постановление Правительства РФ от 04.12.14 № 1316), а в 2016 году – 718 000 р. (Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

То есть в 2017 году максимальный размер среднего заработка учитывается как 1901,37 р. (670 000 р. + 718 000 р.) / 730. Соответственно, как можно видеть из таблицы ниже, максимальные пределы с 1 июля 2017 года, остались на прежних уровннях.

Пособие по уходу за ребенком с 1 июля 2017 года

Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Минимальное пособие по уходу стало больше

Минимальный базовый размер пособия по уходу за ребенком установлен частью 1 статьи 15 Закона от 19 мая 1995 № 81-ФЗ и составляет:

  • при уходе за первым ребенком – 1500 р. в месяц;
  • при уходе за вторым и последующими детьми – 3000 р. в месяц.

Эти суммы ежегодно индексируются на соответствующий коэффициент. С учетом всех коэффициентов индексации по состоянию на 1 февраля 2017 года минимальные пособия по уходу за ребенком были такие:

  • 3065,69 р. – на первого ребенка;
  • 6131, 37 р. – на второго и последующих детей.

Однако в связи с увеличением МРОТ минимальный размер пособия на ребенка с 1 июля 2017 года станет больше. Ведь сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. x 40%). Однако использовать новое значение следует только если отпуск по уходу начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не меняется. Она остается в размере 6131 рублей на и после 1 июля.


Максимальное пособие по уходу не изменилось

Максимальным размером пособие по уходу за ребенком не ограничено. Однако ограничен размер среднего дневного заработка исходя из которого рассчитывается это пособие.

Установлено, что размер среднего дневного заработка для расчета пособия не может быть больше суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за два года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, деленной на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). Поэтому для расчета максимального размера среднего дневного заработка применяют формулу:

Максимальная величина среднего дневного заработка = сумма предельных величин базы для начисления взносов ФСС за два предшествующих года / 730

Следовательно, если отпуск женщины начинается в 2017 году, то при расчетах следует принимать значения предельных величин базы для начисления взносов в ФСС за 2015 и 2016 годы

С учетом указанных значений по предельной базе, в 2017 году максимальное значение среднего дневного заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу составляет 1901,37 р. (670 000 р. + 718 000 р.) / 730. То есть, в расчетах применяется точно такой же принцип как при определении максимального декретного пособия.

Теперь рассчитаем максимальный размер среднего заработка за целый месяц. В этих целях умножим средний дневной заработок на среднемесячное число календарных дней- 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ). В 2017 году максимальный размер среднемесячного заработка для расчета пособия составит 57 801, 64 р. (1901,37 р. × 30,4).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в общем случае равен 40% от среднего заработка за месяц (ч. 1 ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Поэтому в 2017 году максимальная сумма ежемесячного пособия на одного ребенка составит 23 120,66 р. (57 801,64 р. × 40%). Такой максимальный размер пособия по уходу за ребенком применяется в течение всего 2017 года. И, как видно, повышение МРОТ с 1 июля 2017 года повлиять на него попросту не могло

Перерасчет детских пособий

Если право на отпуск по уходу за первым ребенком возникло до 1 июля и бухгалтер рассчитал минимальное пособие (3065,69 р.), то никакого перерасчета делать не следует. Однако если отпуск начался 1 июля 2017 года или позднее, то женщине полагается за каждый месяц 3120 рублей. Соответственно, если вы заплатили женщине меньше, то нужно произвести перерасчет и доплатить.

Также потребуется пересмотреть и доплатить пособия по беременности и родам, если после 1 июля 2017 года вы назначили их без учета повышенного МРОТ в описанных выше случаях (нет заработка в расчетном периоде или стаж меньше шести месяцев).

Размеры пособий с 1 июля: сводная таблица

Итак, мы на примерах показали, как изменения МРОТ отразились на размерах детских пособий с 1 июля 2017 года. Однако некоторые «детские» пособия в связи с повышением МРОТ никак не изменились. Чтобы кадровику было проще ориентироваться в размерах пособий 2017 года итоговые значения «детских» пособий мы обобщили в единой таблице. Вы можете применять ее кода за консультацией в отдел кадров обратяться сотрудники. Также можете передать ее в бухгалтерию.

Детские пособия с 1 июля
Пособие С 1 января 2017 года С 1 февраля 2017 годаa с 1 июля 2017 года
Пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности 581,73 р. 613, 14 р. 613, 14 р.
Единовременное пособие при рождении ребенка 15 512,65 р. 16 350, 33 р. 16 350, 33 р.
Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет уход за первым ребенком - 3000 р.;
уход за вторым и последующими детьми 5 817,24 р.
уход за первым ребенком – 3065,69 р.;
уход за первым ребенком – 3120 р.;
уход за вторым и последующими детьми - 6131,37 р.
Максимальный размер по уходу за ребенком 23 120,66 р.
Минимальный размер пособия по беременности и родам
34 520,55 р.- в общем случае;
47 835,62 р. - при многоплодной беременности;
38 465,75 р. - при осложненных родах.
35 901,37 р.– в общем случае;
49 749,04 р.– при многоплодной беременности;
40 004,38 р. – при осложненных родах.
Максимальный размер пособия по беременности и родам 266 191,8 р. (1901,37 р. р. × 140 дн.) – в общем случае;
368 865,78 р. (1901,37 р. × 194 дн.) – при многоплодной беременности;
296 613,72 р. (1901,37 р. × 156 дн.) – при осложненных родах.

Увеличение МРОТ до 7800 рублей с 1 июля 2017 года в отдельных ситуациях повлияет на расчет больничных, декретных и детских пособий. Но стоит отметить, что никакой индексации пособий с 1 июля 2017 года не произойдет, просто в связи с повышением МРОТ произошли изменения в расчете и минимальных значениях. Разберемся поподробнее.

Минимальные пособия с 1 июля 2017 года увеличились. Размер минимального заработка для расчета пособий за два расчетных года составит 187 200 руб. (7800 руб. * 24 мес.) или 256,44 руб. в день (187 200 руб. / 730 дн.). Это изменение повлияет на расчет больничных и декретных в двух случаях:

Если работник за расчетный период не имел заработка;

Если средний заработок, рассчитанный за указанный период, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая.

Еще одно основание для выплаты минимального пособия - если сотрудник в период нетрудоспособности по собственному заболеванию, находящийся на больничном, нарушил режим, предписанный врачом.

Минимальное пособие по беременности и родам

Напомним, что декретный отпуск – это законодательно установленный оплачиваемый период длительностью 140, 156 или 194 дня, который полагается каждой женщине для рождения ребенка и восстановления своего здоровья.

До 1 июля 2017 года МРОТ был установлен в размере 7500 рублей, и если отпуск по беременности и родам начинался в 2017 году (с 1 февраля по 30 июня), то минимальная величина среднего дневного заработка для расчета декретного пособия должна приниматься равной 246,575342 р. (7500 руб. * 24 мес. / 730). Эта величина используется для дальнейшего расчета пособия, если она оказалась больше, чем фактический средний дневной заработок работницы. Минимальные размеры пособий по беременности и родам до 30 июня 2017 года будут такие:

34 520,55 р. (246,575342 р. * 140 дн.) – в общем случае;

47 835,62 р. (246,575342 р. * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

38 465,75 р. (246,575342 р. * 156 дн.) – при осложненных родах.

С 1 июля 2017 года минимальный размер декретных выплат нужно рассчитывать из нового минимального среднедневного заработка 256,438356 рублей. Приведем новые значения минимальных пособий по беременности и родам с 1 июля 2017 года при разной продолжительности отпуска:

35 901,37 р. (256,438356 * 140 дн.) – в общем случае;

49 749,04 р. (256,438356 * 194 дн.) – при многоплодной беременности;

40 004,38 р. (256,438356 * 156 дн.) – при осложненных родах.

Рассмотрим изменения на примерах.

Пример 1 .Курочкина О.Н. желает уйти в отпуск по беременности и родам с 28 июля 2017 года. Расчетный период – с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года. В расчетном периоде заработок отсутствовал. Страховой стаж – 7 месяцев. Районный коэффициент не применяется. Минимальный среднедневной заработок составляет 256,438356 руб. (7800 р. * 24 мес.) / 730. Дневное пособие – 256,438356 руб. (256,438356 р. * 100%). В итоге, сумма пособия Курочкиной О.Н. за 140 календарных дней декрета, рассчитанная из МРОТ в минимально допустимом размере, составит 35 901,37 р. (256,438356 р. * 140 дн.).

К началу отпуска по беременности стаж женщины может составлять меньше шести месяцев. Такое бывает, к примеру, если это первое место работы. Тогда декретные за полный календарный месяц не должны превышать МРОТ (ч.3 ст.11 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). В местностях с районными коэффициентами – в размере, не превышающем МРОТ с учетом таких коэффициентов.

Пример 2 .Иванова С.П. с 21 июня 2017 года уходит в отпуск по беременности и родам. Он закончится 8 ноября 2017 года. В расчетном периоде с 1 января 2015 года по 31 декабря 2016 года заработка у нее нет. Страховой стаж – 5 месяцев и 1 день. Районный коэффициент не применяется.

Определим средний дневной заработок исходя изМРОТ, который применялся на начало декретного отпуска (то есть, в июне). Средний дневной заработок составит 246,58 р. (7500 р. * 24 мес. / 730 дн.). Соответственно, дневное пособие составит 246,58 р. (246,58 р. * 100%).

Максимальное дневное пособие в зависимости от количества календарных дней следующее:

в июне – 250 р. (7500 р. / 30 календ.дн.);

июле, августе и октябре – 251,6129 р. (7800 р. / 31 календ.дн.);

сентябре и ноябре – 260 р. (7800 р. / 30 календ.дн.).

Теперь сравним размер дневного пособия изМРОТ с максимальным дневным пособием за каждый месяц декретного отпуска. И получится, что дневное пособие исходя изМРОТ не превышает максимального дневное пособие во всех месяцах декретного отпуска:

246,58 р. < 250 р.;

246,58 р. < 251,6129 р.;

246,58 р. < 260 р.

Таким образом, бухгалтер вправе рассчитать пособие из дневного пособия, рассчитанного изМРОТ – 246,58 рубля. В итоге размер пособия Ивановой С.П.за 140 календарных дней декрета составит 34 520,54 р. (246,58 р. * 140 дн.), где 140 дней – это продолжительность декретного отпуска.

Минимальное пособие по уходу за ребенком

Пособие по уходу за ребенком работодатель должен выплачивать работнику ежемесячно в сумме, равной 40% среднего заработка, но не меньше минимального размера (п. 1 ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Сумма минимального пособия (на первого ребенка) с 1 июля 2017 года не может быть меньше размера, рассчитанного из нового МРОТ, а именно 3120 рублей (7800 р. * 40%). Однако использовать новое значение следует, только если отпуск по уходу начался 1 июля 2017 года или позже. При этом «минималка» по уходу за вторым и последующими детьми не меняется. Она остается в размере 6131 руб.до и после 1 июля.

Пример 3. Сотрудница летом идет в отпуск по уходу за первым ребенком. Расчетный период – 2015-2016 годы. За это время ей начислили 122 907,72 руб. Исключаемых периодов не было. Месячное пособие исходя из фактического заработка составит: 142 901,12 руб./ 731 дн. * 30,4 дн. * 40% = 2044,54 руб. Рассмотрим две ситуации. Первая – отпуск по уходу начинается до 1 июля. Посчитаем сумму месячного пособия исходя из прежнего МРОТ: 7500 руб.* 40% = 3000 руб. Ребенок у работницы первый. Значит, размер пособия не может быть меньше 3065,69 руб. Эта сумма и полагается работнице за полный месяц, поскольку она больше и 2044,54руб., и 3000 руб. Вторая ситуация – отпуск начинается 1 июля или позже. Размер пособия из нового МРОТ составит: 7800 руб.* 40% = 3120 руб. Это больше 3065,69 руб. Поэтому в данном случае начисляйте работнице 3120 руб. за месяц.

Если сотрудник заболел или работница ушла в отпуск по беременности и родам до 1 июля, использовать новый МРОТ нужно только в том случае, если сумма размера пособия была ограничена МРОТ, то есть в ситуации, когда стаж меньше шести месяцев.

Это связано с тем, что их рассчитывают исходя из такого правила - размер месячного пособия не может превышать величины МРОТ. На какую дату нужно брать МРОТ для исчисления пособий, в Законе № 255 не говорится (ч. 6 ст. 7 Закона № 255-ФЗ), поэтому пособие нужно пересчитать по месяцам, если в них действует разный МРОТ.

Пример 4 (больничный). Сотрудник болел с 28 июня по 4 июля 2017 года включительно (всего семь календарных дней). Расчетный период – 2015–2016 годы. Сотрудник трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. В течение 2015–2016 годов заработка у сотрудника не было. На момент заболевания его страховой стаж меньше шести месяцев. Значит, размер пособия не может превысить такую величину: 7500 руб./ 30 дн. * 3 дн. + 7800 руб. / 31 дн. * 4 дн. = 1756,45 руб., где 30 дн. и 31 дн. – число дней в июне и июле, а 3 дн. и 4 дн. – число дней болезни в этих месяцах. Теперь определим минимальный размер пособия. Для этого возьмем МРОТ на дату заболевания – 28 июня: 7500 руб.* 24 мес. / 730 дн. * 60% * 7 дн. = 1035,62 руб. Эта сумма меньше 1756,45 руб. Значит, работнику нужно начислить 1035,62 руб.

Пример 5 (декретный отпуск). Сотрудница ушла в отпуск по беременности и родам с 5 июня по 22 октября 2017 года включительно. В компанию она устроилась в феврале 2016 года. Это первое место работы. Значит, на момент ухода в декрет ее стаж меньше шести месяцев. Работница трудится полный рабочий день, районные коэффициенты к зарплате в регионе не установлены. Перед декретом бухгалтер посчитал размер пособия так. Расчетный период – 2015–2016 годы. Заработка в это время у сотрудницы не было. В этом случае минимальная сумма дневного заработка составит 246,58 руб. (7500 руб. * 24 мес. / 730 дн.). Но поскольку стаж меньше шести месяцев, размер пособия не может быть больше одного МРОТ за полный календарный месяц. При дневном заработке в 246,58 руб. размер пособия превысит МРОТ в тех месяцах, в которых 31 день (246,58 дн. * 31 дн. = 7643,98 руб.). То есть в июле и августе. Значит, за эти месяцы нужно выплатить 7500 руб. Кроме того, 31 день также и в октябре. Посчитаем пособие за этот месяц, а также за прочие месяцы, на которые приходится отпуск по беременности и родам:

246,58 дн. * 26 дн. = 6411,08 руб. (за июнь);

246,58 дн. * 30 дн. = 7397,40 руб. (за сентябрь);

7500 руб. / 31 дн. * 22 дн. = 5322,58 руб. (за октябрь).

В итоге размер пособия по беременности и родам составит:

6411,08 руб. + 7397,40 руб. + 7500 руб. * 2 + 5322,58 руб. = 34 131,06 руб. С 1 июля МРОТ вырос до 7800 руб., значит, размер пособия за период с 1 июля нужно пересчитать. Декретные за июль, август и октябрь теперь не превышает МРОТ. Сотруднице нужно доплатить вот такую сумму: (7643,98 руб. – 7500руб.) * 2 + 246,58 руб. * 22 дн. – 5322,58 руб. = 390,22 руб.

Ведущий специалист по аудиту

Программу материнского капитала продлить, с 2018 года ввести ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка, пока ему не исполнилось полтора года, для семей с двумя и тремя детьми сделать ипотеку доступнее (не более шести процентов в год; все, что выше, возьмет на себя государство) - это только часть масштабных планов, которые обсуждали в Кремле, на Совете по Нацстратегии в интересах детей.

А пока взрослые решали серьезные вопросы, дети нашли себе занятия во дворце. И такое его стены еще не видели.

Пока в Екатерининском зале Кремля президент проводил заседание со сложным названием «Совет по национальной стратегии в интересах детей», дети вовсю осваивали Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Пожалуй, впервые здесь ходили на руках и рисовали цветными карандашами яркие цветочки в блокнотах со строгой надписью «Москва. Кремль».

Президента здесь ждали те, кто победил во Всероссийском конкурсе «Моя семья». И даже готовили вопросы. Семья Савченко из Севастополя, например, хотела поговорить с Владимиром Путиным об ипотеке. Тем более что папа Алексей настаивает на пополнении. Все-таки у них пока только две дочки.

В это время президент как раз говорил об увеличении рождаемости. В рамках демографической инициативы президента предлагается дополнительная помощь молодым семьям с небольшими доходами.

«Для поддержки рождаемости предлагаю уже с января наступающего 2018 года установить ежемесячную денежную выплату, которая будет предоставляться при рождении первого ребенка и выплачиваться до достижения им полутора лет. Сумма выплаты будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте Федерации. Выплата будет адресной. Она будет предоставляться семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума», - сказал президент.

Выплаты эти будут ежегодно индексироваться. Если в следующем году пособие в среднем по стране составит 10 тысяч рублей в месяц, то в 2020-м превысит уже 11 тысяч.

Ждут изменения и работающую вот уже 11 лет программу «Материнский капитал», то есть программу выплат мамам, родившим второго и уж тем более третьего ребенка. Ее предлагается продлить до 31 декабря 2021 года. При этом тратить материнский капитал теперь можно будет не только на образование ребенка или улучшение жилищных условий семьи.

«Средства из материнского капитала можно будет получать в виде ежемесячных выплат тем семьям, которые особо нуждаются. Здесь будет действовать такой же адресный подход, как при выплатах на первого ребенка, - сообщил президент. - Кроме того, теперь можно будет использовать материнский капитал и на оплату услуг дошкольного образования, а точнее на уход и на присмотр за ребенком, уже с двухмесячного возраста ребенка. Знаю, что востребованность этой меры очень большая. В частности, мама после рождения ребенка сможет продолжить работу или образование».

«Материнский капитал» стал хорошим стимулом для рождения в семьях вторых детей. Ведь Россия, и об этом президент говорил не раз, в 2015 году вошла в период, когда сразу несколько негативных демографических волн наложились друг на друга. Повторяется это каждые 25 лет. Самые большие потери были во время Великой Отечественной войны. Тогда не родилось больше миллиона детишек. И почти тоже самое наблюдалось в кризисные девяностые, после развала СССР. Те годы по количеству неродившихся социологи сравнивают с войной.

Нивелировать исторически сложившуюся демографическую яму и позволяет нынешняя демографическая инициатива президента. Последние пять лет в регионах страны с наиболее низким уровнем рождаемости, а к ним относятся Приморский, Алтайский край, Камчатка, Ленинградская область, нуждающимся семьям с тремя детьми выплачивалось специальное пособие. Со следующего года такие пособия будут выплачиваться уже в 60 регионах с низкой рождаемостью.

Предложил Владимир Путин запустить и новую ипотечную программу для семей, у которых с первого января 2018 родится второй или третий ребенок.

«Покупая жилье на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6 процентов годовых. По оценке Минстроя, в предстоящие 5 лет эта программа может охватить свыше 500 тысяч семей», - сказал глава государства.

То есть при ставке ипотечного кредита, по данным Банка России, в 10 с половиной процентов, государство оплатит семьям 4 процента. На все эти программы потребуются сотни миллиардов рублей. Причем важно не только сохранить демографический рост, но и создать необходимые условия для воспитания и обучения уже детей.

И если с очередями в детские сады вопрос практически решен, то ликвидировать очередь в ясли – задача ближайшего времени. За два года планируется создать 326 тысяч дополнительных мест в яслях для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. Это ровно столько, сколько поступило заявлений от родителей в этом году.

Масштабные изменения в ближайшие десять лет ожидают и российские школы.

«Программа рассчитана на 10 лет, и в рамках этой программы планируется создать 6 с половиной миллионов новых мест для школьного образования. Конечно, мне хочется поддержать коллег, хочется нарастить темпы этой программы, потому что наряду с современным новым образованием сегодня, к сожалению, 3,5 тысячи учебных заведений (как правило, небольшие, в удаленных регионах) – это учреждения, которые требуют замены и вывода, это ветхие учреждения, которые даже не имеют, к сожалению, удобств для ребят», - сказала вице-премьер РФ Ольга Голодец.

Особое внимание медицинскому обслуживанию. Как прозвучало на заседании, за последние годы в России удалось достичь рекордно низких показателей детской и материнской смертности за всю историю страны. Во многом благодаря появлению в регионах новейших перинатальных центров, оснащенных по последнему слову медицинской техники. Таких центров уже больше 80.

«Вообще уникальная программа. Я не знаю примера ни одной страны в мире, где бы в таком количестве за относительно короткий промежуток были созданы современнейшие, оснащенные самым передовым оборудованием. Конечно, это суперская программа, она будет успешно завершена, уверена», - сказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

«В последние годы был совершен хороший рывок по созданию в регионах перинатальных центров. Однако состояние большинства детских поликлиник, их оснащенность оборудованием оставляет желать лучшего. Здесь есть проблемы с очередями, с записью к нужному специалисту. Такое положение дел также служит сдерживающим фактором при принятии решения о рождении детей. Да и вообще это просто нужно исправлять и улучшать. Для того чтобы провести реконструкцию детских поликлиник, их капитальный ремонт и дооснащение оборудованием, по предварительным расчетам, потребуется более 50 миллиардов рублей», - сообщил Владимир Путин.

Всего программа под общим названием «Десятилетие детства» состоит из шести ключевых пунктов. Также обстоятельно Владимир Путин рассказывал о своей демографической инициативе победителям конкурса «Молодая семья». Они все-таки дождались его с совещания. И теперь слушали так внимательно, что даже забыли о чаепитии, на которое и были приглашены.

«Я предлагаю все-таки приступить к чаепитию. Потому что, смотрю, здесь так конфетка аппетитно на вилке торчит, и дети смотрят и думают: можно начать или нет. Можно! Давайте начнем! Коля, начинай», - сказал Владимир Путин.

И Коля начал, а родители задавали уточняющие вопросы и, как это обычно бывает, хвалили своих детей. Когда еще это можно похвалиться самому президенту!

Вячеслав Потехин рассказал про своих детей: «Это Виолетта. Если у нас Сабина родилась в Южно-Сахалинске, Виолетта в Москве родилась. Елисей занимается уже третий год дзюдо и пятый год боксом. Полина изучает языки, Юлианочка музыкой занимается».

Семья Кодзоевых из Ингушетии рассказала, как двойняшки Акрамат и Батыр загадали желание и написали об этом Деду Морозу. Дети пожелали пожать руку Владимиру Путину. Желание серьезного Батыра исполнилось. Он, хоть и смущаясь, но пожал руку президенту, когда после чаепития победители, проводившегося второй раз в истории страны конкурса «Моя семья», фотографировались на память с Владимиром Путиным.

Для выполнения новой программы поддержки семей не нужно вносить изменения в проект бюджета на ближайшие три года. Как сообщил министр финансов Антон Силуанов, для этих расходов есть финансовый резерв.

Демографическую инициативу Владимира Путина также прокомментировали в парламенте. Представители профильных комитетов называют эту программу приоритетом. В ближайшее время будет налажена совместная работа Госдумы с федеральными министерствами и ведомствами в регионах.

ГОРОДА МОСКВЫ

О ежемесячном пособии на ребенка


Документ с изменениями, внесенными:
(Тверская, 13, N 139, 20.11.2008, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 65, 25.11.2008).
(Тверская, 13, N 12-13, 31.01.2012, Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 6, 31.01.2012);
(Официальный сервер Московской городской Думы, duma.mos.ru, 19.12.2012);
(Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.12.2016).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с назначением и выплатой ежемесячного пособия на ребенка, в целях социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве;

2) иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в городе Москве.

2. Место жительства граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства устанавливается по данным органов регистрационного учета.

3. Действие настоящего Закона не распространяется на:

1) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах;

3) женщин, проходящих военную службу по контракту в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации.

Статья 2. Правовые основы назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка

Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы , настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 3. Право на ежемесячное пособие на ребенка

1. Право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновитель, опекун, попечитель) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 18 лет в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину, ежегодно устанавливаемую Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона. Данная величина не может быть ниже установленной Правительством Москвы величины прожиточного минимума в расчете на душу населения (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

2. Наличие права на ежемесячное пособие на ребенка и оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, определяется в порядке, установленном Правительством Москвы (часть в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 .

3. Порядок учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается Правительством Москвы.
Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 4. Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, его размер и сроки индексации

Условия и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка, в том числе с применением критериев нуждаемости, размер ежемесячного пособия на ребенка и сроки индексации устанавливаются Правительством Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 5. Орган, осуществляющий назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка

Органом, осуществляющим назначение и выплату ежемесячного пособия на ребенка, является уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы.
(Статья в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 6. Обращение за назначением ежемесячного пособия на ребенка (утратила силу с 9 января 2017 года)

(Утратила силу с 9 января 2017 года - .

Статья 7. Сроки назначения ежемесячного пособия на ребенка

1. Ежемесячное пособие на ребенка назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. При обращении за назначением ежемесячного пособия на ребенка по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка пособие назначается и выплачивается за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Часть утратила силу с 9 января 2017 года - Закон города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 ..

4. Ежемесячное пособие на ребенка назначается не ранее, чем с месяца регистрации родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) по месту жительства в городе Москве.

Статья 8. Основания для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка, приостановления и прекращения выплаты

1. Основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка являются:

1) превышение среднедушевого дохода семьи величины, ежегодно устанавливаемой Правительством Москвы в целях реализации настоящего Закона, и (или) несоответствие иным критериям нуждаемости, установленным Правительством Москвы;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 декабря 2008 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 , распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2) помещение ребенка на полное государственное обеспечение;

3) получение в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке опекуном (попечителем) денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством);

4) лишение граждан родительских прав или ограничение их в родительских правах;

5) назначение одному из родителей (усыновителю, опекуну, попечителю) аналогичной денежной выплаты на этого же ребенка в другом субъекте Российской Федерации;

6) отсутствие у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины. Перечень таких уважительных причин устанавливается Правительством Москвы (пункт дополнительно включен с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2).

2. Выплата ежемесячного пособия на ребенка приостанавливается в случаях, указанных в пунктах 2-5 части 1 настоящей статьи, а также в следующих случаях:

1) неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд;

2) признание ребенка судом безвестно отсутствующим;

3) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством.

4) непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы.
Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

3. Выплата ежемесячного пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:

1) достижение ребенком возраста 18 лет (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Законом города Москвы от 5 ноября 2008 года N 56 ;

2) снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка (далее - получатель) с регистрационного учета в городе Москве;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 . - См. предыдущую редакци ю)

3) установление наличия основания, предусмотренного пунктом 1 или пунктом 6 части 1 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 11 февраля 2012 года Законом города Москвы от 11 января 2012 года N 2 ;

4) смерть ребенка.

5) непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы;
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

6) установление уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
(Пункт дополнительно включен с 30 декабря 2012 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64 ; в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 9. Обязанности получателей ежемесячного пособия на ребенка

1. Получатели обязаны в месячный срок информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера ежемесячного пособия на ребенка, приостановление или прекращение выплаты указанного пособия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

2. В случае изменения среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, получатели обязаны информировать уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы в трехмесячный срок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 10. Выплата ежемесячного пособия на ребенка

(Название в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

1. Выплата ежемесячного пособия на ребенка производится за текущий месяц.

2. Ежемесячное пособие на ребенка, не востребованное своевременно, выплачивается за прошедшее время, но не более чем за 3 года, в размерах, установленных Правительством Москвы на соответствующий период.

3. Ежемесячное пособие на ребенка, не полученное своевременно по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, выплачивается за прошедшее время без ограничения срока.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 11. Удержание излишне выплаченных сумм ежемесячного пособия на ребенка

1. Излишне выплаченные суммы ежемесячного пособия на ребенка удерживаются в случае, если переплата произошла по вине получателя (предоставление заведомо недостоверных сведений, сокрытие данных, влияющих на право и (или) размер ежемесячного пособия на ребенка).

2. Удержания ежемесячного пособия на ребенка производятся в размере не свыше 20 процентов суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате. При прекращении выплаты указанного пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.

3. Суммы ежемесячного пособия на ребенка, излишне выплаченные получателю по вине уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки.
(Часть в редакции, введенной в действие с 9 января 2017 года Законом города Москвы от 28 декабря 2016 года N 54 .

Статья 12. Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка

Финансирование расходов на выплату ежемесячного пособия на ребенка является расходным обязательством города Москвы.

Статья 13. Право граждан, имеющих детей, на иные меры социальной поддержки

Правительством Москвы могут устанавливаться иные меры социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Статья 14. Заключительные положения

2. Граждане, которым ежемесячное пособие на ребенка было назначено до 1 января 2005 года, сохраняют право на его получение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы и иными нормативными правовыми актами города Москвы, действовавшими до принятия настоящего Закона.

3. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение ежемесячного пособия на ребенка в размере и порядке, установленных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2013 года Законом города Москвы от 5 декабря 2012 года N 64)

Мэр Москвы
Ю.М.Лужков


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"



Публикации по теме