Родословная башмака — история обуви от древних времён до наших дней. История обуви от древних времен до наших дней

Сегодня хочу немного углубиться в историю появления на наших стройненьких ножках чулок и туфелек.

Не всегда чулки были столь элегантными как сейчас. Раньше их вязали на станках, были они достаточно грубыми и служили в основном только для тепла, а никак не для красоты. Первые вязаные носки были найдены в коптских гробницах V века н. э., затем, однако, искусство вязания было надолго утрачено и восстановлено только в XIII веке. До этого времени чулки шили из полотна или тонкой кожи. В средние века чулки как самостоятельная часть одежды не были известны; в эпоху бургундской и испанской моды, т. е. до XVII века носили цветные, часто многоцветные чулки-панталоны. В средние века ноги от ступни через икры вплоть до колена обматывались узкими полосками материи. Только в XVI веке в Испании получили всеобщее распространение чулки, связанные вручную.

В те времена чулки носили и мужчины, причем они же были и основными потребителями сей продукции. Кавалеры эпохи барокко и рококо надевали к облегающим панталонам до колен белые шелковые чулки; при Людовике XIV носили светло-синие или красные чулки до колен. Элегантные женщины в подражание маркизе де Помпадур начинают носить кружевные чулки. В XIX веке с модой на длинные трубообразные брюки мужские чулки теряют свое значение, укорачиваются, постепенно превращаясь в носки, которые являются частью мужской одежды до наших дней. Женщины в середине XIX века начинают носить белые чулки; чем больше укорачиваются женские юбки, тем большее внимание уделяется чулкам и обуви. В 1900-1914 гг. в моду входят фантастические ажурные чулки, большей частью кружевные, с различными узорами (усики, цветочки), иногда же эти узоры имеют символическое значение (якорь, паутина). Материалом для этих чулок служит большей частью шелк и тонкий хлопок (так наз. флёр). Особенно элегантными считались гладкотканные чулки с ручной или машинной вышивкой определенного мотива - цветов, птиц и т. д. или с вставками из брюссельских кружев. Наряду с этими элегантными чулками носили чулки спортивного характера в клетку или полоску, которые тоже иногда надевались и к элегантному туалету. С развитием трикотажной промышленности nocrfe 1920 года побеждают шелковые чулки, преимущественно телесного цвета. В современную эпоху чулки из искусственного шелка полностью заменены чулками из синтетических волокон. Время от времени возвращается мода на цветные шерстяные или хлопчатобумажные чулки, вообще же шерстяные чулки, носки, гольфы, вязанные вручную или машинной вязки, остаются теперь принадлежностью исключительно спортивной одежды.

Под словом «обувь» подразумеваются все ее виды, форму-основу которых составляет подметка, покрывающая всю ступню и защищающая ногу от вредных внешних влияний. С античных времен известны сандалии со шнуровкой, которые использовались в повседневной носке вплоть до эпохи средневековья. До сих пор на Балканском полуострове носят «опанки», очень похожие на эти сандалии. В средние века начали носить особые носки из кожи или фетра, доходящие до колена, на которые, особенно в плохую погоду, обували деревянные сандалии. Каблуки появляются только в XVII столетии вместе с обувью до щиколоток, которая украшалась бантами, лентами и розетками. Красные каблуки и красные канты подметок были в то время привилегией придворных дам и господ. Наряду с ними в XVII веке носили большие сапоги, которые воронкообразно оттопыривались на уровне икры, а позднее даже украшались кружевом. В XVIII веке в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, в XIX веке их сменили высокие или полувысокие ботинки.

Башмаки с пряжкой - обувь XVIII столетия, снабженная черным каблуком и, в соответствии со средствами владельца, серебряной или золотой пряжкой, иногда даже украшенная драгоценными камнями. Такие башмаки надевали кавалеры к белым чулкам и коротким обтягивающим панталонам в торжественных случаях и на выход. Их называли escarpins. В восьмидесятые годы XIX века в Англии появилась практичная обувь на низком каблуке и с тупым носом. Эта обувь любого вида (полуботинки или ботинки на шнуровке) изготавливалась только из черной или коричневой кожи, а для особых случаев даже из черной лакированной кожи; легкие летние ботинки делались из белого полотна.

Башмаки «утиный клюв». После 1450 года острый нос клювообразных башмаков становится более коротким и закругленным, как бы напоминающим «утиный клюв». Так возникает обувь с таким названием. Другие названия: «вольи пасти», «медвежьи лапы». Эти плоские, очень открытые башмаки с широкими закругленными носками были особенно типичны для времени Реформации. Изготавливались они чаще всего из желтой или черной кожи; дворяне носили башмаки из тонкой цветной кожи, бархата или шелка.

Ботинки со шнуровкой (Stiefeletten) - низкие ботинки первой и второй трети XIX века.

Гамаши - застегивающиеся чулки из сукна или кожи, иногда также вязаные, без ступни. Уже франки и лангобарды носили зашнуровывающиеся чулки как средство защиты от непогоды; гамаши же в современном понимании появились только в XVII веке во Франции, и оттуда распространились в остальные страны. Для гамашей характерна застежка на пуговицы по бокам. В XVIII веке они были принадлежностью солдатской униформы. С появлением галош они утратили свое практическое значение в дамской моде. В мужской моде иногда появляются короткие полугамаши: летом - из белого полотна (предохраняют попадание пыли в обувь), а зимой — из светлосерого сукна.

Деревянные башмаки - вырезались из куска дерева и различным способом украшались, даже инкрустировались серебром. Носят их до сих пор в приморских странах (Голландия, Финляндия, Фризские острова), потому что по песку удобнее ходить на деревянной подошве, чем на кожаной.

Домашние туфли - мягкая обувь, делается из фетра или шерсти.

Калиге—сапоги римских воинов с подошвой, укрепленной острыми гвоздиками. Удерживалась на ноге с помощью ремешков, которые оставляли кончики пальцев свободными, а над щиколоткой шнуровались, образуя подобие сетки.

Калцеус - римский кожаный ботинок, доходящий до щиколотки, позднее был заимствован некоторыми германскими племенами. Карбатина - самый распространенный тип античной обуви. Она представляла собой кусок коровьей кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке.

Клювовидные башмаки (Schnabelschuhe) - были завезены в Европу с Востока во время крестовых походов в XII и XIII столетиях. Во Франции они получили название poulaine и прижились везде, где господствовала бургундская мода. Они были пестрые, как и одежда того времени. Мысы башмаков были в два раза длиннее, чем собственно подошва, поэтому их приходилось прикреплять небольшими цепочками под коленом, чтобы в них вообще можно было ходить.

Котурн (греческий kothornos) - обувь на толстой пробковой подошве, пользовалась популярностью в античной Греции в высших сословиях. Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны изготавливались из цветной кожи и богато украшались.

Крестьянские башмаки (Bundschuhe) — тип лаптей. Они представляли собой подошву с загнутыми краями, прикрепляемую к подъему ноги ремешками. Этот тип обуви был известен уже древним германцам, сельские жители пользовались ею вплоть до XVI—XVII веков. С XIII века они стали символом народных масс, с XV века - боевым символом восставших крестьян. В Чехии их также называли опенками и изготавливали из лыка, фетра и дерева. Лапти - недолговечная обувь из лыка, березовой коры и т. д.

Ледерсены (Ledersen) - высокие мужские сапоги.

Пантофли - произошли от котурна, через Византию попали в Италию, где их называли «пантофли» - пробковая обувь, а в конце XV века появляются во Франции (pantoufle). Первоначально это была модная мужская обувь, которая была призвана делать мужчин более импозантными. В XIV и XV веках пантофли сажались на толстую деревянную подошву и обувались на модную в то время клювообразную обувь (по-немецки их называли Trippen).

В XVI веке пантофли становятся принадлежностью исключительно женской моды. В конце XVIK века они превращаются в обычные домашниетуфли, которые получают разнообразные областные названия.

Сандалии (из греческого) - самая древняя обувь вообще. Представляла собой просто подошву, прикрепленную к ноге ремешками. Древние египтяне изготавливали эту обувь из соломы, лыка или папируса. Классическая форма сандалий запечатлена на греческих скульптурах. Римляне называли свои сандалии solea. В находках из коптских гробниц, кроме сандалий, обнаружен еще другой вид обуви со шнуровкой, изготовленный из кусков кожи, края которой нарезаны ремешками. Сандалии появились еще раз в конце средневековья, но потом надолго утратили свое значение и вновь вошли в моду только в конце XVIII столетия во Франции в эпоху Директории, когда господствовала мода, подражающая античности.

Сапоги — по всей вероятности, уже с самого начала были солдатской обувью, и известны уже по скульптурным произведениям древнего времени; не забыты также и сапоги диктатора недавнего времени.

Скулпонэ - деревянные башмаки римских рабов и бедноты.

Триппен (Tripperi) - в XV и XVI веках своего рода верхняя обувь, которая надевалась на клювовидные ботинки. Эта обувь делалась на деревянной подметке, которая присоединялась к ботинку с помощью кожаных ремешков.

Чулки-панталоны (Beinling). В XII веке бывшие в повседневной носке чулки-панталоны разделяются на панталоны и длинные чулки, которые присоединяются к первым с помощью шнуровки. К этой одежде носят высокие ботинки - до щиколотки. Иногда же к чулку просто прикреплялась кожаная подошва. С XV века чулки срастаются с панталонами в одно целое (см. bruche).

Эскарпэн (escarpin) — появились в конце XVIII века, сначала без каблуков и носились с камзолом и брюками до колен. В XIX веке они стали принадлежностью бального туалета мужчин. Иногда также называются Schallenschuhe - ботинки с пряжкой.

по материалам книги Иллюстрированная энциклопедия моды. авторы Людмила Кибалова, Ольга Гербенова, Милена Ламарова

История обуви насчитывает не одну тысячу лет. Первые башмаки в истории человечества напоминали портянки, изготовленные из шкур животных и утеплённые травой изнутри. Подобные ботинки были надеты на ногах ледяной мумии человека «Эци», найденной в 1991 году в Эцтальских Альпах. Возраст мумии составляет около 5300 лет.

Ещё более древняя находка обнаружена в Армении при раскопках пещеры Арени: ботинки, сделанные из цельного куска кожи и затянутые шнурками, имеют возраст 5 500 лет. Но самой древней известной обувью считаются сплетённые из травы сандалии, которым 8000 лет. Эти сандалии найдены в пещерах штата Миссури (США) около полувека назад.

Обувь в Древнем Египте

В Древнем Египте носили сандалии из волокон пальм и папируса. Эта обувь, напоминающая современные «шлёпанцы», держалась на ногах благодаря кожаным ремешкам. По свидетельству «отца истории» Геродота, на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города. Сандалии разрешалось носить только представителям высшей знати, и даже супруга фараона ходила босой.

Обувь в Древнем Израиле

В библейские времена евреи изготавливали обувь в виде кожаных сандалий, к подошве которых крепились ремешки. Во время носки ремешки обёртывались вокруг стопы, захватывая и голеностопный сустав. Именно в такой обуви Иисус Христос ходил по Земле Обетованной.

Обувь в Древней Греции

Древние греки совершили революционный скачок в развитии обувной индустрии, пошив левый и правый ботинок по разным выкройкам.

Обувь в Древнем Риме

Древние римляне изготавливали несколько видов обуви. Деревянную обувь с кожаным верхом носили бедняки. Должностные лица обували сандалии, ремни которых поднимались выше лодыжки. Чиновники из знатных семей надевали высокие башмаки из кожи. Солдатской обувью служили «калиги» - полусапоги, состоящие из кожаных чулок и сандалий с ремнями. Именно по названию этой обуви римский император Гай Юлий Цезарь получил своё прозвище - Калигула, что на латыни означает «сапожок».

Обувь в Древней Индии

В Древней Индии религия запрещала использовать телячьи кожи, поэтому обувь делали из душистых пород сандалового дерева. Туфли из ткани, пошитые для индийских махараджи, отличаются богатством отделки. Они расшиты нитями из чистого золота и декорированы драгоценными камнями.

Обувь в эпоху средневековья и классицизма

В средневековой Европе в моду вошли остроносые туфли и сапоги. Щёголи украшали кончики носков колокольчиками или бубенчиками. Чтобы зрительно увеличить рост вельможи и сделать обувь более изящной, к ней прибивали деревянные каблуки. До XVIII века дамы носили грубые ботинки на толстых каблуках, но затем на смену им пришли элегантные туфельки из бархата, шёлка и яркой парчи. Кавалеры обували ботфорты, а на бал надевали туфли с бантами из атласной ленты. В конце XIX века в России получили широкое распространение валенки, до этого покупку войлочных сапог могли позволить себе лишь состоятельные люди. Начиная с XII века и до 1930-х годов, русские, литовцы и латыши плели лапти из древесного лыка и берёсты.

Обувь в XX веке

В начале века обувное производство в России процветало в Марьиной роще. В местных мастерских трудились башмачники, успешно конкурировавшие с заграничными обувщиками. За прошедшее столетие разработано столько моделей и фасонов обуви, сколько человечество не придумало за всю историю своего существования. Сегодня в условиях жёсткой конкуренции существует лишь одна проблема - выбора! На фоне изобилия товаров во главу угла ставятся показатели качества и комфортности обуви.

Что такое обувь? Под этим словом подразумевают все ее виды, форму-основу которых составляет подметка, покрывающая всю ступню и защищающая ногу от вредных внешних влияний.

С античных времен и вплоть до средневековья самой популярной обувью были сандалии со шнуровкой. До сих пор на Балканском полуострове носят «опанки» — сандалии, очень похожие на эти.

В Средние века начали носить специальные носки из кожи или фетра, доходящие до колена, на которые, особенно в холод и ненастье, обували деревянные сандалии. Каблуки появляются только в 17-м столетии вместе с обувью до щиколоток. Эта обувь украшалась бантами, лентами и розетками. Придворные дамы и господа имели особую привилегию — они носили обувь с красными каблуками и красными кантами. Еще один популярный вид обуви в 17-м столетии — большие сапоги, которые воронкообразно оттопыривались на уровне икры,а позднее даже украшались кружевом.

В 18-м веке в моду входят дамские туфли на высоком каблуке, а уже в 19-м их сменяют высокие или полувысокие ботинки. Щеголи 18-го века носили башмаки с пряжкой — серебряной или золотой (все зависело от благосостояния франта), иногда пряжку украшали драгоценными камнями. Такие роскошные башмаки кавалеры надевали в особенно торжественных случаях и на выход. Носили их с белыми чулками и короткими обтягивающими панталонами.

В 80-е годы 19-го века в Англии появилась практичная обувь на низком каблуке и с тупым носом. Это были полуботинки или ботинки на шнуровке, исключительно из черной или коричневой кожи, а легкие летние ботинки делались из белого полотна.

Но самая древняя обувь, конечно, это сандалии. Сначала это были просто подошвы, прикрепленные к ногам ремешками. Древние египтяне изготовляли эту обувь из соломы, лыка или папируса. Римляне называли свои сандалии «solea».

В Античной Греции в высших сословиях пользовалась популярностью обувь на толстой пробковой подошве. Со времен Эсхилла ее носили актеры в греческих трагедиях, чтобы выглядеть выше на сцене. Котурны — так называлась эта обувь — изготовлялись из цветной кожи и богато украшались.

От котурнов произошли «пантофли» — пробковая обувь. В конце 15-го века это была модная мужская обувь, призванная делать мужчин более импозантными. В 14-м и 15-м веках пантофли сажались на толстую деревянную подошву и обувались на модную в то время клювообразную обувь. В 16-м веке пантофли стали носить только женщины, а в конце 18-го века они попросту превратились в домашние туфли.

Во время крестовых походов в Европу с Востока завезли клювовидные башмаки. Они были пестрые, как и одежда того времени. Мысы башмаков были в два раза длиннее, чем сама подошва, поэтому их приходилось прикреплять небольшими цепочками под коленом, чтобы в них вообще можно было ходить.

После 1450 года острый клюв клювообразных башмаков становится более круглым. Такую обувь называют «утиный клюв», «вольи пасти», «медвежьи лапы». Чаще всего такие башмаки делали из черной или желтой кожи, а дворяне носили «утиный клюв» из бархата или шелка.

В приморских странах до сих пор носят деревянные башмаки. Эту древнюю обувь вырезают из куска дерева. Раньше такие башмаки украшались различным способом и даже инкрустировались серебром. Жители Голландии, Финляндии и Фризских островов убеждены, что по песку удобнее ходить на деревянной подошве, чем на кожаной.

Еще один распространенный тип античной обуви — карбатина. Она представляла собой кусок коровьей кожи, вырезанный в форме подошвы, который прикреплялся к щиколотке шнурками, пропущенными через дырки в кожаной подметке. Позднее такую обувь носили крестьяне. Сельские жители пользовались ею вплоть до 16-17-го веков. С 13-го века они стали символом народных масс, а с 15-го века — даже боевым символом восставших крестьян. А теперь попробуйте угадать, что это такое: «Из липы свито дырявое корыто, по дороге идет, клетки кладет». Конечно, это — лапти. А это: «привяжешь — пойдут, отвяжешь — останутся». Догадались?



2007 год — Год русского языка

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.

(Лихачев Д. С. «Раздумья»)

Такие заветы оставил вам, ребята, выдающийся ученый-гуманист Дмитрий Сергеевич Лихачев. Это имя вы все хорошо знаете. Осенью во всех школах нашей страны прошли уроки, посвященные Году русского языка, и уроки памяти Д. С. Лихачева. В Петербурге и Ленинградской области на этих уроках школьники познакомились с замечательными книгами Д. С. Лихачева в рамках общегородской программы «Толерантность». Эти уникальные издания подарил ребятам и педагогам петербургский Фонд «Мир книжной культуры».

Благотворительный фонд «Мир книжной культуры», созданный в память Д. С. Лихачева, в Год русского языка провел при поддержке Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации масштабную акцию «Книги Д. С. Лихачева школьным библиотекам» по всей России. Теперь каждый из вас, ребята, сможет взять в библиотеке своей школы и прочесть «Письма о добром» Д. С. Лихачева, а школьники Санкт-Петербурга и Ленинградской области — еще и книги «Великое наследие. Заметки о русском» (Классические произведения Древней Руси), «Слово о полку Игореве» и даже послушать аудиокнигу— «Д. С.Лихачев читает древнерусский текст "Слова о полку Игореве"».

С сентября по декабрь этого года Фонд и Сбербанк России проводят еще одну замечательную акцию — «Книги в дар библиотекам Петербурга». Все библиотеки муниципальных образований города на Неве получат в подарок от Фонда книги Д. С. Лихачева «Воспоминания», «Раздумья о России», «Письма о добром» и другие произведения выдающегося исследователя русской культуры, нашего великого современника.

Более двадцати лет назад на звездном небосклоне появилась новая звезда — малая планета № 2877 получила имя Дмитрия Сергеевича Лихачева. Пусть ее лучи, сияние этого имени осветит вашу дорогу в мир чтения и культуры, дорогие наши юные друзья! Радостных вам открытий и впечатлений!

Кандидат исторических наук Д. ОСИПОВ.

История русского средневекового костюма и сегодня остается слабоизученной темой. Если в Разрядных книгах, Лицевых подлинниках, в описаниях царских свадеб, описях имуществ и других рукописных материалах упоминаются царские наряды и одежда знати, то, как выглядел простой горожанин, остается практически неизвестным. Русский историк и археолог И. Е. Забелин отмечал: "Древние наши летописи, как и другие древние письменные памятники, не оставили нам подробностей о старом быте, при помощи которых возможно было бы с точностию изобразить всю обстановку древней жизни. Так, относительно древней нашей одежды мы получаем некоторые очень и очень немногие ее названия и не имеем понятия, какого покроя была эта одежда. С другой стороны, мы имеем даже рисунки верхней одежды и не можем достоверно сказать, как эта уже видимая нами одежда называлась". Еще меньше известно историкам о формах повседневной обуви, ее конструкции, декоре, способах раскроя и сборки. И действительно, сложно отыскать достоверную информацию о городской обуви даже допетровского времени. А между тем спрос на такую информацию достаточно велик. Как показала выставка, посвященная истории московской обуви XII-XVIII веков, эта тема привлекает внимание не только археологов, но и театральных художников, этнографов, искусствоведов, современных обувщиков-технологов да и участников клубов исторической реконструкции.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Изображение фараона Хнумхотепа, обутого в сандалии, которые никто (кроме знати) не имел права носить. ХХ век до н.э.

Сапожные принадлежности и инструменты XVII века, найденные при раскопках на улице Пречистенка в Москве: 1 - лекала из бересты; 2 - сапожные иглы; 3 - раскроечный мел; 4 - воск; 5-7 - ножи; 8 - ножницы; 9 - оселок; 10 - шило.

Сандалии и башмаки времен Древнего Рима, а также часть военной экипировки для защиты ног - поножи.

Такие туфли XII века были найдены во время раскопок в Московском Кремле.

Башмаки XVII века, найденные при раскопках Манежной площади, имеют вшитую подошву, накладной задник и прорези для ременного крепления.

При раскопках в Москве обнаружена очень простая и широко распространенная обувь, бытовавшая почти без изменений на протяжении XII-XIX веков, - поршень. Эту обувь сгибали из единого куска кожи, складывали носок, а остальное собирали и подтягивали ремешком.

Эти сапоги, богато украшенные вставками, изображены на гравюре немецкого дипломата и путешественника Зигмунда Герберштейна, побывавшего в России в 1517 и 1526 годах.

Обувная колодка-правило, на которой будущий башмак или сапог выправляли с помощью молотков, какие показаны справа.

Офицер драгунского полка начала XVIII века в ботфортах.

Ботфорты - не столько обувь, сколько доспехи, надежно защищавшие ноги всадника во время атаки на строй пехотинцев.

Один из образцов так называемых форейторских сапог. В них вставляли уже обутые ноги. Форейторские сапоги крепились к оглоблям, составляя как бы единое целое с упряжью.

Богато украшенные золотым шитьем по бархату домашние сапоги. Россия, XIX век.

Такими вплоть до конца XIX века оставались кожаные галоши.

Самой первой обувью, предохранявшей ноги от холода, была шкура с ног животного, снятая чулком. Такие "башмаки", существовавшие уже в каменном веке, известны по этнографическим материалам, хранящимся в парижском Музее человека. А вот подлинная древнейшая обувь в виде мягких меховых сапог с пришитой подошвой найдена археолога ми в курганных погребениях скифского времени (IV век до н.э.) Центрального Алтая.

В южных краях, где не было надобности защищать ноги от холода, развитие обуви шло по иному принципу. Здесь она изначально подчеркивала высокое социальное положение ее владельца; к примеру, в Древнем Египте сандалии могли носить только фараон и его ближайшее окружение. Это подтверждает сохранившаяся фреска на стенах гробницы фараона Хнумхотепа в Бени-Гасане (Египет. Среднее царство, XII династия. XX век до н.э.).

Обувь не только подчеркивала сословную принадлежность человека, но и служила своеобразным опознавательным признаком, определяющим род. "Так было прежде у Израиля при купле и при мене, для подтверждения какого-либо дела: один снимал башмак свой и давал другому и было это свидетельством Израиля " (Книга Руфь, глава 4, стих 7).

В древности обувь изготавливали из шкуры задних ног тотемного, то есть священного для данного племени или рода, животного. Считалось, что только в этом случае она будет обладать всеми необходимыми качествами. Этнографические исследования северных народов подтверждают устойчивость этой традиции: детали меховой одежды человека строго соответствовали частям шкуры животного - это, кстати, отражено и в этимологии. Так, у ненцев, хантов и манси название меховой куртки - парка (порга) переводится как "туловище". Для изготовления рукавиц ненцы и ханты использовали камусы - куски шкуры с передних ног оленя, а обувь шили только из камусов задних ног (саамское "камус" - шкура с ног оленя, песца, зайца).

При переходе человека по какой-либо причине из одного рода в другой, сопровождавшемся сменой правового статуса, следовала и смена обуви. Интересные исследования ритуальных свойств обуви провела сотрудница Государственного Эрмитажа Е. И. Оятева. В частности, она приводит описание обряда введения в род незаконного сына, зафиксированного в древненорвежском судебнике. Кульминационное действие обряда - вступление нового члена рода в ритуальный башмак, символизирующий "след тотема". Таким образом посвящаемый приобщался к роду тотема и получал его покровительство и защиту.

Та же практика существовала при передаче прав на наследство незаконнорожденному сыну. Наследником в полном смысле этого слова он мог стать лишь после того, как наступал на след (термин "наследник" возник задолго до появления понятия о наследовании имущества). Важно отметить, что вступать в ритуальный башмак или на след тотема надо было только "правильной", то есть правой, ногой. Неслучайно во многих языках правая сторона символизирует все светлое, правильное, доброе, тогда как левая - темное, злое и несправедливое. В этой связи интересно сравнить смысловой и дословный перевод такой английской фразы: "The boot is on the other leg". Это идиома - "Другой виноват", а в дословном переводе - "Сапог на другой ноге".

Всем известно идиоматическое выражение: "встать не с той ноги" - с левой. Но древний человек и обувь наделял магической силой. В России магические свойства обуви проявляются в некоторых ритуальных действах и гаданиях, где башмак с правой ноги выступает в качестве амулета-оберега. Или вспомним крещенские гадания, описанные в балладе "Светлана" Василием Андреевичем Жуковским:

Раз в крещенский вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.

Куда покажет носок упавшего за ворота башмачка, оттуда и ждать сватов.

История обуви - неисчерпаемая тема. Ее изучение порой дает ответы на самые разнообразные и невероятные вопросы. И тем не менее в современной литературе по истории костюма (включая мультимедийные издания и ресурсы мировой информационной сети) трудно отыскать достоверную информацию по истории обуви. На сайте единственного в России Музея обуви имеется только справочная информация, а многочисленные обувные русскоязычные сайты в основном носят рекламный характер.

Между тем в Европе существует не менее двух десятков специализированных музеев, многие из которых насчитывают в своих коллекциях десятки тысяч обувных моделей. В них же демонстрируются сапожные инструменты, разнообразные аксессуары и экзотические модели, собранные со всего света. В Италии это широко известный Флорентийский музей имени Сальваторе Феррагамо, в Англии - крупный обувной музей, расположенный в городе Стрит, среди немецких крупнейшим считается Музей обуви и кожи, находящийся в городе Оффенбахе. Такие музеи ведут активную работу и являют собой образовательные центры, на базе которых проводят занятия и конкурсы для дизайнеров, этнографов, историков костюма, археологов и современных обувщиков-технологов.

Уникальные образцы кожаной и матерчатой обуви в России рассредоточены в фондах разных музеев. Так, обширная коллекция моделей конца XVIII-XIX веков экспонируется в уже упомянутом Краеведческом музее города Кимры Тверской области, считавшегося в XIX веке "столицей сапожного царства". Великолепные экземпляры туфель XVIII и XIX веков имеют фонды Государственного исторического музея, Государственного Эрмитажа и историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль". Однако по сложившейся традиции музеи не выставляют обувь как самостоятельную тему, а включают в общую экспозицию быта той или иной эпохи, где она теряется на фоне других экспонатов.

Единственная специализированная обувная выставка, получившая название "След в истории", прошла в 2002 году в Московском музее археологии на Манежной площади. Здесь была собрана московская обувь XII-XX веков, самые разнообразные ее виды - от простейших лаптей и кожаных поршней (см. фото вверху) до современных моделей. Особый интерес представляли сапоги и туфли XII-XVII веков, богато украшенные расшивкой, цветными вставками и тиснением. Находящиеся рядом детали костюма и разнообразные аксессуары лишь оттеняли основные экспонаты, подчеркивая их связь с одеждой.

Почему такая выставка разместилась в стенах археологического музея? Да потому, что бoльшая часть представленных на ней моделей и сапожных инструментов, датированных XII-XVIII веками, была найдена во время раскопок в Москве.

Обнаружение обуви в культурном слое - довольно редкий случай, поскольку кожа и другая органика, пролежав в грунте не одно столетие, как правило, очень плохо сохраняются. Но и найти обувь это еще не все. Извлеченные из слоя находки начинают интенсивно высыхать и разрушаться. Чтобы вернуть коже ее утраченные свойства и собрать из разрозненных кусочков целые формы, требуются услуги высокопрофессиональных реставраторов. И в конечном счете этот кропотливый труд оказывается оправданным.

Взяв в руки подлинную средневековую обувь, можно убедиться в высоком уровне мастерства ее изготовителей. Например, верх кожаных туфель XII века (из раскопок в Московском Кремле) выкроен из одного куска кожи, обернутого вокруг стопы. Отложные берцы (удлиненные боковины головок) скрывают линию прорезей, в которые пропускались ременные оборы (шнурки), крепившие обувь к ноге. Головка туфель богато орнаментирована расшивкой, располагавшейся по оси носка.

Средневековые мастера, работавшие вручную, использовали оригинальные приемы, которые повышали качество их продукции. Например, чтобы добиться большей износоустойчивости подошвы, ее кроили с удлиненной и заостренной пяткой, которую затем вшивали в соответствующий вырез мягкого задника. Это позволяло вынести шов из зоны наибольшей нагрузки и предохранить нить от намокания и истирания.

В XII веке бoльшая часть обувных мастерских занималась как выделкой кожи, так и шитьем обуви. Однако довольно скоро сапожники отделяются от кожевников. Обувные лавки тяготеют к местам торга и оживленным улицам. А кожевники и сыромятники образуют свои компактные поселения - слободы, где-нибудь на берегах рек или больших ручьев с проточной водой: кожевенное производство требовало много воды.

В Москве сыромятная конюшенная слобода, или Сыромятники, появляется в начале XVII века на правом берегу Москвы-реки, где еще в XVI веке был густой лес, принадлежавший Андроньеву монастырю. По переписи дворов 1638 года эта слобода насчитывала 38 дворов. В 1653 году ее население составляло уже 53 двора. С XVIII века, после перемещения столицы в Петербург, тяглецы сыромятной слободы перестали получать большие заказы, и этот район постепенно заселился представителями других профессий и сословий. Сегодня название этой московской слободы сохранили Верхняя и Нижняя Сыромятнические улицы, расположенные в районе Курского вокзала.

Так называемая "Кожевницкая черная полусотня" известна с конца XIV века. По преданию, она основана татарами, занимавшимися выделкой кож из лошадиных шкур. По переписи дворов 1638 года эта слобода насчитывала 51 двор, а в 1653 году их стало 74. В современном городе название слободы сохранила Кожевническая улица, пролегающая от Павелецкого вокзала до Новоспасского моста.

Выделка кожи и производство обуви - долгое и трудное занятие, поэтому и стоили сапоги недешево. В XVI веке за пару обычных сапог платили в среднем от 25 до 50 копеек, за эти деньги тогда можно было купить семь пудов ржаной муки или пуд коровьего масла.

Шитью обуви нужно было долго и упорно учиться. Срок ученичества для сапожного дела в средневековой Москве составлял пять, реже - три-четыре года. Если ученик сам платил за обучение или это делал пославший его на обучение помещик, то срок ученичества мог сократиться и до двух лет. После окончания ученичества мастер обязан был снабдить ученика необходимыми инструментами.

Подмастерье занимал промежуточное положение между учеником и мастером. Прежде чем открыть самостоятельное дело, его дважды должны были освидетельствовать, иначе говоря, он демонстрировал свою работу и выполнял заданный от управы "урок". Для получения должности мастера существовал возрастной ценз - не моложе 24 лет.

Фасоны сапог - основного вида городской обуви на протяжении четырех столетий - постоянно менялись. В XVI веке, после Ливонской войны, в России быстро распространяется наборный каблук. В первой трети XVII века в моду входят сапоги с особенно высоким каблуком. При раскопках нередко встречаются женские туфли с очень высоким каблуком - 7-8 сантиметров. На таких каблуках женщины, должно быть, выглядели беспомощно, поскольку обувная конструкция того времени не предусматривала супинаторов, а также жестких берцев, которые держали бы стопу. История лишний раз подтверждает, что тяга к красоте, как она понималась в разное время, толкала людей на любые муки. Кстати сказать, нездоровое увлечение "высокой модой" осуждалось православной церковью. Митрополит Даниил, блюститель старины и обличитель дурных нравов, высказывался так: "Ты на небо не взираеши … яко свинья пребывая долу ничиши о красоте сапожной весь ум свой имея…"

Увеличивается численность городского населения, и вслед за этим происходят перемены в организации городских ремесел. В начале XVIII века указами Петра I в России вводится цеховая организация по типу средневековых цехов Западной Европы. Одной из первых мануфактур в Москве становится кожевенный двор, основанный в 1701 году.

Процесс разделения труда происходит и в обувном производстве. В начале XVIII века появляются цеха башмачников, сапожников, черевичников. (Черевички - мягкие туфли, сшитые из тонкой кожи с чрева - черевия - животного.) Специалисты отмечают, что особенностью русского цехового строя было отсутствие многочисленных ограничений на права вступления в цех, которые существовали в городах Западной Европы. Уже в первом указе о создании организации городских ремесленников предписывалось: "В цехи писать ремесленных всяких художеств и гражданских жителей как из Российских всяких чинов, из иноземцев завоеванных городов, так и чужестранных людей ". Принцип открытых цехов сохранялся в России до конца XIX века, когда цеховую систему упразднили.

С конца XVII века в армии по европейскому образцу наряду с мундирами вводится специальная обувь. В фондах отдела ткани и костюма Государственного исторического музея хранятся рейтарские ботфорты (от французского bottes fortes) - высокие сапоги с широким раструбом. Такие сапоги можно видеть на портретах Петра I и его сподвижников. Специальные ботфорты носили офицеры конных полков. Высота их голенища достигала 65 сантиметров. Однако эти громоздкие и тяжелые сапоги являлись не столько обувью, сколько выполняли роль доспеха. Из-за громоздкости они непригодны для пеших прогулок, зато надежно защищали ноги всадника при столкновении с вражеской пехотой.

В качестве защитного кожуха использовали и так называемые форейторские (ямщицкие) сапоги. Форейторами (от немецкого Voreiter) называли верховых, сидящих на одной из передних лошадей, запряженных цугом. В такие сапоги, крепившиеся к оглоблям и составлявшие одно целое с упряжью, вставляли уже обутые ноги. Жесткая кожа этого "сапога" предохраняла ноги от ударов или давления оглобли при повороте и защищала от дорожной грязи.

Обувь второй половины XVIII и XIX веков практически не отличается от западноевропейских моделей. В крупных московских магазинах можно было купить модную обувь ведущих европейских производителей. Цветные репродукции из французского журнала "Галатея" донесли до нас образцы модного костюма пушкинской эпохи. Видно, как на смену сапогам снова приходят башмаки и туфли. Знатным людям сапоги продолжали служить лишь на охоте или в качестве домашней обуви.

В Историческом музее хранится пара так называемой "внутрипокойной" обуви - сапоги столичного вельможи графа Николая Шереметева, изготовленные из зеленого бархата и богато украшенные золотым шитьем. Такую обувь носили дома вместе с домашним халатом - шлафроком (от немецкого Schlafrock - cпальная одежда). Несмотря на то что шлафрок - это домашняя одежда, не считалось зазорным принимать в нем гостей, но лишь в том случае, если халат был дорогим, с богатой отделкой.

К обуви, практически вышедшей ныне из употребления, относятся резиновые галоши. Но еще более непривычны для нас галоши кожаные. Несмотря на то что резиновая обувь была известна с 1803 года, галоши до конца XIX века чаще делали не из каучука, а из кожи. Они имели вид невысоких полуботинок, надеваемых поверх более легкой обуви, предохраняли ее от грязи и сырости. О преимуществе кожаных галош перед резиновой обувью говорит обозреватель столичных мод за 1860 год: "Конечно, резиновые галоши лучше других исполняют свое назначение, но они так безобразны, что многие от них отказываются и употребляют кожаные галоши ".

С развитием машинного производства не только расширяется ассортимент продукции, но и увеличивается ее количество. Первое упоминание о швейной машине появляется в газете "Ведомости Московской городской полиции" за 1856 год: "В магазине Беккера на Кузнецком мосту получена между прочими вещами американская машина самошвейка, шьющая всякие материалы, на которой ребенок может производить работу за 11 человек". А в 1883 году в Америке запатентована обувная машина, заменившая наиболее сложную ручную операцию в создании обуви - затяжку. При ручной работе мастер за десятичасовой рабочий день мог затянуть колодки 5-10 пар. Машина за то же время обрабатывала 500-700 пар.

В начале XX века в женскую моду прочно входят высокие ботинки на шнурках. Эту уличную обувь носили с пальто. Высокие каблуки и узкая колодка таких моделей подчеркивали изящность щиколотки, обнажавшейся из-под приподнимавшегося края одежды. Прочная шнуровка и жесткие берцы надежно фиксировали стопу. По сути, эта конструкция представляла собой спущенный на ногу корсет. Удобная и красивая обувь оставалась в моде не одно десятилетие и неоднократно повторялась впоследствии. У мужчин в это время становятся популярными полуботинки.

Об обувных фасонах того времени рассказывает журнальная реклама. Особенно широкий выбор предоставляли покупателям известные московские обувные магазины В. Свешникова и Л. Королева, располагавшиеся на Никольской улице и на улице Ильинка, напротив Гостиного двора.

Сегодня настоящих сапожников, владеющих навыками ручного изготовления обуви, практически не осталось. Сложная технология этого процесса, требующая высокого мастерства, дает, как нам кажется, право реабилитировать слово "сапожник", долгое время означавшее отсутствие профессионализма.

Главными знатоками и ценителями обуви в истории были мужчины. Египетские и римские мужи презрительно «топтали» изображения своих врагов. Французы с помощью длинных носов пулен заигрывали с девицами. Доигрались до такой степени, что Ватикан проклял пулены. Туфли на высоком каблуке изначально носили исключительно мужчины…

«Топтать ногами»

Самой ранней и древней формой обуви считают сандалии — твердую подошву, которая с помощью ремешков закрепляется на ноге. Веками предпочтение им отдавали египтяне, которые уже в 35-м столетии до н. э. изготовляли сандалии точно по ноге. Для этого они оставляли отпечаток на мокром песке.

Первоначально в сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Мастерили их из пальмовых листьев или папируса, ремешки украшали золотом и драгоценностями. На подошвах зачастую изображали врагов, чтобы в торжественном шествии «топтать» их ногами. Аналогичная традиция была и у древних римлян.

Пика популярности сандалии достигли во времена античности — их носили представители обоих полов и почти всех сословий. Распространение христианства и изменение костюма, который обязан был закрывать «греховную плоть», постепенно вытеснило этот тип обуви из обихода.

Символ власти

В силу природно-климатических условий жители Армении с давних времен носили обувь закрытого типа — сапоги и башмаки. Сложную модель, башмаки с высоко приподнятыми носками, сшитую из одного куска кожи, делали уже в III–II веках до н. э.

Не одно столетие обувь была символом могущества и верховной власти. Только царям Армении и членам его семьи разрешалось носить башмаки или сапоги красного цвета. За ослушание казнили.

Одной из царских наград, милостиво даруемой особо отличившемуся подданному, являлся один сапог или башмак красного цвета.

Символ флирта — «коготь Сатаны»

Во Франции, Англии, Германии в XIV–XV веках в моде были пулены, обувь с длинными узкими носами. История предлагает несколько версий начала модной тенденции, наиболее правдоподобны две из них.

Первая версия гласит, что у Готфрида Плантагенета, графа Анжуйского, на большом пальце ноги заметно выступал нарост. Чтобы скрыть недостаток, он стал носить ботинки с загнутыми вверх носками. Подданные, естественно, решили угодить графу. По другой версии, моду ввели рыцари, которые подобным образом демонстрировали свою непричастность к труду.

В скором времени король Англии Эдуард IV жестко регламентировал длину пуленов в зависимости от сословия. Высшей знати разрешалось, чтоб длина носа ботинка достигала две с половиной ступни — примерно 70 см, родовитым дворянам — две ступни, рыцарям — полторы ступни, горожанам — одну, а простолюдин ограничили длиной в половину ступни (15 см).

Богатые щеголи козыряли друг перед другом. Они украшали носы пулен фигурками зверей, драгоценностями, колокольчиками и даже миниатюрными зеркалами. Носы пулен иногда привязывались шнурками или цепочками к коленям или даже к талии.

На каком-то этапе пулены стали символом флирта. С помощью длинных носов раскрепощенные мужчины заигрывали с девицами. Церковь видела в обуви угрозу благопристойности и назвала ее «когтем Сатаны» для ловли запретных наслаждений. Ватикан проклял пулены.

Символ мужской гордости, присвоенный слабым полом

В XVII–XVIII веке особой гордостью мужчин были ботфорты — сапоги с высокими голенищами на каблуках со шпорами. Наверху пришивались раструбы, которые закрывали колено.

Родиной ботфорт предполагается Испания, где их изготавливали и использовали сугубо в военных целях кавалеристы. Попав во Францию, они снискали небывалый успех.

Благодаря королю Генриху IV ботфорты перестали считаться форменной военной частью одежды, их стали носить и представители светского общества. При посещении балов раструбы отворачивались книзу, создавая дополнительный декоративный элемент.

Изначально ботфорты имели строгий вид. Но в XVIII веке мужчин обуяла страсть к украшениям и удорожанию сапог. Подкладку изготавливали из красного шелка, шпоры — из серебра или тонкого металла, которые при ходьбе мелодично бренчали.

Рост имеет значение

С самых древних времен мужчины маленького роста усиленно стремились казаться выше. В древности греческие и римские актеры трагедии, изображающие богов, надевали котурны — ботинки или сапоги на высокой подошве, — чтобы увеличить рост, придав облику величие и торжественность.

Эту идею переняли императоры, которые равняли себя с божествами. Иногда подошва была высотой в локоть, так что котурны напоминали ходули. Высокую обувь носили и смертные мужчины, но это рассматривалось скорее как вызов или как знак пренебрежения к другим людям. Отсюда пошло выражение «стать на котурны» — вести себя напыщенно, с ложной внушительностью, показывая свою значимость.

Туфли на каблуке также первоначально являлись частью мужской моды. В Европу они пришли из Персии. Ездовые сапоги на высоком каблуке имели практичное значение для всадников. Когда наездники приподнимались на стременах, каблук помогал фиксировать позу, чтобы прицелиться из лука.

Для средневековой Европы сапоги на каблуках были абсолютно непригодны, но именно непрактичность привлекала знать. А королю Франции Людовику XIV каблук «подарил» 10 см к его росту (163 см).

Часто каблуки его туфель украшались изображениями батальных сцен. Причем обувь была неизменно красного цвета, так как символизировала мужество и воинственность, ну и богатство — красители стоили весьма дорого.

После Великой французской революции высокие каблуки у европейских мужчин вышли из моды. У женщин, кстати, тоже.

Домашние тапочки, ставшие элегантной обувью

История лоферов восходит к норвежскому сапожнику Нилсу Грегориюссону Тверангеру (1874—1953) из Эурланна, который в 13 летнем возрасте отправился в Северную Америку, где в течение семи лет обучался сапожному ремеслу.

Вернувшись на родину в 1930 году, Тверангер представил обувь под названием «эурланнские мокасины», позднее переименованные в «эурланнские туфли». Они объединяли в себе черты индейских мокасин ирокезов и традиционных обуви норвежских рыбаков, которую носили в Эурланне/

Пожалуй, лоферы, ботинки без шнурков на подошве с низким широким каблуком, — самое позитивное изобретение. Очень комфортная обувь: удобно носить, удобно надевать и снимать. На то есть удивительное объяснение.

В XIX веке компания Wildsmith Loafer специально смоделировала туфли для британского монарха Георга VI (того самого, о котором рассказывается в фильме «Король говорит») как обувь для дома.

В XX веке лоферы распространилась по всему свету, но особенно популярны они стали в Америке. Продвинутые бизнесмены подметили практичную деталь: не надо завязывать шнурки.



Публикации по теме