“Недоросль” – пьеса Д. И

», помещица Простакова – очень своеобразный персонаж для комедии, написанной по правилам классицизма. Она выделяется и на фоне весьма «бледных» положительных персонажей, и не настолько отвратительно однозначна, как её сын Митрофан Простаков и брат Тарас Скотинин.

Безусловно, классицистическое «триединство» в комедии Фонвизина соблюдается. Но Простакова не типичный отрицательный классицистический персонаж, который согласно требованиям, должен вообще не иметь положительных черт.

Наша главная героиня – Простакова только с виду. Она Скотинина по рождению и по сути, и способна породить только нечто себе подобное.

Она – центральное лицо конфликта, который сформировался в комедии. Все проблемы были изначально завязаны на ней, и ею же созданы. Это женщина, которая была воспитана властным самодуром-отцом, принимавшим посетителей, «сидя на сундуке». Она выросла в богатстве и вседозволенности. Была выдана замуж, но сумела легко подавить волю мужа, поскольку, как видимо, была физически сильнее.

Все спорные вопросы она решает с помощью кулаков, и никогда не отказывает себе в возможности унизить, оскорбить и накричать на кого-то, а уж на крепостных – тем более. Все должно быть подчинено Простаковой и должно её радовать. Даже разбогатевший Стародуб – «благодетель», который обязан её облагодетельствовать. Кого же, как не её!

Землями и имуществом сироты Софьи она уже заблаговременно распорядилась – не пропадать же добру, тем более, что оно само идёт к ней в руки. Если не брату – то сыну, тем более что Софья – богатая наследница. Сама Софья никому не интересна, свиньи – только они по-настоящему занимают жениха Скотинина.

А жениху-недорослю Митрофану безразлично, на ком его женят – самые сильные эмоции он тоже испытывал при виде «свинок» - «как был ещё трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости»! Но то, что её, Простакова никогда не отпускала из рук. Помещица даже готова на откровенную низость, когда все получается не так, как она распланировала.

Но, как ни странно, это существо способно любить – беззаветно, не видя ничего отрицательного. Она обожает своего единственного сына какой-то животной любовью, готова порвать в клочья за обиду, нанесённую отпрыску: «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» Все, что ни скажет и не сделает её чадушко, она готова оправдать, защитить, броситься на обидчика. Это слепой материнский инстинкт животного, ни одно живое существо более его недостойно, только достойный наследник рода Скотининых, её малыш, её гордость и отрада.

В конце комедии Простакова полностью выбита из колеи и деморализована: у нее отнята власть над имением, Софья выходит замуж за другого и богатство потеряно – и даже обожаемый Митрофан без сожалений оставляет её, как только видит её провал. Но более всего помещицу убивает мысль, что власть, которая у нее была, потеряна безвозвратно.

Персонаж этот, безусловно, вызвать симпатию не может, уж больно непривлекательными чертами он наделен. Однако Простакова – это не одиночный персонаж, показавший нам в комедии «самодура русской жизни». Это типичный представитель «барства дикого», и, поскольку проблема эта была наболевшая, Фонвизин решает её кардинально – он показывает, как именно нужно поступать с такими, как она. И хотя крепостное право было отменено только лишь спустя шестьдесят лет после выхода «Недоросля», начало осмеяния «самодуров русской жизни» в литературе положил именно Фонвизин.

Простакова.

Идейный замысел обусловил состав действующих лиц «Недоросля». Комедия рисует типичных помещиков крепостников (Простаковых, Скотинина), их крепостных слуг (Еремеевну и Тришку), учителей (Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана) и противопоставляет им таких передовых дворян, какими должно быть, по мнению Фонвизина, всё русское дворянство: на государственной службе (Правдин), в области хозяйственной деятельности (Стародум), на военной службе (Милон).

Образ Софьи, умной и просвещенной девушки, содействует более полному раскрытию своеволия и невежества Простаковой; с Софьей связана и вся происходящая в «комедии» борьба.

Главное лицо комедии - помещица Простакова. - грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прощение у того, кто сильнее её (сцена с Правдиным в конце комедии), простакова невежественна. Она враждебно относится к просвещению; с ее точки зрения, образование излишне: «Без наук люди живут и жили», - говорит она.

Только подчиняясь необходимости, желая «вывести в люди» Митрофана, она нанимает ему учителей, но сама же мешает его ученью. В отношениях к людям она руководствуется только грубым расчётом, личной выгодой Таково, напри мер, ее отношение к Стародуму и Софье. Ради Личной выгоды она способна пойти даже на преступление (попытка похитить Софью, чтобы насильно выдать её замуж за Митрофана).

У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеколюбия, чувства человеческого достоинства.

Убеждённая закоренелая крепостница, она считает крепостных людей своей полной собственностью: с ними она может делать всё, что ей угодно. Как бы ни надрывались на работе её дворовые и крестьяне, они не могут угодить своей свирепой владелице. Болезнь крепостной приводит её в ярость «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!.. Бредит, бестия! Как будто благородная!» Даже преданную ей Еремеевну, няньку Митрофана, всячески старающуюся ей угодить, Простакова называет не иначе, как «старой ведьмой», «собачьей дочерью» и «скверной харей».

Простакова считает, что управлять хозяйством можно только с помощью ругани и побоев. Об этом она сама говорит Правдину, наивно полагая, что способы её управления достойны всякой похвалы: «С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка». Крестьян она совершенно обобрала, выжала из них всё, что только могла. «С тех пор как всё, - сокрушённо жалуется она брату, - что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Простакова деспотична и груба не только в отношении к крепостным. Тупого, робкого и безвольного мужа она ни во что не ставит и помыкает им, как хочет. Учителям Митрофана, Кутейки-ну и Цыфиркину, по году не платит жалованья.

Лишь к своему сыну Митрофану Простакова относится иначе. Она любит его, нежна к нему} Забота о его счастье, благополучии составляет основное содержание её жизни. «Одна моя забота, одна моя отрада - Митрофанушка», - говорит она. Свою материнскую любовь она сравнивает с привязанностью собаки к своему щенку. Поэтому её слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит ни Митрофану, ни ей самой ничего, кроме вреда.

Характер Простаковой, степень её умственного развития, положение помещицы и полновластной хозяйки в доме, отношение к окружающим людям - все это выразительно и ярко отражается в её речи.

Так, Тришку она называет «мошенником, вором, слотом, воровской харей, болваном», Еремеевну - «бестией». Её пренебрежительное отношение к мужу выражается и в насмешках над ним: «Сам ты мешковат, умная голова», и в грубых окриках: «Что ты сегодня так разоврался, мой батюшка?» «Весь век, сударь, ходишь, развес я уши». Она называет мужа «уродом», «рохлей». Но речь её становится иной в обращениях к сыну: «Митрофанушка, друг мой; друг мой сердечный; сынок» и др.

Вначале Простакова обходится с Софьей грубо деспотично: «Нет, сударыня, это твои вымыслы, чтоб дядюшкою своим нас застращать, чтобы мы дали тебе волю». «О, матушка! Знаю, что ты мастерица, да лих, не очень тебе верю». Когда же она узнаёт, что Софья стала богатой наследницей, тон её речи резко меняется: «Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя!»

Отсутствие культуры у Простаковой сказывается в употреблении ею просторечий: первоёт - вместо первый-то, ища - вместо ещё, деушки - вместо девушки.

Но Простакова - помещица; в своей среде она слышала и близкую к литературному языку речь людей того временя. Поэтому в её речи встречаются (правда, редко) и книжно-литературные слова и обороты, хотя и несколько искажённые: «письмецо амурное»; «это от того офицера, который искал на тебе жениться»; «рекомендую вам дорогого гостя нашего, господина Правдина»

Заискивающе, льстиво обращается она к Стародуму: «Гость наш бесценный! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Образ Простаковой живо и правдиво нарисованный, приобретает ещё большую убедительность, жизненность особенно потому, что Фонвизин показывает те условия, под влиянием которых сложился её характер и принял такие уродливые формы. Простакова выросла в семье, отличавшейся крайней невежественностью. Ни отец, ни мать не дали ей никакого воспитания, не привили никаких нравственных правил, не заложили с детства в её душу ничего хорошего, Но ещё сильнее воздействовали на неё условия крепостного права - её положение полновластной владелицы крепостных крестьян. Не сдерживаемая никакими нравственными устоями, полная сознания своей безграничной власти и безнаказанности, она превратилась в «госпожу бесчеловечную», тирана-изверга.

Наиболее емкая характеристика Простакова, героя фонвизинского «Недоросля», дана другим героем произведения, чиновником Правдиным: «Дурак бессчетный». Денис Иванович Фонвизин изобразил в своей комедии этот образ весьма технически. Он просто участвует в сюжете, не развивая его. Тем не менее он является распространенным типажом глупого и ленивого человека. Именно поэтому Фонвизин посчитал целесообразным внедрить именно такого бесталанного и бездуховного человека в свою блестящую комедию.

Дворянское происхождение

В сущности, его, не приобретшего ни опыта, ни профессиональных качеств, несмотря на возраст, можно назвать «недоросль». Характеристика Простакова начинается с дворянского происхождения. Он относится к категории людей, владеющих крепостными, такие люди уверены, что проживут жизнь, не прикладывая ни к чему своих усилий, не утруждая себя ни работой, ни службой, ни домашними делами. Глубинная причина формирования такой аморфной личности - лень. Она помешала помещику Простакову получить достойное образование и сделать карьеру. По словам супруги, его воспитали «как красную девицу». Он даже читать не умеет.

Необразованность и трусость

Характеристика Простакова со стороны его же супруги также емкая: «Смирен, как теленок». Миссию ежедневной организации и контроля над работами в поместье у него уже давно отобрала энергичная и жесткая жена. Даже то, что она склонна к жестокости, способна «запороть» до смерти бесправных и бессловесных крепостных, нисколько не смущает его. Рукоприкладство и ругань супруги стали обычными в этом доме. Госпожа Простакова полностью подавила его личность, сделав "подкаблучником". В высшей степени уничижительна фонвизинская характеристика Простакова. Недоросль Митрофанушка, родная кровинушка, и тот презирает отца. Таким образом, помещик Простаков постоянно пребывает в положении «без вины виноватого», как он сам говорит. Если бы даже он умел думать и выражать свое мнение, то этого бы ему не позволили. В присутствии жены он не может даже слова сказать. Его тут же прервут и выставят как идиота. Поэтому и разговаривает он робко, постоянно «запинаясь».

Самоустранение от воспитания сына

Безграмотный и обленившийся Простаков практически не влияет на воспитание своего ребенка. Тот фактически воспитан Еремеевной, впитав в себя ее "рабский дух". Самое страшное, что отец даже не осознает, что его сын необразован, невоспитан и груб с людьми. Он умиляется «шалостям» отпрыска, которые с точки зрения здравого смысла заслуживают возмущения и поучения, а возможно, и наказания.

Вывод

Отрицательное отношение автора к образу помещика-"подкаблучника" очевидно. Характеристика Простакова рисует перед нами деградировавшую, трусливую и ленивую личность. Таков этот человек, сам давший себе наиболее унизительную характеристику из всех, коими был награжден по ходу комедии,- «женин муж». Пассивность хозяина поместья становится одной из причин грядущих бед для его семейства: его супруга превратилась в жестокое чудовище, сын вырос балбесом, а само поместье вскоре будет реквизировано государством из-за преступно жестокого обращения с крепостными.

В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум со своей племянницей.

Госпожа Простакова безумно любит своего сыночка, чересчур заботится и панькается с ним, потакая всем его капризам и прихотям, отчего Митрофан растет абсолютно несамостоятельным человеком, уровень развития которого совсем не соответствует возрасту. Но госпожа Простакова слепо следует его желаниям. В сыне она видит свое будущее, все время повторяя: «Вот сынок – одно мое утешение!». И при этом не делает ничего для того, чтобы из ее сына выросло что-то путевое. Грамоте Митрофана учат плохие учителя, да и сам он не хочет учиться. Однако мать считает своего сына самым лучшим и самым образованным, хотя умом или знаниями у этого лентяя и не пахнет.

С мужем госпожа Простакова ведет себя так, словно вообще не держит его за человека, не то что за главу семьи. Она сама решает все вопросы, не считаясь с его мнением и пренебрегая им, если дело касается Митрофана.

Госпожа Простакова – жестокая и несправедливая хозяйка по отношению к своим слугам и крестьянам. Она может сурово наказать портного за то, что он неправильно сшил костюм, не обращает внимания, если кто-то из слуг заболел. Госпожа Простакова отчитывает Еремеевну за каждую «оплошность». Например, если Митрофанушка переелбулочек за ужином, и Еремеевна проявила беспокойство по этому поводу, она говорит: «Тебе жалко шестой булки, бестия? Вот какое усердие». Ей и в голову не пришло, что переедание не пойдет ее сыну на пользу. Всех крепостных Простакова считает своей собственностью, практически вещью, поэтому позволяет себе бездумно распоряжаться их жизнью и обдирать их, как липку, просто по своей прихоти.

К Софье госпожа Простакова относится, как злобная хозяйка. Она всегда груба, холодна. Но стоит ей узнать, что Стародум, дядя Софьи, оставил племяннице большое наследство, как она меняет свое поведение, становится лицемерно доброй и ласковой, называет «милый друг». Теперь Простакова хочет женить сына на Софии, чтоб получить в приданое все ее деньги, отказывая в этом своему брату, хотя прежде соглашалась на этот брак. Узнав, что София засватана за офицера Милана и что Стародум дал на это согласие, Простакова хочет силой и обманом женить сына на девушке. Однако ее затея провалилась. По закону у нее отобрали деревню, лишив власти.

Госпожа Простакова была жестокой, своевольной женщиной, которая не принимала во внимание интересы и чувства других людей, потому-то она и потеряла все. В образе Простаковой Фонвизин раскрывает негативные черты недалекого, бессовестного человека, обладающего властью, который своими поступками доводит до беды и себя, и своих близких. Автор показывает, что можно добыть богатство, не теряя чети и человеческого лица. А такие люди, как Простакова, в конце концов платят за все причиненное зло.

Янв 19 2012

Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедийного языка. Речь многих его героев заранее задана спе - . цификой . В «Недоросле» особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильности языка своих невежественных героев: «перво-ет» вместо первый-то, «робенка» вместо ребенка, «голоуш-ка» вместо головушка, «котора» вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущенную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши». С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Известие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!»

На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы подчеркивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и ненужности знаний. «Без науки люди живут и жили», уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные представления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет… не умел грамоте, а умел достаточек нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей. Причиной «злонравия» могут быть и плохие наставники. Обучение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутейкину, отставному солдату Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральману. Митрофан одно из главных действующих лиц комедии. Используя приемы речевой характеристики, Д. И. Фонвизин изобразил Митрофана как величайшего лентяя. Но дело не только в учителях, характер и поведение Митрофана естественный результат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родителей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Простакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает «подобный матери», т. е. «являющий собой мать». От Простаковой Митрофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям. Воспитание, которое мать хотела дать своему сыну, скотское воспитание, воспитание животных потребностей.

Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян в скотов, но и сами стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родственных привязанностях. Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, которые стали нарицательными и пережили свое время. Бессмертными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Простаковой.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова . Литературные сочинения!

Публикации по теме