Как я понимаю значение слова жестокость. Электронные учебники по русскому языку

Вариант 1

Жестокость - это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.

Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».

Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами... Разве осталось в этих подро­стках хоть что-то человеческое?

Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдя­ми: люди ведут себя по-другому.

Вариант 2

Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страда­ния другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.

Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то по­нял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в по­следний момент - это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».

Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей свер­стницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусли­вого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одно­классников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.

Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказать­ся вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.

Вариант 3

Жестокость - это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, - от жестокости слов до жестокости действий.

В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище - Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, - за бедность (предл. 1, 4). И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девоч­ки с теплохода (предл. 34-43). Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они оста­нутся такими же?

Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жесто­кость неприемлема в человеческих отношениях.

Текст для работы

(I) Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как - ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши дев­чонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажён­ная, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напро­лёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7) Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на сере­дину озера и начинает выть.

(8) Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...

(Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

(II) - Дура рыжая, - кривила губы Маринка Быкова. (12)- И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(15) Почему-то нам с Женькой не приходило в голову по­говорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.

(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устрои­ла запись желающих в очередной поход.

(18) Женька подошёл к Рыжухе и сказал:

(19) - Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с на­ми на прогулку!

(21) - Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно.

(22) Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(24) - В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(25) Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...

(26) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе те­плохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.

(28) 3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(29) - Это твоя сумка? - спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с мар­гарином и яйца лежали.

(30) - Моя, - ответила Светка.

(31) - Алле хоп! - воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:

(32) - Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка!

(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно.

(35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(37)Женька Светке рукой машет и орёт:

(38) - До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(41) - Прощай, подруга!

(42) - Больше не увидимся!

(43) И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжу­хой устроил...

(44) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не по­нял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - неда­ром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лу­гам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам рас­ходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сто­рону отодвигала...

(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радо­ваться...

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная ска­зала, что она поступила в музыкальное училище.

(54) А ещё через пять лет я начал учиться в одном из пе­тербургских вузов и познакомился с Наташей, которая по­вела меня в Мариинку, на оперу.

(55) В первые минуты спектакля на сцене появилась рос­кошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благо­родной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(57)- Рыжуха! - ахнул я. (58)- Ты понимаешь, это Рыжуха! - кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в од­ном классе учились!

(60)- Что ты говоришь?! - всполошилась знакомая. (61)- Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!

(63) - Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я.

(64) - Светлана Сергеева.

(65) Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не по­нимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.

(66) После спектакля Наташа предложила:

(67) - Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

Нет, давай в другой раз, - скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не гово­рил, что она «выла».

(73)- Надо же! - удивлялась Наташа. (74)- С Сергее­вой в одном классе учился!

(76) Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.

(По Е. Габовой)

Сочинение рассуждение по тексту

(I)Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как - ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажённая, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.
(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напролёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.
(7)Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на середину озера и начинает выть.
(8)Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...
(Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
(II)- Дура рыжая, - кривила губы Маринка Быкова. (12)- И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.
(14)А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом...
(15)Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.
(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устроила запись желающих в очередной поход.
(18)Женька подошёл к Рыжухе и сказал:
(19)- Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с нами на прогулку!
(21)- Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно.
(22)Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:
(24)- В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.
(25)Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...
(26)Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.
(28)3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.
(29)- Это твоя сумка? - спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с маргарином и яйца лежали.
(30)- Моя, - ответила Светка.
(31)- Алле хоп! - воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:
(32)- Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка!
(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно.
(35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.
(37)Женька Светке рукой машет и орёт:
(38)- До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!
(40)Девчонки кричат противными голосами:
(41)- Прощай, подруга!
(42)- Больше не увидимся!
(43)И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжухой устроил...
(44)Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не понял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - недаром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала...
(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радоваться...
(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище.
(54)А ещё через пять лет я начал учиться в одном из петербургских вузов и познакомился с Наташей, которая повела меня в Мариинку, на оперу.
(55)В первые минуты спектакля на сцене появилась роскошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благородной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
(57)- Рыжуха! - ахнул я. (58)- Ты понимаешь, это Рыжуха! - кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в одном классе учились!
(60)- Что ты говоришь?! - всполошилась знакомая. (61)- Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!
(63)- Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я.
(64)- Светлана Сергеева.
(65)Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не понимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.
(66)После спектакля Наташа предложила:
(67)- Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.
78
(69)- Нет, давай в другой раз, - скромно ответил я.
(70)Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.
(71)По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не говорил, что она «выла».
(73)- Надо же! - удивлялась Наташа. (74)- С Сергеевой в одном классе учился!
(75)Мой авторитет в её глазах значительно вырос.
(76)Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.
(По Е. Габовой)

Вариант 1
Жестокость - это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.
Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».
Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами... Разве осталось в этих подростках хоть что-то человеческое?
Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдями: люди ведут себя по-другому.

Вариант 2
Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страдания другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.
Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то понял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в последний момент - это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».
Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей сверстницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусливого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одноклассников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.
Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказаться вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.

Вариант 3
Жестокость - это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, - от жестокости слов до жестокости действий.
В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище - Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, - за бедность (предл. 1, 4). И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девочки с теплохода (предл. 34-43). Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они останутся такими же?
Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жестокость неприемлема в человеческих отношениях.

В последнее время в новостях все чаще рассказывается о жестокости в среде подростков, а именно о том, как несколько человек избивают одного. И не просто бьют, а еще и снимают весь процесс на камеру. Особенно поражает, что участвуют в этом и девочки. Раньше пацаны во дворе разбирались один на один, остальные следили за честностью поединка; о девчонках и речь не шла. Считается, что так самоутверждаются слабые, забитые люди. Люди, испытавшие на себе психологическое давление. Давно доказано, что жестокость порождает ответную жестокость. Вот и получается, что подростки транслируют тот уровень жестокости, который есть на самом деле в нашем обществе.

Недавно по телевидению повторяли экранизацию рассказа Л.Толстого «После бала». Главный герой повествует о том, что один и тот же человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. На балу старый полковник кажется рассказчику седовласым красавцем, трогательно танцующим со своей дочерью. Наутро после бала мы становимся свидетелями страшной картины. Полковник командует действиями солдат, наносящих удары по провинившемуся татарину. Спина наказанного истерзана до неузнаваемости, но полковник продолжает руководить избиением. Рассказчик шокирован, он пытается убедить себя в том, что жестокость была необходима, что не мог отец Вареньки оказаться таким страшным человеком. Потрясение от увиденного настолько сильно, что главный герой признается: после этого случая он отказался поступать на военную службу, а любовь к Вареньке постепенно пошла на убыль. Как видим, жестокость способна не только повлиять на принятие жизненных решений, но и разрушить отношения между людьми.

Три года назад мы узнали шокирующую историю о женщине, которая убила молотком 17 старух. В "Комсомольской правде" рассказ о ней вышел под заголовком "Блондинка с молотком ". Убийца нападала на бабушек и жестоко забивала их из-за денег на водку. Я не знаю, что ещё должно произойти в нашем мире, чтобы люди очнулись и вспомнили о том, что они люди, а не хищные животные.

В романе Ульяма Голдинга "Повелитель мух" показано, как легко жестокие люди берут власть в свои руки и побеждают людей разумных. Жестокость мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, приводит к тому, что они начинают убивать. Сначала убийство происходит случайно. Потом, почувствовав безнаказанность силу, дети уже начинают охоту на своего бывшего лидера Ральфа. В результате они сжигают остров. Если бы не прибыли взрослые спасти мальчишек, думаю, они все поубивали бы друг друга, а оставшиеся погибли бы с голода на выжженной земле.

Направление "Доброта и жестокость" итогового сочинения 2018-2019 по литературе: примеры, образцы

Это направление ориентирует учеников на мысли о ценности жизни, отношении к живому. О гуманном желании помочь и сберечь, и антигуманном желании причинять страдание и боль.

Понятия «доброты» и «жестокости» затрагиваются во многих произведениях литературы.

Примеры сочинений

Почему добрые люди становятся злыми и жестокими? На это, как правило, есть много причин, которые иногда даже заставляют нас оправдать человека, совершившего такое перевоплощение. Бывает, что на добро ответили неблагодарностью, или удары судьбы обрушились на него один за другим, и он сломался под ними. Рассмотрим характерные примеры из литературы.

В романе-эпопее М. А. Шолохова <Тихий Дон> героиня столкнулась со страшным испытанием. Ее изнасиловал родной отец. На ее глазах мужчину убили мать и брат, но попранной чести было не вернуть, и семья была рада любому случаю выдать опозоренную Аксинью замуж. Такой шанс подвернулся, ведь Степан был поражен яркой внешностью девушки и не вникал в подробности ее жизни. Однако сама Аксинья не полюбила мужа, и в молодой семье начались конфликты. Как мы помним, супруга воспользовалась отсутствием Степана и стала любовницей Григория Мелехова. В деревне ее осуждали, а родители молодого человека и вовсе были в ярости. Супруг вернулся и побил героиню за неверность. Но можно ли быть к ней такими строгими? То, что она пережила, не может пройти бесследно. Ее душа ранена, вера в людей подорвана. Самый близкий родственник надругался над ней, как же после этого требовать от нее уважения к чужим семейным узам? Таким образом, личность может ожесточиться против мира, если ее сильно оскорбили родные или дорогие сердцу люди.

В рассказе И. С. Тургенева <Бирюк> главного героя в округе недолюбливали. Он занимал должность лесника и никому не давал поблажек. Всех тех, кто рубил лес незаконно, он задерживал. Ни разу не сжалился он над бедняками, которые покушались на деревья от нужды и безысходности. Его даже прозвали <Бирюк>, намекая на его нелюдимость и суровость. Этого человека и подкупить было нельзя, настолько он был принципиальным. Но рассказчик случайно попал в логово этого злобного лесника, и что же он увидел? Маленьких детей, которых ему оставила неверная жена, ушедшая за лучшей жизнью с мещанином. Все они ютились в убогой избенке, состоящей из одной комнаты. Естественно, что мужчина ожесточился и перестал верить людям, ведь его предала самая близкая женщина. Однако при ближайшем рассмотрении его доброта все равно никуда не пропала: он помог путнику, выпустил застигнутого врасплох вора по его просьбе. Просто он глубоко прятал свое доброе сердце, чтобы его снова не растоптали. Значит, тот, кто кажется жестоким, может быть, и не жесток вовсе, а просто скрывает свою доброту, чтобы не быть вновь обманутым.

Таким образом, добрые люди могут меняться к худшему, если их очень больно задели те, от кого они этого не ожидали. Удар в спину заставит человека утратить всякое доверие, без которого невозможно делать добро. Но даже если такое превращение совершилось, не стоит ставить на личности крест: возможно, ей просто нужно время, чтобы снова открыться миру с лучшей своей стороны.

Всего: 433 слова

Жестокость - это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим. Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим. Чаще всего толкает человека на подобные поступки поиск материальной выгоды. Но бывают и случаи, когда люди проявляют жестокость, поддавшись настроению толпы, до конца даже не разобравшись в ситуации.

В рассказе "Господин из Сан-Франциско" И. А. Бунин знакомит читателя с историей, произошедшей с безымянным героем. Всю жизнь откладывая деньги на будущее, персонаж забывал жить настоящим. Накопительство стало его главной целью и постепенно истребило душевные качества. Даже в отношениях с женой и дочерью очевидна холодность и равнодушие. Уважение окружающих господин из Сан-Франциско чувствовал только тогда, когда мог платить деньги. Крайнюю жестокость проявляет общественность в момент гибели главного героя. Чтобы скрыть печальное событие, руководство корабля принимает решение спрятать тело в ящик и доставить его до дома на самом нижнем ярусе корабля. В принятии решений люди руководствуются только меркантильными интересами: смерть человека становится для них помехой в ситуации, когда они могут лишиться клиентов, способных платить деньги.

Удивительная история отношений между лесной колдуньей и барином описана в повести А. И Куприна <Олеся>. Главная героиня живет в лесу, вдали от цивилизации. Все, что связано с Олесей, вызывает интерес у Ивана Тимофеевича. Но обрести полноценное счастье персонажам не удается. Олеся живет в гармонии с природой, для счастья ей не нужна цивилизация. Она избегает людей, поскольку чувствует недоброжелательное отношение к себе. Ее образ жизни никогда не понять обществу, живущему стереотипами. Но внезапно вспыхнувшая любовь заставляет героиню выйти в свет. Чтобы доказать свои чувства, Олеся отправляется на утреннюю службу в деревенский храм. Ее намерения чисты и благородны. Но люди, увидев человека, живущего не по их пониманию, проявляют жестокость и бессердечие. Не разобравшись в ситуации и поддавшись инстинкту толпы, они нападают на Олесю и избивают ее. После случившегося героиня вынуждена навсегда покинуть родной дом и проститься с любимым Иваном Тимофеевичем.

Таким образом, произведения русских классиков XX века показали причины проявления жестокости. На бесчеловечные поступки способны только люди, являющиеся носителями ложных ценностей и живущие по принципу большинства.

Всего: 329 слов

Китайский мудрец Конфуций сказал: <Все люди рождаются добрыми>. С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек - зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому - чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя <Шинель>. Честно служа в своём департаменте, <маленький человек> ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая - так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, месть происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского <Преступление и наказание> проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым - это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь. Гордость уступает место раскаянию, жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком. Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует баллада о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и доброта, на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Всего: 387 слов

Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Добрый человек всегда благожелателен по отношению к окружающим, обладает мягкостью характера. Проявляя милосердие и сострадание, он никогда не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.

Жесткость противопоставлена доброте, это крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Жестокого человека не трогают страдания окружающих, напротив, он может сам причинить боль, как физическую, так и нравственную своему ближнему, в нём нет милосердия, сочувствия, сострадания и жалости к другим людям.

Пример доброты можно найти в рассказе В. Г. Распутина "Уроки французского". Действие происходит в суровое, голодное послевоенное время, в 1948 году. Рассказчик вспоминает своё детство. Единственный из деревни он получил возможность продолжить образование после начальной школы в райцентре, где его поселили на квартире у чужих людей. Мальчику было грустно и одиноко и очень голодно. Чтобы хоть как-то поддержать себя, он стал играть в чику на деньги, выигрывая в день по рублю и покупая на эти деньги банку молока. Но уличные мальчишки проявили жестокость. Им не нравилось, что мальчик выигрывает рубль и выходит из игры. За это его жестоко избили. Учительница французского языка и классный руководитель по совместительству Лидия Михайловна не стала жаловаться директору, узнав, что её ученик играет на деньги, ведь за это сразу бы исключили из школы. После беседы с ребёнком она поняла, что он голодает, и решила ему помочь, придумав дополнительные занятия по французскому языку после уроков у себя на дому. Но гордый и стеснительный деревенский мальчишка напрочь отказался садиться за обеденный стол. И посылка с продуктами якобы от матери не помогла Лидии Михайловне, ученик догадался, что это посылка от учительницы и с возмущением вернул её классной руководительнице. Единственную возможность хоть как-то помочь голодающему ученику Лидия Михайловна нашла в игре на деньги. За этим занятием и застал ученика и учительницу директор. Лидия Михайловна взяла всю вину на себя, защищая мальчика. Она вынуждена была уволиться и уехать к себе домой на Кубань, а мальчику выслала посылку с красными кубанскими яблоками, которые раньше сибирский мальчик видел только на картинке. На всю жизнь запомнил герой уроки доброты, которые преподала ему учительница.

Жестокое отношение к человеку раскрывается в рассказе А. П. Платонова "Юшка", где к заглавному герою, которого на самом деле звали Ефим Дмитриевич, среди жителей слободы укоренилось резко отрицательное мнение. Этого худого, слабого, измождённого болезнью сорокалетнего человека все пренебрежительно звали Юшкой, презирали, обижали и унижали его. А дети, подражая взрослым, преследовали помощника кузнеца, когда тот шёл по улице, кидали в него землю, камни, ветки. Только после смерти Юшки все узнали, что этот презираемый ими человек, который зиму и лето ходил в одной и той же старой одежде и никогда не пил сладкого чая, все заработанные за год деньги относил в город с одну семью, куда поместил сироту. Девочка выросла, получила медицинское образование и стала врачом, чтобы так же бескорыстно, как и её благодетель Ефим Дмитриевич, помогать нуждающимся. Сначала только столяр попросил прощения у Юшки: "Прощай, Юшка, и нас всех прости. Забраковали тебя люди, а кто тебе судья!" Но осознание своей несправедливости пришло и к другим людям.

Подводя итог, скажем, что доброта, милосердие и сострадание делают и самого человека, и мир вокруг него лучше, чище и благороднее. Жестокость - это отвратительное качество, которое разъединяет людей, разобщает их, ведёт мир к разрушению. Делайте добро и избегайте проявлять жестокость не только к ближнему своему, но и к животным.

Всего: 539 слов

Доброта и жестокость. Вовсе не совместимые понятия.
Что же такое доброта?
Это положительное нравственное качество человека. Добрый,отзывчивый человек всегда готов помочь другим в трудную минуту, не требуя ничего взамен. Такой человек пропускает чужие беды через себя, тем самым ещё больше понимая человека, оказавшегося в трудной ситуации.
Добрый человек - это сильный человек. Доброта способствует внутреннему процветанию человека.
Говоря о жестокости, я могу сказать, что это негативное качество.
Жестокий человек зачастую является эгоистом, он завистлив, им руководит злоба и ненависть. Как правило, жестокость - это несбывшиеся мечты, недостигнутые цели и задачи. Жестокость делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью.

Вспомним повесть Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Главные герои данного произведения порочны, хладнокровны, жестоки. Екатерина Измайлова - жена богатого купца, но так как она не испытывает к нему настоящей искренней любви влюбляется в своего работника Сергея. Наряду с прекрасным, нежным чувством любовью, в ней присутствует и жестокость, бесчеловечность. Понимая,что незаконная связь может быть разорвана,вместе с Сергеем убивает мужа и свёкра, но и это еще не конец.

Екатерина идет на убийство племянника Феди,чтобы остаться единственной наследницей состояния. Такие поступки олицетворяют равнодушие, эгоизм, жестокость. Отходя от темы жестокости, хочется привести в пример произведение А. И. Куприна "Чудесный доктор", одной из главных тем которого является доброта и отзывчивость. В центре сюжета обедневшая семья, дети которой болеют и голодают. От безысходности отец семьи хочет покончить жизнь самоубийством, нот в этот момент он встречается с мужчиной. Он оказывается доктором, который выслушивает историю семьи Мерцаловых. Без капли сомнений и раздумий, он помогает семье.

Такой поступок характеризует человека как отзывчивого, доброго, сердечного. Я хочу, чтобы в мире было больше добрых людей, ведь доброта способна изменить мир к лучшему. Это прекрасное чувство, заставляющее излучать яркость и душевную теплоту. Добро и зло вечные понятия, и пока существует человек, будет существовать добро и зло. Зло помогает нам анализировать поступки, а добро направляет на верную дорожку истины.

Всего: 313 слов

Жестокость.
К сожалению, нам довольно часто приходится сталкиваться с ней в своей жизни.
Это может быть просто грубое слово, произнесенное человеком в наш адрес. Или кто-то может намеренно толкнуть нас в метро, освобождая себе путь. Агрессивное поведение по отношению к окружающим может привести и к более страшным последствиям, таким как гибель людей и животных или тяжелое причинение вреда их здоровью.

Жестокость - это качество, которое либо присуще человеку, либо нет. Если мужчина или женщина по природе жестоки, то это уже очень сложно исправить, поскольку данная черта, скорее всего, появилась у них еще в раннем возрасте. И такие люди даже могут испытывать удовольствие, причиняя боль другому человеку.

Бывает и так, что человек способен проявлять жестокость лишь в определенном состоянии, например, когда он очень зол. Тогда можно просто научиться самостоятельно контролировать свои эмоции или записаться на курсы управления гневом.

Мне всегда очень тяжело становится на душе, когда я сталкиваюсь с какими-либо проявлениями жестокости. Поэтому, если я вижу, что кого-либо из моих одноклассников обзывают другие ученики, я сразу же стараюсь защитить этого человека, ведь иногда слово может ранить больнее, чем грубое физическое действие.

Я не люблю смотреть новости, потому что там часто рассказывают о различных трагедиях и катастрофах. Я всегда переживаю за людей, попавших в беду, и за их близких.

Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем мире было как можно меньше жестокости. Я всегда радуюсь, если на государственном уровне принимаются какие-либо меры по ее ограничению, например, закон о защите прав животных. Надеюсь, в будущем ситуация также будет меняться исключительно в лучшую сторону.

Всего: 250 слов

Жестокость - это качество человека, проявляющееся в грубом, оскорбительном отношении к окружающим. Жестокие люди никогда не задумываются о том, какую боль наносят другим, в любой ситуации они преследуют только собственные интересы, выражающиеся чаще всего в поиске материальной выгоды. Тема проявления жестокости широко представлена в произведениях русской литературы, беспощадно осуждающих систему крепостного права.

Комедия Д. И. Фонвизина <Недоросль> начинается с эпизода, в котором госпожа Простакова ругает крепостного Тришку за неправильно сшитый кафтан. По репликам других действующих лиц несложно догадаться, что замечания властной женщины не имеют никаких оснований. Но героиня продолжает оскорблять ни в чем не виноватого портного, жаждет наказать провинившегося. Драматург XIX века намеренно в экспозицию включает этот эпизод, чтобы читатель с самого начала смог оценить суровый нрав госпожи Простаковой. По ходу развития сюжета жестокость героини по отношению к крестьянам раскрывается все больше. <:Все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем>, - признается она с сожалением. Властная и бесчеловечная, она не думает о тех, кто обеспечивает ей благополучную жизнь. Учителя Митрофана не получают вовремя зарплату, преданная Еремеевна слышит от своей госпожи только оскорбления, крестьяне унижены и запуганы.

В Рассказе <Муму> И. С. Тургенева жестокость надменной барыни раскрывается с еще большей силой. Не чувствующая границ власти, хозяйка имения, где жил и работал глухонемой дворник Герасим, выдает замуж крепостную Татьяну за нелюбимого человека. Помещица распоряжается судьбами крестьян, не думая о последствиях. Кульминационным моментом произведения является приказ барыни утопить единственного друга Герасима - ни в чем не повинную собаку Муму. В конце помещица умирает, но последствия ее жестокости надолго останутся в жизни людей: искалечена жизнь Татьяны, не вернуть Муму, тяжелую личную трагедию пережил Герасим.

Таким образом, грубость, надменность по отношению к другим формируют в личности бесчеловечность. Госпожа Простакова (героиня комедии Д. И. Фонвизина), властная помещица (барыня из рассказа И. С. Тургенева) в полной мере воплощают в себе качества жестокого человека.

Всего: 301 слово

Вариант 1

Жестокость - это свойство людей, не знающих жалости, доброты. Жестокосердные не способны чувствовать чужую боль, сопереживать страдающему.

Так, девчонки, одноклассницы Светки Сергеевой, «до неё даже дотрагиваться не хотели», презирали за «единственные потёртые джинсы». Они и представить себе не могли, что могла чувствовать Рыжая в тот момент, когда её «хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала».

Жестокость страшна ещё и тем, что не имеет границ. В соседней школе трое старшеклассников избили до потери сознания второклассника, который раздражал их своими очками с толстыми линзами... Разве осталось в этих подро­стках хоть что-то человеческое?

Поэтому справедливо таких, как они, называют нелюдя­ми: люди ведут себя по-другому.

Вариант 2

Жестокость - бессердечное, недоброе, грубое отношение к людям. Жестокий человек с лёгкостью причиняет страда­ния другим, не задумываясь о том, как глубоко он может ранить, как сильно может оскорбить.

Именно поэтому поступок Женьки из рассказа Е. Габовой можно назвать жестоким (предл. 31-34). Если бы на минуту мальчишка задумался о чувствах Рыжухи, то по­нял бы, что ей не меньше остальных ребят хотелось поехать на озеро, что обманом заставить её остаться на берегу в по­следний момент - это бесчеловечно, но ему было всё равно. Он просто не хотел портить свой отдых её «воем».

Меня также поразила подобная жестокость, с которой школьники в фильме «Чучело» издевались над своей свер­стницей, Леной Бессольцевой, взявшей на себя вину трусли­вого Димки Сомова и этим спасшей его от расправы одно­классников. В качестве наказания они оскорбляли её, унижали, даже били, считая себя при этом «борцами» за справедливость.

Да, страшно стать объектом издевательств сверстников. Страшно быть не таким, как все. Но ещё страшнее - оказать­ся вместе с бездушным большинством, потому что рано или поздно проснётся беспощадная совесть и покоя она не даст.

Вариант 3

Жестокость - это грубое, бесчеловечное, оскорбительное отношение к людям. Она страшна тем, что многолика, - от жестокости слов до жестокости действий.

В рассказе Е. Габовой Светке Сергеевой одноклассники дали унизительное прозвище - Рыжуха. Они её презирали не только за внешность и высокий голос, но даже и за то, что у нормального человека вызвало бы сострадание, - за бедность (предл. 1, 4). И её пение одноклассники называли «воем», да и сама она, по их мнению, была «дурой рыжей». Безжалостность ребят поражает и в эпизоде изгнания девоч­ки с теплохода (предл. 34-43). Целый класс бездушных, жестоких людей! Неужели, даже став взрослыми, они оста­нутся такими же?

Мне хотелось бы, чтобы все люди поняли, что жесто­кость неприемлема в человеческих отношениях.

Текст для работы

(I) Светку Сергееву мы не любили за то, что она рыжая, в веснушках, с грубыми волосами цвета медной проволоки, за то, что голос у неё ужасно пронзительный. (2)Жила Светка с матерью и двумя сестрёнками. (З)Одевались они понятно как - ведь едва концы с концами сводили. (4)Но наши дев­чонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели, словно Светка прокажён­ная, презирали они её ещё и за единственные потёртые джинсы.

(5)Очень любили мы походы на озеро. (6)Все дни напро­лёт мы с Женькой рыбачили, а вечером нам половить не удавалось из-за Рыжухи.

(7) Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет одна на сере­дину озера и начинает выть.

( Вернее, она пела, но мы это пением не называли. (9)Высокий голос Рыжухи раздавался далеко по озеру, и клевать у нас переставало...

(Ю)Выла Рыжуха час-полтора и, если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.

(II) - Дура рыжая, - кривила губы Маринка Быкова. (12)- И чего она с нами прётся? (13)Выла бы себе дома.

(15) Почему-то нам с Женькой не приходило в голову по­говорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. (16)Может, она и не знала, что мешает кому-то.

(17)В день последнего экзамена Нинка Пчёлкина устрои­ла запись желающих в очередной поход.

(18) Женька подошёл к Рыжухе и сказал:

(19) - Рыжуха, сделай доброе дело, а? (20)Не езди с на­ми на прогулку!

(21) - Я с вами поеду, - высоким дрожащим голосом сказала Рыжуха, - а буду отдельно.

(22) Опять отдельно от всех будет на озере выть! (23)Женька отошёл от Рыжей и прошептал мне:

(24) - В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я.

(25) Он торжествующе посмотрел на Светку, словно уже выполнил обещанное...

(26) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе те­плохода. (27)Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней - пустое пространство, потому что рядом с ней никто не садился.

(28) 3а минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подошёл Женька.

(29) - Это твоя сумка? - спросил Женька и кивнул на допотопную сумку, в которой, наверное, бутерброды с мар­гарином и яйца лежали.

(30) - Моя, - ответила Светка.

(31) - Алле хоп! - воскликнул Женька, схватив сумку, побежал с ней по палубе, и мы услышали, как он кричит уже с причала:

(32) - Эй, Рыжая! (ЗЗ)Вон где твоя сумочка!

(34)Женька поставил сумку на пол и помчался обратно.

(35)Рыжуха сидела-сидела, потерянно глядя в пол, потом как вскочит - и к выходу: бутербродов, наверное, жалко стало. (Зб)Еле успела на берег: теплоход сразу же отчалил.

(37)Женька Светке рукой машет и орёт:

(38) - До свиданья, Рыжая! (39)Нельзя тебе на озеро, ты рыбу распугиваешь!

(41) - Прощай, подруга!

(42) - Больше не увидимся!

(43) И давай Женьку хвалить, что он так ловко с Рыжу­хой устроил...

(44) Чего девчонки радовались, я, честно говоря, не по­нял. (45)Ведь вместе со всеми Рыжуха и не бывала - неда­ром её ни на одной фотографии нет. (46)Бродила одна по лу­гам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам рас­ходились, ела то, что с собой из дома брала. (47)В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но её хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сто­рону отодвигала...

(48)Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. (49)Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное. (50)Но зато никто на озере не шумел, клевало отлично, и Женька был особенно оживлён. (51)А мне это «что-то» мешало радо­ваться...

(52)В десятый класс Рыжая не пошла. (53)Классная ска­зала, что она поступила в музыкальное училище.

(54) А ещё через пять лет я начал учиться в одном из пе­тербургских вузов и познакомился с Наташей, которая по­вела меня в Мариинку, на оперу.

(55) В первые минуты спектакля на сцене появилась рос­кошная золотоволосая красавица с белейшей кожей, благо­родной осанкой, и я не мог отвести от неё глаз. (55)Когда же она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.

(57)- Рыжуха! - ахнул я. (58)- Ты понимаешь, это Рыжуха! - кричу я Наташе шёпотом. (59)- Мы с ней в од­ном классе учились!

(60)- Что ты говоришь?! - всполошилась знакомая. (61)- Ты понимаешь, кто это? (62)Это же наша восходящая звезда!

(63) - Как её звать? - ещё на что-то надеясь, спросил я.

(64) - Светлана Сергеева.

(65) Весь спектакль я просидел не шелохнувшись, не по­нимая, чего больше было в моём сердце - восторга или стыда.

(66) После спектакля Наташа предложила:

(67) - Может, пойдёшь за кулисы? (68)Ей приятно будет увидеть своего одноклассника.

Нет, давай в другой раз, - скромно ответил я.

Мне меньше всего хотелось встретиться с Рыжухой с глазу на глаз.

По дороге довольно вяло я рассказывал Наташе о Светке, о том, как пела она на озере. (72)Теперь я не гово­рил, что она «выла».

(73)- Надо же! - удивлялась Наташа. (74)- С Сергее­вой в одном классе учился!

(76) Я плохо её слушал: я думал о том, что не Светка рыжая. (77)Светка оказалась золотой. (78)А рыжие мы. (79)Весь класс рыжий.



Публикации по теме