Пошив партии. «Танцы с бубном» и «потёмкинские деревни»: как я отшивала коллекцию в Подмосковье Где выгоднее отшивать кожгалантерею мелкими партиями

Неприметная сталинская пятиэтажка - вот новая русская мануфактура ХХI века. В торце дома расположилось ателье, где три швеи посменно ремонтируют брюки, а при случае шьют костюмы из ткани заказчика. Рядом в собственной квартире бывший военный с супругой обеспечивают футболками и юбками-клёш маленький интернет-магазин. Он кроит, она шьёт на машинке Overlock за 30 000 рублей. В день выходит 10 маек и пять-семь юбок - машинка окупилась за месяц.

Самый большой цех - в подвале-бомбоубежище. Сотня экономических беженцев из Средней Азии днём и ночью строчит трикотажную одежду весёлых расцветок, постельное бельё, кухонные прихватки. Спят и обедают лапшой здесь же - до ближайшего рейда ФМС. Служба отправит и рабочих, и надсмотрщиков на родину, а машинки и нераспроданный товар конфискует. Смотрители подпольного цеха вернутся через пару недель. «Ничего, они потратят 200 000 рублей на новые машинки и отобьют их за два дня», - успокаивает Сергей Люцко, гендиректор компании «Игловод», поставляющей швеям оборудование.

Дом в спальном районе на юге Москвы - модель швейного рынка страны. Здесь собрались представители сегментов, которые занимают около 80% рынка пошива в России, по оценкам опрошенных H&F производителей. Швейные фирмы, как слои в торте, расположились по значимости. Подвал оккупировал самый производительный масс-маркет - сшитые на скорую руку тряпки продаются на рынках, ярмарках и в супермаркетах по 50-250 рублей. Чуть выше - крем и вишенка - те, кто шьёт для молодых русских дизайнеров со своими марками, интернет-магазинов и индивидуальных заказчиков.

Никитин говорит, что его производство в плюсе, но, вспоминая, каких трудов ему это стоит, мрачнеет и раздражается: «В Москве всё съедает стоимость аренды и рабочей силы. Наша чистая прибыль, когда мы шьём на сторону, - 4 000 рублей в день, это смешно, столько попрошайка у метро зарабатывает».

Наша чистая прибыль, когда мы шьём на сторону, говорит Никитин, - 4 000 рублей в день, это смешно, столько попрошайка у метро зарабатывает

Роман МОСКАЛЕНКО

Модель: Дисциплина

Креативный кластер на территории издательства «Молодая гвардия» родился сам по себе, без дизайнерского ремонта, модных кафе и вечеринок для звёзд шоу-бизнеса и чиновников. Заводское здание постройки 70-х годов с гулкими бледно-зелёными коридорами приютило с десяток школ танцев и фотостудий, а также шесть текстильных производств разного калибра. В основном тут шьют собственные марки дизайнеры, которым повезло с инвестором, или интернет-магазины вроде .

Иллюстрации: Наталья Осипова

Только начав планировать отшив собственной коллекции детской одежды, Ольга Блиндяева долго и вдумчиво изучала рынок, анализируя, кто и где сможет обеспечить приемлемое качество и надежность. Итогом раздумий стало сотрудничество с подмосковным производителем. Производство первой партии стало настоящим «хождением по мукам», но хождением полезным…

Когда я только планировала запуск собственной линии одежды для детей, понимала, что могу придумать отличную идею, вложить много денег в PR и маркетинг, но если мои изделия будут плохо сшиты - ничто не поможет убедить покупателей (а это мамы, крайне требовательная категория потребителей) выбрать их. Поэтому я с большим вниманием изучала рынок, анализировала, кто и где сможет обеспечить мне высокое качество пошива за относительно невысокую стоимость – при том, что изначально я планировала отшить совсем небольшую партию детской одежды. И, как ни странно, оптимальным решением для меня стала работа с производством в Подмосковье.

Я знаю, что многие выбирают Китай и юго-восточные страны (Вьетнам, Бангладеш, Индию), но для меня это было неприемлемо – я должна была контролировать процесс и сроки исполнения лично, хотела иметь возможность в любой момент приезжать на фабрику и согласовывать сигнальные образцы, видеть на какой стадии процесс – без потери времени на перелеты и логистику. Принимать всю партию я тоже хотела лично, чтобы сразу на производстве иметь возможность выявить все недостатки и оставить непринятые изделия для переделки или вообще отправить их в брак.

И, на мой взгляд, пошив в России – идеальный вариант пошива на давальческом сырье. При выборе заграничного производства, основные сложности, с которыми придется столкнуться – это контроль процесса, сроки выполнения, поиск партнёров и логистика.

Чтобы найти надёжных партнёров и не ходить долго по «потемкинским деревням» под руку с посредником, мне кажется необходимо туда ехать лично и оставаться на какое-то время жить, мониторить рынок и ситуацию самостоятельно. А потом уже перекладывать производство и контроль процесса на доверенное лицо.

Танцы с бубнами на производстве

К слову о «потемкинских деревнях» – по ним придется поплутать и в России. Особенно, если вы пришли в создание детской одежды из другой сферы бизнеса. Опытный технолог/заведующий производством раскусит сразу в вас новичка, и, скорее всего, попытается запутать в расчетах расхода ткани, ниток и другой фурнитуры.


Здесь сразу вспоминается анекдот про старого еврея – портного, который при приёме заказа говорит: «Когда портной берет заказ, то сначала кроит платье себе, а потом думает, как из оставшегося материала выполнить платье тебе». Мой совет – нанять независимого технолога и надеяться на него, да, это дополнительные расходы, но они компенсируются той суммой, которую у вас не «съест» стороннее производство.

Вторая проблема связана с размером партии товара – не все производства в России готовы браться за небольшие заказы. Казалось бы – всем нужна загрузка, заказы, деньги. Но нет. При заказе первой партии обязательно нужно быть готовым к «танцам с бубном» и практически уговаривать производство взяться за вашу работу – рисуя перспективу дальнейшего сотрудничества, увеличения объемов. А потом, конечно же, придется побороться за сроки – вашу партию, скорее всего, будут бесконечно двигать, чтобы выполнить более выгодный и срочный заказ.

Цена вопроса

Не все производственные площадки имеют изначально открытый прайс. Цена формируется в зависимости от сложности обработки изделия, высчитывается, исходя из расхода швеей времени на пошив вашего продукта + накладные расходы + доход предприятия и т.д. по формуле ценообразования.

Цены на пошив коллекции скачут достаточно сильно, иногда на соседних производствах различаются в два раза. Например, предложение по пошиву штанишек я получила по стоимости от 70 до 150 рублей за единицу, толстовки с капюшоном на молнии мне были готовы отшить за 120-250 рублей.

Практически на всех наших изделиях есть аппликация или вышивка. Стоимость аппликации так же очень сильно разнится и зависит от наличия оборудования на производстве. Если производство закупило дорогостоящий лазер для резки ткани, то для вас стоимость производства аппликации уменьшается в разы.

Что касается финансовых отношений с производителем, то, как правило, изначально требуется предоплата, размер которой составляет 10-30%. Но, когда ваше сотрудничество уже имеет историю, можно договориться о 100% постоплате.

Не с первого раза: контроль сроков и брака

Как же найти и выбрать производственную площадку, которой можно доверить все самое дорогое (ткани, лекала и идеи)? Я пошла простым путем – искать в интернете и запрашивать рекомендации у знакомых из отрасли.

В Москве и Подмосковье существует огромное количество производств и меня до сих пор поражает, что владельцы большинства из них совсем не озадачиваются созданием сайтов и интернет-продвижением своего предложения. Могут сидеть без работы, но не готовы задуматься о создании банального лендинга. В лучшем случае, у производства окажется сайт-визитка с функцией заказа обратного звонка, но даже если вы оставите свои контакты, вам никто никогда не перезвонит. Я несколько раз проверяла:)

В итоге определиться с выбором площадки мне помогли рекомендации знакомых. Это оказалось большое производство, специализирующееся на пошиве текстиля.

Площадка соответствовала всем требованиям – в наличии необходимый «парк» оборудования для пошива трикотажа, включающий вышивальные машины – самый удачный вариант из возможных. Территориально они расположились в одной из промзон в САО Москвы, что конечно, невероятно удобно – доступность в любой момент.

Производство, на которое я обратилась, оказалось достаточно большим, с неплохими производственными возможностями, однако, оговоренные в самом начале сроки выполнения заказа, постоянно сдвигались. Объяснение было до нелепости простым – швеи ушли в отпуск. Очень хорошо, что на тот момент, у меня еще не было интернет-магазина и, в принципе, задержка для меня не обернулась карточками товаров со статусом «нет в наличии», но понервничать все равно пришлось.

Минимизируем риски – практические уроки

Чтобы минимизировать риски по невыполнению сроков, обязательно заключайте договор с производством с указанием конкретных сроков, занимайте жесткую позицию и сразу же, при нарушении договора, выходите на владельца бизнеса.

А затем играйте в «хорошего/плохого полицейского» – на производстве объясните, что у менеджера зарплатный KPI – выполнение сроков сдачи первой партии. Убьете несколько зайцев: сохраните нервы, останетесь в хороших отношениях с производством, получите партию вовремя.

После того, как коллекция была отгружена и проверена, количество брака обнаружилось больше, чем закладывалось. В идеальных условиях, брака допускается не более 5%. У меня же по одной из позиций потери составили около 30%. Свои ошибки на производстве, конечно же, признали и даже взялись их переделывать, но, оплата была уже произведена, усилий никто больше прилагать не хотел, и бОльшую часть изделий я получила обратно в том же виде. Чтобы совсем не отказываться от некоторых позиций и вернуть хотя бы себестоимость, пришлось продать их с большой скидкой.

Эта ситуация стала для меня важным уроком – всегда проводить приемку производить до оплаты и по возможности сразу на месте. Тогда удастся избежать лишних временных и денежных затрат.

Как бы то ни было, для пошива второй партии я обратилась на эту же производственную площадку. Просто потому, что здесь уже было понимание того, что от них можно ожидать, а где можно и помощь получить – это, конечно, тоже присутствует и нужно отдать должное сотрудникам производства, которые вовлекаются в процесс и, если видят упущение или недоработку, могут предложить варианты решения проблем и часто это очень интересные решения.

Свой цех

Еще один вариант, который я просчитывала, это не искать производство, а открыть его под собственные цели и задачи. Свой производственный цех это несколько затратных статей:

  • аренда помещения (включая свет, воду)
  • стоимость и амортизация оборудования
  • оплата работы швей

По моим подсчетам, первоначальные затраты на оборудование производственного цеха детской одежды из трикотажа на 3-4 рабочих места, составят от 600 000 рублей.

Важное условие открытие собственного цеха – уверенность в том, что производство будет постоянно загружено работой, не окажется в ситуации простоя. В моем случае, открытие цеха – это следующий шаг, и тогда я буду уверенной, что все швеи разом не уйдут в отпуск накануне сдачи коллекции, что количество брака не будет превышено в 6 раз, что мой трикотаж не будет испорчен, а лучшие решения подскажет мне мой штатный технолог.

Об авторе: Ольга Блиндяева родилась 17 февраля 1979 г. Получила высшее юридическое образование. После окончания университета, занималась логистикой в клиентском отделе небольшой компании, затем стала руководителем всего отдела.

С 2007 по 2011 гг. работала в «Вимм-Билль-Данн Напитки», в составе команды отдела маркетинга занималась развитием компании сначала на региональном, а затем на федеральном уровне. С 2011 года Ольга в маркетинге, а затем в отделе маркетинговых закупок компании «Мобильные телесистемы» («МТС»). С 2015 года, параллельно с работой в «МТС», развивает собственный бренд детской одежды «БибигониЯ». Сейчас «БибигониЯ» работает в формате интернет-магазина, на осень 2017 год намечено открытие нескольких корнеров в Москве и запуск франшизы.

Российским потребителям нынче быстро и стремительно надоедает посещать одни и те же торговые площадки и приобретать одежду крупных брендов, рассчитанных на широкие массы, все желают как-то выделяться. Русский человек начинает уверенно входить в мир моды, а это значит что для большого количества отечественных дизайнеров наступил момент для успешной монетизации интересов современного потребителя к своим идеям.
К сожалению, у сегодняшнего рядового потребителя на слуху не так уж и много имен российской fashion-индустрии, не учитывая конечно тех, кто начинал свой путь дизайнера еще в советское время. Однако сегодня ситуация начинает меняться. Так на российском fashion-рынке за последние несколько лет известность приобрели Ульяна Сергеенко, Алена Ахмадуллина, Александр Терехов, Султана Французова, Игорь Чапурин, Вика Газинская. Некоторые из них уже пробуют свои силы на Западных модных площадках.
Не смотря на положительные тенденции в мире отечественной моды, путь российских дизайнеров к ее вершинам все еще усеян множеством трудностей и преград.

Одной из серьезнейших проблем , которая возникает практически у всех представителей fashion-индустрии в стране становится поиск площадок для размещения пошива своей одежды . Конкуренция в поиске хорошего пшивочного цеха настолько велика, что отечественные дизайнеры вынуждены держать в тайне те немногие места, где можно действительно отшить новую коллекцию достойного качества.
Зачастую многие дизайнеры (особенно, те которые только начинают свою карьеру) пытаются разместить пошив своих коллекций в рядовых ателье. Но такой вариант почти всегда заканчивается неудачей по определенным причинам. Во-первых цены на пошив в таких ателье достаточно высокие, что неимоверно повышает себестоимость одежды. Во-вторых ателье не предназначены для качественного и одновременно быстрого пошива целых коллекций одежды (даже если это не большая партия), а скорость очень часто решает многое.
Если же необходимо отшить партию побольше, то появляется вариант разместить заказ на пошив на более крупных предприятия. Но здесь возникает еще больше проблем. Самая главные из них - это качество пошива и контроль исполнения заказа. Первая обусловлена тем, что крупные предприятия практически всегда заточены под массовый пошив ширпотреба на скорость и не особо пекутся о качестве выпускаемой продукции. А вторая состоит в том, что такие предприятия, как правило, находятся на достаточно большом расстоянии от Москвы и осуществление своевременного контроля выпускаемой продукции становится не возможным.

На первый взгляд такая ситуация кажется безвыходной, но с развитием российской модной индустрии, развивается и рынок услуг для нее. В последние годы отличным выходом и настоящим спасением для московских дизайнеров стала , которая приобрела новый для швейного производства формат. Компания стала неким промежуточным решением между крупным швейным предприятием и ателье. Создатели предприятия сумели объединить воедино несколько важнейших условий для пошива дизайнерской одежды средних и малых партий - высокое качество, скорость и "шаговая" доступность. Компания проводит строжайший отбор кадров, оставляя только самых искусных мастеров (здесь вы не найдете дешевой иностранной рабочей силы). Такая кадровая политика позволяет держать качество пошива на высочайшем уровне. На предприятии хорошо реализован пооперационный метод пошива, что позволяет достичь приемлемой скорости без потери качества. Швейный цех компании находится на севере Москвы , что естественно дает возможность достаточно легко добраться до него в любой момент и проконтролировать процесс производства. Услугами по пошиву одежды в компании Бланх пользуется все больше московских дизайнеров и модных брендов одежды, среди которых уже есть достаточно известные личности, такие как Александр Терехов и Ульяна Сергеенко .

Мы решили отшить небольшую партию поло, для того, чтобы понимать всю цепочку начиная от задумки заканчивая готовым изделием. Для нас было важно получить необходимый опыт и знания, чтобы быть уверенными в своих силах. Если с дизайном первой партии поло мы справились самостоятельно, то для пошива нам нужна была швейная фабрика.

Одно из требований, чтобы фабрика находилась в Москве или МО, чтобы мы могли потрогать ткани, из которых будут шить наши поло, посмотреть на само производство (а еще лучше заснять процесс работы для наших будущих видео) и пообщаться с представителями фабрики. Итак, мы приступили к поиску.

Найдется все

Началось всё с обзвона фабрик и отправки им запроса на пошив для расчета цены. Когда мы спрашивали, где находится производство, зачастую нарывались на негатив: «Какая Вам разница? Вам одежду шить надо или что? » Один мужчина смеялся в трубку минуты две, прежде чем сказать, что мы никогда не сможем ничего сшить, если мы не занимаемся этим всю жизнь и вообще, у нас плохая затея.

Поняв, что звонить точечно на каждую фабрику мы можем вечно, мы массово разослали запросы компаниям, которые заявляли, что у них московское производство. Надо сказать, ответ от многих приходилось ждать по несколько дней. Некоторые ответа на запросы не давали вовсе. Интересно владельцы этих фабрик знают как работают с клиентами их работники?

Фактически приходилось упрашивать людей продать нам их услугу. Что мы делаем не так?

После очень длительных поисков, кучи звонков и писем, мы нашли несколько компаний, которые быстро отвечают на письма, не смеются в трубку, шьют поло и утверждают, что производство находится в Москве. Выбрали для встречи 3 компании.

Первая компания “Модная”

Первое впечатление от компании было хорошее - красивый современный сайт, фото известных личностей в одежде их производства, приятный в общении менеджер. При телефонном разговоре нам сразу сказали, что они-лучшие и такое качество ткани как у них, мы нигде не найдем. Этим, наверное, объясняется и цена почти в 2 раза выше, чем у конкурентов. Тем не менее, мы решили встретиться и убедиться во всем сами.

Офис компании находится недалеко от центра, по словам менеджера, производство находится там же.

Нас встретил менеджер, и мы приступили к обсуждению деталей, просмотра образцов ткани. Сразу насторожило, что поло он предлагал делать без каких-либо усложнений, однотонные, а вообще лучше купить уже готовые. Выбор тканей был неплохой, но качество не показалось каким-то особенным. Настораживало также наличие 5 менеджеров по продажам, которые не были похожи на производственников.

Основные моменты мы обсудили, и настало время, посмотреть на производство. Менеджер замялся, сказал, что сейчас там никто не работает, поэтому и смотреть нечего и в принципе посторонним не стоит туда ходить, но мы настояли на своем. Следуя за менеджером, мы пришли к двери с гордой надписью «Производство», ожидая, за ней увидеть ряды швейных машин. На деле: мы втроем заняли половину помещения, отведенного под производство, вторую половину занял аппарат, на котором делают принты.

Видя наше недоумение, менеджер начал юлить и говорить, что настоящее производство находится не здесь, а где-то в Подмосковье, но там промзона и попасть туда нельзя т.д. и т.п. Походу в подвале шьют, либо, что еще более вероятно, не шьют сами, а отдают заказы на фабрики. Не подходит.

Вторая компания “И шьем, и жрем”

Шел мелкий противный дождь. Приехав по указанному адресу, мы не увидели ни одного здания, похожего на производственное или хотя бы офисное. Зато кругом было в достатке грязи и луж. Сообщив менеджеру, что мы приехали и не можем найти здание, мы услышали: «А зачем Вы вообще приехали?». Интересный поворот, особенно с учетом вчерашних договоренностей о встрече. Начали настойчиво уговаривать принять нас. В итоге менеджер прислал номер директора, которая сначала не отвечала на телефонные звонки, а потом сказала, что не сможет подъехать на встречу, но пришлет человека, который вынесет нам образцы поло, которые они шьют, но посмотреть мы должны всё в холле здания и ни шага дальше. Встретила нас одна из работниц и принесла три образца. Очень уставших образца. Похоже что трогали их уже раз 500 каждый. Нам же было важно посмотреть на производство, и мы всё-таки договорились с безразличной женщиной, что пройдем и посмотрим всё на месте. Она привела нас в помещение, где действительно шили одежду, а еще ели, пили и, похоже, жили. Кто-то шил поло с крокодилом на логотипе, кто-то ел доширак, а кто-то решал сканворд. Ребята все с азиатским разрезом глаз.

Выбор ткани нас не впечатлил, а диалог было вести не с кем. Несмотря на мотивирующие надписи на трубах, работа не кипела. Поехали дальше.

Третья компания “Бог любит троицу”

С этой фабрикой мы быстро договорились о встрече, но нашли их не скоро - расположились они среди производственных зданий на территории бывшего завода. Пришлось нарезать круги и прыгать через овраги.

После первых двух встреч мы были готовы увидеть все что угодно, но в третий раз нам повезло: общались мы с людьми, которые от и до разбираются в пошиве одежды и простым языком могут объяснить, почему лучше сделать так, а не иначе. Выбор тканей был огромный, это касается не только цвета, но и качества, плотности. Когда настал момент пройти на производство, мы увидели стройные ряды швейных машин и милых женщин, которые работали за ними. А цены были гораздо ниже чем в первой компании. Взвесив все за и против, мы остановили свой выбор именно на этой фабрике.

Выводы

Выводы сделает каждый для себя сам, единственное что можем посоветовать - не сдаваться и делать до конца и у вас все получится! Удачи!



Публикации по теме