Как развивают у детей тактильную чувствительность? Развитие тактильных ощущений у детей Тактильная сверхчувствительность у ребенка.

Юлия Свелова
Развитие тактильно-кинестической чувствительности, посредством песочной терапии, у детей с нарушением зрения.

Развитие тактильно- кинестической чувствительности , посредством песочной терапии , у детей с нарушением зрения .

Часто руки знают, как распутать то,

над чем тщетно бьется разум.

Всем хорошо известно, как любят дети играть с песком. Они могут часами копошиться в песочнице или на берегу моря , перемешивают песок , набирают его в формочки и ведерки, делают огромные крепости и замки, и даже закапываются в него сами. Песок - загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы : быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Сегодня игры с песком становятся все более популярными как в психологической, в педагогической, так и в коррекционно-развивающей практике . С помощью игр с песком решаются самые сложные коррекционно-развивающие и образовательные задачи в работе с детьми с нарушением зрения . Использование песочной терапии в работе с такими детьми позволяет гармонично развивать познавательные процессы, мелкую моторику, коммуникативные навыки, эмоционально стабилизировать детей . Также повышается мотивация к занятиям, они проходят более интенсивно, интересно и эмоционально. Игра на песке – это естественная деятельность ребенка. Поэтому перенос обучающих, развивающих и коррекционных задач в песочницу дает уникальный эффект.

Дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого снижается качественный уровень представлений о том, что их окружает.

Л. И. Плаксина и другие исследователи отмечают, что дети с нарушением зрения при обследовании и опознание предметов, их свойств и качеств не используют в полной мере сохранные анализаторы. Без соответствующих игр и упражнений, организованных воспитателями, дефектологами, логопедом, родителями, малыш со зрительными проблемами может иметь серьезные трудности в правильном использовании информации, поступающей к нему из окружающего мира посредством сохранных органов чувств . Поэтому с самого раннего детства мы должны тренировать органы чувств ребенка с нарушением зрения . Для развития осязания и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности замечательно подходит именно песочная терапия .

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности . Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Но всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно -двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания .

Тактильно - кинестическое восприятие - основа развития у детей с нарушением зрения таких психических процессов, как внимание, память, восприятия, мышление и речь. Тактильное восприятие не зря называют кожным зрением или кожно-оптическим восприятием, оно является отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения , ощущения давления, температуры, боли. Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики у детей с нарушением зрения может в известной мере компенсировать дефект зрения . Исследования И. М. Сеченова. Б. Г. Ананьева. и других ученых показали, что рука заменяет слабовидящему зрение , она дает знания и представления о предметах, за исключением цвета и видения вдаль. Благодаря развитию тактильно- кинестической чувствительности слабовидящие дети могут воспринимать большинство свойств предметов, доступных зрению : форму, размер, положение в пространстве, определять такие свойства предмета, как температура и вес. Тактильная чувствительность тесно связана с двигательной и объединяется с ней в специальном органе труда и

познания - руке. Объединение тактильной и двигательной чувствительности называется осязанием.

Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений. Ребенок с патологией зрения проявляет стремления к тактильному обследованию предметов, но самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру.

Чтобы развитие зрительного , тактильного , двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу. Детей с нарушением зрения необходимо учить приёмам осязательного восприятия объектов, формировать у них умения выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно – двигательный анализаторы

Работу по я провожу в несколько этапов, усложняя как сам процесс обследования, так и словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. На разных этапах работы я использую элементы песочной терапии . Провожу игры с сухим и влажным песком, холодным и теплым. Предметы для обследования беру разные не только по текстуре, но и по весу, размеру, температуре. Для каждого этапа работы по развитию тактильной чувствительности разработана система игр с песком.

Основные этапы работы по развитию тактильной чувствительности :

Ощупывание предметов с различной поверхностью, обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.) с открытыми глазами, далее с закрытыми;

Игры : «Чувствительные ладошки » , «Змейки» , «Необыкновенные следы» , «Отпечатки наших рук» , «Наши пальчики гуляют» и др.

обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;

нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен или по другому признаку (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов) ;

Игры : «Узнавалки» , «Кому повезет» , «Археологи» , «Твердое-мягкое» , «Найди такой же» , «Гладкое-шершавое» и др.

нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов) ;

определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;

нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Отличным приемом для развития тактильной чувствительности и мелкой моторики является рисование на песке. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку , что способствует развитию сенсорных ощущений , раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками) . Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, а вот малыши только учатся, поэтому следует первоначально действовать «рука в руке» . Упражнения «Дождик» , «Заборчик» , «Лесенка» дают возможность отработать вертикальные, горизонтальные, ломаные линии различные по протяженности и интенсивности. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом. При рисовании песком детям с нарушением зрения так же полезно рисовать конкретные, заданные педагогом фигуры – кривые линии, круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, спирали, солнце, звезды и т. д. Постепенно у ребенка развивается «осознание форм» - он через ощущения улавливает законы форм, начинает их понимать, опираясь на конкретный опыт, а впоследствии может их абстрагировать. А так же, рисуя песком, дети учатся распознавать фигуры посредством тактильной стимуляции кончиков пальцев, движений кистей и рук, с помощью зрения и через ощущение самодвижения. Таким образом, происходит развитие абстрактного мышления.

Все эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значение для развития ребенка с нарушением зрения . Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность , развивается «мануальный интеллект» ребенка. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно - двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения. Наряду с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики игры с песком способствуют развитию речи , памяти, произвольного внимания, воображения, стабилизируют эмоциональное состояние малыша. Но главное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.


Не новинка, в теоретической части во многом повторяет (и часто ссылается на) книгу Джин Айрис "Ребенок и сенсорная интеграция" (которую лично я считаю обязательной для прочтения всеми без исключения родителями, всеми без исключения педагогами и всеми без исключения людьми, которые так или иначе работают с детьми).
Меня с первых страниц подкупила искренняя интонация авторов. Две мамы, два профессиональных психолога, пишут о наболевшем - о своих детях, о своих собственных переживаниях. Вся история началась с того, что они не могли подобрать ключик к собственным детям, и это оказалось настоящим потрясением: специалисты, профессионалы, консультирующие родителей по самым разным вопросам - они не справлялись со своими сыновьями. Ничего из того, что работало со всеми "нормальными" детьми, не работало вот с этими, родными, любимыми мальчишками. Пока они не нашли ответ: у их детей - проблемы с сенсорной интеграцией, и начинать надо было именно с этого. Кстати, на Амазоне можно прочитать введение, которое я читала буквально со слезами на глазах, наверное, все родители чувствительных детей увидят в этих историях что-то про себя.
Эта книга собиралась много лет, сыновья двух Карэн уже выросли, можно если не подводить итоги, то как минимум делать выводы, насколько эффективными были те действия, которые они предпринимали для того, чтобы помочь своим детям адаптироваться к реальной жизни. Поэтому в подзаголовок книги вынесены слова "практическое руководство". Так оно и есть. В книге масса маленьких (и больших) хитростей, которые помогают сделать жизнь комфортней. Многое, как всегда, кажется очевидным, но не становится от этого менее важным и ценным.
У меня нет времени на подробный пересказ, поэтому делюсь своим кратким конспектом.

Почему с нарушениями сенсорной интеграции у детей нужно обязательно работать:

«Мы говорим им [родителям] о том, что у ребенка чувство счастья и собственной ценности (self-worth) естественным образом проистекает из хороших отношений с другими и успеха в учебе и игре. Поэтому оно во многом зависит от того, насколько ребенку подходит окружающая его среда. Мы, взрослые, сами выбираем себе партнеров, друзей, работу и домашнюю обстановку, которая приносит нам чувство комфота и успеха. Детство, напротив, - это время зависимости. Дети практически не имеют власти над теми обстоятельствами, в которых они оказываются. Когда условия жизни ребенка дисгармонируют (bad match) с его индивидуальным уровнем чувствительности, возможностями, потребностями, его дискомфорт (struggles) будет влиять на весь процесс развития».

«Психическое здоровье описывается как способность хорошо любить, работать, играть. Сюда входит также предчувствие хорошего, ожидание, что с тобой произойдет что-то хорошее. У детей с нарушениями сенсорной интеграции с этим могут возникать сложности, т.к. у них вызывают затруднения даже самые простые ежедневные задачи и базовые аспекты социальной жизни».

Для того, чтобы помочь ребенку чувствовать себя комфортнее, авторы предлагают на любую ситуацию смотреть сквозь «сенсорную линзу» . Это значит, конкретизировать для себя три момента:

1) индивидуальные особенности сенсорики ребенка (кто он/она?)

2) сенсорные характеристики среды, в которой ребенок в настоящий момент находится (где он/она?)

3) требования, которые сейчас ребенку предъявляются, опять же с точки зрения сенсорики (чего от него/нее ждут ?)

Исходя из ответов на эти вопросы, родители стараются повлиять на условия таким образом, чтобы их ребенок в конкретной ситуации почувствовал себя лучше.

Пример. В семье намечается торжество по случаю Дня Благодарения. С раннего утра мама занята на кухне, и оттуда несутся соблазнительные запахи. Для Патти, девочки, чувствительной к запахам, это очень будоражащая ситуация. Кроме того, вся семья занята, и девочка предоставлена сама себе, все утренние ритуалы нарушены. Она бесцельно слоняется по дому или смотрит телевизор. Она физически пассивна все это время, а значит, ее тело не получает нужного ей количества сенсорной стимуляции. Во второй половине дня начинают собираться гости. Большие, шумные, надушенные взрослые - целая толпа. Они громко говорят, лезут обниматься и целоваться. Или треплют ее волосы, или хлопают по спине, или поддразнивают. Девочка уже перегружена всей этой информацией. Появляются кузены Патти, они бегут в ее комнату и роются в ее игрушках. Это ужасно. Патти плачет. Приходят родители и обвиняют ее в негостеприимности. Она чувствует, что самые близкие люди предали ее. Она резко отвечает родителям, и тут встревает бабушка, которая громко ее одергивает за разговоры с родителями в таком тоне. Когда взрослые уходят, Патти забирается на кровать и начинает прыгать, потому что прыжки ее успокаивают. Но тут же ее кузены забираются к ней прыгать - и у нее снова проблемы. Потом, за столом, ей приходится справляться с запахами еды, шумом разговоров, толчками кузенов. К концу торжества она просто начинает дико носиться по комнате, игнорируя замечания взрослых и их требования «успокоиться». Она никого не слышит.

Что можно было сделать родителям.

Уже на стадии планирования торжества родителям надо было задуматься, какие индивидуальные особенности Патти могут помешать ей пережить это событие наилучшим для всех образом.

1) Анализируем индивидуальные особенности ребенка. У Патти есть проблемы с двигательным планированием, поэтому ей трудно бывает «собраться» без четко структурированного дня и пошаговых инструкций. Ее мелкая моторика недостаточно хороша, поэтому ей трудно самостоятельно застегнуть блузку или юбку. Также у девочки есть сложности с обработкой аудиальных и тактильных сигналов, она чувствительна к запахам.

Что делать? Спланировать все заранее. Выделить время на то, чтобы помочь ребенку одеться. Выбрать ее любимую одежду, чтобы девочка чувствовала себя комфортнее. Чтобы день обрел какую-то структуру, мама Патти могла привлечь девочку к своим делам. Потом, когда приехали кузены, папа мог придумать какое-то занятие для детей, чтобы девочка не оказалась сразу в большой группе детей, среди которых ей трудно высказывать свое мнение по поводу происходящего. Они могли придумать какие-то спокойные занятия, чтобы она не перевозбуждалась от шума и хаоса. Они могли объяснить родственникам, что Патти не любит объятий, и разрешить ей приветствовать гостей так, как ей удобней.

2) Среда. Хорошо, что торжество на их территории, здесь все привычно. Но: будет шумно. Можно дать ребенку плеер, чтобы она могла сама контролировать количество постороннего шума. Можно выделить место, где она сможет укрыться от всего этого водоворота, место, куда никто больше не придет. Перед приходом гостей можно поговорить с ребенком о том, что если ей захочется побыть одной в тишине, она может пойти в спальню и закрыться там.

Заранее подумать о том, какое место за столом займет Патти. Ей, вероятно, будем лучше сидеть на краю стола, нежели в середине, где вокруг нее будет слишком много людей и запахов. Кроме того, девочке можно дать задание (например, приносить и уносить блюда), тогда у нее будет законный повод чаще вставать и двигаться во время ужина. Это может частично покрыть ее потребность ерзать на стуле и при этом она будет чувствовать свою нужность. И вместо негативных комментариев по поводу неусидчивости она услышит похвалу в свой адрес.

3) Требования. Оценим адекватность родительских требований. Стоит ли ждать, что ребенок оденется сам? Так ли обязательно надевать новое платье? Разумно ли возлагать на нее обязанность организовать кузенов на спокойную игру? Может, есть игрушки, которыми ей слишком трудно делиться? Работающий телевизор упростит или усложнит ситуацию?

Таким образом, если все продумать и спланировать заранее и везде «подстелить соломки», все может пройти не так уж и плохо.

«Пожалуй, самая главная сложность, с которой вам, родителю ребенка с проблемами сенсорной интеграции, придется столкнуться - это понять то, что его восприятие повседневных событий кардинально отличается от вашего. Он не так, как вы, слышит, осязает, видит, ощущает мир вокруг. У него иные отношения с гравитацией. Он не может управлять своим телом с той же уверенностью и смелостью, как вы. Для него повседневность полна препятствий, вызовов и сюрпризов».

Первое, что нужно сделать - научиться уважать эти отличия. Очень часто мы говорим с детьми с позиции наших ощущений: «мне холодно, значит, и ты замерз». Или критикуем их: «не веди себя, как младенец, это всего лишь царапина». Или наказываем: «Если ты не успокоишься, телевизора сегодня не будет». Или попросту игнорируем: «Нет, ты не может надеть спортивные брюки в церковь; кончай ныть и надевай платье». В каждой из этих фраз - неуважение, в каждой из них содержится невысказанное послание ребенку: твой субъективный опыт, твое самоощущение - неправильны. И чтобы угодить вам, он должен научиться игнорировать свои базовые инстинкты, свою интуицию, он должен сопротивляться тому, что говорит ему его собственное тело. Подавление своих естественных реакций - это постоянная борьба, которую «не такой» ребенок ведет в этом мире.

Его развитие очевидным образом зависит от того, как он чувствует себя в этом мире. И родители могут помочь ребенку почувствовать себя увереннее, если будут принимать его таким, какой он есть, - носителем уникальной нервной системы, отличной от всех прочих.

Как понять, что у ребенка сложности:

чек-лист для родителей: http://www.otawatertown.com/images/pdf"s/fact%20sheet%20parents.pdf

информация для учителей: http://www.otawatertown.com/?topic=teachers#Help%20child%20wSPD

Помогаем ребенку научиться помогать себе самому

Большинство детей стремится именно к той физической активности, которая сейчас необходима им для развития мозга. В игре они находят те сенсорные стимулы, в которых нуждаются. Но ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не всегда способен играть «конструктивно»: если мозг неэффективно обрабатывает сигналы, то многие ощущения, которые приятны большинству детей, такому ребенку могут быть неприятны. Качаться на качели или забираться куда-то - страшно. Быть среди детей - слишком много шума. Бегающие вокруг дети вызывают чувство потерянности в пространстве. И в результате ребенок избегает этих занятий, лишая свой мозг и тело нужных им стимулов.

Что должно насторожить в поведении младенцев и тоддлеров

: негативная реакция, когда кто-то берет на ручки или покачивает; неприятие автомобильного кресла; ребенок сопротивляется умыванию, не приемлет определенную одежду; чувствительность к температуре воды; отказ от некоторых видов пищи; ребенок не любит мягкие игрушки (cuddly toys)

: обостренная реакция на свет, лица, объекты, которые находятся в поле зрения; ребенок расстраивается, если атмосфера слишком оживленная (busy enviroment)

Реакция на движение : чувствителен к резким, неожиданным движениям или изменениям позы (предпочитает вертикальное положение наклонному или наоборот); страх резких движений; у ребенка нет желания экспериментировать или он чрезвычайно огорчается, если его экспериментам мешают; задержка моторного развития.

Реакция на звук : расстраивается из-за шума (звонок в дверь, сирены, пылесос); чувствителен к изменению тона голоса; задержка развития речи.

Способности к саморегуляции : сложно переносит переходы из одного состояния в другое или изменения ритуалов; капризность, раздражительность; не умеет сам успокаиваться (poor self-calming), неумение выработать режим питания и сна.

Эмоциональная привязанность : сопротивляется установленным правилам поведения; страх незнакомцев; «прилипчивость» (clingy).

Что должно насторожить в поведении дошкольника

Чувствительность к прикосновениям : отказывается носить определенную одежду; ненавидит чистить зубы, мыть волосы, подстригать ногти; любит сильные объятия; постоянно касается других; не любит ощущение грязных рук; требует еду определенной текстуры.

Реакция на визуальную стимуляцию : избегает взгляда глаза в глаза, особенно тогда, когда чувствует себя в беде.

Реакция на движение : неуклюжий, неловкий; слабые мышцы; натыкается на все, падает, часто разбивает вещи; плохая моторика, боится определенных игр или игровых снарядов; не любит положений, при котором ноги оторваны от земли; всегда в движении; бесстрашный.

Реакция на звук : чувствителен к шуму; сам очень шумный; задержка развития речи

Способности к саморегуляции : поздно развивается способность контролировать туалетные дела; плохо переносит срывы планов (low tolerance for frustration); частые истерики; испытывает сложности при нахождении в группе; нуждается в постоянности ритуалов.

Эмоциональная привязанность : проверяет границы; менее независим, чем его сверстники; агрессивен; сопротивляется сепарации с основным объектом привязанности.

Что должно насторожить в поведении ребенка школьного возраста

Чувствительность к прикосновениям : сопротивляется гигиеническим процедурам; испытывает сложности при выполнении «мелкомоторных» задач, таких как завязывание шнурков, застегивание пугович и молний, рисование; плохой почерк; часто нечаянно ломает вещи.

Визуальная стимуляци я: сложности с различение букв и цифр; плохая координация глаз-рука (неумение скопировать что-либо с доски в тетрадь, расположить письменную работу на листе бумаги); трудности с поиском вещей.

Движение : плохой баланс и координация; морская болезнь; суетливость; на детской площадке либо стремится крутиться, вертеться, качаться, либо, наоборот, пуглив и нерешителен.

Звуки : легко отвлекается на мелкие аудиальные помехи, сложности с артикуляцией.

Способность к саморегуляции : трудности при переходе из одной ситуации в другую, изменениях ритуала или в неструктурированных занятиях; проблемы с вниманием и концентрацией; не может дождаться отложенного вознаграждения; ребенку трудно следовать школьным требованиям, правилам настольных или спортивных игр.

Эмоциональность : трудные отношения со сверстниками; низкая самооценка.

У подростков

Касания : не любит, когда его трогают; продолжает избегать определенной одежды; чувствительность к неприятным запахам; не любит гигиенические процедуры.

Визуальная стимуляция : видеоигры, телевизор, компьютер одновременно завораживают и перегружают.

Движение : плохая осанка; избегает спорта

Звуки : ненавидит шум, который производят другие, но сам любит слушать любимую музыку очень громко; жалуется на то, что школьные мероприятия и вечеринки слишком шумные.

Саморегуляция : склонен к дезорганизации; неэффективен в занятиях; мешает другим; слабые навыки решения проблем; раздражительность; плохая концентрация.

Эмоциональность : трудности в сексуальных отношениях; предпочитает безопасность дома развлечениям сверстников; не любит школьные поездки, вечеринки с ночевкой.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis ) - осязательный. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность. Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат.tangere - касаться иreceptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: -лепка из глины, пластилина, теста; -аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); -аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); -конструирование из бумаги (оригами); -макраме (плетение из ниток, веревок); -рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; -игры с крупной и мелкоймозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); -собирание пазлов; -сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Не следует забывать и о традиционнойпальчиковой гимнастике , об использовании элементовмассажа исамомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности. Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей. Хороший эффект дает использованиемассажных мячей-валиков . Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения. По аналогии можно изготовить«осязательные» ванны - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса. Игровое тактильноепанно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить. Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др. По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др. Очень полезны для учеников (особенно первого класса)игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.)бумаги : «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность. Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита. В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность. Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия. Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления. Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания. Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию. Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной. Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности. Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках. Перечислим основные из них: - ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета; - нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов); - нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов); - определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета; - нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами. Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности. Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis ) - осязательный.

Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.

С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.

Подчеркнем, что первоначальное действие ребенка с предметами - хватание, во время которого различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere - касаться и receptor - принимающий) - специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.

С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- конструирование из бумаги (оригами);
- макраме (плетение из ниток, веревок);
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание пазлов;
- сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике , об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.

Хороший эффект дает использование массажных мячей-валиков . Разные по форме, упругости, фактуре поверхности мячи-валики обеспечивают широкий спектр разнообразных ощущений, которые можно получить, действуя с этими предметами самостоятельно или сосредоточившись на своих ощущениях, в то время как специалист делает ими легкий массаж.

Шариковые ванны представляют собой большую емкость, наполненную разноцветными пластмассовыми шариками одинакового или разного размера. «Купаясь» в таких ваннах или опуская в них руки, дети получают новые тактильные ощущения.

По аналогии можно изготовить «осязательные» ванны - в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.

Игровое тактильное панно «Поляна в лесу» (сенсорная панель для рук) представляет собой панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае «поляну в лесу» - пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку и др.). Все детали крепятся к основной панели с помощью кнопок, крючков, различных застежек, липучек. Детали должны быть различны по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу. Составляя сюжетные композиции на панно из предложенных деталей, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу.

«Сенсорная тропа для ног» - это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки»: мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.

Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела электромассажером, чистки зубов электрической зубной щеткой и др.
По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры), мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Очень полезны для учеников (особенно первого класса) игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги : «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Ученикам, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.

В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако, пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.

Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.

Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.

Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с интеллектуальной недостаточностью проще, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.

Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.

Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.

Осязательное восприятие - это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.

Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.

Перечислим основные из них:
- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3-5 предметов);
- нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3-4 предметов);
- определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.

Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.

Один из основных способов коррекции указанных дефектов - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.

Дидактические игры на развитие тактильной чувствительности

«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный - короткий, толстый - тонкий, большой - маленький, узкий - широкий и т. д.

«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.

«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).

«Отгадай цифру» (букву)
На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву), которую он определяет с закрытыми глазами.

«Что это?»
Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

«Прочитай»
Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.

«Золушка»
Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей

Ребенок и тактильная гиперчувствительность

Слух, зрение, обоняние, осязание, или тактильная чувствительность, - именно эти пять чувств являются каналами, по которым наш мозг получает информацию о внешнем мире. Каждый орган чувств приспособлен к восприятию определенных факторов внешней среды. Поступающая от них информация анализируется и обрабатывается специализированными отделами головного мозга. Осязание – первое чувство, появляющееся в нашей жизни. Еще в утробе матери плод начинает воспринимать свое окружение, прикасаясь к стенкам матки. Тактильная чувствительность обеспечивается множеством рецепторов, распределенных по поверхности кожи. Эти рецепторы реагируют на механическую стимуляцию, изменение давления или повторяющиеся надавливания. В среднем их плотность составляет около 50 на квадратный миллиметр кожи, но распределены они неравномерно: на кончиках пальцев рук, обладающих тонкой чувствительностью, их больше всего. Именно кончиками пальцев нам иногда хочется прикоснуться к новой поверхности и получить определенные ощущения, сравнить их с другими, уже знакомыми. Прикосновение вызывает совершенно разные ощущения в зависимости от того, из чего состоит предмет, до которого мы дотронулись. Например, ощущение мягкости мы можем получить при соприкосновении с тестом для пирога, кашемиром, кожей ребенка, меховой шапкой, пуховой периной; ощущение шершавости мы получим от соприкосновения с камнем, наждачной бумагой, циновкой; скользким ощущается лед, жидкость для мытья посуды, растительное масло, лягушка, а гладким кажется стекло, атласная ткань, полированная мебель, бильярдный шар и т. д. Однако можно заметить, что некоторые дети явно избегают соприкосновений с конкретными поверхностями, при этом одергивают руки от предмета, сжимают пальцы в кулачки, неприязненно относятся к чужим прикосновениям. Нередко такие дети отворачивают лицо от всего, что находится слишком близко к ним, не любят, когда их касаются какими-либо предметами или даже прикасаются руками, склонны избегать любого физического контакта, сходные реакции наблюдаются и в отношении изменений положения тела в пространстве. По мнению американского доктора Энн Джин Айрес (1920-1988) данная проблема может быть связана с повышенной чувствительностью к осязательным стимулам. Нетипичную чувствительность (гипо или гипер чувствительность) обычно называют нарушением сенсорной модуляции. Э. Дж. Айрес считает, что если мозг не может «утихомирить» сенсорные импульсы хотя бы одной из сенсорной систем, эти импульсы будут мешать ребенку и станут причиной отрицательного поведения. Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы убедиться, с какими ощущениями связаны его реакции. Случается, что ребенок с тактильной гиперчувствительностью избегает играть даже в мягкие игрушки, популярные у других детей. Как узнать о наличии у ребенка тактильной гиперчувствительности? Д. Айрес предлагает опросный лист , большинство положительных ответов на который могут указывать на наличие данной проблемы у ребенка:

Ребенок избегает чужих прикосновений?

Отворачивает лицо от всего, что находится близко от него?

Боится осмотров у врача больше, чем другие дети?

Терпеть не может, когда ему стригут волосы или ногти?

Не любит, когда его касаются даже по-дружески?

Уворачивается от объятий, даже от похлопываний по плечу?

Склонен избегать любого физического контакта?

Каждый раз реагирует на прикосновения по-разному и странно?

Негативно реагирует на одевание, определенные виды одежды?

Тревожится, если к нему кто-то подходит сзади и он не видит его?

Сильно беспокоится, когда люди находятся близко к нему?

Избегает прикосновений к определенным поверхностям?

Испытывает потребность в каких-либо прикосновениях?

Не любит погружать пальцы в песок, макать их в специальные краски?

Не любит касаться клея и тому подобных материалов?

Особенно придирчив к текстуре или температуре пищи?

Тактильная гиперчувствительность в глаза не бросается, но является серьезным неврологическим нарушением. Дети с сильной гиперчувствительностью эмоционально незащищены: вероятно, сбой в работе тактильной системы делает уязвимым и эмоциональную сферу. Тактильная гиперчувствительность – это тенденция отрицательно и эмоционально реагировать на ощущения прикосновений. Такая реакция возникает лишь при определенных условиях. Дети с гиперчувствительностью сильно реагируют на раздражители, которые мы едва замечаем. Ощущения прикосновений приводит к серьезным сбоям в их нервной системе, что служит причиной негативных эмоций и неадекватного поведения. Подавление (торможение) – это нервный процесс, при котором одна область нервной системы не позволяет другой области избыточно реагировать на сенсорные импульсы. У каждого из нас нервная система непрерывно получает тактильные сигналы от всей поверхности кожи. Тем не менее, большинство людей подавляют перцепцию этих ощущений и не дают нервной системе на них отвечать. У ребенка с повышенной чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо, поэтому очень часто тактильные ощущения для него дискомфортны. Родственники иногда обижаются, если ребенок избегает их прикосновений или объятий, им кажется, что он их не любит. На самом деле такое неприятие не носит личного характера. При повышенной чувствительности к тактильным раздражителям ребенок ощущает прикосновения иначе, чем другие дети. Касание карандаша для таких детей сравнительно с уколом иглы, электрическим зарядом, укусом насекомого. Недостаточная обработка тактильных сигналов обычно происходит в стволе мозга или зонах полушарий, недоступных сознанию, поэтому ребенок не осознает, что его реакции вызваны прикосновениями. Как правило, дети с тактильной гиперчувствительностью не вполне осознают свои ощущения, за исключением раздражения или дискомфорта, вызванных чужими действиями. Дискомфорт – это реальное ощущение и подавить реакцию на него ребенку не под силу.

Взаимодействуя с гиперчувствительными детьми, следует придерживаться следующих правил:

1. уважать реакции ребенка на разные ситуации, учитывая особенности его реагирования;

2. стараться касаться ребенка всей ладонью, а не кончиками пальцев, именно так можно ослабить раздражение, учитывая, что легкие прикосновения обычно раздражают сильнее, чем постоянное сильное давление;

3. периодически предлагать ребенку различные игрушки, предметы для взаимодействия;

4. стараться чаще использовать прием «сэндвич», т. е. выкладывать ребенка между большими подушками с целью «успокоить» чрезмерную чувствительность к прикосновениям;

5. обращать внимание на виды тканей, одежды, игрушки, с которыми может самостоятельно контактировать ребенок;

6. наблюдать за ребенком, не принуждая его к участию в играх, но способствуя и поддерживая его инициативу самостоятельных действий;

7. поддерживать у ребенка желание приобретать новый тактильный опыт;

8. своевременно предупреждать развитие негативных процессов;

9. способствовать развитию доверительных отношений;

10. развивать интерес к окружающему миру.

Литература:

1. Э. Джин Айрес при участии Джеффа Роббинса «Ребенок и сенсорная интеграция», Теревинф, 2009

2. «Как улучшить память», Издательский Дом Ридерз Дайджест, 2005



Публикации по теме