Современные женские одежды в русском стиле. Русский костюм и современная мода

Три российских бренда доказывают:

традиции могут быть модными

В Индии легко встретить женщину в сари, но вряд ли вы когда-нибудь видели в центре Москвы мужчину в косоворотке или девушку в кокошнике. "Национальный костюм в повседневной жизни будет выглядеть скорее экстравагантно, нежели модно, - признает Наталья Логинова, руководитель Центра моды и дизайна D3 (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). - Но обращение к традициям - один из трендов в современном дизайне".

На подиумы и в жизнь возвращается русский стиль. Но, как ни странно, мало кто может объяснить, что это такое. "Хохлома? Матрешки? И да и нет, - считает Логинова. - Владимир Познер как-то сказал , что русский стиль - это прежде всего дерзость. И я с этим согласна. Наши дизайнеры - дерзкие. И в последние годы в России их появляется все больше, хотя мода - не самый простой способ заработать".

Мы рассказываем о трех российских модных брендах. У кого-то из наших героев уже есть шоурум в центре Москвы. Кто-то пока продает вещи лишь через интернет. Но все они творят по-русски. Дерзко.

Вышивка, фартуки, древние мотивы и научный подход

Светлана Левадная, бренд Levadnaja Details

"Одна женщина увидела на выставке наш фартук и сразу его купила. Я ее отговаривала, - рассказывает Светлана Левадная. - Потому что это не самая дешевая вещь, да и не самая необходимая в XXI веке. Волновалась, что мужу не понравится такая дорогая покупка… А он увидел фартук и говорит: "Наконец-то ты купила себе что-то нормальное!"

"Русское - это не желто-красное!" - говорит Светлана. Она уверена, что большинству наших женщин идут приглушенные цвета

Вещи от Levadnaja Details действительно стоят недешево: их делают только из натуральных тканей (в основном из шелка, кашемира и итальянского льна) и на каждой есть вышивка бисером и полудрагоценными камнями, на которую уходит не меньше месяца ручной работы. И носить такую одежду сможет не любая девушка: попробуйте предложить кому-нибудь повязать фартук поверх джинсов или надеть кокошник с вечерним платьем. "Мои клиентки - очень сильные и уверенные женщины, - говорит Светлана. - Потерявшиеся, запутавшиеся к нам не приходят".

Сегодня отсылки к русским народным костюмам уже можно увидеть и на подиуме, и на светских раутах. Светлана начинала свое дело в 2006 году и говорит, что тогда на нее "смотрели как на сумасшедшую".

Светлана Левадная

Первая юбка, которую мы сделали, была длиной по колено, с черным бархатным фартуком. И многие реагировали на нее так: "Боже, что это?" Все национальное было немодным, непонятным. Иногда у меня опускались руки - казалось, этого не изменить

Светлана Левадная

Дизайнер Светлана Левадная никогда не была "модницей". А вот все русское любила с детства. "Когда мне было лет девять, мама заказала для меня блузу, - вспоминает она. - В очень русском стиле, с вышивкой, из простой ткани. Помню, что люди на улице спрашивали: "Где вы такое взяли?"

Вышивка - визитная карточка бренда. На одну вещь уходит не меньше месяца ручной работы

Светлана родилась и выросла в Крыму, училась в Германии, а в 2004 году переехала в Москву. Она лингвист, переводчик, и за собственный бренд взялась по-научному: изучала музейные экспонаты и собрала целую библиотеку о вышивке и народных костюмах. Светлана хотела делать моду по-русски. И прототип ее моделей - это не павловопосадские платки, которые были созданы только в конце XVIII века. Это - вещи древние, еще дохристианские (слово "языческие" Светлана не любит). С вышивкой, оплечьями (это что-то вроде широких воротников) и символами-оберегами.

Светлана Левадная

Для наших платков мы берем узоры из книг и музейных экспонатов. На самом деле это не просто узоры. Каждый символ там что-то означает. Все наши клиенты хотят узнать - что. Но этот язык уже никто никогда не переведет, максимум - отдельные знаки. Если вам кто-то скажет, что прочел все, - не верьте

Светлана Левадная

Исконно русский костюм сейчас принято называть крестьянским. Потому что со времен Петра I его могли носить только простые люди. Прорубая окно в Европу, царь запретил носить при дворе русскую одежду. Можно долго спорить, было ли это решение правильным - мы никогда не узнаем, какой была бы наша жизнь без той "европеизации". Светлана называет тот указ "стрелой в самое сердце". "Русский костюм никогда не был просто одеждой, - объясняет она. - Это была сага, написанная в узорах. Она рассказывала о роде человека, о его желаниях… По сравнению с тем, что было, мы - как слабый росток рядом с мощным деревом. Но я могу сделать хотя бы это".

Оплечья - что-то вроде воротников - можно носить и с платьями, и с простыми футболками

Основать свой бренд непросто. Еще сложнее начать продавать вещи, которые даже близко не похожи на масс-маркет - ни по универсальности, ни по цене. Деньги Светлана собирала по крупицам. А продав первое платье (тогда, 12 лет назад, оно стоило 3–4 тысячи евро), всю сумму вложила в коробки: "Достойная упаковка - это первое, что нужно сделать. Она показывает, что дизайнер уважает свой труд". Потом был первый маленький шоурум. Левадная старалась расширяться и переезжать каждый год. Сегодня у нее большой шоурум в центре Москвы.

Светлана сама не шьет. Зато с пяти лет занимается живописью. Для своего бренда она создала особую вышивку.

Светлана Левадная

Многие, когда ее видят, сразу говорят: "Вы художник?" Это не ремесленная вышивка, это вышивка-живопись. Сейчас у нас ее где-то 570 образцов. Я создала их своими руками, а потом обучила первых мастеров. Это наша визитная карточка

Светлана Левадная

В команде Levadnaja Details 20 вышивальщиц и четыре швеи. В шоуруме представлены образцы, сшитые для моделей. Но понравившиеся вещи отшиваются под каждую конкретную заказчицу. "Вы просто крошечная, поэтому вам все крупновато, - говорит мне Светлана, пока я примеряю платье из бледно-голубого льна. - Но оно должно сидеть свободно, у нас почти нет облегающей одежды. Это повседневная вещь - сюда подойдет большая сумка и удобная обувь. Мне на каблуки нервов не хватает". Еще одно платье - пыльно-розовое, в пол, из плотного шелка - больше похоже на вечернее. У всех моделей очень простые фасоны: иначе вышивка и орнамент будут выглядеть чересчур броско. А цвета - в основном приглушенные, хотя несколько ярких моделей тоже есть. "Славянским женщинам не идет буйство красок, - объясняет Светлана. - Но клиентки с Кавказа у нас тоже что-то для себя находят, просто подбирать надо тщательнее".

В этой одежде легко почувствовать себя русской красавицей - вне зависимости от национальности

Светлана признает: ее бренд больше тяготеет к искусству, чем к коммерции. Некоторые ее клиентки говорят, что хотели бы передать эти вещи по наследству. "У нас есть две категории покупателей. Одна - это женщины очень обеспеченные, очень самостоятельные. А вторая - женщины со средним достатком, которые копят несколько месяцев, а потом заказывают, - рассказывает она. - Нам пишут из разных городов России, особенно часто из Сибири. Даже если не покупают, говорят: "Спасибо, что вы есть, мы думали, этим никто уже не занимается".

Светлана уверена, что у большинства людей искаженное представление о русском стиле. И для нее важно показывать людям: русская одежда - это красиво. "Я всегда говорю: русская культура - это пять звезд. И русская мода - это высокая мода, - говорит она. - Создавая вещь, я всегда думаю: а это достойно того, чтобы считаться продолжением тех традиций? Как будто каждый раз сдаю экзамен".

Нина Самохина, бренд Secret Garden

"В детстве я почему-то стеснялась сказать маме, что хочу шить. Как-то купила подкладочную ткань, зеленую, с блеском - мне казалось, ткань очень красивая, типа шелка, - рассказывает Нина Самохина. - Сшила себе втихаря юбку к Новому году. Получилась полная лажа, я ее так и не носила. Мама говорит: "Это же подкладка, из такого не шьют, почему ты меня не спросила?" А я говорю: "Не знаю, мне казалось, это красиво, а ты бы не разрешила мне ее купить…"

Нина еще только начинает работать над своим брендом: пока у нее была лишь одна большая коллекция

Сейчас мама Нины помогает дочке отшивать коллекции. А когда-то сама шила и вязала одежду для дочерей. Однажды переделала отданную кем-то неудачную куртку: "Там цвет был не очень и кокетка большая. А мама кокетку срезала, связала новую, пришила, подкладку сделала из кролика… В ней сестра потом ходила. Куртка стала суперхитом, я ее до сих пор помню". Тогда, в советские годы и в начале 90-х, все что-то перешивали, а бабушка Нины даже делала дома цветы из шелка - носили их как броши. "Похоже на Гуччи", - смеется Нина.

Та неудачная юбка Нину не остановила - она шила все детство. Но учиться пошла на архитектора, и там было не до моделей. В 2014 году переехала из Минска в Москву, собиралась поступать в Британскую высшую школу дизайна на иллюстрацию. А параллельно готовилась к свадьбе и решила сшить себе платье сама. Потом даже хотела открыть свадебное агентство, но вместо этого основала бренд Secret Garden.

Пока у Нины была только одна большая коллекция - дипломная. "Я хотела полностью сделать ее из верхней одежды, но куратор сказал, что лучше, чтобы она была разнообразнее, - рассказывает Нина. - Верхней одеждой я решила заниматься, потому что ее мало. Наши масс-маркеты в основном испанские, они не совсем понимают, что такое минус 20–25 градусов". Поэтому в коллекции Нины есть бархатный бомбер (он на утеплителе и рассчитан на мороз до 22 градусов), шапка-шарф ("я его называю "перелина"), бежевый плащ ("Дана Скалли в "Секретных материалах" все время гоняла в плаще - мне казалось, она такая красивая!") и теплые пальто. Одно из них сшито из мохеровых советских шарфов: "Я их искала по всей Москве, а потом подбирала по цвету. У мохера ворс длинный, когда стачиваешь, надо потом пройти иголочкой и вытащить его из швов - тогда швы будут не заметны".

Нина говорит, что в ее моделях есть мотивы советского прошлого, хотя этого прошлого она толком не застала - ей всего 28. Но в ее детстве были бабушкины сундуки, советские выкройки и старые альбомы. "С бабушкой в картишки резались - она что-то рассказывала… Так что для меня это знакомое и родное, хотя я и сама это не переживала". А еще у нее в голове "замес" из фильма "Амели" и мультика "Простоквашино". "Там палитра очень моя. Все цвета - глубокий зеленый, например - прямо такие, как надо. А мама там очень французская - эти шарфики, карешечка… Но в то же время интерьеры, стены - все нарисовано, как было у нас. Вся атмосфера - родная советская, а мама - такая фифочка".

Весь этот "советский флер" Нина отражает в одежде. Даже бархатный бомбер, который смотрится очень современно, отсылает к детским воспоминаниям: "Он большой, круглый, выглядит как шарик. Это как зимой в детстве, когда на тебя надели пять свитеров, шубу, шапку и еще сзади за шарф держат". Русские народные мотивы в ее одежде тоже есть: например, одно пальто было скроено на базе русской рубахи. А в одном из принтов есть мотивы русских изразцов: "Раньше мне казалось стыдным рисовать что-то похожее: ты что, придумать не можешь ничего? Но ты же все равно перерабатываешь, добавляешь свое".

Принты Нина особенно любит - она же иллюстратор. У нее была мини-коллекция цветастых рубашек. Для одной из них девушка собрала и оцифровала гербарий: получился принт с листочками. "В Британке я была немножко инопланетянкой. Там обычно все лаконично, архитектурно. А мне хотелось делать смешное. Хотя я понимаю, что не все люди готовы это носить". Нине пришлось отказаться от "безумных рубашек в стиле ретро" с большими бантами: оказалось, что для большинства ее знакомых это чересчур. "Совсем в "арт" я уходить не хочу, - говорит она. - Одежда - это предмет утилитарный".

Нина - иллюстратор, и в ее одежде важны принты, которые она создает сама

Пока у Нины нет своего производства. Она работает дома, бок о бок (а точнее - спина к спине) с мужем-инженером, иногда прерываясь на йогу. Работ у Нины несколько: собственный бренд еще не приносит достаточного дохода, приходится брать заказы. Одежду она частично отшивает сама, частично - на местных фабриках. Иногда вещи из коллекций шьют на конкретного покупателя, подгоняя под его фигуру. "Хороший вариант: вещь хорошо сидит, точно продана, все довольны, - улыбается Нина. - А не так, что у меня весь шкаф забит, а денег нет". Шоурума у нее тоже пока нет, все продажи - через соцсети и знакомых.

Сейчас Нина шьет на заказ свадебное платье - второе в своей жизни. А еще работает над принтами с котиками и шубами из натурального меха. "Каким я вижу русский стиль сегодня? - задумывается Нина. - Он меховой. Узорчатый. Теплый. Сказочный. Ироничный. С яркими сочными цветами". Звучит как описание ее будущих коллекций.

Меха, павлины, сказки и шапки для русской зимы

Наталья Хованская и Настя Вяз, бренд Tsar Bird

"Как здесь сложно с рукавами", - говорю я, примеряя душегрею - что-то вроде жакета со сборками у талии. Рукава у нее "выпускают" руки чуть ниже локтей, но не заканчиваются, а свисают, как ленты. "Они только со стороны кажутся неудобными", - говорит Настя Вяз. "К ним быстро привыкаешь, - добавляет Наталья Хованская. - Как будто у тебя слуга появился: сначала странно, а потом - словно так и надо". В этой одежде действительно хочется выпрямить спину и оглядеться в поисках слуги. А потом сесть на тройку лошадей и поехать куда-нибудь есть блины с икрой.

Создание модели начинается с ткани - как объясняет Наталья, она диктует фасон

Наталья - классическая русская красавица: светлые волосы, коса, прозрачные голубые глаза. Настя похожа на башкирку или японку: "Хотя в моем роду все до четвертого колена или русские, или с Украины. Я не знаю, почему я такая получилась!" А вместе они создают одежду из русских сказок.

Настя в детстве ходила в садик в желтой блузке, похожей на фрак. Ее мама шила, носила шляпы и смотрела с дочкой записи всех Недель высокой моды, которые только могла найти. Наталья в восемь лет сделала себе короткую зеленую юбку из маминого любимого платья (та, конечно, страшно ругалась) и позже продолжала шить, но выучилась на экономиста. Настя получила диплом физика, но работала стилистом. Их марка родилась, когда она стала подбирать одежду для Натальи. "Я поняла, что нет адекватного предложения для тех, кому идет русский стиль, - говорит она. - Это либо павловопосадские платки, либо платья за полмиллиона рублей. И мы стали придумывать одежду сами".

А потом в Лондоне и Париже к девушкам начали подходить и спрашивать, где такое можно купить. "Мы в шутку говорили, что у нас свой бренд, а люди стали просить контакты", - рассказывает Наталья. Так и дошутились до того, что в 2017 году основали Tsar Bird.

Девушки хотели "осовременить" традиционную русскую одежду, сохранив ее идею. Поначалу, глядя на душегреи, меховые оплечья (похожи на объемные воротники) и косоворотки, не очень понятно, как и куда их можно носить. Но если померить, вопросов не останется. "Когда мы создавали оплечье, я думала: боже, что мы делаем? Да, оно выглядит сказочно, но насколько это будет практично? - вспоминает Наталья. - И вот я надеваю это оплечье. И вдруг понимаю, насколько оно мне нравится, насколько мне в нем комфортно. И первую неделю ношу его вообще не снимая". Еще Наталья в холодное время года носит теплые шапки, похожие на русские кокошники: "Мы их специально сделали, потому что хотели выглядеть красиво и зимой, и летом".

Сейчас Настя в основном занимается дизайном, а Наталья - организацией. Своего производства и шоурума у Tsar Bird пока нет - вещи отшивают на фабриках, а продают через интернет. Большинство покупателей - из России, но за рубежом тоже есть. Дело еще не приносит прибыли и даже не окупается, но, как говорит Наталья, по всем канонам так и должно быть.

Создавая бренд, Наталья и Анастасия видели своими клиентками женщин, занимающихся домом и детьми. Но их одежда больше пришлась по вкусу активно работающим дамам, часто - со своим бизнесом. "Для них важно выглядеть красиво и ярко, но не тратить на это много времени, - объясняет Наталья. - А наши вещи самодостаточны, их ничем не надо дополнять. Ты надеваешь платье, туфли, поправляешь макияж - и через минуту готова к выходу в свет". Клиенты-мужчины у Tsar Bird тоже есть - для них в основном шьют косоворотки.

В этой одежде трудно представить себя на работе или в метро. Но девушки объясняют: им хочется, чтобы их клиенты выглядели ярко каждый день

Делать что-то нестандартное всегда рискованно: можно не найти своих клиентов и прогореть. Но девушки уверены: уж если создавать, то создавать уникальное. "Шить юбки-карандаши и блузки бессмысленно, - говорит Наталья. - Это делают все". Впрочем, юбка-карандаш и черная блузка у них в коллекции тоже есть. Эту блузку я сначала надеваю задом наперед. "Мы всегда говорим: если не знаешь, какой стороной надевать вещь, значит, она точно дизайнерская", - смеется Наталья.

Мода является историей отображения любого народа. Сегодня хочется поговорить об истории русского стиля, который практически исчез со времен Петра Первого и мелкими шажками начинается его возрождение. Например, благодаря, Ульяне Сергеенко мы вспомнили, что такое вологодское и елецкое кружево, а благодаря коллекции Valentino, что такое русская ручная вышивка, натуральный лен, парча и бисерные орнаменты - все это несомненно самый настоящий русский стиль.

Грация Кьюри и Пьер Паоло Пиччоли, чья коллекция стала жемчужиной на неделе Haute Couture в Париже, утверждали, что именно князь и княгиня Юсуповы, самая красивая пара русской эмиграции, послужили им источником вдохновения. Причем не только и не столько их аристократичные лица и драгоценные костюмы, сколько судьбы - вообще судьбы людей, которые потеряли все и сумели начать жизнь заново, что звучит более чем современно.

Русские в эмиграции не падали духом. Брались за любую работу, что давало бы им средства пережить время до возвращения на родину. Новая жизнь у женщин была связана с модой - они стали манекенщицами и вышивальщицами, швеями и вязальщицами, добавив аристократического шика простым ремеслам. Не в последнюю очередь, благодаря им мода встала в достойный ряд высоких искусств. Мужчины нашли себе работу кто водителем такси, кто продавцом, кто распространителем газет.

Для меня русский стиль ассоциируется с самым красивым и самым трогательным - со светлыми образами семьи последнего царя Николая II - трепетные барышни в кружевах и бархате, шелковых блузках с высокими воротничками. Они прячут руки в муфты и кутаются в непременные меха.

Ульяна Сергеенко, платье декорированое вологодским кружевом.


Valentino. Фасон традиционного русского сарафана.

До 17 века практически неизвестно, что носили русские, так как портретная живопись не особо существовала в России и русские костюмы в основном были запечатлены иностранными путешественниками. В средневековье русская одежда была связана с тюрским влиянием и напоминала одежду тюрских народов.

И на первый взгляд исконно русские понятия, как «кокошник» или «сарафан», на самом деле имеют тюркское происхождение. Сарфан - Заимств. через тюркск. särара(i) из перс. sеrāрā "почетная одежда" . Но русские мастера довели эти виды одеяния до больших высот, создавая нередко настоящие произведения искусства.

Лефевр Робер. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817.

Сказалось на одежде наших предков и её атрибутах и наше противостояние с литовцами и поляками. Главным врагом России было тогда Великое княжетсво литовское и борьба с литовцами и поляками отразилось на большом количестве предметомв, которые были именно этого происхождения и не смотря на то, что они были восточоевропейского происхождения они отражали тенденции моды связанные в первую очередь с Германией. Это выражалось в пристрастии россиян к импортным тканям.

500 лет назад в России изготавливалось очень мало тканей и практически не было своего ткацкого производства. Ткани поступали из Италии и Османской империи. Ткани были с вплетением золотой нити, так как парча и тафта, также бархат. Привозные ткани использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне. Привозные ткани с золотыми нитями - это то, о чем всегда мечтала русская женщина и мужчина в тем времена.Ткани эти стоили довольно дорого,но в России всегда жили богаче, чем в других странах. И никогда не экономили на нарядах и драгоценностях. К примеру одеяния российских княгинь – посмотрите какие дорогие наряды на них одеты.

Бал в Зимнем дворце, посвященный династии Романовых. На фото традиционное платье в русском стиле 16- 17-ого века. 1903г. Санкт- Петергбург, Россия.

Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов по народному костюму. Стоили они целые состояния. Шили их самые известные мастера того времени: Надежда Ламанова и любимый модельер императрицы Август Бризак. Меха, ткани, драгоценности – ни на чем заказчики не экономили. Эти костюмы были визитной карточкой их благосостояния.

Зинаида Николевна Юсупова в костюме боярыни. Также на балу в Зимнем Дворце.

Также некая княгиня на балу в Зимнем дворце. Не знаю имени,к сожалению

Обратили внимание какие дорогие украшения мы видим на княгинях? Шанель объявила, что это она ввела в моду жемчужные бусы, но не держала бы она в руках настоящие жемчужные бусы,если бы не российский князь Дмитрий Павлович,который подарил ей первую пару настоящих жемчужных бус. В России бусы носили еще задолго до того, как Шанель обьвит, что она изобрела жемжчуную нить, жемчуга имели даже крестьяне. Которые кстати довольно зажиточно жили, но об этом чуть позже. Русские аристократки носили бриллианты от 5 до 35 карат, это считалось прилично, а мнешьего размера уже стыдно. Бриллианты меньшего рамзера использовались для нарезания стекол.

Князь Дмитрий Павлович с Коко Шанель.

В России всегда любили мех и блеск. И если не было этих вещей значит человек считался не богатым. Неудивительно, что и сегодня русские женщины стараются одеться более эффекто, чем женщины в других странах. Это связано только с демографической ситуацией. По официальной статистике На 45 % мужчин приходится 55% женщин. То есть в России не хватает 17 млн мужчин. Поэтому женщины делают все, чтобы привлечь внимание мужчин путем своей одежды и макияжа.

А вот например в 19 веке короткие одежды в России не приживались и макияж тоже.А вот европейцы как раз таки носили короткие одежды. Иностранцы поражали россиян своей сексуальностью. В чем это выражалось? Например ношение трико и мужских кологт. В Росии же мужчина не должен показывать ничего, а женщина могла немного оголить свою грудь, плечи, но не более. Если ты при дворе ты должна сиять природной красотой. Украшали себя дворянки драгоценностями, живыми цветами и ценили очень кружево.

Любили французское кружево, также вологодское, елецкое и михайловское. Макияжем не пользовались до октябрьского переворота. Исключение составялет эпоха Петра Первого, но об этом чуть позже. Пользовались макияжем только публичные женщины. Кстати, Санкт-Петербург в 1914 году был признан самой элегантной столицей мира. В нём действовало 200 домов моды и ещё 100 в Москве. После Октябрьской революции на долгие годы их стало всего по два на каждую из столиц.

Grand Duchess Tatiana Romanova of Russia in court dress.

Также Великая княгиня Татьяна Романова. Очень нежное платье.

Великие княгини Романовы.

Конечно на русский стиль огромное влияние оказала Европа. А вернее даже сказать Петр Первый вернувшийся из Европы и издавший на мой взгляд ужасный указ, который стал уничтожил лучшие образцы русской культуры.

Петр I запретил носить дворянам и горожанам старый русский костюм 29 августа 1699 г., в январе 1700 г. повелел всем носить платье на манер венгерского, в августе - «всех чинов людям», кроме духовенства и пахотных крестьян, носить платье венгерское и немецкое, и штаны (кюлоты). В последующих указах было велено носить немецкое платье по будням и французское - по праздникам.

Портрет дяди Петра I - Льва Кирилловича Нарышкина в традиционном русском костюме.

Петр I в иноземном наряде поражает домашних. Картина Н. Неврева.

С 1 января 1701 г. европейский костюм предписывалось носить и женщинам. Русское платье было запрещено производить и им торговать. Нарушителям грозили штрафы, ссылка на каторгу с конфискацией имущества. Образцы моделей европейского покроя были выставлены на улицах, бедные люди получили отсрочку, чтобы износить старую одежду, но с 1705 г. уже все городское население должно было носить новое платье под угрозой штрафа.Секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера.

Привыкшие к длинным и широким сарафанам, к многослойным нарядам, теперь девушки должны были надеть узкое и открывающее плечи и грудь европейское платье. Корсет нельзя было надеть самостоятельно – шнуровку на спине девушкам затягивали служанки, в нем было трудно дышать и расслабиться или согнуть спину. С непривычки многие дамы, находясь весь день в узком платье, падали в обморок. Помимо неудобства, корсет был еще и вреден для здоровья: в нем организм становился уязвимым для желудочных и легочных заболеваний. Однако, преодолевая мучения, дворянки повиновались веяниям моды – тем более, другого выхода при строгом указе.

Как и узкий корсет, неотъемлемой частью женского платья была очень широкая юбка, которая на фоне изящного верха выглядела особенно контрастно. Чтобы юбки держали форму, под них надевались каркасы – фижмы. Такие юбки, пришедшие из Европы, подходили для теплого французского климата, но русская зима требовала более теплой одежды, поэтому в холодное время года юбки простегивались ватином.

Как и все заграничное, европейские наряды прижились в России с некоторыми поправками, продиктованными, в основном, суровым климатом. Кроме упомянутых простеганных ватином юбок, неотъемлемой частью гардероба в это время стали платки, косынки и накидки. Женщины, вынужденные носить платья из тонкой ткани с открытыми плечами, руками и декольте, использовали эти аксессуары скорее для тепла, чем для красоты. Примерно тогда же и по той же причине в обиход вошли чулки – в повседневной жизни девушки носили хлопковые или шерстяные, во время торжественных выходов надевали шелковые.

После смерти Петра I часть городского населения вернулась к допетровской одежде - до конца XIX в. в костюме купечества и мещанства сохранялись элементы традиционного костюма. Поэтому портные специализировались либо на европейском, либо на «русском» платье.

А как жили креситьяне и что мы можем сказать об их стиле?

Что касается крестьян, то при Петре изменения в одежде их практически не коснулись: они по-прежнему носили традиционную одежду. Рубаха, сарафан, телогрея, шуба – гардероб женщин из народа оставался таким же, как и несколько веков назад. Европейские моды пришли в деревню только в конце XVIII века.

Вопреки расхожему мнению. Крестьяне жили достаточно зажиточно, хотя в то время они были крепостными. И передвали из поколения в поколения свою нарядную одежду. Например жемчужный кокошник. Любили очень красный цвет: "Сшей мне матушка красный сарфан". Любили сочетание красного и золотого, а такое сочетание это трационное сочетание империй, например как это было и в римской и китайской империях. В отличие от дворян крестьянки любили макияж. Использовали толченый кирпич для помад и свеклу для румянца. Крестьяне выглядели очень ухоженно и опрятно. Так как было зимой очень холодно страшное время, морозы до -30. Поэтому одежда должна была быть качественной, не дырявой и теплой. А совсем не та, которая может охарактеризовать какое-то сословие как «голь перекатную». Одежда помогала жителям сельской России не замёрзнуть, чувствовать себя уверенно, а в итоге – выживать и рожать много деток.

Мы можем убедится в этом на фотографиях и в живописи.

Молодая женщина в кокошнике-сборнике и девушки в повязках на празднике в селе Ненокса. Начало XX века. Фотография В.В. Суслова.

Молодая женщина в каргопольском кокошнике. Вторая половина XIX века. Коллекция фотографий праздничных нарядов крестьян северных губерний России из собрания В.П. Шабельской.

Наряд невесты в головном уборе «коруне». Вторая половина XIX века. Коллекция фотографий праздничных нарядов крестьян Северных губерний России из собрания В.П. Шабельской.

Старики. Рязанская губ. 1910г.

Богородские крестьяне Тульской губ. Фото А.Карелина, 1870-е.

Иван Петрович Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме. 1784.

Константин Маковский Крестьянский обед в поле.


Иванов Сергей Васильевич. Семья.


Октябрьская Социалистическая революция, отменившая классы дворянства и буржуазии и утвердившая новый социальный состав общества, неизбежно повлияла и на формирование моды советской страны, в которой больше не было места для роскошных туалетов. Одежда стала дешевой и очень простой. Но эта уже совсем другая тема и не хочу относить ее к русскому стилю. Это страшное время. Тяжелейшие экономические условия, разруха, гражданская война, последовавшая за революцией и жесточайшей политикой военного коммунизма. Люди попросту умирали от голода, не имели возможности достать элементарные средства гигиены и бытовые принадлежности, о какой моде могла идти речь. Была одежда, олицетворяющая суровое и безжалостное время. Жаль,что так все случилось, произошел крах всего, одна из причин банальная зависть европейцев по отношению к богаству в России, фото являются отличным доказательством, как было,например, в деревне тогда и сейчас.

Спасибо за внимание!

Говорят, нет такого понятия, как русский стиль в одежде . Что есть только этно-направление, в котором используются элементы традиционного русского наряда. Возможно, это и так. Но это не умаляет достоинство русского национального костюма и активного использования его основ на мировых подиумах. Самые известные модельеры обожают работать со специфическими и необычайно яркими решениями, доказывая окружающим, что одежда в русском стиле – это все-таки обособленное и особое направление.

Как формировался русский стиль в одежде?

О том, как одежда в русском народном стиле стала использоваться в мировой моде, уже слагают легенды. Основных версий две:

  1. Роскошные – декорированные по всем канонам творчества и мастерства – повседневные и бальные платья привезли в Европу спасающиеся от политики большевиков дворяне. Они же, продолжая культивировать любовь к покинутой Родине, стали открывать мастерские и модные дома, в которых рукодельницы вышивали, шили, пряли и творили настоящие шедевры в русском стиле. Мода на russion быстро покорила всю Европу и на десятилетия осталась главным вдохновляющим моментом для ведущих дизайнеров и модельеров.

  1. Русскую моду создала Надежда Ламанова. Она смогла привнести традиционные народные элементы и декоративные отделки в платья и наряды современности. Ламанов обшивала царскую семью, а позже открыла свой модный Дом, который просуществовал до середины прошлого века. Что же касается принципов Ламановой и ее идей интерпретации, то они и сегодня продолжают подчеркивать русский стиль в современной одежде.

Что же такое russion style? Кокошники, ушанки и валенки? Или вышивка, натуральность и славянские орнаменты? А, может, это классические «косоворотки», дубленки и тулупы? Этот вопрос интересует многих и достоин того, чтобы в нем тщательно разобраться!

Русский стиль в одежде: трендовые элементы russion моды

Женская одежда в русском стиле всегда удостаивается лучших похвал критиков и журналистов. Причин для этого много, но среди основных – яркость и оригинальность декоративных оформлений и непривычные для Европы крои и силуэты изделий.

Если посмотреть, какими решениями представлен русский стиль в одежде на фото, то обращают на себя внимание:

  1. Сарафаны и платья-сарафаны. Для исконно русских моделей и созданных на их основе шедевров характерны завышенная линия талии, длина «макси» и наличие нижних юбок для придания пышности. И если последние два момента уже не считаются трендовыми, то свободный крой и яркий декор по-прежнему представляют платье в русском народном стиле.

  1. Блузки. В них реализуются лучшие идеи русского стиля. Это свободный крой, рукава-фонарики, вырез-лодочка с резинкой по краю.
  2. Верхняя одежда. Современные дубленки – отличный пример активного использования русского стиля в мировой моде. Трендовым направлением их сделал , поработав с идеей русских тулупов, кафтанов, манто.
  3. Шапки. Мода пыталась актуализировать кокошники, но стиль не прижился. Зато традиционные шапки-ушанки и папахи из пушистого меха стали любимы во всем мире.

Если же рассматривать русский стиль, не как адаптацию нарядов, а с позиции общих идей и направлений, то внимание стоит обратить на:

  1. Вышивку. Русские девушки никогда не ограничивались в творчестве только нитями и пряжей – вышивка лентами, бисером, золотом, камнями пришла из традиционных идей русского декора.
  2. Кружево. Тонкое, воздушное, но при этом приземленное и очаровательное – это все кружево в русских нарядах.
  3. Аксессуары. Русский стиль в одежде немыслим без деревянных браслетов, подвесок, холщевых сумок, берестяных украшений.
  4. Павлодарские платки. Уникальный рисунок этих сложно декорированных аксессуаров известен на весь мир. Павлодарские платки хороши как самостоятельные элементы – их можно носить в виде палантинов, шарфов или простых платков. И в то же время изысканные решения могут служить основой при создании платья, сарафана, юбки.

Русский стиль в одежде создать достаточно просто. Так как тренд отличается особенной колоритностью, то вполне достаточно использовать два-три элемента русского стиля в капсуле. Такой подход позволит при желании любой даме выбрать русский стиль в одежде, если есть на то настроение и подходящие модные решения.

В одежде сейчас очень популярен. Это не значит, что все вокруг начинают носить сарафаны в пол, кокошники и лапти. Просто некоторые отдельные составляющие наряда напоминают былое время. Дама, одетая в русском стиле, не выглядит как девица из сказок. Она, наоборот, подчёркивает свои глубокие познания в моде. Самые известные дизайнеры создают коллекции с элементами хохломы, и элементами гжеля.

Цвета

В одежде выражается в нескольких цветах, это красный, белый, кремовый, реже голубой и коричневый. Их сочетают с вышивками, орнаментами, принтами, имитирующими народные промыслы. Оттенки чёрного считались на Руси траурными, поэтому почти не использовались. Хотя сейчас могут быть применены в сочетании с ярким акцентом.

Верхняя одежда

Какой может быть верхняя одежда? Русский стиль встречается даже в этой части гардероба. Выполнена такая вещь в виде кроя. Оно обычно однотонное с ярким элементом типа орнамента либо вышивки. Верхняя одежда может быть с мехом на воротнике или рукавах.

При этом на голову нельзя надевать модные сейчас шапки с помпонами и тому подобное. Лучший вариант - кружевной либо павлово-посадский платок. На дамах в возрасте хорошо смотрятся меховые шапки. Длина пальто зависит от роста девушки. Чем она ниже, тем короче нужно выбирать модель.

Если вы не любите пальто, но хотите, чтобы был русский стиль в одежде, то можно приобрести пуховик с соответствующим принтом. К нему следует подобрать национальную «ушанку». Разбавьте шубу павлово-посадским платком. Также носят меховые жилеты. Раньше их надевали поверх платья, но для холодной погоды это не сгодится. Всё-таки русская зима сурова. Ив Сен-Лоран ввёл в моду и дублёнки. Это отличная альтернатива для тех, кто хочет быть в тепле, но не имеет средств на шубу, а пальто считает скучным.

Обувь

На Руси в давние времена знатные дворяне предпочитали изысканную, нарядную обувь. Одежда в русском стиле обязательно должна быть дополнена красными полусапожками. Зимой можно надеть валенки. Несколько лет их не использовали, считали по-деревенски старомодными. Но в последнее время дизайнеры начали создавать поистине удивительные вещи. Так, обычные серые валенки украшены вышивкой в национальном стиле, имеют принт матрёшки. Некоторые модели даже на каблуках. Поэтому, если вы серьёзно занялись заполнением своего гардероба в русском стиле, прикупите модные валенки. На весну хорошо пойдут красные резиновые или кожаные сапоги.

Аксессуары

Аксессуары - это большие меховые варежки, шапки, муфта, павлово-посадские платки. Женская одежда в русском стиле, создавая определённый образ, учитывает и эти, на первый взгляд, незначительные детали. В первую очередь стоит позаботиться о причёске. Заплетите косу в любом виде. Хорошо тем, кто имеет длинный волос, остальные могут купить накладную косу. Вплетите в причёску красную ленту, наденьте ободок. Дополнить образ помогут однотонные бусы, браслеты и серьги.

Разрешается использовать очки, хотя раньше их и не надевали. Сумка должна гармонично смотреться со всем образом. Так, к яркому платью подойдёт лишь однотонная сумочка. Это наиболее выгодный вариант, потому что её можно будет позже сочетать и с другой одеждой. А вот белый клатч с хохломой применить намного сложнее. Он подойдёт разве что к белой вышитой сорочке и платью в этом стиле.

Фасон

Настоящая современная должна быть длинной по колено. Допускается и немного выше, но совсем чуть. Если открыта зона декольте, то обязательно закрыты руки. Рукава могут отсутствовать. В таком случае лямки должны быть широкими либо сделанными в форме «фонариков». Хорошо, если длинные рукава обтягивают руки только на манжетах. Девушки традиционной предпочитают одежду, будто бы взятую из сундука бабушки. На них гармонично и интересно смотрится русский стиль в одежде. Фото ниже тому доказательство. Но не все рискуют так одеться. Многие просто разбавляют образ каким-либо элементом, даже не обращая внимания на макияж и причёску.

Ткань сама по себе может быть любой: от атласа до хлопка. Но чтобы повторить русский образ в тончайших деталях, приобретайте вещи из натуральных материалов.

Макияж

Любой образ будет выглядеть законченно только в сочетании с макияжем. Не исключение и одежда в русском стиле. Красным надо подчеркнуть губы, ресницы лишь немного подкрасить. Идеально, когда девушка выделяет брови, а щёки щедро румянит. Но помните: приветствуется натуральная красота. Поэтому неактуально добиваться вида матрёшки. Косметики должно быть в меру.

Кому пойдёт? Куда носить?

Русский стиль в одежде пойдёт практически каждой девушке. Просто на некоторых будет смотреться лучше. Естественно, это касается славянской внешности. Приветствуется высокий рост, большие глаза, пухлые губы, длинные русые волосы. Дополнив такой лук скромным характером и трудолюбием, получим настоящую «русскую красавицу». Даже вес дамы не важен. Пышные формы свойственны зажиточным дворянкам, а худенькими были крестьянские жительницы.

Одеться в подобном стиле можно куда угодно. Всё зависит лишь от самого фасона и расцветки. Так, длинное однотонное платье, украшенное каким-либо элементом древнерусской губернии, предпочтительно только на вечер. А яркий цветочный сарафан хорошо будет смотреться днём. Спортивный костюм с цветами пойдёт для тренажёрного зала или уличной пробежки. Русский стиль в одежде - это в любом случае прекрасное решение для фотосессии. Время года выбирайте самое разное:

  • Для зимы повяжите на голове шарф, наденьте валенки, дублёнку, шубу или пальто. Заплетите косу и сделайте соответствующий макияж. Лучшим местом для фотосессии будет деревня или лес.
  • Летом отправляйтесь в ту же деревню либо поле, где побольше колосьев. Наденьте сарафан, красные бусы. Ноги должны быть босыми. Обязательно заплетите косу, на голову наденьте венок.

И в то и в другое время года можно сесть за столом на веранде рядом с самоваром и баранками. Хорошо было бы примерить кокошник, но в связи с тем, что он богато украшен бисером, стоит такой элемент обычно очень дорого. Тем более что нигде, кроме фотосессии, его нельзя будет использовать. Позы выбирать стоит скромные, чтобы создалось впечатление девушки из прошлого.

Вариант лука

Русский стиль в одежде может быть выражен в разных вариациях и использоваться в любое время года. Наиболее популярны модели, созданные в определённой цветовой гамме с добавлением одного яркого элемента. Например:

  • Красное платье, подчёркивающее талию поясом с хохломой.
  • Спортивные штаны с полосками хохломы на швах.
  • Белое платье, обшитое по краям каёмкой в стиле гжель.
  • Платье с вышивкой национальных орнаментов.
  • Сарафан прямого кроя на широких лямках.
  • Часто модницы оставляют свой выбор на яркой юбке с соответствующим принтом и однотонным верхом.
  • Белая свободная рубаха с народным узором плюс пышная юбка.
  • Платье, блуза с кружевами на воротнике.

Это несколько примеров одежды, которая встречается в магазинах чаще всего.

Если у вас есть платье белого либо красного цвета, то вы можете легко придать ему изюминку с русским акцентом. Вышивание крестиком поможет в этом. Используя соответствующий орнамент, сотворите какие-либо цветы разных оттенков или сделайте обрамление по краям. Так, скучная, однотонная вещь станет намного интересней.

Русский стиль в одежде придаёт девушке женственности и изысканности. Можно иметь лишь павлово-посадский платок, элемент хохломы или красные сапожки, а образ уже будет отдавать нотками красавицы из народа. Такая одежда будет уместной на любом мероприятии. Не зря мировые подиумы часто представляют одежду такого стиля. Хотя порой образы бывают чересчур экстравагантны и сохраняют в себе лишь некоторые элементы русского народного стиля.

Вряд ли кто-то возьмется оспорить справедливость русской пословицы: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Народная мудрость гласит, что важным атрибутом, отражением внутренней сути человека является та одежда, которую он носит. Так было во все времена. Актуальность этой пословицы не ослабевает по прошествии веков.

От наших предков нам досталась богатейшая история, в том числе, и история русского костюма. Плавные линии, летящие силуэты, затейливые узоры, яркие расцветки – это далеко не полный перечень особенностей одежды в русском стиле.

Женская красота воспевалась издревле. В старинных русских песнях сказках и преданиях мы находим описание прекраснейших русских девушек. Важной частью женского образа во все времена, безусловно, была одежда. Для каждого случая, будь то повседневная работа или праздник,предполагался свой костюм. По одежде и ее отдельным элементам можно было судить о социальном и семейном положении.

Среди простого народа основополагающим принципом было удобство одежды. Это напрямую связано с нелегким крестьянским трудом. Одежда не должна была стеснять движений, натуральные ткани облегали тело, даря легкость и комфорт. Несмотря на кажущуюся простоту, в русском человеке всегда жило стремление к прекрасному. Это выражалось в желании украсить даже повседневную одежду. Особое внимание уделялось вышивке. Рукотворные произведения искусства были уникальными и неповторимыми. Девушки вышивали свою одежду, создавая на ней цветы, птиц, другие причудливые узоры. Искусные орнаменты придавали гармоничность и законченность образу. С помощью вышивки даже простое платье дарило своей обладательнице ощущение радости и праздника.

Несколько иная атмосфера царила в княжеских домах. Здесь одежда в русском стиле отличалась богатством материалов и отделки. Расшитые драгоценными камнями платья и костюмы дополняли величественный образ своего владельца, служили отличительной особенностью, показателем его статуса и стиля жизни. Дорогие, плотные ткани надежно защищали тело князя или боярина, создавая дополнительную границу между ним и внешним миром.

Защита от посторонних глаз, сохранение цельного образа – это основное назначение одежды в русском стиле. В народной традиции все предельно целомудренно, здесь нет коротких юбок и глубоких декольте. Для русского человека, согласно христианской традиции, всегда более важной была красота души, а не тела. Одежда служила лишь дополнением внутреннего мира, а не его альтернативой.

Одежда в русском стиле всегда была единичной и неповторимой. Одной из причин этого служила ручная работа. Вне зависимости от статуса девушка самостоятельно готовила себе приданое, вкладывая душу и готовясь к началу нового жизненного этапа. Создание одежды считалось благородным занятие. Даже в богатых семьях все, от мала до велика, умели шить. Шитье было неотъемлемой частью жизни. Одежду не просто шили самостоятельно, но и ткали, вышивали, отделывали вручную.

Одежду для особых, праздничных случаев можно отличить по наличию кружевной отделки. Кружево – это одна из особенностей одежды в русском стиле. Так, например, кружево служило непременным украшением свадебного платья. Летящее, тонкое, нежное – оно символизировало чистоту помыслов и начало новой жизни. Каким волнением, каким трепетом сопровождалось создание свадебного платья и подготовка приданого для девушек. Сколько мыслей рождалось в голове, сколько песен было спето во время этого сакрального действа! Все эмоции, переживания и чувства через руки передавались в создаваемую одежду. Она грела и освещала не только снаружи, но и изнутри. Именно поэтому с уверенностью можно сказать, что одежда в русском стиле – это воплощенная душа народа.

Каждый предмет одежды, создаваемый руками мастериц, являлся настоящим произведением искусства. Лучшим традициям создания одежды в русском стиле сегодня следует «Дом русской одежды Валентины Аверьяновой».

Традиционная одежда в современном мире – это не просто дань моде и традициям. Она используется не только в тематических мероприятиях при воссоздании неповторимого национального колорита. Отрадно, что в настоящее время одежда в русском стиле или отдельные ее элементы становятся неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Это означает, что мы возвращаемся к своим истокам. Мы осознаем, что русская культура богата и многообразна. Она не теряет своей актуальности, а лишь укрепляет позиции, возрождая в нас глубокую и искреннюю любовь к родной земле и самобытной культуре.

Несмотря на то, что западные стандарты красоты и моды прочно установились и в российском обществе, они не сумели победить в русском человеке стремление к чистому и светлому, к тому, чем проникнута наша национальная культура и история с древнейших времен. Это означает, что одежда в русском стиле будет жить. В настоящее время она востребована как среди людей старшего возраста, так и среди молодого поколения. В чем причина огромной популярности русского национального костюма? Такая одежда пропитана любовью, она отражает прекраснейшие традиции нашего народа, дарит радость и покой, создает, сохраняет и преумножает гармонию и счастье.

«Дом русской одежды Валентины Аверьяновой» дает возможность приобщиться к лучшим традициям нашей национальной культуры, стать частью мира света, добра и радости. Одежда в русском стиле, выполненная с любовью, настоящими мастерами своего дела, – это воплощение души, отражение самых лучших, самых светлых ее сторон.



Публикации по теме