Экзаменационные вопросы для цикла "охрана здоровья детей и подростков". Роскошь или необходимость охраны детских садов? Дополнительное техническое оснащение

ТЕСТЫ

/ для медсестер яслей, яслей-садов и домов ребенка/

#конец предисловия

#начало задания(а)

1. АКДС-вакцина вводится:

1) через рот

2) внутрикожно

3) подкожно

4) внутримышечно

#конец задания(4)

#начало задания(а)

2. Прививкам АКДС-вакциной подлежат:

1) дети в возрасте с 3 месяцев до 3 лет

2) дети старше 6 лет

3) взрослые

#конец задания(1)

#начало задания(а)

3. Вакцина против паротита вводится:

1) через рот

2) подкожно

3) внутрикожно

4) внутримышечно

#конец задания(2)

#начало задания(а)

4. Туберкулин применяют:

1) для активной иммунизации

2) для пассивной иммунизации

3) для аллергодиагностики туберкулеза

#конец задания(3)

#начало задания(а)

5. Вакцина БЦЖ вводится:

1) через рот

2) внутрикожно

3) подкожно

4) внутримышечно

#конец задания(2)

#начало задания(а)

6. Вакцина против кори вводится:

1) через рот

2) подкожно

3) внутрикожно

#конец задания(2)

#начало задания(а)

7. Вакцина против полиомиелита вводится:

1) через рот

2) подкожно

3) внутрикожно

4) внутримышечно

#конец задания(1)

#начало задания(а)

8. После постановки реакции Манту можно провести ревакцинацию БЦЖ - вакциной:

1) с 3 дня по 14 день

2) через 16 дней

3) через 1 месяц

#конец задания(1)

#начало задания(а)

9. Положительный результат реакции Манту означает:

1) инфицирование туберкулезом или наличие поствакциональной аллергии

2) отсутствие туберкулеза и поствакцинальной аллергии

#конец задания(1)

#начало задания(а)

10. Плановой вакцинации против кори подлежат:

1) дети до 6 месяцев

2) дети от 1 года и старше

3) взрослые

#конец задания(2)

#начало задания(а)

11.Профилактические прививки повышают:

1) специфический иммунитет

2) неспецифический иммунитет

#конец задания(1)

#начало задания(а)

12. К вакцинальным препаратам относятся:

1) вакцины живые

2) вакцины убитые

3) вакцины химические

4) анатоксины

5) гамма-глобулин

#конец задания(1,2,3,4)

#начало задания(а)

13. После острого заболевания профилактические прививки производят через:



1) 2 недели после выздоровления

2) 1 месяц после выздоровления

3) сразу после выздоровления

#конец задания(3)

#начало задания(а)

14. Профилактические прививки детям проводятся:

1) по назначению врача

2) по разрешению матери

#конец задания(1,2)

#начало задания(а)

15. По возникновению постпрививочных осложнений различают:

1) 2 группы "риска"

2) 3 группы "риска"

3) 4 группы "риска"

#конец задания(3)

#начало задания(а)

16. Часто болеющих детей относят в:

1) I группу "риска"

2) II группу "риска"

3) III группу "риска"

4) IV группу "риска"

#конец задания(3)

#начало задания(а)

17. Детей с поражением или наличием заболевания центральной нервной системы

относят в:

1) I группу "риска"

2) II группу "риска"

3) III группу "риска"

4) IV группу "риска"

#конец задания(1)

#начало задания(а)

18. Детей, у которых ранее отмечались местные и общие патологические реакции

на прививки, относят в:

1) I группу "риска"

2) II группу "риска"

3) III группу "риска"

4) IV группу "риска"

#конец задания(4)

#начало задания(а)

19. Детей с аллергическими заболеваниями относят в:

1) I группу "риска"

2) II группу "риска"

3) III группу "риска"

4) IV группу "риска"

#конец задания(2)

#начало задания(а)

20. "Холодовая цепь" - это:

1) cистема хранения и транспортировки вакцин

2) cистема хранения вакцин

3) cистема транспортировки вакцин

#конец задания(1)

#начало задания(а)

21. Вакцинальные препараты находятся в холодильнике при температуре:

1) от -4 градусов до 0 градусов

2) от 0 градусов до +4 градусов

3) от +4 градусов до +8 градусов

#конец задания(3)

#начало задания(а)

22. Показания для введения вакцины:

1) плановые прививки

2) неблагополучная эпидемиологическая обстановка

3) лечение больного острой формой болезни

#конец задания(1,2)

#начало задания(а)

23. Скрининг-программа проводится:

1) в 1 этап

2) в 2 этапа

3) в 3 этапа

#конец задания(3)

#начало задания(а)

24. II этап скрининг-программы проводится:

1) медсестрой

2) педиатром

3) узкими специалистами

#конец задания(2)

#начало задания(а)

25. III этап скрининг-программы проводится:

1) медсестрой

2) педиатром

3) узкими специалистами

#конец задания(3)

#начало задания(а)

26. I этап скрининг-программы проводится:

1) медсестрой

2) педиатром

3) узкими специалистами

#конец задания(1)

#начало задания(а)

27. Оценка физического развития детям дошкольного возраста согласно

скрининг-программе должна проводиться:

1) 2 раза в год

2) 1 раз в год

3) 1 раз в 2 года

#конец задания(2)

#начало задания(а)

28. Оценка физического развития проводится с помощью:

1) групповых стандартов

2) центильных рядов

#конец задания(1,2)

#начало задания(а)

29. Для оценки физического развития необходимо провести:

1) антропометрию

2) измерение артериального давления

3) плантографию

#конец задания(1)

#начало задания(а)

30. Определение нарушений опорно-двигательного аппарата включает:

1) визуальное выявление сколиоза

2) выявление нарушений осанки

3) плантографию

#конец задания(1,2,3)

#начало задания(а)

31. Плантография проводится детям:

#конец задания(1,4)

#начало задания(а)

32. Визуальное выявления сколиоза проводит:

2) медсестра

#конец задания(2)

#начало задания(а)

33. Возможные заключения при чтении плантограммы:

2) уплощение

3) плоскостопие

#конец задания(1,2,3)

#начало задания(а)

34. Срок наблюдения детей с хроническим расстройством питания:

1) до нормализации веса

#конец задания(1)

#начало задания(а)

35. Дети с гипотрофией наблюдаются у:

1) педиатра

2) эндокринолога

3) врача ЛФК

#конец задания(1)

#начало задания(а)

36. Дети с паратрофией наблюдаются у:

1) педиатра

2) эндокринолога

3) врача ЛФК

#конец задания(1,2)

#начало задания(а)

37. Срок диспансерного наблюдения детей с экссудативно-катаральным диатезом:

1) до 1 года жизни

2) до 3 лет жизни

З) до 5 лет жизни

#конец задания(2)

#начало задания(а)

38. Детей с экссудативно-катаральным диатезом консультируют у:

1) аллерголога, дерматолога

2) невропатолога

3) стоматолога

#конец задания(1)

#начало задания(а)

39. Оздоровление детей с экссудативно-катаральным диатезом:

1) гипоаллергенная диета, закаливание

2) лечебная физкультура

3) физиотерапия

#конец задания(1)

#начало задания(а)

40. У детей, страдающих экссудативно-катаральным диатезом, исследуют:

1) общий анализ крови, иммуноглобулины крови

2) общий анализ мочи, моча по Нечипоренко

#конец задания(1)

#начало задания(а)

41. Дети с лимфатико-гипопластическим диатезом наблюдаются у:

1) педиатра

2) эндокринолога

3) невропатолога

#конец задания(1)

#начало задания(а)

42. Пути оздоровления детей с лимфатико-гипопластическим диатезом:

1) закаливание, физкультура

2) физиотерапия

3) фитотерапия

#конец задания(1)

#начало задания(а)

43. У детей с лимфатико-гипопластическим диатезом исследуют:

1) общий анализ крови, 1 раз в 3-4 месяца

2) общий анализ мочи

3) кал на бактериологическое исследование

#конец задания(1)

#начало задания(а)

44. У ребенка с лимфатико-гипопластическим диатезом и избыточным весом

исследуют:

1) мочу на сахар 1 раз в 6 месяцев

2) общий анализ мочи

3) кал на яйца глистов

#конец задания(1)

#начало задания(а)

45. Ребенок с нервно-артритическим диатезом наблюдается у:

1) педиатра

2) эндокринолога

3) ЛОР-врача

#конец задания(1)

#начало задания(а)

46. Ребенка с нервно-артритическим диатезом консультируют у:

1) невропатолога 1 раз в 6 месяцев

2) аллерголога 1 раз в год

3) дерматолога 1 раз в год

#конец задания(1)

#начало задания(а)

47. Детей с нервно-артритическим диатезом оздоравливают:

1) режимом, диетой

2) физиотерапией

3) фитотерапией

#конец задания(1)

#начало задания(а)

48. Диета при нервно-артритическом диатезе:

1) с ограничением пищи, богатой пуринами

2) гипоаллергенная диета

3) богатая солями калия

#конец задания(1)

#начало задания(а)

49. У детей с нервно-артритическим диатезом развивают процессы:

1) торможения

2) возбуждения

#конец задания(1)

#начало задания(а)

50. Ребенок с рахитом наблюдается у:

1) педиатра

2) эндокринолога

3) невропатолога

#конец задания(1,2)

#начало задания(а)

51. Срок диспансерного наблюдения при рахите:

1) до 1 года

2) до 3 лет

3) до 5 лет

#конец задания(2)

#начало задания(а)

52. Срок диспансерного наблюдения при гипервитаминозе "Д":

1) не менее 1 года

2) не менее 2 лет

3) не менее 3 лет

#конец задания(3)

#начало задания(а)

53. У детей, находящихся на диспансерном наблюдении с гипервитаминозом "Д"

исследуют:

1) измерение АД, анализ мочи и реакция Сулковича

2) общий анализ крови и иммуноглобулины в крови

3) протеинограмму крови

#конец задания(1)

#начало задания(а)

54. Пути оздоровления детей с гипервитаминозом "Д":

1) диета, витаминотерапия, гипотензивная терапия

2) физиотерапия, фитотерапия

3) лечебная физкультура, массаж

#конец задания(1)

#начало задания(а)

55. Диета детей с гипервитаминозом "Д":

1) исключаются продукты, богатые кальцием

2) гипоаллергенная диета

3) назначаются продукты, богатые калием

#конец задания(1)

#начало задания(а)

56. Ребенок с ревматизмом наблюдается у:

1) педиатра и кардиоревматолога

2) аллерголога

3) невропатолога

#конец задания(1)

#начало задания(а)

57. У детей, находящихся под диспансерным наблюдением с ревматизмом исследуют:

1) ЭКГ, ФКГ, общий анализ крови

2) анализ крови и реакцию Сулковича

3) мочу и кровь на сахар

#конец задания(1)

#начало задания(а)

58. Пути оздоровления детей с ревматизмом:

2) физиотерапия и фитотерапия

3) аэрозольтерапия

#конец задания(1)

#начало задания(а)

59. Ребенок с врожденным пороком сердца наблюдается у:

1) педиатра и кардиолога

2) аллерголога и дерматолога

3) стоматолога и ЛОР-врача

#конец задания(1)

#начало задания(а)

60. У детей с врожденным пороком сердца исследуют:

1) ЭКГ ФКГ, ЭХО, УЗИ

2) общий анализ мочи и по Нечипоренко

3) биохимический анализ крови

#конец задания(1)

#начало задания(а)

61. Пути оздоровления детей с врожденными пороками сердца:

1) режим, закаливание, бициллинопрофилактика

2) диета, ограничение физической нагрузки, сердечные гликозиды

3) физиотерапия

#конец задания(2)

#начало задания(а)

62. Диета при заболеваниях сердца у детей:

1) гипоаллергенная

2) богатая солями калия

3) бедная солями кальция

#конец задания(2)

#начало задания(а)

63. Ребенок с неревматическим миокардитом наблюдается у:

1) педиатра и кардиолога

2) аллерголога и дерматолога

3) невропатолога

#конец задания(1)

#начало задания(а)

64. У детей, находящихся под диспансерным наблюдением с миокардитом исследуют:

1) ЭКГ, ФКГ, рентгенографию, общий анализ крови

2) общий анализ мочи по Нечипоренко

3) кал на бактериологическое исследование

#конец задания(1)

#начало задания(а)

65. Срок диспансерного наблюдения детей с миокардитами:

1) не менее 3 лет

2) не менее 1 года

#конец задания(1)

#начало задания(а)

66. Ребенок с заболеваниями органов дыхания наблюдается у:

1) педиатра и пульмонолога

2) кардиолога и кардиоревматолога

3) аллерголога и дерматолога

#конец задания(1)

#начало задания(а)

67. Пути оздоровления детей с острой пневмонией:

1) физиотерапия

2) фитотерапия

3) ЛФК и массаж

4) общеукрепляющая терапия

#конец задания(1,2,3,4)

#начало задания(а)

68. Срок диспансерного наблюдения за ребенком старше 3 лет, перенесшим

острую пневмонию:

2) 6 месяцев

3) 12 месяцев

#конец задания(2)

#начало задания(а)

69. Срок диспансерного наблюдения за ребенком с анемией:

2) 6 месяцев

3) 12 месяцев

#конец задания(1)

#начало задания(а)

70. Ребенок с хроническими заболеваниями органов пищеварения наблюдается у:

1) педиатра и гастроэнтеролога

2) аллерголога и дерматолога

3) кардиолога

4) пульмонолога

#конец задания(1)

#начало задания(а)

71. Ребенка, находящегося под диспансерным наблюдением с хроническими

заболеваниями органов пищеварения консультируют у:

1) ЛОР-врача и стоматолога

2) кардиолога

3) пульмонолога

#конец задания(1)

#начало задания(а)

72. Пути оздоровления детей с хроническими заболеваниями органов пищеварения:

2) санация очагов инфекции

З) противорецидивное лечение

#конец задания(1,2,3)

#начало задания(а)

73. Срок диспансерного наблюдения при энтеробиозе:

2) 2 месяца

3) 6 месяцев

#конец задания(1)

#начало задания(а)

74. Метод обследования при энтеробиозе:

1) метод обогащения

2) липкая лента

#конец задания(2)

#начало задания(а)

75. На педикулез осматриваются:

1) 1 раз в 7 дней

2) 1 раз в 10 дней

3) 1 раз в 14 дней

#конец задания(2)

#начало задания(а)

76. Срок диспансерного наблюдения при пиелонефрите:

3) до перевода во взрослую поликлинику

#конец задания(1)

#начало задания(а)

77. У детей, находящихся под диспансерным наблюдением с пиелонефритом,

исследуют:

1) мочу на общий анализ, по Нечипоренко, по Аддис-Каковскому,

общий анализ крови

2) биохимический анализ крови

3) ЭКГ и ФКГ

#конец задания(1)

#начало задания(а)

78. Пути оздоровления детей с пиелонефритом:

1) противорецидивное лечение 2 раза в год

2) фитотерапия

З) общеукрепляющая терапия

#конец задания(1,2,3)

#начало задания(а)

79. Срок диспансерного наблюдения детей с гломерулонефритом:

3) не менее 5 лет

#конец задания(3)

#начало задания(а)

80. Пути оздоровления детей с гломерулонефритом:

1) щадящий режим

3) противорецидивное лечение 2 раза в год

#конец задания(1,2,3)

#начало задания(а)

81. Диета при гломерулонефрите:

1) гипоаллергенная

2) с ограничением солей кальция

3) гипохлоридная

#конец задания(3)

#начало задания(а)

82. У детей, находящихся под диспансерным наблюдением с гломерулонефритом,

исследуют:

1) общий анализ мочи

2) мочу по Нечипоренко

3) мочу по Аддис-Каковскому

4) артериальное давление

#конец задания(1,2,3,4)

#начало задания(а)

83. Дети с поражениями нервной системы наблюдаются у:

1) педиатра

2) невропатолога

3) кардиолога

#конец задания(1,2)

#начало задания(а)

84. Работники пищеблока обследуются на наличие патогенных кишечных бактерий:

1) при поступлении на работу

2) в плановом порядке 2 раза в год

#конец задания(1)

#начало задания(а)

85. У детей дошкольных учреждений, бывших в контакте с больными дизентерией,

проводят:

1) термометрию 2 раза в день

2) пальпацию живота

3) осмотр стула

4) осмотр кожи, слизистых

#конец задания(1,2,3)

#начало задания(а)

86. Срок диспансеризации детей дошкольных учреждений, переболевших острой

дизентерией:

2) 6 месяцев

#конец задания(1)

#начало задания(а)

87. Срок диспансерного наблюдения детей дошкольных учреждений,

переболевших хронической дизентерией:

2) 6 месяцев

#конец задания(2)

#начало задания(а)

88. При диспансеризации детей, переболевших хронической формой дизентерии,

проводят:

1) клиническое обследование 1 раз в месяц

2) бактериологическое исследование кала 1 раз в месяц

3) осмотр кожи, слизистых

#конец задания(1,2)

#начало задания(а)

89. Больной вирусным гепатитом А опасен как источник инфекции в:

1) продромальный период

2) желтушный период

3) рековалесценции

#конец задания(1,2)

#начало задания(а)

90. Карантин при гепатите А составляет:

#конец задания(2)

#начало задания(а)

91. У контактных с больным вирусным гепатитом А проводят:

1) термометрию 2 раза в день

2) осмотр кожи и слизистых оболочек

3) осмотр стула и мочи

4) пальпацию печени, селезенки

#конец задания(1,2,3,4)

#начало задания(а)

92. Срок диспансерного наблюдения за реконвалесцентами гепатита А:

1) не проводится

2) 6 месяцев при нормальных клинико-биохимических показателях

3) 1 месяц при нормальных клинико-биохимических показателях

4) 12 месяцев при нормальных клинико-биохимических показателях

#конец задания(2)

#начало задания(а)

93. Срок диспансерного наблюдения за реконвалесцентами гепатита В:

1) не проводится

2) не менее 1 месяца

3) не менее 6 месяцев

4) не менее 12 месяцев

#конец задания(4)

#начало задания(а)

94. Действия медсестры в очаге вирусного гепатита В:

1) наблюдение за контактными 25 дней, текущая дезинфекция весь период

карантина

2) наблюдение за контактными 6 месяцев, текущая дезинфекция весь период

карантина

3) противоэпидемические мероприятия не проводятся

#конец задания(2)

#начало задания(а)

95. Для бактериологического исследования на дифтерию берут:

1) слизь из носа и ротоглотки

2) кровь из вены

3) слизь с задней стенки глотки

#конец задания(1)

#начало задания(а)

96. Бактерионосителей токсических коринебактерий:

1) отстраняют от посещения детского сада и госпитализируют

2) не отстраняют их от посещения детского сада

3) консультируют у инфекциониста поликлиники

#конец задания(1)

#начало задания(а)

97. Срок карантина при дифтерии:

#конец задания(2)

#начало задания(а)

98. Детям, контактным с больным дифтерией, проводят:

1) бактериологическое исследование слизи из ротоглотки и носа

2) экстренную вакцинацию

3) осмотр ЛОР -врача

4) термометрию 2 раза в день

#конец задания(1,2,3,4)

#начало задания(а)

99. Больной корью опасен как источник инфекции:

1) в продромальном периоде и в разгаре болезни

2) в начале инкубации

3) в период реконвалесценции

#конец задания(1)

#начало задания(а)

100. Вакцинацию живой коревой вакциной после контакта с больным корью проводят:

1) в течение первых 3 дней

2) в течение первых 5 дней

3) в течение первых 7 дней

Охрана здоровья детей и подростков в СССР - это система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и гармоническое физическое и духовное развитие детей и подростков, предупреждение и снижение их заболеваемости и смертности.

В целях воспитания здорового, всесторонне развитого поколения в СССР организована широкая сеть детских лечебно-профилактических учреждений, детских дошкольных учреждений, лесных школ, пионерлагерей (в том числе санаторных) и других учреждений.

Медпомощь детям и подросткам обеспечивается лечебно-профилактическими учреждениями. Всей работой по проведению профилактических и лечебных мероприятий среди детей и подростков до 14 лет включительно руководит детская (или детское отделение в поликлинике для взрослых); на селе - сельская участковая больница; в районном центре - районная больница. Подростки 15-17 лет включительно получают лечебно-профилактическую помощь в поликлиниках для взрослых (имеются врачи-терапевты подростковых кабинетов) или в соответствующих кабинетах медсанчастей предприятий. Непосредственно в школах всю лечебно-профилактическую помощь школьникам (I - X классов) оказывает медперсонал , находящийся в штатах детских поликлиник, фельдшерско-акушерских пунктов и др. Врачи и детских поликлиник, обслуживающие дошкольные учреждения и школы, проводят всю работу в тесном контакте и при участии всех специалистов и участковых врачей поликлиники. В детских дошкольных учреждениях и школах создаются необходимые условия для сохранения, укрепления здоровья и гигиенического воспитания детей.

Работа медперсонала дошкольных учреждений направлена на создание условий для правильного психофизического развития детей, организацию физического воспитания, рационального питания, предупреждение заболеваний, в том числе инфекционных, привитие детям гигиенических навыков и т. д.

С 1959 г. началось объединение детских яслей и детских садов в единое дошкольное учреждение - ясли-сад, в котором находятся дети от 2 мес. до 7 лет. В яслях-садах обеспечивается преемственность в обслуживании и воспитании детей разных возрастов, а также подготовка их для последующего обучения в .

Медпомощь детям в яслях-садах обеспечивается врачами детских поликлиник, к которым они прикреплены, а также средним медперсоналом непосредственно в яслях-садах (см. Ясли, ясли-сад).

Учебно-трудовая нагрузка и режим занятий детей в школах разрабатываются и осуществляются при участии органов здравоохранения. Контроль за охраной здоровья детей и проведением оздоровительных мероприятий в детских дошкольных учреждениях и школах осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций. Медперсонал школ организует и проводит все санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия по укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей, успешному их обучению и воспитанию. План и график работы школьного врача и медсестры согласуются с директором школы и утверждаются главным врачом поликлиники.

Все школьники систематически (по графику) проходят , в который включаются и антропометрические измерения, проверка остроты зрения, состояния зубов. Все данные анамнеза, осмотра и рекомендации по оздоровлению заносятся в индивидуальную карту школьника; дети распределяются по группам для занятий , производится отбор детей с отклонениями здоровья в специальные медицинские группы и группы корригирующей гимнастики. В случае необходимости при проведении медосмотра привлекаются врачи других специальностей, работающие в поликлинике. Все школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья (угрожаемые по ревматизму, больные , туберкулезом, реконвалесценты, длительно и часто болеющие и др.), берутся на диспансерное наблюдение, им проводится необходимое лечение ( , профилактическое и противорецидивное медикаментозное лечение, и другие лечебные мероприятия), принимаются все меры по их оздоровлению (в школе, дома, в поликлинике); при необходимости дети направляются в санатории, где продолжают учебу.

Для предупреждения инфекционных заболеваний школьникам в установленные сроки проводят профилактические прививки (против туберкулеза, оспы, дифтерии, коклюша, и др.), медперсонал школы выявляет инфекционных больных, детей, контактировавших с ними; совместно с осуществляет противоэпидемическую работу и санитарный надзор за содержанием помещений и соблюдением санитарных и гигиенических норм и правил в школе, контролирует работу школьных буфетов, столовых; санитарно-гигиенические условия работы учащихся в трудовых мастерских; организует санитарно-просветительную работу среди учащихся, педагогов и родителей. Школьный врач осуществляет медицинское наблюдение за детьми, находящимися в школах, в том числе и за детьми в группах продленного дня, контролирует соблюдение режима и питание детей в них.

В детских поликлиниках проводятся проф. консультации, где учащимся-подросткам рекомендуют ту или иную форму производственного обучения в зависимости от состояния здоровья. Детские поликлиники проводят работу по организации и проведению летней оздоровительной кампании. Проводят осмотры и отбор детей в санаторные, туристские и общего профиля . Организуют медицинское наблюдение за детьми, находящимися в оздоровительных учреждениях, принимают меры по профилактике инфекционных заболеваний и предупреждению их распространения. Охрана здоровья работающих подростков - см. .

Вся научно-исследовательская работа по вопросам охране здоровья детей и подростков сосредоточена в научно-исследовательских институтах , гигиены детей и подростков, соответствующих кафедрах медвузов, где изучаются режимы учащихся общеобразовательных школ: их нагрузка, распорядок дня, физическое воспитание, состояние здоровья, разрабатываются различные нормативы, санитарно-гигиенические требования к различного типа детским учреждениям (школы, школы-интернаты, детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря и др.). Роль среднего медперсонала в охране здоровья детей и подростков очень значительна. Особенно важна деятельность патронажной сестры в детской консультации и медсестры в школе. Задачей школьной медсестры является проведение наряду с врачом санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий в школе. Медсестра или фельдшер, работающие в школе, помогают врачу в проведении медосмотров, санитарно-просветительной работы среди детей, педагогов, родителей, технического персонала, контролируют совместно с педагогами выполнение правил личной гигиены школьниками, режима дня и питания в школе.

См. также Детский дом, Детский сад, Дом ребенка, Здравоохранение, Консультация, Лесная школа, Охрана материнства и детства, Пионерские лагеря, Ясли, ясли-сад.

Охрана здоровья детей и подростков - система государственных и общественных мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и гармоническое развитие физических и духовных сил детей и подростков, предупреждение и снижение детской заболеваемости и смертности.

В дореволюционной России не было государственной системы охраны здоровья детей и подростков. Незначительные мероприятия по санитарному просвещению и элементарному санитарному надзору проводились с 1905 г. врачебно-санитарными частями учебных заведений. Советская система охраны здоровья детей и подростков возникла в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. Советское правительство издало ряд декретов, направленных на сохранение жизни и укрепление здоровья детей, усиление их питания, на борьбу с детской беспризорностью. Начали создаваться детские профилактические амбулатории, рассчитанные на контингенты в возрасте от 4 до 18 лет и имевшие главной задачей всестороннее обследование физического и психического состояния детей и подростков.

Лечебную помощь детям и подросткам оказывали и общие поликлиники. Детей до 4-летнего возраста обслуживали учреждения охраны материнства и младенчества. В дальнейшем в Москве и ряде крупных городов были созданы научно-исследовательские институты охраны здоровья детей и подростков, которые стали методическими центрами для детских лечебно-профилактических амбулаторий и всех педиатров. Одновременно началась организация оздоровительных детских площадок (см.), лесных школ (см.), пионерских лагерей (см.), дневных и ночных санаториев (см. Санаторий-профилакторий), диетических столовых и др.

В 30-х и 40-х годах структура органов охраны здоровья детей и подростков претерпела ряд реорганизаций. Так, в 1935 г. были созданы детские поликлиники. В 1947 г. в связи с объединением больничных и поликлинических учреждений детские поликлиники и детские консультации были объединены с детскими больницами или с детскими отделениями больниц для взрослых. Эта система функционирует и поныне. В детском поликлиническом отделении больницы детей всех возрастов наблюдает и лечит педиатр данного единого врачебного участка.

В детских поликлиниках-консультациях сосредоточены врачи школ и детских садов, которые обеспечивают медицинское наблюдение за детьми, находящимися в школах и детских садах.

В своей работе медицинский персонал школ и детских садов использует все вспомогательные диагностические и специализированные кабинеты детской поликлиники. Руководит работой врачей школ и детских садов главный врач детской поликлиники. Медперсонал школ осуществляет в школе санитарно-гигиенические и лечебно-профилактические мероприятия, содействующие укреплению здоровья, правильному физическому развитию детей, успешному их обучению и воспитанию. План и график работы школьного врача согласуется с директором школы и утверждается главным врачом поликлиники. Все школьники один раз в году проходят медицинский осмотр с антропометрическими измерениями, флюорографией, проверкой остроты зрения, слуха, состояния зубов. Все данные осмотра, анамнез и рекомендации по оздоровлению заносятся в индивидуальную карту школьника. Совместно с преподавателем физической культуры врач распределяет школьников по группам для занятия физической культурой, производит отбор в группы корригирующей гимнастики, контролирует проведение физических упражнений. Школьный врач организует осмотр больных учеников консультантами-специалистами, оказывает первую помощь учащимся, заболевшим в школе, берет на диспансерный учет детей, больных ревматизмом, туберкулезом, реконвалесцентов, длительно и часто болеющих и др. и проводит их лечение. Для предупреждения инфекционных заболеваний среди школьников в установленные сроки проводят профилактические прививки (против оспы, дифтерии, туберкулеза, полиомиелита), выявляют инфекционных больных, контактных с ними. Детские поликлиники совместно с санэпидемстанциями проводят противоэпидемическую работу в школе. Медперсонал школы осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим содержанием помещений школы, работой учащихся в мастерских, питанием учеников, проводит санитарно-просветительную работу с учащимися, педагогами, родителями. В детских поликлиниках организованы так называемые профконсультации, где учащимся рекомендуют ту или иную форму производственного обучения в зависимости от состояния их здоровья. Школьный врач осуществляет медицинское наблюдение за находящимися в группах продленного дня учениками 1-4-х классов, контролирует питание в этих группах.

Детские поликлиники проводят работу по организации и проведению летней оздоровительной работы среди детей; осматривают детей, направляемых в пионерские лагеря, организуют медицинское наблюдение за детьми, находящимися в пионерских лагерях, принимают меры по предупреждению заноса инфекционных заболеваний в оздоровительные учреждения и распространения их.

Врачи детских поликлиник осуществляют медицинский осмотр детей, направляемых в школы-интернаты. Медицинское наблюдение за школьниками школ-интернатов возложено на врачей, находящихся в штатах этих школ. Врачи и медсестры, работающие в детских садах, находятся в штатах детских поликлиник или детских отделений при поликлиниках для взрослых. Свою работу медперсонал проводит в тесном контакте с участковыми врачами и специалистами поликлиник. Работа медперсонала детских садов направлена на создание необходимых условий для правильного психофизического развития детей, внедрение физического воспитания, предупреждение заболеваемости среди них, привитие гигиенических навыков, предупреждение инфекционных
заболеваний и т. д. (см. Детский сад). С 1959 г. началось объединение детских яслей и садов в единое дошкольное учреждение - ясли-сад, в котором содержатся дети от 2 месяцев до 7 лет. Эти учреждения находятся в ведении органов народного образования, организация их проводится согласно положению о работе яслей-садов, утвержденному Министерством просвещения. В яслях-садах обеспечивается преемственность в обслуживании и воспитании детей разных возрастов. При такой системе улучшаются и бытовые условия семьи, поскольку родителям, имеющим 2 и более детей, предоставляется возможность воспитывать в одном учреждении детей и ясельного, и дошкольного возраста.

Вся научно-исследовательская работа но вопросам охраны здоровья детей и подростков сосредоточена в научно-исследовательских институтах педиатрии, гигиены детей и подростков, школьной гигиены, где изучаются режимы учащихся общеобразовательных школ, распорядок дня, физическое воспитание, состояние здоровья, физическое развитие, разрабатываются различные нормативы, санитарно-гигиенические требования к различного типа детским учреждениям (школы, школы-интернаты, детские сады, пионерские лагеря и т. д.).

Информация о проведении очно – заочного цикла повышения квалификации для средних медицинских работников. Тема: « Охрана здоровья детей и подростков. Оказание неотложной доврачебной медицинской помощи детям и подросткам».

ЧУ ДПО «Центр медико – гигиенического образования и услуг», лицензия на образовательную деятельность серия 65Л01 №0000087 от 01 февраля 2013 года, выданная Министерством образования Сахалинской области, доводит до Вашего сведения, что проводится очно – заочный цикл повышения квалификации для средних медицинских работников, занимающихся вопросами организации медицинского обслуживания детей и подростков (медицинские сёстры, фельдшера, фельдшера ФАП, ДОУ, СОШ, поликлиник и др.). Тема особенно актуальна для медицинских работников, принимающих участие в летней оздоровительной компании для детей и подростков.

Тема: «Охрана здоровья детей и подростков. Оказание неотложной доврачебной медицинской помощи детям и подросткам».

В программу цикла включены следующие блоки вопросов:

1. Законодательная база вопросов охраны здоровья детей и подростков.

2.Нормативно – правовое регулирование обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия в сфере образовательной деятельности. Организация медицинской деятельности в ДОУ.

3. Алгоритмы оказания помощи :

Алгоритмы оказания помощи при укусах насекомых.

Алгоритмы оказания помощи при укусах змей.

Алгоритмы оказания помощи при укусах животных.

Алгоритмы оказания помощи при травмах (политравмах).

Алгоритмы оказания помощи при тепловом ударе, ожогах, отморожениях.

Алгоритмы оказания помощи при нарушениях дыхательной системы (остановка дыхания, отек Квинке, утопление).

Алгоритмы оказания помощи при нарушениях сердечно – сосудистой системы.

4. Алгоритмы действия при нарушениях эндокринной системы(диабет: гипергликемия, гипогликемия).

Экзаменационные вопросы

для цикла

"Охрана здоровья детей и подростков"

I. Система и политика здравоохранения в Российской Федерации .

1. Основы законодательства в здравоохранении. Основы медицинского страхования. Принципы и виды медицинского страхования.

2. Федеральные и региональные целевые программы в области охраны здоровья.

3. Организация, содержание, планирование и учет работы фельдшера школы. Основная медицинская документация в соответствии с установленными формами.

4. Функциональные обязанности фельдшера школы, ССУЗ, подросткового кабинета.

5. Понятие о первичной медико-санитарной помощи. Роль, задачи, принципы первичной медико-санитарной помощи.

6. Роль санитарного просвещения в охране здоровья школьников и подростков. Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика алкоголизма, наркомании, токсикомании.

7. Медицинская этика и деонтология в работе фельдшера школы, подросткового кабинета, ССУЗа.

II. Валеология детей и подростков .

8. Физическое и половое развитие подростков. Функциональные особенности органов и систем подростка. Акцелерация, ретардация роста и развития.

9. Возрастная периодизация детей и подростков. Основные закономерности их роста и развития.

10. Физическое развитие и факторы его определяющие. Современные методы оценки физического развития. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, обуславливающих особенности их поведения и способность к обучению.

11. Психофизиологические особенности детей старшего возраста и подростков.

12. Физическое воспитание и медицинский контроль за его проведением.

13. Принципы физического воспитания. Основные средства и формы физического воспитания.

14. Показания к распределению учащихся на физкультурные группы. Медико-педагогический контроль за занятиями физической культурой и спортом.

15. Иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Виды вакцинальных препаратов. Активный и пассивный иммунитет. Календарь профилактических прививок для детей школьного возраста. Показания и противопоказания к вакцинации.

16. Приказы, нормативные документы по прививочной работе. Основные положения по организации и проведению прививок.

17. Принципы составления плана прививок. Оценка годности сывороток и вакцин. Принцип "холодовой цепи". Местные постпрививочные реакции. Общие постпрививочные реакции.

18. Наркомания и токсикомания – комплексные медико-социальные проблемы. Причины развития наркомании, токсикомании. Эпидемиология наркомании и токсикомании. Единая конвенция о наркотических средствах.

19. Формы наркоманий. Признаки наркотического опьянения, абстинентного синдрома. Лечение наркоманий и токсикоманий. Профилактика. Работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета по выявлению лиц, склонных к злоупотреблению наркотическими и токсикоманическими средствами.

III. Заболевания в школьном и подростковом периоде .

20. Диспансерное наблюдение за здоровыми детьми. Комплексная оценка состояния здоровья учащихся.

21. Новые принципы организации углубленных медицинских осмотров учащихся, скрининг-программа, ее содержание. Роль среднего медицинского персонала в ее реализации.

22. Неревматические заболевания сердца и сосудов. Вегето-сосудистые дистонии. Врожденные пороки сердца. Распространенность, причины, методы диагностики, клиника, принципы лечения. Профилактические прививки. Диспансеризация. Физкультурная группа, вопросы профессиональной ориентации.

23. Ревматизм. Этиология, патогенез, основные клинические проявления, принципы лечения. Профилактика. Диспансеризация. Профилактические прививки. Допуск к занятиям физкультурой и спортом. Вопросы профессиональной ориентации.

24. Неспецифические заболевания органов дыхания (бронхит , пневмония). Распространенность, этиология, патогенез, методы диагностики, основные клинические проявления. Лечение и реабилитация, диспансерное наблюдение, профилактические прививки.

25. Неинфекционные заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, язвенная болезнь, ДЖВП). Распространенность, методы диагностики, клиника, лечение и реабилитация. Диспансерное наблюдение, возможность допуска к занятиям физкультурой и спортом, профилактические прививки, вопросы профессиональной ориентации.

26. Пиелонефрит, гломерулонефрит. Распространенность, патогенез, клиника, методы диагностики, лечение и реабилитация. Диспансерное наблюдение, профилактические прививки, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

27. Заболевания кожи и венерические болезни (сифилис, гонорея, чесотка, дерматомикозы). Распространенность, методы диагностики, клиника, лечение, диспансерное наблюдение. Профилактика кожных и венерических заболеваний среди детей школьного и подросткового возраста.

28. Заболевания эндокринной системы (сахарный диабет, тиреотоксикоз, ожирение). Распространенность, методы диагностики, лечение, диспансерное наблюдение, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

29. Заболевания нервной системы и психические отклонения. Распространенность, методы диагностики, лечение, диспансерное наблюдение. Профилактические прививки, допуск к физкультуре, профессиональная ориентация.

43. Оборудование и оснащение мест трудового обучения учащегося; организация рабочих мест, предупреждение травматизма.

44. Основы рационального питания детей и подростков.

45. Организация питания школьников. Задачи медицинского персонала в организации рационального питания школьников. Санитарные требования к транспортировке, хранению и кулинарной обработке пищи. Правила выдачи блюд питания детям.

46. Гигиеническая экспертиза продуктов и готовность пищи. Гигиенические требования к планировке пищеблока. Оборудование пищеблока, санитарные требования к качеству обработки тары, посуды, инвентаря, оборудования. Личная гигиена сотрудников пищеблока.

47. Пищевые отравления и их профилактика. Основные источники и пути передачи заражения пищи патогенными микробами.

48. Сеть летних оздоровительных учреждений для детей и подростков. Лагеря труда и отдыха, оздоровительно-спортивные, оздоровительные. Гигиенические требования к участку, площади, оборудованию помещений. Режимы дня, гигиенические требования к организации жизни и разнообразных видов деятельности детей в летних лагерях.

49. Гигиенические вопросы организации сезонных пионерских лагерей санаторного типа. Организация режима и лечебно-оздоровительной работы в них.

50. Гигиенические требования, предъявляемые к мебели в основных помещениях учреждений для детей и подростков. Основные принципы подбора мебели и способы ее маркировки.

51. Гигиенические требования, предъявляемые к микроклимату учебных помещений (температура, влажность , естественное и искусственное освещение).

V. Инфекционная безопасность и инфекционный контроль .

52. Профилактическая и противоэпидемическая работа фельдшера школы, школы-интерната, ССУЗ, подросткового кабинета.

53. Понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации, стерилизации . Роль фельдшера в организации дезинфекционных мероприятий в очагах различных групп инфекций. Дезинфекция изделий медицинского назначения. Соблюдение карантинных мероприятий при выявлении лиц с инфекционными заболеваниями в соответствии с приказами.

54. Эпидемиологический процесс, структура, пути передачи инфекционных болезней.

55. Основные воздушно-капельные инфекции (корь, коклюш, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, менингит, тиф). Противоэпидемические мероприятия. Наблюдение в очаге за контактными. Сроки диспансерного наблюдения после инфекционных заболеваний.

56. Основные кишечные инфекции (дизентерия, вирусные гепатиты). Профилактика. Нормативные документы. Мероприятия в очаге.

57. ВИЧ-инфекция. История появления болезни. Возбудитель ВИЧ-инфекции, его свойства. Пути передачи. Симптомы болезни. Правила забора материалов, транспортировка и хранение сыворотки крови. Правила работы с больными ВИЧ-инфекцией. Профилактика. Меры профилактики ВИЧ-инфекции в медицинском учреждении . Основные регламентирующие приказы, инструкции.

58. Туберкулез. Этиология, эпидемиология. Клиника, наблюдение за реконвалесцентами. Специфическая и неспецифическая профилактика. Прогноз. Диспансерное наблюдение.

IV. Неотложная помощь. Медицина катастроф .

59. Определение понятий "чрезвычайная ситуация" и "катастрофа".

60. Служба медицины катастроф и ее задачи.

61. Обязанности медицинских работников при чрезвычайной ситуации.

62. Виды терминальных состояний.

63. Определение понятия "сердечно-легочная реанимация".

64. Методика сердечно-легочной реанимации.

Стандарт действий медицинской сестры при:

65. - термических и химических ожогах;

66. - отморожениях;

67. - поражениях электрическим током;

68. - утоплении;

69. - анафилактическом шоке;

71. - стенокардии, инфаркте миокарда;

72. - гипертоническом кризе;

73. - бронхиальной астме;

74. - гипо - и гипергликемической коме;

75. - острых отравлениях;

76. - сердечной астме и отеке легких;

77. - синдроме длительного сдавления;

78. - травмах черепа;

79. - травме грудной клетки;

80. - травме живота;

81. - травме позвоночника;

82. - травмах конечностей;

83. Правила наложения транспортных шин.

84. Виды кровотечений, способы временной остановки кровотечений.

85. Правила наложения артериального жгута.



Публикации по теме