Горнолыжная экипировка — как нарядиться, чтобы не ошибиться. Как подобрать горные лыжи

Замечено, что горные лыжные трассы покоряются не только смелым и спортивным, но и хорошо экипированным. Правильная экипировка для горных лыж, порой, стоит во главе будущего успеха на снежных вершинах. Итак, с чего начать выбор снаряжения для горных лыж? С лыж, конечно!

Три критерия выбора горных лыж

Для начала стоит решить, будете ли вы покупать собственные лыжи или возьмете их в прокат. Для разовой поездки на модный горнолыжный курорт нет смысла заморачиваться покупкой собственного спортинвентаря, лучше сосредоточиться на одежде. Но если вы уже познали вкус горнолыжного спорта, если поняли, что больны им всерьез и надолго, то выгоднее приобрести собственное снаряжение для горных лыж. Оно окупится довольно быстро – после первой же поездки в горы.

При выборе правильных горных лыж, четко и не предвзято определите свой уровень катания. Какой он: начинающий, уверенно катающийся, эксперт, спортсмен?

Определите также, на каких трассах вы собираетесь кататься, их тип: слаломные, фрирайдные, заснеженные, ледяные, укатанные? Все это имеет значение и влияет на выбор лыж.

1. Жесткость.

Жесткие лыжи подходят для профессионалов, для любителей агрессивного, скоростного стиля катания, а также для очень крупных и тяжелых лыжников. Чем ярче все эти показатели, тем жестче должны быть лыжи. Жесткие лыжи требуют хорошей физической подготовки и продвинутого уровня владения лыжной техникой. Они позволяют быстро набрать скорость, отлично ведут дугу, но не прощают ошибок и увеличивают риск травматизма.

Мягкие лыжи — для новичков, для тех, кто делает свои первые шаги в горнолыжном спорте. Мягкие лыжи легче в управлении и они быстрее помогут начинающим овладеть техникой катания по горным склонам.

Совет: специалисты не советуют приобретать слишком мягкие лыжи, так как из них лыжники очень быстро «вырастают». Предпочтение стоит отдать средним показателям.

2. Форма и ширина.

Форма и ширина лыж зависят от их предназначения, – на каких трассах их собираются использовать. Чем шире лыжи, тем устойчивее они будут себя вести на рыхлом снегу, не утопая в нем. Чем уже лыжи, тем комфортнее на них кататься по ледяным трассам и жестким склонам. Соответственно различают три категории горных лыж: карвинговые, фрирайдовые и универсальные.

У карвинговых лыж узкая талия и расширенные носок и пятка. Такие лыжи – для подготовленных трасс, укатанных. На них легче войти в поворот и пройти успешно дистанцию. Такие лыжи хороши для мягких и жестких склонов. Но не подходят для катания по глубокому снегу.


Для глубокого снега нужны фрирайдовые лыжи с широкой талией. Они — для неукатанных склонов.

Универсальные модели горных лыж совмещают в себе сильные стороны лыж для карвинга и фрирайда. Они – на все случаи жизни, то есть катания. Как видно из названия, на них можно и по трассам покататься и за их пределами – по буграм, рыхлому снегу и насту.


Совет: универсальные лыжи – выход для тех, кто не хочет себя ограничивать только подготовленными трассами, но и возить с собой несколько пар специализированных моделей лыж не готов.

3. Длина.

Длину диктует форма. Длину карвинговых лыж определяют, отнимая 10-20 см от своего роста. А длину фрирайдовых наоборот – прибавляя 5-10 см к своему росту.

Длина универсальных лыж или соответствует росту лыжника, или больше его на 10 см.

Более длинные лыжи стабильнее и лучше едут по целине. Такие лыжи подходят для катания в Альпах или прочих серьезных горах.

Более короткие лыжи удобнее при частых поворотах и на жестких склонах, где есть ледяные участки, на неровных бугристых трассах. На коротких лыжах легче начинать кататься и учиться.

Как выбрать палки, крепления и ботинки

При выборе палок для горных лыж, важно правильно определить их длину под рост лыжника. Для этого нужно встать прямо, взять палки в руки и облокотиться на них. Если «локтевой» угол составляет 90 градусов, палки – правильной длины.

При выборе крепления решающий фактор играет жесткость их пружины. Чем больше вес лыжника, тем жестче должна быть эта пружина. Хорошие крепления должны быть надежными, выдерживать предстоящие нагрузки, отстегиваться при падении лыжника, чтобы он не повредил ноги.

Некоторые лыжи продаются уже вместе с креплениями. Если же креплений нет, то выбирать и устанавливать их лучше поручить профессионалам.


Совет : транспортировать и хранить горные лыжи нужно в специальных чехлах. При их выборе обратить внимание на состав ткани. Желательно, чтобы она была непромокаемой. Усиленное днище и плотный наполнитель в стенках чехла защитят лыжи от механических повреждений.

При выборе ботинок работает то же правило, что и при выборе лыж: мягкие ботинки – для любителей и начинающих, жесткие – для профессионалов.


Не берите первые попавшиеся только потому, что они подошли по цвету к комбинезону. Наденьте, походите в них, попрыгайте. Ноге должно быть удобно.

В жестких ботинках четыре клипсы-застежки для усиленной фиксации. Нога в них больше устает, а потому не берите очень жесткие ботинки, если не уверены, что это, действительно, необходимо.

Мягкие горнолыжные ботинки изготавливаются из мягкого пластика и снабжены, как правило, двумя клипсами и шнурками.

Правильные горнолыжные ботинки имеют регуляторы для подгонки под конкретного человека, рычаг переключения режимов «катание-ходьба», функцию термоформовки и металлические, а не пластиковые, клипсы-застежки.

Совет: если лыжи можно взять в прокат, то ботинки лучше иметь свои, которые идеально подходят именно вам. Комфорт ног того стоит. И не экономьте на специальных горнолыжных носках.

Важная часть экипировки: маска, шлем и балаклава

– это не красивый аксессуар, а насущная необходимость – защита глаз лыжника от солнца, ветра, снега. Обычные солнцезащитные очки не способны заменить маску ни своим фильтром при повышенном горном ультрафиолете, ни степенью прилегания к лицу и надежностью фиксации. Специальный фильтр горнолыжной маски не только защищает глаза от яркого солнца, но и обеспечивает четкую, контрастную картину горного рельефа, что важно как мера безопасности.


Совет: при выборе горнолыжной маски обратите внимание на ее застежку. Выбирайте такую, какую можно регулировать, не снимая перчаток. Хорошая маска удобна, не давит на переносицу. В ней лицо не потеет.

Цвет линз предпочтителен золотой или темный, если катание происходит в условиях яркого солнца, высоко в горах. В этих случаях поможет и дополнительное зеркальное покрытие линз. Если погода облачная, сумрачная, то лучше розовые линзы или фиолетовые.

Нужен, чтобы защитить голову в случае падения лыжника. Его цвет и форма, конечно, имеют значение, но важнее, чтобы он хорошо сидел на голове: достаточно плотно, но нигде не давил.

Хорошая слышимость и вентиляция – два важных критерия при выборе горнолыжного шлема.


Совет: при выборе шлема, захватите маску и меряйте их вместе.

Есть шлемы уже экипированные маской, которая поднимается вверх, как забрало.

Если шлем можно взять в прокат, то подшлемник – балаклаву – лучше иметь свой, из соображений гигиены.


Эту «маску террориста» можно носить и как подшлемник, и отдельно, как шапку или шарф – для защиты от мороза, ветра и снежной пыли.

Правильная балаклава должна быть мягкой и удобной, не жать, не колоться, не натирать, уметь дышать и согревать. Ее материал не однородный — некоторые ее части плотнее, некоторые – тоньше и эластичнее.

Некоторые балаклавы имеют отстегивающиеся детали – комбинированные модели. Такие удобны при разных температурах воздуха. Жарко – отстегивается нижняя часть, холодно – пристегивается.

Существуют несколько видов балаклав – для разных целей и задач. Для горнолыжных экстремалов лучше подойдет подшлемник с вырезами только для глаз. Для сноубордистов и обычных горнолыжников – балаклава с регулируемой шнуровкой, которая плотно фиксируется на голове и под шлемом.

Совет: горнолыжные профи советуют брать с собой две балаклавы – для замены при промокании. А также иметь несколько моделей разной толщины.

На европейских горнолыжных курортах предпочитают модель подшлемников – «пиратку», состоящую только из нижней части. Очень распространена модель «бафф» — в виде рукава. Есть балаклавы с козырьком и даже с очками.

Материалы, из которых делаются балаклавы – трикотаж, флис, мембранный материал.

Трикотаж хорошо облегает, флис отлично согревает, мембрана не боится ветра и влаги.

Из минусов: трикотаж промокает и не долговечен. Флис продувается. Мембрана собирает влагу под шлемом и та, при сильной активности лыжника, не успевает испаряться.

Есть еще шелковые балаклавы. Их используют при высоких температурах. Их минус – высокая стоимость.

Варежки, рукавицы или перчатки, трехпалки?

Нужны боевые перчатки, надежные и верные. Нужны две пары – на случай, если промокнут или потеряются.

Варежки – на сильные холода и для тех, у кого вечно мерзнут руки. В них часто, в качестве утеплителя, предусмотрен натуральный пух.

Перчатки удобнее при активном катании.

И есть еще промежуточный вариант – уже не варежки, но еще и не перчатки – трехпалки. У трехпалок существуют две разновидности. Первая – отдельно большой, указательный пальцы и все прочие. Вторая – большой и указательный вместе, безымянный отдельно и все прочие.

Правила выбора

  • Гендерный признак важен. Не нужно стремиться к унисексу. Строение женской и мужской руки различно.
  • Сожмите руку в кулак . Если пальцы без труда касаются ладони, значит, перчатки вам подходят.
  • Не велико и не мало . Не берите перчатки «на вырост» и «впритык», в надежде, что они растянутся. Современные материалы ведут себя очень стабильно и прекрасно держат форму. В тесных перчатках будут мерзнуть руки.
  • Многослойность и наличие мембраны – признак качественных перчаток.
  • ·Внимание — на ладони и концы пальцев. Это самые проблемные места у перчаток. На них приходится большая часть нагрузок, а потому они должны быть усилены производителем. В хороших горнолыжных перчатках на кончиках пальцев нет швов.
  • Двойные манжеты. Внешняя манжета – длинная, на утяжке. Она защищает от холода и попадания снега. Внутренняя – короткая, ее подстраховывает, удерживая тепло.

На заметку : есть перчатки, которые, после нагревания в специальной печи, потом принимают форму руки и «запоминают» эту форму навсегда.

Как нарядиться, чтобы не ошибиться

Для занятий горнолыжным спортом существует два вида одежды: комбинезон и костюм, состоящий из куртки и штанов. Второй вариант более функциональный, а потому более популярный. Его можно разбивать и комбинировать.


При выборе горнолыжной одежды экономить не стоит, хотя бы из тех соображений, что хорошо дешево не бывает, и качественная вещь прослужит долго. А нагрузки горнолыжной экипировке предстоят немалые. Она должна их достойно выдержать и быть при этом удобной, согревать, не стеснять движений, не промокать и уметь дышать.

Одежда для активного горнолыжного спорта шьется из специальных тканей, с использованием специальных технологий. А потому заменить ее обычные, пусть даже и спортивные, куртка и штаны не могут.

Есть марки, специализирующиеся на одежде для опытных лыжников с массой дорогостоящих характеристик. Э то — Phenix, Goldwin, Descente, Kujs, Colmar, Spyder. Их продукция стоит дорого. Несколько дешевле – Halti, Salomon, Vоlkl и Rossignol, но с очень достойным качеством.

Если бренд – не самоцель, то можно сэкономить и выбрать горнолыжный костюм от Columbia.

Три слоя

У горнолыжной экипировки должна быть многослойность. Куртка и штаны – это лишь один, внешний, защитный слой, предохраняющий от холода и ветра. Под ним скрывается слой №2 – вязаный свитер или толстовка из флиса. Его задача – сохранить тепло и отвести влагу.

Слой №1 – термобелье.


Цель понятна из названия – сохранять тепло, как можно лучше и дольше, а потому термобелье делается из специального материала, синтетического. Стоит термобелье дороже обычного белья, но оно того стоит.

Два критерия – признак породы

У слоя №3 есть два, очень важных, критерия – паропроницаемость и водостойкость. Ответственные производители указывают эти показатели ткани, из которой шьются горнолыжные костюмы.

На заметку : средние показатели материала костюма для горнолыжника, катающегося с обычной нагрузкой – 5 000 мм водного столба, удерживаемого тканью, и 5 000 г жидкости, которые 1 квадратный метр ткани способен пропустить за сутки. Чем выше эти показатели, тем лучше материал, и тем дороже будет костюм.

Мембранные, технологичные ткани, свидетельствующие о породе горнолыжной экипировки, умеют также тянуться в разных направлениях и не образовывать складок. Умеют отталкивать грязь. Самые способные в этом плане ткани с тефлоновым покрытием.

Полезные детали

Эргономичность горнолыжного костюма – не роскошь и не блажь. Очень удобно, когда в куртке предусмотрен специальный кармашек для ски-пасса, когда есть отстегивающаяся «юбка» для катания по целине, карабин в кармане для ключей, салфетка для протирания маски, капюшон, который можно надеть на шлем в ветреную погоду, водонепроницаемые молнии, проклеенные швы, мягкие манжеты-полуперчатки.

Цвет костюма тоже имеет значение. Есть, конечно, мода и личные пристрастия, но стоит учитывать, что белый костюм сливается со снегом и такого лыжника не видно в разных ситуациях, когда нужно, чтобы было видно.


Выбирайте яркие костюмы! Пусть вас будет видно издалека, как классно вы катаетесь, как стильно держите дугу!

Геометрия лыжи - это параметры ширины носка-талии-пятки лыжи в мм. Иногда в эту группу включают радиус или глубину бокового выреза. По ширине талии можно определить основное назначения современной лыжи : Талия менее 68 мм - лыжи предназначены преимущественно для подготовленных трасс, талия от 70 до 80 мм - универсальные модели, талия более 80 мм - внетрассовое катания. Приведенные величины не являются постоянными.
Для того, что бы начать подбирать снаряжения, нужно определиться со стилем катания, то есть, как и где человек собирается кататься. Различных стилей и направлений существует множество. Основные из них:
Спортивные. Специализированные модели для спортивных дисциплин: слалома, гиганта, супер-гиганта, скоростного спуска.
Фрирайд. Вид катание преимущественно "вне трасс" по самому разнообразному рельефу, включая целину, бугры, прыжки со скал и наддувов.
Универсальные. Характеристика, обозначающая использования модели, как на подготовленных склонах, так и в разбитом снегу и целине.
Фристайл "new school". Включает в себя прыжки, движения спиной вперед, различные упражнения на стенах пайпа и в воздухе, могул. Ответвлением является джиббинг (катание по всевозможным перилам) и фристайл бэккантри (катание с теми же элементами, выполненными на естественном рельефе, как правило, в целине).
Ски-тур. Вид горнолыжного отдыха, предполагающий катание в горах, не оборудованных подъемниками и ратраками, когда подъем вверх осуществляется пешком на лыжах. Используются специальные ботинки и крепления.
Скикросс. Относительно новая горнолыжная дисциплина. На специально подготовленной трассе с перепадами, трамплинами, виражами и прочее, стартуют сразу несколько участников (обычно четверо) с задачей прийти к финишу первым.
Если же человек только начинает кататься, и не знает какой стиль ему больше подойдет, то выбор его должен остановиться на моделях с универсальной геометрией лыжи .

Что такое "классика" и "карвинг"

Карвинг - техника управления лыжами в повороте, основанная на ведении обеих лыж на канте во всех фазах поворота. Первые карвинговые лыжи фирмы-производители представляли как вариант для тех лыжников, которые хотели освоить резаные повороты, поэтому многие опытные лыжники не считали нужным переходить на них. Они катались на классике. Классика - это лыжи без ярко выраженной геометрии (85-65-75). По сравнению с карвами (около 110-65-97) они были более узкие.
Прошло время, карвинг дорабатывали и продолжают дорабатывать сейчас. Носок и пятка лыжи становиться еще шире, за счет этого радиус поворота уменьшается. Лыжи стали меньше и подбираются уже не выше роста, а в рост или ниже. В наши дни уже не вопрос, кататься ли на карвах, вопрос в том на каких именно.

Как подобрать горные лыжи

Если Вы новичок и хотите легче освоить навыки катания: горные лыжи должны быть подобраны чуть ниже роста на 10-15 см (если вес лыжника превышает 100 кг, то в рост) и иметь не высокую жесткость. Чем длина лыжи выше рекомендаций, тем управлять на малых скоростях будет сложнее, но на большой скорости контролировать их легче. Если длина горных лыж ниже рекомендаций, то на скорости они становятся очень "вертлявые" и их сложно контролировать. Чем жесткость горной лыжи выше, тем сложнее ее прогибать при входе в поворот, но на жестком снегу (или на льду) она будет четче держать дугу и не проскальзывать.
Если Вы уже не новичок и знаете, какой стиль катания Вам подходит больше, то при выборе ростовки горных лыж , необходимо консультироваться с продавцом. Длина горных лыж для одного и того же человека может существенно отличатся в зависимости от назначения лыжи. Для занятий фрирайдом - более длинную, для слалома - более короткую. Начинающим - короче, опытным - длиннее и т.д.

Как подобрать горнолыжные ботинки

Основные отличия горнолыжных ботинок это, жесткость (индекс жесткости у разных фирм-производителей может различаться), ширина колодки, материал клипс, наличие термоформовки и различных "наворотов" типа переключателей ходьба - катания, регулировки жесткости и т.д. Что касается горнолыжных ботинок , здесь действует правило, чем дороже не значит лучше. Дорогие горнолыжные ботинки это, как правило, спортивные модели предназначенные на несколько спусков, а не на катание по 8-10 часов в день. Они имеют очень высокую жесткость (120 и выше) и благодаря этому лыжник может четко контролировать лыжи. Начинающему лыжнику подойдут "мягкие" горнолыжные ботинки с жесткостью до 70 (если вес лыжника выше 100 кг, то жесткость должна быть не ниже 60). Для того, что бы выбрать удобные горнолыжные ботинки надо примерить несколько моделей и по ощущениям сделать вывод, в каких именно Вы чувствуете себя наиболее комфортно. Ботинок должен очень плотно сидеть по ноге. Если же Вы выбрали ботинок, в котором нога не плотно сидит, то в дальнейшем нога в ботинке будет просто болтаться, так как при катании внутренний материал имеет свойство приминаться. Так что после того как продавец дает Вам очередную модель для примерки не надо сразу говорить, что Вам жмет.

После того как Вы одели ботинок Вы должны как следует застегнуть все клипсы, начиная с нижней. После того как все клипсы застегнуты, Вы должны сделать несколько наклонов голени вперед (как будто приседаете). Как правило, пятка должна уйти назад тем самым, освобождая место для пальцев. Только после этого можно понять подходит Вам ботинок по размеру или нет. После этого надо определится, не велик ли он Вам. Для этого стоя в горнолыжных ботинках Вам нужно немного привстать на пальцах (на цыпочках), если пятка начинает отрываться от подошвы ботинка - значит, он Вам велик и не подходит (допустимый отрыв пятки 0,5 см). После чего Вам следует постоять (не сидеть) в горнолыжных ботинках около 15-20 минут, а если есть возможность, то взять домой и походить около часа. Если же после всего проделанного Вам ни где не жмет и не давит, то это Ваши ботинки и на склоне у Вас не будет с ними проблем. Если же есть хоть малейший дискомфорт или сдавливание, то снимайте и начинайте мерить другую модель. Если же перемерив, все модели в магазине Вы не смогли подобрать идеальный для Вас вариант, то это не проблема. Существуют более 15 различных фирм - производителей, которые специализируются на производстве горнолыжных ботинок и у каждой из них разная колодка под разные типы ног. Возможно, Вам нужно померить ботинки, фирмы которых не продают в данном магазине. Ведь горнолыжные ботинки - это самый важный предмет инвентаря, в отличие от лыж и креплений, правильно подобранные ботинки менять не захочется долгие годы.

Как подобрать горнолыжные крепления

На сегодня практически все фирмы производят исключительно качественные и безопасные крепления. Отличаются они между собой конструкцией, дизайном, различными регулировками и жесткостью срабатывания отстегивания (измеряется в DIN). Что бы подобрать крепления и правильно выставить на них жесткость под свой вес можно воспользоваться формулой: вес лыжника делится на десять и отнимается единица. В дальнейшем с увеличением техники и уровня катания можно увеличивать жесткость.

Как подобрать горнолыжные палки

Подбор горнолыжных палок можно осуществить несколькими способами:
1. Берется палка , переворачивается таким образом, что бы наконечник ее был у Вас в руках, а сама рукоятка на полу (вертикально). После чего надо взяться рукой под кольцом. Если угол в локте прямой (около 90 градусов), то она подходит Вам по росту.
2. Можно просто отнять от роста 50 см, это и будет примерно нужная длина палки. Например, если рост 175 см - 50 см, то Вам подходит палка длиной 125 см.
Отличие женской и мужской экипировки.
Женские лыжи разрабатывают из расчета того, что женщины легче и менее агрессивны по стилю катания. С учетом строения женского тела для более сбалансированной стойки крепление при установке немного сдвигают вперед. Приставка L в названии модели зачастую обозначает, что это модели для дам. Женские модели ботинок - это ботинки, в которых учтены особенности женской ноги: пониженная высота задника из-за более широкой и более низкой икры, более высокий подъем, более узкая ступня и пятка, пониженная ось лодыжек. Обычно с улучшенной теплоизоляцией.

Уважаемые Друзья, мне часто задают вопросы по выбору лыж, как начинающие лыжники, так и достаточно продвинутые. Какие лыжи брать для катания по трассам и вне трасс? Как учесть различный тип снежного покрова? Какой длины и ширины должны быть лыжи? Что такое торсионная жесткость и что от нее зависит? Что такое Рокер? Какие типы рокеров существуют и для чего они нужны?

Так как все-таки выбирать горные лыжи? Я надеюсь, что данная статья содержит советы, которые помогут вам принять более обоснованное решение.

Если вам нужна помощь в выборе размера и формы новых лыж - вот некоторые основные аспекты, которые вам нужно понимать для принятия верного решения:

Длина лыж

Как определить правильный размер лыж?

Правда в том, что нет никакой волшебной формулы для определения идеального размера лыж для каждого лыжника. Рост и вес являются исходными параметрами, но нет никаких других показателей. Категория лыж, тип снега, рельеф и персональные предпочтения, - вот и все, что необходимо учитывать. Основное правило подбора лыж в том, что они должны заканчиваться где-то между подбородком и макушкой. Продвинутые и профессиональные лыжники могут выбрать лыжи чуть длиннее их роста.

Таблица размеров лыж

Высота лыжника в футах и дюймах

Высота лыжника в сантиметрах (см)

Предполагаемая длина лыж (см)

Выбрать лыжи по длине (см)

4"4" 132 115-130 130-139
4"6" 137 125-140
4"8" 142 130-145 140-149
4"10" 147 135-150
5" 152 135-155 150-159
5"2" 158 145-165
5"4" 163 150-170 160-169
5"6" 168 155-175
5"8" 173 160-180 170-179
5"10" 178 165-185
6" 183 170-190 180-189
6"2" 188 175-195
6"4" 193 180-200 >190

В предложенном диапазоне есть несколько причин брать более короткие или более длинные лыжи. Более короткие лыжи маневреннее, но они не так устойчивы, как длинные. Карвинговые лыжи с более тонкой талией и меньшим радиусом поворота можно брать более короткие, чем универсальные или фрирайдерские лыжи с большим радиусом поворота и более толстой талией. Лыжами с рокерами проще управлять на поворотах, и прослужат они немного дольше по сравнению с камберными.

Причины выбрать более короткие лыжи на уровне подбородка:

  • Вы новичок или лыжник среднего уровня.
  • Ваш вес меньше среднего при вашем росте.
  • Вам нравится делать короткие резкие повороты, и вы редко катаетесь на лыжах быстро.
  • Вы хотите карвинговые лыжи только с камбером, без рокеров.

Причины выбрать более длинные лыжи на уровне макушки:

  • Вы ездите на лыжах быстро и агрессивно.
  • Ваш вес больше среднего при вашем росте.
  • В основном вы планируете кататься вне трассы.
  • Вы планируете ездить на твинтипах.
  • Вам нужны лыжи с рокерами.

Разные брэнды лыж не всегда измеряют длину одинаково; иногда лыжи одинакового размера одной марки будут немного отличаться по длине от лыж другой марки.

Уровень навыков

Уровень навыков стал несколько менее важным критерием при выборе лыж, поскольку технологии дали новичкам возможность кататься на большем количестве типов лыж. Однако некоторые характеристики до сих пор отличают лыжи для спортсменов разного уровня.

Новичок/Средний уровень

Те, кто только начинает кататься или работает над более гладкими поворотами, попадают в эту категорию. Типичные качества лыж для новичков: мягче на прогиб, более узкие, из композитного материала, с пенным или мягким деревянным сердечником, конструкции кэп. Идея заключается в создании лыж, которыми легко управлять, и которые снисходительны к ошибкам лыжника. Добавление рокера на носу и пятке лыжи делает ее менее «цепляющейся», а также упрощает повороты.

Средний уровень/Продвинутый уровень

Большинство лыжников попадают в эту категорию, вне зависимости от того, любят ли они ездить по «вельвету» или покорять целину. Эти лыжи шире, чем лыжи для новичков, с более жестким сердечником и конструкцией типа «сэндвич». В зависимости от типа, лыжи могут быть как полностью рокернутыми с камбером или обладать комбинацией лишь двух из этих элементов.

Продвинутый уровень/Профессионал

Вне зависимости от рельефа продвинутые и профессиональные лыжи предназначены для более агрессивных и опытных лыжников. В них зачастую присутствуют слои титанала, карбона, бамбука и других материалов, призванных улучшить показатели и скорость в сложных условиях. У профессиональных лыж повышена как продольная, так и торсионная жесткость, и они могут быть сложны в управлении на низкой скорости. Для этого уровня Вы найдете карвинговые, парковые, универсальные и паудерные лыжи с различными конфигурациями рокера.

Если вы затрудняетесь определить свой уровень катания, предлагаю воспользоваться Определителем уровня катания на моем сайте www.toalpes.ru.

Характеристики лыж и ощущения при катании

Есть много факторов, влияющих на характеристики лыж и ощущения при катании. Эти три характеристики играют важную роль в определении пригодности лыж конкретному лыжнику и типу катания: ширина, радиус поворота и тип рокера.

Ширина талии лыжи

Это измерение лыжи в середине (талии), обычно это самое узкое место лыжи. Более узкие лыжи легче входят в поворот, в то время как более широкие лыжи обеспечивают лучшее сцепление на целине и неоднородном снеге.

Обычно встречается измерение с тремя характеристиками для носа/талии/пятки, как 115/90/107мм. В этом примере 115 мм обозначает ширину носа, 90 мм - ширину талии и 107 мм - ширину пятки.

Обычно лыжи делятся по ширине талии:

  • 60-79 мм
  • 80-89 мм
  • 90-99 мм
  • 100-120 мм
  • > 120 мм
Радиус поворота

Радиус поворота - это форма лыжи, определяемая шириной носа, талии и пятки, обычно обозначается в метрах. Чем уже талия по отношению к носу и пятке, тем меньше радиус поворота и глубже боковой вырез. Лыжи с глубоким боковым вырезом (малым радиусом поворота) легче входят в поворот, в то время как лыжи с едва заметным боковым вырезом (большим радиусом поворота) поворачиваются медленнее и более маневренны на больших скоростях. Некоторые современные лыжи сочетают два или больше радиусов на одном канте.

Радиус поворота Тип поворота Тип катания
< 16 м короткий карвинг
17-22 м средний универсальный, парк & пайп
> 22 м долгий целина, большие горы
Тип рокера

Несмотря на то, что камбер изобрели гораздо раньше рокера, для простоты мы классифицируем его как тип рокера. Рокер также называют обратным камбером, поэтому воспринимайте камбер, как обратный рокер.

Это традиционная форма лыж и сноубордов. Камбер - это небольшой изгиб вверх в середине лыжи или доски, с точками касания - там, где ненагруженная лыжа или доска задевает снег - ближе к концам. Камбер требует более точного вхождения в поворот с большим усилием на трассе или жестком снеге. Вес лыжника оказывает равномерное давление на кант от носка до пятки, что приводит к лучшему управлению кантом. Гонщики и лыжники высокого уровня часто предпочитают лыжи с камбером.

Рокер (также называют обратный прогиб) это и есть камбер наоборот. Все лыжи и сноуборды на канте и под нагрузкой в повороте получают обратный прогиб. Лыжи и доски с камбером оказывают больше давления на носок и пятку, поскольку их нужно согнуть сильнее для достижения этого прогиба. Термин «рокер» взят из водного спорта, где он используется повсеместно. Лыжи и доски с рокером обеспечивают непревзойденное всплытие на мягком снегу и упрощают повороты, снижая возможность «зацепиться» кантом. Поскольку лыжи в целом становятся шире, рокер помогает сохранять новые формы маневренными для широкого диапазона лыжников. Широкие лыжи и доски создаются в основном для катания по целине и зачастую идут с рокером.

Рокер/Камбер

Форма лыжи с рокером и камбером сочетает традиционную форму с камбером и с удлиненным более ранним изгибом, позаимствованным у рокернутых лыж. В этой форме передняя точка касания удалена от носка, в то время как задняя точка касания остается близкой к пятке. Рокернутый носок обеспечивает лучшее сцепление с глубоким снегом и облегчает катание по жесткому снегу, в то время как задняя часть с камбером сохраняет и распределяет энергию аналогично лыжам с камбером, позволяет лучше управлять кантом, когда вес находится на пятках. Все больше и больше универсальных лыж и лыж для больших гор создаются с такой геометрией. Из-за своей ассиметричной формы, эти лыжи не так хороши на поворотах, как другие, но если вы ищете универсальные лыжи с хорошей плавучестью на пушистом снегу, при этом чтобы на жестком снеге на них тоже можно было кататься. Лыжи с рокером и камбером - лучший выбор.

Рокер/Камбер/Рокер

Лыжи конструкции Рокер/Камбер/Рокер сочетают маневренность и плавучесть рокернутых лыж и управляемость кантом от лыж с камбером. Точки касания у этой формы ближе к середине лыжи, чем у лыж с камбером, но не под ступней. Изогнутая середина обеспечивает улучшенную управляемость на жесткой поверхности, повысив управляемость кантом и устойчивость, в то время как носок и пятка с рокером гарантируют плавучесть на глубоком снегу и позволяют лыжам легче выполнять повороты. Эта форма лыж обеспечивает маневренность для парков, плавучесть для катания по целине, прощение ошибок новичкам и универсальность для тех, у кого есть только одна пара лыж. Многие производители лыж предлагают различные типы конструкции Рокер/Камбер/Рокер, сочетая различные параметры рокеров и камбера с разной шириной лыжи и бокового выреза.

Примеры лыж Рокер/Камбер/Рокер: 2013/2014, 2013/2014.

Рокер/Плоская поверхность/Рокер

Конструкция Рокер/Плоская поверхность/Рокер является еще одной вариацией на тему рокеров, стремящейся немного увеличить управляемость кантом на жестком снеге по сравнению с полностью рокернутыми лыжами, при этом сохранив легкость поворотов и плавучесть. В результате получается нечто среднее между полностью рокернутыми лыжами и лыжами конструкции рокер/камбер/рокер.

Примеры лыж Рокер/Плоская поверхность/Рокер: 2013/2014, 2013/2014.

Другие комбинации лыжных профилей включают Плоскую поверхность/Камбер/Плоскую поверхность. Мы постарались продемонстрировать различия в этих комбинациях, но имейте ввиду, что компании могут сочетать эти элементы по-разному, порой придумывая креативные названия вроде "Mustache," "reCurve" и "Jib Rocker" для их продажи.

Так что же лучше? Ответ: ни одна форма не лучше другой, и все зависит лишь от Ваших предпочтений. Обычно, камбер обеспечивает лучшую управляемость кантом и стабильность на жестком снеге и на высокой скорости, в то время как рокер более плавуч на целине и прощает больше ошибок при катании. Некоторые рокеры прекрасно подойдут новичкам, поскольку упрощают вхождение в поворот. Продвинутые лыжники, которым нравится ощущение свободы, также могут насладиться катанием на лыжах с рокерами. Читайте наше Руководство по рокерам для получения более подробной информации о рокерах и их преимуществах.

Любимый рельеф

Можно заметить, что границы между разными типами лыж все больше размываются, поэтому многие лыжи попадают под несколько категорий.

Универсальные

Как ясно из названия, такие лыжи годятся для всех типов гор. Они разработаны для того, чтобы справится со всем, что встретится на Вашем пути, включая целину, лед, «вельвет», крутые склоны, сильный снегопад и прочее, но они не будут идеальными ни для одного рельефа или типа снега. Если Вы хотите выбрать только одну пару лыж для всего, то это то, что Вам нужно. Универсальные лыжи бывают разных форм и ширины для соответствия конкретным требованиям разных лыжников. Универсальные лыжи обычно обладают так называемой средне-толстой талией от 80 до 110 мм. Важно понять, где Вы будете проводить большую часть времени на склоне, и какой рельеф Вам больше нравится. Помните, что это не то, где Вы катаетесь сейчас, а где бы Вы хотели кататься: поверьте, современные лыжи помогут Вам сделать невероятный скачок в своих навыках.

Паудерные

Это лыжи для глубокого снега. Если Вы желаете найти нетронутые уголки снега на местном курорте, придется отправиться в отдаленные районы, паудерные лыжи это то, что поможет Вам остаться «на плаву». В этой категории широкие лыжи (с талией 115 мм и шире), большинство из которых с рокером и относительно мягкие на прогиб. У некоторых из них уникальная форма бокового выреза, например обратный боковой вырез; носок и пятка не всегда являются самыми широкими частями лыжи. Многие паудерные лыжи сейчас универсальны настолько, что могут справиться и в смешанных условиях и на более жестком снеге.

Для больших гор

Эти лыжи созданы для штурма огромных гор на больших скоростях. Такие лыжи различаются по ширине от широких, ориентированных на целину, для катания по хребтам Аляски до более узких лыж для смешанных условий, чтобы покорять пики местных гор. Лыжи в этой категории более жесткие и тяжелые зачастую с большим рокером на носке и меньшим на пятке.

Примеры лыж Для больших гор: 110 2013/2014, Atomic Automatic .

Карвинговые

Для тех, кто любит классическое ощущение наклона лыжи на кант и выполнения прекрасного поворота, карвинговые лыжи - лучших выбор. У этих лыж более узкая талия и короткий радиус поворота для лучшего выполнения поворотов на «вельвете» и жестком снеге. Лыжи для новичков и лыжников среднего уровня в этой категории разработаны, чтобы научиться поворотам было также просто, как заказать пиццу.

Парк/пайп

Лыжи для парка и пайпа часто называют лыжами для фристайла. Они для тех, кто проводит большую часть времени в лыжном парке. Если прыжки, перила и джиббинг, это то, что Вам нравится, то Вам нужны лыжи из этой категории. Хотя традиционно лыжи для парка и пайпа имеют узкую талию и профиль с камбером, в эту категорию также входят лыжи с рокерами и разными формами. Это почти всегда твин-типы более толстыми и прочными кантами, плотными прессованными основами и баттер-зонами.

Ски-альпинизм (Ски-туринг)

Также известные как бэккантри лыжи, лыжи для ски-альпинизама разработаны для подъема вверх и спуска вниз. Эти лыжи обычно легкие для своей ширины и обладают особенностями для подъема в гору. Они различаются по ширине и весу, более широкие и тяжелые обычно используются для зимнего катания по целине, а узкие и легкие для весеннего, летнего и катания на большие расстояния.

Женские лыжи

Лыжи, разработанные специально для женщин, обычно легче, мягче и короче. Центр тяжести у женщин расположен ниже, а вес меньше, чем у мужчин аналогичного роста, следовательно, они оказывают меньше давления и силы на свои лыжи. Женские лыжи требуют меньше силы для вхождения в поворот; это дополняется более тонким и мягким сердечником и меньшим количеством слоев в конструкции. Кроме того, чтобы специализировать лыжи для женщин, крепления располагаются примерно на сантиметр ближе к носкам. В настоящее время для женщин существует огромных выбор лыж и рисунки на них реже изображают грузовики, черепа и кровь, чем на мужских моделях. Конечно, нет никаких причин женщинам не кататься на мужских моделях и наоборот.

Системные

Системные лыжи обычно идут вместе с креплениями в комплекте. Они требуют креплений определенного типа. Системные крепления обычно не установлены на лыжах, и вам понадобится специалист для настройки креплений под ваши ботинки.

Дорогие Друзья! Я надеюсь, что теперь у вас есть больше информации для принятия более обоснованных и взвешенных решений при выборе горных лыж.

Алексей Сидельников

По материалам сайта www.toalpes.ru.

Старт трассы расположен в красивейшем кулуаре на высоте 2530 м.

Хороший пример такой иерархии — австрийский Циллерталь . Это большая долина, по которой разбросаны объединенные общим ски-пассом пять отдельных регионов катания. Перемещение между ними — на лыжном автобусе, при этом суммарная длина трасс — порядка 500 км. И когда у нас туроператоры предлагают этот регион, то чаще всего речь идет о Майрхофене — городке, относящемся к зоне катания Циллерталь 3000 . Хотя на самом деле выбор населенных пунктов только в этой зоне существенно шире: можно жить также в Хиппахе, Финкеберге, Вордерланерсбахе, Ланерсбахе. Да, эти городки гораздо меньше и вариантов для вечернего досуга в них немного, но зона катания у них общая, а добираться до нее, например, из Финкенберга удобнее: отсутствуют майрхофенские очереди на подъемник, а при хорошем снеге можно спуститься на лыжах прямо в город.

Определитесь с целями

Всегда стоит исходить из целей. Спросите себя: «Что я хочу получить от этой поездки?». Даже если вы никогда не стояли на лыжах, не были в горах и не видели снега — все равно у вас будут какие-то ожидания. Например, вы едете первый раз, и решили, что для вас важно в порядке приоритета:

  • Научиться кататься;
  • Потусоваться, потанцевать вечером после катания;
  • Чтобы трассы проходили через поросшие елями склоны, а сам курорт был застроен милыми домиками в альпийском стиле — чтобы как в новогодней сказке.

Исходя из этих «хотелок» и складывается набор параметров, по которым выбирается курорт. Что за параметры? Читайте дальше.

Высота зоны катания и наличие снега

В долине на высоте 650 метров в январе может зеленеть трава, а в зоне катания на 2000 метров — море снега.

Резюмируя вышесказанное, можно порекомендовать следующее: если вы выбираете курорт не за неделю до отъезда, а заранее, то, учитывая температурные тенденции последних лет, желательно, чтобы основная часть трасс располагалась в диапазоне высот от 1500-1700 до 2500-3000 метров. Тогда вы с высокой вероятностью покатаетесь по хорошему снегу. Оптимальная высота для проживания при этом — 1500-2000 метров, тогда город будет гарантированно заснежен и вы ощутите настоящее дыхание зимы.

Территория катания

Как измеряется километраж трасс на курортах

Небольшая ремарка для въедливых горнолыжников, желающих точно знать, сколько же километров трасс на том или ином курорте. На практике существует два метода подсчета. Один — более честный, но дающий меньший километраж: когда измеряющий едет по трассе по прямой (траектория b на рисунке). Второй метод дает существенно большие показатели, так как измерение идет по траектории среднестатистически катающегося лыжника (траектория a ), когда вдоль прямой линии описываются дуги, которые можно нареза́ть разной длины. Это дает хорошие перспективы для маркетологов курортов, чтобы вывесить на сайте максимально привлекательный километраж. Так, измерение трасс в Ишгле по первому методу дает 172 километра, по второму — 238 километров, разница примерно в полтора раза. Понятно, что на официальном сайте и во всех справочниках сообщается бо́льшая цифра. Долгие годы все так и считали, но последнее время наметился перелом: австрийцы выступили с инициативой считать по-честному, чтобы можно было реально сравнить курорты между собой по этому показателю. Например, в прошлом году Циллерталь официально уменьшил внушительные шестьсот километров трасс до чуть менее пятисот, некоторые курорты последовали за ним. Но пока еще далеко не все даже в Австрии перешли эту систему, хотя некоторые в глубинах своих сайтов сообщают данные по обеим методикам подсчета, например, тот же Ишгль .

Расположение отеля относительно трасс и подъемников

Идеальный вариант — когда отель находится прямо на трассе или в шаговой доступности (до 300-400 метров) от подъемника. Настоятельно рекомендую выбирать именно такие отели, хотя они, как правило, стоят дороже при прочих равных. Иначе придется долго топать в ботинках с лыжами наперевес либо привязываться к расписанию автобусов — это неудобно и раздражает.

Впрочем, всегда есть хороший запасной вариант: если вы арендуете оборудование в пункте проката и он расположен рядом с подъемником (а именно так, как правило, и бывает), то лыжи и ботинки можно оставлять там на ночь бесплатно. Тогда можно жить достаточно далеко от подъемника: с утра приходите в обычных ботинках, переодеваетесь в горнолыжные, берете лыжи и на гору. Вечером после катания все снаряжение оставляете впункте проката, переодеваетесь в свои ботинки и идете домой. Если вы не пользуетесь услугами проката, то обычно можно оставлять свое снаряжение за небольшую плату.

Так или иначе, удовольствие кататься «от дверей» (ski-in/ski-out) ни с чем не сравнится, за него стоит доплатить. Думаю, все, кто испробовал оба варианта, подтвердят эти слова.

Дополнительную помощь при поиске и подборе отеля окажет сервис отображения на карте google подъемников из города в зону катания. Он будет полезен как туристам, так и турагентам, так как довольно часто бывает, что описания на сайтах туроператоров, систем бронированиия или отелей дают неверное расстояние от жилья до подъемника, а ведь лишние 200 метров пешком с лыжами и в ботинках — это уже серьезная нагрузка.

Релакс, рестораны, развлечения (apres-ski)

Немаловажный аспект, ведь отдыхать едем на полную катушку. Как и в других вопросах, здесь достаточно своих нюансов.

Сначала о релаксе. Ведь после физических упражнений на свежем воздухе хочется хорошенько расслабиться. Поэтому очень рекомендую выбирать отель с сауной. Что может быть лучше, чем, вернувшись с мороза после долгого катания, отправиться греться и релаксировать?!

После сауны самое время отправиться на ужин. Если вы взяли путевку по схеме завтрак-ужин (HB), то ужинать вы будете в своем отеле. Если только на завтраках (BB), то для ужина выбирайте любые рестораны: как отдельно стоящие, так и при отелях. Иногда, правда, бывает, что в ресторане отеля могут кушать только постояльцы, но это всегда можно уточнить на месте. Удобное обстоятельство: меню ресторанов обычно выставлено перед входом и всегда можно ознакомиться с ним, не заходя внутрь. Учитывайте, что на многих курортах хорошие заведения пользуются большой популярностью, особенно в высокий сезон, и, чтобы быть уверенным в наличии мест, лучше забронировать столик на ужин заранее.

Рекомендую посещать места, в которых ярко проявлен национальный колорит. В этом смысле очень привлекателен Тироль с его особенной обстановкой, официантами в национальных нарядах, народной музыкой в живом исполнении, которая почему-то начинает очень нравиться и пробуждать пламенное желание танцевать после стаканчика-другого местных горячительных напитков. Еда в таких заведениях простая, но очень вкусная и сытная. Порции огромные, зачастую хватает на двоих.

Пару слов о завтраках. Есть две новости: хорошая и плохая. Плохая: завтраки обычно однообразны, всегда одно и то же: яйца, колбаса, сыр, мюсли, йогурт, кофе, булочки. Хорошая: как правило, все это очень вкусно, и даже мужчине продержаться на такой еде неделю-другую совершенно нетрудно.

С обедами проблем нет. На склонах расположено множество горных ресторанов, в которых всегда можно сытно покушать, выпить кружечку ароматного глинтвейна, отдохнуть, размеренно любуясь окружающими красотами, погреться и позагорать на солнышке, расположившись в лежаке, или укрыться в домике в случае непогоды.

Из развлечений курорты предлагают, как правило, посещение бассейн или аквапарка, катка, поиграть в большой теннис или полазить на скаладроме, в некоторых местах есть spa и термальные центры . Вечером стандартная программа — бары, рестораны, дискотеки. Выбор клубов и дискотек обычно не очень большой, но любители потусоваться найдут себе места для плясок и приключений. Также в отелях на ресепшене вы можете ознакомиться с культурной и развлекательной программой в городе. Местные жители стремятся разнообразить досуг гостей и проводят различные мероприятия: показательные выступления горнолыжных инструкторов, фейрверки, музыкальные фестивали, организуют хоккейные матчи и тому подобное.

На сколько ехать и в каком режиме кататься?

Турагентства практически не предлагают десятидневных горнолыжных туров (на мой взгляд это оптимальный срок поездки). Только понедельно. Если вы едете первый раз и не обладаете хорошей физической подготовкой, недели будет достаточно. Обязательно надо учитывать, что катание на горных лыжах — это не только огромное удовольствие, но и достаточно серьезные нагрузки. Первые два-три дня будет болеть все тело, вы будете еле доползать до кровати. Обычно самый тяжелый и переломный день (предполагается, что вы катаетесь каждый день) — третий. Тут и акклиматизация, и привыкание к нагрузкам. Если чувствуете, что вам тяжеловато — сделайте перерыв, отдохните.

Также учитывайте, что вряд ли получится откататься в удовольствие весь отведенный срок отдыха. Как правило, минимум один день бывает с сильным туманом и снегопадом — кататься в таких условиях сложно и некомфортно, удовольствия никакого, поэтому лучше взять перерыв: погулять по городу, приобрести сувениры или съездить на экскурсию.

Следует настроить себя морально еще вот в каком аспекте. При просмотре фотографий в проспектах, на сайтах курортов или даже в этой статье вы увидите залитые солнцем белоснежные склоны, насыщенно-голубое небо. И естественно будете ожидать, что именно так оно и будет в течение отдыха. Лучше быть готовым заранее, что может быть несколько дней придется кататься в условиях облачности, тумана и снегопада. Такое катание не особо комфортно и доставляет определенные сложности. После снегопада катальщики быстро нарывают на склонах большие бугры, скакать по которым начинающим особенно трудно. Поэтому рекомендация: если сегодня на курорте сильный снегопад, можно смело записаться на завтра на экскурсию, все равно часам к двенадцати на трассах будет полно бугров, а после обеда спуски вообще покроются сплошными «барханами». Для новичков езда по ним — своеобразный экстрим и приключение. Но, честно говоря, такое катание очень выматывает и приносит мало удовольствия.

Когда лучше всего ехать кататься?

Отличное время — период в районе с 10 до 25 января. В это время самые низкие цены на туры, проживание и скипассы (не считая самого начала и конца сезона, когда могут быть проблемы со снегом) и относительно небольшое количество отдыхающих. Наши каникулы уже закончились, а европейские февральские еще не начались.

Ехать в марте, особенно во второй половине, я не рекомендую. Вы, конечно, покатаетесь, но уже не почувствуете зимы в полной мере: солнце будет серьезно припекать, снег будет мокрый и тяжелый, а в самих поселках в долине уже может зеленеть трава и даже расцветать цветы. Хотя и здесь все зависит от высоты: чем высокогорнее курорт, тем дольше длится сезон.

Ехать на Новый Год — дорого. Цены взлетают до полутора раз , причем вздувают их именно наши туроператоры. Если посмотреть на официальных сайтах отелей, то у них цены остаются на прежнем уровне. Поэтому тем, кто ограничен в средствах, имеет смысл подумать о самостоятельной организации новогодней поездки.

Посещаем курорты «по нарастающей»

Если вы совсем новичок в части навыков катания и планируете долгую «горнолыжную» карьеру, хорошим вариантом будет начать с небольших курортов , с общей длиной трасс порядка 50-100 км. Они по-своему привлекательны, зачастую не уступают старшим братьям ни в чем, кроме километража трасс, зато дешевле как минимум по стоимости скипасса. Улучшая с каждым новым визитом свою технику катания и наращивая километраж трасс курорта, вы последовательно пройдетесь своими впечатлениями по всему альпийскому горнолыжному спектру, не потеряв, а наоборот, расширив багаж впечатлений. И избежите стандартной проблемы тех, кто, начав посещения с самых больших курортов, потом воротит нос от курортов меньших. И действительно — им там уже неинтересно, так как 50-100 км трасс для катальщика среднего уровня — максимум на 2-3 дня, дальше уже скучно. В то время как тех же 50 километров на неделю может быть за глаза для «чайника».

Обучение в горнолыжной школе

Обучаться в горнолыжной школе стоит однозначно. Даже если в вашей компании едет матерый горнолыжник, пламенно обещающий научить вас кататься, лучше все-таки доверить себя профессионалам. К тому же «персональному инструктору» может быстро наскучить копошиться с вами в горнолыжном лягушатнике и он все чаще будет поглядывать на манящие крутые склоны, раздражаясь от ваших неумелых попыток съехать вниз.

Помните: хороший спортсмен — далеко не всегда хороший тренер. Профессиональные инструкторы имеют огромный опыт работы с новичками, порой эти люди всю жизнь прожили на горнолыжном курорте и «ставить на лыжи» — их профессия, которую они делают очень хорошо. Прислушивайтесь к тому, что они говорят, повторяйте все упражнения, не отчаивайтесь в случае неудач и на третий-четвертый день вы уже будете гордо съезжать по склону, радуясь тому, что наконец-то перестали падать и хоть как-то управляете лыжами.

В любой горнолыжной школе обязательно есть инструкторы, говорящие по-английски. Русскоговорящего инструктора можно встретить очень редко, стоит он, как правило, дороже, да и, поверьте, большой надобности в этом нет: большую часть информации инструктор передаст жестами и на собственном примере: «look at me», «follow me», «up and down» — этих нескольких магических фраз для обучения будет вполне достаточно. Заодно и английский немного подтянете, особенно если будете не бояться активно общаться в процессе. Занятия проходят в небольших группах, обычно до 8-10 человек. Брать персонального инструктора дорого, не так уж и эффективнее, да и заниматься в группе всегда веселее.

Немаловажный плюс: при покупке абонемента на обучение в школе вы получаете существенные скидки на прокат оборудования. Также стоит учитывать, что если один-два дня обучения стоят относительно дорого, то чем больше дней вы берете, тем медленней растет цена. Разница по стоимости между пятью и шестью днями будет уже не столь значительна, как между двумя и тремя.

Выбор звездности отеля

Отдельно скажу о вопросе, на котором многие по первости сильно заморачиваются — какой отель выбрать: 4 звезды, 3 звезды, пенсион или что-то еще?

Если же курорт «давний» и находится на месте исторического поселения (деревни или города, таких много, например, в Австрии), то, по большому счету, звездность отеля не так важна. Там даже в частных домах (pension), не имеющих звездной категории, очень достойный уровень обстановки и сервиса, а на завтрак кормят везде примерно одинаково. В общем, если в средствах вы ограничены — смело выбирайте пенсион или простые апартаменты. Если же вопрос экономии не стоит — берите самое дорогое, что можете позволить: отдыхать в отелях класса 4 и 5 звезд, конечно, очень приятно. Три звезды — вполне разумный компромисс между качеством и ценой. К тому же в отелях от трех звезд и выше обычно есть сауна и бассейн.

Выбор и приобретение тура

Когда выбирать курорт и покупать тур?

В идеале курорт надо начинать выбирать за полгода до поездки. Проведите предварительный отбор, очертите круг мест, которые вам интересны. Двух-трех будет вполне достаточно (для анализа рекомендую запастись схемами катания и картами городов с расположением отелей и подъемников, их можно найти на официальных сайтах или воспользоваться картами Google).

Дальше пригодится архив снимков с вебкамер, такой сейчас есть на многих курортах. Например, у швейцарского Гриндельвальда , хранится архив за последние несколько лет, что позволяет быстро просмотреть и оценить преобладающую погоду в тот или иной период, время начала и окончания сезона, даты, когда стабильно лежит снег и тому подобное — очень удобно.

И, конечно, незаменимый источник информации — отзывы туристов. У многих курортов, представленных в нашем каталоге, есть страница с отзывами, также даны ссылки на отзывы на сайте ski.ru , где хранится большая база сообщений туристов.

Итак, на что надо обращать основное внимание:

  • Наличие снега. Если с ним проблемы — это повод насторожиться. Лучше не останавливать свой выбор на таких курортах. Очень важно ехать в место с гарантированным снегом, особенно в первый раз, иначе впечатление может быть испорчено раз и навсегда.
  • Количество людей на трассах. Если на магистральных трассах, на которых обычно и установлены веб-камеры, плотность потока спускающихся лыжников сравнительно невысокая и располагает к комфортному катанию, обратите внимание на этот курорт.
  • Погода. То, что в прошлом году светило солнце, конечно, не значит, что оно будет светить и в следующем в это же время. Но тем не менее это определенный ориентир.

Тур лучше всего приобретать летом или в начале осени предстоящего зимнего сезона. В это время наибольший выбор отелей и есть возможность получить лучшую цену. Если вы едете своим ходом, то летом можно купить самые дешевые билеты на самолет.

Едем через турагентство или своим ходом?

К сожалению, существенно сэкономить, если вы решили ехать своим ходом не получится (кроме вышеупомянутого новогоднего периода). Полет чартером и организация трансфера по большому счету компенсируют туроператорскую накрутку и конечная разница в цене может составлять порядка 10-15% на человека, а мороки существенно больше: бронировать отель, покупать билеты, организовывать трансфер — все это отнимает время, а порой и нервы. Выбирать вам.

Важное замечание про трансфер: в составе пакетного тура он обычно автобусный, с одним переездом. А если добираться от аэропорта до отеля самостоятельно на общественном транспорте (такси стоит дорого), дорога может получиться очень долгой по времени, с возможными пересадками. Все-таки большинство альпийских курортов находятся на довольно большом расстоянии от аэропортов. Альтернативой могут стать фирмы, специализирующиеся на трансферах в горнолыжные регионы. Поищите такие на Google, поизучайте цены, вполне возможно, удастся найти подходящий вариант. Например, посмотрите цены на Alps2Alps .

Что делать, если выбрать курорт все-таки сложно?

Самый простой совет — не парьтесь! Доверьтесь своей интуиции: купите путевку просто куда-нибудь, на первый расположивший к себе курорт и расслабьтесь. Альпы — это старейший горнолыжный регион в мире, лучшая инфраструктура именно здесь. Поэтому, где бы в этих местах вы ни катались, обязательно полу́чите огромное удовольствие, причем совершенно несравнимое с подмосковными, да и вообще российскими, горнолыжными курортами. Ведь это — Альпы!


P.S. Воспользуйтесь формой поиска курортов , чтобы подобрать подходящий вам в зависимости от параметров (размер зоны катания, высота, связанность трасс и тому подобное) или

Профессиональным лыжникам и любителям зимнего вида спорта для комфортного катания на лыжах и сноубордах нужна специализированное обмундирование — горнолыжная одежда. Опытные спортсмены знают, что результативность спусков со склонов зависит от мастерства, комфорта и качества снаряжения, в том числе и формы одежды биатлонистов.

Горнолыжники рекомендуют при выборе амуниции делать выбор в пользу известных производителей, занимающихся изготовлением спорт-снаряжений. Фирмы такого уровня регулярно усовершенствуют изготавливаемые изделия. Технологическая возможность спортивного снаряжения профильных производителей качественнее с широкими возможностями, в отличие от неспециализированных компаний.

  1. Спортивная куртка за 12000 рублей не имеет нужной защиты от воды и ветра (пропитка выдерживает 2000 мл влаги), значит, катание на лыжах возможно не дольше 1,5 часов. К такому экономичному комплекту входят простые горнолыжные брюки с 2 карманами и минимальной функциональностью. Качественная одежда стоит дороже 10000 рублей. Если отдых на горнолыжных курортах постоянный или профессиональный, то нужно купить хороший комплект одежды.
  2. Защитная форма со стоимостью свыше 12000 рублей отвечает функциональным требованиям горнолыжников. Качественный сноубордический костюм выдерживает горную погоду на протяжении всего дня: не намокает, греет, отводит воду при катании. Зачастую новички горнолыжного спорта выбирают снаряжение по внешним данным и расцветке, однако, это неправильно — акцент делается с учетом профессиональных требований:

  • премиум одежда для горных лыж должна быть легкой, компактной;
  • без сковывания движений и ощущения тесноты;
  • спортивный комплект остается сухим и теплым в любую погоду.

Трехслойная защита экипировки

Трехслойность экипировки — это закономерные условия опытных профессиональных спортсменов. Обозначение трех слоев обмундирования:

  • термобельевой слой (мягкий);
  • флисовая одежда из толстовки, проводящей влагу к мембране с дальнейшим выводом;
  • комбинезон или костюм горнолыжника.
Важно: хлопковый комплект поддевать под термобелье или курточку нельзя, так как он напитывается влагой и холодит.

Любая куртка должна быть с воротником (защищенная шея), капюшоном, регулируемым по размерам головы. Качественное обмундирование с проклееными швами, снегозащитной юбкой, мембранной тканью. Проклеяный шов не пропускает воду. Курточка для лыжников:

  • усиление специальными тканями на плечах;
  • подмышечная вентиляция;
  • двойной клапан на молниях с большими брелками;
  • регулируемые манжеты;
  • отражатели (для быстрого поиска спасателями при завалах и снежных лавинах);
  • много карманов с герметичными молниями.

Определение мембраны, ее функции

Основной критерий качественных изделий, это мембрана, отвечающая за отвод влаги, защищающая от дождей, снега и сырости с ветрозащитой. Мембранную одежду подразделяют по эффективности функций. Качественная мембрана отражается на цене изделия (дороже).

Функциональность подкладочных слоев горнолыжной одежды

Горнолыжная одежда женская, мужская и детская (жилет, куртка, брюки, комбинезон или пуховик) производится с подкладочным слоем или без него. Профессиональные горнолыжники выбирают экипировку без внутренней подкладки. Биатлонисты регулируют тепло сами несколькими слоями обмундирования, но такое решение актуально только активным спортсменам (находящиеся в постоянном движении).

Неторопливая гонка или обучение лыжным азам должны происходить в одежде с подкладочным слоем (теплее и дешевле).

Вентиляция

Вентиляция — это размещенные молнии по бокам курток и брюк.

Цифровое значение на горнолыжном обмундировании

Одежда для лыжного вида спорта продается с нанесенными цифровыми значениями неизвестными для новичка. Номер указывает на способность пропускания влаги (характеристика противостояния дождю, снегу, туману, пару). Нормальная оценка от 7000 для спортсменов, от 5000 любителям. Надпись выглядит так: 7.000мм/7.000г.

  • 10000 — дождь, ливень;
  • 7000 — нахождение под снегом и коротким дождем в течение дня;
  • от 4000 до 7000 — затяжные дожди, 7 часов в горной местности;
  • от 2000 до 4000 — 3 часа под мокрым снегом или дождем;
  • от 1000 до 2000 — влажность, туман;
  • менее 1000.

Снегозащитная юбка

Без снегозащитной юбки на горных трассах находиться нельзя. Деталь нужна для защиты от ветров, проникновения снега при падении катаниях к телу. Элитный костюм состоит из отстегивающей юбки-шорты, на некоторых моделях ветрозащитная деталь крепится к брюкам, и курточке.

В сети магазинов Спортмастер и Декатлон продаются любительски, полупрофессиональные и профессиональные изделия спортивного снаряжения.

Каким фирмам и производителям можно доверять?

Обзор топовых компаний-производителей спортивного снаряжения для биатлонистов:

Besson — итальянская профессиональная одежда для лыжников.

Lunta — финский бренд практичного, мягкого, качественного обмундирования для горнолыжного спорта (сноуборд, биатлон).

Poivre Blanc — французский производитель мужской, женской, детской экипировки для горнолыжного досуга. Изделия с водоотталкивающими и дышащими свойствами.

Eider — французский производитель обмундирования для лыжников и любителей горных походов (техничная и удобная экипировка). Мембранный подогрев (формирование теплобаланса).

Mountain forse — мембранная пропитка, подкладка, синтепоновый утеплитель. В экипировке много карманов, защитная юбка, пристегивающийся капюшон, регулировка манжетов, на подмышках вентиляция.

Fusalp — обмундирование французского производства. Эксклюзивная экипировка для лыжных экстрималов. Список снаряжения регулярно пополняется новыми разработками.

Halti — высокотехнологичное снаряжение для скалолазов, сноубордистов, велосипедистов, других спортсменов. Экипировка выдерживает любые непогоды без потери функционального назначения.

Iguana — молодежный бренд премиум класс, производится в Германии.

Karbon — качественная экипировка экстримальных спортсменов.

Killi — немецкое качество, соответствующее требованиям спортсменов.

Kjus — норвежский бренд спортивного снаряжения.

Nevica — британская компания. Невик производит лыжное обмундирование, обувь, спортивную одежду высокого качества.

Noname — одежда для беговых прогулочных лыж, спортивная экипировка, безрукавки, комбинезоны и другое. Изделия отвечают требованиям профессиональных спортсменов.

Guicsilver — вьетнамское качество.

SHELL Soft — тактическая экипировка.

SUN Vally — австрийская компания.

Vist — румынская экипировка.

Vitzhen — инвентарь для лыжных гонок.

Vuarnet — французское снаряжение.

Zeiner — итальянская фирма.

Zerorh — высокофункциональная одежда с термоизоляцией.

Schoffel — австрийский бренд горнолыжного обмундирования.

Любителям и профессионалам горнолыжного спорта также нравится одежда компаний Крафт и Соломон.

Что купить в лыжный поход кроме куртки?

Для езды на лыжах следует одевать не только специальную куртку, но и брюки (лучше комплектом). В продаже встречаются зауженная, высокая, прямая экипировка. Профессиональные спортсмены рекомендуют новичкам надевать брюки с высокой талией на лямках.

Правильно выбирать изделия с мембраной и гетрами, защищающими от снега. На брюках должны быть подтяжки с крючками для крепежа к ботинкам. Начинать подбор брюк необходимо с примерки. Изделие должно соответствовать росту, не стеснять движения.

Для зимнего отдыха нужна специальная обувь. Ботинки покупаются по размеру с примеркой по отношению к горнолыжной стойке (согнувшись в коленках). Качественная обувь плотно сидит, без сковывания пальцев. Новичкам также требуется купить шлем, шапку, перчатки, лыжные очки, чехол для спортивного обмундирования.

Востребованные костюмы для катаний на лыжах (мужской, женский)

Так как рынок спортивного обмундирования велик, выбирать сложно. Нужно просто примерять понравившуюся модель, соответствующую критериям стиля и требованиям лыжника.

Экипировка для мужчин Chambers (куртка+брюки), бренд Spyder. Водонепроницаемость с паронипроницаемостью по 20000 мм (водяной столб). Цена от 18500 рублей.

Куртка для женщин Schoeffel, водонепроницаемость 10000, цена от 16000 рублей.

Советы во избежание ошибок при покупке спортивного обмундирования для горных прогулок

Горнолыжная экипировка — это важная атрибутика для любителей и профессионалов активного зимнего отдыха. Подбор одежды осуществляется с учетом важных критерий и индивидуальной особенности анатомического строения. Например, если у лыжника обильное потоотделение при нагрузках, то подкладки на одежде не должно быть.

Если штаны на бретельках с завышенной талией, то длина куртки значения не имеет, в ином варианте курточка должна быть по копчик (не ниже). У горнолыжных курточек особенная выкройка рукавов (согнутые). Это обусловлено тем, что при спусках и катаниях на лыжных снарядах руки согнуты для удерживания палок. Если рукава будут прямыми, то процесс усложняется.

На защитной одежде не должно быть толстых, неудобных складок — это мешаетманевренности. Удобство экипировки проверяется примеркой в магазине. Для этого куртка надевается на флисовую одежду, потребитель должен помахать руками, покрутиться, поприседать. Случается так, что пошив обмундирования классный, но не по комплекции. Если примерка показала, что при движениях нет помех и сковывания, значит, это то, что нужно. Результативность отдыха в таком снаряжении будет высокой.



Публикации по теме