Каком году основан новый год. История Нового года в России

Новый год - праздник, отмечаемый во всех странах мира. В древности каждый народ использовал его собственную датировку, приуроченную к какому-либо важному событию истории или мифологии. Обычай отмечать новый год существовал уже в третьем тысячелетии до н.э. Отсчет новых лет с 1 января был официально установлен в 46 году до н.э. Юлием Цезарем. Эта дата была посвящена божеству всех начал, входов и выходов - Янусу.

Известно ли вам, что история празднования нового года в нашей стране насчитывает более трехсот лет? Давайте обратимся к истории и сравним, как отмечают новый год в России сегодня с тем, как происходило его празднование несколько сотен лет назад.

Любимый всеми детьми мира праздник был привезен в Россию из Европы Петром Первым. На Руси празднование нового года было испокон веков приурочено к первому осеннему дню. С 1700 года в Москве его стали отмечать 1 января, постепенно традиция распространилась на всю территорию страны. Празднества, как правило, начинались в ночь на 26 декабря по

Новый год в России всегда отмечался бурно, шумно и весело. Центральные улицы городов и дома украшались ветками можжевельника, сосны и ели. В молельнях и храмах страны проводились праздничные богослужения. Традиционный новогодний набор - дед Мороз, оливье и шампанское, появился несколько позднее. А вот фейерверки и праздничные петарды - любимые забавы Петра Первого, стали привычным явлением для москвичей уже в начале 18 века. Великолепные зрелища с огромным количеством разноцветных взрывающихся в небе звезд проводились на главных и самых больших площадях, особая роль в оформлении этих площадей отводилась специальным декорациям в виде беседок, статуй, бассейнов и обелисков. О наступлении нового года извещали многократные пушечные залпы.

Новый год в России петровских времен стал более светским, чем Как нам известно, Петр любил веселиться с широким размахом, что приводило в ужас и отчаяние многих священнослужителей тех времен. Именно молодой, посмотревший европейскую жизнь император положил начало проведению на Руси увеселительных мероприятий с танцами и большим количеством алкоголя. маскарады и ассамблеи стали традиционным способом времяпрепровождения. На них впервые была дана свобода женщинам в одежде и манере поведения. Теперь знатная дама могла появляться на публике в совершенно «зазорном платье» и не стыдиться этого. Каждый новый год в России при Петре Первом приобретал особый смысл, а его празднование всегда было посвящено военным победам, либо подписаниям мирных договоров.

На протяжении двух столетий празднование нового года оставалось неизменным. Революция 1917 года принесла людям много страданий и горя, это был тот период, когда веселья никому не хотелось. Только в 1935 году, оправившись от потрясений, люди нашей страны снова заговорили о новом годе как о празднике, а не о дне смены календаря. Новый год в России советских времен не обходился без наряженной стеклянными игрушками и мишурой ели и без возвышающейся над ее макушкой красной звезды, символизирующей кремль. С года к нам пришел западный однако все православные продолжали следовать традициям своих предшественников. Поэтому сегодня мы отмечаем новый год аж два раза: по «старому» и «новому» стилю.

Как празднуют новый год в России сегодня, знает каждый. Ни в одном городе праздник не обходится без установления на радость детворе центральной елки и строительства боя часов в полночь и поздравлений президента. Возможно, современному человеку празднование нового года в эпоху Петра покажется скучноватым, однако была же и в том времени особая прелесть!

Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. считать не 1 февраля, а 14 февраля. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. после числа каждого дня по новому стилю в скобках писать число по старому стилю: 14 (1) февраля, 15 (2) февраля и т. д.

Из истории летоисчисления в России.

Древние славяне, как и многие другие народы, в основу своего календаря первоначально положили период изменения лунных фаз. Но уже ко времени принятия христианства, т. е. к концу Х в. н. э., Древняя Русь пользовалась лунно-солнечным календарем.

Календарь древних славян. Установить, что представлял собой календарь древних славян, окончательно не удалось. Известно только, что первоначально счет времени велся по сезонам. Вероятно, тогда же применялся и 12-месячный лунный календарь. В более поздние времена славяне перешли к лунно-солнечному календарю, в котором семь раз в каждые 19 лет вставлялся добавочный, 13-й месяц.

Древнейшие памятники русской письменности показывают, что месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было тесно связано с явлениями природы. При этом одни и те же месяцы в зависимости от климата тех мест, в которых обитали различные племена, получали разные названия. Так, январь назывался где сечень (время вырубки леса), где просинец (после зимней облачности появлялось синее небо), где студень (так как становилось студено, холодно) и т. п.; февраль — сечень, снежень или лютый (лютые морозы); март — березозол (здесь существует несколько толкований: начинает цвести береза; брали сок из берез; жгли березу на уголь), сухий (самый бедный осадками в древней Киевской Руси, в некоторых местах уже высыхала земля, соковик (напоминание о соке березы); апрель — цветень (цветение садов), березень (начало цветения березы), дубен, квитень и т. д.; май —травень (зеленеет трава), летень, цветень; июнь — червень (краснеют вишни), изок (стрекочут кузнечики — «изоки»), млечень; июль — липец (цветение липы), червень (на севере, где фенологические явления запаздывают), серпень (от слова «серп», указывающего на время жатвы); август — серпень, жнивень, зарев (от глагола «зареветь» — рев оленей, либо от слова «зарево» — холодные зори, а возможно, от «пазорей» — полярных сияний); сентябрь — вересень (цветение вереска); руень (от славянского корня слова, означающего дерево, дающего желтую краску); октябрь — листопад, «паздерник» или «кастрычник» (паздеры — кострики конопли, название для юга России); ноябрь — грудень (от слова «груда» — мерзлая колея на дороге), листопад (на юге России); декабрь — студень, грудень, просинец.

Год начинался с 1 марта, и примерно с этого времени приступали к сельскохозяйственным работам.

Многие древние названия месяцев позже перешли в ряд славянских языков и в значительной степени удержались в некоторых современных языках, в частности в украинском, белорусском и польском.

В конце Х в. Древняя Русь приняла христианство. Одновременно с этим к нам перешло летосчисление, применявшееся римлянами, — юлианский календарь (основанный на солнечном годе), с римскими наименованиями месяцев и семидневной неделей. Счет годов в нем велся от «сотворения мира», которое якобы произошло за 5508 лет до нашего летосчисления. Эта дата — один из многочисленных вариантов эр от «сотворения мира» — была принята в VII в. в Греции и. долгое время применялась православной церковью.

В течение многих веков началом года считалось 1 марта, но в 1492 г., в соответствии с церковной традицией, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Однако через несколько месяцев после того, как 1 сентября 7208 г. москвичи отпраздновали свой очередной Новый год, им пришлось празднование повторить. Это произошло потому, что 19 декабря 7208 г. был подписан и обнародован именной указ Петра I о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года — от 1 января и новая эра — христианское летосчисление (от «рождества Христова»).

Петровский указ назывался: «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». Поэтому в указе предписывалось день после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700 г от «рождества Христова». Чтобы реформа была принята без осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: «А буде кто захочет писать оба те лета, от сотворения мира и от Рождества Христова, сряду свободно».

Встреча первого гражданского Нового года в Москве. На следующий день после оглашения на Красной площади в Москве указа Петра I о реформе календаря, т. е. 20 декабря 7208 г., был оглашен новый указ царя — «О праздновании Нового года». Считая, что 1 января 1700 г. является не только началом нового года, но и началом нового века (Здесь в указе допущена существенная ошибка: 1700 год является последним годом XVII в., а не первым годом XVIII в. Новый век наступил с 1 января 1701 г. Ошибка, которую иногда повторяют и в наши дни.), указ предписывал отметить это событие особенно торжественно. В нем были даны подробные предписания, как организовать праздник в Москве. В канун Нового года Петр I сам зажег на Красной площади первую ракету, дав этим сигнал к открытию праздника. Улицы осветились иллюминацией. Начались колокольный звон и пушечная пальба, раздались звуки труб и литавр. Царь поздравлял население столицы с Новым годом, гуляния продолжались всю ночь. Из дворов в темное зимнее небо взлетали разноцветные ракеты, а «по улицам большим, где пространство есть», горели огни — костры и пристроенные па столбах смоляные бочки.

Дома жителей деревянной столицы принарядились в хвою «из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Целую неделю дома стояли украшенными, а с наступлением ночи зажигались огни. Стрельба «из небольших пушечек и из мушкетов или иного мелкого оружья», а также пуск «ракетов» были возложены на людей, «которые золота не считают». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить». С этого времени в нашей стране установился обычай ежегодно 1 января праздновать день Нового года.

После 1918 года в СССР были ещё календарные реформы.В период с 1929 но 1940 г. в нашей стране трижды проводились календарные реформы, вызванные производственными нуждами. Так, 26 августа 1929 г. СНК СССР принял постановление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях СССР», в котором было признано необходимым уже с 1929-1930 хозяйственного года приступить к планомерному и последовательному переводу предприятий и учреждений на непрерывное производство. Осенью 1929 г. начался постепенный переход на «непрерывку», который завершился весной 1930 г. после опубликования постановления специальной правительственной комиссии при Совете Труда и Обороны. Этим постановлением был введен единый производственный табель-календарь. В календарном году предусматривалось 360 дней, т. е. 72 пятидневки. Остальные 5 дней было решено считать праздничными. В отличие от древнеегипетского календаря, они не были расположены все вместе в конце года, а были приурочены к советским памятным дням и революционным праздникам: 22 января, 1 и 2 мая, а также 7 и 8 ноября.

Работники каждого предприятия и учреждения были разбиты на 5 групп, и каждой группе был установлен день отдыха в каждую пятидневку на весь год. Это означало, что после четырех рабочих дней наступал день отдыха. После введения «непрерывки» отпала необходимость в семидневной неделе, так как выходные дни могли приходиться не только на различные числа месяца, но и на различные дни недели.

Однако этот календарь просуществовал недолго. Уже 21 ноября 1931 г. СНК СССР принял постановление «О прерывной производственной неделе в учреждениях», в котором разрешал наркоматам и другим учреждениям переходить на шестидневную прерывную производственную неделю. Для них были установлены постоянные выходные дни в следующие числа месяца: 6, 12, 18, 24 и 30. В конце февраля выходной день приходился на последний день месяца или переносился на 1 марта. В тех месяцах, которые содержали но 31 дню, последний день месяца считался сворхмесячным и оплачивался особо. Постановление о переходе на прерывную шестидневную неделю вступило в силу с 1 декабря 1931 г.

Как пятидневка, так и шестидневка полностью нарушили традиционную семидневную неделю с общим выходным днем в воскресенье. Шестидневная неделя применялась около девяти лет. Только 26 июня 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений», В развитие этого указа 27 июня 1940 г. СНК СССР принял постановление, в котором установил, что «сверх воскресных дней нерабочими днями также являются:

22 января, 1 и 2 мая, 7 и 8 ноября, 5 декабря. Этим же постановлением были отменены существовавшие в сельских местностях шесть особых дней отдыха и нерабочие дни 12 марта (День низвержения самодержавия) и 18 марта (День Парижской коммуны).

7 марта 1967 г. ЦК КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС приняли постановление «О переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую педелю с двумя выходными днями», однако эта реформа никак не касалась структуры современного календаря."

Но самое интересное то, что страсти не утихают. Очередной виток случается уже в наше, новое время. Сергей Бабурин, Виктор Алкснис, Ирина Савельева и Александр Фоменко внесли в 2007 году в Государственную Думу законопроект — о переходе России с 1 января 2008 года на летоисчисление по юлианскому календарю. В пояснительной записке депутаты отмечали, что «мирового календаря не существует» и предлагали установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по двум календарям сразу. Участие в голосовании приняли только четыре депутата. Трое — против, один — за. Воздержавшихся не было. Остальные избранники голосование проигнорировали.

Новый год - это самый прекрасный и самый любимый праздник для каждого из нас. Как зародилась традиция его празднования и как его отмечают в разных странах? Обо всем этом мы хотим поговорить в нашей статье.

История праздника

История возникновения Нового года уходит корнями в давние времена. Это праздник сейчас отмечается людьми согласно современного календаря. Происходит это в момент ухода последнего дня года и наступления первого дня уже нового года. Интересен тот факт, что обычай праздновать НГ был уже в 3 тысячелетии до нашей эры в Древней Месопотамии. Дата первого Нового года установлена Юлием Цезарем. Именно он выбрал тот день, с которого отсчитывались все остальные дни. Произошло событие в 46 году до н. э. Этой датой стал первый день января. Кстати, месяц январь получил свое название в честь бога Януса.

Большая часть людей отмечает НГ именно первого января, ведь этот день первый по григорианскому календарю. Если учитывать поясное время, то первыми начинают праздновать жители малоизвестных островов Кирибати, расположенных в Тихом океане. А последним всегда начинает отмечать остров Мидуэй, что в Тихом океане. А вот некоторые страны отмечают праздник, как, например, китайцы, по лунному календарю.

Еврейский же Рош-Ха-Шана приходит через 163 дня после Пасхи. Считается, что этот день решает человеческую судьбу на весь следующий год. А вот китайский НГ связан с зимним новолунием. По григорианскому календарю эта дата припадает на промежуток времени между 21 января и 21 февраля. Китайский Новый год с 1911 года является наиболее значимым праздником в Китае и в прочих Восточных странах. Причем в переводе его название звучит, как «Праздник весны». В это время в домах ставят в вазы цветущие веточки персика или украшают помещения мандариновыми деревцами, увешанными плодами.

Новый год на Руси в языческие времена

История возникновения Нового года на Руси - это один из наиболее спорных моментов в науке. Истоки праздника стоит искать в эпоху глубокой древности. До сих пор не найден ответ на вопрос, когда праздновали Новый год и с какого момента велся отсчет времени. В древности многие народы связывали начало года с периодом возрождения природы. В основном, начало года было приурочено к марту.

На Руси в течение длительного времени существовало пролетье- это март, апрель и март. Предполагают, что, вероятнее всего НГ отмечали 22 марта, в день весеннего равноденствия. Выходит, что Масленицу и НГ отмечали одним днем, ведь с уходом зимы начинался новый отсчет времени.

Изменения, пришедшие после крещения Руси

Ситуация изменилась с приходом христианства на Русь. После этого события появилось новое летоисчисление, которое отталкивается от сотворения мира. В свою очередь, новый календарь был назван юлианским. В нем были закреплены названия месяцев. А первое марта начали считать нового года.

В конце пятнадцатого века православная церковь перенесла дату начала года на первое сентября в соответствии с Никейским собором. Такие изменения были связаны с возрастанием влияния христианской церкви на жизнь Руси того времени. Реформирование календаря проводилось без какого-либо учета ритма трудовой жизни обычных людей, без связи его с сельскохозяйственными посадками и работами. НГ в сентябре был обоснован библейскими сюжетами. Вот так и получилось, что начало года приходилось на первое сентября. Этот дата стала отмечаться как день Симеона - период окончания лета и начала нового года.

Нововведения Петра І

Петр І в 1699 году осуществил реформу. Вышел указ о том, что началом года необходимо считать первое января. Сделано это было в соответствие тому, как жили все христианские народы, использовавшие григорианский календарь. Однако полностью перейти на григорианский календарь Петру І не удалось, поскольку церковь использовала, как и ранее, юлианский. И все же в России было изменено летоисчисление. Если ранее его вели от сотворения мира, то в дальнейшем оно велось от Рождества Христова. Справедливости ради, стоит отметить, что еще долгое время существовали параллельно оба летоисчисления. Указ Петра І разрешал применять для удобства в документах две даты.

Новая концепция праздника

Нововведения Петра І имели необычайно важное значение. Царь полностью запретил любые празднования первого сентября. Он строго следил за тем, чтобы НГ в России был не беднее и не хуже, нежели в европейских странах. С тех самых пор начали появляться новогодние традиции. Интересные факты про Новый год зафиксированы даже в Петровских указах. Царь велел по большим улицам украшать деревья и ворота домов сосновыми и можжевеловыми ветками. В указе речь не шла о елке, говорилось в общем о деревьях. Но начало появления главного символа Нового года было уже положено. Деревья вначале украшали фруктами, орехами, конфетами и даже овощами. А вот наряжать елку на Новый год стали намного позже - в середине прошлого столетия.

Благодаря нововведениям, первое января 1700 года началось ярким шествием на Красной площади в Москве. А вечером небо было раскрашено разноцветными огнями праздничного фейерверка. Именно с 1700 года новогодние забавы получили всеобщее признание. А само празднование Нового года стало носить всеобщий народный характер, а не церковный. В честь такого дня палили из пушек, а по вечерам традиционно любовались прекрасными фейерверками. Люди танцевали, пели, поздравляли друг друга и дарили подарки. Многие интересные факты про Новый год мы даже не знаем, поскольку даже не задумываемся над тем, что история праздника имеет столь давние и глубокие корни.

Смена календаря

После революции 1917 года правительство поставило вопрос о необходимости реформирования календаря. Ведь на тот момент большая часть европейских стран перешла на использование григорианского календаря, который был принят Папой Григорием XІІІ в 1582 году. Россия же на тот момент все еще пользовалась юлианским календарем. Так появился феномен Старого и Нового года в России - еще один интересный факт про Новый год.

Само название праздника уже говорит о связи со старым календарным стилем, по которому жила Россия до 1918 года. На новый стиль страна перешла по указу Ленина. Старый стиль - это не что иное, как древний юлианский календарь, введенный еще Юлием Цезарем. Новый же стиль - это реформированный вариант старого календаря. Изменения были осуществлены по инициативе Папы Римского Григория XІІІ. Реформа была нужна из-за астрономических неточностей календаря, которые с годами накапливались и давали приличные отклонения от истинного движения светила. Поэтому можно сказать, что григорианская реформа была научно обоснована. В двадцатом веке разница между стилями составляла тринадцать дней.

А значит, что день, который по старому календарю считался первым января, на самом деле уже стал четырнадцатым января. Получается, что в дореволюционные времена ночь с 13 на 14 января была новогодней. Отмечая старый Новый год, люди приобщаются к истории и совершают дань уважения времени.

Православная церковь

Интересен тот факт, что Православная церковь так и продолжает жить по юлианскому календарю. Еще в 1923 году было проведено совещание Православных церквей, где было принято решение о том, что необходимо сделать некоторые исправления в юлианском календаре. Представителей русской церкви на данном совещании в силу определенных обстоятельств не было. Узнав о том, какие изменения были приняты, патриарх Тихон издал указ перейти на новый календарь. Однако, постановление вскоре было отменено из-за протестов церковного люда. И в настоящее время вопрос о смене календаря в русской православной церкви не стоит.

Как празднуют Новый год в разных странах?

Справедливости ради стоит сказать о том, что новогодний праздник, как никакой другой, невероятно любим людьми. Причем у каждого народа имеются свои особые традиции празднования НГ. Порой встречаются совсем невероятные обычаи или даже экстравагантные. Как празднуют Новый год в разных странах? Рассказать о традициях, которые имеются в разных странах, физически невозможно. А вот поведать о самых интересных - стоит.

Ну, кто из нас не любит наряжать елку на Новый год. А между тем, эта традиция зародилась давным-давно в Германии, еще в эпоху Средневековья. А позднее распространилась чуть ли не по всему миру. Вообще, немцы полагают, что их Санта-Клаус всегда ездит на ослике, а потому детвора кладет сено в свои башмачки, чтобы угодить животному.

А вот древние вьетнамцы искренне верили, что новый год к ним приплывает спине карпа. Поэтому до сих пор в стране существует обычай приобретать живых карпиков и выпускать рыбок в речку. Главным символом Нового года во Вьетнаме является расцветающая веточка персика. Ими украшают свои дома, а также их дарят друг другу.

Многие из нас любят дарить открытки в канун праздника. Но не все знают, откуда произошла данная традиция. Оказывается, зародился сей обычай в Англии. Обязательным ритуалом для праздничной ночи является встреча Нового года. Его впускают в дом через парадные двери, но перед этим непременно провожают старый год через задние. В Англии в новогоднюю ночь влюбленные целуются под веточкой омелы, но сделать это нужно именно под звон колокольчиков. Считается, что соблюдение подобного ритуала должно навсегда укрепить дальнейшие отношения пары.

Что касается Швеции, то именно в этой стране впервые стали наряжать елку настоящими стеклянными игрушками. На праздник здесь принято включать яркое освещение. А вот французы вообще достаточно экстравагантно отмечают праздник. На Новый год они пекут пирог, в котором прячется боб. Кто его найдет, тот и станет бобовым королем. А все остальные должны выполнять его пожелания в праздничную ночь.

В США еще в 1895 году впервые электрической гирляндой был украшен Белый дом. С тех пор эта традиция разошлась по многим странам. Интересно, но на НГ американцы не преподносят подарков, а также не собираются за столом. Все это они делают на Рождество.

А вот финны в этом отношении больше похожи на нас. Они отмечают не только Рождество, но и сам Новый год. Именно от них пошла традиция плавить воск и опускать его в воду, а потом по очертаниям фигурок делать предположения о том, что их ожидает в новом году.

В Италии празднеств начинают только шестого января. Итальянцы в это время стараются избавиться от ненужных и старых вещей. Они выкидывают мебель и утварь, которая им стала не нужна. А вот дети ожидают праздник с особым восторгом, поскольку в праздничную ночь в каждый дом приходит сказочная фея. Она открывает двери своим золотым ключиком и наполняет детские чулочки сладостями и подарками. Вознаграждение получают только послушные малыши. А забияки и драчуны вместо конфет получают лишь горку золы и уголек.

Венецианцы же стремятся пойти в новогоднюю ночь на площадь Сен-Марка. Там влюбленные парочки встречают праздник и целуются. Такая необычная традиция появилась не так давно, но быстро прижилась среди молодежи.

Очень интересная традиция существует в Шотландии. Там в новогоднюю ночь по улицам катают подожженные бочки с дегтем. Считается, что таким оригинальным способом местные жители провожают старый год и приглашают в дом новый.

А вот в Колумбии на праздники по улицам расхаживает Старый год на ходулях. Он веселит людей и рассказывает детворе смешные истории. Ночью люди устраивают фейерверки. А накануне праздника по улицам шествует парад кукол. Вот такие традиции празднования Нового года существуют в мире.

Новый год в России

Обсуждая интересные факты про Новый год, стоит вспомнить и о наших праздничных традициях. Уже более 300 лет в России отмечают этот праздник. Главным символом является Дед Мороз, который поздравляет детей со своей помощницей Снегурочкой. С первых чисел декабря праздничные персонажи посещают всевозможные утренники и мероприятия, чтобы порадовать малышей. Детвора водит хороводы, рассказывает стихи и поет песни, за что потом получает от Дедушки Мороза подарки. НГ для детей - это самый яркий праздник, ведь в это время вокруг царит волшебство, начиная от украшения замечательной елки и заканчивая долгожданными подарками под ней.

Резиденция волшебника

С 1998 года наш Дедушка Мороз проживает в городке под названием Великий Устюг. Именно там находится его знаменитая резиденция. Со всей страны к волшебнику съезжаются многочисленные гости, причем не только в конце декабря. Все дети знают, что 18 ноября - это день рождения Деда Мороза. И конечно же, волшебник отмечает свой праздник, устраивая в резиденции пышные гуляния. Сколько ему лет, точно никто не знает. Однако известно, что более 2000 лет. День рождения Деда Мороза - это особенная дата. Ее придумали сами дети, ведь именно в этот день в Великом Устюге в права вступает зима и наступают настоящие морозы.

Особенно пышными бывают празднования на родине волшебника. Дедушку приезжают поздравить не только взрослые и дети, но и сказочные коллеги из разных стран.

В резиденции у волшебника имеется немало помощников, среди которых, как уже упоминалось, и Снегурочка. Именно они помогают прочитать Дедушке Морозу все волшебные письма от детей, которые приходят на его сказочную почту. Каждый ребенок знает, что волшебник не оставит без внимания его просьбу и постарается исполнить заветное желание. Иногда встречаются очень трогательные письма, от которых наворачиваются слезы на глазах не только у Деда Мороза, но и его помощников.

В последние годы появилась достаточно новая для нашей страны традиция отмечать день Святого Николая. Все дети в праздник ищут под подушкой сладости, которые волшебник оставляет ночью, пока малыши спят.

Стоит отметить, что в России есть свои незыблемые новогодние традиции, которые чтутся многие годы - бокал шампанского под бой курантов, праздничная елка с гирляндами и шарами, салат оливье, бенгальские огни, хлопушки и многое другое. Без всех этих атрибутов сложно себе представить праздник. Главная традиция - хорошо и весело встретить праздник, ведь даже существует поговорка: «Как встретишь НГ - так его и проведешь». Поэтому новогодняя ночь - это пышное застолье, смех и веселье.На улицах обычно устраиваются пышные гулянья с песнями и пляскам.

Но празднование на этом не заканчивается. Ведь впереди людей ждет Рождество и Старый НГ, который так и остался праздником для народа. Конечно, его отмечают не столь пышно и богато, как сам НГ, но все же традиции чтутся, а потому в этот вечер также люди собираются за столом.

Новый год - один из календарных российских праздников, отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января каждого года.

История появления праздника

До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено начинать год с сентября, а не с марта. С XV века новый год начинался 1 сентября, сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году .

Празднование Нового года до 1700 года

Во время празднования Нового года в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Начиналась церемония около 9 часов утра по современному счёту.

На соборной площади, напротив северных дверей Архангельского собора, перед Красным крыльцом устраивался большой помост. Помост покрывался персидскими и турецкими коврами. Между Архангельским собором и Иваном Великим на помосте устанавливали три аналоя - два для Евангелий и один для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Перед аналоями ставили большие свечи, стол с серебряной чашей для освящения воды. Напротив аналоев ставили два места: слева для патриарха, справа для царя.

Патриарх в сопровождении духовенства выходил на действо из западных ворот Успенского собора. Они несли иконы, кресты и хоругви. Когда патриарх выходил на площадь, с Благовещенской паперти выходил царь. Шествия патриарха и царя сопровождалось колокольным звоном на Иване Великом. Звон прекращался после того, как патриарх и царь занимали свои места.

Царь выходил в праздничной одежде. С 1679 года Фёдор Алексеевич начал выходить на действо в Большом царском наряде - то есть в порфире, диадеме, Шапке Мономаха. Свита, сопровождавшая царя, была одета в золотах, то есть в парчёвых одеждах и горлатных шапках. По указу от 19 декабря 1680 года на празднования нового года полагалось приходить в золотых ферязях.

Царь прикладывался к Евангелию и иконам, его благословлял патриарх. Патриарх в специальной речи спрашивал о здоровье у царя. Царь ответную речь заканчивал словами «… дал Бог жив».

Духовенство и бояре занимали места по чину у мест царя и патриарха. Соборная площадь была заполнена служилыми людьми. На рундуке (помосте) от Благовещеского до Архангельского собора стояли стольники, стряпчие и дворяне, за ними гости. На рундуке между Благовещенским и Успенским соборами стояли стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники, головы и полуголовы стрелецкие. На паперти Архангельского собора стояли иноземные послы и иностранные гости. На рундуке между Архангельским и Успенским собором стояли генералы, полковники, прочие начальные люди и иностранцы. В задних рядах на рундуках стояли прочие чины, одетые не в золотах. Между рундуков и за рундуками стояли стрельцы со знамёнами, барабанами, оружием.

Начиналась служба, митрополиты, архиепископы, епископы и другие духовные лица подходили по двое с поклоном к царю и патриарху. После службы патриарх обращался с длинной «здравственной» речью к царю. Царь отвечал короткой речью и прикладывался к Евангелию и иконам. После этого царя и патриарха поздравляли с новым годом духовные власти; по два в ряд и с низким поклоном. Царь отвечал поклоном головы, а патриарх благословлением. Потом царя поздравляли бояре и прочие светские чины с поклоном на большой обычай (почти до земли). При этом один из старейших произносил поздравительную речь. Потом бояре поздравляли патриарха. Когда взаимные поздравления заканчивались, царя поздравляла вся площадь. Все присутствующие на площади, включая стрельцов, били челом в землю. Государь отвечал поклоном.

После окончания действа царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь.

Преобразования Петра I

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю.

7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»

Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным. С 2005 года в России с 1 по 5 января установлены новогодние каникулы (ранее - только 1 и 2), и эти дни объявлены нерабочими, а с учётом выходных дней и Рождества - официального праздничного дня, выходные длятся 10 дней.

Новогодние традиции

В России начало года 1 января введено первым российским императором Петром I в 1699 году, став одним из его реформ. Новый 1700 год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней; домовладельцы должны были ставить перед домами и воротами, для украшения, хвойные деревья, и каждый вечер зажигались смоляные бочки, пускались ракеты, палили из двухсот пушек перед Кремлем и в частных дворах из маленьких орудий. Все это делалось на заграничный образец.

Но по-настоящему всероссийским праздником Новый Год стал в ХХ веке. Традиций празднования Нового Года в России довольно много. Часть из них заимствованы из германской культуры (как в старые времена, так и в новое время), часть ведут своё начало от славянских языческих традиций, некоторые являются своего рода имитацией православных традиций в то время, когда религиозность не поощрялась, и, наконец, особое место занимают советские новогодние традиции. От времен славянского язычества были унаследованы народные гулянья, ряженые, скоморохи и шуты, новогодние гадания. Православные традиции принесли традиционные украшенные ели, новогодние колядки. Эпоха Петра Первого и последующих правителей-реформаторов принесла фейерверки, Санта Клауса и новогодний стол. При этом зарубежные веяния обычно русифицировались. Так Санта Клаус быстро отождествился с Дедом Морозом, утратил оленей, но приобрёл себе помощницу внучку Снегурочку, появившуюся в советские времена. Именно в советское время обязательными атрибутами нового года стали: шампанское, мандарины на столе, бенгальские огни, хлопушки, бой курантов и торжественная речь государственного лидера к гражданам страны. В Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».

Новые веяния

С конца 1980-х в России и других странах Европы появились новое модное веяние связывать приход Нового года с соответствующим году животным персонажем китайского гороскопа (крыса, бык, свинья и др.) несмотря на то что Китайский Новый год обычно наступает гораздо позже - в начале февраля. Также всё более популярной становится зарубежная (в первую очередь американская) символика нового года: олени в упряжке Деда Мороза, сочетания красного с зелёным в декоративных элементах, открытки изображения венков, которые в России обычно не приняты.

После 1990 года постепенно вошло в традицию сразу после полуночи жечь фейерверки и запускать салюты, как организованно, так и экспромтом, просто жителями населённого пункта, района, квартала или дома.

Новогодние приметы

С Новым годом в России традиционно связано большое количество народных примет (часть из них перешла к нему от Рождества, которое долгое время не отмечалось). В Новогоднюю ночь принято одеваться в новую и лучшую одежду, так как если войти в новый год с обновкой, то целый год будешь ходить в обновках. Также считается что нельзя отдавать деньги в канун Нового года, иначе весь год придется их отдавать. Поэтому перед Новым годом заранее отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. До сих пор также верят, что брать взаймы под Новый Год нельзя, а то весь год придется просидеть в долгах. Спать в новогоднюю ночь тоже нельзя, иначе весь год пройдёт вяло и неинтересно. Новогодний стол должен ломиться от яств и вин, чтобы весь год жилось богато и весело. Перед Новым годом также рекомендуется выбросить из дома всю битую посуду, перемыть окна и зеркала.

Новый год в кругу других российских праздников

Новый Год в России с начала ХХ века стал самым пышным и торжественным общероссийским праздником. До начала 20-х годов ХХ века в Российской империи он уступал по значению православному Рождеству, но постепенно оттеснил его по популярности на второй план в общероссийском масштабе по двум причинам. Во-первых, Новый Год наступает раньше Рождества. Во-вторых, Рождество по своей сути - это религиозный праздник христиан, который не отмечается народами других вероисповеданий России (мусульмане, буддисты, иудаисты и др.) или отмечается в другое время (католики, протестанты и др. христиане). По сути, Новый Год - это единственный действительно всенародный праздник на постсоветском пространстве (исключая мусульманские государства).

Новогодняя ёлка

Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляньями. В большинстве стран ёлка устанавливается на Рождество 25 декабря и называется рождественской ёлкой; в России раньше также была такая традиция, но в 1916 году, во время Первой мировой войны, ёлка была запрещена как «немецкий обычай» и вновь разрешена специальным указом ВЛКСМ перед новым 1936 годом, но уже как Новогодняя ёлка.

Новогодний стол

При встрече Нового года близкие люди собираются за новогодним столом обычно вечером 31 декабря уходящего года. В полном варианте празднования Нового Года собравшиеся сначала «провожают» старый год - вспоминают, чем он запомнился или что в нём было главным для каждого из собравшихся; желают друг другу, чтобы всё лучшее из старого года перешло в новый.

Неизменными атрибутами новогоднего стола в России по традиции являются шампанское, салаты «Оливье» и «сельдь под шубой», мандарины.

После речи главы государства (см. ниже) в 0 часов 0 минут, 1 января бьют куранты. С первым ударом курантов, знаменующим приход нового года, принято чокаться бокалами с шампанским (и загадывать желание).

Дед Мороз

Дед Мороз - сказочный персонаж, символ Нового Года в России.

Дед Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако не приобрёл широкого распространения. В советское время был распространён новый образ: он являлся детям под Новый год и оставляет под ёлкой подарки детям, которые хорошо себя вели в течение года. Работает он не один, ему помогает внучка Снегурочка. В случае отсутствия ёлки Дед Мороз может оставить подарки в носках (однако эта традиция не является исконно русской, и применяется редко). Также носок можно повесить ещё в декабре и каждое утро ждать сладкого подарка.

Новогодние фильмы в СССР

В СССР перед каждым Новым годом по телевизору показывали набор «новогодних фильмов», например:

  • Карнавальная ночь
  • Ирония судьбы, или С лёгким паром!
  • Джентльмены удачи
  • Новогодние приключения Маши и Вити
  • Чародеи
  • Зигзаг удачи
  • Иван Васильевич меняет профессию
  • Девчата
  • Бриллиантовая рука
  • Ищите женщину
  • Эта весёлая планета
  • Самогонщики
  • Пес Барбос и необычный кросс
  • Операция "Ы" и другие приключения Шурика

В наши дни традиция с успехом продолжается, однако к списку добавляются и современные новогодние фильмы.

Новогоднее обращение главы государства

Во многих странах за несколько минут до наступления нового года (в России, как правило, в 23:55 31 декабря), 22:55, 0:55 главы государств обращаются к своим народам с речью, в которой обычно подводят некоторые из итогов прошедшего года, желают удачи гражданам в новом году. Обращение транслируется средствами массовой информации.

В СССР и России традиция таких обращений начинается с выступления Л. И. Брежнева перед Новым 1976 годом. При этом не обошлось и без казусов. Так, 31 декабря 1991 года вместо главы государства перед телезрителями выступил сатирик Михаил Задорнов. Другой выдающийся пример - «двойное обращение» перед новым 2000 годом: сперва в полдень 31 декабря 1999 прозвучало обращение первого Президента России Б. Н. Ельцина, в котором он заявил о своей отставке (это обращение было повторено несколько раз), а через 12 часов с наступающим Новым годом телезрителей поздравил уже исполняющий обязанности Президента, Председатель Правительства России В. В. Путин.

После обращения главы государства средства массовой информации ровно в полночь транслируют сигнал точного времени (в России им служит бой курантов Кремля), знаменующий начало нового года. Как правило, после этого сигнала исполняется государственный гимн страны. Действующий гимн России впервые прозвучал также в новогоднюю ночь на 1 января 2001 года.

Во время наступающего 2009 года, собравшиеся несколько тысяч человек на Васильевском спуске у Покровского собора в Москве, наблюдали явное несоответствие действительному времени на часах на Спасской башне. Президент Медведев закончил свою речь на большом проекционном экране, когда время на настоящих курантах было уже 00:07, а в 00:09 куранты пробили свой последний 12-й удар в видеозаписи.

История Нового года в России

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. На Руси же, после принятия христианства (10 век), новый год встречали 1 марта. Началом летоисчисления служил “день сотворения Адама” (пятница 1 марта 1 года от “Сотворения мира”). Новый год для жителей Древней Руси был праздником весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая.

Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным же на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния.

По царскому указанию Петра I москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. В петровском указе писалось: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке". В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Наряжать елку стали немного позднее — в середине XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге.

Обычай наряжать именно ель родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов, защитник правды. Зеленеющая в любое время года ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. До XVI века елки было принято украшать на Рождество, но не рубить. На самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу Именно из Германии этот обычай проник и в другие страны. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. В Эльзасе лимитировалось количество елок, и указывалось, что "каждый гражданин может иметь на Рождество не более одной елки, которая должна быть не более восьми футов в высоту", а украшениями для нее должны быть "цветная бумага, яблоки, вафли, позолота и сахар".

В течение XVII века обычай распространился на окружающие Германию страны, в основном протестантские, и Скандинавию. Повсеместное распространение в Европе Рождественская елка получила лишь в XIX веке. Например, точно известно, что первую рождественскую елку в Англии установили королева Виктория и принц Альберт в Виндзорском Замке в 1844 г. как сюрприз для Принца Уэльского (позднее Эдуарда VII) и старшей принцессы. Во Франции Рождественские ели распространились после 1871 года французами, бежавшими из Эльзаса и Лотарингии, отошедших в то время к Германии. В Америке елки стали распространяться с середины XIX века. В России этот обычай ввёл Петр Великий, правда, устанавливать елки предписывалось не на Рождество, а на Новогый Год. В 20-х годах XIX века Рождественские елки появились в домах петербургских немцев, а уже в 40-х годах елки стали уже очень популярны в городской среде, в основном в столицах.

Со временем люди привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке. В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В каждом доме было принято запасаться продуктами из свинины, которые употребляли вплоть до Великого поста. Пользовались популярностью и блюда из рыбы. На десерт обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, орехи. Водка, которую в то время называли вином, различалась по своей крепости: «боярская», «простая». Отдельно была водка для женщин — ее настаивали на патоке. Также водку настаивали на травах: мяте, горчице, можжевельнике, и даже на лимонных корках. Привозные вина — греческие, французские, венгерские, итальянские («фряжские») появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

Считалось, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и новой обуви, ведь тогда и весь следующий год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. Перед Новым годом выбрасывали из дома всю битую посуду, мыли окна и зеркала.

В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине. В разоренной войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом, и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. К концу XIX века Россия стала крупнейшим потребителем этого игристого вина. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого».

Если прежде россияне украшали свои дома лишь хвойными ветками, то в середине XIX века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. Более разнообразным в это время становится новогоднее меню. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры — вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. В середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков.

На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое. В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни.

В Петербурге начала ХХ века с Рождества начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях.

Увеселительные заведения в столице России того времени были самые разные. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Таможенный квас как называли шампанское вино, истреблялись здесь десятками ящиков. Им поили не только слуг, но и лошадей дожидавшихся гостей. Кутежи доходили до того, что как-то некий посетитель приказал расспытаь депозитки по грязи и, ступая, по ним сел в карету. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера.

Но, наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики, существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На "Вилле Родэ" был большой летний театр и летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали лучшие певцы и драматические артисты. Во время обедов и ужинов играл венгерский концертный оркестр, выступал хор цыган. Ресторан «Вилла Родэ» очень быстро завоевал невероятную популярность, особенно среди петербургской богемной публики. Однако, этот ресторан имел и несколько скандальную славу. По свидетельству современников, здесь обосновался и притон. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из фирменных «кушаний» этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках).

После революции 1917 года буржуазным предрассудкам был объявлен бой. Рождество — долой! Ну а где Рождество — там, естественно, и елка. В прессе велась активная антиелочная кампания. 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате «русское» Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1 января на 14. В 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для всей России. Еда распределялась по карточкам, вместо хлеба давали немолотый овес. Несмотря на голод, в Петрограде были устроены елки для детей. Впрочем, эти елки оказались последними на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни, а елка была признана «поповским» обычаем.

В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. Правда звезда на ее верхушке, из Вифлеемской превратилась в «символ нового мира» — красную пятиконечную звезду. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Впрочем, советский новогодний стол не стал изысканным — его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а с 1954 г. — на Кремлевскую елку.

С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны, и, в 1904 году, рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкого) масла. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими доступными всем продуктами. Готовили салат «Оливье» в «большом тазу» и щедро заправляли майонезом.

Новогодний стол был однотипен у большинства советских людей, это объяснялось наличием в магазинах небольшого разнообразия продуктов. В Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» — из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке. Жареный поросенок, гусь или утка на новогоднем столе были все также желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы, так как в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. А с появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: Особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки».

Настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. В 1972 году была сильная засуха. В конце лета стали исчезать продукты в магазинах и появились очереди за картошкой.
В магазинах стояли банки с соком, маринованными огурцами, помидорами, вареньем, повидлом, джемом. Мандарины и апельсины появлялись на прилавках только перед Новым годом. В 70-е годы дефицит продуктов в магазинах приятно контрастировал с обильными столами, которые накрывались в домах на праздники. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, на праздничных столах было изобилие. Запасливые хозяйки берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Шпроты, сардины, печень трески заготавливали заранее. Конфеты шоколадные заранее привозили из Москвы и берегли до Нового года. А перед самым Новым годом, специально ездили за продуктами в Москву, где обеспечение было лучше, чем в других городах и привозили оттуда продукты и невиданные лакомства: например, ананас или шоколадные конфеты «Мишка на Севере».

Салат «Оливье», стал непременным атрибутом советского новогоднего стола. «Главный» советский салат с незначительными вариациями включал в себя вареную колбасу, зеленый горошек, отварной картофель, соленый огурец, яйцо, лук и майонез — более или менее доступные в те времена продукты. На праздничных столах также присутствовали непременные «селедка под шубой», винегреты, холодец и как вершина кулинарных изысков советских домохозяек — фаршированная рыба. В конце 70-х женщины многомиллионной советской страны советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды, Барбару Брыльску, явившую довольно несоответствующий советскому мышлению образ в фильме “Ирония судьбы или с легким паром”.

В 80-х годах, большинство людей на Новый год делали подарки для родных самостоятельно, так как выбор был очень маленький. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого. В каждом доме Новый год дети с нетерпением ждали подарков, а взрослые надеялись на перемены к лучшему.

Ситуация с продуктами в эпоху Горбачева практически не изменилась. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Приунывшим советским гражданам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского, поскольку достать его нельзя было никакими силами. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку, ходили на дискотеки. В середине 80- х годов популярными были гр. «Земляне», «Аквариум», «Воскресенье», «Машина времени». Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучат: «Мираж», «КарМэн», «Ласковый Май», «На-На» и исполнитель пародирующий западных музыкальных исполнителей Сергей Минаев. Всё чаще слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: “Modern Talking”, Мадонна, Майкл Джексон,“Scorpions” и другие.

В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием.

В современной России с тех пор мало что изменилось. Например, живую или искусственную новогоднюю ёлку, устанавливает у себя дома практически каждая семья. Все так же люди стремятся накрыть богатый стол. И гостей все ждут с нетерпением. Готовят подарки, стремясь порадовать родных и близких. На праздничный стол ставят традиционные новогодние блюда — салат Оливье, селедку под шубой, холодец, заливную рыбу, шампанское. За несколько минут до наступления Нового года танслируют телевизионное обращение Президента России, а затем, в каждом доме раздаётся звон бокалов под бой кремлевских курантов!

Сегодня никто не представляет себе Новый Год без нарядной пушистой елки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под ней. А Новый год, уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.



Публикации по теме