Полное товарищество. Лучшие примеры мужской дружбы в литературе Вывод на тему чувство товарищества

Тема урока: "Товарищество и дружба". Урок № 5 по теме; время проведения, в соответствии с тематическим планированием – 1-я неделя декабря. Класс: 8, общеобразовательный.

Тип урока: предъявление нового материала.

Форма урока: беседа с элементами дискуссии.

Основные понятия:

Дружба – отношение между людьми, индивидуально-избирательное, добровольное и основанное на взаимной симпатии.

Товарищество – отношение между людьми, обусловленное принадлежностью к одному и тому же коллективу, связанному узами групповой солидарности.

Внутрипредметные связи: §12 – дружба и товарищество как межличностные отношения, §13 – дружба и товарищество в контексте общения, § 14 – товарищи и друзья как малые группы, § 30 – дружба как одна из ценностей.

Межпредметные связи: литература – отражение в литературных произведениях таких межличностных отношений, как товарищество и дружба; история – роль дружбы и товарищества в судьбе исторических лиц.

Цели урока.

Образовательные:

  1. Опираясь на жизненный опыт учащихся подвести их к пониманию различия понятий "дружба" и "товарищество".
  2. Используя знания учащихся предыдущих тем третьей главы способствовать рассмотрению дружбы как межличностного отношения.

Воспитательные:

  1. Вызвать у учащихся положительное отношение к дружбе при помощи приведения примеров из художественной литературы и истории.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию у учащихся монологической речи через проведение дискуссии
  2. Продолжить формирование у учащихся навыка сравнения по средством сравнения понятий "дружба" и "товарищество".

Оборудование урока: Учебник.

План изложения нового материала:

  1. Товарищество и дружба как межличностные отношения.
  2. Юношеский идеал друга.
  3. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием.

Литература для учителя:

  1. Гуревич П. С. Человек. 9 кл. – М., 1991.
  2. Оценка качества выпускников основной школы по обществознанию.// Сост. Л. Н. Боголюбов. – М., 2000.
  3. Программно-методические материалы. Обществознание. 5-9 кл.// Сост. Т. И. Тюляева. – М., 2001.
  4. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М., 1991.

Литература для учащихся:

  1. Аграшенков А. Психология на каждый день. – М., 1997.
  2. Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. – М., 1990.
  3. Шепель В. М. Секреты личного обаяния. – М., 1994.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг. момент. (3 мин.) Здоровается с классом: – Здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Проверяет отсутствующих по журналу. Стоя, здороваются с учителем, садятся. Участвуют в перекличке.
2. Мотивационный блок. (5 мин.) Оглашает тему урока и предлагает сравнить понятия "дружба" и "товарищество" при помощи дискуссии: кто согласен, что это различные понятия, а кто – что между ними много общего. По ходу предъявления аргументов той и другой стороны заполняется таблица на доске. Записывают тему в тетрадь.

Участвуют в дискуссии.

Переносят таблицу по мере заполнения с доски в тетрадь.

3. Изложение нового материала. (17 мин.)

а) Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Дает определение товариществу и дружбе на основе заполненной таблицы, внося свои коррективы и выделяя главное. Объясняет, почему товарищество и дружба являются межличностными Записывают определения за учителем.

Слушают объяснение и записывают, что считают

б) Юношеский идеал друга.

в)Несовместимость дружбы с эгоизмом и себялюбием.

отношениями.

Беседует с учениками, просит их дать характеристику идеальному другу, просит дополнить, если кто-то хочет – возразить (опрашивается как минимум 2/3 класса). Подводит итог перечисленным качествам друга.

После подведения итогов беседы подчеркивает, что никто не захотел видеть в своем друге таких качеств, как эгоизм, себялюбие и т.п. Просит учащихся объяснить, почему. Ведет беседу, просит дополнять друг друга. В конце подводит итог.

нужным.

Принимают участие в беседе. Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.

Записывают за учителем итог беседы.

Слушают учителя.

Участвуют в беседе, дополняют друг друга. Записывают за учителем итог беседы.

4. Закрепление. (5 мин.) Задает вопросы, по журнале называет отвечающих:

1. Какими качествами должен и не должен обладать друг? Как эти качества согласуются с товариществом? Может ли товарищ быть эгоистом?

2. Как вы думаете, отличался ли идеал
друга сто лет назад, тысячу лет назад от
сегодняшнего? Чем? Что общего? Будет
ли идеал друга другим через 100 лет?

3. Являются ли два друга малой
группой? Почему?

Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга.
5. Социометрия (3 мин.) Раздает учащимся листочки и просит ответить на вопрос: и кого в своем классе Вы можете назвать другом, а кого -товарищем?(не более трех человек)". Отвечают на вопрос учителя на полученном листочке.
6. Проверка д/з. (2 мин.) Просит 5 человек (по журналу на выбор учителя) сдать тетради с домашним заданием. Названные 5 человек сдают тетради, остальные готовят дневники для записи домашнего задания.
7. Домашнее задание. (5 мин.) Зачитывает записанное на доске домашнее задание. Дает свой комментарий: § 15, задания 2, 5. Дополнительно (по желанию) задание 1 (письменно). Записывают домашнее задание с доски. Слушают комментарий учителя.

Примеры настоящей дружбы вдохновляют и окрыляют. Именно ради этого мы берем в руки книгу и погружаемся в выдуманный автором мир.

Далеко не всем посчастливилось познать, что такое настоящие дружеские в жизни, но буквально каждый может увидеть дружбу на шелестящих страницах и поучиться верности и отваге, искренности и сплоченности.

Дружба бывает самой разной, однако, независимо от обстоятельств, она всегда основывается на безоговорочной верности и товарищеской преданности.


Примеры настоящей дружбы в русской литературе

«Повесть о дружбе и недружбе»

Это даже не книга, это повесть, которая с самого начала была «нежеланным ребенком» у братьев Стругацких.

Однако впоследствии поучительная притча стала популярна и любима.

Если вы откроете ее страницы, то увидите чудесный пример мужественного преодоления себя и собственных страхов ради помощи другу.

Мальчик Андрей Т. вынужден провести Новый год в одиночестве, лежа в кровати с больным горлом.

Семья уехала и лишь дедушка «кемарит» возле телевизора.

Он звонит своему другу Гене-Абрикосу, тот обещает навестить его в 21:00. Но в указанное время его нет, а из динамика «Спидолы» звучит призыв о помощи.


Андрей сомневается, идти ли ему, но вспоминает, как смело бросился защищать его Генка в минуту опасности и одевается, боится спускаться в подземелье и все же идет.

За ним никто не наблюдает, он фактически остается один, потому свернуть с дороги просто. Но Андрей смелее, чем думает.

Малец упорно преодолевает преграды на пути к спасению друга. А их, скажем прямо, немало и при этом открыта возможность беспрепятственно свернуть назад.

Каждый раз, хотя и не без колебания, выбирая «путь для смелых», герой доходит до самого конца. Мрачные образы вокруг твердят, что Генка просто покинул его на произвол судьбы…

Проснувшись, он обнаруживает себя лежа в кровати, а в дверях стоящего Абрикоса.

Гость виновато оправдывается, что опоздал на несколько часов, но жаждет загладить вину и дарит нашему герою самое дорогое, что у него есть - альбом с марками.

Этот маленький рассказ является примером настоящей, большой дружбы в литературе.

Несмотря на малое количество страниц, смысл в нем заложен великий. Нужно преодолевать себя и никогда не сдаваться, если друг нуждается в твоей помощи.

Дружба между Штольцем и Обломовым

Андрей Иванович Штольц и Илья Ильич Обломов - натуры совершенно разные и выглядят, как две противоположности, но если присмотреться повнимательней, становится понятно, что это стороны одной медали.

Просто два влюбленных в мир, пытливых ребенка росли в совершенно разных условиях.

Маленькому Андрею была дарована практически полная свобода действий, можно было изучать мир и готовиться к тому, ч то жизнь его «обретет другие, более широкие размеры».

Илья же был тепличным, «залюбленным» родителями мальчиком, что и подавило всякое стремление действовать. Их дружба строилась на трепетном сопереживании, они искренне хотели помочь друг другу.


Взрослый Штольц всячески пытался сподвигнуть Обломова ,

Илья Ильич наоборот, прививал стремление к спокойной, тихой, «обломовской жизни».

В итоге «победил» второй, но это не сделало Андрея счастливым.

Эти два персонажа нуждались в раскрытии собственного потенциала и .

В идеале из двух этих личностей нужно было бы слепить одно, полноценное. Это пример настоящей дружбы из русской литературы, которая, увы, закончилась трагично .

Каждому не хватало чего-то для полного счастья:

  1. Штольцу - чувственности, любви и мира в сердце
  2. Обломову - жажды к жизни и действию

Совет: если хотите найти примеры настоящей дружбы в произведениях русской литературы, рекомендуем присмотреться также к роману «Рыцари сорока островов» Лукьяненко.

Примеры настоящей дружбы из зарубежной литературы

Доктор Ватсон хотел найти дешевое жилье в «лондонской пустыне» за умеренную арендную плату.

Потому изначально знакомство и дружба с Шерлоком Холмсом строилась на финансово-выгодных условиях. Они вместе снимали квартиру.

Немного времени спустя завязалась дружба, а точнее сказать - мощная этих двух персонажей.

Ватсон - жизнерадостный, но скучный человек, только что вернувшийся из Афганистана.

Он еще не нашел себе занятие, которое компенсировало бы адреналин, к которому безоговорочно привык.

И это его гнетет, хотя за маской «истинного джентльмена» этого почти не заметно.


Шерлок, наоборот, флегматик, отягощенный периодической меланхолией.

Он то активен, то пассивен, то работает без устали и днем и ночью, то не может неделями слезть с кресла и морфия.

В общем, это была артистическая натура с неустойчивой психикой.

Ватсон как бы уравновешивал его, был надежным спутником и .

Он мужественно терпел все его издевки о своем «посредственном уме» и параллельно наслаждался адреналином, сопутствующим их приключениям.

Шерлоку была очень нужна эта дружба. Порой только она объединяла его вскипевший разум с действительностью.

При этом каждый из них был искренен и помог товарищу не один десяток раз.

Дружба Фродо и Сэма

Буквально каждый из нас смотрел «Властелин колец» или читал роман. Примеров настоящей дружбы в этом произведении масса.

В принципе, буквально вся трилогия наполнена идеей дружбы и самопожертвования. Возьмем хотя бы Фродо и Сэма.

Из скромного, замкнутого садовника Сэм становится верным оруженосцем и спутником.

Он старается во всем угодить и поддержать друга, наблюдая какую ношу ему приходится нести (Кольцо Всевластия).


Это отличный пример взаимоотношений, когда только дружеские чувства Сэма спасают всю ситуацию в принципе:

  1. Попав в плен к Фарамиру, он заступается за друга
  2. Находит хлеб, единственную пищу, что выкинул Горлум в пропасть
  3. Сражается с гигантской паучихой Шелоб
  4. Вырывает Фродо из лап орков

Героем его никто не называет, ему этого и не нужно, он просто настоящий друг.

Эта дружба, по сути, неравноправна, Сэм отдает намного больше, чем получает. Зато из робкого мечтателя он становится смелым и мужественным воином и неотъемлемой частью великих событий.

Даже последние строчки романа заканчиваются словами Сэма, который как бы ставит точку в своем приключении.

Он сделал для друга все что мог и добро победило. Примеры настоящей дружбы из литературы для сочинения с легкостью находятся на страницах этого эпика.

Совет: почитайте «Три товарища» Ремарка. Это поможет возродить вашу веру в .

Дружба великих людей

Настоящим талантам всегда сложно найти себе место в реальной жизни.

И еще сложнее - искреннего товарища, готового всегда прийти на выручку. Но некоторым из них повезло больше прочих.

Когда они познакомились, Хелен было четырнадцать лет, а Марку Твену - пятьдесят с небольшим.

Девушка напоминала ему собственную дочь, поэтому они подружились и проводили много времени вместе.

Хелен после перенесенной скарлатины была слепа и глуха, каждое социальное взаимодействие давалось ей с трудом.

Твен всячески поддерживал, восхищался стойкостью и старался никогда не подчеркивать ее физические недостатки.

Келлер сама признавалась, что рядом с ним чувствовала себя свободно, а не как калека.

Благодаря его помощи , девушка получила образование в колледже и стала первым слепоглухим человеком со степенью бакалавра.


Это дало мощный толчок на пути к ее карьере, которая удалась на 100%.

Она стала писательницей, политическим деятелем и активисткой. Можно сказать, даже национальной героиней для таких же людей с физическими недостатками.

Хелен наладила процесс обучения слепоглухонемых в Америке.

Основу своей истории она изложила в пьесе «Сотворившая чудо». Ее жизнь и вправду стала чудом, благодаря искренней дружбе с М. Твеном.

Этот пример настоящей дружбы из истории говорит о том, что никогда не стоит унывать, если рядом надежное плечо.

Оказывается, тот самый переломный момент, который разделил жизнь Эллы на «до и после», пришелся на выступление в клубе «Мокамбу» в 1955 году.

Проблема заключалась в том, что хозяин заведения просто не считал подобную музыку перспективной.

Монро стала свидетельницей разговора и заступилась за талантливую артистку: «Я сяду за центральным столиком и пресса в любом случае будет заинтересована», - предложила блондинка.

После этого Элла проснулась звездой и сама выбирала, где ей выступать.

Это стало началом трепетной дружбы двух талантливейших девушек своего времени.


Конан Дойль и Гудини

Да, эти два известных джентльмена были друзьями.

Они не могли найти единого мнения только относительно вопроса, связанного со спиритизмом.

Гудини был ярым противником медиумов и мистических салонов, модных в то время.

Иллюзионист сам знал множество уловок, потому спешил разрушить ореол загадочности очередной мистической дивы, связанной с миром мертвых.

Дойль, наоборот, свято верил в подобное, после того как «смог» связаться со своим покойным сыном.

Гудини на протяжении всей их дружбы всячески старался переубедить товарища, но, судя по всему, его попытки оказались тщетными.


Совет: возможно, вам понравится историческая литература. К примеру, про приятельские отношения Вольтера и Фридриха II Великого.

Дружба в жизни - живые примеры верности и искренней любви

Примером настоящей дружбы из жизни может стать невыдуманная история о семилетнем пареньке и его больном приятеле.

Американский мальчик Дилан Сигл узнал, что его лучший друг Джона страдает от генетического заболевания печени (Гирке) и на его лечение, а точнее, изучение болезни требуется много денег.

Недолго думая, парень нарисовал маленькую книгу, которую подписал: «Плитка Шоколада».

Там он назвал оказание помощи лучшему другу «самой большой плиткой шоколада», выразив этой прекрасной детской метафорой свое отношение к проблеме.

Ему удалось продать копий этой книги на 75 000 долларов!

В итоге он собрал средств больше, чем мог любой медицинский фонд!


Они всегда были лучшими приятелями, но судьба усадила Джастина на инвалидную коляску.

Казалось, это был конец, но на самом деле это стало лишь началом их дружбы.

Они организовали совместный проект под названием «Я буду толкать тебя» («I ’ ll push you»), целью которого было пройти вместе по Пути Святого Иакова в Испании.

Это на минуточку 800 километров пешей дороги, на протяжении которой Патрик толкал Джастина вперед.

Просто в какой-то момент один почувствовал, что должен сделать это, а второй согласился ему помочь.

Их посчитали безумцами и всячески отговаривали, но в итоге все получилось и они достигли .

У ребят много планов и они верят в себя, ведь дружба способна преодолеть любое препятствие!


Пожилой Дэн Петерсон овдовел и утратил всякую страсть к жизни. Его мучила депрессия, и он совершенно не улыбался.

В супермаркете американец случайно познакомился с четырехлетней девочкой Норой, у которой был день рождения.

Она сама заговорила с ним, дружелюбно пообщалась и сфотографировалась на память.

Благодаря этой фотографии и вездесущим социальным сетям, маме девочки стало известно о печальном самочувствии мистера Петерсона, и она пригласила его в гости.

Так завязалась дружба между двумя такими разными людьми - маленькой девочкой и пожилым мужчиной.

По сути, крошка обрела второго дедушку. Они кушают сладости и дарят друг другу подарки.

Депрессия прошла, и, по признанию Дэна, он впервые за много дней перестал страдать от .

Они даже отпраздновали День Благодарения вместе. К счастью, случайная встреча обернулась в искреннюю, исцеляющую дружбу.

Совет: никогда не отказывайтесь от новых дружеских отношений, возможно, они перевернут вашу жизнь!

О товариществе и дружбе.

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В толковом словаре В.И. Даля дано такое определение дружбы: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место ученый ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями чистыми и благородными.

Дружба означает близость взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдет на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага».

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования.

Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность и т.д.

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям.

Надежный фундамент дружбы – товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолевать голод, холод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Лишь тот не на год – навсегда богат,

Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда,

Кто дружбу пронесёт честно сквозь года.

Н. Доризо

Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки:

    «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

    «Друга ищи, а найдешь – береги»

    «Старый друг лучше новых двух»

    «Человек, богатый друзьями, широк как степь, а без друзей – узок, как ладонь»

    «С другом веселее при удаче, легче в беде»

    «В недруге стрела – что во пне, в друге – что во мне»

    «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»

    «Недруг поддакивает, а друг спорит»

    «Друзья познаются в беде».

Законы дружбы:

    Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить друг с другом не только радости, но и горе. Отвернуться от друга в тяжелую минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.

    Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

    Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

    Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу.

    Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

    Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Слово «товарищ» фактически вышло из употребления в качестве обращения, заняв срединное положение между приятелем и другом. А существительное «товарищество» с определенными оговорками можно считать синонимом слова «дружба».

«Товарищ» и «товар» имеют если не общий корень, то уж точно общие исторические корни, поскольку первыми товарищами были бродячие продавцы. Обращение «товарищ» использовали свободолюбивые казаки (см. замечательную повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя и конкретно речь Тараса Бульбы о товариществе).

Слово «товарищ» применялось в официальной лексике ─ в Российской империи существовала должность «товарищ министра», что в переводе на современный язык означает заместитель министра. Обращение «товарищ» полюбилось в антимонархической революционной среде. Когда революция победила, до этого неформальное, оно стало универсальным.

И хотя многим приземленные коммерческие «мотивы» в звучании слова «товарищ» едва ли придутся по душе, суть товарищества – это не только близкие межчеловеческие отношения, но и вполне конкретный экономический интерес.

Уже в Древнем Риме существовал договор товарищества, согласно которому двое или несколько лиц (товарищей) объединяли свои вклады для достижения общей хозяйственной цели. Это был консенсуальный договор, главным условием которого являлось согласие всех его участников. Товарищи лично выполняли необходимую работу, делились прибылью, пропорционально возмещали ущерб, возникший не только по собственной вине, но и солидарно с товарищами.

По решению общего собрания участников и в порядке, установленном Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и законами о хозяйственных обществах, хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы. Но не могут быть реорганизованы в некоммерческие организации, а также в унитарные коммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями).

Интересно, что хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Все иные юридические лица действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Полное товарищество

Участники полного товарищества (их называют «полные товарищи») в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества.

При этом они солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. И даже участники полного товарищества, не являющиеся его учредителями, наравне с другими отвечают по обязательствам товарищества, возникшим до их вступления в него.

По обязательствам товарищества, возникшим до момента их выбытия, наравне с оставшимися участниками, отвечают участники, покинувшие товарищество. Правда, этот срок ограничен ─ в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором они выбыли из него.

Одно лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Главный принцип управления деятельностью полного товарищества ─ общее согласие всех участников. Но в учредительном договоре могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников. Если договором не предусмотрен иной порядок определения количества голосов участников, каждый участник полного товарищества имеет один голос.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

В товариществе на вере (коммандитное товарищество) наряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по его обязательствам своим имуществом (т. н. полными товарищами), есть хотя бы один участник, называемый вкладчиком (коммандитистом). Вкладчики не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности и несут риск убытков лишь в пределах сумм внесенных ими вкладов.

Лицо может быть полным товарищем только в одном товариществе на вере. Участник полного товарищества не может быть полным товарищем в товариществе на вере, а полный товарищ в товариществе на вере не может быть участником полного товарищества.

Число коммандитистов в товариществе на вере не должно превышать двадцать. В противном случае оно подлежит преобразованию в хозяйственное общество в течение года. По истечении этого срока, если число коммандитистов не уменьшится до нужного числа, его ликвидируют в судебном порядке.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами. Порядок управления и ведения дел устанавливается по правилам ГК РФ о полном товариществе.

Вкладчики не участвуют в управлении и ведении дел товарищества на вере и могут выступать от его имени только по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.

Итоговый классный час

«О товариществе и дружбе»

Цель: формирование твёрдых понятий о дружбе, осознание своих обязанностей перед друзьями.

Предварительная работа:

  1. Анкетирование учащихся;
  2. Мини-сочинение о лучшем друге, подруге;
  3. Продолжить высказывания;
  4. Выучить четверостишие.

ХОД БЕСЕДЫ:

  1. ЧТЕНИЕ СОЧИНЕНИЙ
  2. БЕСЕДА:

Товарищество и дружба – удивительные отношения, возникающие между людьми. В «Толковом словаре» В.И.Даля дано такое определение дружбы: «Бескорыстная стойкая приязнь». На первое место учёный ставил бескорыстие. Оно делает отношения между друзьями благородными и чистыми.

Дружба означает близость и взаимное тяготение людей друг к другу. Настоящий друг лучше, чем кто-то другой, поймёт ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет бескорыстную помощь. Если это необходимо, он ради вас даже поступится своим благополучием, пойдёт на какие угодно жертвы. Товарищеские отношения строятся на основе взаимопонимания, уважения друг к другу.

Аристотель считал: «Дружба – самое необходимое для жизни, так никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если бы он имел все остальные блага».

Люди ещё в далёкие времена задавали себе вопрос «Что делает одного человека привлекательным для другого и, в частности, ищет ли он в друге собственное подобие или дополнение?» С точки зрения здравого смысла оба мнения одинаково правдоподобны.

Понимание друга как другого «Я» обязательно предполагает принцип сходства: люди, расходящиеся между собой в самых существенных качествах, вряд ли могут быть особенно близки.

Многие предпочитают дружить с людьми своего возраста, пола, социального положения, образования. Почти столь же желательно совпадение или, по крайней мере, близость основных ценностных ориентаций, интересов и черт характера.

Дружба всегда предполагает определённые нравственные принципы – верность, постоянство, честность…

Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Во все времена дружба была мерилом ценности человека. Недаром народ сложил о ней пословицы и поговорки: «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», «Друга ищи, а нашёл – береги», «Старый друг лучше новых двух», «Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне», «Друзья познаются в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось», «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Надёжный фундамент дружбы – товарищество. Это благородное чувство. Чувство товарищества зародилось в глубокой древности, когда людям, чтобы выжить, преодолеть голод, болезни, была необходима взаимопомощь.

Понятие «товарищество» не всегда имело нынешнее значение. Например, в XVII веке слово «товарищ» означало «боевой соратник». Во все времена особенно высоко ценилось боевое товарищество. В годы Великой Отечественной войны оно во многом предопределило победу нашего народа над немецко-фашистскими захватчиками.

  1. РАБОТА УЧЕНИКОВ:
  1. ПРОДОЛЖЕНИЕ БЕСЕДЫ:

Академик Д.С.Лихачёв, обращаясь к молодёжи, писал: «Поддерживайте товарищеские отношения со своими одноклассниками. Будьте хорошим, честным, прямым и добрым товарищем, именно товарищем. Это запоминается на всю жизнь. Друзья создаются в юности. Помните это! Затем становится всё труднее и труднее подружиться. Помните и это».

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Всё это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надёжные. Друзья на всю жизнь.

Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

  1. РАБОТА УЧЕНИКОВ:

Учащиеся по очереди читают стихотворение:

Побил меня Гуляев Колька:

Зачем снежком я запустил?

Но я реветь не стал нисколько,

Я молча слёзы проглотил.

Пришёл домой, захлопнул двери,

Ничком свалился на кровать.

А я-то в дружбу нашу верил!..

Но больше дружбе не бывать!

А собирались всем делиться,

Как настоящие друзья!

На теплоход один проситься:

Матросом – ты, матросом – я!

Хотели вместе мы по свету

Поплавать вдоль и поперёк…

Ах, Колька, Колька, что э ты это?!

Такую дружбу не сберёг!

Ты не сберёг мечты хорошей,

И вот всему конец теперь!..

Но чьи шаги у нас в прихожей?

Кто приоткрыл тихонько дверь?

Да это Колька – так несмело

Вошёл с поникшей головой: -

Прости уж! Сердишься?.. За дело!

Беда, горячий я какой!

Я подхожу к нему мириться

И говорю ему: - Ну что ж!

Я не сержусь: чего сердиться?

Я так и знал, что ты придёшь!

  1. БЕСЕДА:

Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.

  1. ЗВУЧИТ ПЕСНЯ В.ВЫСОЦКОГО «ЕСЛИ ДРУГ ОКАЗАЛСЯ ВДРУГ…»
  2. ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ:

Ученики школы, где работал директором выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, выработали такие «Законы дружбы»:

  1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству;
  2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее;
  3. Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность;
  4. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу;
  5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию;
  6. Умей дружить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие;
  7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
  1. КАК НАУЧИТЬСЯ ДРУЖИТЬ? Этот вопрос часто задают ребята. Ответим им строками из писем таких же ребят, как они сами.

«Если хочешь иметь хорошего друга, старайся сам стать лучше. Будь добрым, справедливым, честным, смелым. Стремись больше узнать, больше уметь, чтобы другим было интересно с тобой дружить. Тогда потянутся к тебе люди, найдётся и тот, с кем завяжется у тебя самая тесная дружба» (РАЯ СЫРЦОВА ИЗ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ)

«Настоящими друзьями могут быть люди, которые имеют много общего в мыслях, помогают друг другу и дорожат дружбой» (ЛЮБА СМИРНОВА ИЗ Г,ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

«Дружбу надо заслужить. Надо, чтобы люди поняли, что ты тот человек, на которого можно положиться и в трудную минуту, и в радостную. Тогда у тебя обязательно будут друзья. Друзья на всю жизнь» (ВИТЯ САМСОНОВ ИЗ Г,КИЕВА)

  1. БЕСЕДА: Прислушайтесь к этим советам, чтобы не оказаться на месте девочки, которая прислала в редакцию такое письмо «Помогите мне, я очень несчастна, потому что у меня нет друзей. Мне 16 лет. Я учусь в школе в 9 классе, но мне кажется, что я там лишняя. Дорогая редакция, посоветуйте, что мне делать, а то я одна, совсем одна…»

Другу ты отдать сумей всё тепло души своей.

Всё отдал – богаче стал. Что сберёг, то потерял.

Лишь тот не на год – навсегда богат, Кто дружбу сохранит, как бесценный клад.

Лишь тот не на год – счастлив навсегда, Кто дружбу пронесёт честно сквозь года.

Дополнительный материал: рассказ В.Россина «Двойной праздник»

«Февраль 43 года выдался, помню, суровый. Трещали от мороза деревья. Завывал, улюлюкал колючий ветер… В ночь на 23 вызывает меня командир роты. Товарищ Лозовой, - говорит, - не забыл, что у нас завтра? Не забыл, - отвечаю. – День рождения нашей армии. Верно, - кивнул ротный. – Вот и бери своего напарника, напомни гитлеровцам про этот наш праздник.

Вместе с ефрейтором Волошиным, усатым кряжистым волжанином, мы затаились в снайперской засаде. Место выбрали у подбитого немецкого танка, впереди наших позиций. А надо сказать, опасное это дело. Стоит неосторожно пошевельнутся, как тебя засекут вражеские наблюдатели. И трудное… Выслеживать фашистов приходится в холод, дождь, жару.

Рассвело. Лежим, наблюдаем. И вот где-то около полудня Волошин встревожено зашептал: Сержант, возня какая-то у мельницы! – и протянул мне бинокль. Отчётливо, будто в нескольких шагах, увидел я разбитую снарядом мельницу. Из неё выскользнул солдат в белой накидке. Выскользнул и залёг у заснеженного куста. Я потянулся было к винтовке, а потом сказал себе: «Спокойно, посмотрим, что будет дальше». Солдат же тот, осмелев, встал на колени и махнул кому-то рукой. Иди, мол, не бойся. В этакую холодину русским не до нас. Вскоре появился ещё один, низенький, толстый, в надвинутой на уши пилотке. За спиной телефонный аппарат. Эге, думаю, наблюдательный пункт у них на мельнице. Нет, ничего не выйдет из вашей затеи. Получайте своё! В немецких окопах всполошились. Поняли, что неподалёку засел снайпер, принялись обстреливать подозрительные места. Вокруг нас заухали мины. Пламя, грохот. Ранило меня в ногу. Волошин наложил мне повязку, но кровь сочилась и сочилась. Как быть? Пока не стемнеет, не стемнеет, не выберешься, сразу подстрелят. Медленно тянулось время. Волошин увидел, что я мёрзну, снял полушубок, укутал меня. Туговато пришлось ему в одном ватнике и масхалате. Коченеть начал. Кто знает, как бы всё обернулось, если бы не поднялась метель. Вокруг – снежная пелена. Ну и обрадовался я той метели! Слов нет, чтоб передать мою радость: уходить можно! Волошин взвалил меня на спину, взял оружие, взял оружие. Каждый шаг по глубокому мягкому снегу давался ему с трудом. Он спотыкался, падал и снова тащился дальше. Оставь меня, Коля,- попросил я. Возьмёшь ребят в помощь и тогда. Вот тогда и вернёшься. Но Волошин не соглашался. Эх, Дима, Дима! – укоризненно сказал. И что ты такое предлагаешь! А вдруг гитлеровские солдаты пойдут по нашим следам? Или не найдём тебя в такую вьюгу, и ты замёрзнешь? Совсем он из сил выбился, но притащил меня к своим. Теперь Волошин уже не Коля, а Николай Васильевич, известный на всю область комбайнёр. Живёт он от меня за сотни километров, но каждый год 23 февраля мы обязательно встречаемся. Ведь это для нас, можно сказать, из праздников праздник, просто двойной праздник»




Публикации по теме