Рассказы о настоящей дружбе советских писателей. Сказка «Правила дружбы

Внеклассное чтение в начальной школе. Внеклассное чтение 1-4 класс. Рассказ для младших школьников. Рассказ о школе.

Виктор Голявкин. Настоящая дружба

У Андрюшки было много друзей во дворе. Некоторые даже ходили уже в школу, но такого маленького друга у него ещё никогда не было.

Этот новый друг Вадик знал несколько слов и большую часть времени спал в коляске. И тем не менее он был настоящий друг.

При виде Андрюши он ещё издали кричал:

Всё, что у него было в руках, он протягивал своему другу и говорил:

А однажды, когда на Андрюшу залаяла большая собака, Вадик так громко заплакал, что собака поджала хвост и замолчала.

Зато Андрюша, как друг, водил малыша за руку, и благодаря этому Вадик быстро научился самостоятельно ходить. Ведь Андрюша сам в своё время

не сразу научился ходить самостоятельно и, наверное, помнил об этом.

А когда мама Вадика отлучалась, всегда следил, чтобы друг его не вывалился из коляски, и Вадик, хорошо понимая это, протягивал ему руки и говорил:

Андрюша часто дарил ему какую-ни- будь свою игрушку, и Вадик радостно кричал:

Теперь Андрюша ходит уже в школу и, говорят, не очень-то смирно сидит за партой, а Вадик вовсю бегает и ни минуты не желает сидеть в коляске.

И они по-прежнему друзья.

Книги для детей

Понятия «друг», «дружба» входят в жизнь ребят с 4-5 лет. Но по-настоящему дружить они научатся гораздо позже, и немало помогут им в этом рассказы о дружбе и товариществе сверстников.




Чем больше книг прочитает подросток на эту тему, тем больше шансов на то, что, став взрослым, он сможет быть хорошим товарищем. Нельзя требовать от людей того, что не можешь дать им сам! Книги должны раскрыть перед юным читателем мир благородных героев, способных жертвовать своим временем, силами, интересами, материальными благами ради друзей.

Самые первые «уроки» дружбы дети получают, читая произведения со сказочными сюжетами. Стоит только вспомнить, насколько внимательны друг к другу были герои книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». А чем только не жертвовал ради дорогого друга Малыш в повести А.Линдгрен «Малыш и Карлсон». Не обошелся бы без помощи друзей и главный герой другой книги замечательной шведской писательницы - «Знаменитый сыщик Калле Блюмквист рискует». Тема дружбы раскрывается и в произведении Х.Хайне «Друзья навсегда». Сюжеты всех этих историй вымышленные, а вот дружба героев - настоящая!

Интересные маленькие рассказы о дружбе помогут ребятам научиться общаться с ровесниками, находить общие игры, увлечения.

Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

Для ребят среднего школьного возраста будут интересны не только рассказы о дружбе для детей - в круг их чтения можно включить более крупные жанровые формы. События, положенные в основу повести А.Гайдара « », давно в прошлом, а основная мысль произведения о том, что дружба должна основываться не на пустом времяпровождении, не на одних развлечениях, а на общности духовных интересов, благородных идей абсолютно актуальна. Тему может продолжить творчество следующих авторов:

Чем старше становится юный читатель, тем более глубокие рассказы о друзьях и дружбе нужно ему предлагать: он должен понять, что слабый человек не способен стать хорошим товарищем. Ему будет сложно держать данное слово, брать на себя часть забот друга, делиться с последним какими-либо благами. Пример сильных людей, умеющих дружить по-настоящему, дадут ему герои следующих книг:

Д.Лондон «Смок Белью»

О том, что дружба не имеет возрастных границ и может возникать между представителями разных поколений и даже разных социальных кругов, ребята узнают, прочитав книгу Г.Бичер-Стоу « ». Трогательная история о том, как белокожая девочка Ева, дочь господина, поддерживала старого негра Тома - невольника ее отца, не оставит равнодушными юных читателей.

Что спасло от голода и холода на необитаемом острове легендарного - героя одноименного романа Д.Дефо? Несомненно, смекалка и хорошая физическая подготовка. Что спасло его от потери силы духа, так необходимой человеку в экстренных ситуациях? Дружба с Пятницей. Еще один урок для ребят: бывают ситуации, когда деньги не имеют никакого значения, - человека может спасти только помощь и поддержка ближних.

Пример бескорыстной, верной дружбы дают главные герои приключенческого романа А.Дюма « ». Их взаимное уважение, бесстрашие и готовность в любую минуту прийти на помощь друг другу покоряют юных читателей.

Если рассказы о дружбе для школьников средних классов призваны воспитать чувства долга, честности, уважения, доброжелательности по отношению к товарищам, то произведения для старших школьников могут поднимать и более серьезные вопросы: как можно поддержать друга в сложной для него ситуации? Как поступить друзьям, если их интересы пересеклись? Как научиться прощать ошибки товарищей? Как относиться к предательству друзей, если вдруг такое когда-то случится? На эти вопросы ребята могут найти ответы в следующих книгах.

В современном мире понятие дружбы трансформировалось в нечто абстрактное. Информационные технологии обесценили человеческие отношения.

Не секрет, что сейчас многие люди могут похвастаться разве что виртуальными привязанностями. Однако фолловер, в отличие от истинного друга, навряд ли придет на помощь в трудную минуту. Спросите себя - может ли компьютер заменить реальное рукопожатие, улыбку, совет и посиделки в баре с разговорами по душам? Ответ будет однозначно отрицательным.

Подборка книг об истинных друзьях

1. «Три товарища», Эрих Мария Ремарк

На данное нетленное произведение Ремарка ссылались многие наши современники. К примеру, оно было упомянуто в оскароносной картине «Москва слезам не верит». «Три товарища» - один из самых пронзительных, драматических и красивых романов о дружбе и любви. Созданный в первой половине ХХ века, он до сих пор вызывает неподдельный интерес у читателей.

Популярность книги обусловлена реальностью описанных в нем переживаний. Автор сам прошел чрезвычайно сложный жизненный путь, поэтому знал цену искренним отношениям. Ремарк излагал свои гениальные размышления просто и задушевно. Подобный подход внес роман в Золотой фонд мировой литературы. Даю гарантию, поколения наших потомков будут зачитываться творениями великого классика.

2. «Приключения Гекльберри Финна», Марк Твен

Колоритное население местечек, расположенных вдоль русла реки Миссисипи, знакомо нам со школьной скамьи. В детстве мы с удовольствием переносились в городки Юга США, бегали по тропинкам вместе с Томом и Геком и ухахатывались, живо представляя прохождения хулиганистых мальчишек, читаю эту книгу о дружбе.

Что касается повзрослевшей аудитории, то я настоятельно рекомендую еще разок прочитать романы Марка Твена. Если в более юном возрасте мы следили исключительно за приключениями главных героев, то с опытом начинаем обращать внимание на социальный и политический подтекст описанных событий и выносить для себя много нового.

3. «Снежная Королева», Ганс Христиан Андерсен

Немногие знают, что из-под пера талантливейшего автора вышло множество серьезных книг. Андерсен писал красивые стихи, глубокомысленные драмы, разнообразные очерки и философские романы. Однако прославился датчанин именно сказками.

В короткие, всеми нами любимые притчи, писатель попытался вложить целую Вселенную. И мне кажется, ему это удалось в полной мере. Сюжет «Снежной Королевы» знаком нам с пеленок. С момента публикации в 1844 году сказка завоевала необычайную популярность. Из 7-ми глав мы узнаем о приключениях девочки Герды, вознамерившейся во что бы то ни стало вызволить друга из плена. По утверждениям биографов, прототипом главной героини стала дама сердца Андерсена, оперная певица, не разделившая его чувства.

4. «Паутина Шарлотты», Элвин Брукс Уайт

К своему стыду эту книгу я прочитала совсем недавно. На улице стояла прескверная погода, настроение было под стать метеопрогнозу. Захотелось чего-то теплого и душевного. В таких ситуациях на помощь приходят детские книжки.

Коротенькая повесть Элвина Брукса Уайта познакомит вас с милейшим поросеночком Уилбуром. Он был последним в помете, самым маленьким и хилым. От смерти главного героя спасло вмешательство девочки Ферн. Поросенка продали по дешевке на Скотный двор, где он нашел настоящего друга в лице паучихи Шарлотты. Именно ее сети помогут малышу стать самым популярным кабанчиком округа.

5. «Бегущий за ветром», Халед Хоссейни

Во всем мире не сыскать настолько непохожих людей. Парадоксально, но две противоположности притянулись друг к другу и стали очень близки. Амир и Хасан будто выходцы с разных планет.

Один – потомок важного аристократа, паренек с отличным образованием, претендующим на звание интеллектуала. Другой – сын хромого и жалкого человека, безграмотный мальчик с физическими недостатками. Его уродливую «заячью» губу невозможно скрыть от окружающих. Естественно, Хасан столкнулся с жестокой травлей.

До поры до времени кабульские ребята дружили. Сравнительно мирную идиллию нарушили страшные события. Сексуальное насилие стало точкой не возврата. Беспрецедентное происшествие и предательство Амира разбросало друзей по разным сторонам. Каждому был уготован собственный путь. Но разве можно разорвать тончайшие связи, закрепленные с детства между двумя душами?

6. «Жареные зеленые помидоры в кафе «Полустанок», Фэнни Флэгг

История о дружбе двух женщин с огромной разницей в возрасте. Случайное знакомство благотворно повлияло на обеих героинь романа. Однако я забегаю несколько вперед, попытаюсь начать сначала.

В небольшом городке штата Алабама проживает 48-летняя Эвелин. Она сбагрила ненавистную свекровь в дом престарелых, но все равно вынуждена навещать мерзкую старуху. Именно в последнем приюте для пожилых главная героиня встретится с 86-летней Нинни.

Эвелин разочаровалась в жизни, ее покинули дети, муж давно охладел и с трудом терпит ее общество. Женщина пребывает в постоянной депрессии и килограммами поедает сладкое. Новая знакомая, невзирая на беды и преклонный возраст, сохранила оптимизм. Нинни перевернет сознание Эвелин и наставит ее на путь, ведущий к счастью.

7. «Богач, бедняк», Ирвин Шоу

Драма 1969 года повествует об отношениях внутри одной семьи. Особое внимание уделяется рассказу о судьбе двух братьев. Одному удалось выбиться в люди, что не удивительно, ведь Руди любили в семье и школе. Он производил впечатление «хорошего мальчика», учился на отлично и вел себя примерно.

Тома, второго брата, родители не больно жаловали. Мальчик отличался несносным характером, хулиганил и вечно влипал в плохие истории. Том выбрал боксерское поприще, которое не принесло ему ни богатства, ни славы. Рекомендую посмотреть вам гениальную советскую экранизацию уникального произведения Ирвина Шоу. Талант автора в купе с дополнениями режиссера Арунаса Жебрюнаса оставит неизгладимый след в ваших сердцах.

8. «Дом, в котором...», Мариам Петросян

Хотя официально главным героем является парень по кличке Курильщик, на самом деле истинный центральный персонаж романа Мариам Петросян – старинный дом. В его стенах нашли приют дети-инвалиды и только от благосклонности здания зависит качество жизни внутри интерната. Полуразрушенное строение может принять, а может отвергнуть поселенца по собственному усмотрению.

Жильцы Дома откликаются на прозвища, они разделены на классы в зависимости от возможности выходить в окружающий мир. Читатель постепенно познает изнанку приюта, его охватывает паутина мистицизма и оторваться от романа становится нереально.

9. «Книжный вор», Маркус Зузак

Декорациями событий завязки выступает предвоенная Германия. На дворе стоит 1939 год. У Черного Жнеца день ото дня прибавляется работы. Смерть засучила рукава и занесла свою косу над головой миллионов.

Не так давно овдовевшая женщина везет своих детей, малышку Лизель и ее братика, к приемным родителям. Опальная мать надеется спасти отпрысков от железного кулака нацистов. В дороге случается трагедия. «Старуха с косой» навещает тяжелобольного мальчика и уносит его на темных крыльях на тот свет.

Смерть обращает внимание на девятилетнюю Лизель. Данное событие оставляет шрам в памяти девочки. Затем главная героиня попадает на Небесную улицу, находит новых друзей в лице приемных родителей, соседских ребят и беглых евреев. Однако центральным объектом романа являются книги. Короткая история говорит о том, какое воздействие может оказать печатное слово на душу и как оно влияет на жизнь человека.

10. «Кондуит и Швамбрания», Лев Кассиль

Вы можете вменить Льву Кассилю чрезмерное увлечение советчиной, но подумайте сами, о чем мог писать автор, заставший становление и расцвет СССР. Он ловко сумел рассказать личные воспоминания об Октябрьской революции, поместив их в рамки детской повести.

Двое братьев Леля и Ося основали воображаемое государство Швамбранию. Ребята населили ее необъятные просторы любителями приключений, мореплавателями и исследователями. Сами мальчишки – почетные жители Швамбрании и признанные герои. Швамбраны столкнулись с горькой реальностью, поступив в местную гимназию. В стенах учебного заведения царят строгие порядки, за любую провинность можно угодить в страшный Кондуит.

На фоне социалистической революции происходит взросление Лели и Оси, они находят друзей и постепенно реформируют свою воображаемую страну. Чем больше обязанностей возникает у мальчиков, тем меньше времени остается на игры. Постепенно ребята приходят к мысли, что Швамбранию следует оставить в прошлом.

11. «Смилла и ее чувство снега», Питер Хег

Вторая книга датского автора вышла в 1992 году. Повествование, ведущееся от женского лица, принесло своему создателю всемирную славу и весомые литературные награды.

Основные события разворачиваются в Копенгагене. Смилла возвращается с работы и видит маленького мальчика на крыше. Он хочет прыгнуть вниз, колеблется и срывается со скользкого ската. Девушка знакома с ребенком. Его имя - Исайя и он сын ее соседки. Дело в том, что малыш боялся высоты и не мог по собственному желанию взобраться на крышу.

Смилла решает осмотреть место происшествия и по следам на снегу понимает, что ребенка преследовали. Свои подозрения она излагает в полиции, однако ее никто не слушает. Дело закрывают по факту самоубийства. Но Смилле был дорог этот мальчик, девушка хочет найти ответы на свои вопросы. Как раскрытую книгу она читает белоснежное полотно снега, и этот покров становится ей дороже любви.

12. «Мост в Терабитию», Кэтрин Патерсон

В самой среднестатистической семье штата Виргиния живет талантливый мальчик. К сожалению, маленького Джесса никто не воспринимает всерьез. Мама и папа постоянно заняты, пытаясь прокормить многочисленное семейство, старшие сестры игнорируют странноватого братца, одноклассники издеваются над пареньком, подтрунивая над его бедностью. В начале повести Джесс дружит лишь с шестилетней сестренкой.

Все меняется с приездом в городок семьи Берков. Рядом с главным героем селится удивительная девочка Лесли. С ее помощью Джесс создает страну Терабитию, единственный путь в которую открывается посредством прыжка на веревке через реку. Постепенно ребята расширяют свое выдуманное государство, но несчастный случай прервет безмятежное существование друзей.

13. «Пер Гюнт», Генрик Ибсен

Драматическая пьеса норвежского поэта содержит в себе и реалистичные сцены, и фантастические приключения, и романтические нотки. Сам автор полагал, что за пределами Скандинавии результат его работы вряд ли будет воспринят читателями.

Однако перевод поэмы на множество европейских языков опроверг опасения создателя. В дополнение потрясающая музыка Эдварда Грига укрепила позиции пьесы «Пер Гюнт» и подарила ей всемирное признание и ошеломительную популярность. Произведение неоднократно было перенесено на телевизионные экраны и театральные подмостки.

  • Данный материал предназначен для учащихся младшего школьного возраста и главная его цель: учить детей ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы; учить придерживаться правил общения, отношения к своим друзьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель – Софронова Л.И.

Предмет – внеклассная работа

Тема : классный час «О дружбе и друзьях».

Цели:

  1. учить детей ценить дружбу, друзей; на основе примеров и жизненного опыта показать важность и ценность настоящей дружбы;
  2. учить придерживаться правил общения, отношения к своим друзьям;
  3. развивать коммуникативные умения, умение работать индивидуально и коллективно:
  4. способствовать сплочению коллектива, воспитывать культуру общения.

Продолжительность занятия – 45 минут

Класс – второй

Образовательное учреждение – МБОУ « Ананьевская средняя общеобразовательная школа»

Метод обучения: поисковый, словесный, практический

Оборудование :

  1. проектор, экран, компьютер;
  2. сигнальные карточки;
  3. рисунок радуги;
  4. выставка книг о друзьях и дружбе;
  5. карточки со словами, определяющих качества друзей;
  6. свеча;
  7. тексты пословиц;
  8. сердце и сердечки из картона;
  9. лепестки ромашки из картона, цветы из цветной бумаги;
  10. рисунки детей

Ход классного часа:

  1. Организационный момент.

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Каким бы вы хотели видеть наш классный час? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.

(Дети поднимают карточку – «настроение» .)

  1. Стадия вызова.

Учитель: А чтобы тему классного часа узнать, нужно нам загадку разгадать:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. / Радуга. /

(На доске рисунок радуги, но бесцветной)

Верно! Но наша радуга будет необычной /на ватмане восковой свечой написаны слова, после раскрашивания которых цветами радуги их можно прочитать/:

Обществу
Дарить
Радость
Улыбку
Желание
Благородство
Единство

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему классного часа.

– О чем будем говорить? /О дружбе./

Слайд № 1 « Дружба» Звучит песня В.Шаинского “О дружбе”. /“Дружба верная…”./

О дружбе говорили во все времена, о ней писали и излагали свои мысли поэты и писатели, ученые и философы, крестьяне и дворяне. Например, философ Сократ писал так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы».

  1. Целеполагание.

Какую цель вы себе поставите на сегодняшнем занятии?

Что бы вы хотели узнать?

Сегодня мы будем обсуждать несколько серьезных вопросов.

Слайд №2 (1). Что такое дружба?

Кто такой друг?

Что значит дружить?

  1. Беседа о Дружбе.

1.- Какое прекрасное слово «Дружба».

Произнесите это слово. Что вы представляете себе?

Ученики : - вспоминаю друг, с которым интересно играть, читать новую книгу;

Вспоминаю подругу с которой можно посекретничать;

Вспоминаю маму;

Вспоминаю четвероного друга, любимую кошку;

Отрывок из стихотворения Л. Измайлова « Монолог о дружбе».

Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…

если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на Земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.

(Выставка книг о друзьях и дружбе)

Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то - в меньшей. В свободное время вы можете прочитать любую из этих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях»

2. Учитель проводит викторину.

Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)

  1. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
  1. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)
  1. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье)
  1. Виктор Драгунский написал много смешных рассказов про друзей - Дениску Кораблева и Мишку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассники решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ? (Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)
  1. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)
  1. Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

V. Физкультминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь.

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

3. Беседа о друге.

Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом.

У кого из вас друзья - взрослые?

Почему вам нравится иметь взрослого друга?

Чему он может вас научить?

Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?

Вывод : взрослый опытнее, он помощник, советчик.

Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

Для чего дружить ровесникам?

Дети отвечают.

Ангелина читает стихотворение С.Михалкова «Хорошие товарищи»

Мальчик Миша мается -
Миша заикается.

Как другие - чисто, ясно, -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет, повторить.

Нелегко ему даются
Все слова на букву "К",
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка:

Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!

Миша выговорит слово,
А другого не видать...
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!

Вывод : у сверстников общие интересы, учеба, игра, коллективное дело.

Есть ли у вас друзья-животные?

Какие?

Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?

Что самое хорошее в дружбе с животным?

Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.

Алеша читает стих-ие Т.Агибаловой « У меня теперь есть друг»

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь

ПОКАЗ МУЛЬТФИЛЬМА.

Какая главная мысль этого произведения?

Почему так важно иметь воображаемого друга? Сделайте вывод.

Вывод: такой друг развеет тоску, одиночество, научит фантазировать.

- Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящим. А что значит настоящий друг?

4. Работа в группах.

Задание. У вас на столах лепестки цветка. Как вы думаете, какой цветок можно составить? Составьте ромашку, а на ее лепестках напишите качества, которыми можно охарактеризовать настоящего друга. (5 качеств)

Добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, трусливый, жадный, терпеливый, льстивый, богатый, доверчивый, веселый, ленивый, общительный, бескорыстный, трудолюбивый.

В каждой группе оформляется ромашка и вывешивается на доску.

- Какие качества у вас совпали? (Честный, преданный, умеющий хранить секреты, бескорыстный.)

- Назовите из этих качеств, 1 которое есть у вас.

Зачеркните слова – качества, которыми не должен обладать настоящий друг.

Какое надежное и емкое слово дружба.

А кто такой друг? Вы писали свои высказывания о друге, давайте прочитаем их.

Слайд №3

- поможет в трудные минуты;

Выручит, когда ты окажешься в беде;

Тебя понимает лучше всех;

Поделится последним куском хлеба;

Ничего не пожалеет для тебя;

Которому можно рассказать все свои секреты.

А это определение слова друг из словаря.

Слайд №4 Друг – это человек, который связан с кем – нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

5. Беседа о дружбе.

А вот как понимает слово «дружба» ваши ровесники .

Ученики читает стихотворение «Что такое дружба».

Что такое дружба?-

Спросила я у птицы.

Это когда коршун

Летает вместе с синицей.

Спросила я у зверя:

Что такое дружба?

Это когда зайцу

Лисы бояться не нужно.

А после спросила у девочки:

Дружба – что такое?

Это что-то огромное,

Радостное и большое!

Это когда ребята все сразу,

Все вместе играют,

Это когда мальчишки

Девчонок не задирают.

Дружить должны все на свете:

И звери, и птицы, и дети!

- Прочитайте определение слова «дружба» из словаря В.И.Даля.

Слайд№5 Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Послушайте стих-ие « Требуется друг», которое прочитает Люда.

Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”

VI. Релаксация под спокойную музыку.

Слайд № 6.

Закройте глаза.

Дыхание ровное.

Представьте место, где вы можете отдохнуть.

Море, солнышко, плещется вода.

Вы лежите на теплом песочке, солнечные лучики ласково касаются вас.

Почувствуйте их тепло. Вам хорошо, спокойно. Рядом с вами ваши друзья,

Вы чувствуете их поддержку.

А теперь медленно возвращаемся в класс. Открываем глаза.

6. Работа в группах.

Задание. Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. У вас на столах части пословиц. Составьте их, соедините начало конец. Как вы понимаете?

Слайд № 7 Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Человек без друзей, что дерево без корней

Слайд № 8. Нет друга ищи, а найдешь береги.

Не мил и свет, когда друга нет.

Слайд № 9. С хорошим другом – горы свернешь, с плохим- горя хлебнешь.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы . Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

7. Работа в группах.

Составьте законы дружбы и запишите их на сердечках. (У каждой группы 2 сердечка.)

Обратите внимание, какое большое сердце нарисовано. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Прочитайте, какие правила у вас получились и наклейте свои сердечки на большое сердце.

Дети наклеивают свои сердечки.

Посмотрите, оно как будто забилось.

Давайте прочитаем правила дружбы, которое составил великий педагог Сухомлинский.

Слайд № 10 «Правила дружбы» Сухомлинского

Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке.

Не обманывай друга ни в чём.

Будь с ним честен.

Не обзывай и не унижай своего друга.

Останови друга, если он делает что-то плохое.

Умей признать свои ошибки и помириться с другом

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

8. Обсуждение проблемных ситуаций в группах.

– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.

Слайд № 11. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.

Слайд № 12. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.

Слайд № 13. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.

– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./

Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника.

Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

9. Игра. “Давайте говорить друг другу комплименты”.

Все ребята встают в круг. Передают друг другу горящую свечу и говорят комплименты или хвалят за что-либо.

10. Вывод:

Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил
Каждый человек.

VII. Рефлексия.

Вот и подходит к концу наш классный час о дружбе. Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?

Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться.

«Дружба» Что такое дружба? Кто такой друг? Что значит дружить?

Друг – это тот, кто… - поможет в трудные минуты; - выручит, когда ты окажешься в беде; - тебя понимает лучше всех; - поделится последним куском хлеба; - ничего не пожалеет для тебя; - которому можно рассказать все свои секреты.

Друг – это… человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Дружба – это… близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

П о с л о в и ц ы Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга- ищи, а найдёшь- береги. Не мил и свет, когда друга нет.

С хорошим другом - горы свернёшь, с плохим – горе хлебнёшь. Нет лучше дружка, чем родная матушка.

ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ Выбирай друзей по душевным качествам, не по одёжке. Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен. Не обзывай и не унижай своего друга. Останови друга, если он делает что-то плохое. Умей признать свои ошибки и помириться с другом

Проблемные ситуации: Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.

Твой друг предлагает тебе поступить плохо. Проблемные ситуации:

Твой друг получает плохие отметки за четверть и тебе запрещают с ним дружить. Проблемные ситуации:

Продолжи предложения: Классный час заставил меня задуматься… Классный час навёл меня на размышления …

Спасибо за работу на уроке!


Здравствуйте, Друзья!

Что такое дружба? Как научить своих детей дружить? Как научить выбирать себе друзей? Какие поступки могут считаться хорошими, а какие дурными? Как вести себя в конфликтных ситуациях детям, да, и взрослым тоже? …

Своим личным примером. И читайте книги о дружбе. Смотрите хорошие мультфильмы и фильмы.

Сегодня я предлагаю вам для чтения в выходные подборку стихов и рассказов о дружбе для детей.

«Дружба — самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага».

Аристотель

Что такое дружба?

Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоем в кино?
Может быть, хороший пас в футболе?
Может быть, подсказку у доски?
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил все видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок дает ему списать.
Разве это дружба, если двое
Вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «Вы не в школе?» –
Оба дружно начинают врать.
Ну, а может, дружба, – это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?

Друзья-товарищи.

День стоял весёлый
Раннею весной.
Шли мы после школы -
Я да ты со мной.

Куртки нараспашку,
Шапки набекрень, -
Шли куда попало
В первый тёплый день.

Шли куда попало -
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.

А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.

Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой.

Весело расстались -
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!

Ты, да я, да мы с тобой!

Ты, да я, да мы с тобой!
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, земля.

Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Землю обогнём, потом махнём на Марс.
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.

Ты, да я, да мы с тобой!
Ты, да я, да мы с тобой!
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаёмся,
Дружба всё равно остаётся,
Дружба остаётся с нами навсегда.

Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой…

Письмо.

Здравствуй, друг Серёга! Пишет тебе Юра Шурупов. Как я уже тебе писал раньше, я отдыхаю у бабушки в деревне. Здесь хорошо. Щебечут птицы, мычат коровы.

Деревня находится недалеко от станции, мимо которой проходят пассажирские и товарные поезда. Расстояние, которое пассажирский поезд проходит за 3 часа, товарный проходит за 5 часов. Теперь представь, что поезда отправились одновременно навстречу друг другу и к моменту их встречи путь, пройденный пассажирским поездом, оказался равным 180 километрам. Спрашивается: какой путь прошёл товарный поезд? Но это я так, к слову.

Моя бабушка работает в совхозном огороде. Чего только здесь не растёт! Недавно с огорода собрали моркови 176 килограммов, капусты на 468 килограммов больше, чем моркови, а картофеля на 750 килограммов больше, чем моркови и капусты, вместе взятых. Представляешь, сколько собрали овощей!

Ты спрашиваешь в письме, какой глубины речка и есть ли ягоды в лесу. На это я тебе ответить не могу, так как купаться и ходить в лес некогда: целыми днями я решаю разные задачи. Ты же знаешь, что по математике у меня сплошные двойки, потому что на уроках я играл в «крестики-нолики» и в «морской бой».

Вот я и взялся за ум. Я уже решил из учебника 34 задачи, что составляет 2/5 от всех задач, или 40 процентов. Как видишь, Серёга, мне не до отдыха! Ну, ничего, в сентябре отдохну!

Вот и всё. Как твои дела? Как отдыхаешь? Пиши.

Больше писать нечего. Пойду отнесу это письмо на почту. Почта находится от нашего дома на расстоянии 5 километров. Если я буду идти со скоростью 3 километра в час, то я дойду до почты за 100 минут.

Твой друг Юра Шурупов.

Что любит Мишка.

Один раз мы с Мишкой вошли в зал, где у нас бывают уроки пения. Борис Сергеевич сидел за своим роялем и что-то играл потихоньку. Мы с Мишкой сели на подоконник и не стали ему мешать, да он нас и не заметил вовсе, а продолжал себе играть, и из-под пальцев у него очень быстро выскакивали разные звуки. Они разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное. Мне очень понравилось, и я бы мог долго так сидеть и слушать, но Борис Сергеевич скоро перестал играть. Он закрыл крышку рояля, и увидел нас, и весело сказал:

О! Какие люди! Сидят, как два воробья на веточке! Ну, так что скажете?

Я спросил:

Это вы что играли, Борис Сергеевич?

Он ответил:

Это Шопен. Я его очень люблю.

Я сказал:

Конечно, раз вы учитель пения, вот вы и любите разные песенки.

Он сказал:

Это не песенка. Хотя я и песенки люблю, но это не песенка. То, что я играл, называется гораздо большим словом, чем просто «песенка».

Я сказал:

Каким же? Словом-то?

Он серьёзно и ясно ответил:

Му-зы-ка. Шопен - великий композитор. Он сочинил чудесную музыку. А я люблю музыку больше всего на свете.

Тут он посмотрел на меня внимательно и сказал:

Ну а ты чего любишь? Больше всего на свете?

Я ответил:

Я много чего люблю.

И я рассказал ему, что я люблю. И про собаку, и про строганье, и про слонёнка, и про красных кавалеристов, и про маленькую лань на розовых копытцах, и про древних воинов, про прохладные звезды, и про лошадиные лица, всё, всё…

Он выслушал меня внимательно, у него было задумчивое лицо, когда он слушал, а потом он сказал:

Ишь! А я и не знал. Честно говоря, ты ведь ещё маленький, ты не обижайся, а смотри-ка - любишь как много! Целый мир!

Тут в наш разговор вмешался Мишка. Он надулся и сказал:

А я ещё больше Дениски люблю разных разностей! Подумаешь!!

Борис Сергеевич рассмеялся:

Очень интересно! Ну-ка, поведай тайну своей души. Теперь твоя очередь, принимай эстафету. Итак, начинай! Что же ты любишь?

Мишка поёрзал на подоконнике, потом откашлялся и сказал:

Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже и баранки; бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и с рисом. Я горячо люблю пельмени, и особенно ватрушки, если они свежие, но чёрствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари.

А ещё я люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку.

Варёную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, - на спор, что съем целое кило! И столовую люблю, и чайную, и зельц, и копчёную, и полукопчёную, и сырокопчёную! Эту вообще я люблю больше всех. Очень люблю макароны с маслом, вермишель с маслом, рожки с маслом, сыр с дырочками и без дырочек, с красной коркой или с белой - всё равно.

Люблю вареники с творогом, творог солёный, сладкий, кислый; люблю яблоки, тёртые с сахаром, а то яблоки одни самостоятельно, а если яблоки очищенные - то люблю сначала съесть яблочко, а уж потом, на закуску, - кожуру!

Люблю печёнку, котлеты, селёдку, фасолевый суп, зелёный горошек, варёное мясо, ириски, сахар, чай, джем, боржом, газировку с сиропом, яйца всмятку, вкрутую, в мешочек, могу и сырые. Бутерброды люблю прямо с чем попало, особенно если толсто намазать картофельным пюре или пшённой кашей. Так… Ну, про халву говорить не буду - какой дурак не любит халвы? А ещё я люблю утятину, гусятину и индятину. Ах да! Я всей душой люблю мороженое. За семь, за девять. За тринадцать, за пятнадцать, за девятнадцать. За двадцать две и за двадцать восемь.

Мишка обвёл глазами потолок и перевёл дыхание. Видно, он уже здорово устал. Но Борис Сергеевич пристально смотрел на него, и Мишка поехал дальше. Он бормотал:

Крыжовник, морковку, кету, горбушу, репу, борщ, пельмени, хотя пельмени я уже говорил, бульон, бананы, хурму, компот, сосиски, вареники, колбасу, хотя колбасу уже тоже говорил…

Мишка выдохся и замолчал. По его глазам было видно, что он ждёт, когда Борис Сергеевич его похвалит. Но тот смотрел на Мишку немного недовольно и даже как будто строго. Он тоже словно ждал чего-то от Мишки: что, мол, Мишка ещё скажет. Но Мишка молчал. У них получилось, что они оба друг от друга чего-то ждали и молчали.

Первый не выдержал Борис Сергеевич.

Что ж, Миша, - сказал он, - ты многое любишь, спору нет, но всё, что ты любишь, оно какое- то одинаковое, чересчур съедобное, что ли. Получается, что ты любишь целый продуктовый магазин. И только… А люди? Кого ты любишь? Или из животных?

Тут Мишка весь встрепенулся и покраснел.

Ой, - сказал он смущённо, - чуть не забыл! Ещё - котят! И бабушку!

Уважаемые читатели, я с большим интересом прочитаю все ваши комментарии к любой моей статье.

Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой комментарий. Ваше мнение для меня очень важно, а обратная связь просто необходима. Это позволит сделать блог более интересным и полезным.

Буду Вам очень признательна, если Вы скажете «Спасибо». Это сделать очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь этой информацией с Вашими друзьями.

Спасибо Вам за понимание.

С уважением – Лидия Витальевна



Публикации по теме