Конструктивная деятельность дошкольника. Курсовая работа: Психологические особенности овладения конструктивной деятельностью детей четвертого года жизни

Горохова Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №9 "Теремок"
Населённый пункт: г. Усть-Илимск. 03.09.2016 г.
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Особенности и виды конструктивной деятельности детей."
Дата публикации: 03.09.2016
Раздел: дошкольное образование

Особенности и виды конструктивной деятельности детей в детском саду.
Под детским конструированием принято понимать разные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Конструктивная деятельность направлена на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. При правильно организованной деятельности дети приобретают: 1. конструктивно-технические умения:  сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д.;  делать из бумаги различные поделки – ёлочные игрушки, кораблики и т.д.; 2. обобщенные умения:  целенаправленно рассматривать предметы;  сравнивать их между собой и расчленять на части;  видеть в них общее и различное;  находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;  делать умозаключения и обобщения. Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, изготавливая поделку, мысленно представляют, какой она будет, и заранее планируют, как её выполнять и в какой последовательности. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел, а также является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности:  трудолюбие,  самостоятельность,  инициатива,  упорство при достижении цели,  организованность.  умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.); Наконец, конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При знакомстве детей с современными зданиями и с некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Кремль, Большой театр и т.д.) развивается художественный вкус. А при изготовлении поделок из природного материала у детей появляется особое отношение к окружающему их миру - дети начинают видеть и чувствовать красоту
изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту их сочетаний. Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.
Виды конструктивного материала
При обучении детей конструктивной деятельности в детском саду используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы.
Строительный

материал
представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.). Он делится на мелкий (настольный) и крупный. Во время занятий материала должно быть больше, чем требуется для данной постройки (и по элементам, и по количеству), чтобы приучать детей отбирать только необходимые детали, соответствующие их замыслу. Организуя детскую конструктивную деятельность из строительных материалов, воспитатель использует мелкие игрушки, изображающие людей, животных, растения, транспорт и т. д. Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью - домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д. Использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей. Хранить строительный материал удобнее всего в специальных шкафчиках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы дети могли быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм.
Бумага, природный и бросовый материалы
широко используются в детском саду (как отдельно, так и в сочетании друг с другом) для изготовления различных поделок и игрушек, что является не только полезным, но и интересным занятием для детей. Детям дают различные сорта бумаги: плотная настольная, писчая, глянцевая, полуватман, а также тонкий картон. Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками. Бросовый же материал для поделок можно всегда найти у себя дома. Это скорлупа орехов, ватные диски, пластиковые бутылки, коробки от соков и молока и многое другое. Каждый вид материала хранится в отдельной коробке или пакете.
Конструкторы
Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы - деревянные, пластмассовые, металлические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей. Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен сам тщательно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждому из них, и продумать, что детям нужно объяснить, а что они будут делать сами. Конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или иной конструктор, его помещают
вместе с настольными играми и дети используют его в своей самостоятельной деятельности. Великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников является
Lego-конструктор.
Актуальность Лего-технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как эффективна для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация). Н а с е год н я ш н и й д е н ь, LEGO-конструкторы а к т и в н о используются воспитанниками моей группы. Ведь с LEGO даже самые маленькие дети могут почувствовать себя творцами. Собирать, разбирать и выбирать нестандартные решения с LEGO максимально просто. Для этой деятельности мы создали LEGO -центр, где дети знакомятся с основными деталями конструктора, способами крепления кирпичиков, учатся соотносить с образцом результаты собственных действий. Созданные LEGO -постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях, используют LEGO -элементы в дидактических играх и упражнениях.
Особенности обучения конструированию в разных

возрастных группах.

Ранний возраст.

Задачи.
1.Познакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой). 2.Познакомить с объёмными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида). 3. Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу. 4. Вызвать интерес к конструктивному экспериментированию. 5. Воспитывать умение слышать словесные указания педагога.
Особенности обучения.
Ко н с т р у и р о в а н и е д е т е й р а н н е го в о з р а с т а н а п о м и н а е т и г р у - экспериментирование, в которой дети изучают свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целесообразно как можно чаще называть фигурки, давать им образную характеристику, которая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в собственный замысел.
Младший дошкольный возраст.

Задачи.
1. Познакомить с объёмными геометрическими телами и архитектурными формами (крыши, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав строительных наборов. 2. Учить соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).
3. Способствовать овладению конструктивными умениями: соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать приёмы соединения. 4. Воспитывать умение выполнять коллективную работу.
Особенности обучения.
В процессе обучения детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать частично-поисковый метод, позволяющий детям самостоятельно преобразовывать имеющийся опыт в новые ситуации. Безусловно, младшие дошкольники ещё пока не способны без помощи полностью реализовывать собственные замыслы. Однако возможность выбора материала, приёма способствует развитию творчества и умения придавать своей постройке индивидуальный характер. При создании из строительного набора гаража для машины, можно показать малышам как из одних и тех же деталей получаются разные гаражи, нужные для каждой отдельной машины. Для этого можно использовать детали из самоклеющейся бумаги в качестве декора: кирпичи, камни, плиты, глаза (камеры наблюдения) и т.д., В младшей группе дети не только пытаются создавать самостоятельно постройки, но активно включать их в игру. В возрасте трех лет появляется у детей желание проявить свою «самость». С этим также нужно считаться, не стоит навязывать конкретный, запланированный вид конструкции только для того, чтобы решить определённую задачу. Нет никакой разницы на примере какой постройки малыш усвоит нужный приём. Главное, что он овладеет им, для того чтобы дальше им пользоваться самостоятельно. Конструирование из бумаги, как правило, в младшей группе начинается с простых полосок. Поделки делают с помощью взрослых, поскольку только осваивают несложные способы работы с этими материалами. Так с детьми можно смастерить гусеницу или новогоднюю гирлянду. Главное приготовить для детей цветные полоски длиной 10 сантиметров и показать, как их склеивать.
Средний дошкольный возраст.

Задачи.
1. Закреплять умение называть разные объёмные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида, призма,) и архитектурные формы (купола, крыши, двери, лестницы, окна). 2. Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования. 3. Закреплять конструктивные умения: соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать приёмы соединения. 4. Закреплять и расширять словарь ребёнка специальными понятиями: масштаб, фактура, пластика, пропорция. 5. Воспитывать умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.
Особенности обучения.
В средней группе дети учатся самостоятельно определять этапы выполнения будущей постройки, что является важным фактором в учебной деятельности. Дети, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. При работе с бумагой развивается воображение у детей. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д. Вариантов использования конуса множество. Необходимо только на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации. Необычные поделки получаются в такой, достаточно сложной технике, как оригами, которая требует огромного внимания, терпения и аккуратности со стороны детей. Ведь неровно сложенные углы не позволят получить им желанный результат. Первоначальным этапом обучения технике оригами в средней группе является овладение детьми самыми простыми исходными формами. Для начала нужно показать, как складывать квадрат, объяснить названия сторон, что такое углы и центр. Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приёмов работы с бумагой. Этот вид позволяет создавать объёмные конструкции и поделки, применяя опыт работы с аппликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. Нужно отметить, что в средней группе дети осваивают только простые способы вырезывания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи определённого характера образа). Приёмы аппликации в данном случае могут выступать как основные средства работы, так и дополнительные. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.).
Старший дошкольный возраст.

Задачи.
1. Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. 2. Развивать умение использовать различные приёмы и техники в процессе создания конструктивного образа. 3. Учить работать по готовым выкройкам, чертежам. 4. Совершенствовать умение планировать свою деятельность. 5. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других.
Особенности обучения.
Конструктивное творчество детей старшего дошкольного возраста отличает техническое разнообразие построек и поделок.
В качестве активизации конструктивного творчества детей, желательно использовать стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую деятельность. Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используются как самостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Здесь, в период образовательной деятельности, лучше соблюдать последовательность: сначала научить детей изготавливать поделки из куба (коробочки, корзиночки). Затем из цилиндра (ведёрки, фонарики). И уже позже перейти к изготовлению игрушек, в основе которых лежит брусковая форма (здания, автобус, скворечник). Обилие природного материала позволяет многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает нужный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Для создания целостной поделки или конструкции из природного материала, нужно найти способ крепления. В этом возрасте дети в качестве дополнительно средства могут уже использовать: ножницы, шило, иголку, проволоку, которые, в силу их не безопасности, не рекомендуется применять в более младших группах. Однако даже для старших дошкольников необходимо провести инструктаж по особенностям работы с этими инструментами. Природный материал позволяет создавать конструкции как малых, так и больших размеров. При этом работа будет носить уже коллективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае будет формироваться у детей умение вести совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие люди. Конструирование – это первая ступень в подготовке учёных, инженеров и будущих исследователей. Спасибо за внимание!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

КГАОУ СПО «КАНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 440201 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Выполнил: Бокова Ю. В., слушатель курсов переподготовки

Проверил: Буракова Н.К., преподаватель психологии

Введение

2. Создание предметно-развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Заключение

Литература

Введение

Дошкольное детство - это период первоначального становления и развития личности. Формирование личности дошкольника - процесс предельно сложный и многогранный.

Современная гуманистическая политика нашего общества рассматривает дошкольное детство как социокультурный феномен. В свою очередь, гуманистические тенденции образования обусловили появление новых ценностей в субкультуре детства: эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активными в познании мира. Интенсивная информатизация общества расширяет границы познания дошкольника, его внешних связей с миром взрослых.

ѕ сенсорное развитие;

ѕ развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

ѕ формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Таким образом, современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельностью детей.

Педагогическая ценность конструктивной деятельности детей дошкольного возраста заключается в том, что она развивает способности ребёнка, его творческие умения. Значение этой деятельности отмечали в своих учениях видные отечественные физиологи И.П. Павлов и И.М Сеченов о роли двигательного анализатора. Как известно, представления о пространстве, форме, величине дети могут получить на основе зрительных и кинетических ощущений, которые играют большую роль в умственном развитии. Отмечая большое познавательное значение деятельности руки, И.П. Павлов считал её тонким анализатором, «позволяющим вступать в очень сложные отношения с окружающими предметами».

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. Так, на его эффективность влияет характер мотива: для чего нужна постройка. Успешность зависит от умения удерживать цель деятельности и самостоятельно её ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка. Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями, а также доступными их понимания архитектурными памятниками, у них развивается художественный вкус, который вызывает эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формируется умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того, у детей дошкольного возраста развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определённого уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

Конструктивная деятельность не возникает сама по себе; без последовательного формирования конструктивных и творческих умений она остаётся на манипулятивном уровне.

Необходимость разрешения названного противоречия обусловила выбор темы исследования.

Цель исследования: изучить конструктивную деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования: конструирование как практическая деятельность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования конструктивных и творческих умений у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: организация системы руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении, позволяет ребёнку проявить творческие способности, обогатить сенсорный опыт и реализовать познавательно-эстетические потребности.

Задачи исследования:

1) изучить и проанализировать условия развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста;

2) проанализировать современные подходы по проблеме «Конструирование в дошкольном возрасте «;

3) рассмотреть особенности применения различных материалов, используемых в дошкольных образовательных учреждениях в конструктивной деятельности;

4) обосновать значение руководства конструктивной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

1. Обоснование проблемы конструирования в дошкольном образовательном учреждении

конструирование дошкольный образовательный обучение

Состояние и развитие проблемы конструктивной деятельности у дошкольников в теории и практике Игровая деятельность - ведущий вид деятельности для ребёнка от трёх до шести лет. В процессе её осуществления у него развивается воображение и символическая функция, ориентация на общий смысл человеческих отношений и действий, способность выделении в них моментов соподчинения и управления, а также формируется обобщённые сопереживания, осмысленная ориентация в них .

Конструирование - вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью; в нём также отражается окружающая действительность.

Проблему развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста рассматривали: Л.А.Венгер, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Г.А. Урунтаева, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова, Л.В. Куцакова, Г.А. Урадовских.

Л.А. Парамонова в статье «Творческое художественное конструирование» освещает новый подход к обучению художественному конструированию, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги в процессе их «распредмечивания». Автор, определяя общую стратегию обучения, выделяет цель данного подхода - формирование у детей умения конструировать самостоятельно и творчески. Данная система обучения предусматривает формы конструирования, обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности - игрой, как ведущим видом деятельности дошкольников, рисованием и другими. Так ребёнком осознаются способы деятельности, повышается её продуктивность; развивается как само конструирование (повышается мотивация, углубляется замысел в соответствии с игровыми задачами), так и игра, а также описательная и диалогическая речь .

Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребёнок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. По мнению Л.В. Трубайчук, так ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Подытоживая исследование данной проблемы, автор рассматривает познавательную компетенцию дошкольника как раскрытие в ребёнке познавательных возможностей своего сознания, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нём. Развитие познавательной компетенции в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

Программа Л.В. Куцаковой «Конструирование и художественный труд в детском саду» раскрывает содержание работы с детьми по конструированию и художественному труду и представляет два варианта её реализации, применимых во всех возрастных группах детского сада. Также дана развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей.

Автор программы «Цветные ладошки» И.А.Лыкова в методическом пособии «Экопластика» раскрывает содержание творческих занятий по созданию детьми 4-7 лет оригинальных аранжировок, аппликативных картин, лесных скульптур, флористических композиций из таких материалов, как: листья, ветки и плоды деревьев, садовые и декоративные цветы, ржаная и пшеничная соломка. Акцент делается на том, что в экопластике художественные образы всегда уникальны, потому что создаются в сотворчестве с великим художником - Природой.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкции построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создаёт план, подбирает материал с учётом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.

Дети воспринимают признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязания, зрения), практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность предмета. Конструктивная деятельность даёт возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяжённости предмета, пространственного расположения частей конструкции.

В сочетании с названием геометрического тела, словесным описанием пространственного расположения его частей у детей создаётся представление о форме, величине, направлении, дифференцировка которых постепенно становится довольно тонкой. Н.Н. Поддъяков подчёркивал значимость конструирования в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.

Лиштван З.В. указывала на формирование у детей обобщённых представлений в процессе конструктивной деятельности, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на развитие мышления. Ею было отмечено, что конструктивная деятельность способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. Вышеуказанные психические процессы - речь и мышление - находятся в тесной взаимосвязи . Отечественный педагог А.С.Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру». Таким образом, конструктивная деятельность детей близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности ещё не имеет общественного значения, ребёнок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых, в основном, всегда имеет практическое значение (здание театра, магазина и т.п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так, вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» - одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку не интересно».

Конструируя из строительного материала, дети пользуются готовыми объёмными телами. Они свободно комбинируют материал и создают разнообразные постройки: пароходы, грузовики, дома, для чего соединяют отдельные части конструкции, используя различные приёмы (наложения, приставления и т.д.), положительное качество этого строительного материала - отсутствие необходимости в скреплении, которое малышу даётся с трудом. Занимаясь сооружением постройки из строительного материала, дети могут переделывать конструкцию несколько раз, добиваясь её улучшения.

Кроме деревянного строительного материала в техническом конструировании детей дошкольного возраста рекомендуется использование металлических или пластмассовых конструкторов, имеющих сложные крепления (с помощью винтов, гаек, шипов и т.д.). В современных дошкольных образовательных учреждениях целесообразно использование крупных деталей конструктора типа «Лего» начиная со среднего возраста. По мнению Г.А. Урадовских, в ходе практического конструирования дети создают предметные модели объектов, обобщая свой познавательный опыт. Но, объёмные деревянные детали простой геометрической формы предназначены в основном для освоения моделирования структуры объектов. Данный материал малоэффективен для освоения символических средств. Последние относятся к сфере выражения отношения к действительности и позволяют обобщить и выразить эмоционально-познавательный опыт в определённых жизненных ситуациях детей дошкольного возраста .

Конструирование из бумаги, картона и других дополнительных материалов является более сложным видом конструирования в дошкольном образовательном учреждении. Впервые дети знакомятся с ним со среднего возраста. Этот вид конструирования предполагает сооружение из плоского материала (бумаги и тонкого картона) игрушек объёмной формы. Бумага и картон заготавливаются в форме квадратов, прямоугольников, кругов, треугольников. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали и украшения, сделать нужные надрезы и только потом сложить и склеить детали. Весь этот процесс требует умения увидеть объёмную игрушку в её плоскостной выкройке-развёртке, умения пользоваться ножницами, представлять соразмерность частей предмета. Процесс конструирования из бумаги и дополнительных материалов значительно сложнее, чем конструирование из отдельных готовых форм способом их составления.

Традиционная практика обучения детей конструированию в дошкольных образовательных учреждениях предлагает использование разнообразных конструктивных материалов, свойства последних и определяют типы конструирования. Характер конструктивных задач различен для каждого строительного материала. Посредством технического конструирования развивается познавательная сфера. Сооружая постройку, ребёнок осваивает структуру, форму, величину предмета, цвет материала, а также ориентируется в пространстве. В процессе обучения конструированию у детей дошкольного возраста развиваются качества личности, произвольность психических процессов.

2. Создание предметно - развивающей среды для организации работы по развитию конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования трактуют понятие "Предметная развивающая среда" как систему материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования (7).

Необходимость создания предметной развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.П. Стрелкова, С.Л. Новосёлова и др.), концепцией дошкольного воспитания, требованиями государственного образовательного стандарта.

Данные психолого-педагогических исследований позволяют сделать вывод о том, что организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер. Так как, с точки зрения психологии, среда - это условие, процесс и результат саморазвития личности; а с точки зрения педагогики, среда - это условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств, способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

В целях успешного овладения игровой строительной техникой и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создание в дошкольных образовательных учреждениях соответствующих условий . В современных условиях возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования предметно-развивающей среды как условия формирования личности ребёнка

Для технического конструирования, прежде всего, должно быть достаточное количество строительного материала, чтобы одновременно могли заниматься все дети или половина группы. Материала всегда должно быть больше, чем нужно для данной постройки, и по формам и по количеству, чтобы приучать детей брать лишь необходимое количество. Исключение составляет процесс конструирования в группах раннего возраста и первой младшей группы, когда дети лишь начинают приобретать конструктивные навыки.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей младшего дошкольного возраста. Использование настольного строительного материала в конструктивной деятельности детей дошкольного возраста даёт возможность действовать одновременно большой группе детей, обеспечивая каждому непосредственную работу с деталями строителя. Однако использование для игровых построек в группах и на участке детского сада крупного строительного материала позволяет объединять большее количество детей. Этот материал вмещает не только игрушки, но и самих детей. Кроме того, необходимы различные дополнительные материалы и игрушки.

В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.

Л.А. Парамонова совместно с О.А. Сафоновой разработали новый подход к обучению, в основу которого положено обобщение способов конструирования из бумаги в процессе их "распредмечивания" (способ, который раскрывается вне контекста изготовления какой-либо игрушки, а также наполняется конкретным предметным содержанием). Цель данной стратегии - формирование у детей конструировать самостоятельно и творчески. Обучение детей осуществляется поэтапно.

I этап. Способы конструирования выносятся из контекста практической деятельности конкретного характера (лодочка, фонарик и др.), отрабатываются, а затем каждый из них вводится в процесс изготовления различных игрушек. При этом у педагога есть возможность успешно использовать игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме (отражение «образа действия по А.В. Запорожцу»).

II этап. Постановка задачи проблемного характера: соотнести усвоенные способы с новыми условиями и перенести их в другую ситуацию трансформированно. Таким образом, обеспечивается их обобщение.

III этап. Создание условий для самостоятельного конструирования.

Обучение, построенное по принципу «от общего к частному», переориентирует ребёнка от практического результата (конкретная поделка) к осознанию способов конструирования как средств изготовления разных новых интересных игрушек. Его результат: у детей формируются умения конструировать самостоятельно и творчески, т.е. претворять на практике новые оригинальные замыслы (вне задачи, идущей от взрослого): находить нестандартные решения - существенно изменять и разнообразить комбинирование известных операций: подбирать материал по фактуре, цвету, форме, величине в определённом сочетании, соответствующем замыслу. Последнее - это свидетельство художественного характера деятельности (что невозможно при традиционном подходе), влияния обучения на эстетическое развитие.

Кроме того, данная система обучения предусматривает сочетание различных форм конструирования (с их помощью есть возможность организовывать содержательное общение детей); обеспечивает взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности - игрой (театрализованной, сюжетно-ролевой, режиссёрской), рисованием и другими. Чему это способствует? Осознаются способы деятельности, повышается её продуктивность; развивается как само конструирование (повышается мотивация, углубляется замысел в соответствии с игровыми задачами), так и игра, а также описательная и диалогическая речь.

Как сказано выше, конструирование из бумаги относят к художественной деятельности - в основном создаются художественно-эстетические предметы: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть, как литературные персонажи, так и придуманные образы. Даже тогда, когда в поделках воплощаются реальные предметы (кроватка, стулья, веер и др.), образы людей и животных (лисичка, поросёнок, мальчик, девочка и др.), дети всегда стараются украсить игрушку, сохраняя при этом общую основную структуру. Техника работы с бумагой разнообразна: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две более сложны и более распространены в педагогической практике.

Развивать навыки творческого конструирования можно посредством:

1. разнообразной техники, начиная с более простых её видов (сминание, разрывание);

2. обобщённых способов в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объёмная скульптура);

3. создания условий (возможность поиска, разнообразие материалов).

Последний приём реализуется с помощью педагога. Сам способ конструирования отрабатывается вместе с детьми вне конкретной задачи, а затем демонстрируется как основа изготовления ряда поделок. И только потом педагог даёт детям возможность самостоятельно применять усвоенные способы для новых поделок. Благодаря этому вырабатывается способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники. На основе такой общей стратегии разработана система педагогической работы.

В результате использования данной технологии у старших дошкольников развивается наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой; формируются умения, связанные с художественно - образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности; дети учатся создавать многофигурные сюжетные композиции, располагая предметы ближе и дальше .

Так, в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа развивается воображение как новообразование у старших дошкольников.

Итак, умелое руководство конструктивной деятельностью старших дошкольников включает:

· целенаправленное и систематическое планирование работы;

· обеспечение дидактического сопровождения педагогического процесса;

· анализ и контроль самостоятельной конструктивной деятельности детей;

· ндивидуально-дифференцированный подход;

· использование разнообразных методов и приёмов работы;

· создание условий для организации детской деятельности;

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивости сооружаемой постройке.

Заключение

Конструирование - это сложный вид деятельности, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки. Анализ исследования в области дошкольной педагогики показал, что проблема конструирования в дошкольном образовательном учреждении преимущественно изучалась в аспекте эстетического развития дошкольников. Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования относят конструирование к образовательной области «Познание», которая включает в себя сенсорное, познавательно-исследовательское развитие, а также формирование элементарных математических представлений.

Традиционная практика обучения детей конструированию предлагает различные виды конструктивного материала. Свойства материала определяют и вид конструирования: техническое и художественное. Объёмные деревянные детали, как вид строительного материала, предназначены для освоения моделирования структуры объектов, позволяют обобщить и выразить эмоционально-познавательный опыт ребёнка в определённых жизненных ситуациях.

Анализ педагогического исследования по заявленной проблеме позволил определить, что конструктивная деятельность ребёнка - достаточно сложный процесс: ребёнок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, позволяющая определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. На основе аналитико-синтетической деятельности ребёнок планирует ход конструирования, создаёт замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход. Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создаёт основу для конструктивного творчества дошкольника.

Процесс последовательного формирования конструктивных и творческих умений у старших дошкольников обеспечивается: развитием интереса и формированием базовых умений для конструктивной деятельности (основной этап); формированием начальной компетенции как готовности самостоятельно решать задачи в процессе реализации игровых проектов (творческий этап).

Становление субъектной позиции дошкольника в деятельности по конструированию обеспечивается личностно-ориентированным педагогическим сопровождением, основанном на гибком изменении позиции педагога, который выступает для детей образцом культуры поведения в деятельности, связанной с использованием соответствующих материалов.

Позиция педагога меняется по мере формирования у детей конструктивных и творческих умений: педагог - носитель знаний и умений по конструированию из различных материалов, организации интересного досуга; педагог - инициатор проектов, координатор детских замыслов и взаимодействий; педагог -- партнер сотворчества и совместной деятельности в досуге, поддерживающий и стимулирующий самостоятельность, инициативу и творчество детей. При этом педагогическое сопровождение ориентировано на индивидуальные особенности воспитанников и представляет собой естественную помощь в решении ребенком новых задач, связанных с потреблением имеющихся в его распоряжении средств.

Проведённое педагогическое исследование доказывает эффективность разработанных педагогических условий и позволяет наметить направления дальнейшего изучения проблемы: изучение особенностей переноса опыта, освоенного детьми в непосредственно организованной образовательной деятельности в широкую самостоятельную деятельность, а также взаимодействие детского сада и семьи.

Литература

1. Богуславская, З.М. Конструирование для детей старшего дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О.Смирнова. - М.: Знание, 2012.

2. Венгер, Л. А. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - 2008.

3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. - М., 2011.

4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 2008.

5. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2010.

6. Лиштван З. В. Конструирование. Серия: Библиотека воспитателя детского сада, // М: Просвещение. - 2009.

7. Парамонова, Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Теория, практические рекомендации, конспекты занятий для слушателей курсов повышения квалификации и читателей, интересующихся темой детского конструирования, // Дошкольное образование. - 2008. - №17, 18 (233).

8. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение, понятие, компоненты темперамента. Развитие темперамента в дошкольном возрасте. Исследование особенностей общения дошкольников разного темперамента. Типичные психологические проблемы детей-дошкольников при адаптации в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2010

    Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 20.05.2010

    Теоретический анализ проблемы развития воображения в дошкольном возрасте. Основные направления и принципы развития воображения. Описание развивающей программы игр и упражнений. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2010

    Развитие памяти в раннем детстве. Методы психологического воздействия. Понятие памяти, ее виды. Особенности воспитания детей. Исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2007

    Исследование особенностей эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте. Понятие, основные виды и роль эмоций в жизни человека. Изучение технологических этапов работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

    презентация , добавлен 17.02.2014

    Общая характеристика общения дошкольников. Особенности развития взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. Экспериментальное изучение проблемы взаимоотношения дошкольников 6-7 лет со сверстниками, проявление лидеров.

    курсовая работа , добавлен 20.11.2011

    Понятие и физиологические основы внимания, его свойства. Виды и функции внимания. Особенности развития внимания в старшем дошкольном возрасте. Условия и методические особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2012

    Понятие "психическое здоровье личности". Типы воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении. Исследование психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ № 186 г. Макеевки. Оценка результатов и разработка рекомендаций.

    дипломная работа , добавлен 23.11.2010

    Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи - фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2011

    Внедрение программы, включающей создание психолого-педагогических условий при которых происходит формирование самосознания у детей старшего дошкольного возраста. Выявление общего уровня социальной адаптации ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

Детское конструирование - это процесс создания разных конструкций и моделей из разных материалов, в которых предусматривается взаимное пространственное расположение частей и элементов, а так же способы их соединения.

По своему характеру оно более всего сходно с игрой и изобразительной деятельностью, в нём так же отражается окружающая действительность.

В зависимости от цели, которую ставит перед собой сам ребёнок либо взрослый перед ним, можно разделить конструирование на техническое и художественное.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а так же придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов, виденных ими спектаклей и т.д. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: грузовик с кабиной, кузовом; дом с крышей, окнами, дверью, крыльцом и т. п. К техническому конструированию, как правило, относится конструирование из строительного материала (деревянные или пластмассовые детали геометрической формы), из деталей конструкторов , имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свою отношение к ним, передают их характер, используя такой приём как «нарушение» пропорций, а так же цвет, фактуру, форму. Это приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов. К художественному конструированию можно отнести конструирование из бумаги, природного и бросового материала.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т. д., что приносит им большое удовлетворение.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои конструкции, различают несколько видов конструирования.

Техническое конструирование.

1. Конструирование из строительных материалов. Этот вид конструирования является наиболее доступным для дошкольников. Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт возможность детям с наименьшими трудностями получать конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей. Положительное качество строительного материала - отсутствие необходимости в скреплении, поэтому он используется в работе с детьми с раннего возраста. Занимаясь постройкой из строительного материала, дети могут переделывать конструкцию несколько раз, добиваясь её улучшения.

2. Конструирование из деталей конструктора . Детали конструкторов имеют разные способы крепления (пазы, штифты, гайки, шипы и т. д.). Основные детали конструкторов имеют геометрическую форму, и их соединение в разных комбинациях позволяет в основном отображать реально существующие объекты, моделировать их структуру с точки зрения функционального назначения каждого. Этот вид конструирования до сего времени относится к сложной деятельности, носящей репродуктивный характер. В основном его используют в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Собирая разные модели по рисункам и схемам, имеющимся практически в каждом конструкторском наборе, дети занимаются достаточно трудоёмкой деятельностью сборно-разборного характера. Для успешного воспроизведения рисунка, схемы детям необходимо уметь правильно их «читать», мысленно переводить объёмные предметы, части, детали в плоскостные и наоборот. В противном случае они часто допускают ошибки в начале или в середине процесса воспроизведения, но обнаруживают не сами ошибки, а только их влияние на результат уже после завершения сборки конструкции, что приводит к необходимости её разбирать и начинать всё сначала.

3. Конструирование из крупногабаритных модулей. Крупные модули бывают объёмные и плоскостные, что позволяет создавать крупномасштабные как объёмные, так и плоскостные конструкции. Этот вид конструирования, особенно объёмного, по своей сущности близок, прежде всего конструированию из строительного материала и из деталей конструкторов. Крупномасштабное конструирование с использованием разнообразных по форме, цвету и размерам модулей предоставляет детям уникальную возможность осваивать большие площади помещений, что существенно влияет на развитие их пространственных ориентировок. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создавать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п. , соответствующие не только их функциональному назначению, но и росту детей и взрослых. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самого конструирования – дети начинают предусматривать прочность, удобство конструкций.

Плоскостное конструирование из мягких крупных модулей отличается от объёмного тем, что оно позволяет детям создавать новую целостность путём убирания лишнего. Это существенно влияет на развитие у детей образного мышления и воображения.

Художественное конструирование.

1. Конструирование из бумаги, картона является более сложным видом. Основная трудность состоит в том, что бумагу - плоский материал надо перевести в объёмные формы. Сделать это самостоятельно ребёнок не может. Взрослый должен научить детей определённым приёмам. Пользуясь ими, они могут не только сооружать поделки, которым их научили, но и создавать творческие, нужные им для игры.

2.Конструирование из природного материала. Используется с младшего возраста. Прежде всего, это песок, снег, вода. В дальнейшем детей учат делать игрушки из веток, коры, листьев, шишек, семян. Своеобразие этих поделок заключается в том, что используется естественная форма материала. Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребёнка.

3.Конструирование из бросового материала . Бросовый материал (коробки, флаконы, фольга, пенопласт, поролон, проволока и т.д.) представляет из себя прекрасные полуфабрикаты. Их использование способствует формированию нового, нестандартного взгляда на вещи, преодолению стереотипности мышления. Советы родителям и детям собирать и хранить подобные материалы следует обосновывать не тем, что мы «бережливые», а тем, что мы – художники.

Для успешного освоения ребёнком конструкторских умений, необходимо знать перспективу их развития. Поддьяковым Н.Н. предложены типы конструктивной деятельности как некие общие этапы в обучении детей конструированию сходных по тематике конструкций и поделок.

1тип – конструирование по образцу.

Детям предлагают воспроизвести в постройке предмет, который выступает в роли образца. В зависимости от подготовки ребёнка образец может быть расчленённым (когда видно из каких частей он состоит), нерасчленённым (когда в качестве образца предложена целостная модель и ребёнок должен установить из каких деталей он воспроизведёт его), плоским (в качестве образца выступает рисунок, фото, схема объекта).

2 тип – конструирование по условиям. Его следует начинать лишь после того, как дети освоят конструирование по образцу. Такой принцип должен соблюдаться в работе на любую тему во всех возрастных группах. Конструирование по условиям развивает у ребёнка интерес к варьированию (исходя из одного условия дать разные решения). Примером может служить предложение детям построить ворота разных размеров (условием является размер машинки, которая есть у ребёнка), по-своему украсить их. Совершенно понятно, что детьми уже освоено конструирование ворот по образцу, они знают, из каких частей состоят ворота, какие детали лучше использовать для каждой из них.

3 тип – конструирование по замыслу. Возникает только тогда, когда ребёнком с помощью взрослого освоены первые два типа. В этом случае у него будет достаточно обобщённых представлений о конструируемом объекте, и он будет владеть обобщёнными способами конструирования. Поэтому ребёнок сможет создать такую постройку, которую задумал.

Следует отметить, что содержание работы по разделу «Конструирование» в специальных дошкольных учреждениях отличается от содержания аналогичного раздела программ дошкольных учреждений, где воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети. Так, массовая программа предусматривает работу с бумагой, природным материалом, и пр. в русле раздела «Конструирование». В программе специальных дошкольных учреждений эти виды работы вынесены в особый раздел «Ручной труд», а в разделе «Конструирование» представлены в основном разнообразные виды работы со строительным материалом. Кроме этого для усиления коррекционной направленности обучения в некоторых программах раздел «Конструирование» дополнен специальными заданиями, способствующими формированию у детей представлений о схеме тела человека и животных (работа по складыванию сборно-разборных игрушек и разрезных картинок). Для образования устойчивой связи в представлении ребёнка между реальным предметом и его плоскостным изображением введены задания по зарисовыванию только что выполненной постройки, по выполнению конструкций по графическим образцам, воспроизведению простейших перестановок мебели в кукольной комнате. Более детально в программе представлена работа по сенсорному воспитанию. Введены специальные игры-упражнения, способствующие формированию у детей умения воспринимать форму, величину, пространственное расположение, выделен особый вид упражнений – непредметное конструирование, в ходе которого дети постигают изменчивость, относительность расположения предметов в пространстве.

Детское конструирование тесно связано с игровой деятельностью. Однако, как справедливо утверждает Парамонова Л.А., взрослому, работающему с дошкольниками, необходимо уметь различать, какую задачу решает ребёнок в данном конкретном случае. Если мы имеем дело с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, то следует понимать, что эти постройки не являются для детей основной целью. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли, что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.

В другом случае можно заметить, что мы имеем дело с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования. В этом случае дети стремятся воспроизвести основные части постройки в соответствии с их практическим назначением, при этом они отбирают материал, ищут правильные способы конструирования, своевременно контролируют свою деятельность и т.п. Такая деятельность имеет все черты, присущие конструированию.

Учёт особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры – неоправданны, поскольку это может её разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность, когда ситуация требует этого – значит существенно обеднять развитие детей.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Поэтому занятия конструктивной деятельностью в дошкольном возрасте способствует психическому развитию и коррекции имеющихся недостатков восприятия, мышления и других сторон психики аномального ребёнка. В плане умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей . Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолировано от деятельности, а в ней самой. Конструируя, ребёнок воспринимает признаки конструктивного материала разными органами чувств (осязание, зрение), практически осваивает величину, длину, ширину, объёмность предмета. Известно, что у ребёнка постепенно накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, и некоторые из этих представлений начинают играть роль образцов, с которыми ребёнок сравнивает свойства новых предметов в процессе их восприятия. Именно в дошкольном детстве происходит переход от применения таких предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребёнка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы величины предметов, их положения в пространстве, высота звуков, длительности промежутков времени и т. д. Они возникли в ходе исторического развития человечества, и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения. Так, например, при восприятии плоскостной формы эталонами служат представления о геометрических фигурах (круге, квадрате, треугольнике и др.), при восприятии объёмных тел эталонами являются куб, шар, параллелепипед.

Необходимые условия для овладения общепринятыми эталонами создаются впервые в продуктивных видах деятельности. Когда перед ребёнком ставят задачу воспроизвести в конструкции тот или иной предмет, он старается соотнести особенности этого предмета с особенностями имеющегося материала. Это заставляет ребёнка помногу раз обследовать материал, что ведёт к запоминанию формы окраски, величины элементов строительного материала. Поскольку каждый раз используются одни и те же или похожие на них детали, они приобретают значение образцов, эталонов.

Но кроме этого ребёнок помимо восприятия качества предмета, разбирает практический образец на детали, а затем собирает их в модель. Так в действии он осуществляет анализ и синтез . Сооружая ту или иную постройку, дети отбирают соответствующие детали, называют отдельные части постройки, что содействует развитию точности восприятия . В дальнейшем, по мере совершенствования зрительного восприятия ребёнком предметов окружающего мира, создаётся предпосылка для приобретения способности производить зрительный анализ модели, не прибегая к реальному расчленению. Таким образом формируется способность сравнивать, анализировать, включая в процесс восприятия процесс мышления . Конструирование имеет значение, прежде всего для развития у ребёнка образного и элементов наглядно-схематического мышления , формирования у него представлений о целостном образе предмета , отчего качество его восприятия неизмеримо возрастает.

В процессе обучения конструированию приходится решать целый ряд практических проблем, в процессе чего ребёнок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения между предметами частями предмета, у него возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, т.е. формируются специфические представления о пространстве.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщённые представления . Они познают, что предметы группируются по однородности, они объеденены одним понятием: заборы, здания, мосты, транспорт. В каждой группе предметы имеют общие и различные признаки. Общее – это одинаковые составные части (у всех домов обязательно должны быть стены, крыша, двери, окна). Различия – в форме, величине, отделке. Они зависят от назначения (забор для жирафа должен быть высоким, а для зайчика ниже, поэтому кирпичики ставятся на разные грани при постройке этих разных заборов).

В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщённые способы действий . Дети учатся планировать работу, представляя её в целом. Ребёнок усваивает как бы схему изготовления постройки, передавая в ней общие и различные признаки. А это может побудить детей искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета.

Овладение конструированием способствует расширению словаря и обогащению детской речи . В процессе занятий по конструированию дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д.), узнают об особенностях геометрических тел (у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцевые стороны, а остальные – прямоугольные). Кроме этого детей учат устанавливать связи между зрительно воспринимаемыми образами и свойствами и их словесными обозначениями для образования устойчивых представлений о воспринятом. На всех занятиях развивается понимание речи окружающих, а кроме этого дети учатся умению объяснять, рассказывать о содержании выполненных построек, и последовательности их выполнения. В более старшем возрасте они учатся элементарно планировать свою деятельность, рассказывая о последовательности предстоящих действий.

Нельзя не отметить так же положительного влияния конструирования на овладение общетрудовыми умениями, на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации. Успех деятельности во многом зависит от уровня сформированности у ребёнка произвольных движений рук и от того, насколько согласованно действуют его руки под контролем зрения. Известно, как неловко большая часть детей, имеющих какие-либо проблемы в развитии накладывают кубики друг на друга, плохо совмещают поверхности строительных деталей, кладут фигуры на край, что часто приводит к разрушению целого, то есть движения рук у детей недостаточно скоординированы. В связи со значительными моторными трудностями и недостаточностью зрительного контроля за движениями рук одной из важных задач обучения конструированию является обеспечение операционально-технической стороны этой деятельности. Этому способствует как выполнение специальных заданий, так и формирование навыков конструирования.

Конструирование на занятиях и играх формирует и моральные качества личности ребёнка. Педагог прилагает много сил для того, чтобы научить детей работать рядом, не мешая друг другу, а в дальнейшем – сотрудничать, выполняя совместные задания, договариваться об этапах работы, доводить её до конца. Он учит детей помогать друг другу в случаях затруднений или допущенной ошибки, одновременно следит за тем, чтобы это делалось деликатно, без обидного вмешательства в работу своего сверстника.

Особое внимание взрослый обращает на формирование у каждого ребёнка умения адекватно оценивать свою собственную и чужую продукцию, сравнивать её с натурой, образцом или текстом. Поэтому обследование модели перед изображением и анализ уже готовой постройки осуществляются по одной схеме.

Вопросы по теме.

1. Чем отличаются друг от друга техническое и художественное конструирование?

2. Какова специфика взаимосвязи игры и конструирования?

3. В чём сущность конструирования по образцу? Виды образцов, используемых в детском саду?

4. В чём преимущество конструирования по условиям с точки зрения умственного развития дошкольника?

5. В чём суть традиционной методики организации конструирования из деталей конструкторов и почему она молоэффективна в развитии дошкольников?

6. Чем отличается конструирование из крупногабаритных модулей от других видов конструирования?

7. Почему конструирование из строительных материалов является наиболее предпочтительным в работе с малышами?

8. Коррекционная роль конструирования в умственном развитии детей, имеющих отклонения?

9. В чём отличие программ по конструированию в специальном детском саду от массовых программ по этому разделу?

10. Значение конструирования в развитии речи детей, имеющих отклонения?

11. Типы конструирования, используемые в работе с дошкольниками.

Конструирование как особый вид продуктивной деятельности возникает лишь на определённой ступени развития психики и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребёнка.

Можно выделить некоторые особенности конструктивной деятельности, присущие дошкольникам, имеющим отклонения в развитии. Это связано с тем, что развитие ребёнка имеет немало специфических особенностей в сфере усвоения им социального опыта.

В то время как нормально развивающиеся малыши увлечённо играют со строительным материалом, создают постройки в сюжетно-ролевых играх и эти игры становятся их насущной потребностью, отличаясь яркой эмоциональной окрашенностью, дети, имеющие проблемы в развитии, только начинают знакомиться с предметными действиями. Поэтому детали строительного материала они чаще всего бесцельно перекладывают с места на место, хаотически нагромождают друг на друга, сооружают бесформенные постройки, которые не имеют предметного содержания и никак не объясняются ими самими (если бы эти постройки получали какое-либо словесное определение со стороны самого ребёнка, то они приобрели бы предметную отнесённость). Следует отметить и такую особенность, как стремление детей к разрушению и без того неустойчивых построек. Некоторые из них специально возводят постройки для того, чтобы шумно обрушить, и это вызывает у них неадекватно радостную реакцию. Отсутствие направленности на получение продуктивного результата свидетельствуют о том, что эти действия со строительными материалами ещё находятся на процессуальном уровне и их неправомерно называть конструированием. На этом этапе дети ещё не осознают возможность особого использования строительных наборов, их продуктивного характера. Они не понимают, что из деталей можно создавать постройки, которые могли бы иметь конкретное предметное значение и быть использованы в игре. Кроме этого отмечаются неадекватные действия со строительными деталями – облизывание, покусывание, отбрасывание, постукивание о стол и т. д. В особо тяжёлых случаях, когда не проводится специальной работы по обучению умению играть, рисовать, конструировать, такие действия можно наблюдать до конца дошкольного возраста. Внешне такие действия напоминают то ознакомительное манипулирование, которое осуществляют с новыми предметами нормально развивающиеся дети раннего возраста. Но у малышей с нормальным развитием эти действия направлены на активное ознакомление с предметом и обычно проявляются в ряду других ориентировочно-исследовательских манипуляций: они рассматривают предмет, поворачивают его в руках, перекладывают из одной руки в другую, приближают и отдаляют от себя и т. д. Такое изучение поглощает ребёнка и отличается сильной эмоциональной окрашенностью. У детей же с проблемами в развитии, ещё не имеющих достаточного опыта предметных действий, можно наблюдать лишь кратковременные, неосознанные, лишённые эмоциональной окраски действия, которые не имеют познавательной направленности. Кроме того, если такое элементарное обследование предметов, каким является «ротовое» ознакомление у детей с нормальным развитием быстро исчезает, уступая место более сложным ориентировкам, прежде всего зрительным, то у детей с проблемами в развитии оно может сохраняться на протяжении дошкольного детства.


Недостаточностью понимания смысла конструктивных действий можно объяснить и слабый интерес детей с проблемами в развитии к конструированию. Чаще всего стремление такого ребёнка схватить, завладеть строительными деталями продиктовано яркой окраской, необычностью материалов или тем, что эти предметы просто находятся в руках другого ребёнка. Почти никогда интерес к материалам не пробуждается у детей возможностью их функционального использования. Неустойчивость, поверхностность этого интереса подтверждается характером дальнейших действий ребёнка: оказавшись у него в руках, желаемые объекты тут же теряют свою притягательность – ребёнок может легко отвлечься и переключиться на другие объекты. Если же показать готовую постройку и предложить поиграть с ней, то чаще всего ребёнок будет пытаться разобрать или просто сломать её. Всё это свидетельствует о несформированности подлинного интереса как к процессу так и к результату конструирования, об отсутствии игрового отношения к продуктам деятельности у необученных детей, имеющих проблемы в развитии.

Недостаточность представлений о предметах окружающего, которая характерна для детей с проблемами в развитии, имеет своё объяснение, свои психологические механизмы, на которых необходимо остановиться и без которых нельзя грамотно и осознанно строить работу с такими детьми. Подлинное, присущее только человеку представление о предметах, которые нас окружают, отличается двумя важнейшими свойствами. Первое заключается в отражении в сознании ребёнка самого объекта («Что это такое?»), второе – в отражении опыта деятельности с этим объектом, опыта его преобразования («Что с ним можно делать? Зачем он нужен?»).Второе свойство представлений (это продукт социального развития человека) у детей, имеющих проблемы в развитии существенно страдает. Это тесным образом связано с дефицитом практического общения такого ребёнка с предметным миром, с низким, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, уровнем развития его деятельности, прежде всего предметной и игровой.

Понимание функционального назначения объектов, которые предстоит конструировать, является обязательным, но не единственным условием успешной деятельности. Чтобы воссоздать целостный конструктивный образ предмета, ребёнок должен уметь воспринимать признаки и свойства, которые существенны с точки зрения конструктивных особенностей этого предмета. Это касается восприятия формы, пропорций, пространственного расположения элементов, составляющих целое. Для ребёнка дошкольного возраста, как нормального, так и имеющего проблемы в развитии, овладение способами восприятия – задача сложная, которая может быть решена в ходе специально организованного сенсорного воспитания. При стихийно складывающихся условиях (когда отсутствует систематическое обучение) возникают существенные трудности в овладении действиями восприятия. У них оказывается недостаточным как практическое ознакомление с пространственными свойствами объектов, что вырабатывается в ходе осуществления различных предметных действий – накладывания, совмещения, вталкивания, поворачивания и т. д. так и направленность на узнавание, выбор, сопоставление предметов по этим признакам.

Поэтому сенсорное воспитание детей с проблемами в развитии в процессе конструирования должно быть направлено, с одной стороны, на ознакомление их с пространственными свойствами: формами, относительностью величин, изменчивостью расположения в пространстве, а с другой стороны – на формирование действий восприятия. Обучения детей способам определения этих свойств в реальных предметах.

Большой проблемой является и неумение детей с проблемами в развитии осуществлять перенос приобретённых на занятиях умений в новые условия. Это происходит тогда, когда взрослые используют в работе с детьми неэффективные методы обучения (только действия по подражанию, когда ребёнок должен лишь повторить вслед за показом взрослого его действия с конструктивными материалами и получить единственно возможный вариант постройки). В этом случае деятельность ребёнка так и остаётся на процессуальном уровне и её развивающий эффект будет весьма низким. Так, например, можно часто наблюдать, как на занятиях по конструированию дети справляются с достаточно сложными заданиями, однако оказываются не в состоянии выполнять постройки, необходимость в которых возникает по ходу сюжетной игры и для сооружения которых у них, казалось бы, достаточно конструктивных умений.

В том случае, когда дети склонны к безжалостному разрушению построек (своих или возведённых кем-то), не пытаются развернуть вокруг них игру, это может свидетельствовать о том, что у них отсутствует игровое отношение к продуктам деятельности, бережное отношение к результату труда, заинтересованность в положительном отклике со стороны взрослого и других детей.

Таким образом, можно отметить, что знание общих особенностей психического развития детей, имеющих те или иные проблемы в развитии, а так же своеобразие конструктивной деятельности поможет педагогу грамотно выстроить процесс обучения.

Вопросы по теме.

1. По каким признакам можно определить процессуальный характер действий ребёнка со строительным материалом?

2. Чем принципиально отличаются процессуальные действия ребёнка с проблемами в развитии от действий манипулирования нормально развивающегося малыша?

3. В чём причина неустойчивого интереса детей с проблемами в развитии к конструктивной деятельности?

4. Из чего складывается у ребёнка представление о предметах окружающего мира?

Альфия Санникова
Значение конструктивной деятельности дошкольника в ДОО

Педагог дополнительного образования МАДОУ детский сад 8 Санникова А. Х.

Значение конструктивной деятельности дошкольника в ДОО .

В конструировании естественным образом интегрируются разные линии развития ребёнка (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Рассмотрим, каким образом в младшем возрасте происходит становление конструирования как подлинно развивающей и развивающейся деятельности .

Под детским конструированием понимается деятельность , в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, специальных строительных наборов и конструкторов , других материалов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки) . Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей . В ней прослеживается связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью . При выполнении конструкции нужно сначала предварительно обдумать, создать план, подобрать материал с учетом назначения , техники работы, внешнего оформления, определить последовательность выполнения действий. Все эти элементы намечаются в детском конструировании , здесь также решаются конструктивные задачи . Продукты детского конструирования , как правило, предназначаются для практического использования в игре.

А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует , «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности : из материалов человек создает ценности и культуру». Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения , однако эта деятельность сама по себе оказывает благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников .

Огромно значение конструирования в формировании личности ребенка. Особенно большое значение конструктивная деятельность имеет для развития фантазии у ребенка. Конструирование больше , чем другие виды деятельности , подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте . Примером может служить детство выдающихся изобретателей : А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других.

Вот некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности , особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей :

1) тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов : конструктор должен уметь представить не только структуру конструкции , но и ее техническую сторону - как, с помощью чего скрепляются части, какая из них является основной для всей конструкции ;

2) высокая сосредоточенность внимания;

3) развитое пространственное воображение : прежде чем сконструировать , например, машину, создатель должен отчетливо представить ее себе мысленно; воображение при этом должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным;

4) высокая степень гибкости мышления, которая проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации какой-либо конструкции , но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно;

5) эмоционально-волевые качества личности, которые выражаются в устойчивом интересе к конструктивной деятельности , в упорстве при преодолении трудностей, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая конструкцию , имеющую практическое значение .

Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению , а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями. В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем , что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Важным моментом в формировании учебной деятельности является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности . Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение выстраивать свою деятельность с учетом поставленной задачи. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу, и создает условия для осознания ребенком общих принципов, схем действия. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.

Конструирование из бумаги , картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду . Впервые дети знакомятся с ним в средней группе, примерно во втором квартале учебного года. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Коробки из-под духов, пудры, зубной пасты, пенопласт, поролон, крышечки, колпачки от фломастеров фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или пластилина коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги и туалетных полотенец мальчики сооружают города, крепости и заполняют их машинами, фигурками рыцарей и т. п., сконструированными из разных материалов, девочки обустраивают квартиры - делают мебель, кукол, убранство для них и т. п. При этом детям можно предложить и готовые игрушки, со масштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки) .

Конструирование один из важных элементов в развитии детей дошкольного возраста .

Публикации по теме:

СЛАЙД3 В своей работе большое внимание я уделяю сюжетно-ролевым играм, так как сюжетно- ролевая игра - это основной вид игры ребенка.

Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого ее начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит.

Консультация для родителей «Значение подвижной игры в жизни дошкольника» «Значение подвижной игры в жизни дошкольника» Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем жизни современного.

Консультация для родителей «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Консультация для родителей. «Значение лепки в развитии ребенка-дошкольника» Рисование, лепка и аппликация - виды изобразительной деятельности,.



Публикации по теме