Путешествие по золотому кольцу россии на машине. Маршрут золотое кольцо россии

Золотое Кольцо России – это ряд туристических маршрутов по древнейшим русским городам центральной части страны. В них сохранились старейшие памятники архитектуры, культуры и быта Руси.

Золотое кольцо России

В состав Золотого Кольца входят несколько десятков населённых пунктов, относящихся к шести областям - Владимирской, Ярославской, Московской, Ивановской, Костромской и Тверской.

Малое Золотое Кольцо включает в себя 8 городов - это , Ярославль, Кострома, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Иваново и . Однако ещё десятка два городов, не вошедших официально в состав Золотого Кольца, не менее значимы исторически и их так же стоит посетить!

Термин «Золотое Кольцо» появился в 60-е годы прошлого столетия, и общая протяжённость маршрута составляет чуть больше 1000 километров, а посмотрев на географическое расположение городов, становится понятно, почему дали именно это название. Города образуют собой «Кольцо» находящееся на северо-востоке от Москвы и как бы старающееся унести нас собой от давно надоевшей суеты мегаполисов в мир старины, покоя и прекрасного!

Изначально, маршрут Золотого Кольца был разработан для иностранных туристов. Он рассказывал иностранным гражданам о величии русской старины и, конечно же, приносил многие потоки иностранной валюты в казну.

И по сей день ежедневно тысячи туристов отправляются в города Золотого кольца России. Автобусные туры, прогулки на теплоходах, и на личном авто сулят незабываемые впечатления от увиденного! Золотое Кольцо России – это великолепно сохранившаяся история минувших столетий в культуре, архитектуре и быте удивительных и древнейших русских городов.

Тут и самобытность местного населения, и уникальность работ древних зодчих и, конечно же, празднества с широкой русской душой! Многие, многие века хранят эти места свои кладовые для вас! Чтобы вы смогли прочувствовать свои корни.

Искусные кружева, изумительная резьба по кости, архитектура многих веков (это и древние белокаменные храмы 12-13 веков и шатровые строения 16-го века, также архитектурные объекты 17-го столетия), произведения живописных школ Ростова, Ярославля и Костромы! Все эти творения таят в себе города великого Золотого Кольца России!

Когда и как лучше ехать?

Путешествуя по Золотому Кольцу, старайтесь выбирать более свободные туры, чтобы на каждый город приходилось по два дня. Тогда вы лучше всего сможете обследовать все исторические уголки и кладовые. Ведь кто знает, доведётся ли вам побывать там вновь? Если таковой возможности нет, то подойдут и обычные по временной протяжённости туры, но учтите, что будет «галоп по Европам». Зато вас привезут, поселят, накормят, покажут, расскажут и увезут обратно.

Маршрут проложенный на личном авто был бы в этом случае более свободным, но менее застрахованным от всякого рода неожиданностей. Отправляться в путешествия на поездах скорее подойдёт для посещения и просмотра какого-то единственного города, так как не все города находятся рядом с железными дорогами и до них ещё придётся добираться с багажом на перекладных. Также, чтобы легче перенестись на противоположную сторону «Кольца» можно воспользоваться самолётом.

К примеру, можно два раза в неделю долететь из Москвы – аэропорта «Домодедово». При этом на перелёт вы затратите всего один час двадцать минут.

Выбирая время и сезон поездки, старайтесь ориентироваться на лето или зиму, так же прекрасно подходят для столь занимательного путешествия и май, сентябрь. Летом – тепло и привольно, но большое количество туристов, а зимой вы сможете насладиться прекрасными видами городов под снегом.

Старайтесь избегать туров в межсезонье, в весенне-осеннюю распутицу, в противном случаи она может испортить вам все впечатления об увиденном.

Какие существуют маршруты?

Вариантов маршрута для туристической поездки великое множество. Вы можете выбрать стандартный маршрут по «восьмёрке» городов, а можете выбрать расширенную экскурсию с заворотом в города Ярославской области – это Углич, Тутаев, Мышкин и Рыбинск.

Путешествовать можно отправиться как на 2-3 дня (это так именуемые «туры выходного дня»), так и на более длительный срок – 2-9 дней. Выбрав краткосрочный маршрут, вы, скорее всего, посетите 4-5 городов, с обзором основных их достопримечательностей.

Выбирая длительный маршрут, вы посещаете все города малого Золотого Кольца и некоторые города дополнительно (в зависимости от тура выбранного вами). Однако, как показывает статистика, наибольшей популярностью пользуются экскурсионные маршруты длительностью до 5-ти дней.

Путешествовать по Золотому Кольцу можно и не по кругу, а пересекая его радиально. Попадая соответственно в противоположные города «Кольца».

Что посмотреть в первую очередь?

При выборе туристического маршрута нужно, прежде всего, не растеряться и определить, какие достопримечательности вы точно желаете посетить. Из этого и следует выбирать тур. Это крайне индивидуально и зависит только от вашего желания.

Вот некоторые из мест, которые по праву считаются основными достопримечательностями Золотого Кольца.

  • Троице-Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде. Сергиев Посад считается столицей Русского Православия.

  • Кремль в Переславле-Залесском и Собор Спаса Преображения, церковь Петра Митрополита, Владимирский собор и церковь Александра Невского, так же Горицкий, Никольский, Никитинский и Троице-Данилов монастыри. Так же в трёх километрах от Переславля-Залесского Петром Первым в 18-ом веке была организована «Потешная флотилия» на берегу Плещеева озера.
  • В Ростове Великом: музей-заповедник «Ростовский Кремль», музей финифти и церковь Спаса-на-Песках, Спасо-Яковлевский монастырь. Церковь Толгской Богоматери и Вознесения Господня, Авраамиево-Богоявленский и Борисоглебский монастыри.

  • Историко-архитектурный музей-заповедник на территории Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле. Церковь Ильи Пророка, церковь Иоанна Предтечи в Толчковской слободе – одна из главнейших достопримечательностей города, изображена на тысячерублёвой купюре. Так же Волжская набережная в Ярославле считается красивейшей набережной среди всех городов стоящих на Волге.

  • Во – , и конечно же и соборы, . Здесь так же стоить сделать небольшой крюк в близлежащий , дабы увидеть . На этот город стоит выделить побольше времени.

  • , который включает в себя . , – прекрасный пример допетровского каменного зодчества и

Классический вариант Золотого кольца состоит из 8 городов, которые стали знамениты благодаря памятникам, посвященным истории и культуре. Они расположены на виртуальной окружности, которая находится в северо-восточной стороне от Москвы. Близлежащий к первопрестольной город Сергиев Посада, а дальше по часовой стрелке находятся: Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль и Владимир. Из Сергиев Посада начинается экскурсия. Он находится в 52 км от Москвы. Кострома – точка «овала», которая наиболее удалена от Москвы (306 км).

Кроме классического «восьмичастного» маршрута, можно воспользоваться расширенными, составленными туроператорами. В маршрут могут быть включены рядом лежащие города, такие же замечательные, со своими традициями и культурой: Муром и Калязин, Рыбинск и Плёс, Гусь-Хрустальный и Углич, Александров и Палех и др. Не будем их винить за разброд мыслей, ведь в центральных областях России есть что посмотреть. В этих городах уютно, здесь купола горят на солнце, среднерусские окрестные ландшафты раздольны, а красивейшие образцы прикладного искусства стали визитной карточкой. Например, хрусталь Гусь-Хрустального или миниатюра Палеха, скрытая лаком.

Делать запасы топлива не нужно. Бензин по всему маршруту стоит так же, как и столичный бензин, хотя заправлять машину следует в проверенных местах.

Перед путешествием необходимо проверить техническое состояние авто, но если понадобиться, то в небольших городах найдется автомастерская. Хотя сложный ремонт сделать будет затруднительно.

Маршруты

Экскурсий довольно много. Кроме классической «восьмерки», очень популярен расширенный маршрут с поездкой в Ярославскую область (Углич, Мышкина, Рыбинск и Тутаева). Длина такого маршрута почти тысяча километров.

Путешествовать можно и радиально: Ростов Великий - Борисоглебский монастырь, Ярославль - Тутаев, Кострома - Плёс и Щелыково, Иваново - Шуя и Палех, Холуй и Мстёру (места народных промыслов). В такие мини-программы входят 4 — 7 городов.

Длительность путешествия бывает разной: 2 — 3 дня («тур выходного дня»), а также 9 — 10 дней (полноценный). Варианты 2 — 5 дней пользуются особой популярностью, а впрочем, желающих охватить все немало, в частности летом.

Отдых и ночлег

Уже прошли те времена, когда в российской глубинке с трудом можно было найти подходящую гостиницу (точнее полное отсутствие приличного жилья). В наши дни в городах есть две-три приличных гостиницы, а также много предложений в частном секторе: уютные мини-отели, имеющие домашнюю обстановку, квартиры и коттеджи, сдающиеся посуточно. Существуют и бизнес-отели для богатых иностранцев.

Есть и изюминка – это экзотика даже для жителей больших городов. Туристы могут остановиться в старом доме, в посаде либо в деревенской избе. Стоимость проживания разная: частный сектор – от 700 до1000 RUB за комнату, санаторий или турбаза – от 2000 до 3000 RUB за номер с хорошей обстановкой в отеле или частной гостинице, бизнес-отель – от 5000 до 7000 RUB за 2-х местный номер (плюс завтрак). Цены актуальны на август 2015 года.

Хорошая еда

Постоянно растущий интерес у туристов, включая иностранцев, способствовал развитию заведений питания на Золотом кольце. Туристов ждут бутербродные и рюмочные (местная экзотика), где можно отведать картошку с мясом, запеченную в горшочках, и выпить рюмочку перед осмотром достопримечательностей, а также рестораны русской hautecuisine, например, московское «Кафе Пушкинъ». Ко всему прочему в заведениях с доступной ценой кормят по-домашнему, продукты всегда свежие, внушительная порция, цена демократичная. Ведь это русская глубинка, где все душевно, а не шавермщики больших городов. В отелях шведский стол предлагают очень редко: завтрак континентальный, а сделать заказ на ужин можно по меню в ресторане гостиницы a lacarte. В российских городах обязательно надо отведать местные изыски. В Костроме - разнообразные сыры, в Ярославле - вкусные пончики, в Суздале - огурцы разных видов (свежие и в рассоле) и медовуху, в Ростове Великом - приготовленную щуку.

Что необходимо увидеть

В Сергиевом Посаде обязательно надо посмотреть Троице-Сергиеву Лавру, памятники архитектуры на религиозную тематику и музей-заповедник, церквушки и часовни, колокольни и скиты, палаты и чертоги, музей игрушек.

В Переславле-Залесском : церкви Симеона Столпника и Александра Невского, собор Спаса Преображения, монастыри Троице-Данилов, Горицкий и Никитский, музей-усадьбу «Ботик Петра Первого», музеи утюгов и паровозов.

В Ростове Великом : церкви Вознесения Господня, Спаса-на-Песках, Толгской Богоматери; музей-заповедник «Ростовский Кремль», Рождественский; монастыри Борисоглебский и Спасо-Яковлевский, музей финифти.

В Ярославле : церкви Ильи Пророка, Богоявления и Николы Надеина, а также второстепенные церкви; Спасо-Преображенский монастырь, Митрополичьи палаты, Гостиный двор и др.

В Костроме : церковь Воскресения на Дебре, Троицкий собор, монастыри Ипатьевский и Богоявленский Анастасиин, большое количество церквей, Торговые ряды, Музеи изобразительного искусства, природы и подвига Ивана Сусанина!

В Иваново : церкви – Казанская, Введенская и Ильинская, храм Успения Богородицы, художественный музей в Ивановской области, историко-краеведческий музей, Дом-музей Цветаевых и музей ивановского ситца.

В Суздале : Суздальский Кремль и собор Рождества Богородицы, Архиерейские палаты и колокольню, монастыри – Покровский и Спасо-Евфимеев, соборы – Покрова Пресвятой Богородицы и Борисоглебский, музей деревянного зодчества.

Во Владимире : Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота и Водонапорную башню, музейный комплекс Палат, монастыри Рождественский и Княгинин, церкви Успения Богородицы и Троицкую, Покрова на Нерли и Никиты-мученика, фрески руки Андрея Рублёва.

Отдохнув от красот цивилизованной Европы, портал сайт отправился по старинным городам России. По пути по Золотому Кольцу наш корреспондент отдал дань родине первых рабочих Советов и памятнику древнерусской письменности, увидел стены Владимирского централа, и не забыл отведать суздальской Медовухи.

Пока за окнами – теплынь, самое время залить полный бак, проверить уровни всех технических жидкостей и давление в шинах. И – отправиться в недельный (а если повезет, то и двухнедельный) тур по городам Золотого Кольца. Впереди около 800 километров асфальта, лесов, полей, озер, рек, старых городищ и древних храмов. Причем в настоящее время немалая часть дороги – если не считать первую часть ярославской трассы, где сразу четыре моста встали на капремонт до конца лета – весьма качественна. Что автор этих строк и проверил на себе.

Пункт первый: к Золотым воротам!

Стартовать советуем из Москвы, причем насколько возможно раньше! Все кольцо – при желании – можно проехать за один день, но в таком случае ничего, кроме серой полосы асфальта, вы и не увидите. А так, если не спеша, то до первого пункта вашей остановки – старинного Владимира – от МКАД будет 181 километр. Из которых самые сложные – первые 15, проходящие через Балашиху. Этот подмосковный сателлит изобилует светофорами и левыми поворотами, а потому проезжать через него лучше в период до семи утра. Если не успели позавтракать – к вашим услугам точка американо-канадского общепита по правую сторону от вас в той же Балашихе.

После Ногинска Горьковское шоссе – в которое переходит московское шоссе Энтузиастов (названное так в честь каторжан, отправлявшихся в Сибирь – часть дороги до сих пор кличут «Пекинкой») – становится весьма комфортной для движения четырехполосной (в оба направления) трассой с разграничительным барьером – раньше тут было немало лобовых столкновений; они, впрочем, до сих пор случаются там, где барьера нет. Именно так погиб недалеко от деревни Омутищи актер Александр Дедюшко… Так что будьте все-таки начеку.

И вообще скоростной режим было бы неплохо соблюдать еще по нескольким причинам. Первая – вдоль трассы установлено немало фото-радаров. Во-вторых, в населенных пунктах водителей издали отслеживают сотрудники ДПС, иногда парами – один экипаж в селе, второй – на выезде из него.

Но, даже если не гнать, путь до окраин Владимира займет у вас максимум два часа. Вдоль трассы немало АЗС с топливом приемлемого качества и несколько кафе, где можно «заправиться». Не доезжая до Владимира – правда, по левую руку – будет «развал», на котором продают «пневматику» и туристическо-охотничьи принадлежности.

Самый известный памятник Владимира – Золотые ворота. Попасть к ним можно, если на въезде в город ехать прямо (налево уходит объездная трасса на Нижний). Точный адрес – если вы с навигатором – пересечение Большой Московской и Дворянской улиц. Рядом с Золотыми воротами – остатки подлинного земляного вала, окружавшего город (деревянный частокол поверху вала, естественно, не сохранился). Можно погулять по валу, зайти в ворота (там открыт музей), осмотреть храмы и монастыри, коих во Владимире не счесть.

Пообедать можно в любом из кафе и ресторанов на Большой Московской – цены, уверен, порадуют жителей столичных городов.

Есть в этом городе и еще одно место… «Владимирский централ, ветер северный…» — помните? Так вот, он здесь. В разные годы тут сидели Лидия Русланова, Василий Сталин, Владимир Буковский, Фрэнсис Пауэрс, Фридрих Паулюс и очень многие другие. Езжайте через город по Большой Московской… Вскоре после здания вокзала (справа) по левую сторону от вас увидите два старинных (1825 года) здания, розового и голубого цвета. Если розовый дом – это суд – обойти слева, то за ним вы увидите знаменитые шестиметровые тюремные стены…

Пункт второй: на Нерль

«На Нерль» — это значит в Суздаль. Официально он существует с 1024 года, но основан был, скорее всего, гораздо раньше.

Проехав еще с километр от Централа, поверните на светофоре налево – это трасса А113, ведущая прямо на Суздаль. До города – всего 36 километров, но дорога непростая: извилистая двухрядка, пролегающая по холмам. Здесь затруднены и крайне опасны обгоны, а в местах действия знака «Обгон запрещен!» очень много постов ДПС. Так что не спешите… Лучше остановитесь на любом из «пятачков» с придорожной закусочной – шашлыки, жареная картошка, квас…

Туристический центр Суздаля – Кремль, в котором немало музеев (в том числе и пыточный). Ничего общего с московским у суздальского Кремля нет: тут тоже часть укреплений были земляными, вал сохранился. Зато сюда из окрестных деревень было свезено немало памятников деревянного зодчества. Идти сюда лучше пешком – больше увидите, да и ставить машину около Кремля негде. Так что припарковать авто лучше у гостиницы или у туристического центра. Кстати… Когда этот материал готовился, из Суздаля пришло печальное известие: во время грозы загорелась и была частично уничтожена огнем деревянная Преображенская церковь XVII века.

Что посмотреть: Свято-Ефимовский монастырь, а в нем – Спасо-Преображенский собор, Успенскую церковь, звонницу; Посадский дом; Покровский монастырь. По Суздалю очень приятно гулять, заходя в церковки настолько древние, что их пол находится на полметра-метр ниже уровня земли. Здесь можно купить медовуху местного производства, в том числе и безалкогольную.

Где спать: в Суздале не слишком-то много гостиниц, однако этот пробел восполняют частные мотели. Стоимость ночлега от 800 до 2200-2500 рублей. Без завтрака.

Небольшой крюк

Если есть время, я бы посоветовал его сделать. Всего 65 километров по дороге, идущей среди полей, где никогда нет ни трафика, ни каких-то проблем. В общем, едем в Юрьев-Польский. На выезде из Суздаля есть сложная развязка в виде буквы Ш. Крайний правый «рукав» — на Иваново (им мы воспользуемся потом), средний – на Гаврилов Ям, и левый – на Юрьев-Польский. Этот город – ровесник Москвы и основан все тем же Юрием Долгоруким. Ничего общего с Польшей он не имеет: поляки в XVII веке сюда не добрались. А название изначально звучало как «Польской» — т.е. расположенный среди полей. Очень, очень милый городок с древним, вросшим в землю низеньким белокаменным и истинно русским Кремлем, по которому очень приятно погулять.

Чтобы продолжить движение по Кольцу, вам необходимо будет попасть в Иваново – как известно, родину первых рабочих Советов. Можно из Юрьева-Польского вернуться в Суздаль и, взяв в крайний правый «рукав», выехать на трассу, по которой, преодолев 70 километров, вы окажетесь в Иваново (на трассе мало АЗС, так что, если увидите, мимо не проезжайте!), купив попутно голубику, чернику или лисички на обочинном импровизированном рынке.

Но искателям приключений на свою голову, я посоветую другой, объездной маршрут. Через Гаврилов Посад – удивительный тупиковый город, в который – если считать только хорошие дороги — можно попасть только из Иваново. Местные зовут его «Гавпосад», и такси туда не ходят. Но доехать можно, и даже без полного привода. Для этого надо выехать из города по направлению на Симу, и километров через 15 – на пригорке – повернуть направо на грунтовку, которая затем плавно перейдет в дорогу из бетонных плит. По ней можно ехать без проблем километра два… А потом у вас создастся впечатление, что тут или прошли танки, или – боевые действия с применением артиллерии. Дорога разбита донельзя – приходится, как сумасшедший, крутить рулем. Если была гроза и на дороге лужи – не поленитесь промерить глубину. Обычно она не больше 15-20 см, но на моих глазах плюхнулся по самые окна излишне самоуверенный московский водитель на Subaru Forester.

Такое безобразие продлится недолго, вскоре появится асфальт, и вы въедете в Гавпосад. А оттуда – по неплохому шоссе – через Тейково попадете в Иваново уже на выезде из города и недалеко от канадской закусочной (если пришло время обедать).

Иваново стоит на реке Уводь с 1328 года, однако смотреть тут особо нечего – это одна из текстильных столиц России. Могу лишь посоветовать посетить один из оптово-розничных текстильных центров – дешевое постельное белье, просто белье и прочее.

На выезде из города обратите внимание на военный аэродром ивановских десантников.

Пункт четвертый – на родину Романовых

Следующий город на нашем пути – Кострома. До него – порядка сотни километров, большая часть которых проходит через большие и маленькие деревеньки. Дорогу недавно обновили, скоростной режим вырос, что привело к вполне логичному появлению в здешних палестинах сотрудников ГИБДД с радарами. Зато хватает АЗС, а нехватку кафе – их всего около десятка – возместят магазинчики в населенных пунктах.

Как проедете Приволжск (это половина пути до Костромы), подумайте: а не проехать ли прямо (на Кострому – налево, по главной дороге)? Прямо – Плес… Пока его не «закрыли» (тут, говорят, будет резиденция президента), воспользуйтесь случаем и посмотрите на волжские просторы, описанные Левитаном. Тем более что это недалеко.

Эту часть Золотого кольца несколько лет назад начали приводить в порядок: выровняли дорогу, поменяли асфальт почти до самого въезда в Кострому. А вот в самом городе его пока поменять не успели – будьте осторожны. К тому же в городе много непуганых пешеходов и невнятных светофоров.

Кострома, по некоторым данным, ведет свое летоисчисление с 1152 года. Основал ее – правильно! – Юрий Долгорукий. И, хотя город бурно развивался, известность получил только в 1613 году, когда боярское посольство прибыло в Кострому просить на царство Михаила Федоровича Романова. Ипатьевский монастырь, в котором сие действо происходило, и является самым значимым памятником города. Монастырь красив сам по себе: его видно с автомоста через Волгу. А еще в нем хранится «Повесть временных лет» — древнерусский памятник письменности.

По самой Костроме – особенно по ее прибрежным районам – приятно походить, посмотреть торговые ряды – Красные и мелочные, старинные купеческие дома.

Но можно прибыть в Кострому и иначе – с использованием паромной переправы. Для этого вернемся чуть назад, в Приволжск. Повернув на Кострому, километров через пять вы увидите справа указатель – «Красное на Волге». Повернув, через 8 километров попадете на живописную паромную переправу. Паром ходит каждые 45 минут и вмещает около 10-12 машин. Стоимость переправы – в пределах 200 рублей, считая пассажиров. Но зато – вы получаете потрясающие виды Волги, а кроме того, попадаете в ювелирную столицу России, по ее магазинчикам можно ходить несколько часов… Все они расположены на одной улице, по которой, выехав из села, вы километров через 30 въедете в Кострому с востока.

Где поесть: в городе есть небольшие кафе и ресторанчики, но их немного, поскольку немного пока и туристов, а у местных – проблемы с бюджетом. Особой популярностью потому пользуется канадская закусочная на первом этаже универмага «Кострома», расположенного прямо напротив автомоста через Волгу.

Где поспать: в городе проблемы с гостиницами… Центральная сейчас на ремонте, а в остальных за ночлег могут попросить как в «Хилтоне» — до 5000 рублей.

Пункт пятый – Ярославль

Выехав из города – для этого придется снова по мосту вернуться на другой берег Волги, вы выедете на Костромское шоссе, по которому 80 километров до поворота на Ярославль. Дорогу тут последний раз ремонтировали лет 10 назад, так что сейчас она так себе, не гоните! И советуем заправиться на выезде из Костромы – АЗС вдоль трассы, если честно, доверия не внушают. На дороге очень много засад, так что следите за знаками ограничения скорости и обгона.

Шоссе закончится Т-образным перекрестком, на котором вам предстоит повернуть направо. И вскоре въедете в город, отметивший свое 1000-летие в прошлом году. Здесь советуем посмотреть Спасо-Преображенский монастырь (собор Спасо-Преображения, церковь Ярославских Чудотворцев, звонницу), одну из древнейших церквей города – храм Михаила Архангела (Первомайская ул.). Очень много памятных мест и старинных зданий на набережных города.

К слову. Когда-то из Ярославля в Кострому ходили теплоходы и «Метеоры». А потому можно было, выйдя из авто, совершить путешествие по воде протяженностью в несколько часов. А сейчас – увы…

Где поесть: в городе достаточно кафе, так что голодными не будете точно. Или можно поискать местечко поимпозантнее по дороге в следующий пункт Кольца – Ростов.

Где спать: опять же проблема с гостиничными местами, хотя в последние годы появились частные отели. Стоимость номера на ночь – от 1800 рублей.

Пункт шестой – самый древний

Город Ростов, что находится всего в 57 километрах от Ярославля – один из самых древних городов России: официальной датой его основания считается 862 год! К тому же добираться до него довольно просто. Выехав из Ярославля и оставив позади справа знаменитый своими взрывами и пожарами местный НПЗ, вы проедете километров 40 по шикарной четырехрядной автостраде. По ней вообще грех ехать со скоростью ниже 140 км/ч, но разрешенная скорость, увы, на 50 км/ч ниже – не увлекайтесь! На магистрали много путепроводов, за которыми любят прятаться ребята с радарами. И учтите – все АЗС, кафе и мотели – вдоль обочины встречного направления шоссе, так что ищите места для разворота.

Но все хорошее когда-то заканчивается. Закончится и шоссе – у деревни Шалаево, превратившись в напряженную двухрядку М8 с большим количеством фур и редкими зонами обгона. Трасса идет через деревеньки, где весьма часто нетрезвое население попадает под колеса – держите скорость не выше 70-ти! Но за все это вознаградит въезд в Ростов, приветствующий гостей стелой с цифрами «862».

Все основные достопримечательности этого города находятся левее трассы. За деревянными и частично каменными домами и лабазами вдоль дороги прячутся древний кремль и огромное озеро с красивым и нездешним именем Неро.

Что посмотреть: Кремль – в первую очередь: местный Успенский собор был заложен в 900-е годы, на рубеже, так сказать, тысячелетий. Очень интересна церковь Григория Богослова и двухъярусная звонница, нижний ярус которой занимает храм Входа Господня в Иерусалим. Правда, местные экскурсии – платные, но со всеми билетами можно уложиться в 1000 рублей.

Вторая по значимости «точка» — Спасо-Яковленский Дмитриев мужской монастырь (ул. Энгельса) на самом берегу озера в южной части города. А на северной окраине и тоже на берегу высится Богоявленский Авраамиев монастырь.

Очень советуем покататься по озеру, особенно если неохота обходить каждый из памятников старины – с воды они все, как на ладони. Есть муниципальный прокат лодок, но можно договориться и с частными перевозчиками. Цены, скажем так, «разнятся»: все зависит от аппетита лодочника.

Где поесть: город пока не привык к наплыву туристов, но кафе есть. Цены – достаточно низкие, но на особый изыск кухни рассчитывать не стоит.

Где спать: в Ростове есть гостиницы. Не европейского, конечно, уровня, но вполне удобные. Цены за постой – от 800 до 2000 рублей за номер в сутки.

N.B. Если есть полдня свободного времени и вы решили переночевать в Ростове, то почему бы заодно не съездить и в Углич? Он немного младше Ростова (937 год), но имеет славную историю. Знаменит еще и тем, что здесь в 1591 году был убит царевич Димитрий, сын Ивана Грозного, после чего пресеклась династия Рюриковичей, началась Смута. Поворот на Углич – на выезде из Ростова, налево. До древнего города на берегу Волги – через очень красивое село Борисоглебское – всего 95 верст. Тем более что в августе тут работает традиционная «Ярмарка урожая»: мед, яблоки, варенья и прочее.

Пункт седьмой – к ботику

Не путайте – не «бутик», а ботик! Речь идет о Переславле-Залесском, старинном (1152 год, Юрий Долгорукий) городе на берегах Плещеева озера. Дорога сюда довольна нудна, потому что по большей части двухрядна, а обгон почти везде запрещен: трасса М8 петляет по крутым холмам, напоминая американские горки.

Собственно, этот город уже был в нашем обзоре, а потому – краткое изложение. Тут в 1220 году родился князь Александр, позднее прозванный Невским. А спустя 720 лет Сергей Эйзенштейн тут же снял фильм «Александр Невский». Царь Петр учился тут плавать на ботике (см. музей «Ботик Петра» в деревне Веськово). Сегодня в городе – помимо старинного монастыря на берегу – есть Музей узкоколейки, Музей утюга и Дом чайника. А в Плещееве озере можно искупаться – пляж находится в конце улицы Кузнецова, почти в самом центре города.

Где поесть: в городе полным полно местечек, где можно перекусить, поскольку тут останавливаются многочисленные междугородние автобусы и маршрутки.

Где спать: вообще-то до Москвы остается всего-навсего 130 км, но… если дело к ночи – лучше остаться. В гостиницах – их, правда, немного – можно снять номер от 1200 до 3000 рублей за ночь.

Пункт восьмой – Лавра. Или…

…Загорск, он же Сергиев-Посад, расположен настолько близко от Москвы (56 километров), что для жителей столицы почти не представляет интереса. К тому же и о нем мы как-то рассказали достаточно подробно – и о монастырях, и о знаменитых колодцах. А вот, если ехать по направлению к С.-Посаду, то в деревеньке Дворики будет поворот налево – на Александров. До города – около 30 километров.

Этот город – под именем села Великая Слобода – упоминается с XIV века, здесь была резиденция сына Ивана III, князя Василия III. Но, конечно, самым известным обитателем Александрова стал Иван IV Грозный… Царь перебрался сюда в 1564 году, когда, отправившись на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, решил не возвращаться в Москву. Здесь им была созвана опричнина, здесь сосредоточились все нити управления царством, здесь была напечатана первая русская книга – «Псалтырь». Здесь прыгнул с колокольни на самодельных крыльях «смерд Никитка боярского сына Лупатова холоп».

Здесь же был убит и царевич Иван (1581 год), ставший жертвой гнева своего отца. После этого Грозный покинул слободу навсегда. С тех пор считается, что именно где-то здесь спрятана знаменитая библиотека царя.

Здесь, в первой половине XVIII века, содержалась в монастыре сосланная сюда императрицей Анной Иоанновной царевна Елизавета Петровна.

Ну а из новейших событий – здесь, в 1970-м, снимался фильм «Руслан и Людмила».

Из исторических мест стоит посмотреть Троицкий (ранее Покровский) собор, Покровскую (ранее Троицкая) церковь, церковь Алексея митрополита (внутри существующей Распятской колокольни) и Успенскую церковь.

… Если сил хватит, то после Александровского можно заглянуть и в Сергиев-Посад.

Вот только добираться до Москвы по Ярославскому шоссе не советуем: как уже было сказано выше, ремонт, пробки… Лучше, вернувшись чуть назад, выехать на А108 (Большое бетонное кольцо), доехать по нему до Аленино (поворот на Черноголовку и выезд в Москву через Щелковское шоссе) или – вернуться на Горьковское шоссе в районе Ожерелок.

Вот тогда «Золотое кольцо» действительно замкнется.

Понятие “Золотое кольцо” появилось в далёкие 70-е годы прошлого века, когда в СССР начал развиваться массовый профсоюзный туризм. Тогда был разработан кольцевой автобусный маршрут, начинавшийся и заканчивавшийся в Москве, длиной около 800 км. В классическое “Золотое кольцо” входят Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Плёс, и Владимир. Позже к ним добавились Углич, Мышкин, Тутаев, и Гусь-Хрустальный.

Золотое кольцо. Маршрут

В конце мая ко мне обратился заказчик, который хотел проехать по “Золотому кольцу” и нанять меня в качестве экскурсовода. Он желал уложиться в 4 дня. После консультаций маршрут путешествия приобрёл следующий вид:
День 1: Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов Великий (ночь в отеле “Усадьба Плешанова”)
День 2: Ростов Великий – Углич – Мышкин – Ярославль (ночь в отеле “Святой Георгий”)
День 3: Ярославль – Кострома – Плёс – Иваново (ночь в отеле “Шеддок”)
День 4: Иваново – – Кидекша – Владимир – Боголюбово – Москва. Забегая вперёд скажу, что Боголюбово пришлось исключить из-за плохой погоды и матча ЧМ 2014 по футболу – заказчик оказался страстным футбольным болельщиком.

К составлению маршрута и выбору гостиниц я не имел отношения – клиенты оказались опытными путешественниками, посетившими 46 стран и применили свой немалый опыт к этой короткой поездке.
Следовало учесть, что в некоторых городах и музеях “Золотого кольца” экскурсии проводят только местные аккредитованные экскурсоводы. Поэтому я заказал экскурсионное обслуживание в Троице-Сергиевой Лавре, Ростовском кремле, Мышкине и Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Это обошлось моим клиентам в 9.850 рублей.

Золотое кольцо. Сергиев Посад

Классическое “Золотое кольцо” начинается с Троице-Сергиевой лавры. Экскурсии в монастыре проводит паломнический центр, привлекающий, помимо штатных сотрудников, студентов Духовной Семинарии и Академии. С моими заказчиками работал молодой монах, студент Академии. Стоимость экскурсии по монастырю с посещением храмов составила 1200 руб.

В монастыре активно готовятся к 700-летию Рождества Преподобного Сергия Радонежского. Большинство храмов уже отреставрированы и заново покрашены.

Вид на Троице-Сергиеву Лавру с Красногорской площади. Слева – Успенский собор (XVI век), справа – Лаврская колокольня высотой 88 м (XVIII век). В центре – памятник Сергию Радонежскому (конец ХХ века).

Радует, что при реставрации обратили внимание не только на церкви, но и на гражданские постройки. Например, восстановили облик Красных Рядов начала ХХ века. В них открыли православный продуктовый магазин и перенесли туда же паломнический центр.

Золотое кольцо. Переславль-Залесский

Из Сергиева Посада мы отправились в Переславль-Залесский, где посетили музей-усадьбу “Ботик Петра I”. Затем пообедали в загородном трактире “Попов луг”, устроенном при фермерском хозяйстве. Трактир построен из дерева, стилизован под “русскую избу”. Кормят вкусно и не очень дорого. Счёт на 3-х оказался в пределах 3 тыс. рублей.

Рядом с трактиром на лугу пасутся овцы, здесь же устроен “Лабаз”, торгующий парным мясом, молоком, творогом и другими продуктами. Супруга заказчика сокрушалась, что они не захватили с собой автохолодильник.

Трактир “Попов луг”. Справа – крыло ресторана, по центру – летние беседки, слева в глубине – “лабаз”, торгующий натуральными продуктами.

После обеда побывали в трёх действующих монастырях Переславля-Залесского: Троицком-Данилове, Никольском и Никитском. К Никитскому монастырю пришлось ехать по объездной дороге. .

Золотое кольцо. Ростов Великий

К вечеру приехали в Ростов Великий. Посмотрели Спасо-Яковлевский монастырь, церковь Исидора Блаженного и Соборную площадь с уникальной .

Посещение Ростовского Кремля и музея Церковных древностей было запланировано на утро следующего дня. Ночевали в гостинице “Усадьба Плешанова”. Моим клиентам гостиница понравилась, ну а мне – не очень.

“Усадьба Плешанова” считается 3*** гостиницей, но дверцы душевой кабины в моём номере были сломаны, закрыть их не удалось. Когда я принимал душ, то неожиданно отключилась горячая вода и мне пришлось судорожно обливаться холодной. Да и сам номер маловат.

Хотя всё это относится к номеру 16 во втором корпусе гостиницы. В главном корпусе никаких проблем отмечено не было. В стоимость включены стоянка и завтрак. Завтрак показался мне довольно скудным: всего один сорт сыра и один сорт варёно-копчёной колбасы, сосиски, яичница, каша. Я не любитель мюсли, но их не было, как не было и йогуртов. Впрочем, цены в “Усадьбе Плешанова” вполне вменяемые. Мой 2-хместный номер стоит со скидкой 2000 руб., а люкс, который предпочли мои клиенты – 3050 руб.

Утро второго дня мы посвятили знакомству с Ростовским Кремлём. Индивидуальная экскурсия там стоит дорого. Цена на группу в 10 человек составляет 4000 руб., при меньшем количестве людей приходится платить ту же сумму. Однако, мои заказчики оказались очень довольны осмотром переходов, церквей Воскресения Господня, Иоанна Богослова и Спаса на сенях и, так называемой, Белой палаты.

Ростовский Кремль. Церковь Воскресения Господня (справа), собор Успения Пресвятой Богородицы(слева).

Золотое кольцо. Углич

Из Ростова мы отправились в Углич через посёлок Борисоглебский. Состояние дороги вполне приличное – на твёрдую “4” по пятибалльной шкале. В Угличе мы посетили Спасо-Преображенский собор и церковь царевича Димитрия “на крови”, находящиеся в Кремле. Храм Спаса Преображения прежде принадлежал музею, теперь это городской кафедральный собор. Однако, уникальные росписи и шестиярусный иконостас доступны для осмотра. Не возбраняется даже рассказывать внутри храма. Церковь царевича Димитрия по прежнему используется как музейный объект.

Обедали в ресторане “Старый город”. В ресторане “Усадьба” нам отказали, сославшись на обслуживание заказных групп. В “Старом городе” всё оказалось на высоте, вот только счёт превысил 3.500 руб.

Помимо Кремля в Угличе есть три монастырских ансамбля: Богоявленский, Алексеевский и Воскресенский монастыри.

Воскресенский монастырь, состоящий из Воскресенского собора, звонницы и трапезной с церковью Смоленской иконы Богородицы.

Очень хороша церковь Рождества Иоанна Предтечи, напоминающая храм царевича Димитрия, что “на крови”. Церковь построил купец Никифор Чеполосов в память своего убиенного сына Ивана. Его похитил и убил из зависти приказчик Чеполосова по прозвищу Рудак. Угличу вообще “везло” на невинно убиенных отроков.

Золотое кольцо. Мышкин

Из Углича по плотине ГЭС мы переехали в Заволжье и отправились в Мышкин. Мышкин – замечательный городок на берегу Волги. В нём нет знаменитых архитектурных ансамблей, древних храмов и монастырей.

Зато в Мышкине живут удивительные люди, сделавшие из Богом забытого местечка уникальный туристический центр. В первые годы советской власти комиссары разорили город и разжаловали его в колхоз, закрыв предприятия, упразднив театр и гимназию и затопив треть города водами Рыбинского водохранилища. В советское время к названию добавили букву “о”, низведя Мышкин на уровень села. Его жители долго боролись за восстановление исторического названия, а во времена перестройки – и статуса города.

Наконец, в 90-е годы прошлого века справедливость восторжествовала. В современном Мышкине открыто множество музеев и интерактивных экспозиций. Мы увидели далеко не всё. В нашей программе оказались Опочининская библиотека,

Музей Валенок, Дом Мельника, Дом Ремёсел и военный мемориал. Кроме них в городе существует Музей Мыши (единственный в мире! 🙂), коллекция старинных автомобилей и мотоциклов, музей водочника Петра Смирнова, Мышкины палаты с театрализованными интерактивными программами – всего и не перечесть.

Жизнь в городке вертится вокруг мышек…

и… кошек. Ну как же кошкам без мышек и наоборот?

Один из городских ресторанов называется “Мышеловка”. В нём обещают бесплатный сыр. Ресторан находится прямо за Успенским собором.

Золотое кольцо. Паром Мышкин – Ярославль

Тучи, ходившие вокруг Мышкина, в конце концов обрушились на город проливным дождём. Под ним мы около получаса ждали паром, перевозящий автомобили и людей через Волгу. Паром сокращает путь до Ярославля на добрую сотню км. Через переправу до областного центра ехать 91 км, а через плотину Угличской ГЭС и Ростов – больше 200.

Мы вторые в очереди на паром в Мышкине.

Паром ходит через Волгу каждый час. Чаще не получается – на погрузку-выгрузку уходит довольно много времени. Для пешеходов паром бесплатный, а за машину надо заплатить. Цена зависит от массы авто. За Ауди Q7 с нас взяли 260 рублей.

Полностью загруженный паром идёт к Мышкину. Через 10 минут он пристанет на нашей стороне. За фото не пинайте – сделано мыльницей в дождь на максимальном зуме.

Золотое кольцо. Ярославль. Отель “Святой Георгий”

В Ярославле мы остановились в отеле “Святой Георгий” 4****.

Гостиница расположена почти в центре. Почти, потому что центр находится на другом берегу реки Которосль. До Спасо-Преображенского монастыря идти не менее 15 минут. Из окна моего номера открывался вид на пойму Которосли и многочисленные ярославские храмы.

Святой Георгий – это современный модный отель с достаточно разумными ценами. Двухместный бизнес класса стоит 3800 руб., а стандарт при одноместном размещении – 2500 руб со скидкой. На первом этаже отеля устроен обширный атриум с рестораном и лобби-баром. Двери номеров выходят на внутренние галереи. Но лифты почему то доходят только до 4-го этажа. На последний 5-й этаж надо подниматься по лестнице.

Завтрак (за отдельную плату в 350 руб.) подаётся в виде шведского стола в ресторанной зоне. Ассортимент очень неплох: яичница, сосиски, каши, запеканка, омлет, горячие овощи, нарезки, выпечка, фрукты. Не было лишь апельсинового сока – пришлось довольствоваться яблочным. Номер мне тоже понравился. Большая комната, обставленная деревянной мебелью, холодильник в тумбе стола, центральное кондиционирование воздуха, просторная (и исправная 🙂) душевая кабина. Только фена не было.

Золотое кольцо. Ярославль

Третий день включал в себя знакомство с Ярославлем, Костромой и Плёсом. В Ярославле мы посмотрели все основные храмы “золотого XVII века” , включая Иоанна Предтечу в Толчкове, Николу Мокрого, Богоявления, Николу Надеина, Илью Пророка (с осмотром интерьеров), прошлись по стрелке к новому Успенскому собору и посетили Спасо-Преображенский монастырь.

Экскурсия по Ярославлю была целиком на моей совести, поэтому фотографий я почти не делал.

Спасо-Преображенский монастырь. Справа старейший храм Ярославля – собор Спаса Преображения начала XVI века. Слева – церковь Ярославских Чудотворцев первой половины XIX века.

Золотое кольцо. Кострома

Из Ярославля поехали в Кострому, пообедав в “Азимуте” на въезде в город. Счёт был на уже привычные 3 тыс. рублей. смотрели по обычной программе: Ипатьевский монастырь, Богоявленский-Анастасьин монастырь с Феодоровской иконой Богородицы, административный и торговый ансамбли центра города. От осмотра памятника Ленину мои клиенты отказались.

Золотое кольцо. Иваново. Отель “Шеддок”

Вечером ненадолго заехали в Плёс, который, похоже, их не очень впечатлил. Последний отель был забронирован в . Им оказался “Шеддок” – странное название для русского текстильного центра. Да и архитектура у него необычная.

“Шеддок” оказался самым дорогим из трёх забронированных отелей на “Золотом кольце”. Стоимость стандартного двухместного номера при одноместном размещении составляет 3400 руб., а двухместного “Комфорт” – 6200. Здание находится на окраине города, практически на въезде со стороны Костромы.

Вечером ресторан в гостинице не работал, завтрак подавали с 8 утра, а заказчики захотели выехать в 7 часов 30 минут. Так что о качестве завтрака я ничего сказать не могу. Номер оказался вполне комфортабельным, но каким-то бездушным.

Понравилась просторная нестандартная душевая кабина. Фен на сей раз был, но не пригодился 🙂 .

Золотое кольцо. Суздаль и Владимир

Последний день нашей поездки включил в себя знакомство с и Владимиром под проливным дождём. В мы побывали в Музее деревянного зодчества, Спасо-Евфимьевом монастыре и Богородице-Рождественском соборе Кремля. Во Владимире пришлось ограничиться Успенским и Дмитриевским соборами XII века. От поездки в Боголюбово заказчики решили отказаться.

Золотое кольцо. Владимир – Москва. Объезд

Последний день поездки пришёлся на воскресенье с неизбежной пробкой у Колокшанского моста. Решено было объехать её через Собинку. Маршрут объезда выглядит так: из центра Владимира выезжаем по улице Ерофеевский спуск на мост через Клязьму.

После моста примерно через 2 километра надо повернуть направо на первом от моста перекрёстке по указателю “Коняево”. Далее никуда не сворачивая едем до Коняево, проезжаем его насквозь и движемся к посёлку Радужный. На въезде в Радужный находится КПП. Перед ним сворачиваем направо по указателю “Собинка” .

Дальше дорога петляет около 20 км и, в итоге, выходит к Собинке. На въезде в Собинку “кончается асфальт” 🙂 . Ещё один очень скверный участок дороги будет дальше по ул. Ленина. В Собинке на площади надо свернуть направо (указателей нет, но ошибиться там сложно). После этого дорога выходит из города, по мосту пересекает Клязьму, затем железнодорожные пути и выходит к Т-образному перекрёстку со светофором.

Это уже М-7. На перекрёстке есть указатели: “Москва” налево, “Владимир” или “Нижний Новгород” – направо. Поворачиваем налево и оказываемся в Лакинске. Объезд почти вдвое длиннее, чем прямая дорога от Владимира до Лакинска – 60 км против 35. Другое дело, что это расстояние вполне преодолимо за 40-50 минут, в то время как в пробке можно простоять и 2 часа.

Схема объезда пробки у Колокшанского моста:
A. Владимир
B. Коняево
C. Собинка
D. Лакинск.

Схема объезда уже неактуальна. Ремонт моста через Колокшу практически закончен.

Подводя итоги скажу, что клиенты остались довольны и путешествием, и моей работой. Возможно, кому то пригодится наш опыт ознакомительного путешествия по “Золотому кольцу”.



Публикации по теме