Обычный матриархат. Матриархат и патриархат: что лучше? Черты патриархального уклада в российском обществе

МОСКВА, 31 янв — РИА Новости. В современном обществе гендерные различия утратили былое значение. Женщины могут заниматься карьерой и политикой, мужчины — посвящать себя семье и детям. У животных не так. Гендерные роли у слонов, волков, лошадей четко распределены.

Ложный матриархат

У стайных животных вожак, как правило, самец, что логично. Обычно самцы крупнее и массивнее: это дает преимущество в борьбе за выживание, а также в драке за лидерство. Но для некоторых видов эволюция сделала исключение.

Мужчина с оружием в руках кажется крупнее, заявляют ученые Огнестрельное или холодное оружие в руках мужчины делает его выше и крупнее в глазах сторонних наблюдателей, при этом "увеличение" зависит от того, насколько опасное оружие он держит по сравнению с окружающими его людьми, заявляют американские антропологи.

Пятнистые гиены живут кланами со строгой иерархией, и верховодят там самки. Самцы занимают самое низшее положение, а посередине социальной лестницы находится молодняк женского пола. Гиена наследует свой статус от матери — повысить его возможно, но довольно трудно. Самцы уважительно относятся к самкам, месяцами, а то и годами ожидая их благосклонности. Впрочем, гиены предпочитают спариваться с представителями других кланов, избегая таким образом родственных скрещиваний. Едят самцы в последнюю очередь, после того как насытятся самка-вожак и остальные особи женского пола.

Самки гиены крупнее самцов, а из-за высокого уровня тестостерона у них порой вырастают ложномужские половые органы. Причем настолько внушительного размера, что отличить самку от самца бывает непросто, особенно на расстоянии. Интересно, что детеныши пятнистых гиен появляются на свет зрячими и с зубками. Едва ли не сразу молодые самки начинают бороться друг с другом, не трогая братьев. Неудивительно, что среди самок выживают сильнейшие.

© AP Photo / Karel Prinsloo


© AP Photo / Karel Prinsloo

Нельзя не отметить, что у пятнистых гиен самки на физическом уровне ближе к самцам — они агрессивные, крупные и сильные. Эволюция исполнила весьма замысловатый пируэт, создав матриархат по законам патриархата, то есть по законам сильнейшего, а не умнейшего.

Опытный лидер

Борясь за выживание, животные полагаются не только на агрессивность и физическую силу, но и на умение выстраивать социальную иерархию, на знания и опыт. Из-за постоянных схваток с соперниками организм самцов изнашивается быстрее, они реже доживают до почтенного возраста. Поэтому там, где накопленная информация важнее силы, лидерами признаются старшие самки.

Известные сторонники истинного матриархата — слоны. Самая взрослая самка держится нейтрально по отношению к сородичам, ее никто не боится и не пытается задобрить. Но стадо следит за ее реакцией и подражает ей. Если она выказывает беспокойство, скажем, заслышав рык льва, стадо занимает оборонительные позиции. Слониха невозмутима — и все стадо спокойно.

Достигшие половой зрелости самцы живут в гордом одиночестве или объединяются в небольшие группы — все же слоны животные социальные, вместе веселее. У косаток и крыс стаей руководит также старшая самка, но самцов никто не выгоняет. С ними намного проще охотиться.

Победа патриархата

Впрочем, матриархат в природе все же исключение. У представителей семейств волчьих, копытных, в львиных прайдах, у приматов верховодят самцы. Получается, что патриархат в целом выгоднее, чем матриархат?

Вожаки обезьян укрепляют свой статус раздачей еды Считается, что альтруизм и зачатки общественного поведения встречаются у приматов без строгой иерархии в группе. У так называемых "деспотичных" видов, у которых эта иерархия очень сильна, общественное поведение будет ограничиваться отношениями доминирования.

Дело в том, что самкам более свойственно заботиться о детенышах даже в ущерб собственному здоровью. Этому способствует высокий уровень типично женских гормонов, в частности окситоцина и пролактина. У самцов таких гормонов намного меньше, и их родительские инстинкты практически молчат. Природа жестока — иногда приходится пожертвовать жизнью детеныша, чтобы спасти свою. Ведь можно произвести на свет новое потомство, а беззащитный малыш без взрослого все равно не выживет — зачем проявлять ненужный героизм?

Допустим, в диком табуне один жеребенок повредил ногу и захромал. Он не может достаточно быстро передвигаться. Но табун не стоит на одном месте — ему необходима пища. Нельзя жертвовать общей безопасностью ради одного больного жеребенка, и вожак-жеребец ведет табун дальше, оставив больного. Кобыла же в силу материнского инстинкта будет защищать жеребенка до последнего, забыв о табуне и подвергая опасности десятки особей.

В природе роль вожака чаще всего достается самцу просто потому, что ему не надо вынашивать потомство, становясь на время беременности более уязвимым, а потом заботиться о детенышах. Как, будучи на сносях, защищать свою власть, сражаясь с соперниками? К тому же вожак должен посвятить себя всей стае, а не уделять внимание одному маленькому и слабому существу.

В школе или, по крайней мере, в университете нам рассказывают, что в первобытных обществах власть принадлежала женщинам. Это утверждение звучит любопытно и вызывающе, ведь мы привыкли жить в социуме, где властные позиции в основном занимают мужчины. Несмотря на социальные тренды, в том числе и феминистское движение, российское общество все еще руководствуется представлениями об определенных женских и мужских ролях и поддерживает гендерное разделение труда. Но было ли когда-нибудь в истории человечества время без патриархата?

Развитие теории матриархата

Гипотеза об эпохе матриархата на ранних этапах развития человечества появилась в XVIII веке. Советская наука долго сопротивлялась принятию этой идеи, но в конце концов появились исследователи, отстоявшие ее. Как бы то ни было, на сегодняшний день все больше специалистов: историков, антропологов и социологов - говорят о том, что достоверных доказательств эпохи власти женщин никогда не было.

Доктор исторических наук Марина Бутовская в своей книге «Антропология пола» пишет, что наука не располагает данными ни об одном обществе, в котором политической властью систематически обладали бы женщины. Все традиционные аргументы в пользу матриархата сейчас подвергаются сомнению. Например, этнограф кандидат исторических наук Андрей Туторский заявляет, что даже матриархальные мифы, распространенные, в частности, у народов Меланезии, скорее, являются объяснением высокого положения мужчин в обществе, а не свидетельством гинекократии .

Какие все-таки есть аргументы «за»

С другой стороны, все еще есть древние литературные источники, те же древнегреческие мифы об амазонках, которые можно интерпретировать как доказательство матриархального уклада некоторых обществ. К тому же, в 1998 году в Острогожском районе Воронежской области были найдены могилы предполагаемых амазонок с деформациями бедренных костей, свидетельствующими о том, что они много скакали верхом. В курганах у женщин нашли ценное оружие, золото, погребальные дары. Это может говорить о высоком статусе погребенных.

С точки зрения социологии главный аргумент за эпоху матриархата опирается на цикличность социальной эволюции и спиралевидность общественного развития.

доктор социологических наук, профессор Международного юридического института

Согласно законам общественного развития, которое происходит по принципу от простого к более сложному, каждая новая стадия содержит в себе элементы прошедших этапов. А если говорить о спиралевидной модели развития социума, то получается, что мы находимся на «витке» над античностью. Следовательно, в современной культуре есть следы античной, ее пережитки. У нас, например, все еще в нелегальных формах существует рабство, хотя оно и запрещено на законодательном уровне. Поскольку сейчас мы наблюдаем некоторые элементы матриархата в общественном устройстве, логично предположить, что это является признаком совпадения «витков» истории. Матриархальные элементы в последнее время становятся все более явными. Все больше женщин занимаются традиционно «мужской» деятельностью - находятся на руководящих должностях. Мужчины же наоборот вовлечены в профессии, ранее для них не характерные.

Правильный вывод представляется таким: однозначного подтверждения тому, что матриархальный уклад был у всех первобытных обществ на заре человечества, нет. Однако есть доказательства, что в некоторых обществах такая форма имела место. Более того, отдельные элементы матриархата можно обнаружить во многих культурах. Современная европейская цивилизация же, скорее, соответствует эгалитарной форме общества, то есть такой, где власть не принадлежит никакому конкретному полу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

МАТРИАРХАТ - ма-те-рин-ское пра-во, власть жен-щин - ги-по-те-ти-че-ская эпо-ха (ста-дия, пе-ри-од, этап), пред-ше-ст-вую-щая пат-ри-ар-ха-ту в раз-ви-тии пер-во-быт-но-го об-ще-ст-ва .

Пред-став-ле-ние о Матриархате рас-про-стра-ни-лось в свя-зи с мат-ри-ар-халь-ной тео-ри-ей, со-глас-но ко-то-рой в ис-то-рии че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва су-ще-ст-во-ва-ла все-об-щая ста-дия раз-ви-тия, ха-рак-те-ри-зую-щая-ся гос-под-ством жен-щин: ве-ду-щим по-ло-же-ни-ем жен-щин в со-ци-аль-ной и хо-зяйств. сфе-рах, мат-ри-ли-ней-ной (ма-те-рин-ской) ро-до-вой ор-га-ни-за-ци-ей, мат-ри-ли-ней-но-стью на-сле-до-ва-ния иму-ще-ст-ва и ста-ту-са, мат-ри-ло-каль-но-стью или дис-ло-каль-но-стью брач-но-го по-се-ле-ния.

Тео-рия матриархата обос-но-вы-ва-лась главным образом ги-по-те-зой об ис-то-рическом при-ори-те-те ма-те-рин-ско-го ро-да, а так-же от-но-си-тель-но вы-со-ким по-ло-же-ни-ем жен-щин в пер-во-быт-ном об-ще-ст-ве и его пе-ре-жит-ках в ря-де ар-ха-ических об-ществ (пре-сто-ло-нас-ле-дие по жен-ской ли-нии, осо-бая роль ко-ро-ле-вы-ма-те-ри, ле-ген-ды об ама-зон-ках и т. п.). Она вос-хо-дит к тру-дам Ж. Ф. Ла-фи-то, И. Я. Ба-хо-фе-на, Л. Г. Мор-га-на, Ф. Эн-гель-са и гос-под-ство-ва-ла в эво-лю-цио-низ-ме до начала XX века, в советской тео-рии пер-во-быт-но-сти - до 1960-х годов.

Мат-ри-ар-халь-ная тео-рия сыг-ра-ла по-ло-жи-тель-ную роль в борь-бе с пат-ри-ар-халь-ной тео-ри-ей; с её по-мо-щью уда-лось до-ка-зать оши-боч-ность пред-став-ле-ния об из-на-чаль-но-сти пат-ри-ар-ха-та и по-ка-зать, что ему пред-ше-ст-во-ва-ла иная, т. н. до-пат-ри-ар-халь-ная, ста-дия. Тео-рия матриархата спо-соб-ст-во-ва-ла раз-ра-бот-ке про-блем ис-то-рического со-от-но-ше-ния био-ло-ги-че-ско-го и со-ци-аль-но-го на ран-них ста-ди-ях раз-вития че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва, а так-же ста-нов-ле-нию дви-же-ния за рав-но-пра-вие жен-щин и по-яв-ле-нию фе-ми-низ-ма. Но све-де-ние ею эво-лю-ции об-ще-ст-ва к сме-не ие-рар-хии со-ци-аль-ных ро-лей по при-зна-ку по-ла не от-ра-жа-ет все-го мно-го-об-ра-зия про-цес-сов раз-ви-тия че-ло-ве-че-ст-ва.

К на-стоя-ще-му вре-ме-ни мат-ри-ар-халь-ная тео-рия поч-ти не име-ет при-вер-жен-цев: эт-но-гра-фические дан-ные не под-твер-жда-ют су-ще-ст-во-ва-ния матриархата ни как со-во-куп-но-сти об-щественных по-ряд-ков, ни как эта-па в раз-ви-тии пер-во-быт-но-сти. Бо-лее то-го, на всех ста-ди-ях пер-во-быт-но-сти на-блю-да-лось срав-ни-тель-ное ра-вен-ст-во со-ци-аль-ных ро-лей жен-щин и муж-чин.

К середине XX века про-бле-ма матриархата су-зи-лась до во-про-са об ис-то-рической по-сле-до-ва-тель-но-сти ма-те-рин-ской и от-цов-ской фи-лиа-ции (мат-ри-ли-ней-но-го и пат-ри-ли-ней-но-го ва-ри-ан-тов счё-та род-ст-ва) и пер-вич-но-сти/вто-рич-но-сти или од-но-по-ряд-ко-во-сти мат-ри-ли-ней-ной и пат-ри-ли-ней-ной форм ро-до-вой ор-га-ни-за-ции, в свя-зи с чем матриархат ино-гда ото-жде-ст-в-ля-ли с т. н. позд-не-мат-ри-ли-ней-ны-ми об-ще-ст-ва-ми (ашан-ти, бау-ле, яо и др. в Аф-ри-ке, на-яры и др. касты у ма-лая-ли, кха-си в Ин-дии, на-си в Ки-тае, ми-нан-гка-бау в Ин-до-не-зии, нат-чи, тлин-ки-ты, иро-ке-зы в Северной Аме-ри-ке, троб-ри-ан-цы и др.).

В современной со-ци-аль-ной ан-тро-по-ло-ги и и ис-то-рии пер-во-быт-но-го об-ще-ст-ва тер-мин «матриархат» не ис-поль-зу-ет-ся и фи-гу-ри-ру-ет толь-ко в ис-то-рио-гра-фическом кон-тек-сте. В ши-ро-ком зна-че-нии матриархатом на-зы-ва-ют вся-кое до-ми-ни-рую-щее по-ло-же-ние (гос-под-ство) жен-щин в хо-зяйственной, об-ще-ст-вен-ной и се-мей-ной жиз-ни, а так-же его от-ра-же-ние в ду-хов-ной куль-ту-ре и ми-ро-воз-зре-нии.

Дополнительная литература:

Bachofen J. Das Mutterrecht. Stuttg., 1861;

Кос-вен М. О. Мат-ри-ар-хат. Ис-то-рия про-бле-мы. М.; Л., 1948;

Matrilineal kinship. Berk.; Los Ang., 1961;

Се-ме-нов Ю. И. Про-ис-хо-ж-де-ние бра-ка и се-мьи. М., 1974;

Towards a science of man. Essays in the history of anthro-pology. The Hague; P., 1975.

В школьном курсе истории упоминается такое понятие, как «матриархат», и многим известно, что он обозначает власть женщин. На этом познания в этой теме у большинства людей заканчиваются, поэтому стоит разобраться в ней подробнее, отследив современные тенденции.

Что это означает матриархат?

Термин имеет греческое происхождение, дословно он переводится, как «господство матери». Есть и другое название – гинекократия. Описывая, что такое матриархат, стоит указать, что появился он в далекие времена, и применяют это понятие, для описания типа правительства, которое включает только женщин или в котором представительницы прекрасного пола. В первобытном обществе матриархат мог существовать в разных видах.

История матриархата

Понятие этого строя было введено учеными Бахофену и Лафито в XIX веке, которые утверждали, что была эпоха, когда во главе стояли женщины. При этом они не смогли предоставить реальные доказательства этой теории, поэтому этот вопрос до сих пор остается открытым. Современные умы допускают, что матриархат в первобытном обществе был, когда основное занятие мужчин – охота, отошло на второй план, а вот земледелие и собирательство, которыми занимались женщины, стали лидирующими. Кроме этого, не стоит забывать об амазонках, существование которых доказывают современные раскопки.

Патриархат и матриархат

Стремление сравнить два уклада жизни является некорректным, поскольку у каждого варианта есть свои недостатки. Если сравнение матриархата и патриархата перевести на животный мир, то там лидируют самцы, которые являются вожаками. Самки более уязвимые, особенно во и в период заботы о потомстве. Что касается людей, то матриархат заставляет женщин быть жестче и решительнее, что противоречит женской природе, а мужчины при этом сдают свои позиции, занимая пассивное положение.

Что касается патриархального устройства общества, то может, раньше это и было самым правильным решением, то сейчас женщин все меньше устраивает роль придатка к мужчине. Все это привело к формированию такого течения, как феминизм, направленного на борьбу за равноправие. Благодаря этому женщины имеют право голоса, и возможность работать на должностях, как и представители сильного пола. Об этом дамы XIX века не могли и думать.


Переход от матриархата к патриархату

Историки считают, что важную роль в становлении семьи имеет переход от матриархата к патриархату. В первобытные времена, когда основным источником получения пищи была охота, мужчины редко доживали до 25-30 лет, поэтому главная роль в сохранении рода принадлежала представительницам слабого пола. Они воспитывали детей, организовывали быт и жизнь всего племени. Это и можно было считать матриархатом.

После того как мужчины стали заниматься земледелием, скотоводством, ремесленничеством, то существенно сократилась смертность мужчины. Тогда уже был не патриархат и матриархат, а равноправие. Мужчины выполняли сложную работу, что сделало их главными. С того времени начал наблюдаться переход от матриархата к патриархату. Формировались семьи, которые объединялись в племена, а во главе находились вожди.

Матриархат – плюсы и минусы

Поскольку времена меняется, невозможно сравнивать матриархат, который был в древние времена, и современные тенденции. К тому же исторических фактов не так много, чтобы дать им оценку, поэтому судить можно о том, что было бы, если сейчас женщины стали главными. Преимущества матриархата могут, наверно, касаться только представительниц прекрасного пола, которые становятся более уверенными в себе и у них поднимается самооценка. При этом минусов намного больше:

  • нарушается иерархия семьи;
  • разрушается институт семьи, что негативно влияет на общество в целом;
  • возникновение демографических проблем;
  • теряется идентичность мужчины и женщины;
  • происходит подмена понятий.

Матриархат в современном мире

В мире все еще существуют места, где женщины играют главенствующую роль, и это всех устраивает.


Матриархат в семье

В современном мире большинство семей выбирает равноправие, но есть и те, кто предпочитает инверсию, то есть смену ролей. Чтобы понять, что значит матриархат в семье, следует рассмотреть самую распространенную схему, когда женщина успешно строит карьеру, и мужчина уступает ей, отдавая бразды правления. Есть даже примеры, когда представителей сильного пола устраивает роль домохозяйки, и они занимаются воспитанием детей.

Если обе стороны согласны с подобным укладом, то отношения будут крепкими, а семья – счастливой. Подобный сценарий встречается редко, а вот распространенной является некая лайт-версия, когда женщины все же перенимают на себя многие мужские обязанности. Возможные проблемы матриархата в семье:

  1. Мужчина чувствует себя бессильным, что приводит к тому, что он или уходит из отношений или занимает инфантильную позицию мальчика.
  2. Сильным женщинам сложно ужиться со слабаками, поэтому они будут стремиться отыскать более сильного партнера. Роль главной в любой момент может надоесть, поэтому ссоры – неизбежность.

Фильмы про матриархат

Хоть кинематограф является отличным способом, чтобы пофантазировать на тему матриархата, на самом деле фильмов на эту тему очень мало.

Книги про матриархат

Если хотите пофантазировать на тему о главенстве представительниц прекрасного пола, тогда можно обратиться к литературе. Популярные о матриархате книги:

  1. «Повстанец » Т.П. Шульгина. Женщины изменили мир, став главными, а мужчины у них являются лишь средством для воспроизведения потомства и служения. При этом дамы не чувствуют себя счастливыми.
  2. «1000 и один день » А. Громов. История о матриархате будущего – в ХХIII веке. Мужчины порабощены, но возникает угроза из космоса, с которой может справиться только сильный пол.
  3. «Руины Изиды » М.З. Брэдли. Роман, рассказывающий о планете, на которой правят женщины, убежденные в гуманности и справедливости матриархата.

Матриархатом в истории принято называть гипотетическую форму устройства общества, при которой власть принадлежала представительницам прекрасного пола. Теория о нем возникла в противовес доминирующей на протяжении многих веков в науке патриархатной. Однако достоверного подтверждения существования такой модели общества на сегодняшний день не имеется.

Появление теории матриархальной формы общества

Теория о матриархате как форме правления женщин обязана своим появлением Л. Г. Моргану, И. Я. Бахофену, Ж.-Ф. Лафито. Эти европейские ученые, жившие в разное время, внесли весомый вклад в науку, и прежде всего - в борьбу с представлением о доминировании в истории патриархальных обществ.

В чем суть матриархата? Для матриархального общества в теории характерны такие черты, как:

  • матрилинейность - отслеживание родовых связей, происхождение и наследование по материнской линии (например, братьями и сестрами считаются только единоутробные, и т.д.); со сменой матриархальных устоев на патриархальные сменяется патрилинейностью;
  • матрилокальность - супруг приходит в род матери жены; мужчины живут в доме матери, так же как их сестры по матери и их дети;
  • материнское право на детей - в случае развода они остаются с матерью;
  • авункулизм - во главе рода становится дядя по материнской линии.

Заблуждения о матриархате. Теория Бахофена

В советской теории о первобытном строе гипотеза о существовании общества матриархата в доисторические времена оставалась признанной до середины ХХ века, в западном же эволюционизме - до его начала. Она получила право на существование благодаря труду Бахофена «Материнское право», изданному в 1861 году. Античный философ и ученый Аристотель считал, что патриархатная семья изначально доминировала в общественном устройстве.

Бахофен же, опираясь на античную мифологию, утверждал, что матрилинейность в обществе предшествовала патриархальным устоям. Для ее обозначения ученый использовал термин «гинекократия».

Л.Г. Морган и Ф. Энгельс о матриархате

Теория Бахофена получила развитие в книге американского антрополога Л. Г. Моргана «Древнее общество», изданной в 1877 году, в которой была выдвинута гипотеза о материнском роде как начальной, допатриархатной форме родового устройства. Она получила развитие в известной работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.). К концу ХІХ века представление о существовании в истории человечества эпохи матриархата стало не только популярным, но и общепризнанным.

Гипотезы ученых основывались на отдельных этнологических, археологических и антропологических данных, однако весомых доказательств существования первобытного матриархата представлено так и не было. Матрилокальность, матрилинейность и иные признаки матриархального общества и сегодня присутствуют у отдельных племен. Однако это не является доказательством существования в прошлом матриархального общественного уклада.

Амазонки

Античный миф об амазонках в свое время считался одним из доказательств существования общества, в котором женщины играли доминирующую роль. Согласно ему, племя амазонок, обитавшее на территории современной Турции, состояло исключительно из женщин-воительниц. Для воспроизведения его численности амазонки вступали в связь с мужчинами из других племен, причем из младенцев они оставляли только девочек. Родившихся мальчиков убивали либо отправляли к их отцам.

Упоминания о племени амазонок встречаются в трудах Плутарха, о них сообщает Гомер. Их образы запечатлены на античных вазах, рельефах, скульптурах. Что такое матриархат в данном случае? Здесь мы видим радикальную его форму, при которой даже присутствие мужского пола на территории племени не допускалось. Однако необходимо помнить, что история об амазонках - не более чем миф, не нашедший убедительного исторического и документального подтверждения. Наиболее поздние сведения об амазонках в исторической литературе датируются эпохой правления Александра Македонского.

Примеры матриархата в современном обществе

Некоторые народы и народности сохранили матриархальные черты до сегодняшних дней. По мнению ученых, матриархальный строй, если он и существовал когда-либо, со временем уступил место патриархальному обществу как более развитому и совершенному. Переход от матриархата к патриархату, таким образом, произошел естественным образом в ходе прогресса. Безусловно, существуют и патриархальные племена, ведущие образ жизни, весьма далекий от того, к которому привыкли жители крупных городов. Однако ни одно из обществ (или объединений) матрицентричных не достигло высокого уровня развития.

Туареги

Представителя племени туарегов считают себя потомками Тин Хиниан - полулегендарной царицы, которая якобы была амазонкой и прибыла в Хогар с территории нынешнего Марокко со служанкой Такамат. По легенде, царица Сахары, как ее еще называют, убивала всех своих поклонников, прибывавших к ней с предложением руки и сердца. Вместе с Такамат они положили начало роду туарегов, причем от царицы произошли благородные его представители, а от служанки, соответственно, слуги. Туареги еще больше укрепились в своих представлениях после того, как в 1925 году в Ахаггаре было найдено древнее женское захоронение, отличавшееся пышностью. Многие из них считают, что найденные останки принадлежат царице Сахары.

Для племени туарегов характерны основные черты гипотетического матриархата: матрилинейность, матрилокальность, матрилатеральный брак. Официально они придерживаются ислама, однако подавляющее большинство мужчин-туарегов имеет по одной жене. Что такое матриархат в племени туарегов? Женщины здесь пользуются почетом и уважением. Их в детстве обязательно обучают грамоте, мальчиков же это требование не касается. Это единственный известный народ, в котором мужчина обязан закрывать лицо с того момента, как ему исполнится 18 лет. На женщин же это правило не распространяется. Восемнадцатилетний юноша надевает платок - лисам, скрывающий лицо от самых глаз, который во время еды разрешается опускать до подбородка. Согласно древнему обычаю, увидевший лицо туарега должен был быть убит.

При этом в общественном устройстве туарегов много и патриархальных черт. Так, во главе племени стоит вождь, который, однако, не имеет всей полноты власти, ведь его мать может наложить запрет на любое принятое решение.

Народность мосо

Небольшая народность мосо, насчитывающая всего 57,5 тысяч человек, проживает в Китае, вблизи от тибетской границы. Китайское правительство считает мосо и народ наси одним и тем же народом, но культурные отличия между ними имеются.

Мосо широко известны как народ с матриархальными устоями. Что такое матриархат применительно к этому народу? Родословная и наследование у них ведутся по женской линии, во главе семьи стоит женщина. Они практикуют гостевые браки, и отец ребенка женщины мосо может быть неизвестен ей самой, так как она может состоять в отношениях одновременно с несколькими мужчинами. Хотя в наше время это скорее исключение: отцы принимают участие в жизни потомства, дарят подарки к праздникам, а дети навещают отцов в их домах. Но основные заботы о потомстве ложатся на плечи матери и ее семьи. Мужья, равно как и жены, не переходят на жительство в дома супругов, и общего имущества у них нет.

Естественно, дети живут в семье матери. Мужей и жен как таковых у мосо не существует. Семья бездетной женщины берет на воспитание ребенка из другой семьи, который имеет те же права, что и родные дети. Приемная девочка может впоследствии возглавить семью и стать матриархом.

Женщины мосо занимаются домашней работой и ухаживают за скотом. На плечах мужчин - охота, рыбная ловля, работа в поле, а также религиозные церемонии. Все важные решения в семье принимают именно женщины, а не мужчины, и ребенок после рождения получает фамилию матери, а не отца. Безусловно, народность мосо не является полностью матриархальной, однако гостевой брак, матрилинейность и материнское право на детей позволяют причислить его к матрицентричным.

Минангкабау

Народность Минангкабау, проживающая в Индонезии и насчитывающая около 7 млн представителей (4 из них - на о. Суматра), является самой многочисленной с матриархальными устоями. У нее присутствует матрилокальная организация поселений, и все население материнских общин под названием нагари принадлежит к одному из четырех родов по женской линии, называемых суку. По преданию, 4 рода произошли от легендарных матерей-прародительниц. Они подразделяются на кампуэнг (кэмпунг) - основные сельскохозяйственные единицы, которые, так же как и суку, имеют своих советников и старейшин. Это большие матрилинейные семьи, включающие несколько поколений. Для них характерны расчленение на джураи, включающие три-четыре поколения, взаимовыручка и взаимопомощь. Важные решения принимаются на семейных советах.

Инициативу в сватовстве проявляют родные невесты. После свадьбы супруги ночуют в доме жены, но мужья чаще всего с утра отправляются в дом своей семьи, где живут их матери.

«Матриархат» в России

Отдельные черты гипотетических матриархальных или матрицентричных обществ можно обнаружить во многих странах, в том числе и в России. Так, согласно особенностям отечественного семейного права, доминирует материнское право на детей, то есть при разводе они остаются с матерью почти в 90 % случаев. Более того, мать имеет возможность запретить отцу детей видеться с ними. Российская семья является в определенной степени матрицентричной, то есть мужчины часто предпочитают устраняться от решения семейных проблем, ограничиваясь добыванием средств к существованию. Женщина в среднестатистической российской семье, в отличие от западных стран, имеет доступ к деньгам мужа, и раздельные финансы у супругов, в отличие от западных стран, в наших семья скорее редкость.

Женщины в России имеют право избирать и быть избранными, они могут работать на разных должностях, вплоть до высших эшелонов власти.

Черты патриархального уклада в российском обществе

Вместе с тем, как отмечается в рядке публикаций, российское общество все же имеет больше патриархальных черт, нежели матриархальных. Мальчика с детства приучают к мысли, что он - будущий глава семьи и обязан принимать важные решения, девочек же учат быть мудрыми, гибкими, «шеей» для мужа-«головы», подстраиваться под его желания и избегать конфликтов, заботиться о супруге и детях. Кроме того, во многих случаях мужчины при условии одинакового образования, квалификации и пр. зарабатывают больше женщин. Случаи домашнего насилия в России по-прежнему не редкость. В помощь потерпевшим создаются кризисные центры однако многие женщины стесняются или просто не считают нужным обращаться в них, считая побои или психологическое насилие в семье обычным делом. Таким образом, говорить о матриархате в нашей стране если и можно, то скорее с оттенком иронии. Признаки и патриархата, и матриархата присутствуют в нем в равной степени.

Современное состояние теории

В настоящее время теория матриархата практически не имеет сторонников в ученых кругах. Нет никакого подтверждения, что в определенную эпоху существовал такой общественный порядок. Более того, исторические данные показывают, что на протяжении всех этапов развития человечества существовало относительное равноправие мужчин и женщин, и они выполняли свои собственные социальные роли. Представления о периоде матриархата как об эпохе главенства женщин во всех сферах, таким образом, можно считать ошибочными.

В середине ХХ столетия проблема гипотетического матриархата отошла на второй план. Обсуждались в основном матрилинейность и патрилинейность и порядок их чередования в истории тех или иных сообществ. Термин «матриархат» в основном стали применять к укладу в известных матрилинейных племенах.

Вместо заключения

В современной науке термин «матриархат» не используется, хотя в бытовом значении он употребляется нередко - например, для подчеркивания доминирующей роли женщин в тех или иных ситуациях, в семье, учреждении и т. д. О его роли как гипотетического общественного уклада вспоминают довольно редко. Таким образом, на вопрос о том, что такое матриархат, можно ответить так: это гипотетическая форма устройства общества с доминирующей властью женщин, существование которой на сегодняшний день наукой не подтверждено.



Публикации по теме