Воспитатель доу отвечает за. Общие положения должностной инструкции воспитателя детского сада по фгос

Должностная инструкция воспитателя – документ, который фиксирует трудовые обязанности, условия работы, права, ответственность и при необходимости некоторые другие параметры, являющиеся неотъемлемой частью деятельности этой категории работников.

Образец должностной инструкции воспитателя

УТВЕРЖДАЮ:
Генеральный директор
ООО «Поставки оптом»
Широков /Широков И.А./
«12» августа 2014 г.

Должностная инструкция воспитателя детского сада

І. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция регулирует должностные функции воспитателя, его полномочия и права, а также определяет нарушения и проступки, за которые наступает дисциплинарная ответственность.

1.2. Прием на работу и увольнение воспитателя происходят в порядке, установленном законодательством РФ и только после выпуска отдельного приказа руководителя учреждения.

1.3. Воспитателем может быть сотрудник, обладающий следующими квалификационными данными: среднее специальное или высшее профильное (педагогическое, психологическое) образование, опыт работы от двух лет, наличие документа о медицинском допуске.

1.4. Прямой руководитель воспитателя: заведующий детским садом.

1.5. При отсутствии воспитателя на рабочем месте, его должностные функции переходят к лицу, соответствующему требованиям по квалификации и назначенному специальным распоряжением руководителя учреждения.

1.6. Воспитатель должен быть знаком с:

  • законами РФ в части трудового и гражданского права;
  • внутренними приказами, распоряжениями, постановлениями, касающимися как его лично, так и учреждения в целом;
  • внутренними правилами трудового распорядка, нормами по охране труда, здоровья и безопасности (в том числе пожарной, санитарной, элетробезопасности, экологической и т.д.)
  • нормативными актами и методологическими документами, относящимися к образовательному процессу и деятельности;
  • основами детской психологии и педагогическими подходами,
  • правами детей;
  • способами и методами воспитания детей, контроля за ними;
  • правилами коммуникаций с воспитанниками, родителями, коллегами в различных ситуациях, а также педагогической этикой;
  • методами предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций между различными возрастными группами;
  • различными развивающими методиками (в том числе игровыми и неигровыми);
  • правилами составления учета посещаемости детей и отчетности перед руководством;
  • правилами действий в сложных, опасных, непредвиденных и форс-мажорных обстоятельствах.

ІІ. Должностные обязанности воспитателя детского сада

2.1. В функции воспитателя входит решение следующих задач и вопросов:

  • воспитание детей в соответствии с их возрастными потребностями;
  • проведение развивающих и обучающих занятий в соответствии с образовательными методиками, программами и планами,
  • обеспечение безопасности детей во время нахождения в группе, на прогулке, перемещения внутри детского сада и на его территории;
  • заполнение и ведение учетной документации: в том числе журнала посещаемости;
  • обучение воспитанников нормам гигиены и ухода за собой,
  • проведение мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей (совместно с другими работниками детского сада);
  • обучение правилам коммуникаций с представителями разных возрастных групп;
  • ознакомление детей с нормами этики и эстетики;
  • обучение детей соблюдению режима дня;
  • подготовка и проведение утренников, а также иных праздников, направленных на укрепление дружбы между детьми, налаживанию отношений;
  • подготовка и проведение родительских собраний;
  • контроль за здоровьем детей, своевременное и грамотное реагирование в случае травмирования детей (обращение за медицинской помощью к медсестре учреждения и в случае необходимости в скорую помощь);
  • сообщение обо всех нестандартных, опасных, критических, форс-мажорных ситуациях непосредственному руководителю и коллегам;
  • индивидуальное общение с родителями на предмет обсуждения особенностей характера их ребенка, консультирование в вопросах воспитания детей (в рамках своей компетенции);
  • рекомендации к участию детей в различных конкурсах, смотрах, мероприятиях;
  • обеспечение сохранность вверенных в его пользование товарно-материальных ценностей;
  • следование установленному графику работы;
  • регулярное повышает своей трудовой квалификации;
  • регулярное прохождение медицинского осмотра (не реже одного раза в год).

ІІІ. Права

3.1. Воспитатель детского сада наделяется следующими правами и полномочиями:

  • требовать от руководства учреждения создания нормальных условий труда, соответствующих законодательству РФ;
  • предлагать заведующему меры, направленные на оптимизацию работы учреждения в целом и себя лично в частности;
  • представлять учреждение в государственных и негосударственных организациях (в границах своей компетенции);
  • получать информацию обо всех приказах, распоряжениях, постановлениях руководства, касающихся его деятельности;
  • общаться с представителями других структурных отделов учреждения для решения собственных профессиональных вопросов;
  • принимать самостоятельные и независимые решения (в рамках своей деятельности при обязательном соблюдении условий безопасности);
  • меняться сменами со вторым воспитателем (при взаимном добровольном согласии);
  • отказаться от выполнения должностных функций при возникновении угрозы жизни или здоровью

ІV. Ответственность

При возникновении следующих ситуаций воспитатель может быть подвергнут дисциплинарному наказанию (строго в рамках действующего закона):

4.1. Уклонение от исполнения трудовых обязанностей, халатное их выполнение.

4.2. Однократное и регулярное нарушение правил внутреннего трудового распорядка, режима работы и отдыха, дисциплины, субординации.

4.3. Пренебрежение к нормам безопасности (противопожарной, санитарной, электробезопасности и т.д.).

4.4. Разглашение закрытой и конфиденциальной информации о воспитанниках учреждения.

4.5. Предоставление недостоверных или заведомо ложных сведений о детях их родителям и администрации заведения;

4.6. Нарушение норм общения (грубость, использование ненормативной лексики и т.п.).

4.7. Неисполнение приказов и распоряжений заведующей, а также вышестоящих инстанций..

4.8. Причинением материального урона учреждению, воспитанникам или кому-либо из сотрудников.

4.9. Превышение своих полномочий;

СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель МДОУ №12
Пищулина /Пищулина Р.Д./
«12» августа 2014 г.

С ИНСТРУКЦИЕЙ ОЗНАКОМЛЕН:
Гущина Инна Михайловна
Воспитатель МДОУ №12
Паспорт 5748 № 857463
Выдан ОВД Ленинского р-на г. Пермь
14.09.2012 код подразделения 123-425
Подпись Гущина
«17» августа 2014 г.

ФАЙЛЫ 1 файл

Зачем нужна должностная инструкция

Этот документ очень важен, причем, не только воспитателю, но и его работодателю. Первому он позволяет знать требования, которые к нему предъявляются, четко видеть границы своих должностных обязанностей, а также дает ему представление о тех нарушениях, которые лучше не допускать в работе. Второму должностная инструкция позволяет координировать деятельность каждого отдельно сотрудника и организации в целом, а также обосновывать перед вышестоящими инстанциями производимые расходы и в случае необходимости требовать повышения финансирования на штатных работников.

С точки зрения закона

Строго говоря, в законе нет такого понятия, как должностная инструкция, поэтому она не входит в перечень обязательных бумаг, сопровождающих деятельность организации. Тем не менее, этот документ имеет широчайшее распространение и к его составлению следует относиться очень внимательно, поскольку при разногласиях между работодателем и подчиненным именно он может послужить неоспоримым доказательством, причем как с одной, так и с другой стороны.

Кто занимается составлением должностной инструкции

Обычно к созданию документа привлекается юрист, работник отдела кадров или же секретарь, но в некоторых случаях этим может заниматься директор организации. Важно, чтобы сотрудник, который составляет или корректирует документ, обладал хотя бы минимальными представлениями о трудовом кодексе РФ и тщательно следил за вписываемыми в документ формулировками. После составления должностная инструкция всегда должна быть утверждена руководителем учреждения.

Воспитатель воспитателю рознь

Понятие «воспитатель» весьма растяжимое, поскольку оно относится к работникам детских садов, интернатов и школ (воспитатели группы продленного дня), к сотрудникам домов малютки, детских домов и даже исправительных учреждений. Воспитатели работают как с маленькими детьми, так с подростками и взрослыми, как со здоровыми людьми, так и имеющими различные проблемы со здоровьем. Они трудятся как в государственных бюджетных, так и в частных автономных учреждениях.

У разных категорий воспитателей цели, задачи, условия работы подчас весьма ощутимо различаются. Исходя из этого, единого варианта должностной инструкции нет и быть не может, поэтому документ всегда должен корректироваться, в зависимости от того, к кому именно он применяется.

Основные правила составления должностной инструкции

Поскольку закон не дает определения понятию «должностная инструкция», оформляться она может в свободном виде, сообразуясь с потребностями и представлениями работодателя о данном документе. Однако, для того, чтобы документ обрел юридическую и законную силу, некоторые стандарты все же должны соблюдаться. В частности, в документе всегда необходимо указывать

  • наименование организации,
  • должность, фамилию, имя, отчество ее представителя,
  • а также сведения о сотруднике.

Документ обязательно должен быть подписан обеими сторонами , а при необходимости внесения в «рабочую» должностную инструкцию каких-либо поправок, нужно напечатать новый исправленный документ, на котором указывается новая дата и который заверяется все в том же порядке.

Обычно должностная инструкция создается в единственном экземпляре, но если есть необходимость, например, в штате трудятся несколько работников одной и той же специальности, но с разными функциями, в него вносятся коррективы и под каждого сотрудника распечатывается индивидуальный документ.

Заполняем должностную инструкцию воспитателя

  1. В начале документа пишется его наименование, а также ниже, с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем. Сюда вписывается полное наименование организации (в соответствии с регистрационными документами), должность начальника, его фамилия, имя и отчество. Две строки необходимо оставить пустыми – сюда позже будет поставлена подпись и дата утверждения.
  2. Открывает основную часть документа раздел под названием «Общие положения» . Здесь прописывается, к какой группе работников относится воспитатель (рабочие, служащие, специалисты), требования к уровню образования, опыту работы, а также (при необходимости) наличию медицинского допуска. Далее указывается непосредственный руководитель воспитателя, сотрудник, который обязан его замещать в случае отсутствия на рабочем месте (без ссылки на конкретные имена и фамилии), а также порядок его назначения и увольнения с должности.
  3. После этого в раздел вписывается условие о знании воспитателем специальной литературы (пособий, методичек), различных правил, законов, нормативных актов, способов и методов работы, а также документов, которыми должен руководствоваться воспитатель при исполнении своих служебных обязанностей.
  4. В «Обязанностях» фиксируются все те функции, которые входят в компетенцию воспитателя. Данный раздел самый объемный, поскольку задачи, проблемы, вопросы, которые он должен решать в рамках своей работы, необходимо прописывать особенно тщательно и подробно. Именно эта часть документа в случае споров и разногласий между работодателем и подчиненным обретает особый вес.
  5. Раздел «Права» определяет инициативы, которые вправе высказывать воспитатель для улучшения качества своей работы. Здесь указываются все его полномочия, в том числе разрешения на право требовать, сообщать, договариваться, получать информацию, представлять интересы и производить прочие действия, которые приведут в конечном итоге к повышению его производительности труда.
  6. В разделе «Ответственность» необходимо прописать нарушения, ошибки, проступки, за которые воспитатель понесет наказание, в виде дисциплинарного взыскания (от простого замечания до расторжения трудового договора). Отдельным пунктом здесь можно отметить то, что эта часть должностной инструкции укладывается в рамки закона РФ.
  7. Напоследок должностная инструкция должна быть заверена лицом, которое обязано следить за выполнением воспитателем своих трудовых обязанностей, а также самим воспитателем. Только после этого документ передается на утверждение руководителю организации.

Воспитатель дошкольного учреждения – человек, который одним из первых встречается ребенку вне дома. Организация его социальной роли в будущем намного зависит от того, какой человек его будет встречать, и учить в первые годы жизни. Именно в ДДУ ребенок получает первый опыт взаимодействия с учителями, детьми и обучением. Инструкции разъясняющие права и обязанности для каждого работника детского сада облегчат ежедневное взаимодействие с воспитанниками, родителями и руководством.

Образец типовой должностной инструкции воспитателя детского сада

Типовая должностная инструкция включает в себя основные аспекты обязательных условий для всех воспитателей РФ. Составляя пример инструкций для своего коллектива, заведующая детским садом может внести в него свои дополнения, не противоречащие основным правилам ФГОС и Трудовому кодексу РФ, а также другим нормативным актам, утвержденных Приказом Минобрнауки России.

Общие положения должностной инструкции воспитателя детского сада

Общие положения определяют основные требования к сотруднику детского дошкольного учреждения, его соподчиняемость и необходимые законы, а также нормативные акты и приказы, регламентирующие ежедневный рабочий процесс. Назначается и увольняется сотрудник с должности заведующей ДОУ. Подчиняется заведующему и старшему воспитателю этого ДОУ. Основой для составления должностной инструкции являются требования ФГОС ДО, инструкции по охране труда и требования Конвенции ООН о правах ребенка. Основополагающим законом в составлении инструкций для каждого работника ДОУ является Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ (в редакции от 29.06.2013г) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Должностные обязанности воспитателя детского сада

Воспитатель детского сада имеет следующие должностные обязанности :

  1. Осуществление запланированной программы воспитательно-образовательной программы, соответствующей требованиям ФГОС ДО.
  2. Наблюдение за поведением детей, способствование к развитию коммуникативных и познавательных способностей малышей в различных организационных формах взаимодействия.
  3. Осуществлять помощь в социально-образовательной деятельности малышей.
  4. Организация жизнедеятельности группы должна соответствовать ТБ, внутреннему регламенту ДО и возрастным потребностям детей.
  5. Оказание первой мед.помощи при критических ситуациях.
  6. Организовать досуг детей, составлять и внедрять в жизнь праздничные мероприятия с помощью муз.работника, инструктором по физ.культуре. Применять все возможные технологии для большего восприятия и развития перцептивной сферы ребенка.
  7. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего, снимает пробы приготовленной пищи поваром на кухне.
  8. Осуществление воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника. Построение обучения с учетом рекомендаций смежных специалистов: логопед, психолог и др.
  9. Активно взаимодействует с пед.коллективом, родителями и опекунами детей. Постоянно обновляет демонстрационные стенды для родителей.
  10. Поддерживает порядок своего рабочего места.
  11. Активно проявляет такие личностные свойства, как аккуратность, отзывчивость, доброжелательность и ответственность.
  12. Своевременно, в установленном порядке ведет внутреннюю документацию.

Права

Воспитатель детского сада имеет право :


  1. Воспитатель имеет все права, гарантированные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом об образовании РФ, Коллективным договором и другими локальными актами детского сада.
  2. Организовывать и принимать участи в творческой работе групп.
  3. Самостоятельно подбирать техники и методики, которые считает рациональными и обоснованными для выполнения обучающего и воспитательного процесса.
  4. Достойное рабочее место с необходимой укомплектовкой мебели, комфортными условиями для работы и наличие вспомогательного инвентаря для выполнения своих обязанностей.
  5. Повышать свою квалификацию и проводить аттестацию рабочего места добровольно, без принуждения руководства.
  6. Участвовать в родительских собраниях, собраниях пед.коллектива, делиться опытом с участниками собрания.
  7. Брать участие в мероприятиях специализированной направленности.
  8. Ознакомиться с Приказами и распоряжениями ФГОС ДО, Минобрнауки России, а также с внутренними нормативными приказами и распоряжениями.
  9. Защиту собственной чести и достоинства, гарантированных конституцией РФ.

Ответственность

Воспитатель детского сада несет ответственность за :

  • жизнь и здоровье своих воспитанников;
  • нарушение прав и свобод воспитанников;
  • преднамеренное или непреднамеренное создание условий, угрожающих жизни и здоровью ребенка и сотрудников ДОУ;
  • неоказание доврачебной помощи, а также скрытие от администрации несчастного случая.

В случае нарушения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, может нести дисциплинарное наказание, предусмотренное трудовым законодательством РФ, материальную или уголовную ответственность.

Условия работы

Основная деятельность данного работника детского сада связана с работой с детьми дошкольного возраста, т.е. до семи лет. Эта работа предполагает наличие у воспитателя высоких моральных качеств, таких как терпеливость, ответственность, порядочность, аккуратность, доброжелательность. Деятельность связана с пребыванием маленьких детей в саду, отсюда условия труда проходят в повышенной ежедневной моральной ответственности за малышей. Основными помощниками являются младший воспитатель детского сада и помощник главного.

Человек, которому мы доверяем своего ребенка, пока заняты работой, - это воспитатель детского сада. Именно к нему можно предъявлять самые высокие требования, касающиеся как уровня образования, так и чисто человеческих качеств, ведь он должен совмещать в себе чуткость, понимание и строгость. Хороший воспитатель сегодня на вес золота, ведь это очень сложная профессия, которая требует от человека сильного духа, стойкости, умения быстро ориентироваться в самых сложных ситуациях, при этом беззаветно любя всех детей мира.

Для того чтобы четко понимать, кто же он такой - идеальный воспитатель, стоит сначала разобраться, что же это за профессия.

Кто такие воспитатели?

Воспитатели - это которые воздействуют на умственное и физическое развитие детей 3-7 лет. Воспитатель обязан внимательно присматривать за всеми доверенными ему детьми в тот период, пока они находятся в ДОУ. Кроме того, в это период он должен заниматься их дошкольным обучением, своевременно накормить и положить деток спать, организовать интересные для детей мероприятия. Если воспитатель замечает какие-то проблемы у одного из детей, он в обязательном порядке должен сообщить об этом его родителям и предоставить рекомендации, которые должны помочь решить проблему.

Для упрощения работы за каждым воспитателем должна быть закреплена небольшая группа детей приблизительно одного возраста. И пока дети находятся в ДОУ, вся ответственность за их жизнь, самочувствие и здоровье возложена именно на воспитателя.

Детальнее об их обязанностях

Должностная инструкция воспитателя должна иметь перечень его обязанностей - об этом знают и руководящее звено, и родители, поэтому, если возникает вопрос, касающийся обязанностей воспитателя, достаточно внимательно изучить именно этот документ, чтобы все противоречия были разрешены.

В обязанности воспитателя в обязательном порядке входят:

  • Контроль за посещаемостью. Воспитатель обязан принять ребенка у родителей, а в конце дня отдать прямо в руки.
  • Проведение специализированных занятий для развития детей (улучшения моторики, логики и т.п.). Помимо того, что дети в детском саду развлекаются и отдыхают, хороший воспитатель обязательно должен проводить интересные для детей занятия, на которых детки будут развиваться.
  • Организация игр, мероприятий, праздников. Для того чтобы детям было интересно, воспитатель должен знать множество игр, которые прекрасно подойдут для развития детей. Также на его плечи возложена обязанность организации разных праздников и прочих мероприятий, на которых детки будут учиться проявлять себя, не бояться публики.
  • Контроль над посещением детьми врачей и получением необходимых прививок. Именно воспитатель отвечает за то, чтобы детки оставались здоровыми, и он имеет право настоять на том, чтобы ребенок посетил с родителями того или иного врача.
  • Должностная инструкция воспитателя детсада также подтверждает, что воспитатель обязан помогать детям переодеваться, причесываться, сходить в туалет. Конечно, дети должны привыкать к самостоятельности, но воспитатель обязан присмотреть за ребенком, помочь ему и ни в коем случае не позволять выглядеть неаккуратно или быть грязным.
  • Воспитатель обязан проконсультировать родителей по тому или иному вопросу, который может возникнуть в процессе воспитания их ребенка.

Где может работать воспитатель?

На должность воспитателя могут искать человека как государственные, так и частные, а также центры детского развития. Для каждого такого сотрудника должна быть разработана должностная инструкция воспитателя ДОУ. введенный в действие с начала 2014 года, должен перекликаться с должностными инструкциями воспитателей, так как именно он позволяет стандартизировать процесс дошкольного обучения, чтобы дети имели равные стартовые навыки перед началом школьного образования.

О профессиональных навыках

Понятно, что тот человек, который желает стать хорошим воспитателем, должен не только уметь помогать деткам или организовать праздник для них. Нужно быть способным находить общий язык с абсолютно разными детьми, постараться заметить проблемы и достижения каждого малыша, даже если в группе их больше двух десятков.

Должностная инструкция воспитателя гласит, что необходимо владеть такими навыками:


Как стать хорошим воспитателем?

Хороший воспитатель должен видеть в себе не человека, работающего по профессии, а человека, работающего по призванию. Но несмотря на это, даже должностная инструкция ночного воспитателя подразумевает наличие соответственного образования, так что если вы чувствуете, что желаете работать с детьми, стоит сначала получить диплом, который позволит заниматься любимым делом.

Как получить должность воспитателя в саду?

Многие воспитатели, которые работают в государственных детских садиках, мечтают о более высокооплачиваемой работе. Более высокую оплату труда предлагают в частных учреждениях, но и требования там немного другие. Конечно же, никак не обойтись без опыта работы, оконченного образования. При первых попытках получить подобную должность вам могут предложить должность помощника воспитателя. Должностная инструкция пом. воспитателя подразумевает выполнения почти тех же обязанностей, что и у воспитателя, но оплата будет ниже. Для начала это неплохой вариант, ведь очень скоро можно рассчитывать на повышение.

Что не обязан делать воспитатель?

Должностная инструкция четко очеркивает обязанности, но иногда возникают некоторые ситуации, в которых интересы родителей и воспитателя пересекаются, и возникает Так, родители могут пожаловаться руководству детского сада, хотя сами не понимают границы своих прав и обязанностей. Например, если родители задерживаются, а рабочий день уже закончился, кто в ответе за ребенка: мама или воспитатель? Должностная инструкция не подразумевает ожидания воспитателем непунктуальных родителей, так что не стоит забирать его свободное время после работы.

Мама обязана передать своего ребенка прямо в руки воспитателю. Если родитель оставил дитя у калитки, а малыш упал или поскользнулся, виновата мама, а не воспитатель. Должностная инструкция гласит, что родители обязаны передать ребенка с рук на руки. Если ребенок пришел сам, должен быть составлен подтверждающий документ с подписями воспитателя, а после - и одного из родителей.

Если воспитатель отказывается от требований руководства

Иногда возникают ситуации, в который воспитатель просто отказывается выполнять задание руководства, например, если от него требуют делать ремонт в детском саду за свой счёт. В таком случае нужно ссылаться только на свою должностную инструкцию. Если подобный пункт в ней не прописан, вы имеете полное право отказаться от выполнения подобный поручений.

О чем должен помнить воспитатель?

Должностная инструкция - это не единственный документ, который регулирует деятельность воспитателя. Еще есть требования, закрепленные на государственном уровне (например, санитарно-эпидемиологические). Воспитатель должен знать четко как свои права, так и обязанности, помнить о том, что ему доверяют самое дорогое - детей, поэтому несерьезным и безответственным людям в такой профессии не место.

Еще пара слов о профессии

Хороший воспитатель обязан любить детей, как своих, так и чужих, показывать деткам своим личным примером, каким должен быть взрослый человек. Нужно уметь в маленьком ребенке разглядеть личность со своими требованиями, мнением и желаниями. Ни в коем случае не допускается разное отношение к деткам из одной группы: перед воспитателем все равны, он все любит, во всех верит.

Если вы желаете работать воспитателем, сделайте все, чтобы стать только самым лучшим специалистом, который вызывает восторг и желание равняться на него. Станьте тем супергероем, которым восхищаются маленькие детки, который всегда защитит и поддержит.

Практически все родители по достижении ребенком определенного возраста отправляют его в сад. Не каждый может позволить себе содержать няню. К выбору дошкольного учебного учреждения взрослые относятся с огромной ответственностью. В первую же очередь уделяется внимание воспитателю, который будет с ребенком в отсутствие родителей. Это должен быть человек, который действительно любит малышей и находит общий язык с ними. А все права и обязанности сотрудника дошкольного учреждения описывает детского сада.

Кто может стать воспитателем?

Для того чтобы начать работать в дошкольном учреждении, нужно получить диплом о высшем образовании по соответствующей специальности. К детям не может быть допущен человек, который не знает основ педагогики. Должностная инструкция воспитателя ДОУ указывает, что к работе с малышами может быть допущен сотрудник с медицинским заключением. Это значит, что перед поступлением на работу необходимо пройти полное обследование.

Воспитатель подчиняется заведующему и директору. Поступить на должность или уйти с нее можно только лишь по соответствующему приказу. Любые спорные вопросы или нестандартные ситуации, возникающие в процессе работы, обсуждаются с высшим руководством. В своей работе воспитатель должен руководствоваться должностной инструкцией, а также правилами внутреннего распорядка дошкольного учебного учреждения.

Рабочий день воспитателя

Большинство детских садов начинает свою работу уже в 7 утра. В это время воспитатель должен быть уже в учреждении, чтобы принимать первых детей. В каждой группе обычно работают два воспитателя. Работа проходит посменно. Это позволяет сотрудникам меньше утомляться и больше внимания уделять детям. График работы воспитателя составляется заведующим дошкольного учреждения и утверждается директором.

Должностная инструкция младшего воспитателя описывает количество часов, которое нужно отработать в течение недели. Полноценный график включает 36 рабочих часов. Сотруднику дошкольного учреждения также полагается отпуск, который может составлять 42 календарных дня. Кроме того, можно оформить выходные за свой счет.

Присмотр за детьми

Должностная инструкция воспитателя детского сада описывает основные обязанности сотрудника. В первую очередь специалист должен осуществлять тщательный присмотр за вверенными ему детьми. Малыши должны иметь хорошее самочувствие и психологическое состояние. Если ребенок жалуется на боль или ведет себя неестественно, воспитатель обязан немедленно доставить его в медпункт и сообщить об инциденте высшему руководству.

Совместно с медицинским персоналом воспитатель обязан проводить мероприятия, направленные на укрепление здоровья малышей. Сюда входит утренняя зарядка, а также ежедневные прогулки на улице.

За детьми младшего возраста воспитатель обязан осуществлять гигиенический уход. Взрослый должен проследить за тем, чтобы ребенок тщательно вымыл руки перед употреблением пищи, а также после посещения улицы и туалета. Малышей до трех лет необходимо регулярно высаживать на горшок. Если же ребенок испачкался, его необходимо переодеть и вымыть.

Детям, которые пришли в детский сад после болезни, уделяется особое внимание. Таких ребят нужно освободить от физических и эмоциональных нагрузок. Если ребенок продолжает чувствовать себя плохо, необходимо сообщить родителям. В некоторых случаях есть смысл продлить больничный.

Образовательная работа

Должностная инструкция помощника воспитателя описывает основные обязанности такого сотрудника в сфере образования. Специалист детского сада должен планировать занятия с детьми в соответствии с утвержденными государственными программами. Дети 2-3 лет в первую очередь обучаются самообслуживанию. К концу года они должны уметь самостоятельно есть, посещать туалет и одеваться. К проведению занятий воспитатель тщательно готовится. Обязательно необходимо использовать различные учебные пособия и плакаты.

Наиболее тщательно разрабатывается учебная программа для детей подготовительной группы. Задачей воспитателя является обучение детей буквам и азам письма. Если специалист работает с малышами добросовестно, они пойдут в школу уже со всеми необходимыми начальными умениями. Для изучения букв может использоваться методика Зайцева или "Букварь". А чтобы ребенок научился правильно держать ручку, ему предлагают работать с прописями.

Дневной сон в детском саду

Опытные педиатры считают, что ребенку до 6 лет просто необходим дневной сон. За несколько часов организм восстанавливает силы. Должностная инструкция воспитателя детского сада описывает обязанности специалиста по организации режима детей. Воспитатель совместно со своим помощником должен организовать день малышей таким образом, чтобы воспитанники успели не только научиться чему-то новому, но и отдохнуть.

Дневной сон в детском саду обычно длится с 13:00 до 15:00. Двух часов детям вполне достаточно для восстановления энергии. Некоторые малыши не хотят спать в детском саду. Должностная инструкция воспитателя ДОУ описывает, как поступать в таких случаях. Следует объяснить ребенку, что нужно вести себя тихо, чтобы не разбудить остальных малышей. Ребенок должен лежать в своей постели до окончания тихого часа. Даже простой отдых без сна позволяет восстановить силы.

Режим питания в детском саду

Обязательным для каждого дошкольного учреждения является четырехразовое питание. Малыши завтракают сразу, как только приходят в детский сад, обедают перед сном, полдничают после сна и ужинают перед уходом домой. Должностная инструкция младшего воспитателя ДОУ описывает, как должен вести себя педагог с детьми во время приема пищи. Малышам, которые еще не умеют самостоятельно держать ложку, следует оказывать помощь. Также необходимо следить за тем, чтобы дети съедали лишь свою порцию. По возможности малышу можно предложить добавку. Важно помнить, что у каждого ребенка существуют свои потребности в еде.

Должностная инструкция помощника воспитателя описывает, какие приборы должны использоваться во время употребления пищи. Детям младше 4 лет не позволяют использовать вилки. Этот столовый прибор является травмоопасным. Помощник воспитателя расставляет тарелки и приборы таким образом, чтобы малыши не мешали друг другу во время потребления пищи.

Организация прогулок на улице

Свежий воздух очень важен для нормального развития ребенка. обязательно должны входить в Должностная инструкция младшего воспитателя описывает, как должен вести себя сотрудник перед тем, как вывести малышей на свежий воздух. Воспитанникам, которые еще не могут обслуживать себя самостоятельно, необходимо оказывать помощь. Нужно помочь каждому ребенку одеться и обуться. Необходимо проследить за тем, чтобы подопечному было комфортно и уютно.

Должностная инструкция воспитателя детского сада указывает, что специалист не имеет права выводить детей за пределы дошкольного учреждения. Для прогулок имеются специальные площадки с песочницами и качелями. За каждой группой закреплено свое место. В исключительных случаях воспитатель может выводить детей на экскурсию в город или музей. При этом необходимо получить письменное разрешение вышестоящего руководства. Группа дошкольного возраста может выходить в город в сопровождении двух взрослых. Воспитатель обязан строго соблюдать правила дорожного движения и переводить детей через дорогу только по переходу.

Адаптация малышей к дошкольному учреждению

Первые месяцы в детском саду являются наиболее сложными для ребенка. Задача воспитателя заключается в создании психологического комфорта для ребенка, который еще вчера не разлучался с мамой даже на час. Должностная инструкция воспитателя ГПД описывает, как должен вести себя специалист с малышами ясельной группы. Необходимо дать понять ребенку, что в детском саду его не обидят, и что воспитатель - это человек, который на некоторое время сможет заменить родителей.

Не последнюю роль в адаптации ребенка к дошкольному учреждению играют также родители. Мама должна объяснить сыну или дочери, что ей в скором времени придется выходить на работу. Некоторое время ребенок будет проводить в детском саду. Важно заранее познакомить малыша с воспитателями и группой. Первое время кроху можно будет оставлять на несколько часов.

Должностная инструкция воспитателя по ФГОС не описывает эмоциональной составляющей работы специалиста дошкольного учреждения. Однако каждый должен понимать, что маленькие дети нуждаются в тепле и ласке. Особенно это важно для тех малышей, которые только лишь начинают посещать детский сад. Воспитатель может обнять и успокоить малыша, который плачет за мамой. Маленький человечек должен чувствовать внимание и поддержку.

Что должен знать воспитатель?

На должность специалиста детского сада необходимо приходить лишь по призванию. Не получится хорошего воспитателя из человека, который не находит общий язык с детьми. Но и одной любви к малышам недостаточно для того, чтобы стать квалифицированным специалистом. Должностная инструкция старшего воспитателя ДОУ описывает, что должен знать человек, чтобы начать работу с детьми дошкольного возраста. В первую очередь — это а также основные методики воспитательной работы. Также специалист обязан знать основные государственные законы и нормативные акты, связанные с воспитанием малышей дошкольного возраста.

Невзирая на то что в саду обычно есть медсестра, воспитатель детского сада обязан знать, как правильно оказать первую медицинскую помощь до прихода врача. Специалист ежегодно проходит курсы повышения квалификации по охране жизни и труда. Также воспитатель должен знать нормы противопожарной безопасности и

Должностная инструкция воспитателя интерната описывает основные нормативные акты, которые должен знать специалист, работающий с детьми-инвалидами. Таким малышам уделяется особое внимание. Обычно группы в дошкольных учреждениях подобного типа состоят из нескольких человек. Это позволяет воспитателю больше внимания уделять каждому ребенку с ограниченными возможностями.

Права воспитателя детского сада

Специалист дошкольного учреждения имеет права, предусмотренные трудовым кодексом. В первую очередь это возможность получить отпуск, включающий 42 календарных дня. Также воспитатель имеет право на выходные среди недели. В течение 7 дней специалист обязан отработать 36 часов. Есть возможность оформить отпуск за свой счет (не более 14 дней за год).

Специалист дошкольного учреждения имеет право внедрять собственные методики воспитания, если они дают хороший результат. Однако перед началом практики необходимо обсудить нюансы с вышестоящим руководством.

Ответственность

Должностная инструкция старшего воспитателя описывает, за что отвечает специалист во время нахождения малышей в дошкольном учреждении. В первую очередь взрослый следит за состоянием находящихся в группе. Также специалист отвечает за соблюдения всех инструкций и актов конкретного учреждения. Несоблюдение трудового распорядка является поводом для увольнения воспитателя.

Подведем итоги

Должность воспитателем в дошкольном учреждении - интересная и ответственная одновременно. Специалист имеет множество обязанностей. Но если человек пришел на работу действительно по призванию, никаких проблем не возникнет.

Внимание! В статье приведен документ.

Обязанности воспитателя прописаны в должностной инструкции. Существует типовая форма, в которой приведены стандартные общие положения, должностные обязанности, умения, однако руководитель дошкольного учреждения может вносить в документ небольшие коррективы, как и собственно воспитатель.

Вне зависимости от этих поправок, закон наделяет воспитателя ответственностью за жизнь и здоровье детей. Это значит: если с ребенком что-либо случается (упал, рассек бровь, порвал одежду), за все это спросят с воспитателя. Минимальное наказание — выговор, максимальное — суд и соответствующая административная, либо уголовная ответственность.

Частный случай

Воспитатель несет ответственность с момента передачи малыша родителями и вплоть до того момента, пока его не забрали. При этом возникают спорные ситуации, когда и воспитатели, и родители сомневаются в правомерности требований. Рассмотрим их.

  • Если ребенка оставили у калитки.

Если мама торопится на работу и решает оставить ребенка у калитки — «Дальше сам дойдешь», то весь груз ответственности ложится на плечи родительницы. Подскользнулся, ушел, разделся по пути — это все заботы мамы, отдавшей приоритет работе нежели довести малыша до группы.

Когда ребенок все же появляется в группе, один, воспитатель обязан об этом доложить заведующей в письменном виде. Вечером под этим документом должны поставить подпись родители.

  • Если воспитателю нужно отлучиться из группы.

На время отсутствия воспитателя за детьми приглядит нянечка, однако ответственность за жизнь и здоровье детей несет заведующая.

Воспитатель обязан предупредить о перерыве в работе заведующую. В должностной записки он указывает причины отсутствия и приблизительное время.

  • Если родители не пришли за ребенком на момент закрытия детского сада.

Вот этот пункт вызывает большое недоумение у родителей. Пишет Анна Иванова:

«По долгу своей службы я вынуждена иногда задерживаться на работе. Задержки небольшие 5-10 минут. Воспитатель каждый раз недоволен, что я опаздываю. Неужели так сложно посидеть пару минут?»

А вот другая мама, Юлия Зацепина:

«Я с воспитательницей договорилась. Даю ей немножко денежек. Зато могу спокойно задержаться и на полчаса, и спокойна — что мой ребенок под присмотром. Не надо бежать сломя голову. Все же человеку тоже надо домой, а так небольшое поощрение сглаживает мой поздний приход».

Анна Иванова не права. Воспитателю, может, и не сложно посидеть лишние 5 минут, но делать этого он вовсе не обязан. Закон разрешает отдать ребенка, который отныне считается беспризорным, в детскую комнату милиции, если родитель не пришел за своим чадом.

Порядок доставления ребёнка в милицию, а также уведомления о таком доставлении родителей и порядок выдачи ребёнка родителям регулируется «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утвержденной приказом МВД РФ от 26 мая 2000 года N 569, и рядом других внутриведомственных приказов.

Текст документа

Согласовано Утверждаю
Председатель ПК Заведующий
МОУ детского сада N__ МОУ детского сада N __
_______________________ __________________________
«___» ______________200__г. «___» ______________200__г.

Должностная инструкция воспитателя

1. Общие положения

1.1. На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.
Воспитатель:
1.2. Подчиняется заведующему детским садом.
1.3. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.
1.4. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.
1.5. Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.
1.6. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.
1.7. Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.
1.8. Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.
1.9. Соблюдает трудовую дисциплину.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.
2.2. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.
2.3. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.
2.4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка. На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.
2.5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.
2.6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.
2.7. Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.
2.8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.
2.9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.10. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
2.11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.
2.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.
2.13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.
2.14. Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.
2.15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.
2.16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.
2.17. Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.
2.18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.
2.19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.
2.20. При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.
2.21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.
2.22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.

3. Воспитатель должен знать

3.1. Конвенцию о правах ребенка.
3.2. Основные государственные законы.
3.3. Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.
3.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.
3.5. Основы доврачебной медицинской помощи.
3.6. Теорию и методику воспитательной работы.
3.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
3.8. Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.

4. Права

Имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.

5. Ответственность

5.1. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.
5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.

С должностной инструкцией ознакомлен(а) и согласен(а).

Дата ____________________________ Подпись ________________________



Публикации по теме