Конспект индивидуальной образовательной деятельности с ребенком, имеющим зпр. Рабочая коррекционно – развивающая программа педагога - психолога для работы с детьми задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях фг

Расту, играя

Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития


Наталья Романова

© Наталья Романова, 2017


ISBN 978-5-4485-6459-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25-30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.

По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.

Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.

Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.

Все, что понадобиться в эти 25-30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.

Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.

Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.

В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.

Занятие 1

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: игрушка на руку (например, заяц).

Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».

Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.



Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: фигурки медведя и зайца.

Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».

(После выбора игрушки, вторая достается Вам).

У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.
Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».

Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.

Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».

Ритмично качайте кукол и пойте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Материалы: мяч.

Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: карточка контуров.



Инструкция: 1 вариант «Кто здесь спрятался?

2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы:

Домашнее задание: упр.4.

Занятие 2

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: вырезанные из картона круги разного цвета, лист белого картона с нарисованной нитью, клей, влажные салфетки.

Инструкция: «Сделай маме красные бусы».



Если ребенок не попал на линию, укажите ему на это.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: любая крупа, емкость, где помещаются две ладони одновременно.

Инструкция: «Повторяй за мной. Я буду делать упражнение на столе, а ты – в сухом бассейне».

(Делайте скользящие движения ладонями вверх-вниз одновременно, потом влево-вправо).

После этого дайте ребенку время поиграть с крупой.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: предметные карточки «Фрукты» и «Овощи».

Инструкция: «Отложи фрукты на компот, а овощи на салат».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: контур дома, камешки или пуговицы.



Инструкция: «Построй дом для зайца, выкладывая камешки по контуру дома».

УПРАЖНЕНИЕ 5

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: «султанчик».

Инструкция: «Подуй так, чтобы веточки дерева затрепетали, подуй как ураган».

Повторите несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.3.

Занятие 3

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: наборы фруктов и овощей.

Инструкция: «В одну сторону отложи только красные фрукты и овощи, в другую – желтые».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: шнурок и большие бусины разного цвета.

Инструкция: «Сделай бусы по образцу».



УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур из картона разных цветов.

Инструкция: «Построй из геометрических фигур домики для гномов по образцу».



Каждый раз проговаривайте название фигуры.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: цветные карандаши, незаконченный рисунок.



Инструкция: «Пусть дождик польет грибы».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: матрица Равена.



Инструкция: «Найди заплатку для коврика».

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: рисовать вертикальные линии см. упр.4.

Занятие 4

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: контуры двух мячей, цветные карандаши.



Инструкция: «Раскрась большой мяч красным цветом, а маленький – желтым».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Инструкция: ритмично стучите по столу ладонями и кулаками, читая стихотворение.

«Левой-правой, левой-правой,
На парад идет отряд.
Барабанщик барабанит
Полтора часа подряд».

Пусть ребенок простучит ритм без Вашей помощи.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур.

Инструкция: «Выбери все квадраты и треугольники».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: барабан, бубен, колокольчик, маракас (погремушка), гусли.

Инструкция: сначала ребенок знакомится с названиями музыкальных инструментов и их звуками.

«Отвернись, а я поиграю. На чем я играла?»

Ребенок, повернувшись, должен показать или назвать инструмент.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: квадраты 15×15 см с написанными цифрами от 1 до 5.

Инструкция: выложите цифры подряд на полу.

Считайте туда и обратно.

Регина Шашерина
Организация занятий педагога - психолога с детьми с ЗПР.

С 2011 года в нашем дошкольном учреждении функционирует группа коррекционной направленности, которую посещают ребята с разными диагнозами, в том числе и с ЗПР.

Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития . К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.

В психологии под термином «задержка психического развития (ЗПР) » понимается синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций - моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых. ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией.

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.

Основные трудности, которые они испытывают, связаны, прежде всего, с социальной адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики . Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления.

Причины задержек психического развития могут быть самыми разными, поэтому и проявляться они могут по-разному. Очевидно то, что отставание касается как эмоциональной, так и интеллектуальной сфер психики ребенка , только в разной степени.

Отечественные специалисты М. С. Певзнер и Т. А. Власова выделяют следующие.

Неблагоприятное течение беременности :

Болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп) ;

Хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы) ;

Токсикозы, особенно второй половины беременности;

Токсоплазмоз;

Интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;

Несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.

Патология родов :

Травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов) ;

Асфиксия новорожденных и ее угроза.

Социальные факторы :

педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет, так и в более поздние возрастные этапы.

Задержку психического развития принято делить на четыре группы :

ЗПР конституционального происхождения;

ЗПР соматогенного происхождения;

ЗПР психогенного происхождения ;

ЗПР церебрально-органического происхождения .

Каждый из этих типов обусловлен определенными причинами, имеет свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

При одном виде задержки психического развития (конституционального происхождения) эмоционально-волевая сфера ребенка находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Такой ребенок ведет себя непосредственно, эмоции яркие, общий фон настроения приподнятый. Он и по физическим данным часто отстает от своих сверстников. Окружающие видят в нем только маленького незрелого ребенка и не предъявляют к нему особых требований.

Такая же картина поведения у ребенка с задержкой психического развития (соматогенного происхождения, вызванной каким-либо хроническим соматическим заболеванием ребенка : хроническими инфекциями и аллергическим состоянием, врожденным или приобретенным пороком сердца и т. д. Такие дети неуверенны, боязливы, капризны. Они долгое время росли и развивались в режиме определенных ограничений и запретов. В этом трудно винить родителей, но в условиях гиперопеки дети вырастают, не способными организовать себя на уроке , выполнять требования учителя, контролировать собственное поведение и поступки.

Следует подчеркнуть, что перечисленные задержки психического развития затрагивают, в основном, эмоционально-волевую сферу ребенка, а возникающие проблемы в обучении и усвоении знаний являются их следствием. В этих случаях со стороны родителей было бы достаточно изменить свое отношение к ребенку, или условия воспитания.

Значительно хуже поддаются коррекции задержки психического развития церебрально-органического происхождения . Изучение таких детей в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чему предшествует патология беременности у матери (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, недоношенность, асфиксию и травму в родах, а также заболевания первых лет жизни.

Этот тип задержек обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений и проявляется у ребенка в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, преобладанием игровых интересов, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью. Психологические расстройства развития этих детей затрагивают не только эмоциональную, но и в большей степени познавательную сферу.

Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития органического генеза представляет собой комплекс специальных психологических занятий и упражнений , направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности, таких как механическая память, зрительно-моторная координация, устойчивость и объем внимания.

Занятия детьми провожу индивидуально систематически, придерживаясь определенной схемы.

Сначала провожу гимнастику, с целью создания хорошего настроения у детей. Кроме того она способствует улучшению мозгового кровообращения, повышает активность ребенка. Особенно важно при работе с такими ребятами развивать мелкую моторику. В своей работе я использую массажер «Су-Джок» , который способствует развитию мелкой моторики рук.

Затем следует основная часть, которая включает упражнения и задания, направленные преимущественно на развитие одного какого-либо психического процесса (3-4 задания, и 1-2 упражнения, направленных на развитие других психических функций .

Заключительная часть - продуктивная деятельность ребенка : рисование, аппликация, конструирование из бумаги и т. д.

Таким образом, во время проведения работы с детьми , имеющими задержку психического развития необходимо осуществлять индивидуальный подход, обязательно предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства. Во время работы с такими детьми необходимо проявлять особый педагогический такт . Очень важно постоянно подмечать и поощрять малейшие успехи детей, своевременно и тактично помогать каждому ребенку, развивать в нем веру в собственные силы и возможности.

Публикации по теме:

Документация педагога-психолога по проведенным занятиям с детьми Для эффективного структурирования деятельности педагога-психолога был разработан определенный пакет документов. После каждого занятия с.

В работе педагога - психолога детского сада есть такая форм работы, как групповые занятия. В МБДОУ "Детский сад № 99" (г. Таганрог, заведующий.

Цель: знакомство детей с понятием «душевное здоровье». Задачи: Познакомить детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющими; Обучение.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми «Развитие слуховой памяти у детей с ТНР» Тема «Развитие слуховой памяти у детей с ТНР» Участники: воспитанники с ТНР подготовительной группы, педагог – психолог. ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

НОД педагога-психолога с детьми старшей группы «Волшебный лес эмоций» Конспект НОД педагога-психолога с детьми: «Волшебный лес эмоций». Цель: развитие чувства доверия к окружающим людям; устранение психологического.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями. РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Специфика развития детей - инвалидов заключается в негативном.

Развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста «Ничуть не страшно» Развивающее занятие педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Ничуть не страшно». Пр. сод. 1. Способствовать снижению.

Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР Приоритетным направлением государственной политики в сфере образования.

Библиотека изображений:

Валентина Шкарупа
Индивидуальное занятие психолога с ребенком 3–4 лет с ЗПР

Индивидуальное занятие с ребенком 3 – 4 лет с ЗПР

Цель: активизация познавательной активности.

Развивать навыки общения со взрослым,

Развивать внимание,

Развивать координацию движений через музыкальную игру,

Развивать мелкую моторику рук.

1. Организационный момент

Используем музыкальную игру Сергея и Екатерины Железновых "Вот носик, вот ушки. "

2. Кто пришел в гости?

Встреча или знакомство с героем Утенком. Это главный персонаж, вокруг которого и строятся все коррекционные приемы. Обязательно даем потрогать, погладить героя, поздороваться с каждым за ручку - важный момент доверия и контакта.

3. Упражнения для глаз "Ищи Утенка глазками"

Наш герой Утенок за ширмой играет с ребенком в прятки, неожиданно появляясь то справа, то слева, то выпрыгивая над ширмой. Задача ребенка найти игрушку только глазами.

4. Звукоподражание

Как пищит Утенок? В игровой форме просим ребенка повторить по подражанию.

5. Артикуляционные упражнения

Как утенок пьет водичку? Вытягиваем губы трубочкой.

6. Дыхательные упражнения

Отрабатываем в игровой форме вдох носом - выдох ртом. Утенок нюхает ароматное яблоко.

7. Мелкая моторика или пальчиковые упражнения.

Взрослый сначала показывает игру, затем выполняет игру на детской ладони, после выполняют вместе с ребенком.

Раз - два - шли утята.

Три - четыре - за водой.

А за ними шлепал пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался -

Громко - громко запищал:

Пи - пи - пи - не пищи!

Мы тут рядом, поищи!

(поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого, а со звуков: «Пи - пи - пи…» - ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

8. Общая моторика

Текст под музыку Железновых «Утята», выполняем движения по тексту.

9. Продуктивная деятельность

Звучит спокойная музыка, на столе листы А4 с заготовками и гуашь желтого цвета, кисть. Ребенок по показу взрослого закрашивает Утенка.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [л] Возраст: 5 лет (старшая группа). Диагноз: ОНР IV уровень. Цель: Закреплять правильное произношение звука [Л] в слогах, словах и словосочетаниях.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [ш]» Индивидуальное логопедическое занятие Тема: " Автоматизация звука Ш" Цели: 1. Автоматизировать звук Ш в слогах, словах, предложениях. 2.

Индивидуальное занятие «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук р в слогах и словах. Закреплять умение согласовывать числительное с существительным в роде, числе, падеже. Развивать.

Индивидуальное занятие на автоматизацию звука [Л] Задача. Автоматизировать звук "л" во фразах, насыщенных словами с прямыми слогами. План занятия 1. Артикуляционная гимнастика. "Вкусное.

Индивидуальное занятие по подготовке к школе Цель занятия: общее развитие детей, подготовка к обучению в школе 1 Игра. «Школьные принадлежности» В этой игре мы повторим что же необходимо.

Индивидуальное занятие по подготовке к школе «Вежливость» Тема этого занятия "Вежливость". Это занятие коротенькое. Предлагаю всего 3 упражнения. Третье упражнение – это растяжка, её можно делать.

Индивидуальное занятие по постановке [С] Тема: звук [С] Цели: 1. Образовательные: - учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объёме, с помощью артикуляционной гимнастики; - развивать.

«Коррекционно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение обучающихся с задержкой психического развития»

Якимова О. в. учитель русского языка и литературы,

Почётный работник общего образования,

МАОУ СОШ №60 «социальной адаптации

детей-инвалидов» г. Улан-Удэ

В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. За последние 20-25 лет число таких учащихся только в начальной школе выросло в 2-2,5 раза. Наиболее многочисленную группу риска составляют школьники с так называемой задержкой психического развития (ЗПР). Понятие задержки психического развития употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации

Остановимся на классификации детей с ЗПР. В классификации К. С. Лебединской выделяются четыре группы ЗПР: конституционального; соматогенного; психогенного и церебрально-органического происхождения.

При ЗПР конституционального происхождения выявляются такие симптомы, как задержка физического развития, интеллектуальные нарушения, эмоционально-личностная незрелость, проявляющаяся в аффектах, нарушениях поведения. Причины кроются в нарушениях обмена веществ и наследственности Прогноз: успешный при условии своевременного и регулярного педагогического воздействия.

ЗПР соматогенного происхождения обусловлена длительными тяжелыми соматическими заболеваниями, инфекциями в раннем возрасте. Симптомы: задержка психомоторного и речевого развития; интеллектуальные нарушения; невропатические расстройства, выражающиеся в замкнутости, робости, застенчивости, заниженной самооценки, несформированности детской компетентности; эмоциональной незрелости. Успешный прогноз при условии строгого соблюдения режима, лечения, охраны и укрепления здоровья ребенка.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые препятствуют правильному формированию личности ребенка. Симптомы: несформированность детской компетентности и произвольной регуляции деятельности и поведения; патологическое развитие личности; эмоциональные расстройства. Прогноз: успешный при условии коррекционно-воспитательной работы с ребенком и с семьей.

ЗПР церебрально-органического происхождения обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально–волевой сфере и в познавательной деятельности. Причины: точечное органическое поражение ЦНС остаточного характера, вследствие патологии беременности и родов, травм центральной нервной системы и интоксикации. Прогноз: зависит от организации специального обучения в школах для детей с ЗПР.

Таким образом, обзорная характеристика особенностей развития детей с ЗПР показывает, что для детей этой категории характерны типичные, отличающие их от нормы тенденции развития:

1. незрелость эмоционально-волевой сферы,

2. дезаптивные формы общественного поведения,

3.сниженный уровень познавательной деятельности, а следовательно, у них недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий. Поэтому серьезные ограничения в социально-личностных и учебных возможностях у обучающихся с задержкой психического развития являются основой реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и одновременно выступают в качестве «мишеней» психокоррекционной работы

Целью коррекционной работы является оптимизация интеллектуальной деятельности обучающихся за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Для достижения обозначенной цели педагогу необходимо четко знать:

1. Какие высшие психические процессы необходимо развивать у ребенка на уроке при изучении той или иной темы;

2. С помощью каких средств развивать то или иное качество, функцию, психичекий процесс;

3. Как осуществлять мониторинг уровня развития психических функций и процессов.

При проектировании рабочей программы учебного курса для детей с ЗПР необходимо описание коррекционной направленности обучения.

Коррекционную направленность обучения целесообразно излагать по разделам.

Присоставлении программы педагог формулирует три типа задач:

    Образовательные;

    Воспитательные;

    Коррекционные (коррекционно-развивающие).

Реализация коррекционных задач предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой на несколько анализаторов.

Примеры постановки коррекционных задач:

    Коррекция … путем выполнения …

    Развитие … через выполнение…

    Коррекция и развитие … при работе с …

    Развитие … на основе упражнений …

При планировании уроков, индивидуальных и групповых занятий, проектировании программно-планирующей документации необходимо учитывать основные направления коррекционной работы:

    Совершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития

    Коррекция отдельных сторон психической деятельности

    Формирование пространственных представлений

    Развитие основных мыслительных операций

    Развитие различных видов мышления

    Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

    Развитие речи, овладение техникой речи

    Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

    Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях

Одно из первых направлений коррекционной работыСовершенствование двигательной сферы и сенсомоторного развития производится через

    развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук

    навыков каллиграфии

    артикуляционной моторики

    развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв

    тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов.

Пример: Практические занятия по пальчиковой гимнастике

Таким образом, коррекционная работа с обучающимися с ЗПР базируется на развитии до необходимого уровня следующих составляющих:

    психофизиологических функций;

    обогащение кругозора детей;

    приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта;

    формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида;

    усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности;

Требования к методике обучения детей с ЗПР основываются на

    стимулировании развития возможно большей самостоятельности при решении поставленных задач;

    оказывании помощи обучающего, направляющего и стимулирующего характера;

    формировании умения пользоваться имеющимися знаниями;

    опоре на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

    включении для самостоятельного выполнения упражнений, заданий разной степени сложности.

Таким образом, конечная цель коррекционно-педагогического и социально-психологического сопровождения – это интеграция детей с ЗПР в общество.

    Выпускник, имеющий психофизическое нарушение, должен войти в общество как полноправный гражданин, способный к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности.

    Достижение конечной цели возможно лишь в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование, коррекционную помощь, трудовую подготовку.

Тематическое планирование по программе

«Коррекционные игры и упражнения для детей с ЗПР»

Тема

Количество занятий

Часть 1. Игры и упражнения по развитию восприятия

1 - 7

Часть 2. Игры и упражнения по развитию памяти

8 - 12

Часть 3. Игры и упражнения по развитию внимания

13- 19

Часть 4. Игры и упражнения по развитию мышления

20 - 31

Часть 5. Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

32 - 36

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ 1

Игры и упражнения по развитию восприятия

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность.

Типы восприятия : зрительное, слуховое, осязательное.

Занятие 1. «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Можно использовать картинки с изображением объектов, относящихся к теме урока, в том числе цифры и буквы.

Время выполнения задания ограничивается одной минутой.

Если ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то учитель должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке.

Занятие 2. «Ласковые лапки».Развитие тактильного восприятия.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; учитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться «лапками». Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке – «стеклянный, деревянный и т.д.». Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Игру хорошо использовать на любом уроке, в качестве смены вида деятельности.

Занятие 3. «Перечисли предметы».

Ученик выходит из комнаты на 2 минуты. В это время на стол в комнате кладутся 7 предметов, относящихся к теме урока или к той или иной учебной ситуации, может быть жизненной ситуации.

Приглашается ученик, ему рассказывается ситуация и разрешается в течение 1-2 минут осмотреть стол. Затем он поворачивается к столу спиной и начинает перечислять вещи на столе. После каждого правильного ответа - «Правильно!», после неправильного – «Неправильно!». Если он перечислил не все предметы, говорим, какие предметы он забыл.

Занятие 4-5. «Зрительно-моторная координация».

Занятие включает несколько заданий.

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем - второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 4. Здесь нарисованы тоже точка и звездочка. Тебе их нужно соединить, проведя прямую линию сверху вниз.

Задание 5. Сейчас тебе нужно обвести нарисованную фигуру по прерывистой линии, а затем точно такие же фигуры нарисовать самому. Рисуй их так, как ты их видишь, постарайся правильно передать форму и размер фигуры. Фигуру обводи и рисуй только в заданном направлении и старайся не отрывать карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.

Задание 6. Сейчас тебе необходимо обвести предложенный рисунок по прерывистой линии, но линию вести надо только в том направлении, в каком показывает стрелка. Как только ты дорисовал до «перекрестка», смотри, куда показывает стрелка, и в том направлении рисуй дальше. Линия должна закончиться на звездочке (показать). Не отрывай карандаш от бумаги. Не забывай, что лист нельзя вертеть. Закончив, отложи карандаш.

Занятие 6. Фигуро-фоновое различение.

Развитие зрительного восприятия. Занятие включает несколько упражнений.

Задание 1. Посмотри: на карточке нарисован прямоугольник. А теперь найди его на этом рисунке и обведи.

Задание 2. А на этой карточке ты видишь крест. Найди его на рисунке, который перед тобой, и обведи.

Задание 3. Посмотри на рисунок задания. Здесь изображен круг, а внутри него, среди полосок, спрятано несколько ромбов. Возьми цветной карандаш и обведи столько ромбов, сколько найдешь.

Занятие 7. «Пространственные отношения».

Посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии. Закончив, отложи карандаш.

ЧАСТЬ 2

Игры и упражнения по развитию памяти

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

Виды памяти : произвольная, непроизвольная, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.

Произвольная память – запоминание и воспроизведение, осуществляющиеся при участии активного внимания и требующие волевых усилий человека.

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части.

Мгновенная память – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации.

Кратковременная – представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная – хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная – хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.

Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая – запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная – память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Занятие 8. «Рисунок».

Ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры, карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание нарисовать то, что он лучше всего запомнил на занятии по теме (тема прошлого занятия или настоящего).

Задание помогает развивать долговременную память, мелкую моторику и задействует интерес ребенка.

Занятие 9. « Расшифруй слово».

1).Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.

3122154

Какое слово у вас получилось? (миллион)

Читаем это слово хором по слогам.

Читаем хором с ударением.

Какая орфограмма в этом слове?

Это слово словарное, его написание нужно запомнить.

2).Детям предлагаются зашифрованные слова и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

947879ть

1825я

8099т7я632

Какие слова у вас получились? (скорость, время, расстояние)

Читаем все 3 слова хором по слогам.

Читаем хором с ударением.

Читаем хором “как говорим”.

Уточнение значения каждого слова.

Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? (Выявление зависимости между данными величинами.)

Занятие 10. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

1).Предлагается 4 геометрические фигуры разных цветов. На каждой фигуре изображена цифра. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

Какие фигуры вы запомнили?

На какой фигуре располагалась каждая цифра?

Каким цветом была каждая фигура?

Составим из данных цифр многозначное число.

Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (четырёхзначное)

Почему? (так как имеется всего 4 цифры)

Составьте.

Какое число составили? (Дети называют каждый своё число.)

Попутно происходит объяснение поместного значения цифр в числах учеников

Занятие 11. «Попугайчик».

Упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (ребенок повторяет);

то-ца-му (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (ребенок повторяет);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (ребенок повторяет).

Упражнение хорошо использовать на уроках по русскому языку.

Занятие 12. «Определи персонажа».

Развитие смысловой памяти.

Учитель рассказывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает какой-либо литературный или исторический герой,не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Ученик должен угадать главного персонажа рассказанной истории.

Игру хорошо проводить в середине занятия или в конце, в качестве смены вида деятельности.

ЧАСТЬ 3

Игры и упражнения по развитию внимания

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.

Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Задание 13. «Запомни и расставь точки».

Развитие объема внимания. Используется следующий стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом задания ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Задание14. «Проставь значки».

Задание предназначено для развития переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания детям показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

Упражнение 3. Упражнение направлено на развитие распределения внимания. Учитель предлагает следующие задания: считать вслух от 1 до 31, но ребенок не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». Например: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…».

Упражнение хорошо использовать на уроках математики в любом классе.

Задание15. Развитие произвольного внимания.

Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники».

Если ребёнок справился с заданием, постепенно можно усложнять условия. Так же хорошо использовать на уроках математики в качестве смены виды деятельности.

Задание16. Развитие устойчивости внимания.

Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Ребёнку дают небольшой текст и предлагают, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую-либо букву, например «А». Фиксируют время и количество ошибок. Ежедневно отмечают результаты на графике. Отмечают улучшение результатов, знакомят ребёнка с ними, радуются вместе с ним.

Задание можно использовать на любом уроке. Лучше в начале урока.

Задание 17 . «Сделай, как я!» (счетные палочки).

Развитие объема внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).Педагог рисует фигуру на доске, потом стирает дети должны выложить по памяти из палочек. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек. При успешном выполнении количество палочек постепенно увеличивается до 12-15.

Хорошо использовать на уроках математики. В качестве смены вида деятельности.

Задание18. «Слухачи».Развивать слуховое внимание.

Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри школы, затем – на звуки на территории школы и т.д.

По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Задание19. «Что изменилось?».

Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают листом бумаги. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко!Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

ЧАСТЬ 4

Игры и упражнения по развитию мышления

Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мыслительные процессы: анализ и синтез.

Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей.

Мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

Занятие 20. «Расскажи по картинке».

Ребенку предлагается рисунок, картинка, иллюстрация по теме урока. Ребенка просят, внимательно рассмотрев рисунок, картинку рассказать, как он понимает то, что изображено на ней. Данное упражнение тренирует наглядно-образное мышление, речь, память.

За отведенное на выполнение этого задания время - 2 мин - ребенок должен будет не только рассказать о событии, относящейся к теме урока, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на рисунке показано именно это, а не какое-либо иное событие.

Занятие 21. «Кому чего недостает?»

Упражнение предназначено для развития наглядно-образного мышления. Детям показывают иллюстрации с объектами, предметами или событиями, на которых не достает каких-лидо деталей. Ребенок должен увидеть, чего именно не хватает этой иллюстрации. Иллюстрации используются по теме урока.

Занятие 22. «Матрицы».

Задание на развитие наглядно-образного мышления. Задание хорошо использовать на уроках математики, в качестве смены вида деятельности.

Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.

Занятие23 . «Исключение понятий» .

Развитие процессов обобщения и отвлечения. Учитель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Например:

1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.

2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.

6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.

7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.

9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.

10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.

11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.

12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

Нужно использовать слова и понятия, относящиеся к преподаваемому предмету, объединять слова можно по темам и дети должны исключать слова, не подходящие к той или иной теме.

Занятие 24. «Назови слова».

Развитие словесного мышления. Учитель называет ребенку некоторое слово или понятие из соответствующей темы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к данной теме.

Занятие 25. «Определение понятий».

Ребенку предлагают наборы слов и понятий, которые относятся к определенной теме. Предлагается следующая инструкция: Перед тобой слова. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово. Как бы ты объяснил это?».

Занятие 26 «Вербальная гибкость».

Детей просят за одну минуту написать как можно больше слов, относящихся к той или иной теме урока. Темы задает учитель. Слова не должны дублировать друг друга.

Или детям предъявляется набор из букв: «С Ч Л О И» (число). Дети должны расшифровать слова.

Занятие 27. «Использование предметов».

Детям дается задание: перечислить как можно больше жизненных ситуаций и способов использования тех или иных объектов, предметов.

Например, на уроке биологии: то или иное растение (для чего оно нужно, польза, значение этого растения, что можно, чего нельзя сделать с этим растением и т.д.). Такое задание помогает в развитии логического мышления и используется в качестве смены вида деятельности на уроке, разнообразит урок.

Занятие 28. «Последствия ситуации».

Перечислить различные последствия какого-нибудь явления.Например, на уроке биологии: «Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке».

Такие задания развивают мышление и воображение, разнообразят урок, обращаются к интересу и эмоциям детей.

Занятие29. «Слова».

Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом.

Например, по математике:

Подумай, какое слово в математике может начинаться на слог «за» - «задача».

Подумай, какое слово в математике может оканчиваться на слог «ток» - «остаток».

И так по любому учебному предмету. Задание можно использовать в начале урока.

Занятие 30. «Выражение».

Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм».

Задание можно использовать по любому учебному предмету. Дети могут придумывать предложения по теме урока. Задание можно использовать в конце урока. Учитель имеет возможность отследить, как поняли дети тему.

Занятие 31. «Словесная ассоциация».

Привести как можно больше определений для какого-либо слова или определения, в зависимости от темы урока. Например, найти как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? Старая, новая, современная, большая, тяжелая, длинная, медицинская, военная, справочная, художественная, известная, популярная, знаменитая, редкая хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная и т.д.

Задание можно использовать в середине занятия, как письменное и как устное.

ЧАСТЬ 5

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики

Пальчиковая и артикуляционная гимнастика, вот несколько примеров:

Занятие 32

"ШАРИК"

Надуть щеки. Сдуть щеки.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Занятие 33

"МЫШКА"

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Произнести "а..." и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

Занятие 34

"КОШКА"

Губы в улыбке. Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы.
На счет 1 - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Занятие 35

"ЛОШАДКА"

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.

Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Занятие 36

«Многоножки». Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.

«Двуножки». Игра проводится аналогично предыдущей, но «в гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки.

Список литературы

1. Авдеева Н. И., Елагина М.Г., Мещерякова СЮ.// Психологические основы формирования личности. - М., 1986.

2. Адилоаа М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста //Дефектология. - 1988. - № 4.

3.Блинова Л.Н. //Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие -- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

4. Белкин А.С.// Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.

5. Белопольская Н.Г. //Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.- М.,1992.

6. Вайзер Г.А./ Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития //Дефектология. - 1986. - №4.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С./ О детях с отклонениями в развитии. -М, 1973.

8.Никишина, В.Б.// Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.

9. Лебединская К.С. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. - М., 1982.

10. Лебединский, В.В. //Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.

11. Ульенкова У.В. //Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция.– СПб., 2007.

«Методическая разработка занятия для учащихся 4 класса с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Учимся внимательно слушать»

Выполнила:

Тарасова Наталья Васильевна

Педагог - психолог

МБОУ Вареновская СОШ Неклиновского района

Ростовской области

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.

Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Для достижения положительных результатов и коррекции нарушений в развитии эффективно использовать:

    Наглядные опоры в обучении: алгоритмы, схемы, шаблоны, рисунки.

    Использование сигнальных карточек при выполнении заданий.

    Поэтапное формирование умственных действий.

    Выделение существенных признаков изучаемых явлений (умение анализировать, выделять главное в материале).

    Деление крупного материала на мелкие, связанные между собой части.

    Авансирование успеха. Использование сюрпризных моментов. Использование наглядности и зрительных стимулов
    Связь предметного содержания с жизнью.

    Привлечение дополнительных ресурсов (специальная индивидуальная помощь, оборудование, другие вспомогательные средства).
    Регулярная смена видов деятельности и форм работы на уроке.

    Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

    Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задани. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
    Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после занятий физкультурой, подвижных игр), после выполнения задания повышенной трудности.
    Активный метод рефлексии, необходимый в процессе коррекционно- развивающего занятия и на завершающем этапе всего занятия. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.

    Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной.

    Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ: музыкотерапия, кинезиология, рефлексотерапия и точечный массаж. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени повышают познавательную активность учащихся, развивают их творческие способности, активно вовлекают обучающихся в образовательный процесс, стимулируют познавательную активность и самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.

Трудность работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья заключается в многократном повторении и изучении материала снова и снова для получения результата и касательно их поведения, потому что у них могут быть неадекватные реакции на порицания и наказания. Решающее значение имеют регулярность таких повторений и положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и успешности деятельности ребенка. Первостепенно необходимо обращать внимание при обучении детей с нарушением интеллекта на их эмоциональное состояние, для этого важно создание доброжелательной атмосферы на уроке.

Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации. В процессе обучения следует: использовать четкие указания, поэтапно разъяснять задания, учить последовательно выполнять задания, повторять инструкции к выполнению задания, демонстрировать уже выполненное задание.

Пояснительная записка

Основная нравственно – педагогическая идея занятия : формирование слухового внимания и памяти через умение слушать и запоминать.

Формируемые ценности : самоконтроль, развитие коммуникативных навыков, развитие познавательной активности

Цел ь: Развитие внимания, памяти, умения слушать и запоминать

Задачи :

Образовательные: формировать умение внимательно слушать (произвольность слухового внимания), работать по памяти, развивать процессы запоминания (познавательные УУД).

Воспитательные : воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля (регулятивных УУД), формирование элементарных этических норм (личностных УУД).

Развивающие: коррекция слухового внимания, памяти, развитие и коррекция речевых коммуникаций (коммуникативных УУД),

Основные термины и понятия : внимание, память, скороговорка, акупунктура, логическое, мышление

Формы и виды деятельности: специальные и здоровьесберегающие (артикуляционная гимнастика, гимнастика для пальчиков, приём психоэмоционального настроя, физминутка (массаж шариками «каштан», динамизация позы), логоритмическая игра-упражнение, активные методы и приёмы обучения («сюрпризный момент», личностно и практико-ориентированный, системно - деятельностный подход, моделирование - ТРИЗ, РКМЧП – «мозговой штурм», режим проведения занятия); игровые технологии, ИКТ.

Ресурсы : презентация, ИКТ, зрительная гимнастика, карточки, задания, шарики «каштан», жетоны

Конспект занятия

Этапы урока (занятия, мероприятия)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Результаты

1. Организационный момент.

Мы за руки возьмёмся, друг – другу улыбнёмся!

Приветствуют учителя и друг друга.

Положительный психоэмоциональный настрой. Формируются личностные УУД (этические нормы поведения)

2. Разминка.

А, сейчас мы разомнёмся:

а)Зрительная гимнастика «Три поросенка»

Б) аккупунктура работа с шариками «каштан».

Дети смотря на слайд выполняют движения только глазами

Дети выполняют массажные движения по инструкции педагога

Улучшение общего самочувствия, активизация деятельности мозговых процессов, коррекция мелкой моторики.

в) интеллектуальная разминка упражнение ««Исключение понятий»» Задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Молодцы!

Отвечают на вопросы короткими и полными ответами

Используется «мозговой штурм», формируется развитие процессов обобщения и отвлечения, происходит коррекция инертности мышления, формируются речевые коммуникации (коммуникативные УУД)

3. Вызов

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать по «уму» (жетон). кто больше всех наберет, хотите узнать?

Сегодня мы с вами будем учиться…(учитель показывает карточку с изображением уха.)

Следующие карточки - глаза, мозг

Мы будем учиться слушать, внимательно смотреть и запоминать.

Слушают, наблюдают, участвуют в диалоге с учителем:

Слушать.

Запоминать.

Повышается мотивация к учебной деятельности.

Ученики учатся ставить перед собой цель, учебную задачу, которую необходимо решить на занятии, формируются (познавательные и регулятивные УУД).

4. Основная часть.

Ритмическое упражнение, отработка слухо – речевых координаций.

    Отстучать ритм.

Послушай, запомни и повтори.

Дети поочерёдно отстукивают заданный учителем ритм.

Развивается и корректируется слуховое внимание (познавательное УУД: корректируется концентрация внимания и формируется его произвольность).

    «Что звучит?»

Инструкция: Послушайте звуки музыкальных инструментов и предметов, которые прозвучат последовательно (по- порядку). Отметьте цифрами на карточках их символы в той последовательности, в какой услышите.

Индивидуальная работа на карточках по инструкции педагога.

Коррекция и развитие слухового внимания, его активизация (познавательное УУД: корректируется концентрация и формируется его произвольность)

Положительная оценка результатов деятельности

формирует уверенность в себе.

3.Разбудим язычок

Инструкция: выполняют артикуляционные упражнения: «болтушка», «улыбка» - «хоботок», «лошадка», «часики».

Дети с учителем выполняют

Активизация и развитие артикуляторной (речевой) моторики

4. «Попугайчик». Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

Развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. (развитие познавательных, коммуникативных УУД).

Положительная оценка результатов деятельности формирует уверенность в себе. Повышается самооценка у ученика.

5. «Ассоциация» Инструкция: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме

Ученики выполняют коррекционно -тренировочное упражнение по коррекции внимания и памяти (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации) через активизацию слухового внимания, фонематического слуха и письма по памяти.

Активизируется мыслительная деятельность учащихся.

Улучшаются внимание (его концентрация и объём), вербальная память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения). Формируются коммуникативные УУД (письменная речь), познавательные УУД (произвольность внимания и памяти),

6. Физминутка.

«У жирафа пятна..»

Инструкция: Предлагаю поразмяться и потанцевать

Ученики выполняют движения по инструкции учителя.

Динамизация позы, снятие физического и эмоционального напряжения, перегрузок.

Укрепление здоровья учащихся, формируются навыки ЗОЖ.

Активизируется мыслительная деятельность учащихся (улучшается внимание и память) .

7. «Игра со словами»

Дети на индивидуальных карточках выполняют задания и дают правильные ответы (рукав, велосипед, ружье, мальчик, логическое, мышление)

8 . «Составь предложение из букв».

Дети на индивидуальных карточках выполняют задания (У Сашки в кармашке шишки да шашки)

Улучшаются внимание (его концентрация и произвольность) Формируются познавательные УУД (произвольность внимания и памяти), формируются навыки взаимопроверки и самопроверки (регулятивные УУД).

9. Поиграем в игру «тихо» - «громко».

Услышите звук барабана и слово «громко» - хлопаете в ладоши.

Услышите звукпогремушки и слово «тихо» - хлопайте подушечками пальчиков (логоритмическое упражнение).

Дети выполняют логоритмическое упражнение в игровой форме.

Активизируется деятельность учащихся. Развивается фонематический,

музыкальный слух и внимание.

5. Подведение итога.

Учитель, указывая на карточки, показанные в начале занятия, спрашивает:

– Кто, напомнит, что мы сегодня учились делать?

Формулируют выводы, с опорой на карточки:

Мы учились слушать и запоминать. (Если дети затрудняются, учитель помогает подвести итог).

Формируются регулятивные УУД. Ученики учатся рефлексировать: подводить итог своей деятельности, видеть результат своего труда.

6. Рефлексия.

А, теперь нарисуйте свое настроение в виде смайликов.

Подсчитываются количество «умов»

Занятие закончено, спасибо за работу. До, свидания.

Дети рисуют смайлики по своему настроению.

Дети: - Спасибо за занятие. - До, свидания.

Положительная (позитивная рефлексия), развиваются личностные УУД (закрепляются навыки соблюдения элементарных этических норм).

Заключение

При проведении занятия мною были использованы различные методы и приемы работы с детьми.

Развитие и коррекция познавательного интереса и познавательной деятельности на занятии осуществлялось за счет использования словесно-индуктивных методов (беседы, вопросно-ответной формы), наглядно-индуктивных методов (показа, демонстрации), применения ИКТ в виде электронной презентацией с анимацией, видеофайлами и аудиофайлами. Развитие музыкально-ритмических способностей уч-ся осуществлялось за счет использования музыкального сопровождения для всех видов деятельности, которая выполнялась в соответствии с темпом, ритмом и характером музыки.

Дети, в процессе работали увлеченно, их вел соревновательный интерес (зарабатывание «умов»). С удовольствием выполняли задания, при возникновении трудностей у одноклассника старались помочь. Поставленные цели и задачи в начале занятия и на каждом этапе достигнуты полностью

Список использованных источников и литературы:

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

    Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996

    Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006

    О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011

    В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

    Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

    Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

    Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

    Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.

    Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.

    Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.

12. Аэробика для малышей, Железнова. (диск)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Описание игр, используемых на занятии

Упражнение «Составь предложение из букв» (8).

В таблице написана скороговорка. Ниже дан ключ. Если идти по стрелкам, то можно расшифровать её.
Правильный ответ: "У Сашки в кармашке шишки да шашки."

Упражнение «Ассоциация» (5)

Для развития вербальной памяти можно воспользоваться следующим упражнением. Учитывая тот факт, что память человека устроена как сосуд, количество входящей информации ограничено. Количество воспроизводимых слов составляет наиболее усвоенные знания, а следовательно, увеличение их количества будет повышать уровень успешности обучения. Задача взрослых, и педагогов, и родителей, увеличить запас слов, относящихся к тем или иным областям знаний.

ИНСТРУКЦИЯ: следует записать как можно больше слов, относящихся к теме:

  1. Математика,

  2. Искусство,

    Времена года,

  3. Композиторы,

    Писатели,

На каждую из тем даётся 5 минут.

Эти темы можно давать не сразу всё, а по 2-3.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

Если по теме «музыка» учащиеся 8-9 лет воспроизводят в среднем только 7 слов, то 15-летние подростки – уже 37 слов, по теме «литература» этот показатель соответственно 3 и 28 слов, по теме «живопись» - 3,7 и 20,5 слов.

Упражнение «Попугайчик» . (4)

Упражнение на развитие кратковременной слуховой памяти (эхо-памяти), слухового внимания, фонематического слуха. Инструкция: «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуйте повторить за мной все непонятные звуки, как это делал попугайчик:

то-ца (дети повторяют);

то-ца-му (дети повторяют);

то-ца-му-дэ (дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни (дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни-зу(дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па (дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки (дети повторяют);

то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки-ча (дети повторяют).

Упражнение «Игра со словами» (7)

(развитие произвольного внимания).

Инструкция:

Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.

Р К А В У О С И Л Е П В Д Е У Ж Р Ь Ё К М Ь Ч Л А И

1 3 4 5 2 4 5 6 3 2 7 1 9 8 2 3 1 4 5 7 1 4 5 3 2 6

О Е О Ч С Л Г Е И К Е М Ы И Е Ш Л Н

9 6 2 5 7 1 3 10 4 8 8 1 2 7 5 3 4 6

Упражнение «Исключение понятий».

Развитие процессов обобщения и отвлечения. Учитель предлагает ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре».

Например:
1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
4. Глубокий, высокий, светлый , низкий, мелкий.
5. Молоко, сливки, сыр, сало , сметана.
6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
12. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...