Нормальные размеры пениса у детей и подростков.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10-11 ДО 14-15 ЛЕТ)
Социальная ситуация развития

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослой жизни. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения со взрослыми и сверстниками, претерпевают изменения уровень познавательных интересов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки занимаются совместной деятельностью, обсуждают жизненно важные темы, а игры остаются в прошлом.

В начале подросткового возраста появляется желание быть похожим на старших, в психологии оно называется чувством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым. Их желание, с одной стороны, оправданно, потому что в чем-то родители действительно начинают относиться к ним по-другому, разрешают делать то, что раньше не дозволялось. Например, теперь подростки могут смотреть художественные фильмы, доступ к которым раньше был запрещен, дольше гулять, родители начинают прислушиваться к ребенку при решении житейских проблем и др. Но, с другой стороны, подросток не во всем отвечает требованиям, предъявляемым ко взрослому человеку, он еще не выработал в себе такие качества, как самостоятельность, ответственность, серьезное отношение к своим обязанностям. Поэтому относиться к нему так, как он хочет, пока невозможно.

Еще один очень важный момент состоит в том, что, хотя подросток продолжает жить в семье, учиться в той же школе и окружен теми же сверстниками, в шкале его ценностей происходят сдвиги и по-другому расставляются акценты, связанные с семьей, школой, сверстниками. Причиной этого является рефлексия, которая начала развиваться к концу младшего школьного возраста, а в подростковом возрасте идет ее более активное развитие. Приобрести качества, свойственные взрослому человеку, стремятся все подростки. Это влечет за собой внешнюю и внутреннюю перестройку. Начинается она с подражания своим «кумирам». С 12-13 лет дети начинают копировать поведение и черты внешности значимых для них взрослых или старших сверстников (лексикон, способ отдыха, увлечения, украшения, прически, косметика и т. д.).

Для мальчиков объектом подражания становятся люди, которые ведут себя как «настоящие мужчины»: обладают силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верны дружбе. Поэтому мальчики в 12-13 лет начинают больше внимания уделять своим физическим данным: записываются в спортивные секции, развивают силу и выносливость.

Девочки стремятся подражать тем, кто выглядит как «настоящая женщина»: привлекательным, обаятельным, пользующимся популярностью у других. Они начинают уделять больше внимания одежде, косметике, осваивают приемы кокетства и т. д.

Современная ситуация развития характеризуется тем, что на формирование потребностей подростков большое влияние оказывает реклама. В этом возрасте делается акцент на наличие определенных вещей: так, подросток, получая рекламируемую вещь в личное пользование, обретает ценность и в собственных глазах, и в глазах сверстников. Для подростка почти жизненно необходимо владеть некоторым набором вещей, чтобы обрести определенную значимость в своих глазах и глазах сверстников. Отсюда можно сделать вывод, что реклама, телевидение, СМИ в какой-то степени формируют потребности подростков.

Физиологические изменения

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей.

Сокращается период активности доминирующего центра корыг головного мозга. В результате этого внимание становится непродолжительным и неустойчивым.

Ухудшается способность к дифференцированию. Это приводит к ухудшению понимания излагаемого материала и усвоения информации. Поэтому во время занятий надо приводить больше ярких, понятных примеров, использовать демонстративный материал и так далее. По ходу общения учителю следует постоянно проверять, правильно ли ученики его поняли: задавать вопросы, при необходимости использовать анкеты, игры.

Увеличивается латентный (скрыгтый) период рефлекторные реакций. Замедляется реакция, подросток не сразу отвечает на заданный вопрос, не сразу начинает выполнять требования учителя. Чтобы не усугублять ситуацию, не следует торопить детей, необходимо давать им время на раздумье и не оскорблять.

Подкорковыге процессы выгходят из-под контроля коры головного мозга. Подростки не способны контролировать проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Зная эту особенность подросткового возраста, учителю необходимо быть более терпимым, относиться к проявлению эмоций с пониманием, стараться не «заражаться» отрицательными эмоциями, а в конфликтных ситуациях переключать внимание на что-либо другое. Целесообразно ознакомить детей с приемами саморегуляции и отработать с ними эти приемы.

Ослабляется деятельность второй сигнальной систем ы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать аудиальную (словесную) информацию. Не следует торопить их, можно подсказывать необходимые слова, при рассказе использовать иллюстрации, т. е. визуально подкреплять информацию, записывать ключевые слова, рисовать. Что-то рассказывая или сообщая информацию, желательно говорить эмоционально, подкрепляя свою речь яркими примерами.

В подростковом возрасте начинается половое развитие. Мальчики и девочки начинают относиться друг к другу иначе, чем прежде, - как к представителям другого пола. Для подростка становится очень важным, как к нему относятся другие, он начинает уделять большое внимание своей внешности. Происходит идентификация себя с представителями своего пола.

Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный, критический, но чаще - как возраст полового созревания.
Психологические изменения

Изменения на психологическом уровне в подростковом возрасте проявляются следующим образом.

Высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая активность. Происходит перестройка памяти. Начинает активно развиваться логическая память. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется. А так как в школе с появлением новых учебных предметов приходится запоминать много информации, в том числе и механически, у детей появляются проблемы с памятью. Жалобы на плохую память в этом возрасте встречаются часто.

Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление определяется памятью. Мыслить - значит вспоминать. Для подростка вспомнить - значит мыслить. Для того чтобы запомнить материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.

Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи. Чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь - от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная - от изложения к сочинению. Речь становится богатой.

Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.

Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми. Они хотят выглядеть лучше всех и производить хорошее впечатление. Для них лучше промолчать, чем сказать и ошибиться. Зная такую особенность этого возраста, взрослым надо избегать прямых оценок, говорить с подростками, используя «Я-высказывание», т. е. высказывание о себе, своих чувствах. Подростков следует принимать такими, какие они есть (безусловное принятие), давать им возможность высказаться до конца, когда это необходимо. Важно поддерживать их инициативу, даже если это кажется не совсем актуальным и нужным.

В поведении подростков отмечаются демонстративность, внешнее бунтарство, стремление освободиться из-под опеки и контроля взрослых. Они могут демонстративно нарушать правила поведения, не вполне корректным образом обсуждать слова или поведение людей, отстаивать свою точку зрения, даже если не совсем уверены в ее правильности.

Возникает потребность в доверительном общении. Подростки хотят быть услышанными, им необходимо, чтобы их мнение уважали. Они очень переживают, когда их перебивают, не дослушав. Взрослым следует разговаривать с ними на равных, но не допускать панибратства.

У подростков велика потребность в общении и дружбе, они боятся быть отвергнутыми. Они часто избегают общения из страха «не понравиться». Поэтому у многих детей в этом возрасте возникают проблемы в установлении контактов как со сверстниками, так и с более взрослыми людьми. Чтобы этот процесс был менее болезненным, надо поддерживать и подбадривать их, развивать адекватную самооценку у неуверенных в себе.

Подростки стремятся быть принятыми сверстниками, обладающими, по их мнению, более значимыми качествами. Чтобы добиться этого, они подчас приукрашивают свои «подвиги», причем это может относиться как к положительным, так и к отрицательным поступкам; появляется стремление к эпатажности. Подростки могут не высказывать свою точку зрения, если она расходится с мнением группы и болезненно воспринимают потерю авторитета в группе.

Появляется склонность к риску. Так как подростки отличаются повышенной эмоциональностью, им кажется, что они могут справиться с любой проблемой. Но на деле это не всегда так, потому что они еще не умеют адекватно оценивать свои силы, не думают о собственной безопасности.

В этом возрасте возрастает подверженность влиянию со стороны сверстников. Если у ребенка заниженная самооценка, то он не хочет оказаться «белой вороной»; это может выражаться в боязни высказывать свое мнение. Некоторые подростки, не имеющие своего мнения и не обладающие навыками самостоятельного принятия решения, оказываются «ведомыми» и совершают какие-то поступки, часто противоправные, «за компанию» с другими, более сильными психологически и физически.

У подростков отмечается низкая устойчивость к стрессам. Они могут действовать необдуманно, вести себя неадекватно.

Несмотря на то что подростки активно решают различные задачи, связанные с учебой и другими делами, побуждают взрослых к обсуждению проблем, они проявляют инфантильность при решении проблем, связанными с выбором будущей профессии, этикой поведения, ответственным отношением к своим обязанностям. Взрослым надо научиться относиться к подросткам по-другому, стараться общаться с ними на равных, как со взрослыми людьми, но помнить, что они еще дети, которые нуждаются в помощи и поддержке.

Кризис подросткового возраста
Подростковый кризис приходится на возраст 12-14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты - он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем - к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Ведущая деятельность в подростковом возрасте

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

В подростковом возрасте появляется два вида отношений : в начале этого периода - товарищеские, в конце - дружеские. В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений: внешние - эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей; товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками; дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.

Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.

Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. В этом возрасте осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников-подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах.

В подростковой группе обязательно появляется лидер и устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.

Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.

К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами - это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

Учебная деятельность , хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.

Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.
9.6. Новообразования подросткового возраста

Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.

Чувство взрослости - отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому

Развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ «Я» обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице. Возможно, это является причиной несоответствия подростка своему идеалу, что является поводом для переживаний.

Склонность к рефлексии (самопознание ). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис. Подростку приходится пройти через душевные муки, в ходе которых формируется его самооценка и происходит определение своего места в социуме. Его поведение регулируется самооценкой, сформированной во время общения с окружающими. При становлении самооценки большое внимание уделяется внутренним критериям. Как правило, она у младших подростков противоречива, поэтому их поведение отличается немотивированными поступками.

Интерес к противоположному полу, половое созревание . В подростковом возрасте меняются отношения между мальчиками и девочками. Теперь они проявляют интерес друг к другу как к представителям противоположного пола. Поэтому подростки начинают уделять большое внимание своему внешнему виду: одежде, прическе, фигуре, манере держаться и др. Сначала интерес к противоположному полу проявляется необычно: мальчики начинают задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются на мальчиков, дерутся с ними, обзываются, нелестно отзываются в их адрес. Такое поведение доставляет удовольствие и тем и другим. Со временем отношения между ними меняются: может появиться застенчивость, скованность, робость, иногда напускное равнодушие, презрительное отношение к представителю противоположного пола и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает волновать вопрос: «Кто кому нравится?». Это связано с более быстрым физиологическим развитием девочек. В старшем подростковом возрасте между мальчиками и девочками возникают романтические отношения. Они пишут друг другу записки, письма, назначают свидания, вместе гуляют по улицам, ходят в кино. В результате у них появляется потребность стать лучше, они начинают заниматься самосовершенствованием и самовоспитанием.


Дальнейшее физиологическое развитие приводит к тому, что между мальчиками и девочками может возникнуть сексуальное влечение, характеризующееся определенной недифференцированностью (неразборчивостью) и повышенной возбудимостью. Это нередко приводит к внутреннему конфликту между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, в частности физический контакт, и запретами на такие отношения, как внешними - со стороны родителей, так и внутренними - собственными табу. Однако сексуальные отношения очень интересуют подростков. И чем слабее внутренние «тормоза» и меньше развито чувство ответственности за себя и другого, тем раньше возникает готовность к сексуальным контактам с представителями как своего, так и противоположного пола.

Повышенная возбудимость, частая смена настроения. Физиологические изменения, чувство взрослости, изменения отношений со взрослыми, стремление вырваться из-под их опеки, рефлексия - все это ведет к тому, что эмоциональное состояние подростка становиться нестабильным. Это выражается в частой смене настроения, повышенной возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости, агрессивности, негативизмом или, наоборот, в апатии, безразличии, равнодушии.

Развитие волевых качеств . В подростковом возрасте дети начинают усиленно заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков - идеал мужественности становится для них одним из основных. В возрасте 11-12 лет мальчики любят смотреть приключенческие фильмы или читать соответствующие книги. Они стараются подражать героям, обладающим мужественностью, смелостью, силой воли. В старшем подростковом возрасте основное внимание направлено на саморазвитие необходимых волевых качеств. Мальчики много времени уделяют спортивным занятиям, связанным с большими физическими нагрузками и риском, такими, где требуются незаурядная сила воли и мужество.

В формировании волевых качеств имеется некоторая последовательность. Сначала развиваются основные динамические физические качества: сила, быстрота и скорость реакции, затем - качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение и настойчивость. И только потом формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность. Вначале, в возрасте 10-11 лет, подросток просто восхищается наличием этих качеств у других, в 11-12 лет он заявляет о желании обладать такими качествами и в 12-13 лет приступает к самовоспитанию воли. Наиболее активным возрастом воспитания волевых качеств является период от 13 до 14 лет.

Потребность в самоутверждении и сам осовершенствовании в деятельности, имеющий личностный смысл. Самоопределение.

Подростковый возраст знаменателен еще и тем, что именно в этом возрасте вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. В этом возрасте у детей отмечаются повышенный интерес к различного рода деятельности, стремление делать что-то своими руками, повышенная любознательность, появляются первые мечты о будущей профессии. Первичные профессиональные интересы возникают в учении и труде, что создает благоприятные условия для формирования нужных деловых качеств.


У детей в этом возрасте наблюдается повышенная познавательная и творческая активность. Они стремятся узнать что-то новое, научиться чему-либо и стараются делать это хорошо, начинают совершенствовать свои знания, умения, навыки. Подобные процессы проходят и за пределами школы, причем подростки действуют как самостоятельно (сами что-то конструируют, строят, рисуют и т. д.), так и при помощи взрослых или более старших товарищей. Потребность делать «по-взрослому» стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию, самообслуживания. Работа, выполненная хорошо, получает одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению подростков.

У подростков отмечается дифференцированное отношение к учебе. Это связано с уровнем их интеллектуального развитии, достаточно широким кругозором, объемом и прочностью знаний, профессиональными склонностями и интересами. Поэтому по отношению к школьным предметам возникает избирательность: одни становятся любимыми и нужными, к другим интерес снижается. На отношение к предмету влияет также личность учителя.

Появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой и самостоятельным творческим трудом.

Формируется система личностных ценностей. В дальнейшем они определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку. У старших подростков начинается процесс профессионального самоопределения.

В подростковом возрасте начинают формироваться организаторские способности, деловитость, предприимчивость, умение налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределении обязанностей и др. Данные качества могут развиваться в любой сфере деятельности, в которую вовлечен подросток: в учении, труде, игре.

К концу подросткового возраста процесс самоопределения практически завершается, и некоторые умения и навыки, нужные для дальнейшего профессионального становления, оказываются сформированными.

ЮНОШЕСТВО (ОТ 15-16 ДО 20 ЛЕТ)
Когнитивные изменения

В юношеском возрасте отмечается философская направленность мышления, которая обусловлена развитием формально-логических операций и эмоциональными особенностями.

Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам - конкретное. Поэтому девушки обычно лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, хотя при этом они, как правило, учатся лучше юношей. Художественно-гуманитарные интересы у девушек в большинстве случаев преобладают над естественно-научными.

Многие в этом возрасте склонны преувеличивать свои способности, знания, умственные возможности.

В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.

Развиваются творческие способности. Поэтому в данном возрасте юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и создают что-то новое.

Личностные свойства творчески одаренного человека могут быть разными. Это зависит от той сферы деятельности, в которой проявляется одаренность. Исследователи установили, что творчески одаренный человек может показывать обычные результаты в учебной деятельности.

Умственное развитие старшеклассника заключается как в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, так и в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль умственной деятельности, по определению российского психолога Е.А. Климова, это «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Н. Коган считал, что в познавательных процессах индивидуальный стиль умственной деятельности выступает как стиль мышления, т. е. как устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Возможность интеллектуального продвижения в этом возрасте идет через развитие учебных умений при работе с текстами, литературой, отработкой формально-логических операций и т. д.
Учебно-профессиональная деятельность

В юношеском возрасте происходит личностное и профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение, по И.С. Кону, подразделяется на несколько этапов.

1. Детская игра. Выступая в игре представителем различных профессий, ребенок «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

2. Подростковая фантазия. Подросток воображает себя в роли представителя той или иной привлекательной для себя профессии.

3. Предварительный выбор профессии. Многие специальности рассматриваются молодым человеком сначала с точки зрения интересов («Я люблю математику. Стану учителем математики»), затем с точки зрения способностей («У меня хорошо идет иностранный язык. Буду переводчиком»), а потом с точки зрения его системы ценностей («Я хочу работать творчески», «Хочу много зарабатывать» и т. д.).

4. Практическое принятие решения. Это уже непосредственно выбор специальности, который включает в себя два компонента: выбор конкретной профессии и определение уровня квалификации труда, объема и длительности подготовки к нему.

Выбор специальности характеризуется многоступенчатостью. К концу 9-го класса школьникам предстоит решить, что делать дальше: либо получить среднее образование, т. е. продолжить обучение в школе, либо начать профессиональное обучение, т. е. пойти в колледж или лицей, либо поступить на работу и продолжить обучение в вечерней школе. Тем, кто отдает предпочтение профессиональному обучению или работе, надо определиться со специальностью. Девятикласснику сделать это очень сложно, и выбор часто оказывается ошибочным, потому что выбор профессии предполагает наличие у школьника как информации о мире профессий, так и о самом себе, своих способностях и интересах.

Выбор профессии зависит от социальных и психологических условий. К социальным условиям относится общеобразовательный уровень родителей. Если у родителей есть высшее образование, то вероятность того, что их дети захотят учиться в высшем учебном заведении, возрастает.

Психологические условия определяются тремя подходами к выбору профессии:

1) необходимо, чтобы личностные и деловые качества, от которых будет зависеть успех деятельности, уже сформировались и были неизменными и постоянными;

2) направленное формирование способностей, необходимых для деятельности. Существует мнение, что у каждого человека можно выработать нужные качества;

3) соблюдение принципа единства сознания и деятельности, т. е. ориентация на формирование индивидуального стиля деятельности.

Процесс профессионального самоопределения очень сложен и зависит от следующих факторов: возраста, в котором осуществляется выбор профессии; уровня информированности и уровня притязаний.

Для дальнейшей жизни большое значение имеет то, в каком возрасте был осуществлен выбор профессии. Считается, что чем раньше происходит самоопределение, тем лучше. Но это не всегда так, потому что, с одной стороны, в подростковом возрасте увлечения иногда бывают случайными, ситуативными. С другой стороны, подросток еще не очень хорошо знаком с миром профессий, их особенностями и, делая выбор, видит только положительные стороны профессии, а отрицательные остаются «в тени». Кроме того, в этом возрасте прослеживается некоторая категоричность, которая приводит к разделению профессий на «хорошие» и «плохие». Негативная сторона ранней профессионализации состоит еще и в том, что чем младше человек, тем большее влияние при выборе специальности на него оказывают взрослые, сверстники или более старшие знакомые. В дальнейшем это может вызвать разочарование в выбранной специальности. Поэтому раннее профессиональное самоопределение не всегда бывает правильным.

Важную роль в выборе специальности играет уровень информированности юношей и девушек о будущей профессии и о себе. Как правило, молодежь плохо информирована о рынке труда, характере, содержании и условиях труда, деловых, профессиональных и личностных качествах, необходимых при работе по той или иной специальности, что также отрицательно сказывается на правильности выбора.

При выборе профессии большое значение имеет уровень личностных притязаний. Он включает в себя оценку объективных возможностей, т. е. что человек действительно может делать (тому, кто не умеет рисовать, трудно стать художником) и способностей.

Так как профессиональная ориентация является частью социального самоопределения, то выбор профессии будет удачен только тогда, когда молодой человек сочетает социально-нравственный выбор с раздумьями о смысле жизни и природе собственного «Я».

Процесс становления самосознания

Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».
Психологов давно интересовало, почему именно в этом возрасте происходит развитие самосознания. В результате многих исследований они пришли к выводу, что этому способствуют следующие факторы.

1. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию. Юноши и девушки готовы часами говорить и спорить на отвлеченные темы, о которых, в сущности, ничего не знают. Это им очень нравится, потому что абстрактная возможность не знает никаких ограничений, кроме логических.

2. В ранней юности происходит открытие внутреннего мира. Юноши и девушки начинают погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, по-другому смотреть на мир, открывают новые чувства, красоту природы, звуки музыки, ощущения своего тела. Юность чувствительна к внутренним, психологическим проблемам. Поэтому в этом возрасте молодого человека уже начинает волновать психологическое содержание рассказа, а не только внешний, событийный момент.

3. С возрастом меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям. Растет способность объяснять и анализировать поведение человека, желание точно и убедительно излагать материал.

4. Открытие внутреннего мира ведет к появлению тревожности и драматических переживаний. Наряду с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других появляется чувство одиночества или страха одиночества. Юношеское «Я» еще расплывчато, неопределенно, неустойчиво, поэтому может возникнуть ощущение внутренней пустоты и беспокойства, от которого, как и от чувства одиночества. необходимо избавиться. Молодые люди заполняют этот вакуум посредством общения, которое в этом возрасте становится избирательным. Но, несмотря на необходимость общения, потребность в уединении остается, более того, она жизненно необходима.

5. Юношескому возрасту свойственно преувеличение своей уникальности. От молодых людей можно услышать такие, например, высказывания: «По-моему, труднее меня нет... С возрастом это проходит. Чем старше человек, чем более он развит, тем больше различий находит между собой и сверстниками. Это приводит к возникновению потребности в психологической интимности, которая позволяет раскрыться самому и быть допущенным во внутренний мир другого человека, что приводит к осознанию своей непохожести на других, пониманию своего внутреннего мира и единства с окружающими людьми.

6. Появляется ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив связано с интеллектуальным развитием и изменением жизненной перспективы.

Если для ребенка из всех временных измерений самым важным является «сейчас» (он не ощущает течения времени, и все важные переживания происходят в настоящем, будущее и прошлое для него расплывчаты), то у подростка восприятие времени охватывает не только настоящее, но и прошлое, а будущее кажется продолжением настоящего. А в юношеском возрасте происходит расширение временной перспективы как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая личные и социальные перспективы. Для юношей и девушек главным измерением времени становится будущее.

Благодаря таким временным изменениям происходит переориентация сознания с внешнего контроля на внутренний самоконтроль, возрастает потребность в достижении целей. Появляется осознание текучести, необратимости времени и конечности своего существования. У одних мысль о неизбежности смерти вызывает страх и ужас, а у других - стремление к деятельности, повседневным занятиям. Некоторые взрослые считают, что чем меньше молодежь думает о печальных вещах, тем лучше. Но это ошибочно: именно осознание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни.

Становление личности включает в себя становление устойчивого образа «Я», т. е. целостного представления о себе. Происходит осознание своих качеств и совокупности самооценок. Юноши и девушки начинают размышлять на темы: «Кем я могу стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и что еще могу сделать в жизни?»

Как для юношей, так и для девушек большое значение имеет внешность: рост, состояние кожи; болезненно воспринимается появление прыщей, угрей. Важной проблемой становится вес. Иногда молодые люди, особенно девушки, начинают прибегать к различным диетам, которые в данном возрасте категорически противопоказаны, так как могут нанести большой вред формирующемуся организму. Юноши стремятся наращивать мускулы (усиленно занимаются спортом), а девушки, желая иметь изящную фигуру, стараются «подогнать» ее под навязываемый рекламой и СМИ эталон красоты (необходимый размер груди, талии, бедер и т. д.).

Поскольку свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные, соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я» в юношеском возрасте неодинаково. Молодые люди сравнивают строение своего тела и внешность с особенностями развития своих товарищей, находят у себя недостатки и начинают «комплексовать» по поводу своей «неполноценности». Как правило, эталон красоты в этом возрасте завышен и нереалистичен, поэтому подобные переживания в основном беспочвенны.

Взрослея, человек становится более уверенным в себе, озабоченность внешностью исчезает. На первый план выступают такие качества, как умственные способности, волевые и моральные качества, отношения с окружающими.

В юношеском возрасте происходят изменения в целостном восприятии образа «Я». Это отражается в следующих моментах.

1. С возрастом изменяются когнитивная сложность и дифференцированность элементов образа «Я». Иными словами, взрослые различают и осознают в себе больше деловых и личностных качеств, чем юноши; юноши - больше, чем подростки; подростки - больше, чем дети. Это связано с развитием интеллекта.

2. Усиливается интегративная тенденция, от которой зависят внутренняя последовательность, целостность образа «Я». Это выражается в том, что подростки и юноши умеют давать себе характеристику, т. е. описывать свои качества, лучше, чем дети. Но так как уровень их притязаний еще не совсем определен и переход от внешней оценки к самооценке пока затруднен, отмечаются внутренние содержательные противоречия самосознания (например, молодой человек может сказать о себе: «Я в своем представлении гений + ничтожество»), которые будут служить источником дальнейшего развития.

3. Устойчивость образа «Я» со временем меняется. Взрослые описывают себя более последовательно, чем юноши, подростки, дети. Самоописание взрослых меньше зависит от ситуативных, случайных обстоятельств. Надо учесть еще тот факт, что личностные черты, из которых складывается образ «Я», обладают разной степенью устойчивости. Они могут изменяться, исчезать, могут развиваться другие черты (например, человек был застенчивым, а стал активным, общительным и т. д.).

4. Происходят изменения в конкретизации, степени значимости и отчетливости образа «Я». Чем взрослее становится человек, тем яснее он осознает свою индивидуальность, неповторимость, отличие от окружающих, тем более четко может объяснить особенности своего поведения. С изменением содержания образа «Я» меняется степень значимости отдельных его черт, на которых индивид сосредоточивал внимание, например, в юношеском возрасте на первый план выходят внешние проявления, в то время как для взрослых приоритетными становятся внутренние качества. Происходит осознание своих переживаний, что может сопровождаться повышенным вниманием к себе, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое молодой человек производит на окружающих. Следствием этих переживаний является застенчивость, свойственная многим юношам и девушкам.

Взаимоотношения с окружающими

В юношеском возрасте развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми также идет раздельно. Данные отношения становятся более сложными, юноши и девушки начинают играть множество социальных ролей, отношения, в которые они включаются, внешне и внутренне становятся похожими на отношения между взрослыми. Их основой становятся взаимное уважение и равноправие.

Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Среди сверстников пользуются уважением те, кто обладает такими качествами, как отзывчивость, сдержанность, жизнерадостность, добродушие, уступчивость, развитое чувство юмора. Дружба является важнейшим видом эмоциональной привязанности и межличностных отношений юношеского возраста. Дружба измеряется степенью избирательности, устойчивости и интимности.

Если ребенок не делает различий между дружбой и товарищескими отношениями, то в юношеском возрасте дружба считается исключительным, индивидуальным отношением. В детстве привязанности ребенка необходимо постоянно подкреплять, иначе привязанность разрушится, а в юности дружба может сохраняться и на расстоянии, она не зависит от внешних, ситуативных факторов.

С возрастом интересы и предпочтения стабилизируются, поэтому дружеские отношения становятся более устойчивыми. Это выражается в росте терпимости: ссора, которая в детстве может стать поводом для разрыва, в юности воспринимается как частность, которой можно пренебречь ради сохранения отношений.

Главным в дружбе становятся взаимопомощь, верность и психологическая близость. Если основой групповых отношений является совместная деятельность, то дружба строится на эмоциональной привязанности. Личностная близость важнее, чем общность предметных интересов.

Психологическая ценность дружбы заключается в том, что она одновременно есть школа и самораскрытия, и понимания другого человека.

Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. Выбор более старшего друга обусловливается потребностью в опеке, руководстве, примере. Дружба со взрослыми необходима и желанна, но дружба со сверстниками важнее и крепче, поскольку здесь общение происходит на равных: со сверстниками легче общаться, им можно рассказать все, не боясь насмешек, с ними можно быть таким, какой есть, не стараясь казаться умнее.

По замечанию французского психолога Б. Заззо, юность - одновременно искренний и самый неискренний возраст. В юности больше всего хочется пребывать в согласии с самим собой, быть бескомпромиссным; прослеживается необходимость полного и безоглядного самораскрытия. Но неопределенность и неустойчивость представлений о собственном «Я» рождает желание проверить себя путем разыгрывания несвойственных ролей, рисовки, самоотрицания. Молодой человек страдает от того, что не может выразить свой внутренний мир, потому что образ его «Я» еще незавершен и неясен.

Юность эмоциональна: в этом возрасте отмечается бурное увлечение новыми идеями, делами, людьми. Подобные увлечения могут быть непродолжительными, но они позволяют пережить и узнать много нового. Появляется новое качество - остранение, суть которого состоит в том, что, прежде чем принять что-то, необходимо все тщательно и критически проверить, удостовериться в истинности и правильности. Чрезмерное проявление остранения может привести к тому, что человек станет жестким и нечутким, и тогда подвергаться критике и превращаться в объект наблюдения будут не только другие люди, но и его собственные чувства и переживания. Даже в первой любви его станут занимать только свои переживания, которыми он будет увлечен больше, чем любимым человеком. Это может привести к затруднению как в самораскрытии, так и в понимании его другим человеком, в результате чего могут возникнуть проблемы при установлении межличностных контактов.

Психология юношеской дружбы тесно связана с половозрастными различиями . Потребность в глубокой, интимной дружбе у девочек возникает на полтора-два года раньше, чем у мальчиков. Девичья дружба более эмоциональна, они чаще испытывают дефицит интимности, более склонны к самораскрытию, придают больше значения межличностным отношениям. Это связано с тем, что девочки быстрее созревают, у них раньше начинает развиваться самосознание, поэтому и потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков. Для юношей-старшеклассников значимой группой остаются сверстники своего пола и «поверенным всех тайн» также является друг своего пола. Девушки мечтают о друге противоположного пола. Если таковой появляется, то он, как правило, старше свой подруги. Дружба между юношей и девушкой со временем может перерасти в любовь.

Распространенной коммуникативной проблемой юношеского возраста является застенчивость. Она ограничивает социальную активность личности и в некоторых случаях способствует развитию отклоняющегося поведения: алкоголизма, немотивированной агрессии, психосексуальных трудностей. Преодолеть застенчивость помогают благоприятный климат в коллективе и интимная дружба.

В раннем юношеском возрасте возникают не только дружеские связи. Появляется новое чувство: любовь. Ее возникновение обусловлено: 1) половым созреванием, завершающимся в ранней юности; 2) желанием иметь близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные темы; 3) потребностью в сильной эмоциональной привязанности, понимании, душевной близости.

Характер любовных чувств и привязанностей зависит от общих коммуникативных качеств. С одной стороны, любовь - это потребность и жажда обладания (древние греки называли это «эросом»), с другой стороны - потребность в бескорыстной самоотдаче (по гречески - «агапе»). Таким образом, можно охарактеризовать любовь как особую форму человеческих взаимоотношений, предполагающую максимальную интимность и психологическую близость. Человек, не способный на психологическую близость с другим человеком, может испытать потребность в любви, но она никогда не будет удовлетворена.

Говоря о прочности и продолжительности любовных отношений, вспомним слова А.С. Макаренко: «...молодой человек никогда не будет любить свою невесту и жену, если он не любил своих родителей, товарищей, друзей. И чем шире эта неполовая любовь, тем благороднее будет и любовь половая».

Юноши и девушки нуждаются в помощи старших, так как при развитии этих новых отношений они сталкиваются со многими проблемами. Это и особенности взаимоотношений, и моральные и нравственные проблемы, и ритуалы ухаживания, и сам момент объяснения в любви. Но такая помощь должна быть ненавязчивой, потому что молодые люди хотят и имеют полное право оградить свой интимный мир от вторжения и подглядывания.

Претерпевают изменения отношения со взрослыми. Они становятся более ровными, менее конфликтными, молодые люди начинают больше прислушиваться к мнению старших, понимая, что те желают им добра. Влюбленные юноши и девушки не так эмоционально, как в подростковом возрасте, реагируют на замечания родителей, касающиеся их внешнего вида, работы по дому, учения. Отношения переходят в новую стадию: они строятся так же, как между взрослыми людьми.

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы. Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми. Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

Если первые годы своей жизни ребенку важно чувствовать безграничную защиту и любовь матери, то по мере взросления пример и авторитет отца должны занимать все более значимое место в жизни мальчика.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

Начиная с восьми лет, ребенок приступает к изучению границ дозволенного, с каждым годом изучая их все активнее. Только мальчики исследуют этот вопрос практическими действиями, которые могут закончиться нарушением закона. Социальное развитие детей 8 лет постепенно становится все активнее.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

Лидерами и их помощниками становятся мальчики, которые умеют отстоять свою позицию. Причем чаще
всего у них это принято делать с помощью кулаков. Если по каким-то причинам ребенок не может постоять за свою «честь», его авторитет среди сверстников резко падает и исправить ситуацию ему будет крайне сложно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта. Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета». Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Этот период опасен экспериментами. Мальчики демонстрируют свою храбрость, силу и ловкость. Именно
поэтому новостные сводки постоянно пополняются сведениями о мальчиках, которые делают селфи на крышах многоэтажек или движущихся поездах. Жестокие драки, которые обязательно должны быть зафиксированы на камеру мобильного телефона, — еще один способ доказать свою смелость.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Взрослые должны дать возможность мальчику реализоваться в социуме, научить выделять самые эффективные и правильные способы общения, корректировать занижение самооценки и недостатки. Только с помощью родителей можно избежать личностных противоречий.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

Ребенок вступает в сложный как в физическом, так и в эмоциональном плане период. Происходят изменения тела, формируются взрослые черты, перестраивается обмен веществ, что приводит к эмоциональной неустойчивости, ранимости. Родителям нужно проявить много терпения и понимания в этот период к своим детям.

Вступление в период ранней фазы полового созревание напросто для самого ребенка. Изменения тела, некоторая неуклюжесть и угловатость приводит к тому, что ребенок испытывает комплексы. Отсюда зажатость, стеснение, изменение поведения, и даже вспышки гнева и агрессии. В этом возрасте дети отдаляются от родителей, становятся все более самостоятельными. Однако, даже не признавая этого, в 11 лет дети все еще нуждаются в поддержке, одобрении и советах родителей.

В этом возрасте активно развивается мышление, интеллектуальные способности, логика абстрактное мышление. Дети вполне могут планировать свои дела и просчитывать поступки, понимают вытекающие из них последствия. Сейчас для детей важно социальное взаимодействие, на первое место уже выходит не учеба успехи в ней, а мнение о ребенке его способностях со стороны коллектива и окружающих. Постепенно проявляется и интерес к противоположному полу, хотя пока еще контакты более активны с детьми своего пола.

Особенности воспитания детей в 11 лет

Сейчас ребенку важно общественное одобрение и его трудолюбие на пике.

В этом возрасте важно прививать любовь к труду и помощь ближним, развивать таланты, кулинарные способности, страсть к рукоделию. В воспитании девочки прежде всего нужно уделить внимание вопросам бытового характера - необходимости посильной помощи взрослым, подержания порядка и ухода за младшими, животными. Не менее важно воспитание высоких нравственных качеств девочки. В этом возрасте приходит время поговорить о половом воспитании, интимной близости и последствиях необдуманных шагов. Важно стать девочке другом, чтобы она могла доверять вам самые деликатные и серьезные тайны.

Мальчики несколько отстают в развитии от девочек на этапе полового созревания. Поэтому, они в этом возрасте еще могут быть увлечены машинкам и играми, в то время как девочки уже задумываются о любви. Однако, важно знать как правильно воспитывать мальчика 11 лет, чтобы заложить в нем высокие моральные качества - ответственность, заботу о близких и более слабых, верность и честность. Родителям нужно знать, что основа воспитания - это собственный положительный пример отношений в семье, между друзьями коллегами. Дети копируют наше с вами поведение и отношение к миру.

Психология 11-летних детей

Особенности психологии детей в этом возрасте - изменения внешности, совпадающие с измерениями характера. Порой дети сами не могут понять, что с ним происходит, от неуверенности в себе и внутренних переживаний может возникать агрессия, жестокость. Во многом, психология мальчика 11 лет отличается от девочки, так как сроки их развития не синхронны. У девочек в этот период отмечается нервозность, плаксивость и обидчивость, связанная с изменениями внешности. В то время как мальчики в этом возрасте добавляют масла в огонь, дразня девочек, и обращая внимания на внешность, прилепляя обидные прозвища.

В этом возрасте начинается стремление к самостоятельности, принятию взрослых решений, но нужно понимать, насколько должен быть самостоятелен мальчик 11 лет или его ровесница-девочка. Дети такого возраста уже легко могут оставаться одни дома, присматривая за младшими и выполняя несложную домашнюю работу. Помимо самостоятельного выполнения уроков, общения в соцсети, прогулок и прочего, дети должны полностью себя обслуживать - постирать и погладить свои вещи, приготовить себе несложную еду, полностью сами соблюдать гигиену тела и волос, оказать себе первую помощь при мелких травмах или порезах.

Симптомы кризиса у одиннадцатилетних детей

В периоде примерно после 10 лет, формируется особый возрастной кризис. Он возникает в силу внутренних и внешних изменений, которые формируют особое напряжение нервной системы, что выливается в изменение поведения, отношений с родными и друзьями. Часто, переходный возраст у мальчиков в 11 лет проявляется проблемами в учебе, непослушанием, скандалами и ссорами с родителями. Не отстают в этом возрасте и девочки, их поведение тоже оставляет желать лучшего, они стараются доказать свою взрослость путем капризов и истерик. В итоге, это приводит к напряженности отношений с родителями. Такой период нужно пережить, максимально тактично и деликатно относясь к ребенку, став его другом и завоевав его доверие. Тогда вам будет проще понять, что происходит.

Ваш сын постепенно взрослеет: внешне и внутренне. Вы едва успеваете за тем, что с ним происходит. Меняется очень многое: от одежды и привычек до мировоззрения и отношения к девочкам.

Сложный подростковый этап заложен природой, его не избежать. У кого-то он бывает раньше, у кого-то ─ позже, но в среднем мальчики начинают превращаться из ребёнка в мужчину именно в возрасте 11-12 лет.

Поверьте, вашему сыну сейчас непросто. На физическое недомогание накладываются неустойчивые психические процессы и новые взгляды на окружающий мир. Если вы будете понимать, что происходит в организме вашего сына и сможете ему это объяснить, то этот этап будет пройден немного легче.

Давайте начнём с физиологических изменений.

Что происходит в организме подростков в 11-12 лет

Сердечно-сосудистая система. Сердце подростка значительно увеличивается, это связано с ростом сердечной мышцы ─ миокарда. Объём сердца 10-летнего мальчика составляет 130 куб.см, а у 13-летнего ─ уже 443 куб.см. При этом кровеносные сосуды растут медленнее и сердцу нужно прикладывать больше усилий для того, чтобы организм не страдал от недостатка кислорода. Нагрузка на сердце возрастает и в нём могут появиться боли.

Дыхательная система. Объём лёгких тоже увеличивается. Но использовать весь полученный кислород пока не получается, поэтому мозгу не хватает должного питания, что приводит к головным болям. Начинает расти гортань и меняться голос.

Костно-мышечная система. Быстро растут трубчатые кости рук и ног и позвонки. При этом позвоночник остаётся очень подвижным, велика вероятность его искривления. Крупные мышцы растут быстрее, чем мелкие, поэтому мальчику трудно работать с небольшими предметами, он быстро утомляется. Подростки в 11-12 лет выглядят непропорционально: длинные руки и ноги, большие ступни.

Кожа. Изменения, которые происходят в организме мальчика, приводят к тому, что сальные железы начинают работать активнее и на коже появляются раздражения, высыпания и гнойнички.

Нервная система. Головной мозг начинает активно развиваться, особенно передние отделы обоих полушарий. Подросток начинает резко отвечать на все замечания, которые направлены в его адрес. Возбуждение преобладает над торможением, поэтому подростки неуравновешенны, у них часто меняется настроение.

Работа вегетативной нервной системы, которая связывает спинной и головной мозг с внутренними органами, тоже не до конца сбалансирована. Кровеносные сосуды плохо наполняются кровью, пульс и дыхание учащаются, мозгу не хватает кислорода, появляются головокружения и слабость. Вегетососудистая дистония ─ частый спутник подростков.

Эндокринная система. У мальчиков в возрасте 11-12 лет начинает активно расти щитовидная железа, которая отвечает за энергетический баланс в организме. Половые железы тоже развиваются, и в крови мальчиков увеличивается количество тестостерона.

О влиянии тестостерона на организм мужчины в целом и подростка в частности смотрите в видео-отрывке из вебинара «10 важных секретов, которые мамы должны знать о мальчиках».

Поведение мальчиков в подростковом возрасте

Внутренние изменения очень сильно сказываются на поведении мальчиков.

  • становятся очень эмоциональными, даже те, кто раньше был спокойным. Всё это сопровождается перепадами настроения: в одну минуту бурная радость может смениться сильной грустью;
  • ищут «острые ощущения» и сильно рискуют;
  • начинают обращать внимание на девочек и хотят им нравиться;
  • начинают осознанно подходить к выбору одежды и ухаживать за кожей;
  • болезненно реагируют на замечания и бурно выражают несогласие;
  • не доводят начатое до конца, а иногда и не начинают то, о чём говорили;
  • быстро утомляются;
  • становятся раздражительными;
  • могут энергично что-то делать, а через пару минут упасть на кровать без сил.

Отношения с девочками в этом возрасте строятся сложно, одна из причин ─ именно в возрасте 11-12 лет девочки бывают крупнее и сильнее мальчиков. Это сказывается на самооценке ребят.

Понять и справиться с эмоциями сына поможет наша бесплатная книга « ».

В целом, если со стороны посмотреть на то, каким хочет быть подросток и какой он на самом деле, то это почти два параллельных мира. Внутри мальчик сильный, красивый, он нравится девочкам и у него всё получается. А снаружи ─ пока неуклюжий, непропорциональный и с меняющимся голосом.

У каких мальчиков изменения в поведении в возрасте 11-12 лет проявляются ярче?

Видимость перемен в поведении и здоровье мальчика для него и окружающих будет зависеть ещё и от того, какой образ жизни он вёл в детстве и ведёт в подростковом возрасте.

Ребята, которые много двигаются, занимаются спортом и вообще ведут активный образ жизни, проще переносят трудности переходного возраста. Физически они развиваются более гармонично и им есть куда выплеснуть лишнюю энергию, а порой и агрессию.

Такие активные мальчики и до переходного возраста заставляют родителей и других взрослых «понервничать», поэтому у них изменение поведения в возрасте 11-12 лет не так заметно.

Мальчикам, которые постоянно сидят дома, мало двигаются и, возможно, страдают от лишнего веса, гораздо сложнее. У них перестройки в здоровье и поведении проявляются ярче.

Взрослым, которые привыкли к спокойному ребёнку, тоже бывает трудно перестроиться.

Для родителей, которые хотят понимать своих детей, и особенно для мам, которые хотят, чтобы их сыновья максимально раскрыли свой потенциал мужества мы создали специальный тренинг .

Помните: «Предупреждён, значит вооружён»? Те полезные знания и практика, которые вы получите на тренинге будут опорой, фундаментом для того, чтобы помочь сыну достойно, спокойно и уверенно пройти этот сложный возраст.

Этот курс только про мальчиков , особенности их физиологии и мировоззрения. На тренинге вы узнаете:

  • как понимать и предугадывать поведения своего подростка в определенных случаях;
  • о том, когда отпустить ситуацию, а когда, наоборот, взять под контроль;
  • как в связке мама-папа-сын не превратиться в «лебедя, рака и щуку»;
  • как ваши страхи могут отравить жизнь вашему сыну.

Тренинг начнётся 29 марта и продлится 1,5 месяца. Подробности о программе тренинга и условиях участия .

Подростковый возраст ещё называют переходным — переходным к взрослой жизни и ответственности. Этот этап проходит трудно и для мальчика, и для родителей. Чтобы помочь сыну, вам нужно его слушать, понимать, принимать те изменения, которые с ним происходят. Нельзя подшучивать над его внешностью и отношениями с девочками.

Вопрос к мамам девочек ─ нужна ли статья про физиологические и поведенческие изменения у девочек в подростковом возрасте?



Публикации по теме