Воспитание патриота. Патриотическое воспитание ребенка

Воспитание патриота и гражданина России

Воспитание человека с развитым чувством национального достоинства, позицией сопричастности к настоящему и будущему своей Родины, стремящемуся к самореализации в делах, направленных на поддержку новаций в различных сферах социально-ценных преобразований, определяет основной вектор воспитывающего влияния на подрастающее поколение. Эти процессы наиболее успешны, если в образовательных учреждениях происходит становление соответствующих воспитательных систем, создающих такое пространство отношений и дел, в которых воспитанники получают импульсы для своего духовного саморазвития, определяющего степень воспитанности качеств человека – гражданина.

Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье коллективу к родному краю, Отечеству, планете Земля. Важно воспитывать деятельностного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Любое государство желает видеть молодое поколение достойными гражданами и патриотами своей Родины. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин – государство» и «человек – общество». Развивая гражданина, нужно, прежде всего, видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно нравственного и правового долга. Воспитание гражданского отношения к Отечеству воспитывается, например, посредством участия в деловой игре «Твои права и обязанности», в правовой неделе, Дне Конституции, празднике «Символы Родины, области и города». Воспитание гражданского отношения к другому происходит через знакомство с правилами поведения детей и людей формированием его отношений к окружающей действительности. Самое важное наличие гражданственности в убеждениях родителей и педагогов, поскольку их отношение во многом является источником для интерпретации окружающего мира детьми, особенно младшего возраста.

Важное значение в процессе формирования у школьников любви к Родине имеет то, что эмоциональные переживания приобретают более глубокий и устойчивый характер. Учащиеся способны проявлять подлинную заботу о близких, типичной становится дружба между сверстниками. Вместе с тем в этом возрасте чувства продолжают оставаться ещё недостаточно устойчивыми, и это создаёт определённые трудности в воспитании патриотизма. С возрастом чувства детей становятся более осознанными, наблюдается переход от неосознанных элементарных эмоций к эмоциям более высокого порядка. Эти изменения происходят в результате расширения знаний об окружающем, усвоения нравственных норм, формирования самооценки. Если поначалу эмоциональные переживания вызываются в основном оценками взрослых, то в ходе своего развития ребенок начинает понимать, что хорошо и что плохо, самостоятельно оценивать свои поступки и поступки других людей.

В воспитании младших школьников большое значение имеет пример эмоционального отношения к действительности взрослых. Поэтому от богатства чувств взрослых зависят чувства детей, и учитель может оказать сильное влияние на учащихся примером собственных переживаний и отношений, что является важным моментом, облегчающим воспитание патриотических чувств детей. Формирование такого сложного, многогранного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развивающихся и ставших устойчивыми чувств – симпатии, сопереживания, доброты, ласки, доброжелательности.

Не менее важным в воспитании начал патриотизма является прошлый опыт ребенка, опыт чувств, отношений к окружающей действительности. Если ребенок в детстве испытал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, уважение к трудящемуся человеку, восхищение героическим подвигом, ощутил эмоциональный подъем от соприкосновения с прекрасным, он тем самым приобрёл эмоциональный опыт, «фонд эмоциональных переживаний», который будет иметь огромное значение для его дальнейшего роста. Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется «память сердца» поэтому важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании ребенка его чувства гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.

Таким образом, нравственные чувства, к которым относится чувство патриотизма, активно формируется в младшем школьном возрасте на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Нравственные чувства школьников формируются на основе интереса и эмоционального положительного отношения к окружающему.

Всё это имеет большое значение для воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.

В системе ценностей родителей патриотизм не на первом месте

Российское Правительство одобрило и опубликовало «Стратегию развития воспитания». На стадии формирования программа подвергалась критике, осталось множество претензий и к последней редакции. Большинство оппонентов документа так и не увидели в ней главного - как привить ребенку дух .

Как воспитать патриота? К счастью, этим вопросом пока еще задаются многие родители. Все же школьное воспитание XX века не прошло даром. Большинство психологов и педагогов уверены, что патриотизм это присущее человеку чувство, такое же точно как любовь к родителям. Срабатывает, если угодно, комплекс самосохранения, каждый родитель понимает, что хорошо бы чтобы его дети любили - мало ли что?

Только вот многие ли делают для этого что-то? Практика показывает, что, к сожалению, нет. Чему надо научить ребенка? Чтобы он «не пропал в этой жизни». За этим высказыванием кроется столько гадости и мерзости, что нет желания даже раскрывать его. Плохому учить точно не надо, все гадкое поджидает ребенка уже дома, начиная с отношений в семье и заканчивая телевизором или компьютером. Плохому учит отчасти улица. Далее школа, где уже не одно десятилетие отсутствует в принципе «воспитательное содержание обучения».

И никак нашим либералам в Минобре не объяснить, что, учить, не воспитывая, невозможно, что это основа, классика педагогики. «Патриотизму учить надо, - уверен доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов. - Я бы даже проговорил так: «рассказывать» за что ты любишь Родину, самыми простыми и доступными словами». Поэтому чтобы воспитать патриота, надо им вначале быть, а сели не получилось, то им стать. «Недостаточно любить Родину за ее успехи победы, хотя и об этом, особенно теперь, надо рассказывать, - продолжает отец Павел. - Но, прежде всего, надо рассказывать о любви к тому нравственному идеалу, под которым Россию понимали наши лучшие люди».

Для этого надо учиться самому вместе с ребенком, другого пути нет. Просто выучить несколько цитат и пересказать не получится. Современные дети могут быть какими угодно, плохими или хорошими, но они все невероятно чуткие, и могут проглотить ложь от кого угодно, но только не от своих родителей. Часто приходится слышать жалобы: «Я ему говорил. Я его предупреждала». От слов толка нет, если сам родитель зачастую поступает вразрез с тем, что говорит. Например, есть словосочетание, от которой у русского человека вообще-то должен дух переворачиваться: «эта страна». Позволив себе хоть раз прийти с работы раздраженным или униженным начальством и в сердцах кинуть эту фразу, так просто в воздух: «В этой стране ничего нельзя сделать нормально - в этой стране тебя не оценят никогда!» взрослые сами закладывают отношение к Родине у детей.

Стоит ли удивляться, что через несколько дней сын или дочь, вернувшись из школы, так же в сердцах скажут: «В этой стране невозможно учиться». Логическим продолжением станет модная присказка: «Валить надо из этой страны». Куда? Зачем? Эти вопросы вдруг перестают быть актуальными. Вспоминается, как лет двадцать назад, по Первому каналу показывали приезд Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. У всемирно известной певицы намечался впервые за долгие годы юбилей в родном Большом Театре. Тогда, в 1998 году еще у многих была уверенность, что съездить, пожить и поработать за границей - это все равно, что прокатиться на подмосковную дачу, на недельку-другую. На вопрос журналиста, советует ли Галина Павловна молодым оперным исполнителям пройти стажировку за границей, Вишневская ответила: «Где родился там и пригодился! Пусть едут! Если хотят хлебнуть горя по самую макушку. Поймите, нас с Ростроповичем выгнали! И уехали мы очень известными в мире исполнителями. Звездами! И то, первые годы мыкались неизвестно как – есть порой не на что было. А прекрасно учиться можно и в Москве, главное – чтобы было желание учиться».

Не думается, что сейчас нельзя поехать куда-нибудь учиться за границу, тем более учитывая жуткий уровень образования, который нам все чаще и больше предлагает «реформированная» средняя и высшая школы. Главное в том, что уехать можно по-разному - можно «Иваном себя и родства не помнящим», а можно патриотом - русским, гражданином своей страны. Даже в практическом смысле это необходимо: «нерусские», то есть не обладающие традициями русской культуры и особенностями русского и советского образования, никому не нужны. Там и своих хватает, и других - из разных стран. Профессор МГУ, философ Андрей Ашкеров говорит: «Есть две разновидности патриотизма.

Одна основана на разграничении родного и инородного, другая - на восприятии родного как вселенского. Первый патриотизм - нутряной, дорефлексивный. К нему легко взывать, но у него нет языка, чтобы дать ответ. Это патриотизм народа, который безмолвствует. Второй патриотизм предполагает понимание и интерпретацию, он шире простого отношения к Родине. Это способность поместить себя внутрь эпоса, представить происходящее с тобой через категорию исторической судьбы». Вот для того, чтобы «поместить себя внутрь эпоса» и необходимо патриотическое воспитание. Необходимо, раз этого нет или недостаточно в школе, чтобы этим занимались родители.

Доцент кафедры психологии РПУ им. Иоанна Богослова Надежда Храмова продолжает мысль: «В 90-е годы нам сказали - никакой ! Но любой образовательный процесс без невозможен. Это просто противоречит методике преподавания любого предмета и гуманитарного и естественнонаучного. К нам пришел либерализм, который на практике исключал все русское, российское как ценности, даже чисто в научном отношении. Вплоть до того, что стал в нашей школе, нашим ученикам внедряться ген войны, комплекс неполноценности, что это якобы русские начали Вторую мировую войну!

Когда в школе сейчас убирают содержание образования, то это вообще конец. Потому что только содержательный и воспитательный элементы могут чему-то вместе научить. Ведь патриотизму «в лоб» не учат, все это происходит через учебники литературы, истории, тоже физики и математики». Павел Великанов считает, что в науке и общественной дискуссии пора определиться с понятиями. Особенно со словом «либерализм»: «Одно дело либерализм в США, и совершенно другие понятия это слово несет в России. Для науки и общественных обсуждений - это крайне запутывает и, самое главное, разъединяет людей». Андрей Ашкеров добавляет: «Чтобы русский был свободным - не надо исповедовать либерализм». Кажется, что сейчас нет ярых противников единого школьного учебника, например, по истории. Но отсутствие утвержденного и общепринятого содержания образования просто пугает. Известный публицист Александр Привалов пишет: «Почитайте знаменитый ФГОС (Федеральный государственный стандарт образования), где написано, каким должен быть выпускник наших с вами отечественных школ. Душеспасительное чтение. Вы узнаете, что выпускник этот шестикрыл, как Серафим, и умен, как три Аристотеля. Он обладает математическим мышлением, географическим мышлением, физическим мышлением и мышлением химическим. Это все написано в стандарте. Там не написано только, знает ли он теорему Пифагора. Знает ли он закон Ома, знает ли, с какой стороны от России пролегает Северный морской путь. Это неизвестно. Но географическим и физическим мышлением он обладает». Что именно в этих учебниках будет воспитывать патриотизм у наших выпускников тоже осталось тайной.

Всеобщая атмосфера обсуждения проекта единого школьного учебника по истории заставляет задуматься, вдруг там не окажется битвы при Калке, переправы Наполеона через Березину, сдачи врагу Смоленска, или Куликовской битвы не будет. Идет же борьба с негативом. Доцент отец Павел Великанов говорит: «Очень важно, чтобы ребенок любил тот идеальный или не идеальный, но видимый Божий образ России таким, каков он есть, без оценки, просто любил. Нельзя из истории делать миф. Потому что это заканчивается одним – травмой! Травмой и разочарованием для ребенка. После которого патриотом он вряд ли станет. Одно дело, когда мы превращаем в миф, и совершенно другое дело, когда мы на основании знаний, создаем, по Алексею Лосеву, «миф той будущей России, к которой нам вместе идти, к тому, к чему мы прийти должны». Вот это и есть воспитание патриотизма. И да - это труд. Философ и поэт Ольга Седакова добавляет: «Любят вот эту Россию. Россию, которая живет и мыслит - и значит, живет не для себя.

А нам предлагают образ России, которая живет назло всем. Кому такая страна нужна?». Такая кукольно-пластилиновая страна не нужна, прежде всего, нашим детям. Если механически повторять заученные фразы, сыпать оторванными от жизни лозунгами, каждый увидит на лице ребенка скуку, и даже брезгливость. Но, когда детям рассказывают конкретную о том, как с семьей опаздывали на последний эвакуационный поезд, уходящий из Киева, как будучи в оккупации расстреляли двоюродного брата, потому что он передал перевязочные материалы раненому партизану, как перевернулось судно в Кольском заливе с нашими моряками из-за халатности работников судоверфи, они внимательно слушают. Это и есть воспитание патриотизма. Сегодня показать молодому поколению «предания старины глубокой» становится все труднее. Музеев и мемориальных комплексов целое множество и есть что посмотреть, но организовать экскурсию, по словам учителей довольно сложно.

Необходимо собирать целый ворох справок и разрешений. Директоры и учителя, которые продолжают возить учеников по историческим местам, буквально совершают подвиг. Некоторые родители уверены, что детям не стоит посещать места, например, связанные с войной, где можно увидеть много чего нелицеприятного. Надежда Храмова комментирует: «Как раз наоборот. У ребенка формируется визуальная память, нравственное ощущение, а не социально-психологическое чувство вины, как порой нас пугают наши либеральные оппоненты, напротив, у детей возникает чувство достоинства и уверенности». Ребята слушают и про жуткий быт с крысами и тараканами во время и после войны, и про измены военного времени, слушают горькую, неприятную правду. Только так может зародиться любовь к своей стране, ведь любят не за что-то, а вопреки всему. «Патриотизм, это в первую очередь любовь, - завершает протоиерей доцент Павел Великанов. - Любовь к быту, нраву, правде. Патриотизм должен определяться как замысел, забота Бога о человеке. Каким бы этот замысел не был, ведь не просто так Бог поселил тебя в России и сделал русским. Значит, у тебя есть цель, есть предназначение. Есть смысл жизни».

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?»

А ты любишь свою Родину? - вопрос, будто гром среди ясного неба. Молчание. Выражение лица такое, как если у мужа после 50 лет совместной жизни жена вдруг спросит: «Ты меня любишь?».

Часто мы не задумываемся над тем, какие чувства испытываем к стране, в которой живём. Говорят там что-то в новостях о важности воспитания патриотизма у детей, о том, что приняли на федеральном уровне программы патриотического воспитания молодого поколения. Говорят да говорят, «а Васька слушает да ест».

Иногда, правда, чувствуешь себя патриотом, когда болеешь за российскую спортивную команду, поёшь гимн. Георгиевскую ленточку на машину в честь 9 мая повесишь. Вспомнишь, вздохнёшь: «Вот, дескать, раньше патриоты были, жизнь свою за Родину отдавали, а теперь… не тот народ пошёл, выродились патриоты».

Зачастую постоишь в Сбербанке в огромной очереди, попадёшь в открытый люк на дороге, упадёт на голову сосулька с крыши, и вместо слов любви к своей родине совсем другое говорим. Ругаем Россию-матушку. Что, это тоже форма патриотизма?

Патриоты ли те, кто оправдывает жестокую расправу над дворником-таджиком своей заботой о родине: нужно родную землю очищать от грязи?

Можно ли в одних ситуациях быть патриотом, а в других нет?

Как видим, с проявлением патриотизма у взрослых россиян сегодня сложилась неоднозначная ситуация. Большинство взрослых не понимают сути патриотизма, что уж говорить о детях, какое воспитание патриотизма в этих условиях происходит у них.

Они вторят, по большому счёту, своим родителям, педагогам. Когда надо, патриоты: сказали ветеранам цветы подарить - подарили, на парад сходить - сходили, а вот что внутри у детей творится, мало кто интересуется. Важна красивая картинка.

Может ли идти речь о патриотическом воспитании, если в семейных разговорах, в обычной жизни дети то и дело сталкиваются с разговорами взрослых, осуждающих сегодняшнюю Россию, с её коррупционной властью, сырьевой экономикой, бездуховным обществом?

При помощи системно-векторной психологии Юрия Бурлана попытаемся разобраться в сущности патриотизма и патриотического воспитания.

Что такое патриотизм

Для понимания явления первый шаг - это анализ его понятия. В Википедии находим определение: «Патриоти́зм (от греч. соотечественник, отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы».

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана секрет патриотического воспитания следующий: основой отеческих чувств, принципов, теплого отношения к Родине является любовь. Любовь к своей стране - это обратная сторона ненависти. Там, где есть ненависть, нет любви.

Совершенно верно заметил протоиерей Димитрий Смирнов: «Патриотизм - это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой» .

С чего начинается патриотизм?

Патриотическое воспитание - это воспитание любви к Родине. Любовь к Отечеству, к месту, где ты родился и вырос. Воспитание патриотизма начинается с детства. Ребёнок приходит в этот мир с заданными ему от природы свойствами - векторами, которые изначально находятся на базовом уровне развития своих свойств. Такой маленький зверёныш с архетипичным поведением. На животном уровне патриотизм - это охрана и защита своей территории, обеспечивающей твоё выживание.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

А. С. Пушкин

Или не наполняется.

Классика патриотического воспитания

Традиционно считается, что патриотическое воспитание - это составная часть школьного и семейного воспитания. Кроме того, патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста занимаются в детском саду. В школьном возрасте воспитывать патриотизм призваны исторические общественные дисциплины, воспитательная система школы с помощью дополнительного образования, различных внеклассных мероприятий.

Так, приглашают ветеранов. Вспоминают о знаменательных исторических датах. Проводят концерты, выставки, экскурсии по местам боевой славы. Растят патриотов.

Считается, что большую роль в патриотическом воспитании нового поколения играют детские общественные объединения, патриотические клубы.

Разброд и шатания

Если рассматривать современные педагогические подходы к патриотическому воспитанию, то их основополагающими принципами являются преемственность поколений, знание истории, толерантность.

Понимая, что на практике бóльшая часть молодёжи потребительски, крайне цинично относится к Родине, зачастую проявляет свой патриотизм, вступая в ряды скинхедов, чиновники даже подумывали ввести отдельные уроки патриотизма.

Представляете ЕГЭ по патриотизму? Патриотическое воспитание - это… и варианты а, б, в. Пока ограничились введением курса светской этики или основ религии. Попытались старую формулу министра просвещения времен Николая I С. С. Уварова - «Самодержавие. Православие. Народность» - воскресить в современных реалиях. Воспитать патриотизм у детей, уважение к государственным институтам через религию.

Однако попытки улучшить качество патриотического воспитания остаются безрезультатными.

Результаты опроса

Молодёжь оправдывает свои антипатриотические настроения тем, что слова взрослых сильно диссонируют с их делами (много ли детей чиновников служит в нашей армии?). Важнейшие проблемы в нашем обществе вместо решения либо замалчиваются, либо зашлифовываются, либо высмеиваются, но не решаются, поэтому воспитание патриотизма не может возыметь должного действия:

    Тогда какой смысл жить в России? («Золотая молодёжь» голосует ногами.)

    А что Родина мне дала? (За то, что я россиянин, банковский счёт не пополнился, как, скажем, в Арабских эмиратах.)

    Понаехали тут… Гнать всех поганой метлой из России. Жить мне хорошо мешают.

Итак, факт остаётся фактом: несмотря на долгие постсоветские попытки воспитать новое поколение патриотами своей страны, мы видим полное фиаско. Большое количество подростков либо националисты, либо относятся к Родине весьма меркантильно, либо планируют эмигрировать. Патриотическое не в моде.

Новые законы, программы по патриотическому воспитанию - хорошие, грамотные, но, увы, не работают. Неприязнь, ненависть в обществе только увеличивается, как снежный ком.

Причины такого плачевного состояния патриотического воспитания в нашей стране раскрывает Юрий Бурлан на тренинге «Системно-векторная психология».

Родись и стань патриотом

Патриотизм - это любовь к Отечеству, к своему народу, к своей истории и культуре. С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, патриотами не рождаются, а становятся, то есть все люди изначально рождаются с врождёнными свойствами, которые человеку предстоит развивать до пубертата включительно и реализовывать в течение жизни. Вместе с правильным развитием происходит воспитание патриотизма. При этом существенное значение для наполнения природных желаний имеют условия воспитания, окружающая среда.

Человек становится человеком только в обществе, самое большое удовольствие, как, впрочем, и огорчение, приносит общение человека с другим человеком. Соответственно, уровень развития общества, коллектива, в который попадает ребёнок, весьма важен для его личностного развития, ощущения им полноты жизни, так как там создаются (или не создаются) условия для раскрытия его потенциала.

Патриотизм - это свойство, присущее людям, которые обладают . Для них жизненными ценностями являются дом, семья, Родина, справедливость, верность, порядочность, честность, дружба, братство.

И если в советское время в обществе были созданы благоприятные условия для успешной реализации анальных людей (они могли спокойно получить хорошее образование, жениться на порядочной, «чистой» женщине, добиться почёта и уважения на работе), то сегодня им выжить крайне непросто.

Они не умеют приспосабливаться, изворачиваться в угоду обстоятельствам, быстро менять свои принципы, находить выгоду из любой ситуации, как те, кто обладает кожным вектором. , - это «золотые головы» (при верхних векторах) и «золотые руки», профессионалы своего дела, которым свойственно работать на одном месте долгое время и отшлифовывать свои навыки, умения.

Сейчас в обществе востребованы кожные ценности: материальные блага, карьера, а также существует спрос на кожные качества - гибкое мышление, способность к быстрой обработке информации, переобучению, легкой адаптации к меняющимся условиям. Кожные мужчины больше ценятся на брачном рынке.

Соответственно, у анальных людей мало возможностей в современном российском обществе для полной реализации, они не чувствуют себя в своей тарелке, ощущают общую неудовлетворённость.

Попадая в мир кожных ценностей, анальный ребёнок не получает желаемого - нет ценности крепкой дружбы, честности в отношениях, не хвалят и не ценят отличную учебу. В итоге светлые стороны анального вектора зачастую не развиваются, особенно если воспитанием анального ребёнка занимаются кожные родители, не понимающие, кто перед ними (подгоняющие, ругающие за медлительность и тугодумность), и неудовлетворённые жизнью анальные педагоги. В таком случае чувство патриотизма не развивается и ребёнок становится националистом. Не любит Родину, а ненавидит всё чужое. Это мало похоже на патриотический настрой.

Гораздо проще сегодня не нашедшим себе места под солнцем анальникам объединяться против Америки, против таджиков, против соседней республики, чем во имя любви к России, поскольку ненависть, неприятие другой культуры развить гораздо проще, чем любовь к своей. В позитивном состоянии анальные люди любят Родину, готовы самозабвенно её защищать, служить на благо Отечества.

Таким образом, патриотическое воспитание детей не может существовать отдельно от уровня развития самого общества, оно не может в одночасье заработать с помощью новых законов. После распада СССР долгое время накапливались личные и коллективные нехватки людей с анальным вектором, истинных патриотов страны, которые были её мощным тылом, обеспечивали объединение всего общества на здоровом патриотизме - любви к Отечеству.

ТТолько при создании комфортных условий для развития и реализации в обществе каждого человека (и кожного, и анального, и прочих) можно избавиться от якоря коллективных , не позволяющих нам воспитывать патриотов (и быть ими самим), а также уверенно смотреть в будущее.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Самое распространенная ассоциация о человеке-патриоте – это человек в форме, особенно в военной. Но для того, что бы быть патриотом не обязательно являться военнообязанным, носить форму, и слагать присягу на верность Родине. Патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах.

Чувство патриотизма есть в душе у каждого человека, но необходимо его просто пробудить, суметь достучаться и поставить правильные жизненные приоритеты. Именно этим и должны заниматься родители, которые хотят воспитать патриота в семье.

Мы живет в самой лучшей стране, и другие страны нам завидуют..

Если вы искренне желаете вырастить ребенка патриотом, не говорите при нем плохо о той стране, где вы живете. Ведь Родину, как и родителей не выбирают. И поверьте, как бы, вам не казалось, что где-то лучше, врядли это правда. В каждой стране есть свои проблемы, свои трудности и с экрана телевизора нам их никто не показывает. Все хотят, чтобы о них думали только хорошо.

Поэтому не допускайте при ребенке выражения большого недовольства о вашей Родине, говорите больше положительного. Но в тоже время не сильно приукрашивайте ситуацию, учите ребенка быть еще и реалистом.

Обязательно путешествуйте. Не нужно сразу ехать заграницу, и в родной стране есть масса мест, от которых просто дух захватывает. Да и врядли вы успели везде побывать.

Показывайте ребенку на наглядности всю красоту и увлекательную историю родных краев.

Помните, что скоро ваш ребенок станет совсем взрослым, и сможет самостоятельно делать свои, уже взрослые выводы, и иметь собственное мнение. И если с детства не заложить маленькое зернышко патриотизма, врядли оно потом сможет прорости.

Просто о сложном.

Не забывайте и о том, какая богатая событиями история вашей Родины. Чаще рассказывайте ребенку о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете. Только главное делайте скидку на возраст ребенка, и говорите понятным ему языком. Обязательно отвечайте на все его вопросы, анализируйте заинтересовавшие его ситуации, делайте совместные выводы и обязательно слушайте и принимайте мнение вашего ребенка. Пусть оно еще детское и наивное, но это первые его шаги, к умению самостоятельно делать выводы.

История, а точнее уважительное отношение к ней, а так же к предкам, донесенная вами до сознания ребенка, поможет вам воспитать патриота в семье.

Культуру в массы.

Пусть вам совершенно комфортно на любимом диване, и не хочется ничего кроме как чашечки чая и посмотреть телевизор – вставайте и идите с ребенком в музей, на выставку, в кукольный театр, на детский концерт. Культурное развитие ребенка с ранних лет, является неотъемлемой частью зарождения чувства патриотизма. Если вы вместе посещали такие мероприятия с раннего детства, то есть большая гарантия того, что и дальше, уже в более старшем возрасте у ребенка будет интерес продолжать такие посещения. Помните, что сейчас главным примером для подражания являетесь вы, так, что не делайте, так что бы потом было обидно за утраченную возможность.

Больше позитива.

Дети очень чувствительные к эмоциональному состоянию их родителей, если вам плохо, то ребенку тоже будет не по себе. Поэтому. Как бы в жизни не случалось, старайтесь настраивать себя на положительную волну. Находите позитив в любых действиях. Так вы не только избежите пессимистического настроя ребенка, но так, же научите его легче справляться с проблемами, не опускать руки ни при какой ситуации, и так же всегда находить, чему радоваться. Воспитать патриота невозможно в атмосфере вечной проблемы, плохого настроения и отсутствия веры в будущее.

Поддержка.

При желании воспитать патриота в семье, главное поддержка. И речь идет о всесторонней поддержке. Рвение к патриотизму должно быть не только у вас, но и у вашего партнера, и близких родственников. Живя в такой атмосфере, ребенок в будущем будет стараться воспроизвести ее уже в своей семье. Так же поддерживайте своего малыша в его взглядах, увлечениях, интересах. Хвалите за успехи и правильно сделанные выводы с совершенных поступков или проступков. Объясняйте ребенку, почему вы поступаете по отношению к нему или другому человеку именно так, а не иначе, и просите, что бы он аргументировал свои поступки так же.

Не пресекайте его в стремлениях, и положительном настрое, конечно, если желаемые действия ему не навредят. Даже если вы не видите перспективы, все равно старайтесь проявить свою веру в ребенка. В вдруг у него действительно все получится. Такие отношения сделают ваше общение более близким, позволят заработать авторитет перед ребенком, а так же больше контролировать его действия.

Технологии.

Для помощи себе в воспитании патриота в семье, не игнорируйте результаты труда ученых и техников, используйте все возможности, которые нам предоставляет, современный уровень развития данной отрасли. Смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями фильмов.

Воспитать из ребёнка настоящего патриота своей страны - дело непростое. В первую очередь, надо ещё для себя самого определиться, что понимать под патриотизмом. А то ведь в последнее время намечается неприятная тенденция называть патриотизмом сладострастное расчёсывание чувства коллективной принадлежности. Когда любой алкаш в грязной тельняшке, опрокидывающий в горло очередной стакан мутной браги, орёт не своим голосом что-то, вроде: "За Расею!" или "Накатим за дедов!" и мнит себя при этом патриотом.

Конечно, когда человек сам по себе ничтожен , и ничего в жизни не добился, то ему очень приятно чувствовать свою сопричастность к великим подвигам своих предков. Он громко говорит, о том, что "мы" дали отпор монголо-татарскому игу, "мы" одолели императора Франции Великого Бонапарта, "мы" покорили космос первыми и так далее. Сам он, конечно, ни в чём этом не участвовал, да и не мог, в силу своего не тысячелетнего возраста. Но имеет ли он право говорить о своей сопричастности к этим действительно достойным деяниям? Определённо, нет. Сам по себе, как личность, как гражданин, такой "патриот" никакой ценности не имеет, и иметь не может. Патриот - это персонаж созидающий, а не занятый всю жизнь одним только саморазрушением.

И если не он, то кто имеет ? Кто имеет право отождествлять себя со знаменитыми предками, не боясь, что ему презрительно укажут на его место? Это серьёзный вопрос, но неочевидно, что на него нужно отвечать в рамках разговора о патриотизме. Ведь, в конце концов, зачем гордиться чужими подвигами? Авраам Линкольн, один из замечательнейших и выдающихся американских президентов, однажды ответил на вопрос о его предках, что его это не волнует. В гораздо большей степени его интересует, кем станут его потомки. Мог ли кто-то когда-либо упрекнуть этого человека в отсутствии в нём духа патриотизма, назвать его не патриотом? Никогда.

Однако это вовсе не означает, что к истории своего народа и своих предков нужно относиться презрительно. Когда коварные неприятели Линкольна в день его инаугурации, ехидно спросили его, как чувствует себя сын сапожника, ставший президентом, Авраам Линкольн взял паузу и совершенно беззлобно ответил приблизительно следующее: "Я рад, что вы напомнили мне о моём отце в такой день. Это не позволит мне слишком возгордиться своими достижениями. Ведь он был настоящим человеком своего дела и мне, боюсь, никогда не стать таким же хорошим президентом, каким замечательным он был сапожником". В истории любого народа хватает и крови, и грязи. И постоянно подтасовывать исторические факты, играя историческими картами, будто шулер игральными, только ради того, чтобы бахвалиться перед иностранцами - это, совершенно определённо, не имеет никакого отношения к патриотизму.

Историю , конечно, надо знать. И учить истории - дело благодарное и благородное. Ведь тот, кто не знает истории, обречён неизбежно повторять её сам, раз за разом. Тем более, что у нашего народа она богата и интересна. Но не стоит стыдливо прикрывать "некрасивые моменты", нужно честно признавать ошибки своих предков - только тогда можно смело гордиться их достижениями.

Патриотизм это искреннее стремление сделать лучше то место, в котором ты родился. И начать нужно с себя. Если вы желаете, чтобы ваш ребёнок вырос патриотом, примером для подражания всем его соотечественникам, вы должны дать понять ему, что людей можно научить достойному поведению только личным примером. И научить его этому можно, конечно, тоже только своими собственными поступками и своим достойным поведением.

Стремление защитить своих соседей, помочь в беде ближнему, протянуть руку помощи нуждающемуся, не оставаться равнодушным к чужому горю - вот чему нужно на жизненных примерах учить ребёнка. Столь же усердно нужно прививать ему и участие в общественной жизни. Тот, кто не понимает, что процессы на общегосударственном уровне имеют непосредственное влияние на судьбу каждого гражданина, судя по всему, крайне далёк от понимания государственного устройства вообще.


Нельзя быть равнодушным , когда с твоим соседом происходит беда, ему нужно помочь. Когда его дом пылает огнём, все вокруг хватают вёдра и шланги и бегут на помощь, а не стоят и снимают всё на . Когда на твоего окраинного соседа нападают заезжие бандиты, то мужики с ружьями очень быстро подтягиваются со всего села, чтобы дать мерзавцам отпор, а не прячутся по домам, пугливо запирая ставни. Это и есть традиции русского патриотизма, понятные каждому русскому человеку. Но, и когда "пожар" полыхает во всём государстве, когда несправедливость творится по недосмотру, попустительству или злому умыслу ответственных за это людей, государственной администрации, так называемых "власть предержащих", то оставаться в стороне от гражданского протеста недопустимо для настоящего патриота. Когда государственным границам грозит внешний враг, то все мужчины, способные держать оружие, должны быть готовы встать на защиту своей страны, а женщины - обеспечить им надёжный тыл.

Патриотизм , таким образом, вырастает в общегосударственную его форму из отношений в близком обществе, из поведения в довольно житейских ситуациях и, ещё раньше - из семьи.

У нас же сегодня, к сожалению, патриотическое воспитание всё чаще заключается в указывании пальцем на портрет Юрия Гагарина: "Вот, доча, гордись!". Но так точно ещё ни одного патриота не вырастили, разве только истерика, любителя с громкими криками о своём патриотизме бить себя кулаком в грудь, но прятаться с проворством помойной крысы в глубокую щель при малейшей серьёзной опасности.

Такого подхода нужно избегать всеми средствами. Только достойным примером можно воспитать из сына или дочери патриотов. И пример этот должен подать им не Юрий Гагарин и Александр Невский, не княгиня Ольга или Зоя Космодемьянская, нарисованные на портрете под их биографией. А самые близкие на всём белом свете люди - мама и папа.



Публикации по теме