Вранье в подростковом возрасте. Вопрос семейной психологии: почему врут подростки

Ничто так не выводит взрослых из себя, как детская ложь. Как правило, она проявляется на конкретном этапе развития ребенка. Жаль, но нас всегда интересуют вопросы: каким образом наказать ребенка? А каковы же причины искажения или утаивания правды? Если ребенок обманывает, что нужно делать?

Ложь - Защита

Умалчивания и сознательное использование лжи появляются, когда подросток боится наказания. Сначала утаивание у подростка вызывается боязнью наказания, потом вырабатывается способность хитрить, умение не проговариваться. К обману, не редко у лгущего подростка появляется хорошее отношение. Он воспринимает это, как проявление ловкости и ума. Начиная с четырех лет, у ребенка может уже проявиться лживость.

Ложь - Месть

Обычно врунишка страдает от недостатка любви или внимания окружающих, у него очень низкая самооценка, возникают проблемы в общении со сверстниками. Подросток воспринимает окружающий мир, как враждебный. Он начинает обманывать, чтобы дать выход собственной озлобленности. Хорошо понимая, что ложь раздражает родителей, он стремится именно рассердить взрослых, даже если он получит наказание.

С помощью лжи подростки доказывают окружающим и самим себе свою независимость. Временами они даже соревнуются с другими подростками, хвастаясь, кто больше сумел наврать.

Успешность обмана укрепляет в подростке уверенность, что это хорошая возможность восторжествовать над обидчиками. Как правило, это определяет развитие его личности.

Фантазеры и хвастуны

Немножко приврав, исказив факты, мы выходим из трудного положения, избегаем объяснений и вообще облегчаем собственную жизнь. Наши подростки все это видят и запоминают. Развитие личности малоуспешных и неполярных подростков связано с способностью скрывать собственные неудачи или подавать о себе ложную информацию, надеясь не испортить о себе впечатления. Например, подросток рассказывает родителям, как замечательно он сделал доклад или теряет школьный дневник с плохими оценками. Действительно все было именно так, но, к сожалению, не с ним. Не в силах улучшить своей значимости в глазах окружающих, подросток придумывает разные истории, чтобы произвести хорошее впечатление.

Отверженный одноклассниками подросток может придумать что угодно, только бы привлечь к себе внимание. Но, у многих ситуациях окружающие хотят увидеть доказательства, и подросток начинает врать, и тогда он может запутаться окончательно.

Шутники

Но есть и другие фантазеры. Эти подростки используют обман, чтобы уберечь себя, возвыситься над окружающими, приукрасить свои достоинства, почувствовать свою силу. А также чтобы повеселить их. Наверное, это самый безопасный и невинный вид обмана, потому что они являются некорыстны. Тогда вымысел очень очевиден, что это понимают и взрослые, и подросток, но подыгрывают друг другу.

Учитель на уроке спрашивает детей о домашних любимых животных, и Оля рассказала, что в ее доме живет слон, а на другом занятии рассказала историю, как она искала золото во время путешествия. Таким подросткам нравится выдумывать истории. Таким образом, развитие их складывается, что им интересно быть всегда в центре внимания. Если подросток перегибает палку, то попытайтесь проявить собственное внимание к выдумкам ребенка. Хвалите его постоянно, помогите подростку реализовать себя в обществе.

Что делать?

Их всех воспитательных действий по развитию порядочности и честности самое результативное - личный пример. Взрослые должны быть честны со своим подростком.

Первое, что нужно сделать родителю солгавшего малыша, чтобы направить личное развитие - это найти причины обмана, нужно поговорить «по душам». Можно сказать: «Ты подумал, что сказал?».

Не нужно разговор начинать с угроз и обвинений. Если поступок подростка вывел вас из себя, то, сначала, успокойтесь, и только потом начинайте говорить.

Если подросток начал обманывать, задайтесь вопросами: не очень ли жестоко вы его наказываете?

Попытайтесь объяснять подросткам происходящее вокруг, поясняйте собственные поступки и поступки окружающих. Все это надо для развития их индивидуальности. Если вы подростку что-то пообещали, но вам не удалось это выполнить, обязательно извинитесь перед ребенком и скажите причину этого невыполнения.

Постарайтесь показать пример ироничного отношения. Это научит подростка находить выход из разных ситуаций без помощи лжи. Родители имеют право скрывать что-либо от подростков, но и они, независимо от возраста, нуждаются в своих тайнах. Чем больше мы будем, проявляем интерес к жизни наших подростков, тем больше они вынуждены лгать и утаивать.

- это сигнал, который говорит о том, что с подростком что-то происходит. Если ваш подросток использует обман не как средство защиты, а как нападения, значит ситуация не под контролем. Если Вам трудно исправить ситуацию, то нужно пойти к психологу.

Часто можно услышать, как родители подростков жалуются на то, что неоднократно ловили свое чадо на лжи. Обычно это на первый взгляд невинное вранье о том, что он, к примеру, почистил зубы, или что в школе ничего не задавали, а также хвастовство и перевирание событий, чтобы показать себя с лучшей стороны.

Результатом является то, что родители с сомнением относятся ко всему, что говорит ребенок, начинают ему не доверять и перепроверять сказанное, что совершенно не содействует укреплению детско-родительских отношений. Но как в таком случае реагировать на ложь?

Разберемся в причинах. Психологи называют множество причин, по которым дети врут: чтобы «замести следы» своих негативных поступков, уклонится от того, что им не хочется делать, копируя своих одноклассников, чтобы не обидеть собеседника. Например, не желая разговаривать с бабушкой по телефону, подросток вместо того, чтобы прямо об этом сказать, может пожаловаться на плохую связь. Часто, не желая брать ответственность за свои поступки, им легче соврать, чем сказать правду.

Некоторые подростки привыкли говорить полуправду или преувеличивать, пытаясь таким образом получить желаемое или выкрутиться из неприятной ситуации. Подчас, также как и взрослые, подростки лгут, потому что правда кажется им недостаточно интересной. Это способ увеличить свою значимость, сделаться более привлекательным в глазах окружающих, получить поддержку. Также за ложью скрывается неумение решать проблемы по-другому.


Почему ребенок врет вам? В подростковом возрасте ребенку очень важна социализация. Проще говоря, он очень зависим от мнения сверстников и ему важно «вписаться» в компанию. Они из-за всех сил стараются казаться сильнее и круче, чем есть на самом деле. Кроме того, в организме происходят серьезные физиологические изменения, появляется активный интерес к противоположному полу, снижается концентрация внимания и желание учиться. Все это приводит к непониманию и порой излишнему давлению со стороны родителей. А как следствие - к стрессам.

Во лжи подростки видят возможность облегчить себе жизнь и на время избавиться от стресса. Психологи утверждают: если ребенок иногда врет по-мелочам, недоговаривает и выкручивается - не стоит делать из этого трагедию. Если ложь приобретает хроническую форму, с ней нужно бороться. Но, скорее всего, не так, как вы думаете.


Как справиться с ложью? Самой надежной профилактикой лжи является атмосфера доверия между родителями и детьми , а не чтение нотаций о том, что врать плохо. Как правило, ложь скрывает за собой страх оказаться непонятым, осмеянным, страх того, что будут ругать. Если у вас есть привычка все время критиковать ребенка, вместо того чтобы попытаться поговорить, он, скорее всего, станет вам врать.

Лекарство от лжи - откровенный разговор. Попробуйте поговорить с ребенком в спокойном тоне без обвинений и нотаций. Попробуйте понять, что его тревожит, какие проблемы он пытается таким образом решить: избежать неприятностей, удержать друзей, может быть, боится кого-то обидеть. Когда ребенок начнет говорить, слушайте его очень внимательно, не критикуйте и не смейтесь, попытайтесь понять суть проблемы и предложите ребенку вместе поискать выход из ситуации.


Не давайте ребенку советов, если он вас об этом не просит. Дети в подростковом возрасте не склонны прислушиваться к мнению родителей. Поэтому готовые решения, которые вы ему предложите для выхода из ситуации, пользы не принесут. Лучше во время разговора задавать ребенку наводящие вопросы: что он думает об этой ситуации, какие пути решения видит, считает ли единственно правильным то, как он поступил, не было ли других вариантов и т. д. Пусть он сам найдет правильное решение.

Обязательно покажите ребенку, что вы на его стороне , что вы любите его и не считаете плохим человеком, даже если не согласны с некоторыми его действиями. Иногда ребенку достаточно просто выговорится, чтобы его внимательно и участливо выслушали.

Ложь во имя лжи. Если ребенок врет не для того, чтобы избежать неприятностей или потому что у него возникли какие-то проблемы, копните глубже, чтобы разобраться в происходящем. Опять-таки лучше спросить напрямую: «Ты говорил, что не знаешь, где мой телефон, а я нашла его у тебя в комнате. Можешь объяснить, почему ты так сказал?» Или когда подросток рассказывает небылицы и преувеличивает происходящее: «Мне понравилась твоя история, но потом ты стал рассказывать что-то нереальное. Для чего ты так преувеличиваешь?»

Главное, чтобы все это не звучало в обвинительном тоне, а как искренний интерес. Возможно, вы не дождетесь ответа. Или подросток просто пожмет плечами. Но вы дали понять ребенку без лекций и нотаций, приводящих к конфликтам и замкнутости, что вам известно о его лжи, и обман не даст ему возможность получить желаемое.

Чтобы ребенок перестал врать он должен понять: у него есть другие варианты выхода из ситуации, а также ваша поддержка и понимание.

А еще обязательно узнайте,

В возрасте от 2 до 5 лет детская ложь считается признаком развития интеллекта, абстрактного мышления, воображения и общего психологического развития в рамках нормы. Если ребенок не фантазирует, не привирает, не придумывает разные истории в этом возрасте, то это считается тревожным фактором, который может оповещать об отклонении в развитии. Гораздо серьезнее, если ложь и обман закрепляется и в подростковом возрасте. Но и здесь родителям нужно четко понимать и разделять умышленное искажение информации от утаивания какого-либо факта во избежание наказания.

С психологической точки зрения ложь – это неумение нести ответственность за свою жизнь и непонимание конструктивных способов выражения своей позиции. Очень часто ложь свидетельствует о попытке избежать наказания и добиться чего-либо легким обходным путем. Формируется такая линия поведения в результате определенных отношений в семье. Хуже всего, когда привычка врать закрепляется как черта или модель поведения. Подросток начинает врать даже в тех случаях, когда ему не грозит наказание и прочие неприятные моменты.

Причины подростковой лжи

Ограничения

Любую благополучную и счастливую семью, где есть любовь и понимание, все равно может коснуться ситуация лжи подростка. Произойти это может по причине преувеличения важности ситуации самими родителями, когда они настойчиво просят выполнить обещание (оно может быть слишком сложным для ребенка), часто устанавливают много запретов, жестких рамок, идеализируют свои ожидания (к примеру, требуют от подростка получение в школе только отличных оценок).

В таких ситуациях ребенок воспитывается в психологически скованной и несвободной атмосфере, где отсутствует право на ошибку. Родители с детства ограничивают естественную потребность детей быть свободными, разными, «другими» — не такими, каким они хотят их видеть. Ребенок начинает фантазировать, чтобы хоть каким-то образом прочувствовать на себе запретные роли. В дальнейшем эта линия поведения может укорениться.

Недостаток внимания

Второй аспект возникновения детской лжи заключается в недостатке внимания от родителей. Чтобы хоть как то заслужить родительское признание и понравиться им, дети прибегают ко лжи, хвастовству, преувеличивая свои заслуги в школе, либо рассказывают о вещах, не имевших место быть в реальности.

Боязнь наказания

Заставить ребенка врать может боязнь наказания. Особенно это актуально в семьях, где физические наказания являются частой практикой.

Что делать?

Здесь все зависит от готовности родителей уделить этой ситуации максимальное внимание. Порка, скандалы, крики и обиды, — все это не эффективная линия поведения, приводящая отношения между родителем и ребенком к психологическому тупику, практически полному утрачиванию взаимопонимания. Необходимо выяснить причины лжи, спокойно обсудив это с ребенком.

Страшные наказания только укореняют плохую привычку врать и психологически усиливают желание ребенка избежать наказания, заставляя его врать еще больше. Важна честность и искренность со стороны родителей, их признание того, что и они сами иногда лукавят. Нельзя, чтобы ребенок видел, как врут его родители. Такие действия являются примером поведения, которые дети перенимают на себя. Дети делают не то, что им говорят взрослые, а то, что они видят. Они идентифицируются и подражают взрослым на бессознательном уровне. Ложь, лицемерие, фальшь, — все эти действия со стороны взрослых могут иметь катастрофические последствия для детской психики.

7 4 206 0

Невозможно рассматривать подростковое вранье вне контекста и понимания теории лжи в принципе.
Нормы поведения и социальные устои современного общества свидетельствуют о том, что врать – это нехорошо. Действительно, намного проще жить и вступать в отношения с людьми на базе правды и искренности. Когда все по-честному, не нужно ничего придумывать и запоминать.

Говоря правду, люди учатся доверять друг другу, быстро мириться и меньше ссориться по пустякам.

Мир без лжи кажется идеальным миром, где правит гармония и взаимопонимание. На самом деле, «честный мир» – это утопия.

Каждый из нас врет каждый день по нескольку раз даже не замечая этого. Мы так же не замечаем вранья других людей. Мы скрываем неприятную правду, вуалируя ее молчанием или переходом на другую тему.

Лгать – это настолько привычно для человека, как разговаривать вообще или мыслить.

Несомненно, есть люди склонные ко лжи, есть более честные, которым соврать весьма трудно. И те, и другие имеют свои личностные психологические особенности, благодаря которым и определяется склонность к вранью или замалчиванию информации. Что это за психологические особенности и почему люди врут?

Вранье – это осознанное или неосознаваемое сокрытие информации с определенной целью.

Под сокрытием информации следует понимать утаивание, фантазирование, придумывание, фальш какого-то человека. Важно отметить, что врать можно лишь в тандеме с Другим. То есть в процессе вранья участвуют как минимум два человека, один из которых врет, а другой реагирует или должен среагировать на вранье определенным образом (ожидаемым). Что здесь важного? Важно то, что врет человек для того, чтобы получить какую-то реакцию на свои слова от другого. Реакцией другого может быть все, что угодно: жалость, материальное вознаграждение, выгодное сотрудничество, внимание, удовольствие, сексуальное наслаждение, отсутствие наказания за проступок и т.д.

Таким образом, вранье – это один из способов получить желаемую реакцию . Несомненно, есть и противоположный способ – сказать правду. Вот только в жизни часто этот способ не срабатывает. Если человек понимает, основываясь на предыдущем опыте, что по правде у него не получится добиться желаемого, он будет идти другим путем – врать.

Помимо желания получить что-то от другого, вранью присуща такая характеристика как страх. В любом вранье присутствует компонент страха. Страх сказать правду.

Сказать правду страшно тогда, когда реакцией на нее следует негатив или то, что человек получить не хочет.

Например, 16-летний Иван украл у отца деньги. Потратил на поход в кино с друзьями. Никому, естественно, не признался. Когда кражу заметили – изворачивался как мог и не признавался в содеянном.

Кажется, ситуация обычная и широко распространенная среди подростков. Да, современная молодежь и все такое… Но взгляд психолога может прояснить некоторые нюансы в мотивации этого подростка.

Как мы выяснили, Иван совершил кражу и соврал о том, что виновен именно он. Почему он соврал, если, во-первых, можно было изначально попросить денег на кино, а во-вторых, если уж случилось, то можно просто признаться и попросить прощения, следовательно, больше так не поступать?

Исходя из определения вранья как боязни сказать правду по причине ожидания негатива со стороны Другого следует то, что наш Иван:

  • Во-первых, украл деньги потому, что его родители просто не давали подростку карманных денег, а в кино сильно хотелось, как и любому нормальному парню его возраста.
  • Во-вторых, признавшись он в краже, он получил бы от отца кулаком по голове и других частях тела, так как отец и ранее применял физическую силу в воспитательных целях. Таким образом, опыт подростка подсказывал ему вероятность побоев со 100% гарантией.

Посему, по мнению Ивана, методы правды не сработали бы и он решил соврать, что в данном конкретном случае является вполне логичным обоснованием его лжи.

Из этого следует, что вранья самого по себе не существует. Ложь всегда в контексте конкретного человека, обстоятельств его настоящего и прошлого, его потребностей и желания получить что-либо.

Таким образом, причинами подросткового, как и любого другого вранья, являются:

  1. Желание получить что-либо, что нельзя получить, сказав правду;
  2. Страх получить негативную реакцию Другого на правду

Если бы всей семьей было принято решение о возможности Ивану иметь карманные деньги, тогда ему не пришлось бы красть их у отца. Если бы отец Ивана не распускал руки, тогда подросток, скорее всего, признался бы в содеянном.

Если вы столкнулись с тем, что ваш ребенок подросткового возраста или чадо ваших близких врет, следующие советы непременно помогут справиться с проблемой весьма эффективно.

Не показывайте дурной пример сами

«Не воспитывайте ребенка, все равно он будет похож на вас. Воспитывайте себя».

Эта крылатая фраза прекрасно демонстрирует основной постулат воспитания детей – научение собственным примером.

Если в вашей семье соврать – это раз плюнуть, тогда не стоит удивляться тому, что и ваш подросток будет делать это так же легко. Семья и ее внутренние отношения – это модель, которую ребенок считает идеальной и берет за основу как норму поведения в других социальных группах: школе, с друзьями, с любимыми.

Если случилось так, что вы соврали – попросите прощения у ребенка. Это не унизительно. Это достойно.

Ведь вы показываете и учите маленького человека справляться с враньем! Ну да, случилось так, что соврали. Лучше было бы сказать правду, но если уж так вышло, тогда следует извиниться. И вас простят. Таким образом, вы показываете, что сказать правду не страшно, что за это ничего не будет, это честно и достойно.

Не ругайте, а проясните причину

Подростки просто так не врут. Есть причина.

Если ваш ребенок вам соврал и вы его наказали, но не узнали истинную причину вранья – это гарантия того, что поступок повториться.

Значит, ребенку что-то нужно, а что – вы не в курсе. Ваши порицания и наказания эту потребность не уберут.

Спокойно поговорите с ребенком и узнайте, почему ему страшно было сказать правду. Услышав ответ, не начинайте читать нотации, а примите его. Это внутренние переживания и страхи вашего ребенка. Да, он ошибся, но это ваш ребенок.

Выслушайте, а потом идите думать над тем, как можно изменить ситуацию и дать подростку то, чего он хочет в силу своих возможностей. Далее, озвучьте свои варианты решения вопроса ребенку. Он должен видеть, что вам не все равно.

Примите ребенка таким, каков он есть

Часто подростки врут по причине того, что не соответствуют ожиданиям своих родителей . Каждый из нас хочет быть хорошим, хочет нравиться другим, быть любимым и понятым.

Если в процессе жизни ребенок видит и чувствует, что, таким как есть, его не принимают, а хотят все время улучшить, тогда он будет врать. Чтобы казаться лучше, чем он есть на самом деле.

В дальнейшем такой человек надевает маску, которую не снимет до конца жизни.

Если у малышей ложь положительно связана с интеллектом и отражает его развитие, у младших школьников свидетельствует об особой направленности интеллекта, то у подростков ложь, напротив, более вероятна при низком, а не высоком интеллекте. При этом подростки, безусловно, лгут более искусно, чем дети младшего возраста. Они уже могут предугадать возможные вопросы родителей и подготовить на них приемлемые ответы.

С возрастом человек все более понимает ценность доверия, может лучше прогнозировать результаты своих поступков, а потому ложь подростка чаще отражает неблагополучие в семье, чем ложь в более раннем возрасте, когда она может являться частью изучения ребенком ближайшего окружения и исследования границ собственных возможностей.

Ложь подростка свидетельствует о том, что в силу некоторых обстоятельств он не дорожит чувством интимности (возможно, такового просто нет в семье), хотя, в отличие от детей младшего возраста, хорошо понимает, что это такое. Но это не значит, что подростки не будут лгать, если с родителями сложились хорошие отношения. Иногда они настолько любят родителей и так боятся их огорчить, что сами загоняют себя в угол ложью. Как часто будет повторяться ложь зависит от многих обстоятельств, в том числе и от страха сына или дочери потерять любовь и доверие горячо любимых родителей, а также от полного отсутствия стремления восстановить доверие. В любом случае, последствия лжи в этом возрасте более серьезны, чем в более ранний период жизни человека.

Подростки отличаются от детей более младшего возраста принципиально иным уровнем понимания событий внешнего мира. У подростка появляется формальное мышление, то есть способность мыслить сложными категориями и соотносить события с контекстом, в котором они происходят. В этом возрасте большинство из них узнает, что истина не является абсолютной, что знания достоверны лишь в определенной степени, что со временем ученые найдут новые факты, которые могут опровергнуть сложившуюся картину мира. У большинства подростков это знание ведет к переосмыслению всей картины мира. Они пытаются разрешить дилемму: "Если нельзя отличить правду ото лжи, если нельзя быть уверенным в том, кто прав, а кто виноват, тогда возможен ли вообще правильный выбор?"

В зависимости от прежнего опыта и возможности искреннего общения с родителями они могут приходить к принципиально разным выводам. Например, не умея выбирать между разными позициями, они всем точкам зрения могут придавать равное значение. Как следствие, подростки теряют уважение к авторитету и, прежде всего, подвергают сомнению правильность суждений родителей. По этой же причине в действиях подростков появляется импульсивность — ведь нет смысла обдумывать ситуацию, если все действия одинаково верны. Они предпочитают интуицию логике, однако интуиция их подводит, потому что точность ее определяется опытом, которого у подростков еще недостаточно.

Они ориентируются на мнение сверстников, считая их групповое суждение более значимым, чем взгляды и замечания родителей. При этом подростки в одинаковой степени могут не выполнять требования как родителей, так и группы ровесников. Это объясняется тем, что, предъявляя высокие требования к окружающим, к себе они их пока не применяют.

Все это ведет к тому, что подростки разделяют точку зрения случайного лидера значимой для них группы сверстников, и эти взгляды на некоторое время становятся ориентиром в планировании собственных действий. Внутри такой группы подростки часто освобождают себя от ответственности выносить самостоятельные суждения, подчиняясь мнению большинства. Чем авторитарнее лидер, чем искуснее эксплуатирует он высшие человеческие ценности, тем проще подросток вливается в такую группу. Именно поэтому секты в своих действиях ориентируются именно на подростков, причем не просто подростков, но одиноких и несчастных.

Возможна и другая ситуация, когда, уверившись в том, что между добром и злом нет различий, подростки примыкают к группе, пробующей те или иные противоправные дей-ствия, связанные с жестокостью и насилием.

И, наконец, не имея ориентиров и методов разрешения проблем, подростки прибегают к химическим средствам, изменяющим сознание. Выбор конкретных средств определяется местом проживания подростка и количеством денег на карманные расходы. Чем меньше денег, тем выше вероятность употребления алкоголя, чем их больше, тем выше вероятность применения наркотиков.

Наши собственные исследования показали, что по пути химического изменения сознания идут подростки с самой простой личностной структурой.

Первый опыт употребления наркотика сопровождается удивительно приятным состоянием возбуждения и предвкушением долгожданного счастья, оставляющим неизгладимый след в душе подростка, на которого со всех сторон обрушиваются кажущиеся неразрешимыми проблемы. Возникает понимание того, что есть доступные способы получения удовольствия, отодвигающие на задний план привычные тяготы жизни. Такое понимание надежно фиксируется в сознании и уже не подвергается сомнению при восприятии любых самых очевидных знаний о последствиях такого поведения. Это объясняется тем, что состояние удовольствия переживается реально и интенсивно, а о негативных последствиях становится известно из чужого опыта, на котором практически не учится ни один человек. Именно яркое, позитивное состояние удовольствия, возникающее у подростка, не имеющего душевных сил для борьбы и навыков преодоления трудностей, ведет к возникновению зависимого поведения.

Неумение преодолевать трудности формирует специфические механизмы защиты от неприятных последствий своего поведения. Чаще всего таким последствием становится безответственность, поскольку выполнение обязательств требует длительной и упорной работы, тогда как зависимый подросток не способен и не желает переносить какие бы то ни было трудности.

Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочитают лгать, а не сообщать горькую правду. Они поступают так потому, что успокаивают прежде всего себя. Через какое-то время ложь становится привычкой, рождается сама собой и не контролируется сознательно. Этим они вовлекают в ложь своих близких, которым лгут слишком искренне (поскольку сами уверены в своей лжи), теперь уже и близкие становятся соучастниками поддержания опасных привычек.

Потребность в искусственном изменении состояния возникает у зависимого подростка при появлении любого затруднения и, безусловно, в экстремальных ситуациях. Состояние человека, подвергающегося сверхсильному воздействию, называется стрессом. Таким образом, одним из существенных отличий зависимого подростка является его неспособность переживать стресс.

Для описания умения человека преодолевать препятствия Р. С. Лазарус ввел понятие "копинг". Английское слово coping означает способность разрешать трудные ситуации, овладевать ими. Напряженные моменты являются неотъемлемой составляющей современной жизни, и то, как подросток научился справляться с ними, в большой мере предопределяет его адаптивный потенциал.

При возникновении экстремальной ситуации люди либо принимают ее и пытаются выйти из создавшегося положения, либо все силы направляют на то, чтобы оттянуть время в надежде, что все само собой образуется. В соответствии с этим поведением выделяют два типа копинга.

Проблемно-центрированный копинг проявляется в том, что подросток предпринимает разнообразные попытки решить возникшую у него проблему и тем самым выйти из стресса. Противоположным является эмоцио-центрированный копинг, при котором подросток полностью погружается в свои эмоции и не пытается вырваться из ситуации, приведшей к стрессу. Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Если первый тип поведения ведет к более быстрому выходу из сложных обстоятельств, то второй порождает манипулирование окружающими с целью вовлечь их в судьбу пострадавшего. Для этого подростки часто прибегают к системе лжи.

Но не все определяется психологическими особенностями подростка. Если отношения в семье приводят к тому, что подростка наказывают при совершении им любых негативных действий, то возможно формирование у него состояния выученной беспомощности. В этом случае подросток утрачивает инициативность и интерес к жизни и пассивно следует указаниям взрослых.

Он обучается тому, что любое его действие не помогает в разрешении трудностей, а лишь отсрочивает наказание.

Итак, можно выделить четыре психологических умения, обладая которыми, подростки никогда не встанут на путь зависимости от химического вещества. К этим умениям относятся: умение отвечать за свои поступки, умение трудиться, умение преодолевать трудности и ждать. Если родители привили детям эти качества в раннем возрасте, то могут не опасаться серьезных проблем в подростковом. Более того, наказания в семье за проступок не должны быть сильными и неотвратимыми, чтобы не сформировать у подростка выученную беспомощность. Именно в этот период все просчеты раннего воспитания приобретают зримую реализацию в поведении сына или дочери.

Обсуждение

Очень много зависит от атмосферы в семье. По разным причинам подростки лгут, с одной стороны, это можно назвать ложью, а с другой стороны, это как бы так сказать они включают свое "воображение"

Комментировать статью "Почему лгут подростки? "

Почему лгут подростки? Такие люди часто сетуют на судьбу, которая обрушила на них тяжелые обстоятельства, плачут и стенают, однако не предпринимают ничего, что способствовало бы разрешению проблемы. Что делать если постоянно и во Наша девочка постоянно врет и по...

Обсуждение

Да, очень близкий человек врал. Мама научила- ей проще было скушать вранье, чем разбираться в правде. Ну и автоматом мне такое отношение досталось.
То есть это была МОЯ работа- завоевать доверие, чтобы чел не боялся сказать мне правду. Ну и разговаривали конечно много об этом.

Я знаю одного уже взрослого такого человека,ровесника моего мужа.В юности даже дружили.Живет у нас в Одессе.Ему уже под полтинник.
Видно часто на местных каналах в ТВшоу.
Хотела даже ссылку на него дать,есть на ютубе его выступления и интервью.
Но подумала,это неэтично.
Короче,он носит собой визитку всем представляется как психотерапевт,экономист,общест-венный деятель.

А закончил он только школу,даже ПТУ не закончил.
Не работал дольше пары месяцев нигде,везде выгоняют за лень и пустые странные разговоры.
Интеллект высокий,внешне очень яркий,зимой может в красных шортах ходить и желтых ботинках.
Был женат в 20 лет,жена ушла через пару месяцев,поняла все.Больше не женат,детей нет.

Почему они врут? Что же делать, если ребенок "достал" вас своими преступлениями? Во-первых, нажмите на свои "тормоза" (у взрослых они уже Помогите советом. Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком...

Обсуждение

У старшей была проблема с враньем. Именно по-глупому, но с гонором и упорством. Лет с 11 и до 15, наверное.
В этом его вранье вы участвуете точно так же, как он. Не надо подлавливать, программировать, что будет врать всем и т.п. Не надо риторических вопросов, он действительно может не понимать, почему и зачем врет и контролировать себя не может. Это слабость эмоционально-волевой сферы, когда ему сиюминутно кажется, что вранье - наилучший выход, и почти всегда оказывается, что нет, но это ничему не учит.
Не создавайте условий для вранья. Не задавайте вопросов, если можете получить достоверную информацию из другого источника, контролируйте то. что нужно контролировать, расслабьтесь насчет остального.
Относитесь к вранью, как к насморку. Если у ребенка из носа течет, никто не считает это педагогическим фиаско, поводом для разговоров типа - опять сопли! ты же обещал! всю жизнь будешь сопливым и несчастным! Вы хорошая мать, ребенок хороший, просто простудился немного такой вариант взросления. Это вранье пройдет, когда ребенок подрастет, если вы не закрепите его как стереотип и сохраните с сыном нормальные отношения.
Разговоры душеспасительные, конечно нужны, но не следует ожидать сиюминутного результата. Я со своей в ее 11-12-13 лет говорила разговоры и видела, что все мимо, ничего не задерживается. Но лет с 16 она стала выдавать мои же фразы, только теперь это ее личные установки, она даже не помнит, что я это говорила.

Почему официально не ставите диагноз СДВГ? Делайте обследования и лечитесь у невролога. Проблемы могут выявиться в том месте, где Вы не предполагаете. Это реально помогает.

К детскому психологу сходите сами. Услышите, что Ваш ребенок развивается согласно нормам. Получите советы.

Врут все дети и все взрослые. Постарайтесь не провоцировать.

03.04.2015 16:47:35, Акелла.

Обсуждение

Моя подруга и бывшая однокурсница рассказывала мне что в 15 лет была жуткой врушей. Она врала всегда и везде. Сейчас объяснить зачем не может. Думает что мозги так развивались... зато сейчас умеет очень договариваться с людьми, обладает даром убеждения и прочее.
Смотрите на это с большим пофигизмом... А подруге моей влетало крепко за это от родителей и все равно врала...
Мой то же врет, но мы это знаем и когда я пристально смотрю ему в глаза - ритуал такой - обычно сознается и говорит правду...

если ребенок только год дома- контролируйте, пришла ли она на те занятия, на которые должна по расписанию. кроме того поговорите- может она просто в принципе не хочет туда ходить, если вообще-то ребенок не проблемный?
может не лежит ей эта легкая атлетика? по поводу вранья вообще- надо стараться следить, чтобы вы знали правду, где и что делает ваш ребенок. и не через полгода, а сразу. это не значит всегда ругать, вам вот разные способы реакций уже написали. просто врушам надо научиться понимать, что их вранье почти всегда будет сразу раскушено, какой бы способ реакции за этим не последовал.

Сын врёт.. Дети и родители. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми Врёт часто. Такое ощущение, что " ничего святого" для него нет. Почему лгут подростки? Чтобы оправдать себя, зависимые подростки предпочитают лгать, а не сообщать горькую правду.

Обсуждение

нужно понять причины, толкающие его на вранье.
Просто так для красивости речей редко кто врет.
Обычно это по причине вашей реакции на правду.
Посмотрите, как Вы реагируете,
посмотрите, по каким ситуациям чаще всего получаете вранье.
И, может это все-таки "безобидное вранье" и Вам стоит отпустить ситуацию и не рвать сердце?
Было бы проще "давать советы", если бы Вы отвечали в конфе, давали полнее информацию.
а так то причин может быть "мульон".
Есть еще версия, что Вселенная подсовывает нам людей и ситуации, которые нами категорически неприемлемы.
тренирует нас)

Что важнее - сохранить отношения с сыном или чтобы не врал? Нет отношений - нет вранья, такой вариант устроит?
В обмане участвуют минимум двое, сам себя не обманешь, и вы можете повлиять на процесс со своей стороны - не задавать вопросов, на которые придется солгать. В конце концов вообще не спрашивать.
А еще работать со своими негативными стереотипами (соврать другу - ужас! раз ребенок врет - мама плохая) ваш ребенок - другой человек, у него свои понятия о приемлемом и неприемлемом. Далеко не всегда врут, когда хотят оскорбить, бывают, расстраивать не хотят, силы воли сказать правду не хватает и т.п. и т.д. А еще бывают патологические лжецы - те врут как дышат, уж так они устроены.
И еще допишу - неужели Вы в поростковости могли 100% все выложить родителям? Не было ни разу, когда язык не поворачивался сказать правду?

Ребенок врал, при том старались что бы в оконцовке все же сказала правду. Из обьяснений для себя думаю что делала это потому что мама моя Я испугалась и пообещала разобраться, вот думаю, что делать, поговорить с мальчиком? Ребенок врет. Со временем это прошло, но зато...

Обсуждение

Я по радио совсем недавно слышала, что американские ученые проводят исследования, чем же обусловлено, что одни люди честные, а другие врут как дышат. Для исследований там долго искали совсем уж патологических врунов. И таки нашли разницу в определенном участке головного мозга, у лгунов белого вещества оказалось больше, чем у честных.
Так это или нет, но исследования продолжаются в этом направлении.
Может, вам это поможет немного по-другому взглянуть на эту проблему. Быть может, это просто дочкина особенность, на которую сложно как-то повлиять.

У нас проблема в чем-то схожая. Ходили мы к психологу. Ребенка протестировали просто до молекулярного уровня. Диагноз - отличный ребенок:). Интеллект, самооценка, отношения в семье, в школе, я всего счас не упомню, но тетя-психолог сообщила, что более успешного, развитого и еще-какого-то-там-ребенка она не встречала. И проблема, видимо, во мне. Если я не могу изменить ситуацию, то я должна изменить свое отношение к ней (проще говоря - забить). Тем и живу. Когда совсем фигово, вспоминаю, что у меня отличный ребенок, что многие были бы счастливы на моем месте. Что, наверное, я слишком задрала планку. Помогает не всегда. Поняла точно лишь одно - чем больше циклишься на проблеме, тем больший "эффект" от нее имеешь. Держитесь.

03.04.2008 19:46:13, Проходили

Ворует и врет, врет и ворует!. Юридические и правовые аспекты. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Обсуждение

Моего родного сына (6 лет, воровал сначала по мелочи, потом по крупной,врал)впечатлило следующее:
-Для чего у нас в доме дверь?
-Чтоб воры не украли.
-Пойди ее открой нараспашку и пусть всегда будет открыта.
-Зачем?
-Если у нас в квартире вор, то чего нам чужих воров бояться?
Также были выяснены причины воровства (ЗАИСКИВАНИЕ ПЕРЕД МАЛЬЧИШКАМИ ПОСТАРШЕ. Так сладко слышать:"Миша богатенький!" и одаривать их 500-ками!!
С учетом примерной суммы (7 тыс руб)- лишение подарков на праздники и т.п. Получилось примерно на год. Отмена на 2 месяца всех похождений на дни рождения к друзьям.
Весь этот год на праздники мы тяжело вздыхали и разводили руками:"Сам понимаешь, провинился..."(ВЫДЕРЖАЛИ!!!)
И в конце всех бесед- порка от папы. Тоже с тяжелым вздохом с нашей стороны- провинился, что делать. Таков порядок.
Помогло.Но это не Ваш случай.
Крестница, 10лет, из ДД. Тоже, что и у Вас совершенно. Действительно не понимает, что это плохо, никаких эмоций, врет совершенно честно глядя в глаза.
Разговоры вообще (вроде как не замечаем воровсва)не помогли. На исповедь сводили- бесполезно. Пришлось выворачивать карманы. Совершенно нагло себя вела, ничуть не задумываясь, что может быть поймана. Когда я нашла деньги, я изо всех сил ДАЛА ЕЙ ПОЩЕЧИНУ!(судите, если можете). И сказала следующее:" Разве я мало для тебя делала? И тебе все мало?". Потом дала время ей прочувствовать чем это для нее обернулось:
1.Перестала брать ее в гости (дядя Дима не разрешает), приходила в ДД к другим детям, она все пыталась попадаться мне на глаза, я здоровалась, спрашивала как жизнь и проходила дальше.
2.Прекратились, разумеется, подарки на д/р и именины, этот момент я ей объяснила- на сумму украденного подарков не будет. Еще объяснила, что Бога не обманешь, он ведь все видит, а любой грех влечет наказание, и всегда только так в жизни и бывает.
3."Поймали" ее на воровстве и в ДД, стали дразниться мальчишки (тут я уж встряла, и провела с ними "разъяснительную беседу" на тему,что ее грех- это ее грех, а их грех еще хуже- они как свора собак травят беззащитного). В общем, жизнь у нее стала никудышняя.
Когда я увидела, что до нее дошло, что потеряла она больше, чем приобрела радостей от сворованных денег,я выждала еще немного (всего около полугода),и стала мириться. Попросила прощение за пощечину, договорились с ней, что вспоминать ничего не будем, обнялись. Но пока в гости не забираем (не все сразу, потихоньку).
Но девочка была любима, о ней искренне заботились.
Основной вывод, думаю, такой. Он должен прочувствовать, что радость от сворованного много меньше неприятностей, которые воровство несет с собой. Он должен осознать "стоимость" сворованного на практике: в пересчете на лакомства, подарки и т.п. Если Вы начнете его сейчас ласкать и т.п., то раскаянья не получите. Нужно РАЗГОВАРИВАТЬ. Если нет любви, то все же есть желание разобраться, понять причины и т.п. из этого и исходите. Расскажите на каких-то жизненных примерах что за собой тянет грех. В конце концов скажите, что живут вместе только когда доверяют друг другу, а иначе как жить? Спросите, нужна ли тебе помощь, что для тебя сделать? А потом тяжко вздохните и... выпорите, и не абы как, а по настоящему.

18.03.2006 07:01:39, Бывает,захожу

И мои 3 копейки.
Про воровство. Я делала так: Ты взял у Васи машинку без спроса? Идем к Васе, ребенок сам отдает обратно машинку, с моей помощью приносит извинения за то что взял (одолжил а не украл) без спросу. И так каждый раз, сьеденые конфеты маме придется покупать новые а ребенок отработает эти деньги посильным домашним трудом. Я бы не стала употреблять слова вор и воровство. Притворяюсь что он не знал что нельзя без спросу брать машинку, кофету, деньги, у Васи, у Тани, у мамы...

А вобще полностью согласна с Шурамурой.

А если всякие мелочи-придумки-фантазии,то нестрашно. Еще, бывает, они шутят так. "Прикалываются"

Криста, я Вам, если можно, только по поводу того вранья, которое Вы описАли. Желудок ребенка еще не проснулся, а в него уже норовят запихнуть завтрак. Ребенок чувствует, что это неверно и сопротивляется. Это очень здоровое поведение. Необходимости в завтраке практически нет, если не верите - уточните у диетологов, завтрак может быть хорошо переварен часа через полтора после пробуждения. Если Вам трудно брать еду с собой, чтобы накормить ребенка сразу после занятий (дома - только питье), попробуйте будить его немного раньше и давать ему попить то, что он охотно пьет - чай, например. Можно с печеньем. А непосредственно перед выходом - завтрак.

Дети врут ведь чаще всего от того, что боятся скандала, ну, это Вы и так знаете. Как не скандалить? Я не знаю. Можно выяснить, почему ребенок что-то не ест. Печенку, например, трудно жевать и глотать, сухая она. Попробуйте делать из нее котлеты, они идут лучше. Ну и дальше в том же духе. А еще, я себя, например, уговариваю, что в шоколаде (моя девочка может его иногда очень много есть) содержится много железа и витаминов. Только это должен быть высококачественный черный шоколад. Можно давать пить всякие кефиры детские, в специальных детских пакетиках через трубочку, тоже хорошо. Мясо я даю только как "макароны по флотски", с самодельным кетчупом. Конечно, кормление превращается в некоторую проблему, точнее приготовление пищи, но полное нежелание есть все же удалось победить. Извините, что так сумбурно, ночь на дворе, засыпаю:)).

15.04.2000 03:40:44, Яся

Публикации по теме