Тест по выявлению интересов учащихся. Методики определения профессиональных интересов

Методики определения профессиональных интересов

Диагностика сферы интересов наиболее широко используется при консультировании по вопросам профориентации и выбора области деятельности, а также в других целях, например, при формировании групп обучения и распределении персонала на предприятиях.

Целью первых методик было определить, возьмется ли человек за какую-либо работу или откажется от нее (см., например, А. Анастази, 1982). Затем в ходе исследований было обнаружено, что представители той или иной профессии характеризуются общими интересами в различных областях жизни: хобби, спорт, музыка и т.д. И эти интересы отличаются от интересов представителей других профессий. Данные находки натолкнули исследователей на мысль о том, что, выявляя различные интересы человека, можно определить, насколько они близки к интересам представителей той или иной профессиональной группы. Полезную информацию прогностического характера можно получить, сопоставляя выявленные интересы личности с типичными интересами людей, преуспевших в определенной сфере деятельности.

В зарубежной психодиагностике существуют стандартизованные тесты, направленные на измерение профессиональных интересов, установок и ценностей. Как правило, они обладают хорошими формальными характеристиками – высокой надежностью и валидностью.

Наиболее распространенными являются опросники интересов типа "карандаш-бумага". Один из самых первых тестов такого рода – "Опросник интересов Стронга – Кемпбелла" (Strong Vocational Interest Blank). Методика направлена на диагностику интереса к разным профессиям, различным видам деятельности, выявление степени зрелости интересов, уровня развития умений и навыков с точки зрения профессиональной подготовленности. В результате может быть получен индивидуальный профиль показателей по шести основным шкалам интересов: П – практические; И – исследовательские; Пр – предпринимательские; Х – художественные; С – социальные; К – конвенциальные. В каждой шкале – несколько областей деятельности. Например, практический раздел включает в себя сельское хозяйство, естествознание, путешествия, военное дело, технику, а исследовательский – науку, математику, теоретическую и практическую медицину. Анализ результатов дает возможность определить сходство интересов тестируемого и людей, добившихся успеха в каком-то виде деятельности. Тест обладает высокой надежностью и прогностической валидностью. Недостаток методики – относительно высокие интеркорреляции между показателями по разным шкалам.

"Опросник интересов Г. Кьюдера" (Kuder Preference Record) – еще один западный тест, предназначенный для диагностики профессиональных интересов. Тестируемому индивиду предлагается выбрать одно из трех альтернативных утверждений (например: А. Посещать художественные галереи; Б. Ходить в библиотеку; В. Посещать музеи). Всего в опроснике Кьюдера 10 шкал интересов, которые включают в себя деятельность на открытом воздухе (сельское хозяйство), техническую, вычислительную, научную, просветительскую, художественную, литературную, музыкальную, социальную и канцелярскую деятельность. В соответствии с этими шкалами приводится обширный список профессий. Коэффициенты надежности опросника Кьюдера – от 0,80 до 0,98. Показатели валидности также достаточно высоки. Шкалы теста относительно независимы друг от друга.

"Тест профессиональных интересов М. Ирле". Создан в 1975 году путем эмпирического анализа профессиональной занятости населения современного промышленного города. Направлен на выявление интересов по девяти профессиональным областям: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание.

Разработаны четыре параллельные формы методики. Две из них строятся на основе принудительного выбора из нескольких альтернатив, а две другие предполагают свободный выбор профессий из общего списка (81 вид деятельности). Тестирование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Время выполнения методики – от 15 до 40 минут (в зависимости от формы опросника). Обработка проводится по "ключу" – шаблону, при этом сравниваются индивидуальные результаты с эталонными.

"Опросник Дж. Голланда" направлен на диагностику основной профессиональной направленности личности. Дж. Голланд считал, что можно выделить шесть типов личности: реалистичный (Р), интеллектуальный (И), социальный (С), конвенциальный (К), предприимчивый (П) и артистичный (А). Каждому типу личности свойственно выбирать определенный тип профессий. Это гарантирует ему успех и удовлетворенность от производственной деятельности.

Обследуемому индивиду предъявляется следующая инструкция: "Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Обведите кружком выбранный вами ответ в регистрационном бланке".

Затем ему предлагается список из 42 пар профессий (см. таблицу 1).

Обработка результатов проводится по специальному "ключу": подсчитывается количество выборов по каждому типу. Затем проводится анализ полученного типа личности и подходящих профессий (см. таблицу 2).

Недостатком западных опросников профессиональных интересов является некоторое несоответствие предлагаемых в них профессий тем профессиям, которые востребованы на отечественном рынке труда. Методики подобного рода, созданные в нашей стране, не имеют таких строгих психометрических показателей, как западные тесты, хотя используются довольно широко. К ним относятся, например, такие методики, как "Карта интересов" А.Е. Голомштока и "Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) Е.А. Климова.

Методика "Карта интересов" используется при проведении профориентационной работы с подростками и взрослыми, возраст которых не превышает 35 лет. Особенно полезной она может оказаться при консультировании лиц, желающих сменить профессию.

Методика не имеет временных ограничений, но, как правило, на выполнение теста требуется 40–50 минут. Возможно как индивидуальное, так и групповое проведение опроса.

Тестируемому предъявляется следующая инструкция: "У вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того чтобы помочь вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте, перед тем как ответить на каждый вопрос. Постарайтесь дать как можно более точный ответ. Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если вы не раз убеждались, что очень любите или вам очень нравится делать то, о чем мы спрашиваем, то в
листе ответов под этим номером поставьте "++"; если просто нравится – "+". Если не знаете или сомневаетесь – "0", если не нравится, не любите – "–", если очень не нравится – "– –". Всего в опроснике 144 вопроса.

Тестируемый отмечает свои ответы в регистрационном бланке, который представляет собой сетку из клеточек – 24х8. Использование этого бланка позволяет быстро и легко подсчитать результаты. При обработке подсчитывается количество "+" и "–" по 24 вертикальным столбцам, которые соответствуют 24 направлениям деятельности человека (см. таблицу 3).

Затем из количества плюсов вычитается количество минусов и определяются 2–3 вида деятельности, по которым получены наибольшие баллы. Эти виды деятельности и являются сферами максимального интереса тестируемого.

"Дифференциально-диагностический опросник" (ДДО) предназначен для выявления наиболее привлекательных профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова:

1. "Человек – природа", сюда включены все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством.

2. "Человек – техника" – технические профессии.

3. "Человек – человек" – профессии, связанные с общением и обслуживанием людей.

4. "Человек – знаковая система" – все профессии, связанные с цифровыми и буквенными знаками.

5. "Человек – художественный образ" – профессии творческого характера.

Существуют и другие методики диагностики профессиональных интересов личности. В качестве примера можно привести "Активизирующие опросники профессионального самоопределения" Н.С. Пряжникова. Как указывает автор, эти методики, внешне напоминающие традиционные тесты, предназначены не только для профессиональной психодиагностики, но и для активизации подростков и взрослых, столкнувшихся с проблемой личностного и профессионального самоопределения.

В комплект входят следующие методики (все из них могут проводиться в индивидуальной и групповой форме):

1. "Личная профессиональная перспектива" направлена на получение обобщенной и целостной самооценки перспектив профессионального и личностного развития.

2. "За и против" предназначена для активизации размышлений о мотивах выбора профессии. Она состоит из трех частей: первая направлена на выявление профессиональных предпочтений; вторая – на определение качеств, которые желательно было бы использовать и развивать в профессии;
третья – на повышение осознанности профессиональных мотивов, связанных с личностным смыслом, и выяснение того, ради чего нужно трудиться.

3. "Будь готов!" – цель применения – повысить у человека уровень осознанности его готовности к различным видам профессионального труда. По каждой методике даны примерные "нормы": отдельно для юношей, девушек, мужчин и женщин. Однако автор указывает, что эти нормы были получены не на репрезентативной выборке, поэтому в реальности они должны быть несколько ниже. К сожалению, автор не приводит данных о показателях надежности и валидности этих методик.

Кроме опросников для диагностики личностных установок и профессиональных интересов можно использовать другие методики, например проективный "Тест профессиональных изображений", автор которого – М. Ахтних.

Тест строится на анализе и сортировке фотографий людей: мужчин (96 фотографий) и женщин (100 фотографий). Обследуемому предлагается составить рассказ по фотографиям людей, занимающихся какой-либо работой.

При анализе рассказа выявляются склонности к профессиональным сферам, связанным с: 1) мягкостью, женственностью, тактичностью; 2) силой, энергичностью, резкостью, агрессивностью; 3) социальной ориентацией (которая имеет две составляющие: готовность помочь и социальную энергию); 4) эстетическими потребностями; 5) интеллектом, логикой; 6) вдохновением, творческой фантазией, интуицией; 7) обладанием материальными благами; 8) ораторским искусством.

Тестирование проводится индивидуально. Время выполнения методики – около 40 минут. При обработке полученные данные сопоставляются с обобщенными профилями.

  • Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. М., 1982.
  • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара, 1998.
  • Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 2. Комплект из четырех методических пособий. М. – Воронеж, 1997.
  • Achtnich M. Der Berufsbilder–Test. Projektives Verfahren zur Abklarung der Berufsneigung. Handbuch, Bern, 1979.
  • Campbell D. B. Manual for the Strong – Campbell Interest Inventory. Stanford University Press, CA, 1981.
  • Irle M. Berufs–Interessen–Test, Bern, 1975; Irle M., Allehoff W. Berufs–Interessen–Test 2, Bern, 1984.
  • Kuder G. F., Diamond E. E. Kuder Occupation Interest Survey: General Manual. Chicago, 1979.
  • Тест по выявлению интересов учащихся

    Инструкция:
    Необходимо ответить на все вопросы прилагаемой далее анкеты, не пропуская ни одного. Если Вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что и вопрос анкеты, нужно поставить, например, два плюса; если просто нравится - один плюс; равнодушны, не знаете - нуль; если не нравится - один минус.

    Подсчитав по каждой колонке (по вертикали) сумму плюсов, вы можете выяснить область, в которой расположены ваши интересы (там, где будет получено максимальное число плюсов): I- физика, II- математика, III - экономика и бизнес, IV - техника и электротехника, V - химия, VI - биология и сельское хозяйство, VII - медицина, VIII - география и геология, IX - история, X - филология, журналистика, XI - искусство, XII - педагогика, XIII - труд в сфере обслуживания, XIV - военное дело, XV - спорт.

    Степень активности интересов определите по количеству плюсов в горизонтальных колонках анкеты. Если их количество максимально в 1-2-х колонках, значит, у вас есть желание ознакомиться с той или иной областью знаний, деятельности; если в 3-4-х колонках - у вас есть стремление к более глубокому изучению, познанию предмета интересов; если в 5-6-х колонках - вы приступили к активным практическим занятиям в данной области, интересы переросли в склонности.

    Лист ответов

    I

    III

    VII

    VIII

    XII

    XIII

    XIV

    Анкета по изучению профессиональной направленности

    Любите ли вы? Нравится ли вам?

    3. Интересоваться вопросами экономической географии, сообщениями в печати об экономических показателях работы предприятии, развития отраслей хозяйства.

    8. Знакомиться с различными странами по описаниям и географическим картам.

    11. Интересоваться историей развития искусства, слушать оперную, симфоническую, джазовую музыку.

    13. Интересоваться искусством кулинарии, моделирования одежды, конструирования мебели.

    16. Интересоваться научно-популярной литературой о физических открытиях, о жизни и деятельности выдающихся физиков.

    18. Изучать вопросы промышленности, сельского хозяйства, других отраслей хозяйства, узнавать о достижениях в области планирования и учета на предприятии.

    19. Посещать технические выставки или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.

    20. Находить химические явления в природе, проводить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

    21. Изучать ботанику, зоологию, биологию.

    22. Знакомиться с особенностями строения и функционирования человеческого организма.

    23. Узнавать об исследованиях новых месторождений полезных ископаемых.

    24. Обсуждать текущие политические события в России и за рубежом.

    26. Обсуждать кинофильмы, театральные постановки, художественные выставки.

    27. Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков, узнавать, как можно помочь кому-нибудь из друзей, одноклассников, младших исправить свое поведение.

    28. Заботиться об уюте в доме, в классе, школе приводить в порядок свое помещение.

    29. Знакомиться с военной техникой.

    30. Ходить на матчи и спортивные состязания.

    31. Проводить опыты по физике.

    32. Решать математические задачи.

    33. Точно вести расчеты своих денежных доходов и расходов, знать бюджет семьи.

    35. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

    36. Работать в саду, на огороде, ухаживать за растениями. животными.

    37. Изучать причины возникновения разных болезней.

    38. Собирать коллекцию минералов.

    39. Изучать историю. возникновения народов и государств.

    40. Изучать иностранные языки.

    43. Шить, вязать, вышивать, готовить пищу, изготовлять, совершенствовать или ремонтировать домашние бытовые приборы и устройства, мебель и т.п.

    44. Принимать участие в военизированных походах.

    45. Играть в спортивные игры.

    46. Заниматься в физическом кружке.

    47. Заниматься в математическом кружке.

    48. Интересоваться стоимостью товаров, пытаясь понять вопросы ценообразования, заработной платы, организации труда.

    49. Собирать и ремонтировать разные механизмы, исправлять электроприборы и повреждения в электросети.

    50. Заниматься в химическом кружке (изучать факультатив по химии).

    51. Заниматься в биологическом кружке.

    52. Знакомиться с работой медсестры и врача.

    53. Составлять геологические и географические карты.

    54. Посещать исторические музеи, знакомиться с памятниками культуры, участвовать в археологических экспедициях.

    55. Письменно излагать свои мысли, наблюдения, вести дневник.

    56. Заниматься в драматическом кружке.

    57. Объяснять товарищам, как выполнять учебные задания, если они испытывают в них затруднения.

    58. Оказывать людям различные услуги (починить обувь, сделать фотографию, помочь красиво уложить волосы и т.п.).

    59. Участвовать в военных играх и походах.

    60. Принимать участие в спортивных соревнованиях.

    61. Участвовать в физических олимпиадах.

    62. Участвовать в математических конкурсах, олимпиадах.

    63. Посещать “Школу бизнеса”, “Школу прикладной экономики”, кружки “Юный менеджер”, “Юный предприниматель” и др.

    64. Изготовлять модели самолетов, планеров, кораблей, собирать радиоприборы или какие-либо другие конструкции.

    65. Участвовать в химических олимпиадах.

    66. Участвовать в биологических олимпиадах.

    67. Ухаживать за больными.

    68. Помогать старшим или самим производить топографическую съемку местности.

    69. Выступать с сообщениями по истории, заниматься в историческом (или археологическом) кружке.

    70. Заниматься в литературном или лингвистическом кружке.

    71. Играть на музыкальных инструментах, рисовать, резать по дереву.

    72. Заниматься с младшими школьниками.

    73. Постоянно общаться со многими и разными людьми.

    74. Быть организатором (командиром) в играх и походах.

    75. Заниматься в спортивной секции.

    76. Выступать с докладами о новых физических открытиях, организовывать конкурсы КВН по физике.

    77. Организовывать математические конкурсы.

    78. Принимать участие в конкурсах юных экономистов.

    79. Заниматься в кружке технического творчества.

    80. Принимать участие, помогать старшим в организации вечера типа “Химия вокруг нас”.

    81. Проводить опытническую работу по биологии.

    82. Заниматься в кружке санитаров.

    83. Участвовать в географических или геологических экспедициях.

    84. Принимать участие в организации походов по родному краю.

    85. Писать сценарии к литературному вечеру

    86. Посещать театры, музеи, выставки.

    87. Заниматься с младшими братьями и сестрами.

    88. Дарить подарки, сделанные своими руками.

    89. Изучать военное дело.

    90. Тренировать младших в секциях, спортивных командах.

    По результатам практической работы:

    а) назовите область своих интересов;

    б) запишите, какие профессии относятся к этой области;

    в) выясните, где можно получить образование по вышеназванным профессиям и специальностям в вашей республике.

    Тест интересов и склонностей

    Инструкция : Для выполнения задания каждому перечисленному ниже действию дайте две оценки: А – насколько хорошо вы умеете его выполнять

    Б – насколько вы бы хотели иметь его в качестве ежедневных профессиональных обязанностей.

    Оценки давать согласно следующим шкалам .

    Оценка А Оценка Б

    5 – получается очень хорошо 5 – очень нравится

    4 – получается хорошо 4 - нравится

    3 – получается средне 3 – отношусь безразлично

    2 – получается плохо 2 – не нравится

    1 – получается очень плохо 1 – очень не нравится

    Номер выбранного вами ответа в цифрах от 1 до 5 необходимо записать в соответствующую графу бланка ответов. Отвечайте по возможности быстро, вспоминая свой опыт выполнения подобных действий. Если вам никогда не приходилось заниматься таким действиями. То вместо ответа поставьте прочерк.

      Выращивать дома, на дачи или оранжерее цветы, деревья, другие растения

      Выполнять лабораторные работы по физике, проводить физические опыты в школе и дома.

      Спокойно и терпеливо объяснять что-либо другим людям, даже если приходится повторять сказанное несколько раз.

      Делать вырезки из текстов, выписки из книг и статей, подбирая их по определенной тематике.

      Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения на свободную тему.

      Определять по внешнему виду различные виды животных. Насекомых, растений, знать их названия.

      Решать различные головоломки, разбираться в их устройстве.

      Ухаживать за больными людьми, причем не только за членами своей семьи.

      Составлять конспекты, планы различных видов работ.

      Создавать различные произведения изобразительного искусства (рисовать красками и карандашом, лепить).

      Выращивать дома или в зоологическом кружке какое-нибудь животное. Следить за его состоянием, ухаживать за ним.

      Ремонтировать различные механизмы: механические, электрические, электронные.

      Внимательно, не перебивая, выслушивать людей.

      Находить ошибки в письменных работах по родному языку, литературе.

      Разбираться в том, какие мысли и чувства хотел выразить автор в различных произведениях искусств: картинах, фильмах, романах, пьесах.

      Наблюдать за животными. Насекомыми. Изучать их повадки.

      Искать и находить наиболее рациональный способ решения технической или любой практической задачи.

      Заниматься с детьми младшего возраста: играть с ними, рассказывать интересные истории, учить чему-нибудь.

      Запоминать различные формулы, законы, условные обозначения.

      Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни или музыкальные номера.

      Конструировать и собирать модели различных механизмов и машин.

      Убеждать других людей в своей правоте, улаживать ссоры, споры между сверстниками.

      Строить графики, составлять таблицы, рисовать карты.

      Придумывать новые, оригинальные варианты моделей одежды, прически. Украшений интерьера.

    Обработка :

      Суммировать все значения в каждой из десяти строк. В результате в столбике «Сумма баллов» должно получиться десять значений.

      Сложить полученные значения попарно, разделить на 5, округлить результаты до целого числа и записать их по порядку в строку «Индивидуальный профиль» таким образом, чтобы результат из строчек с цифрой 1 попал под букву «П», из строчки 2 – под букву «Т».

    Бланк ответов .

    Оценка интересов и склонностей

    сумма

    Индивидуальный профиль

    Тест интересов и склонностей

    Инструкция : Для выполнения задания каждому перечисленному ниже действию дайте две оценки: А – насколько хорошо вы умеете его выполнять

    Б – насколько вы бы хотели иметь его в качестве ежедневных профессиональных обязанностей.

    Оценки давать согласно следующим шкалам .

    Оценка А Оценка Б

    5 – получается очень хорошо 5 – очень нравится

    4 – получается хорошо 4 - нравится

    3 – получается средне 3 – отношусь безразлично

    2 – получается плохо 2 – не нравится

    1 – получается очень плохо 1 – очень не нравится

    Номер выбранного вами ответа в цифрах от 1 до 5 необходимо записать в соответствующую графу бланка ответов. Отвечайте по возможности быстро, вспоминая свой опыт выполнения подобных действий. Если вам никогда не приходилось заниматься таким действиями. То вместо ответа поставьте прочерк.

      Выращивать дома, на дачи или оранжерее цветы, деревья, другие растения

      Выполнять лабораторные работы по физике, проводить физические опыты в школе и дома.

      Спокойно и терпеливо объяснять что-либо другим людям, даже если приходится повторять сказанное несколько раз.

      Делать вырезки из текстов, выписки из книг и статей, подбирая их по определенной тематике.

      Сочинять стихи, рассказы, заметки, писать сочинения на свободную тему.

      Определять по внешнему виду различные виды животных. Насекомых, растений, знать их названия.

      Решать различные головоломки, разбираться в их устройстве.

      Ухаживать за больными людьми, причем не только за членами своей семьи.

      Составлять конспекты, планы различных видов работ.

      Создавать различные произведения изобразительного искусства (рисовать красками и карандашом, лепить).

      Выращивать дома или в зоологическом кружке какое-нибудь животное. Следить за его состоянием, ухаживать за ним.

      Ремонтировать различные механизмы: механические, электрические, электронные.

      Внимательно, не перебивая, выслушивать людей.

      Находить ошибки в письменных работах по родному языку, литературе.

      Разбираться в том, какие мысли и чувства хотел выразить автор в различных произведениях искусств: картинах, фильмах, романах, пьесах.

      Наблюдать за животными. Насекомыми. Изучать их повадки.

      Искать и находить наиболее рациональный способ решения технической или любой практической задачи.

      Заниматься с детьми младшего возраста: играть с ними, рассказывать интересные истории, учить чему-нибудь.

      Запоминать различные формулы, законы, условные обозначения.

      Играть на музыкальных инструментах, исполнять песни или музыкальные номера.

      Конструировать и собирать модели различных механизмов и машин.

      Убеждать других людей в своей правоте, улаживать ссоры, споры между сверстниками.

      Строить графики, составлять таблицы, рисовать карты.

      Придумывать новые, оригинальные варианты моделей одежды, прически. Украшений интерьера.

    Обработка :

      Суммировать все значения в каждой из десяти строк. В результате в столбике «Сумма баллов» должно получиться десять значений.

      Сложить полученные значения попарно, разделить на 5, округлить результаты до целого числа и записать их по порядку в строку «Индивидуальный профиль» таким образом, чтобы результат из строчек с цифрой 1 попал под букву «П», из строчки 2 – под букву «Т».

    Бланк ответов .

    Оценка интересов и склонностей

    сумма

    Инструкция

    Утверждения. Время для проведения теста вместе с объяснением инструкции примерно 35-40 мин... у таких детей проявляются склонность к рассуждению и не по возрасту «интеллектуальные интересы ». В этом же...

  • Тест на определение ведущей модальности мне нравятся сильные, глубокие и проникновенные цвета и краски

    Документ

    Как узнать свои способности? Тест на способности в специальной области... родителями. Подтолкнуть их к изучению интересов и склонностей собственных детей, дать им... специалистов (психологов и педагогов). Инструкция . Вам предполагается оценить уровень...

  • Тесты по разделу «Педагогическая психология»

    Тесты

    Педагогической деятельности Выполнить тест . В работе с тестом см. лит-ру... г) передачи информации 10. Интересы и склонности учителя выступают показателем... плана... существенного в материале; чёткость инструкций относительно заданных видов работы (...

  • Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения Самооценка эмпатических способностей

    Анкета

    И доверяют вам. Самоконтроль в общении (тест М. Снайдера) Инструкция Внимательно прочитайте десять предложений, описывающих... . Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям : а) да; б) частично; в) нет. 42. Участие...

  • Тест 16-pf (Р. Кеттела). Тест «Акцентуации характера». Характерологический тест Айзенка. Опросник сан (Самочуввствие. Активность. Настроение.) Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т. В. Снегиревой)

    Документ

    Самооценки одаренных школьников. 4. Тест по определению склонности учителя к работе с... и простота, некоторая разбросанность интересов . ллПл 14. Основные черты... последствия гипотетической ситуации. Инструкция для испытуемого Вообрази, что...

  • (кодификатор профессий для индивидуальных консультаций)

    Полученную информацию можно использовать в индивидуальной работе с учащимися при принятии ими решения о степени пригодности для них той или иной профессии. Для этого необходимо иметь возможность сравнения полученных для каждого из учащихся индивидуальных профилей с такими же по форме представления профилями конкретных профессий.

    Приводим ниже профили, разработанные С. И. Вершининым и др.

    Названия профессий СФЕРЫ
    П Т Ч З Х
    1. Агент коммерческий
    2. Агроном
    3. Адвокат
    4. Актер драматического театра
    5. Архивариус
    6. Архитектор зданий
    7. Библиограф
    8. Ботаник
    9. Брокер
    10. Бухгалтер
    11. Водитель автомобиля
    12. Воспитатель дошкольного учреждения
    13. Врач-терапевт
    14. Гид-переводчик
    15. Гравер
    16. Гувернер-воспитатель
    17. Делопроизводитель
    18. Диспетчер
    19. Животновод
    20. Журналист
    21. Закройщик
    22. Инженер-конструктор
    23. Инженер-программист
    24. Инспектор ГАИ
    25. Искусствовед
    26. Картограф
    27. Кассир
    28. Контролер отдела технического контроля
    29. Лаборант химического анализа
    30. Лесничий
    31. Лингвист
    32. Маникюрша
    33. Маркетолог
    34. Массажист
    35. Машинист метрополитена
    36. Машинист экскаватора
    37. Машинистка
    38. Медицинская сестра
    39. Менеджер по персоналу
    40. Модельер
    41. Наладчик машин и оборудования
    42. Няня
    43. Обувщик по ремонту обуви
    44. Озеленитель
    45. Оператор связи
    46. Оператор станков с программным управлением
    47. Оператор ЭВМ
    48. Отделочник
    49. Официант
    50. Парикмахер-модельер
    51. Переводчик
    52. Полировщик
    53. Предприниматель частного бизнеса
    54. Продавец продовольственных товаров
    55. Продавец промышленных товаров
    56. Прядильщица
    57. Работник социального обеспечения
    58. Резчик по дереву
    59. Садовод
    60. Секретарь-референт
    61. Сестра-хозяйка
    62. Скорняк
    63. Скульптор
    64. Слесарь механосборочных работ
    65. Слесарь по ремонту автомобилей
    66. Сортировщик почтовый
    67. Стенографист
    68. Телеграфист
    69. Товаровед
    70. Фотограф
    71. Художник-оформитель
    72. Чертежник-конструктор
    73. Эколог
    74. Экономист
    75. Экскурсовод

    Вначале выявляется наибольшая степень выраженности в индивидуальном профиле оптанта конкретной профессиональной области, а затем подбирается соответствующий круг профессий (5-7) с таким же или отличающимся на 1 балл значением. Из этого круга школьник должен подобрать 1 – 3 профессии, наиболее совпадающие по своему профилю с его индивидуальным профилем.

    Приведем пример такого поиска.

    Учащийся получил следующий индивидуальный профиль:

    Заносим их в таблицу (название профессии и профиль) бланка ответов для индивидуальных консультаций.

    Двух профессий для выбора явно недостаточно, поэтому подбираем также профессии, которые по этому показателю отличаются на один балл как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения:

    Заносим их также в таблицу бланка ответов.

    Теперь у нас имеется 6 профессий, из которых можно провести выбор наиболее подходящих. Для этого надо отыскать такую профессию, которая так же, как и профиль данного учащегося, имеет выраженность в следующих по степени значимости профессиональных областях. Сравнив выбранные профили, находим, что таким требованиям удовлетворяет только профессия № 6 «Архитектор зданий». Ее можно рекомендовать учащемуся как наиболее подходящую ему по его профессиональным интересам из данного списка. Следующей по степени пригодности для него будет профессия полировщика, поскольку в ней, как и в индивидуальном профиле этого учащегося, второй по степени выраженности является сфера «человек – художественный образ».

    В заключение напомним, что для обоснованного принятия решения о профессиональном выборе необходимо учитывать и другие характеристики личности школьников.



    Публикации по теме