Что смотреть на фестивале «CONTEXT. Diana Vishneva

За пять лет фестиваль «CONTEXT», созданный примой Мариинки и Американского театра балета Дианой Вишневой, превратился в главный смотр талантов в мире современного танца. Благодаря ему мы увидели в Москве топовые международные труппы «Балет Мориса Бежара», Martha Graham Dance Company, Gauthier Dance и Introdans, а также постановки известнейших мировых хореографов Ханса ван Манена, Иржи Килиана и Охада Нахарина.
ELLE выяснил, на какие мероприятия в рамках фестиваля стоит обратить внимание в этом году.

Вечер молодых хореографов

12 ноября в 18:00 в Гоголь-центре (Москва)
16 ноября в 19:00 в Эрарта Сцена (Санкт-Петербург)

Конкурс молодых хореографов, ежегодно проводящийся на «CONTEXT» открыл миру постановщиков, без которых сегодня нельзя представить мир современного танца в России – Владимира Варнаву, Лилию Бурдинскую и Константина Кейхеля. Рождение новых звезд будет происходить на ваших глазах: после просмотра всех работ финалистов, экспертное жюри выберет победителя, который отправится на стажировку в одну из ведущих мировых танцевальных компаний.

Документальный фильм «Парижская опера»

Лента французского режиссера Жана-Стефана Брона, получившая в этом году «Святого Георгия за лучший документальный фильм» на Московском кинофестивале, отправит вас в закулисье знаменитого театра оперы и балета. О том, как функционирует храм искусств сегодня, расскажут нынешний директор Стефан Лисснер и ведущие артисты и постановщики. Особое внимание советуем обратить на мужа Натали Портман танцовщика и хореографа Бенжамина Мильпье, а также молодую звезду Оперы российского баритона Михаила Тимошенко.

Гала-открытие фестиваля «CONTEXT. Diana Vishneva»

За два часа с небольшим часа, что идет гала-вечер, вы узнаете все о современной хореографии. На нем состоится мировая примьера постановки Asunder испанского хореографа Гойо Монтеро, которая была создана специально для фестиваля. Свои работы покажут «хореограф десятилетия» по версии журнала Time Уэйн МакГрегор, американский гений Джастин Пек и талантливый бельгиец Сиди Ларби Шеркауи. Жемчужиной вечера обещает стать выступление итальянской балерины Алессандры Ферри, которая четыре года назад возобновила карьеру в возрасте 50 лет.

Балет “Нижинский”

14 и 15 ноября в 20:00 в Театре им. Моссовета (Москва)
18 ноября в 19:00 в БДТ имени Г.А. Товстоногова (Санкт-Петербург)

Каким способом лучше всего рассказывать о жизни великого танцовщика? Конечно же, с помощью танца. Что и сделал молодой немецкий хореограф Марко Гекке, поставив балет о противоречивом гении танца Вацлаве Нижинском. Его спектакль идет всего полтора часа, но успевает затронуть почти все периоды жизни гения танца Вацлава Нижинского, в том числе сотрудничество с «Русскими сезонами» Дягилева и последние годы, когда артист боролся с шизофренией. И все-таки «Нижинский» - не биография в чистом виде. Гекке, которого называют главным хореографическим открытием 21 века, поднимает в спектакле массу философских проблем и умудряется говорить о них смело и небанально.

Документальный фильм «Маико: танцующее дитя»

Картина норвежского режиссера Осе Свенхейм Дривенеса расскажет о японской балерине Маико Нишино, судьба которой была предопределена до ее рождения - ее семья решила посвятить девочку танцу и дала ей имя, которое в переводе с японского означает «танцующее дитя». Маико исполнила желание родителей: в 14 лет она отправилась в одну из лучших танцевальных школ европы, а в 32 стала прима-балериной труппы Норвежского национального балета. Однако все меняется, когда Маико решает создать собственную семью и родить ребенка.

Балеты Стравинского

Спектакль идет три с лишним часа, но оно того стоит – на «Балетах Стравинского» у вас будет возможность увидеть работы сразу трех ведущих российских хореографов Владимира Варнавы, Вячеслава Самодурова и Алексея Мирошниченко. Одноактные балеты «Петрушка», «Поцелуй феи» и «Жар-птица» исполнят танцовщики труппы Пермского театра оперы и балета, которую называют одной из самых ярких и перспективных команд страны.

Завтра, 24 ноября, в Москве стартует третий международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva. В преддверии его открытия HELLO.RU на правах официального партнера публикует программу, в которую вошли лекции, мастер-классы, кинопоказы, а также постановки зарубежных танцевальных компаний и молодых хореографов из России. Встретить арт-директора фестиваля, балерину Диану Вишнёву , можно будет практически на каждом мероприятии, а в день открытия и закрытия Диана выйдет на сцену Театра имени Моссовета в постановке Live прославленного голландского хореографа Ханса ван Манена. Фестиваль Context. Diana Vishneva продлится до 28 ноября, среди тех, кто планирует его посетить, - немало известных людей . В случае поступления дополнительной информации программа будет обновляться на этой странице.

Основные события фестиваля

Труппа Introdans (Нидерланды) с программой "Голландские мастера"

Название Introdans можно расшифровать как "введение в танец". Задача труппы, созданной в 1971 году в голландском городе Арнем, - приобщить к современной хореографии широкие слои населения. В спектаклях Introdans замысловатая техника модерна совмещается с привычными классическими па, так что в целом зрелище оказывается увлекательным и понятным даже неискушенным зрителям.

В этом году зрители познакомятся с работами шести конкурсантов, а также опусом победителя прошлогоднего конкурса, хореографа Лилии Бурдинской. Имя молодой танцовщицы из Санкт-Петербурга впервые громко прозвучало в 2011 году, когда она провела в непрерывном танце более 30 часов. За этим перформансом наблюдали тысячи зрителей интернет-трансляции.

Финал конкурса молодых хореографов

Мировая премьера постановки Man of the Hour хореографа Ицика Галили (Израиль)

Ицик Галили начинал в Тель-Авиве с народных танцев, потом переехал в Нидерланды, добился мирового признания как хореограф и после 20 лет эмиграции вновь вернулся в Израиль. Галили ставит спектакли по всему миру, в том числе и в России. На этот раз он представит в Москве абсолютно новую постановку - размышление о судьбе его родины, - созданную при участии артистов Израильской оперы.

Постановка Man of the Hour хореографа Ицика Галили (Израиль)

Brenda Angiel Aerial Dance Company (Аргентина)

Танцевальная труппа хореографа из Буэнос-Айреса Бренды Анхиел исполняет аргентинское танго с замесом хип-хопа и современной хореографии в воздухе с использованием подвесных канатов. Их захватывающий танец называют "танго на Луне", и, безусловно, что-то космическое в этом есть. В Москве труппа покажет спектакль 8cho ("очо" значит "восемь") под аккомпанемент аргентинского секстета и вокалиста Алехандро Гийо.

Американская танцевальная компания, основанная в 1929 году классиком современной хореографии Мартой Грэм, считается одной из величайших в мире. Марта Грэм, ушедшая из жизни в 1991 году, никогда не бывала в СССР, так же и ее труппа прежде никогда не бывала в России. В программе вечера - два шедевра, созданных Мартой Грэм: антивоенный спектакль Chronicle Риг-гера (1936 год) и "Весна Священная" Стравинского (1984 год), а также современная постановка Lamentation Variations (2007 год) на музыку Малера, посвященная трагедии 11 сентября.

Martha Graham Dance Company (США)

Программа кинопоказов в Центре Документального кино

В рамках фестиваля Context. Diana Vishneva в Москве впервые будет представлен шоукейс крупнейшего кинофестиваля о танце и хореографии San Francisco Dance Film Festival, в который вошли пять картин, раскрывающих тайны закулисья - создание постановки "Озеро лебедей" с настоящим водоемом в качестве декорации, воспитание молодых танцовщиков или личные истории, которые повлияли на становление великих артистов и хореографов.

Постер к фильму "Никогда не останавливайся"

Постер к фильму "Редкие птицы"

28 ноября, 13:00 - творческая встреча с художественным руководителем танцевальной компании Martha Graham dance company Джанет Эилбер

Постер к фильму "Шесть сезонов"

Прима-балерина Мариинского театра выразила надежду, что ее отсутствие не вызовет огорчений и не помешает насладиться уникальной программой, подготовленной к пятилетию фестиваля.

Основатель и арт-директор Международного фестиваля современной хореографии CONTEXT. Diana Vishneva, народная артистка России Диана Вишнева не сможет выступить на юбилейном, пятом смотре, который пройдет с 12 по 19 ноября 2017 года в Москве и Санкт-Петербурге.

“Мне пришлось принять решение, что я в этом году не буду участвовать в фестивале как артист. Жизнь вносит свои коррективы, и не всегда можешь осуществить то, что планируешь.

Мое определенное физическое состояние и настоятельные рекомендации врачей не дают мне возможности выступить на нашем юбилейном фестивале”,

– сказала Вишнева, добавив, что это “нелегкое решение” было принято в последние дни.

Артистка выразила надежду, что ее отсутствие на сцене не повлияет на впечатления зрителей смотра.

“Я надеюсь, что с этим не будет связано никаких огорчений, потому что программа совершенно уникальна, разнообразна. И, конечно, я буду присутствовать на всех событиях фестиваля, буду поддерживать участников, команду. В следующем году все это наверстаю”,

– пообещала Вишнева.

Программа фестиваля

По случаю своего пятилетия смотр подготовил особую программу. Зрители фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva в Москве и Санкт-Петербурге увидят мировую премьеру Asunder в хореографии Гойо Монтеро в исполнении Пермского театра оперы и балета. Постановка на музыку Шопена создана специально для фестиваля.

Также на гала-вечерах фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva будут представлены постановки одного из самых признанных мастеров современного танца Великобритании и “хореографа десятилетия” по версии журнала Time Уэйна Макгрегора. В Москве его труппа покажет фрагмент из балета FAR – сложную контрастную постановку на музыку экспериментального композитора Бена Фроста.

Другую работу Макгрегора – Witness – представит уникальная балерина Алессандра Ферри, вернувшаяся на сцену в возрасте 50 лет четыре года назад. Алессандра Ферри выступит в дуэте со звездой Американского театра балета Германом Корнехо.

Участниками смотра станут танцоры Дрю Джейкоби и Мэтт Фоли, труппа Эрика Готье, а также Национальный балет Нидерландов, который впервые покажет в России “Фортепианный концерт №1” одного из крупнейших российских хореографов- неоклассиков Алексея Ратманского на музыку Дмитрия Шостаковича в Мариинском.

По традиции в рамках фестиваля CONTEXT. Diana Vishneva пройдет финал конкурса молодых хореографов. В этом году было подано рекордное число заявок от танцовщиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Минска и других городов, сообщили в пресс-службе фестиваля.

12 ноября в Гоголь-центре экспертным жюри будет выбран победитель конкурса, который получит грант на стажировку в одной из ведущих мировых танцевальных компаний. У зрителей вечера будет шанс выбрать лучшего хореографа в номинации “Приз зрительских симпатий”, учрежденного партнером конкурса Интеллектуальным клубом “418”.

Помимо этого, в программе CONTEXT. Diana Vishneva – кинопоказы, лекции и мастер-классы выдающихся хореографов.

Весь, ну просто весь цвет петербургской, российской и вообще мировой культуры брошен в эти дни на амбразуру (или же - к ногам) Петербургского культурного форума. Афиша устрашает количеством и качеством того, что очень нужно, но вряд ли получится посмотреть. Тут и гастроли нескольких грандов под сенью , и барокко высшей пробы, и китайская опера, и лекции в диапазоне от до , и цирк…

Надо же было такому случиться, что фестиваль Дианы Вишневой Context, никакого отношения к форуму не имеющий, проходит у нас в эти же самые окаянные дни. Похоже, поклонникам великой балерины и проповедуемого ею современного танца следует поднапрячься и отказаться от соблазнительной мысли бежать из переполненного культурой города "в глушь, в Саратов".

Международный фестиваль современной хореографии CONTEXT. DIANA VISHNEVA проходит в Москве в пятый раз, в Петербурге - второй (логистика по остаточному принципу, наверное, и вызвала такой странный выбор дат). Самая интересная часть этого айсберга, конечно, подводная: мастер–классы для профессионалов, лекции, конкурс молодых хореографов (кстати, поздравляем лауреата ContextLab–2017 Ольгу Лабовкину).

На верхушке айсберга, доступной для простых смертных, два балетных вечера. Один - российская премьера спектакля Марко Гекке "Нижинский" в постановке труппы Gauthier Dance из Штутгартского театра (18 ноября, БДТ). Второй - целый букет премьер, в том числе спродюсированных самим фестивалем, в гала–концерте на старой сцене Мариинского театра (19 ноября).

А теперь поподробнее. Фестиваль не зря носит имя Дианы Вишневой: концепция, конкретная программа, связи с дирекциями трупп и театров по всему миру - ее контекст, ее выбор. На вопрос, почему из всех существующих в мире спектаклей о Нижинском она привозит постановку Гекке, следует один ответ: потому что так захотелось. Спектакль, поставленный в Штутгарте летом 2016 года, - своего рода сеанс танцевального психоанализа с подробными остановками на ключевых моментах биографии пациента, от раннего детства Нижинского (детская фотография фигурирует в спектакле, вообще–то лишенном бутафории и декораций) до смерти сумасшедшего танцора, навязчиво рисующего ногами круги и глаза.

Тут есть Дягилев - соблазнитель–разрушитель - в узнаваемом пальто и с одним залихватским усом. Есть гомоэротические сцены и женитьба на Ромоле Пульской. Есть намеки на "Петрушку", "Видение розы" и "Послеполуденный отдых фавна", звучат Шопен и Дебюсси. По мнению видавших все критиков, среди достоинств этого "Нижинского" - доходчивость, эффектность, повышенная нервическая атмосфера, столь естественная для обстоятельного рассказа о превращении гения в безумца.

Танец "на разрыв аорты" - основная тема собственной фестивальной продукции, спектакля Asunder ("На части" - так перевел название балета Мариинский театр). Главный хореограф Нюрнбергского балета Гойо Монтеро провел эксперимент над труппой Пермского театра: что бывает, когда безликая масса рассыпается на множество индивидуальностей? Спойлер: хорошего мало. Мировая премьера Asunder состоится в очень требовательном контексте: на гала–закрытии будет исполнен легендарный Фортепианный концерт № 1 Алексея Ратманского на музыку Шостаковича - ода советскому авангарду в оформлении Георгия Цыпина (оно будет особенно внятно тем, кто смотрел открытие сочинской Олимпиады).

Национальный балет Нидерландов привезет (кстати, только в Петербург) еще и "Сарказмы" Ханса ван Манена на музыку Прокофьева. В программе - миниатюры Сиди Ларби Шеркауи, Джастина Пека, лос–анджелесской труппы Bodytraffic, дуэт "Свидетель", поставленный Уэйном Макгрегором для великолепной Алессандры Ферри, вновь вышедшей на сцену в 50 лет.

Одна беда - билеты на все это великолепие от 8 тыс. рублей. У демократически настроенных поклонников балета есть выход: 18 ноября в 15:00 встретиться с Алессандрой Ферри лично - на разговоре перед видеопоказом балета–триптиха Уэйна Макгрегора "Произведения Вулф", ради главной роли в котором Ферри и решилась в 2015 году попрать каноны профессии.

В кинотеатре "Англетер" стоит также посмотреть фильм–биографию любимого партнера Дианы Вишневой Марсело Гомеса, документальный блокбастер "Парижская опера" с лекцией свидетеля бурных закулисных событий Розиты Буассо, два режиссерских исследования на тему "Что такое балерина - женщина или робот?". Расписание, как говорится, на сайте, и, боюсь, оно более всего пригодится балетоманам: билетов в БДТ и Мариинку уже, кажется, нет.

Гастроли Национального балета Канады

В рамках Context. Diana Vishneva одна из лучших компаний мира приедет в Россию впервые: при этом Национальный балет Канады открывает фестиваль не только в Москве, но и в Петербурге, в который не так часто приезжают труппы уровня «Бог». В «Стасик» и «Мариинку-2» худрук Карен Кейн везет три балета: «Возникновение» долгожданной Кристал Пайт, Paz de la Jolla Джастина Пека ‒ самого молодого резидента-хореографа в истории New York City Ballet – и поставновку Гийома Коте «Бытие и ничто» на тему философского воззрения Жана-Поля Сартра. Внимание: перед первым спектаклем в Москве пройдет public talk с Карен – регистрация еще открыта, – а перед показом в Петербурге ее заместитель Кристофер Стоуэлл проведет мастер-класс по классическому танцу в студии Дианы Вишневой Context Pro.

Событие: Вечер Национального балета Канады

Место:

Событие: Public Talk с Карен Кейн (ContextSpeaks)

Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Событие: Мастер-класс Кристофера Стоуэлла

Место:

Охад Нахарин полгода назад порадовал своим визитом Москву накануне премьеры балета «Минус 16», а на фестиваль везет новую постановку «Венесуэла» и всю труппу «Батшева», которую и возглавляет. Почему нужно идти? Потому что увидеть хореографию на основанном Охадом Нахарином языке Gaga – всегда путь к себе, а это пропускать нельзя. Столице, где к тому же пройдет и public talk с художественным руководителем труппы, на этот раз повезло больше, чем второй локации фестиваля, поэтому петербуржцы уже покупают билеты на Сапсан.

Событие: «Венесуэла». Танцевальная компания «Батшева»

Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Событие: Public Talk c Охадом Нахарином (ContextSpeaks)

Место: Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва

Открывать новые имена - одна из целей фестиваля. В список хореографов, которые стали известны балетному миру после Context Lab, попали Владимир Варнава, Константин Кейхель и Ольга Васильева. Работы участников оценивает высокое жюри – в разные годы экспертами были Ханс ван Манен, Вячеслав Самодуров, Алексей Мирошниченко и Матс Эк. В шестом сезоне до финала добрались Константин Матулевский (Москва), Ксения Вест (Берлин), Ирина Кононова (Ставрополь), Анна Щеклеина (Екатеринбург), Ольга Тимошенко (Москва) и Алексей Кононов (Петербург). Они покажут свои работы в один вечер с лауреатом программы Mind and Movement Уэйном МакГрегором, победителем Context Lab 2017 года Ольгой Лабовкиной и Павлом Глуховым.

Событие: Вечер молодых хореографов Context Lab

Место: Александринский театр, Новая сцена, Санкт-Петербург

Из образовательной программы фестиваля выбрать что-то одно - очень сложно, но пятидневный интенсив Gaga – это рок-н-ролл. Мастер-класс у профессиональных танцовщиков и хореографов будет вести экс-директор молодежной труппы компании «Батшева» Матан Дэвид. В программе - пластический «алфавит» и репертуар Охада Нахарина, а начнется все с открытого урока для всех желающих (любители и просто поклонники - велкам!) от бывшего танцовщика израильской труппы Стефана Ферри.

Событие: Пятидневный мастер-класс по языку движения Gaga

Место: Центр современного танца ЦЕХ, Москва

Участие в танцевальном мастер-классе — бесплатное на конкурсной основе. Заявки принимаются до 21 октября

Событие: Открытый урок по языку движения Gaga

Место: Еврейский музей и центр толерантности, Москва

Обучать владению центром тела, движению по спиральным траекториям и технике стоп будет Нейл Вердоорн, преподаватель голландского университета Codarts, одной из самых известных европейских школ современного танца. За годы практики Нейл создала собственный словарь движений, а на своих занятиях уделяет огромное внимание работе с пространством и динамическому выстраиванию тела. Большой подарок от фестиваля Петербургу - мастер-класс пройдет в студии Context Pro.

Событие: Мастер-класс от европейской школы искусств Codarts

Место: Студия Дианы Вишневой Context Pro (Новая Голландия), Санкт-Петербург

Диана Вишнева и Марсело Гомес

Текст Ольга Угарова

Фото Марк Олич, Данил Головкин, Николай Круссер



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...