Как по поведению ребенка определить его самооценку. Тест для родителей: проверьте, какая самооценка у вашего ребенка

Завышенная самооценка – это переоценивание индивидом собственного потенциала. Такая самооценка может обнаруживать и положительное влияние, и отрицательное воздействие. Положительное влияние выражается в уверенности субъекта. К отрицательным воздействиям можно отнести повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценку собственных сил.

Часто, неадекватно завышенная самооценка в случае неудач и неуспеха может ввергнуть индивида в пучину депрессивного состояния. Поэтому, какую бы пользу ни приносила завышенная самооценка личности, все же лучше пытаться удерживать ее под контролем.

Завышенная самооценка признаки

Самооценка личности завышенная проявляется по сравнению с заниженным самооцениванием более однообразно. В первую очередь такой человек ставит себя превыше других, считает себя светилом, а всех остальных недостойным его. Однако не всегда сам человек ставит себя выше других, нередко, сами люди возносят его, но он не в состоянии адекватно относиться к такой оценке себя, и им овладевает гордыня. Причём она может настолько сильно прилипнуть к нему, что даже, когда момент славы далеко позади, гордыня остаётся с ним.

Неадекватно завышенная самооценка и ее признаки:

  • человек всегда уверен в собственной правоте, даже при существовании конструктивных доводов и аргументов в пользу противоположной точки зрения;
  • в любой конфликтной ситуации или при споре индивид уверен, что последняя фраза должна оставаться за ним и ему неважно, какой именно будет эта фраза;
  • он полностью отрицает факт существования противоположного мнения, отвергает даже возможность того, что каждый имеет право на собственную точку зрения. Если он все-таки согласится с таким утверждением, то будет уверен в «неправильности» точки зрения собеседника, отличной от его;
  • субъект уверен в том, что если у него что-либо не получается, то в этой ситуации виновен не он, а окружающий социум или сложившиеся обстоятельства;
  • он не умеет просить прощение и извиняться;
  • индивид постоянно ведет соперничество с коллегами и друзьями, желая всегда быть лучше других;
  • он высказывает собственную точку зрения или принципиальные позиции постоянно, даже при условии, что его мнение никому не интересно, и высказывать его никто не просит;
  • в любых дискуссиях человек очень часто употребляет местоимение «я»;
  • любую критику, направленную на него, он воспринимает в качестве проявления неуважения к своей персоне, и всем видом дает понять, что ему абсолютно безразлично мнение окружающих о нем;
  • для него важно быть всегда идеальным и никогда не допускать ошибок и промахов;
  • любой неуспех или неудачи могут надолго выбить его из рабочего ритма, он начинает ощущать подавленность и раздражительность, когда не получается что-то сделать или достигнуть задуманного результата;
  • предпочитает браться только лишь за дела, достижение результатов в которых связано с трудностями, при этом, часто, даже не просчитав возможные риски;
  • индивид страшиться показаться окружающим слабым, беззащитным или неуверенным в себе;
  • собственные интересы и увлечения всегда предпочитает ставить на первое место;
  • индивид подвержен чрезмерному эгоизму;
  • он склонен учить окружающих людей жизни, начиная с любой мелочи, например, как правильно жарить картошку, и заканчивая более глобальным, например, как зарабатывать деньги;
  • в разговорах он больше любит говорить, чем слушать, поэтому постоянно перебивает;
  • его тон разговора характеризуется высокомерием, а любые просьбы больше напоминают приказание;
  • он стремится быть во всем первым и самым-самым, а если это не получается, то может впасть в .

Люди с завышенной самооценкой

Характеристика завышенной самооценки заключается в том, что люди, страдающие таким «недугом», имеют искаженное, в сторону завышения, представление о собственной персоне. Они, как правило, где-то в глубине души ощущают одиночество и неудовлетворенность собой. У них часто довольно сложно формируются взаимоотношения с окружающим социумом, так как желание видеться лучше, чем они являются в реальности, приводит к надменному, высокомерному, вызывающему поведению. Иногда их действия и поступки бывают даже агрессивными.

Индивиды, имеющие завышенную самооценку, очень любят себя нахваливать, в разговоре постоянно стараются подчеркнуть собственные достоинства, а о посторонних людях могут позволить себе неодобрительные и неуважительные высказывания. Они таким способом самоутверждаются за счет окружающих людей и стремятся доказать всей вселенной, что они всегда правы. Такие люди считают себя лучше всех, а других гораздо хуже них.

Субъекты с завышенным самооцениванием болезненно реагируют на любую, даже безобидную, критику. Порой они ее могут воспринимать даже агрессивно. Особенность взаимодействия с такими людьми содержит в себе требование с их стороны о том, чтобы окружающие постоянно признавали их превосходство.

Завышенная самооценка причины

Чаще неадекватное оценивание в сторону завышения возникает вследствие неправильного семейного воспитания. Нередко неадекватная самооценка формируется у субъекта, который был одним ребенком в семье или первенцем (встречается реже). Малыш с раннего детства чувствует себя центром внимания и главной персоной в доме. Ведь все интересы членов семьи подчиняются его желаниям. Родители с умилением на лице воспринимают его действия. Они во всем потворствуют ребенку, и у него формируется искаженное восприятие собственного «Я» и представление о своем особенном месте в мире. Ему начинает казаться, что земной шар вращается вокруг него.

Завышенная самооценка у девушки часто имеет зависимость от обстоятельств, связанных с их вынужденным существованием в суровом мужском мире и борьбой за свое персональное место в социуме с шовинистами в штанах. Ведь каждый так и норовит указать женщине, где ее место. Кроме того, завышенная самооценка у девушки часто связана с внешней привлекательностью лица и строения тела.

Мужчина с завышенной самооценкой воображает себя центровым объектом вселенной. Именно поэтому он безразличен к интересам других и не будет прислушиваться к суждениям «серой массы». Ведь именно такими он видит остальных людей. Мужская неадекватная самооценка характеризуется беспричинной уверенностью в своей субъективной правоте даже в условиях свидетельствования фактов об обратном. Подобных мужчин еще можно назвать .

По статистике женщина с завышенным оцениванием себя встречается гораздо реже, чем мужчина с завышенной самооценкой.

Завышенная и заниженная самооценка

Самооценка является внутренним представлением субъекта о себе самом, собственном потенциале, своей социальной роли и жизненных позициях. Еще она также обуславливает отношение к социуму и миру в целом. Самооценка имеет три грани. Так, например, любовь к людям начинается с любви к самому себе, а заканчиваться может с той стороны, где любовь уже переходит в заниженную самооценку.

Верхним пределом оценивания себя является завышенная самооценка, в результате которой индивид воспринимает свою личность неверно. Он видит не себя настоящего, а надуманный образ. Такой индивид неправильно воспринимает окружающую реальность и свое место в мире, идеализирует свои внешние данные и внутренние потенциал. Он считает себя более умным и здравомыслящим, гораздо красивее окружающих и успешнее всех.

Субъект, имеющий неадекватную самооценку, всегда знает и умеет все лучше других, знает ответы на любые вопросы. Завышенная самооценка и причины ее могут быть различными, например, человек стремится добиться многого, стать успешным банкиром или известным спортсменом. Поэтому он идет напролом к достижению своей цели, не замечая ни друзей, ни родных. Для него становится собственная индивидуальность своеобразным культом, а окружающих он считает серой массой. Однако нередко за высокой самооценкой может скрываться неуверенность в собственном потенциале, силах. Иногда завышенная самооценка является всего лишь своеобразной защитой от окружающего мира.

Завышенная самооценка – что делать? Для начала следует попробовать признать уникальность каждой отдельной личности. Каждый человек имеет право на собственную точку зрения, которая может быть верной, несмотря на то, что она не совпадает с вашей. Ниже приведено несколько правил для приведения самооценки в норму.

Попробуйте во время беседы не только лишь слушать говорящего, но и слышать его. Не стоит придерживаться ошибочного мнения, что окружающие могут нести только чушь. Поверьте, что во многих областях они могут разбираться гораздо лучше вас. Ведь человек не может быть экспертом во всем. Разрешите себе допускать ошибки и промахи, ведь они только помогают приобретать опыт.

Не пытайтесь кому-то что-либо доказывать, каждый человек прекрасен своей индивидуальностью. Поэтому не стоит выпячивать напоказ постоянно свои лучшие черты. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата, лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи. Поймите, что если у вас что-то не получилось, то это произошло по вашей вине, а не вине окружающего социума или обстоятельств.

Считайте аксиомой тот факт, что у каждого есть недостатки и постарайтесь принять то, что вы тоже не идеальны и что имеете отрицательные черты. Лучше уж работать над и исправлением недостатков, чем закрывать ни них глаза. А для этого научитесь адекватной самокритичности.

Заниженная самооценка проявляется в негативном отношении личности к самой себе. Такие индивиды склонны принижать собственные достижения, достоинства и положительные черты. Причины возникновения заниженной самооценки могут быть различными. Так, например, самооценка может понизиться вследствие негативного внушения социума или самовнушения. Также причины ее могут происходить родом из детства, как следствие неправильного родительского воспитания, когда взрослые постоянно говорили малышу, что он плохой или сравнивали с другими малышами не в его пользу.

Завышенная самооценка у ребенка

Если у ребенка самооценка личности завышенная и он замечает в себе только лишь положительные черты, то навряд ли ему в дальнейшем будет легко выстраивать отношения с другими детьми, вместе с ними находить решения вопросов и приходить к консенсусу. Такие малыши являются более конфликтными по сравнению со своими сверстниками и чаще «сдаются», когда у них не получается достичь поставленных результатов или целей, соответствующих их представлениям о себе.

Характеристика завышенной самооценки ребенка заключается в его переоценивании себя. Часто так случается, что родители или другие значимые близкие склонны переоценивать достижения малыша, при этом неустанно восхищаясь любыми его действиями, умом, сообразительностью. Это ведет к появлению проблемы социализации и внутриличностного конфликта, когда ребенок попадает в среду сверстников, где он из «самого-самого» трансформируется в «одного из группы», где оказывается, что его умения не такие уж и выдающиеся, а такие же как у других или даже хуже, что еще тяжелее переживается ребенком. В этом случае завышенная самооценка может резко стать заниженной и вызвать у малыша психическую травму. Серьезность травмы будет зависеть от возраста, в котором ребенок влился в чужую для него среду – чем старше он будет, тем сильнее он будет переживать внутриличностный конфликт.

В связи с неадекватно завышенной самооценкой у ребенка формируется неправильное восприятие себя, идеализированный образ своего «Я», собственного потенциала и ценности для окружающего социума. Такой ребенок эмоционально отвергает все, что может нарушить его представление о самом себе. Вследствие чего происходит искажение восприятия реальной действительности, и отношение к ней преобразуется в неадекватное, воспринимаемое только на уровне эмоций. Дети с завышенной самооценкой характеризуются трудностями в общении.

У ребенка завышенная самооценка – что делать? Огромную роль в формировании детской самооценки играет заинтересованное отношение родителей, их одобрение и похвала, поощрение и поддержка. Все это стимулирует деятельность ребенка, его познавательные процессы, формируют нравственность малыша. Однако хвалить тоже нужно правильно. Существует несколько общих правил, когда не следует хвалить ребенка. Если малыш чего-то достиг не при помощи собственного труда – физического, умственного или душевного, то не нужно его хвалить. Также не подлежит одобрению и красота ребенка. Ведь этого добился не он сам, душевной или внешней красотой детей награждает природа. За его игрушки, одежду или случайные находки ни в коем случае не рекомендуется хвалить. Чувство жалости или желания понравиться тоже не является хорошей причиной для похвалы. Помните, что чрезмерная похвала может привести к обратному результату.

Постоянное одобрение всего, что делает или не делает ребенок, приводит к формированию у него неадекватной самооценки, что впоследствии негативно повлияет на процесс его социализации и межличностное взаимодействие.

Самооценка ребенка — это отношение малыша к себе, своим субъективным возможностям, способностям, чертам характера, поступкам и личностным качествам. Именно от ее адекватности зависят практически все жизненные достижения, успешность в учебе и межличностное взаимодействие. Она зарождается в младенчестве и в дальнейшем проявляет существенное воздействие на взрослую жизнь детей, их поведение, отношение к себе и событиям, окружающему социуму. Первостепенной задачей родителей наряду с воспитанием, обучением и заботой о малыше является формирование адекватного самооценивания и соответствующего норме чувства собственного достоинства.

Самооценка у детей дошкольного возраста

Низкая самооценка у ребенка может формироваться благодаря влиянию семейного воспитания, сверстников, безответной любви, избыточной самокритичности, недовольства собой или неудовлетворения внешностью. Очень часто такие дети склонны к уходу из дома или подвержены мыслям о . Поэтому такому подростку жизненно необходимо повышенное внимание, уважение и любовь близких. В ситуациях, когда его поведение заслуживает критики, иногда все же родителям рекомендуется воздержаться от нее. И, наоборот, следует акцентировать внимание на всех его позитивных качествах и хороших поступках. Подросток с заниженной самооценкой должен знать, что он заслуживает одобрения, похвалы и уважения.

Диагностика самооценки детей

Средства, при помощи которых современная психодиагностика выявляет уровень самооценки и самосознания детей, делятся на формализованные и малоформализованные методики. К первым методам относят тесты, различные опросники, проективные техники, психофизиологические методики. Для формализованных методов диагностики характерна объективизация процесса исследования (точное следование инструкции, строго установленные приемы предъявления материала для диагностики, невмешательство психолога в деятельность диагностируемой личности и др.). Также для данного метода свойственна стандартизация, т. е. определение однообразия проведения обработки результатов исследования, надежность и валидность. Формализованные методики позволяют составить диагностический портрет личности в максимально сжатые сроки. Результаты таких методик оформлены в соответствии со специализированными требованиями, что позволяет количественно и качественно сравнить испытуемых между собой.

К малоформализованным методикам относят наблюдение, разговор, анализ продуктов деятельности. Такие методики дают очень важные сведения об исследуемом процессе или явлении, особенно тем, которые практически не поддаются объективизации. Следует отметить, что эти методики довольно трудоемки, а результативность их обусловлена профессионализмом диагноста. Поэтому малоформализованные диагностические методики должны применяться совместно с формализованными методиками.

У детей дошкольного возраста выявить уровень самооценки можно при помощи разнообразных игр. Например, игра «Имя» позволяет получить информацию о самооценке ребенка. Она заключается в том, что малышу предлагают придумать себе новое имя, которое он бы хотел иметь или, на выбор, оставить свое. Если ребенок выбирает новое имя, следует задать ему вопросы, почему он хотел бы изменить свое имя. Довольно часто отказ малыша от собственного имени свидетельствует о том, что он недоволен собой и хочет стать лучше. В конце игры нужно предложить ребенку промоделировать какие-либо действия с собственным именем. Например, сказать его более мягко или сердито.

Довольно распространенной считается методика диагностики самооценки, разработанная Дембо-Рубинштейн и модифицированная А. Прихожан. Она основана на прямом оценивании школьниками некоторых личных качеств, например, здоровье, свойства характера, различные способности и т.д. Исследуемым детям предлагается отметить определенными знаками степень развитости у них определенных качеств на вертикальных линиях и желаемый уровень развития аналогичных. Первая шкала покажет уровень самооценки, который есть у детей на данный момент, а вторая – уровень их притязаний.

Одной из наиболее популярных методик исследования самооценки детей является тест «Лесенка», который может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Существует несколько вариаций данной методики. Так, например тест «Лесенка» в интерпретации С. Якобсона и В. Щура включает в себя семь ступеней и отдельные фигурки в форме мальчика и девочки, вырезанные из плотной бумаги или картона. Данная вариация теста направлена не только на диагностику степени самооценки малыша, но и на обнаружение личных притязаний. Модификация методики, разработанная Я. Коломенской и М. Лисиной, состоит из изображения на листе бумаги лесенки, только она состоит из шести ступеней. Ребенок должен сам определить свое место на этой лесенке и предположить то место, куда его определяют другие.

Заниженная самооценка у ребенка

Низкая самооценка у ребенка мешает ему налаживать социальные контакты с ровесниками и одноклассниками. Она препятствует успешному овладению новыми умениями. Ведь если малыш что-то сделал неудачно несколько раз, он больше не будет пробовать, так как будет уверен, что у него не получится. Подростки с низкой самооценкой склонны считать, что они никому не нужны, вследствие чего могут совершать суицидальные попытки.

Чаще всего на формирование низкой самооценки в детском возрасте основное влияние оказывает неправильное семейное воспитание.

К основным причинам, способствующим понижению самооценки у детей относят:

  • непривлекательную внешность;
  • внешние дефекты внешности;
  • недостаточный уровень умственных способностей;
  • неправильное воспитание родителями;
  • неуважительное отношение старших детей в семье;
  • неудачи или промахи в жизни, которые малыш принимает близко к сердцу;
  • финансовые проблемы, вследствие которых малыш проживает в худших условиях, в сравнении с одноклассниками;
  • болезнь, вследствие которой малыш может считать себя ущербным;
  • смена места жительства;
  • неблагополучная или неполная семья;
  • в семье.

Нередко распознать у детей низкую самооценку можно по часто упоминаемым ими фразам, например, «у меня не получится». Для выявления проблем с самооценкой у ребенка следует обратить пристальное внимание на то, как он ведет себя при взаимодействии с ровесниками.

Выявить проблему заниженной самооценки могут помочь психологические тесты, которые основаны на представлении ребенком самого себя. Например, можно попросить малыша нарисовать себя. Авто-рисунок может многое рассказать о ребенке и его переживаниях. Чересчур мрачные цвета и невзрачный человечек считаются признаком того, что причины для беспокойства все-таки существуют. Чтобы подтвердить предположение или опровергнуть его, попросите ребенка нарисовать всех членов вашей семьи и себя самого. Если он изобразит себя непропорционально маленьким по сравнению с другими членами, то ребенок однозначно страдает низкой самооценкой.

Завышенная самооценка у ребенка

Самооценка детей начинает вырабатываться с раннего детства. На ее формирование воздействуют, прежде всего, родители, воспитатели и окружающие дети. В дошкольном возрасте уже можно понять, какая самооценка у малыша, исходя из его действий и поступков.

Самооценка считается компонентом самосознания и включает в себя, одновременно с представлением о себе, оценку индивидом собственных физических качеств, способностей, морально-нравственных качеств и действий.

Завышенная самооценка является неадекватно завышенным оцениванием себя малышом. Такие дети стремятся всегда и во всем быть первыми, требуют, чтобы все внимание взрослых принадлежало им, они считают себя намного лучше других, зачастую это мнение может быть ничем не подкреплено.

Завышенную самооценку может вызвать низкое оценивание его поступков ровесниками, а заниженную самооценку – слабая психологическая устойчивость.

На завышение самооценки могут влиять не только близкие люди и окружающий социум, но и характер ребенка, свойства его личности.

Дети, имеющие завышенную самооценку, характеризуются сравнительной ограниченностью в овладении видами деятельности и высокую направленность на коммуникационное взаимодействие, причем, часто, оно бывает малосодержательным.

Если ребенок чрезмерно , то это свидетельствует о крайней самооценке. Это означает, что она может быть либо совсем низкой, либо чересчур завышенной.

Приблизительно с 8-летнего возраста малыши начинают оценивать свою успешность в различных сферах самостоятельно. Наиболее значимыми факторами для них являются школьная успешность, внешний вид, физические способности, социальное принятие и поведение. Наряду с этим школьная успешность и поведение является наиболее важным для родителей, а другие три фактора – для сверстников.

Поддержка родителей и принятие малыша, его стремлений и увлечений в наибольшей степени воздействуют на формирование адекватного уровня общей самооценки, а школьная успешность и ряд других факторов, значимы только лишь для самооценивания способностей.

Как повысить самооценку ребенку

Абсолютно все родители мечтают о том, что у их чада самостоятельно выработается адекватная самооценка. Однако они забывают, что на 90% формирование адекватной самооценки в дошкольном возрасте зависит именно от их поведения и модели воспитательного воздействия. В то же время далеко не все родители способны сами оценить себя адекватно.

Если вас волнует вопрос, как поднять самооценку у ребенка, то в первую очередь вам следует обратить внимание на свое поведение в отношении ребенка. Часто ли вы его хвалите и хвалите ли вообще, каким образом и за что, как критикуете. Запомните — и хвалить и ругать ребенка можно только за его поступки, действия, достижения, а не за внешность и свойства личности. Если вы заметили у малыша первые признаки низкой самооценки, то не пренебрегайте похвалой. Хвалите его даже за самые крошечные победы, достижения и правильные действия. Часто действия, которые ребенок считает правильными, не всегда будут казаться вам такими. Поэтому постарайтесь вникнуть в логику мотивации поступка ребёнка. Запомните, что чем чаще малыш будет достигать успешности в малом, тем быстрее он уверует в свои силы и перейдет к большим свершениям. Вы просто постарайтесь четко донести информацию о том, что существуют простые вещи, побеждаемые без особого труда, и сложные, для победы над которыми нужно приложить больше усилий. Если у ребенка что-то не получается, покажите ему свою веру в него и вселите в него уверенность, что при дальнейших попытках все получится.

Как поднять самооценку у ребенка? Не мешайте ребенку проявлять инициативу и хвалите, когда он совершает первые шаги в новой для себя деятельности. Старайтесь всегда поддерживать его во время любых неудач. Если у него что-то не получается, то помогите, однако не делайте всю работу за него. Ставьте только посильные задачи перед ребенком. Не стоит в пять лет малыша заставлять варить борщ, но и в 13 лет доверить ребенку только налить сок из пакета – это мало.

Помните, что все ваши слова, поступки и воспитательные моменты влияют на становление личности и формирование самооценки, от которой зависит дальнейшая успешность индивида во взрослой жизни и эффективность построения межличностных отношений.

То, как человек оценивает свою значимость, во многом определяет отношение к нему других людей. Следовательно, адекватная самооценка ребенка – залог его успеха в будущем.

Осознание собственного «я» и своей ценности как личности происходит в раннем детстве. Если самостоятельно ребенок не справляется с этой задачей, задача родителей – распознать проблему и помочь ему в формировании правильной, здоровой самооценки.

Принято выделять 3 типа самооценки – нормальную, заниженную и завышенную. Определить ее можно с помощью специальных тестов и личных наблюдений.

Для этого используется методика на выявление самооценки ребенка – «Лесенка». Малышу предлагают поместить себя на одну из нарисованных ступенек, объяснив, что внизу должны находиться «плохие дети», выше «хорошие», а вверху «самые лучшие». По сделанному выбору можно судить об уровне самоуважения.

Конечно, одной методики недостаточно для получения достоверной характеристики детей по самооценке. Поэтому перед тем как сделать вывод, психолог применяет еще ряд тестов и проводит беседу с малышом. Но основные признаки сформировавшегося вида самооценки заметны и в повседневной жизни. Рассмотрим их подробнее.

Нормальная

Если ребенок адекватно себя оценивает, его поведение будет следующим:

  • Не боится пробовать новые для себя занятия.
  • В сложной ситуации старается найти решение самостоятельно, но умеет обращаться за помощью, если это необходимо.
  • Может признать, что ошибся и попробовать это исправить.
  • Нормально идет на контакт с детьми, не пытается унизить младших или более слабых.

Завышенная

Такие дети переоценивают свою значимость и возможности. Завышенная самооценка у ребенка определяется по ряду характерных признаков:

  • Эгоцентризм – сосредоточенность только на собственных чувствах и желаниях.
  • Болезненное восприятие критики в свой адрес, вызывающее бурю протестов.
  • Навязчивость и привлечение внимания любыми способами.
  • Агрессивность при общении с детьми, стремление выделиться за счет унижения других, желание всегда занимать лидирующую позицию.

Заниженная

Характеристика детей с заниженной самооценкой:

  • Тревожность и неуверенность, мешающие общению со сверстниками.
  • Чрезмерная скромность и застенчивость.
  • Недоверчивость, страх быть обманутыми.
  • Обидчивость, замкнутость, желание больше времени проводить в одиночестве.
  • Отказ от занятий, вызывающих затруднения и требующих приложения усилий.
  • Настрой на негатив, выражающийся фразами «У меня не получится», «Я плохой» и т. д.

Особенности самооценки у детей

Самоуважение и умение адекватно себя воспринимать меняется по мере взросления личности. Но влияние типа воспитания на самооценку ребенка очень велико, поэтому родителям нужно отслеживать ее возрастные изменения и, при необходимости, корректировать.

В дошкольном возрасте

Самооценка ребенка дошкольного возраста нередко завышена. Это вполне нормально. В начальный период жизни дети учатся оценивать себя и не всегда делают это правильно, особенно если в семье любое их действие сопровождается восторженными комментариями.

При отсутствии перегибов в воспитании (как попустительства и восхваления, так и унижения), завышенная самооценка дошкольника со временем придет в норму. Отсутствие самоуважения у ребенка в этом возрасте более опасно.

Заметив признаки заниженной самооценки нужно пересмотреть воспитательные меры и манеру общения с малышом, так как избавиться от этой проблемы с годами становится намного сложнее. Родители должны помочь поднять самооценку ребенку, сам он с этой задачей не справится.

В младшем школьном возрасте

В чем заключаются особенности самооценки детей младшего школьного возраста? Учась в первом классе, ребенок обычно оценивает себя завышено. Во втором наблюдается тенденция к умеренному снижению самооценки. В третьем школьник оценивает свои способности и возможности нормально или занижено. Случаи завышенной самооценки в этом возрасте редки.

На формирование самоуважения в этот период существенное влияние оказывает учебно-воспитательный процесс, в частности, успеваемость в школе. Дети младшего школьного возраста, по сути, еще малыши, поэтому при нарастающей неуверенности и снижении самооценки у чада не стоит акцентировать внимание на неудачах в учебе.

В среднем школьном возрасте

В средних классах детям свойственно оценивать себя объективно. Происходит закономерное взросление, совершенствуется способность к самоанализу.

Но заниженная самооценка у ребенка среднего школьного возраста возможна и чаще связана со сложностями в общении со сверстниками, чем с учебным процессом. Мнение о нем одноклассников выходит на первый план в системе ценностей.

Ребенок превращается в подростка, но по-прежнему нуждается в одобрении и внимании родителей. На этом этапе важно проявлять интерес к его увлечениям и предоставлять больше возможностей для развития самостоятельности. Тотальный контроль и чрезмерные требования к успеваемости снижают самооценку подростка.

В старшем школьном возрасте

Низкая самооценка у ребенка в старших классах – явление распространенное. Этому способствуют первые неудачные влюбленности, страхи, связанные с экзаменами и предстоящим выбором профессии.

Чтобы сохранить нормальный уровень самоуважения у школьников-старшеклассников, лучше воздержаться от критики их внешности, друзей и увлечений. Если основной причиной повышенной тревожности стала учеба, нужно постараться объяснить бесполезность самобичевания и подсказать пути решения проблемы.

Что делать с низкой самооценкой?

Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:

  • Найдите для него «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т. д.
  • Если предпочтений и талантов нет, можно сделать сундучок достижений – метод подходит детям младшего возраста. В течение дня нужно записывать все хорошие поступки и успехи (помог по дому, прочел книгу, нарисовал рисунок и т. д.) и складывать записки в коробочку. Периодически сундучок открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.
  • Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Возможность самому выбрать одежду или приготовить простое блюдо (хотя бы бутерброды) положительно скажется на самооценке ребенка, при условии, что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.
  • Чаще напоминайте, что любите его. Это важно и малышам, и подросткам.
  • Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Это не означает, что хвалить нужно буквально за все (дети сразу чувствуют фальшь), но реальные, пусть и небольшие победы, должны поощряться.
  • Развивайте у ребенка положительный настрой и веру в себя. Говорите, что верите в его успех, ведь он умный и способный, как мама с папой. И по возможности подкрепляйте слова дельными советами.

Как сформировать адекватную самооценку?

Чтобы повышение самооценки у детей не стало для вас проблемой в будущем, принимайте меры по ее адекватному развитию с самого раннего возраста.

Практически все родители уверенны, что воспитывают ребенка правильно, опираясь на опыт из своего детства. Но, даже действуя из лучших побуждений, можно допустить множество ошибок.

Простые правила, помогающие сформировать нормальную самооценку:

  • Чаще позволяйте детям высказывать свое мнение и проявлять эмоции. Слишком авторитарные и строгие родители добиваются послушания, но ценой становится инертность, неуверенность и отсутствие у ребенка своего мнения.
  • Не запрещайте помогать вам в чем-либо, даже сами можете сделать быстрее и лучше.
  • Не пытайтесь оградить ребенка от всех неудач и разочарований. Проживание детьми не только положительного, но и отрицательного опыта необходимо для адекватного восприятия своих сил и возможностей.
  • Учите детей правильно воспринимать победы и поражения, на примере конкретных ситуаций, лучше из собственного опыта.
  • Если ребенок поступил плохо, объясняйте, что вы недовольны не им самим, а его поступком.
  • Не ставьте перед детьми заведомо невыполнимых задач.
  • Устраняйте источники психологического угнетения. Если ребенок стал объектом травли в школе, не заставляйте его стать сильнее и решить проблему самостоятельно. Проще сменить место учебы и сохранить детскую психику.

Чего делать нельзя?

Повысить самооценку и вернуть уверенность ребенку не получится, если.

В психологии активно используется такое понятие, как самооценка. Она влияет на поведение человека, принятие решений в различных ситуациях, отношение к миру и самому себе. Разделяют несколько видов самооценки, среди которых самой приемлемой является завышенная. Лучше проявлять признаки завышенной самооценки, нежели заниженной. Какие причины ее появления?

Что такое самооценка? Это оценивание человека самого себя. Самое удивительное заключается в том, что одни виды самооценки базируются на оценивании индивида самого себя, а другие – на оценке, которую дают окружающие. Таким образом, самооценка – это то, каким человек себя видит. На чем основано данное мнение, уже влияет на то, какая самооценка у человека развивается.

Выделяют такие виды самооценки:

  • «Я+, Вы+» — стабильная самооценка, которая основывается на положительном отношении к окружающим и самому себе.
  • «Я-, Вы+» — , в которой человек проявляет такое качество, как самобичевание. Человек чувствует себя хуже, ниже и несчастнее остальных.
  • «Я+, Вы-« — завышенная самооценка, основанная на поиске недостатков, ненависти к окружающим и подтверждении позиции, что окружающие люди плохие. Обычно такой человек всех обвиняет, кроме самого себя, и считает окружающих «козлами», «идиотами» и прочими названиями.

С самооценкой человек не рождается. Она формируется в течение жизни. Зачастую она становится такой, какой была у родителей, что объясняется теми качествами характера и отношением, которое человек перенимает у своих мамы и папы.

Считается, что лучше обладать завышенной, нежели заниженной самооценкой. В такой самооценке действительно есть свои преимущества, о которых следует поговорить на сайте психологической помощи сайт.

Что такое завышенная самооценка?

Что такое завышенная самооценка? Под ней понимается переоценивание собственного потенциала индивидом. Другими словами, человек думает о себе лучше, чем он есть на самом деле. Вот почему говорят о том, что люди с завышенной самооценкой часто оторваны от реальности. Они необъективно оценивают себя, чаще всего замечают в окружающих недостатки, нежели достоинства. В некоторой степени это можно связать с нежеланием индивида видеть в других хорошее, на фоне чего они заметят собственные недостатки.

Завышенная самооценка – значит видеть за собой только достоинства, игнорируя недостатки. При этом другие люди кажутся слабыми, глупыми, недоразвитыми. То есть человек видит исключительно чужие недостатки, не обращая внимания на имеющиеся достоинства.

Однако не все так однозначно с завышенной самооценкой. Ее привлекательность заключается в том, что человек с такой самооценкой испытывает абсолютную уверенность в себе. Он в себе не сомневается, не унижает, не подавляет. Он уверен в собственных силах – это положительная сторона завышенной самооценки.

Отрицательной стороной могут выступать:

  1. Пренебрежение чужим мнением и интересами окружающих.
  2. Переоценка собственных сил.

Отмечается, что завышенная самооценка, как и заниженная, может ввергать человека в депрессивное состояние. Это происходит при возникновении многочисленных неудач. А депрессивное состояние можно описать как «Я-, Вы-», то есть человек видит плохое в себе и в окружающих.

Признаки завышенной самооценки

Завышенную самооценку можно легко определить по характерным ей признакам. Самое примечательное, что бросается в глаза, — это то, что человек возвышается над окружающими. Это может происходить как по его воле, так и потому, что люди сами его возводят на пьедестал. Завышенная самооценка – это отношение к себе, как к Богу, королю, лидеру, и видение окружающих как ничтожных, недостойных людей.

Другими признаками завышенной самооценки являются:

  • Убежденность в собственной правоте, несмотря на то, что могут приводиться доказательства и доводы на подтверждение противоположной точки.
  • Убежденность в существование только единственно правильной точки зрения – его личной. Человек не может даже согласиться с тем, что может существовать другое мнение, особенно если оно противоположное. Даже если он вдруг примет чужую точку зрения, то однозначно будет считать ее неправильной.
  • Оставление последнего слова за собой. Человек уверен, что именно он должен делать выводы и определять, что делать дальше и как обстоят дела.
  • Неумение извиняться и просить прощение.
  • Убежденность в виновности других людей и окружающей среды в собственных бедах. Если что-то не получается, виноваты другие люди. Если индивид достигает успеха, значит, это все благодаря ему самому.
  • Постоянное соперничество с окружающими за право называться самым лучшим.
  • Стремление быть идеальным и не совершать промахов.
  • Высказывание своего мнения даже тогда, когда его не спрашивают. Человек уверен, что другие люди всегда желают слышать его мнение.
  • Частое употребление местоимения «я».
  • Наступление раздражительности и чувства «выбитого из колеи» при наступлении неудач и промахов.
  • Пренебрежительное отношение к чужой критике. Человек считает, что критика является неуважением по отношению к нему, поэтому не обращает на нее внимания.
  • Неумение просчитывать риски. Человек всегда готов браться за трудные и рискованные дела.
  • Боязнь показаться перед окружающим слабым, неуверенным в себе, беззащитным.
  • Чрезмерный эгоизм.
  • Личные интересы и увлечения, которые ставятся всегда на первое место.
  • Склонность к перебиванию, поскольку предпочитает больше говорить, нежели слушать.
  • Склонность к поучению других, даже если речь идет о какой-то мелочи. Происходит это даже тогда, когда его не просят ничему поучать.
  • Тон высокомерного характера, а просьбы – приказного.
  • Стремление быть во всем самым-самым и лучшим, первым. В противном случае он впадает в депрессию.

Люди с завышенной самооценкой

Выявить людей с завышенной самооценкой достаточно легко по их высокомерному и надменному поведению. В глубине души они могут ощущать одиночество и тоску, неудовлетворенность собой. Однако на внешнем плане они всегда стараются быть на высоте. Чаще они не являются лучшими, однако всегда себя такими воспринимают и стремятся казаться быть. К окружающим при этом они могут относиться , высокомерно, вызывающе, надменно.

Если пообщаться с человеком с завышенной самооценкой, то можно проследить одну линию – он хороший, а другие люди плохие. Причем это происходит постоянно. Человек с завышенным оцениванием самого себя видит в себе только достоинства. А когда речь заходит о других, то здесь он готов говорить только об их недостатках и слабых сторонах. Если разговор начинает идти в сторону того, что другие хорошие, а он оказывается в чем-то плох, тогда впадает в или агрессию.

Таким образом, критика в их адрес всегда провоцирует отрицательные эмоции. Они начинают негативно относиться к тем, кто их критикует.

Единственное, что они ждут от окружающих, — это подтверждение позиции того, что они во всем превосходят. Это происходит через похвалу, одобрение, восхищение и прочие проявления в адрес людей с завышенной самооценкой.

Причины завышенной самооценки

Самооценка начинает формироваться с детства, поэтому причины ее завышенности можно найти в неправильном воспитании. Завышенная самооценка является результатом поведения родителей, которые постоянно восхищаются, умиляются и во всем потворствуют своему чаду. Что бы он ни сделал, все является правильным. Каким бы он ни был, в нем все хорошо. В итоге у ребенка формируется мнение о собственном «Я» как абсолютно идеальном и совершенном.

Завышенная самооценка у девушки является зачастую гипертрофированной, когда она вынуждена занимать свое место в мужском мире. Нередко она основывается на внешних данных: красавицы всегда переоценивают себя, нежели не красавицы.

У мужчин завышенная самооценка формируется на уверенности в том, что они являются центром Вселенной. Если это подтверждается поведением других людей, особенно женщин, тогда самооценка растет. Такие мужчины часто являются нарциссами.

Людей с завышенной самооценкой среди мужчин намного больше, чем среди женщин, что психологи связывают с нормами воспитания обоих полов.

Завышенная и заниженная самооценки

Противоположностью завышенной самооценки является заниженная. Самооценка – внутреннее оценивание человека себя, своего потенциала, жизненной позиции и социального статуса. Это влияет на то, как он будет жить, относиться к себе и к окружающим.

  • Завышенная самооценка характеризуется неправильным оцениванием самого себя в сторону возвышения. Человек не видит себя реального, а оценивает надуманный образ. Он считает себя во всем лучше других. Он идеализирует свой потенциал и внешние данные. Человеку кажется, что его жизнь должна быть лучше других. Вот почему он готов идти по головам даже друзей и родных.
  • Заниженная самооценка является следствием тоже неправильного воспитания, однако когда родители постоянно утверждали, что ребенок плохой и другие детки лучше него. Она характеризуется негативным оцениванием себя и своего потенциала. Нередко она основывается на мнении окружающих или на самовнушении.

Завышенная и заниженная самооценки являются крайностями, когда человек не видит реального положения дел.

Вот почему предлагается убирать перекосы в своем характере. К примеру, завышенную самооценку предлагают убирать такими методами:

  1. Прислушиваться к чужому мнению и считать его тоже правильным.
  2. Слушать окружающих молча.
  3. Видеть собственные недостатки, которые часто скрываются за ширмой завышенной самооценки.

Завышенная самооценка у ребенка

Формирование завышенной самооценки у ребенка начинается с детства, когда малыш подчиняется родительскому воспитанию. Она формируется на поведении родителей, которые восхищаются любыми мелочами, которые проявляет малыш – его уму, сообразительности, первому шагу и т. д. Родители словно игнорируют его недостатки, никогда не наказывают, а во всем и всегда поощряют.

Неумение ребенка видеть за собой недостатки приводит к отсутствию социализации. Когда он попадает в группу сверстников, то не может понять, почему им не восхищаются, как это делали родители. Среди других детей он является «одним из», а не «самым-самым». Это может вызвать агрессию по отношению к детям, которые могут быть при этом в чем-то лучше него.

В результате у ребенка появляется множество трудностей в налаживании контактов с окружающими. Он не хочет понижать свою самооценку, при этом агрессивно относится ко всем, кто кажется лучше него или критикует.

Чтобы не развивать в ребенке завышенной самооценки, родителям следует понимать, когда и за что хвалить его:

  • Хвалить можно за поступки, которые малыш сам совершил.
  • Не хвалят за красоту, игрушки, одежду и пр.
  • Не хвалят за все подряд, даже за самое мелочное.
  • Не хвалят за чувство жалости или желание понравиться.

Итог

Все люди обладают самооценкой. По частоте распространения завышенная самооценка стоит на втором месте. Кажется, что лучше обладать ею, нежели заниженной самооценкой. Однако нередко итогом неадекватной завышенной самооценки является резкий переход ее к заниженной.



Публикации по теме