Какие игрушки нужны детям? Какие игрушки нужны ребёнку с рождения и до года.

Кажется, всё просто – достаточно окружить малыша для лучшего развития множеством игровых пособий. Однако специалисты убеждены, что каждому возрасту необходима своя игрушка, поскольку возможности ребёнка существенно отличаются в 3 месяца или 1 годик.

Правильные игрушки закладывают основу интеллектуального и физического развития. Вот почему необходимо не пускать процесс выбора игровых пособий на самотёк, а очень вдумчиво и взвешенно исследовать полки детских магазинов. Каковы же лучшие игрушки для младенцев?

Несколько слов о количестве игрушек

Количество игрушек для малышей на полках детских магазинов поражает. Неудивительно, что некоторые родители, стремясь дать ребёнку самое лучшее, сразу после появления его на свет скупают всё подряд.

Как результат – детская завалена погремушками, куколками, кубиками, машинами и плюшевыми медвежатами. Правильно ли это? Конечно, каждая мама сама решает, сколько игрушек будет у её ребёнка. Однако мнение специалистов всё же следует выслушать.

Психологи уверены, что в раннем возрасте ребёнку достаточно играть одновременно с 2 — 3 игрушками, остальные же играют роль экспонатов в музее. Можно завалить детскую кучей ярких безделушек, но при этом не предоставить крохе полезного материала для познавания окружающего мира.

Игровые пособия для младенцев можно отнести к одним из главных источников знаний об окружающей действительности. Игрушки помогают изучить цвета, размеры и формы, развить координацию движений и мелкую моторику. Всё это обязательно скажется на формировании речевых навыков.

Именно поэтому, остановившись перед полкой с очередным игровым пособием, нужно задуматься, сможет ли оно пробудить ребячью активность и познавательный интерес, или же ребёнок поиграет с ним несколько минут, а потом забросит в дальний ящик.

Таким образом, не обязательно приобретать огромное количество игрушек, достаточно и нескольких пособий, лишь бы они соответствовали возрасту и возможностям малыша и выполняли главную свою функцию – развитие маленького человечка.

Игрушка для ребёнка, и не важно, сколько ему – 3 месяца или 5 лет, должна имитировать настоящий объект, повторяя при этом его форму, окраску и основные качества. То есть зелёный слоник или пурпурный ёжик – это не самые лучшие варианты игровых приспособлений.

Теледоктор Евгений Комаровский убеждён, что основные свойства хороших развивающих игрушек – безопасность и реалистичность. То есть шар должен быть круглым, кубик квадратным, небо голубым, а курочка – реально похожа на домашнюю птицу.

Кроме того, не следует забывать, что любая игрушка вызывает у ребёнка эмоции, вот почему для младенцев важно, чтобы такая информационная наполненность была положительной, а не формировала тревожность и агрессивность.

Чудовища с уродливыми чертами лица и диспропорциональной фигурой, агрессивно выглядящие мультипликационные персонажи, излишне натуралистичные куклы – всё это примеры плохих игрушек, которые точно не принесут пользы маленькому ребёнку.

Важно побеспокоиться об эмоциональном комфорте малыша. Игровые пособия должны быть приятной расцветки и формы, желательно натуралистического вида. Ну а если они «говорящие» или «поющие», то звучание должно быть мягким и негромким.

Осталось разобраться, какие именно игрушки нужны ребёнку с самого рождения и до 12 месяцев.

Новорождённый ребёнок только адаптируется к незнакомому для него миру, привыкает к маминому и папиному лицу и голосу. Поэтому дети первого месяца жизни в игрушках как таковых не нуждаются, поскольку всё их время занято кормлением, сном или взаимодействием с родителями.

Какие игрушки нужны ребёнку в 1 месяц? Следует понимать, что в этом возрасте младенец уже обучается относительно неплохо видеть и слышать, поэтому для его развития могут пригодиться такие игрушки, как:

Польза мобиля

Это приспособление – один из лучших игровых аксессуаров для маленьких ребятишек. Он выполняет сразу две функции: развивающую и развлекательную.

Ребёнок второго месяца жизни слушает музыкальные произведения, совершенствуя тем самым слуховое восприятие. А когда он немного подрастёт, можно использовать и двигательные способности мобиля, чтобы кроха учился следить за перемещающимися объектами.

Кроме того, такая игрушка способна развлечь и отвлечь малыша на короткое время. А за этот срок мама сможет или немного отдохнуть, или выполнить какую-либо домашнюю работу, не отвлекаясь на требовательные детские крики или слёзы.

В магазинах можно приобрести простые модели с небольшим количеством функций (мелодии плюс движение фигурок) или многофункциональные игровые карусели, которые, помимо основных опций, можно использовать в качестве музыкального плеера, проектора и ночника.

Гремящие и шумящие игрушки будут с ребёнком практически все 12 месяцев. Для этого необходимо приобрести сразу несколько погремушек, к примеру:

Не следует думать, что погремушки необходимы только для развлечения и успокоения малыша. Эти игровые приспособления способствуют всестороннему развитию и особенно совершенствованию мелкой моторики.

Вкладывая погремушку в детскую руку, вы тем самым стимулируете развитие тактильного восприятия. С этой целью нужно приобретать самые лёгкие, компактные и удобные игрушки. Трёхмесячный ребёнок будет постепенно учиться играть с ними самостоятельно.

Помимо развития пальчиков, погремушки совершенствуют координированность глаз и ручек, учат действовать целенаправленно: ребёнок берёт игрушку, затем подтягивает её к себе, чтобы внимательно изучить со всех сторон.

Выполняйте с малышом простое упражнение для развития координированности движения глаз. Демонстрируйте ребёнку погремушку, дождитесь, пока он начнёт фиксировать на ней взгляд, затем водите ею в различные стороны. Кроха будет следить глазками за ярким предметом.

От 3 до 6 месяцев

В 4 месяца ребёнок совершает очередной рывок. Теперь младенец не просто наблюдает за окружающим миром, но и активнейшим образом включается в его исследование.

Нравятся детям и прежние игрушки, например, погремушки. Шумящие и гремящие игровые приспособления ещё тщательнее изучаются, разглядываются, их отводят и приближают к лицу, малыши ими размахивают, трясут, берут в рот.

Подобные простейшие, на чей-то взгляд, упражнения на самом деле крайне важны. Они помогают выстраивать связи между отделами головного мозга, развивают зрительные, слуховые, двигательные центры в коре больших полушарий.

Ребёнок не просто изучает игрушки, с их помощью он исследует и свои возможности. Поднятие ручек, ножек, головки – всё это учит малыша преодолевать сложности, чтобы заполучить такую желанную и привлекательную игрушку.

Младенцу в этот возрастной период пригодится прорезыватель для зубиков. Разумеется, сложно отнести напрямую его к игровым приспособлениям, однако этот предмет с развивающими функциями: небольшие пупырышки способствуют сенсорной стимуляции, когда кроха трогает прорезыватель.

В 5 месяцев ребёнок уже переворачивается и совершает первые попытки ползания, поэтому ассортимент игрушек существенно расширяется. Его обязательно заинтересуют:

  • резиновые игрушки для ванны;
  • текстильные шуршащие предметы;
  • неваляшки;
  • коврики для развития с карманами, пуговицами, застёжками и зеркальцем;
  • дуги с подвешенными на них игрушками различного размера и окраски;
  • детское пианино и др.

Ребёнку 5 месяцев можно не вкладывать игрушки непосредственно в ручки. Специалисты советуют оставлять их в поле зрения и зоне досягаемости, чтобы младенец самостоятельно до них дотягивался. Это помогает совершенствованию навыков ползания и хватания.

Дети в 5 и в 7 месяцев – это, по сути, совершенно разные по возможностям и способностям малыши. Сейчас двигательные навыки более сложные и совершенные. Ребёнок способен перемещаться на четвереньках, отмечаются попытки вставания.

Совершенствуется координация движений рук и мелкая моторика. Если в четыре месяца младенец двигался хаотично, то сейчас он сознательно хватает желаемый предмет не просто в горсть, но и щепотью, и пальцами. «Добыча» поднимается и вновь бросается, тянется в рот. После изучения интерес к ней сразу пропадает.

Что будет полезно ребёнку в этот возрастной период? Специалисты советуют запастись следующими игровыми пособиями:

Шестимесячный ребёнок приучаются задействовать сразу две руки в познании мира. Вот почему младенцы обожают постукивать по поверхностям двумя погремушками, кубиками и прочими игровыми приспособлениями.

Ребёнок подошёл к возрасту увлечённости вкладышами. В этой роли могут выступать различные ёмкости, миски, стаканы, формочки, которые можно вставить друг в друга.

Игры с ними не просто способствуют совершенствованию моторных навыков и координации зрительно-двигательных навыков, но и помогают в игровой форме освоить понятие «больше-меньше». Большой стакан не сможет поместить в меньший по размеру, и кроха понимает это после применения физической силы.

В результате ребёнок изменяет тактику работы с предметами. Теперь он от физических усилий переходит к мышлению. Различные ёмкости начинают взаимодействовать друг с другом, поскольку соотносятся по величине. Таким образом младенец развивает восприятие и мыслительные способности.

Девятимесячный ребёнок обучается не просто захватывать игрушки, а изучать окружающую действительность. Сейчас он настоящий экспериментатор и исследователь.

Кроха активно ищет спрятанные в коробке любимые игрушки, находит применение старым предметам, пробует устанавливать причинно-следственные связи. К примеру, он может подолгу наблюдать, как выливается из ёмкостей вода, пересыпается крупа.

Поскольку младенец уже более подвижен и мобилен (некоторые детки пробуют ходить), за ним необходимо внимательно следить. Важное правило – убирать все представляющие опасность для малыша предметы повыше и подальше.

Основные игрушки для этого возраста:

Сортер – это развивающее игровое пособие, представляющее собой закрытый контейнер в форме дома, куба, почтового ящика, в котором имеются различные проёмы. Смысл игры – ребёнок опускает или геометрические фигуры, или силуэты зверушек в предназначенные для них прорези.

Сортеры обычно бывают 2 типов:

  • с фигурками, закрывающими проёмы;
  • с фигурками, проталкивающимися в прорези.

Для ребёнка младше годика следует подбирать игрушки с 3 — 4 отверстиями или углублениями. В ином случае кроха попросту не справится с игровым процессом, в результате чего «непонятная» игрушка плавно перекочует в корзину с ненужными предметами.

Само наименование игрового пособия «сортер» свидетельствует о принципе его работы. Ребёнок должен сортировать фигурки, то есть размещать предметы в прорези, ориентируясь не на свою силу, а на их формы, размеры, оттенки.

Такие упражнения помогают тренировать глазомер, моторную ловкость, логическое мышление, тонкие движения пальчиков, наблюдательность и усидчивость. Все эти качество пригодятся в развитии и совершенствовании речевых навыков.

Помимо этого, развиваются тактильные ощущения. Ребёнок, взаимодействуя с «волшебной коробкой», учится различать и узнавать оттенки и формы. Психологи убеждены, что такая игрушка также участвует в формировании творческих навыков. Ведь зная формы, малыши смогут скорее перейти через этап каракулей к понятным изображениям.

Именно в этом возрасте большинство детей делают первые шаги. Чтобы облегчить обучение и тренировку навыка ходьбы, производители игрушек предлагают специальные тележки-каталки. Они являются ещё одной точкой опоры, держась за которую, ребёнок начинает шагать.

Обычно такие каталки выполнены в форме зверушек, автомобилей или простых тележек. В некоторых устройствах имеются игровые панели, которые позволяют слушать музыку и изучать, к примеру, цифры.

Польза такого игрового приспособления состоит в развитии:

А вот к традиционным ходункам у многих специалистов отношение довольно негативное. Если ребёнок слишком много времени проводит в таком устройстве, то нельзя исключить проблемы с развитие опорно-двигательного аппарата в будущем.

Первый годик – важная веха в жизни малыша. Главное достижение 12-месячного карапуза – умение ходить самостоятельно, без родительской поддержки или дополнительной опоры. Для совершенствования равновесия стоит приобрести лошадку-каталку, толокар.

Дополнительно развивают вестибулярный аппарат и координированность движений мячи и игры с ними. Большой мяч дети толкают руками и ногами, бегают за ним, чтобы остановить. Небольшие мячики пригодятся для бросков и ловли. Это поможет развить дополнительно моторную ловкость.

Теперь мелкая моторика и ловкость стали ещё совершеннее. Годовалые ребятишки начинают специально бросать игрушки на пол, чтобы мама поднимала и снова давала их в руки. Этот фактор нужно учитывать при выборе игровых приспособлений для малышей.

Детям в годик обязательно понравятся металлофон и барабан. Они не только развивают слуховое восприятие, но и учат ребёнка учитывать силу воздействия при извлечении звуков.

Годовалые ребятишки любят возиться с пластмассовыми телефонами, комплектами игрушечной посуды. С этими игрушками кроха совершает те же действия, что и родители. Наверняка вы наблюдали, как малыши «звонят» по пластиковому мобильнику или «пьют» из пластиковой чашки.

Набор для песочницы – обязательная игрушка для годовалого человечка. Ребёнок, возясь с песком, развивает мелкую моторику и речь, учится держать совочек, что ему в дальнейшем пригодится при обучении пользованию столовыми приборами. Также идёт развитие творческих способностей.

Кроме того, ребёнку дают в распоряжении мягкие карандаши и мелки. Предметы, оставляющие след, вызывают восторг у маленьких исследователей. А регулярное «рисование» помогает скорее овладевать речью и навыками письма.

Не следует думать, что для полноценного развития ребёнка достаточно просто приобрести игрушку. Ни одно, даже самое полифункциональное и «навороченное» игровое пособие не сможет принести пользу для ребёнка, если не играть с ним.

И здесь есть свои правила, которые зависят от возраста младенца:

Если ребёнок не понимает, как играть с игрушкой, злится из-за этого, уберите этот предмет, а через некоторое время попробуйте вновь предложить поиграть. Скорее всего, в этот раз младенец примет ваше предложение и осилит прежде неразрешимую задачу.

Абсолютная безопасность – это, безусловно, основное требование к игровым пособиям для маленьких ребятишек. Не стоит безоговорочно доверять сертификатам и маркировкам, лучше обстоятельно изучить приглянувшееся изделие со всех сторон.

  1. Пластиковые игрушки не должны резко и неприятно пахнуть. Токсический «аромат» говорит об использовании некачественного материала. Приобретённые предметы из пластика необходимо обязательно промыть в мыльном растворе и тщательнейшим образом ополоснуть.
  2. Приспособления с царапинками и сколами сразу же стоит забраковать, даже если сама игрушка вам очень понравилась. Подобные недостатки свидетельствуют о низком качестве товара, что представляет угрозу для здоровья ребёнка.
  3. Резиновые элементы должны быть плотными, нехрупкими. Если они крошатся, от таких игрушек незамедлительно избавляются. Естественно, к резине предъявляются те же требования, что и к пластиковым изделиям.
  4. Игрушки из текстиля (особенно если они с наполнителем) нужно внимательно изучать на наличие протёртых швов. Распоротые нитки могут привести к тому, что ребёнок проглотит содержимое изделия и подавится.
  5. Деревянные игрушки должны быть без заусенцев. Вообще нежелательно давать изделия из дерева детям младше 6 месяцев, поскольку малыш может стукнуть себя краешком деревянного кубика по голове. А это грозит травмой.
  6. Перед покупкой также постарайтесь потереть приглянувшееся изделие для оценки качества прокраски. Покрытие не должно красить пальцы, линять, оставлять на кожных покровах ощущение жирного или воскового слоя.
  7. Откажитесь от приобретения игрушек с мелкими или хрупкими деталями. Малыши всегда тянут всё в рот, поэтому существует угроза того, что ребёнок откусит кусочек пластика и проглотит его.

Ребёнку необходимо играть с игрушками из различных материалов. Однако для младенцев предпочтительными являются приспособления, изготовленные из пищевого пластика. Они лёгкие, безопасные, поэтому не нужно будет беспокоиться, что младенец потянет их в рот.

Не секрет, что ребёнок до 12 месяцев (а то и старше) всё тянет в рот, в результате чего в организм могут попасть грязь и бактерии. Именно поэтому необходимо тщательно ухаживать за игрушками, которые всегда рядом с крохотным человечком. Каковы основные правила ухода? Всё зависит от материала.

Для дезинфицирования подойдёт следующий раствор: в литре воды растворяют четыре столовых ложки содового порошка. Также можно уничтожать патогенные бактерии с помощью разведённого уксуса. Поверхности протирают и спиртосодержащими жидкостями.

Игрушки, используемые на улице, дезинфицируют и обрабатывают несколько раз в неделю. Предметы для домашнего использования следует мыть единожды в неделю.

Итак, ребёнок с рождения и до года проходит впечатляющий «маршрут». Помочь с развитием смогут игрушки, но только если они подходят младенцу по возрасту.

Перечень игровых пособий для новорождённых и младенцев впечатляет. Но можно выделить «обязательные» игрушки, которые должны быть в каждом доме, где подрастает маленькое чудо:

Это минимальный набор развивающих игрушек для детей до года. Позже к нему присоединятся игровые пособия со шнуровкой, крупная мозаика, конструкторы, машинки, куклы, набор для песочницы.

Что означает хорошая игрушка? Прежде всего, она должна быть безопасной. Для этого нужно проверять надёжность сборки, качество материала. Также следует помнить, что качественные игровые пособия всегда реалистичные. Ну и, разумеется, игрушка должна соответствовать своему предназначению – погремушка шумит, резиновый утёнок плавает.

В первые 12 месяцев жизни ребёнка между игровой деятельностью и изучением окружающего мира специалисты ставят знак равенства. Игрушки помогают ребёнку до года освоить основные понятия, получить знания и навыки.

Однако следует понимать, что правильно выбранная игрушка – ещё не самое главное. Лишь общаясь с мамой и папой, играя вместе с ними, малыш сможет полноценно развиваться и испытывать желание исследовать окружающий мир. Так что будьте рядом и помогайте своему чаду!

Мобиль, несколько погремушек, примитивные деревянные игрушки, предметы с шариками, которые можно крутить, коврик с погремушками. Когда малышу исполняется 1 год, и он уже начинает делать первые шаги, ему нужны уже более сложные и разнообразные развлечения и совместная с родителями игра. Все-таки какие игрушки нужны ребенку в 1 год для гармоничного развития и веселого времяпрепровождения?

Предметы для игр с водой и песком

Так как ребенок в этом возрасте только начинает познавать окружающий мир и свойства материалов, то очень важной в 1 год является игра с песком, водой и другими схожими материалами. Такие игры не только являются очень занимательными для детей, ведь за ними они могут проводить часы, но и развивают мышление, помогают узнать окружающую среду.

Игрушки для водных игр

Поэтому так важно обеспечить ребенка интересными и красивыми вещами. Но какие игрушки нужны ребенку в 1 год для игр в воде?

  • Резиновые предметы (наборы мелких резиновых зверей: уточка с утятами, морская звезда, рак, осьминог, рыбки, жабки).

Такие игрушки чаще всего продаются со свистульками, благодаря которым они издают своеобразный свист. Но, исходя из опыта и отзывов многих мам, для годовалых детей лучше вытащить эти свистульки, ведь малыши в этом возрасте еще продолжают познавать мир в основном через рот, а позже вы их сможете вставить. Резиновые игрушки и так интересны детям в этом возрасте: их можно и катать по воде, и набирать в них воду, а потом выливать и брызгаться.

  • Плавающие заводные механизмы (лягушки, рыбки, утята и другие, которые так интересно перебирают лапками и плавают в воде).
  • Бутылочки разных размеров и форм, баночки и стаканчики, ведерки, лейки для переливания воды из одной в другую, наполнения. Такая игра, несмотря на простоту, является наверняка самой любимой для маленьких детей, да еще и не потребует лишних затрат от родителей.
  • Куклы-голыши, которых можно измазать, а потом умывать, купать и вытирать.

Игрушки для песка и двора

Не менее важной материей для познания окружающего мира для годовалого ребенка является песок, но какие игрушки нужны ребенку в 1 год для развлечений в песочнице и за ее пределами?

  • Ведерки, лопатка, грабли.
  • Формочки и пасочки разных размеров и форм.
  • Машинки: игрушки в виде самосвала, трактора, экскаватора.
  • Игрушечная посуда (тарелки, чашки, блюдца, ложки, чайник, сковорода, кастрюля).
  • Бутылочки с широким горлышком.

Все эти предметы сделают занимательную и познавательную песочную игру еще более интересной и увлекательной.

Образные игрушки: куклы и животные

Детям в этом возрасте уже очень важно играть с так называемыми условно-образными предметами (куклы и животные). Лучше всего, если они будут сделаны из разнообразных материалов (деревянные игрушки, резиновые, тканевые, пластиковые), также они должны быть разных размеров, цветов и фактур.

Все же необходимо при выборе таких вещей следовать некоторым правилам, чтобы игра годовалого ребенка была и безопасной, и интересной:

  1. Хотя детский мир - красочный и веселый, все же нельзя искажать реальные вещи. Кот не должен быть голубым или зеленым, а собака, рыбка - розовыми, ведь ребенок уже в этом возрасте все хорошо запоминает и впитывает как губка.
  2. Размер игрушки должен быть удобным для использования годовалым ребенком, оптимальной будет длина 15-30 см.
  3. Наиболее интересными для детей этого возраста являются говорящие и поющие игрушки, и пусть малыш еще не может разобрать слов, но ему все равно весело, когда он слышит, что не только окружающие его люди, но и игрушки умеют говорить и даже петь песенки.
  4. Куклы должны быть как безопасными, так и гибкими, чтобы их можно было запеленать, усадить, уложить спать и так далее. Хорошо, если на кукле есть разнообразные элементы для игры:
    - волосы с резинками и лентами, которые можно расчесать, заплести;
    - одежда: платье, костюм, носки, туфельки, которые можно снимать и надевать.
  5. Хорошо, если у ребенка есть плюшевые игрушки или мягкие по несколько штук одного наименования, но разных размеров, цветов: 2 кошки, 3 собачки, 5 кукол. Тогда малыш сможет уже сравнивать, в чем отличия того или иного животного, или различать, что эта собачка большая, а эта маленькая.

Есть ли различия между игрушками для девочек и мальчиков?

Какие игрушки нужны ребенку в 1 год, исходя из половых признаков? Считается, что малыши в этом возрасте еще не могут разделять себя на мальчиков и девочек. Часто мальчики играют куклами, посудкой, а игрушки для девочек - машинки и пистолетики. Ведь ребенок еще полностью не понимает предназначения и характеристик отдельных предметов, а просто нуждается в том, чтобы занять свои ручки для развития моторики и даже еще ротик для познания окружающего мира.

В годовалом возрасте самое главное для ребенка, чтобы игрушка была новой для него, яркой, красочной, развивающей, но безопасной.

Игрушки для развития годовалых детей

Развивающие игрушки для детей 1 года очень разнообразны и индивидуальны для каждого ребенка. Развитие у годовалого ребенка происходит гигантскими темпами. Главное в формировании навыков в этом возрасте - это развитие речи, физических и творческих способностей. Именно поэтому так важны сейчас подходящие по уровню развития разнообразные предметы, ведь малыш познает этот мир через игру и взаимодействие со своими родителями.

Есть определенные развивающие игрушки для детей 1 года, которые, по отзывам родителей, наиболее интересны и увлекательны для малышей и должны быть в арсенале каждого ребенка:

  • Пирамидка универсальна в своем использовании. Она научит и цветам, и формам, и размерам, а также поможет скоординировать движения, малыш поймет, где кольцо больше, а где меньше. До года ее можно использовать как набор колец, которые можно повесить над кроваткой и называть цвета.

  • Вкладыши. Такая игрушка - одна из самых любимых для детей. Она также научит цветам, понятию «больше-меньше». Такие стаканчики можно не только вкладывать один в другой, но и строить из них пирамиду, что развивает все виды мышления малыша.
  • Сортер также хорошо тренирует интеллект ребенка. С его помощью можно изучить геометрические фигуры, цвета и научиться вкладывать нужную фигурку в ячейку определенной формы.
  • Мяч, несмотря на свою простоту, хорошо развивает логику и координацию движений. Его можно поначалу катать, а затем и легонько бросать ребенку, а также весело ловить взрослому, чтобы малыш смог посмеяться.

Интеллектуальное развитие крохи

Для развития речевых и коммуникативных навыков уместными будут фигурки из разнообразных материалов (деревянные, мягкие и поющие игрушки) и карточки с животными, птицами, фруктами, овощами, продуктами питания. Только для игры с ними обязательно нужна помощь взрослых для пояснения и рассказа. Лучше ограничиться пока короткими, но понятными и неисковерканными объяснениями (собака лает «ав-ав», поросенок хрюкает «хрю-хрю», кот мяукает «мяу-мяу»).

Хорошо приучать до и после года малыша к книгам, только главное, чтобы они были сделаны из толстого картона, а также с яркими, четкими и красочными иллюстрациями. Ведь сейчас для малышей именно картинки и ваши пояснения к ним наиболее важны и необходимы. Конечно же, нужно учитывать индивидуальность ребенка и не заставлять сидеть за книгой, ведь один ребенок уже в год может сидеть и слушать сказки, а другой и секунды не усидит на месте.

Идеальной всех навыков не существует. Главное - нужно присматриваться к своему ребенку и четко понимать, чего же ему действительно не хватает, а не запрещать все подряд. К примеру, часто в этом возрасте дети начинают открывать все шкафчики и доставать оттуда посуду, одежду, строительные инструменты. Если у вас есть возможность, то нужно купить детскую посуду, уменьшенные аналоги бытовых приборов, инструментов для строительства и сложить в шкафчик, доступный для ребенка.

Игрушки-каталки и машинки

В годовалом возрасте, когда ребенок учится ходить, важным является не только гармоничное умственное развитие, но и физические навыки. В этом вам помогут разнообразные машинки-игрушки. К примеру, такая, как на фото ниже.

  • Большие машины с ручкой для вождения и веревкой, на которые можно не только садиться, чтобы покатала мама, но и возить своих любимых кукол и зверушек, опираясь на машинку, и катать за веревочку, волоча ее сзади.
  • Мини-коляска - это уменьшенная копия коляски для покупок в супермаркете на четырех колесиках. Дети, как правило, очень любят играть с ней, ведь ее можно не только катать, опираясь на ручку, и тренироваться в совершении первых шагов, но и катать плюшевые игрушки, игрушечные фрукты, овощи и прочие важные мелочи.
  • Каталки на палках помогают ходить малышам благодаря отвлекающим маневрам. Они могут быть в виде зверушек, вертолетов и просто колеса, но хорошо развивают равновесие и координацию движений.

Музыкальные игрушки

Музыкальные и поющие игрушки также оказывают позитивное влияние на развитие способностей малышей, а проводить время с ними очень весело и увлекательно, только обратите внимание, чтобы уровень звука таких забавных вещиц не превышал норму для детского организма. На рынке есть довольно большой выбор:

  • Музыкальные инструменты (пианино, гитара, барабан).

  • Он очень прост в использовании: легкое движение палочки по цветной пластинке извлекает красивый звук, а определенная последовательность нажатий создает красивую мелодию. С ним не только весело и интересно играть, но ксилофон также хорошо развивает и чувство ритма.

Может ли быть детская игра только забавой? Детский психолог немедленно воскликнет: "Ни в коем случае! Без игры невозможно полноценное развитие ребенка".

Детская игра - это в полном смысле слова исследовательская деятельность. Малыш основательно, всерьез знакомится с предметами окружающего мира - в первую очередь с игрушками.

Выбор игрушек для малыша никак нельзя пускать на самотек. Если годовалый человек целыми днями трещит погремушкой и не знает, что такое кубики, пирамидки, пищалки и пр., он наверняка отстанет в развитии от своих сверстников. Попробуем понять, как наилучшим образом организовать игровое пространство ребенка в течение первого года его жизни.

Игрушки для новорожденного

Новорожденному от 0 до месяца игрушки не требуются, поскольку вся его жизнь определяется исключительно контактами со взрослыми. А вот в период от одного до трех месяцев у ребенка формируются механизмы зрительного и слухового восприятия. Так, в месячном возрасте малыш не только фиксирует взгляд на лице взрослого, но и пытается за ним следить. В два месяца ребенка уже интересуют различные предметы, контрастные рисунки, узор на обоях. Почти все время, свободное от сна и еды, он что-то разглядывает, к чему-то прислушивается… Теперь самое время обеспечить малышу удобный материал для рассматривания и фиксации взгляда. Пусть это будут декоративные пятна чистого, яркого цвета (светло-красного, желтого, голубого, ярко-зеленого на сером или кремовом фоне). Пятна эти могут представлять собой геометрические фигуры или рисунки, наклеенные на стены или потолок. Можно еще подвешивать к потолку разноцветные фигурки на ниточках. Заметим, что дети в этом возрасте охотнее всего фиксируют взгляд на предметах желтого цвета. Следите за тем, чтобы в поле зрения ребенка не попало слишком много ярких объектов - это помешает ему сфокусировать зрение на каком-то одном пятне (рисунке) и хорошенько рассмотреть его.

Координация движений глаз - очередной этап развития зрительного аппарата ребенка. Здесь ему поможет специальная глазодвигательная гимнастика. Возьмите яркую погремушку и поместите ее на расстоянии 40 см от глаз ребенка. После того как он остановит на ней взгляд, отведите игрушку вправо, затем влево, вверх, вниз… Следите за глазками малыша. Если он "потерял" погремушку, повторите упражнение, только не переусердствуйте: занятие должно длиться не более двух минут.

Полезно вкладывать погремушку в ручку малыша (разумеется, она должна быть легкой и не слишком объемной). Ребенок еще не может играть ею, но постепенно, по мере развития двигательной системы, начнет подносить игрушку к лицу, затем намеренно помещать ее в поле зрения, чтобы получше разглядеть. И тогда игрушка начнет выполнять формирующую функцию, стимулируя целенаправленные движения и развивая координацию "глаз - рука".

Игрушки ребенку от 3 до 6 месяцев

В период от 3 до 6 месяцев набор освоенных ребенком движений расширяется: он может, например, не только дотянуться ручкой или ножкой до игрушки, но и докатиться до нее - в буквальном смысле слова. Значит, пора расширять игровое пространство - время от времени устраивать малыша на ковре или помещать его в обширный манеж.

Если прежде ребенок познавал мир с помощью зрения и слуха, теперь он старается ощупать тот или иной предмет. На этом этапе желательно, чтобы доступные ему игрушки были разнообразны по форме и фактуре. Можно предлагать малышу не только пластмассовые и резиновые игрушки, но и мягкие (при условии, что их легко чистить). Очень хороши звучащие игрушки - они как никакие другие стимулируют осмысленные движения. Если подвесить к кроватке колокольчик - малыш, двигая ручками или ножками, может раскачать кроватку, и колокольчик зазвенит. Ему понравится этот звук, и он захочет услышать его еще раз. Погремушки, которые крепятся к запястью как браслет, тоже побуждают ребенка шевелить ручками.

Поскольку в это время - от 3 до 6 месяцев - значительно расширяется арсенал движений ребенка, приходит пора обновлять ассортимент доступных ему игрушек. Резиновые зверьки-пищалки, куклы-неваляшки и примитивные музыкальные инструменты с крупными клавишами представляют для 5-месячного малыша неиссякаемый источник интереса - ведь они "живые". Они разговаривают, плачут, смеются, когда он прикасается к ним (опрокидывает, прижимает к себе и т.д.).

Такие простейшие занятия с игрушками способствуют установлению связей между отделами мозга, отвечающими за зрительное, слуховое, тактильное восприятие, а также за двигательные функции. Усилия, которые прилагает ребенок, пытаясь овладеть интересующим его предметом, и связанные с этим трудности формируют одну из важнейших человеческих способностей - действовать целенаправленно и осмысленно. Поведение ребенка с игрушкой в руках - это еще не игра, но уже настоящее, всамделишное исследование как предмета, так и возможностей собственного тела.

На этом этапе очень важно не перегружать внимание ребенка - дайте ему возможность разобраться с одной игрушкой и лишь после этого предлагайте другую. Здесь есть такой момент: ребенка больше всего привлекает новизна, и, чтобы знакомая игрушка не приедалась, время от времени прячьте ее. Через пару дней малыш будет радоваться ей как новой.

Игрушки для ребенка 6-9 месяцев

С 6 до 9 месяцев двигательные возможности ребенка обогащаются и усложняются. Он свободно перемещается на четвереньках и пробует вставать. Одновременно с этим развивается мелкая моторика рук: малыш пытается захватывать предмет не только ладошкой, но и щепотью, и пальчиками.

Прежде знакомство ребенка с предметами происходило как бы случайно - теперь его действия целенаправленны. Расширение кругозора маленького человека во многом зависит от взрослых. Это очень серьезное дело - показать ребенку, как обращаться с различными игрушками. Каким образом крутить барабанчик, как нажимать пальчиками на клавиши, как заставить мячик покатиться. В этом возрасте ребенок все еще возится с погремушками и пищалками, но интересны ему более сложные игрушки: машинки, раскладные книжки с яркими картинками (маленьким, но полным яростного интереса читателям не случайно рекомендуются книжки из плотного картона!).

Это особое время для родителей: выражение "за ним глаз да глаз" точнее всего обрисовывает ситуацию. Многие пытаются сдерживать двигательную активность ребенка из соображений безопасности (или не имея времени присматривать за ним). Но оберегать ребенка следует лишь от того, что для него действительно опасно. Учатся-то ведь на ошибках.

К 9 месяцам малыш понимает, что можно играть сразу двумя предметами. Например, если колотить одной игрушкой о другую, возникает звук (звон, грохот), и это ему ужасно нравится. Теперь он может наконец разобраться и с набором формочек, кубиками и пирамидками. Поначалу малыш будет разрушать собранные вами пирамидки и замки из кубиков, но через какое-то время обязательно попробует что-то соорудить сам. Для 7-9-месячных существуют специальные, из гибкой пластмассы конструкторы. Это, как правило, незамкнутые кольца, которые замечательно легко сцепляются (хотя дети почему-то больше любят их грызть).

К этому времени ребенку доступны простые игры со взрослыми: "ладушки", "ку-ку", "шу-у, полетели"… Попросите малыша указать (найти) ту или иную игрушку: "Где зайка?" Если ребенок вас не понял или затрудняется с ответом, помогите ему: "Да вот же он, зайка!"


Игрушки для ребенка 1 года

Величайшее достижение в жизни годовалого ребенка - ходьба без поддержки, то есть обретение чувства равновесия. В этот период (и даже раньше, после 9 месяцев) день ото дня совершеннее становится мелкая моторика рук. Если раньше ребенок случайно ронял игрушки, теперь он делает это намеренно. Возникает игра, утомительная для взрослого, но бесконечно привлекательная для малыша: он снова и снова бросает слоника, а терпеливая мама снова и снова поднимает его.

Годовичок уже владеет обеими руками: вкладывает формочки одну в другую, нанизывает на стержень кольца пирамидки, раздевает и одевает матрешку.

Любимая всеми юла - как раз для годовалых, а также металлофон и барабан. Осваивая их, ребенок учится, помимо прочего, рассчитывать силу удара для извлечения разнообразных звуков.

Именно сейчас ребенка следует знакомить с огромным для него миром квартиры или комнаты, с предметами домашнего обихода. Ему нужно показать, как обращаться с водой, с посудой (небьющейся, разумеется). Чем раньше он начнет постигать эту сторону домашней жизни, тем безопаснее будут его игры.

Годовалый ребенок бурно радуется таким игрушкам, как пластиковый телефон, наборы кукольной посуды, кукольная парикмахерская. Ему это тем более интересно, что в это время он изо всех сил обезьяничает - стремится копировать взрослых. Мама причесывается - и дочь лепечет, требуя расческу. И еще: в этом возрасте дети любят все проверять на прочность, поэтому игрушки (любые предметы, которыми малыш занимается) не должны ломаться и уж тем более разбиваться.

Поскольку в этом возрасте ребенок учится владеть телом, с ним надо играть в игры, формирующие чувство равновесия и координацию движений. Лучше всего координируют движение игры с мячом: маленький мячик можно бросать и ловить, большой - толкать ручками и ножками, бежать за ним, догонять его и останавливать. Очень хороши насаженные на длинную палку бабочки (божьи коровки, стрекозы) на колесиках, которые малыш катит перед собой.

Качели, прыгунки, лошадка-качалка - отличные объекты для развития чувства равновесия (конечно, раскачиваться на лошадке можно только с мамой - она и посадит, и покачает, и снимет).

Необычайно интересны малышу игры с "водоплавающими" игрушками - уточками, рыбками и пр. А играм в песочнице вообще нет равных: годовалый человек способен часами пыхтеть над формочками, пересыпая песок из одной в другую. В это время ему остро необходимы собственное ведерко, совок и грузовичок-самосвал. Выпекание куличиков из песка, то есть активное и осмысленное формообразование, - настоящий акт творчества, один из первых шагов на пути развития творческого мышления.

Кстати, годовалому ребенку уже можно дать в руки карандаши-полицветы и бумагу, а собирая его на улицу, сунуть в кармашек курточки мелки. Когда до него дойдет, что эти предметы оставляют след, ему станет жгуче интересен результат манипуляций ими. Детские каракули - совсем не то, что вкладывают в это понятие взрослые. Это первая попытка опознать и хоть в малой (младенчески малой) степени осознать мир. Кроме того, каракули формируют скоординированность системы "глаз-рука".

Резюмируем: в первый год жизни ребенка между игрой и познанием окружающего мира можно смело ставить знак равенства. Позднее наступит время сюжетно-ролевых игр, и тогда отношение ребенка к игрушкам станет иным. А сейчас жить и играть для него - одно и то же.

Внимание!

  • Игрушки не должны легко ломаться, разбиваться. У них не должно быть мелких деталей, которые могут попасть малышу в рот или в нос.
  • Мягкие игрушки можно давать ребенку только в том случае, если их легко чистить.
  • Когда ребенок начнет осваивать пространство комнаты, оберните чем-нибудь мягким острые углы мебели, закройте электророзетки, уберите с пола провода.
  • Входя в комнату, не забывайте, что за дверью может оказаться малыш.
  • Смотрите, чем играет ваш маленький. Среди его "игрушек" может оказаться не только вполне безопасный мамин тапочек, но и шуршащий полиэтиленовый пакет (который ребенок непременно попробует надеть на голову).

Ольга Семенова нейропсихолог

Статья предоставлена журналом "Семейный доктор"

Обсуждение

Да мне кажется у каждого ребенка по возможностям родителей

Спасибо за полезную информацию. Единственное не соглашусь что годовасику нужны качели, прыгунки.
Для них могут подойти машинки каталки, например как тут [ссылка-1] , но остальное перечисленное подойдет только более старшеньким, примерно от 2 лет...ну, это мое мнение...

Отличная статья! Спасибо

У нас в почете те что можно катать,да и до сих пор любит с такими играть. Музыкальные тоже любит. Недавно купила ей зеркало игрушечное чикко, нам 1,2, рекомендует фирма производитель игрушку с 6 мес. Впечатление положительное. Кнопока- сердечко нажать и музыка играет милая, да еще и личико Белоснежки появляется - забавно очень. Оно так и называется " волшебное зеркало белоснежки ",цена так же адекватная

Хорошая, четкая, доступная статья для начинающих "мам" и медикам для просветительной работы с беременными

26.12.2008 12:10:58, Любовь

Спасибо за интересную статью. Раз мы в рубрике до года, то хотелось бы так же обнаружить здеь информацию о развивающих и возможных играх для каждого трехмесячного периода до года.

06.12.2007 16:38:15, Yana

Спасибо за советы, много интересной и полезной информации.

07.06.2007 23:39:37, Екатерина

интересно, но мало... хотелось бы узнать подробнее как играть с малышом 2 месяцев...

11.08.2006 15:02:48, ольга

Комментировать статью "Какие игрушки нужны ребенку"

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Я очень много статей поначитывалась про полезные игрушки для деток. Понятное дело, что для малышей не нужно покупать ничего...

Обсуждение

Я очень много статей поначитывалась про полезные игрушки для деток. Понятное дело, что для малышей не нужно покупать ничего пластмасового, острого, неприятного на ощупь и так далее. Я вот сейчас в восторге от вязаных игрушек, у моих целая коллекция и могу рекомендовать их даже как развивающие. Там такая неоднородная структура, что дети сидят и пальчиками перебирают эти петельки и им нравится - хохочут, да и качество, мне кажется хорошее. Я покупала в магазине [ссылка-1] , может кому пригодится (там и для сына брала Бэтмена и для дочки), но в интернете сейчас много игрушек ручной работы, просто этот магазин проверенный.

14.11.2018 00:58:00, mamusyakat

У меня младшая очень любила ботиночки ТЛ в вашем возрасте. Думала, ей неинтересно буде, игрушка простая достаточно. Так она взяла и реально научилась сама завязывать шнурки, для сада потом пригодилось. Вот такие: [ссылка-1]
Теперь в наследство мелкой остались, она уже тоже начинает проявлять к ним интерес)

Игрушки и игры. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Требуются игрушки для детей, больных раком. Отзовитесь! Нужны игрушки в коробку храбрости В наших детских больницах есть одна гениальная вещь.

Обсуждение

Последние наши супер-хиты:
- пазлы контурные,Castorland. Есть наборы из 4х картинок из 3-9 деталей. Предложила сын в 2г9мес, очень понравилось. Может долго собирать. Сейчас из 15 собирает. Уже штук 7 разных наборов есть.
- робокар Поли от Silverlit. Он трансформируется легко из машинки в робота. 10 см примерно. Сын просто не выпускал его из рук. Заказала еще дргих героев мультика. Хотя сын вообще не был фанатом мультика, но в магазине игрушка понравилась, сам выбрал.
-робот тоже от Silvrlit, программируемый. Не могу назвать его супер-хитом, но сыну нравится. Его вообще тема роботов сейчас увлекает (ровно в 3 года).
-пожарная машина Bruder. Мигает, брызгает, сигналит. Качество на ура!

Девочка 2,5 - пожарная машина из Поли-робокара - наше все. Ещё любит всякие книжки с тестами и заданиями и мозаики, и красками рисовать.

Нервничает когда играет с игрушками. Игрушки. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Я помню ещё по старшей дочери, что наступает такой период, когда ребёнок нервничает во время развлечения игрушками.

Обсуждение

У нашей старшей не было пустышки (сначала муж был против - мол, она такая маленькая (2470 при рождении), что с любой соской как хоккейный вратарь в шлеме с забралом - не дал, короче, мне ребенка сразу приучить, а когда сам начал вешаться от детского ора из-за колик, уже было поздно - девочка напрочь отказывалась от любых пустышек). Так вот она сама себе в качестве "успокоительного" определила тряпочку - я такими всегда все вокруг нее устилала, чтобы вытирать срыгивания, коих было много. И с такой тряпочкой первые год-полтора она не расставалась практически, всегда ее искала в "критические" моменты и утыкалась в нее пятачком, нюхая и как-то причмокивая языком) А позже тряпа прописалась в детской кроватке, служила снотворным и жила там до Вивиных лет пяти.

РАЗВИВАЮЩИЕ игрушки для 1.6-2 года. Дамы, милые, подскажите какие развивашки, именно Вещи для новорожденного - коляска, кроватка, слинг. Игрушки для ребенка своими руками - погремушка, бусы, мобиль. Развитие ребенка до 1 года: какие нужны игрушки?

Через некоторое время после рождения ребенка, дом большинства чадолюбивых родителей превращается в настоящий склад игрушек.

Игрушки покупаются потому что:

  • развивающие. Якобы какой-то навык без такой игрушки не разовьется вовсе;
  • прикольные. «У меня в детстве такой не было»;
  • привлекла внимание ребенка в магазине. Как не порадовать малыша?
  • дешевые: «Пусть будет»;
  • на подарок. Родственники и друзья особенно любят дарить мягкие «пылесборники» в виде зайцев, медведей и т.д.

Порой приходится идти на различные ухищрения для того, чтобы ребенок поиграл в игрушки! Например, популярный совет — спрятать игрушку на пару месяцев и снова достать под видом новой.

Впрочем, для годовалого ребенка этот совет не подойдет. Спрячь вы погремушку или прорезыватель (грызунок) на пару месяцев, велика вероятность, что позже такой предмет игрушечного обихода не понадобится вовсе.

Лучшая игрушка — мяч

Самый легкий надувной мяч вроде пляжного (не шарик, который легко может лопнуть и напугать малыша) и обычный резиновый мяч. Это основа для многих игр, стимулирующих физическое, сенсорное, мелкомоторное, музыкальное, социальное развитие.

Различные варианты специальных сенсорных мячиков — тоже прекрасный вариант, хоть и не обязательный.

Развивающая игрушка — пирамидка

Пирамидка интересна детям с полугода до трех лет! Это не значит, что ребенок будет играть в нее каждый день и одинаково, но интерес грызть игрушку, нанизывать кольца, сначала просто попадая на штырек, а потом в определенном порядке, а потом снова хаотично — что получится? — сохранится надолго. Пирамидка — прекрасная развивающая игрушка и наглядное пособие для изучения цветов и размеров, тренировка усидчивости.

Самое опасное в пирамидке — штырек, поэтому многие родители выбирают текстильный аналог, правда играть с ним сложнее. Самые простые пластмассовые и деревянные пирамидки также не должны быть обойдены вниманием родителей.

Яркая деревянная пирамидка «Радуга. Круги «

Есть пирамидки со звуковыми эффектами, кольцами разной формы, «набалдашниками» в виде голов животных — все эти дополнения интересны, но не обязательны.

Хороший вариант: пирамидки-стаканчики , из которых можно соорудить высокую башню. Такая игрушка помимо логичной строительной игры пригодится для сюжетно-ролевых игр, игр в воде и песочнице. Сечение пирамидки со стаканчиками может быть круглое, квадратное, треугольное. Для самых маленьких, конечно, подойдет именно круглое — такие стаканчики легче стыковать.

Кубики — обязательная развивающая игрушка

Достойные аналоги Lego Duplo встречаются на Aliexpress. Мы покупали конструктор — разница с оригиналом видна, но она не критична.

Аналог Lego Duplo на Алиэкспресс

Другие развивающие игрушки

В развитии ребенка посредством различных методик, пособий, игрушек важно найти свою «золотую середину». Популярное «раннее развитие» — всего лишь модное увлечение родителей, взрощенное маркетологами детских товаров. Но и полагать, что «само вырастет» и «в садике научат» — наивно и безответственно.

Машина-каталка — лучший подарок на 1 год

Машина каталка — лучший подарок, который можно заказать родственникам или друзьям, досаждающим с вопросом: что вам подарить ?

Во-вторых, машинки нравятся как мальчикам, так и девочкам, как уверенно ходящим, так и только осваивающим эту функцию, подходят для игры дома, на даче, на улице.

В-третьих, это игрушка не на один год. Дети постарше с восторгом прячут игрушки в «багажное отделение», обычно располагающееся под сиденьем. Трехлетняя девочка может катать кукол, мальчик — играть в «большую» машинку.

Прекрасным альтернативным вариантом может стать каталка-ходунки .

Кукла — обязательная игрушка для ребенка 1 года

Кукла — как отражение собственного «я», миниатюрная копия настоящего малыша — нужна каждому ребенку вне зависимости от гендерной принадлежности.

По кукле ребенок учится показывать части тела, использует в первых сюжетных играх, с их помощью подражает взрослым и развивает речь, стимулирует эмоциональное развитие.

Неплохо, если к кукле прилагается кукольная коляска. Вы замечали, что самыми активными пользователями кукольных колясок среди малышей-годовасиков являются мальчики? Девочки активнее интересуются колясками ближе к 3 годам, когда сюжетная игра с куклой становится разнообразнее и совершеннее.

Самая простая первая кукла для годовасика — пупс 35-42 см «ростом» с крупными чертами лица, без волос и половых признаков. Мягконабивного пупса удобнее держать в руках и укачивать, полностью пластикового (резинового) можно купать. Полезная функция, которая почему-то отсутствует у многих красивых современных кукол, даже дорогих — закрывающиеся глазки лежащего кукольного «младенца».

Куколка Baby Annabell с бутылочкой мягконабивная с закрывающимися глазками, 36 см

Фигурки людей и животных

Деревянные фигурки приятны на ощупь, экологичны, приятно пахнут, нравятся родителям в противовес пластиковым «монстрам»; зато резиновые и пластиковые можно купать и выносить на прогулку, не боясь запачкать.

Разнообразные фигурки, начиная от обязательного ностальгического резинового утенка для купания и заканчивая крупными наборами диких/домашних животных — подойдут для игры ребенка 1 года как нельзя лучше.

Детская игрушка появилась очень давно. Так, к примеру, известной каргопольской глиняной игрушке уточке - свистульке историки насчитали 5 тысяч лет. Но наверняка игрушки существовали и 10 тысяч лет назад, и даже больше, а до нас не дошли потому, что были сделаны из непрочного материала - глины, соломы, дерева. С древнейших времен игрушка помогала ребенку адаптироваться к жизни взрослых, развивала в нем качества, которые пригодятся ему в дальнейшем.

С самого рождения малыш знакомится с объектами окружающей среды, их свойствами и особенностями. На первых порах это познание происходит через непосредственные наблюдения, а также с помощью и игрушек и игр. Понимая важность игрушек в развитии личностных свойств и качеств ребенка, их нужно подбирать таким образом, чтобы они становились для него первой увлекательной «энциклопедией», помогающей познавать мир вещей, природы и человека.

К подбору игрушек нужно подходить ответственно. Они должны с одной стороны увлекать и занимать ребенка, а с другой – развивать, обогащать его личность, не искажая представления ребенка о мире До двух-трех месяцев малышу нужны яркие разноцветные игрушки, которые подвешиваются над его кроваткой или коляской таким образом, чтобы ему было удобно на них смотреть, следить глазами за их движением, когда игрушки покачиваются. Для ребенка в возрасте четырех-пяти месяцев игрушки уже следует подвешивать пониже, так, чтобы он, случайно натолкнувшись на них руками, мог ощупывать и захватывать их.

Ребенок постарше, видя игрушку, подвешенную на небольшом расстоянии от его груди, сам тянет к ней руки. Для этих целей нужны различные по форме, образам, цвету подвески, которые могут обладать звуковыми, световыми, двигательными эффектами. Задача родителей обращать внимание малыша на эти особенности, называть их. Достижением малыша четырех-пяти месяцев является умение хорошо хватать игрушку и долго заниматься ею. Игрушки, подвешиваемые над кроваткой или манежем, должны быть сделаны из разных материалов (пластмасса, дерево, ПВХ, ткань), иметь разные цвета и геометрические формы. Это могут быть и какие-то образы: бабочки, рыбки, солнышко, домик и т.п. Главная цель действия ребенка с игрушками в этом возрасте - исследование ее разнообразных особенностей - формы, цвета, звука и т. п.

Первые игры обязательно должны проходить с участием родителей. Малыш охотно их слушает, отвечает на их реплики, повторяет или продолжает действия с игровыми материалами. Когда ребенок уже хорошо научиться хватать и подолгу заниматься игрушкой, подвешенной над кроваткой, его нужно начинать учить переворачиваться со спины на живот. Конечно, это удается ему не сразу, нужно помочь малышу в этих попытках. Можно предложить ребенку резиновую кошку, лошадку, собачку, другие фигурки или погремушки, которые легко удерживать в руке. Стремясь к игрушке, ребенок сможет выполнить нужное действие.

Специальные «Игровые центры», подвешиваемые на стенках кроватки то с одной то с другой стороны, позволяют ребенку действовать самостоятельно, извлекая из его компонентов - образов различные звуки, добиваясь включения или выключения световых эффектов. Ребенок, выполняя таким образом разнообразные движения, довольно быстро начинает самостоятельно поворачивать с боку на бок, а затем садиться, ползать. Для такого подросшего малыша хорошо на время игр иметь детский стульчик с достаточно большим столиком, манеж, в котором по стенкам вешают игрушки. Немного. По одной с каждой стороны.

С семи-восьми месяцев, когда ребенок уже может ползать, его следует разрешать это делать и спускать на пол, на чистый хорошо моющийся ковер или специальную подстилку. Хорошо зарекомендовали себя в период плоскостные, так называемые «развивающие коврики», на которых изображены полуобъемные игрушки, которые при надавливании на них издают различные звуки: корова мычит, лягушонок квакает, паровозик - гудит. Эти необычные эффекты надолго привлекают внимание малыша, побуждают его вновь и вновь повторять действия за взрослыми, подражать голосам животных.

Родителям необходимо помнить, что игрушка должна быть безопасной для малыша - не меньше 4 см. в диаметре, не иметь мелких деталей, чтобы он не смог ее проглотить. У игрушки не должно быть острых углов и мелких деталей. А материал, из которого сделана игрушка, должен быть токсически безопасным. Обратите внимание на то, чтобы на игрушках не облизала краска, лак.

В одиннадцать - двенадцать месяцев малыш уже делает свои первые шаги. Заинтересовать и помочь ему в этом также можно с помощью игрушки. В этом возрасте ребенку особенно интересны вещи, при воздействии на которых возникают различные эффекты - шум, треск, грохот, звуки голоса животного. Маленький ребёнок в этом возрасте - большой исследователь. Ему нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия, открывать и закрывать крышки или дверцы. Эти действия нравятся малышам, удовлетворяют их потребность в познании и действии.

Для забавы малыша подойдут заводные и механические игрушки - «клюющая» курочка, играющий на балалайке медведь, передвигающийся бычок, паровозики, шарики и мячики. В этих играх особая роль отводится взрослым. Родители, улыбаясь, называют малышу игрушку, ее свойства, объясняют свои действия, побуждают его к эмоциональному отклику. Малыш с большим удовольствием будет рассматривать игрушки в виде животного - глазки, носик, различные яркие детали наряда: бантики, шляпу и т.д. К

огда ребенок научиться устойчиво стоять на ногах, ему понадобятся игрушки, которые можно тащить за собой на веревочке или катить перед собой. Он с интересом наблюдает за действиями игрушечных котят, которые по мере движения игрушки-каталки поочередно высовывающихся из башмачков, порхающих бабочек, подпрыгивающих медвежат. Ему будет интересно везти за собой лошадку, потянуть за кольцо и извлечь звуки, напоминающие ржание (звуки не должны быть слишком резкими, пугающими).

Через игрушки происходит ознакомление с миром животных. Для этого можно купить ребенку фигурки, изображающие разных его представителей - диких и домашних животных. С ними он будет охотно заниматься в комнате, в ванной, на прогулке. При покупке таких игрушек взрослым нужно обратить внимание на их свойства: величину, цвет, форму, способность двигаться, издавать звуки и пр. - все это обогатит представления ребенка об окружающем мире.

До двух лет ребенка не занимает эмоционально-смысловое значение игрушки. Его интересует, что с этой игрушкой можно делать. Отмечено, что дети этого возраста любят подолгу повторять действия с одним и тем же предметом. Это объясняется тем, что они проявляют интерес к его разным свойствам. Малышу интересно узнавать, что кубики можно не только ставить один на другой, но и приставлять один к другому, грузить на машину, укладывать в коробочку и закрыть. Если вы заметите, что ваш ребенок играет подобным образом, не прерывайте его, не считайте такие действия пустыми и однообразными. Они помогают малышу увидеть новое в знакомых предметах, подняться на более высокий уровень обобщения своих знаний. Вы и сами можете поддержать интерес ребенка к разному использованию знакомых предметов и игрушек, показывая ему, что можно с ними делать.

К трем годам ребенок приобретает определенный игровой опыт. В начале игры он может определить, какая игрушка или предмет ему будут нужны, как он их будет использовать и что в результате получит. Знания, приобретенные малышом в ходе ознакомления с предметами окружающими его, он переносит теперь на свои игры. Например, научившись пользоваться ложкой во время еды, малышка воспользуется ею при кормлении куклы. Поэтому перед очередным походом в магазин игрушек родители должны продумывать, какой должна быть новая игрушка, чтобы продолжить занимающую ребенка игру (посуду для куклы, гараж для машины).

Дети в возрасте от полутора до двух с половиной лет любят игрушки, изображающие домашних животных, знакомых персонажей сказок, героев веселых потешек: собачку и кошечку, петушка и курочку, коровку и лошадку, свинку и овечку, уточку. Дети от двух с половиной до пяти лет уже предпочитают играть с игрушками, изображающими диких животных (волк, медведь, лиса, кабан, тигр). Хотя это во многом связано с теми знаниями и представлениями, которые из книг, из рассматривания иллюстраций. Для формирования положительного отношения к игрушке и животному, которого она изображает, обратите внимание на оформление - слоник в фартучке, зайчишка в штанишках, кошечка в шляпке, петушок в сапожках, то есть животных, имеющих человеческие черты и отражающих деятельность человека. И в этом случае важную роль играет пример взрослого, который может показать, как играть с игрушечными животными, вызывая бережное отношение к животным. Для развития этих игр ребенку нужны специальные предметы (атрибутика) по уходу за животными - расческа для расчесывания гривы, мисочка для кормления, маленький домик. Можно вместе с ребенком ухаживать за игрушечным животным - кормить его, укладывать спать, гулять с ним и т.д.

Игра - единственный вид деятельности, в которой ребенок может проявить инициативу и самостоятельность. Поэтому проявление активности ребенка в игре должны всячески поддерживать родители. В квартире обязательно должно выделить ребенку место для игр, для хранения игрушек.

Родители сами должны с удовольствием играть с малышом. Мальчики с заметным интересом наблюдают за действиями папы, связанной с техникой, а затем и сами начинают играть с машинками. Их завораживает и железная дорога с паровозом, и вагончиками, на которых разместились игрушечные зверюшки. Так игра и игрушка помогает в формировании положительных эмоций, установлении контактов между ребенком и взрослым.

О кукле необходимо сказать отдельно. Интерес к ней проявляется в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда, укладывание спать). Эти игры занимают и мальчиков, и девочек. Это происходит прежде всего потому, что они ежедневно наблюдают родителей за этими занятиями и воспроизводят их в игре. Для развития подобных игр у ребенка должны быть игрушки в виде бытовых вещей: чайная и столовая посуда, ванночка, лоскутки, телефон, сумочка, коляска и т. п.

Фигурки людей и животных, различные предметы игрового обихода приобретаются и вносятся в игру постепенно: сначала более знакомые, простые, затем требующие большего опыта ребенка, воображения. Играть с куклой дети начинают постепенно, обучаясь у папы или мамы - партнеров по игре. Последние придумывают новые сюжеты для этих игр - знакомство с куклой, кукла обедает, кукла ждет гостей и т.п. В этих играх решаются такие важные задачи, как ознакомление ребенка с предметами, их свойствами, назначением, развитие речи. Во время включения в игру новой или старой, но подзабытой игрушки родители должны спросить: знает ли ребенок, как она называется, показать как и где с нею можно играть: на полу, на столе, в ванной. Затем игрушка, которая заинтересовала малыша, передается в его свободное пользование.

Если родители замечают, что ребенок вот-вот перестанет играть, так как уже хорошо освоил игрушку, они могут предложить ему другую игровую ситуацию. Например, предлагая пластмассовые фрукты, говорят ребенку: - «Мы купили по дороге яблоки, покормите свою дочку!». Дети легко, как будто только этого и ждали, принимают предложение, и игра продолжается. Игрушки для детей младшего дошкольного возраста должны быть пригодны для купания, кормления, укачивания и т.д. Особенно важным является «подвижность» игрушки - то есть возможность ее посадить, положить, поставить. Они гораздо больше привлекают детей, чем игрушки, сидящие в фиксированной позе. С «подвижными» игрушками малышам интереснее, с ними можно играть в самые разные игры.

Игрушки, которые уже не привлекают внимание детей, убирают. Через некоторое время их снова можно дать ребенку, и они вновь будут радовать и побуждать малышей к игре. Во время прогулки двухлетнему малышу можно дать игрушечные лопатку, совок, деревянный молоточек и показать, как ими работают. Одновременно с показом надо объяснить словами, что можно делать тем или иным предметом. Например, вы говорите: «Лопаткой можно копать землю, снег, рыть канавки, насыпать в формочки песок» и демонстрируете, как это делается. После того как ребенок научился действовать этими предметами, нужно придать игре целевой характер. Например, предложить малышу построить «гараж» для машины, очистить от снега «строительную площадку».

Если вы будете лишь со стороны наблюдать за игрой, она очень скоро станет примитивной: перейдет в беспорядочное разбрасывание песка лопатой или просто прекратится. Для развития у детей не отрывочных, а системных знаний об окружающем мире необходимы игрушки, способствующие объединению разрозненных сведений о животных, среде их обитания, повадках.

Для дальнейшего развития дошкольника необходимы игровые комплекты сомасштабных, взаимодополняющих игрушек: конюшня с лошадками и жеребятами, птичий двор, свинарник, автопарк и т. п. Наборы таких игрушек, малыш воспринимает как единую систему. Подобные комплекты (объемные и плоскостные) могут использоваться для настольных игр при постановке русских народных сказок, песенок, потешек. В семье необходимо иметь, а со старшими детьми уже и мастерить, несколько комплектов для театрализованных игр. Маленькие спектакли, разыгрываемые с их помощью, сделают досуг ребенка содержательным, помогут вспомнить и пересказать знакомые сказки или истории. А это важно для развития речи, установления контакта с окружающими, преодоления свойственного детям эгоцентризма.

Дети с 4-летнего возраста отдают предпочтение реалистичным игрушкам. Они также представляют познавательный интерес для детей, заключающийся, например, в том, что разные предметы, в том числе и игрушечные животные, могут быть сделаны из разных материалов. Так в играх с игрушками развивается познавательная деятельность, нравственное и эстетическое отношение ребенка к окружающему миру. Подбирая игрушки для дошкольника, важно помнить, что они должны быть доступными и разнообразными, по форме и назначению, а также эстетически привлекательными. Для правильного развития ребенка игры надо усложнять постепенно, в соответствии с уровнем развития игровой деятельности.

Для поддержания настроения и здоровья важно иметь в доме игры и игрушки для занятий спортом: мячи, велосипеды, самокаты, «скакалки» и т.д. В погожий день хорошо всей семьей поиграть в кегли, в футбол, волейбол, настольным теннисом и т. п. С помощью игры и игрушки малыш открывает для себя мир. Его жизнь становится разнообразной, богатой событиями и впечатлениями. Во время игры ребенок учиться общаться, выигрывать и побеждать, радоваться своим достижениям и успехам близких, заботиться и проявлять внимание.

Первые знания, навыки общения, опыт трудовой деятельности малыш получает именно в игре. Поэтому игрушки ему необходимы. Это не должны быть «навороченные» джипы и трехметровые львы – такие вещи культивируют в ребенке лишь необоснованное чувство превосходства над другими детьми, но не способствуют его познавательному, физическому и социальному развитию. Они должны соответствовать возрасту ребенка и стимулировать его интерес к жизни и творчеству.

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже могут играть самостоятельно, подолгу.. Они сами выбирают игрушки, создают игровую обстановку, развивают сюжет игры. В этом возрасте у них отмечаются определенные игровые предпочтения. Поэтому перед походом в магазин уже можно вместе с ними продумать, что им нужно для игры, каких игрушек не хватает. При этом, опять же, следует обратить внимание не на отдельные, не связанные между собой игрушки, а на дополнение уже имеющихся для развития сюжета игры. Однако вовсе не следует увлекаться заменой игровыми эквивалентами каждого предмета в доме. Достаточно предложить ребенку прием игрового замещения недостающего предмета для развития игрового замысла: - протянуть - кирпичик из строительного набора и сказать: - «Возьми сковородку, испеки оладушки» или - «Вот мыло, помой кукле ручки, она их испачкала».

В каждом доме найдется много предметов, которые помогут на время игры заместить недостающие предметы: кухонная скамейка может стать плитой, диванные подушки - кроваткой и т.п. Для развития темы и сюжета игры можно последовательно приобретать игровые наборы определенной проблематики. Хорошо, если предварительно, родители прочитают с ребенком книжку или посмотрять видео-фильм соответствующей проблематики. Так можно расширять представления ребенка об окружающем мире.

Во время купания, прогулки, отдыха на даче. ребенку нужны соответствующие игрушки. Особо значимы игрушки для подвижных игр. Девочки увлекаются игрой с прыгалками, резиночками, мячами. Мальчики любят кататься на велосипедах и самокатах, роллерах. Для реализации потребности ребенка в движении хорошо иметь кегли, кольцеброс, серсо, ракетки для игры в теннис, мишень для метания в цель. С увлечением будут играть мальчики с водоплавающими игрушками, управляемыми по радио: - катера, корабли, лодки. Хорошо, если их можно собрать самим из деталей конструктора. Сколько же для этого ему нужно игрушек? Да в общем-то немного! Главное, чтобы они были разными, будили фантазию, развивали способности, побуждали к игре и нравились самому ребенку.

Какая игрушка нужна вашему малышу

Возраст ребенка Развивающее значение игрушки Наименование игрушек и комплектов Значимые свойства и характеристики
От рождения до 1 года Формирование ориентировочной активности, комплекса оживления Подвески
Погремушки
Колечки
Активный центр
Активный коврик
Фигурки животных
Игрушки-вкладыши
Разного цвета, формы, величины с различными эффектами звука и движения
ПВХ, среднего размера
Развитие движений Каталки
Машинки
Кубики
Мячи
На палочке, на веревочке.
пластмассовые
Знакомство с окружающим миром Куклы
Фигурки людей и животных
Предметы игрового обихода (кроватка, коляска, ванночка для куклы)
Посуда (кухонная, чайная)
Машины, велосипеды
Из ПВХ
В рост ребенка
Соразмерные руке ребенка
С различными устройствами,
в рост ребенка
От 1 года до 3 лет Развитие действий с предметами Пирамидки, матрешки, бочонки
Кубики– вкладыши(миски, бочонки)
Пластмассовые, различной формы, образов, цветов
Развитие сенсорного опыта ребенка Кубики с картинками, конструктор, пазлы,
Мозаики среднего размера
Игры со шнуровками,
Наборы для игр с водой, песком
Познавательное развитие Игрушки в образе животных (наборы: рыбки, птицы; домашние, дикие и т.п.)
Детское лото, домино (животные, растения, предметы)
Социальное развитие ребенка Кукла, набор мебели, посуды и других предметов быта
Развитие движений Транспортные игрушки, соразмерные им наборы фигурок людей и животных
Мячи, кегли, каталки, качалки, велосипеды
Крупногабаритные, образные, с игровыми свойствами.
Большой и маленькие
Развитие слуховых восприятий Игрушки с музыкальными эффектами и в образе музыкальных инструментов.
Развитие положительных эмоций Игрушки-забавы (клюющие курочки, медведи-лесорубы и т.п.) Народные игрушки из дерева
От 3 до 5 лет Интеллектуально – познавательное развитие Различные настольные игры
Пазлы, мозаики, конструкторы
Строительные наборы
Наборы фигурок и предметов, отражающие жизнь людей в разных ситуациях, профессий, историю, по мотивам детской литературы
Из различных материалов.
Различные способы соединения деталей
Из различных материалов, объемные и плоскостные
Социальное развитие Тематические комплекты для театрализованных игр
Комплекты для игр с транспортной игрушкой (железная дорога, автомобили, самолеты)
Предметы для игры с куклой
Набор для игр «Маленький доктор», водитель, летчик и т.п.
Мини – футбол, баскетбол и т.п.
Готовые и самодельные
Постепенно усложняющиеся по видам, роли человека в их использовании
Среднего и мелкого размера, соразмерные кукле и между собой
Игра со взрослыми, друзьями
Физическое развитие Трехколесный велосипед, самокат, прыгалки, мяч, кольцеброс, балансир, качели.
Наборы для игр с водой и песком
От 5 до 11 лет Интеллектуально-познавательное развитие
Физическое развитиеЭстетическое развитие
Конструкторы различных свойств, проблематики
Настольно-печатные игры (маленький профессор, математик, ботаник и т.п.)
Головоломки, мозаики
Шашки, шахматы.
Компьютерные игры с дидактическим содержанием
Электронные игрушки
Мяч, кольцеброс, мишень, самокат, двухколесный велосипед
Наборы для творчества и театрализованных игр
Игрушки по выбору детей


Публикации по теме