Классификация памяти: долговременная и кратковременная. Развитие кратковременной памяти делает умнее Объем кратковременной памяти у взрослого человека равен

Элемент трехкомпонентной модели памяти.

Специфика.

Характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально-специфической форме.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

(англ. short-term memory ) - один из видов памяти (см. ), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (см. , , , ). Информация поступает в К. п. из сенсорной или долговременной памяти . Необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция К. п. - первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизирует старые мнемические следы - с др.

Механизм К. п. - реверберация нервных импульсов в коре головного мозга (см. Памяти физиологические механизмы ). Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.). Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, К. п. служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой К. п. могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

Основной механизм удержания (сохранения ) в К. п. - . Посредством кодирования с укрупнением единиц, находящихся в К. п. (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней м. б. увеличено. Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (см. ).

Предложен ряд моделей К. п. (Д. Бродбент; Н. Во и Д. Норман; Р. Аткинсон и Р. Шиффрин; Дж. Сперлинг). Специфика модели Сперлинга (1967) состоит в микроструктурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементами его, модели являются зрительная (иконическая) память (см. Память тоническая ), блок сканирования , буферная память опознания (см. ), блок повторения и слуховая память. Зрительная память - такой этап обработки информации, который предшествует этапу кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для К. п. Длительность хранения информации в зрительной памяти колеблется в пределах 0,3-1 с. Скорость сканирования и считывания информации в зрительной памяти - 100 символов в секунду. Скорость обработки информации в буферной памяти опознания составляет 10-15 мс на символ. Информация, сканируемая из зрительной памяти, повторяется во внутренней речи со скоростью 3-6 слогов в секунду и поступает в слуховую память, длительность хранения в которой 0,25-2 с.

Некоторые исследователи отождествляют К. п. и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым К. п. рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).

Термин «К. п.» часто употребляется также для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. . (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "кратковременная память" в других словарях:

    Кратковременная Память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация … Психологический словарь

    кратковременная память - оперативная память — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы оперативная память EN short term memory … Справочник технического переводчика

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что оперативная память. Подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Эта подсистема проявляется как сложное действие,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - один из видов памяти, характеризующийся, во первых, немедленным запоминанием, запоминанием после одного и очень кратковременного предъявления информации и, во вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким (до 30 с) сохранением. Можно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    кратковременная память - см. память … Толковый переводоведческий словарь

    - (short term memory (STM)). Временная или оперативная память; информация, содержащаяся в ней, сознательно обрабатывается … Психология развития. Словарь по книге

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного… … Профессиональное образование. Словарь

    Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации … Психология человека: словарь терминов

    Кратковременная память (short-term memory) - В конце 1950 х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема,… … Психологическая энциклопедия

    Память (биологическая) - Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно… … Википедия

Человек живет в мире сплошной информации. Причем под информацией понимается не только словесные и письменные значения, но и окружающие предметы, вещи, люди, которые имеют свое значение, создают ситуации, заставляют человека включать свою память. Кратковременная память всегда является необходимой. Если вам нужно что-то запомнить на короткий промежуток времени, чтобы потом воспользоваться этой информацией, это называется кратковременной памятью. Однако не всегда удается все сразу запомнить. И здесь нужно воспользоваться упражнениями, которые позволяют улучшить кратковременную память.

Зачем человеку нужна кратковременная память? Чтобы ответить на данный вопрос, следует разъяснить определение рассматриваемого явления. Кратковременной памятью называется способность ума запоминать информацию на данный момент времени с целью ее дальнейшего использования. В отличие от долговременной памяти, вы запоминаете не для того, чтобы использовать данную информацию спустя месяцы и годы, а для того чтобы воспользоваться ею сейчас.

Приведем примеры, когда нужна кратковременная память:

  • Вы пишите под диктовку, поэтому слушаете и запоминаете то, что говорит учитель, чтобы потом отобразить сказанное на письме. При этом вы задействуете долговременную память, когда вспоминаете, как пишутся отдельные слова и какие правила грамматики нужно применять.
  • Вы запоминаете цены отдельной категории товаров, чтобы их сравнить и выбрать, где товар выгоднее купить.
  • Вы слушаете собеседника, чтобы понять его мысли, поэтому используете услышанную информацию для построения своих мыслей.
  • Вы интересуетесь прогнозом погоды, чтобы решить вопрос о том, как одеться на улицу.

Кратковременная память нужна для запоминания информации, важной на данный момент времени. Однако с ней тоже возникают трудности. Человек не может запомнить информацию, запоминает ее частично и даже неправильно. Вот почему возникает трудность в том, чтобы ею воспользоваться..

Что такое кратковременная память?

Уже из самого названия можно определить, что такое кратковременная память. Ее отличие от долговременной памяти заключается в продолжительности сохранения информации. При кратковременной памяти нужно запомнить информацию на несколько секунд или минут. Так, нередко ею пользуются учащиеся, когда списывают: они считывают информацию со шпаргалки, запоминают ее, а потом выражают на листе бумаги.

Кратковременная память – вид памяти, при которой человек запоминает информацию на короткий промежуток времени. После того как человек ее запомнил и использовал по назначению, информация может быть забыта. Однако в некоторых случаях информация, которая хранилась в кратковременной памяти, уходит в долговременную – когда вы можете ее воспроизвести спустя месяцы и годы.

При кратковременной памяти информация используется единоразово на сегодняшний момент. Запоминается лишь та информация, которая необходима сейчас. Кратковременную память человек использует постоянно и повсюду. Можно вспомнить об информации, которую вы уже давно усвоили, однако, используя кратковременную память, вы соизмеряете ее необходимость в данный промежуток времени. Насколько целесообразными становятся ваши знания в данный конкретный момент? Именно этим занимается кратковременная память, когда используется долговременная.


Кратковременная память влияет на сообразительность человека – когда он может быстро ориентироваться в пространстве и использовать знания из долговременной памяти, которые необходимы в конкретный промежуток.

Кратковременная память у детей способна включать до 5-6 элементов, в то время как у взрослых – до 7-8 элементов. Однако эти цифры относительные. Нередко у взрослых людей плохо работает кратковременная память. А вот у детей в дошкольном возрасте с кратковременной памятью все в порядке. Именно ее развитие способствует тому, какой будет она в будущем и насколько развитой будет долговременная память.

Почему возникают проблемы с кратковременной памятью?

У каждого взрослого человека отмечается ухудшение кратковременной памяти – когда человек не способен запомнить частично или полностью информацию, которая с ним контактировала буквально несколько секунд или минут назад. В чем же проблема такого возникновения? Существует множество причин, почему страдает кратковременная память:

  1. Поражения, травмы головного мозга. Если человек болеет какими-то болезнями головного мозга, это может влиять на способность запоминать.
  2. Психические нарушения. Патологические нарушения также сказываются на работе головного мозга. Так, при шизофрении развивается проблема с запоминанием информации.
  3. Старческая или просто пожилой возраст. Здесь ухудшается память из-за развития различных болезней, нарушений и атрофических процессов.
  4. Употребление наркотических веществ или спиртных напитков, воздействие химикатов или ядов. При интоксикации человек теряет способность нормально запоминать информацию.
  5. Хроническая усталость. Попробуйте что-либо запоминать, если вы не спали двое суток или очень сильно устали, хотите спать или настолько измотаны, что вас более ничего не интересует.

Современный человек очень уставший, поэтому данный фактор становится самым частым. У человека плохо работает не только кратковременная, но и долговременная память, поскольку он мало отдыхает, постоянно устает, изматывает себя работой и прочими обязанностями.

  1. Неправильное питание. Когда организм не получает нужных витаминов и элементов, то и организм не может работать эффективно.
  2. . Данный фактор в сочетании с постоянной усталостью и бессилием приводит к тому, что человек становится беспомощным. Во время стресса сужается зрение восприятия ситуации. Человек занимается лишь тем, чтобы защитить себя бегством или ступором, а не решением проблемы, когда и нужно использовать кратковременную память.

Работа кратковременной памяти достаточно ограничена тем объемом, который она в себя способна вместить. Однако именно она влияет на работу долговременной памяти. Кратковременная память не «резиновая», поэтому она запоминает лишь то, что считается важным на данный момент времени. В зависимости от того, что человек запоминал сейчас, эта информация поступает в долговременную память.


Следует отличать информацию из подсознания и долговременную память. В подсознание записывается все, что человек видел, слышал, с чем сталкивался. Однако в долговременную память записывается все, что человек сознательно запоминал и использовал в кратковременной памяти.

В долговременную память уходит значимая информация, а также та, которую человек несколько раз слышал, видел, чувствовал. Для функционирования кратковременной памяти нужно быть сознательным и активным. Для эффективного запоминания человек должен быть внимательным и не отвлекаться на другие процессы. А рассеянность внимания часто встречается во время усталости.

Как улучшить кратковременную память?

Каждый человек хотел бы улучшить свою память. Для улучшения кратковременной памяти можно воспользоваться многими упражнениями:

  1. Чтобы лучше запомнить информацию, нужно ее представить. Мозг воспринимает не слова и цифры, а образы. Запоминая информацию, представляйте ее в образном виде.
  2. Делать ассоциации. Некая информация должна быть связана с тем, что вам уже хорошо знакомо и известно. К примеру, цифру два можно запомнить по тому, что она напоминает плавающего лебедя.
  3. Повторять. Чтобы информация ушла в долговременную память, ее нужно много раз повторить. Однако повторять нужно правильно. Для запоминания информацию нужно несколько раз повторить после ее усвоения, а потом несколько раз повторять в последующие дни ежедневно. Не нужно запоминать за один день, поскольку это не эффективно. Нужно несколько дней потратить на повторение нужной информации.
  4. Свяжите новую информацию с какой-то деятельностью. Легче всего запомнить то, что для вас значимо в процессе решения какой-то задачи или проблемы. Не пытайтесь запомнить сухой материал. Лучше всего запоминать ту информацию, которую вы тут же применяете в ходе своей деятельности.

Современный человек не понимает всю значимость тех слов, которые он говорит другим людям. Понимание того, что можно говорить все что угодно, а потом отрекаться от своих слов, позволило многим людям не следить за тем, что они произносят. Однако все имеет значение. Ведь, как известно, даже словом можно убить. Но убийство будет происходить не на физическом уровне, а на эмоциональном или духовном. Поэтому очень важно следить за тем, что вы говорите и как ваши слова влияют на других людей.


Древние люди мало говорили, но много слушали. В чем полезность данного правила? Пока вы молчите, у вас есть шанс обдумать свои слова. Неизвестно, откуда у вас возникает желание сказать то или иное слово. Однако если вы промолчите, то другие люди не узнают того, от чего вы потом захотите отречься. Но в данном случае вам уже не придется перед кем-то оправдываться или кого-то обижать. Вы не сказали ничего такого, чего на самом деле не хотели говорить, а значит, вы просто забываете об этом, не обижая ни себя, ни других людей.

Пока вы думаете над правильностью и нужностью своих слов, другие люди вам о чем-то говорят. Лучше послушайте то, что они вам говорят, нежели прерывать их и подбирать слова, чтобы доказать свою правду, которая может оказаться неважной и неуместной. Что вам говорят окружающие? Они вам говорят о своих желаниях, о том, что думают, чувствуют. Порой говорится что-то неприятное и даже лживое. Однако люди сами потом будут отвечать за свои слова, хотя многие уверены в том, что за слова можно не нести ответственности. При этом подумайте сами, вы получаете полезную информацию о том, что думает и хочет другой человек. Разве это не лучшее, что мог бы вам дать другой человек?

Сказанные вами слова оставляют раны и врезаются в память. Не думайте, что люди не слышат вас и не запоминают то, что вы говорите. Вам может показаться, что вы всего лишь шутили или говорили ерунду, а для другого человека ваши слова оказались более чем серьезными, значимыми. Он запомнил все, что вы ему сказали, хотя вы уже сами обо всем забыли.

А что происходит с человеком, если вы ему говорите нечто неприятное? Вы можете даже извиниться за сказанное, однако память не подчиняется воле людей, поэтому она запоминает все обидные слова, которые вы говорили. А вам нужно, чтобы другой человек волей-неволей помнил обо всем обидном, что вы ему говорили? Если нет, тогда зачем вы говорите то, за что потом будете раскаиваться и извиняться? Партнер вас может простить, но память может этого не сделать, периодически напоминая своему хозяину о тех обидных речах, которые были обращены в его адрес. А для чего вам нужно, чтобы человек вас прощал, но все равно хранил в памяти обидные моменты?


Используя данную информацию, можно вывести формулу по улучшению кратковременной памяти: включайте эмоции. Неважно, отрицательные или положительные эмоции вы испытываете, запоминается информация в любом случае. И запоминается информация всегда хорошо, когда человек испытывает какие-то при этом.

Как в итоге улучшить кратковременную память?

Чтобы кратковременная память всегда работала хорошо, нужно ее тренировать ежедневно. Как вы держите в тонусе мышцы путем постоянных физических тренировок, так и память нужно развивать. Ежедневно запоминайте любую информацию, даже самую ненужную. Пытайтесь запомнить, а через пару минут воспроизвести. Такие тренировки вскоре скажутся на вашей способности запоминать более серьезную и важную информацию.

Долговременная память

Кратковременная память - это память, в которой сохранение материала ограничено определенным, как правило, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

Долговременная память рассчитана на длительный срок хранения информации, заранее не определенный период. Она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от кратковременной памяти, где припоминание не требуется (поскольку то, что только что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при долговременной памяти оно необходимо всегда, так как связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

Для сохранения информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

Оперативной называют память, занимающую промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Она рассчитана на сохранение материала в течение заранее определенного срока, т.е. на то, чтобы в заданное время иметь возможность легко вспомнить то, что нужно.

Двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека и особенно необходима в тех видах деятельности, занятия которыми требуют от человека довольно сложных форм движений.

Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, т.е. те, которые способны в течение длительного времени "видеть" отсутствующую в реальном зрительном поле картину или предмет. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением образов; она чрезвычайно важна для людей всех профессией, особенно сотрудников ОВД, художников, конструкторов. Этот вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных. Она необходима музыкантам, филологам, людям, изучающим иностранные языки.

Словесно-логическая память характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно запоминает смысл событий, логику какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может точно передать своими словами, зачастую совершенно не помня деталей исходного материала. Данным типом памяти нередко обладают научные работники, преподаватели.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая.

Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение материала, которое происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой мнемической задачи (задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение материала). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует от человека волевых усилий.

В структуре памяти можно выделить два вида мнемических способностей, имеющих различные физиологические механизмы: способность к запечатлению и способность к смысловой переработке информации. Оба вида мнемических способностей оказывают влияние на успешность усвоения знаний, однако большую роль играет способность к переработке информации, характеризующая тесное единство процессов памяти и мышления.

Основные характеристики кратковременной памяти

Средний объем кратковременной памяти весьма ограничен: это 7+/- 2 единицы интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризует природную память человека и имеет тенденцию сохраняться в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем так называемой механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуально устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже хранящуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

Благодаря кратковременной памяти перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузка долговременной памяти излишними сведениями.

Без кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго в ней отложиться только то, что когда-то было в кратковременной памяти. Иначе говоря, кратковременная память выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в долговременную память, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

Как уже указывалось, кратковременная память характеризуется, во-первых, немедленным запоминанием, запоминанием с первого раза, после одного и очень краткого предъявления информации и, во-вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким сохранением. Можно сказать, что сохранение здесь происходит в процессе запоминания и воспроизведения. Долговременная память отличается от кратковременной, во-первых, длительным запоминанием, неоднократным повторением и воспроизведением запоминаемой информации и, во-вторых, длительным ее сохранением.

Под объемом кратковременной, «непосредственной», немедленной памяти понимают «число единиц, которое может быть заучено в течение одной пробы при последовательном предъявлении этих единиц в определенном порядке» . Это наибольшее число единиц запоминаемого материала, которое может быть сразу воспроизведено при одном повторении. Измеряется объем памяти числом запомнившихся символов или числом единиц информации, которую содержат эти символы.

Объем памяти можно сравнить с тем, что в восприятии сейчас принято называть объемом абсолютной оценки или абсолютного суждения, представляющим предел той точности, с которой мы можем абсолютно, т. е. не прибегая к сравнению с эталоном, различать величину стимульной переменной. Для одномерных оценок этот предел равен 7 ± 2. Экспериментальная методика определения объема абсолютного суждения заключается в том, что наблюдателю предъявляется один стимул и предлагается назвать его немедленно после предъявления.

Методика определения объема кратковременной памяти отличается тем, что испытуемому предъявляется не один стимул, а последовательность нескольких стимулов (символов, сигналов), и он должен дать ответ в конце этой последовательности.

Объем кратковременной памяти человека очень ограничен. Число единиц, которое человек может запомнить и воспроизвести сразу же после последовательного предъявления этих единиц в определенном порядке, очень невелико. Наибольшее число единиц запоминаемого материала, которое может быть сразу же воспроизведено при одном повторении, по данным Дж. А. Миллера, составляет всего 7 ± 2: 9 двоичных символов 8 десятичных цифр, 7 букв латинского алфавита или 5 односложных английских слов; длина алфавита этих символов соответственно равняется: 2, 10, 26, 1000 символов, что соответствует 1, 3,3, 4,7 и 10 двоичных единиц на символ, или 9, 26, 33 и 50 двоичных единиц во всей последовательности символов. С изменением информации на символ на входе в 10 раз объем кратковременной памяти в символах изменяется в 1,8 раза, а объем в двоичных единицах в 5,5 раза.

Итак, опыты показали, что объем кратковременной памяти примерно равен объему абсолютного суждения, т. е. около семи символов. Однако это сходство лишь внешнее. Семь символов в объеме абсолютного суждения - это не число опознаваемых символов, так как предъявляется только один символ. Объем абсолютного суждения - это длина алфавита символов, из которого был отобран этот один предъявленный и опознанный символ. Объем кратковременной памяти, наоборот, представляет именно число предъявленных и запоминаемых символов, которые могут быть отобраны из равных по длине алфавитов.

Объем кратковременной памяти более близок к инварианту, если измерять его числом символов, длиной последовательности символов, а не длиной алфавита или количеством информации. Правда, независимость объема кратковременной памяти от количества информации является относительной, но по сравнению с изменением количества информации на символ и длины ряда символов, изменение объема памяти в символах незначительно. В опытах по запоминанию символов с очень различным количеством информации объем кратковременной памяти равнялся соответственно 12, 8, 4 и 3 символам или 6, 8, 27 и 60 дв. ед. Хотя объем памяти в символах и варьировался в больших пределах (больших чем 7 ± 2), но все же оставался более близким к инварианту, чем объем памяти при исчислении его в двоичных единицах. С изменением информации на входе человеческого канала в 40 раз (с 0,5 до 20 дв. ед.) число символов на выходе изменялось всего в 4 раза (с 12 до 3 символов). Это говорит о том, что основная закономерность объема кратковременной памяти, инвариантность его при измерении числом символов, проявляется даже при очень большом изменении информации на символ, но оценка объема кратковременной памяти «магическим числом семь» является справедливой только для случаев, когда информация на символ на входе находится в пределах от 1 до 10 дв. ед. .

Необходимо заметить, что средние оценки объема кратковременной памяти, которые обычно производятся в экспериментально-психологической литературе, для практических целей следует считать завышенными, так как указанный объем памяти наблюдается не всегда, а только в 50% случаев. Если под объемом кратковременной памяти понимать число символов, которое может быть воспроизведено с первого раза в подавляющем большинстве опытов, то оказывается, что объем кратковременной памяти - намного меньше и еще более близок к инварианту. Вот как это выглядит по данным приведенных выше опытов:

Информация на символ в двоичных единицах 0,5 1 7 20

Число символов, которое человек в среднем

может воспроизвести с первого раза

в 50 % случаев 12 8 4 3

в 90 % случаев 5 5 3 2

Указанные в последней строке цифры являются более надежными с точки зрения деятельности оператора.

Рассмотренные закономерности объема кратковременной памяти нужно учитывать, когда необходимо повысить его информационное содержание. Информацию, которая поступает к оператору и которая должна фиксироваться в его кратковременной памяти, необходимо кодировать самыми емкими символами, содержащими большое количество информации и отобранными из больших по длине алфавитов. Поэтому двоичный код менее всего приспособлен к возможностям кратковременной памяти человека. Однако применение длинных алфавитов имеет смысл только в том случае, если эти алфавиты хорошо усвоены оператором. Поэтому нужно применять алфавиты, хорошо известные каждому грамотному человеку (цифры, числа, буквы, слоги, слова), либо специально обучать оператора новым алфавитам.

Объем зрительной кратковременной памяти в отличие от рассмотренного выше объема слуховой памяти обладает рядом специфических особенностей. При исследовании его по традиционной тахистоскопической методике он ограничен 4-6 символами.

По-новому к изучению объема кратковременной памяти подошел Дж. Сперлинг. Под объемом кратковременной памяти он понимал то, что обычно называют объемом внимания или объемом симультанного восприятия, т. е. число единиц, которое можно назвать сразу же после кратковременного визуального предъявления. В одном из экспериментов Дж. Сперлинг обнаружил, что объем кратковременной памяти является постоянным для Каждого испытуемого, в среднем составляет 4,3 символа и почти не зависит от характера символов. Если предъявлялось 4 или менее символов, воспроизведение было правильным почти на 100%. Изменение экспозиции от 15 до 500 мсек на объем памяти не влияло. В другом эксперименте Дж. Сперлинг показал, что зрительный образ, сохраняющийся на короткое время после окончания экспозиции и представляющий быстро стирающийся след памяти, человек может использовать для отчета. С помощью методики послестимульной инструкции Дж. Сперлинг установил, что непосредственно за экспозицией, которая продолжалась 50 мсек, объем памяти составляет 9,1 символа, но с задержкой воспроизведения быстро уменьшается: через 1 сек он уже равен 4,3 символа. Это значит, что объем сохранения в течение первой секунды после восприятия значительно больше объема воспроизведения. Сравнивая слуховую память со зрительной, Дж. Сперлинг установил, что след слуховой памяти стирается медленней и что это, возможно, объясняется повторением .

Н. Ю. Вергилес и В. П Зинченко предположили, что теоретически не должно существовать ограничений объема зрительной памяти; эти ограничения должны быть связаны лишь с разрешающей способностью сетчатки и явлением иррадиации; сетчатка должна хранить всю предъявленную информацию и время хранения должно быть пропорционально логарифму яркости. Проведенный авторами анализ методов послестимульной инструкции и определения отсутствующего члена показал, что действительный объем памяти и здесь остается невыявленным. Для более полного выявления объема кратковременной памяти Вергулес и Зинченко использовали методику стабилизации изображения относительно сетчатки, которая позволила имитировать процесс длительного подпорогового накопления информации. По этой методике испытуемый до исчезновения послеобраза успевал считывать 10-15 цифр, что вдвое превышает объем памяти, полученный в тахистоскопических опытах.

Методика частичного воспроизведения, аналогичная методике Сперлинга (испытуемых при этом просили считывать цифры с разных участков таблицы), показала, что испытуемые на короткое время запоминают все тестовое поле, составленное из 36 символов, если это поле стабилизировалось относительно сетчатки. В обычных условиях свободного рассматривания объем зрительной памяти значительно ниже, что объясняется стиранием послеобраза новыми символами, которое происходит при смене точек фиксации глаза. Движения глаза необходимы для съема информации, накопленной сетчаткой, отбора полезной информации и передачи ее в оперативную память. Однако в оперативную память из зрительной кратковременной памяти поступает лишь небольшая часть полезной информации, которая связана с задачей деятельности .

Опыты также показали, что повышение объема кратковременной памяти требует длительной тренировки, в процессе которой совершенствуются способы перекодирования зрительной информации в слуховую, и что латентное время запоминания, по-видимому, может служить показателем сложности процесса такого перекодирования .



Публикации по теме