Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме для старшей группы "Здоровье-это движение". Презентация "нетрадиционная форма проведения родительского собрания"

марина наумова

Тема : «Семейное воспитание » .

Цель : помочь родителям проанализировать свое родительское поведение , заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка , формах проявления любви к ребенку.

Задачи :

1. Создать доброжелательную обстановку;

2. Достичь оптимального уровня взаимодействия воспитателей и семьи через систему социального партнёрства и внедрения нетрадиционных форм работы ;

3. Выявить положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка .

Предварительная работа : съёмка на видео рассказа детей о том, как их воспитывают дома ; выставка детских рисунков «Моя семья» ; изготовление куклы берегини.

Аудитория : родители детей старшей группы.

Материалы : фломастеры, листы формат А4, подготовленные открытки для выполнения упражнений родителями , клей карандаш, проектор.

Вступление

Приветствие. Наше собрание мы посвятим теме «Семейное воспитание » . И проведем его в нетрадиционной форме .

Что мы подразумеваем под словом воспитание ?

Ответы родителей .

Давайте теперь посмотрим, что об этом думают ваши дети (показ видео с записью детей, что они думают о вопросах воспитания : «Кто тебя дома воспитывает ? И как это делают?»

Давайте с вами выполним следующее упражнение, которое называется «Ладошка» .

Каждый участник обводит контур своей ладони. На каждом пальчике напишите те качества, которые вы цените в своем ребенке.

Тест «Какой Вы родитель

Отметьте только те фразы, которые Вы часто употребляете в своей семье по отношению к ребенку (заранее изготовлены ответы, задача родителей вклеить в свою открытку)

1. Сколько раз тебе повторять? 2

2. Посоветуй мне, пожалуйста. 1

3. Не знаю, что бы я без тебя делала. 1

4. Какие у тебя замечательные друзья. 1

5. И в кого ты только уродился ? 2

6. Я в твои годы! 2

7. Ты моя опора и помощник. 1

8. Ну, на кого ты похож? 2

9. Ну, что за друзья у тебя. 2

10. О чём ты только думаешь? 2

11. Какой ты умник (ца) . 1

12. А как ты считаешь, сынок (дочь? 1

13. Какой ты у меня сообразительный (ая) . 1

14. У всех дети как дети, а ты! 2

Оценка результатов.

7-8 баллов. Живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют развитию и становлению личности.

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда откровенен.

11-12 баллов. Необходимо быть к ребёнку внимательнее.

13-14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Вот вы и узнали, какой вы родитель , оценили достоинства и недостатки своего ребенка.

Упражнение «В лучах родительского солнца » .

Родители рисуют круг , на нем пишут свое имя. Далее поочередно рисуют лучики и подписывают каждый из них. Что хорошего делают они для своего ребенка, какие добрые и ласковые слова говорите своему ребенку.

Игра «Рассерженные шарики» .

Родители встают в круг . Предложить надуть воздушный шарик и удерживать его в руках, чтобы он не сдувался.

«Представьте себе, что шарик – это ваше тело, а воздух внутри шарика – это ваша злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит) . Шарики будут метаться по залу, они станут совершенно неуправляемыми. Так бывает и с человеком – когда он злится, то может совершать поступки, не контролируя себя.

А теперь попробуйте выпускать из него воздух маленькими «порциями» .

Что теперь происходит с шариком? (Он понемногу сдувается) .

А что происходит с гневом внутри шарика? (Он потихоньку выходит из него) .

Из этого делаем следующий вывод : «гневом можно управлять» .

Заключение.

Дети изготовили для вас небольшие подарки, это куклы берегини. Очень давно изготавливали таких кукол, для того, чтобы они оберегали семью, приносили счастье в каждый дом. Кукла эта служила амулетом. Пусть эти куклы берегини, сделанные руками ваших детей оберегает вашу семью!



Публикации по теме:

Наша жизнь, жизнь педагогов, не стоит на месте. Новые правила, требования, стандарты… Мы их принимаем, осваиваем и применяем. Федеральный.

Нетрадиционное родительское собрание «Азбуку улицы помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда» Действующие лица: 1. Дети и родители подготовительной группы. 2. Ведущий-воспитатель подготовительной группы. 3. Помеха-Неумеха-родитель группы.

Нетрадиционное родительское собрание, посвящённое Дню города ***Зазвучала речь. Застучал топор, Люди к городу подошли, Возвели наш град У высоких гор И Саратовом нарекли Н. Палькин Здравствуйте дорогие.

Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием «Береги здоровье смолоду» Нетрадиционное родительское собрание с чаепитием «Береги здоровье смолоду» Светлана Валентиновна Кулина Цель: Формирование у родителей.

Нетрадиционное родительское собрание в форме КВН на тему «Мы – компетентные родители» в средней группе 1. Подготовили: воспитатели средних.

Нетрадиционное родительское собрание во второй группе раннего возраста Нетрадиционное родительское собрание во второй группе раннего возраста. План: 1. Приветствие; 2. Игра «Хвастовство»; 3. Игра - как ведущий.

Есть такой старый афоризм: «В работе с детьми самое трудное - работа с взрослыми».

Общение с родителями – большое искусство, необходимая составляющая успешной работы воспитателей и педагогов с детьми. Эффективность учебной деятельности зависит, в числе прочего, и от тесноты контакта с семьей воспитанника.

Как привлечь родителей в школу и правильно организовать родительское собрание, чтобы оно не было повинностью для родителей?

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми деятельность.

Родительское собрание – это основная форма совместной работы педагога и родителей, является средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса учащихся в саду и дома. Главным его предназначением является его согласование, координация и интеграция усилий дошкольного учреждения и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.

Цели и задачи родительских собраний.

· Воспитание родителей, родительского коллектива

· Формирование родительского общественного мнения.

· Просвещение родителей в вопросах педагогики, психологии.

Методы и формы обучения в педагогике - критерии, которые оказывают взаимное влияние. Под формами следует понимать способы организации обучения, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и местом проведения, количеством учащихся. Основу формы составляет ведущий метод. Способы совместной работы обучаемого и учащихся в процессе решения образовательных задач и являются методом обучения.

Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.



· «Педагогическая лаборатория»

· «Читательская конференция»

· «Аукцион»

· «Семинар – практикум»

· «Душевный разговор»

· «Мастер – класс»

· «Ток – шоу»

· «Вечера вопросов и ответов»

Нетрадиционные формы проведения родительских собраний

«Педагогическая лаборатория».

Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, чтобы педагог ближе узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями, запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.

«Читательская конференция».

За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Например, с какого возраста следует обращаться за помощью к логопеду. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.

«Аукцион».

«Семинар – практикум».

На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор».

Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс».

«Ток – шоу».

Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов».

Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.

МАДОУ д/с «Берёзка»

Родительское собрание

в нетрадиционной форме

в средней группе №7 «Дельфин»

«Путешествие в страну игр»

Подготовила и провела:

Воспитатель д/с «Берёзка»

Климина А.А.

Февраль 2015г.

г.Когалым.

Родительское собрание в средней группе.

«Путешествие в страну игр»

Цель: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 4-5 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу - время, потехе - час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это-игра» А.С.Макаренко
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь игра.

Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации

(Звучит музыка, перед родителями появляется « ящик ощущений».)

Перед нами возникла проблемная ситуация - узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». (Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика). Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет (кастрюлька, змейка, кукла и т.д.). (Выслушиваются и принимаются все предложения)

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну игр!!!

(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку)

Вот я палочкой взмахну - (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки, (раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

1.- Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

(выставляются человечки соответствующего цвета)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести. (зелёный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры.

Игра «Разноцветные флажки»

Описание игры:
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок - дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый - хлопнуть в ладоши; синий - шагать на месте, желтый - взяться за руки и т.п.

Игра «Цветные автомобили»

Описание игры:

В руках у детей цветные автомобили. Ведущий дает сигнал - поднимает флажок определенного цвета, дети начинают движение соответствующего цвета.

Игра «Разложи предметы по цвету»

Описание игры:

В большой корзине находятся овощи разного цвета. По сигналу ведущего, нужно разложить предметы в корзинку соответствующего цвета.

Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Наследующую станцию

Он детей привез!

2.-Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,
А родня - одни блины. (круг)

Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура -
Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата -
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал -
Отпечатались они.(квадраты)

Треугольник с полукругом
Круг дразнили "толстым другом".
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.(овал)

Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная). Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами -кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником; научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра «Волшебный мешочек»

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра «Найди свой домик»

Все участники игры получают по одной геометрической фигуре, по сигналу ведущего каждый играющий должен найти свой домик (стульчик на котором лежит та или иная фигура).

Веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.(звучит музыка) Едем дальше!

3.- Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселый человечек-художник Карандаш). Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать. (Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.

Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?

Могут все детишки смело рисовать.
И не только кистью, можно вытворять.
Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,
Удивительный и радостный, этот свет.

Родители рисуют в нетрадиционной технике рисование пальчиками

5. - Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

(звучит мелодия «Куда уходит детство»)

6.-С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмахну- (действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

Подведение итогов собрания.

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.

(воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы)

Обратная связь :

Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?

Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические игры, задача которых - помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Росинка»

Тюменская область, Советский район,

п.г.т. Пионерский

Конспект родительского собрания

в первой младшей группе на тему:

«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТАХ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА».

Воспитатель: Гулиева З.А.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

А.С. Макаренко.

Нетрадиционное родительское собрание в

1младшей группе

Время проведения: март 2015г.

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: Ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1.Вступительный этап:

* введение в проблему;

* создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

* игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3.Подведение итогов собрания:

* обратная связь;

* решение родительского собрания;

* рефлексия.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1.Подготовительный этап:

* Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному

развитию.

* Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие

младших дошкольников».

* Изготовление «ящика ощущений».

* Музыкальное оформление.

2.Организационный этап:

* Оформление выставки, посвященной сенсорному

развитию (литература, игрушки, дидактические игры,

пособия).

* Подготовка места проведения собрания и необходимого

оборудования.

3.Вступительный этап:

Добрый день, уважаемые родители. Мы рады встрече с вами! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Психологи доказали, что сенсорное, сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и других предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно не редко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором - третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных

разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни, обучаясь в детском саду по программе « от рождения до школы».

Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные эталоны.

Вы знаете, что такое «сенсорные эталоны»?

Сенсорные эталоны - это устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большого количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнения все более сложных глазомерных действий.

На основе этих задач разработана система дидактических игр и упражнений. Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗО деятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.

Создание проблемной ситуации

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется « ящик ощущений».)

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений».

(Воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика).

Родители запускают руки через рукава в ящик и ощупывают предмет.

(Выслушиваются и принимаются все предложения).

Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Мы научим вас

изготавливать сенсорные дидактические игры из бросового материала и рисовать в нетрадиционной технике. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну «Сенсорику»!!!

(Звучит сказочная мелодия. Воспитатель надевает корону, накидку, берёт в руки волшебную палочку).

Вот я палочкой взмаху

(действия выполняются по содержанию текста)

Загадаю чудо!

Всем родителям помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарю вам ленточки,

(воспитатель раздает резинки, заколки)

Подарю вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз д вас ждет,

В страну Сенсорику повезёт!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», воспитатель надевает фуражку машиниста, родители становятся «паровозиком»)

Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук тук тук тук.
Тук тук тук колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!

- Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.

(желтый цвет)

(выставляются человечки соответствующего цвета)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.

(зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.

(красный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.

(синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Пальцевая игра:

«Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками)

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)

Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту.)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

(Посту

чать мизинцем по столу.)

Игра 1.

«Построим башню»

Цель : учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите родителям построить башню, например, красного цвета. Покажите родителям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их («такой» «не такой»). Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни: « Вот какая у нас получилась красивая красная башня!».

(демонстрация игры с 1 родителем).

Или можно предложить родителям самостоятельно построить башни. Дать им по одному кубику и попросить их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню.

(играют все родители).

Игра 2.

«Разноцветные флажки»

Веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры :

Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда воспитатель поднимает красный флажок – родители должны, например - подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

Игра 3.

«Разложи по коробочкам»

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие коробочки, коробка побольше.

Описание игры:

Поставьте перед родителем несколько маленьких коробочек и коробочку побольше, в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по коробочкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких коробочек. Сначала предлагайте родителям предметы 2-4 цветов (по4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

Цветные человечки нам хотят помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (воспитатель показывает карточку оранжевого цвета). Значит в ящике предмет оранжевого цвета, запомним.

Спасибо, цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

(Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук, тук, тук, тук, тук.
Тук, тук, тук колеса,
Мчится паровоз,
Наследующую станцию

Он детей привез!

Как же называется эта станция, давайте угадаем?

Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины.

(круг)

Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они.(квадраты)

Как станция называется? Догадались?

(станция Фигурная).

Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами – кругом, квадратом, треугольником, научат подбирать нужные формы разными методами.

Игра 4.

«Волшебный мешочек».

Родители по очереди опускают руку в мешочек с деревянными геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра5.

«Прятки».

Те фигуры, которые родители достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит родителей запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого родители должны определить, какая фигура «спряталась».

Игра6 .

«Определи форму». Каждому родителю раздается набор разноцветных геометрических фигур. Воспитатель демонстрирует картинки со знакомыми детям предметами, родители должны поднять геометрическую фигуру соответствующей формы.

Динамическая пауза .

Мы со стульев тихо встали

И зарядку делать стали.

Руки – вверх, руки – вниз,

Вправо, влево повернись,

Руки в стороны по шире:

Раз, два, три, четыре.

Ты пониже наклонись

И тихонько распрямись.

Мы хлопаем руками, мы топаем ногами,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,

И песенку поем:

Руки – вверх, в кулачок,

Разожмем – и на бочок,

Руки – вниз, в кулачок,

Разожмем – и на бочок.

Разноцветные фигуры нам помогли и сказали, что в ящике ощущений находится предмет (показывает вторую и третью карточку) круглой формы, маленького размера. Запомним! А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места.

(звучит музыка)

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию ИЗО

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит»

- Ну, вот и приехали, кто нас встречает?

(Веселый человечек-художник Карандаш).

Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать.

(Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)

Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка, наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой.

(В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют пальчиками и ладошкой).

Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны

Могут все детишки смело рисовать. И не только кистью, можно вытворять. Пальцем ткнуть, и носом,

А печатать - ладошкой, а ещё в придачу –

Маленькою ножкой. Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,

Удивительный и радостный, этот свет.

(Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую ладошками и пальчиками нарисовали дети).

Это наши юные художники старались для своих родителей в нетрадиционной технике нарисовать красивую картину, но не успели.

Вы узнали, в какой технике выполнена работа

(рисование ладошкой и пальчиками)

Какие цвета использовались?

(основные: зеленый, синий, красный)

А какого цвета не хватает?

(желтого).

Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине?

(солнышка)

Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко. Но как положено перед работой разомнём пальчики.

Физ. Минутка :

Нарисуем желтый круг,

(вверху над головой соединить большие и средние пальцы)
После лучики вокруг –

(руки вытянуть вперёд, соединить запястья, расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы,

(сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее

(трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет.

(руки в «замок»)

(Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)

Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!

Время ручки отмывать:

(родители моют руки, вытирают; звучит мелодия)
Ждет водичка, не дождется,
Поработать ей придется,
Кто опрятным хочет стать,
Воду должен уважать.

Волшебные краски приготовили вам сюрприз – памятку о нетрадиционных техниках рисования, которые помогут в домашних условиях творчески развивать детей.

А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят. -

- Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную».

Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим

удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомимся. (знакомство с играми)

Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили.

А сейчас проведем мастер-класс. Я вам предлагаю дружно вместе изготовить развивающую дидактическую игру «Волшебные клубочки» Она изготавливается быстро и не требует особых усилий. И так, начнём!

(звучит мелодия «Куда уходит детство»)

С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.

(Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху

(действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

Уважаемые родители, давайте вспомним нашу первую игру «Ящик ощущений». Пройдя через все станции, нам стали известны все свойства неизвестного объекта.

(показываю карточки).

Как вы думаете, что это?

(Родители предлагают варианты ответов).

Воспитатель достает объект из «ящика ощущений» и показывает.

(миниола).

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.

Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.

(воспитатель бросает мяч родителям и задаёт вопросы)

Обратная связь : -Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
- Ваши пожелания на следующее заседание семинара-практикума

Воспитатель:

Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить и изготавливать.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку), сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

3.Принимать активное участие в жизни детского сада.

Заключительное слово

Уважаемые родители!

Закончена игра! Она у нас

Рассчитана на один час,

Но, в сенсорную игру, народ,

Играйте дома круглый год!

Пусть подготовленные нами памятки помогут вам в путешествии по стране Сенсорике.

Рефлексия

Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены- зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо». До свидания. Совместное с родителями чаепитие.

Форма проведения – родительский тренинг – выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.

Эпиграф: Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, фантазии и

творчества.

В. Сухомлинский.

Подготовка среды для проведения собрания:

Консультация «Какие игрушки необходимы нашим детям?»;

Наглядный и раздаточный материал: приглашение для каждой семьи, плакат со словами В.Сухомлинского;

Карточки – задания для родителей:

1 группа – «вредные игрушки»,

2 группа – «бесполезные игрушки»,

3 группа – «полезные игрушки»;

Три педагогических ситуации для обсуждения в группах;

Памятки, оформленные каждой группой в процессе работы;

- ¼ листа ватмана, фломастеры, маркеры (для каждой группы).

Ход собрания:

1. «Вредные и опасные игрушки». Вступительное слово воспитателя.

Охрана здоровья детей - важнейшая задача, как воспитателей, так и родителей. В связи с этим остро встает вопрос о профилактике детского травматизма, связанного с детскими игрушками.

Конечно, нормальное детство немыслимо без игрушек. Игрушки являются для ребенка той средой, которая позволяет ему исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать свои творческие способности, выражать свои чувства, а также учит общаться и познавать себя. Подбор игрушек - дело серьезное и ответственное. От успешности этого дела зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии.

В настоящее время выбрать игрушку малышу чрезвычайно трудно. Наряду с традиционными куклами, мишками, машинками, мячиками, появились новые, невиданные прежде игрушки - динозавры, трансформеры, пауки, покемоны. И среди такого многообразия появились игрушки, вредные и опасные для здоровья и жизни детей.

Прежде всего, вреден материал, из которого изготовлена та или иная игрушка.

Самым "опасным" игрушечным материалом по праву считается пластмасса. Ведь именно на ней чаще всего появляются сколы и трещины. Разбившись, пластмасса разлетается на множество мелких кусочков, каждый из которых представляет для малыша опасность. Но не всякий натуральный материал можно считать идеальным. Дерево, например, также может разломиться, только не на осколки, а на мелкие занозы, что еще опасней для ребенка, ведь их крайне сложно доставать из ладошек. Чтобы не допустить подобных неприятностей, при покупке постарайтесь представить, какие механические нагрузки будет испытывать на себе игрушка вашего малыша. Не стоит забывать и о сертификате качества, и о документе, в котором будет указано количество формальдегидов в дереве или пластмассе.

Еще одна "игрушечная" опасность, подстерегающая малышей - острые углы и кромки, об которые они легко могут поцарапаться, уколоться или даже порезаться. Современные эксперты выявляют подобные изъяны так: колющие и царапающие поверхности определяются специальным оборудованием, конец изделия подносится к его калибровочному отверстию, и если загорается лампочка, значит, игрушку нельзя давать малышу. Если же есть сомнения относительно качества кромки, игрушку проверяют на другом виде оборудования: на устройство в виде шпинделя наматывается пленка, которая имитирует кожу ребенка. Если пленка остается целой после контакта с игрушкой - все в порядке, а если же на ней остаются царапины и порезы - игрушка использоваться не может. Проверяются игрушки и на прочность, для этого их специально роняют с определенной высоты на пол.

Если же вы покупаете игрушку и твердой уверенности, что она проверена специалистами на безопасность, у вас нет, придется использовать "полевые" методы проверки. Закрыв глаза, тщательно ощупайте игрушку - не слишком ли выступают ее острые части, не царапаются ли кромки, не колются ли усы у мягкого котенка или ресницы у куклы. Помните, что ребенок во время игры может попасть себе игрушкой в глаз, и в рот, и в нос. Предусмотрев все эти ситуации, вы легко сориентируетесь в том, можно ли будет ребенку играть с той или иной пирамидкой, куклой или медвежонком.

Учитывать размеры игрушек для малышей до определенного возраста чрезвычайно важно. Все мы наслышаны о том, как дети проглатывают мелкие детали или же засовывают их себе в нос или ушки. Поэтому особо придирчивым стоит быть при выборе конструкторов, мозаик, а также игрушек с магнитами, которые чаще всего насаживаются производителями на плохой клей. Еще большее внимание следует обратить на тематические наборы вроде "Юного конструктора", "Маленького строителя" и т.п. Даже самые невинные, казалось бы, игрушки таят в себе опасность. То есть основное требование по части размеров и составляющих игрушки - она должна быть не менее 4-5 см в диаметре и не содержать мелких частей вроде гвоздей, пуговок и прочего.

Цвет игрушки также может вам определить степень опасности. Ведь неестественно яркие, ядовито - зеленые или кричаще - красные оттенки по определению не могут содержать натуральные компоненты. В состав подобных красок зачастую входят свинец и кадмий. Прибавьте к этому отрицательное влияние ядовитых цветов на психику ребенка и его зрение, и у вас отпадет всяческое желание покупать малышу неестественно-яркие подарки.

Очень часто родителей волнует вопрос - как быть, если ребенок просит купить «человека-паука», «черепашку-ниндзя» или какого-нибудь монстра из мультфильма, очень популярного в детской среде. У большинства взрослых вызывает недоумение увлечение современных детей подобными «ужастиками». Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было. Тем не менее, не каждый способен устоять перед настойчивыми просьбами и уговорами, и страшные роботы все-таки приобретаются и затем поселяются в детской. При этом объяснения находятся самые благие - ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие полезным?

«Страшные» игрушки существовали во все времена. Такие игрушки чаще всего изображали пугающих сказочных персонажей и мифических существ. Они были неотъемлемой частью детской игры во всех культурах. В русской народной традиции они широко представлены в резной деревянной игрушке, игрушках из глины - дымковской, филимоновской. Эти фигурки изображают "страшных" животных: медведя, волка, льва и сказочных, фантастических "чудовищ" - Тяни-Толкая, Змея-Горыныча. Эти хорошо знакомые детям персонажи, их внешний вид (часто нарочито потешный), рукотворность таких игрушек и их зависимость от действий ребенка - все это способствовало преодолению страхов малыша. Простота внешнего вида и содержательность образа, который несла в себе страшная игрушка, давали простор воображению.

Современная индустрия игрушек действует совсем по другим ориентировкам. И действительно, какого малыша удивишь сегодня простым мишкой. «Страшные» игрушки стали чрезвычайно яркими и популярными, поэтому практически полностью заполонили прилавки. Устрашающий внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания.

Обилие деталей, всевозможные технические "навороты", делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что это за существо - человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова "мутант" и "биоробот" несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со "сверхчеловеческими" способностями, иногда в "железной броне" и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.

Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке.

Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти «страшные» игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи.

Психологи-практики призывают: игрушки должны быть разными! Совсем лишать ребенка современных популярных игр все же не стоит. Ребенок находится в социуме, общается с детьми, у которых есть современные куклы, машинки. Важно внимательно наблюдать за играми своего ребенка, вовремя включаться в них при необходимости, помогать малышу освоить игровые взаимоотношения персонажей. Ведь ни одна игрушка сама по себе не научит ребенка играть и не разовьет его способности. Только в руках старшего и умеющего играть взрослого, родителя, игрушка станет живой, нужной, стимулирующей воображение, а значит, полезной.

И последнее, что хотелось сказать, утром, отправляя своего ребенка в детский сад, необходимо проверить, не взял ли он ДОУ травмоопасные игрушки (мелкие игрушки или пуговицы, острые игрушки и т.д.), лекарственные препараты, кондитерские изделия.

2. Деловая игра «Магазин игрушек».

Группа делится на подгруппы по 5 человек. На полу игровой комнаты разложены игрушки, игровые предметы. Каждая команда получает задание выбрать из всех игрушек и игровых предметов:

1 команда – «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.

2 команда – «бесполезные игрушки», то есть игрушки ничего не дающие для развития ребёнка.

3 команда – «вредные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми раннего возраста.

Продумать, какими критериями руководствовались при выборе данной категории игрушек (чем эти игрушки полезны, бесполезны, почему вредны).

Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерии, по которым они их выбрали. Воспитатели подводят итог по каждому критерию.

Представители 3 группы: нарочито яркие, неприятно пахнущие мячи, куклы, резиновые игрушки, мягкая игрушка с яркой вылезающей шерстью, сломанная машинка.

Критерий - несоответствие игрушек санитарно-гигиеническим требованиям. В основном, это дешёвые игрушки китайского производства. Проверка таких игрушек на токсичность выявила, что нормы концентрации химических веществ в них были превышены в десятки раз, краска на целлулоидных и резиновых игрушках содержала свинец. Покупая такую игрушку, Вы расплачиваетесь здоровьем ребёнка. Сюда же относятся игрушки с мелкими непрочно держащимися деталями и сломанные с острыми краями.

Представители: монстры, роботы с искажёнными злобой лицами.

Критерий - агрессивные игрушки, то есть игрушки, содержащие явные признаки агрессии и жестокости или вызывающие у ребёнка страх. Ребёнок, которого окружают такие игрушки, может переносить свою игру в реальность, воспринимая окружающий мир, как субстанцию, населённую врагами, которых нужно обезвредить и уничтожить. Если ребёнок в игре вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведётся когда-нибудь в той или иной жизненной ситуации. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов).

Представители: игры, содержащие мелкие детали (мозаика, пистолет с пульками).

Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Мелкие детали представляют опасность для детей раннего возраста.

Вторая команда отбирала бесполезные игрушки.

Представители: огромная мягкая собака, туго и со скрипом открывающаяся матрёшка, машина у которой колёса плохо прокручиваются.

Критерий - игрушки, которыми ребёнок не может играть по их назначению, то есть игрушки, которые не могут стать предметом соответствующей деятельности ребёнка. Величина или технические качества этих игрушек не дают ребёнку возможности осуществлять с ними соответствующие игровые действия в полной мере.

Представители: различные головоломки, настольные игры.

Критерий - игрушки, несоответствующие возрасту ребёнка. Такие игрушки не соответствуют интересам самого ребёнка, не дают простора для самостоятельных действий.

Представители: изящная фарфоровая кукла, раритетная модель машины.

Критерий – дорогие игрушки, скорее всего это игрушки для взрослых, а не для детей. С точки зрения ребёнка такие игрушки не приносят никакой практической пользы и доставляют сплошные неудобства. Ими нельзя насладиться в полной мере («Осторожно, сломаешь!»), их нельзя выносить во двор или в детский сад, играть с ними можно только под пристальным надзором взрослых. Красивая дорогая игрушка может быстро превратиться в источник раздражения и злости у ребёнка.

Первая команда выбирала игрушки, необходимые для развития детей раннего возраста.

Представители: пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки.

Критерий – игрушки, развивающие интеллектуально-познавательные и моторные способности. Играя с ними, ребёнок познаёт окружающий предметный мир, овладевает различными действиями с предметами, учится соотносить форму, размер, расположение отдельных деталей.

3. Решение педагогических ситуаций.

Каждая из трёх команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами и разработать памятку по данной теме (памятка оформляется командой на ¼ листа ватмана).

Ситуация 1. Вы два часа провели в «Детском мире, выбирая подарок драгоценному чаду. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная… Вопрос – почему и что теперь делать?

Ситуация 2. Пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит. Найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.

Ситуация 3. У вас не дом, а филиал магазина игрушек. Игрушек уже столько, что их негде хранить. Большей частью ребёнок не играет (из некоторых он вырос, некоторые ему уже надоели). Малыш просит новые игрушки. Но что делать с таким количеством старых игрушек?

4. Выработка единой стратегии поведения родителей в выборе игрушек.

Поддержать родителей, выразивших общее мнение, что «вредные игрушки» - игрушки, не соответствующие санитарно – гигиеническим требованиям; «полезные игрушки» - игрушки, развивающие интеллектуально – познавательные и моторные способности ребенка;

Необходимо всегда помнить, что игрушка – не просто забава, она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла, дает яркие и впечатляющие образы, от которых зависит формирование морально – нравственных представлений личности и ее развитие в целом.



Публикации по теме

  • Леди гага в платье из мяса Леди гага в платье из мяса

    Футуристичное платье Гаги напоминает то ли об орбитах далеких планет, то ли о космическом вихре. Очевидно одно: Жанна Агузарова нервно...

  • Игла Игла "Ухошип" для плетения

    Браслеты из натуральных материалов всегда будут актуальными. Эти универсальные аксессуары способны добавить изюминку и дополнить образ как...