Однажды я отправился в отпуск со своей русской девушкой, теперь уже бывшей. Русские женщины — особенные

Фредерик, 45 лет, Франция

У нас бытует представление, будто женщины из Восточной Европы, а значит и русские, немножко рабыни. Слушаются мужа во всем, не перечат ему, вскакивают, чтобы убрать со стола, и так далее. Не знаю, что там насчет других стран, но дамы из России точно другие. Гордые, своевольные, с характером.

Ваши женщины отлично ориентируются в высоких технологиях, значительно лучше француженок. Они всегда на связи, активно пользуются многочисленными приложениями, виртуозно ищут информацию. И в то же время у них совершенно архаичные взгляды на некоторые вещи. Я сам слышал, как юные русские девушки (25–27 лет) размышляли о «женских» и «неженских» профессиях, о том, что главное в жизни – удачно выйти замуж, быть хорошей женой и всюду следовать за мужчиной. Причем они приехали во Францию сами, самостоятельно разработали маршрут, с легкостью забронировали и перебронировали билеты на поезд за чашечкой кофе. Они были великолепно образованны, начитанны, объездили полмира... Тут подобных мыслей у молодого поколения не встретишь, это свойственно женщинам за 70. И отношение к секс-меньшинствам у ваших дам тоже такое... Прошлый век.

Русские сильно заморачиваются насчет внешнего вида. Очень сильно. Кто-то наращивает ресницы, а кто-то косметикой не пользуется, зато маниакально следит за сочетанием цветов в одежде. У нас тоже есть такие дамочки, но их меньше. Диссонанс в том, что от людей, которые так озабочены своим образом, обычно ждешь холодности, закрытости, эгоистичности, самовлюбленности. Но в случае с русскими каждый раз понимаешь, что ошибался: они оказываются душевными, теплыми и открытыми. Правда, мне кажется, вы более тревожны и менее уверены в себе, чем француженки. Сам факт того, что вам так важно произвести хорошее впечатление, свидетельствует об этом.

С русскими все не так, как с другими: никогда не знаешь, чего от них ждать. Вы малопредсказуемы. У вас как будто бы «ноу лимитс». Мышление такое, словно «возможно все», и не важно, в какой сфере: открыть ресторан, пойти ночью купаться в озере, собраться за два часа в путешествие, устроиться на работу не по специальности и сделать карьеру, написать книгу, снять фильм. Вы все время на низком старте и всегда готовы махнуть через барьер. И еще, как мне кажется, русские женщины менее благоразумны, чем, допустим, француженки. Если им нравится еда, они съедят больше, чем нужно; если придут на вечеринку, с легкостью превысят разумную порцию алкоголя. Мне не слишком понятно, что их заставляет все это делать.

Славянкам приписывают грусть и меланхолию, но тут я согласен лишь частично. Да, русские больше переживают, «где он, что с ним, почему не звонит, а вдруг что-то произошло». Француженки спокойнее и не портят сами себе настроение тем, что еще не случилось. Но с другой стороны, русские жизнерадостны, искренне проявляют эмоции, умеют веселиться. И в целом оптимистично смотрят на мир.

Я слышал, будто русские расчетливы и меркантильны, мол, держи ухо востро, иначе по миру пойдешь. Мне такие женщины не встречались. Напротив, я общался с теми, для кого материальные ценности не главное. С теми, кто с большим трудом соглашался на то, чтобы я оплатил счет в ресторане. Кто предпочитал дарить подарки и смущался, получая их. Люди разные, и нельзя всех судить одинаково.

«Я легко узнаю русских на улице, и дело не в светлых волосах. Главное – румянец как у ваших матрешек. Это признак здоровья».
Фредерик, Франция

Мнение австралийца о русских девушках

Роберт, 37 лет, Австралия

Женщины в России очень красивы, и первое время я влюблялся по два-три раза за каждую поездку в метро. Вы определенно знаете, как выглядеть классно всегда и везде, но это не обходится даром. И я не о денежной стороне вопроса, хотя и понимаю, что все недешево. Как-то во время урока (я преподаю английский) речь зашла о слове «нарциссизм». Студентка спросила, что оно значит. Я объяснил, что это негативное понятие, а «нарцисс» – человек, который не может спокойно пройти мимо отражающей поверхности и постоянно проверяет, как выглядит. Девушка озадаченно взглянула на меня: «А что в этом плохого?» У меня челюсть отвисла. Я перевел взгляд на других – и у всех в глазах был тот же вопрос.

Однажды я отправился в отпуск со своей русской девушкой, теперь уже бывшей. Всякий раз, когда я пытался обратить ее внимание на что-то интересное, оказывалось, что она ничего не заметила – то прическу поправляла, то макияж (слушайте, барышни, с ними ничего не происходит так быстро, если, конечно, вы не попали под тропический ливень). Или постила селфи в «Инстаграм». Меня это расстроило: она пропускала все с нами происходящее и больше заботилась о том, как выглядит в глазах окружающих, а не в моих. Я ценил ее красоту, но намного важнее были моменты, которые мы проживали вместе.

Что касается секса, то женщины здесь больше стремятся исполнять желания партнера. Почти каждая девушка спрашивала о моих фантазиях (приходилось даже выдумывать новые), чтобы тут же осуществить их. Русские уверены в себе и своей физической форме (еще бы, они же тратят столько времени, чтобы ее поддерживать). Так что игры перед зеркалом или интимные селфи – без проблем, скорее, это воспринимается как высшая форма похвалы. Признаюсь, в целом секс прекрасен и полон энтузиазма. Но, к сожалению, на нем одном отношений не построишь.

Мне рассказывали, что русские женщины очень независимы и знают, чего хотят. Со второй частью я бы согласился, с первой – сложнее. В Австралии отношения расцениваются как партнерство. Оба участника поровну делят обязанности. В России, судя по моему опыту, все более старомодно. Однажды после вечеринки я решил помочь убрать со стола и помыть посуду. Моя тогдашняя девушка и ее друзья посмотрели на меня с изумлением: ты не должен этого делать, лучше сиди выпивай с другими парнями. Не то чтобы это для меня проблема, но чувствуешь же себя немного эгоистом и женоненавистником. В Австралии домашними хлопотами занимаются все независимо от пола – просто чтобы побыстрее с ними расквитаться.

Однажды во время урока разговор зашел о гендерных ролях. Удивительно, но большинство студентов яро отстаивали традиционный патриархальный строй. Громче всех выступали именно девушки, и мужчины их поддерживали. Было несколько храбрецов, выступивших за равноправие, но их быстро заклевали дамы, желающие хранить статус-кво из 1950-х. Я встречал в России независимых красивых феминисток с дикой, неприрученной душой, ни на кого не похожих. Но в целом, я считаю, девушки здесь именно такие, как я описал. Стереотипы навязываются им с раннего детства и влияют на их самовосприятие и самопрезентацию. Иногда во благо, иногда нет.

Русские женщины откровенны и прямо скажут тебе то, что думают, – хорошо ли это, или плохо. Мне нравится, что они всегда готовы поддержать тебя и помочь советом (и они удивительно проницательны). Они великодушны и заботливы. У меня много женщин-друзей, и я надеюсь поддерживать наше общение, когда уеду.

Мнение американца о русских девушках

Джефф, 29 лет, США

Русские женщины великолепны, это правда. Однажды утром в Санкт-Петербурге, на берегу Невы, мы с моей американской подругой встретили двух очень нарядных девушек – шпильки, короткие яркие платья, броский макияж. Они выглядели инопланетянками. Моя спутница, провожая их взглядом, сказала: «Они одеты так, будто собрались в ночной клуб, но это всего лишь утренняя прогулка!» В целом русские чаще американок одеваются красиво. С одной стороны, это занимает так много времени, что я им сочувствую. С другой, очевидно, они получают удовольствие, так что… респект!

Что меня поразило, так это абсолютное безразличие ваших женщин к феминизму. Масса американок не считают себя феминистками. Но если ты встретишь образованную девушку из крупного города, скорее всего, она будет поддерживать эту систему взглядов или, по крайней мере, положительно о ней отзываться. Меж тем некоторые либерально настроенные, разумные и сильные русские женщины думают, будто феминизм – какая-то глупость и «не для них». Для меня-то это нормальная и очевидная система ценностей, так что приходится нелегко.

Сложно не полюбить русских женщин за их доброту и внимание к окружающим. Будь то бабушка, бранящая тебя за отсутствие шапки в мороз, или чиновница, прилагающая усилия, чтобы помочь (правда, после нескольких просьб), или подруги, вручную делающие для тебя подарки и красивые открытки. И хочется сказать, что они не обязаны мастерить все эти прекрасные вещи, но каждый раз сердце тает. Женщины, с которыми я связан на работе, дома, в магазинах, всегда делают меня счастливее. Я даже чувствую себя немножко энергетическим вампиром. Но сложно не испытывать симпатии к людям, которые действительно милы с тобой и душераздирающе хороши собой.

Ваша консервативность меня не слишком забавляет. Я совсем не против «быть мужчиной», носить тяжелые вещи и все такое. Но когда знакомая произносит что-то вроде «Я типичная женщина: вожу машину как идиотка» или «Я же просто глупая девочка», хочется взять ее за плечи, встряхнуть и сказать: «Никогда не говори так, ты ведь умная!» Пару раз я спал с девушкой, которая называла меня «девчонкой» за то, что я мыл посуду после приготовленного ею же ужина.

Во многом русские прямолинейнее американок, и обычно это здорово. Но когда речь заходит об отношениях и сексе, вы начинаете говорить загадками. Девушка может подвергнуть твои слова чрезмерному анализу или сказать что-то непонятное, а потом ждать от тебя чудес дедукции. Мне иногда кажется, что я оказался внутри русской драмы, где пригласить барышню на вечеринку или помочь с английским внезапно означает, что я в нее влюблен и хочу от нее детей, хотя я-то просто хотел быть хорошим другом. Я совершил много глупых ошибок, не понимая, чего девушка хочет от меня на самом деле.

Русские женщины очень щедры в том, что касается секса. Но их консервативная сторона проявляется и тут. Минет входит в обязательную программу ночи, но при этом примерно половина девушек крайне удивляется (иногда и пугается), когда я предлагаю сделать куннилингус. Я стараюсь быть внимательным к партнерше и забочусь о том, чтобы она достигла оргазма. Но с некоторыми секс больше похож на шоу для меня одного. Однажды я спросил подругу: «Хочешь, чтобы я помог тебе кончить?» (после того как сделал это сам, а она явно нет, потому что слишком увлеклась невероятной акробатикой). Она ответила: «Дурацкий вопрос». Окей. Я понял это как «Нет, но спасибо».

«Они упираются шпильками в землю и борются за то, что для них много значит. Это особое русское упрямство».
Джефф, США

А еще мы услышали, что...

«...русские девушки чересчур увлекаются интимными стрижками. Сбривают там себе все. Зачем? Это же совершенно неестественно».
Катальдо, 39 лет, Италия

«...они слишком беспокоятся по мелочам. Я понимаю, что 1990-е годы были трудным временем в России, а в Англии, например, совсем нет, у нас было разное детство, отсюда и проблемы. Скажем, я вот транжира, а моя русская жена крайне бережлива, и иногда мы по этому поводу спорим. Но я правда считаю, что вам давно пора перестать обо всем волноваться».
Джейсон, 31 год, Великобритания

«...среднестатистическая россиянка гораздо более подкованна в вопросах моды – и мужской в том числе, чем обычная европейка. Что касается секса, я лично не замечал серьезных различий, хотя ваши девушки, наверное, более страстные. Стереотипы? Я слышал, будто есть две категории русских женщин. Первые – богатенькие испорченные секси-куколки, не проработавшие ни дня и прожигающие деньги родителей. Вторые – холодные как камень, готовые смести все на своем пути, лишь бы получить, что требуется. Так вот, первых я не видел, а в существование вторых действительно верю».
Лукас, 31 год, Швейцария

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную причёску – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто причёской.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел её кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трёхлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью её, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто причёской. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – всё, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали ещё и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее сорока раз. Малышам могли расчёсывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущённых крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьёзными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Непостижимый, противоречивый русский женский характер, в котором слились воедино сила и нежность, стойкость и покладистость, любовь и самоотречение.

Образ русской женщины окутан флером тайны, раскрыть которую давно стремятся русские писатели. Отечественная литература представляет читателям целую галерею характеров русских женщин, самых разных, но всех их роднит искренность чувств и мыслей, цельные, живые натуры. Говорят, что сейчас таких уже не встретишь, но если присмотреться, то и современные русские женщины во многом схожи со своими литературными сестрами. Да, мы живем в другое время и в другом обществе, но и сегодня быть русской женщиной — это уже заслуга.

Со времен Татьяны Лариной женские характеры становятся гораздо более сильными, чем мужские, более того они им противопоставляются. Прожигатель жизни Евгений Онегин, плывущий по течению и мало о чем задумывающийся Алексей Вронский, завернувшийся в халат и практически не поднимающийся с дивана Илья Обломов, полностью опустившийся после потери жены и любимой Юрий Живаго, транжира и мот Сергей Паратов… На их фоне густыми, сочными мазками написаны портреты русских женщин.

Татьяна стала первой главной героиней русского романа — и в этом была смелость поэта, да и сам роман скорее мог бы носить название «Татьяна Ларина». Бум на «женские» названия литературных произведений случился чуть позже: «Анна Каренина», «Ася», «Машенька», «Анна Снегина», «Любовь Яровая»…

Сильные женские характеры явление не только литературное, но и реальное. Жалобами на безразличие и лень мужей, на рукоприкладство и измены пестрят женские форумы. Да и в своем окружении вы наверняка встречали женщин, которые тянут на себе работу, и детей, и быт. Встречаются и счастливые исключения, но и в таких тандемах женщина — источник энергии для партнера. Быть сильной — привычка, впитанная с ранних лет.

Русские женщины во всем мире славятся своей красотой и обаянием. Причем красота эта — не в канонической правильности черт лица, а в содержании. Булгаковская Маргарита привлекала огоньком, горевшим в ее глазах. Татьяна Ларина — задумчивостью и внутренней чистотой. Наташа Ростова — живостью и непосредственностью. Особенно часто писатели подчеркивают красоту глаз, которые, как известно, «зеркало души». Это и «удивительные, трогательные глаза» чеховской Любови Андреевны Раневской, большие, строгие глаза некрасовской Матрены Тимофеевны или блестящие серые глаза, «казавшиеся темными от густых ресниц», Анны Карениной.

Классический пример русской красавицы представляет нам Некрасов в поэме «Мороз. Красный нос»: «Есть женщины в русских селеньях, с спокойною важностью лиц, с красивою силой в движеньях, с походкой, со взглядом цариц ».

Порой авторы намеренно подчеркивают отсутствие у героини внешней красоты, побуждая читателей заглянуть вглубь ее прекрасной души. Так представляет нам свой «милый идеал» Пушкин: «Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, ни свежестью ее румяной не привлекла б она очей ».

Наташа Ростова впервые предстает перед нами как «некрасивая, но живая девочка».

Иногда же, наоборот, героини отличаются удивительной красотой. Варенька («После бала» Л. Толстого) была «в молодости… прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная ». Редкой красавицей была бедная Лиза, которая покорила Эраста при первой же встрече.

Но красота русских женщин — не только дар природы, но и результат упорного труда над собой . Русские женщины заботятся о себе с молодости: следят за модой, умеют сделать макияж и прическу. Они не позволяют себе выйти на улицу в мятой одежде и даже мусор выносят на каблуках. И все это делается с единственной целью — завоевать внимание и сердца мужчин.

Для русской женщины важны семейные ценности. И русские выходят замуж в целом раньше, чем их европейские сверстницы. Последним необходимо сначала самим встать на ноги, построить карьеру и обустроить дом. А русские, не только женщины, но и мужчины, благодаря прочным семейным связям могут рассчитывать на помощь и поддержку бабушек-дедушек. Поэтому семью они часто успешно совмещают с карьерой — и в этом тоже особенность характера русских женщин. Но мерилом женского успеха в глазах общества, как бы ни противились этому отдельные представительницы прекрасного пола, до сих пор было и остается замужество.

Случается, что приверженность семье, детям превращается у русской женщины в жертвенность. Примеры героинь, которые видят свое предназначение в семье, представляет нам классическая литература. Лариса Огудалова готова выйти замуж за Карандышева: «Я думала, что семейные обязанности наполнят мою жизнь и помирят меня с ней ».

Полностью растворяется в заботах о муже и детях Наташа Ростова: «Предмет, в который погрузилась Наташа, — была семья, то есть муж, которого надо было держать так, чтобы он нераздельно принадлежал ей, дому, — и дети, которых надо было носить, рожать, кормить, воспитывать ».

Русская женщина — мать. Наталья, нелюбимая жена Григория Мелехова («Тихий Дон» М. Шолохова), впервые заслуживает нежного взгляда супруга, родив близнецов и засияв «какой-то чистой внутренней красотой». Ближе родной матери становится для снохи мать Григория Ильинична. Она — оплот семьи, мудрая и спокойная женщина. Не суетясь попусту, успевает и дом содержать в порядке, и уделить внимание всем детям, их душевным переживаниям, и укротить гневливого мужа.

Часто жизнь ставит героинь перед выбором: Любовь, или долг. И на этот вопрос нет однозначного ответа.

Оставаться верной мужу, отвергая любовь, которая не померкла с годами, выбор Татьяны Лариной. Она не может отказаться от своего положения в обществе — богатой и знатной дамы, жены князя и генерала. Наталья Коршунова, тихая и ласковая героиня шолоховского «Тихого Дона», прощает нелюбовь и измены мужа, Григория Мелехова.

Современные женщины часто тоже готовы мириться с недостатками мужа, пьянством, побоями, изменами, до последнего стараясь сохранить семью…

На противоположном полюсе другие женщины — они готовы ради любви на любые жертвы. И любовь эта стихийная, метафизическая, непостижимая для разума. Любовь — это сама жизнь.

В тургеневской Асе сочетаются «доброе сердце» и «бедовая голова». Она искренняя, честная, подвижная. И ее чувства могут быть только такими же непосредственными: «Как она глубоко чувствует и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства; это находит на нее так же неожиданно и так же неотразимо, как гроза ».

Лиза, скромная, трудолюбивая, совершенно отдалась Эрасту, она «им только жила и дышала, во всем, как агнец, повиновалась его воле и в удовольствии его полагала свое счастие », любила его больше, чем себя. («Бедная Лиза» Н. Карамзина). Смысл жизни надеялась найти в любви к красавцу-офицеру Алексею Вронскому Анна Каренина. Она уходит от мужа и оставляет сына, чувствуя себя при этом преступницей. Нарушив законы долга и нравственности, царившие в обществе, она лишается друзей, все отвергают ее. Итог: единственный выход, который она видит, — смерть.

Свое сердце отдала Борису и Катерина Кабанова («Гроза» А. Островского). «Кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой: иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы ». Долг женщины, жены не позволяет ей утаить эту связь от мужа, и, не в силах больше выдерживать его деспотизм и деспотизм свекрови, она бросается в Волгу. Оставила богатого мужа и посвятила свою жизнь бедному Мастеру булгаковская Маргарита и даже заплатила земной жизнью за право оставаться с ним в жизни иной.

Не в силах противостоять чувствам «бесприданница» Лариса Огудалова. Она бросает своего жениха и едет на ночную прогулку с Сергеем Паратовым, который уже один раз обманул ее. Но она все же надеется, что он женится на ней. Будучи обманутой и второй раз. Лариса понимает, что ей никогда уже не выйти замуж. Погибая от руки ревнивца-жениха, она считает это благодеянием.

Лара Гишар («Доктор Живаго» Б. Пастернака) говорит, что если бы ей пришлось выбирать между любовью и долгом, то: «…Я бы не устояла против зова прошлого, зова верности. Я пожертвовала бы всем, даже самым дорогим ».

Феминизм, к слову, который шествует по всему миру, практически не затронул Россию. Как ни парадоксально, но причина в том, что именно советская Россия стала одной из первых стран, где женщины получили равные права с мужчинами, в том числе право на доступное бесплатное высшее образование. Во многом как раз благодаря этому русские женщины славятся своим умом. «Чем русская блондинка отличается от женщины вообще? Русская блондинка умеет играть в шахматы». Эта американская шутка как нельзя лучше характеризует отношение к IQ русских дам. И правда, воинствующий феминизм в России гораздо менее жизнеспособен. Любая женщина здесь будет рада, если ей уступят место в общественном транспорте, подадут руку при выходе или откроют дверь. В России принят традиционный взгляд на роль мужчин и женщин. Женщина — хозяйка в доме и мать. Да, многие девушки стремятся получить хорошее образование, состояться в профессии, но это никак не отменяет семьи и рождение детей. Недаром даже слово «вуз» в шутку расшифровывается как «выйти удачно замуж». Работают же русские женщины часто не для карьеры, а для денег — на одну зарплату супруга просто не прожить. И сохраняют трудолюбие и энергичность до старости.

Словом, портрет русской женщины, вне зависимости от времени и ее положения в обществе, противоречив и многолик. А русский женский характер — это мозаика разнообразных чувств и поступков, мыслей и эмоций, из которой складывается узор жизни, яркий и неповторимый .

Предлагаемый читателям материал представляет собой выдержки из дневников, писем и воспоминаний немецких солдат, офицеров и генералов, впервые столкнувшихся с русским народом в годы Отечественной войны 1941-1945 годов. По существу, перед нами свидетельства массовых встреч народа с народом, России с Западом, которые не теряют своей актуальности и в наши дни.

Немцы о русском характере

Из этой борьбы против русской земли и против русской природы едва ли немцы выйдут победителями. Сколько детей, сколько женщин, и все рожают, и все приносят плоды, несмотря на войну и грабежи, несмотря на разрушение и смерть! Здесь мы боремся не против людей, а против природы. При этом я снова вынужден признаваться сам себе, что эта страна с каждым днём становится мне всё милее.

Лейтенант К. Ф. Бранд

Они думают иначе, чем мы. И не трудись — русского ты всё равно никогда не поймёшь!

Офицер Малапар

Я знаю, как рискованно описывать нашумевшего «русского человека», это неясное видение философствующих и политиканствующих литераторов, которое очень пригодно для того, чтобы его, как платяную вешалку, обвешивать всеми сомнениями, которые возникают у человека с Запада, чем дальше он продвигается на Восток. Всё же этот «русский человек» не только литературная выдумка, хотя и здесь, как и всюду, люди различны и к общему знаменателю неприводимы. Лишь с этой оговоркой будем мы говорить о русском человеке.

Пастор Г. Голлвицер

Они так многосторонни, что почти каждый из них описывает полный круг человеческих качеств. Среди них можно найти всяких, от жестокого грубияна до Святого Франциска Ассизского. Вот почему их нельзя описать несколькими словами. Чтобы описать русских, надо использовать все существующие эпитеты. Я могу о них сказать, что они мне нравятся, они мне не нравятся, я перед ними преклоняюсь, я их ненавижу, они меня трогают, они меня пугают, я ими восхищаюсь, они во мне вызывают отвращение!

Менее вдумчивого человека такой характер выводит из себя и заставляет воскликнуть: Незаконченный, хаотический, непонятный народ!

Майор К. Кюнер

Немцы о России

Россия лежит между Востоком и Западом — это старая мысль, но я не могу сказать ничего нового об этой стране. Полумрак Востока и ясность Запада создали этот двойственный свет, эту хрустальную ясность разума и загадочную глубину души. Они находятся между духом Европы, сильным по форме и слабым в углублённом созерцании, и духом Азии, который лишён формы и ясных очертаний. Я думаю, их души влечёт больше Азия, но судьба и история — и даже эта война — приближает их к Европе. И так как здесь, в России, всюду много не поддающихся учёту сил, даже в политике и хозяйстве, то не может быть единого мнения ни о её людях, ни о их жизни… Русские всё измеряют расстоянием. Они всегда должны с ним считаться. Здесь часто родственники живут далеко друг от друга, солдаты с Украины служат в Москве, студенты из Одессы учатся в Киеве. Здесь можно ехать часами, никуда не приехав. Они живут в пространстве, как звёзды в ночном небе, как моряки на море; и так, как необъятен простор, так же безграничен и человек, — всё у него в руках, и ничего у него нет. Широта и простор природы определяют судьбу этой страны и этих людей. На больших просторах медленнее протекает история.

Майор К.Кюнер

Это мнение находит подтверждение и в других источниках. Немецкий штабной солдат, сравнивая Германию и Россию, обращает внимание на несоизмеримость этих двух величин. Немецкое наступление на Россию представилось ему соприкосновением ограниченного с безграничным.

Сталин является властелином азиатской безграничности — это враг, с которым силам, наступающим из ограниченных, расчленённых пространств, не справиться…

Солдат К. Маттис

Мы вступили в бой с врагом, которого мы, находясь в плену европейских жизненных понятий, вообще не понимали. В этом рок нашей стратегии, она, строго говоря, совершенно случайна, как приключение на Марсе.

Солдат К. Маттис

Немцы о милосердии русских

Необъяснимость русского характера и поведения нередко ставила в тупик немцев. Русские оказывают гостеприимство не только в своих домах, они выходят навстречу с молоком и хлебом. В декабре 1941 года при отступлении из Борисова в одной оставленной войсками деревне старушка вынесла хлеб и кувшин молока. «Война, война», — повторяла она в слезах. Русские с одинаковым добродушием относились и к побеждающим, и к побеждённым немцам. Русские крестьяне миролюбивы и добродушны… Когда мы во время переходов испытываем жажду, мы заходим в их избы, и они дают нам молоко, будто паломникам. Для них каждый человек нуждающийся. Как часто я видел русских крестьянок, голосивших над ранеными немецкими солдатами, как будто это были их собственные сыновья…

Майор К. Кюнер

Странным кажется отсутствие вражды у русской женщины к солдатам той армии, с которой борются её сыновья: Старая Александра из крепких ниток… вяжет мне носки. Кроме того, добродушная старуха варит картофель для меня. Сегодня в крышке моего котелка я нашел даже кусок солёного мяса. Вероятно, у неё есть где-то спрятанные запасы. Иначе не понять, как эти люди здесь живут. В сарае у Александры стоит коза. Коров у многих нет. И при всем том эти бедные люди делятся своим последним добром с нами. Делают ли они это из страха или действительно у этого народа врождённое чувство самопожертвования? Или же они это делают по добродушию или даже из любви? Александра, ей 77 лет, как она мне сказала, безграмотна. Она не умеет ни читать, ни писать. После смерти мужа она живёт одна. Трое детей умерли, остальные трое уехали в Москву. Ясно, что оба ее сына в армии. Она знает, что мы против них сражаемся, и всё-таки она для меня вяжет носки. Чувство вражды ей, вероятно, незнакомо.

Санитар Михельс

В первые месяцы войны деревенские женщины… спешили с едой для военнопленных. «О, бедные!» — приговаривали они. Они также приносили пищу для немецких конвоиров, сидящих в центре небольших скверов на скамейках вокруг белых статуй Ленина и Сталина, сброшенных в грязь…

Офицер Малапарт

Ненависть в течение продолжительного времени… не в русском характере. Это особенно ясно на примере того, как быстро исчез психоз ненависти у простых советских людей по отношению к немцам во время Второй мировой войны. При этом сыграло роль… сочувствие, материнское чувство русской сельской женщины, а также молодых девушек по отношению к пленным. Западноевропейская женщина, встретившаяся с Красной Армией в Венгрии, удивляется: «Разве это не странно — большинство из них не испытывают никакой ненависти даже к немцам: откуда у них берётся эта непоколебимая вера в человеческое добро, это неисчерпаемое терпение, эта самоотверженность и кроткая покорность…

Немцы о русской жертвенности

Жертвенность не раз отмечена немцами в русских людях. От народа, официально не признающего духовных ценностей, как будто нельзя ждать ни благородства, ни русский характер, ни жертвенности. Однако немецкий офицер поражён при допросе пленной партизанки:

Неужели можно требовать от человека, воспитанного в материализме, так много жертвенности ради идеалов!

Майор К. Кюнер

Вероятно, это восклицание можно отнести ко всему русскому народу, по-видимому сохранившему в себе эти черты, несмотря на ломку внутренних православных устоев жизни, и, по-видимому, жертвенность, отзывчивость и подобные им качества характерны для русских в высокой степени. Они отчасти подчеркиваются отношением самих русских к западным народам.

Как только русские входят в контакт с западными людьми, они их коротко определяют словами «сухой народ» или «бессердечный народ». Весь эгоизм и материализм Запада заключен в определении «сухой народ»

Выносливость, душевная сила и в то же время покорность также обращают на себя внимание иностранцев.

Русский народ, особенно больших просторов, степей, полей и сёл, является одним из наиболее здоровых, радостных и умудрённых на земле. Он способен сопротивляться власти страха с согнутой спиной. В нём столько веры и древности, что из него, вероятно, может изойти самый справедливый порядок в мире»

Солдат Матисс


Пример двойственности русской души, в которой сочетаются и жалость, и жестокость одновременно:

Когда уже в лагере пленным дали супу и хлеба, один русский отдал кусок от своей порции. Так же поступили и многие другие, так что перед нами оказалось столько хлеба, что мы не могли его съесть… Мы только качали головами. Кто их может понять, этих русских? Одних они расстреливают и могут даже над этим презрительно смеяться, другим они дают вволю супу и делятся с ними даже своей собственной дневной порцией хлеба.

Немка М. Гертнер

Присматриваясь ближе к русским, немец вновь отметит их резкие крайности, невозможность их полностью постигнуть:

Русская душа! Она переходит от нежнейших, мягких звуков до дикого фортиссимо, трудно только эту музыку и особенно моменты её перехода предугадать… Слова одного старого консула остаются символичными: «Я недостаточно знаю русских — я живу среди них всего тридцать лет.

Генерал Швеппенбург

Немцы о недостатках русских

От самих же немцев мы слышим объяснение тому, что нередко русских упрекают в склонности к воровству.

Кто пережил послевоенные годы в Германии, тот, как и мы в лагерях, убедился, что нужда разрушает сильное чувство собственности даже у людей, которым воровство было чуждо с детства. Улучшение жизненных условий быстро исправило бы этот недостаток у большинства, и то же случилось бы и в России, как это было до большевиков. Не шаткие понятия и не появившееся под влиянием социализма недостаточное уважение к чужой собственности заставляют людей воровать, а нужда.

Военнопленный Голлвицер

Чаще всего беспомощно спрашиваешь себя: почему здесь не говорят правды? …Это можно было бы объяснить тем, что русским крайне трудно сказать «нет». Их «нет», правда, прославилось во всем мире, однако это, кажется, больше советская, чем русская особенность. Русский всеми силами избегает необходимости отказа в какой-либо просьбе. Во всяком случае, когда у него зашевелится сочувствие, а это у него бывает нередко. Разочаровать нуждающегося человека кажется ему несправедливым, во избежание этого он готов на любую ложь. А там, где отсутствует сочувствие, ложь является, по крайней мере, удобным средством избавить себя от надоедливых просьб.

Военнопленный Голлвицер

В Восточной Европе матушка-водка веками исполняет большую службу. Она обогревает людей, когда им холодно, сушит их слёзы, когда им грустно, обманывает желудки, когда они голодны, и даёт ту каплю счастья, которая каждому в жизни необходима и которую трудно получить в полуцивилизованных странах. В Восточной Европе водка — это театр, кино, концерт и цирк, она заменяет книги для безграмотных, делает героев из малодушных трусов и является тем утешением, которое заставляет забыть все заботы. Где в мире найти другую такую йоту счастья, причем такую дешёвую?

Народ… ах да, прославленный русский народ!.. Я несколько лет производил выдачу заработной платы в одном рабочем лагере и соприкасался с русскими всех слоев. Есть среди них прекрасные люди, но здесь почти невозможно остаться безупречно честным человеком. Я постоянно поражался, что под таким давлением этот народ сохранил столько человечности во всех отношениях и столько естественности. У женщин это заметно ещё больше, чем у мужчин, у старых, конечно, больше, чем у молодых, у крестьян больше, чем у рабочих, но нет слоя, в котором бы это совсем отсутствовало. Это чудесный народ, и он заслуживает, чтобы его любили.

Военнопленный Голлвицер

По пути из русского плена домой в памяти немецкого солдата-священника всплывают впечатления последних лет в русском плену.

Военный священник Франц

Немцы о русских женщинах

О высокой нравственности и морали русской женщины можно написать отдельную главу. Иностранные авторы оставили ей ценный памятник в своих воспоминаниях о России. На немецкого доктора Ейриха произвели глубокое впечатление неожиданные результаты осмотра: 99 процентов девушек в возрасте от 18 до 35 лет оказались девственницами… Он думает, что в Орле было бы невозможно найти девушек для публичного дома.

Голоса женщин, в особенности девушек, собственно немелодичны, однако приятны. В них скрыта какая-то сила и радость. Кажется, что слышишь звенящей какую-то глубокую струну жизни. Кажется, что конструктивные схематические изменения в мире проходят мимо этих сил природы, их не касаясь…

Писатель Юнгер

Между прочим, мне рассказывал штабной врач фон Гревениц, что во время медицинского осмотра преобладающее большинство девушек оказались девственницами. Это видно также по физиономиям, но трудно сказать, можно ли прочесть по лбу или по глазам — это блеск чистоты, которой окружено лицо. Его свет не имеет в себе мерцания деятельной добродетели, а скорее напоминает отражение лунного света. Однако как раз поэтому чувствуешь большую силу этого света…

Писатель Юнгер

О женственных русских женщинах (если я могу так выразиться) у меня создалось впечатление, что они своей особой внутренней силой держат под моральным контролем тех русских, которых можно считать варварами.

Военный священник Франц

Слова другого немецкого солдата звучат заключением к теме о нравственности и достоинстве русской женщины:

Что рассказала нам пропаганда о русской женщине? И какой мы её нашли? Я думаю, что вряд ли найдётся немецкий солдат, побывавший в России, который не научился бы ценить и уважать русскую женщину.

Солдат Михельс

Описывая девяностолетнюю старуху, которая в течение своей жизни ни разу не покинула своей деревни и поэтому не знала мира, находящегося вне деревни, немецкий офицер говорит:

Я думаю даже, что она гораздо более счастлива, чем мы: она полна счастьем жизни, протекающей в непосредственной близости к природе; она счастлива неисчерпаемой силой своей простоты.

Майор К.Кюнер


О простых, цельных чувствах у русских находим в воспоминаниях другого немца.

Я разговариваю с Анной, старшей дочерью, — пишет он. — Она еще не замужем. Почему она не оставит эту бедную землю? — спрашиваю я её и показываю фотографии из Германии. Девушка показывает на свою мать и на сестёр и объясняет, что ей лучше всего среди близких. Мне кажется, что у этих людей есть только одно желание: любить друг друга и жить для своих ближних.

Немцы о русской простоте, уме и таланте

Немецкие офицеры иногда не знают, как отвечать на немудрёные вопросы рядовых русских людей.

Генерал со своей свитой проезжает мимо русского пленного, пасущего овец, предназначенных для немецкой кухни. — «Вот глупа, — начал пленный излагать свои мысли, — но мирная, а люди, господин? Почему люди столь немирны? Почему они убивают друг друга?!»… На его последний вопрос мы не смогли ответить. Его слова шли из глубины души простого русского человека.

Генерал Швеппенбург

Непосредственность и простота русских заставляют немца воскликнуть:

Русские не вырастают. Они остаются детьми… Если вы посмотрите на русскую массу с этой точки зрения, вы и поймёте их, и простите им многое.

Близостью к гармоничной, чистой, но и суровой природе иностранные очевидцы пытаются объяснить и храбрость, и выносливость, и нетребовательность русских.

Храбрость русских основана на их нетребовательности к жизни, на их органической связи с природой. А природа эта говорит им о лишениях, борьбе и смерти, которым подвержен человек.

Майор К.Кюнер

Нередко немцы отмечали исключительную работоспособность русских, способность их к импровизации, сметливость, приспособляемость, любопытство ко всему, и особенно к знаниям.

Чисто физическая работоспособность советских рабочих и русской женщины стоит вне всякого сомнения.

Генерал Швеппенбург

Особенно следует подчеркнуть искусство импровизации у советских людей, всё равно, чего бы это ни касалось.

Генерал Фреттер-Пико

О сметливости и проявляемом русскими интересе ко всему:

Большинство из них проявляет интерес ко всему гораздо больший, чем наши рабочие или крестьяне; они все отличаются быстротой восприятия и практическим умом.

Унтер-офицер Гогофф

Переоценка приобретённых в школе знаний часто является препятствием для европейца в его понимании «необразованного» русского… Поразительным и благотворным явилось для меня, как учителя, открытие, что человек без всякого школьного образования может разбираться в самых глубоких проблемах жизни истинно по-философски и при этом обладает такими знаниями, в которых ему может позавидовать какой-нибудь академик европейской известности… У русских прежде всего отсутствует эта типично европейская усталость перед проблемами жизни, которую мы часто только с трудом преодолеваем. Их любознательность не знает пределов… Образованность настоящей русской интеллигенции напоминает мне идеальные типы людей ренессанса, уделом которых была универсальность знаний, не имеющая ничего общего, «обо всём понемножку.

Швейцарец Юкер, проживший в России 16 лет

Другой немец из народа удивлён знакомством молодой русской с отечественной и иностранной литературой:

Из разговора с 22-летней русской, которая закончила только народную школу, я узнал, что она знала Гёте и Шиллера, не говоря уже о том, что она хорошо разбиралась в отечественной литературе. Когда я по этому поводу выразил своё удивление д-ру Гейнриху В., который знал русский язык и лучше понимал русских, он справедливо заметил: «Разница между немецким и русским народом заключается в том, что мы держим наших классиков в роскошных переплётах в книжных шкафах и их не читаем, в то время как русские печатают своих классиков на газетной бумаге и издают изданиями, но зато несут их в народ и читают.

Военный священник Франц

О талантах, способных проявляться даже в невыгодной обстановке, свидетельствует пространное описание немецким солдатом концерта, устроенного в Пскове 25 июля 1942 года.

Я сел сзади среди деревенских девушек в пёстрых ситцевых платьях… Вышел конферансье, прочёл длинную программу, сделал ещё длиннее объяснение к ней. Затем двое мужчин, по одному с каждой стороны, раздвинули занавес, и перед публикой предстала очень бедная декорация к опере Корсакова. Один рояль заменял оркестр… Пели главным образом две певицы… Но произошло нечто такое, что было бы не по силам ни одной европейской опере. Обе певицы, полные и уверенные в себе, даже в трагических моментах пели и играли с большой и ясной простотой… движения и голос сливались воедино. Они поддерживали и дополняли друг друга: под конец пели даже их лица, не говоря уже о глазах. Убогая обстановка, одинокий рояль, и, однако же, была полнота впечатления. Никакой блестящий реквизит, никакая сотня инструментов не смогли бы способствовать лучшему впечатлению. После этого появился певец в серых полосатых брюках, бархатном пиджаке и в старомодном стоячем воротничке. Когда, так разодетый, он с какой- то трогательной беспомощностью вышел на середину сцены и трижды поклонился, в зале среди офицеров и солдат послышался смех. Он начал украинскую народную песню, и, как только раздался его мелодичный и мощный голос, зал замер. Несколько простых жестов сопровождали песню, а глаза певца делали её видимой. Во время второй песни вдруг во всём зале потух свет. В нём господствовал только голос. В темноте он пропел около часа. По окончании одной песни русские деревенские девушки, сидевшие за мной, передо мной и рядом, повскакивали и начали аплодировать и топать ногами. Началась суматоха долго не прекращавшихся аплодисментов, как будто тёмная сцена была залита светом фантастических, немыслимых пейзажей. Я ни слова не понял, но я всё видел.

Солдат Маттис

Народные песни, отражающие характер и историю народа, больше всего обращают на себя внимание очевидцев.

В настоящей русской народной песне, а не в сентиментальных романсах отражена вся русская «широкая» натура с её нежностью, дикостью, глубиной, душевностью, близостью к природе, весёлым юмором, бесконечным исканием, грустью и сияющей радостью, а также с их неумирающей тоской по красивому и доброму.

Немецкие песни наполнены настроением, русские — рассказом. В своих песнях и хорах Россия обладает большой мощью.

Майор К. Кюнер

Немцы о вере русских

Яркий пример такого состояния представляет для нас сельская учительница, которую хорошо знал немецкий офицер и которая, по-видимому, поддерживала постоянную связь с ближайшим партизанским отрядом.

Ия говорила со мной о русских иконах. Имена великих иконописцев здесь неизвестны. Они посвятили свое искусство благочестивому делу и остались в неизвестности. Всё личное должно отступить перед требованием святого. Фигуры на иконах бесформенные. Они производят впечатление неизвестности. Но они и не должны иметь красивых тел. Рядом со святым телесное не имеет никакого значения. В этом искусстве было бы немыслимо, чтобы красивая женщина являлась моделью Мадонны, как это было у великих итальянцев. Здесь это было бы кощунством, так как это ведь человеческое тело. Ничего нельзя знать, всему следует верить. Вот в чём секрет иконы. «Ты веришь в икону?» Ия не отвечала. «Зачем ты тогда её украшаешь?» Она бы, конечно, могла ответить: «Я не знаю. Иногда я это делаю. Мне делается страшно, когда я этого не делаю. А иногда мне просто хочется это делать». Какой раздвоенной, беспокойной должна ты быть, Ия. Тяготение к Богу и возмущение против Него в одном и том же сердце. «Во что же ты веришь?» — «Ни во что».— Она сказала это с такой тяжестью и глубиной, что у меня осталось впечатление, что эти люди принимают так же неверие свое, как веру. Отпавший человек и дальше несёт в себе старое наследие смирения и веры.

Майор К. Кюнер

Русских трудно сравнить с другими народами. Мистицизм в русском человеке продолжает ставить вопрос смутному понятию о Боге и остаткам христианско-религиозного чувства.

Генерал Швеппенбург

О молодёжи, ищущей смысла жизни, не удовлетворяющейся схематичным и мёртвым материализмом, находим и другие свидетельства. Вероятно, путь комсомольца, попавшего в концлагерь за распространение Евангелия, стал путём некоторой части русской молодёжи. В очень бедном материале, который опубликован очевидцами на Западе, мы находим три подтверждения того, что православная вера в какой-то степени передалась старшим поколениям молодёжи и что малочисленные и, несомненно, одинокие молодые люди, которые обрели веру, иногда готовы мужественно отстаивать её, не страшась ни заключения, ни каторги. Вот довольно обстоятельное свидетельство одной немки, вернувшейся на родину из лагеря в Воркуте:

Меня очень поразили целостные личности этих верующих. Это были крестьянские девушки, интеллигенты разных возрастов, хотя преобладала молодёжь. Они предпочитали Евангелие от Иоанна. Знали его наизусть. Студенты жили с ними в большой дружбе, обещали им, что в будущей России будет полнейшая свобода и в религиозном отношении. То, что многих из русской молодёжи, уверовавших в Бога, ждал арест и концентрационный лагерь, подтверждается немцами, вернувшимися из России уже после Второй мировой войны. Они встречали в концлагерях верующих людей и описывают их так: Мы завидовали верующим. Мы их считали счастливыми. Верующих поддерживала их глубокая вера, она же помогала им с лёгкостью переносить все тяжести лагерной жизни. Никто, например, не мог заставить их в воскресенье выйти на работу. В столовой перед обедом они обязательно молятся… Они молятся всё своё свободное время… Такой верой нельзя не восхищаться, ей нельзя не завидовать… Каждый человек, будь то поляк, немец, христианин или же еврей, когда обращался за помощью к верующему, всегда получал её. Верующий делился последним куском хлеба….

Вероятно, в отдельных случаях верующие завоевали уважение и сочувствие не только у заключённых, но и у лагерного начальства:

В их бригаде было несколько женщин, которые, будучи глубоко религиозными, отказывались работать в большие церковные праздники. Начальство и охрана мирились с этим и не выдавали их.

Символом России военного времени может послужить следующее впечатление немецкого офицера, случайно вошедшего в выгоревшую церковь:

Мы входим, как туристы, на несколько минут в церковь через открытую дверь. На полу лежат обгорелые балки и обломки камней. От сотрясений или от пожара осыпалась со стен штукатурка. На стенах появились краски, заштукатуренные фрески, изображающие святых, и орнаменты. И посреди развалин, на обугленных балках стоят две крестьянки и молятся.

Майор К. Кюнер

—————————

Подготовка текста — В. Дробышев . По материалам журнала «Славянка »

Многие наши соотечественницы задумываются о браках с иностранцами. И у них есть на это все шансы: никто не станет спорить с тем, что большинство русских женщин красивы, умны, ухожены, умеют вести хозяйство и ставят семейные ценности на первое место. Но бочки меда без ложки дегтя не бывает. Интересно, а какие претензии предъявляют к россиянкам представители других национальностей?

Они непунктуальны

Западных мужчин, например, ужасно возмущает, что россиянки опаздывают на свидания и даже не извиняются. У нас это в норме. Любая уважающая себя девушка считает себя просто обязанной хотя бы на 15 мин. Пусть подождет ее и поволнуется!

Они уделяют повышенное внимание своей внешности

Западные дамы не слишком следят за собой, стремясь быть на равных с мужчинами. И их удивляет, что россиянки каждый раз выходят из дому при полном параде.

Дора Киралихиди, бизнес-директор венгерского агентства «LeoBurnett», комментирует: «За границей я всегда могу определить россиянку - они старательно красятся и наряжаются даже для выхода на пляж. Натуральность и отсутствие косметики здесь не в моде. Сложно не заметить, что россиянки используют много парфюма с очень ярким, сильным звучанием и постоянно обновляют его в течение дня. Это можно почувствовать даже на расстоянии! На мой вкус, перебор».

Ну, насчет макияжа и парфюма это дело вкуса, но надо признаться, что ухоженные россиянки внешне зачастую весьма выгодно отличаются от западных дам, которые любят расхаживать в джинсах и с небрежными прическами, за исключением каких-то особо торжественных случаев.

Они любят долго мыться

Привычка наших женщин по полчаса стоять под душем иностранцев просто шокирует. В Европе и США принято , там даже затыкают раковину во время мытья, чтобы вода не сливалась. А тут такое расточительство!

Они зациклены на замужестве

В России к 25 годам принято уже иметь семью, иначе тебя будут считать старой девой и неудачницей. На Западе брак часто откладывают до 30-35 лет, а рождение детей и вовсе до 40: считается, что сначала надо прочно встать на ноги, сделать карьеру, а уж потом… Поэтому западных мужчин и женщин удивляет, что россиянки так переживают насчет замужества и деторождения в период, когда «жизнь только начинается»!

Они слишком меркантильны

Немецкий дизайнер Хайнц Шульце, который много лет прожил в Москве, рассказывает о русских женщинах: «Безусловно, для них деньги играют первостепенную роль. И мужа они себе ищут с квартирой, машиной и счетом в банке».

С детства нам прививают : семью должен содержать мужчина. Поэтому, подыскивая себе супруга, женщина надеется оказаться за «каменной стеной». Да и в целом женщины в России по статистике зарабатывают меньше мужчин. Что ж удивительного, если ее интересует благосостояние потенциального спутника жизни?

Они не способны на партнерские отношения

Наши женщины еще не испорчены феминизмом, поэтому считают, что мужчина им что-то должен как слабому полу: оплатить ужин в ресторане, подать пальто, поднести сумку… Жителей западных стран, где сейчас стараются всячески минимизировать социальные различия между полами, это, конечно, ужасно возмущает.

Они стремятся стать главой семьи

В России, как известно, большинство семей живут по принципу: «Муж – голова, а жена – шея». Редко в какой семье жена не стремится командовать мужем.

Особенно такое поведение озадачивает представителей восточных народов. На Востоке ведь принято, чтобы жена относилась к мужу почтительно, ухаживала за ним и его родственниками, была покорна… При этом у многих народов женщина не имеет права сидеть за одним столом с мужчинами. А попробуйте сказать это россиянке! По мнению жителей Востока, русские женщины слишком дерзки и самоуверенны, не знают своего места в доме… Восточные мужчины восхищаются русскими девушками, но далеко не всегда готовы взять их в жены.

Они не любят планировать

В большинстве западных стран принято жить по расписанию. И россиянку удивляет, когда суженый сообщает им, что после работы у него деловая встреча, потом поход в тренажерный зал, и он не может выкроить время на спонтанное свидание с ней… Точно так же она не понимает, почему нельзя немедленно приобрести новый пылесос или посудомоечную машину.

Они выходят замуж вместе со всей семьей

Русская женщина считает своим долгом заботиться о родителях, а иногда и братьях-сестрах и их детях. Если на Западе отношения с родными обычно ограничиваются воскресными обедами, то у русских к близким постоянно ходят в гости и часто помогают им материально.

Один иностранец так отвечает на вопрос, почему он не хочет жениться на русской:

«Меня, откровенно говоря, жутко пугают родители русской девушки. Они же живут по каким-то особым правилам. Они пытаются быть в очень близких отношениях со своей дочерью и ее избранником. Когда к ним приезжаешь, они постоянно норовят усадить за стол и кормить до тех пор, пока ты под него не свалишься. Кроме того, существует мнение, что отец девушки будет проверять мои способности в выпивке или в знании политики. А я ни в том, ни в другом не силен».

Понятно, что менталитет изменить трудно. Но все-таки есть вещи, о которых российским женщинам стоит всерьез задуматься. Особенно если вы собираетесь связать свою судьбу с представителем другой страны или национальности.



Публикации по теме