"подвижные игры на прогулке". Игра на прогулке с детьми «Мы поэты! Игра на прогулке с детьми «Чья змея длинней?»

Интересует живая и неживая природа, свойства и качества предметов, явлений. Они любят все потрогать, увидеть и услышать. И все это им надо познать в движении, действии. Прогулка с детьми — это хорошая школа их развития. Ведь им нужно расширять круг общения. А на улице много людей, явлений живой и неживой природы. Поэтому старайтесь чаще гулять с Детьми, давайте простор их любознательности, поощряйте их активность и самостоятельность.

Пусть они узнают, что бывают облака, как белогривые лошадки, что у природы нет плохой погоды и кто оставил следы на снегу.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы опять идем гулять.

И листочки собирать.

Как дорогу перейти,

Мы хотим сейчас узнать.

Сколько в радуге цветов —

Это тоже надо знать.

Почему гроза гремит,

Ветер листья шевелит,

Почему зимою уж

Под сосною сладко спит.

Песочная кулинария

◈ Предложите сделать из песка вкусное печенье. Украсьте его камешками, листьями, ягодами. Устройте конкурс юного кулинара — кто лучше всех украсит, тот и выиграл. Не забудьте угостить «печеньем» кукол.

Шаловливые игрушки

◈ Если ребенок умеет считать, то пусть он считает до 20, а вы в это время спрячьте игрушку: за деревом, кустиком, скамейкой и т. д. Затем он должен ее найти. А вы можете подсказывать: «холодно», «теплее», «горячо». Можно подсказать, что игрушка находится за предметом, который начинается, например, на звук «П» (пень), или слева, справа от вас (от него).

◈ Затем пусть ребенок прячет, а вы ищите. Он тоже должен делать вам подсказки.

Листья жёлтые летят

◈ Нагребите на улице две-три кучи листьев, попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза и спрячьте в одну из куч игрушку. Ребенок может в это время считать: «Раз, два, три, четыре, пять — я иду искать». То-то будет весело ворошить все кучи листьев!

◈ Не забудьте потом поваляться на них, собрав их обратно в кучу. Походите, пошуршите листвой.

Снежная пирамида

◈ Зимой захватите на улицу лопатку и вырежьте из снега ровные «кирпичики». Если их поставить друг на друга, получится снежная пирамида. Вы можете сложить свою пирамиду, ребенок — свою. Чья пирамида будет выше и не упадет — тот и победил.

◈ Пофантазируйте, что еще можно сделать из «кирпичиков»? (Скамейку, крепость, прилавок и т. д.) Для крепости можно сделать флажок, к прилавку — пирожные из снега. Если это все обыграть, то увлекательная прогулка затянется надолго.

Песочный замок

◈ Летом предложите ребенку сделать замок из песка. Пусть он поможет вам. Постройку обыграйте. Используйте мелкие игрушки: животных и людей. В этом замке может жить принцесса со своими друзьями, животными и т. п. Возьмите на себя роль сказочника. Фантазируйте. Около замка можно сделать цветник: воткнуть в песок веточки, листики и цветы. Привлеките к игре других детей.

◈ А зимой сделайте замок, крепость из снега. Украсить постройки можно флажками, использовать солдатиков, машинки.

«А по небу прокатите нас…»

◈ Если на вашей даче есть зеленая лужайка, расстелите одеяло и, лежа на нем вместе с ребенком, пофантазируйте, на что похожи облака. Или выберите каждый по облаку и наблюдайте за тем, как оно меняет форму и становится другим: было похоже на мишку, теперь похоже на лодочку.

◈ Спойте песенку «Облака, белогривые лошадки...». А если вы захватили с собой бумагу и цветные карандаши — зарисуйте то, что видите. Вы художники-пейзажисты. Свои рисунки потом развешайте дома на стенах.

Палочкой начертим на песке

◈ Дети любят рисовать палочкой на песке, на снегу. Предложите им поучаствовать в конкурсе. Победителю — приз: листик или снежный колобок с глазками из ягод.

◈ Можно рисовать сразу вдвоем или втроем, заранее обговорив, кто за что отвечает. Получится панорамная картина.

◈ Или же рисуйте цветными мелками на асфальте.

Штампы

◈ Возьмите с собой на прогулку пластмассовые бутылки разного диаметра. На снегу или на песке из отпечатков дна могут получиться интересные рисунки — большой или маленький цветок, мозаичная дорожка, сказочная птица и т. д. Кто больше придумает рисунков, тот и победил.

◈ Можно поиграть в игру «Отпечаток» — угадывать, какая игрушка оставила след: мяч, лопатка, ведерко, формочки и т. д.

Снежная бабочка

◈ Все любят зимой поваляться на снегу! Разрешите ребенку лечь на снег и раздвинуть руки и ноги в стороны. Получится контур бабочки. Останется только дорисовать ей глазки и усики, и снежный рисунок готов. А как сделать контур цветка? (Сесть на снег и покрутиться вокруг себя, перебирая ногами.) Дерева? Колобка? Фантазируйте! Поощрите ребенка за его выдумку. Приз выберите сами.

Сыщики

◈ Следов на снегу много: следы собаки, кошки, взрослого человека, следы от лыж, санок, шин и т. д. На прогулке поиграйте в сыщиков. Можно даже взять с собой лупу. Кто больше заметит следов на снегу, тот и будет главным сыщиком. Подарите ему бинокль или фотоаппарат — настоящие или нет, решайте сами.

◈ А если следы перемешались, как узнать, чьи они? (Сначала по сугробу прошел человек, потом по его следам кто-то прошел на лыжах и т. д.) А можно по следам от лыж узнать, кто прошел — ребенок или взрослый? А если предложить ребенку «смазать» след своей ноги, тем самым увеличив его в размере, — это прошел снежный человек или дядя Степа?

Мозаика

◈ Собираясь на пляж, захватите с собой крупную мозаику: из нее можно делать интересные узоры на песке. Если ребенок затрудняется — помогите. Вручите ему «микрофон» — пусть даст своему узору название и расскажет о нем. Ведь он архитектор на открытии выставки!

Робот

◈ Предложите ребенку преобразиться в робота. Давайте ему несложные команды: три шага вперед, два вправо, шаг в сторону, присесть, встать. Сделайте несложное поручение, например, очистить скамейку от снега. Если робот ошибся — сбой в программе, то его надо чинить.

◈ Роботом можете стать и вы. А если ребенок даст вам команду «лежать»? У вас тоже может произойти сбой в программе!

Раз, два, три - беги

◈ Вы вышли на улицу, а там прохладно? Устройте соревнование, побегайте наперегонки до дерева, до забора и т. п. Начинать бежать можно только после слова «беги». Иначе придется стартовать снова.

◈ Устройте мини-эстафету: каждый участник должен добежать до своего предмета, взять его и бежать обратно до исходной линии. Кто прибежал первым — тот и победил.

◈ Усложните игру. Положите два предмета и предложите участникам перенести их по одному до исходной линии. А судья в это время пусть считает, например, до 20. Тому, кто успел, — медаль.

Раки-забияки

◈ Вспомните стихотворение «Тараканище». Предложите ребенку пятиться назад, как раки, не оборачиваясь и не натыкаясь на предметы; ходить, высоко поднимая ноги, как цапля; скакать, как лошадка; мчаться, как гепард; пройтись, как медведь; прыгать, как заяц, белка; ходить широким и мелким, приставным шагом (как по канату); делать подскоки; прыгать на месте и продвигаясь вперед на одной ноге; бегать боковым галопом; ходить с закрытыми глазами и т. д. А может, ребенок захочет бежать и рычать — все разрешается.

◈ Эти упражнения развивают координацию движений и воображение.

Куда иголка туда и нитка

◈ Ребенок ходит за вами, вы — иголка, он — нитка. Куда вы, туда и он. Старайтесь запутать его: петляйте, резко меняйте скорость, направление. Меняйтесь ролями. Можно петь песни: «Мы едем, едем, едем...», «Хорошо бродить по свету с карамелькой за щекой...» и др.

◈ А зимой хорошо играть в игру «След в след». Ходите вокруг деревьев, скамеек. Тоже меняйтесь ролями.

Разные продукты

◈ Стоя рядом с продуктовым магазином, предложите ребенку угадать, что привезла продуктовая машина: овощи, хлебобулочные изделия, чистую воду и т. д. Спросите, как он догадался? Может, на машине есть реклама; может, он определил по упаковкам продуктов?

◈ Поиграйте в игру «Съедобные звуки»: вспоминайте молочные продукты, которые начинаются или в названии которых есть, например, звук «М» (молоко, масло, сметана и т. д.).

Ушки на макушке

◈ Завяжите ребенку глаза и попросите называть звуки, которые он слышит (шум ветра, гудок сирены скорой помощи, щебетание птиц, скрип двери и т. д.). Чем больше он назовет, тем лучше.

◈ А как же соревнование? Теперь угадывайте вы и считайте количество жетонов, которые получает каждый участник за правильный ответ. У кого их больше, тот получает приз.

Быстроном

◈ Совершая покупки в магазине, попросите ребенка найти, где продаются те или иные товары: хлеб, молочные продукты и т. д. Спросите, как он нашел их. Дайте ему денег, и пусть он рассчитается в кассу за покупку, возьмет сдачу. Предоставьте ему возможность почувствовать себя взрослым.

Синоптики

◈ Вынесите на улицу вертушку, палочку-шуршалочку, пустой целлофановый пакет, календарь природы, где у вас схематически изображены различные атмосферные явления. Поиграйте в синоптиков. Выясните, какая сегодня погода: пасмурная, ветреная, солнечная, с осадками и т. д. Предложите выбрать из схем погоды нужные. Определите, есть ли ветер, какой силы, в какую сторону дует. А помогут вам в этом вертушка, палочка-шурчалочка, деревья, трава, одежда людей и т. д.

◈ Спросите у «синоптика», во что он может посоветовать играть детям в солнечную, пасмурную, дождливую погоду? (Пускать солнечных зайчиков, бегать под зонтиком, рассматривать снежинки на темной ткани и т. д.) Когда лучше выносить цветные ленточки — в ветреную погоду или в затишье? А когда вынести фонарик? Пусть ребенок подбирает свои примеры. Поощрите его сюрпризом.

«Красный цвет-прохода нет»

◈ Сходите с ребенком к перекрестку, понаблюдайте за работой светофора. Отметьте, все ли соблюдают правила дорожного движения, посчитайте нарушения, если они есть. Вспомните стихи:

Красный цвет — прохода нет.

Желтый цвет — предупреждение.

А зеленый говорит:

«Проходи, проход открыт».

◈ Понаблюдайте за движением машин на дороге — одностороннее оно или двустороннее, во сколько рядов едут машины? Какие машины нужно пропускать? (Скорую помощь, пожарную машину, машину ГАИ, службу спасения.)

◈ Чего больше — легковых машин, автобусов или микроавтобусов? Как ведут себя люди на остановке — стоят ли в очередь, ожидая транспорт? Попросите ребенка рассказать о тех дорожных знаках, которые ему уже известны, объясните значение новых.

◈ Поиграйте в игру «Угадай-ка»: кто едет в машине скорой помощи, в пожарной машине (врач, пожарник).

Красный, желтый, голубой

◈ Когда идете по улице, попросите ребенка называть предметы определенного цвета. Или он называет, например, предметы красного цвета, а вы синего. Кто больше заметит, тот и победил. Но время от времени поддавайтесь ему.

Звучалочки

◈ По дороге в детский сад, магазин внимательно смотрите по сторонам и называйте слова, которые начинаются, например, на звук «К» — коньки, клюшка, клен и т. д. Помогайте ребенку, но если он не хочет, чтобы ему помогали, не надо. Ошибся — отнимается очко. Кто больше назовет, тот и победил. А приз лежит в пакете сюрпризов, который у вас всегда под рукой.

Математические загадки

◈ На прогулке считайте все подряд. Чего больше — больших домов или маленьких, тополей или берез, детей или взрослых, высоких или низких деревьев, скамеек или песочниц, старых или новых домов?

Воробушки и кот

Количество игроков не ограничено. Ведущий выбирает с помощью считалки «кота». Остальные дети становятся «воробушками». Им раздаются мелки, которыми они рисуют свои «домики».

Начало игры: «кот» спит, а «воробушки» разлетаются по игровой площадке. «Кот» просыпается и пытается поймать «воробушков», а они разлетаются по своим домикам, в которых «кот» их поймать не может. Игра продолжается до тех пор, пока «кот» не поймает всех «воробушков».

Гуси-Лебеди
Необходимый инвентарь: цветные мелки.
Количество игроков не ограничено. Ведущий с помощью считалки выбирает «волка». Остальные дети становятся «лебедями». Можно показать детям, как лебеди летают, широко размахивая крыльями. По краям обеих сторон площадки чертятся линии, за которые не может заходить «волк».
После этого ведущий повторяет несколько раз с детьми слова, сопровождающие ход игры:
- Гуси-гуси.
- Га-га-га.
- Есть хотите?
- Да, да, да.
- Так летите!
- Нет, нет, нет!
Серый волк под горой
Поджидает нас домой!
Зубы точит,
Нас съесть хочет!

Игра начинается. «Гуси-лебеди» стоят по одной стороне игровой площадки, а волк находится на противоположной стороне. Цель: «перелететь» на другую сторону площадки и не попасться в лапы «волку». Дети с помощью ведущего произносят слова игры, а после разлетаются, пытаясь избежать «волка».

Три медведя
Необходимый инвентарь: цветные мелки, шишки, камешки, формочки.
Количество игроков не ограничено. С помощью считалки ведущий выбирает трех «медведей». Остальные дети становятся «пчелками». Сначала «пчелки» должны собрать мед и отнести его в свои ульи. «Мед» - это шишки, камешки, формочки. «Ульи» - нарисованные на игровой площадке круги или выбранные скамейки.
Дети вместе с ведущим повторяют слова:
Пчелы гонятся за мишкой:
«Жу-жу-жу! Не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Проходи своей дорогой!».
Мишка мчится без оглядки,
Лишь в траве сверкают пятки,
Вместо меда будут шишки
На носу воришки мишки.

«Пчелки» вылетают из ульев, чтобы собирать мед, а в это время «медведи» пытаются пробраться к ульям и полакомиться медом. «Пчелки» должны защитить свой улей. Пойманного медведя они «жалят». «Медведи» должны стараться захватить как можно больше «меда» и отнести его в свою берлогу.

Успей занять
Необходимый инвентарь: цветные мелки.

Количество игроков не ограничено. Ведущий чертит для каждого ребенка домики-круги. Дети становятся в эти домики. Ведущий стоит в середине игрового поля, у него одного нет домика-круга. Он произносит слова: «Раз, два, три - беги!». Когда сказано последнее слово, все играющие меняются домиками, а водящий старается занять чье-нибудь место. Не успевший занять домик становится водящим, и игра повторяется.

Совушка
Необходимый инвентарь: цветные мелки.

Количество игроков не ограничено. Ведущий с помощью считалки выбирает «совушку». Рисует в центре игровой площадки большой круг - гнездо «совушки». Остальные дети становятся мышками, жучками, бабочками, хомячками... По сигналу ведущего: «Наступает ночь!» - все останавливаются и замирают, а «совушка» вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, «совушка» уводит его в свое гнездо. Ведущий произносит: «День!» - все оживают и начинают бегать по площадке. После двух-трех повторений из пойманных игроков выбирают новую «совушку».

Хитрая лиса
Необходимый инвентарь: игрушка-лиса небольших размеров.
Вариант 1
Количество игроков не ограничено. Ведущий с помощью считалки выбирает «лисичку».
Дети становятся по кругу, в центре круга стоит ведущий, а «лисичка» с игрушкой в руках выходит за круг. Ведущий вместе с детьми читает стихотворение:
Знает лисонька-лиса -
В шубе вся ее краса.
Шубы нет в лесу рыжей,
Зверя нет в лесу хитрей.
Пока произносится стихотворение, «лисичка», обежав круг с внешней стороны, незаметно вкладывает кому-нибудь в руки игрушку. Затем становится в центр круга, говоря вместе со всеми: «Хитрая лиса, где ты?». Новая «лиса» молчит, но после нескольких повторений выбегает в центр и кричит: «А вот и я!». Дети разбегаются по игровой площадке, кого «лисичка» коснется, тот и считается пойманным.
Вариант 2

Количество игроков не ограничено. Ведущий с помощью считалки выбирает «лисичку». Дети стоят по кругу, «лиса» с завязанными глазами - в центре. Дети берутся за руки и идут по кругу, произнося слова:
Мы по кругу идем,
Мы лисичку зовем,
Пусть глаза не открывает,
Нас по голосу узнает!

После этих слов дети останавливаются, ведущий указывает на какого-нибудь ребенка, который должен спросить: «Хитрая лиса, где я?». «Лисичка» должна по голосу, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться до него и сказать: «Здесь ты!». Если «лисичка» правильно выполнила задание, то она передает свою роль тому, кого нашла, если нет - то продолжает водить.

Море волнуется
Вариант 1

Необходимый инвентарь: цветные мелки.
Количество игроков не ограничено. Все дети чертят себе домики, расположенные на расстоянии одного шага друг от друга. С помощью считалки выбирается «Нептун», который идет мимо домиков детей «змейкой». Те дети, которым «Нептун» скажет: «Море волнуется», - встают за ним, образуя цепочку. Движение детей «змейкой» продолжается до тех пор, пока все игроки не будут взяты из своих домиков. Когда «Нептун» скажет: «Море спокойно!» - все опускают руки и бегут занимать какой-нибудь домик. Тот ребенок, который остался без домика, становится «Нептуном», и игра начинается сначала.
Вариант 2
Количество игроков не ограничено. Дети в свободном порядке располагаются на игровой площадке. Они должны выполнять разные движения ногами и руками: размахивать руками как птица или мельница, приседать, прыгать на одной ноге, изображать ласточку и т. п. Ведущий просит детей повторять вместе с ним слова:
Море волнуется - раз,
Море волнуется - два,
Море волнуется - три,
Морская фигура
На месте замри!

После этих слов все дети должны замереть в тех позах, в которых их застигла последняя фраза. Ведущий проходит мимо каждого ребенка, внимательно смотрит, кто из них меняет положение и выводит из игры. Затем игра начинается снова

День и ночь
Необходимый инвентарь: цветные мелки.
Количество игроков не ограничено. Ведущий делит детей на две группы. Одна группа - «День», другая - «Ночь». Игровая площадка делится линиями на три равные части. Одна часть - дом «Дня», другая - дом «Ночи». Полоса посередине - «сумерки», на ней одновременно могут находиться дети из обеих групп.
Обе группы детей на расстоянии двух шагов друг от друга становятся посередине игрового поля. По просьбе ведущего они поворачиваются спиной друг к другу. Когда ведущий произносит слово «День», дети из команды «Ночь» бегут в свой дом, а дети команды «День» разворачиваются и ловят их. Ловить можно только на поле «сумерки», как только ребенок из команды «Ночь» пересек черту своего дома, он не может быть пойман.

Игра повторяется несколько раз. Ведущий может называть время суток в произвольной последовательности.

Колокольчик
Необходимый инвентарь: колокольчик или погремушка.
Количество игроков не ограничено. Ведущий выбирает с помощью считалки ловишку, которому дает колокольчик. Дети становятся в круг, а ловишка в центр. Вместе со взрослым дети произносят:
- О чем ты звенишь,
Колокольчик, о чем,
Когда тебя ветер
Заденет плечом?
- Я ветра-задиру
Вдогонку браню.
Колокольчик
Меня он разбудит -
И я зазвеню!*

На последних словах дети разбегаются, а ловишка должен успеть кого-нибудь поймать, позвонить в колокольчик и передать колокольчик пойманному. Новый ловишка становится в центре игровой площадки, дети образуют вокруг него круг. Игра начинается сначала.

Мама, где я?
Необходимый инвентарь: платок или шарф.
Количество игроков не ограничено. В этой игре желательно участие родителей малышей. От этого игра станет только веселее. С помощью считалки выбирают водящего среди мам и пап. Выбранному водящему завязывают глаза. После этого его раскручивают, затем подводят к стоящим

в ряд детям. Мама (папа) должна найти своего малыша.

Чья это мама?
Необходимый инвентарь: большой платок или накидка.
Количество игроков не ограничено. В этой игре обязательно участие родителей малышей.
Дети поворачиваются спиной к родителям, ведущий жестом указывает на одного из взрослых, который садится на стул (скамейку). Затем его прячут под платок.

После этого ведущий просит детей развернуться и угадать, кто спрятан под платком.

Ощипанная курочка
Необходимый инвентарь: бельевые прищепки.
Число игроков не ограничено. С помощью считалки выбирается «курочка», на которую нацепляются бельевые прищепки.

«Курочка» бегает, кудахчет, остальные дети пытаются сорвать с нее прищепки (ощипать). Тот, до кого «курочка» дотронется, сам становится «курочкой».

Картошка
Необходимый инвентарь: мягкий надувной мяч небольших размеров.
Число игроков не ограничено. Игроки, став в круг, перекидывают мяч друг другу (по цепочке или через весь круг), тот, кто пропускает или роняет мяч, становится «картошкой». «Картошка» садится на корточки в круг. Все остальные дети продолжают перекидывать друг другу мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Тише едешь -- дальше будешь...
Игра отлично способствует развитию внимания и контроля своих деиствий.
Число игроков не ограничено. С помощью считалки выбирается ведущий. Для начала им может быть и взрослый.
Мелом игровое поле делится на две части. На площадке игроков чертится стартовая линия. На площадке ведущего - прямо рядом с ним - финишная.
Ведущий поворачивается к детям спиной и произносит: «Тише едешь, дальше будешь. Раз, два, три, стоп!».
Дети за это время должны как можно ближе подбежать к ведущему и по окончании его слов замереть. Ведущий поворачивается и отслеживает тех, кто не успел вовремя остановиться. Эти дети возвращаются обратно на свою часть поля к стартовой черте.

Усложнить игру можно следующим образом: слова ведущего «Тише едешь, дальше будешь. Раз, два, три, стоп!» могут быть как угодно сокращены или дополнены. Главное, чтобы прозвучало слово: «Стоп!».

Челнок
Число игроков - не менее шести. Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу, взявшись за руки. Получаются ворота.
Дети из последней пары проходят под воротами и становятся впереди, вслед за ними проходит следующая пара. Игра заканчивается, когда все пары пройдут под воротами.
Проходить под воротами нужно так, чтобы не задеть их. Все это время пары держатся за руки.
Дети могут менять высоту ворот: поднимать или опускать руки до уровня плеч или пояса. Чем ниже ворота, тем сложнее проходить под ними.

С помощью считалки выбирается ведущий. Его называют «пятнашкой». Все остальные дети разбегаются по игровой площадке, а «пятнашка» их догоняет. Тот, кого он коснулся рукой, сам становится «пятнашкой».

Пятнашки обыкновенные
По правилам игры «пятнашка» не должен бегать только за одним ребенком.
Есть много вариантов этой игры.
Пятнашки с домиком
По краям игровой площадки рисуют два больших круга - это дома, куда «пятнашка» забегать не может. Дети, убегая от «пятнашки», могут прятаться в домиках. Пойманный вне домика ребенок сам становится «пятнашкой».
Пятнашки-«зайки»
Когда «пятнашка» догоняет ребенка, он может попрыгать на двух ногах, как зайчик, и его уже нельзя поймать.
Пятнашки «ванька-встанька»
Чтобы игрока не поймали, ему нужно присесть или встать на какой-нибудь предмет.
Пятнашки с названием
Все дети, кроме «пяташки», выбирают себе название какого-нибудь животного или цветка. «Пятнашка» не может поймать того, кто вовремя назовет свое имя. Например, когда «пятнашка» подбегает и хочет коснуться ребенка, он произносит: «Я лиса».
Круговые пятнашки
Участники игры становятся по кругу, каждый отмечает свое место кружком. Двое ребят стоят за кругом на небольшом расстоянии друг от друга. Один из них - «пятнашка». Он догоняет второго. Если убегающий ребенок видит, что «пятнашка» догоняет его, он может воспользоваться помощью друзей - называет имя какого-нибудь ребенка и занимает его место. Названный ребенок должен убегать от «пятнашки».
Освободившийся кружок может занять и «пятнашка». Тогда «пятнашкой» становится тот, кто остался без места.
По правилам игры бегать через круг не разрешается.
Игроку, убегающему от «пятнашки», можно пробегать не более одного круга. Потом обязательно нужно пользоваться помощью друзей.

Игра будет веселее и динамичнее, если убегающие будут быстро меняться местами.

Ловишка в кругу
На площадке очерчивают большой круг и делят его на две части, оставляя небольшие проходы по двум сторонам.
С помощью считалки выбирают ведущего. Он становится в круг. Ловишка может бегать внутри круга, но не наступая на линию. Переходить на вторую половину круга он может по проходам, оставленным по краям круга.
Задача ловишки - поймать детей, которые бегают возле круга, заходят в сам круг.

Пойманный ребенок сам становится ловишкой.

Зайцы в лесу
Для игры выбирают «зайцев» (5-7 детей) и «лису». Остальные дети становятся деревьями. На противоположных сторонах площадки проводят линии - это поля. На одном из них располагаются зайцы. Середина игровой площадки - это густой лес.
Дети, изображающие деревья, становятся друг от друга на расстоянии, позволяющем им взяться за руки.
Лиса живет в норе на краю поля. Нору обозначают кружком.
Зайцы вбегают в лес, им нужно перейти с одного поля на другое, но за ними охотится лиса. Она старается поймать зайцев. Пойманных зайцев лиса уводит в свой дом.
Лисе по лесу мешают бегать деревья. Дети берут за руки друг друга, приседают, наклоняются, размахивают руками. Зайцы между деревьями проходят свободно.
Игра заканчивается, когда все зайцы перебегут на противоположное поле.
По правилам игры пойманные зайцы до конца игры остаются в норе лисы.
Начиная новую игру, дети выбирают новых зайцев и лису.
В эту игру можно играть вместе с родителями, которыебудут отлично выполнять роль деревьев.

le="text-align: center;">

Наблюдаем, изучаем…

6-9 месяцев

Малыш уже умеет сидеть в прогулочной коляске -- угол обзора становится шире и игр на свежем воздухе становится больше.

Путешествие по тротуару. Прогуляйтесь с малышом, сидящим в коляске по аллее или тротуару. Теперь кроха может созерцать перемещение прохожих, автомобилей, животных. Обратите внимание ребенка на передвижение транспорта. Можно использовать звукоподражание: покажите, как гудит машина: «У-у-у», едет трамвай: «Тух-тух, тух-тух». Попросите кроху подражать звукам транспорта. Покажите ему, где идет дядя (мужчина), тетя (женщина), ребенок. С помощью такой игры-познания малыш учится классифицировать предметы, подражать звукам, которые он слышит, знакомится с названиями предметов и явлений.

Следующие игры развивают разные виды восприятия.

Игра «Тактильный тренажер». Осмотрите участок, на котором вы гуляете с малышом, и найдите предметы с разнофактурной поверхностью. Это может быть кора дерева, трава, листья, камни, шишки, желуди и т.п.

Предложите ребенку потрогать разные предметы ручками и сравнить ощущения. Проговаривайте обозначения ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т.д.

Игра «Аленький цветочек». Эта игра развивает обоняние. Присядьте с малышом на руках возле клумбы с яркими цветами. Предложите ребенку наклониться к цветочку и понюхать его. Покажите, как нужно это делать правильно, скажите: «Ах! Как приятно пахнет цветочек!». Вскоре малыш, подражая вам, будет совершать подобные действия и произносить «Ах!».

Песочные забавы. В этом возрасте пора познакомить ребенка с песком. Для игр в песочнице приобретите специальные наборы. Как правило, они включают в себя ведерко, совок и несколько формочек. Расположитесь с крохой в песочнице и покажите ему, как нужно набирать песок совком и складывать в ведерко. Предложите малышу высыпать песок из ведерка обратно в песочницу.

Игра «Песчаные отпечатки». Вместе с малышом оставьте на ровной песчаной поверхности отпечатки своих рук, следы ног. Можно украсить отпечатки веточками и камешками. Не беда, если через минуту малыш нарушит картину – через разрушающие действия кроха познает основные свойства песка.

Игра «Прятки». Заройте в песок несколько маленьких игрушек так, чтобы малыш видел, как вы их прячете. Продемонстрируйте крохе, как можно найти игрушки: разрыть песок руками или откопать лопаткой. В этом возрасте ребенок уже знает, что спрятанные предметы не исчезают, а продолжают существовать. Малыш очень обрадуется, когда найдет закопанные в песке игрушки.

Когда ребенок играет в песке, роет норки, ищет спрятанные игрушки, перебирает песок пальчиками, он развивает осязание, тактильную чувствительность, мелкую моторику рук. Насыпая песок в большие и маленькие формочки, малыш знакомится с объемом, а также развивает глазомер и координацию движений.

Полезные прогулки

9-12 месяцев

Маленькому непоседе, который уже умеет или только учится ходить, трудно усидеть на одном месте. На улице как раз можно дать волю движениям! Огромное пространство вокруг способствует тому, что ребенок свободно передвигается, улучшает навыки ходьбы, совершенствует координацию движений, осваивает новые действия.

Игра «Мяч катится». Можно придумать много разнообразных полезных игр с мячом. Встаньте с малышом на ровной поверхности. Покажите мяч -- пусть он возьмет в руки и как следует рассмотрит игрушку. Затем возьмите мяч и покатите по земле: «Смотри, мяч покатился. Догони и схвати его!». Когда малыш освоит эту игру, можно предложить ему самостоятельно катнуть мяч и пойти за ним. Можно даже устроить соревнования: «Кто быстрей схватит мяч: ты или мама?»

Покажите малышу, как мяч отскакивает от ровной поверхности, как подпрыгивает над землей. Предложите крохе бросить мяч и понаблюдать, как он скачет. Можно предложить покатать мяч от мамы к ребенку и обратно. Покажите крохе, как толкнуть мячик ногой, чтобы он покатился.

Игры с мячом совершенствуют координацию движений, способствуют развитию ловкости и быстроты реакции.

Игра «Тяни-толкай». Купите малышу каталку с длинной ручкой, машинку, которую можно возить на веревочке, игрушечную коляску и берите эти игрушки с собой, когда отправляетесь гулять. Можно идти впереди крохи и побуждать его, толкая перед собой каталку, двигаться за вами. Идите за крохой следом, когда он тянет за собой машинку на веревке, и делайте вид, что хотите ее поймать.

Игра «Мыльные пузыри». На прогулке познакомьте кроху с мыльными пузырями. Сначала сами надувайте пузыри, обращая внимание малыша на то, как они парят в воздухе. Потом пусть ребенок попробует надуть мыльный пузырь самостоятельно, подражая вам. Во время этой игры малыш учится управлять своим дыханием, а это тренирует группу мышц, необходимых для становления речи.

Знакомство с понятиями. Во время прогулки можно с успехом провести развивающие занятия. Например, разучить с ребенком несколько понятий: «много-мало», «толстый-тонкий», «длинный-короткий», «высокий-низкий».

Для изучения понятий «много-мало» понадобится горсть камешков. Разложите камни на две кучки: в первую положите 2-3 камешка, во вторую - 10--12. Укажите, где камней много, а где мало. Используя понятия «много», «мало», попросите кроху показать самостоятельно, где сколько камней.

Понятия «высокий-низкий». Предложите ребенку посмотреть на вершину высокого дерева: «Вот какой высокий тополь!», а затем – низкого кустарника или молодого деревца: «Вот какое низкое деревце». Придерживая кроху, поставьте его на перекладины спортивной лестницы: сначала повыше («Как ты высоко забрался! Выше мамы!»), а затем на нижнюю ступеньку («Вот как ты низко спустился!»).

Чтобы изучить понятия «толстый-тонкий», «длинный-короткий», можно использовать сухие веточки деревьев разной длины и диаметра. Наглядно демонстрируя ребенку предмет, указывайте, под какое понятие он подходит. Пусть малыш зрительно сравнивает длину, толщину веточек.

Игра «Цветик-семицветик». На прогулке можно попутно изучать с малышом цвета. Обращайте внимание на наиболее ярко выраженные цветовые сочетания: яркий зеленый листок, голубое небо, красная куртка на проходящем мимо пешеходе, оранжевый зонт в руках у прохожего и т.д. Можно найти вокруг группу предметов, окрашенных в один цвет. Например, листочки с разных деревьев, трава, вывеска у магазина, резиновые сапожки на ногах ребенка – все имеет зеленый цвет. Обратите внимание крохи на этот факт. Пусть ребенок запоминает названия цветов, зрительно их соотносит, сравнивает. Пройдет еще немного времени, и кроха станет легко разбираться в цветах и их оттенках.

Игра «Камешки». Для игры понадобится несколько небольших камешков округлой формы. Положите их в одну кучку, например на скамейку. Покажите, как нужно разложить камешки в ряд, по одному схватывая их пальчиками. Пусть малыш попробует выложить камешками «дорожку» на скамейке. Эта игра способствует тренировке пальчиков, тонких и точных движений.

Рисуем на асфальте. Купите ребенку цветные мелки. Покажите, как нужно рисовать на асфальте. Пусть малыш, взяв мелок в ручку, попробует провести цветную линию. Если кроха затрудняется – помогите ему: вместе нарисуйте на асфальте линии, круги, овалы, квадраты, смешные рожицы.

Песочница. Игры с песком становятся все более осмысленными. Кроха теперь не просто разбрасывает песок вокруг, высыпает его из ведерка. Малыш легко научится набирать песок в совочек и держать так, чтобы он не просыпался, насыпать песок в ведерко, пересыпать из одной емкости в другую. Конечно, без помощи мамы не обойтись. Обучая малыша играм с песком, показывайте ему правильную последовательность действий, а затем просите повторить – сделать «как мама».

Правила безопасности

Гуляя с малышом, помните несколько важных правил:
1. Выберите хорошее место для прогулок: парк, аллею, двор возле дома, специальную детскую площадку. Остерегайтесь незнакомых, безлюдных мест.
2. Когда кроха начнет совершать свои первые шаги, выберите удобное для тренировки этого навыка место. Это должна быть ровная площадка, покрытая травой или усыпанная песком. Обследуйте территорию на наличие ям, канав, водосточных колодцев, открытых люков, торчащих камней.
3. Старайтесь не прогуливаться у дороги с автомобильным движением.
4. Не ходите на прогулку в парк, где выгуливают собак, где много бездомных животных.
5. Ни на минуту не оставляйте ребенка одного, без присмотра.

Игры летом с детьми на прогулке

Все мы знаем,что дети большие непоседы. Им все нужно знать, все потрогать, залезть в самые неподходящие места. Не зная, чем себя занять, волей неволей дети находят кучу опасных для здоровья увлечений. Хочу предложить вам небольшую подборку игр на свежем воздухе, некоторые хорошо вписываются и в деятельность в помещении. Наиболее интересны для детишек игры, в которые играют все поколения детей, это прятки, догонялки. Эти игры развивают детей физически, улучшают ловкость и реакцию.

«Шишки, желуди, орехи»
Дети делятся на тройки и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый в тройке имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Он произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он стает орехом («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего....

«Выше ноги от земли»
В игре выбирается ведущий. Оговаривается площадка-границы за которые нельзя выходить. Ведущий называет место, куда должны перебраться игроки. Например: «железо»- дети должны встать ногами на предметы из железа(заборчик, лазилка..), «трава»-бегут туда, где трава, там останавливаются, «дерево» - ищут деревянные сооружения…Ведущий сам смотрит, что окружает его и на что можно залезть. Детям очень нравится бегать из одного места в другое.

Игра с камешками
Детки очень любят собирать камни. Наберите камней разного цвета и размера в ведро, высыпьте их в миску с водичкой и помойте. Когда вы помыли камешки, можно начинать с ними играть. Закрепить понятия (один- много, большой-маленький) Можно класть камни в ведро и переносить их в какое-то место, можно делать это с помощью лопатки или чашечки. Можно нарисовать на земле палочкой какую-то фигуру, и по контуру выкладывать ее камнями....

«Злые – добрые кошечки» (с малышами)
По команде «злые» превращаемся в злых, «добрые» в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.... Затем маленькие котята-злые, добрые.

«Жуки и бабочки»
Звучит музыка в низких тонах-это жуки (дети передвигаются медленно,громозко), музыка меняется на легкую, воздушную трель- это бабочки (дети начинают по рхать, как бабочки)Так чередуется музыка, дети меняют образ.

«Ругаемся» (овощами, фруктами и ягодами, цветами)
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «ТЫ - капуста». В ответ: «А ТЫ - редиска» или «А ТЫ - слива» и т.д. Взрослый должен следить за тем, чтобы дети не начинали высказываться обидными словами. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «ТЫ – колокольчик», «А ТЫ - розочка». Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии....

"Замри"
В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.
Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

"Ожившие игрушки"
Рассказать детям байку о том, что происходит ночью в игрушечном магазине. Когда магазин закрыт, игрушки начинают двигаться, но очень тихо, не говоря ни слова, чтобы не разбудить сторожа. Теперь изобразите сами какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это. Так дети по очереди изображают игрушку, а другие отгадывают.

"Спрячь игрушки" игры с песком
Предлагается несколько небольших игрушек. Пусть ребенок попытается их спрятать, закопать в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом вместе их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.)

«Песочный телеграф»
Ведущий игры, «рисует» пальцем на спине ребенка геометрическую фигуру - прямую линию, угол, окружность, прямоугольник, треугольник и др. Тот, получив «сообщение», должен нарисовать фигуру палочкой на песке.

Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, позволяет развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.

Подвижные игры и развлечения зимой на открытом воздухе доставляют детям огромную радость и приносят неоценимую пользу их здоровью. Разнообразные подвижные игры для детей - катание на санках, игры со снегом и др. - обогащают содержание прогулок и очень увлекают детей.

Игры для детей 2 младшей группы.

Зима пришла!

Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.

Берегись, заморожу!
Все играющие собираются на одной стороне площадки. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!»,— говорит взрослый. Дети бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в «доме».

«Санный поезд»

Три пары санок связать вместе, образуется санный поезд. Каждый ребенок становится так, чтобы веревка, связывающая санки, проходила между ног. По сигналу «поехали» поезд отправляется. Дети, наклонившись вперед, упираются в санки и толкают их. Малышам

интересно, когда поезд проезжает туннель или ворота, объезжает препятствия.

«Покатай куклу»

На площадке расставлены игрушки в шахматном порядке. Дети с санками стоят у линии на краю площадки. На санках сидят куклы. Дети должны пройти по площадке, везя за собой санки, объезжая препятствия.

«Снежинки и ветер».

Дети врассыпную бегают по площадке, кружась вокруг себя. В это время произносятся слова: «Ветер начинается, снежинки разлетаются!» Через некоторое время звучат другие слова: «Снежинки-пушинки устали летать, кружиться перестали, присели отдыхать». Дети приседают на корточки. Затем игра возобновляется.

«Зима пришла».

Дети разбегаются по игровой площадке и прячутся за снежными постройками и т.п. По сигналу воспитателя: «Сегодня тепло, светит солнышко, идите гулять», дети выбегают из укрытий и бегают врассыпную. По сигналу: «Зима пришла, скорей домой!», все снова убегают и прячутся в укрытиях.

«Зайка беленький сидит».

Дети встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит (Дети шевелят рукам над головой).

Вот так, вот так он ушами шевелит. (Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять хочет зайка поскакать. (Дети прыгают на двух ногах)

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Вот так, вот так надо лапочки погреть.

Кто зайку напугал? Зайка - прыг- и убежал. (Дети убегают и прячутся)

Игры для детей средней группы.

«С льдины на льдину».

В две линии в шахматном порядке обозначаются 6-8 кружков на расстоянии 50 см один от другого - это льдинки. Дети двумя колоннами прыгают на двух ногах с льдинки на льдинку.

«Остановись возле снежка»

На площадке раскладывают снежки. Их должно быть на один меньше чем детей. Дети бегают врассыпную. По сигналу каждый должен остановиться возле снежка. У каждого снежка должен стоять только один ребенок. Тот, кто не нашел себе места, выбывает из игры. Игра повторяется до тех пор, пока не выявится победитель.

«Кто быстрее залепит круг».

На игровой площадке кладут два обруча или чертят два небольших круга - цели для попадания. Для детей готовят снежки. Участников делят на две группы. Каждая группа становится возле своего круга (расстояние от него до каждого участника должно быть 1,5 м). По сигналу дети начинают бросать снежки в круг, стараясь залепить всю его площадь. Побеждает группа, которая сделала это первая.

«Дед Мороз».

Дети строятся на линии. Воспитатель изображает Деда Мороза или держит в руках игрушку Деда Мороза и говорит: Это я, Дед Мороз, бородою оброс.

Я в лесу ищу зверей, выходите поскорей!

А каких зверей я ищу? Зайчиков!

Дети изображают названое животное. Игра продолжается, Дед Мороз загадывает другое животное.

«Покормим птичку ».

К стойке (дереву) прикрепляется птичка. Детям предлагается ее «покормить» бросая в корзину мячи. Если мяч попал в корзину, то считается, что птичка поела.

«Сбей колпак».

У каждого ребенка по несколько снежков. Перед детьми на расстоянии 1-2 м стоят колпаки (конусы). Дети бросают поочередно снежки в колпаки, стараясь их сбить. Побеждает ребенок, который больше сбил колпаков.

«С кочки на кочку».

На игровой площадке нарисована или выложена из обручей дорожки из кругов. Дети строятся в колонну по одному. Детям предлагается перебраться через «болото», перепрыгивая с кочки на кочку.

Игры для детей старшего дошкольного возраста.

«Веселые воробышки».

Дети становятся в круг, перед каждым у ног по одному снежку, в центре стоит водящий-кошка. Дети-воробышки прыгают через снежки в круг и обратно. Кошка старается осалить воробышек, прежде чем те прыгнут из круга. Через 30 сек игра останавливается и подсчитывается количество проигравших. Затем игра повторяется с другим ведущим.

«Меткие стрелки».

Дети лепят снежки и кладут их у ног на исходной линии. Перед детьми в 8-10 метрах стоят цели. Дети выполняют броски, стараясь попасть в цель.

«Белые медведи».

В круг - льдину становятся двое ведущих, они - белые медведи. Остальные дети -медвежата - разбегаются по всей площадке. Медведи, держась за руки, стараются настигнуть медвежонка и охватить его свободными руками. Пойманного медвежонка отводят на льдину. Игра продолжается пока не будет поймано 2-3 медвежонка.

«Забей шайбу».

На игровой площадке устанавливаются ворота. С расстояния в 2 м дети стараются загнать шайбу в ворота.

«Снежная карусель».

Взявшись за руки, дети образуют круг, они снежинки. По сигналу «Начался ветер, снежинки полетели!» дети начинают движение по кругу шагом затее переходят на бег в умеренном темпе. Пробежав в одну сторону, они останавливаются, поворачиваются и бегут в другую сторону. По сигналу «Ветер стих!», снежинки замедляют бег и останавливаются.

«Два мороза».

С помощью считалки выбирается два водящих - Мороза, которые становятся в центре игровой площадки спиной друг к другу. Все играющие располагаются на одной стороне площадки. Два Мороза говорят слова: Мы два брата молодые, два Мороза удалые,

Я Мороз Красный нос, я Мороз - Синий нос,

Кто из вас решиться в путь дороженьку пуститься?

Дети отвечают: Не боимся мы угроз и не страшен нам Мороз.

Дети перебегают с одной стороны площадки на другую, а Морозы стараются их осалить. Те, кого коснулись, считаются замороженными.

«Снежная королева».

Из числа играющих выбирается Снежная королева. Дети разбегаются по площадке, а Снежная королева старается дотронуться до них. Тот, кого она осалила, превращается в льдинку и должен стоять на месте. При повторении игры выбирается другой водящий - Снежная королева.

«Пингвины».

Дети стоят на линии старта. У каждого ребенка по мешочку с песком. По команде дети зажимают мешочек между коленями - они пингвины. Пингвины шагом передвигаются до условного места - льдин. Когда все дети переберутся на льдину, игра заканчивается.

«Салки со снежками».

С помощью считалки выбирается водящий, который находится в центре круга. У водящего заготовлены снежки. По сигналу дети разбегаются по площадке, задача водящего осалить заготовленными снежками детей не выходя их круга. Игра заканчивается, когда у водящего закончатся заготовленные снежки.

«Ледяные ворота».

Двое детей встают в круг и поднимают руки, изображая ледяные ворота. Все остальные, взявшись за руки, проходят под воротами, приговаривая:

Ледяные ворота пропускают не всегда

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз заморозим вас!

На последних словах «ворота» опускают руки, те, кого поймали, тоже становится воротами.

«Перестрелка».

Посередине игровой площадки выкладываются или чертятся две параллельные линии, на расстоянии 2 м одна от другой. Дети делятся на две команды и встают по линиям друг против друга. У каждой команды заготовлены снежки. По сигналу начинается «перестрелка» - дети метают снежки, стараясь попасть в противников. Они поднимают снежки, упавшие на их сторону и бросают их в обратную сторону. По сигналу игра останавливается.



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...