Развивающие игры и занятия в первый месяц жизни. Развиваем ребенка в годик

Вот малышу уже год и месяц! Для родных наступают горячие деньки. Мало того, что нужно ответить на все вопросы, изложенные младенческим языком, но необходимо и удержать ребенка от опасных опытов. Маме и всей семье понадобится хороший ресурс любви и терпения.

Физические параметры

Сначала поговорим о самом важном - физическом здоровье. Всемирная Ассоциация здравоохранения разработала шкалу роста и веса для младенцев всех рас и обоих полов. Приводим данные для нашего региона.

Для мальчиков:

  • рост: от 73,5 до 78,4 см;
  • вес: от 8,7 до 11 кг;
  • окружность головы: от 44,9 до 47,6 см;
  • должен иметь 8 передних зубов.

Для девочек:

  • рост: от 70,5 до 76,8 см;
  • вес: от 8 до 10,2 кг;
  • окружность головы: от 43,7 до 46,4 см;
  • ребенок должен иметь 8 передних зубов.

Небольшое отклонение от нормы – не повод для тревоги, а вот более серьезные отклонения в большую или меньшую сторону обсудите с педиатром, особенно если раньше малыш развивался нормально. Серьезные заболевания лучше выявить на ранней стадии.

Режим сна малыша

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Интересно, что уже в столь малом возрасте дети начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

  • Жаворонки укладываются спать в 20-22 часа, но уже в 4-5 начинают «трудовую» деятельность, просят грудь.
  • Совы могут бодрствовать до 23-х, но первый раз просыпаются в 6-7 утра.
  • Голуби не имеют определенного режима, чем вводят в ступор родителей.

Дети в большинстве своем делят ночной сон на две части. Днем такие малыши тоже спят в два приема - минимум по часу. В сумме в этом возрасте малыш должен спать 10-13 часов в сутки.

Как раз в этот период родители могут выявить, к какому суточному типу относится ребенок. Так, поднятая рано утром «сова» будет постоянно стараться прикорнуть и добрать утренние часы сна

Навыки и умения малыша

В норме 13-месячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: ). Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя». Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.

  • Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
  • Если отучаете от груди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.

В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью. Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо. Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.

Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.


Малыш очень гордится своим новым навыком хождения, поэтому применяет его в любой удобный момент. Мамочке нужно быть осторожной, потому что ребенок становится очень любопытным и может оказаться в опасности

Что должен уметь ваш ребенок?

  1. Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
  2. Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.
  3. Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.
  4. Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
  5. Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо. Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.
  6. Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите. Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример. Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.

Дети в этом возрасте уже начинают более осознанно разговаривать, поэтому понять их куда легче, чем раньше. Нужно поощрять эти разговорные навыки и побольше заниматься с малышом

Развивающие и вспомогательные занятия

Развивающие занятия и игры призваны облегчить и ускорить созревание малыша. Раннее развитие человека всегда происходило одинаково: он лезет так высоко, как только может, не думая об обратном спуске (рекомендуем прочитать: ). Следите за ребенком, не оставляйте его даже на короткое время: дети очень реактивны, если им что-то интересно (рекомендуем прочитать: ). Снимайте малыша с высоты, научите спускаться самостоятельно, но не рискуя, с малой высоты, сопровождайте действия словом «нельзя».

Выводите ребенка «в люди» - в торговые центры, на разные детские площадки, в парки, соблюдая меры безопасности (например, во время эпидемий). Новые впечатления пробудят его исследовательские инстинкты, научат не бояться нового.

Игрушки , подходящие для возраста в 1 год и 1 месяц:

  • книги, иллюстрированные яркими и понятными картинками, энциклопедии малыша, сказки, говорящие книги и т (рекомендуем прочитать: ).д.;
  • большие игрушки, которые можно бросать и толкать (машинка, мишка, пупс), каталки с трещотками и мигалками, разные стучалки и звучалки.

Эффективные занятия для ребенка в 1 год и 1 полный месяц могут быть самыми разнообразными. Купите куб с прорезями разных геометрических форм: пусть ребенок впихивает в соответствующие отверстия звезду, квадратик, треугольник и т (см. также: ). д. Хороша и копилка, в которую малыш будет опускать пуговицы и монеты (строго следить, чтобы не проглотил). Покажите, как получить бренчание, тряся копилкой. Звуковые игры - это то, чем стоит заниматься каждый день.

Спрячьте игрушку на глазах у малыша простым способом (накрыв коробкой, тканью или заведя руки за спину). Пусть малыш ищет. Привяжите к игрушке яркую ленточку на его глазах и спрячьте так, чтобы он видел кончик ленты. Найдет – бурно радуйтесь и восхищайтесь.

Полезно развивать и чувство цвета. Листы цветной бумаги раскладываем по полу, поставив на них предметы и игрушки того же цвета, проговариваем названия цветов. Потом игрушки убираем, играем ими с ребенком и просим его самостоятельно разложить по цветам на листочке бумаги. В 13 месяцев он уже вполне справится с этим.


Чувство цвета для развития ребенка очень важно - оно помогает лучше понимать окружающий его мир и выражать ощущения при помощи художественных инструментов

Чем можно кормить малыша?

Пора обогатить питание. Да, ваша радость пока почти не имеет зубов, но уже в состоянии оценить новый вкус и усвоить новые блюда. У ребенка в этом возрасте формируется кулинарный вкус. Делайте здоровую, простую и вкусную еду, измельчайте ее так, чтобы не было проблем с глотанием и перевариванием. Например, бутерброд с маслом и сыром - обрежьте корочки, порежьте на маленькие кубики и посыпьте тертым сыром. Пусть ест самостоятельно. Кстати, в интернете есть множество видеорецептов для малышей.

Сбалансированное меню на 3 дня:

День первый День второй День третий
Завтрак
  • Омлет на пару
  • Молочная каша
  • Ломтик хлеба с маслом
  • Травяной чай
  • Пюре овощное
  • Ломтик хлеба с маслом и сыром
  • Чай, забеленный молоком
  • Суфле из манки с морковкой
  • Молоко
  • Ломтик хлеба с маслом
Обед
  • Борщ протертый
  • Суфле из куриной грудки
  • Картофельное пюре на молоке
  • Компот
  • Суп-пюре из брокколи или цветной капусты
  • Кабачковое пюре
  • Вегетарианские щи
  • Картофельная запеканка с мясом
  • Несладкое печенье
  • Компот
Полдник
  • Кефир
  • Несладкое печенье
  • Протертое яблоко
  • Кефир
  • Молочные сухарики
  • Фрукты
  • Нежирный творог
  • Кефир
  • Фрукты
Ужин
  • Гречневая каша
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Запеканка из творога
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Пюре овощное
  • Чай, забеленный молоком
  • Ломтик хлеба

Все игры и варианты времяпрепровождения с двухгодовалыми карапузами уже давно известны многим родителям. Осталось только освежить их в памяти и применить на практике.

Второй годик жизни можно охарактеризовать 3 главными новоприобретениями: ребёнок начинает активно передвигаться, разговаривать и взаимодействовать с окружающим миром.

Основное средство коммуникации – речь, которая активно развивается благодаря уникальной способности детей в полтора года и старше к подражательству. Совершенствуется и игровая деятельность малышей, теперь они воспроизводят в игре буквально всё, что видят вокруг.

Чтобы понимать, чем занять ребёнка в год или два, нужно более подробно разобраться в особенностях этого возрастного периода. Среди особенностей малышей старше 12 месяцев выделяют:

Поведение крохи в 1,5 — 2 года, в отличие от ребёнка в 4 месяца, характеризуется большей усидчивостью и внимательностью. В два года малыш способен увлечённо заниматься каким-либо действием в течение четверти часа, особенно когда мама также вовлечена в занятие.

Какие игры понравятся маленькому ребёнку?

  • мыльные пузыри. Ни один малыш не останется равнодушным, наблюдая за тем, как мыльная пена превращается в радужные пузырьки, которые к тому же можно лопать;
  • рисование. Заинтересовать годовалого карапуза можно специальными пальчиковыми красками. Двухгодовалый ребёнок сможет рисовать акварелью, гуашевыми красками и маркерами. Главное, чтобы все предметы были нетоксичными;
  • лепка. Пластилиновая масса или солёное тесто – идеальный материал для развития мелкой моторики. Первоначально маме нужно продемонстрировать, как катают шары, колбаски, а вот более сложные формы оставляют на потом;
  • сюжетно-ролевые игры. Заинтересованный ребёнок может подолгу с удовольствием кормить кукол, пеленать их, укладывать в кроватку или коляску. То есть малыш выполняет знакомые ему действия;
  • чтение. Поскольку малыши в один — два годика ещё не могут понимать хитросплетения сказок, лучше всего читать им короткие стишки и потешки. Чуковский, Барто – идеальный вариант;
  • развивающие игрушки. Без них точно не обойтись, поэтому важно запастись кубиками, пирамидами, вкладышами, конструкторами с большими прочными элементами;
  • воздушные шары. Ещё одно любимое занятие маленьких ребятишек – развлекаться с воздушными шарами. Их можно надувать и сдувать, разрисовывать фломастером, изображая смешные рожицы.

Кроме того, дети любят играть с водой. Тазик с водой и резиновыми игрушками, ванна с куклами – отличный вариант для развлечения. Ребёнок может плескаться, переливать водичку из различных ёмкостей, отмывать любимых пупсов, «стирать» кукольную одежду.

Отвлечь ребёнка на несколько минут, чтобы заняться своими делами, – задача не из лёгких. Нужно предоставить ему такое занятие, чтобы он даже не думал отправиться в опасное «путешествие» по изучению окружающего мира. Чем можно занять ребёнка на некоторое время?

Представленные выше занятия необходимо «разбавлять» минутками безделья. Стараться заполнить игрой или мультиком всё свободное время малыша не нужно. Пусть он чуточку посидит без дела и сам выдумает себе развлечение. Иначе есть риск снизить его естественную любознательность.

Отличная идея — приобрести для маленьких ребятишек. Узнайте основные преимущества различных моделей и прочитайте, как следует выбирать эти полезные приспособления.

Чтобы занять малыша ненадолго и параллельно обеспечить ему простор для развития, из подручных материалов.

Чем занять ребёнка в год или два на улице?

Подобные развлечения осуществимы в домашних условиях, но уличные игры не менее полезны. Не секрет, что ежедневные прогулки во дворе укрепляют детское здоровье и активизируют развитие ребёнка.

Пожалуй, первый объект для изучения окружающего мира – привычная всем песочница. Для игр в ней нужно запастись формочками, ведёрком и совком. Кстати, подобные манипуляции подготовят детскую руку к владению столовыми приборами.

Зимой можно лепить снеговиков, рисовать красками или палочками на снегу. Весной и осенью та же палка пригодится для измерения глубины луж. А ещё в весенних ручейках отлично плавают бумажные или деревянные кораблики.

Любая прогулка для ребёнка – приключение и открытие чего-то нового. Он интересуется всем: пролетевшей птичкой, промелькнувшей кошкой, проехавшим автомобилем. Вот почему необходимо менять местоположение, чтобы разнообразить впечатления.

Как только ребёнку исполнится три года, можно знакомить его с общественной жизнью. Например, трёхлетних малышей водят в ТЮЗы, зоопарки, парки аттракционов. Это позволит ещё больше расширить детский кругозор.

Вопрос, чем заниматься с ребёнком в 1 или 2 годика, решается с помощью маминой фантазии и желанием привить малышу большую самостоятельность.

Следует понимать, что не стоит занимать каждую свободную минутку детского времени. Иногда кажущаяся бездеятельность даже полезна, а скучающий ребёнок скорее найдёт себе полезное занятие.

В целом же с двухлетним малышом можно заниматься несколькими видами деятельности.

Забавы с участием родителей:

  • пускание мыльных пузырьков;
  • надувание воздушных шариков;
  • рисование;
  • работа с пластилином;
  • чтение;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • развлечения с игрушками.

«Самостоятельные» занятия детей:

  • игры с бумагой;
  • бизиборд;
  • забавы с крупами;
  • домашние хлопоты (уборка, мытьё пластиковой посуды);
  • просмотр мультфильмов.

Уличные развлечения:

  • игры в песочнице;
  • лепка снеговика;
  • наблюдение за окружающим миром;
  • пускание корабликов;
  • измерение глубины луж;
  • посещение зоопарка и т.д.

Таким образом, развлечение двухгодовалого ребёнка всегда идёт рука об руку с его развитием. Активные и дидактические игры помогут выплеснуть энергию, разовьют усидчивость и психические процессы. Родителям останется лишь уложить счастливое и спокойное чадо в кроватку.

"Как заниматься с ребенком в 1 год?" - такой вопрос частенько задают родители. Ведь детки так быстро растут. Порой невозможно уследить, когда малыш пошел, заговорил. Каждому родителю всегда надо заранее решить, чем заниматься с ребенком с года. Малыш всегда должен что-то делать. И желательно, чтобы это были какие-то развивающие игры или комплекс занятий, рассчитанный на определенный возраст. Когда ваш ребенок начинает только садиться, уже необходимо давать ему игры, которые будут развивать моторику пальчиков.

Если малыш начинает ходить, то нужно следить за тем, чтобы осанка была ровной. Ребенок в любом возрасте нуждается в поддержке и развитии. Постараемся разобраться, что нужно самым маленьким, и куда их уже с крошечного возраста можно отдавать.

Особенность игр

Как заниматься с ребенком в 1 год? Какой бы род занятий родитель не выбрал своему крохе в этом возрасте, необходимо помнить, что игры должны быть в первую очередь безопасными для него, интересными и развивающими. Ведь в такой период малыши начинают познавать мир. Им все вокруг интересно.

Пазлы и фигурки

Чем можно заняться с ребенком в год? Многие мамочки, охваченные идеей сделать из своего ребенка вундеркинда, начинают с ним заниматься всем, чем только возможно, забывая о том, что ребенку может быть не интересно или он не может поглощать всю поступающую информацию.

Попробуйте начать с пазлов. Они должны быть большими, чтобы малыш не путался. После того как он их освоит, ему можно будет давать пазлы размерами меньше из большего количества. Также можно приобрести игрушки с разными отверстиями. В них необходимо поместить фигурки. Каждой должно соответствовать отверстие, и ребенок сам должен научиться правильно их подбирать. Разные геометрические предметы по методике Монтессори не будут лишними. Помимо геометрических, могут быть фигурки в виде животных, фруктов. Для раннего развития своего малыша можно приобрести специальную книгу. В нее мама сама сможет вставлять фигурки действующих лиц. После чего этому сможет научиться и малыш. Фигурки обязательно надо подписывать по слогам. Так малыш быстрее будет усваивать, как правильно читать. Также отлично подойдут кубики, из которых ребенок сам сможет складывать различные башенки и пирамидки. Помните, что в этом возрасте внимание у малышей очень рассеянное, им трудно сфокусироваться на чем-то одном. Очень важно суметь заинтересовать кроху, тогда у вас все получится. Но не ожидайте мгновенных результатов, что вы покажете ребенку один или два раза какую-нибудь игру, и он тут же начнет за вами повторять. Главное запастись терпением и временем. Конечно же, не переусердствуйте. От большой нагрузки или однообразного занятия дите начнет раздражаться и плакать. А это значительно замедлит процесс получения результата.

Кольца со стержнем

Чем заниматься с ребенком в год дома? Каждая мамочка может приобрести кольца разного размера и стержень, на который малыш в определенном порядке должен будет их одевать. Важно следить за тем, чтоб ребенок брал кольцо кончиками пальцев, обхватывая его большим пальцем. В чем состоит задача игры? Перед малышом необходимо разложить пять колец (их может быть и больше).

Следует показать крохе, что вначале на стержень нужно нанизывать самое большое колечко, а потом по убыванию. Если найдете, приобретите музыкальную пирамиду, которая будет издавать звуки с каждым падение кольца на стержень. Например, если ребенок одел правильное кольцо, то один звук, если ошибся, то другой. Это еще больше заинтересует малыша. Повторяйте это до тех пор, пока он не запомнит порядок колец на стержне и не потеряет интерес. Это игра помогает развивать внимательность и сосредоточенность.

Формированию навыков ребенка поможет кастрюля с овощами

Для развития памяти малыша отлично подойдет обыкновенная кастрюля, которая найдется у каждой хозяйки, и набор совершенно разных предметов. Для начала это могут быть фрукты и овощи. Суть занятия состоит в том, что мама выкладывает в кастрюлю несколько продуктов и по одному достает их, давая малышу рассмотреть, потрогать, изучить. После чего занятие повторяется. Потом мама выкладывает те же овощи и просит малыша доставать по одному из кастрюли, которые она будет называть. Детки в таком возрасте любят все прятать и искать. Поэтому такая игра не останется без их внимания.

Шарики и матрешки

Как заниматься развитием ребенка в год? Благодаря матрешкам малыша можно познакомить с тем, как собирать и разбирать конструкции. Только в такой игре важно заинтересовать его. Не просто складывать одну в другую, а необходимо придумать интересную историю. Например, вы играете с ним в прятки и в каждом потайном месте оставьте по одной матрешке. Малышу будет необходимо их найти и сложить в правильном порядке. Интересно будет обыграть занятия с шариками. Малыш должен научиться брать их пальчиками.

Потом перекатывать на всю ладошку. Изначально можно набрать коробку небольших шариков и научить малыша складывать их по одному в нее. Потом усложнить задание и показать ребенку, как шарики не носить, а перекатывать от одной точки к другой.

Что уже умеет? Чему учить кроху?

Перед тем как решать, чем заниматься с ребенком от года, надо определить для себя четко, что он уже умеет, а чему не смог научиться. К одному годику жизни детки должны уметь ходить без посторонней помощи. И теперь малышу все интересно, и он хочет побольше узнать и потрогать. В первую очередь постарайтесь обезопасить пространство, в котором находится ребенок. Не должно быть никаких острых углов, розетки по возможности все закрыть. Исходя из умений, можно определиться с тем, какие игры для него выбирать. Многие родители не любят, когда дети везде лезут и не могут усидеть на месте. Они думают, что они не правильно его воспитывают и начинают наказывать малыша. Они должны понять, что в таком возрасте ребенку просто необходим активный образ жизни. И с каждым днем их активность будет возрастать. Многие детки уже в этом возрасте могут самостоятельно приносить небольшие вещи, а некоторые уже могут пить и пытаться кушать самостоятельно.

Обучающие школы для самых маленьких

Куда отдать заниматься ребенка в год? На сегодняшний день много открывается групп по развитию самых маленьких. Можно даже найти ясли на платной основе, которые набирают в группы деток от одного до трех годиков.

Существует огромное количество школ по развитию, куда мамочки приносят своих малышей и занимаются вместе с ними. В чем преимущество таких школ перед яслями, и зачем туда вообще водить своего ребенка? Такие учреждения всегда существуют на платной основе. Там каждому малышу будут уделять то количество времени, которое ему необходимо. Также с ними занимаются специалисты и следят за их своевременным развитием. Помимо этого, у малыша появляются новые друзья. То есть детки учатся контактировать с другими. Таким образом им будет легче в дальнейшем определиться в социуме.

Также большим плюсом этих школ будет то, что мамочка сможет правильно подбирать игры для своего чада, ей расскажут и покажут, как правильно и чем заниматься с ребенком с года. Когда малыш становится постарше, он уже сможет один находиться в группе без мамы. Это значительно облегчит его перевод в детский садик. Для малышей является очень большим стрессом, когда из дому его вдруг начинают приводить в какое-то место, где нет родных, нет мамы, и вообще ничего ему знакомого. И обычно в государственных детских садах воспитатели недостаточно уделяют внимания каждому ребенку. Как следствие, он может стать очень замкнутым или, наоборот, агрессивным. После таких школ дети легче адаптируются к новым условиям.

Как заниматься с ребенком (год и месяц)?

Первый месяц после годика очень важен для каждого малыша. Так как он начинает делать свои первые шаги и с каждым днем становится все крепче и подвижнее. И уже посадить его на ковер, пораскладывать игрушки и идти заниматься своими делами у мамы не получится. Малыш постоянно будет нуждаться в вашей поддержке. Все игры должны в этот месяц быть сосредоточены на работе мелкой моторики, то есть они должны быть более подвижными, чем раньше. Можно приобрести машинку без педалей, на которой малыш сможет ездить, отталкиваясь ножками. Это хорошо поможет в разработке нижних конечностей. Также поиграйте с ним в прятки. Дети очень любят игры такого рода. Можно придумать игры для постепенного ознакомления ребенка с квартирой. Ребенку объясняют, что такое стол, посуда, стул и приучают правильно с ними обращаться. Также малыша знакомят и с внешним миром, с транспортными средствами. Ребенок изучает животных, их повадки и звуки, которые они издают. Дома можно проводить постановки разных сюжетов с куклами. Родитель берет несколько кукол, животных и проектирует какую-нибудь сценку из жизни, объясняя малышу, у кого какая роль и что каждый должен делать.

Также с помощью картинок ребенка можно учить различать разные образы. В этом возрасте малыша можно уже знакомить с разной литературой. Ему нужно читать несложные произведения и просить, чтобы он показывал персонажей на иллюстрациях к книге.

Продолжая знакомит дитя с предметами, маме необходимо спрятаться за дверью и начинать издавать звуки подъезжающего автомобиля, но не показывать его малышу. Это усилит его заинтересованность и сосредоточенность. Маме необходимо издавать звуки, близкие к тем, которые издает машина. Во второй части занятия уже следует показать ребенку автомобиль. При этом стоит продолжать издавать звуки. Потом мама начинает ездить машиной в разные стороны, сосредотачивая внимание крохи. В свою игру можно вводить других персонажей, например, куклу, которая садится за руль или второй автомобиль.

Для формирования чувства ритма у малыша, маме необходимо разучить с ним несколько детских считалочек и постоянно повторять их.

Занимаемся с ребенком (1-2 года)

Помните, что в этот период малыш растет с каждым днем. Он приобретает новые навыки, и заниматься в 1-2 года с ребенком надо постоянно. В этом возрасте самым близким человеком у малыша есть его мама. Хорошо, когда в этом периоде развития ребенок играет с детками. Но развиваться он сможет только при взаимодействии со взрослым. Хорошее контактное занятие - пускание мыльных пузырей. Всем деткам интересно наблюдать за процессом. Они смотрят, откуда эти шарики берутся, куда они деваются.

Рисование

Чем заниматься с ребенком в 1,5 года? В таком возрасте ребенок без проблем справится с гуашью. Поэтому смело можно начинать с ним рисовать. Поверхность, на которой это будет происходить, лучше застелить большим рулоном бумаги, чтобы ребенку было, где развернуться, и он не запачкал поверхность. Малыша оденьте в памперс и одежду, которую не жалко будет испортить. Расставьте баночки с красками, чтобы ему было удобно их доставать. Необязательно сидеть рядом в этот момент с ребенком. Он сам может рисовать. Ему будет интересно изучать качество красок, смешивать цвета, создавать свои неповторимые картины.

Лепка

Чем заняться с ребенком (1,5 года) дома? Также в этом возрасте малыш с легкостью может приступать к лепке. Возьмите обыкновенный пластилин. Покажите, как из него можно делать разные фигурки, а он пусть повторяет. Потом он уже и сам сможет этим заниматься. В таком возрасте ребенок может повторять за родителями, то есть воспроизводить все, что видит дома. Она начинает кормить и пеленать куклу, укладывать ее спать. Ухаживать за игрушечной собачкой. Поэтому помните, что уже сейчас надо следить за тем, как вы разговариваете, что вы делаете. Так как это все отразится на вашем малыше.

Активные забавы

Чем заниматься с ребенком с года? Не забывайте, конечно же, и про активные игры. Ребенок не сможет постоянно сидеть на месте и рисовать или лепить что-то. Каждый день у него должно быть время, чтобы побегать, попрыгать и порезвиться. Еще у детей в этом возрасте появляется интерес к шуршанию бумаги. Они любят ее рвать, мять. Для этого занятия вполне подойдет рулон туалетной бумаги. Шарики они тоже не оставят без внимания. Малышу очень интересно, как из маленького кусочка резиновой материи появляется большой шар. Также внимание привлекает звук, который издается, когда шар спускается. Можете показать, как надувать его, и он сам будет пытаться сделать то же самое.

Когда мама готовит обед и не знает, как совместить занятия с ребенком и приготовление пищи, она может взять его с собой на кухню. Достаточно открыть шкафчик с кастрюлями и дать возможность малышу поперекладывать все эти замысловатые баночки с места на место.

Заключение

Теперь вы знаете, чем заниматься с ребенком с года. Надеемся, что советы, которые мы дали в статье, были вам полезны.

Первый год жизни малыша пролетает очень быстро. За это время он проходит огромный путь от беспомощного новорожденного, неспособного управлять собственными мышцами, до самостоятельной личности со своими интересами и желаниями. Годовалый ребенок очень активен и неусидчив. Он жаждет познавать мир, но не может сконцентрировать внимание на чем-то больше, чем на 10–15 минут.

Он уверенно ходит и умеет выполнять многие простые действия, но не способен развлекать себя сам. Поэтому перед мамами годовалых карапузов зачастую встает вопрос: чем же занять ребенка, чтобы направить его энергию в нужное русло? Вариантов различных занятий и игр очень много. Главное, следует помнить: все они должны быть ориентированы на активное развитие малыша и проходить с непосредственным участием взрослого.

Прилавки детских магазинов буквально завалены товарами на любой вкус и кошелек. Однако родителям следует уберечь себя от соблазна скупить их все, особенно с осторожностью следует подходить к покупке так называемых «развивающих» игрушек со множеством функций. Лучше присмотреться к простым, но очень полезным игрушкам, таким как:

  • пирамидки и сортеры;
  • простые пазлы из 2–3 деталей;
  • неваляшки;
  • кубики;
  • мячи разных размеров;
  • матрешки;
  • музыкальные инструменты (барабан, бубен, дудочка);
  • игрушки-рукавички или кукольный театр;
  • пупсы и машинки.

Все эти предметы не только развлекают кроху, но и развивают координацию, пространственное мышление, обогащают тактильные и звуковые ощущения, учат различать цвета, размеры и формы.

Примерно с годовалого возраста дети становятся способны принимать участие в простейших сюжетно-ролевых играх. Попробуйте вместе с малышом посадить мягкого зайца на горшок, покормить куклу с ложки или перевозить в грузовичке детали от конструктора. Все действия обязательно следует сопровождать подробными комментариями. Во время игры необходимо помочь крохе развить чувство сопереживания и доброты, например, можно вместе пожалеть заболевшего пупса или объяснить, что нельзя бить мишку, потому что ему больно.

Творческие родители могут изготовить развивающие игрушки самостоятельно:

  1. «Тактильные мешочки». Сшить небольшие мешочки из яркой ткани, наполнить их предметами, отличающимися по размеру и форме, и зашить их или крепко завязать. В качестве наполнения можно использовать монеты, мелкие шарики, различные крупы (гречку, рис, фасоль). Малыш может подбирать каждому мешочку пару, угадывать его содержимое или просто греметь им и перебирать пальчиками.
  2. «Развивающая доска». На гладкий кусок фанеры присверлить или приклеить различные предметы: щеколду, замок с ключом, кран с вентилем, ненужные счеты, кусочки ткани с молниями и пуговицами, словом, все то, что можно двигать, открывать и закрывать. Такая полезная и простая в изготовлении игрушка сможет надолго занять маленького исследователя.
  3. «Книга из ткани». Из ненужных лоскутков изготовить книгу, на каждой страничке которой пришить кармашки, детали на липучках или пуговках, пряжки и молнии. Занятия с этой игрушкой помогут научиться справляться с различными видами застежек и не только.

Знакомить малыша с различными творческими занятиями следует начинать как можно раньше. Для этого необходимо приобрести следующие расходные материалы:

  • пальчиковые краски;
  • восковые мелки или карандаши;
  • простая и цветная бумага;
  • кисточки;
  • тесто для лепки или пластилин.

Все материалы должны быть изготовлены из безопасных нетоксичных материалов и соответствовать возрасту маленького художника.

Одним из самых полезных занятий для раннего возраста является рисование. Не нужно требовать от него аккуратности и четких линий, пусть сначала познакомится с красками и карандашами. Постепенно можно учить кроху изображать длинные линии, зигзаги, точки и пятна.

В процессе лепки необходимо показать крохе, как разминать пальцами пластилин и делать простейшие фигуры: шарики, колбаски, блинчики. Не стоит расстраиваться, если поначалу он будет просто размазывать массу для лепки и не сможет изобразить ничего стоящего, ведь мелкая моторика развивается при абсолютно любых действиях с пластилином или тестом.

Энциклопедия психологии для родителей:

Примерно с года можно попробовать заняться аппликацией. Для этого необязательно покупать дорогие материалы для творчества, достаточно нарисовать или распечатать простую картинку и совместно наклеить на нее элементы из пластилина, бумаги или ваты.

Чтение и музыка

Знакомство с книгами необходимо начинать задолго до достижения ребенком годовалого возраста. Для начала следует отдать предпочтение коротким стихам и рассказам детских классиков и русским народным сказкам. Не стоит перегружать маленького слушателя большим объемом информации и читать длинные произведения не по возрасту. Лучше сделать несколько подходов по 5–10 минут в день.

Чтобы привить любовь к чтению, необходимо сделать все возможное, чтобы крохе было интересно. Комментируйте картинки, считайте изображенные на них предметы, задавайте наводящие вопросы. Очень интересны книги с окошками, клапанами, движущимися элементами и вставками из ткани и искусственного меха.

Обязательно нужно включать малышу музыку хотя бы на несколько минут в день. Это может быть классика, детские песенки или даже короткие сказки в аудио-формате. Потанцуйте или покружитесь по комнате, сделайте вместе гимнастику под музыку.

Домашние дела

Некоторые дети любят играть с бытовыми предметами намного больше, чем с игрушками. Им все в новинку, и даже самая простая вещь, например, кастрюля или щетка, может вызвать неподдельный интерес. К тому же после года большинство малышей начинают повторять различные действия за взрослыми.

Не запрещайте карапузу помогать вам, даже если после такой «помощи» требуется генеральная уборка. Лучше всего выделить ему тряпочку, маленький тазик и щетку, пусть протирает стол, стирает свои носочки и подметает пол. Постепенно маленькому помощнику можно начинать давать небольшие поручения, например, принести какой-либо предмет, разложить на столе ложки или перемешать свою кашу.

Конечно, не стоит забывать о правилах безопасности: не допускать карапуза к огню, не давать острые и мелкие предметы, не оставлять без присмотра.

Если мама занята

Очень часто бывают ситуации, когда родители не могут уделить должное внимание своему чаду, ведь работу и домашние дела никто не отменял. Чем его занять, пока мама стоит у плиты? Вариантов множество:

  1. Все дети очень любят игры с магнитами. Можно приобрести игрушки и пазлы на магнитах и показать, как крепить их на поверхность холодильника.
  2. Очень занимательны и полезны игры с крупой и макаронами. Их интересно перебирать, пересыпать из одной емкости в другую или «кормить зверей»: засовывать крупу в отверстие картонной коробки, на которую наклеено изображение мордочки животного с открытым ртом.
  3. Можно выдать крохе старые журналы, шуршащие пакеты или позволить полазить в одном из шкафов, главное, чтобы там не было никаких опасных предметов.

Игры на улице

На прогулке следует поощрять физическую активность малыша, разрешая вдоволь побегать по детской площадке и покататься с горок. Самое полезное для развития ребенка занятие во дворе – игры в песочнице. Пусть он лепит куличики, насыпает песок в ведерко, просеивает его через ситечко или просто пропускает через пальцы. Любое из этих занятий развивает мелкую моторику и координацию движений, а использование совочка и формочек помогает быстрее научиться пользоваться ложкой.


Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

22. Рисование без пятен

Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

23. Автомойка своими руками


Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

24. Научный эксперимент с воздушными шарами


Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

25. Замороженное яйцо динозавра


Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

26. Мороженое из бананов


Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!



Публикации по теме