Взаимосвязь порядка рождения и самооценки подростков. Завышенная, заниженная и адекватная самооценка подростка

Для каждого человека самооценка – это важный критерий, позволяющий личности формироваться правильно. А в подростковом возрасте ее значение переоценить невозможно! В случае если самооценка подростка адекватная, то его шансы на успешную жизнь увеличиваются. Что означает «адекватная»? Когда ребенок в состоянии оценить свои возможности объективно, осознает, какое место он занимает в коллективе и в обществе в целом. Неудивительно, что для родителей уровень самооценки личности их ребенка-подростка играет важную роль, ведь забота о его будущем – это главная задача. Однако не все осознают и понимают, как воспитывать сына или дочь так, чтобы самооценка была адекватной.

Средняя школа

Отметим сразу, что с первых дней жизни самооценка малыша безупречна! Но взрослея, малыш понимает, что является для родителей самым главным, а весь мир создан именно для него. Отсюда и формирование завышенной самооценки. До школьного возраста она приближается к адекватной, ведь малыш сталкивается с реалиями окружающего мира: и ребенок он в мире не единственный, и других детей любят. Только к среднему школьному возрасту возникает необходимость коррекции и формирования самооценки у подростков, так как у одних она буквально взлетает, а у других – понижается.

В раннем детстве на формирование у ребенка самооценки влияли преимущественно родители, воспитатели в детском саду, учителя. В среднем школьном возрасте на первый план выходят сверстники. Здесь уже хорошие отметки роли не играют – для одноклассников и друзей важнее личные качества (умение общаться, отстаивать свою позицию, дружить и тд.).

В этот период взрослые должны помогать подростку трактовать его желания, ощущения, эмоции, подчеркивать положительные черты характера и избавляться от негативных. Делать акцент исключительно на успеваемости – не вариант. В среднем школьном возрасте самооценка подростка может быть полярной, и ее особенность состоит в том, что существует риск крайностей. Речь идет о слишком завышенной самооценке у подростка-лидера и крайне низкой у подростка-изгоя. И первый, и второй вариант – это сигнал, что необходимо срочно предпринимать меры. От родителей требуется:

  • помощь и поддержка;
  • доверие;
  • справедливость;
  • уважение;
  • отсутствие тотального контроля;
  • интерес к увлечениям подростка.
Старшая школа

Не секрет, что уровень притязаний и самооценка подростка-старшеклассника – это результат отношений со сверстниками. Если ребенок – лидер по натуре или изгой, то ожидать у подростка формирования адекватной самооценки не приходится. Любимчики класса умеют превращать свои недостатки и промахи в достоинства, подавая пример остальным. Это поднимает их на большую высоту, а ведь падения рано или поздно не избежать! До подростка следует донести, что немного самокритики ему не повредит. Родители должны понимать, что незаслуженная похвала – прямой путь к нарциссизму.

В случае с заниженной самооценкой, которая формируется у подростка под влиянием семьи, одноклассников, неразделенной любви, излишней самокритичности, недовольства собой, дела обстоят сложнее. К сожалению, именно такие дети чаще задумываются об и даже . Подросток нуждается в повышенном внимании, любви, уважении. Даже если он и заслуживает критики, стоит от нее воздержаться. А вот на всех хороших качествах и поступках необходимо делать акцент, чтобы подросток понимал, что он заслуживает похвалы и уважения.

Воспитать человека, уверенного в себе, достаточно непросто, но любящим родителям под силу все!

Несмотря на закладывание базиса самооценки в детском возрасте, есть мнение, что сам процесс сравнивания и оценки происходит в подростковом возрасте. Детям сам по себе процесс самооценки не столь важен и маловостребован. В подростковом возрасте самооценка весьма важна, и подвержена диаметральным колебаниям за краткие периоды.

Самооценка подростка позволяет ему занимать своё место в иерархии группы. В этом случае заниженная самооценка будет мешать социальной адаптации, самореализации, возникновению правильных стереотипов в будущей жизни, может нести негативное на процесс учёбы, взаимоотношений с близкими и окружением.

Само по себе формирование самооценки происходит в результате межличностного взаимодействия подростков между собой и с взрослыми. Правильное отношение взрослых к подростку будет помогать социальной адаптации в своей среде, повышать внутренний статус подростка, а как результат и его реальный статус в группе. Также в этот период закладываются не только собственные оценочные показатели, но и оценка окружающей среды, своих методов взаимодействия и уровня воздействия внешнего окружения на личность подростка.

Как влияет общество на подростка в зависимости от его уровня самооценки?

Общество влияет на всех нас, независимо от возраста, но в зависимости от наших внутренних оценок данного влияния оно получит различную внутреннюю реакцию.

1. Мнение общества сталкивается с мощным сопротивлением-фильтром внутри человека (при слишком высокой самооценке, отрицание авторитетов, неприятие всего, что выходит за рамки представлений)

2. Мнение общества принимается безоговорочно как истина, при низкой самооценке, действует как довлеющий механизм без включения сопротивления, нанося вред неокрепшей психике чуждыми установками.

3. Мнение общества адекватно обрабатывается, делится на полезное и вредное. (При правильно заложенных родителями взглядах на влияние общества, внятной системе ценностей).

Также весьма важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для подростка мужчина может дать совет по методам взаимодействия или решению тех или иных проблем подростка. Желательно, чтобы это бы успешный человек, прошедший через подростковый во взрослую жизнь с хорошим багажом. Чаще всего такие люди успешны во всех сферах социальной и личностной реализации. После решения и определения своего места в стае-группе у подростка решается масса проблем. Уважение и принятие в стае возможно после одной успешной драки с лидером, после достижения авторитета через спортивные достижения, в свою очередь через самоутверждение в учёбе юноше сложно завоевать авторитет в среде подростков. Успехи в музыке буду засчитаны только в случае принятия в группе той музыки, которую играет подросток. Скрипка и фортепиано отличные инструменты, но гитара будет более востребована, чем аккордеон или флейта.
У девочек самооценка будет в основном строиться исходя из отношений с противоположным полом независимо от возраста. Также важно принятие в группе, отношения с подругами, круг общения и его интересы.

На место подростка в иерархии будут очень сильно влиять навязанные обществом стереотипы. Вещи, музыка, наличие «крутого телефона» и прочие внешние атрибуты — очень важны в подростковом возрасте, но их значимость может быть отрегулирована правильным отношением родителей. Наличие предметов «как у всех» будет сильно беспокоить подростка, особенно, если родители придают вещам большое значение.

Физический облик и самооценка

Все подростки создают своё представление о желаемом внешнем облике, в основном на это мнение влияет окружение, а на окружение влияет . Именно так появляются поколения, у которых мнение о манере одеваться, причёска, лексике, физическом состоянии и привычках складывается под влиянием моды. Мода есть не что иное, как навязанная извне стереотипическая идея о том, что именно толпа-стадо должна покупать в каждом конкретном сезоне. Это бизнес на миллиарды долларов, и толпа послушно следует за поводырём. Как только человек понимает, что находится в состоянии белки в колесе, у него отпадает надобность в следовании за модой. В подростковом возрасте весьма сложно отказаться от мнения толпы. Некоторые подростки бросают вызов толпе, переодеваясь экстравагантно или необычно, вливаясь в другую толпу. Примеряя на себя различные маски, одежду, роли подросток ищет свой будущий облик, как модница примеряет на себя сто платьев перед выходом на улицу. Совершенно необязательно, что через год он будет одеваться так же, слушать то же самое и думать так, как сегодня. Либо мода изменится, либо эта маска надоест. Важно в таком случае научить подростка самостоятельно выбирать и роль и соответствующую этой роли одежду. Если вы не поможете это делать, то он или она будут экспериментировать самостоятельно и далеко не всегда это будет хорошим опытом.

Подросток видит успешного человека с определённой внешностью и старается подражать ему внешне. Будет хорошо, если пример выбран удачно, подражание станет не только внешним, но и внутренним. Часто подростки копируют родителей, если родители достойны подражания – это замечательно. Вместе с внешним обликом будут скопированы и самооценка и методы поведения и решения вопросов.

Половые отличия в самооценке.

У девушек основным критерием является внешность, тогда как у юношей – эффективность тела и физическая форма. Здесь опять же мы видим влияние социума на ролевые функции.

Результаты правильной самооценки в детстве и подростковом возрасте приводят к отличным результатам в жизни. Формируется уверенность в своих силах, настойчивость в достижении целей, правильное взаимодействие с противоположным полом, занятие своего места в иерархической лестнице общества. Уже не будет резких скачков в образовании, нарушений в психике и срывов.

Самооценка подростка является компонентом самосознания, включающим в себя оценку человеческих физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Самооценка подростка представляет собой центральное образование личности, а также показывает социальную адаптацию личности, выступая регулятором ее деятельности и поведения. Однако следует отметить, что самооценка формируется в процессе деятельности, а также межличностного взаимодействия. В значительной степени от социума зависит формирование самооценки личности. Самооценка личности подростка отмечается ситуативностью, неустойчивостью и подвержена внешним воздействиям.

Как повысить самооценку подростку

Исследования самооценки подростков показали, что дети с низкой самооценкой подвержены . Причем в одних исследованиях установили, что низкое самооценивание предшествует депрессивным реакциям, а также выступает их причиной, а другие исследования отмечают, что депрессивный аффект выявляется вначале, после чего переходит в низкую самооценку.

Психологи отмечают, что уже с 8 лет дети проявляют активную способность к оцениванию личной успешности. Самыми значимыми оказались: внешность, школьная успеваемость, физические способности, социальное принятие, поведение. Среди подростков школьная успеваемость, а также поведение важны для оценивания родителями, а вот три другие важны для сверстников.

Повысить самооценку подростку возможно, когда ребенок будет ощущать от следующих значимых источников социальную поддержку: родителей, одноклассников, учителей, друзей. На вопрос, где подростки чувствуют наибольшую защищенность, дети дают ответ, что и в семье, и среди друзей. Исследования показали, что поддержка семьи, а также принятие подростковых устремлений в наибольшей степени оказывают влияние на общий уровень самооценки, а успехи в школе и факторы, связанные с учителями, имеют значение для самооценки способностей.

Психологи отмечают, что внимательное, теплое отношение родителей выступает необходимым условием в формировании и дальнейшем подкреплении положительной самооценки подростков. Негативное, жесткое отношение родителей приводит к обратному действию, и подростки, как правило, фокусируются на своих неудачах, у них наблюдается страх рисковать, они избегают участия в соревнованиях, им становится присуща , грубость, высокий уровень тревожности.

Как повысить самооценку подростку? Поменяйте отношение к ребенку: начните с ним общаться, применяя симметричный стиль, который основан на партнерских началах. Такое общение формирует у ребенка собственные критерии самооценивания, ведь самоуважение ребенка поддерживается как уважительным отношением родителей, так и оценкой эффективности его деятельности.

Как повысить самооценку – волнующий вопрос для многих людей. Зачастую люди чаще недооценивают свой потенциал и себя, чем переоценивают. То же отмечается и у детей. Из-за заниженной самооценки дети способны упустить множество возможностей.

Формирование самооценки у подростков начинается с семейного воспитания. Самооценка выступает главным регулятором поведения личности. От нее зависят критичность, межличностные отношения, требовательность, отношение к своим неуспехам и удачам. Подростки, сомневаясь, тратят личное время, а также теряют возможности для личностного развития и роста. Казалось бы, осознание и понимание этой истины должно только подстегивать к реализации заложенного потенциала. Но все происходит обычно наоборот, поскольку такое поведение для ребенка в краткосрочной перспективе выгоднее. Убеждая себя, что решение трудных задач невозможно, ребенок защищается от возникновения негативных эмоций, связанными с возможными неудачами. Неуверенность в своих силах гнетет ребенка как духовно, так и физически. Подросток быстро утомляться, ощущает себя обессиленным. В итоге происходит следующее: сомнения в личных силах провоцирует то, что простые дела ранее выполняемые, становятся непосильными.

Повысить самооценку подростку возможно, но для этого потребуются определенные усилия, как от родителей, так и от самого ребенка:

— научите ребенка, чтобы он перестал себя с кем-то сравнивать, всегда будет кто-то лучше него, кого превзойти будет сложно;

— объясните подростку, что ругая себя, съедая, он только ухудшит самочувствие;

— научите ребенка на все похвалы, комплименты отвечать спасибо;

— подбадривайте своего ребенка за маленькие успехи и хвалите за большие достижения;

— научите ребенка повторять положительные аффирмации, которые приведут к повышению самооценки и повысят уверенность;

— в общении с подростком всегда будьте на позитиве, оптимистично настроены, поддерживайте его в любых начинаниях;

— для повышения самооценки необходимо изучить совместно с ребенком книги по данной тематике, посмотреть видео, посетить обучающие семинары, послушать аудиозаписи; любая изученная информация не пройдет мимо мозга, и доминирующая информация повлияет на ребенка и как следствие поведение наберет уверенности; все положительные установки будут настраивать только на положительный лад, а вот отрицательные, наоборот. Поэтому направьте внимание подростка на просмотр телепередач, а также чтение книг с позитивной направленностью;

— обязательно найдите общий язык с ребенком, разговор по душам с вашим чадом поможет вселить уверенность у ребенка перед непростым начинанием, а также решением проблемы;

— всегда выслушивайте своего ребенка и умейте читать по выражению лица его состояние, переживания, иногда дети скрывают свои проблемы, пытаясь все решить самостоятельно, очень важно не пропустить такие моменты, чтобы он не наделал ошибок, поэтому очень важно быть для своего ребенка всегда другом;

— поддерживайте ребенка в его увлечениях, хобби, ведь именно от того, что лучше получается, растет самооценка, поскольку это приносит радость и удовольствие;

— иногда желанный гаджет, модная одежда могут помочь вашему ребенку утвердиться в среде сверстников и тем самым поднять самооценку, не отталкивайте просьбы ребенка о значимой для него покупке;

— научите своего ребенка жить так, чтобы не приходилось оглядываться ни на кого, пусть ребенок сам принимает решения в ответственный момент, а вы его всегда поддержите, даже если это будут и ошибки.

Как поднять самооценку подростку? Самооценка поднимется тогда, когда будет расти позитивный настрой, любовь и уважение к себе, а грустные мысли, промедление взрастят неуверенность и понизят самооценку. Психологи подметили, что в основе механизма самооценки лежат эмоциональные переживания, которые сопровождают деятельность подростка.

Уровень самооценки подростков значительно влияет, как на качественные показатели интеллектуальной деятельности, так и на время ее выполнения, особенно, если в ситуации отмечаются эмоциональные факторы: стресс неуспеха, ответственность за качество деятельности.

Адекватная самооценка подростка

Многие исследователи отмечают, что увеличение адекватности самооценки ребенка происходит в подростковом возрасте. Объясняется это тем, что подростки оценивают себя гораздо ниже по тем критериям, которые предстают для них наиболее важными, и это снижение говорит о большом реализме. Количество качеств, которые старший подросток осознает в себе превышает в два раза качества, присущие младшему школьнику. Старшеклассники, оценивая себя, охватывают все стороны собственной личности, и их самооценка превращается в более обобщенную. Помимо этого совершенствуются суждения относительно своих недостатков.

Подростки способны передать свое настроение, ощущение радости бытия, они раскрываются в учебной деятельности, в любимых занятиях, интересах, увлечениях. Подростки имеют ориентацию на идеальную самооценку, однако разрыв между их идеальной и реальной самооценкой для большинства из них выступает травмирующим фактором. Психологи подметили, что в содержании самооценки подростков зачастую превалируют следующие моральные черты: честность, доброта, справедливость. Высокий уровень подростковой самокритичности позволяет признать свои отрицательные качества и осознать необходимость избавления от них.

В подростковый период взрослый человек занимает в жизни ребенка совершенно особое место. Это связано со спецификой восприятия подростками облика других людей. И уже из-за восприятия, а также понимания другого человека подросток понимает себя. Психологи утверждают, что для подростков в образе воспринимаемого человека главными образом являются элементы облика, физические особенности, а затем прическа, выразительное поведение. С возрастом у детей увеличивается адекватность и объем оцениваемых признаков; расширяется круг используемых понятий и категорий; снижается категоричность суждений, а также возникает большая разносторонность и гибкость.

В подростковом возрасте общая самооценка у девочек значительно ниже, чем у мальчиков. Эта тенденция связана напрямую с самооценкой внешности.

Самооценка личности подростка

Известно, что нормальная самооценка способна сформироваться в коллективе, где в равной степени есть и одобрение, и конструктивная критика. Очень важно осознать, что пытливый разум ребенка на основании личностных взаимоотношений с окружающими познает мир, а также осознает свою исключительную индивидуальность. Попадая в сложную социальную группу, у подростка возникает желание иметь определенную позицию в системе личностных взаимоотношений. Если подростку не удается влиться в структуру коллектива, то дети тяжело зачастую переживают свою неудачу, однако в отличие от взрослых, они пытаются все исправить. Подобные трудности у подростков проявляются наиболее остро.

Манеры воспитания, жизненные условия, социальное происхождение — по-своему оказывает влияние на реализацию стремления к коммуникации. Из этого следует, что удовлетворение потребности в общении разными детьми реализуется неодинаково. По ряду признаков, чувствуя свое несоответствие, самооценка подростка испытывает негативную трансформацию.

У каждого подростка в коллективе происходят свои неповторимые ситуации, формирующие психоэмоциональный образ, содержащие представление о его личности. Развитие самооценки личности подростка может помочь избежать внутренних конфликтов. На путь асоциального поведения подросток встает в период поиска места в жизни и обществе. Этот период характеризуется не вполне сформировавшимися нравственными позициями. К этому периоду относится подростковый возраст, когда отмечается внутренний бунт, переходящий во внешний вызов. Если в свое время не обнаружить этот протест, а также не направить в необходимое русло подростковую энергию с бушующими гормонами, то можно получить массу неприятностей. Большое значение в определении жизненного пути оказывает поддержка близких, а также уверенность в себе.

Если ребенок чувствует свою бесполезность, а также ненужность обществу и родителям, то все морально-этические нормы и общественные институты не завлекут его «на сторону света». Таким образом, общество получает деструктивно настроенного подростка.

В этой ситуации доверительный разговор, а также вовремя сформировавшаяся нормальная самооценка помогут избежать проблем в переходном периоде.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ В ПОДРОСКОВОМ ВОЗРАСТЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ

1.1 Самооценка в подростковом возрасте

1.2 Проблемы диагностики самооценки в подростковом возрасте

ГЛАВА 2. ДИНАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

2.1 Методы диагностики самооценки в подростковом возрасте

2.2 Результаты диагностики самооценки подростков

2.3 Сравнительный анализ самооценки в подростковом возрасте

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый возраст - очень сложный и важный, на мой взгляд, период развития личности, период ее становления. Все составляющие личности подвергаются реорганизации, формируются новые компоненты - психологические новообразования, закладываются системы ценностей, приоритетов, целей. Этот процесс преобразования сопровождается активным поиском, наполненным экспериментами, успехами и ошибками. Сложность этого периода объясняет неоднозначность терминологии, мнений различных исследователей о закономерностях развития личности на данном этапе, о хронологических границах подросткового возраста, о причинах возникновения проблем и вариантах их решения. И эта неоднозначность объясняет постоянную необходимость дальнейших исследований данного возраста.

В современной психологической литературе уже имеется большое количество работ, посвященных формированию и развитию самооценки, ее влиянию на различные сферы жизни личности, ее диагностике и коррекции. Однако изучение самооценки остается актуальными в мире постоянного возникновения новой информации, новых явлений и проблем в обществе. Особенно для подросткового возраста, представители которого как никто поддаются влиянию всего нового, как позитивного, так и негативного.

Цель исследования , приведенного в данной работе: провести сравнительный анализ самооценки в младшем (10-11 лет) и старшем (14-15 лет) подростковом возрасте.

Задачи исследования :

1. Изучить литературу о самооценке в подростковом возрасте и методиках ее диагностики;

2. Измерить самооценку в определенные периоды подросткового возраста: 10-11 лет и 14-15 лет;

3. Провести сравнительный анализ самооценки в младшем и старшем подростковом возрасте.

Объект исследования : самооценка в подростковом возрасте.

Предмет исследования : показатели самооценки в младшем (10-11 лет) и старшем (14-15 лет) подростковом возрасте.

Гипотеза : В подростковом возрасте имеется взаимосвязь между уровнем самооценки и возрастом (младшим подростковым и старшим подростковым).

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и двух приложений полный объем работы без приложения - 20 страниц.

ГЛАВА 1 . САМООЦЕНКА ПОДРОСТК ОВ

1.1 Самооценка в подростковом возрасте

Подростковый возраст (отрочество, переходный возраст) - это переходный период от детства к юности, переломный момент физического, умственного, нравственного и социального развития человека.

В современной психологии нет единого мнения о возрастных границах и психологических особенностях подросткового возраста. Согласно периодизации Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина этот возрастной период имеет следующие основные характеристики:

· возрастные границы от 10-11 до 14-15 лет.

· ведущая деятельность - интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности.

· новообразование - чувство взрослости, возникновение представление о себе не как о ребенке.

· социальная ситуация развития - освоение норм и отношений между людьми. , [ 4], ,

Я хотела бы кратко описать особенности подросткового возраста по определенным сферам, которые имеют, на мой взгляд, отношение к теме данной работы.

Когнитивная сфера

В подростковом и юношеском возрасте идет дальнейшее развитие психических познавательных процессов. Продолжает развиваться теоретическое мышление, формируются навыки логического мышления, развивается логическая память. В процессе обучения подросток все мыслительные операции осваивает на логическом уровне. Постепенно отдельные умственные операции объединяются в целостную структуру, формируется индивидуальный стиль мышления. Появляется способность анализировать абстрактные идеи, идет становление мировоззрения. Активно развиваются творческие способности. Интересы становятся более дифференцированными и стойкими. , , ,

Аффективная сфера

Идет активное развитие эмоций, формируется общая эмоциональная направленность личности (иерархическая структура ценности переживаний). Переживания становятся глубже, появляются стойкие чувства, эмоциональное отношение к определенным объектам становится более продолжительным и стабильным, значительно расширяется круг социальных явлений, к которым подросток небезразличен. Большое значение приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью. Это общение - не только источник новых интересов, но и формирования норм поведения. Подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками, усваивает такие типы взаимодействия людей как сотрудничество, взаимопомощь, дружба, любовь. Чувства и переживания, связанные с появлением новых видов деятельности, интерес к чувствам другого человека определяют большую эмоциональную восприимчивость данного возраста - эмоциональную сенситивность. Возрастает потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, самораскрытии. Интенсивно реализуются все резервы эмоциональности человека. Переживаются не только предметные чувства (направленные на определенный предмет), но и обобщенные (чувства прекрасного, чувства юмора и т. д.). В то же время наблюдается резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, агрессия, которые получили название «подросткового комплекса». , ,

Мотивационная сфера

По мнению Л. С. Выготского, в подростковом возрасте за сравнительно небольшой срок происходят интенсивные и глубокие изменения в мотивации. Подросток начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей. Мотивы приобретают устойчивость и иерархическую структуру, становятся не непосредственно функционирующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели. То есть на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами, мировоззрением и самоопределением.

Сфера общения и отношений

Первостепенную важность для подростка приобретают отношения со сверстниками (по сравнению с отношениями с родителями и учителями). Само общение становится более глубоким и содержательным, расширяется область духовного и интеллектуального общения, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия как дружба и любовь.

Чрезвычайно сильно проявляется потребность в принадлежности группе. При этом сначала подростки предпочитают общество сверстников того же пола, а вместе с процессом полового созревания возникает потребность в общении с представителями обоих полов. Такое развитие процесса общения решает задачи социальной адаптации: освоение половых ролей, моделей взаимодействия с противоположным полом, социальных норм и т. п.

Принадлежность группе позволяет подростку разделить с друзьями общие интересы и увлечения, почувствовать понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, эмоциональную поддержку в преодолении различных проблем. Кроме того желание выделиться, добиться уважения, признания и таким образом подкрепить свою самооценку во многом определяет стремление к групповому общению. В то же время общение в группе требует от подростков и определенной конформности.

Со вступлением в пубертатный период резко возрастает интерес подростков к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. Сначала этот интерес в большей степени направлен на изучение собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием сверстников, особенно противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения и строить на их основе межполовые отношения. , , ,

Поведенческая сфера

Специфика подросткового возраста по сравнению с детством заключается в значительном расширении сфер социальной активности и изменении их значимости. Меняются отношения подростков с родителями, с учителями, со сверстниками. Поведение подростка приобретает отчетливый индивидуальный характер, т. к. еще не сформированы компенсаторные формы поведения, а индивидуальные особенности личности уже достаточно развиты и выражены, и они начинают влиять на поведение подростка вместе с так называемым пубертатом и маргинальностью положения. Эти факторы могут привести к противоречивости намерений и интересов, к застенчивости, ранимости, уязвимости, негативизму, упрямству, замкнутости, неподчинению взрослым, агрессивности, конфликтности и прочим личностным и поведенческим особенностям, наличие которых для каждого подростка индивидуально и зависит от многих внутренних и внешних факторов.

Все описанные сферы активно взаимодействуют со сферой Я-концепции и влияют на развитие самооценки, как и она, в свою очередь, влияет на успешность подростка в каждой из этих сфер. , , ,

Сфера Я-концепции

«Я-концепция - система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Я-концепция включает в себя Я-реальное и Я-идеальное. Я-реальное в свою очередь состоит из трех составляющих: когнитивной, оценочной и поведенческой.

Когнитивная составляющая - это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная составляющая - это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.

Поведенческая составляющая - это то, как человек в действительности поступает».

На основе Я-концепции человек строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Подростковый период очень важен для развития Я-концепции и формирования самооценки как главного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и развития личности. Именно в этот период возникает интерес подростка к своему внутреннему миру. Он стремится понять, осознать черты своего характера, свои возможности и особенности, проанализировать свои переживания. Очень важно, что подросток стремится не просто отметить для себя свои качества, но и оценить их в соответствии с собственной независимой системой стандартов. ,

«Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».

Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог они складываются. Она проявляется и формируются в деятельности под воздействием социальных факторов, в первую очередь, общения с окружающими.

Самооценка имеет важное значение не только для формирования личности в целом, но и таких ее качеств, как уверенность в себе, самокритичность, настойчивость в достижении целей. Именно она становится важнейшим условием эмоционального благополучия. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности и ресурсы с целями и средствами.

Различают общую и частную самооценку.

Частная самооценка - оценка каких-то конкретных свойств, например деталей внешности или черт характера.

Общая самооценка - отражает одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе, она формируется из частных оценок и отражает сущность личности. Процесс формирования общей самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых она формируется, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или быть противоречивыми, конфликтными.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной, высокой и низкой, завышенной и заниженной, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. Адекватная самооценка дает человеку возможность соответствовать или стремиться к уровню требований, которые он сам к себе предъявляет, и целей, к которым он стремится.

Отличительной чертой зрелой самооценки является ее дифференцированность: когда человек выделяет те сферы жизни, в которых он может достигнуть высоких результатов, и те, где его возможности не так высоки.

Формирование самооценки начинается с того, что ребенок выделяет те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщает, осмысливает их как особенности своего поведения, а затем как особенности своей личности. Т. е. в процессе развития самосознания центр внимания подростков переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных черт к характеру в целом.

В начале возраста в основе самосознания подростка лежат мнения о нем взрослых (учителей и родителей) и ровесников. Затем эти внешние оценки дополняются результатами самостоятельной оценки собственной личности. Но т. к. подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать и оценивать собственные личностные проявления, то на этой почве возможны внутренние конфликты, основанные на противоречиях между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальными достижениями в различных сферах жизни.

В подростковом возрасте возникает интерес к себе и другим людям. Подросток начинает сравнивать себя с окружающими, особенно часто сравнивая поступки. Он выделяет свои особенности и недостатки, стараясь вести себя и строить отношения в соответствии с требованиям окружающих и своими собственными. С течением подросткового возраста более явной становится критичное отношение к своим недостаткам и готовность брать пример с других. Как правило подростки принимают за образец своих сверстников, т. к. взрослый - труднодосягаемый пример, а равнение на сверстника позволяет оценить себя с учетом своих реальных возможностей.

Кроме того, перед подростком, который продолжает активно учиться обобщать, стоит задача объединить все, что он знает о самом себе в различных сферах жизни, в единое представление, осмыслить его, связать с прошлым и спроецировать в будущее.

Таким образом, в целом самооценка подростка складывается на основе сравнения себя со сверстниками, оценок сверстников, взрослых и своих собственных. , ,

Также в каждом возрастном периоде на формирование самооценки значительное влияние оказывает ведущая деятельность. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность, и от ее успешности зависит формирование самооценки ребенка. Причем самооценка младших школьников не самостоятельна и сильно зависит от оценок родителей и учителя. У успешных учеников формируется, как правило, высокая и завышенная самооценка, у слабых - низкая, преимущественно заниженная. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, настороженность к взрослым. У успешных - развивается уверенность в себе, нередко переходящая в чрезмерную самоуверенность, привычка быть первыми, образцовыми.

Т. е. в сложный подростковый возраст дети приходят с часто неадекватной самооценкой, опирающейся на внешние оценки взрослых, на успешность в учебе, и с «багажом» влияний этой самооценки на сферы эмоций и отношений. И несмотря на то, что в подростковом возрасте критерии оценки и самооценки меняются (подростки начинают высоко ценить личностные качества), тем не менее, привычка к определенному положению в классном коллективе в зависимости от успехов в учебе еще долго влияет на все стороны жизни подростка.

В большинстве случаев младшие подростки отмечают свои недостатки, но их самооценка завышена. С возрастом представления о себе расширяются и углубляются, возрастает их самостоятельность и адекватность. Самооценка старших подростков относительно устойчива, высока, сравнительно бесконфликтна, преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности.

К выпуску из школы ввиду ситуации жизненного выбора часть старшеклассников сохраняет оптимистичную и гармоничную самооценку, часть обладает высокой самооценкой, в которой смешивается желаемое и реально достижимое, и часть отличается низкой и конфликтной самооценкой, неуверенностью в себе и повышенной тревожностью.

Однако, несмотря на различия в уровнях самооценки, в целом можно говорить о ее общей стабилизации в этот период. ,

Психологи едины в выделении таких особенностей подростковой самооценки как ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и ее большую устойчивость и многогранность в старшем подростковом возрасте. Увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков, расширяется круг используемых категорий и понятий, снижается категоричность суждений и развивается их гибкость.

В целом в течение подросткового возраста в самооценке подростка происходят следующие преобразования:

От младшего подросткового возраста к старшему содержание самооценки подростка углубляется и переориентируется с учебы на отношения со сверстниками и на свои физические качества.

С увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной, подросток способен отмечать как свои положительные, так и отрицательные качества.

В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

Происходит эмансипация от внешних оценок, но оценка значимых других продолжает оказывать большое влияние.

Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников.

Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

1.2 Проблемы диагностики самооценки в подростковом возрасте

По результатам изучения литературы по теме работы можно выделить пять основных проблем в диагностике самооценки подростков, которые являются скорее не препятствием, а факторами, которые необходимо знать и учитывать.

· Первая проблема - отсутствие в отечественной и зарубежной психологии единого подхода к пониманию самооценки.

Для понимания самооценки важно учитывать четыре основных момента:

1. В формировании адекватной самооценки важную роль играет сопоставление Я-реального с Я-идеальным, т. е. правильное понимание того, каким человек хочет быть и каким он является на самом деле.

2. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

3. Человек оценивает успешность своих действий не в любом виде деятельности, для него крайне важно преуспеть именно в том деле, которое он для себя избрал.

4. Самооценка всегда носит субъективный характер.

· Вторая проблема - отсутствие единого мнения психологов об исходном моменте зарождения самосознания и самооценки. Например, часть психологов считает, что самосознание зарождается в возрасте 2-3 лет, и до подросткового возраста его развитие осуществляется стихийно, преимущественно без включения в него самого подростка. А в подростковом возрасте этот процесс заметно активизируется и приобретает направленность за счет активного участия в нем подростка. (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и др.) Другие - считают самосознание и самооценку новообразованием подросткового возраста (Э. Шпрангер, И. С. Кон и др). Существует точка зрения о возникновении самосознания в ходе овладения ребенка собственным телом (И. М. Сеченов, П. Р.Чамата). Есть также представление, согласно которому зарождение самосознания связано еще с внутриутробным развитием.

· Третья проблема - влияние на самооценку биологических, психологических и социальных факторов подросткового возраста в каждом конкретном случае, из которых вытекает ее неустойчивость, ситуативность, зачастую неадекватность (особенно в начале подросткового возраста), зависимость от внешних оценок, одобрения, поддержки родителей, учителей и сверстников, от успешности в учебе.

· Четвертая проблема - недостаточный опыт подростка в оценке себя как личности, сильный эмоциональный фон ее развития часто приводит к ее неадекватности и неустойчивости. Развитие самооценки подростка происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя.

· Пятая проблема касается непосредственно методик диагностики самооценки. Некоторые методики (например шкалирования) требуют от ребенка высокого уровня развития речи, достаточного объема словарного запаса, развитого ассоциативного мышления, умения взглянуть на себя со стороны. Если уровень развития этих психических свойств не соответствует требованиям методики, то с ее помощью нельзя получить достоверные результаты.

Корректная диагностика самооценки подростка требует знания и учета описанных проблем, владения полным объемом информации об особенностях протекания подросткового возраста.

В подростковом возрасте происходят изменения, связанные и с физиологическим и с психологическим созреванием. Меняется внешность и физиология подростка, преобразуются его интересы, отношения со взрослыми и сверстниками, идет становление самосознания, самооценки и цельной «Я-концепции», появляется чувство взрослости. Все эти изменения влияют на поведение, деятельность и отношения подростка.

Подростковый возраст имеет ряд негативных факторов: неравномерность развития и дисгармоничность структуры личности, разрушение прежней системы взглядов, мотивов и интересов ребенка, резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, протестующее и агрессивное поведение и пр. С другой стороны, в подростковом возрасте имеется и множество положительных моментов: расширяется круг интересов и видов деятельности, более многообразными и содержательными становятся общение и отношения, возрастает самостоятельность, развивается морально-этическая сторона личности, ответственность и сознательное отношение подростка к себе как члену общества.

ГЛАВА 2 . ДИНАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ

2.1 Методы диагностики самооценки в подростковом возрасте

Существует ряд методик диагностики самооценки в подростковом возрасте.

Для данной работы я выбрала следующие методики:

1. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.

2. Шкала самоуважения Розенберга.

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан направлена на диагностику уровня самооценки и притязаний. Она основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда собственных качеств. Испытуемым предлагается бланк, который содержит инструкцию и задание. самооценка подростковый возраст психологический

Инструкция: «Перед тобой семь вертикальных линий, каждая из которых означает определенное качество. Нижняя точка - самый низкий уровень развития этого качества, а верхняя точка - самый высокий.

На каждой из линий нужно отметить:

чертой - твой уровень развития этого качества в настоящее время.

крестиком - тот уровень развития этого качества, которого ты хотел бы достичь, чтобы быть довольным собой».

В задании изображено семь линий, каждая из которых обозначает определенное качество личности (отображается в названии линии). На каждой линии нужно отметить определенными знаками актуальный уровень развития этого качества и его желаемый уровень развития. Высота каждой линии 100 мм, на ней указаны верхняя и нижняя границы, а также середина шкалы. При этом верхняя и нижняя границы отмечены заметными чертами, середина - едва заметной точкой.

«Любой человек может оценить свои способности, возможности, характер и другие качества. Уровень развития каждого качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - самое высокое. Вам предлагается семь линий, каждая из которых символизирует определенное качество. На каждой из них чертой отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком отметьте, при каком уровне развития этого качества, сторон вы были бы удовлетворены. Не спешите и хорошо подумайте над каждым значком, который вы ставите. Будьте максимально честными».

Методика может проводиться как фронтально (с классом или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемые работают самостоятельно. Время выполнения задания 10-12 мин.

Обработка результатов проводится по шести шкалам, первая шкала «здоровье» является тренировочной и не учитывается. Каждый ответ выражается в баллах, которые соответствуют длине отрезка от начала линии до знака (например, 54мм = 54 баллам).

При этом:

· уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака «х»;

· уровеньсамооценки - расстояние в мм от нижней точки шкалы до знака «-»;

Затем рассчитывается средняя величина уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам, она и показывает уровень притязаний и самооценки.

Уровень притязаний

· менее 60 баллов - заниженный уровень притязаний, индикатор неблагоприятного развития личности;

· от 60 до 89 баллов - норма, реалистический уровень притязаний;

· от 75 до 89 баллов - оптимальный сравнительно высокий уровень, подтверждающий адекватное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития;

· от 90 до 100 баллов - нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.

Уровень самооценки

Полученные баллы оцениваются в соответствии с данными:

· ниже 45 баллов - заниженная самооценка, крайнее неблагополучие в развитии личности, может указывать на подлинную неуверенность в себе или «защитную», когда отсутствие способностей и пр. позволяет не прилагать никаких усилий.

· от 45 до 74 - «средняя» и «высокая» адекватная самооценка;

· от 75 до 100 и выше - завышенная самооценка, указывает на определенные отклонения в формировании личности, может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; может указывать на существенные искажения в формировании личности: «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Эти данные сведены в таблицу, по которой можно ориентироваться при обработке результатов:

очень высокий

Уровень притязаний

Уровень самооценки

Методика « ш кала самоуважения Розенберга » направлена на диагностику уровня самоуважения испытуемого, используется как вспомогательная при исследовании самооценки. Она выявляет два фактора: самоунижение и самоуважение, которые связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей, с самооценкой. Данная методика обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.

Испытуемым предлагается бланк, который содержит инструкцию и задание.

Инструкция:

«Перед тобой десять утверждений.

Нужно определить, насколько ты согласен или не согласен с каждым из них.

Для этого используй варианты ответов:

a = полностью согласен;

b = согласен;

c = не согласен;

d = абсолютно не согласен.

Для каждого утверждения, обведи подходящий ответ».

Задание содержит 10 утверждений:

1. Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее чем другие.

2. Я всегда склонен чувствовать себя неудачником.

3. Мне кажется, у меня есть ряд хороших качеств.

4. Я способен кое-что делать не хуже, чем большинство.

5. Мне кажется, что мне особенно нечем гордиться.

6. Я к себе хорошо отношусь.

7. В целом я удовлетворен собой.

8. Мне бы хотелось больше уважать себя.

9. Иногда я ясно чувствую свою бесполезность.

10. Иногда я думаю, что я во всем нехорош.

Перед началом работы над заданием испытуемым необходимо дать устную инструкцию:

«Вам предлагается 10 утверждений, каждое из которых нужно оценить по степени того, насколько вы с ним согласны. Для того, чтобы вам было легче правильно оценить степень согласия, вы можете воспользоваться четырьмя вариантами ответа:

a - означает полностью согласен; b - означает согласен; c - означает не согласен и d - означает абсолютно не согласен.

Не спешите и хорошо подумайте над каждым утверждением. Будьте максимально честными».

Методика также может проводиться как фронтально (с классом или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе нужно убедиться, правильно ли испытуемые поняли задание, ответить на вопросы. После этого испытуемые работают самостоятельно. Время выполнения задания 10-12 мин.

Обработка результатов

За каждый ответ испытуемого начисляются баллы в соответствии с ключом.

Уровень самоуважения равен сумме баллов, полученной испытуемым.

При этом необходимо учитывать, что максимум - это 40 баллов, 20 баллов - середина. Ниже середины - самоунижение, выше - самоуважение.

Варианты ответов

2.2 Результаты диагностики самооценки подростков

По описанным методикам в течение учебной (исследовательской) практики мной были исследованы один 5й и один 9й классы СШ №54 г. Минска. В каждом из классов были сформированы группы по 24 человека: 12 мальчиков и 12 девочек.

Копии бланков в Приложении 1. Данные обработки результатов в Приложении 2.

2.3 Сравнительный анализ самооценки в подростковом возрасте

Для сравнительного анализа самооценки по полученным результатам я обобщила данные в следующие таблицы:

Таблица 1 Результаты диагностики в количестве человек

5 класс

0 чел.

3 чел.

21 чел.

с заниженной самооценкой

1 чел.

с адекватной самооценкой

9 чел.

с завышенной самооценкой

14 чел.

9 класс

Количество человек с определенным уровнем притязаний

с заниженным уровнем притязаний

0 чел.

с адекватным уровнем притязаний

13 чел.

с завышенным уровнем притязаний

11 чел.

Количество человек с определенным уровнем самооценки

с заниженной самооценкой

0 чел.

с адекватной самооценкой

13 чел.

с завышенной самооценкой

11 чел.

Таблица 2 Результаты диагностики в процентах

5 класс

Количество человек с определенным уровнем притязаний

с заниженным уровнем притязаний

с адекватным уровнем притязаний

с завышенным уровнем притязаний

Количество человек с определенным уровнем самооценки

с заниженной самооценкой

с адекватной самооценкой

с завышенной самооценкой

9 класс

Количество человек с определенным уровнем притязаний

с заниженным уровнем притязаний

с адекватным уровнем притязаний

с завышенным уровнем притязаний

Количество человек с определенным уровнем самооценки

с заниженной самооценкой

с адекватной самооценкой

с завышенной самооценкой

Эти таблицы были сведены в следующие:

Таблица 3 Уровень притязаний

Таблица 4. Уровень самооценки

Для статистического анализа данных были произведены следующие расчеты:

Для уровня притязаний:

df = (r-1)(c-1) = (2-1)*(2-1) = 1

= (3-8)2/8 + (21-16)2/16 + (13-8)2/8 + (11-16)2/16 = 9, 375

Отсюда следует, что для имеющегося числа степеней свободы p< 0,01, т.е. данные являются статистически значимыми, уровень притязаний значимо снизился с возрастом от завышенного к адекватному .

Для уровня самооценки:

df=(r-1)(c-1) = (3-1)*(2-1) = 2

Отсюда следует, что для имеющегося числа степеней свободы p> 0,05, т.е. данные не являются статистически значимыми, уровень самооценки незначимо снизился с возрастом от завышенной к адекватной.

= (1-0,5)2/0,5 + (9-11)2/11 + (14-12,5)2/12,5 + (0-0,5)2/0,5 + (13-11)2/11 + (11-12,5)2/12,5 = 2,087

Результаты диагностики и их статистическая обработка позволяют сделать однозначный вывод касательно взаимосвязи уровня притязаний и возраста, т.е. о том, что у старших подростков более адекватный уровень притязаний, чем у младших.

Что касается самооценки - несмотря на то, что у старших подростков выявлено большее количество испытуемых с адекватной самооценкой, результаты не являются статистически значимыми. Это может быть связано с недостаточно большим объемом экспериментальной выборки, поэтому целесообразно продолжить исследование для большего количества испытуемых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст долгое время привлекает пристальное внимание психологов. У истоков многообразных теорий этого возрастного периода стояли такие крупные ученые как С. Холл, З. Фрейд, К. Левин, Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин. К настоящему времени исследователями получен большой фактический материал о психологических особенностях подростков, о проблемах их самооценки и поведения, о специфике их интересов, нравственных представлений и мотивов деятельности, что создало базу для многопланового изучения этого важнейшего этапа психического развития. В системе психологических научных знаний постоянно расширяется комплекс проблем, связанных с изучением данного периода развития личности, самого разного уровня, характера и содержания.

Данная курсовая работа содержит очень лаконичное исследование самооценки подростков и является только попыткой приблизиться к изучению данного возраста. Проведенное исследование привело меня к пониманию того, насколько глубока и многогранна тема работы. И несмотря на то, что самооценка уже достаточно изучена психологами, все же тема остается актуальной и интересной для более углубленного рассмотрения. Ведь с течением времени изменяются люди и их проблемы, постоянно предоставляя новые темы исследований, развивается наука и совершенствуются методики, которые дают необходимую теорию и инструментарий для дальнейшего изучения. Надеюсь, что обучение на факультете психологии поможет мне овладеть навыками, которые позволят в дальнейшем самостоятельно заняться исследованием данной проблемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. -- М.: Педагогическое общество России, 2003Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001

2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

3. ОБУХОВА Л. Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России. - 1999

4. Психология подростка: хрестоматия Фролов Ю. И. М.: Российское педагогическое агенство 1997

5. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002

6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001

7. Столин В. В. Самосознание личности. М: Издательство Московского Университета, 1983

8. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). -- М.: Гардарики, 2005

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления. Особенности развития и диагностики мышления в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2002

    Социальный интеллект как условие развития самооценки в подростковом возрасте. Самооценка как эмоциональный компонент самосознания и как психологический феномен. Выявление самооценки подростков. Анализ полученных результатов эмпирического исследования.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2013

    История формирования гендерной психологии. Анализ развития высших психических функций в переходном возрасте: самооценка, общение, учебная деятельность. Особенности проявления физиологических и психологических гендерных различий в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 05.04.2010

    Психолого-педагогическая характеристика подросткового периода. Особенности социометрического статуса в подростковом возрасте. Исследование взаимосвязи уровня притязаний, самооценки и статусного положения межличностных отношений в подростковом возрасте.

    дипломная работа , добавлен 01.08.2016

    Личностное развитие в подростковом возрасте и формирование "Образа–Я". Социальная идентичность: понятие, условия и критерии формирования. Процесс самоопределения, формирования ценностных ориентаций при развитии идентичности в подростковом возрасте.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2011

    Общая психологическая характеристика подросткового возраста. Мотивационная сфера и особенности самооценки подростков. Взаимосвязь уровня притязаний, самооценки и мотивации достижения. Гендерные различия комплекса этих качеств в подростковом возрасте.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Алкоголизм как вид девиации. Проблема борьбы с употреблением алкоголя в подростковом возрасте. Основные факторы и мотивы употребления алкоголя в подростковом возрасте. Исследование гендерных особенностей употребления алкоголя в подростковом возрасте.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2010

    Условия и основные факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте. Возможности психолого-педагогической помощи подросткам с трудностями межличностных отношений со сверстниками. Основные причины затруднений общения подростков.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2014

    Исследование механизмов творческой самореализации подростков. Факторы, влияющие на психологические особенности общения в подростковом возрасте. Роль творческих способностей в выборе копинг-стратегий у подростков. Конфликты в подростковом возрасте.

    реферат , добавлен 24.03.2010

    Понятие лидерства в психологии. Опытно-эмпирическая работа по исследованию лидерских проявлений в подростковом возрасте. Рекомендации для развития лидерских качеств. Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено "Cоциометрия".



Публикации по теме