Детская психология. Антикризисные меры

Родившийся ребенок с первых часов своей жизни начинает расти и развиваться в отдельную личность. Влияние окружающей среды, социума, новый приобретаемый опыт побуждают нервную систему меняться.

У ребенка возникает кризис взросления. В детской психологии принято выделять несколько кризисов возраста, которые связаны с важными этапами роста и развития детей.

Симптомы и основные периоды кризиса

Надвигающийся кризис возраста у детей определить достаточно легко. Кризис развития ребенка всегда сопровождается негативными поведенческими изменениями. Резко меняется режим сна и кормлений, малыш становится нервным, истеричным, часто плачет, кричит, не может толком объяснить, что ему нужно или что ему не нравится. В старшем возрасте возникают конфликты из-за учебы, невыполнения домашних обязанностей, необоснованные приступы грубости, замкнутости или плаксивости.

Замечено, что кризисы у детей происходят примерно в одинаковом возрасте. Был составлен календарь кризисов ребенка, в котором выделены кризисы: новорожденности, 1 года, 3 лет, 7 лет, пубертатный, 17 лет.

Кризис новорожденности

Для каждого малыша появление на свет – это начало большого и трудного пути. Он знакомится с окружающим миром, в котором все ново, незнакомо и конечно же его пугает. Очень важно, чтобы после рождения ребенка с ним рядом постоянно находился близкий человек, который будет помогать в преодолении кризиса первых дней жизни. Совершенно необязательно, хотя и желательно по многим причинам, чтобы этим человеком была мама. Роль помощника может выполнять отец, бабушка или другой родственник. Главное условие – постоянство. Именно этот человек должен выполнять функции по уходу за ребенком: кормление, купание, укладывание, брать на руки во время плача.

Возникающие близость и доверие имеют фундаментальное значение для правильного развития малыша, дарят успокоение, помогают наладить режим отдыха и питания. Ребенку достаточно невербального, тактильного общения, до того момента, как он крепнет и начинает и приобретать новые навыки – ползание и ходьба. Это случается ближе к первому году жизни и означает возникновение нового кризиса.

Кризис первого года

Физическое взросление малыша дает ему возможность впервые почувствовать автономию. Ощущение единства с мамой отходит на второй план, и малыш начинает самостоятельно познавать огромный и интересный мир, который его окружает. Вполне естественно, что на любой запрет и ограничение он будет реагировать остро и вступать в конфликт с родителями. В данном случае очень важно не загонять исследовательскую деятельность ребенка в жесткие рамки, а направлять ее в нужное русло и добиваться компромисса. Положительный момент заключается в том, что годовалого ребенка легко отвлечь, переключить на новый предмет или занятие, которые могут его успокоить.

Кризис трех лет

В период, длящийся примерно с полутора и до трех лет, малыш пытается определить свое место в окружающем мире и развивает такую черту характера, как самостоятельность. Ему важно ощущать себя личностью и иметь возможность выполнять различные действия самому. В этот период необходимо предлагать ребенку выбор из нескольких (двух, максимум трех) действий, заведомо выгодных для родителя. Например, «ты хочешь играть в песочнице или качаться на качелях», «ты хочешь надеть брюки или джинсы». Делая выбор из предложенных вариантов, ребенок получает чувство свободы, удовлетворяет потребность в самостоятельном принятии решений.

Необходимо помнить и о рамках, вводить их мягко, но четко. Без рамок ребенку пока сложно ориентироваться в понимании того, что можно делать, а что нельзя. В дальнейшем дезориентация может привести к значительным поведенческим проблемам в пубертатный период.

Кризис семи лет

Роль воспитателя ответственности не стоит возлагать только лишь на школу. Ребенку нужно предложить на выбор круг домашних обязанностей, которые будет выполнять только он. Этот шаг поможет ребенку во взрослении и принятии по-настоящему серьезных решений.

Пубертатный возраст (11-15 лет)

Психический кризис ребенка в для большинства семей представляет достаточно серьезную проблему. Резкие изменения растущего организма, обусловленные гормональными всплесками, повышенная нагрузка становятся спусковым механизмом для постоянной смены настроений подростка, утомляемости и неизбежных конфликтных ситуаций. Если в воспитании при прохождении предыдущих кризисов были допущены ошибки, все они вылезут и обратят на себя внимание именно в пубертатный период.

Пубертат называют «болезнью роста», и как любую болезнь, ее надо перетерпеть, переждать. Ребенок мечется между двумя мирами – миром детских игр и развлечений и миром взрослых с его свободой, возможностями и непременными, не всегда приятными обязанностями. Задача родителей в этот период выступить в роли хороших друзей, выслушивать без резкой критики, делиться опытом без излишних назиданий, давать необходимую поддержку, если подросток о ней попросил.

Кризис 17 лет

Последний возрастной кризис у детей наступает примерно с 15 до 18 лет. Ребенок вступает во взрослую жизнь и начинает искать свое место в ней. В этот период, как правило, оканчивается учеба, предстоит нелегкий выбор в дальнейшей профессиональной деятельности, случаются первые серьезные романтические увлечения.

Кризис 17 лет обусловлен тем, что ребенок начинает пользоваться всеми теми навыками и качествами, которые он приобрел ранее, и укреплять позиции в социуме. Жизненно необходимо, чтобы у ребенка была поддержка семьи. Это поможет в период принятия важных решений, оградит от возможного чувства неполноценности, невостребованности. Если оставить нового взрослого человека самостоятельно разбираться со своими проблемами, это может привести к возникновению страхов, развитию асоциального поведения, неврозам и проблемам со здоровьем.

Возрастные кризисы важны, не нужно их бояться. Существует мнение, что если бы кризисы не были обнаружены, их необходимо было бы задать теоретически. Периоды кризиса у детей важны для их психологического становления. Заручившись поддержкой близких людей, ребенок без труда преодолевает себя и развивается в сильную, крепкую, интересную личность.

В одно прекрасно утро вы проснетесь и поймете - что-то изменилось . Вместо привычно спокойного и позитивного карапуза в вашем доме появится маленький бунтарь, которого очень сложно уговорить делать все то, что раньше абсолютно не вызывало проблем.

Что происходит? Просто у вашего малыша возрастной кризис - необходимый и закономерный этап жизни, через который в той или иной степени проходят практически все дети. Самые значимые из них - кризис 1-го года, 2-х и 3-х лет.

По сути, кризис - явление позитивное , в результате малыш становится более самостоятельным, сознательным, происходит значительный скачок в его интеллектуальном и творческом развитии. Однако не все так просто и радужно, ведь непременной «свитой» подобных изменений являются непослушание, упрямство, капризы и истерики. Что делать с ребенком и как преодолеть кризисные этапы малыша в возрасте от 1 до 3-х лет, мы расскажем в сегодняшнем материале.

Кризис первого года

Кризис - явление закономерное, ведь наши дети растут и развиваются, у них появляются новые потребности, и им уже не подходят стереотипные старые принципы поведения, более того - мешают, сдерживая развитие малыша.

Суть кризиса первого года жизни - осознание малышом собственной самостоятельности , желание понять границы своих новых возможностей. Ранее кроха с его мама было почти одним целым, ведь малыш напрямую зависел от заботы взрослых. Но вот карапуз подрос, встал на ножки, освоил новые навыки и понял, что такое количество заботы и опеки как раньше, ему просто не нужно. Он уже многое может сам! И вот для того, чтобы донести эту информацию до взрослых, которые никак не могут понять и принять взросление малыша и по привычке продолжают контролировать каждый его шаг, малыш начинает бунтовать , отстаивая свою независимость .

Вот тут то и начинается самое интересное - малыш становится беспокойным, он протестует и расстраивается по любому поводу, наотрез отказывается слушать родителей и не хочет делать то, что уже хорошо умеет. Также в период кризиса многие родители замечают, что малыш как будто «прилип», не отпуская маму ни на шаг, из-за чего у нее возникают сложности с посещением душа, туалета, невозможно выйти из комнаты и оставить ребенка одного.

Кризис двух лет

Возможно, вы еще не успели забыть кризис первого года жизни, как малыш переходит в новую фазу взросления, которая опять же сопровождается открытым бунтом против привычных правил - кризис двух лет .

Чаще всего этот кризис проходит под знаком слова «нет!». Негативная реакция у ребенка возникает почти на все, как новые, та и вполне привычные действия вызывают у малыша приступ неконтролируемого .

Причина кризиса двух лет проста - малыш все больше открывает возможности своего тела, чувствует себя отдельной личностью, которая может оказывать сопротивление родительскому контролю.

С помощью каждого очередного «неть!» малыш раз за разом утверждается в своем состоянии, понимает, что он уже не одно целое с мамой, учится осознавать себя самостоятельным человеком.

Общаться с маленьким упрямцем становится очень сложно: что проблемные ситуации растут как грибы после дождя, малыш отстаивает свои позиции, словно следуя девизу Портоса из романа «Три мушкетера» - «Я дерусь, потому что я дерусь!». Так и ребенок, который находится в состоянии кризиса двух лет, отказывается и спорит уже не потому, что действительно чего-то хочет и ли не хочет - а просто потому, что так надо.

Как реагировать родителям ? Быть спокойнее и гибче. Конечно, не стоит постоянно уступать малышу, так маленький бунтарь может превратиться в необузданного тирана. Понимать, что границы дозволенного существуют ребенку необходимо, благодаря этому он чувствует себя в безопасности. Однако не менее важной для малыша является возможность сделать что-то по своему желанию, понять, что какой-то ситуацией управляет он сам.

Наша мама- Nunuм рассказывает :«У нас номер с «не обращать на истерики внимания» не прошел, кричит еще больше. А вот поговорить спокойно и ласково - это новое чудодейственное открытие нашего папочки. В очередную истерику, он посадил её рядом с собой и так ласково стал с ней разговаривать, мол, всё ведь в порядке, просто, если мама с папой говорят «нельзя», значит и вправду - нельзя. Катя замолчала, слушала его внимательно, а потом делала все правильно. Я не могу сказать, что она моментально успокаивается, ноет, конечно, но ей как-то легче отпустить истерику, если вокруг комфортная и спокойная обстановка, а не угрюмые и злые родители».

Безусловно, родителям стоит предложить малышу возможность выбрать, какую именно футболочку он наденет сегодня на прогулку и прислушаться к его мнению . Неплохо также стать мастером отвлекающих маневров и сказочных отступлений, которые помогут разрешить ситуацию, когда малыш абсолютно не хочет прислушиваться к вашим просьбам.

Однако в случае, если ситуация все-таки зашла в тупик и малыш пытается добиться своего при помощи истерики, переключение внимания, уговоры и уступки уже не помогут. Поговорите с ребенком серьезно, но доброжелательно, объяснив капризе, что в данном случае не можете пойти на компромисс и назовите причину. Ребенку необходимо знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. Этот список должен быть достаточно коротки, его пункты должны касаться безопасности малыша и быть для него предельно ясными.

Больше никаких объяснений не нужно, так как зачастую развитие истерики провоцируется повышенным вниманием к ребенку благодарной аудитории, состоящей из его родных, активно пытающихся его утешить.

Когда малыш успокоится, присядьте рядом с ним, так чтобы ваши глаза были на уровне, и поговорите о случившемся. В разговоре родителям лучше избегать обвинительных фраз в адрес малыша, а использовать «я-выражения», высказывая собственные эмоции и мысли: «мне не нравится, когда ты так себя ведешь», «я расстраиваюсь и плохо себя чувствую, после твоих капризов», «я думаю, что лучше было бы выйти с детской площадки без истерики», «я знаю, что ты можешь вести себя хорошо».

Вероятно, многие родители замечали, что у ребенка наступают периоды, когда он начинает вести себя не так как обычно. В зависимости от возраста ребенок становиться либо капризным, непослушным, а дети постарше начинают бурно реагировать на любое замечание со стороны родителей, иногда грубят и ведут себя вызывающе. Обычно это связано с возрастными кризисами ребенка, которых у него несколько. Что же такое кризисные периоды детского возраста, когда и как они проявляются?

Что такое кризисные периоды детского возраста

У каждого ребенка наступают периоды, когда он начинает вести себя не так как обычно

Необходимо знать, что кризисные периоды, в отличие от стабильных, длятся недолго, иногда несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств, случается, длятся в течение года или даже двух лет. В эти краткие, но бурные стадии происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, которые резко меняют многие черты его характера. Иногда кризисные периоды принимают просто катастрофический характер.

Обычно кризис начинается и завершается незаметно, границы его размыты и неотчетливы, однако в середине периода наступает обострение. Ребенок часто выходит из-под контроля родителей, воспитателей, учителей, и меры педагогического воздействия, которые раньше помогали, перестают действовать. У ребенка проявляются аффективные вспышки, капризы, возникают более или менее острые конфликты с близкими, у школьников во время кризисного периода падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, возникают переживания, внутренние конфликты.

Количество кризисных периодов

Существует несколько возрастных периодов кризиса развития ребенка. Периоды кризиса и стабильности у ребенка чередуются, и возрастная периодизация выглядит следующим образом:

  1. кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год),
  2. кризис 1 года – раннее детство (1-3 года),
  3. кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет),
  4. кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет),
  5. кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет),
  6. кризис 17 лет.

Характеристика кризисных периодов – кризис новорожденного

Кризис новорожденного

Признаком кризиса новорожденности (0-2 месяца) является потеря в весе в первые дни после рождения. Затем у ребенка возникают индивидуальные новоприобретенные навыки психической жизни, и это проявляется в форме комплекса оживления, который включает в себя такие реакции: общее моторное возбуждение при приближении взрослого; использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; обильные вокализации во время общения с матерью; реакция улыбки.

Этот комплекс служит границей критического периода новорожденности, сроки его появления – это основные критерии нормальности психического развития ребенка. У тех детей, матери которых много общаются со своими детьми, комплекс оживления развивается раньше.

Кризис одного года

Кризис одного года у детей характерен освоением речи. Ребенок в возрасте около года еще не достаточно развит физически, а речевые навыки пока еще не достаточно сформированы, чтобы ребенок мог управлять своим поведением. Кризис одного года характеризуется общим регрессом деятельности малыша, как бы незначительным обратным развитием, которое проявляется в эмоциональной аффективности. Эмоции ребенка еще примитивные, но при этом наблюдаются некоторые нарушения: нарушение всех биоритмических процессов (сон – бодрствование); нарушение удовлетворения всех витальных потребностей (например, чувства голода); эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризис трех лет

В этот период у ребенка идет бурное психическое развитие, однако он достаточно остро реагируют на неудачи. Кризис трех лет относится к числу острых, так как на пике кризиса ребенок становиться неуправляемым, часто впадает в ярость. Поведение ребенка плохо поддается коррекции. Этот период очень сложный как для взрослых, так и для самого ребенка. Симптомы кризиса трех лет: негативизм – реакция не на содержание сказанного взрослыми, а на то, что оно идет от взрослых; стремление сделать наоборот даже вопреки собственному желанию; упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал; строптивость безлична и просто направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет; своеволие – ребенок стремится к самостоятельности; протест-бунт – ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими; симптом обесценивания – ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей; деспотизм – ребенок пытается заставить родителей делать все, что требует.

Если кризис трех лет протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности.

Кризис семи лет

Главный симптом кризиса семи лет – потеря непосредственности. Этот кризис проходит на волне обучения ребенка саморегуляции. Покладистый ребенок начинает предъявлять претензии к взрослым, проявляя это в своем поведении. С одной стороны, в поведении появляется демонстративная наивность, которая часто раздражает взрослых, так как воспринимается окружающими как неискренность; с другой - поведение ребенка кажется излишне взрослым, так как он предъявляет к окружающим требования соблюдать нормы.

Поскольку у ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, период кризиса семи лет характеризуется утрированными формами поведения.

Этот кризисный период в основном происходит на почве социального развития. Он характеризуется падением успеваемости в школе, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Подростковый кризис относится к числу острых. На этом этапе развитие ребенка идет быстрыми темпами, много изменений наблюдается в плане формирования личности, поэтому главной особенностью подростка является личностная нестабильность.

Еще одним из доминирующих симптомов является негативизм, который проявляется во враждебности, склонности к ссорам, нарушениям дисциплины. В то же время подросток испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. Поведение подростка во время кризиса не всегда носит негативный характер, и примерно у 20 % подростков негативных проявлений не наблюдается.

Сегодня хочется поговорить на тему, которая рано или поздно затрагивает любую семью:

Возрастные кризисы у детей — как распознать возрастной кризис, и как помочь ребенку преодолеть кризис возрастного развития.

У всех детей возрастные кризисы проходят примерно в одном и том же возрасте. Проходят через возрастные кризисы все дети. Особенностью развития детей младшего возраста является ее скачкообразность — периоды плавного и спокойно усвоения и переваривания информации сменяются своеобразными скачками в развитии. И, хотя, для родителей периоды детских кризисов становятся проверкой на прочность, большинство детских психологов едины в своем мнении — кризисы необходимы ребенку для полноценного развития.

Каждый возрастной кризис у детей — это переход ребенка на новую ступеньку самостоятельности.

Это, пожалуй, ключевая мысль, которую нужно понять и помнить родителям. После этого родителям проще понять потребность ребенка и мотивацию его поведения во время кризиса любого возраста. И помните вам тяжело, но ребенку в это время еще тяжелее. Поэтому задача родителей — помочь ребенку научиться понимать себя, свои желания и потребности и таким образом преодолеть очередной кризис возрастного роста.

В детской психологии принято выделять 3 кризисных периода у детей младшего возраста:

  • Первый период — это кризис новорожденности. Наступает он примерно в 6-8 месяцев;
  • Второй период — кризис раннего детства или кризис одного года. Он проходит в период от 12 до 18 месяцев;
  • Третий период — так называемый кризис трех лет. Самый яркий из детских кризисов. Его можно ожидать в период от 2х и до 4х лет.

В различной литературе так же часто встречается кризис пяти лет, но по сути своей — это продолжение или развитие кризиса трех лет.

Проявление возрастных кризисов у детей

Первым признаком приближающегося возрастного кризиса у ребенка является увеличивающееся количество негативных проявлений в поведении. Родители замечают, что ребенка как будто подменили. Сладкий и послушный вчера ангелочек сегодня капризничает, раздражается по любому поводу, любую вашу просьбу воспринимает в штуки.

Начало и конец кризисного периода распознать достаточно сложно. В начале родители не могут распознать кризис сразу потому, что не связывают изменения в поведении ребенка с кризисом, а скорее склонны жаловаться на капризность, непослушание или избалованность ребенка. Окончание кризиса подходит незамеченным поскольку отступает он тогда, когда родители и ребенок учатся жить в гармонии, уважать и принимать интересы друг друга, а происходит это обычно не за один день.

Возрастной кризис 1 года

Возрастной кризис первого года жизни ребенка связан с тем, что ребенок переходит из состояния ползающего малыша, в малыша самостоятельно ходящего и пытающегося высказывать свои первые потребности и желания. Часто в этом возрасте ребенок уже хочет делать многое сам — дотянуться до верхней полки, кушать самостоятельно ложкой, исследовать пространство квартиры на уровне выше полуметра от пола, но при этом физическое развитие, развитие координации и беспокойные заботливые родители не дают ему такой возможности, ограничивая свободу и пространство для исследования и действия.

Самое верное орудие мамы в борьбе с этим кризисом — спокойствие и бесконечная любовь к своему ребенку.

Максимально обезопасьте окружающее пространство и дайте ребенку волю в исследовании пространства. Уберите все действительно опасные вещи с глаз ребенка. Вместо запретов — начинайте объяснять ребенку что это за предметы, зачем они нужны, как они работают. Исследовав многие предметы и не найдя в них ничего интересного для себя ребенок потеряет интерес.

Но только представьте как забавно для малыша наблюдать за мамой, которая каждый раз подрывается и бежит размахивая руками, стоит ему только подойти и потянуться к ручке кухонной плиты 🙂

Возрастной кризис 3 лет

В возрасте около трех лет у ребенка появляется потребность не только делать что-то самостоятельно, но и принимать самостоятельные решения. Ребенок начинает осознавать себя как самостоятельную, отдельную от мамы и папы личность, со своими желаниями и переживаниями. Переживая этот кризис ребенок понимает свое место в семейной иерархии.

Чтобы максимально спокойно пережить этот период — учитесь (да, да именно Вы, родители, не ребенок) предоставлять ребенку возможность выбора, уважать его как личность, идти с ним на компромиссы и договариваться.

Ребенок не хочет есть кашу? Нет, скорее всего он просто хочет настоять на своем и отказ от той же каши на завтрак для него самый простой способ проявить свое мнение и отрицать ваше мнение. Предложите ему выбрать какую кашу ты хочешь на завтрак рисовую или овсянку? И отвечая вам ребенок озвучит уже свое мнение: Я выбираю на завтрак овсяную кашу. И вот уже и кашу любит, и выбор сделал самостоятельно, и понимает, что его мнение важно.

Важно, что выбор всегда должен быть закрытого типа — с перечислением возможных вариантов и в количестве не более 2-3 штук. Ты будешь овсянку или манную кашу, пойдем гулять на площадку или на горку, оденем вот эту красную или вот эту белую кофту?

Так же не забываем, что у ребенка развивается потребность действовать самостоятельно — расширяйте область действий, которые доступны для ребенка самостоятельно. Активно привлекайте его к помощи и не забывайте хвалить результаты деятельности ребенка.

Возрастной кризис 5 лет

Как мы уже упомянули выше, кризис пяти лет — это продолжение и развитие кризиса 3х лет. Как и предыдущие — это кризис самостоятельности. У ребенка появляется еще больше потребностей в самостоятельных действиях. Оценивайте возможности ребенка и продолжайте расширять перечень дел, которые вы доверяете ребенку. В возрасте 5 лет у ребенка уже могут появиться не просто дела, но и обязанности — полить цветы, подмести пол, помыть свою обувь, накрыть на стол или убрать со стола после еды, убрать свою постель после сна и так далее.

Кроме того, в возрасте 4-5 лет у ребенка начинается период повышенной потребности в общении с окружающими. Родителей часто бывает не достаточно, ребенку становится нужно общение со сверстниками и его отсутствие так же может стать основой для развития кризиса 5 лет.

Возрастной кризис 7 лет

Следующим кризисом для ребенка станет кризис 7 лет — это переход ребенка из детского возраста в статус школьника. Игра для ребенка отходит на второй план, а познание мира ребенок продолжает уже другими способами. В жизни ребенка появляются дополнительные критерии оценки его деятельности.

Более подробно о каждом из кризисов мы напишем отдельно в статьях на нашем блоге, а теперь очень важный вопрос — как вести себя родителям и как помочь пережить ребенку кризисные периоды?

Как пережить кризисы у детей?

  • Постараться понять потребности ребенка в текущем возрастном кризисе;
  • Старайтесь смотреть на происходящее не только со своей позиции, но и с позиции ребенка;
  • Подстраивайтесь под ребенка. Часто яркое протекание возрастного кризиса у ребенка связано с неправильным поведением по отношению к нему самих родителей;
  • Быть последовательными. Устанавливать запреты там, где они угрожают жизни и здоровью ребенка. Не менять своих решений от того, что ребенок плачет или упрашивает;
  • Мотивировать свои решения на доступном ребенку языке;
  • Оставаться спокойным в любой ситуации!

И, в заключении, хочу предложить вам посмотреть видео —

У каждого ребенка случаются кризисы, в период которых он отстраняется от родителей, замыкается в себе и становится слишком эмоциональным.

Кризисы у детей по годам можно преодолеть , если прислушаться к советам психологов.

Зная определенные правила, родитель сможет найти общий язык с ребенком и предотвратит .

Психология и понятие

Кризисный возраст — что это такое?

Кризисом детского возраста называют переходный период между возрастными этапами.

Происходит это при завершении определенных стадий развития. Возникает это явление из-за физиологических и психологических перестроек.

Как проявиться кризис, зависит от темперамента, социальных отношений ребенка. Если в одном случае его проявление сильное, малыш стал нервным , то в другом его можно практически не заметить.

Психологи говорят о том, что в такие периоды даже самые спокойные дети становятся очень нервными, раздражительными и даже . На привычные слова и фразы они реагируют эмоционально, пытаются доказать свою правоту.

Дети младшего возраста при этом плачут, топают ножками, бросают игрушки и ложатся на пол в . Чадо старшего возраста обычно спорит с родителями, провоцирует конфликт, не пытается найти компромисс.

По мнению специалистов, таких явлений не избежать . Они важны для развития ребенка, формирования его психики и социальных отношений.

Длительность кризисов обычно не превышает нескольких месяцев, но под воздействием негативных факторов, определенных обстоятельств продолжительность увеличивается.

Признаки детского кризиса и как его пережить

Для каждого возраста характерны определенные признаки кризиса . Чтобы справиться с этим непростым периодом, необходимо прислушаться к психологам.

Первого года жизни

Кризис 1 года характеризуется несколькими признаками, которые родитель должен знать. Рассмотрим таблицу:

Отличительные признаки Нежелание подчиняться, плаксивость, резкие . Малыш может быть ласковым, а через пять минут начать плакать без причин. Появляется : чадо требует, чтобы все внимание родителей было приковано к нему. Наблюдаются крики и плач, если мама или папа отвернулись, отвлеклись по своим делам.
Причины кризиса в этом возрасте Происходит активное физиологическое и интеллектуальное развитие. Малыш познает мир, перестраивается, что и сказывается на его поведении. Ему может показаться, что он стал взрослым и близким подчиняться не нужно. По этой причине дети закатывают истерики.
Какие действия совершать нельзя Родителям в этот период нельзя демонстрировать свою власть, кричать на ребенка, доводить его до слез. Они должны оставаться друзьями, а не врагами. В этом возрасте дети чувствительны к тону голоса близких, поэтому говорить надо строго, но не срываться на крик, иначе это негативно отразиться на психике. Стоит проявлять терпимость, не применяя телесных наказаний.

Дети в этом возрасте становятся очень обидчивыми, сильно расстраиваются, если на них кричит мама и за что-то ругает. Нужно быть ласковее, обнимать малыша во время истерик, ведь физический контакт для него важен: он чувствует тепло матери и .

Если ребенок стал проявлять самостоятельность, не нужно ее запрещать.

Например : он хочет сам есть ложкой, берет ее в руку, надо разрешить ему попробовать кушать самостоятельно. Это благотворно скажется на его развитии.

Кроме того, надо стать для него другом: вместе играть, смотреть мультфильмы. Совместное времяпрепровождение и внимание родителей подарит чаду чувство защищенности. Он поймет, что его любят и ценят, тогда кризис получится преодолеть легче и быстрее.

Полутора лет

Распознать этот период в данном возрасте несложно. Появляются следующие признаки :

Причиной таких действий является интеллектуальное развитие ребенка . У него проявляется сильное желание познать мир, потрогать окружающие его вещи, но при этом проявляется детская капризность и стремление привлечь внимание родителей к себе, словно показывая, чему он научился, что он нашел.

В этот период нельзя проявлять негативные эмоции и кричать на детей. Стоит позволить им быть более самостоятельными.

Мама должна наблюдать со стороны за действиями малыша , но не контролировать каждый шаг. Он будет рад, если его станут воспринимать, как равного, будут с ним играть.

В два года

В два года чадо еще сильнее проявляет свою самостоятельность .

Появляются короткие слова и фразы, которые малыш использует для того, чтобы проявить независимость .

Большинство детей в этом возрасте говорят: "не хочу", "не буду", "нет", "я сам". Они пытаются сделать все самостоятельно, помочь родителям и считают, что знают все лучше взрослых.

Капризы появляются тогда, когда им что-то запрещают сделать . Тогда появляется плач, чадо стучит ножками о пол, чтобы ему позволили выполнить задуманное.

Особенно нравится ему на все вопросы старших отвечать "нет". Это становится новой игрушкой, поэтому к таким ответам нельзя относится серьезно.

Нужно только набраться терпения и не ругать ребенка, пытаясь объяснить, что это не всегда уместный ответ.

Причинами такого поведения становятся первые проявления черт индивидуальности . Чадо постепенно начинает осознавать самого себя, формируются определенные предпочтения, закладывается модель поведения.

3 года

В три года ребенок становится еще самостоятельнее : пытается доказать взрослым, что является равным им, многое умеет делать сам.

Основными признаками кризиса трех лет являются:

  1. Негативизм . Дети перестают слушаться родителей, отказывают на каждую просьбу: не хотят идти домой, хотя на прогулке уже устали, отказываются от еды, хотя давно проголодались. Им просто не хочется соглашаться в чем-либо с родными.
  2. Строптивость . Он перестает слушать кого-либо, делает вид, что обращаются не к нему, может убежать на прогулке, внезапно устроить беспорядок в комнате, разбросав игрушки.
  3. Деспотизм . Малыш идет на все, чтобы все в семье слушались только его: может забрать игрушки сестры, стукнуть кого-то из родителей, если они не дают осуществить желаемое. Ему кажется, что он главный и все должны ему подчиняться.
  4. Своеволие . Трехлетние дети делают все, чтобы походить на взрослых: пытаются включить электрические приборы сами, переходят дорогу, не держа маму за руку. В самый неожиданный момент они могут убежать, а на прогулке стараются не замечать присутствия взрослых.

В этот период важно объяснить, что нельзя делать, какие действия категорически запрещены. Говорить надо строго и предупреждать о наказаниях.

6 лет

Кризис этого возраста кардинально отличается от того, что было в прошлом.

Чадо уже не , не станет плакать в общественном месте и стучать ножками.

Перестройка организма проявляется по-другому:

  1. Резкое изменение поведения. Оно кардинально меняется: вместо рассказов всех секретов появляется скрытность, вместо послушания возникает грубость.
  2. Формирование страхов . Именно в этом возрасте начинают появляться страхи. Кто-то признается, что боится насекомых, а кто-то темноты.
  3. Нет интереса к игре. То, что нравилось раньше, теперь не вызывает интереса. Любимая кукла или машина могут лежать на полках шкафа, чадо к ним так и не подойдет.

Дети начинают грубить взрослым, становятся невыносимыми в общении.

Но даже в этом случае грубить и кричать не надо, следует наказывать их, говорить максимально серьезно и строго, чтобы они понимали, что за проступки нужно отвечать.

В 7

Появляется, когда ребенок понимает, что скоро отправится в школу и у него появятся новые обязанности, друзья , нужно будет принимать многие решения самостоятельно.

Он понимает, что взрослеет, но к новым обязанностям еще не привык.

Взрослость граничит с ребячеством, что сказывается на поведении негативно: ребенок может капризничать, становится неусидчивым, передразнивает взрослых.

Возможны вспышки гнева, раздражительность, рассеянность, что сказывается на успеваемости в школе плохо: ребенок получается низкие отметки, боится сказать о них родителям, становится скрытным.

В 8

В этот период ребенок теряет наивность и доверчивость . Он становится взрослее, появляются действия и фразы, которые свойственны для взрослого человека.

Ему кажется, что он может ошибиться в важных делах, теряется самовлюбленность и , может появиться недовольство собственным обликом. Малыш может отказаться надевать ту или иную одежду, дольше собирается в школу, подолгу выбирает, что надеть.

Может появиться критика к себе, окружающим и даже учителям.

Это выражается недовольством общения, частыми конфликтами.

Неадекватное поведение со вспышками гнева и склонностью к дракам нарастает.

Очень важно близким сразу решать такие проблемы, больше говорить с чадом и объяснять ему, что он будет наказан. Хорошее поведение, наоборот, должно поощряться.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский говорит о том, что ребенку нужно давать возможность быть самостоятельным, нельзя ущемлять его права, свободу и контролировать каждый шаг.

Важно быть рядом , но как наставник или друг, а не враг или деспот. За проступки его не ругают, а строго с ним разговаривают, давая понять, что именно сделано неправильно, как себя вести правильно.

Нельзя навязывать свое мнение, особенно если идет вопрос выбора одежды, игрушки.

Следует с ним максимально часто советоваться, чтобы он смог выразить свое мнение .

Необходимо установить контакт с чадом, стать друзьями, чтобы он мог доверять близким людям.

У детей случаются кризисы, которые проявляются в каждом возрасте по-разному. Изучив их признаки, прислушавшись к советам психологов, преодолеть эти периоды станет значительно легче.

Кризисы детского возраста. Советы психолога:



Публикации по теме

  • Идеальный вес на ваш рост Идеальный вес на ваш рост

    Считается, что идеальный вес – это тот, который вы имели в 18 лет. Желательно сохранять его всю жизнь. Но если вы за прошедшие 15–20 и...

  • Как поставить ирокез или шипы свободы Как поставить ирокез или шипы свободы

    Желание удивить окружающих своим оригинальным внешним видом считается уже вполне обычным явлением среди современных людей. Однако мало кто...