Конспект образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе о.о. "Социально-коммуникативное развитие"

Название: Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Вежливости» в подготовительной группе детей с ЗПР,
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие представлений об окружающем мире и о себе

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №41 «Теремок» компенсирующего вида
Месторасположение: Алтайский край, город Барнаул, проезд 9Мая,10

КОНСПЕКТ
занятия по социально-коммуникативному развитию
по теме: «Путешествие в страну Вежливости»
(подготовительная к школе группа для детей
с ограниченными возможностями здоровья)

Задачи:

Познавательное развитие:

Формировать познавательные способности детей: умение рассуждать, делать выводы, анализировать.

Развивать память, мышление, воображение.

Социально-коммуникативное развитие:

Формировать социальные навыки.

Формировать представление о различных формах поведения и вежливого общения между людьми.

Формировать у детей умение употреблять различные формы словесной вежливости: приветствия и прощания, обращения с просьбой, слова извинения, слова утешения, благодарности.

Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости.

Речевое развитие:

Совершенствовать речевое общение детей в театрализованной деятельности.

Расширять словарный запас: использовать в речи слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими.

Ход занятия:

Накануне, вечером, воспитатель и дети договариваются, что завтра с утра устроят день вежливости.

Утром дети вежливо, ласково приветствуют друг другу, используя знакомые слова вежливости. После завтрака воспитатель предлагает детям игры на внимание по выбору. Во время игры незаметно для детей появляется Незнайка.

Незнайка: (удивленно) «Куда я попал? Сколько здесь детей! А что вы тут делаете? А кто вы такие?»

Воспитатель : Здравствуй Незнайка!

Дети: Здравствуй, Незнайка!

Воспитатель: Что ты так расшумелся, Незнайка? И почему-то совсем забыл вежливые слова? А вот наши дети знают такие слова и скажут тебе, какие слова ты забыл сказать.

Незнайка: А что, это обязательно?

Воспитатель : Конечно. Так принято приветствовать друг друга, если ты, Незнайка, вежлив и воспитан.

Незнайка: Что такое вежливость? Что значит быть вежливым?

Воспитатель: Дети, скажите Незнайке, что такое вежливость? Что значит быть вежливым? (ответы детей)

Незнайка: Я тоже хочу быть вежливым. Скажите, где можно этому научиться?

Воспитатель: Предлагаю всем нам отправиться в страну Вежливости.

Дети: А где находится страна Вежливости?

Воспитатель: За чистым, чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть такая страна. Все жители этой страны очень воспитанные и вежливые. Даже собаки стесняются там слишком громко лаять. А щенки протягивают лапу прохожим, чтобы поздороваться. Воробьи не смеют драться, а флюгерные петушки каждое утро будят горожан веселым криком: «Вставайте, с добрым утром»!

Незнайка: Какая интересная страна! Я очень хочу вместе с вами туда отправиться! Ребята, пойдемте скорее, вы знаете дорогу?

(Дети размышляют, как можно попасть в волшебную страну Вежливости)

Воспитатель: Дети, вы слышите? Кто-то к нам стучится.

Входит почтальон, приносит письмо от феи «Здравствуй».

Дети вскрывают конверт и обнаруживают письмо.

Воспитатель зачитывает письмо от феи «Здравствуй».

«В стране Вежливости появился дракон «Грубиян» и все на своем пути разрушает. Помогите пожалуйста. Как найти дорогу вам подскажет план».

В конверте дети обнаруживают план, по которому можно попасть в страну Вежливости.

Дети обсуждают план и определяют правильный путь по нему.

Воспитатель: А вот и сказочные ворота в страну Вежливости.

Чтобы ворота открылись, необходимо произнести волшебные вежливые слова.

Дети предлагают варианты, произносят слова вежливости: «Ворота, откройтесь, пожалуйста! Будьте добры, ворота, открывайтесь! и.т.д.

Ворота открываются и дети видят плачущую Фею «Здравствуй».

Фея «Здравствуй»: Доброе утро, дети! Добро пожаловать в нашу страну Вежливости. Вы как раз вовремя. Со мной случилось несчастье. Злой дракон «Грубиян» повредил мой волшебный зонт и сейчас я не могу летать и помогать людям. Помогите мне починить зонт. Для этого нужно вспомнить как можно больше слов приветствия. Вы их знаете?

Дети называют слова приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день» и.т.д., читают стихи С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”, И. Никульская “Невежливая вежливость”, О. Дриз “Добрые слова”.

Фея «Здравствуй»: «Молодцы, ребята! Как стало на душе приятно, тепло от ваших слов! Спасибо! Мой зонт исправен!

Воспитатель: Вот какая волшебная сила у вежливых слов!

Фея «Здравствуй», подскажи нам, пожалуйста, дорогу к фее «Вежливости».

Фея «Здравствуй»: «Я с удовольствием подскажу вам дорогу, но очень прошу помочь жителям города «Дружбы».

Там тоже побывал дракон «Грубиян» и всех перессорил»

Воспитатель: Ребята, поможем жителям города «Дружбы»? Прощайтесь с Феей «Здравствуй»…

Дети по плану идут по тропинке.

Воспитатель: А вот и город «Дружбы»! посмотрите, сидят две подружки, грустные, плачут, отвернулись друг от друга. Спросите, что с ними случилось?

Одна из подруг: «Мы поссорились с подругой и расселись по углам…..».

Воспитатель : «Ой, что же наделал дракон! Ребята, подскажите, как можно помирить подружек? Какие волшебные слова им посоветовать сказать?

Дети дают советы, называют вежливые слова и.т.д.

Подружка : «Спасибо вам! Я сейчас так и сделаю».

Воспитатель: «Какие замечательные, волшебные слова! Какая волшебная сила в слове «Извини». Подружки снова вместе, улыбаются.

Воспитатель: Я знаю еще один случай, когда это слово стало волшебным (читает стихотворение). Ребята, но ведь это слово можно сказать по-разному.

Если мы скажем их грубо, закричим, будут ли эти слова вежливыми, волшебными?

Как нужно сказать эти слова?

Дети: «Вежливо, нежно, ласково, приветливо.

(Произносят вежливые слова разной интонацией).

Воспитатель: «Молодцы! Вновь вы совершили доброе дело, помогли жителям Города «Дружбы».

«Чтобы попасть в город «Спасибоград, нужно правильно поговорить по телефону».

Воспитатель: « Ребята, давайте вначале вспомним правила разговора по телефону.

С каких слов начинается разговор? (ответы детей). Затем вы о чем-то просите, какие слова говорите при этом? (ответы детей). Можно ли перебивать собеседника? (ответы детей).

Задание: Пригласить по телефону своего друга на день рождения? (трубку взяла мама друга).

Разыгрывается диалог по телефону.

Воспитатель: «Молодцы»! Выполнили задание, теперь мы можем попасть в город «Спасибоград».

Детей встречает Фея Вежливости:

«А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград?

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

Дети: «Никогда не бывали!

Фея Вежливости: «Пойдемте к моему замку, он сложен из шоколада, крыша леденцовая, ставни из кренделей. Всех чудес в городе не перечесть! А как вы думаете, какое слово самое главное в нашем городе?

Дети отвечают.

Фея Вежливости: «Молодцы! Вы, оказывается, превратились в волшебников.

Быть волшебником — это значит быть очень добрым, отзывчивым, помогать друг другу.

Незнайка : (плачет). Дети спрашивают почему он плачет?

Незнайка: «Мне очень грустно, от того, что мои друзья не побывали в такой чудесной стране».

Воспитатель: «Дети, утешим Незнайку?

Как можно это сделать? (дети утешают).

Какие вы отзывчивые, добрые. Просто волшебники! Нам пора возвращаться в детский сад.

Фея Вежливости: «Я хочу вас отблагодарить.

Пусть каждый выберет игрушку и подарит ее тому, кому захочет, и вместе с ним попляшет.

Дети танцуют под музыку.

Воспитатель: «Поблагодарим Фею за подарки и отправимся в детский сад.

Тема: «Сельскохозяйственный труд людей осенью».

Программное содержание:

  1. Активизировать словарь по теме «Труд людей осенью», «Овощи», «Фрукты». Формировать представления детей о том, что труд существовал всегда, что его средства и формы изменились в связи с техническим прогрессом.
  2. Поддерживать у детей интерес к профессиям, их взаимосвязи.
  3. Расширять представление о труде сельских жителей.
  4. Формировать интерес к людям новых профессий - фермер, овощевод, хлебороб, животновод.
  5. Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам сельскохозяйственного труда.

Организационный момент:

Здравствуйте, ребята. Вы любите играть? Сегодня я хочу вам предложить поиграть в разные игры, но их всех будет объединять одна тема. А вот какая, вы попробуйте отгадать. И так загадки, слушайте внимательно.

Сентябрь:

Опустел наш школьный сад

Журавли на юг летят,

Распахнулись двери школ

Что за месяц к нам пришел?

Октябрь:

Все мрачней лицо природы,

Почернели огороды,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился?

Ноябрь:

Поле черно белым стало?

Падает то дождь то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Конечно, молодцы. Скажите, а к какому времени года относятся эти месяцы? (Осень) правильно. Это осень. И речь сегодня пойдет об Осени.

Скажите, что нам приносит осень? - свои плоды: созревают овощи в огороде, в садах поспевают фрукты, в лесах ягоды и грибы. В поле созревает пшеница, овес.

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены (колос).

З адание 1. « Собери картинку» - каждому ребенку будет предложена картинка разрезанная на несколько частей. Одним - фрукты, другим - овощи, грибы, ягоды. Дети собирают картинки. Затем по схеме рассказывают:

  • Какого цвета.
  • Какой формы.
  • Большой или маленький.
  • Какой по вкусу.
  • Где растет в саду или на огороде.
  • Что можно приготовить.

Молодцы, все справились с заданием. А теперь давайте мы с вами попробуем разобрать загадку в ребусе. Но и при этом получить отгадку.

Задание 2. Затем предлагается отгадать по ребусу-загадке. Разбор ребуса. Молодцы, все справились с заданием идем дальше.

Задание 3. Ребята, а скажите, что делает человек с приходом осени? Он собирает урожай. Конечно, человек трудится. Вообще человек трудился всю свою жизнь. Вы знаете пословицу: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Так вот, что именно делает человек? Те люди, которые трудятся на ферме с домашними животными - как называется их профессия? Фермеры, что они делают? Ухаживают за животными, доят коров, выращивают их, следят что бы они не болели . - Какие продукты питания мы получаем от фермеров (масло, молоко, сыр, творог, мясо, яйцо, перо и т.д.).

Приложение 1.

Человек собирает с деревьев плоды; трудится в садах. Как называется эта профессия Садовод - что они делают? Выращивают различные фруктовые деревья, смотрят, чтобы их не повредили различные насекомые, звери. Они высаживают саженцы плодовых деревьев, обрезают лишние ветки, удобряют почву, обрабатывают стволы деревьев от вредителей, поливают. Какие продукты питания мы получаем от садоводов. Все фрукты, потом из фруктов закрывают компоты, делают соки и варенье.

Приложение 2.

Те люди которые трудятся на огородах, убирает в огороде овощи, как называется их профессия? - Овощеводы. Как трудятся они, что делают? По весне высаживают рассаду, ухаживают за ней, вовремя рыхлят почву, убирают сорняки, подвязывают кустики. Удобряют почву, поливают . Какие продукты питания мы получаем от овощеводов? Это - все разновидности овощей, консервации, соки.

В полях ведутся работы по уборке урожая зерновых культур. Как называется профессия людей, которые трудятся в поле? Хлеборобы. А как трудятся люди в поле?

Так же весной обрабатывается почва на полях, рыхлится, вспахивается, затем люди засевают поля зерновыми культурами, это и рожь, овес, гречиха, рис и многие другие. На протяжении всего летнего периода человек следит за полями, удобряет, поливает, затем наступает уборочная пора . Какие продукты мы получаем от хлеборобов? - Все крупы, хлеб.

Приложение 4.

Одним словом, с приходом осени, человек трудится. Хорошо ребята, а давайте с вами вспомним, какие орудия труда использует человек в своей работе. Скажите, а какие орудия труда вы знаете (дети называют, вывешиваются картинки с изображением).

Лейка, лопата, грабли, тачка, секатор, метла, коса.

Все эти орудия труда верные помощники человеку. Как мы можем назвать их одним словом? Инструменты. Но эти орудия труда человек больше применяет в огороде, в саду. А что облегчает труд человека в поле.

Корабль-великан не по морю плывет,

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет - урожай соберет (комбайн)?

Железный нос, в землю

Врос, роет, копает.

Землю разрыхляет (плуг).

Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса).

Конь стальной овса не просит, А пашет и косит (трактор)

Вывешиваются картинки.

Ребята мы с вами говорили, что всю свою жизнь человек трудится, а давайте представим что было бы если не было б таких профессий как овощевод, хлебороб, садовод, фермер. Получал бы человек все те продукты питания, которые мы с вами перечислили? Нет. Почему? Варианты ответов детей. Конечно, все эти профессии необходимы и каждая важна по своему. Но профессии эти близки деревне, то есть тем людям, которые проживают в деревне. А в городе производство совсем другое.

Физкультминутка.

4. Общение с детьми на тему орудий труда первобытных людей. Иллюстрация орудий труда.

5. Речевая игра «Расскажи как ты полезен!»

Ребята, а давайте мы с вами на минуточку представим, что мы овощи или фрукты, и каждому из нас нужно рассказать на, сколько он полезен для человека. Вы согласны? Да!

Дидактическая игра «ты пакажиш мы расскажем

6. Дидактическая игра «ты пакажиш мы расскажем» (подражательные движения работе).

7. Ну вот друзья, смотрите сколько видов деятельности использует человек, выполняя работу в поле, огороде, саду. Так как называются эти профессии? Ответы детей. Очень хорошо мы с вами потрудились, теперь и можно отдахнуть. Спасибо всем.

Приложение 5.


Боровкова Вера Александровна, старший воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 172» г. Иваново.
Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Этот конспект направлен на создание игровой ситуации, в которой дети будут постигать социокультурные нормы общества.

Конспект НОД по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
для детей подготовительной группы «Путешествие в город Спасибоград».

Цель: позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества.
Задачи:
Образовательные
- познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения;
- учить детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова»;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи и познавательную активность;
Развивающие
- развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;
Воспитательные
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Интеграция с образовательными областями:
«Физическое развитие» - формирование физических качеств в процессе игровой деятельности, Формирование представлений о здоровье через игру.
«Речевое развитие» - развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации игровой, бытовой деятельности, досуговых мероприятий, использование художественных произведений для формирования представлений о себе, как существе социальном, о мире людей и партнерских взаимоотношениях, нормах поведения в обществе.
«Познавательное развитие» - расширение представлений об окружающем социальном мире, правилах и нормах поведения в мире людей, формирование целостной картины мира.
«Художественно-эстетическое развитие» - развивать умение отражать свои представления об окружающих людях и взаимоотношениях между людьми в продуктивной деятельности, использовать средства музыки для формирования общественного поведения ребенка.
Оборудование: магнитофон, записи детских песен, воздушные шары по количеству детей, шляпка и фартук для воспитателя, тарелка с игрушечными хлебобулочными изделиями, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, мяч.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений, физкультминуток с детьми, подбор детских песенок и реквизита для НОД, повторение вежливых слов.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель:
Здравствуйте!
Ты мне рад? А ты? А ты?
Каждому скажу: «Привет!»
Что услышу я в ответ?
/Дети здороваются с воспитателем/.
Воспитатель:
Как зовут вас ребятки?
Расскажите по порядку.
/Дети называют свои имена/.
Воспитатель:
Дети вы любите путешествовать?
Тогда мы отправляемся в путь!

По дороге мы идем. Дети шагают,
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим. садятся,
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнем. ложатся,
Потом дальше пойдем.
На лужайке поутру дети становятся в круг.
Мы затеяли игру.
Раз, два, три, четыре расходятся, бегают,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, становятся в круг
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть. Встают и идут дальше.
Мы - веселые лучи.
Мы резвы и горячи.

Воспитатель:
За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой находится красивый город … Спасибоград.
А вы когда-нибудь бывали в городе Спасибоград?
Где на Вежливом бульваре, вежливо благодарят?
В нем живут воспитанные мальчишки и девчонки, которые знают много волшебных слов.

Мы можем с вами попасть тв этот город? Почему?
/Ответы детей/.

Воспитатель:
Вот и проверим!
Есть на свете особенные слова – их называют «вежливыми», а иногда «волшебными». Почему? Потому что они помогают людям, делают их жизнь добрее, светлее, человечней. Ведь недаром говориться: «Доброе слово слаще мягкого пирога». Вежливые слова, как ключики, открывают сердца людей. Попробуем вспомнить вежливые слова и рассказать друг другу, когда их нужно употреблять.

Игра «Кто больше знает!»
Воспитатель бросает по очереди мяч детям, а ребёнок называет волшебное слово, говорит, когда его нужно употреблять и бросает мяч воспитателю.
/Дети читают заранее выученное стихотворение/.

Вежливые слова.
Есть много слов прекрасных,
Волшебных, добрых слов.
Таких простых и ясных –
Я их назвать готов.
«До свиданья, до свиданья!» -
Говорят при расставанье.
«С добрым утром, «добрый день!» -
Никогда сказать не лень.
И «спасибо» говорить,
За добро благодарить
Никогда я не забуду –
Я не вежливым не буду.
Если братик спать захочет
Я скажу: «Спокойной ночи!»
Пожелаю сладких снов.
Знаю много добрых слов!

Воспитатель:
Город, в котором мы с вами находимся, называется очень необычно – Спасибоград.
Расскажите, когда мы говорим «спасибо».
Ответы детей.

Воспитатель:
Да, во многих случаях. Например, если вам вручили подарок.
Что вы скажите, принимая его?
Конечно, «спасибо»! После завтрака, обеда и ужина вы, я уверена, не забудете сказать воспитательнице и няне в детском саду, маме и бабушке дома – «спасибо» или « благодарю».
Представьте, вы спрашиваете у прохожего, как найти магазин, и человек вежливо объясняет вам. Конечно, вы, скажите ему «спасибо».
Послушайте стихотворение.
/Стихотворение читает ребёнок/.

Спасибо.
Я «спасибо» говорю,
Я за всё благодарю:
За вкусные оладушки –
Скажу «спасибо» бабушке,
Дедушке - за сказку,
Мамочке - за ласку,
Папочке за доброту.
Даже нашему коту
Я «спасибо» говорю,
Я кота благодарю
За то, что ловит мышек –
Пронырливых воришек!

Воспитатель:
Дома в добром городе Спасибоград сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей.
Всех чудес в этом волшебном городе и не пересчитать!
Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки и угощает ими гостей города. Они сами собой прыгают в рот!

Воспитатель берёт тарелку с игрушечными хлебобулочными изделиями и «угощает» детей.
Например, для Саши, что испек Булочник? (кекс, ватрушку, рогалики т. д.). В ответ дети благодарят воспитателя. (Спасибо, большое спасибо, благодарю).
Воспитатель:
Дети, вы становитесь лучше, потому что без напоминания говорите вежливые слова!
Сказочные жители Спасибограда любят разговаривать без слов, с помощью жестов, позы, мимики. Попробуем и мы? Я буду читать стихотворение, а вы будете вместе со мной показывать содержание стихотворения:
Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Побежали быстро в ванну,
Зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой,
Вымыли свою посуду,
Чисто вытерли повсюду,
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее все узнать.

Воспитатель:
В городе Спасибограде есть Продавщица волшебных воздушных шаров. Она для вас приготовила воздушные шары, но их необходимо купить. Купить шары можно за вежливое, волшебное слово.
Подходите, покупайте шарики!
(Воспитатель, заходит в игровую зону «магазин», надевает фартук и шляпку, перевоплощается в Продавщицу волшебных воздушных шаров).
Дети «покупают» воздушные шары.

Воспитатель:
Что ж, наше путешествие в город Спасибоград закончилось. Я думаю, вам здесь очень понравилось!
А мы возвращаемся в детский садик. Встали.
/Дети выполняют движения за воспитателем/.

Приготовьте ваши ножки,
Будем топать по дорожке.
По дороге Добра
Не страшны жара, ветра.
Мы пойдём по дорожке,
Не устали наши ножки!
Наши ножки побежали,
Даже пятки засверкали.
Как спортсмены мы шагаем,
Ножки выше поднимаем!
Вот и кочки на дорожке.
Мы попрыгаем немножко.
На носочках пойдём
И все лужи обойдём.
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, стоп!

Вот мы и в садике. Дети вы стали добрыми и воспитанными, я надеюсь, вы всегда будете говорить «спасибо», благодарить других людей.

Воспитатель:
Встаньте в круг, улыбнёмся друг другу и станцуем польку-хоровод со старым и очень добрым жуком (дети танцуют, хлопают, притоптывают по кругу и на месте, водят хоровод под музыку польки их кинофильма «Золушка») :
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Ля-ля-ля.

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе.

Задачи:

1. Образовательные: обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, взаимопонимание, сопереживание); закрепить знание пословиц о дружбе; учить понимать и оценивать чувства и поступки других людей, объяснять свои суждения; познакомить детей с секретами дружбы.
2. Развивающие: развивать доброжелательные отношения, умение различать и называть эмоциональные состояния людей; совершенствовать культуру речи; развивать выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческого и игрового общения.
3. Воспитательные: закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе, воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить взаимопомощь.

Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие,

художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: дерево дружбы, звуковое письмо, песня о дружбе, сюжетные картинки, разрезные картинки, заготовки для продуктивной деятельности.

Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций, разногласий, возникающих между детьми в группе, чтение сказок о дружбе.

Ход НОД.

  1. 1. Организационный момент, мотивация.

Ребята, вы слышите, к нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем.

(Звучит песенка: «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг…»

Песенка прерывается телефонным звонком. Дети и воспитатель слышат из телефонной трубки: «Кто людям помогает, тот тратит время зря, хорошими делами прославиться нельзя. Поссорю вас, ребята, и буду я права! Ля –ля – ля, ля – ля – ля!»

Ребята, что же делать? Нельзя допустить, чтобы Шапокляк нас поссорила. Мы покажем ей, что умеем дружить.

2. Основная часть.

Ребята, вы знаете очень много детей в своём дворе и в детском саду. А всех ли можно назвать друзьями? Почему?

А кто знает, чем отличается знакомый от друга? А как ты думаешь? Какое твоё мнение? (Друзья стараются помогать друг другу, не жадничать, уступать, чтобы не поссориться, быть вежливыми, честными и внимательными, не злиться, если поссорились, не бояться просить прощения у друга.)

Ребята, а только люди могут быть нам друзьями? А кто еще? (Собака, кошка и т.д.)

Приведите примеры из книг о дружбе человека и животного. Вспомните сказочных персонажей. (Ответы детей.) Это сказочные друзья человека.

А дома у вас есть настоящие друзья-животные? (Ответы детей).

Ребята, а можно подружиться с окружающей природой: с деревьями, травами, цветами? Что нужно делать для того, чтобы они стали нашими друзьями? (ухаживать за ними, поливать, рыхлить).

Получается, что можно дружить со всеми, лишь бы ты сам был хорошим другом и умел ценит настоящую дружбу.

Ребята, сегодня я проходила мимо экологического уголка и увидела грустное одинокое дерево. Мне стало его очень жалко, и я принесла его к нам в группу. Оно не цветет. Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Как вы думаете, что для этого нужно сделать? (Рыхлить, поливать…)

Правильно. Мы постараемся стать друзьями этого дерева, но для этого нам предстоит разгадать секреты дружбы, и каждый разгаданный секрет подарит дереву красивый цветок.

Готовы? Хотите узнать первый дружбы секрет?

Тогда слушайте песенки детской куплет.

  1. 1. Первый секрет дружбы.

(Звучит песня «От улыбки»)

Скажите мне, пожалуйста, так с чего же начинается дружба? Правильно, с улыбки. Посмотрите как быстро, легко и просто вы разгадали первый секрет.

Скажите, а с каким человеком приятнее общаться: с тем, который хмурый, злой или с тем, который улыбается? Правильно. Поэтому давайте улыбнемся друг другу и улыбнемся нашему дереву. Ведь мы хотим быть друзьями! У вас такие замечательные, солнечные улыбки, что, глядя на них, ярче становится день и на душе теплеет. Дополните строчку: «С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба …» (дополняют)

Итак, вы разгадали первый секрет. Как называется этот секрет? Правильно.

А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый. Давайте подарим его нашему дереву (вешаем цветок на дерево).

  1. 2. Второй секрет дружбы.

Хотите отгадать второй секрет дружбы? Тогда давайте вспомним пословицы о дружбе.

Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Друзья познаются в беде.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Чтобы следующий секрет узнать

Предлагаю рассуждать.

На картинки посмотрите,

Что увидите, скажите.

Давайте поиграем в игру «Живые картинки».

А почему вы так решили? (Правильно, друзья должны помогать друг другу.)

А как вы помогаете друг другу? (ответы детей)

Вот и еще один секрет дружбы разгадан. Как назовем этот секрет? Помощь. Давайте подарим ещё один цветок нашему дереву.

Игра «Живые картинки» (нужно посмотреть на картинку и увидеть, о чём она нам рассказывает)

Посмотрите на картинку и подумайте, могут ли эти дети быть друзьями?

  1. 3. Третий секрет дружбы.

Хотите узнать третий секрет дружбы? Тогда для вас ещё одно задание.

Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Разделитесь на команды, каждая команда должна собрать свою картинку. А я посмотрю, как дружно вы можете трудиться.

(Предлагаются разрезные картинки кошки и собаки.)

Молодцы. Вы здорово потрудились. Кто изображен на ваших картинках?

Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»? Как вы понимаете эти слова? (Значит постоянно ссорятся, ругаются.)

Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань имеют что – то общее со словом «дружба»?

А как по-вашему должны жить друзья? Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!

Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовем этот секрет? Мир. И еще один цветок появляется у нашего дерева.

  1. 4. Четвертый секрет дружбы.

А теперь присаживайтесь на стульчики. Для вас ребята разыграют небольшую сценку.

(На стульчике сидит Максим. Грустит, подперев голову руками. Появляется Семен.)

Семён: Привет! Как у тебя дела?

Максим: Отстань! Не тронь! Иди своей дорогой!

Хотел Семен уйти, обидеться и отойти, но посмотрел на Максима, подумал и снова вернулся. И вдруг пожалел его и молча протянул ему руку.

Максим : Прости, Семен, меня за грубость!

Семен: Я не сержусь на тебя!

- Ребята, можно этих мальчиков назвать настоящими друзьями? Почему?

Воспитатель : Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться только одна …(доброта).

– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? - Добрым. Вот и еще один секрет дружбы вы разгадали. Как назовете этот секрет? Доброта. Не зря пословица гласит: «Доброе слово лечит, а злое убивает». И еще один цветок расцвёл на нашем дереве.

– Скажите, ребята, а у друга может быть плохое настроение? Конечно, иногда и у друга бывает плохое настроение. Давайте вспомним нашу игру про настроение.

Физминутка «Настроение»

  1. 5. Пятый секрет дружбы.

Вы разгадали 4 секрета дружбы. Но есть еще один секрет.

Присядьте тихонько на ваши стульчики

И приготовьтесь вновь рассуждать!

В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.

Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.

Не знаю, - сказала Маша. – Наверное, это Максим.

А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.

Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.

Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.

Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша - моя лучшая подруга, а друзья никогда не обманывают друг друга.

Подошла Катя к Маше и спросила…(Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу?).

Зачем ты обманула меня Маша?

Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.

Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!

Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому, какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.

Молодцы! Вы разгадали еще один секрет дружбы. Как назовем этот секрет? Честность.

А вот и еще один цветок. Повесим его на дерево.

Посмотрите, ребята, на наше дерево. Как оно расцвело! Вы разгадали все секреты, и я уверена, что вы готовы дружить с деревом, на котором растут цветы вашей дружбы. Это дерево теперь всегда будет расти в нашей группе. И коварная Шапокляк просто не захочет идти в наш детский сад. Ей здесь делать нечего. Ведь мы знаем всё о дружбе и умеем дружить.

Ребята, у каждого из вас есть верные друзья, поэтому предлагаю вам сесть за столы и нарисовать у своих деревьев столько крепких корней, сколько у вас друзей.

(Дети показывают свои рисунки).

6. Подведение итогов.

Я знаю, вы дружные ребята, но даже у друзей бывают разногласия.

И если вдруг вы с другом поругались,

Присядьте здесь, под деревом в тени.

И вспомните секреты дружбы,

Их назовите по порядку вы:

улыбка, помощь, доброта, мир, честность. (называют дети)

Сейчас вы другу руку протяните, обнимите его и улыбнитесь, и постарайтесь никогда не ссориться.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе на тему:

"Давайте жить дружно"

Воспитатель: Орловская Татьяна Ивановна

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 228", г. Саратов

Программное содержание:
Формировать понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребёнка. Помочь понять, что дружба дарит радость общения и надо уметь доставлять друзьям эту радость. Продолжать знакомить детей с качествами, помогающими дружбе. Развивать способность к суждению и умозаключению. Закреплять умение составлять сложноподчиненные предложения с союзами «потому что», «чтобы». Совершенствовать диалогическую речь, вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком, учит быть доброжелательными и корректными собеседниками. Продолжать учить драматизировать предложенный текст. Раскрывать смысл пословиц. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Словарная работа. Обогатить речь детей прилагательными: «добрый», «верный», «честный», «смелый», самоотверженный», «дружелюбный», «преданный», « мужественный», «правдивый», «отзывчивый», «внимательный», «надёжный».
Предварительная работа.
1 .Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Два товарища». Беседа по нему.
2.Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Вместе тесно, да врозь скучно». Беседа по нему.
3. Толкование пословиц и поговорок о дружбе.
4. Проведение игр, способствующих развитию коммуникативных качеств детей: «Пузырьки», «Скажи соседу комплимент», «Волшебные очки», «Пойми меня», «Угадай кто это».
5.Коллективные игры: «Гуси -лебеди, «Красное знамя», «Хитрая лиса», эстафеты.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни В.Шаинского «Верные друзья», Аудиозапись «Малыш у реки» из серии «Голоса природы», «Поляна дружбы», заготовка цветка на каждого ребёнка, цветные карандаши, «цветик-семицветик», иллюстрация девочек в одном платье.

Ход НОД:
Воспитатель: « Ребята, сегодня мы поговорим о... Нет, я не буду вам ничего говорить, вы сейчас сами обо всём догадаетесь. Послушайте песню».
Звучит песня «Верный друг».
Воспитатель: «Вы догадались о чём мы будем говорить?».
(Мы будем говорить о дружбе и о настоящих друзьях).
Воспитатель: «Что такое дружба?»
(Дружба это когда дети играют вместе, делятся игрушками, не ссорятся.)



Публикации по теме