Косвенное внушение и психотерапевтическая метафора. Внушение, его виды и формы

Косвенное внушение осуществляется опосредствованно, через предметы, в виде раскрытия факта (описание какого- либо случая), совершенного другими, в виде намека, примера и т.п.

Бывает целесообразно с помощью примера большой внушающей силы или рассказа повлиять на ученика путем косвенного внушения.

При косвенном внушении цель внушения закрыта от внушаемого. В педагогической практике чаще встречаются ситуации, в которых целесообразнее воздействовать на ученика не разъяснением или категорическим требованием, а применяя косвенное внушение, которое считается более эффективным, чем прямое.

Косвенное внушение в форме намека осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку школьника путем шутки, иронии, совета, аналогии.

Ситуация. Таня (6-й класс) – девочка с ленцой, всегда стремится увильнуть от уборки класса и другой общественно полезной работы, которую выполняют подруги. Идет сбор макулатуры. Таня "устроилась" учетчицей. Она записывает, кто сколько принес макулатуры, сама в сборе бумаги участия не принимает.

Как учитель должен намекнуть с иронией, рассчитанной на внушающее воздействие, чтобы Таня испытала стыд?

Решение. Учитель спросил: "Тебя эта работа не утомит?". Вопрос, разумеется, не рассчитан на то, чтобы Таня подумала, утомит или не утомит ее работа.

Ситуация. Миша (6-й класс) на перемене нарисовал на доске мелом женский карикатурный портрет и подписал под ним фамилию учительницы. Сначала она хотела наказать его, но быстро сумела подавить в себе вспышку гнева, вспомнив, что раньше подобные меры никаких результатов не давали.

Как учительница могла отреагировать, применяя метод внушающего косвенного намека?

Решение. Учительница внимательно посмотрела на рисунок. Ученики насторожились и притихли. Она спокойно и неторопливо села за стол. Ничем не выдавая своего волнения и стараясь придать искренность своим словам, сказала: "Неплохо нарисовано! Оказывается, в нашем классе есть настоящие художники. Кто же это у нас так хорошо рисует?!".

Миша, ожидавший упреков и выговора, от такого неожиданного оборота дела совсем растерялся. Испытывая чувство стыда, он в то же время был польщен похвалой. Несколько помолчав, учительница продолжала: "Только вот что, Миша! Чем рисовать карикатуры на свою учительницу, помоги нам для подшефного класса нарисовать картину. Я думаю, ты это сможешь сделать лучше, чем кто- либо другой".

Ситуация. В руках у Толи очень интересная книга. Он ушел с головой в чтение, ничего вокруг не замечает. Если сейчас мать скажет: "Толя, сходи в магазин, принеси хлеб", – неизбежен конфликт. Очень трудно оторваться от книги и выполнить прямое требование матери.

Как с помощью внушающего косвенного намека мама может разрешить данную ситуацию?

Разновидностями косвенного внушения являются: внушение через запрет, внушение через противопоставление и внушение доверием.

Суть внушения через запрет состоит в том, что воспитаннику запрещается совершить какое-либо действие без указания причины запрета. В результате совершается действие, противоположное запрещаемому. Эффективность внушения через запрет зависит от степени негативизма внушаемого.

Например, в одном из романов Веры Кетлинской есть такой эпизод: некий мальчик очень не любил читать, мама его задалась целью сделать так, чтобы он полюбил чтение. Как же действовала мама? Начала она с того, что стала запирать книги в шкаф, а ключ прятать. Сын естественно поинтересовался, почему мама запирает от него книги – ведь он же их не читает.

Мама откровенно заявила сыну, что она ему ни на волос нс верит, что в этом возрасте она сама говорила своей матери, что ничего не читает, а на самом деле читала ночи напролет при свете эмалированной кастрюли. Тут мама непринужденно принялась рассказывать, как ей приходилось прятаться от своих родителей, к каким уловкам прибегать, чтобы они ничего не узнали, какие потрясающе интересные были книги, которые она читала, и т.д.

Естественно, сын заинтересовался всей этой романтикой.

В последующие дни мама придирчиво следила за сыном, чтобы он, не дай бог, не вздумал "заболеть чтением", и время от времени строго напоминала ему, что читать вредно, что от этого "портятся глаза" и что гораздо полезней позаниматься спортом.

Одним словом, все кончилось тем, что в одну прекрасную лунную ночь сын взломал книжный шкаф при помощи обыкновенного гвоздя, выкрал томик Даниэля Дефо и принялся читать. Через некоторое время он сделался прямо- таки книгоманом.

Внушение через противопоставление. Внушаемый противопоставляется другому человеку, с которым он соревнуется в том или ином деле. В формуле воздействия говорится нечто противоположное тому, чего в действительности добивается учитель. Например, Виктору, неуверенному подростку, надо внушить смелость и уверенность для спуска на лыжах с горы. Здесь формула внушения может выглядеть примерно так: "Эта гора не очень высокая... Но у тебя вряд ли хватит смелости, чтобы спуститься... Вот Игорь (с ним наш испытуемый соревнуется) наверняка не побоялся и спустился бы..."

Важно, чтобы внушаемый верил, что значимый человек, с которым соревнуется, действительно может сделать то, о чем говорит учитель.

Внушение доверием. Формула внушения выглядит примерно так: "Я, твой руководитель, и весь наш коллектив доверяем тебе это важное дело. Ты можешь его выполнить, и мы уверены, что выполнишь его успешно...". Реакция внушаемого: "Мне доверяют. Я должен напрячь все силы, чтобы оправдать доверие...".

Внушение доверием успешно использовалось в практике А. С. Макаренко. С. А. Калабалин вспоминал, как А. С. Макаренко доверил ему, воришке, получить продукты для колонии и даже снабдил револьвером: "Это доверие просто перевернуло все у меня внутри. Даже мысли не возникло, чтобы похитить деньги и продукты и сбежать. Я думал только о том, как лучше и быстрее выполнить поручение...".

Внушение доверием возможно при условии высокого авторитета внушающего педагога, а также при наличии чувства чести и долга перед теми людьми, которые оказывают доверие.

Внушающее косвенное одобрение, похвала, как правило, рассчитаны на эмоциональное восприятие, и имеют большую внушающую силу.

Сущность такого косвенного внушения заключается в том, что педагог опосредованно одобряет школьника: "Посмотрите, ребята, как чисто и красиво выполнил свою работу Толя", "Нс знаю, как вам, а мне очень понравился рисунок Тани". Подобные реплики, по существу, рассчитаны на одобрение ученика. Произнося их с яркой эмоциональной окраской, учитель оказывает сильное внушающее воздействие – ученик внутренне утверждается в своих силах и возможностях.

Внушающее косвенное осуждение – форма косвенного внушения – обычно немногословна. Важно, чтобы была наиболее полно затронута эмоциональная сфера школьника.

Педагогическая литература, посвященная нравственному воспитанию, дает немало примеров лаконичного, но действенного влияния слова, рассчитанного не на "лобовую атаку". Приведем один из таких примеров.

Ситуация. Миша (7-й класс) во время перемены с криком мчался по коридору, налетел на учительницу и чуть не сбил ее с ног. Все это происходило на глазах директора школы, который видел, как нарушитель дисциплины, вместо того чтобы извиниться перед учительницей, хотел просто убежать.

Как поступил директор?

Решение. Директор остановил Мишу и приказал: "Спустись вниз и подожди меня около дверей моего кабинета".

Возвращаться в кабинет директор умышленно не спешил. Когда он пришел, ему стало ясно, что укорять провинившегося или вести с ним нравоучительную беседу не следует. Весь вид мальчика, слезы на глазах говорили о том, что он искренне раскаивается в случившемся. Директор спросил: "Теперь ты знаешь, что надо делать?". "Да", – ответил Миша. "Иди". Краткость словесного воздействия и его результативность очевидны.

Иногда рассматриваемая форма внушения проводится учителем в виде размышления вслух, в котором он дает оценку самому себе и школьникам: "Неужели я самый плохой учитель и поэтому наш класс и по дежурству, и по спорту, и по художественной самодеятельности на самом последнем месте?".

Разумеется, такой разговор должен быть очень тонко рассчитан. Совершенно недопустима рисовка учителя. Если педагог не авторитетен и ребята его не уважают, то ничего, кроме жалости к себе, он подобными рассуждениями не вызовет.

Педагогическое "плацебо". Термин "плацебо" заимствован из медицинской практики. В психиатрии плацебо- эффект заключается в том, что врач прописывает больному индифферентное средство, но при этом говорит о пользе рекомендуемого лекарства. Психический настрой больного на благоприятное воздействие приписанного лекарства дает положительный результат.

В педагогической практике также встречаются ситуации, когда оправдано применить нечто, напоминающее плацебо- эффект.

Например, пятилетний мальчик упал, разбил коленку и горько плачет. Мать спешит на помощь: "Вовочка, дай я подую на коленку, и все пройдет". Ребенок доверчиво подставляет ножку, мать слегка дует и спрашивает: "Ну, теперь не болит?". "Нет, не болит".

Опытные учителя начальных классов также иногда пользуются подобным приемом.

Ситуация. Коля, ученик 1 -го класса во время перемены вымазал лицо чернилами. Он очень доволен своей проделкой. Весь класс смотрит в его сторону – он герой. Входит учительница. Что делать? Самое простое: приказать выйти из класса и умыться.

Как в этой ситуации воспользоваться методом косвенного внушения?

Решение. Учительница, войдя в класс "не замечает" Колю и начинает урок с чтения сказки. Постепенно класс затихает, внимание завоевано. Внезапно учительница прерывает чтение и, обращаясь к мальчику, у которого на руке чернильное пятнышко, говорит: "Я забыла вас предупредить, что чернила, попадая на руки человека, разъедают кожу и оставляют ранки. Надо быть очень осторожным в обращении с чернилами. Если вы случайно испачкаете пальцы чернилами, обязательно постарайтесь их во время перемены отмыть. Я знаю случай, когда мальчик вымазал всю руку чернилами, сразу нс помыл ее, она покрылась язвочками и очень болела. Пришлось ему в больницу лечь".

Свой рассказ учительница ведет серьезно и эмоционально, обращается ко всему классу, в сторону Коли не смотрит. Но он уже сник. Из глаз по грязному лицу побежали слезы. Он тянет руку: "Татьяна Васильевна, можно выйти из класса?" И тут только учительница "замечает" Колю. "Ну, как же ты так? – укоризненно говорит она. – Конечно, иди, умойся".

Прибегая к "педагогическому плацебо", мы совершаем некоторый обман, но это, как говорят, "святая ложь". В отдельных случаях рассматриваемая форма косвенного внушения оправдана, используется в работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Все формы косвенного внушения являются тонкими, тактичными средствами воздействия. Их применение характеризует степень мастерства учителя.

Разве Коля, вымазав лицо чернилами, не понимал, что так нельзя делать? Много ли в подобных коллизиях может дать разъяснительная работа, убеждающее слово учителя, адресованное к сознанию учащихся? Обычно разъяснение принимает форму нудной нотации, поэтому педагогически целесообразно или категорически потребовать от ученика "привести себя в порядок", или сделать косвенное внушение.

Косвенное внушение предпочтительнее прямого внушающего наставления, поскольку никогда не встречает внутреннего сопротивления школьника. Косвенное внушение по форме своею выражения является скрытым, поэтому школьник не замечает, что воздействие противоречит его внутренней установке.

Ценность данного метода заключается также в том, что он эффективно стимулирует всю психическую активность личности. Намек, ирония, косвенное осуждение и другие подобные формы не требуют от школьника поведения на исполнительском уровне.

Воздействие на мотивационную сферу ставит школьника в позицию самооценки собственных поступков. Ученик сам должен принять решение и определить линию поведения. Обычно косвенное внушение школьник воспринимает как отсроченную меру воздействия. Так как содержание косвенного внушения всегда опирается на положительный опыт ученика, у него, как правило, находятся силы и средства для поступков, адекватных сделанному внушению.

Выше уже не раз использовался этот термин. Необходимо поговорить о нем подробнее.

Внушение – это воздействие на человека, а точнее, на его мыслительные процессы и поведение, которое позволяет получить реакцию на стимул, направленный к подсознанию человека.

На успешность внушения влияют настроенность самого внушаемого, характер воздействия, условия, в которых оно было произведено, и другие факторы.

Кроме того, различают две большие группы внушения: вербальные, то есть с участием слов, и невербальные, то есть не содержащие словесного компонента. Рассмотрим обе группы подробнее.

Вербальные внушения

В большой группе вербальных внушений выделяется еще три вида: прямые, косвенные и открытые внушения.

Прямое внушение

При прямых внушениях намерения психотерапевта ясны и не могут быть истолкованы никак иначе.

Явное прямое внушение

Ясные намерения психотерапевта особенно проявляются при явном прямом внушении, когда врач подробно объясняет, что должно произойти и какую он ставит цель.

Наиболее часто явное прямое внушение применяется на операциях для обезболивания.

Закамуфлированное прямое внушение

В этом случае врач не говорит прямо о том, что ожидается в процессе внушения, но все же дает понять, что в какой-то степени результат будет зависеть от самого больного.

Постгипнотическое прямое внушение

Такого рода внушение используется для провоцирования самогипноза и чтобы побудить пациента забыть о каких-либо негативных событиях.

Посредством постгипнотического прямого внушения психотерапевт программирует сознание пациента на произведение каких-либо действий после сеанса гипноза.

Косвенное внушение

Косвенные внушения отличаются от прямых тем, что у пациента есть выбор: он вправе и не принимать то, что ему внушается. Цели психотерапевта при косвенном внушении непонятны больному. Этот вид внушения применяется для того, чтобы направить пациента в то направление, которого он избегает.

Косвенные также подразделяются на несколько видов.

Последовательность принятия

Врач перечисляет утверждения, с которыми пациент соглашается, а в конце излагает то утверждение, которое больной должен принять.

Импликация

Врач утверждает то, что может произойти, и пациент заранее программируется на неизбежность данной ситуации.

Двойная связка

Это чаще всего используемый прием. Пациент должен выбрать один из двух вариантов, которые в действительности одинаковые.

К приему двойной связки относится, например, такой вопрос: «Вы чувствуете легкость в правой или левой руке?»

Внушение отсутствием упоминания

Если при перечислении возможных ситуаций опускается важный, значимый элемент, его отсутствие акцентирует на нем особое внимание. В результате можно добиться сосредоточенности пациента на важном аспекте.

Существует еще много приемов косвенного внушения; здесь приведены лишь самые распространенные и наиболее известные.

Открытые внушения

Третья группа вербальных внушений. Их общая черта – предоставление пациенту широкого выбора действий.

Мобилизующее внушение

Психотерапевт предлагает больному расплывчатые рамки, которые последний может заполнить по своему усмотрению.

Высказывание «Вы можете работать разными способами» предлагает пациенту избрать один из способов. Это высказывание относится к мобилизующему внушению.

Ограниченное открытое внушение

Пациенту предоставляется множество возможных ответов.

Терапевтическая метафора

Метафорой называют замену названия одной вещи наименованием другой. Такой прием используется достаточно часто и в литературе, и в обычной жизни. Метафора используется для соединения несопоставимых аспектов реальности.

Посредством метафоры люди передают друг другу какую-то информацию.

Широко применяется метафора и в психотерапии. Она образует систему таких основных понятий, как «самость», «тень», «персона», «мышечный панцирь» и многие другие. Метафора, которую используют в сеансе внушения, всегда многоуровневая. Другими словами, каждая фраза, жест, идея не являются однозначными, а имеют два и больше значений. Явное предназначено для сознания пациента, а скрытое обращено к его бессознательному. При этом у внушаемого остается право выбора, то есть он сам решает, принимать или нет второй смысл данного высказывания.

Невербальные внушения

Невербальные, то есть внушения, осуществляемые не словами, а жестами, интонацией, тоном голоса, имеют весьма важное значение в гипнотических манипуляциях. Необходимо сказать, что они могут использоваться не только с какой-то конкретной целью, но и абсолютно бессознательно. Невербальные внушения, в свою очередь, делятся на несколько видов.

Каталепсия

Первый вид невербальных внушений. Это феномен, при котором пациент занимает такое вынужденное положение, которое внушил ему врач. Существуют каталепсии всего тела и какой-то одной его части (например, каталепсия руки). Частое применение этого вида внушения не рекомендуется.

Паузы

Еще одна распространенная форма невербальных внушений. Посредством пауз можно изменять смысл высказываний, которые приобретают вид открытого внушения. То есть пациент самостоятельно заполняет пустоту во фразе своим решением.

Паузой можно выделить основную мысль высказывания.

Левитация

Еще один вид невербальных внушений. Во время левитации не обязательно физическое воздействие гипнотизера: внушаемый самостоятельно осуществляет ее с помощью воображения. Время начала левитации также определяется пациентом. К плюсам этого метода относится также и то, что левитация значительно облегчает процесс погружения в состояние транса, так как, испытав это внушение хотя бы один раз, больной может самостоятельно повторить ее. Поэтому левитацию часто применяют при самогипнозах; во время этого состояния пациент испытывает комфорт, что делает левитацию одним из наиболее распространенных видов невербального внушения.

В ХХ веке неоднократно заходила речь об опасности внушения, или побочных эффектах. Например, у большой части пациентов появлялась сыпь на коже и покраснение. Но это можно объяснить скорее особенностями психики испытуемых: сыпь появлялась у тех, кто испытывал сильное волнение или страх.

Намек - это прием косвенного внушения путем шутки. Он адресуется не к сознанию, не к логике, а к эмоции и внутренним установкам человека. Но опасайтесь раздора. Намеки можно делать, когда у человека создано "концертное настроение" - когда он с доверием относится к собеседнику, находится в расслабленном, рассеянном состоянии, отдыхает.

Косвенное одобрение , рассчитанное на эмоциональное восприятие, имеет большую внушающую силу. Сущность его состоит в том, что человек одобряет собеседника, его деятельность: "Я думаю Ваши заслуги недооценили, Ваше усердие, мне кажется, принесет несомненную пользу". Можно использовать похвалу, восхищение, осыпать объекта благодарностями.

Косвенное осуждение имеет ту же психологическую природу, в этом случае деятельность объекта и сам он порицается. Оно направлено на внушение необходимости коррекции поведения.

Обходной маневр может быть еще назван приемом подведения. Сущность его в том, что объект подводят к убеждению, что предлагаемая ему мысль - это его собственная мысль.

Обманутое ожидание. Этот прием можно применять как при жестком отношении со стороны объекта, так и явно враждебном. Вашей встрече предшествовали события, которые сформировали у человека строго направленный ход мыслей, например, он считает вы в чем-то виноваты, и создается напряженная ситуация, когда он ожидает от вас вполне определенных действий, вы можете поступить следующим образом. Дайте ему обнаружить, что направленность его мыслей несостоятельна. Он ожидает, что вы будете оправдываться и соответствующим образом подготовился, а вы признаете свою вину, даже если ее нет. Человек оказывается в растерянности. Он не ожидал этого и без сопротивления принимает внушенную ему идею.

Метод Сократа известен с древности. Суть его в том, что в ходе рассуждения не дать собеседнику сказать нет, а заставить его все время говорить - да. Внушающее воздействие состоит том, что путем утвердительных ответов на вспомогательные вопросы человек подводится к положительному ответу на главный вопрос.

"Плацебо" как прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключался в том, что врач давал больному нейтральное средство и утверждал, что оно обладает лечебным эффектом. Психологический настрой больного на эффект лекарства часто дает положительный результат. Все, что в определенной мере связано с обманом, хитростью и "святой ложью" можно отнести к "плацебо". Но пользоваться этим приемом надо осторожно. Если ложь обнаруживается, то у объекта воздействия происходит крушение сформировавшихся установок.

"Взрыв" В психологии - это явление мгновенной перестройки личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний. Так, атеист может превратиться в религиозного фанатика, если в трудную минуту встретит участливое отношение к себе верующих.



Если условия для создания эффекта взрыва создаются искусственно (в целях компрометации отдельных лиц, перевоспитания объекта и т.д.), необходимо, чтобы:

Вводимая информация была значимой для человека;

Она должна быть направлена на формирование противоположных установок;

Информация должна быть подана неожиданно.

В оперативной практике применение "взрыва" требует создания специальной обстановки, в которой возникали бы чувства, способные поразить человека своей неожиданностью и необычностью. Неожиданный раздражитель (зрелище, информация и т.д.) вызывает смятение в системе сложившихся установок, что приводит к коренному изменению взглядов на вещи, события, отдельных людей и даже на мир в целом.

Таблица. Методы и приемы психологического воздействия.

Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса - мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается: 1) приемами постановки задачи (вопроса); 2) направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса); 3) оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи.

Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.

Конфликтное состояние в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются: 1) различные вопросительные частицы; 2) виды речевой интонации; 3) сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.

Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение в обратном тому, что заключено в вопросе (частицы «неужели», «разве» и т. д.). Например, вопросы:

«Неужели Евнухов не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой (ирония, утверждение, опровержение, убеждение и т. д.).

При помощи этого метода реализуется и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы - мыслительные задачи на вспоминание.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведению, действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют. Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач.

Этот метод находит широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего заведомо ложные показания, обязательно имеются две мысленные модели события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде, как оно имело место в действительности, а другая модель - передаваемую версию: о событии. Наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи - вопроса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели - только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопросов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, завуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных - наступает момент, когда лицо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относящиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекало.

Александр Любимов


В американских фильмах одно время были популярны герои, которые по пути на работу слушали аудиозаписи, где приятный голос (обычно мужской) вещал:

Я уверен в себе. Я справлюсь. Я могу контролировать свою жизнь.

Человек на экране занимался самовнушением. То есть внушал что-то самому себе.

Внушение довольно интересная штука: его используют во множестве направлений, от аутотренинга до экриксоновского гипноза и НЛП, оно эффективно работает, и при этом объясняют принцип его работы очень большим количеством способов. Я дам один из вариантов.

Когда мы говорим, мы создаём определённую реальность. Если человек верит в эту реальность, он начинает вести себя в соответствии с ней.

Если человек верит в то, что он уверен в себе - он ведёт себя в соответствии с этим представлением. Если же он верит, что он неудачник - аналогично.

Поэтому лучше верить в то, что вы справитесь с задачей или успешно достигните цели.

Вот при помощи внушений мы эту реальность и создаём.

Соответственно, есть определённые правила, которые помогают создать для человека полезную реальность, в которую он поверит.

При этом мы регулярно делаем внушения себе и окружающим, но не все эти внушения бывают полезны. При чём когда люди делают эти внушения, в большинстве случаев, они совершенно не хотят навредить. Просто язык работает таким образом.
Человек ходит и пытается мотивировать себя: «Ну как можно так ошибиться? Почему я такой тупой?» - и даёт себе команду «быть тупым». Не думаю, что он хотел сделать себе такое внушение.
Например, крик матери: «Не беги, упадёшь», - типичное внушение «отрицание в команде» и может восприниматься ребёнком как команда побежать и упасть. И послушный ребёнок бежит и падает. Мать как раз не хочет, чтобы ребёнок падал, но…
- Ты такая умная, добрая, красивая - что же у тебя так плохо с мужиками? - подбадривает подруга. Используя в речи «последовательность принятия» и внушая «плохо с мужиками».
Так что давайте тренироваться делать хорошие и полезные внушения.

Виды внушений

Во-первых, можно внушения разделить на «внушения себе» - самовнушения, - и «внушения другим». Правила для них приблизительно одни и те же, так что особо заостряться на различиях я не буду.

Во-вторых, есть прямые и косвенные внушения . При прямом внушении человеку обычно прямо и говорят:

Ты уверен в себе.

Ты легко добьёшься цели.

Но в нормальном состоянии большинство людей довольно скептически относятся к таким утверждениям. Так что прямые внушения более-менее работают, только когда человек в трансе.

В аутотренинге человек сам себя вводит в транс (то есть аутотренинг - это вид самогипноза) и сам себе делает внушение, в гипнозе оператор вводит человека в транс и внушает ему что-то.

Поэтому в повседневной коммуникации используются замаскированные, косвенные внушения. В них для маскировки используются разные механизмы, но общий подход - отвлечь как-то сознание, чтобы команда дошла до бессознательного.

Использование

Внушения, как уже было сказано, создают определённую реальность.

Например, если вы хотите, чтобы вам человек действительно позвонил, создайте реальность, в которой он обязательно это сделает. Например, вопрос: «Когда вы мне позвоните?» - создаёт реальности, в которой человек обязательно звонит. В отличии от фразы: «Вы мне перезвоните?» - в которой существует выбор, что человек этого не сделает.

Так что при их помощи можно создать реальность в которой человек:

    более успешен;

    быстрее запоминает иностранные слова;

    легко встаёт по утрам;

    уверен в себе;

  • сам справляется с проблемами;

    достигает поставленных целей;

    получает удовольствие от жизни.

Например, мне, как тренеру, при обучении группы удобно создавать реальность, в которой занимающиеся:

    быстрее обучаются;

    им интересно;

    достигают успеха;

    легко запоминают материал.

Точно так же вы можете создать себе реальность в которой вы:

    дисциплинированы;

    усидчивы;

    уверены в себе;

    контролируете свои эмоции;

    любите заниматься спортом;

    вовремя ложитесь спать;

    Косвенные внушения

    Косвенных внушений довольно много видов, при чём в разных направлениях их группируют и даже называют по-разному.

    Например, то, что в НЛП называют пресуппозициями, в Эриксоновском гипнозе называют импликациями.

    В последующих главах мы разберём шесть наиболее часть встречающихся вариантов.

    Пресуппозиции

    Такое построение фразы, в которой команда представляется как нечто не подлежащее сомнению.

    Когда вы мне позвоните?

    В этом вопросе нет сомнения на счёт того, позвонит человек или нет.

    Какое упражнение ты будешь делать первым?

    Здесь нет сомнения, что человек будет делать упражнения, вопрос только в последовательности.

    Напишите нам, за что вы любите «Галина Бланка».

    Вы любите «Галина Бланка», осталось только выяснить, за что.

    Отрицания в команде

    Бессознательное, которое более склонно к синтетическому целостному мышлению, с трудом относится к отрицаниям: не беги, не смотри, не ходи, - поэтому оно их просто откидывает. И получается: беги, смотри, ходи.

    Просто для отрицания нужно сначала представить объект, а потом его отрицать. С чем легко справляется логическое последовательно мышление, свойственное сознанию.

    Так что во фразе: «Не подписываете договор, ещё раз внимательно его не прочитав», - содержится команда «подписать договор».

    Трюизмы

    Трюизм - это фраза, полностью соответствующая действительности.

    Париж - столица Франции.

    Люди бывают успешны.

    Ты способен расслабиться.

    Трюизмы задают рамку восприятия реальности и работаю, как внушения.

    Невербальные выделения

    - Вы можете войте в транс медленно , вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него быстро .

    Можно предложить человеку выборы, но более «правильные» невербально выделить. И он, совершенно бессознательно, склонится именно к ним.

    Вложенные сообщения

    В Эриксоновском гипнозе используется термин «контекстуальное внушение».

    Если вы часть слов с речи или тексте выделите невербально, они начинают восприниматься бессознательным как команды.

    Вы сейчас читаете эту книгу, и некоторым из вас трудно удерживать внимание . Но легко отвлечься. Это нормально.

    Команда: «Удерживать внимание легко».

    Последовательность принятия

    Часто встречающийся в повседневной жизни приём: вы делаете несколько утверждений, с которыми человек искренне соглашается, а потом вставляете команду.

    Мы уже занимаемся несколько часов, некоторые из вас устали и хотят отдохнуть, но именно сейчас вам будет всё легко запомнить.

    Сначала три фразы, с которыми люди соглашаются (если действительно занимались несколько часов, устали и хотят отдохнуть) и команда: «сейчас вам будет всё легко запомнить». Эти три первоначальные утверждения нужны для создания впечатления истинности последней фразы.

    Условия внушения

    Мало суметь вставить команды в речь - нужно ещё обеспечить условия взаимодействия, в которых команды станут внушениями.

    Раппорт

    Внушения работают, только если есть раппорт.

    Ну так вышло. Я не виноват. Без раппорта все эти штуки бесполезны.

    Транс

    Лучше, если собеседник будет в трансе. Не обязательно глубокий, достаточно лёгкого. Не обязательно, но полезно.

    Намерение

    Внушения должны поддерживать намерения клиента.

    Хотя бы некоторые.

    Если внушения не встроить в карту клиента, то они либо вообще им не будут восприняты, либо перестанут работать через какое-то время.

    То есть если человек не собирается в принципе ничего покупать, вряд ли вам удастся внушить ему эту мысль. Но вот если он собирается купить, но всё никак не примет решение - внушение может помочь ему сделать это быстрее.

    Конструирование команд

    Сейчас мы поговорим о том, как правильно конструировать команды. Есть несколько основных правил.

    Простая фраза

    Желательно, чтобы фраза была простая - без всяких сложноподчинённых предложений: сделай, сходи, ты уверен в себе, чувствуешь себя хорошо.

    Положительная формулировка

    Что человек стоит сделать, а не то, что он должен прекратить делать.

    Действие или оценка

    Команды касаются либо конкретных действий:

      вынеси мусор;

      сделай уроки;

      почувствуй себя уверенно;

      расслабься;

      позвони завтра.

    Либо изменения оценки:

      ты успешный;

      тебе нравится заниматься;

      ты усидчивый;

      я люблю бегать по утрам (для самовнушения);

      это сделать легко.

    Однозначная трактовка

    Желательно, чтобы фраза имела только один смысл.

    Например, фраза «запустить проект» имеет как минимум два смысла: начать проект и забросить проект.

    Так же используйте только фразы с прямым значением, а не идеоматические выражения, вроде «зарыть талант в землю», «играть первую скрипку», «отделить зёрна от плевел».

    Примеры удачных команд:

      Я уверен в себе.

      Я легко запоминаю новые иностранные слова.

      Позвони мне завтра.

      Подпиши договор.

      Тебе нравится бегать по утрам.

      Ты расслабляешься.

      Тебе легко сосредотачиваться.

      Ты быстро выздоравливаешь.

      Боль уходит.

    Упражнение «Конструирование команд»

    Придумайте по 3-4 команды для каждой из заявленных проблем/задач:

      Регулярно собираюсь лечь пораньше, но засиживаюсь за компьютером допоздна.

      Подросток боится сдачи экзаменов.

      Муж забывает вынести мусор.

      Не могу заставить себя бегать по утрам.

      Трудно запоминать иностранные слова.

    Учтите, что одну и ту же задачу можно решать разными способами. Во-первых, желательно узнать, что именно мешает человеку сделать желаемое. Например «трудно запоминать иностранные слова» может быть потому, что:

      Человеку не хватает мотивации их повторять.

      Он всё время откладывает занятия.

      Он плохо запоминает.

      Он невнимателен во время занятия, всё время отвлекается.

      Ему не нравится учить этот язык.

    Соответственно, команды будут разные.

    Во-вторых, можно давать команды как на действие, так и на смену оценки.

    Ты способен быстро выучить новые французские слова.

    Тебе нравится учить новые французские слова.



Публикации по теме

  • Как удлинить школьное платье Как удлинить школьное платье

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...

  • Что означает татуировка сокола? Что означает татуировка сокола?

    Решили сделать себе татуировки? Ну что ж, это по современному и в духе времени! Но прежде, чем остановить свой выбор на том или ином...