Модели воспитания детей в разных семьях. «Гуманистическая» модель семейного воспитания Модель социального воспитания в семье

В. Л. Ситников выявил некоторые особенности в отношении отцов и матерей к своим детям в зависимости от их пола. По его мнению, отцы более внимательны к тому, как дети воспринимают себя. Отцы чаще принимают детей такими, какими они сами себя представляют, и меньше подвержены влиянию стереотипов в отношении детей. Правда, полученные различия нельзя распространить на всех отцов; это касается только тех из них, которые желают заниматься воспитанием своих детей. Г. Рассел выявил, что более активно и постоянно занимаются своими детьми андрогинные отцы, то есть те, у кого мужские и женские особенности поведения выражены в равной степени.

У матерей по мере взросления детей стабильно увеличивается позитивность восприятия ребенка, у отцов обнаружена противоположная тенденция. Своих детей-подростков отцы оценивают выше, чем матери (у отцов в 2 раза меньше отрицательных характеристик детей). При оценке же детей-старшеклассников количество положительных характеристик, даваемых отцами, резко падает, а количество отрицательных - увеличивается. Отцы отличаются гораздо большей гендерной избирательностью. У них образы сыновей и дочерей отличаются друг от друга. Прежде всего это касается телесно-физического контакта, который у отца к дочери проявляется больше, чем к сыновьям. Для отцов характерна недооценка способностей своего ребенка, внимание к его социальным достижениям.

Поведение матери в зависимости от пола ребенка различно и обращает на себя внимание уже с первых недель его жизни. В течение первых месяцев матери чаще находятся в физическом контакте с сыновьями, однако с девочками они чаще разговаривают. После шестого месяца в этих отношениях наступают изменения: у матери увеличивается физический контакт с девочками. Предполагается, что это способствует большей самостоятельности мальчиков.

Воспитание детей родителями разного пола

В исследовании Т.А. Гурко показано, что матери занимаются воспитанием ребенка чаще, чем отцы; только 26% отцов занимаются с ребенком наравне с матерью. Поэтому дети хотят быть чаще с отцами, жалуются на их частое отсутствие дома. Вовсе не случайно в литературе можно встретить термин "невидимый родитель", который отражает степень участия отцов в воспитании детей.

Если отцы часто общаются со своими маленькими детьми, они превращаются для них в важную ролевую модель в последующие годы детства. У отцов, которые недосягаемы для детей, могут возникнуть трудности в налаживании с ними прочных эмоциональных связей впоследствии.

Стиль взаимодействия отцов с маленькими детьми отличается от стиля взаимодействия с ними матерей. В то время как матери общаются с детьми, прежде всего в процессе ухода за ребенком, отцы взаимодействуют с ними в процессе игры, часто проявляя больше физической силы, активности и стихийности в обращении с детьми. Игра между отцом и ребенком носит циклический характер: за вспышками возбуждения и проявления взаимного влияния следуют периоды минимальной активности. Матери вовлекают детей в нежные, спокойные, часто предсказуемые и традиционные игры, например, "ладушки". Отцы же склонны устраивать необычные, энергичные игры, которые детям особенно нравятся.

По данным А.В. Филь, родители строже относятся к сыну, чем к дочери. Последних они ограждают от возможных трудностей, больше утешают, когда девочки огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков. Так, несмотря на то что двухгодовалые девочки в 3 раза чаще просят помощи родителей, чем мальчики, родители более положительно относятся к их просьбам.

Отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или психологические воздействия как на сыновей, так и на дочерей. Мальчиков чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек. На авторитарный стиль воспитания мальчики-подростки реагируют агрессивностью и непослушанием, а девочки остаются пассивными и зависимыми. Большую требовательность родителей к сыновьям и вследствие этого дистанцированность от родителей выявили психологи Ю.Е. Алешина и А.С. Волович.

Негативные особенности отношений родителей к детям

Чтобы лучше понять отрицательное отношение родителей к детям, необходимо выделить неблагоприятные черты личности родителей, "прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями, чем отцы":

  • сензитивность - повышенная эмоциональная чувствительность, склонность все близко принимать к сердцу, легко расстраиваться и волноваться;
  • аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, чаще в сторону его снижения;
  • тревожность - склонность к беспокойству, недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик;
  • доминантность - стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими;
  • эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений;
  • гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

У отцов, по мнению Захарова, аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью (как показывает практика, дети у таких отцов, как правило, страдают заиканием и тиками). Их импульсивность является причиной жестокого обращения с детьми. Несмотря на отдельные различия, у матерей и отцов есть общие черты: "недостаточная уверенность в себе, неадекватный уровень самооценки; проблемы личностного самоопределения, в том числе чувство внутренней неудовлетворенности; неустойчивость, противоречивость личности, эгоцентризм".

Захаров А.И. выделяет следующие психологические образы матерей, дети которых страдают неврозами и психологическими проблемами:

1. "Царевна Несмеяна". Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержана в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но, что называется, без души и учета реальных обстоятельств.

2. "Снежная королева". Повелевающая, держащая всех на расстоянии, жесткая и непреклонная, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считающая ошибки заблуждениями, недостатки - пороками, а любую критику в свой адрес - злым умыслом.

3. "Спящая красавица". Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего принца, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.

Есть нечто общее между тремя психологическими типами матери-"царевны": 1) она всегда молода и прекрасна; 2) исключительно много времени уделяет себе; 3) исходит только из своей точки зрения; 4) хочет покровительствовать; 5) высокомерна, претенциозна по отношению к другим, кого всегда считает ниже себя; 6) стремится во что бы то ни стало господствовать или доминировать над окружающими; 7) не переносит невнимания к себе и больше всего на свете боится остаться одна, без восхищения и признания со стороны других.

4. "Унтер-Пришибеев". Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к опыту ребенка, его самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива, нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.

5. "Суматошная мать". Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает и трагедию, из ничего создает проблемы и на них же бурно реагирует.

6. "Наседка". Жертвенная, тревожно-беспокойная, не отпускает детей от себя, сопровождает каждый их шаг, предохраняет от любых, в основном кажущихся трудностей, стремится заменить собой сверстников, все сделать за ребенка, но только не способствовать его самостоятельности активности.

7. "Вечный ребенок". Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительство. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их "на поруки" кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.

Приведенные психологические портреты следует интерпретировать скорее как определенные и взаимно перекрывающие психологические образы или тенденции в отношении матерей к детям, чем как застывшие личностные типы.

Первые три характеристики отражают невротическую линию в формировании личности родителей, а остальные представляют более или менее устойчивые черты характера, проявляющиеся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Вместе они позволяют лучше понять проблемы в области межличностных отношений, свойственные родителям больного неврозом ребенка.

Порой ценой невроза у ребенка родители "преодолевают" свой личностный кризис.

Возраст родителей, обращающихся за психологической помощью, составляет 34 года у матери, у отца - 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолеваются конструктивным образом, а сопровождаются нарастанием внутренней напряженности. Данное состояние сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства.

Независимо от того, каковы особенности основного нарушения во взаимоотношениях "родитель - ребенок", обратившиеся за помощью родители обычно занимают деструктивную родительскую позицию, то есть их отношения с детьми неэффективны.

Делая выводы из своей практической работы, можно сказать, что причинами неэффективного родительского отношения являются:

  • педагогическая и психологическая неграмотность родителей;
  • ригидные стереотипы воспитания;
  • личностные проблемы и особенности родителя, вносимые в общение с ребенком;
  • влияние особенностей общения в семье на отношения родителя с ребенком;
  • эмоциональное непринятие (отвержение) ребенка родителями.

Обратимся подробнее к одной из причин негативного отношения родителя к ребенку - непринятие (эмоциональное отвержение). Выделяют первичное и вторичное непринятие. При первичном непринятии, которое проявляется на ранних этапах развития отношений ребенка с родителями, увеличивается количество выкидышей, роды могут быть затянутыми или с патологией, возникают проблемы с кормлением. Причины разнообразны: например, нежелание женщины испортить свою фигуру, страх за собственное благополучие, будущее. В этом случае детей называют "нежеланными".

Вторичное - непринятие ребенка после его рождения. Причины такого отношения могут быть связаны с несоответствием пола ребенка с ожидаемым, его физические особенности, непохожесть на созданный матерью образ (например, девочка похожа на нелюбимую свекровь). Непринятие часто имеет скрытую форму, которая переходит в безразличие к своему чаду либо к гиперпротекции, когда родители отдают ребенку много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты, чрезмерно контролируя, что обусловлено неосознаваемым чувством вины.

Существует множество классификаций деструктивного воспитания детей, авторами которых являются А. Спиваковская, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис и др. У клиентов, обратившихся на консультацию с детско-родительскими проблемами, встречаются различные типы семейного воспитания, отрицательно влияющие на развитие ребенка.

Типы семейного воспитания

1. Воспитание по типу "Золушки" - открытая демонстрация негативных эмоций по отношению к ребенку.

2. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности - сочетание высоких требований с недостатком внимания к ребенку, меньшей заботой о нем. Родители убеждены, что его развитие идет не так как надо, предъявляя требования, которые ребенок выполнить не в состоянии.

3. Гиперсоциальное воспитание - тип воспитания, встречающийся у педагогов или в семьях с высоким социальным положением в обществе, то есть зависящих от социальной оценки: "Все должно быть правильно и культурно, как у людей". Как правило, родители не видят или не хотят замечать проблемы. В будущем детям из такой семьи будет сложно проявлять свои негативные эмоции, которые подавляются требованием "Ты должен".

4. Тревожно-мнительное воспитание - родительская любовь перерастает в страх потерять любимого (единственного) ребенка. Впоследствии ребенок становится пассивным, робким, обидчивым и тревожным, особенно если таковой является мать.

5. Гиперопека (гиперпротекция)

  • Потворствующая гиперопека - ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Например, поздний ребенок, которого супруги долго ждали. Он начинает рано чувствовать свою ценность и значимость. Дети в таких семьях имеют завышенную самооценку, привыкают только к положительному отношению со стороны взрослых. В результате такого воспитания в младшем школьном возрасте возникают проблемы, связанные с изменением образа "Я - идеальное" на "Я - реальное".
  • Доминирующая гиперопека - жесткий контроль. Родители не проявляют своей любви и вместо покровительства относятся к ребенку строго, осуществляя надзор за его общением со сверстниками. Такой ребенок испытывает дефицит физического и эмоционального контактов, не проявляет инициативы, рассеян, пассивен, робок и безответственен.

6. Воспитание в культе болезни - преувеличение физической слабости ребенка. У него возникает представление о том, что он особенный из-за своей болезни. В будущем такие дети проявляют пессимизм.

7. Гипоопека (гипопротекция) - ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют.

8. Жестокое отношение к детям - главным средством воспитания является физическое или моральное (унижение, ограничение свободы и т. п.), наказание.

Причины жестокого обращения с детьми:

  • педагогическая безграмотность родителей;
  • нежеланный ребенок (например, перенос агрессии по отношению к супругу);
  • алкоголизм, наркомания;
  • нервно - психическое расстройство;
  • ситуативная агрессия;
  • стремление самоутвердиться за счет ребенка;
  • низкий социальный, образовательный, экономический уровни;
  • следование социальным стереотипам.

9. Противоречивое воспитание - неустойчивость и резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующих у ребенка упрямство и безразличие к требованиям. В результате неправильного семейного воспитания родители навязывают детям роли, которые Э.Г. Эйдемиллер назвал патологизирующими детскими ролями. Это система ролей, возникающая в связи с влиянием членов семьи, имеющих психологические проблемы и обусловленная неосознанным стремлением к их компенсации за счет психического здоровья ребенка.

Условно детские патологизирующие роли в семье делятся на две группы: "положительные" и "отрицательные". "Положительные роли" построены на эмоциональном слиянии родителя и ребенка. Члены семьи создают "запутанный клубок", который придает смысл их совместному существованию. "Отрицательные роли" предстают как результат треангуляции, то есть втягивание ребенка в семейный (супружеский) конфликт (теория Боуна). Представленные роли в будущем сказываются на возникновении серьезных трудностей сепарации (отделения), когда родители не готовы расстаться со "взрослым ребенком" и эмоционально, и физически (например, вступление брак выросших детей, поступление в учебное заведение в другом городе).

"Положительные роли"

"Кумир семьи" (Восхищение родителей: "Ты наш ангел" - эта роль обуславливает единство семьи). Последствия: эгоцентризм, изворотливость, капризность детей. Например, симбиоз между сыном и матерью может привести к нарушению полоролевой идентификации.

"Роль паиньки" Воспитание послушного ребенка, который соблюдает все правила. Последствия: комплекс неполноценности, чувство вины, чувствительность к критике, жизненные трудности.

"Болезненный ребенок" Ребенок в данном случае неприкасаем. Происходит двусторонняя "выгода", то есть ребенок манипулирует родителями, пользуясь своим недугом, супруги манипулируют друг другом, оперируя тем, что ребенку нельзя волноваться.

"Отрицательные роли"

"Ужасный ребенок" Ребенок воспринимается взрослыми как источник проблем, забот, поэтому преднамеренно совершает негативные поступки или является их инициатором. Данная роль для родителей является поводом для изоляции самого ребенка. Например, в случае рождения второго ребенка. Выделяются три модификации данной роли. А. Семейный "козел отпущения", то есть разрядка на более слабом (на ребенке). Б. "Забитый ребенок". Как правило, в результате жестокого психического (унижение) или физического (побои) наказания. В. "Путающийся под ногами". Воспитание в гипоопеке, родители не принимают ребенка безусловно, он всем мешает, родители и родственники постоянно на него натыкаются. Последствия от всех трех ролей могут быть следующими: у ребенка формируется жажда мщения, хитрость.

"Роль Золушки" Ребенок обслуживает других членов семьи, ухаживает за младшими или за бабушкой, дедушкой и т.д. Последствия: неуверенность, завистливость, несамостоятельность.

материал предоставлен АУ ТО ДПО "Областной центр "Семья" (

Рассмотрим различные модели семейного воспитания детей, которые характерны для жителей столицы. Родители вправе выбирать и придерживаться какой-либо модели воспитании. Но при этом необходимо знать и помнить, какую роль в развитии ребенка может сыграть та или иная модель семейного воспитания.

Первая модель воспитания – «Отдадим ребенка профессионалам».

Как это выглядит.

Жизнь семьи зависит от специалистов, которые обеспечивают родителям поддержку, а часто – и подменяют их. Няни знают об особенностях развития детей лучше, чем родители.

Чем она может быть опасна?

Последствия данной модели воспитания очевидны – потеря родительской осведомленности о внешней и внутренней жизни ребенка, эмоционального контакта, который является основой взаимопонимания и управления ребенком в любом возрасте.

Любой посредник, который включается в жизнь семьи, должен находиться в сотрудничестве с родителями. Для этого нужно создать ясные формализованные условия всякого сотрудничества, с четкими определенными границами взаимодействия.

Вторая модель воспитания – «Он должен».

Как это выглядит.

Бесконечная гонка по репетиторам, клубам, секциям, курсам. В такой семье существует строгий распорядок и программа достижений, на несколько лет вперед. Любая заминка воспринимается как проблема, которая вызывает тревогу и растерянность родителей. У детей, как правило, отсутствуют бесполезное дуракаваляние, «пустая мечтательность», игра с «простыми» соседскими детьми. Связь родителей с ребенком настолько интенсивна, что теряется и исключается связь ребенка с ровесниками.

Чем это может быть опасно?

Очень часто это приводит к следующему результату: успехи, которые наращивались многолетними усилиями, разрушаются при первом жизненном кризисе ребенка. Это происходит в том случае, если успехи не нанизаны на основу принятия и базовой любви, если не сформирована способность воспринимать себя и окружающих реалистично.

Как справляться с проблемами?

Необходимо провести на разных уровнях специальную работу, по разведению воспитательных целей данной семьи.

Третья модель воспитания – «Духовное, и только... ".

Как это выглядит.

Семья, которая исповедует эту модель воспитания, видит свою задачу, в том, чтобы заложить прочный фундамент «подлинных смыслов и ценностей», довольно жестко контролируя качество при этом духовной пищи.

Чем она может быть опасна?

Проблема возникает тогда, когда принципы такой семьи жестко противопоставляются окружающим. В некотором смысле в семье начинается хаос. Именно поэтому очень часто возникают в детско-родительских отношениях разрывы.

Как справляться с проблемой?

Семья должна создать определенную воспитательную среду, кроме этого позволить ребенку заложить основу тому, что впоследствии станет его собственной жизненной задачей.

А для этого нужно наладить нормальный взаимообмен семьи с окружающим миром, чтобы дети смогли обрести способность выживать в среде «большого мира».

Четвертая модель воспитания – «Ему можно все».

Как это выглядит.

Родители в такой семье близко к сердцу приняли идею «не навреди». Ребенок для них – сама ценность. За любым проявлением ребенка видятся мощные творческие проявления. Любой каприз ребенка – это проявление характера и самобытности. Ради этого родители жертвуют не и собственным элементарным комфортом, а очень часто и здравым смыслом.

Чем может быть опасна эта модель воспитаня?

Данная модель с определенного возраста ребенка блокирует возможность решить немаловажную задачу, а именно подготовку ребенка к социальному существованию в будущем. Сложности очевидны – у таких детей низкая готовность к социальному взаимодействию, умению выживать и адаптироваться в конкурентных условиях.

Как справляться с проблемой такого семейного воспитания?

Родители должны получить не травмирующие и разумные средства управления ребенком. С помощью, которых, они бы правильно смогли контролировать поведение своего ребенка.

Пятая модель воспитания – «Патриархальная модель воспитания» (Ребенку нужна мать!... и иногда отец).

Основная особенность семьи – воспитанием ребенка занимается мать. Для этого типа воспитания характерно то, что муж не является равноправным его участником, а является авторитетом для ребенка и для жены.

Чем это опасно?

Неэффективной эта модель становится тогда, когда нарушается супружеская иерарихия, дисгармоничные отношения супругов и внутреннее неблагополучие матери.

Как справляться с проблемой?

В этом случае главное найти более комфортную семейную модель, которая бы отражала интересы обоих супругов и распределила функций. Необходимо усилить супружескую систему и преодолеть существующие коалиции ребенка с матерью, взамен должна возникнуть родительская полноценная система управления.

Шестая модель воспитания – «Бабушка – это все».

Как это выглядит.

Бабушке переданы все основные обязанности по уходу за ребенком. Она ребенка кормит, гуляет с ним, играет по мере своих сил, забирает его из школы, уроки проверяет, развозит по различным кружкам и занятиям. Ребенок может жить у бабушки всю неделю, а на выходных видеться с родителями. Иногда ребенка отправляют к бабушке на несколько лет, пока родители решают свои семейные трудности.

Чем это может быть опасно?

Конечно, контакт с бабушкой является ценным эмоциональным и развивающим опытом для детей. Но если бабушка чрезмерно включается в жизнь семьи, то это приводит к нарушению детско-родительской иерархии. Так как для бабушки нынешние родители – это просто дети. Так как нарушается нормальная иерархическая структура, поэтому периодические попытки родителей взять власть в свои руки бывают неудачны.

Как справляться с проблемами?

У решения данной проблемы существует социальный аспект. Психологическая работа предполагает восстановление родителями своей стратегической власти. Для этого необходимо, чтобы родители овладели навыками управления ребенком, которые у них отсутствуют, и поддерживали с ним эмоциональный контакт.

Модели семейного воспитания Вопрос о роли семьи в формировании личности ребенка издавна являлся предметом изучения многих поколений ученых, начиная с древности. Античная педагогика выразила взгляды на проблему воспитания в трудах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Платона, Протагора, Сократа и др. Творческая мысль античных педагогов-философов стремилась определить методы, содержание и средства воспитания детей. Одной из актуальнейших проблем античной педагогики, не потерявшей своего первостепенного значения и в настоящее время, являлась проблема воспитательной роли семьи. Древнеримский оратор и педагог М. Ф. Квинтилиан изложил свои педагогические воззрения в известном труде «Наставления оратору». В нем поддерживалась идея семейного воспитания и наставничества.
В педагогике XVII века особую роль родительскому воспитанию, в частности материнскому, придавал известный чешский педагог Я. А. Коменский. Свои педагогические воззрения Я. А. Коменский строил на основе лучших педагогических традиций того времени. «Великая дидактика» - фундаментальный труд Я. А. Коменского. Идеи «Великой дидактики» продолжены в другом, не менее знаменитом творении чешского педагога - «Материнской школе». В этом произведении Я. А. Коменского представлена разработанная им стройная система обучения и воспитания ребенка под руководством матери. Важность семейного воспитания и воспитательной функции родителей подчеркивали педагоги и в последующие исторические эпохи: Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Д. Дьюи, М. Монтессори, O. Декроли и др. Современная отечественная педагогическая наука подтверждает положения, выдвинутые Я. А. Коменским, о важности и незаменимости адекватного материнского общения с ребенком с момента его рождения (Е. М. Мастюкова, Р. Е. Овчарова, Г. Г. Филиппова и др.).
В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, в силу описанных выше причин родителями часто используются неправильные модели воспитания. Ниже приводятся их характеристики.
Гиперопека . Родители стремятся сделать за ребенка все, даже то, что он может сам. Ребенка как бы помещают в тепличные условия, в связи с чем он не обучается преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания и т. д. Жалея ребенка и стремясь ему помочь, родители сами ограничивают возможности его развития. Однако родителям ребенка с отклонениями в развитии, как правило, трудно определить, что может сделать сам ребенок, а в чем ему необходимо помочь. Модель воспитания «гиперопека» часто встречается у родителей детей с отклонениями в развитии. Тяжелый дефект (при детском церебральном параличе, умственной отсталости, раннем детском аутизме) провоцирует родителей на использование неадекватного воспитательного подхода. Противоречивое воспитание . Ребенок с отклонениями в развитии может вызывать у членов семьи разногласия в использовании воспитательных средств. Так, например, родители ребенка могут быть сторонниками жесткого воспитания и предъявлять к нему соответствующие требования. Одновременно бабушка и дедушка, живущие в семье, могут занимать более мягкую позицию и поэтому разрешать ребенку делать все, что ему захочется. При таком воспитании у ребенка не формируется адекватной оценки своих возможностей и качеств, он обучается «лавировать» между взрослыми и часто сталкивает их друг с другом. Воспитание по типу повышенной моральной ответственности ведет к постоянному перенапряжению у ребенка. Родители или другие близкие постоянно возлагают на ребенка такие обязанности и такую ответственность, с которой ребенку с отклонениями в развитии в силу имеющихся нарушений трудно справиться. У ребенка возникает повышенная утомляемость, отсутствует адекватная оценка своих возможностей. Он всегда чуть-чуть не дотягивает до оптимального результата, поэтому неуспешен. Его часто ругают, он всегда чувствует себя виноватым, что, несомненно, формирует у него заниженную самооценку.
Авторитарная гиперсоциализация . К этой модели чаще тяготеют родители, которые сами имеют высокий социальный статус. Они все время завышают возможности ребенка, стремясь с помощью собственных авторитарных усилий развить у него социальные навыки. Родители, использующие такую модель, как правило, переоценивают возможности своего ребенка.
Воспитание в «культе» болезни . Многие родители формируют в семье отношение к ребенку как к больному. При таком характере взаимоотношений у ребенка формируется мнительность, страх перед любым недугом, например простудой. Ребенок относится к себе как к больному, в связи с чем у него формируется представление о себе как о слабом, неспособном к большим достижениям человеке. Его внутренняя позиция всегда ближе к отказу от решения проблемы, чем к ее преодолению. Модель «симбиоз» развивает у родителей полное растворение в проблемах ребенка. Чаще эта модель встречается у матерей больных детей, воспитывающих их в неполных семьях. Такие матери создают для своих детей особую атмосферу внутри семьи - атмосферу абсолютной любви к ребенку. Они практически полностью забывают о собственных проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Такая материнская любовь искажает возможности личностного развития ребенка. В результате такого воспитания у ребенка формируется эгоистическая личность, неспособная к проявлению любви. Модель «маленький неудачник» . Эти родители приписывают своему ребенку социальную несостоятельность и уверены в том, что он никогда не добьется успеха в жизни. Родители испытывают чувство досады и стыда из-за того, что дети проявляют неуспешность и неумелость. Некоторые рассматривают жизнь с таким ребенком как непосильную ношу, как крест на всю жизнь. Гипоопека . Эта модель воспитания чаще встречается в семьях с низким социальным статусом (семьях наркоманов, алкоголиков) или в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности в силу нарушений развития. Родители практически не осуществляют за ним уход, ребенок может быть плохо или неопрятно одет, плохо накормлен. Никто не следит за его режимом дня и соблюдением условий, обеспечивающих его развитие. Однако в таком же положении могут быть и его здоровые братья и сестры. Отвержение ребенка . Отсутствие любви к ребенку может быть в семьях не только с низким, но и с высоким социальным статусом. Отвержение ребенка может быть сопряжено в сознании родителей с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще это встречается у отцов. В случае материнского отвержения ребенка ситуация объясняется незрелостью личностной сферы матери и несформированностью материнского инстинкта. Интересные данные представляют материалы по изучению моделей семейного воспитания, полученные с помощью наблюдения и психодиагностических методик. С этой целью используется несколько методик: методика PARI (Шефер и Белл), методика ОРО («Опросник родительского отношения», А. Я. Варга, В. В. Столин), методика АСВ («Анализ семейного воспитания», Э. Г. Эйдемиллер) и разработанная нами анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева).
Особенности внутрисемейной жизни и особенности родительско-детских отношений оцениваются с помощью методики PARI. Следует отметить, что данный опросник определяет внутренние позиции родителей по обеим исследуемым проблемам и дает субъективную оценку измеряемым параметрам. В первом блоке оценивается степень интегрированности семьи. Под интегрированностью семьи понимается внутренняя сплоченность данной социальной группы, выражаемая в ценностно-ориентационном единстве ее членов. Выделяют три позиции: низкую, среднюю и высокую интегрированность. Особенности семейной жизни раскрываются путем анализа межсупружеских, хозяйственно-бытовых отношений и педагогических позиций родителей.
Анализ взаимоотношений между родителями свидетельствует о том, что большинство обследованных лиц считают, что они живут в семьях с низким уровнем интегрированности. Члены семей не демонстрируют общности интересов и целей, во взаимоотношениях проявляются существенные расхождения в понимании семейных ролей между мужем и женой, родителями и детьми подросткового или юношеского возраста, отсутствует чувство духовной близости. Родители признают, что могут использовать неадекватные приемы воспитания, вплоть до жестоких. Лишь около трети родителей оценивают свои семейные отношения как имеющие нормальный уровень интегрированности. Среди родителей детей с отклонениями в развитии практически полностью отсутствуют лица, которые могли бы оценить взаимоотношения в своей семье на высоком уровне. Второй блок характеризует особенности, свойственные родительско-детским отношениям. Отношения родителей к детям характеризуются следующим образом:

около трети рассматривают свои взаимоотношения с ребенком как теплые, оптимальные, эмоционально-насыщенные;
более трети родителей считают правомерным оказание дополнительной помощи ребенку при имеющихся у него трудностях и проявляют тенденцию к гиперопеке или откровенно гиперопекают своих детей, стремятся во всем им помочь, не позволяя детям реализовать собственные возможности;
приблизительно одна пятая часть родителей рассматривают свои отношения с ребенком как неуравновешенные, характеризующиеся зависимостью родителя от дефекта ребенка;
небольшая часть (около 15%) относятся отстраненно к проблемам детей, не считают необходимым оказывать им поддержку.
Можно увидеть связь между моделью воспитания и психологическим типом родителя. Эмоциональной насыщенностью, пониманием проблем ребенка, любовью к нему характеризуются отношения психосоматичных родителей. Гиперопекаемые отношения в наибольшей мере проявляются у авторитарных и психосоматичных родителей. Гипоопекаемые отношения доминируют у невротичных и у незначительной части авторитарных родителей. Эти факты являются свидетельством того, что родители, относящиеся к психосоматичному и авторитарному психологическим типам, имеют максимально выраженные возможности для осуществления обучения и воспитания своих больных детей. Эти родители настроены на установление оптимальных отношений с детьми. В то же время невротичные родители подобную возможность демонстрируют неустойчиво. Методики ОРО и АСВ позволяют изучить особенности родительского отношения к ребенку и выявить данные об использовании родителями моделей воспитания, как правильных, так и неправильных. Так, тест-опросник родительского отношения (ОРО) показывает, что у части родителей во взаимодействии с ребенком доминирует отвержение. Эти родители озлоблены, их раздражение и обида направлены на ребенка. Они не уважают интересов ребенка и его личности. В целом ребенок воспринимается родителями как неуспешный и неприспособленный к жизни. Небольшая часть родителей признаются в беседах, что согласились бы поместить ребенка в хороший интернат закрытого типа. Как «маленького неудачника» воспринимают своего ребенка более трети родителей. Авторитарной гиперсоциализации подвергают своих детей около половины родителей. Они стараются во всем навязать детям свою волю, пристально следят за их достижениями. Симбиотические связи с детьми проявляются у небольшой группы родителей. Эти родители стремятся во всем слиться с ребенком, удовлетворять его потребности, ограждать от трудностей. Чаще эта неправильная модель воспитания формируется у матерей. И лишь 2% родителей, по данным методики ОРО, используют правильную модель воспитания, сотрудничая с ребенком (шкала «кооперация»). Исследование родительских моделей воспитания с помощью методики АСВ подтверждает доминирование выделенных выше родительских позиций по методикам PARI и ОРО. Так, модель воспитания «эмоциональное отвержение» коррелирует с данными шкалы «тенденция к гипоопеке» по методике PARI. Эта модель оказывается достаточно популярной: в соответствии с данными двух методик в каждой пятой семье наблюдается гипоопека. Такие родители рассматривают отчужденность от проблем ребенка и отрицание меры воздействия на него как одну из составляющих средств воспитания. Они чаще уповают на то, что ребенок сам все поймет и сам всему научится. В результате у ребенка не формируются аффилиативные чувства к родителям и искажается восприятие характера межличностных взаимоотношений между людьми. Данные по шкале АСВ «повышенная моральная ответственность» коррелируют с данными, полученными по шкале ОРО «авторитарная гиперсоциализация». Модель воспитания «повышенная моральная ответственность» (АСВ) характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Результаты, полученные по шкале АСВ «потворствующая гиперпротекция», соотносятся с данными, полученными по шкале PARI «гиперопека», и данными шкалы ОРО «симбиотическая связь». Качественная оценка всего фактического материала позволяет обобщить параметры воспитательского отношения родителей к детям и выделить две модели воспитания, доминирующие в этих семьях, а именно: Завершая анализ моделей воспитания, используемых родителями детей с отклонениями в развитии, следует отметить, что отношения, которые устанавливает родитель с больным ребенком, осуществляются чаще всего в виде воспитательного процесса. Поэтому выбор родителем форм контакта с ребенком и определяет модель его воспитания. В том случае, если родители принимают ребенка, то его дефект заставляет их как приспосабливаться к особенностям ребенка, так и адаптировать его к окружающей жизни и к своим требованиям. Отсюда преобладание гиперопеки как формы ухода за неприспособленным к жизни ребенком. Собранный нами огромный фактический материал свидетельствует о том, что там, где рождается желание помочь, чаще формируется гиперопека, а там, где возникает страх или неприятие недуга ребенка, вырастает отчуждение (гипоопека). Возможно установление связи между психологическим типом родителей и моделью воспитания, которую они избирают. Эта связь достаточно условна, однако некоторые тенденции все же можно проследить. В связи с тем что в основе воспитательного влияния родителей лежат особенности их взаимодействия с детьми, включающие принятие или непринятие дефекта ребенка, доминирующие (качественные) характеристики конкретного психологического типа могут влиять на определение родителями модели воспитания. Сопоставительный качественно-количественный анализ психологических особенностей родителей и моделей воспитания ребенка («сотрудничество», «отказ от взаимодействия») позволил установить следующие тенденции. Наиболее способными к оказанию помощи детям с отклонениями в развитии являются родители, относящиеся к авторитарному типу. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что родители с такими психологическими характеристиками демонстрируют самые высокие количественные показатели (в 60,1% случаев) по установлению оптимальных взаимоотношений с ребенком (модель «сотрудничество»). Это объясняется тем, что в основе авторитарного психологического типа лежит стенический тип реагирования на стресс, качественные характеристики которого предполагают возможность преодоления и разрешения любых проблем, в том числе и проблем ребенка с отклонениями в развитии.
Родители, относящиеся к невротичному типу, демонстрируют самые высокие показатели по установлению неадекватных взаимоотношений с ребенком (в 86% случаев). Эти родители используют воспитательскую модель «отказ от взаимодействия». Невротичный психологический тип опирается на особенности гипостенического типа реагирования, что и объясняет причину низкого уровня потенциальных возможностей невротичных родителей для преодоления проблем ребенка и его адекватного воспитания. Психосоматический тип строится на смешанном типе реагирования, что обусловливает наличие у лиц данной группы как стенических, так и гипостенических характеристик. Отношение социума к детям с отклонениями в развитии, детям - инвалидам и их семьям За последнее десятилетие в нашей стране произошли значительные перемены в отношении к детям с отклонениями в развитии. В соответствии с законом РФ «Об образовании» (1992, 1996) обучение каждого ребенка должно быть организовано в соответствии с его возможностями. В настоящее время даже дети с тяжелыми нарушениями развития могут получить доступное их психофизическому состоянию образование. Возникли новые как государственные, так и негосударственные организационные формы обучения. Кроме специальных (коррекционных) образовательных школьных и дошкольных учреждений существуют реабилитационные и психолого-медико-социальные центры различного профиля. Создана сеть диагностических учреждений. В качестве базовых критериев в работе специальных учреждений используются принципы раннего выявления и коррекции нарушений, коррекционной направленности обучения. Несколькими вузами страны и их филиалами готовится многочисленная армия специалистов-дефектологов (специалистов в области коррекционной педагогики и специальной психологии). Негосударственная система образования, представленная разнопрофильными центрами, ассоциациями, негосударственными образовательными учреждениями, гимназиями, колледжами и т. д., расширяет возможности обучения самых различных категорий обучающихся. Эти положительные изменения имеют огромное значение для развития и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями, которые ранее, как правило, в систему специального образования не принимались. В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям. Это колоссальный путь. Однако неприязнь и страх перед психическим или физическим недугом сохраняются в виде рудиментарных отголосков в сознании и наших современников. В целом наше общество очень медленно избавляется от пренебрежительно-снисходительного отношения к инвалиду и его семье. На бытовом уровне популярно мало осознаваемое современниками отношение отчуждения к такой семье. Страх перед «передачей» недуга, как и во времена Спарты, живет в сознании обывателя. Помощь оказывается, но в известных пределах. Вероятно, это последствия той эпохи, когда наличие инвалидов и детей с тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями у нас в стране отрицалось. Подобное отношение общества к проблеме инвалидности оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с отклонениями в развитии. Мотивационно-потребностная сфера родителей как система факторов, определяющих поведение индивида в целом, оказывается в ситуации сильнейшего психологического давления со стороны социума по поводу нормативности и соответствия психофизического статуса ребенка ценностям данного общества.
Подводя итоги представленным в данной главе материалам, позволим себе сделать следующие выводы. В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, формируются неадекватные межличностные отношения в силу различных причин. К факторам, нарушающим внутрисемейную атмосферу, влияющим на развитие неконструктивных моделей детско-родительских и родительско-детских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии, мы относим следующие:
    характер и степень выраженности нарушений у ребенка, их необратимость, длительность и внешние проявления психофизической недостаточности (например, при умственной отсталости, детском церебральном параличе, раннем детском аутизме и др.); личностные особенности родителей (лиц, их замещающих), которые обостряются в травмирующей психику ситуации (проявление тенденций к развитию акцентуаций или аномалий характера); ценностные ориентации родителей (лиц, их замещающих) и специфический характер влияния родительских установок на процесс воспитания, их зависимость от семейных, национально-этнических традиций, социально-культурного уровня и образованности родителей как воспитателей; при этом важное значение в выборе родителями модели воспитания (модель «сотрудничество» или модель «отказ от взаимодействия») имеют их психологические особенности (авторитарный, невротичный, психосоматический типы); социальную среду и условия, которые препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач (например, социально-экономические катаклизмы, имеющие место на современном этапе развития российского общества).
1 Сперанский А. Д. Избранные труды / А. Д. Сперанский. - М., 1955.

Глава 2. Концепция психологической помощи семьям,

воспитывающим детей с отклонениями в развитии

Теоретические основы организации психологической работы с семьями , воспитывающими детей с отклонениями в развитии Теоретико-методологическим обоснованием организации системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, являются известные положения отечественной дефектологической науки: культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теории деятельности А. Н. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна; теория отношений Б. Г. Ананьева, М. М. Кабанова, В. Н. Мясищева; теория личности и концепции неврозов В. Н. Мясищева; учение об акцентуациях характера К. Леонгарда и A. E. Личко. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, включает концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления деятельности специалистов. Важнейшим теоретическим положением, определяющим роль социальных условий в психическом развитии ребенка, выступает положение о специфическом пути развития ребенка как особом процессе присвоения социально-культурного опыта во взаимодействии с миром взрослых (Л. С. Выготский, A. B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Социальная среда (в данном случае внутрисемейная атмосфера) выступает не просто как внешнее условие, а как источник развития ребенка. В процессе взаимодействия ребенка со взрослыми (родителями, лицами, их замещающими) возникают, развиваются и интериоризируются различные формы психической деятельности (A. H. Леонтьев), зарождаются и формируются личностные качества.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, имеют базовые положения ряда теорий и исследований :
    психолого-педагогические закономерности развития ребенка с психофизическими нарушениями есть результат сложного процесса его социализации (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Д. Б. Эльконин); развитие в условиях дизонтогенеза требует создания специальной коррекционно-развивающей среды (К. C. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, С. Я. Рубинштейн, У. В. Ульенкова).
Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками. Семья рассматривается как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющая его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Семья – микросоциум, в котором ребенок не только живет, но в котором формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка (В. Р. Никишина, 2004). Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения развития. Современный подход к семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматривает ее как реабилитационную структуру, изначально обладающую потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (С. Д. Забрамная, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Г. А. Мишина, E. М. Мастюкова, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачева и др.). При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию адекватных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома. Внутрисемейная атмосфера рассматривается как коррекционная, которая своим гармоничным воздействием развивает ребенка, формирует в нем положительные нравственные качества, доброе отношение к миру. Реализация комплексного подхода к осуществлению психологической помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в развитии, позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских, родительско-детских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференциальной и адресной помощи проблемному ребенку. Разнообразные формы обучения как в государственных, так и в негосударственных образовательных учреждениях, работа с детьми, имеющими выраженные психофизические недостатки, включают такую семью в поле коррекционного воздействия в качестве основного стабилизирующего фактора социальной адаптации ребенка. Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии.
Важное значение в построении концепции психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, приобретает положение о психологической травмированности родителей этих детей. Оно строится на положении Л. С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта», на концепции С. Л. Рубинштейна (1957, 1973) о том, что формирование психики и ее изменения происходят на биологической основе под влиянием социального опыта человека, преломляясь через его индивидуально очерченные внутренние условия. Подтверждается, что регуляция деятельности эмоциональной системы обеспечивает функционирование человеческого организма в целом (П. К. Анохин, 1975). В случае нарушения деятельности регуляторных механизмов эмоциональной системы страдает личность человека. С другой стороны, сензитивность аффективной сферы индивида и ее гибкость позволяют в случае создания адекватных условий развития, мироощущения и жизнедеятельности оптимизировать его характерологические черты, самосознание и познавательные процессы. В. Н. Мясищев (1960) рассматривает структуру личности через систему отношений. Личность, по определению В. Н. Мясищева, есть целостная, организованная система связей с реальной действительностью (1960, 1995). Целостность системы отношений личности зависит от многих факторов, и в первую очередь от отношения человека к самому себе (Б. Г. Ананьев, 1968, 1980). Отношение к самому себе преломляется через самосознание личности. Самосознание включает целостную оценку человеком себя и своего места в жизни. Самосознание является наиболее поздним психическим образованием в развитии личности, что и обусловливает в отдельных случаях (при глубоких эмоциональных переживаниях и стрессах) его неустойчивость. Самосознание в процессе развития личности структурируется и целеполагается. Низкодифференцированная структура самосознания предполагает особую ранимость, хрупкость и зависимость от чужих оценок. Высокая дифференциация самосознания свидетельствует о большой осознанности и подконтрольности аффективных переживаний. Самосознание позволяет человеку найти пути соединения с миром, удовлетворяя потребности в общении, самоидентичности, в системе ориентаций. «Самый первый витальный интерес заключается в сохранении своей системы координат с ценностной ориентацией. От нее зависит и способность к действию, и в конечном итоге осознание себя как личности» (Э. Фромм, 1981, с. 3).
Самосознание личности дифференцируется на отдельные сферы или стороны. Когнитивная сторона, или «образ Я», объединяет представления человека о себе: о своих способностях и возможностях, целях и идеалах, взаимоотношениях с другими людьми. Аффективная сторона характеризует самооценку личности, ее эмоционально-ценностное отношение к себе. Поведенческая сторона заключается в способности индивида к саморегуляции поведения и деятельности исходя из когнитивных представлений о себе и эмоционально-ценностного отношения к себе (Д. Д. Бекоева, 2004, с. 27). С позиций теории отношений (В. Н. Мясищев, 1960) психогенное или конфликтогенное нервно-психическое расстройство «возникает в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека» (Б. Д. Карвасарский, 1985). В основе нарушения целостности системы отношений личности «лежит искажение когнитивного и преобладание эмоционального компонента отношений», что влечет за собой у одной части лиц нарушения адекватной регуляции поведения, у другой – невротические проявления, у третьей – психосоматические (Л. H. Собчик, 1990). Нервно-психические расстройства обусловливаются не столько широтой и глубиной нарушений с точки зрения объективного наблюдения, сколько их значимостью в субъективно-оценочной системе индивида (В. Н. Мясищев, 1960). Учитывается, что личность родителей, испытывающая воздействие сильного длительного психогенного фактора, оказывается на грани проявления своих возможностей и реализации жизненных целей. Интерпретация особенностей личности родителей детей с отклонениями в развитии осуществляется с позиций целостного подхода, в рамках которого личность понимается как единство биологических и социальных факторов (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия). Комплексное изучение личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и разработка конкретных форм психолого-педагогической и психокоррекционной помощи этим лицам позволяют оказать им существенное содействие в преодолении сложностей социального приспособления и обретения социальной ниши как для себя, так и для своих детей. В концепции подтверждается, что психическое развитие ребенка осуществляется в процессе его социализации (Л. С. Выготский). В качестве важнейшего института социализации ребенка с отклонениями в развитии рассматривается семья, где социализация происходит как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения. Нарушения личностного развития детей с психофизическими недостатками возникают как следствие взаимодействия двух факторов: преморбидных особенностей личности ребенка, преломленных через его дефект (биологическая составляющая); неблагоприятных условий воспитания, создаваемых травмированными родителями (социальная составляющая). Это подтверждает положение о закономерностях нарушения личностного развития у всех детей с психофизическими недостатками, установленное Л. С. Выготским и Ж. И. Шиф. Родительская неадекватность в принятии ребенка с проблемами в развитии, недостаточность в эмоционально-теплых отношениях провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности. В качестве доминирующих личностных тенденций у детей выявляются тревожность, агрессивность, отгороженность. К факторам, определяющим характер внутрисемейной атмосферы, в первую очередь относят особенности межличностных контактов и взаимоотношений с детьми, которые, в свою очередь, обусловлены преморбидными чертами личности родителей, характером и условиями их собственного воспитания, выбором поведенческих стратегий и тактик. Неадекватное психогенное взаимовлияние детей и родителей находит свое подтверждение и в учении об акцентуациях характера (К. Леонгард, 1984, A. E. Личко, 1983). Положения этой теории свидетельствуют о том, что низкая фрустрационная толерантность акцентуированных личностей тесно связана с «местом наименьшего сопротивления» в их характере, что и является причиной возникновения личностных деформаций в стрессовых ситуациях (в данном случае у родителей вследствие рождения ребенка с отклонениями в развитии). Личностные деформации родителей проявляются в виде поведенческих дезадаптаций и неадекватных форм взаимодействия с внешним миром, включая ребенка (сильный стрессовый фактор). Это, в свою очередь, и объясняет травматизацию личности ребенка с психофизическими недостатками родителями, отсутствие в семье необходимых специальных коррекционных условий для его развития, нарушение процесса его социальной адаптации. Все это в совокупности обусловливает острую необходимость в оказании семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, специальной психологической помощи. В результате психокоррекционной работы с семьями у родителей формируется позитивная воспитательская модель «сотрудничество». Коррекция мироощущения и гармонизация самосознания позволяют изменить отношение родителей к ребенку и восприятие его проблем. У родителей формируется установка на безоценочное принятие ребенка, на значимость того, что он существует . Деятельность родителей направляется на оказание помощи ребенку. Отношения родителей с ребенком строятся на уважении его личности, удовлетворении потребностей с учетом его психофизических возможностей. Воспитывая ребенка таким образом, родители дарят ему тепло, внимание и любовь. Родители внимательно выслушивают ребенка, помогают ему в постепенном разрешении его проблем. Родители принимают индивидуальность ребенка, одобряют проявления его самостоятельности, радуются его успехам. У ребенка формируются адекватная самооценка, товарищеские отношения со сверстниками, чувство привязанности к близким и уважение к старшим. Родители активно участвуют в процессе развития ребенка, коррекции его нарушений и социальной адаптации. Они вместе с ребенком преодолевают трудности на его пути. Такая модель взаимоотношений формирует творческое сотрудничество между родителями (другими близкими) и ребенком. Это позволяет оптимизировать социальную детерминанту развития ребенка и его интеграцию в социум. К сожалению, отсутствие государственной системы психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, и единой политики государства в данной области не позволяет разрешать многочисленные трудности этой категории лиц.
В этом контексте разработка концептуального подхода по оказанию психологической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии обретает приоритетное значение. В качестве целей психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, мы рассматриваем:

Основные концепции и модели воспитания в семье.

Известно, что проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. А также для педагога очень важно изучить каждую семью, распознать модель воспитательного процесса, чтобы внести свои коррективы, разработать концепцию воспитательного процесса, в том числе и роль семьи в этом процессе. Концепция - система взглядов, определенное понимание явлений и процессов. Описать концепцию воспитания - значит охарактеризовать основные компоненты воспитания: цели, содержание, принципы, методы, средства и формы, условия. В современной литературе часто в значении «концепция» употребляется термин «модель». Воспитание в семье может быть самым разным – от абсолютного тотального контроля до невнимания к своему ребенку вообще. Существует несколько моделей семейного воспитания. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность. Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Демократический стиль характеризуется гибкостью. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства.

В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка, можно выделить несколько типов семейного воспитания.

«Воспитание по типу Золушки»:родители, придерживающиеся этого типа воспитания, чрезмерно придирчивы к своему ребенку, требуют от него беспрекословного послушания. Многие из таких детей вырастают неряшливыми, пугливыми, неспособными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность или конфликтность, или ребята начинают много фантазировать, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать. «Воспитание постоянной опекой». При таком типе воспитания родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности, его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, не приспособленные к жизни люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой воле. «Воспитание по типу «кумира» семьи». При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети, при таком воспитании, растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Следствия такого воспитания – потребительское отношение к окружающим, неспособность отсрочить получение удовольствия, безответственность. «Воспитание равнодушием». Ребенок не получает в семье достаточно тепла, внимания, любви, он предоставлен сам себе и никем не контролируется. Никто не обучает его пониманию «что такое хорошо, а что такое плохо». Как правило, у таких детей возможны серьезные нарушения поведения. «Воспитание подарками». При таком типе воспитания, как правило, родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Вместо родительской любви, заботы, тепла и ласки ребенок получает от родителей суррогаты любви. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым и нужным близким людям. «Воспитание доверием». Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам. При таком типе воспитания дети вырастают социально адаптированными, способными к сотрудничеству и творчеству.

Страница 9 из 34

Основные концепции и модели воспитания в семье

Модель (от франц. modele – мера, образец, норма) – искусственная копия или схема какого-либо объекта, процесса, явления; вспомогательный объект (или система), заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде.

Выделяют ряд моделей воспитания, разработанных в разных научных школах.

Адлеровская модель . Она основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. По теории австрийского психолога А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Семья – малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает человеку эмоциональную стабильность, безопасность и личный рост. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.

Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель. В ее основе лежат результаты экспериментальных исследований основателя бихевиоризма, с помощью которых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчеркивается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обучении поведению. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения.

Способами формирования поведения являются положительное подкрепление (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсутствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «агентов» социального окружения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обеспечиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомятся со специальной терминологией, помогающей описывать эти процессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все программы учебно-теоретического направления. Целью программ данного направления является обучение родителей наблюдению и измерению поведения и практическое применение принципов теории социального научения в изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации . Она базируется на феноменологической теории личности американского психолога К. Роджерса и практике клиентоцентрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживанием разницы между «Я-идеальным» и «Я-реальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойственны две главные потребности: позитивного отношения других и самоуважения, то условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между представлением о том, как к нему относятся другие – «Я-идеальным», и действительным уровнем любви – «Я-реальным». Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту освободить свои чувства, осознать свое поведение и предпринять конкретные шаги по его изменению.

В семейном воспитании модель чувственной коммуникации означает диалогичность общения, его открытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладевающие данной моделью, должны усвоить три основных умения:
1) активного слушания; 2) доступного для ребенка выражения собственных чувств; 3) прак-тического использования принципа «оба правы» в семейном общении. С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно перенося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на транзактном анализе . Согласно теории транзактного анализа американского психолога Э. Берна, личность каждого индивидуума определяется факторами, ко-торые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, основанный на анализе получаемой информации и реагирования индивидуума на действительное. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрослому, по-родительски.

«Ребенок» в личности – это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, поскольку в ней представлено все самое естественное в человеке. «Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность.
В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логического мышления.

Положение «родителя» в личности включает в себя приобретенные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитетных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родительское программирование во многом предопределяет, согласно Э. Берну, судьбу ребенка. Оно осуществ-ляется прежде всего через трансакции - единицы общения, которые могут быть дополнительными, т.е. способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызывающими конфликты и напряжение, и скрытыми, при которых информация в ходе общения искажается.

Основная задача воспитания родителей - научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией транзактного анализа при рассмотрении своего поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять характер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адекватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении отношений между родителями и ребенком.

Модель групповой терапии . В основе данной модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо практический характер и сосредоточена на рассмотрении проблемных ситуаций. Воспитание родителей осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время консультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показывая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся переживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. Постепенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и напоминает групповую консультацию.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни. В 70-80-е годы ХХ в. под руководством отечественного ученого И.В. Гребенникова была разработана и мето-дически оснащена программа педагогического просвещения родителей, которая исходила из предположения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в семейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а также деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизировали внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный предмет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психологических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособность педагогов разрешать психологические проблемы семьи и семейного воспитания.



Оглавление
Теоретические основы психологии воспитания школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет психологии воспитания
Процесс воспитания как психологическая проблема
Цель психологии воспитания
Закономерности и принципы воспитания
Методы психологии воспитания
Воспитание ребенка на различных этапах развития общества
Основные концепции и модели воспитания в семье
Типология современных семей
Нарушения семейного воспитания
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
Стиль семейного воспитания ребенка-дошкольника
Стили семейного воспитания ребенка младшего школьного возраста
Стиль семейного воспитания подростка
Семья как воспитатель личности



Публикации по теме