Основные стили воспитания детей психология. Типы и стили воспитания в семье

Воспитание ребенка в семье – сложная и ответственная задача, ложащаяся на плечи родителей. Существуют разные стили воспитания. И от того, какой будет выбран вариант, зависит, как человек будет вести себя во взрослой жизни. Существуют разные стили, и каждый родитель может выбрать какой-то один вариант. Но в то же время следует понимать: маленький человек – индивидуальность и любой подход в его воспитании должен быть особенным. Будь то авторитарный стиль воспитания или демократический.

Родители как никто другой знают своего малыша. И только они могут правильно подобрать ту или иную модель поведения с ним. Найти подход в определенной ситуации. Нельзя строго следовать какому-то одному принципу, не внося определенных коррективов. К тому же не стоит забывать – родительский пример самый яркий , и именно он действует сильнее всего. Семья в первую очередь несет ответственность за дальнейшую судьбу своих воспитанников.

Стили воспитания в семье

Ниже перечислены основные модели поведения с несовершеннолетними членами семьи, применяемые в обществе. Зная о них и последствиях применения, родители могут выбрать тот вариант, который, по их мнению, больше всего подойдет конкретной семье.

Он предусматривает жесткий родительский контроль не только над поступками детей, но и над их эмоциями. Авторитарный стиль воспитания предусматривает наложение серьезных ограничений на поведение, эмоциональное состояние отпрысков. То есть родители стараются полностью контролировать жизнь воспитанника. В семье даже запрещается плакать, так как бытует мнение, что это проявление слабости, которое ни в коем случае нельзя показывать и допускать вообще.

В результате такого воспитания дети:

Со временем дети из семей с такой моделью воспитания становятся одинокими, замкнутыми. Очень часто появляются проблемы в образовательном процессе. И что самое страшное – они не могут найти общий язык со сверстниками.

Демократичный стиль

Этот стиль считается одним из лучших методов . Применяя его, родители как бы поощряют ребенка становиться самостоятельным. Учится брать на себя ответственность за совершенные поступки, слова. В такой семье ребята отлично умеют отличить хороший поступок от плохого поведения. Родители в семье с этим стилем стараются:

  • Дать возможность выбора;
  • Приучить свое чадо к ответственности;
  • Внятно объяснить свое желание конкретного поведения малыша;
  • Следят за действиями отпрысков и в случае необходимости даже наказывают, но при этом ребенок абсолютно не чувствует себя униженным или обиженным.

В семьях с такой моделью поведения дети принимают активное участие в семейных советах и принятии определенных решений. Ошибки, сделанные ребенком, обсуждаются вместе с ним. Это способствует тому, что маленький человек учится понимать, как надо себя вести в определенной ситуации.

Что бы ни сделали сын или дочка, это стараются рассматривать как урок жизни , а не лишний повод для наказания. Демократический стиль приводит к послушанию, хорошему поведению, которые, в свою очередь, щедро вознаграждаются. Малыши в таких семьях, как правило, очень способные, так как умеют раскрывать свои таланты. Кроме того, они могут сделать правильный выбор, самостоятельно откорректировать свое поведение.

Попустительский стиль (пренебрежительный)

По факту это даже не стиль, а отсутствие всякого воспитания. То есть, дитя предоставлено само себе . Мамы и папы в таких семьях считают, что если они одели и накормили ребенка, купили ему самые необходимые вещи – они выполнили свою миссию. Дети делают что хотят, ими никто не занимается. Никто на них не обращает внимание. Как результат – полное отсутствие послушания, безответственность. Самое страшное – такие дети очень часто страдают от психологического стресса. Лучше уж применять авторитарную модель поведения, чем попустительскую.

Либеральный стиль (разрешительный)

Полная противоположность авторитарному режиму . Родители дают своим детям полную свободу действий. Такая семья не вмешивается в дела человека, предоставляя возможность самому контролировать свою жизнь. Либеральная модель избавляет детей от строгих рамок, правил и ограничений. Даже если в семье к ребенку и выдвигаются какие-то требования, они достаточно мягкие, ненавязчивые.

Такая себе безграничная любовь не предусматривает наказания даже за самые плохие поступки, будь то истерика, полное непослушание и так далее. Маленький человек получает:

  • Полную свободу действий;
  • Возможность самостоятельно выбирать модель поведения;
  • Самостоятельно принимать решения;
  • Возможность намеренно поступать неправильно.

В то же время в нужный момент родители всегда готовы прийти на помощь и уберечь от фатальных ситуаций. Мамы и папы в такой семье свято верят в то, что дети должны сами, исключительно личным опытом учиться жизни.

Эмоциональный стиль

Это абсолютно уникальная модель отношений родителей и детей, являющаяся также полной противоположностью авторитарного стиля. Семья с такой моделью фокусирует свое внимание на воспитании чувств малыша . Если дети что-то делают не так, родители не разбирают с ним ситуацию, почему так произошло. А сопереживают ему.

Придерживаясь такого стиля, мамы и папы желают эмоционально стать ближе малышу. Они ни в коем случае не препятствуют выражению ребенком определенных чувств, а наоборот – даже поощряют выражение эмоций.

Любая ситуация в жизни малыша, провоцирующая эмоциональный всплеск, как бы дает возможность родителям сблизиться с детьми. Помочь в решении той или иной проблемы, но при этом готовое решение никто не выдает.

Такая модель воспитания приводит к тому, что у детей возникает мало проблем с поведением. Они элементарно учатся самостоятельно справляться со своими эмоциями. И уже во взрослой жизни, во многих ситуациях это очень помогает.

Некоторые родители применяют сразу несколько стилей в воспитании крохи, комбинируя авторитарный стиль и либеральный. С одной стороны это даже хорошо, так как есть возможность определить, какая модель поведения родителей лучше влияет на поведение детей.

Итоги

Следует помнить о том, что стили воспитания это не аксиома. Тут можно действительно комбинировать разные варианты. И в большинстве семей так и делается. Достаточно сложно придерживаться какого-то одного стиля воспитания. В жизни случаются самые разные ситуации, и действовать надо по обстановке . Конечно, есть семьи, которые строго придерживаются определенной модели. Но при этом нельзя сказать, что дети в таких ячейках общества полностью счастливы и чувствуют себя комфортно, если, конечно, речь не идет о демократическом стиле воспитания.

В любом случае, как воспитывать малыша, решать только его родителям, но перед тем как выбрать ту или иную модель поведения, стоит все же учесть – в первую очередь надо думать о будущем детей. Ведь то, что будет заложено в них сейчас, прочно укоренится во взрослой жизни.

Последнее обновление: 16/07/2015

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста. Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

  • дисциплинарная стратегия;
  • тепло и забота;
  • стиль общения;
  • ожидание взрослости и способности контролировать себя.

Четыре стиля воспитания

Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер - и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим «(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Попустительский (индифферентный)

Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

Влияние стиля воспитания на развитие ребёнка

Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

  • Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
  • Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными (Маккоби, 1992).
  • Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.
  • Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.

Почему же именно авторитетный стиль воспитания обладает неоспоримыми преимуществами перед остальными? «Во-первых, когда дети считают просьбы своих родителей справедливыми и разумными, они, скорее всего, будут их выполнять», - поясняют авторы Хоккенбери и Хоккенбери в одной из своих работ. - «Во-вторых, дети скорее усваивают причины вести себя определённым образом, и, таким образом, достигают самоконтроля».

Чем отличаются стили воспитания друг от друга?

Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

К факторам, определяющим предпочтения родителей относят культуру,их собственные качества, размер семьи, происхождение, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

Естественно, стили воспитания в отдельных семьях часто смешиваются, образуя уникальное сочетание. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец будет предпочитать более либеральный подход. Для того, чтобы выработать согласованный подход к воспитанию детей, важно, чтобы родители научились сотрудничать, гармонично сочетая различные элементы собственных уникальных стилей воспитания.

Ограничения и критика

Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать. Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер. Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные - например, темперамент ребенка.

Исследователи отмечают также, что корреляция между стилями воспитания и поведением иногда носит в лучшем случае слабый характер. Очень часто ребёнок не оправдывает родительских ожиданий или не соответствует представлениям специалистов: родители, придерживающиеся авторитетного стиля, получают ребёнка с вызывающим поведением или склонностью к преступному поведению, тогда как либерально или даже попустительски настроенные родители - детей, уверенных в себе и успешных во всех отношениях.

«Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», - пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». - «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

Выводы

Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Родители оказывают наибольшее влияние на жизнь своих детей. Именно поэтому их понимание того, о чем дети должны думать, как они должны учиться и как их необходимо воспитывать, имеет решающее значение в формировании будущей модели поведения растущих детей. Такие факторы, как гены, окружение, культура, пол и финансовое положение, имеют меньшее значение. Исследования показывают, что существует взаимосвязь между родительским стилем воспитания и успеваемостью ребенка в школе, его сексуальной активностью, вероятностью его вовлечения в преступную деятельность, проявлением жестокости и антиобщественного поведения, депрессиями, употреблением алкоголя и наркотиков, а также уровнем его самооценки. Итак, давайте подробнее рассмотрим стили, которые используют родители в воспитании своих детей!

Авторитарные родители (авторитарный стиль воспитания) (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»).
Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая дисциплина, общение в режиме “родитель- ребенок”превалирует над общением ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики. Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и “кажется, что они несколько отстранены от своих детей”. Родители отдают инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание, уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого обращения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются своим родителям, то они становятся безынициативными. Авторитарные родители также ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста. Активность самих детей очень низкая, так как подход к воспитанию ориентирован на родителя и его нужды.
Этот стиль воспитания приводит к ряду недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны; они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, они отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей и принципов.
Уровень насилия среди мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую самооценку. Кроме того, существует обратная зависимость между подобным авторитаризмом и хорошей успеваемостью. Другие исследования показывают, что таким детям не достает социальной адаптации, и они редко выступают инициаторами какой- либо деятельности: “Они недостаточно любознательны, не могут действовать спонтанно и обычно полагаются на мнение старших или вышестоящих лиц”.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Тот факт, что в прошлом многие люди в Германии последовали за Гитлером, приписывали тому, что они воспитывались в условиях авторитаризма, который требовал от них беспрекословного повиновения. Таким образом, родители как бы “создали условия” для Гитлера.

Либеральные родители (либеральный стиль воспитания) (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»).
Для либерального (свободного) стиля характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина, общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель- ребенок”, а также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий.
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Либеральные родители заботливы, внимательны, у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том, чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их отличать правильное от неправильного. Либеральным родителям сложно установить четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны и часто поощряют раскованное поведение. Если определенные правила или стандарты и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере. Либеральные родители иногда как будто принимают приказы и инструкции со стороны своих детей, они пассивны и наделяют детей большим влиянием в семье. Такие родители не возлагают на своих отпрысков больших надежд, дисциплина в их семьях минимальна, и они не чувствуют большой ответственности за судьбу детей.
Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних, злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной активностью.
Такие родители прививают своим детям мысль, что они могут добиться желаемого, манипулируя окружающими: “Дети приобретают ложное ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и окружающими их людьми”. Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не слушаются старших, а “также могут попытаться обойти не четко сформулированные законы и правила”.
Так как их не научили контролировать себя и следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой”. Неудовлетворенные психологические потребности приводят детей либеральных родителей к тому, что они становятся “уязвимыми и неспособными противостоять ежедневным проблемам, что мешает ребенку в полной мере участвовать в жизни общества”. А это, в свою очередь, препятствует их социальному развитию, формированию чувства собственного достоинства и позитивной самооценки. Не имея высоких целей и надежд, “дети либеральных родителей обычно с трудом контролируют свои импульсы, они проявляют незрелость и не желают брать на себя ответственность”.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Существует прочная взаимосвязь между либеральным стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений и дискуссий на различные темы. Другими негативными последствиями являются нарушения сна и отсутствие чувства безопасности.

Авторитетные родители (авторитетный стиль воспитания (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»).
Для авторитетного стиля воспитания характерны теплые отношения между родителями и детьми, умеренные дисциплинарные требования и надежды на будущее детей, а также частое общение. Авторитетные родители заботливы и внимательны, они создают в доме атмосферу полную любви и обеспечивают эмоциональную поддержку своим детям. В отличие от либеральных родителей, они тверды, последовательны в своих требованиях и справедливы. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
Авторитетные родители создают дисциплину, используя рациональные и проблемно-ориентированные стратегии, для того чтобы обеспечить независимость детей и при необходимости подчиняться правилам определенной группы. Они требуют от детей подчинения некоторым установившимся стандартам в поведении и контролируют их выполнение. “Семейные правила скорее демократические, чем диктаторские”. Родители для достижения взаимопонимания с детьми используют разумные доводы, обсуждение и убеждение, а не силу. Они в равной степени выслушивают своих детей и высказывают им свои требования.
У детей есть альтернатива, их поощряют предлагать свои решения и принимать на себя ответственность за свои поступки. В результате такие дети верят в себя и в возможность выполнения взятых ими обязательств. Когда родители ценят и уважают мнение своих детей, это приносит пользу обеим сторонам.
Авторитетные родители устанавливают приемлемые границы и стандарты поведения для своих детей. Они дают им понять, что всегда помогут, когда это будет необходимо. Если их требования не выполняются, то они относятся к этому с пониманием и скорее готовы простить своих детей, чем наказать их. В общем, для этого стиля воспитания характерно взаимопонимание между родителями и детьми и взаимное сотрудничество.
В результате выигрывают обе стороны. Благодаря успешному взаимодействию, заботе и реальным ожиданиям, возлагаемым на детей, они получают хорошие возможности для развития. Кроме того, такие родители поощряют успехи детей в учебе, что имеет положительное влияние на их успеваемость в школе. Это объясняется вовлеченностью родителей в дела и образование детей и использованием ими открытых обсуждений совместно прочитанных книг, проведением дискуссий.
Исследования также показывают, что такие дети менее подвержены негативному влиянию со стороны сверстников и более успешно строят свои взаимоотношения с ними. Так как авторитетный стиль воспитания обеспечивает баланс между контролем и независимостью, то его результатом являются компетентные, ответственные, независимые и уверенные в себе дети. У таких детей вероятность развития высокой самооценки, веры в себя и самоуважения, существенно выше, они менее агрессивны и обычно добиваются большего успеха в жизни.
Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Более того, в отличие от других детей они лучше приспособлены к жизни. По данным исследований, дети авторитетных родителей занимают первое место по уровню самоуважения, способности приспосабливаться к руководству и интересу к вере в Бога, исповедуемой родителями. Они уважают авторитеты, ответственны и контролируют свои желания. Эти дети более уверены и ответственны, поэтому вероятность злоупотребления ими наркотиками или алкоголем значительно меньше, как и возможность быть вовлеченными в преступную деятельность. У них также отмечается меньше фобий, депрессий и проявления агрессивности.

Хаотический стиль воспитания (непоследовательное руководство)
Это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями, или между родителями и бабушками, дедушками.
У родителей, особенно у матери не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, ругани до умилительно ласковых проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей. Со временем ребенок становится неуправляемым, пренебрегающим мнением старших, родителей.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Фрустрация — психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) препятствиями, возникающими на пути к достижению цели. Проявляется в виде гаммы эмоций: гнева, раздражения, тревожности, чувства вины и т. п.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль воспитания (гиперопека, концентрация внимания на ребенке)
Стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребенка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у ребенка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
Лежащее в основе гиперопеки стремление матери "привязать" к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.
Другой распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие.
Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей.
Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка.
Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Гиперопека проявляется не только в ограждении ребенка от всего, что, по мнению взрослых, может повредить здоровью; но и в игнорировании собственных желаний малыша, в стремлении все делать за или вместо него - одевать, кормить, умывать, а по сути - жить вместо него. Жесткое следование режиму, страх отступить от правила - все это проявления чрезмерных страхов родителей, которые зачастую оборачиваются невротизацией и детей, и самих взрослых.
Взрослые всегда спешат. Маме некогда ждать, когда малыш натянет колготки или застегнет пуговицы, ее раздражает, что он долго сидит за столом и размазывает по тарелке кашу, обливает себя молоком, не умеет толком умыться и вытереть руки. И не обращая внимания на то, как ребенок пусть пока еще и неловко, но упорно старается просунуть пуговицу в петлю, настойчиво пытается справиться с непослушным мылом, отстраняет его руки: "Дай я сама сделаю, как следует". Стремление сделать все за ребенка проявляется и в том, как взрослые играют с ним. Малыш пытается собрать пирамидку, но у него не получается надеть колечко на стержень, он хочет открыть коробку, но крышка "не слушается" его, он пытается завести ключом машинку, но ключ "не хочет" поворачиваться в отверстии. Ребенок сердится, бежит к маме. И заботливая мама, вместо того, чтобы похвалить его за старание, поддержать и терпеливо помочь ему вместе справиться с трудностями, сама собирает, открывает, поворачивает.
В сущности, за стремлением делать все за ребенка скрывается недоверие к его возможностям. Взрослые откладывают воспитание самостоятельности на будущее, когда малыш подрастет: "Сделаешь сам, когда вырастешь". А когда он подрастает, вдруг оказывается, что он ничего не умеет и не хочет делать самостоятельно. Как разнятся в этом отношении дети одного и того же возраста в яслях или детском саду! Одни сами открывают свои шкафчики, старательно и ловко натягивают на себя курточки и сапожки, радостно бегут на прогулку, другие безучастно сидят на банкетке и ждут, пока их оденет воспитатель. Пассивность, постоянное ожидание того, что взрослые накормят, умоют, уберут, предложат интересное занятие - вот следствие гиперопекающего стиля воспитания, который формирует у ребенка общую установку на жизнь не только в семье, но и в боле широком социальном контексте.
Ребенок, привыкший к чрезмерной опеке, может стать послушным, удобным для родителей. Однако за внешним послушанием часто скрывается неуверенность в себе, в своих силах, боязнь ошибиться. Гиперопека подавляет волю и свободу ребенка, его энергию и познавательную активность, воспитывает покорность, безволие и беспомощность, тормозит развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия, своевременное формирование различных умений и навыков. Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству. Большинство учеников 4-6 классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, считая, что они не справятся с ними. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не участвующих в жизни семьи, но число недовольных подобной опекой, было в несколько раз меньше. Этот опрос показал, как постепенно угасает желание детей быть активными, брать на себя различные обязанности, если взрослые препятствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны" оказываются запоздалыми и во многом несправедливыми. Ведь мы сами, желая детям добра, оберегая от трудностей, с малых лет воспитываем в них эти качества.
Гиперопека может обернуться и другой крайностью. Стараясь вырваться из-под контроля взрослых, ребенок может стать агрессивным, непослушным, своевольным. Многие жалобы родителей на негативизм, упрямство, строптивость малышей, которые наиболее ярко проявляются к концу раннего возраста, в период кризиса 3-х лет, обусловлены непониманием взрослыми стремления ребенка взрослеть. В старших возрастах эти качества могут закрепиться, стать устойчивыми чертами личности.
Постоянный контроль и ограничения могут с возрастом сформировать у ребенка скрытность, умение хитрить. В подростковом возрасте ребенок может начать сознательно использовать ложь как средство самозащиты от бесконечного внедрения взрослых в свою жизнь, что в итоге приведет к отчуждению от родителей, особенно опасному в этом возрасте. Последствием гиперопеки может стать формирование зависимости от чужого, в том числе и негативного влияния других людей.
Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой.
Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма (сохранению у взрослых психических черт, свойственных детскому возрасту). Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов. Именно под влиянием этого стиля вырастают «маменькины сынки».

Тема «» горячо обсуждаема в педагогической литературе. Но мы, родители, не всегда задумываемся о том, как надо и какое влияние наши действия оказывают на развитие ребенка. Давайте поразмышляем. Ведь многие негативные последствия можно предотвратить, зная основные характеристики стилей родительского поведения.

Выделяют 4 основных типа семейного воспитания :

  • Попустительский стиль (синонимы в других источниках: индифферентный, безразличный, гопоопека, равнодушие);
  • Либеральный (невмешательство, в некоторых источниках либеральный стиль приравнивается к попустительскому);
  • Авторитарный (автократический, диктат, доминирование);
  • Авторитетный (демократический, гармоничный стиль, сотрудничество).

Стили воспитания применяются родителями неосознанно, но их не может не быть. Отсутствие воспитания – тоже стиль.

Представим характеристику каждого стиля в виде таблицы, где в первой графе будут описаны действия родителей, во второй – поведение детей в результате применения стиля .

Попустительский стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители (Р.) неосознанно демонстрируют холодное отношение к ребенку, безразличны к его потребностям и переживаниям. Р. не устанавливают для детей никаких ограничений, их интересуют исключительно собственные проблемы. Р. убеждены, что если их ребенок одет, обут и накормлен, то их родительский долг выполнен. Главный метод воспитания – кнут и пряник, причем сразу после наказания может следовать поощрение – «лишь бы не орал». Р. часто демонстрируют двуличное отношение к окружающим. На людях Р. проявляют к своему ребенку безграничную любовь и доверие, подчеркивая его достоинства и оправдывая шалости. Развивают ребенка только потому, что хотят извлечь из этого максимальную выгоду. Такие Р. любят повторять: Ну и что, я сам таким был и вырос хорошим человеком. Ключевые слова попустительского стиля: Делай, как хочешь! (Д.) предоставлены сами себе. В одиночку они вынуждены разбираться со своими маленькими проблемами. Недоласканные в детстве, они чувствуют себя одинокими. Д. полагаются только на себя, проявляя недоверчивость к другим, имеют много тайн. Часто Д. двуличны, как и их родители, демонстрируют угодничество, лесть, подхалимаж, любят врать, ябедничать и хвастаться. Такие дети не имеют собственного мнения, не умеют дружить, сочувствовать, сопереживать, ведь их этому не научили. Для них не существует запретов и нравственных норм. Процесс обучения для Д. неважен, важен конечный результат – отметка, которую порой они стремятся выплакать, отстоять, оспорить. Д. ленивы, не любят труд ни умственный, ни физический. Дают обещания, но не выполняют, нетребовательны к себе, но требовательны к другим. У них всегда кто-то виноват. Самоуверенность в старшем возрасте граничит с хамством. Поведение Д. безразличных Р. проблемно, что порождает постоянные конфликтные ситуации.

Либеральный стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
В отличие от попустительского стиля, либеральные родители (Р.) намеренно ставят себя на одну ступень с ребенком, предоставляя ему полную свободу. Правила поведения, запреты, реальная помощь, которая так нужна маленькому человечку в большом мире, отсутствуют. Р. ошибочно полагают, что такое воспитание формирует самостоятельность, ответственность, способствует накоплению опыта. Р. не ставят целей воспитания и развития, пуская все на самотек. Уровень контроля низкий, но отношения теплые. Р. всецело доверяют ребенку, легко общаются с ним и прощают шалости. Выбор либерального стиля может быть обусловлен слабостью темперамента Р., их природной неспособностью требовать, руководить, организовывать. Они или не умеют, или не хотят воспитывать ребенка и к тому же снимают с себя ответственность за результат. Ключевая фраза: Делай то, что считаешь нужным. Д. либеральных родителей тоже предоставлены сами себе. Совершая ошибки, они вынуждены сами их анализировать и исправлять. Став взрослыми, по привычке они будут стараться делать все в одиночку. У Д. вероятно развитие эмоциональной отчужденности, тревожности, замкнутости и недоверия к окружающим. По плечу ли Д. такая свобода? Формирование личности в таком случае во многом зависит от среды вне семьи. Существует опасность вовлечения Д. в асоциальные группы, поскольку Р. неспособны контролировать их поступки. Чаще всего, в либеральных семьях вырастают либо безответственные и неуверенные в себе Д., либо наоборот неуправляемые и импульсивные. В лучшем случае Д. родителей-либералов все же становятся сильными, творческими, активными людьми.
Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Родители авторитарного стиля демонстрируют высокий уровень контроля и холодные отношения. Р. имеют четкие представления о том, каким должен быть их ребенок и достигают цели любыми способами. Р. категоричны в своих требованиях, неуступчивы, любая инициатива, самостоятельность ребенка всячески подавляются. Р. диктуют правила поведения, сами определяют гардероб, круг общения, режим дня. Активно применяются методы наказания, командный тон. Р. любят оправдывать себя тем, что «Меня тоже наказывали, но я же вырос хорошим человеком», «Яйцо курицу не учит!». В то же время Р. стремятся дать своему ребенку все самое лучшее: одежду, еду, образование. Все, кроме любви, понимания и ласки. Ключевые слова авторитарного стиля: Делай, как я хочу! Д. испытывают дефицит родительской ласки и поддержки. Они прекрасно знают все свои недостатки, но не уверены в себе и своих достоинствах. У Д. часто возникает чувство собственной ничтожности, ощущение, что родителям нет до него дела. Формируется личность со слабым Я, неспособная на контакт с окружающим миром. Результаты излишне требовательного воспитания: либо пассивность, либо агрессивность. Одни дети спасаются бегством, замыкаясь в себе, другие отчаянно борются, выпуская колючки. Отсутствие близости с родителями вызывает враждебность, подозрительность и к окружающим. Часто Д. авторитарных родителей убегают из дома или заканчивают жизнь самоубийством, не находя другого выхода. Вовремя обнаружить в себе тирана и не сломать жизнь ребенку – первоочередная задача авторитарных родителей.

Демократический стиль и его характеристика

Поведение родителей (Р.) Поведение детей (Д.)
Теплые отношения, высокий контроль – оптимальные условия воспитания, по мнению психологов. Родители-демократы беседуют с детьми, поощряют инициативу, прислушиваются к их мнению. Они координируют действия ребенка и устанавливают правила с учетом его потребностей и интересов. Р. признают право на свободу Д., но требуют соблюдения дисциплины, что формирует у Д. правильное социальное поведение. Р. всегда готовы прийти на помощь, культивируя, тем не менее, самостоятельность и ответственность. Р. и Д. сотрудничают, действуют на равных, авторитет, однако, остается за взрослым. Демократический стиль можно назвать «золотой серединой». Ключевые слова: Я хочу тебе помочь, Я слушаю тебя, Я тебя понимаю. Демократический стиль формирует гармоничный тип личности, что является, как мы помним, главной целью современного воспитания. Д. растут самостоятельными, инициативными, рассудительными, уверенными в себе людьми. Это могут быть совсем не идеальные дети, но они прислушиваются к замечаниям и стараются контролировать свое поведение. Д. часто становятся отличниками, лидерами в коллективе. Воспитывая детей в стиле сотрудничества, родители делают вклад и в свое будущее. Такие Д. доставят минимум хлопот, а став взрослыми, будут опорой для семьи.

Вероятно, после ознакомления с характеристиками стилей , у вас возник вопрос: «Как же так? В нашей семье не применяется ни один из этих стилей!» или «В нашей семье все стили имеют место быть!» или «В нашей семье индивидуальный стиль воспитания!». И вы будете правы. Стили семейного воспитания не всегда применяются родителями в чистом виде. Например, в некоторых семьях сотрудничество порой может граничить с безразличием, диктат с невмешательством, в зависимости от ситуации.

Беспорядочное чередование стилей , непоследовательные действия родителей говорят о хаотическом воспитании. И наоборот, родители могут перестараться с заботой, и тогда сотрудничество перерастает в гиперопеку. В некоторых источниках можно встретить описание рассудительного и состязательного стилей, но их, опять же, можно рассматривать как варианты основных 4 стилей .

Так как же нужно воспитывать детей? Применение одного только демократического стиля не всегда бывает эффективным, хотя в плане развития личности он, безусловно, лучший.

Выбор стиля семейного воспитания прежде зависит от личности детей и родителей, от семейных традиций и нравственных устоев. Огромный отпечаток накладывают условия воспитания самих родителей. Сколько родителей – столько и мнений. А что Вы об этом думаете?

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Представление о моделях поведения и стилях общения, которых ребенок, скорее всего, будет придерживаться в своей взрослой жизни, формируются в семье. Окружение, социальные и наследственные факторы тоже играют свою роль, но не обладают таким сильным влиянием на становление личности ребенка. Гораздо большее влияние, по утверждению современных психологов, имеют стили воспитания детей. Они отражаются на уровне их самооценки, школьной успеваемости, подверженности вредным привычкам, а также на склонности к депрессиям и антиобщественному поведению.

К основным стилям воспитания детей в семье относят следующие:

  • авторитарный;
  • либеральный;
  • демократический.

Предлагаем подробно их рассмотреть.

Авторитарный стиль воспитания детей

Данный стиль воспитания также называют диктаторским. Родители, которые его придерживаются, всегда возлагают на малыша слишком большие надежды, требуют от него жесткой дисциплины, при этом все основные решения принимают без его участия. Следует отметить, что зачастую отношения между членами таких семей довольно «холодные».

Авторитарный стиль воспитания детей не приемлет компромиссов, поэтому взрослые ждут от ребенка безоговорочного послушания. Они не обосновывают требования к малышу, не обсуждают с ним правила, а также почти не показывают ему свою любовь. В таких отношениях наказания, в том числе и физические, считаются нормой. Родители часто ограничивают свободу ребенка и жестко его контролируют. Они требуют от него не по возрасту взрослых суждений и поступков, при этом всячески подавляя его инициативность.

В подростковом возрасте дети из «авторитарных» семей часто начинают конфликтовать со взрослыми, при этом у них нередко возникает желание быстрее покинуть родительский дом. Более застенчивые и робкие малыши вырастают безвольными и зависимыми личностями, с аномальной потребностью во всем следовать указаниям родителей.

В подростковом возрасте дети из таких семей легко позволяют манипулировать собой своим сверстникам и часто попадают в «плохие компании». Кроме того, они редко обращаются к родителям за поддержкой в трудный период. В таких семьях нет привязанности и душевной близости, что проявляется у детей изолированностью и враждебностью по отношению к окружающим. Авторитарный стиль воспитания детей приводит к тому, что во взрослой жизни ребенок из такой семьи, как правило, разочаровывается в родительских ценностях.

Либеральный стиль воспитания детей

Для данного стиля воспитания характерно практическое отсутствие дисциплины, запретов и ограничений. Родители, которые его придерживаются, в основном, не возлагают на собственного ребенка особых надежд. При этом они сами часто безвольны, безответственны и непоследовательны, поэтому дети, как правило, не считают нужным прислушиваться к ним.

В то же время, либеральный стиль воспитания детей вовсе не означает, что взрослые не проявляют заботу о ребенке. На самом деле они желают ему счастья и стремятся способствовать его самореализации, но отсутствие четких и последовательных воспитательных действий не позволяют им этого сделать.

Следует отметить, что у детей из таких семей во взрослом возрасте довольно часто возникают различные психологические проблемы, депрессии, фобии и т.д. Помимо того, они не приучены к контролю собственных поступков, а также противостоянию повседневным трудностям.

Демократический стиль воспитания детей в семье

Для демократического стиля воспитания детей характерно регулярное общение и теплые, дружественные взаимоотношениями между членами семьи. При этом взрослые требуют от детей дисциплины и соблюдения некоторых правил, возлагая на них реалистичные надежды. Родители с данным стилем воспитания заботливы, внимательны, последовательны, справедливы и в меру требовательны. При этом они понимают возрастные возможности своего ребенка и не ждут от него невозможного. Такие родители всегда готовы обосновать свои требования и выслушать аргументы ребенка. Они дают ему право выбора и в то же время возлагают на него ответственность.

Для такого воспитательного стиля характерно то, что взрослые всегда активно интересуются жизнью и учебой ребенка, оказывают ему помощь, а также обсуждают с ним важные вопросы. Во взрослом возрасте, человек, выросший в семье с демократическим стилем воспитания детей, будет верить в свои силы и знать, что родители ценят и уважают его мнение.

Дети из «демократических» семей являются морально устойчивыми, поэтому довольно легко устанавливают дружеские отношения со сверстниками. У них высокий уровень самооценки и чувства собственного достоинства, хорошо развит самоконтроль и ответственность. Такие дети психически уравновешены, не агрессивны и, как правило, многого добиваются в жизни.

Другие стили воспитания

Наряду с основными стилями воспитания детей выделяют еще такие стили как хаотичный и опекающий. В первом случае у родителей отсутствует единый подход к воспитанию ребенка. Для разных членов семьи характерно собственное видение воспитательного процесса, либо у одного из родителей (зачастую у матери) имеют место эмоциональные перепады. В данном случае влияние взрослых на ребенка нивелируется, он не считается с их требованиями и становится неуправляемым. Таким детям свойственна неуравновешенность и высокая потребность в упорядоченности окружающего мира. Непредсказуемость родителей лишает их ощущения защищенности. Во взрослом возрасте они становятся инфантильными и безответственными.

Что касается опекающего стиля воспитания, называемого гиперопекой, то он также является крайне деструктивным для малыша. В семьях с таким отношением дети очень часто вырастают с повышенным чувством своей значимости и неуверенностью в себе одновременно. Многие из них становятся агрессивными и возбудимыми, а также имеют неустойчивую психику.



Публикации по теме