От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи – основные события, праздники, родительские субботы. Пасха мертвых, что это: как готовиться, что делать, как отмечают Радоницу в России

В церковном календаре есть огромное количество разных праздничных дней. Люди, какие постоянно приезжают в собор и проводят много времени за прочтением священных книг имеют все шансы с лёгкостью сказать о значении любого из них. Однако есть такие люди, которые понимают только наиболее популярные торжества, а о других и не знают. Среди таких и торжество под названием Великая Радоница. Скорее всего много людей и слышали о нем, но под иным названием.

Почему Радоница отмечается на 9 день после Пасхи: что это за праздник?

Радоницей православной называют весенний праздник, который празднуют на 9 день после Пасхи. Данную неделю принято называть Фоминой неделей. Этот день считают днем поминовения умерших. Еще говорят, что на 9-ый день – это родительский день. В данный день на могилы приезжают члены семьи мертвых. Много людей данный день называют Пасхой мертвых. Это торжество занимает особенное положение из числа других духовных праздничных дней. Оно начинается сразу после пасхальной недели и тем самым говорит христианам не расстраиваться и не скучать по родным, а наслаждаться, что они перешли в бессмертную жизнь, пишет портал сайт.

Почему Радоница отмечается на 9 день после Пасхи: история праздника

Принято считать, что данное торжество было еще при языческих верованьях. Народы восточной части Европы верили в реальность потустороннего мира. Они полагали, что после смерти дух человека отходит в другой мир и там продолжает делать то, что делал в своей жизни. Возврата в мир живых не было возможным, однако были специальные дни в году, когда души мертвых могли вернуться. Для этого проводили обряды. Их проводили с богатыми обедами, песнями и развлечением. На таких мероприятиях обязательным было задобрить души мертвых. Так как от расположения духа умерших зависело благополучие живых. Считалось, что они обладали определенной силой и имели возможность как посодействовать в решении определённых проблем, так и нанести вред. Принося приношения, они стремились задобрить скончавшихся и таким способом сосредоточить на себе их доброжелательность.

Почему Радоница отмечается на 9 день после Пасхи: приметы и обряды

На 9-ый день после Пасхи православные христиане празднуют Радоницу – день поминовения мертвых. В данный день люди всегда торопятся на кладбище к могилам родных, для того, чтобы уважить их память.

На данное торжество есть немало обычаев и примет.

На Радоницу как правило не засевают и ничего не садят в землю.

Дождь на Радоницу являлся хорошим признаком, данной водою мылись «на удачу».

Считается, что тех, кто на Радоницу забывает про могилы родных, о том никто не вспомнит после его смерти.

В данный день дети «вызывали» первый весенний дождь. Если после этого начинался дождь, то «окликальщики» быстро бросались купаться под «небесной водицей». Считалось, что после этого у них будет благополучие.

В случае если в данный день будет весенний гром, то юные девушки и женщины мылись ливнем через золотой и янтарный перстень. Считалось, что это поможет сберечь красоту и юность.

В отдельных областях умершим близким готовили баню, оставляя в ней все требуемые принадлежности. А поутру в золе искали знаки, которые могли забыть мертвые.







На девятый день после Пасхи (вторник на Фоминой неделе) христиане отмечают Радуницу. Это наиболее почитаемый у православных праздник, посвященный памяти умерших.

День, который в церковном календаре называется Радоницей,— «праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа».

Церковный Устав не случайно предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе.

Народное название Фоминой недели — Проводная. Считается, что Господь отпускает души усопших на Пасху, а потом их провожают к могилам живущие на земле. Слово «Радуница» значит «блестящая», «просветленная». Считают также, что название «Радуница» происходит от слова «радость», которую принесло Воскресение Христово. Живые делятся своей радостью с умершими в надежде на всеобщее воскресение.




В народе, в отличие от церковного обычая, издревле в этот день на могилы приносили еду и питье. «Похристосоваться» с умершими и разделить с ними праздничную трапезу считалось долгом каждого православного человека.

Традиционные ритуальные блюда, вкушаемые на Радуницу, — поминальная кутья, крашеные пасхальные яйца, пироги, калачи, блины, куличи, драчены, сырники, медовые пряники, печенье, конфеты, из напитков — сыта, кисели, вино, пиво. Приносили на кладбище и другую снедь: мясо, домашнюю колбасу, рыбу, печеную пасху, кокурки (пшеничный хлебец с запеченным в нем яйцом). Перед трапезой на могилку выливали рюмку водки или вина и клали столовую ложку кутьи. Едой принято было делиться с умершими: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли там.

Обязательно читали молитву «Отче наш...», а также пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». За трапезой вспоминали добрые дела и жизнь покойных.

Празднование продолжалось дома в кругу семьи. Отведав кутью, пили, не чокаясь, водку или вино, и печаль нередко переходила в веселье.






МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.



Вот несколько традиционных блюд к этому празднику.

СЫТА (ПОМИНАЛЬНОЕ БЛЮДО)
Сахар или мед растворить в кипяченой воде и добавить нарезанный мелкими кубиками или накрошенный хлеб.

СЫТА ФРУКТОВО-ЯГОДНАЯ
Ингредиенты:
50 г меда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды.
Приготовление
Мед развести в кипяченой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок, можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ
I вариант
1,5 стакана чистых зерен пшеницы залить холодной водой на 2-3 часа, сварить и откинуть на дуршлаг. 200 г меда развести горячей водой, залить сваренную пшеницу, довести до кипения и охладить.
II вариант
В 300 мл воды отварить 180 г риса до рассыпчатого состояния. Добавить по 1 ст. ложке цукатов и промытого и обсушенного изюма, 40 г меда и перемешать. Сверху посыпать измельченными семечками тыквы, слегка обжаренными.

РЫБНОЕ ФИЛЕ, ЗАПЕЧЕННОЕ В ФОЛЬГЕ
Ингредиенты:
800 г рыбного филе, 75 г сливочного масла, 1 луковица, 1/2 лимона, зелень петрушки, соль, горчица.
Приготовление
Разрезанное на порции филе рыбы обмазать со всех сторон смесью масла с измельченным луком, петрушкой, лимонным соком, горчицей и солью.
Каждую порцию рыбы завернуть отдельно в фольгу и запекать в духовом шкафу около 30 минут.

СВИНИНА МАРИНОВАННАЯ ЖАРЕНАЯ
Ингредиенты:
1 кг свинины, 50 г жира.
Для маринада: 1/2 стакана растительного масла, 1/2 стакана 3%-ного уксуса, 50 г меда, 5-6 долек чеснока, 50 г готовой горчицы, соль.
Приготовление
Смешать растительное масло, уксус, мед, рубленый чеснок, горчицу и соль.
Свинину нарезать на порционные куски, положить в эмалированную посуду, залить маринадом и поставить на сутки в холодильник.
Затем обжарить с обеих сторон в растительном масле или свином жиру до готовности.

РУЛЕТ МЯСНОЙ С ЯЙЦАМИ
Ингредиенты:
300 г говяжьего фарша, 200 г свиного фарша, 5-6 яиц, 2 ломтика белого хлеба, 1 стакан бульона или молока, 1 луковица, 1 ст. ложка рубленой петрушки, 2 ст. ложки сметаны, 1 соленый огурец, 1-2 ст. ложки муки, перец, соль, панировочные сухари.
Приготовление
Оба фарша смешать, добавить размоченный в молоке хлеб, рубленый лук, петрушку, 1 сырое яйцо, сметану, нашинкованный без семян огурец, посолить, поперчить и вымешать до получения однородной вязкой массы.
Очищенные вареные яйца (4-5 шт.) обвалять в муке, положить друг за другом по центру выложенного в форме длинного и узкого прямоугольника фарша, соединить края и положить рулет на смазанный жиром противень, смазать яйцом, посыпать молотыми сухарями и запечь в духовке при температуре 180°С, периодически поливая бульоном или водой.
Готовый рулет нарезать тонкими ломтями.

КОЛБАСКИ ПРАЗДНИЧНЫЕ
Ингредиенты:
250 г говядины, 250 г свинины, 50 г шпика, 50 г сметаны, 2-3 дольки чеснока, молотый красный перец, соль, жир.
Приготовление
Говядину и свинину вместе с чесноком дважды пропустить через мясорубку, добавить сметану, соль, перец и вымешать фарш.
Сформовать лепешки, на середину каждой положить тонкие полоски шпика, натертого красным перцем, свернуть в виде колбасок, обжарить и довести до готовности в духовке.

ДРАЧЕНА СЛАДКАЯ
Ингредиенты:
5 яиц, 2 ст. ложки сахара, 1 ст. ложка сливок или цельного молока, 1 стакан пшеничной муки, 1 щепотка соли, 1—2 ст. ложки сливочного масла, 1 ст. ложка сахарной пудры.
Приготовление
Яйца взбить с сахаром и солью в стойкую пену, влить сливки или молоко, всыпать муку, быстро перемешать и вылить в глубокую сковороду с растопленным маслом.
Запечь в разогретом духовом шкафу, чтобы драчена хорошо подрумянилась.
Сверху посыпать сахарной пудрой.

СЫРНИЦА
Ингредиенты:
2 л простокваши, 150 г сливочного масла, 50 г клинкового сыра, соль.
Приготовление
Простоквашу поставить на непродолжительное время в духовку, затем вынуть и отделить творожную массу от сыворотки.
В творог добавить кусочки клинкового сыра, сливочное масло, соль.
Все перемешать, выложить в глубокую, смазанную жиром сковороду и запечь в духовке.

КОКУРКИ
Ингредиенты
Для теста: 600 г пшеничной муки, 1 ст. ложка сливочного масла, 1 ст. ложка сахара, 15 г дрожжей, 1 стакан воды, соль.
Для начинки: 10 вареных яиц.
Для смазывания: сливочное масло.
Приготовление
Приготовить дрожжевое безопарное тесто, сформовать из него шарики, сильно сплющить их, положить на середину вареное яйцо, закрыть его краями теста, защипать.
Положить кокурки швом вниз на смазанный маслом противень.
После 30—40-минутной расстойки смазать маслом и выпекать в духовке при температуре 250-270°С в течение 10-15 минут.

ПИРОГ С РЕВЕНЕМ И КОРИЦЕЙ
Ингредиенты:
1 кг дрожжевого теста, 1 кг ревеня, 1/3 стакана сахара, 1 ч. ложка молотой корицы.
Для смазывания: 1 яйцо.
Приготовление
Готовое дрожжевое тесто раскатать в виде овальной лепешки толщиной 1 см, перенести на противень, разровнять и наколоть вилкой по всей поверхности.
Положить ровным слоем начинку из ревеня с корицей, поверх нее нанести переплет из полосочек тонко раскатанного теста и смазать желтком.
Приготовление начинки. Черешки ревеня очистить, нарезать кусочками, залить водой, чтобы она чуть прикрывала ревень, добавить сахар и варить до полуготовности. Затем откинуть на сито и дать сиропу стечь.
Начинку охладить и смешать с корицей.




Поговорки и приметы на Радуницу

При первом проблеске весны говорили: «Родители из могил теплом дохнули».
Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует.
Расплакалася, как усопшая Радуница.
Дождь на Радуницу — не обрадуешься.
В этот день нежелательно было что-либо сеять или сажать.

Окликание дождя на Радуницу

В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили за облаками и тучами на небе.
Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.
При виде облачка дети выкрикивали:
Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.
Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.
Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!
Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье.
Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость. Действительно, в давние времена дождевая вода была не только "мягкой" (почти дистиллированной), но и очень чистой, весьма полезной для кожи и волос.
СУЩЕСТВЕННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. С тех давних пор многое в мире изменилось.
В наше время падающая с неба дождевая вода столь загрязненная, что умываться ею просто недопустимо!
Также не рекомендуется попадание современной дождевой воды на голову, т.к. это может привести к ухудшению состояния волос или даже к их выпадению.


Пасха Христова в 2018 году приходится на 8 апреля. Святая Троица в 2018 году будет 27 мая. От Пасхи до Троицы проходит семь недель, которые еще называют Святая Пятидесятница. В семь воскресных дней вспоминаются разные события, особенности молитвенного правила и поклонов на Святой Пятидесятнице.

Семь недель после в церковном календаре выделяются особо, и считаются Неделями «по Пасхе». «Христос Воскресе!» приветствуют православные друг друга все семь недель после Пасхи и отвечают «Воистину Воскресе!» . Кроме этого, перед каждым вкушением пищи поют пасхальный тропарь, а не обычные молитвы.

Особо выделяется , в 2018 году она идет с 9 по 14 апреля. Это сплошная седмица, то есть не имеет постных дней. Всю эту неделю каждый желающий может позвонить в колокола. Существуют особенности и в молитвенном правиле - вместо утренних и вечерних молитв и правила подготовки к причастию поются или читаются Часы Пасхи. Необходимые перед причастием каноны, заменяют на канон Пасхи.

Вторая неделя носит название Фомина, Антипасха или Красная горка. В Она начинается в 2018 году 15 апреля с воспоминания уверения апостола Фомы в воскресшего Спасителя и продолжается до 21 апреля. На эту неделю приходится важное событие – Радоница, день особого поминовения усопших. Питание на этой неделе идет обычной годовой чередой – среда и пятница постные дни.

Третья неделя называется Мироносицкая, начинается в 2018 году 22 апреля Днем святых Жен Мироносиц и заканчивается 28 апреля.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

В эту неделю вспоминаются святые Жены-Мироносицы, которые первые поспешили отдать последние почести распятому Учителю, но обрели Гроб пустым.

Четвертая неделя называется «О расслабленном», в 2018 году она начинается 29 апреля, когда воспоминается чудо о воздвижении расслабленного, которое совершил Христос, и заканчивается 5 мая. На этой неделе верующие задумываются о том, как важно для того, что бы начать двигаться за Христом, сначала довериться Ему и подняться (начать).

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Пятая неделя называется «О самарянке», она в 2018 году начинается 6 мая воспоминанием беседы у колодца Христа с самарянкой и заканчивается 12 мая. Открытое сердце самарянки легко приняло слова Христа, так как они подобны чистой воде.

Шестая неделя называется «О слепом», в 2018 году она начинается 13 мая тем, что вспоминается чуда о даровании слепорожденному зрения, как ответ на веру, и заканчивается 19 мая. Чудо о слепом было совершено в субботу и стало вызовом фарисеям, запрещавшим трудиться в субботу. В четверг этой недели всегда приходится переходящий праздник Вознесения Господня, который в 2018 году приходится на 17 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

Седьмая неделя по Пасхе установлена в память о Первом Вселенском соборе, она начинается 20 мая и заканчивается 26 мая. На этом Соборе епископ Мир Ликийских Николай, прозванный позже Чудотворцем, выступил против Ария и победил ересь. Во вторник этой недели, 22 мая - праздник Святителя Николая, который является непереходящим - Никола Летний. 26 мая - Троицкая родительская суббота.

После того, как все семь недель по Пасхе заканчиваются, наступает праздник Святой Троицы, который в 2018 году приходится на 27 мая.

От Пасхи до Троицы, календарь семи недель после Пасхи 2018 – праздники и родительские субботы

С самого дня Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня все дела, трапезы и молитвословия предваряются троекратным чтением тропаря Пасхи: «Христос Воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровах!» Далее читается Трисвятое: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный помилуй мя!»

С Вознесения до Троицы все молитвословия начинаются с Трисвятого.

С Пасхи до Троицы молитва «Царю Небесный...» не читается.

С Пасхи до Вознесения молитва «Достойно есть» заменяется на Задостойник Пасхи.

От Вознесения до Троицы обе эти молитвы не читаются. Не надо забываться, что от Пасхи до Троицы земные поклоны в храме не совершаются.

Как известно, нельзя посещать кладбище на Пасху. Считается, что это торжество живых, а вот Радоница - это Пасха мертвых. И именно по этой причине в этот день принято ходить на кладбище и поминать усопших. Как известно, Радоница каждый год выпадает на разное число. Это связанно с тем, что Пасха так же выпадает на разные даты, а Радоницу православные христиане отмечают через 9 дней после Пасхи. Так что в этом году Радоница выпала на 25 апреля. Древние традиции требуют возложения на могилу цветов, оставления приношения в виде крашеных яиц и пасхальных куличей.

Это дата, когда живые «общаются» со своими умершими родными, рассказывают им о себе. Считается, что умершие радуются приходу родных. Те, кто оказался забыт родственниками, напротив, печалятся. Старые обычаи исключают печаль, грусть и слезы. Нужно радоваться общению с родными, которые ушли в другой мир. Слезы и горе будут тревожить души усопших - они желают видеть свои семьи благополучными и счастливыми. На месте упокоения от души угощались вкусной едой, рассказывали умершим о своей жизни, о светлой памяти, которая живет в душе. Праздник Радоница предполагает веселье без разгула, строгое и вдумчивое. Не нужно выпивать, петь песни и вести себя как на развеселом празднике.

Пасха мертвых, что это: что нужно делать в рамках православия

Православные традиции, которые вплелись в языческий праздник, предполагают выполнение ряда церковных обрядов. Считается, что Радоница является Пасхой для умерших, когда они радуются воскресению Христа. Воскрешение Иисуса дает всем надежду на вечную жизнь и исключает в Радоницу печаль и слезы. Как и на Пасху пекут куличи и разную вкусную выпечку, красят яйца - их освящают в церкви. После Фомина воскресенья начинают петь литии по умершим. Утро Родительского дня православные начинают с молитвы в память усопших, зажигают поминальные свечи. На Радоницу нельзя отказывать в подаянии - все просящие должны получить милостыню. В Радоницу не ругаются, не злословят, не обманывают.

Пасха мертвых, что это: как вести себя на кладбище

Церковь взяла Радоницу под свое покровительство. Это день поминовения усопших, дань их светлой памяти и их места в сердцах родных. Не следует забывать суть празднования ни на кладбище, ни после, на домашних посиделках. Какие ограничения устанавливает церковь при посещении могил?

Церковь не одобряет, когда на могиле оставляют еду - эта традиция языческая. В качестве альтернативы - приготовить еду в избытке и раздать нуждающимся. Тем же, кто по обычаям оставляют на могиле кулич и крашеные яйца, советуют воздержаться от того, чтобы на месте захоронения ставить рюмку с водкой и черным хлебом. Употребление спиртных напитков не одобряется церковью. Запрета употреблять спиртное на Радоницу нет. Допустимо выпить в память об умерших дома, в разумных пределах, откровенное пьянство в этот день не приветствуется. Застолье на кладбище. Существует традиция накрывать около могил богатые столы, веселиться и петь. По мнению священнослужителей - это оскорбление памяти усопших. Православие признает Родительский день праздником радостного поминовения умерших. Но радость должна быть светлой, одухотворенной, и донести ее до ушедших родных лучше молитвой. Истинно верующие проводят праздник в молитве и духовных радостях. Начать утро Радоницы советуют в храме, где можно заказать панихиду, помолиться об ушедших и раздать нуждающимся приготовленную еду и милостыню. На кладбище в Родительский день ухаживают за могилой - убирают мусор, поправляют и красят оградки, украшают могилу цветами. Единственное приношение, которое одобряет православная церковь - цветы и зажженная свеча - в память об усопшем. Затем нужно вознести молитву - без слез, без грусти, просто от души пообщаться с родными, которых уже нет рядом. Несомненно, все молитвы будут услышаны.

Пасха мертвых, что это: народные приметы на Радоницу

В старину в народе считали, что в Радоницу умершие посещают родной дом. Для них топили баню и оставляли в ней чистое белье - сутки после этого в бане не мылись и не входили в нее. Только после окончанию Радошницы все мылись в бане. Для покойных на окно ставили чашки с водой, а на стол - три лишних тарелки. Из них покойные должны были завтракать, обедать и ужинать. На Радоницу для поминовения усопших готовили еду и раздавали нуждающимся.

На Радуницу была основная традиция - окликание дождя. Считается, что в Радуницу обязательно идет дождь. Детвора целый день поджидала дождь и окликала его, умывалась дождевой водой - на счастье. Дождь сегодня сулил богатый урожай. Девушки в тех случаях, когда дождь лил без грома, умывались дождевой водой через кольца, серебряные или золотые. Считалось, что это поможет сохранить красоту и молодость. В Родительский день на Руси ничего не сеяли и не сажали - тем, кто это делал, урожай обещали скудный и плохой.

Работать на Радоницу можно было только утром - все дела заканчивали к обеду, затем все - и стар, и млад - шли на кладбище поминать покойных. Вечером в Родительский день все выходили на гулянье, молодежь до утра водила хороводы и пела - вечером на Радоницу никто не работал. Хотя в этот день поощряется веселье и радость, все же стоит помнить, что это день светлой памяти усопших. Застолье и веселье должны прийти после посещения церковной службы, молитв и посещения могил усопших родичей.

Во вре-мя Страст-ной неде-ли, Пас-хи, а за-тем всей Свет-лой сед-ми-цы усоп-шие глас-но не по-ми-на-ют-ся. Про-дол-жа-ет-ся по-ми-но-ве-ние на Ли-тур-гии: за про-ско-ми-ди-ей, на су-гу-бой ек-те-нии («о всех преж-де по-чив-ших»), а так-же в тай-ных мо-лит-вах по-сле за-до-стой-ни-ка, - так да-же на Пас-ху мо-лят-ся об усоп-ших.

Но са-ма Пас-ха Гос-под-ня ― это празд-ник по-бе-ды над смер-тью, да-ро-ва-ние Хри-стом жиз-ни веч-ной все-му ро-ду че-ло-ве-че-ско-му. И в та-кие свет-лые дни по-ми-но-ве-нию усоп-ших при-да-ет-ся осо-бый от-те-нок.

Об-ря-до-вое по-ми-но-ве-ние на-чи-на-ет-ся по-сле Фо-ми-ной неде-ли

По-не-дель-ник Ра-до-ни-цы (сле-ду-ю-щая сед-ми-ца по-сле Свет-лой) ― это пер-вый день, ко-гда, соб-ствен-но, со-вер-ша-ет-ся ря-до-вое за-упо-кой-ное по-ми-но-ве-ние.

С са-мой древ-но-сти опи-са-на тра-ди-ция, ко-гда по-сле Пас-халь-ных тор-жеств хо-ди-ли на клад-би-ща. Но для че-го? Преж-де все-го, для мо-лит-вы.

В на-ши же дни по-ход на клад-би-ще ― ско-рее, некий по-вод для «ма-ев-ки», «пик-ни-ка на обо-чине», а так-же и для встре-чи с даль-ни-ми род-ствен-ни-ка-ми, ко-то-рых ви-дишь раз в го-ду. Ну и по-вод по-кра-со-вать-ся пе-ред од-но-сель-ча-на-ми, чтобы быть «как все», или да-же «луч-ше всех».

Ес-ли уж речь идет о тра-пе-зе, как о древ-ней-шем цер-ков-ном уста-нов-ле-нии, то смысл ее со-сто-ит в ми-ло-стыне. Как ска-за-но в Еван-ге-лии: «Ко-гда де-ла-ешь обед или ужин, не зо-ви дру-зей тво-их, ни бра-тьев тво-их, ни род-ствен-ни-ков тво-их, ни со-се-дей бо-га-тых, чтобы и они те-бя ко-гда не по-зва-ли, и не по-лу-чил ты воз-да-я-ния. Но, ко-гда де-ла-ешь пир, зо-ви ни-щих, увеч-ных, хро-мых, сле-пых, и бла-жен бу-дешь, что они не мо-гут воз-дать те-бе, ибо воз-даст-ся те-бе в вос-кре-се-ние пра-вед-ных» ().

Та-ких лю-дей зва-ли, чтобы они по-мо-ли-лись об усоп-ших. К при-ме-ру, мать бла-жен-но-го Ав-гу-сти-на, по мест-но-му обы-чаю, с ра-до-стью ва-ри-ла ка-шу и кор-ми-ла ею ни-щих, тво-ря ми-ло-сты-ню во бла-го ду-шам усоп-ших.

Смысл по-хо-да на клад-би-ще, ― это, преж-де все-го, мо-лит-ва

Ещё бо-лее важ-но - прий-ти в этот день в цер-ковь на служ-бу и по-мо-лить-ся об усоп-ших. Да-же в неболь-ших при-ход-ских хра-мах бо-го-слу-же-ния все рав-но со-вер-ша-ют-ся - пусть да-же и не Ли-тур-гии, а толь-ко па-ни-хи-ды. А при-дя в Ра-до-ни-цу на клад-би-ще (втор-ник вто-рой сед-ми-цы по-сле Пас-хи), на мо-ги-лы близ-ких, не сле-ду-ет де-лать то-го, что оскорб-ля-ет их па-мять, да и Са-мо-го Бо-га.

На-при-мер, сей-час тра-ди-ци-он-ным «ат-ри-бу-том» по-ми-но-ве-ния ста-ло рас-пи-ва-ние на мо-ги-лах ал-ко-голь-ных на-пит-ков. Это нон-сенс, та-ко-го быть не долж-но. На-став-ле-ние рю-мок, вы-ли-ва-ние вод-ки в мо-ги-лу, по боль-шо-му сче-ту, ― яв-ное от-вер-же-ние Еван-гель-ских норм. Ведь ска-за-но, что Цар-ство Бо-жие ― это не пи-ща и пи-тие (). По-лу-ча-ет-ся, на-ми ру-ко-во-дит ти-пич-ное язы-че-ское пред-став-ле-ние о том, что по-кой-ник дол-жен есть и пить.

С дру-гой сто-ро-ны, без-от-каз-но «сра-ба-ты-ва-ет» яв-но нехри-сти-ан-ское по-ня-тие о том, что ес-ли мы тут пьем, едим и ве-се-лим-ся, зна-чит, и по-кой-ни-ку «там» хо-ро-шо. Как не по-смот-реть, язы-че-ство, да и толь-ко.

А ведь глав-ное на Ра-до-ни-цу ― это по-мя-нуть, то есть, по-мо-лить-ся о по-чив-ших, а не на-сы-тить-ся и упить-ся. Пьян-ствуя же, мы сви-де-тель-ству-ем о том, как не лю-бим на-ших усоп-ших.

По-ми-ная усоп-ших, луч-ше сде-лать все пра-виль-но - по-Еван-гель-ски

На-вер-ня-ка каж-дый зна-ет, где непо-да-ле-ку жи-вет ста-ру-ха, для ко-то-рой бу-хан-ка бе-ло-го хле-ба ― уже ла-ком-ство, по-то-му что она не в со-сто-я-нии его се-бе ку-пить. Где-то жи-вут вдо-вы, си-ро-ты, ин-ва-ли-ды… Пой-ти в этот день к ним, при-не-сти им что-то по-ку-шать, убрать у них до-ма ― эти де-ла ми-ло-сер-дия при-не-сут и нам са-мим, и ду-шам на-ших усоп-ших род-ных го-раз-до боль-ше поль-зы, неже-ли соб-ствен-но тур-по-ход на клад-би-ще.

Ведь по-мо-лить-ся об усоп-ших мож-но в лю-бом ме-сте, в лю-бое удоб-ное вре-мя - а уж осо-бен-но в хра-ме Бо-жи-ем. Но сде-лать доб-рое де-ло и по-про-сить, чтобы по-мо-ли-лись об упо-ко-е-нии ра-ба Бо-жье-го имя-рек ― вот са-мое луч-шее про-ве-де-ние Ра-до-ни-цы.

Итак, смысл тра-пезы ― это ми-ло-сты-ня, наш по-ход на клад-би-ще ― для мо-лит-вы. А у нас по-лу-ча-ет-ся, что та-кие «по-хо-ды» пре-вра-ти-лись в бес-смыс-лен-ную тра-ди-цию, ко-гда не все по-ни-ма-ют ее смыс-ла и пред-на-зна-че-ния.Для че-го это все? Ну дру-гие идут, и мы идем. Не дай Бог быть ху-же ко-го-то!

По-ход на клад-би-ще имен-но в пас-халь-ные дни не име-ет смыс-ла. Цер-ковь для все-го уста-нав-ли-ва-ет свое вре-мя: вре-мя по-ми-нать усоп-ших, и вре-мя ра-до-вать-ся по-бе-де над смер-тью.

Пас-халь-ная сед-ми-ца ― это по-бе-да над смер-тью, и да-же в цер-ков-ном уста-ве ска-за-но, что ес-ли на пас-халь-ную сед-ми-цу вы-па-да-ет тре-тий, де-вя-тый или со-ро-ко-вой день пре-став-ле-ния усоп-ше-го, по-ми-на-ние пе-ре-но-сит-ся.

Мо-лит-ва, ми-ло-сты-ня, воз-дер-жа-ние от язы-че-ских обы-ча-ев ― вот это ос-нов-ное.

Су-ще-ству-ет тра-ди-ция - при-гла-шать на мо-ги-лы свя-щен-ни-ка

В се-лах, как пра-ви-ло, ни-кто ни-ку-да не спе-шит, свя-щен-ник со-вер-ша-ет об-щую па-ни-хи-ду, и мо-жет по-дой-ти к каж-дой мо-ги-лоч-ке, спеть «Со свя-ты-ми упо-кой» или от-слу-жить ли-тию. В го-ро-дах с этим слож-нее. Огром-ные клад-би-ща, и род-ствен-ни-ков за-ча-стую при-хо-дит-ся по ты-ся-че на свя-щен-ни-ка. Как быть?

В этом во-про-се скры-ва-ет-ся еще один нема-ло-важ-ный ню-анс по-ми-но-ве-ния усоп-ших. Ес-ли уж мы при-шли на клад-би-ще, глав-ное - чтобы серд-це бы-ло об-ра-ще-но к Бо-гу, и в нем зву-ча-ла мо-лит-ва. Но не долж-но быть тще-слав-но-го же-ла-ния, чтобы вот имен-но «к мо-ей мо-ги-лоч-ке» по-до-шел ба-тюш-ка, имен-но у мо-е-го род-ствен-ни-ка от-слу-жи-ли.

Бог не счи-та-ет мет-ры бли-зо-сти свя-щен-ни-ка до мо-ги-лы усоп-ше-го, и уж тем бо-лее Бог не со-чув-ству-ет на-ше-му тще-сла-вию. Ес-ли хо-чет-ся, чтобы имя по-чив-ше-го срод-ни-ка или близ-ко-го че-ло-ве-ка бы-ло воз-не-се-но в мо-лит-вах, для это-го есть Ли-тур-гия, осо-бые дни по-ми-но-ве-ния, есть и лич-ное чте-ние Псал-ты-ри ― все это боль-шое уте-ше-ние для душ усоп-ших.

Вспом-ни-те ис-то-рию Ки-е-во-Пе-чер-ской Лав-ры, ко-гда на пас-халь-ное при-вет-ствие пре-по-доб-но-го Ди-о-ни-сия свя-тые от-цы, в пе-ще-рах по-чи-ва-ю-щие, от-ве-ти-ли «Во-ис-ти-ну Вос-кре-се!». По-че-му бы и нам, при-дя с мо-лит-вой на клад-би-ще, не ска-зать на-шим усоп-шим «Хри-стос Вос-кре-се!», про-чи-тать у мо-гил-ки Пас-халь-ный ка-нон, сти-хи-ры Пас-хи. Это дей-стви-тель-но ду-хов-ная ра-дость, ко-то-рой мы де-лим-ся с успо-ши-ми.

К во-про-су о «гроб-ках», «крас-ных гор-ках», «чер-ных неде-лях»

Эти дни не от-но-сят-ся к ка-те-го-рии об-ще-цер-ков-ных устав-ных по-ми-наль-ных дней, но обы-чай име-ет на-столь-ко ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние, что стал прак-ти-че-ски по-все-мест-ным. Его си-ла ве-ли-ка чрез-мер-но, и его зна-че-ние в «на-род-ном со-зна-нии» по-рой пре-вос-хо-дит все обыч-ные ро-ди-тель-ские суб-бо-ты.

Се-го-дня Ра-до-ни-ца ста-но-вит-ся все ме-нее и ме-нее цер-ков-ной. На-про-тив: всё бо-лее на-пол-ня-ет-ся язы-че-ски-ми и про-сто про-ти-во-цер-ков-ны-ми обы-ча-я-ми и по-ня-ти-я-ми. Для боль-шин-ства Ра-до-ни-ца - ма-ло-по-нят-ный ри-ту-ал: ни-кто тол-ком не зна-ет, что оно озна-ча-ет, но на клад-би-ще идут прак-ти-че-ски все.

В на-ро-де его име-ну-ют «гроб-ка-ми», «крас-ной гор-кой», а са-му Ра-до-ни-цу «чер-ной неде-лей». Ре-гио-наль-ных осо-бен-но-стей пре-ве-ли-кое мно-же-ство, рав-но как и на-зва-ний по-ми-наль-ных дней ― «еже по обы-чаю».

Неосо-знан-ные обы-чаи

В со-цио-ло-гии 20-25 лет ― это по-ко-ле-ние. Со-вет-ское вре-мя «вы-би-ло» из цер-ков-ной тра-ди-ции це-лых три по-ко-ле-ния. Опре-де-лен-ные зна-ния мож-но бы-ло бы пе-ре-дать от ба-буш-ки к внуч-ке, но через три по-ко-ле-ния ― это ма-ло-ве-ро-ят-но. Пра-во-слав-ные тра-ди-ции ис-чез-ли, а что-то на-нос-ное оста-лось. И ко-гда со-вер-ша-ют-ся по-ми-на-ния, боль-шин-ство совре-мен-ни-ков вряд ли мо-жет чет-ко от-ве-тить, для че-го то или иное де-ла-ет-ся.

Вот, на-при-мер, вспом-ни-те обы-чай в се-ле, ко-гда несут гроб и оста-нав-ли-ва-ют-ся на пе-ре-крест-ках. Для че-го? Де-ло в том, что рань-ше во вре-мя несе-ния гро-ба с усоп-шим от до-ма к хра-му для от-пе-ва-ния на каж-дом пе-ре-крест-ке со-вер-ша-лась ли-тия, чи-та-лось Еван-ге-лие за упо-кой (во мно-гих мест-но-стях Укра-и-ны этот доб-рый обы-чай со-хра-нил-ся). Это очень хо-ро-шо, очень по-учи-тель-но, всё се-ло воль-но-неволь-но мо-лит-ся…

А в со-зна-нии боль-шин-ства лю-дей остал-ся лишь фраг-мент обы-чая: несут по-кой-ни-ка, на пе-ре-крест-ке оста-но-ви-лись, а для че-го - неве-до-мо. И та-ко-го очень мно-го.

Даль-ше. Да-же и в не очень ве-ру-ю-щих се-мьях в со-вет-ские вре-ме-на ста-вил-ся порт-рет по-кой-но-го, воз-ле ко-то-ро-го за-жи-га-лась све-ча. Хо-тя по ло-ги-ке ве-щей ― све-ча за-жи-га-лась пе-ред ико-ной. И та-ких при-ме-ров мас-са…

Да-же ми-ло-сты-ня пре-вра-ти-лась в ка-кой-то стран-ный ри-ту-ал раз-да-я-ния кон-фет: дет-ки на Ра-до-ни-цу хо-дят по клад-би-щу с ку-леч-ка-ми, а им го-ра-ми скла-ди-ру-ют кон-фе-ты, пе-че-нье, фрук-ты. При этом щед-рые «по-да-те-ли» ни на се-кун-ду не за-ду-мы-ва-ют-ся: за-чем это? Идея хо-ро-шая, это ж ми-ло-сты-ня! Но по боль-шо-му сче-ту это пре-вра-ти-лось в раз-вле-че-ние.

Что уж го-во-рить о бу-тыл-ках, со-би-ра-е-мых мест-ны-ми «тру-же-ни-ка-ми ты-ла» по-сле вы-пи-ва-ния остав-лен-ных на мо-гил-ках «ри-ту-аль-ных ста грам-мов»… Вы-хо-дит, мы соб-ствен-но-руч-но по-мо-га-ем па-да-ю-щим упасть?

Что по-ду-ма-ют лю-ди…

Пред-ставь-те, сколь-ко долж-но прой-ти лет, чтобы лю-ди, чи-та-ю-щие эти стро-ки, со-гла-си-лись с тем, что здесь ска-за-но, и это-му на-учи-ли де-тей.

Но в от-вер-же-нии язы-че-ских тра-ди-ций для мно-гих скры-ва-ет-ся ужас-ный и очень бо-лез-нен-ный во-прос: «А что лю-ди по-ду-ма-ют, что ска-жут?»

…Умер один из мо-их род-ных. Сра-зу по-шли рас-спро-сы, на-до ли за-ве-ши-вать зер-ка-ла? - Нет, в этом нет смыс-ла; зер-ка-ла не за-ве-си-ли. А что вил-ки в ка-че-стве сто-ло-вых при-бо-ров нель-зя класть на стол по-ми-наль-ной тра-пезы? - Мож-но, по-ло-жи-ли на сто-ле вил-ки. И всё, про-блем не бы-ло!

Итак, мы са-ми мно-гое про-во-ци-ру-ем, без-дум-но со-гла-ша-ясь с окру-жа-ю-щи-ми и по-вто-ряя чу-жие ошиб-ки. Все го-во-рят: на-до ид-ти на клад-би-ще, - пой-дем и мы. Все го-во-рят, на-до по-ста-вить рюм-ку, - по-ста-вим и мы. Все го-во-рят, на-до раз-дать кон-фе-ты, - раз-да-дим и мы…

Мо-жет, не нуж-но бо-ять-ся стать «бе-лой во-ро-ной» - не лить по при-ме-ру со-се-дей вод-ку на мо-ги-лу, не осквер-нять па-мять по-чив-ших по-пой-ка-ми и об-жор-ством, спо-кой-но тво-рить ми-ло-сты-ню на фон об-ще-го нетрез-во-го ве-се-лья?

Так, на-вер-ное, по-сту-пать луч-ше, неже-ли устра-и-вать пас-халь-ные де-бо-ши.

За-чем свя-щен-ник на клад-би-ще?

Мо-лит-вы над гро-бом, на мо-ги-ле усоп-ше-го со-вер-ша-лись все-гда. Так что се-го-дня Цер-ковь ни на йо-ту не от-хо-дит от то-го, что де-ла-лось 10-15 ве-ков на-зад.

В этом, кста-ти, мо-жет быть и мис-си-о-нер-ский смысл. Од-но де-ло, ко-гда си-дит пря-мо-та-ки ком-паш-ка лю-дей, вы-пи-ва-ю-щих воз-ле мо-ги-лы, и дру-гое - ко-гда при-шед-ший свя-щен-ник у мо-ги-лы про-из-но-сит свя-щен-ные сло-ва, про-из-но-сит свя-щен-ные пес-но-пе-ния. Для мно-гих ― это жи-вая про-по-ведь. Без свя-щен-ни-ка по-се-ще-ние клад-би-ща есть сле-до-ва-ние непо-нят-но-му ри-ту-а-лу, а так кто-то по-мо-лит-ся, пусть и неосо-знан-но, а кто-то за-ду-ма-ет-ся о Веч-ном.

При-сут-ствие свя-щен-ни-ка на клад-би-ще име-ет так-же и некий дис-ци-пли-нар-ный эф-фект, ко-гда и вы-ру-гать-ся стыд-но бу-дет, и го-лос по-вы-сить, и пес-ню спеть - все-та-ки ба-тюш-ка ря-дом. Так что на-ли-чие свя-щен-но-слу-жи-те-ля по-мо-га-ет обла-го-ра-жи-вать эту за-ча-стую ди-кую сре-ду.

От се-дой древ-но-сти хри-сти-ане в по-сле-пас-халь-ные дни при-хо-ди-ли для осо-бен-ных мо-литв на мо-ги-лы усоп-ших хри-сти-ан. И се-го-дня важ-но, чтобы из обы-ча-ев Ра-до-ни-цы ушло все на-нос-ное, язы-че-ское, чтобы всё, про-ис-хо-дя-щее на клад-би-щах в эти дни, про-ис-те-ка-ло бы из хри-сти-ан-ской люб-ви к по-кой-ным, а не из же-ла-ния сде-лать «как у лю-дей» или из про-сто-го тще-сла-вия.

Чем боль-ше бу-дет нас, пра-во-слав-ных, тем боль-шая ве-ро-ят-ность то-го, что ра-но или позд-но клад-би-ща пре-вра-тят-ся в свя-щен-ные ме-ста мо-лит-вы, а не пре-воз-но-ше-ний и уве-се-ле-ний.

Епи-скоп Фила-рет (Зве-рев)



Публикации по теме