Виды парфюмерной продукции. О процентах и концентрациях

Любимая туалетная вода - важный элемент гардероба современной девушки. На туалетных столиках парижанок красуются роскошные флаконы, заключающие в себе чарующие запахи. Многие из них стремятся собрать индивидуальную коллекцию парфюмов - ведь дорогие туалетные воды премиальных брендов способны в одно мгновение улучшить настроение и придать уверенности в себе.

Выбор идеальной туалетной воды - приятное занятие, которое, однако, порой может поставить в тупик. Действительно, очень важно подобрать «свой» запах, который не надоест спустя короткое время. Стоя в парфюмерном магазине, бывает сложно определиться - какой из этих красивых флаконов станет лучшим украшением женского образа. Разобраться, в чем разница между туалетной и парфюмированной водой и какой аромат лучше - шипровый или цветочный, поможет наша статья.

Чем отличается туалетная вода от парфюмерной воды

Для того чтобы разобраться, что более стойкое - туалетная или парфюмированная вода, необходимо знать классификацию парфюмированных средств. Эта информация наверняка пригодится при выборе лучшей парфюмерии для себя или в подарок.

Вся парфюмерная продукция состоит из воды, спирта и ароматических веществ. В зависимости от соотношения этих ингредиентов парфюмерия делится на следующие группы:

    духи - Parfum или Perfume - это самый концентрированный вид парфюмерии. Содержание ароматических эссенций и эфирных масел в них достигает от 20 до 40% в спирте 90%. Духи имеют выраженный насыщенный и стойкий аромат с яркими нотами шлейфа, сохраняющийся на протяжении нескольких суток, поэтому их принято использовать в холодное время года преимущественно в контексте вечерних мероприятий. В жаркую же погоду аромат духов может показаться слишком тяжелым;

    парфюмированная вода - Eau De Parfum (EDP) - содержит 15-20% душистых веществ в 90% спирте. Это средство еще называют дневными или туалетными духами. Такая концентрация позволяет сделать акцент на выраженные ноты сердца. Парфюмированная вода подходит для использования в дневное время при аккуратном легком нанесении;

    туалетная вода - Eau De Toilette (EDT) - это легкий спрей, который изначально применялся как доступная альтернатива духам. Сегодня же это средство считается самым популярным видом парфюмерной продукции. В составе туалетной воды - 8-15% эфирных масел и других ароматических элементов, растворенных в 80% спирте. Такое средство имеет яркие верхние и средние ноты, а вот шлейфовые нюансы чувствуются лишь слегка. Хорошая туалетная вода универсальна, ей можно пользоваться зимой и летом, днем и вечером, она подходит даже для жаркого климата или активного отдыха;

    одеколон - Eau De Cologne (EDC) - еще менее концентрированный вид парфюмерии. В этом средстве содержится до 5% пахучих веществ, растворенных в 70-80% спирте. Как правило, одеколоны предназначены для мужчин и имеют соответствующие ароматы со свежими, морскими или древесными нотами;

    парфюмированные средства по уходу за телом, к которым относится все многообразие уходовой косметики для тела, цитирующей базисный аромат туалетной воды - гель для душа, увлажняющее молочко, питательный крем и другие. Такие средства, как правило, продаются в подарочном наборе с флаконом парфюма. Их предназначение - поддержать ароматы туалетной воды для женщин и увеличить стойкость любимых запахов. Качественная уходовая косметика совсем не содержит спирта, чтобы не сушить кожу, а концентрация душистых компонентов в ней составляет около 1%.

Виды туалетной воды

Порой бывает очень сложно понять, какую туалетную воду выбрать юной девушке, а какой запах лучше подойдет элегантной взрослой даме. Чтобы решить этот вопрос, необходимо иметь представление о существующих классификациях ароматов. Эти знания дадут вам возможность подобрать свой идеальный запах на всю жизнь или, наоборот, проводить удачные эксперименты, выбирая новый парфюм или туалетную воду в рамках любимого семейства.

Создать единую систему запахов, пожалуй, невозможно. Сегодня парфюмерные компании порой изобретают синтетические ароматические ингредиенты, а знатоки запахов стремятся вписать их в существующие схемы или же переосмыслить их. В этой статье мы расскажем вам о системе, предложенной в 1990 году Французским парфюмерным комитетом (Comite Francais De Parfum), все множество используемых в парфюмерии запахов делится на семь крупных групп или семейств:

    цитрусовые - основу этих ароматов составляют эфирные масла, полученные из цедры цитрусовых фруктов - апельсина, бергамота, мандарина и многих других. Легкая и энергичная, цитрусовая туалетная вода для девушек отлично дополнит утренний образ и придаст образу свежести и бодрости;

    цветочные - для них используются эссенции, извлеченные из живых цветов: розы, жасмина, сирени. Такой нежный и романтичный аромат создаст соблазнительный образ, идеально подходящий для первого свидания;

    древесные - теплые насыщенные ноты, созданные на основе эфирных масел различных пород деревьев: кедра, сандала, ветивера. Эти нюансы часто применяются для создания унисекс-духов, они также органично дополнят сдержанный офисный гардероб;

    восточные - пряные и терпкие запахи, созданные с использованием животных нот - мускуса и амбры, или классических пряностей - корицы, гвоздики, кориандра. Подобные запахи больше подойдут для роскошных выходов в вечерних платьях;

    кожаные - сравнительно небольшое семейство, состоящее из суховатых терпких ароматов. Эти ноты применяются при создании мужских и женских парфюмов. Кожаные запахи превосходно сочетаются с лаконичной одеждой в мужском стиле - деловым костюмом или, напротив, рокерской курткой-косухой;

    шипровые - эта группа получила свое название в честь средиземноморского острова Кипр и одноименного парфюма, созданного в 1917 году парфюмером Франсуа Коти. В таких духах можно уловить ноты ладана, дубового мха и пачули. Непринужденные шипровые духи прекрасно дополнят casual-образ;

    фужерные - сложные ароматы с нотами древесного мха, лаванды и кумарина. Эти теплые запахи идеальны для холодного времени года, а также для повседневной жизни и работы.

Конечно, эта классификация весьма условна. Большую часть существующих парфюмов можно отнести к нескольким семействам. Например, хорошая туалетная вода от Lancome Tresor считается восточно-цветочным ароматом, а ее популярный фланкер Tresor Midnight Rose относится к фруктово-цветочным запахам.

Что лучше - туалетная вода или парфюмированная

Итак, чей аромат более стойкий - туалетной воды или парфюмированной? С одной стороны, можно утверждать, что туалетная вода менее стойкая за счет меньшей концентрации ароматических эссенций. Однако бывает, что запах обычного одеколона звучит гораздо дольше, чем аромат духов. Можно утверждать, что однозначно определить стойкость туалетной воды непросто.

Во-первых, стойкость зависит не только от концентрации ароматических веществ, но и от используемых ингредиентов. Доказано, что наиболее устойчивые ноты - восточные и древесные, а вот легкие фруктовые нюансы выветриваются намного быстрее.

Во-вторых, даже самая лучшая туалетная вода для женщин по-разному раскрывается на разных людях. Это касается не только выразительности звучания отдельных нот, но и стойкости в целом. Порой невозможно предсказать, как парфюм поведет себя на коже - поэтому перед тем, как определяться с покупкой, стоит послушать аромат средства на себе.

Но даже если вы перестали чувствовать запах парфюма на себе, не следует расстраиваться - возможно, ваш нос просто привык к аромату. Попросите друзей или близких оценить запах спустя несколько часов после нанесения - вполне возможно, другие люди еще могут ощутить его.

Состав туалетной воды

Ни для кого не секрет, что дорогой парфюм или туалетная вода по-разному звучат на протяжении всего дня. Едва уловимые нюансы, смешиваясь, создают уникальную композицию с нежнейшим послевкусием. Самая лучшая туалетная вода для женщин дарит превосходный запах, постепенно меняющийся и проявляющийся по-новому через некоторое время после нанесения.

Впервые представление о пирамиде ароматов появилось в XIX веке, когда с развитием парфюмерии моноароматы сменились более сложными составами из нескольких ингредиентов. Вскоре мастера-парфюмеры разработали теорию о пирамиде аромата, помогающую составить идеальные духи и предположить, как запах будет меняться спустя некоторое время после нанесения. В основе этой концепции лежат сведения о скорости испарения различных эфирных масел и эссенций.

Традиционно пирамида аромата включает в себя три ступени:

    верхние ноты («голова») . Верхние ноты - это вступительный аккорд, первое, что почувствует человек, открыв флакон туалетной воды. Они раскрываются мгновенно и задают тон аромату на протяжении первых 10-20 минут. Как правило, они составляют около 20% всей душистой субстанции. В качестве верхних нот используются цитрусовые или фруктовые запахи - грейпфрут, малина, жимолость;

    средние ноты («сердце») . Средние ноты раскрываются во всей красе после испарения верхних аккордов. Ноты сердца еще называют «ядром» аромата, поскольку они представляют его основной характер. Эти запахи имеют достаточно долгую продолжительность звучания - до 5 часов. Как правило, сердечная гамма - очень мягкая, она включает в себя нежные цветы или терпкие восточные специи: розу, жасмин, кориандр;

    базовые ноты («шлейф») . Средние ноты мягко помогают зазвучать шлейфу аромата, составляющему 40-50% всей ароматической композиции. Смешиваясь с сердечными, базовые нюансы раскрывают всю полноту запаха и остаются на коже до 8-10 часов, отвечая за «послевкусие» парфюма. Как правило, ноты шлейфа представляют собой тяжелые насыщенные запахи - амбру, мускус, ваниль, кожу, а также различные смолы.

Современные парфюмеры порой создают новаторские ароматы, экспериментируя с традиционной пирамидой и заставляя запахи звучать в непривычной последовательности. Однако большинство туалетных и парфюмерных вод все же имеют классическую структуру. К примеру, туалетная вода для девушек La vie est belle, созданная в 2012 году парфюмерами Оливье Польжем (Olivier Polge), Домиником Ропийоном (Dominique Ropion) и Энн Флипо (Anne Flipo), может похвастаться следующей пирамидой:

    верхние ноты - фруктовые: черная смородина и груша;

    ноты сердца - ирис, жасмин и флердоранж;

    шлейф - пачули, бобы тонка, ваниль и миндальное пралине.

Такая сложная выразительная композиция превосходно звучит на нежных и мечтательных молодых девушках, любящих кокетливые платья и сладкие десерты.

Как пользоваться туалетной водой

Выбрав свой идеальный аромат, следует разобраться, как правильно наносить туалетную воду, ведь неумелое применение парфюмированной продукции может не только испортить ваш продуманный образ, но и навредить самому ароматическому средству. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать несколько простых правил:

    не забывайте о гигиене волос и тела - туалетную воду следует наносить после душа на чистую и сухую кожу;

    если вы хотите надушить одежду, лучше наносить парфюм с изнаночной стороны во избежание появления пятен;

    не распыляйте туалетную воду на бижутерию - спиртовой раствор может навредить любимым сережкам или цепочке;

    не наносите слишком много парфюмированного средства - достаточно двух-трех нажатий на распылитель.

О влиянии ароматов на физическое и эмоциональное состояние человека известно давно. Благовониями пользовались еще древние шумеры и египтяне. Считается, что греки первыми стали ароматизировать оливковое масло, добавляя в него душистые вещества, полученные из растений. Они же создали классификацию масел, разделив их на те, что могут расслаблять, тонизировать или возбуждать. И только намного позже появились парфюмерные масла как продукт бытовой химии.

В чем разница

На протяжении тысячелетий ароматические вещества добывались путем отжима, дистилляции и экстракции растительного материала. В ход шло буквально все:

  • корни;
  • цветы;
  • листья;
  • стебли;
  • смолы;
  • плоды.

Таким образом получали эфирные масла, которые сегодня иногда ошибочно отождествляют с парфюмерными. Тем не менее это не одно и то же. Главная разница заключается, во-первых, в используемом сырье, а во-вторых, в способе изготовления.

Так, парфюмерное масло, также называемое «отдушкой», - это синтетический продукт, применяемый для производства косметики, парфюмерии и товаров бытовой химии. Эфирное же масло получают исключительно из природного сырья. Исходя из этого, понятно, что стоимость синтетических ароматических веществ значительно ниже растительных.

Состав парфюмерного масла

Бесцветные жидкости с низким уровнем вязкости, в основе которых лежат различные виды спиртов, получены путем химического синтеза. Именно так можно определить масла, используемые для производства мыла, шампуней, духов, лосьонов, одеколонов, губной помады, моющих средств, а также в качестве пищевых добавок. Чем больше концентрация таких веществ, тем выше цена продукта.

В конечном итоге аромат парфюмерного масла зависит от спирта, использованного для его производства. Например:

  • гераниол эквивалентен запаху розы;
  • цитронеллол - цветочному свежему аромату;
  • фарнезол - ландышу;
  • ментол - мяте;
  • октанол-1 - сильному цитрусовому аромату;
  • санталол - запаху сандалового дерева.

Основные категории

В зависимости от запаха, парфюмерные масла классифицируют следующим образом:

  1. Цитрусовые: мандарин, грейпфрут, апельсин, лимон.
  2. Цветочные: роза, жасмин, лаванда.
  3. Древесные: камфара, пачули, кедр, сандал.
  4. Фужерные: папоротник, дубовый мох.
  5. Кожаные: мед, табак, древесный запах.
  6. Восточные: мускус, специи, амбра, ваниль.

Большое разнообразие является главным плюсом синтетических масел. Кроме аналогов натуральных запахов, среди них есть немало таких, которых просто не существует в перечне природных эфирных ароматов.

Правила применения

Сегодня парфюмерные масла используются не только для производства туалетной воды или крема, но и в качестве самостоятельных парфюмов для тела. У подобной продукции есть миллионы приверженцев во всем мире, поскольку ей присущи стойкость и насыщенность. От духов ее отличает мгновенное и полное раскрытие аромата сразу же после нанесения. Как правило, масла выпускаются в роликовых флаконах, что, с одной стороны, очень удобно, а с другой - позволяет контролировать насыщенность запаха.

Чтобы аромат держался долго, необходимо следовать простым правилам:

  1. Наносить парфюмерное масло только на вымытую кожу.
  2. Никогда не растирать, ведь таким образом разрушается его композиция.
  3. Не наносить на одежду из синтетических материалов.
  4. Нельзя хранить масло в холодильнике, на свету или в ванной.
  5. Для создания собственного образа достаточно всего лишь нескольких капель. Даже самый роскошный аромат не должен следовать за вами плотным шлейфом.

Синоним страсти

Парфюмерное масло с афродизиаками имеет возбуждающий эффект. О том, что определенными ароматами можно вызвать интерес у противоположного пола, знали еще древние греки. Впрочем, помимо увеличения физического влечения, масло-афродизиак помогает снизить тревожность, стресс, депрессию, поднять настроение, получить эмоциональное удовлетворение.

Но все-таки главное его предназначение - стимуляция страсти. Не все запахи в этом отношении одинаково влияют на мужчин и женщин. Сильный пол «откликается» на аромат:

  • пачули;
  • сандала;
  • сосны;
  • корицы;
  • мирры;
  • руты;
  • ветивера.

Женщин, наоборот, привлекает запах:

  • бергамота;
  • розмарина;
  • герани;
  • жасмина;
  • иланг-иланга;
  • нероли;
  • петигрена.

А вот запах розы действует одинаково возбуждающе как на женщин, так и на мужчин. Можно использовать чистые ароматы-афродизиаки или создавать собственные композиции на основе соединения нескольких масел.

Своими руками

В последние годы стала очень популярна косметика и парфюмерия, изготовленная в домашних условиях. Натуральные ингредиенты в таких продуктах сочетаются с синтетическими. Парфюмерное эфирное масло, для получения которого было использовано стоит дорого. Поэтому, чтобы снизить себестоимость продукции, мастерицы зачастую используют синтетические отдушки.

В мыловарении или изготовлении кремов масляные ароматические вещества применяются в небольших количествах. Чаще всего с этой целью берется какой-либо один аромат. Другое дело - духи. Здесь необходимо разбираться в базовых, средних и верхних нотах, а также уметь их сочетать. Впрочем, научиться этому совсем несложно, главное - задаться целью создать свой уникальный и неповторимый аромат!

Нередко в описаниях ароматов встречается такое понятие как парфюмерная композиция. Многие думают, что оно является просто синонимом слова духи, однако это не совсем так. Сегодня мы хотим внести ясность в этот вопрос и разобраться, что же на самом деле собой представляет парфюмерная композиция.

Что такое парфюмерная композиция

Парфюмерная композиция – это концентрированная многокомпонентная смесь душистых веществ с определенным ароматом, присущим конкретной парфюмерной продукции. Именно она является носителем запаха, то есть главным элементом, в составе любого парфюма. И именно она определяет характер и стойкость ваших любимых духов. Однако духами она не является.

Для получения духов, туалетных вод и одеколонов парфюмерную композицию разводят в спиртовом или масляном растворе в определенном соотношении.

Так, духи – это 25-30% раствор парфюмерной композиции, туалетная вода – 15% раствор, а одеколон – 6-10%.

Таким образом, мы можем попутно ответить на ещё один частый вопрос наших читателей – какой процент ароматических масел содержат парфюмерные композиции. Исходя из предыдущей логики, вы и сами уже видите ответ. Парфюмерная композиция – это вещество, на 100% состоящее из чистых ароматических веществ.

Что входит в состав парфюмерной композиции

В зависимости от желания парфюмера в состав парфюмерной композиции могут входить:

Растительные экстракты – обычно это эфирные масла и абсолю
экстракты животного происхождения – амбра, мускус, цибет и т.п.
а также синтетические отдушки, которые получают из нефтепродуктов в химических лабораториях.

Само собой, синтетические ароматы не используются. Растительные же экстракты, напротив, являются основным рабочим материалом парфюмеров, из которого они и создают свои шедевры.

Создание парфюмерных композиций

Как мы уже выяснили, для создания парфюмерных композиций применяют различные природные экстракты. Но как из отдельных аромавеществ, с присущим каждому из них запахом, получают уникальный многогранный аромат, который вводит нас в состояние блаженства?

С технической точки зрения все просто. Необходимо распределить имеющиеся в наличии масла по уровню летучести на три группы: быстро летучие, средне летучие и медленно летучие. Далее в рамках каждой группы составить соответственно верхний, средний и нижний аккорд будущей композиции, соединить их и, вуаля, аромат готов.

Однако если копнуть чуть глубже, то все оказывается гораздо сложнее.

Конечный результат во многом зависит от таланта и уровня мастерства человека, который занимается составлением парфюмерной композиции. Это как в музыке: нот всего 7, но кто-то создает из них шедевры, а кто-то – посредственные произведения.

Хотите проверить ваши парфюмерные таланты? Тут есть небольшая инструкция, как это сделать в домашних условиях. А мы продолжим и поговорим о существующих видах парфюмерных композиций.

Основные виды парфюмерных композиций

Несмотря на то, что парфюмерные композиции это сложные смеси душистых веществ, обычно они имеют ведущий акцент, который относится к тому или другому семейству ароматов.

В разных парфюмерных школах запахи классифицируют по-разному, единого подхода в этом деле у парфюмеров нет. Поэтому мы с вами сейчас будем рассматривать ту классификацию ароматов, которой придерживаемся сами в нашем ателье.

Итак, существует 10 основных семейств ароматов: цитрусовые, пряные, фруктовые, цветочные, травянистые, древесные, фужерные, шипровые, ориентальные, кожаные, а также смолы и бальзамы.

Цитрусовые ароматы

Как нетрудно догадаться, в это семейство входят ароматы лимона, апельсина, лайма, бергамота, грейпфрута и других цитрусовых. Добывают экстракты методом холодного отжима из кожуры соответствующего фрукта. Это бодрящие, освежающие ароматы, которые отлично подходят для создания ярких энергичных парфюмов.

Пряные ароматы

Семейство пряных ароматов составляют экстракты, добытые из тех же растений, из которых мы обычно получаем специи. Корица, перец, мускатный орех, гвоздика, ваниль – наиболее популярные представитель данной группы. Выразительные, насыщенные, соблазнительные… Так же, как и специи в кулинарии, пряные ароматы придают духам характер и особую теплоту.

Ориентальные (восточные) ароматы

Яркие, темпераментные, насыщенные и невероятно соблазнительные. Именно так обычно описывают парфюмерные композиции этой группы. Основу данных ароматов составляют традиционные для восточной парфюмерии эфирные масла жасмина, ириса, ванили, сандала, мускуса и амбры. Амбра, к слову, является сильнейшим афродизиаком, именно поэтому восточные ароматы такие соблазнительные.

Фруктовые ароматы

Спелые, налитые солнцем фрукты имеют потрясающий аромат. Странно было бы не использовать их в парфюмерии. Яблоко, манго, груша, персик, ананас, папайя и другие фруктовые ароматы наполняют парфюмы теплотой и нежностью, поэтому считаются более женскими. В мужских парфюмах они также встречаются, но в гораздо меньшей концентрации.

Цветочные ароматы

Это семейство ароматов наиболее обширное. Сюда входят роза, тубероза, жасмин, фиалка, флердоранж, чампака и ещё десятки других менее известных, но не менее приятных цветочных ароматов. Однако в парфюмерной композиции редко доминирует запах какого-то одного цветка, обычно в ней слышится целая цветочная гамма, что, впрочем, делает ее только интереснее и богаче.

Травянистые (зелёные) ароматы

Этот вид парфюмерных композиций строится на свежих, наполненных энергией ароматах трав. Мята, шалфей, ромашка, майоран, лимонная трава, розмарин – вот наиболее яркие представители этой группы. Поскольку данные ароматы достаточно насыщенные и резкие, то они чаще используются в мужской парфюмерии. Однако не стоит забывать, что , поэтому не стоит обращать на этот пункт особое внимание.

Шипровые ароматы

Ещё один прекрасный вариант для любителей природы. Бергамот, пачули, дубовый мох и ладанник – основные компоненты этих композиций. В духах, выпущенных на их основе, сочетается невероятное – бодрящая свежесть с изысканной сладостью, и все это оттенено лёгкой горечью. Если в эти ароматы влюбляются, то сразу и навсегда.

Фужерные ароматы

Фужерные или папоротниковые ароматы чем-то похожи на шипровые, но без лишней сладости. Имеют свежий, чуть горьковатый запах, в основе которого лежат ароматы бергамота, кумарина и древесного мха. К слову, название группы ни к фужерам, ни к папоротникам никакого отношения не имеет. Она (группа) получила такое название в наследство от первого парфюма с таким запахом, выпущенному в 1882 году. Он назывался «Королевский папоротник», папоротник в переводе с французского «fougere».

Древесные ароматы

К древесным ароматам относят парфюмерные композиции на основе меда, пряностей, дубового мха, кедра, ветивера, сандала и амбры. Также в их состав нередко включают различные смолы и бальзамы. Древесные композиции лежат в основе многих парфюмов унисекс, так как их аромат хорошо подходит как мужчинам, так и женщинам.

Кожаные ароматы

Можжевельник, берёзовый деготь, ветивер и дуб – именно эти экстракты лежат в основе любимых многими кожаных ароматов. Парфюмы с запахом кожи имеют почитателей среди людей всех возрастных групп – многим по душе их теплота, основательность, солидность и, конечно же, приятный «дорогой» шлейф.

«Haute couture»: «от кутюр» - высокая мода.

«Headspace»: английское слово, обозначает новую технику анализа под вакуумом летучих продуктов.

«Абсолю»: абсолютные масла получаются из конкретов или резиноидов. Последние подвергают обработке спиртом, далее спиртовый раствор замораживается, фильтруется для удаления воска и, наконец, упаривается при пониженном давлении для удаления спирта.



«Альдегидный оттенок»: альдегиды жирного ряда обладают своеобразным цветочным запахом с примесью острого «жирного» оттенка (запах прогорклого жира). Этот запах сам по себе не очень приятен, но в композициях он даёт изумительное сочетание и настолько изменяет характер запаха духов, что трудно сказать, является ли он ведущим.



«Изменение»: о духах говорят, что они изменились, когда их запах и цвет изменились в результате физических или химических процессов под воздействием воздуха, тепла, света или в связи со старением.

«Изопропилмиристат»: синтетическое масло, смягчающее кожу, подавляющее высушивающее воздействие спирта. Применяется в дезодорантах.

«Кетоны»: вещества, входящие в состав эфирных масел. Они обладают ранозаживляющими свойствами и облегчают выделение слизи, а также способствуют росту новых клеток. К маслам, содержащим кетоны, относят масла розмарина, шалфея , эвкалипта шаровидного и иссопа.

«Нос»: кроме обонятельного органа, этот термин обозначает ещё в парфюмерии людей, создающих духи.

«Нюхательная бумажка», «проба»: это необходимый предмет в работе парфюмеров и химиков. Речь идёт о тонкой полоске из специальной бумаги низкой плотности хорошо поглощающей влагу, которую погружают в композицию или в душистое вещество. Поднося её к носу, парфюмер оценивает качество продукта и следит за изменением запаха (головной, срединной, конечной ноты).

«Объём»: говорят о духах, которые широко распространяются в воздухе.

«Сочетание»: эффект, получаемый при смешивании двух или трёх видов сырья, или простых нот. Речь идёт о гармоничном сочетании, т.е. количество и интенсивность запаха каждого пахучего вещества должны быть уравновешены.

«Спирты»: химические вещества, входящие в состав эфирных масел. Они оказывают бактерицидное, возбуждающее, бодрящее, антивирусное и мочегонное действие. Спиртами богаты эфирные масла розы, померанца, мяты перечной, мирта, чайного дерева, сандалового дерева , пачули и имбиря .

«Стабилизатор»: это химическое соединение, которое парфюмеры иногда добавляют в композиции для замедления окисления.

«Сухие духи»: представляют собой смесь ароматических (саше) веществ или измельчённых пахучих растений с наполнителем, обычно расфасованы в мешочки, пакетики.

«Твёрдые духи»: представляют собой воскообразную массу (мазеобразные, чаще всего в виде карандаша или расфасованную в баночки), насыщенную душистыми веществами и окрашенную. Удобны в дороге, туристической поездке.

«Тема»: основной запах, вокруг которого парфюмер развивает своё творчество.

«Терпены»: химические вещества, входящие в состав эфирных масел. Они обладают антивирусными свойствами и способны раздражать кожу. Высоким содержанием терпенов отличаются масла лимона , апельсина, бергамота, чёрного перца , сосновой древесины и хвои, мускатного ореха и дягиля.

«Тест»: испытание, позволяющее оценить продукт до его выпуска на рынок.

«Тип запаха»: парфюмерии зависит от состава душистых веществ, входящих в парфюмерную композицию, и является очень важным при выборе ароматических изделий (для молодых и зрелых женщин и мужчин, для лета и зимы, для вечеринки и работы). По типу запаха парфюмерные изделия бывают: тёплые, свежие, прохладные, сладкие, сухие, пряные, терпкие, восточные, горькие, экзотические, бальзамические.



«Туалетная вода», «eau de toilette»: широко распространённый вид парфюмерной продукции, главным недостатком которой является невысокая стойкость - всего 2 - 3 часа.

«Унисекс»: стиль, главная черта которого - полное отсутствие признаков, указывающих на половую принадлежность.

«Фарнесол»: натуральный дезодорирующий компонент. Действует против бактерий, вызывающих неприятный запах пота. При этом остальная биологическая флора кожи не нарушается.

«Фенолы»: химические вещества, входящие в состав эфирных масел. Они обладают мощными бактерицидными свойствами, оказывают иммуностимулирующее, бодрящее и согревающее действие. Опасность их в том, что при длительном приеме большими дозами они могут вызывать легкую интоксикацию печени. Фенолами богаты эфирные масла гвоздики, корицы, тимьяна, душицы, чабера, кумина.

«Флердоранж»: белые цветки померанцевого дерева или настой из этих цветов.

«Хроматография»: физико-химический метод анализа, позволяющий идентифицировать и контролировать качественный и количественный состав парфюмерного изделия.

«Цитофилактические свойства эфирных масел»: способность эфирных масел стимулировать рост клеток кожи.

«Шипровый аромат »: аромат, представляющий смесь запахов дубового мха, лабданума, бергамота и пачули.

«Шлейф»: парфюмеры используют этот термин, чтобы передать обонятельное ощущение запаха воздуха, оставленного проходящим надушенным человеком.

«Шлейфовые ноты»: речь идёт о ноте, которая ощущается в завершающей стадии испарения духов после «головной» ноты и «сердца». Стойкостью её запах обязан наименее летучим компонентам духов.

«Экстрагирование»: извлечение из смеси жидких или твердых веществ основных компонентов посредством специальных растворителей.

«Экстракция»: процесс извлечения вещества из частей растения.

«Эссенция»: смотрите термин «эфирное масло».

«Эфирное масло»: термин обозначает ароматические компоненты и летучие экстракты растений, полученные либо дистилляцией, либо отжимом при охлаждении. Эти летучие вещества, быстро испаряются на воздухе. При вдыхании они попадают в организм через органы обоняния, при втирании - через кожные покровы; ванны с эфирными маслами позволяют им не только впитываться через кожу, но и побаловать органы обоняния ароматными парами.

В любом парфюмерном ликбезе вы встретите информацию о различных концентрациях парфюмерных продуктов. Там будет сказано, что содержащаяся во флаконе ароматная композиция - это спиртовой раствор некого душистого концентрата. В зависимости от того, сколько процентов этого концентрата входит в состав конечного продукта, различают различные «концентрации»: от одеколона, где содержится до 5% душистых веществ, и вплоть до духов, где душистых веществ 20% и более. Обычно это сопровождается вот такой картинкой:

Согласны? Тогда добро пожаловать в реальный мир. Итак,

ни интенсивность запаха, ни его стойкость никак не связаны с процентным содержанием концентрата в конечном парфюмерном продукте.

Любая указанная на упаковке концентрация - это чистая формальность, ничего нам не говорящая ни о стойкости аромата, ни об его интенсивности. И виной всему то, что каждое вещество обладает собственной интенсивностью запаха, вследствие чего любая смесь уникальна и сравнивать растворы разных концентраций можно только при прочих равных условия. Но, увы, практически не бывает такого, чтобы два парфюмерных продукта различались только процентом ввода душистой композиции.

К сожалению, интенсивность запаха отдельно взятого вещества нельзя измерить каким-либо прибором, но это можно сделать при помощи группы людей. Для любого душистого вещества можно определить порог восприятия запаха (Odor Threshold) - минимальную концентрацию вещества в воздухе или в растворе, при которой статистически значимое количество испытуемых ощущают его запах. Различают порог обнаружения (концентрация, при которой запах вообще в принципе ощущается) и порог распознавания (минимальная концентрация, при которой запах можно идентифицировать и отличить от других).

Мощность и интенсивность душистого вещества можно сравнивать при помощи безразмерного показателя, который называется запаховая величина (Odor Value, OV). Значение OV определяется как отношение насыщенного пара к пороговой концентрации. Проще говоря, OV означает во сколько раз концентрация вещества в процессе его испарения превышает пороговую. Но ещё удобнее пользоваться показателем, которая называется запаховая единица (Odor Unit, OU) - отношением количества вещества в смеси к его пороговой концентрации. OU - это вклад отдельного вещества в суммарный запах смеси.

Значение порога восприятия, OV и OU для разных веществ варьируется в очень широких пределах. Одним из самых интенсивно пахнущих веществ на настоящий момент считается винных лактон, он обладает порогом восприятия 0,00001 нг в литре воздуха. Это вещество обладает довольно приятным сладким кокосово-древесным запахом и повсеместно встречается в природе в яблоках, апельсинах и других цитрусовых, часто является важным компонентом, формирующим аромат вина.

Среди других известных веществ, обладающих высокой мощностью запаха стоит отметить этантиол (этилмеркаптан), неприятно пахнущий одорант бытового газа и геосмин с запахом влажной почвы, вещество, заслуживающее отдельного подробного рассказа.

Часто бывает так, что во многом суммарный аромат определяется соединением, входящим в состав в весьма скромных количествах. Посмотрите, пожалуйста, на таблицу, взятую из работы Бориса Алексеевича Виноградова, крупнейшего специалиста по инструментальному анализу эфирных масел. На ней приведено процентное содержание отдельных компонентов в эфирном масле розы и их относительные проценты, то есть вклад в суммарный запах. Обратите внимание, что на примерно на 70% аромат розы определяет бета-дамасценон, которого в масле содержится всего около 0,1%. Поэтому, например, не так важно, что в Dior Poison содержится 10% лираля, 0,09% бета-дамасценона - вот это действительно важно.

Представьте себе такую ситуацию: вас заинтересовала некая картина и вы ищете о ней информацию. Находите такое описание: охра жженая 55%, свинцовый сурик 11%, кобальт фиолетовый светлый 7%, ультрамарин 3%, белила цинковые. Насколько такая информация будет полезна для того, чтобы понять о чём картина? Насколько такая информация будет полезна для художника, который только учится рисовать? Боюсь, что даже для специалиста по предпечатной подготовке все эти цифры практически бессмысленны.

Вся приведённая выше информация в основном касается процентного содержания отдельных компонентов в смеси, вернёмся к «парфюмерным концентрациям» и проценту ввода душистой композиции. Два слова о стойкости: она зависит только от соответствующих свойств входящих в аромат компонентов. Если композиция содержит только легколетучие компоненты, никакое увеличение концентрации не сделает её более стойкой. Возьмём эфирное масло бергамота: оно испарится за несколько минут что в виде 1% раствора, что в чистом виде. Поэтому совершенно нелогичными выглядят утверждения плана «наш аромат чрезвычайно стоек, ведь в нём целых 20% душистых веществ».

Если существует целая линейка концентраций для одного аромата (как правило лёгкий одеколон, туалетная вода, более насыщенная парфюмированная вода и концентрированные духи), то никогда эти продукты не различаются лишь процентом ввода концентрата. Для каждого продукта разрабатывается собственная формула, отличающаяся в первую очередь балансом летучих и тяжелых компонентов. Иногда случается так, что определенная "концентрация" появляется по прошествии времени (например, MItsouko в EdP существует только с 80-х годов прошлого столетия), часто у разных "концентраций" совершенно разные авторы-парфюмеры.

Процент ввода душистой композиции для каждого случая устанавливается эмпирически, подбирается именно та концентрация, которая будет максимально эффективна: с одной стороны, аромат будет не слишком интенсивным и раздражающим (в слишком высокой концентрации многие вещества вызывают скорее дискомфорт, а многие вещества начинают пахнуть чем-то вроде жидкости для снятия лака или сапожным клеем, нежели духами), с другой стороны, все аспекты композиции должны хорошо читаться, даже в одеколонах запах спирта не должен доминировать.

Кристофера Шелдрейка регулярно пытают вопросом «какая концентрация у ароматов Les Exclusifs de Chanel?» и он всегда отвечает «такая, какая нужно». Некоторые производители уже отказались от этих условностей и перестали указывать концентрацию (например, ничего такого вы не нейдете у Edition de Parfums, хотя процент ввода композиции колеблется от 4 до 25%, раньше это число просто указывалось на этикетке, но в новом дизайне убрали и его), а некоторые предпочитают отшучиваться и писать “eau de protection” и прочие глупости.



Публикации по теме