Я работаю с детьми, от которых отказались.

Как усыновить ребёнка из роддома? Все больше осиротевших или брошенных детей в нашей стране находят новую семью. Малышей берут под опеку, в приемные семьи, усыновляют. Самым большим спросом, особенно у бездетных семей, пользуются младенцы, только появившиеся на свет. Усыновления новорожденного родители ждут годами, так как очередь огромна и подходит не быстро. Но о том, как усыновить ребенка из роддома, какие требования к документам и усыновителям, знают далеко не все.

Как усыновить ребёнка из роддома

Довольно часто, к сожалению, в роддомах молодые мамы отказываются от своих новорожденных детей. Причины отказов могут быть разными:

  • ранняя беременность, когда родители несовершеннолетней мамы уговаривают ее оставить малыша в роддоме;
  • учеба в ВУЗе, когда мама предпочитает карьеру судьбе своего малыша;
  • родовая травма или другая патология, в результате чего ребенок рождается больным;
  • недостаток средств или отсутствие жилья;
  • алкоголизм, наркомания.

Именно этих детей, отказников, так ждут новые родители. Но прежде, чем ими стать, нужно получить разрешение в органах опеки на усыновление из роддома новорожденного малыша.

Если вы твердо уверены, что вам нужен ребенок из роддома, которого вы сделаете счастливым, то ищите в вашем городе или районе орган или отдел опеки.

Заявление, которое вы там напишете, будет вашим первым реальным шагом к вашему ребенку. В заявлении нужно будет указать ваши данные, а так же описать, какого ребенка вы хотите взять в свою семью: возраст, цвет глаз и волос и т.д.

Существуют требования к усыновителям, которым вы должны соответствовать полностью, это:

  • здоровье. В органах опеки вы получите бланк, по которому должны пройти медосмотр. У вас не должно быть инфекционных, онкологических заболеваний, туберкулеза, хронических заболеваний.
  • доходы. Доходы на каждого члена вашей семьи должны быть выше, чем прожиточный минимум, установленный в вашем регионе.
  • жилищные условия. Вам нужно будет представить документы на квартиру или дом, в который вы собираетесь привезти малыша. Органы опеки, после того, как вы соберете все бумаги и принесете им, придут к вам для обследования вашего жилья, чтобы убедиться, что ребенок будет жить в хороших условиях.
  • если усыновление оформляется на жену, то нужно письменное согласие мужа, и наоборот.
  • вам нужно взять справку в полиции о том, что вы не судимы.
  • подготовка. Вам необходимо пройти курсы будущих приемных родителей. Исключение может быть сделано только для тех, кто уже усыновлял детей и проходил обязательную подготовку. О прохождении курсов вам выдадут удостоверение.

Все эти документы для усыновления попадут на стол комиссии, которая решит вашу судьбу: быть вам родителями усыновленного малыша или нет. Об отказе вам сообщат в течение 5 дней, если же через 5 дней никаких вестей не поступило, значит, ваши документы одобрены комиссией, и через 2 недели вас пригласят за разрешением.

И только получив заключение комиссии о вашей пригодности быть усыновителями, вы встанете на очередь за вашим малышом. Это один из минусов усыновления младенцев. На детей после года очереди нет.

Порядок усыновления ребёнка из роддома

Начнем с того, что прямо из роддома ребенка получить практически невозможно. Несколько дней он находится в роддоме, потом его переводят в детскую больницу. Там его тщательно обследуют, и какое-то время он проводит в отделении. Затем его передают в дом малютки. В это время отказавшаяся от малыша мамаша еще может одуматься и забрать ребенка, даже если на него начали оформлять документы на усыновление. И это второй минус. На практике такое случается, хоть и редко.

И третье: требуется время для подготовки документов об усыновлении в суд, затем нужно дождаться заседания суда, и выдержать 10 дней до вступления решения в силу. Усыновление в нашей стране проводится только по решению суда, и никак иначе. Поэтому усыновление из роддома – это, скорее, миф. Своего малыша вы сможете получить, когда ему уже будет 2-3 месяца. Хотя в жизни бывает всякое.

Но вернемся к этапам усыновления. Ваша очередь, в конце концов, подошла, вы заново (!) собрали все документы, снова получили разрешение от органов опеки и познакомились с будущим сыном или дочкой, ребенок вам понравился, и что дальше?

Озаботьтесь обследованием здоровья малыша. Посмотрите его медицинскую карту. Сделайте с ребенком все возможные анализы, УЗИ и прочее. Это вам должны сделать бесплатно. У ребенка могут быть болезни, которые пока не дали о себе знать, но результаты обследования их покажут. И если вы не хотите связывать свою жизнь с больным ребенком, или у вас нет средств для его лечения, то лучше откажитесь сразу. Ваше разрешение будет действительно 3 месяца, за это время вы сможете найти здорового ребенка. Если же вас все устраивает, сообщите в органы опеки о своем выборе и вместе с ними идите подавать документы в суд.

На этот раз заявление, которое вы напишете, должно содержать просьбу об усыновлении и данные малыша, которые вы хотите ему присвоить. Вы можете:

  • дать ему свою фамилию и отчество;
  • поменять имя;
  • поменять дату и место рождения.

Последнее более важно, если вы имитировали беременность, чтобы сохранить тайну усыновления (ст.139 Семейного кодекса). Дату можно изменить на три месяца в обе стороны, и это разрешается при усыновлении.

Для сохранения тайны суд проводится закрытым, присутствуют, кроме усыновителей, органы опеки и прокурор.

После того, как суд установит усыновление, вы получите выписку (через 10 дней), и с ней и своими паспортами отправитесь в ЗАГС, где вам выдадут свидетельство о рождении вашего ребенка.

С помощью органов опеки вы можете договориться о том, чтобы ребенка и маму в назначенный день выписали из роддома, заснять все это на видео для истории и ехать домой воспитывать своего малыша.

О том, как усыновить ребёнка из роддома, дома малютки или детдома, требованиях к усыновителям можно узнать в Семейном кодексе РФ, статьи 122-144.

Маленькая подмосковная больница, палата на 6 мест. За окном бушует весна. Но здешние дети солнце видят только через оконное стекло.

С ними некому гулять. Их некому любить. Порой нет даже человека, который просто взял бы их на руки, покачал, поагукал… Взрослые появляются перед ними всего на несколько минут: покормить, сменить одежду, дать лекарство…

Эти дети - отказники. Те, кому не нашлось места ни в родной семье, ни в сиротском заведении. Дважды проклятые. Мест в домах ребенка не хватает, и своей очереди приходится ждать порой по нескольку лет. Ждать можно только здесь - в обычной детской больнице. Где нянечек не хватает даже для “законных” больных…

Мы почти ничего не знаем о них. Лишь изредка всплывает информация о безобразиях, творящихся с этими детьми: где-то им заклеили рты - чтобы не плакали, где-то привязали к батарее - чтоб не падали. Вот, собственно, и все.

Проблема отказных детей, живущих в больнице, долгое время вообще замалчивалась, - говорит председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова. - Мне о ней стало впервые известно случайно, от мамочек, которые лежали со своими детьми в больнице и увидели этих обездоленных крох…

По закону, когда ребенок получает статус “отказного” в роддоме или изымается из неблагополучной семьи, он попадает в стационар детской больницы, чтобы пройти там обследование, и затем должен быть направлен в сиротское заведение. Но зачастую отказные дети годами находятся в больнице - не по медицинским показаниям, а потому, что дома ребенка переполнены.

В больницах не предусмотрено дополнительных штатных единиц (врачей, воспитателей, нянечек) для отказников - и персонал при всем желании не может уделять им внимание, гулять с ними, - продолжает Очирова. - Поэтому многие дети за все время своего пребывания в больнице ни разу не были на улице, некоторые даже не выходят из палат.

С каждым днем у малышей-отказников уменьшается шанс стать нормальными людьми. С каждым днем они, лишенные общения, все больше отстают от своих сверстников в физическом и психическом развитии. Зачастую дети попадают в больницу здоровыми, а выходят с больничным синдромом не разговаривают, не улыбаются, не умеют играть.

Дети все время лежат в кровати, так обслуживающему персоналу легче с ними работать, - рассказывают волонтеры - добровольцы, которые помогают больничным малышам. - Иногда над теми, кто пытается вставать, натягивают специальную сетку - чтоб лежал…

Совершенно недопустимо, чтобы самое важное время своего развития, когда закладываются основы человеческой личности, будущей судьбы, дети проводили в больницах фактически в одиночестве, - объясняет детский психолог Елена Логинова. - Ведь сразу после появления на свет младенец должен развить кору головного мозга, передать ей функции хватания, ползания, хождения и т.д. Сделать это можно только с помощью взрослых. Работа эта настолько мощная, что за два года жизни вес мозга младенца удваивается. Потом это время наверстать очень сложно, а иногда и невозможно.

В палате отказников одной из подмосковных больниц (не буду называть ее, дабы не навлечь на врачей начальственный гнев) я появилась в обществе волонтеров. Эти люди оказывают всяческую помощь - привозят одежду, памперсы, игрушки. Но главное - не позволяют отказникам превратиться в “растения”. Играют с ними, гуляют, разговаривают…

Движению волонтеров уже три года. Большинство добровольцев - мамы, в свое время находившиеся в больницах с собственными детьми.

У всех у нас семьи, но находим время и для больничных малышей, - рассказывает активная участница движения Марина Андреева. - Я, например, сейчас собираюсь бросить работу, благо муж в состоянии обеспечить семью. А то сижу в офисе с бумагами и думаю: “Что я тут делаю? Меня там, в больнице, дети ждут”.

Наше появление в палате отказников вызывает радостную суету. Кто-то из малышей тянет к нам руки, кто-то показывает свои богатства - погремушку, мишку… Самая старшая в палате, 4-летняя Сонечка, обнимает меня так, будто я самый любимый человек в ее жизни. Я с опаской оглядываюсь на прозрачные окна палаты. Мне уже сообщили, что в большинстве больниц волонтерам и иже с ними брать детей на руки, общаться запрещают. Почему? Скорее всего медперсонал не хочет приучать детей к рукам. Но в этой больнице, кажется, можно. Беру девочку на руки - и в миг оказываюсь зацелованной.
Хочу вручить ей принесенную игрушку - лохматого щенка, но Марина останавливает меня. “Отдай лучше Наташе! Сонечка и так счастливица - на нее уже готовят документы усыновители…”

Усыновление, опека, нормальная семья - единственное спасение для таких детей, - констатирует руководитель объединения волонтеров Елена Альшанская. - Кто вырастет из отказника, который в детстве видел только железную решетку своей кроватки да больничные стены? Этим детям не поможет дом ребенка, даже самый лучший. Только семья!

Между тем именно отказникам труднее всего найти семью. “Засекреченных” больничных детей усыновляют редко, о них просто никто не знает. А у чиновников, как водится, есть дела и поважнее.

СПРАВКА “МК”
Официальной статистики по отказникам нет. По данным Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобразования РФ, количество детей-сирот, находящихся в больницах, приютах и других учреждениях временного пребывания, составляет 11 388. 11 388 ДЕТЕЙ СЕЙЧАС ЛЕЖАТ ПОД СЕТКАМИ НАД КРОВАТКАМИ! ОНИ НИКОГДА НЕ ВИДЕЛИ СОЛНЦА! ИХ НИКОГДА НЕ ОБНИМАЛИ ПЕРЕД СНОМ!
Например, в Подмосковье около 620 отказников живут в больницах. Только в одной городской детской больнице г. Читы сейчас живут 70 отказных детей. В государственной клинической больнице Краснодара - 35 отказников. В Екатеринбурге - 250, в больницах Новосибирска и области - около 200.

Решив стать родителями приемного ребенка, люди отдают предпочтение совсем маленьким детям. Это обусловлено рядом психологических фактов.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Сегодня может быть выполнено усыновление ребенка из роддома. Процедура максимально упрощена.

Если человек соответствует установленным требованиям, ему придется собрать и совершить ряд манипуляций.

Однако необходимо помнить, что усыновление – это юридическое действие, имеющее перечень особенностей. Чтобы знать их все, стоит заранее изучить информацию по теме.

Основания

Решив принять ребенка из детдома в 2019 году, родители могут руководствоваться самыми разными мотивами.

К наиболее частым основаниям усыновления ребенка относятся:

  • Желание обзавестись помощником, который сможет заботиться о родителях, когда они постареют.
  • Неспособность зачать собственного малыша.
  • Желание родителей сделать осиротевшего ребенка счастливым.
  • Малолетняя дочь слишком рано родила ребенка. Ее мать и отец хотят оставить ребенка в семье, но, чтобы репутация не пострадала, желают, чтобы их самих записали в качестве родителей внука.
  • Родственники хотят приютить детей своих близких, по какой-либо причине лишившихся родителей.
  • Состоятельная семья хочет вырастить преемника.

Отдавая предпочтение совсем крохе, родители считают, что смогут самостоятельно повлиять на характер ребенка. Малыша, который еще не имеет навыков и памяти, воспитать проще.

Правовое регулирование

Государство заботится о своих гражданах. Оно старается максимально обезопасить ребенка и обеспечить ему комфортные условия жизни. По этой причине стать приемными родителями могут не все граждане. Они должны соответствовать требованиям, закрепленным в действующем законодательстве.

Перед тем, как осуществить усыновление из роддома, эксперты советуют молодым родителям ознакомиться с положениями Семейного Кодекса РФ.

Регулирует вопросы усыновления детей Постановление Правительства РФ .

Требования

Человек, желающий принять малыша в семью, должен соответствовать ряду требований.

Усыновить грудного ребенка могут граждане:

  • любого пола, которые достигли совершеннолетия;
  • имеющие собственную жилплощадь и достаточное количество места для проживания ребенка;
  • имеющие постоянную работу и стабильный доход;
  • у которых отсутствует судимость за тяжкие правонарушения или преступления, связанные с половой неприкосновенностью;
  • обладающие крепким здоровьем;
  • не лишенные родительских прав или звания опекуна;
  • лица, пытавшиеся принять чужого ребенка в семью, но вернувшие его в детдом;
  • не имеющие вредных привычек;
  • не являющиеся гражданами США.

Возраст родителя должен быть больше возраста приемного ребенка минимум на 16 лет.

Усыновление ребенка из роддома

Нередко женщины по ряду причин отказываются от детей прямо в роддоме. Такого малыша могут забрать приемные родители. Следует помнить, что на отказных грудничков всегда имеется очередь.

По этой причине претендент на усыновление малютки должен подготовиться морально и заранее собрать пакет документации.

Человеку, решившему взять ребенка из роддома, предстоит совершить следующие действия:

  1. Посетить органы опеки и встать в очередь за грудничком.
  2. Подготовить пакет документации в соответствии со списком, который будет сообщен представителем органов опеки.
  3. Дождаться, пока подойдет очередь.
  4. Отправиться в органы опеки с полным пакетом документации и получить одобрение на усыновление.

Перед тем, как представители ООП решат, что человек может взять ребенка из роддома, жилище претендента посетит специальная комиссия. Ее представители должны будут удостовериться, что условия подходят для жизни младенца.

Если состояние жилища удовлетворит комиссию, начнется рассмотрение пакета документации. Действие длится 2 недели. После завершения процедуры, будет принято окончательное решение.

Если представители ООП одобрили просьбу человека о предоставлении возможности усыновить ребенка, а в роддоме появился грудничок, нуждающийся в родителях, претендент должен обратиться в суд.

Других путей для оформления не существует. Заявление необходимо направлять в государственный орган, расположенный по месту нахождения роддома. К бумаге необходимо приложить полный пакет документации на усыновление.

Следует помнить, что справки действуют только 3 месяца. Если претенденту пришлось ждать дольше, часть бумаг придется оформлять повторно.

Суд не взимает плату за рассмотрение просьб об усыновлении. В дополнение к перечню бумаг потребуется приложить официальный документ из ООП, содержащий одобрение.

Если речь идет об усыновлении, суд принимает решение быстро. Чтобы еще сильнее ускорить процесс, человек может попросить государственный орган о немедленном исполнении. Иначе решение суда вступит в силу только через 10 дней, после его вынесения.

После того, как решение суда вступило в силу, младенца можно забрать сразу же.

В роддоме должны предоставить больничный лист от даты решения и до достижения ребенком 70 дней. Чтобы получить документы на малыша, родители должны обратиться в ЗАГС.

Из дома малютки

Процесс усыновления ребенка из дома малютки похож на усыновление малыша из роддома. Однако в первом учреждении находятся дети, у которых уже начал формироваться характер, понятен цвет глазок и волос. Отсюда малышей забирают приемные родители, которые желают получить ребенка определенного пола и возраста.

Если человек забирает ребенка из дома малютки, он получит возможность встретиться с ним. Кроме того, претендент сможет заранее изучить базу данных малышей, находящихся на попечении учреждения.

Если найти ребенка по сформированному в голове образу не удается, потенциальный родитель имеет право обратиться в близлежащие дома малюток.

Когда выбор будет сделан, человеку придется обратиться в суд по месту расположения учреждения. Затем придется дождаться вынесения решения и вступления его в силу.

Если суд одобрил просьбу об усыновлении, необходимо взять копию вынесенного решения и отправиться за выбранным малышом, чтобы забрать его домой.

Чтобы получить новое Свидетельство о рождении ребенка, потребуется обратиться в ЗАГС.

Его работники изменят фамилию и отчество маленького гражданина. Затем можно будет получить обновленный документ.

Ребенка, не являющегося гражданином РФ

Граждане России обладают правом усыновлять деток, которые имеют гражданство другой страны.

Чтобы подобная возможность появилась, стандартный перечень документации потребуется дополнить законного представителя ребенка, уполномоченного государственного органа.

Есть ли базы данных?

Когда ребенок попадает в дом малютки или аналогичное учреждение, на него заполняют анкету, содержащую описание характера ребенка, его отличительных особенностей и основных черт.

Документ дополняют одной или несколькими фотографиями, а затем передают в органы опеки. Организация в свою очередь направляет анкету в региональный банк, а затем она попадет в федеральный.

Если человек хочет заочно ознакомиться с малышами, находящимися в доме малютки, он может обратиться в одно из вышеперечисленных учреждений.

Однако эксперты не советуют сильно доверять описанию, присутствующему в анкете. Документ на малыша заполняется стразу.

Однако ребенок, который пробыл непродолжительное время в учреждении, может не полностью проявить все особенности своего характера.

С чего начинать?

Приняв решение об усыновлении ребенка, родитель не всегда знает, с чего стоит начинать процедуру. Однако сегодня существует установленный , которые предстоит выполнить каждому родителю.

Порядок оформления

Всегда начинается с посещения органов опеки. Здесь осуществляется проверка на соответствие требованиям и предоставляется список документации, которую потребуется собрать.

Кроме того, представители учреждения помогут заранее разобраться во всех нюансах проведения процедуры. Здесь же осуществляется постановка в очередь на грудничков.

После посещения ООП, человеку предстоит выполнить следующие действия:

  1. Подготовить документацию.
  2. Пройти медицинское обследование.
  3. Дождаться очереди на ребенка или выбрать малыша в доме малютки.
  4. Обратиться в суд.
  5. Дождаться вынесения вердикта.

Когда суд даст согласие, человек сможет забрать ребенка.

Документы

Претенденту на усыновление ребенка из роддома предстоит собрать обширный перечень бумаги.

В список входят:

  • копия паспорта;
  • справка о доходах;
  • заявление;
  • справка о состоянии здоровья;
  • характеристика с места работы;
  • документ, подтверждающий отсутствие судимостей;
  • договор аренды жилья или документы, подтверждающие нахождение помещения в собственности;
  • акт заключения об обследовании жилья комиссией;
  • согласие супруга, заверенное нотариально.

Когда бумаги готовы, можно отправляться в органы опеки и попечительства.

Заявление

Завершающий этап усыновления – подача заявления в суд. Документ направляется в государственный орган совместно ООП. Суд выполнит проверку всех данных об усыновителях.

Если сведения соответствуют действительности и удовлетворяют требованиям, будет назначено судебное заседание. На нем принимается решение о возможность усыновления малыша из роддома.

Выплаты

Государство поддерживает родителей, решивших забрать ребенка из роддома. Так, на усыновленных детей выплачивается пособие.

Родители смогут получить все , которые предоставляются в связи с появлением ребенка в семье. Кроме того, государство выдает приемным родителям единовременную выплату. Ее размер составляет около 15 000 рублей.

Материнский капитал

Как и в случае с рождением собственного ребенка, на второго и последующего усыновленного малыша предоставляется материнский капитал.

Его можно потратить на:

  • улучшение жилищных условий;
  • обучение детей;
  • увеличение размера пенсии матери.

Тайна усыновления

Чтобы ребенок считал себя родным в приемной семье, закон фиксирует необходимость соблюдения . О выполнении процедуры знает довольно широкий круг лиц.

Чтобы минимизировать влияние человеческого фактора на разглашение информации, закон разрешает приемным родителям менять не только ФИО, но и дату и даже место рождения приемного малыша. При этом разница с фактической датой не должна превышать 3 месяца.

Тайна усыновления актуальна только в том случае, если малыша забирают из роддома или дома малютки. В остальных ситуациях соблюдение секретности теряет смысл.

Права ребенка

Согласно действующему законодательству, ребенок, который был усыновлен, полностью приравнивается в своих правах к кровному родственнику. Так, дети человека, который ранее был принят в семью, будут являться внуками усыновителя, а их дети – правнуками. При этом приемный малыш будет являться наследником первой категории.

Если у ребенка имеются кровные бабушки и дедушки, он может продолжить общение с ними по их инициативе, но только в том случае, если это удовлетворяет интересам маленького гражданина.

ЖЖ-пользователь aquatek-filips пишет в своем блоге: После гериатрического дома вторым местом, куда мы с волонтерами отправились делать репортаж, стали два отделения 5-й городской больницы Севастополя – ИБОНиН и детская реанимация. Как и во многих родильных домах и больницах страны здесь есть особенные пациенты. В общем-то ничем не отличающиеся от всех остальных рождающихся или находящихся здесь деток. Кроме одного – у них нет родителей. Вернее, как правило, они есть, только эти детки им не нужны.
Отказнички.
Так называют таких детей сами работники больницы.

2. ИБОНиН расшифровывается как инфекционно-боксированное отделение новорожденных и недоношенных. Работают здесь врачи-неонатологи или микропедиатры – люди, которые первыми приходят на помощь детям от рождения и до 1 месяца.

3. В ИБОНиН лежат мамы с новорожденными детьми, а также мамы с детьми, которым по показаниям необходимо находится под присмотром врачей и получать лечение.

4. В отделении есть палата с особенными пациентами – как раз теми, кто ничем не отличается от других новорожденных, кроме одного. Только появившись на свет, они стали не нужны своим родителям.

5. Причин этому много. Часто это дети антисоциальных элементов – бомжей, проституток, наркоманов. И вопреки устоявшемуся мнению, по словам врачей отделения, эти дети не всегда имеют какие то крайние степени отклонений и болезней. Просто они не нужны. Бывают дети и от обычных, нормальных, с общепризнанной точки зрения, родителей (с точки зрения социальной роли). Просто их мамы и папы не имеют желания или возможности забирать и воспитывать своих детей.
Этот мальчик родился за неделю до нашего прихода. Его мать фактически выпроводили из отделения, т.к. она ни разу не брала и не просила принести своего новорожденного ребенка, используя отделение лишь как возможность спать в чистоте и питаться. Выписавшись, ребенка (совершенно нормального и здорового) она забирать не пожелала.

6. Эта хорошенькая и совершенно здоровая девочка с очень похожей судьбой. Вообще, со слов медицинского персонала этого отделения, бывает так, что маме просто негде жить, некуда нести своего ребенка. Или нет средств на то, чтобы его выкормить. Неимущая мать-одиночка, живет случайными заработками, отец ребенка бросил ее еще на середине срока беременности, нет никаких родственников или крыши над головой. Как результат – безысходность, слабость и отсюда – отказ. Иногда это дети малолетних мам и, зачастую, крепкие и здоровые младенцы

7. Основная проблема больницы с такими детьми в том, что эти дети как бы “бесхозные” и на балансе государства не стоят. Они есть физически, но документально их еще нет. То есть, у них нет статуса сироты, нет постоянного места жительства – Дома малютки. Поэтому “содержания” по бухгалтерским документами здравоохранения им не полагается. Как и не полагается питания, лекарств, пеленок и подгузников. Когда они достигают возраста 1 месяц, их переводят в Дом малютки. А до того времени – врачи вынуждены либо распределять на таких деток то, что есть в наличии в отделении (а как правило распределять нечего), либо надеяться на помощь благотворительных организаций, меценатов и волонтеров. Часто помогают памперсами, элементарными предметами и детским питанием лежащие здесь же мамы со своими детьми.

8. У новорожденных здоровых детей есть большие шансы не оказаться в детском доме, несмотря на то, что их не забрали родные родители. На сегодняшний день желающих усыновить новорожденного малыша очень много – это семьи, которые не могут иметь детей и иностранцы. Но все же, это не кровные родители. Очень тяжело осознавать, что кровным родителям эти дети лишь обуза.

9. Этажом ниже ИБОНиН, в 5-й севастопольской больнице другое детское отделение. И здесь тоже есть та самая “особая палата”.

10. В этом отделении находятся отказнички до года. Но они сюда попадают не из ИБОНиН. Их привозят из города – обследовать и решать, что делать дальше, или лечить, если такое лечение необходимо. Это дети, которых у неблагополучных родителей отбирают социальные службы. Некоторые родители уже могут быть лишены родительских прав, некоторые еще нет.

11. По словам заведующей отделением, дети здесь тоже довольно часто здоровые и нормальные. Вот только родителям они не нужны. Хоть и не всегда. Бывают случаи, когда за отобранным ребенком мать таки возвращается. Пройдя семь кругов чиновничьего ада, доказав десяткам людей свое желание и возможность полноценно растить и воспитывать своего ребенка. И воспитывают, кардинально меняя свой образ жизни.

12. Очень запомнились одни слова, оброненные кем-то из персонала в отделении – отказнички, давно находящиеся в отделении обычно не плачут. Если сравнивать с теми детьми, у которых есть мама – то вообще не плачут. Как будто плач и крик – это способ общения с мамой, привлечение к себе внимания. А тут они как будто понимают, что звать некого. Поэтому не плачут. Тихо так лежат.
И еще замирают, не шевелятся, когда их берут на руки, может быть ожидая, что их с этих рук уже не выпустят.

13. Мама для этих детей – заведующая, старшая сестра и дежурные девочки-медсестры.

14. В палате четыре места. В палате четыре конвертика. Здесь карточку с именем и данные о ребенке не привязывают к кроватке – ее вставляют в красивые нарисованный конвертик. Сегодня два конвертика пустые. Хочется, чтобы пустыми были все четыре

15. Детская реанимация. В каждой детской больнице есть это отделение. Туда поступают самые тяжелые дети, которые находятся на грани жизни и смерти. Причем возраст их различен – это может быть и младенец после родов, который еще не научился дышать, так и 13-14 летний подросток, попавший в беду. Врачи реаниматологи сопровождают тяжелых детей на лечение в другие больницы, дежурят по всем отделениям и приходят на помощь в случае остановки маленьких сердец.

16. Как и чем лечат? С помощью аппаратуры полувекового возраста, лекарств, которые удалось выбить и доброго слова. Если у ребенка есть родители, которые могут приобрести необходимые лекарства – то это хорошо. А если не могут, то… родители идут по миру с протянутой рукой и просят подарить жизнь их ребенку, которая зависит от денег. И остается уповать только на профессионализм врачей и Божью помощь

17. Детки-отказники в этом отделении несчастны во всех смыслах этого слова. Если у здоровых деток есть шансы обрести свою семью, то у этих таких шансов почти нет…

18. У этой девочки сложный диагноз и неестественно подвернутая правая ножка, которая не имеет сустава и не разгибается, а также нет носовой перегородки. Ее мама ушла из роддома, оставив свою дочь в реанимационном отделении. Больше ее в больнице не видели.

20. Жизнь другой девочки зависит только от сложного оборудования, способного искусственно поддерживать жизнедеятельность организма. Обычно здесь находятся недоношенные детки. Но эта девочка родилась почти в срок. Вот только весит она 1 кг 70 грамм.

21. Она – второй ребенок в двойне. И всю беременность служила, как говорят врачи, донором для второго, родившего здоровым, ребенка. Оттого и такой аномально малый вес.

22. Маленькая ручка сжата в кулачок, ребенок борется и, наверное, надеется. Но его мать забрала только здорового ребенка

23. Но справедливости ради следует сказать, что не все родители такие черствые к новорожденным детям, у которых проблемы со здоровьем. В отделении реанимации практически всю свою жизнь – а это больше года – находится Анна-Мария, которой врачи поставили страшный диагноз – гидроцефалия. И все это время рядом с ней находится ее мама, жизнь которой изменилась с рождением дочери. Вот как бывает – в совершенно нормальной семье родился ребенок с тяжелым диагнозом. Но никто от него не отказался, никто его не оставил в больнице. Понимая, что шансы на полное выздоровление равны сотым долям процентов, родители и на лечение за границей сумели собрать деньги, и даже несмотря на то, что ребенок 18-й день находится в состоянии комы после клинической смерти, ее мама здесь, в реанимационной палате. Рядом с дочерью.

24. Для мамы Анны-Марии этот экран – чуть ли не единственное средство общения со своим ребенком.

25. Очень хочется, чтобы у родителей, оставляющих своих детей неважно где – в роддоме, больнице или просто на улице – в голове включалась такая же надпись, как на входе в детскую реанимацию.

Недавно в издательстве «Никея» вышла, пожалуй, самая подробная отечественная книга о семейном устройстве детей из детских домов. Ее авторы — психологи, работающие с детьми-сиротами и приемными семьями почти 20 лет, — разрушают многие стереотипы, существующие вокруг устройства детей в семью. Например, отвечают на вопрос, какого ребенка «лучше» усыновить: того, от которого отказались еще в роддоме, — или ребенка, попавшего в детский дом из неблагополучной семьи?

Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье?

Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой достаточно распространенного социального стереотипа: для ребенка лучше совсем не иметь опыта жизни в «плохой семье». Также многие считают, что хуже всего относятся к себе дети, пострадавшие от жестокого обращения. Однако практика показывает, что наибольшие проблемы с самовосприятием имеют дети, не имевшие никакого опыта близких отношений со взрослыми, — дети, от которых отказались в роддоме, так называемые отказники.

У них совершенно отсутствует опыт близких и доверительных отношений со значимым взрослым, через который ребенок обычно и получает представление о том, что он кому-то важен и нужен, заслуживает любви и представляет из себя ценность. Также у таких детей не формируются модели поведения привязанности в раннем детстве, что важно не только для их благополучного устройства в семью, но и для последующей взрослой жизни и возможности быть родителями.

Тем не менее в нашем обществе считается, что для семейного устройства ребенок, отказной с рождения, — «самый удачный» вариант для родителей. Идея о том, что «ребенок — чистый лист», отношения с которым можно начать с нуля, кажется привлекательной. В этом случае люди не отдают себе отчет, что смотрят на воспитание приемного ребенка даже более идеалистично, чем в некоторых случаях на воспитание своих собственных детей.

Не все в воспитании детей зависит от родителей. Родители не собственники ребенка, они передают ему жизнь, и рождаются дети для жизни. Любой ребенок в первую очередь Божий (или «природный» для тех, кто не верит в Бога), во вторую — свой собственный, со своими индивидуальными особенностями, заметными с рождения. И только в третью очередь — «родительский».

Родители — самые главные люди для своих детей. Они любят своих детей, заботятся о них, от них зависит, как реализуется тот потенциал, который заложен в ребенке. Их ответственность велика, но результат , то, каким человеком вырастет ребенок, зависит от многих факторов, не только от родительской любви и стараний.

Два действительно важных момента при семейном устройстве детей-отказников:

  • необходимо, чтобы младенцы как можно меньше находились в учреждении без мамы или других близких взрослых (минимизация травмы родительской депривации);
  • чем младше ребенок, тем больше времени есть для формирования привязанности к замещающей семье.

То есть с точки зрения защиты интересов ребенка желательно скорейшее помещение маленького ребенка в семью. Но это не средство для приемных родителей избежать проблем. По мере того, как ребенок будет расти, станут проявляться его природные особенности, как положительные, так и отрицательные, будут возникать закономерные возрастные кризисы, не говоря уже об обычных житейских конфликтах.

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении?

В настоящее время существует достаточно много литературы о последствиях младенческой депривации в первые годы жизни ребенка: нарушения в формировании головного мозга и центральной нервной системы, неврологические проблемы и другие нарушения физического здоровья, связанные с отсутствием жизненно необходимого ребенку эмоционального тепла и контакта с близким взрослым. Эта важная информация помогает опровергнуть распространенное мнение о том, что все проблемы детей-сирот связаны с «плохой генетикой».

Кроме физиологических проблем , ранняя младенческая депривация приводит к нарушению формирования механизмов привязанности . Для детей из домов ребенка характерна «размытая привязанность». В этом случае не закрепляется сам механизм формирования близких отношений со значимыми людьми из-за их отсутствия.

Дети-отказники часто начинают называть «мамой» нянечек и воспитательниц. Может показаться, что для ребенка лучше иметь возможность хоть кого-то называть «мамой», чем не иметь такой возможности вообще. Однако в процессе таких отношений у ребенка формируется соответствующее представление о том, кто такая «мама»: это женщины, которые заботятся о бытовых потребностях ребенка, они могут уходить и приходить или пропадать совсем.

Очевидно, что при дальнейшем семейном устройстве неизбежным образом возникают проблемы из-за расхождения между сложившимся у ребенка представлением о родительских ролях и тем, что ему предлагается в приемной семье. Например, приемных родителей может травмировать то, что ребенок не выделяет их как «значимых взрослых», может уйти с любым посторонним человеком на прогулке, ко всем идет на руки и т.д. Некоторые семьи впадают в отчаяние, решив, что они не имеют никакого значения для своего приемного ребенка и что так будет всегда. Бывает, это становится причиной возврата ребенка в учреждение.

Кроме физиологических и эмоциональных последствий родительской депривации важно учитывать психологический фактор «ничейности» . С возрастом дети-отказники в учреждениях осознают то же самое, что и дети, изъятые из семей. То, что у них нет своего дома и своих родителей, и что этим они отличаются от других людей. Отсутствие информации о прошлом и каких-либо представлений о родителях приводят к тому, что дети сначала пытаются фантазировать, сочиняя себе «альтернативную историю» или заимствуя жизненные факты из рассказов других детей, а в подростковом возрасте переживают настоящий кризис идентичности, буквально озвучивая следующее: «Я не знаю, кто я и откуда. Я никто». Это не всегда так драматично и очевидно на первый взгляд, но обязательно проявляется в индивидуальной работе с ребенком.

В отличие от детей-отказников дети из неблагополучных семей обычно все же имеют опыт близких отношений со взрослыми. Их проблемы в формировании привязанности могут быть связаны с иными причинами: последствия жестокого обращения и пренебрежения со стороны взрослых. Но при этом опыт установления и поддержания отношений со значимым взрослым, на который можно опираться при помещении в новую семью, у них все же есть. Чаще всего их способность к привязанности остается сохранной, а нарушения в формировании привязанности возможно скомпенсировать.

Так что при устройстве в приемную семью и в случае с отказниками с рождения, и в случае с детьми из неблагополучных семей могут быть и трудности, и положительные результаты. Главное — не поиск варианта, где «проблем будет меньше», а умение эти проблемы решать.

Благополучие в приемной семье зависит не столько от особенностей ребенка, сколько от отношения к этим особенностям родителей. В воспитании и «отказных» детей, и детей «с историей» есть свои трудности. Хорошая подготовка родителей к принятию ребенка в семью, реалистичные ожидания и представления о психологических особенностях детей, переживших разрыв с семьей, а также гибкость принимающей семейной системы и принятие родителями ребенка — все это гораздо больше влияет на успешность семейного устройства, чем то, «отказной» ребенок или нет.

Мария Капилина (Пичугина)
Татьяна Панюшева

Купить эту книгу

Обсуждение

У меня дочка приемная. Сейчас 3,7, изъята из семьи в 1,5, вместе мы 1,7. В детских учреждениях по времени была мало, но сменила три дома ребенка. Ее взяли в опеку какие-то родственники после смерти матери (мать умерла после изъятия ребенка), но впоследствии именно из-за симптомов депривации сдали обратно в дом ребенка. Не выдержали, думали, что ребенок это цветок лазоревый. Действительно, агрессия, аутоагрессия из ребенка перла. И сейчас еще вылезает. Она мстит людям за то, что с ней обошлись несправедливо. Это просто надо пережить, стиснуть зубы и пережить, а также любить ребенка надо. Я рада, что не сдалась. У меня никогда не было желания ее вернуть обратно, хотя "убить" за ее выходки хотелось периодически.
С другой стороны я почему-то благодарна Био матери. Ну не оставила она ее в роддоме, не отказалась, хотя возможность была. Это же о каких-то чувствах говорит со стороны матери. Да, Мать была никудышная, но Мать.
И сейчас моя Доча очень ласковая. Постоянно мы с не целуемся, милуемся, аж душа радуется. С мозгами у ребенка все очень хорошо, умненькая, память хорошая.
Другое дело, что на характер ребенка вся эта история отпечаток наложила. Только Доча чувствует, как ее не принимают, игнорируют(в т.ч. другие дети), так тут же ежиком становится и агрессию проявляет. Надеюсь, что с возрастом пройдет, работаем над этим с психологом.

"Оба хуже" (С)

У меня приемный ребенок, изъятый из семьи в возрасте 4 месяцев. У нас проблемы не с отсутствием привязанности, а с гиперпривязанностью - в первые полгода, которые ребенок провел дома, ей тогда было 2,8, я не могла даже в туалет сходить одна, ребенок буквально должен был держаться за меня, чтобы чувствовать себя спокойно. Это проявляется даже сейчас, ей уже 7 лет, и спать мы должны обязательно с открытыми дверями комнат, т.е. быть в зоне видимости и досягаемости. так что статья действительно малопрофессиональная.

Какая в принципе разница? И что значит- что лучше? Главное - любить ребенка, любого и отдавать ее этому ребенку.

Интересно, кстати, а не связана ли описанная в треде ниже сохранность отказников с, как бы это сказать, большей сознательностью био? Я имею в виду, что это же надо принять решение, с паспортом родить, написать согласие на усыновление. То есть нужны какие-то минимальные усилия и определенный уровень ответственности. Может быть и дети тогда получаются тоже более сознательные?
В личном опыте у меня один изъятый в 2,5 года и одна отказница. Но делать какие-либо выводы пока, естественно, рано. Единственное, что могу сказать: у обоих, кажется, нет проблем с привязанностью, не было госпитализма и депривации.

Мой опыт говорит о том, что самые жесткие нарушения привязанности как раз встречаются у детей, которые первые годы жизни провели в условиях пренебрегающей кровной семьи. Кроме нарушений привязанности у таких детей очень часты агрессия и аутоагрессия, переносы своей ненависти и боли на приемную семью. А если кровные родственники еще пытаются "качать права", тогда ребенка вообще раздирают такие чувства, с которыми врагу не пожелаешь встретиться.
У отказников совершенно не обязательно нарушение привязанности. Вне зависимости от того, как к ним относились в больницах и домах ребенка.

у меня все наоборот. у изъятого ребенка куча проблем и из-за течение беременности, и из-за обращения с ним в асоциальной семье, и из-за ее места обитания, и из-за голода и болезней там, и из-за изъятия итд итп.
а отказник- просто ребенок, ну тревожность осталась, да...

Разочаровало. Для выпускницы пединститута, прочитавшей несколько учебников о психологии сиротства это было бы очень неплохо. Но для ведущих специалистов в этой области очень поверхностно и малопрофессионально. И снова эти штампы про "безнадежных отказников" и "не такие глубокие проблемы у детей из асоциальных семей".

Че-то я думала, такие теории уже потеряли свою актуальность. А я эту книгу рекомендовала "не глядя" людям. Пойду, пожалуй, почитаю.

Фу-фу-фу. Вместо "разрушения стереотипов" только поддерживают очередной о том, какие ужасные отказники.



Публикации по теме