Поздний неонатальный период продолжается. Только естественное вскармливание материнской грудью обеспечивает полноценное развитие ребенка и открывает возможности для максимального снижения ранней детской заболеваемости и смертности

Период новорожденности - наиболее критический возрастной период у детей. Его патология сложна и разнообразна. Неправильное ведение родов, недостаточный уход, несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима и пр. способствуют повышению заболеваемости и смертности среди новорожденных. Наибольшая смертность наблюдается на первой неделе жизни и, особенно, в первые три дня после родов. Естественно, большое значение имеет переход от внутриутробных условий жизни к внеутробным и приспособление новорожденного к факторам внешней среды. Организм новорожденного впервые принимает на себя такие жизненно важные функции, как дыхание, терморегуляцию, кровообращение, пищеварение и др. Поэтому знание особенностей течения раннего неонатального периода, правильный уход за новорожденным ребенком исключительно важен для его дальнейшего развития и здоровья.

Периоды детского возраста

I. Период внутриутробного развития - длитсяот зачатия до родов.

Подразделяется на 2 фазы:

а) фазу эмбрионального развития - ее продолжительность - от зачатия до 11–12 недель беременности;

б) фазу плацентарного развития - с 11–12 недель гестации до конца беременности.

II . Период новорожденности (неонатальный) - длится от рождения ребенка до 28 дней жизни. Включает в себя:

а) ранний неонатальный период - от рождения до 7-го дня жизни ребенка;

б) поздний неонатальный период - от 7 до 28 дня жизни.

Выделяют также перинатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до 7-го дня жизни ребенка. Он подразделяется:

а) на антенатальный период - с 22-х недель внутриутробного развития до начала родов;

б) интранатальный период - от начала родовой деятельности до рождения ребенка;

в) на ранний неонатальный период - с рождения до 7-го дня жизни новорожденного.

III . Грудной возраст (или младший ясельный) - от 28 дней до 1 года жизни ребенка.

IV . Период молочных зубов - с 1 года до 6 лет. Подразделяется:

а) на преддошкольный или старший ясельный - от 1 года до 3-х лет жизни ребенка;

б) на дошкольный возраст - от 3-х до 6 лет.

V . Младший школьный возраст (период отрочества) - от 6–7 лет до 12 лет.

VI . Старший школьный возраст (период полового созревания) - от 12 до 15 лет.

Неонатология

Это достаточно молодая наука. Как самостоятельный раздел медицины (раздел педиатрии) возникла в XX в. Она изучает возрастные особенности и заболевания детей первых 4-х недель жизни.

Термины «неонатология» и «неонатолог» были предложены американским педиатром Александром Шаффером в 1960 г. Неонатология состоит из трех слов: греческого «neos » - новый, латинского«natus » - рожденный и греческого «logos » - учение.

ОсновнЫе направления неонатологии

    Исследование влияния отклонения в состоянии здоровья беременной женщины на развитие плода и новорожденного.

    Изучение функциональной и метаболической адаптации новорожденного к внеутробному существованию.

    Реанимация и интенсивная терапия новорожденных.

    Исследования становления иммунного статуса.

    Изучение наследственных и врожденных заболеваний.

    Разработка специальных методов диагностики заболеваний, лечения с учетом особенностей фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств в этом периоде.

    Реабилитация больных новорожденных детей.

    Вопросы вскармливания и питания как здоровых, так и больных детей.

Одним из важных показателей развития здравоохранения является показатель младенческой смертности , который характеризует количество умерших детей от 0 до 1 года жизни и рассчитывается по формуле:

В свою очередь, младенческая смертность включает в себя неонатальную смертность от 0 до 28 дней, которая рассчитывается по формуле:

Неонатальная смертность может быть ранняя и поздняя.

Ранняя неонатальная смертность - от 0 до 7-го дня жизни. Рассчитывается по формуле:

Поздняя неонатальная смертность - с 7-го до 28-го дня.

Всегда необходимо анализировать еще один показатель - перинатальной смертности , который рассчитывается по формуле:

Для снижения перинатальной, неонатальной и младенческой смертности необходима интеграция служб акушер-гинекологов, педиатров, генетиков и реаниматологов. Важную роль в решении этих вопросов играет перинатальный центр с хорошей материальной оснащенностью.

Отклонения в состоянии здоровья женщины до беременности, осложнения течения беременности и родов, социальные и бытовые проблемы могут представлять угрозу для здоровья плода, т. е. являются факторами риска развития патологии плода и новорожденного. По времени воздействия на плод и ребенка выделяют следующие факторы риска:

    пренатальные (возникающие до и во время беременности);

    интранатальные (возникающие во время родов);

    постнатальные (действующие после рождения ребенка).

Врачу необходимо своевременно выявить факторы риска для прогнозирования и профилактики развития патологических состояний у плода и новорожденного.

Оценка факторов риска развития патологии у плода и новорожденного проводится во время беременности, по меньшей мере, три раза:

    в ранние сроки беременности (при первичном посещении врача, т. е. при постановке беременной на диспансерный учет);

    в середине беременности;

    в процессе родов.

Для своевременного выявления факторов риска необходимо проанализировать:

1. Генеалогический анамнез (с составлением родословной): выяснить, есть ли у родителей и родственников наследственные и обменные заболевания, наличие наследственной предрасположенности к аллергии, другим болезням.

2. Социально-биологический анамнез: оценить возраст матери и отца, уточнить, имеются ли профессиональные вредности, вредные привычки, наличие других социальных факторов риска (например, одинокие мамы, многодетные семьи, плохие бытовые условия и т. д.).

3. Акушерско-гинекологический анамнез : были ли аборты, мертворождения, другие нарушения в половой сфере беременной (например, пороки развития или опухоли матки, бесплодие, рубцы на матке после операций).

4. Сведения об экстрагенитальных заболеваниях матери: например, сердечно-сосудистых (пороки сердца, гипертоническая болезнь, вегетососудистая дистония), эндокринных (диабет, заболевания щитовидной железы, надпочечников) и других, а также какие медикаменты и в какие сроки беременности принимались.

5. Особенности течения настоящей беременности: наблюдались ли токсикозы I и II половины, нефропатия, преэклампсия, угроза выкидыша, многоплодие, многоводие, маловодие, резус- и АВО-сенсибилизация, инфекционные заболевания, аномальное положение плода и др.

6. Особенности течения родов, а именно: затяжные, стремительные роды, длительный безводный промежуток, кесарево сечение, преждевременная отслойка плаценты и т. д.

Врач оценивает возможное влияние неблагоприятного фактора с учетом сроков беременности, во время которых отмечалось действие данного фактора.

Например, краснуха , перенесенная матерью в I триместре беременности, сопровождается высоким риском формирования врожденных пороков развития плода (риск 23 %). Но, если заболевание развилось во II триместре беременности, - риск пороков у плода составит только 1 %. Сахарный диабет I типа у беременной, который сопровождается периодами гипергликемии и кетоацидоза, гипогликемией, в I триместре беременности может приводить к развитию диабетической эмбриопатии с высоким риском формирования врожденных пороков (каудальная дисгенезия, пороки мозга, сердца, почек), во II триместре - к диабетической фетопатии (риск макросомии, гипогликемии, кардиомегалии, полицитемии, гипербилирубинемии и др.). В последующем дети, родившиеся от матерей с сахарным диабетом, относятся к группе риска по развитию ювенильного сахарного диабета (риск 2 %).

Неблагоприятные факторы , действующие на плод во время беременности, прежде всего нарушают маточно-плацентарное кровообращение и могут приводить к развитию хронической внутриутробной гипоксии плода. Патологическое течение родов может приводить к развитию острой асфиксии в родах, родовым травмам, синдрому аспирации мекония и др.

У новорожденных в зависимости от факторов риска принято выделять следующие основные группы риска развития патологических состояний (см. приложение):

    по нарушению функции ЦНС;

    развитию гипербилирубинемии;

    развитию ГБН;

    внутриутробному инфицированию;

    развитию СДР;

    развитию гипогликемии;

    развитию геморрагических расстройств;

    по развитию острого анемического синдрома.

При выписке ребенка из родильного дома, врач должен определить его группу здоровья .

В периоде новорожденности выделяют III основные группы здоровья :

I группа (15–20 % всех новорожденных) - здоровые дети, которые родились от здоровых родителей, нормально протекавших беременности и родов, с оценкой при рождении по шкале Апгар 8–9 баллов и которые не болели в роддоме. У детей этой группы в раннем неонатальном периоде могли наблюдаться пограничные состояния, которые не повлияли на состояние их здоровья.

II группа (70–80 % всех новорожденных) - практически здоровые дети, которые имеют факторы риска возникновения какого-либо заболевания (например, поражения ЦНС, инфицирования, эндокринных или трофических расстройств и др.). По степени выраженности риска II группа здоровья подразделяется на 2 подгруппы: II A и II Б.

Группа IIA (минимальный риск развития патологических состояний) - практически здоровые новорожденные, не болевшие в роддоме, с малой степенью риска возникновения патологических процессов. К ним относятся:

    дети, родившиеся от матерей с отягощенным биологическим и клиническим анамнезом (например, нетяжелые соматические заболевания у матери, возраст матери до 18 или после 35 лет, производственные и профессиональные вредности, группа социального риска: неполные семьи, многодетные семьи, наличие вредных привычек у родителей и др.);

    дети, родившиеся от матерей с умеренно выраженными отклонениями в течении беременности и родов (например, легкие и среднетяжелые токсикозы беременных, дородовое излитие околоплодных вод, быстрые или затяжные роды), которые не вызвали у ребенка заболеваний;

    недоношенные I степени, при удовлетворительном течении раннего периода адаптации;

    дети от многоплодной беременности при удовлетворительном состоянии и средних показателях физического развития.

Группа IIБ (высокий риск развития патологических состояний и заболеваний) - практически здоровые младенцы, но имеющие в анамнезе несколько факторов риска, а также те дети, которые перенесли какие-либо заболевания в раннем неонатальном периоде, закончившиеся выздоровлением. К ним относятся:

    новорожденные, родившиеся от матерей, страдающих тяжелыми заболеваниями или сочетанием нескольких неблагоприятных факторов риска (например, сахарный диабет и тяжелый токсикоз беременных);

    недоношенные II–IV степеней;

    переношенные новорожденные;

    дети с задержкой внутриутробного развития;

    новорожденные с признаками выраженной морфофункциональной незрелости;

    новорожденные, перенесшие ГБН, асфиксию в родах, родовую травму, болезни легких, инфекции или другую патологию.

III группа - больные дети с хроническими заболеваниями (например, врожденная краснуха, генерализованная цитомегаловирусная инфекция, бронхолегочная дисплазия), тяжелыми пороками развития (например, ВПС, врожденная гидроцефалия и др.).

Новорожденные I группы здоровья наблюдаются участковым педиатром и осматриваются специалистами в обычные сроки: первый патронаж проводится в первые три дня после выписки из роддома, затем ребенок осматривается каждые 7–10 дней и в возрасте одного месяца дети приглашаются на прием к врачу в поликлинику (в день приема здоровых детей). Далее в течение первого года жизни врач должен осматривать здорового ребенка 1 раз в месяц.

Дети группы IIА, осматриваются участковым педиатром не менее 4-х раз на первом месяце жизни, а группы IIБ - 5 и более раз с обязательным осмотром зав. отделением. Если дети IIА группы на 1 месяце жизни не болели, то они могут быть в 1 месяц приглашены на осмотр в поликлинику и переведены в I группу здоровья. Дети из IIБ группы до 3-х месяцев жизни осматриваются на дому. В группе здоровья IIБ они остаются до года. При необходимости проводятся лабораторные исследования: общие анализы крови и мочи, бактериологическое исследование, УЗИ и др.

Новорожденные III группы здоровья находятся на диспансерном наблюдении участкового педиатра и узкого специалиста в зависимости от профиля патологии.

Ранний неонатальный период длится от момента перевязки пупови­ны до окончания 7 сут. Наиболее существенными физиологическим из­менениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной счи­тают начало легочного дыхания и функционирования малого круга кро­вообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (ар­териального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга, а также изменение энергетического обмена и терморегуляции. С этого момента начинается энтеральное пи­тание ребенка. К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относят физиологический катар кожи, физиологическую желтуху, физиологическую потерю массы тела, мочекислый инфаркт, половой криз, физиологический дисбактериоз, транзиторный катар ки­шечника.

При рождении доношенного ребенка масса тела в среднем составля­ет у мальчиков 3500 г, у девочек 3350 г. Допустимая в норме масса тела варьирует от 2700 г до 4000 г. Если масса тела при рождении превыша­ет 4000 г, ребенка считают крупным. Длина тела колеблется в пределах 46-56 см (в среднем 50 см). Окружность головы у ребенка при рожде­нии равна 34-36 см, окружность грудной клетки - 32-34 см. Пропор­ции тела новорожденного значительно отличаются от таковых у детей более старшего возраста: голова относительно большая и составляет 25% всей длины тела, лицо округлой формы, нижняя челюсть относи­тельно небольшая, щеки толстые из-за большой жировой прослойки, грудная клетка округлая, живот относительно выступающий, а шея, ру­ки и ноги относительно короткие в сравнении с длиной всего тела. Та­зовые кости развиты слабо. Толщина жирового слоя в области плеча


составляет в среднем 4-5 мм. Средняя точка по длине тела новорожден­ного располагается приблизительно на уровне пупка (у взрослых в об­ласти лобкового сочленения). Частота дыхательных движений варьиру­ет от 40 до 50 в минуту, ЧСС - 120-160 в минуту.

В раннем неонатальном периоде выявляют различные аномалии раз­вития, фетопатии, наследственные заболевания, а также болезни, обус­ловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолити­ческая болезнь новорожденных по резус-фактору или АВО-системе и другие), проявления родовой травмы, перенесенной в родах асфиксии, внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах, аспира­ции.

В первые дни жизни ребенка часто возникают гнойно-септические заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирус­ные поражения кишечника и дыхательных путей. Легкость инфициро­вания вызвана отсутствием у новорожденных секреторного иммуногло­булина А, низким содержанием антител, относящихся к классу имму­ноглобулинов М. Большое значение имеет развитие так называемого синдрома дыхательных расстройств, обусловленного незрелостью ле­гочной ткани. В первые дни жизни происходит адаптация новорожден­ного к лактотрофному питанию, а у матери интенсивно развивается лактация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Период новорожденности

ВВЕДЕНИЕ

1. Период новорожденности.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Период новорожденности является ответственным в жизни ребенка. В этот период происходит приспособление всех органов и систем, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Одним из важнейших факторов внешней среды, требующих постоянного приспособления, является питание.

Период грудного возраста характеризуется интенсивным нарастанием массы тела и ростом, что обеспечивается высоким уровнем обмена веществ, который требует поступления в организм достаточного количества пищевых и биологически активных веществ. Масса тела увеличивается вдвое к 4-4, 5 месяца жизни, утраивается к 10-11 месяцам. Ежемесячная прибавка массы тела составляет: до 3-4 месяцев в среднем 800 г, от 4 до 6 месяцев 600 г, во втором полугодии - 400 г.

Растет ребенок наиболее энергично в первые месяцы жизни: до 3 месяцев он прибавляет в росте по 3 см в месяц, от 3 до 6 месяцев по 2-2,5 см, от 6 до 9 месяцев по 2 см, до конца года по 1,5 см. Таким образом, за первое полугодие ребенок вырастает на 15-16 см, а за весь первый год жизни - на 25-27 см.

К десятому дню жизни ребенка количество получаемого ребенком молока достигает приблизительно 1/5 массы тела (600-900 мл), от 1 до 4 месяцев оно составляет 1/6 массы тела (800-1000 мл), от 4 до 6 месяцев - 1/7 массы тела (900-1100 мл).

Но это лишь ориентировочные показатели. При их определении необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденности могут появляться заболевания, характерные только для детей этого возраста, так как связаны с особенностями развития различных систем их организма. Несмотря на постоянный медицинский надзор, здоровье младенца во многом в руках родителей.

1. Период новорожденности

Процесс рождения - тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы - безусловные рефлексы. Это, прежде всего, система пищевых рефлексов. При прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные движения тормозятся. Поскольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице 1 Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Таблица 1

Бузусловные рефлексы новорожденного

Следует также назвать в качестве безусловных группу рефлексов, способствующих самосохранению и развитию детского организма. Они связаны с регуляцией пищеварения, кровообращения, дыхания, температуры тела, обменных, процессов и т. п. Несомненно врожденными являются сосательные, защитные, ориентировочные, хватательные, опорно-двигательные и ряд других рефлексов; все они отчетливо проявляются уже на втором месяце жизни ребенка Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002. .

Итак, новорожденный - это ребенок с момента рождения до 4 недель. Различают доношенных (родившихся в сроки от 38-й до 42-й недели беременности), недоношенных (родившихся между 28-й и 38-й неделями беременности) и переношенных (родившихся в 42 недели и позже). Как правило, доношенные дети морфологически и физиологически подготовлены к внеутробной жизни - активны, хорошо берут грудь, активно сосут, крик громкий, вес - от 2600 до 5000 г, рост - от 48 до 57 см. Период новорожденности - это период приспособления ребенка к новым условиям жизни. Начинается он после родов с момента перевязки пуповины и длится 18-24 дня.

С момента рождения в организме ребенка происходит целый ряд изменений: возникает легочное дыхание, происходит перестройка кровообращения, начинаются процессы сосания и пищеварения, изменяется обмен энергии, повышается основной обмен. В этот период жизни значительного полового различия между женским и мужским организмом нет. Период детства характеризуется относительным покоем женской и мужской половых систем.

Рассмотрение периода новорожденности как переходного выявляет процессы перестройки индивидной организации ребенка на разных ее уровнях. На соматическом уровне происходят разного рода адаптивные сдвиги в жизненно важных функциях и системах. Общим показателем адаптационных процессов: является потеря веса, составляющая 5-6% от первоначального, В нормальных условиях процесс снижения и последующего восстановления веса происходит в течение первых трех недель жизни.

Слабость процессов возбуждения и торможения в первое время после рождения определяет своеобразное переходное состояние от сна к бодрствованию, выраженное в том, что 80% времени ребенок проводит во сне, который не сконцентрирован в определенное время суток. У новорожденных с низкой и неустойчивой возбудимостью увеличение реобазы и хронаксии при действии посторонних раздражений указывает на быструю истощаемость нервных клеток Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с. .

Все основные функции организма ребенка находятся в положении неустойчивого равновесия, и даже незначительные изменения состояния окружающей среды могут привести к тяжелым нарушениям важных процессов жизнедеятельности. Организм новорожденного очень восприимчив к гноеродным микробам, в частности, к стафилококкам, стрепотококкам, к некоторым штаммам кишечной палочки. Эти возбудители нередко вызывают у новорожденных тяжелые токсикозы. К ним можно отнести сепсис, пемфигус и другие гнойные заболевания кожи, заболевания пупочного канатика, пупочной ранки и пупочных сосудов. Новорожденные могут заболеть коклюшем, который протекает у них очень тяжело.

Наряду с этим новорожденные невосприимчивы к целому ряду болезней. Они почти не болеют корью, скарлатиной, краснухой. Пониженная или полная невосприимчивость новорожденных к некоторым инфекциям объясняется пассивной передачей ребенку материнских антител через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при вскармливании грудью.

2. Организм новорожденного ребенка и условия его питания

Период новорожденности есть период приспособления всех органов ребенка, в том числе и пищеварительного тракта, к условиям внеутробного существования. Все функции организма, в частности процессы обмена веществ, претерпевают в первые дни жизни ребенка своеобразные, но вполне постоянные у всех новорожденных и, следовательно, закономерные изменения. Макроскопическое и микроскопическое строение центральной и периферической нервной системы еще не закончено; у новорожденного имеются только некоторые безусловные рефлексы, и нет условных рефлексов, приобретаемых в процессе жизни и имеющих большое значение для питания детей грудного возраста.

Большие изменения претерпевает характер питания. Если в период внутриутробного развития ребенок получал все пищевые вещества с кровью матери, то после рождения он получает пищу извне и у него начинают формироваться процессы пищеварения. Доношенный ребенок рождается с массой тела в среднем 3200-3400 г. В первые дни жизни отмечается так называемая физиологическая потеря массы тела составляющая 8-10% (200-300 г). К 8-10-му дню жизни ребенка его масса тела восстанавливается.
В период новорожденности все органы и ткани ребенка еще несовершенны, легко ранимы, все основные функции организма находятся как бы в состоянии неустойчивого равновесия.

Кожа новорожденного ребенка очень нежная, тонкая, легко травмируется и подвержена различным заболеваниям. Костная ткань по своему строению несовершенна, содержит мало солей извести, вместо некоторых костей имеются хрящи. Мускулатура развита слабо. Температура тела новорожденного неустойчива и может изменяться в зависимости от температуры окружающей среды.

Дыхание и кровообращение у новорожденного находится в состоянии большого напряжения. Ему требуется много кислорода. Пищеварительная система у новорожденного еще незрелая. Полость рта сравнительно невелика, слюнные железы выделяют мало слюны. Пищевод относительно широк. Желудок расположен почти вертикально, мышечный слой входа в желудок развит слабо, что предрасполагает к срыгиванию и рвотам. Емкость желудка 30-35 мл. Пищеварительные железы желудка развиты недостаточно, кислотность желудочного сока низкая. Кишечник новорожденного относительно длиннее, чем у взрослого человека. Стенки его тонкие, проходимы для микробов и токсических веществ, легко растягиваются газами, которые в избытке образуются при нарушении питания, что часто является причиной болей в животе.

Опорожнение кишечника у новорожденных обычно происходит до 4--5 раз в сутки.

Наряду с недостаточной зрелостью и несовершенством многих функций организм новорожденного обладает определенным «запасом прочности». Так, известно, что новорожденные редко болеют инфекционными заболеваниями, что связано с передачей ребенку от матери особых защитных факторов - через плаценту во время внутриутробного развития и через молоко при кормлении грудью. Для новорожденного единственно физиологическим питанием является естественное вскармливание грудью матери. Из сказанного выше видно, что выделяемое в первые дни по рождении ребенка молозиво представляет собой концентрированную, богатую калориями пищу, с которой ребенок получает не только необходимое ему количество пластического и энергетического материала, но и большое количество защитных тел.

Количество пищи, получаемой, новорожденным, должно постепенно увеличиваться соответственно возрастающим у него потребностям и функциональным возможностям его организма. Неправильное вскармливание ребенка с первых дней его жизни нередко является причиной рано возникающих расстройств питания и пищеварения, сильно нарушающих и надолго задерживающих все последующее его физическое, психическое и моторное развитие.

Только естественное вскармливание материнской грудью обеспечивает полноценное развитие ребенка и открывает возможности для максимального снижения ранней детской заболеваемости и смертности.

Маленький организм новорожденного ребенка - очень сложный. Каждый день из 28 дней неонатального периода - это целый этап. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни, что отражается в изменении многих органов и систем организма. В этот период жизни ребенок как никогда нуждается во внимательном и тщательном наблюдении сначала врачей и медсестер родильного дома, а затем личного педиатра на дому.

новорожденность перестройка организм ребенок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Период новорожденности охватывает первый месяц жизни ребенка. Человеческое дитя принадлежит к числу незрело рождающихся существ. К моменту рождения ребенка ни один из его органов и систем не заканчивает своего развития. Появившись на свет, младенец продолжает быстро расти и развиваться.

В период новорожденности идет интенсивная перестройка всех жизнеобеспечивающих систем на их деятельность в условиях вне утробы матери. Благополучное течение периода зависит от степени развития ребенка, наличия или отсутствия воздействия различных вредоносных факторов во время беременности, от течения родов.

Ребенок от рождения обладает потребностью не только в физиологическом комфорте (в пище, тепле, продолжительном сне, сухих пеленках и пр.), но и в психологическом (в ощущении близости и внимания матери или другого взрослого). Ни одну из своих потребностей новорожденный не в состоянии удовлетворить самостоятельно, но природа наделила его способностью сигнализировать о своих нуждах криком. Мать устраняет причины дискомфорта, и малыш успокаивается, чаще всего засыпает. Внимательная, чуткая мать быстро научается распознавать причину плача малыша, предвосхищать ее, тем самым, налаживая гармоничные взаимоотношения с самых первых дней жизни.

Итак, к концу периода новорожденности нормально развивающийся ребенок характеризуется умением сосредоточивать внимание на воздействиях взрослого и предметов, смотреть в глаза взрослому и улыбаться ему. Новорожденность выступает как подготовительный этап в развитии общения ребенка и взрослого Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с. .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога/ Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.

2. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. - Ростов-на-Дону, 2002.

3. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. - 256 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Физиологические особенности новорожденного: правила ухода, причины плача ребенка, возникновение метеоризма и запоров. Пути предотвращения опрелостей. Основные этапы развития ребенка от новорожденности до 1 года, требования к основным умениям и навыкам.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Факторы риска рождения недоношенных детей. Анализ особенностей течения адаптации недоношенного новорожденного ребенка к внеутробным условиям жизни в неонатальном периоде. Особенности течения транзиторных (пограничных) состояний периода новорожденности.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2016

    Уход как важная часть организации лечения, воспитания ребенка. Описание ухода за ребенком в период новорожденности, пребывание дома. Материнский уход: правила пеленания, обработки пеленок, туалет малыша. О вскармливании. Декларация прав новорожденного.

    статья , добавлен 27.11.2009

    Этапы развития ребенка по месяцам до года. Плач ребенка и его причины. Заболевания желудочно-кишечного тракта младенца. Кормление ребенка грудью. Обработка пупочной ранки новорожденного. Особенности ухода за кожей и разными частями тела новорожденного.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Характеристика периода новорожденности, особенности процессов адаптации. Классификация заболеваний кожи новорожденных, их лечение и профилактика. Медикиментозная терапия десквамативной эритродермии, стафилококковых пиодермитов, эпидемической пузырчатки.

    презентация , добавлен 02.05.2016

    Нервная система ребенка. Периоды развития вилочковой железы. Морфологические и физиологические особенности кожи новорожденного и грудного ребенка. Перестройка деятельности организма ребенка при его рождении. Показатели умственного развития ребенка.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Адаптация ребенка к внеутробной жизни. Основные шаги ухода за новорожденными. Универсальные меры предосторожности. Оснащение, необходимое для каждых родов. Пути потери тепла новорожденным. Оценка состояния ребенка, шкала Апгар. Профилактика инфекций.

    презентация , добавлен 22.09.2013

    Взгляды на перинатальное развитие ребенка. Особенности возникновения психики в дородовой период. Сущность проблемы психоэмоциональной уязвимости плода и влияние перинатального опыта на жизнь ребенка. Психоэмоциональные переживания ребенка в родах.

    реферат , добавлен 16.01.2012

    Закономерности физического развития детского организма. Особенности совершенствования функций различных органов организма ребенка. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды.

    реферат , добавлен 26.12.2009

    Изучение особенностей детского организма, классификация периодов жизни ребенка в зависимости от закономерных изменений в его организме. Основные нормы и правила ухода за новорожденным, характеристика физиологических переходных состояний его организма.

Антенатальный и неонатальный периоды. Характеристика. АФО органов и систем новорожденного ребёнка.

Цели занятия:

· Дать представление об антенатальном и неонатальном периоде, факторах, определяющих здоровье будущего ребенка

· Дать понятие «морфологически зрелый (доношенный) новорожденный»

· Познакомить с анатомо-физиологическими особенностями ребенка в периоде новорожденности

· Сформировать знания о переходных состояниях новорожденного и роли медсестры в решении проблем ребенка и его родственников

После изучения материала студент должен :

Представлять и понимать:

  1. Факторы возможного риска развития патологии новорожденного
  2. Проблемы беременной женщины: физиологические, психологические, социальные
  3. Роль медсестры в сохранении здоровья ребенка в антенатальном периоде своего развития

4. Особенности неонатального периода

5. Роль медсестры в уходе за новорожденным и профилактике развития заболеваний

6. Безусловные рефлексы новорожденных

7. Особенности адаптации новорожденного к условиям внеутробной жизни

8. Техника вакцинации против туберкулеза

Знать :

  1. Сроки эмбрионального, раннего и позднего фетального периодов развития плода
  2. Тератогенные факторы
  3. Критические периоды в жизни плода
  4. Проблемы беременной
  5. Особенности организации питания и режима дня беременной
  6. Оснащение детской комнаты и детской аптечки

7. Признаки доношенности

8. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

9. Показатели шкалы Апгар

10. Первый туалет новорожденного

11. Особенности ухода за новорожденным

12. Санитарно-эпидемиологический режим при уходе за новорожденным

13. Пограничные состояния новорожденного – клинические проявления, сроки появления и исчезновения

14. Особенности ухода за новорожденным при пограничных состояниях

Антенатальный период или период внутриутробного развития – это первый и наиболее значимый этап в жизни любого человека. Именно в это время закладываются основные органы и системы ребенка, и определяется качество его здоровья.

Внутриутробный этап от момента зачатия до рождения продолжается в среднем 270 дней, но на практике расчет обычно ведут на 280 дней (10 лунных месяцев), начиная счет с первого дня последнего менструального цикла. Срочными родами считаются роды, происходящие на 37-40 неделе беременности, преждевременными - ранее 37 недели и запоздалыми – при сроке 42 недели и более.

Сейчас принято выделять несколько периодов внутриутробного развития:

1. Герминальный, или собственно зародышевый период. Он начинается от момента оплодотворения яйцеклетки и заканчивается имплантацией образовавшегося бластоцита в слизистую оболочку матки. Его продолжительность – 1 неделя.

2. Период имплантации. Продолжается около 40 часов, т.е. около 2 суток. Эти два периода иногда объединяются, т.к. медико-биологическое значение их велико. В это время 50 – 70% оплодотворенных яйцеклеток не развивается, а тератогенные (неблагоприятно влияющие на плод) факторы, особенно относящиеся к группе сильных, вызывают патологию, несовместимую с выживанием зародыша (аплазия и гипоплазия), или формирует тяжелые пороки развития вследствие хромосомных аббераций или мутантных генов.

В настоящее время тератогенные факторы можно разделить на 3 группы:

А) Экзогенные:

Ионизирующая радиация (более 0,6-0,8 Гй), которая вызывает гибель клеток или мутации генов

Ряд вирусных инфекций – краснуха, в меньшей степени грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия и другие

Фармакологические препараты – цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах

Некоторые промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества, хозяйственные яды – пестициды, гербициды

Некоторые пищевые продукты – особенно испорченный картофель, зараженный грибком

Б) Генетические:

Мутантные гены, вызывающие пороки развития с доминантным или рецессивным типом наследования (семейные случаи с расщеплением верхней губы, поли- или синдактилией)

Хромосомные абберации (числовые и структурные) – если имеют место абберации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 месяцев обусловлены хромосомной абберацией), и только относительно небольшое число детей, например, с болезнью Дауна, жизнеспособны.

В) Сочетанные:

Складываются из этих двух групп.

3. Эмбриональный период. Он длится 5-6 недель. Питание зародыша происходит из

желточного мешка. Важнейшей особенностью периода является закладка и органогенез почти всех внутренних органов будущего ребенка. Поэтому воздействие тератогенных факторов вызывает эмбриопатии, которые представляют собой наиболее грубые анатомические и диспластические пороки развития.

4. Неофетальный или эмбриофетальный период. Продолжается 2 недели, когда

формируется плацента, что совпадает с окончанием формирования большинства

внутренних органов (кроме ЦНС и эндокринной системы). Этот период имеет важное значение, т.к. правильное формирование плаценты, а следовательно и плацентарного кровообращения определяет дальнейшую интенсивность роста плода.

5. Фетальный период. Продолжается от 9 недели до рождения. Он характеризуется тем, что развитие плода обеспечивается гемотрофным питанием. В фетальном периоде целесообразно выделить два подпериода: ранний и поздний.

Ранний фетальный подпериод (от начала 9 недели до конца 28 недели) характеризуется интенсивным ростом и тканевой дифференцировкой органов плода. Воздействие неблагоприятных факторов обычно уже не приводит к формированию пороков строения, но может проявляться задержкой роста и дифференцировки (гипоплазии) органов или нарушением дифференцировки тканей (дисплазии). Поскольку иммунитет только начинает формироваться, то ответ на инфекции выражается соединительнотканными и пролиферативными реакциями, приводящими к циррозам и фиброзам. Однако возможно и рождение незрелого, недоношенного ребенка. Совокупность изменений плода, возникающих в этом периоде, называется общим термином – « ранние фетопатии ».

Поздний фетальный подпериод начинается после 28 недели беременности и длится до начала родов. Поражения плода в этом периоде уже не влияют на процессы формирования органов и дифференцировки тканей, но могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного и функционально незрелого ребенка. При сохранении беременности может иметь место недостаточность питания плода (внутриутробная гипотрофия) или общее недоразвитие новорожденного ребенка.

Особенность повреждающего действия инфекции в этом периоде является совершенно определенная специфичность повреждения, т.е. возникновение уже настоящего инфекционного процесса с морфологическими и клиническим признаками заболевания, характерного для данного возбудителя. Наконец, поздний фетальный период обеспечивает процессы депонирования многих компонентов питания, которые не могут быть в достаточном количестве введены ребенку с материнским молоком. Так, депонированные соли кальция, железа, меди и витамин В12 могут в течение нескольких месяцев поддерживать баланс питания грудного ребенка. Кроме того, в последние 10-12 недель беременности достигается высокая степень зрелости и защиты функций жизненно важных органов плода от возможных нарушений оксигенации и травматизма в родах, а накопленные при трансплантационной передаче иммуноглобулины матери обеспечивают высокий уровень пассивного иммунитета. В последние недели беременности также осуществляется созревание «сурфактанта», обеспечивающего нормальную функцию легких и эпителиальных выстилок дыхательного и пищеварительного трактов. Поэтому рождение ребенка даже с соотносительно малой степенью недоношенности очень существенно сказывается на его адаптационных возможностях и риске возникновения самых различных заболеваний.



Критические периоды в развитии плода – периоды, в течение которых плод особенно чувствителен к воздействиям различных факторов. Основными критическими периодами для зародыша и плода человека являются:

1. Конец предимплантационного периода и период имплантации (первая неделя после зачатия)

2. Период образования зачатков органов (органогенез) – 3-6 неделя беременности

3. Период плацентации – 9-12 неделя беременности

4. Период фетогенеза – 18-20 и 22-24 недели беременности, когда возникают качественные изменения в биоэлектрической активности головного мозга, рефлекторных реакциях, гемопоэзе, продукции некоторых гормонов и организм плода как бы переходит в новое качественное состояние.

Нормальное развитие плода может быть обеспечено при условии раннего наблюдения за течением беременности, состоянием здоровья женщины, условиями ее жизни, т.к. именно в первые недели беременности эмбрион наиболее чувствителен к различным воздействиям внешней и внутренней среды. Поэтому один из важнейших аспектов антенатальной охраны плода – по возможности более раннее взятие беременной на учет.

У женщин, которые были взяты под наблюдение в ранние сроки беременности, перинатальная гибель плодов и новорожденных была в 2-2,5 раза ниже этих показателей в целом.

Диспансерное наблюдение за здоровьем беременной осуществляется женской консультацией. При проведении мероприятий по антенатальной охране плода и новорожденного необходима преемственность в работе между женскими консультациями и детскими поликлиниками. Патронажная медсестра детской поликлиники проводит за период беременности два дородовых патронажа к беременной женщине.

Во время беременности женщина должна категорически исключить употребление спиртных напитков, курение, прием каких бы то ни было лекарственных препаратов без консультации с врачом.

Рекомендуется ограничить жареное, жирное, соленое, копченое, острое, приправы, консервы, кофе, крепкий чай. В рационе желательны натуральные, свежеприготовленные блюда. Имеет значение ограничение продуктов, содержащих облигатные аллергены: мед, цитрусовые, клубника, малина, помидоры, красная рыба, яйца, шоколад. Особенно это важно для беременных, имеющих неблагоприятный аллергоанамнез.

Детские вещи желательно приобретать из натуральных тканей, приятных для глаз расцветок. На первое время достаточно будет иметь 10-12 тонких пеленок, 5-7 теплых пеленок, 5-7 тонких распашонок, 3-4 теплые распашонки, 5-7 ползунков, 2-3 чепчика, байковое и шерстяное одеяла, марлевые подгузники, памперсы (для пользования ночью, на прогулке, при посещении гостей и т.п.), в зависимости от времени года легкий или теплый комбинезон, шапочку, носочки. Детские вещи хранят отдельно от белья взрослых, стирают отдельно, гладят с обеих сторон, регулярно кипятят. Для стирки желательно использовать детское мыло, при применении специальных детских стиральных порошков тщательно прополаскивать белье.

Желательно заранее приобрести детскую ванночку и коляску, детскую аптечку.

Она должна включать в себя:

1. стерильную вату и марлю

2. 3% раствор перекиси водорода

3. перманганат калия

4. вазелиновое масло

5. 5% спиртовый раствор йода

6. 2% раствор бриллиантового зеленого

7. специальные детские ножницы

8. термометры: медицинский, комнатный, водный

Возможно, понадобятся фитосбор для купания грудных детей, соски-пустышки, бутылочки, газоотводная трубка, резиновый грушевидный баллончик, интерферон, смекта.

Первые детские игрушки обязательно должны быть моющиеся (пластмассовые или резиновые), яркие, но однотонные, которые со 2-3 недели жизни ребенка будут подвешиваться на расстоянии 50-70 см, чтобы малыш мог их разглядывать.

При проведении первого дородового патронажа к беременной женщине необходимо провести беседу и дать рекомендации по режиму и диете беременной, наиболее благоприятных, как для здоровья женщины, так и для развития плода. Беременной желательно несколько снизить режим умственной и физической активности. Она должна полноценно отдыхать (сон 10 часов в сутки), избегать эмоциональных стрессов, психологического перенапряжения. Если работа беременной связана с какими-либо профессиональными вредностями, то как можно в более ранние сроки необходимо обратиться к администрации организации и временно перейти на другой участок работы.

Беременной очень важно остерегаться каких-либо инфекционных заболеваний, поэтому необходимо не контактировать с больными или носителями инфекции. В период эпидемий желательно не бывать в местах скопления людей.

Одежда беременной желательна из натуральных тканей, свободного покроя, обувь на низком каблуке.

Очень важным моментом является поддержание внутренней психологической гармонии, необходимо черпать из окружающего мира максимум положительных эмоций. Многое здесь зависит как от самой беременной женщины, так и от ее семьи, коллег по работе. Поэтому, по возможности, стоит донести эту информацию и до ее близких.

Калорийность суточного рациона беременной несомненно должна увеличиться в зависимости от срока на 20-50%. Очень полезны продукты, богатые животным белком, так как именно из аминокислот идет основное строительство клеток плода. Мясо-молочные продукты, рыба должны быть ежедневно в рационе беременной (мясо или рыба 200 граммов, творог 150 граммов, сыр 50 граммов, молоко или кисломолочные продукты 500 мл). Очень полезны так же продукты, богатые витаминами, растительной клетчаткой (свежие овощи и фрукты). Принимать пищу желательно чаще, небольшими порциями (не реже 4 раз в день). В первую половину беременности употребление жидкости не ограничивают. Во второй половине беременности жидкость и соль ограничиваются. Целесообразность применения поливитаминов и препаратов кальция необходимо обсудить с лечащим врачом.

Период новорожденности – это 1-ый этап жизни ребенка после рождения (внеутробный), в течении которого происходит приспособление его организма к условиям внешней среды (температуре, влажности, атмосферному давлению, свету, шуму и т.д.). Длительность периода новорожденности индивидуальна и колеблется от 3-х до 4-х недель. Период новорожденности начинается с первого вдоха и перевязки пупочного канатика, когда прекращается непосредственная связь ребенка с организмом матери. Этот период считается критическим, т.к.
большинство органов и систем незрелы (особенно ЦНС), у новорожденного имеется ряд функциональных сдвигов, стоящих на грани с патологией (физиологические, переходные, пограничные — состояния).
У доношенных этот период короче, чем у недоношенных, т.к. у них быстрее происходит урегулирование легочного газообмена, изменение желудочно-кишечного пищеварения, а также приспособление других органов и систем. Доношенным новорожденным считается ребенок прошедший 9-ти месячный цикл внутриутробного развития (около 280 дней) родившийся в срок (30-41 неделя) и функционально зрелый.

Антропометрическая характеристика здорового новорожденного
*Средняя масса тела мальчиков 3 400-3 500 г; девочек — 3 200-3 400 г; нижняя граница массы
доношенного ребенка 2500 г, масса тела более 4000 г — расценивается как крупный плод;
* Длина тела в среднем составляет 50 см, колеблясь от 47 до 56 см;
* Окружность головы 32-34 см, у новорожденного она больше окружности грудной клетки на 1-2см
В норме весо-ростовой показатель равен 60 (m/l).

Функциональная характеристика
Здоровому новорожденному присуще большое количество спонтанных движений, громкий крик,
физиологическое повышение мышечного тонуса в сгибателях, что обеспечивает свойственную этому возрасту «позу эмбриона» с приведенными к туловищу согнутыми в суставах руками и ногами. Кисти сжаты в кулачки, голова расположена по средней линии и может быть слегка запрокинута назад из-за повышенного тонуса в сгибателях шеи. При осмотре хорошо удерживает тепло, хорошо сосет (активный акт сосания), обладает группой безусловных рефлексов (сосательный, глотательный, чихательный, кашлевой и др.).
У доношенного новорожденного голова составляет ¼ часть длины тела. Мозговой череп преобладает над лицевым. Большой родничок открыт, его размеры 2,5*2,5 см. Лицо здорового новорожденного симметрично с одинаковыми глазными щелями и носогубными складками. С момента рождения ребенок реагирует на свет и звуки. В первые часы после рождения лицо новорожденного очень отечное, глаза закрыты или полуоткрыты. Веки припухшие. Часто отсутствуют, содружественные движения глазных яблок. На кончике и крыльях носа
отмечают желтовато-белые точки (millia). Это результат избыточного выделения секрета сальных желез. Они исчезают.
У здорового новорожденного хорошо развит подкожно-жировой слой. Из-за хорошей васкуляризации кожа ребенка ярко красная или розовая, покрыта первородной сыровидной смазкой состоящей из слущившихся в последние месяцы внутриутробной жизни эпителиальных клеток, холестерина и гликогена. Цвет ее при нормальных условиях серовато-белый. Если она окрашена в желтый, желто-зеленый цвет, это говорит чаще всего о внутриутробных патологических процессах (гипоксия, гемолитические процессы). На ощупь кожа бархатистая с хорошим тургором (упругость), покрыта пушковыми волосами (лануго), преимущественно в области плечевого пояса. Волосы на голове чаще всего хорошо выражены. Брови и ресницы выражены слабо. Слизистая оболочка губ и полости рта нежная, розовая, богато васкуляризирована, легко ранима. Хорошо развит околососковый кружок молочной железы, хрящ ушной раковины упругий, ногти покрывают все ногтевое ложе. Грудная клетка имеет бочкообразную форму, короткая, малоподвижная, положение ребер приближается к
горизонтальному. Тип дыхания у новорожденного брюшной, частота дыханий 40-60 в минуту. Сердце относительно большое расположено горизонтально. Пульс 120-140 в минуту. Пупочное кольцо находится посередине между лоном и мочевидным отростком. Пуповинный остаток отделяют на 5-6 сутки (хирургическим путем на 2-ые сутки). Заживление пупочной ранки происходит к концу 2-ой недели жизни. Дольше у недоношенных детей и детей с большой массой тела при рождении. У мальчиков яички опущены в мошонку, у девочек большие половые губы прикрывают малые. Конечности короткие, длина верхних и нижних конечностей почти одинакова. Движения их беспорядочные (хаотичные). Мускулатура развита слабо, особенно мышцы
конечностей. Но мышечная сила достаточная (рефлекс ползания, сосания доказывает это).



Публикации по теме