Буддизм: праздники, традиции, обычаи. Праздники буддизма

Буддийский религиозный календарь, как и мусульманский и иудейский, лунный. Однако не у всех буддистов это один и тот же лунный календарь: большинство буддистов празднуют 2 февраля 2003 года 2547 год (год черной или водяной овцы) эры нирваны, которая началась в день смерти Будды; буддисты-тибетцы 3 марта 2003 года отпразднуют 2130 год с момента восхождения на царство первого царя Тибета. Буддийские месяцы не имеют каких-либо особенных названий, а просто именуются «первый», «второй» и так далее вплоть до«двенадцатого». Иногда они называются по временам года: первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый - первым месяцем лета, седьмой - первым месяцем осени, десятый - первым месяцем зимы.

Главными религиозными праздниками буддистов являются: День Будды (Скадава или Весак; 15-го числа четвертого месяца), Новый год (Сагаалган по-монгольски, Лосар по-тибетски), Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал по-монгольски; 15-го числа пятого месяца), Лхабаб дуйчен (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; 22-гочисла девятого месяца), день Рождения Будды (8-го числа четвертого месяца), День Дхармы (Чуинкор или Асалха; 4-го числа шестого месяца). Приверженцы тибетского буддизма («ламаисты») празднуют также Дуинхор (или Калачакр; празднуется в любое время, чаще весной), Дзул (25-го числа десятого месяца), мистерию Цам (Чам по-тибетски; в любое время, одновременно с другим праздником) и День рождения далай-ламы (6 июля). В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца. Далее речь пойдет о том, как отмечают те или иные праздники приверженцы тибетского буддизма , так как именно к этой ветви принадлежат народы России, традиционно исповедующие буддизм (тувинцы, буряты, калмыки, большая часть алтайцев).

Новый год

Празднование Нового года проходит в разные годы между концом января и серединой марта, в первое весеннее новолуние по лунному календарю.

За две недели до наступления Нового года буддисты начинают уборку домов, покупают новую одежду, заготавливают самые вкусные яства. 29-го числа двенадцатого месяца должны искупаться перед Новым годом все женщины, 30-го числа- все мужчины. Церемония духовного очищения проходит 30-го числа двенадцатого месяца (последний день старого года): монахи зажигают ритуальный костер (обычно на перекрестках дорог, где концентрируются все злые силы), в который бросают чучело злого божества, его гибель в огне символизирует духовное очищение.

Традиционно накануне Нового года наиболее уважаемые и почитаемые ламы делают астрологические прогнозы для жителей страны на будущий год. В полночь во всех монастырях ламы начнут произносить молитву Чидирсан, которая закончится лишь с восходом солнца в первый день года. Празднование самого Нового года начинается лишь утром 1-гочисла наступившего года: в три-четыре часа утра встает хозяйка, которая готовит праздничную трапезу, с рассветом встают все остальные, наряжаются и приступают к праздничному завтраку. Потом идут в храм, где читают молитвы. Молебен первого дня священнослужители посвящают богине Сом, покровительнице и защитнице семьи. Считается, что она спускается на землю перед Новым годом и проверяет, как жила семья, правильные ли поступки совершали домочадцы, и дарует им благословение на будущий год. Молиться можно и дома: в Тибете, например, в каждой семье имеется алтарь с портретами Будды и далай-ламы. При молитве буддисты совершают «ку-сун-тук» (в переводе «тело-речь-сердце») - прикосновение сложенными руками ко лбу, горлу и груди. В первый день года нельзя ходить в гости, надо провести его именно в кругу семьи. Со 2-го числа начинается хождение в гости в честь Нового года, которое может продолжаться до конца первого месяца.

День Будды

Это самый священный день для всех буддистов, трижды благословенный день, отмеченный рождением, просветлением Будды и достижением им нирваны. В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии. В процессиях и храмовых службах принимают участие не только монахи, но и миряне.

В этот день особенно важно делать добрые поступки и опасно грешить: значение всех поступков возрастает во много раз. Буддийские монахи в связи с этим даже осуществляют довольно своеобразный ритуал: ловят или покупают живую рыбу и отпускают ее назад в реки и озера.

Круговращение Майтрейи

Майтрейя - будущий Будда, с приходом которого начнется новая эра и закончится период «правления нашим миром Будды Шакьямуни». У буддистов существует представление, что с каждым столетием люди живут все меньше, и новый Будда (Майтрейя) придет тогда, когда люди станут жить по 10 лет.

В этот день из храма выносят скульптурное изображение Майтрейи, сажают его под балдахин на колесницу, в которую впрягают опять-таки скульптурное изображение коня. Окруженная толпами верующих колесница медленно совершает объезд вокруг территории монастыря, двигаясь по солнцу. Верующие по обеим сторонам дороги движутся вместе с процессией, периодически совершая коленопреклонение перед статуей Майтрейи: они считают, что проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю, когда и наступит «счастливая и радостная жизнь». Праздник проводится в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. Одна группа монахов приводит в движение колесницу, другие идут впереди или сзади нее, читая молитвы. Служба длится целый день. Люди из толпы часто пытаются дотронуться до скульптуры Майтрейи, считая, что таким образом получают благословение, ноламы осуждают подобные предрассудки и отталкивают людей от колесницы.

Мистерия Цам

Мистерия Цам ежегодно совершается в монастырях буддистов-ламаистов Тибета, Непала, Монголии, Бурятии, Тувы и длится несколько дней. В практику храмовой обрядности тибетских школ буддизма она была введена великим учителем Падмасамбхавой (VIII век), который принес буддизм в Тибет и явился основателем школы нигма тибетского буддизма (хотя эта школаи сейчас распространена в Тибете, все далай-ламы, как все российские буддисты-«ламаисты», принадлежат к школе гелуг). Даже в пределах одной страны эта мистерия могла исполняться в разное время - зимой, летом - и быть разной по жанру. В одних случаях это был ритуальный танец, в других - пьеса с диалогами, предусматривавшая четыре-пять действующих лиц, наконец, это могло быть грандиозное театрализованное представление со 108 участниками (ритуальное число - буддийские четки также насчитывают 108 колец), которые в костюмах и масках, достаточно тяжелых по весу (одна маска могла весить до 30 килограммов), разыгрывали действо, героями которого были персонажи пантеона ламаистского буддизма и персонажи народной мифологии. Исполнение мистерии преследовало несколько целей сразу, причем в разных монастырях упор делался на разное: устрашение врагов буддизма, демонстрация торжества истинного учения над всеми лжеучениями, способ умиротворения злых сил, чтобы предстоящий год был благополучным, подготовка человека к тому, что он увидит после смерти на пути к новому перерождению. Исполняли Цам специально подготовленные монахи, прошедшие посвящение. Костюмы и маски имел каждый монастырь, тщательно сохраняя их отодного представления до другого. Сейчас Цам возрождается и в России.

Дуинхор

Празднование Дуинхора связано с началом проповеди Калачакр - одной из важных составных частей философии Ваджраяны. Калачакр с санскрита переводится как «колесо времени»; это одна из самых эзотерических концепций буддийской тантры. Временем ее формирования считают Х век, местом - мифическую страну Шамбала, невидимую для грешников, в нее могут погружаться только ламы, праведники. Смысл проповеди Калачакр -уничтожение эгоизма всебе и порождение в душах людей сострадания ко всем живым существам.

Дзул

Праздник посвящен памяти (дню ухода в нирвану или дню рождения - дни смерти и рождения в буддизме часто совпадают) основателя «ламаистской» школы гелуг философа Цонгхапы. Это торжество происходит обычно в декабре. Оно же называется Праздником лампад, т. к. в этот день с наступлением темноты внутри и снаружи монастырей зажигаются тысячи масляных лампад. Их гасят с наступлением рассвета. Монахи читают молитвы, верующие миряне делают подношения храму деньгами, едой, вещами. Буддисты, приверженные школе гелуг, празднуют его и как еще один Новый год.

Лхабаб дуйчен

Проживая в облике ботхисаттвы на небе Тушита (9-й уровень буддийского космоса, где обитают все бодхисаттвы до того, как станут Буддами), Будда Шакьямуни понял, что ему пора совершить последнее перерождение среди людей на земле. Своими земными родителями он избрал правителя народа шакья Шуддходану и его жену Майю. В облике белого слона (один из священных образов буддизма) он вошел в бок своей будущей матери и родился царевичем. После 29 лет счастливой жизни во дворце он ушел на поиски истины, в 35 лет открыл ее для себя, сидя под деревом бодхи, и стал Просветленным, т. е. Буддой, и начал проповедовать свое учение. Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» - это и есть главная идея данного праздника.

День Дхармы

После достижения Просветления Будда направился к пяти аскетам, с которыми он ранее практиковал, с целью обучить их Дхарме (буддийскому учению и жизни в соответствии с ним), чтобы они также смогли достичь Просветления. Это было в пятый месяц (асалха по-монгольски), вдень полнолуния. Празднуя день Дхармы, буддисты осознают факт того, что Будда ознакомил мир с Дхармой посредством своего первого учения: «Учение о Приведении в Движение Колеса Истины».

Также празднование дня Дхармы указывает на основание Сангхи (общины, Церкви). В тот день первые пять последователей стали членами Сообщества из-за того, что следовали указаниям Будды. Основание Сангхи означало основание Трех Драгоценностей, Трех Великих Прибежищ: Будды, Дхармы и Сангхи, обученных последователей, тех, кто практиковал Учение и обрел его плоды. Члены Сангхи являются носителями учения Будды. Также в день Дхармы начинается затворнический период, васо, который может продолжаться месяц или даже год. Васо совпадает с началом сезона дождей в Азии и является периодом, в течение которого члены Сангхи не странствуют, но остаются на одном месте. В древние времена не имевшие своего жилища последователи постоянно путешествовали, и если они где-то останавливались (в пещере или в лесу), то для интенсивной медитации. По прошествии столетий чем более Сангха оседала в стране, тем чаще ламы оставались в монастыре на целый год или даже на всю свою жизнь.

Целью этого периода является продвижение в индивидуальной практике и развитие внутри Сангхи. Миряне также пользуются преимуществами этого периода. При посещении монастырей они могут практиковать три наиболее важных качества: даяние, нравственность и развитие ума.

День рождения далай-ламы

Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю. В этот день в дацанах читают молитвы о долголетии далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями. Далай-лама XIV Джампал Нгаванг Лосанг (или Тензин Гьятсо - «океан, хранящий учение»), духовный исветский лидер Тибета, родился в семье крестьян 6 июля 1935 году в деревне Тагстер в северной Тибетской провинции Амдо. Вдвухлетнем возрасте он был признан воплощением предыдущего XIII далай-ламы, который оставил предсказание, описывающее точное место рождения следующего далай-ламы, что затем было установлено традиционными методами. В 1939 году его привезли в Лхасу ив1940-м провозгласили главой всех тибетских буддистов.

Культура и философия Востока давно занимала умы европейцев своим особым отношением к жизни, живым существам и миру в целом, но особенно манящим был буддизм: эта религия стала третьей самой массовой, после христианства и мусульманства. Буддийские праздники и обряды всегда отличались красочностью, помпезностью и особыми, специфическими ритуалами, уходящими корнями в древнейшие времена. В их основе - учение великого святого Будды Готамы (Гаутамы).

Коротко о буддизме

Основателем этого религиозного учения стал Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), реально существовавший человек, достигший Просветления на 49-й день медитации. Стоит заметить, что Будда - это не имя, а скорее обозначение конкретного состояния сознания: дословно оно обозначает «просветленный, пробудившийся».

Именно Сиддхартха стал основателем одной из самых мощных и влиятельных религий на земле, хотя на самом деле буддизм - это скорее наука, чем вера в божественное. Будда сформулировал четыре истины, на основе которых и выросло учение - «Четыре Алмазные (Благородные) Истины»:

  1. Жизнь - это страдание.
  2. Причина страдания - желания.
  3. Избавление от страданий - в Нирване.
  4. Достигнуть Нирваны можно, следуя Восьмеричному пути.

Буддизм подразделяется на несколько основных и множество мелких школ, между которыми существуют незначительные, но все же различия во взглядах на свое учение:

  • Махаяна - одна из ведущих школ в буддизме. Одна из основных ее идей - это сострадание ко всем живым существам и непричинение вреда всему сущему.
  • Ваджраяна - некоторые называют её еще тантрическим буддизмом. Суть учения и его техники подразумевают применение мистических практик, способных существенно влиять на подсознание человека, приводя его к просветлению. Некоторые исследователи утверждают, что школа Ваджраяны - это ветвь первого учения, Махаяны.
  • Тхеравада - самая ранняя ветвь буддизма. Сторонники этой школы утверждают, что их учение наиболее точно передает слова и наставления Будды Шакьямуни, изложенные в «Палийском каноне» - древнейшем учении, которое передавалось устно довольно длительное время и сравнительно недавно было записано, хотя и с некоторыми искажениями, как утверждают знатоки. Монахи Тхеравады свято верят, что просветления может достигнуть только самый ревностный и старательный последователь учения, этому в подтверждение приводят истории о 28 просветленных мастерах (столько их было за всю историю буддизма).

Китайский буддизм и Дзен также считаются ответвлениями буддизма, но в них упор делается на достижения поздних мастеров, а не самого Будды Готамы.

В чем особенность буддийских праздников?

Восточный менталитет существенно отличается от европейского, а религиозный и тем паче: «праздник - значит, отдыхаем и гуляем» - это не про буддистов. Наоборот, в эти дни они ревностно соблюдают различные ограничения, аскезы и обеты, выполняют различные ритуалы, так как знают, что энергия праздничных дней особенная и в сотни раз может усилить действие поступков: как положительных, так и негативных.

Другая особенность в том, что буддийское летоисчисление идет по лунному календарю, а так как лунный месяц короче солнечного, практически все даты праздников - переходящие, то есть скользящие по числам (христианская Пасха - тоже переходящий праздник). Также многие даты берут начало отсчета от некого определенного события, дня рождения Будды, например. Поэтому астрологи постоянно занимаются подсчетами будущих празднований, памятных событий и важных мероприятий.

Самые важные праздники в буддизме

Независимо от принадлежности к разным течениям буддизма, большая часть праздников - общая, а значит, отмечаются они одновременно во всех регионах и школах. Ниже приведенный список праздников в буддизме включает события, которые важны для всех приверженцев этого течения.

  • День рождения Будды Гаутамы: обычно выпадает на конец мая или начало июня по европейскому календарю.
  • День, когда Будда открыл свое учение первым ученикам - начало срока затворничества для бхикху, буддийских монахов. Приходится на полнолуние в июле.
  • Праздник Калачакры приходится на апрель - май и празднуется три дня, но самое торжественное действие приходится на 15-й лунный день третьего месяца по буддийскому календарю.
  • Круговращение Майтрейи (Майдари Хурал) - одно из почитаемых событий, на которое собирается многотысячная толпа. Из храма на колеснице вывозят огромную статую Будды Майтреи и объезжают территорию храма, двигаясь по ходу движения солнца. За колесницей следуют верующие, образуя живое колесо (оправдывая название), поют мантры, читают молитвы. Процессия продвигается медленно, часто останавливаясь, поэтому действие затягивается до глубокого вечера.
  • Праздник тысячи лампадок (Зула Хурал) - день ухода в нирвану Богдо Цзонхавы, боххдисаттвы, основавшего школу Гелуг в Тибете, которая считается на данный момент основной во всем мире. Празднование приходится на 25-й день луны первого месяца и продолжается целых три дня, на протяжении которых непрерывно зажигаются масляные лампадки и свечи в память о великом Учителе.
  • Нисхождение Будды с Неба на Землю (Лхабаб Дуйсэн) - в 22-й день 9 лунного месяца великий Будда спустился на Землю для своего последнего перерождения в теле человека (Сиддхартхи Готамы).
  • День Абхидхаммы - восхождение Будды на небо Тушита, отмечается в апреле по григорианскому календарю, в полнолуние седьмого лунного месяца - по буддийскому.
  • Сонгкран в разные годы отмечают между концом января и второй декадой марта.

Помимо основных, празднуется день рождения Далай-ламы - единственный фиксированный праздник, а также множество менее помпезных, но также важных для буддийских общин событий.

Весак

Один из главных буддийских праздников имеет несколько названий, которыми обозначается этот день в разных школах буддизма - день рождения, день ухода в Паранирвану и день достижения Просветления. Практически все школы этого учения уверены, что эти три важнейших события в жизни Будды произошли в один и тот же день, только в разные годы. Весак, Дончод-Хурал, Сага Дэва, Вишакха Пуджа - эти все названия означают одно и то же. Целую неделю последователи Будды отмечают Весак, рассказывая миру о жизни их гуру, зажигают в его честь фонарики, сделанные из бумаги, которые являются символом просветления, к которому ведет Учитель.

В монастырях и храмах устраиваются торжественные молебны, шествия и всенощно читаются молитвы, поются мантры и зажигаются тысячи свечей вокруг священных ступ. Монахи рассказывают всем желающим интересные истории из жизни Будды Шакьямуни и его верных учеников, а гости могут принять участие в общей медитации или сделать подношение монастырю, показывающее их приверженность Дхамме.

Асалха, день Дхаммы

Самый важный праздник в буддизме - Асалха (Асала, Асалха Пуджа, Чокхор Дучен), день, когда Будда впервые произнес свою проповедь о Благородных истинах своим первым пяти ученикам, с которыми он позже основал первую общину для монахов (Сангху). В честь такого выдающегося праздника в буддизме монахи ежегодно в этот день читают «Дхарма-чакра-правартану» - одну из сутр, а также дают наставления относительно того, как правильно следовать учению Будды. Многие проводят этот буддийский религиозный праздник в медитации, надеясь достигнуть Просветления в такую знаменательную дату, как это случилось с Каундиньей (один из первых учеников Гаутамы).

Асола Перахара

Так называется у буддистов «Праздник зуба Будды», который особо почитаем на Шри-Ланке, хотя и не носит религиозный характер. В истоках этого празднования лежит предание о том, что после кремации Будды Гаутамы один из его учеников заметил в пепле зуб Будды, чудом сохранившийся. Эту реликвию поместили в буддийский храм в Индии, но в 4 веке перевезли на остров Шри-Ланка, дабы сберечь ценный артефакт для последующих поколений. Был выстроен специальный храм, в котором зуб Будды хранится до настоящего времени.

Празднование длится две недели. По улицам идут красочные шествия: разряженные слоны и танцующие люди в лучших нарядах, на одном из слонов установлен ларец с реликвией, которую проносят по всем улицам. Буддисты поют песни, запускают фейерверки, прославляя своего великого гуру.

Праздник слонов

В Индии этот праздник еще называют Шествием слонов, и имеет он больше мирское и общественное значение, нежели религиозное. В первооснове лежит история о том, как Будда однажды сравнил дикого необученного слона и домашнего, прирученного людьми: для того чтобы дикий слон понял, куда ему следует двигаться, его впрягают в одну упряжь вместе с обученным. Так и с человеком: чтобы постигнуть Учение Восьмеричного Пути, следует привязать себя к уже обученному, то есть достигшему Просветления.

Как проходит буддийский праздник слонов, напоминающий последователям учения об этой проповеди Гаутамы? Массовое шествие разукрашенных слонов движется по улицам города под звуки музыкальных инструментов, ритуальных пений и восторженные приветствия жителей: более 100 животных всех возрастов участвуют в этом действии, даже малыши двух недель от роду.

Ритуалы в буддизме

Многие религиозные ритуалы отличаются специфичными верованиями и убеждениями (как для европейского человека), подчас немного странными, но при этом имеющими мистическую подоплеку всего происходящего на Земле. Именно поэтому буддисты всячески стараются своими благими деяниями повлиять на карму, причем не только свою, но и всего человечества.

1. Мэнгын Засал: раз в девять лет буддисты проводят этот ритуал для избавления от «неприятных последствий девятого года», который, по поверьям, приходится на 18, 27, 36 и т. д. год жизни человека. В эти годы человек особенно уязвим, поэтому и проводят ритуал Мэнгын: человек собирает девять «особенных» камешков и отдает их ламе, который читает над ними специальные молитвы, дует своих благостным дыханием и велит человеку выкинуть их особым методом в разных направлениях. Буддисты верят, что таким образом человек защищается от несчастий на целых девять лет, поэтому стараются провести его в первый месяц Нового года.

2. Тчаптуй: ритуальное омовение для тех, кто подвержен болезням или неудачам. Считается, что если такое происходит с человеком - его жизненная энергия слишком загрязнена, и ее необходимо очистить специальным ритуалом. В закрытой комнате над специальным сосудом читается мантра в огромном количестве повторов (от 100 000 до 1 000 000 раз). Буддисты верят, что тогда в воду в сосуде нисходит божество и наделяет ее целебной силой, которая снимает с человека негатив.

3. Мандал Шива, или Четырехчастное подношение мандалы Таре - богине, которая устраняет любые препятствия на пути. Часто используют при рождении ребенка, бракосочетании или важном начинании нового дела, постройки дома, например. При проведении ритуала богине Зеленой Таре подносят ароматную воду, цветы, благостную пищу и благовония, а также светильники. Затем преподносится специальная мандала из 37 элементов и поются соответствующие мантры.

4. Часум (ритуал Гьябши) - так называют языческое подношение различным тонким сущностям (дэвам, нагам, асурам, претам), негативно воздействующим на жизнь человека и планеты в целом. При этом эти существа настолько сварливы и капризны, что время подношений должно тщательно подбираться, чтобы не навлечь еще больший гнев на человека. Особенно важно этот ритуал проводить тем, чья работа связана с добычей металлов, рубкой леса - любое вмешательство в природу ставит под угрозу вредителя, поэтому они стараются всячески задобрить высших существ. Обращаясь к Будде, просящие читают молитвы и подносят светильники, пищу и луд-тормы - это человеческие фигурки, изготовленные из теста, а также цаца - рельефные изображения буддийских ступ, самого Будды из гипса или глины. Каждый вариант подношения должен равняться 100 единицам, в итоге получается 400 - поэтому и назван ритуал Гьябши - «четыреста».

Новый год по-буддийски: Саагалган

Этот праздник в буддизме символизирует начало Нового года, который в буддийской традиции приходится на весну. Интересен тот факт, что в разных странах, исповедующих буддизм, праздник Нового года может приходиться на разные даты, ведь живут они по лунному календарю, который не совпадает с солнечным, поэтому астрологи заранее высчитывают все праздничные и важные даты, оповещая народ.

За три дня до наступления Саагалгана монахи в храмах проводят особенный молебен - Дхармапалам, который посвящают десяти божествам, охраняющим учение Будды, зажигают лампады, и колокола бьют 108 раз. Особо почитают богиню Шри-Дэви, которая, согласно поверьям, в канун Нового года трижды объезжает все владения, проверяя, готовы ли люди, достаточно ли чисто в их домах, не бедствуют ли домашние животные, довольны ли дети. Буддисты свято верят в то, что если не спать в эту ночь до шести утра и петь мантры и молитвы, посвященные богине, то удача в наступающем году будет на их стороне. Очень важно, чтобы в новогоднюю ночь на столе были молоко, сметана, творог, масло. Также рекомендовалось проводить первый день Саалагалгана в кругу семьи.

Существует интересная традиция запускания «Коня ветра-удачи» - это изображенея на ткани, символизирующее благосостояние человека или семьи. Обязательно этот символ освящают в храме и затем привязывают к дому или расположенному поблизости дереву так, чтобы оно раскачивалось на ветру. Считается, что «Конь ветра-удачи» является мощным оберегом семьи от неудач, болезней и горестей любого рода.

В некоторых провинциях юга приверженцы школ Тхеравады надевают на статуи Будд новые монашеские одежды, которые потом отдают монахам в пользование: считается, что такие действия повышают благостную карму человека. В Лаосе в этот день люди стараются купить живую рыбу и выпустить ее на волю, таким образом также улучшая карму путем сострадания к живому существу.

Катхина-Дана

Бун Катхин - еще один праздник в буддизме, который мотивирует мирских людей делать добрые дела и таким образом «накопить» хорошую карму. «Катхина» - этим словом называют специальное лекало, по которому выкраивают одежду для монахов. Праздник подразумевает дарение бхикху (монахам) новой одежды, для этого даритель или его семья приглашают монаха в дом на праздничный обед, перед которым читают особую молитву. После трапезы они отправляются к храму для вручения подарков. Их сопровождают миряне песнями, танцами и игрой на местных музыкальных инструментах. Перед тем как войти в храм, вся процессия обходит его трижды, обязательно против часовой стрелки, и только потом все входят внутрь и рассаживаются для церемонии: старшие впереди, а юные - позади.

Важный момент: одеяние для монаха должно быть изготовлено за 24 часа, предшествующие празднику, то есть человек должен успеть сделать нити из хлопка, выткать ткань на станке, выкроить одеяние и после покрасить его в традиционный оранжевый цвет, а значит, не спать и не есть в течение этих суток, отдавая таким поступком дань уважения членам Сангхи (монашеской общины). Интересно то, что в момент дарения настоятель святого места спрашивает у всех собравшихся: достоин ли (называется имя монаха) подарка, и если все присутствующие подтверждают троекратно словом «садху», только тогда бхикху получает свой подарок, благословляя изготовителя. Это благословение считается очень ценным, поэтому сотни людей стараются успеть в канун буддийского праздника Катхины изготовить подарок для бхикху.

Альберт Эйнштейн считал буддизм «самой наукообразной религией», тем не менее в ней есть место такому распространенному понятию, как праздники. Несмотря на свое нежелание признавать наличие бога как верховной правящей сущности, буддисты испытывают глубокое уважение к различным силам природы, святым и учителям, а также к самому создателю этого очень глубокого и всеобъемлющего религиозно-философского учения - Будде.

Сиддхартха Гаутама, прозванный впоследствии царевичем Шакьямуни, - реальное историческое лицо, жившее за несколько сотен лет до нашей эры. Таким образом, буддизм можно считать одной из самых древних мировых религий, хотя «втиснуть» его в рамки обычной религии вряд ли удастся. За прошедшие многие столетия в учении Будды формировалось несколько течений и школ, поэтому праздники буддизма в них, а также в разных местностях, где он распространен, могут сильно отличаться друг от друга. Можно сказать, что лишь небольшая часть из них истинно религиозные праздники, как, например, Весак. Это 15 день второго месяца весны, в который, по преданию, родился, обрел просветление и умер, окончательно уйдя в нирвану царевич Гаутама, ставший Буддой, то есть просветленным. Праздник возник очень давно, в самом начале буддизма и относится к тхераваде - одной из самых ранних его версий. Согласно древнему преданию, все три события состоялись в один и тот же день года, который приходится на полнолуние в мае. Можно сказать, что этот день почитают все буддисты без исключения, ведь они относятся к Будде с глубочайшим уважением, пониманием и преклонением перед силой его ума и мудростью.

Традиции буддийских празднований

Для большинства христиан церковные праздники напрямую связаны с радостью и отдыхом. Праздники буддизма в этом плане отличаются от принятых у нас норм. Считается, что все, что делается или о чем думается в эти моменты, усиливается в 1000 раз. Соответственно, любой негатив, будь то в деле или в мысли, возрастет в такой же пропорции. Поэтому для истинных буддистов эти дни посвящены наиболее строгому и глубокому контролю на только за собственными действиями и поступками, но и за своими мыслями. Если любое положительное достижение в этот момент возрастает в 1000 раз, то момент праздника - лучший способ достичь цели буддизма - прерывания сансары и ухода в нирвану.

Второй момент, которым отличаются праздники буддизма, намного ближе нам по духу. Это ритуальная чистота. При этом чистота физическая ассоциируется с очищением духовным. В такие дни верующие и монахи тщательно убирают храмы и монастыри, очищают свои жилища и тела. Но эти действия нельзя считать простой генеральной уборкой. Это в самом высоком смысле священнодействие, с мантрами и извлечением особых звуков, призванных гармонизировать среду обитания и налаживать контакты с тонкими материями. Опытный ученый мог бы сказать, что праздничное очищение в буддизме - не что иное, как способ воздействия на мир на квантовом, глубинном уровне.

Из традиций, характерных и для праздников буддизма, и для многих других религиозных действий, можно назвать посещение храмов, раздача подношений самому Будде, учителям, монахам и членам общины. В эти дни все стремятся стать лучше, изгнать из себя пороки, мешающие просветлению.

Однако не существует никаких строгих требований относительно обязательного посещения храма или регламентации действий, как, например, в иудаизме, где вообще невозможно отступление от раз и навсегда принятого в незапамятной древности правила. В буддистской традиции праздник вполне можно встречать и дома, главное, чтобы он был наполнен глубоким внутренним смыслом, а не простым бездействием.

Самые известные и широко отмечаемые торжественные дни буддизма

Хотя в некоторых странах, где распространен буддизм, используется григорианский календарь, то есть тот, которым все мы привыкли пользоваться с самого детства, традиционный буддийский календарь лунный. В нем месяцы намного короче, чем в нашем, основанном на базе солнечного года, поэтому все даты имеют существенное смещение. Праздники буддизма рассчитываются по специальным астрологическим таблицам, что, кстати, делается и для некоторых христианских торжественных и памятных дней, например, Пасхи. Существуют и фиксированные праздники, как, например, не относящийся к каноническим, но очень почитаемый всеми буддистами, особенно тибетской традиции, день рождения нынешнего Далай-ламы X|V Нгагванг Ловзанг Тенцзин Гъямцхо, родившийся 6 июля 1935 года.

Полнолуния считались с древности особым временем, поэтому значительная часть праздников, пришедших из тьмы веков, приходится именно на эти дни месяца. Нужно отметить, что разные страны, где распространен буддизм, могут использовать различные даты и торжественные события, то есть единого календаря праздников буддизма не существует.

Среди самых распространенных и популярных дней можно назвать следующие:

  • Дончод-хурал или Весак - день, когда родился, стал просветленным и навсегда ушел в паринирвану Будда. Он традиционно празднуется на 15 день второго (четвертого)т месяца года.
  • Асапха - первый день, в который Будда даровал свое учение. Праздник отмечается в первое полнолуние, наступающее в восьмом месяце.
  • Абхидхамма - день восхождения Будды на небо Тушита для беседы со своей матерью. Праздник особенно популярен в Мьянме. Отмечается в полнолуние седьмого по счету месяца.
  • Лхабаб дуйсэн - день нисхождения Будды с неба Тушита.
  • Сагаалган - Новый год.
  • Сонгкран - праздник весны, когда принято очищать жилища и поливать душистой водой монахов и молодежь. Это Новый год в Таиланде, который приходится на 13 апреля. Считается одним из крупных семейных торжеств в буддизме. В этот день принято делать подношения из особых, с любовью приготовленных блюд буддийским священнослужителям, а также использовать чистую ароматную воду очищения и смены времен года. Ее настаивают на лепестках самых ароматных цветков, в основном жасмина и местных роз, а затем поливают ею статуи Будды. Такой же водой обрызгивают родных, друзей и прохожих с пожеланиями долгой жизни.
  • Праздник слонов - создан в память о том, как Будда сравнивал учение новичка у опытного учителя с контактами домашнего и дикого, необученного слона.

Это только малая толика из множества ритуалов и празднований, принятых в буддийской традиции. Существует множество менее значимых торжеств, посвященных локальным божествам или местным событиям, святым и покровителям.

Особенности буддийской традиции

В этом учении также достаточно четко регламентированы дни, когда лучше всего стричь волосы, лечиться, отправляться в долгий путь или начинать новое дело. Это такая своеобразная буддийская астрология, советующая самый оптимальный способ проведения важных для человека мероприятий. Также во всех странах, где принят буддизм, отмечаются дни перехода из одного возраста в другой, особенно взросление (вспоминается бар-мицва и бат-мицва в иудаизме и первое причастие в католичестве), свадьбы, рождения детей и похороны. Как и в других религиозно-этических группах, у буддистов существуют особые, веками выработанные ритуалы и нормы празднования этих важных для людей событий.

Интересными особенностями отличаются такие важные события, как буддийские свадьбы. Точная их дата, а также время проведения обряда рассчитывается, исходя из момента рождения обоих брачующихся. В результате празднование может проходить как днем, так и среди ночи. Считается, что такой подход способствует идеальной гармонии отношений в новой ячейке общества.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в такой огромной семье народов, которых объединяет буддизм, можно встретить множество различных типов празднований и обрядовых действий. При этом они совершенно необязательно должны выполняться по единой схеме, ведь места обитания, традиции и условия жизни буддийских народов резко отличаются друг от друга. Достаточно сравнить обычаи Бурятии и Таиланда, Тибета и Шри-Ланки, чтобы понять, что в каждом государстве обязательно не только будут собственные особые праздники, но и традиционно отмечаемые повсюду в буддийском мире торжества также приобретут персональные черты, своеобразную национальную окраску. Нельзя сказать, что это является чем-то негативным, напротив, говорит о том, что мировой буддизм - не застывшая навеки инертная масса, а живое, развивающееся и прогрессирующее, изменяющееся, не меняя своей сути, светлое и чистое учение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

На тему: Буддийские праздники

Асалха Пуджа (Asalha Puja) Религиозный буддийский праздник, начало буддийского поста. (распространено в Таиланде, Бирме и Шри-Ланке). Его празднование приходится на июль, а точнее на полнолуние восьмого лунного месяца (в 2013 г.он приходится на 24 июля). этот праздник - буддийский день Знания. Это также годовщина дня, когда Будда более двух с половиной тысяч лет назад в Бенаресе прочел Первую Проповедь своим пятерым ученикам в Оленьем Парке. В одной из самых известных и старых буддийских сутр «Дхармаваршана сутре» сказано, что именно в полнолуние восьмого лунного месяца Будда прочел проповедь, в ходе которой поведал своим ученикам о существовании четырех Благородных истин, которые раскрывают суть буддийского учения:

1) о том, что жизнь - есть страдание,

2) причина страдания - привязанность,

3) однако от страдания возможно избавление,

4) для этого достаточно пойти по правильному Пути.

Слова, которые он произносил, были наполнены огромной значимой силой и смыслом. Краткость его изречений как зеркало отражала суть поведения людей, в результате которого они, сами того не зная, пребывали в неведении и страдании. Тогда, более чем 2500 лет назад, использовав всего несколько емких выражений, Будда смог озвучить то, что, по сути, и до сих пор может служить путеводной звездой каждого, кто стремится понять главное -- "почему все так?". С годами слова Будды обратились в могучую религию с миллионами последователей, а путеводная звезда, оставленная им в записях учеников, под тяжестью интерпретаций превратилась в палец, указывающий на нее. Праздник Асаха Пуджа -- традиция обращения к истокам, в прошлое, к словам, сказанным Буддой много лет назад, к его глубокому состраданию и желанию помочь тем, кто еще не знает. Буддизм, родившийся из слов просветленного человека, по сей день служит опорой на жизненном пути миллионам ищущих.

Как же сегодня среди буддистов принято отмечать этот день получения Знания? Конечно, красочно, ярко и главное - вкусно. В этот день устраиваются праздничные службы в монастырях, а монахи читают проповеди. Храмы городов подсвечиваются яркими огнями.

В этот день обязательно приносить подношения монахам. Но не деньгами! Лучший подарок буддийскому монаху - еда. Самыми традиционными «подарочными блюдами» дня Знаний выступают рис и фрукты Для монахов эти дары особенно актуальны с учетом того, что на следующий день после Асалха Пуджи начинается период отшельничества, который приходится на сезон дождей.

Традиция соблюдать пост в Буддизме во время ежегодного трехмесячного сезона дождей, называемом в Таиланде "Пханса", восходит ко временам раннего буддизма в древней Индии. Монахи, нищие и мудрецы в течение этих трех месяцев проживали в постоянных жилищах. Они старались избегать ненужных поездок в то время, когда урожай начинал только прорастать, и они могли случайно повредить молодые растения. В знак уважения к распространенному мнению, Будда решил, что его последователи должны также соблюдать эту древнюю традицию, и проживать группами в постоянных домах.

Буддийский пост охватывает большую часть сезона дождей и длится на протяжении трех лунных месяцев. В Таиланде буддистские монахи остаются проживать в одном храме и не переезжают в другие до тех пор, пока пост закончится. религиозный праздник буддизм духовный

Празднование начала буддийского поста начинается церемонией вручения свечей монахам. Представители различных учреждений, например, школ и университетов, в том числе государственных и частных организаций, собираются в красочное шествие со свечами, ведущее к храму, где будет проведено их вручение.

Некоторые последователи Буддизма считают начало поста временем для принятия серьезных решений или ограничений, например, воздержание от курения, соблюдение пяти заповедей (Панчашила) на протяжении всех трех месяцев Сезона Дождей.

В Таиланде первый день посвящен пожертвованиям, которые верующие делают в храмы. Пришедшие в храм буддисты слушают проповеди. Многие будут выпускать на волю птиц, рыб и разных животных. Этот день все буддисты стараются провести духовно.

Ночью начинается Церемония Тянь-Вень, которая проходит во всех буддийских храмах. Монахи обходят трижды храм, держа в руках зажженные свечи, цветы и ароматические палочки.

В Паттайе начинается церемония почтения Трех драгоценностей. На территории буддистского храма Колеса дхармы на Сукумвите формируется праздничная процессия монахов. Три драгоценности, три их сути в физическом плане представлены людям в этот день -- на одной платформе большая золотая статуя Будды, суть сама философия буддизма, на второй платформе большая желтая свеча, украшенная цветами, суть знания, сознания и познания мира, на следующих платформах, представляющих различные храмы, старейшие монахи, в глубокой медитации -- суть Человек в этом мире. Рядом с ним находятся молодые монахи, они окропят водой, поблагодарят за подношение.

В провинции Исан проводится Фестиваль свечей. Эта древняя церемония символизирует также начало сезона дождей и ухода монахов в затворничество (Thai). Здесь он особенно красив. В первый день фестиваля верующие ходят со свечами во всех храмах Таиланда.

В это же время проводится обращение в монахи и послушники новичков, в особенности, мальчиков школьного возраста. Все значимые церемонии проводятся под руководством уважаемых монахов-настоятелей, которые «направляют» людей в молитвах и поклонениях. Занятые исполнением ритуалов люди, следуя общепринятым правилам поведения и повторяя нараспев священные мантры, медитируют над их глубоким смыслом

По традиции рядом с монастырями устраиваются ярмарки, проводятся культурные мероприятия, конкурсы и разнообразные шоу.

В Индонезии фестиваль празднуется в храме Метдут около Бородубура.

Весак (другие названия -- Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Сага Дава) -- буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану) Гаутамы Будды. Этот праздник относится к традиции тхеравады (одной из традиций раннего буддизма, т. н. «малой колесницы»), где все эти события происходят в один и тот же день. Широко распространён в странах Южной Азии. Именно в день Весак два с половиной тысячелетия тому назад в 623 году до нашей эры родился Будда. Также в этот же день Будда достиг просветления и в этот же день Будда покинул этот мир на 80-м году жизни.

Праздник выпадает на день полнолуния второго месяца древнеиндийского календаря. Индийское название месяца -- вайшакха, что на сингальском языке звучит как «весак». Таким образом, праздник получил своё название по названию месяца.

В центре внимания праздника -- просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокругдеревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Миряне также посещают местные храмы и монастыри, слушают даршаны и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, дхармы и сангхи (трёх драгоценностей). Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам. В дни праздника также поощряется данакак свидетельство милосердия. Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение в подтверждение того, что они не забывают о своём долге перед монастырской общиной (сангхой). Подношения подчёркивают, что сангха важна для мирян. Это также возможность заслужить уважение окружающих. В Бирме, в отличие от Шри-Ланки, этот праздник не считается праздником света, однако его важности отвечает обычай поливать дерево Бодхи в местном монастыре или храме.

Приверженцам буддизма в этот день предписывается прилагать особые усилия, чтобы воздерживаться от убийства любого рода - не разрешается даже заниматься сельским хозяйством, потому что это может послужить причиной гибели каких-нибудь насекомых. Буддистам предписывается есть исключительно вегетарианскую пищу в течение всего дня. В некоторых странах по решению правительства в течение двух дней - до Весака и после - закрыты все магазины, торгующие алкогольной и мясной продукцией. В этот день принято выпускать томящихся в неволе животных на свободу - как правило, это птицы или насекомые - что люди с удовольствием и делают. В этот день, кроме того, принято выпускать из тюрем некоторых заключённых.

Буддисты во время празднования Весак носят белые одежды, как бы обещая самим себе, что весь следующий год они будут стараться соблюдать все заповеди.

Приверженцы учения беседуют с монахами и слушают их наставления.

Празднование Весак также предполагает, что буддисты должны прилагать особые усилия для того, чтобы помочь страждущим - престарелым, инвалидам и больным. В этот день буддисты раздают подарки и жертвуют деньги вещи различным благотворительным учреждениям.

Весак - это время большой радости, которую приносит не угода своим аппетитам, а сосредоточение на полезной деятельности для общества - такой, например, как отделка храмов, создание живописных произведений с сценами из жизни Будды или приготовление пищи и напитков для последователей учения и мирян, которые посетят храм.

Праздник Катхин

Очень популярен у многих восточных народов праздник Катхин.

Празднование этой даты происходит в день полнолуния в октябрь, заканчивает время васо. В связи с этим мирские жители передают монахам, которым они помогали три месяца, специальную одежду (катхина-чивара), которая является даром Сангхой известному бхикху, имя которого произносится в течение отмечания праздника Катхина. В данное время мирские жители могут снова выразить щедрость, признательность за то учение, которое они получили от Сангхи в форме даяний, что предшествует времени начала странствия. И на сегодняшний момент она зовется так: катхина-дана. День Сангхи отличается от двух других основных праздников, потому что он не связан с каким-то особым событием из жизни Будды. Вместо этого, он напоминает нам о ежегодном событии в жизни ранней сангхи.

Катхин (Бун Катхин) -- одно из основных буддистских торжеств, поскольку даёт возможность верующим накопить религиозные «заслуги» путём различных дарений и приобрести тем самым более высокий социальный статус. Термин «катхин» у лао, также как и у кхон-таи и кхмеров, означает специальную деревянную рамку, с помощью которой кроится монашеская одежда. Если в давние времена член сангхи был обязан сам изготовить себе одеяние, то впоследствии этим занимались миряне, и поэтому буддийское духовенство особенно благосклонно относится к этому празднику.

Праздник Катхин чаще всего проводится поочерёдно в монастырях городов или сельской местности в один из дней в период, начинающийся с 1-го дня убывающей луны 11-го месяца и до полнолуния 12-го месяца года. В прошлые времена в городах этот праздник нередко организовывался какой-либо состоятельной семьёй, которая получала материальную поддержку со стороны родственников и друзей, соответственно деливших с ними приобретённые в этом случае «большие заслуги», что, как известно, всегда играло значительную роль в жизни лао. В деревнях в дни Бун Катхина принимали участие все миряне; нередко они вручали дары монахам соседней деревни, причём каждый монастырь мог рассчитывать лишь на один Катхин в течение года.

Обычно подарки предназначались буддийской общине, состоявшей по меньшей мере из пяти монахов, которые все три месяца буддийского поста находились вместе. Получив дарения, сангха распределяла их среди членов общины, которые были обязаны продолжить пребывание в монастыре в качестве монахов в течение последующих четырёх месяцев (как минимум). Считается, что монастырь получает подобные подарки лишь раз в году, причём каждое дарение включает восемь необходимых для монаха предметов: одежду, котелок для подаяния, бритву, кусок ткани для пояса, зонтик от солнца, различную утварь для личного пользования, разрешённую правшами сангхи. Но часто из-за недостатка средств у прихожан подарки ограничиваются сигаретами, бетелем, мылом; неизменным в списке даруемых вещей остаётся лишь монашеское одеяние.

О времени проведения праздника Катхин обычно сообщается заранее. Устроитель праздника оповещает об этом не только монахов, которым он собирается вручать дарения, но и вывешивает объявление на дверях храма, указывая дату и своё имя, чтобы тем самым повысить престиж в глазах окружающих, а заодно в надежде на будущее благополучное перерождение.

Обычно праздник Катхин продолжается два дня. В первый день даритель приглашает монахов к себе домой. Те приходят, усаживаются за обрядовую трапезу, а затем читают благодарственную молитву. Во второй половине дня торжественная процессия направляется в храм для вручения дарений. Во главе шествия идут самые старшие и уважаемые люди, держа в руках специальные чаши, на которых лежат монашеские одежды; за ними следуют остальные участники праздника. Красочное шествие сопровождается танцами, звучат музыкальные инструменты.

Прежде чем войти в монастырь, процессия трижды обходит его против часовой стрелки. После соответствующего приглашения появляются монахи, они усаживаются лицом к участникам торжества. Устроитель церемонии подходит к настоятелю, преклоняет колени перед членами сангхи и, продолжая держать в руках ритуальные приношения -- цветы, свечи и благовонные палочки, испрашивает благословение, повторяя его вместе с монахами, а затем произносит положенные по ритуалу слова, на которые монахи отвечают: «Сатху!» («Да будет так!»). В заключение, получив дарения, монахи благословляют всех участников праздника. По случаю Бун Катхина принято также устраивать различные увеселения, продолжающиеся до поздней ночи: пение, танцы, театрализованные представления. Что касается последующей церемонии передачи дарений членами общины одному из священнослужителей, то она может состояться сразу после их вручения мирянами. В Лаосе она называется упалок («разрешение»). В ходе её после перечисления всех благодеяний и соответствий их учению Будды произносится имя монаха, которому предполагается вручить дары. Предложение повторяется дважды, и, если возражений нет, все предметы передаются этому монаху, который принимает их с благодарностью.в Бирме есть традиционная церемония, которая делает подношение особенно трудным. Каждый год миряне - или, скорее, мирянки - ставят перед собой цель сделать одеяния от начала до конца за день до церемонии. Они сидят всю ночь, прядя нити из хлопка, затем ткут полотно из нитей, разрезают полотно на полосы, сшивают их вместе и, наконец, красят готовые одеяния для церемонии, и все это за двадцать четыре часа. Этот подвиг они совершают в знак поклонения перед полностью вовлеченными членами сангхи.

Факт существования монахов и мирян, полностью и частично вовлеченных членов сангхи, показывает, что сангха - это не простое, однородное собрание. На самом деле, по самой своей природе сангха состоит из личностей с различным уровнем преданности и духовных достижений. Например, в ней можно выделить социальный, религиозный и духовный уровни.

Маха сангха

На социальном уровне существует маха-сангха, великое собрание, называемое так, потому что оно обширно по размерам. Оно состоит из всех тех, кто, с какой бы то ни было степенью искренности, обращается к Прибежищу в Трех Драгоценностях и соблюдает большее или меньшее число этических наставлений. Это совокупность людей, принимающих духовные принципы или истины буддизма, независимо от их образа жизни, от того, монахи они или миряне, оставили ли они мир или во многом остались в миру и даже во многом остались «от мира сего». Таким образом,маха-сангха состоит и из полностью вовлеченных, и из частично вовлеченных членов сангхи, и даже из тех, кто является буддистом чисто номинально. Это наиболее обширный уровень сангхи.

Бхикшу бхикшуни сангха

Затем, на религиозном уровне, существует бхикшу-бхикшуни-сангха. Слово «сангха» иногда понимается как понятие, обозначающее исключительно сообщество полностью вовлеченных членов, что обычно подразумевает общину монахов или монахинь. Обозначения «монах» и «монахиня», несомненно, применимы ко многим полностью вовлеченным членам сангхи на всем протяжении буддийской истории. Нам трудно представить, как много их существовало в древних буддийских монастырях. До самого недавнего времени в Тибете монастырь с пятью сотнями монахов считался маленьким. Следовательно, в монастырях жило огромное количество бхикшу. Тем не менее, бхикшу-сангха никогда не было чисто монашеским орденом. Если мы собираемся использовать слово «монах» в контексте буддизма, нам нужно помнить, что у этого слова будет более широкое значение, чем у английского «monk».

Сегодня есть две основные ветви монашеских общин: ветвь Тхеравады в Шри-Ланке, Бирме, Тайланде, Камбодже, Лаосе и ветвь Сарвастивады в Тибете, Китае, Вьетнаме и Корее. Между этими двумя великими традициями существует немного различий в образе жизни и правилах, соблюдаемых монахами. Однако стоит отметить, что тибетских лам не стоит путать с бхикшу. «Лама» означает просто духовный учитель; лама иногда бывает монахом, но это не обязательно, особенно в школах Нингма и Кагью. Япония - совершенно особый случай, потому что традиция посвящения в бхикшу, появившись там, впоследствии была утрачена и заменена посвящением в бодхисаттву.

Существуют также ордена монахинь, бхикшуни. Во многих частях буддийского мира эта традиция вымерла, еще до того, как она могла бы быть принесена в Тибет, поэтому ни в буддизме Тхеравады, ни в тибетском буддизме в настоящее время нет традиции женского монашества. Но посвящения в бхикшуни все еще проводятся во Вьетнаме, Китае и Тайване (сейчас часто обсуждается, что желательно возобновить традицию посвящения в бхикшуни более широко, и эта полемика частично затрагивает вопрос традиционного подчинения монахинь монахам). Монахини соблюдают примерно те же правила, что и монахи, и им воздаются (или, по крайней мере, должны воздаваться) те же почести, что и монахам.

То, что человек является бхикшу или бхикшуни, живет ли он или она в монастыре, является странником, отшельником или своего рода местным священником, само по себе не является знаком особой глубины в Обращении к Прибежищу. То общее, что объединяет всех членов монашеской сангхи, - это особый набор этических наставлений. Это сангха в религиозном смысле - группа людей, так сказать, отделенных от мира и объединенных в религиозную общину с общим образом жизни и особенно с общими правилами.

Послушники соблюдают только десять наставлений или тридцать два в некоторых традициях, но когда они получают упасампаду, полное принятие в общину, им приходится следовать ста пятидесяти правилам, и в некоторых частях буддийского мира эти сто пятьдесят правил в действительности соблюдаются17. Многие из этих правил больше не актуальны, поскольку были разработаны в особых условиях жизни бродячих монахов в северной Индии две с половиной тысячи лет назад, и их автоматически отбросили в более поздние времена.

Четыре самых важных правила известны как параджики. «Параджика» означает «поражение». Нарушив одно из этих правил, человек навсегда исключается из общины, и ему придется дожидаться следующей жизни, чтобы присоединиться к ней. Первая параджика заключается в том, что нельзя намеренно лишать жизни другое человеческое существо. Второе правило гласит, что нельзя брать того, что не дано, нечто, обладающее такой ценностью, что присвоение этой вещи может привести к судебной ответственности. Третье правило - воздерживаться от любой формы сексуальных отношений.

Эти три параджики довольно прямолинейны, а четвертое правило требует немного больше объяснений. Оно заключается в том, что нельзя ложно утверждать о каких бы то ни было духовных достижениях. Западным людям ничего не стоит спросить у другого человека, достиг ли он Просветления или испытывал ли он самадхи. Но на Востоке считается невежливым разговаривать о любых личных достижениях с другими людьми, за исключением, возможно, самых близких друзей и собственных учителей.

Причина этого иллюстрируется отрывком из Палийского канона, в котором великий рассказывается об ученике Будды Шарипутре, который только что провел весь вечер в лесу, медитируя. Когда вечером он возвращается, он встречает Ананду, который замечает: «Твое лицо сегодня озарено чудесным светом. Чем ты занимался?» Шарипутра отвечает: «Я медитировал в лесу, но пока я медитировал, меня не посещала мысль о том, что я медитирую»18. Здесь он указывает на то, что, как только возникает подобная мысль, вы на самом деле уже не медитируете, потому что вы не продвинулись дальше уровня личного «я», субъективного «я». В каком-то смысле, вы медитируете только тогда, когда нет никого, кто бы делал это, когда это просто, так сказать, происходит.

Моггальяна комментирует это с помощью маленького каламбура. «Именно так говорят настоящие люди, - говорит он. - Они рассказывают суть или истинный смысл вопроса (аттха на пали), но не привносят себя (атта)». Напротив, большинство из нас, медитируем ли мы слегка или проявляем немного щедрости, всегда подмешивает к этому свое «я». Наши достижения мгновенно обесцениваются, когда мы думаем: «Я это сделал» или «У меня такое переживание».

Остальные правила вторичны по отношению к этим основным четырем, в том смысле, что, если кто-то нарушает их, он может искупить свою провинность, покаявшись в этих нарушениях своим собратьям-монахам. Следовательно, даже если человек является отшельником, он не должен полностью разрывать связи с большей сангхой. Ему может понадобиться регулярно отчитываться перед ней, чтобы почувствовать над собой отцовское око.

У буддийских монахов и монахинь есть различные обязанности. Их первая обязанность - изучать Дхарму и практиковать ее: они собираются, в первую очередь, для того, чтобы практиковать медитацию. Во-вторых, предполагается, что они должны подавать хороший пример мирянам. В-третьих, они должны давать проповеди и учить. В-четвертых, на них возложена ответственность защищать местную общину от неблагоприятных психических влияний. В культурах, где принимается как должное то, что мы окружены оккультными силами, традиционно верят, что, хотя некоторые из этих сил благотворны, другие несут зло, и что благодаря строгому образу жизни, медитациям и благословениям монахи способны изгнать эти вредоносные силы и не дать им нанести вред обычным людям. На Западе в подобных услугах нет большой потребности, но на Востоке это очень важная функция монахов.

И, наконец, предполагается, что монахи должны давать мирские советы. Но Востоке, если что-то идет не так - ваши дети попали в беду или у вас проблемы с деньгами, проблемы с алкоголем или соседями, мужем или женой - обычное дело обратиться со своей проблемой к монаху и попросить у него совета. Благодаря тому, что у них самих нет подобных проблем, нет детей, жен или денег, от монахов, возможно, ожидают более объективного взгляда на ситуацию, взгляда постороннего наблюдателя на трибуне, который лучше видит футбольный матч, чем любой из игроков на поле.

Ученый Эдвард Конзе однажды сказал, что без монашеской общины у буддизма не было бы костяка. Определенно можно сказать, что, не будь полностью вовлеченных людей, мужчин и женщин, которые полностью преданы буддийской практике, не было ничего, чтобы бы позволило создать сангху. В Британии первые монахи появились еще до основания буддийских групп. Одним из первых в английской монашеской сангхе был Аллан Беннетт, получивший монашеское посвящение с именем Ананда Майтрейя в Бирме в 1902 году и вернувшийся в Англию в 1908-м19. Однако с тех пор на Западе устойчивое и быстрое разделение на монахов как полностью вовлеченных членов и мирян как частично вовлеченных членов во многом было разрушено, и в дальнейшем внимание к сангхе вышло за пределы любых разграничений по образу жизни. Этодуховная община как таковая - арья-сангха.

Арья сангха

Слово «арья» первоначально использовалось по отношению к группе племен, которые вторглись в Индию с северо-востока. Обозначая более высокий статус по сравнению с завоеванными племенами, слово «арья» стало означать «благородный» в более общем смысле, а затем, постепенно, приобрело духовное значение и таким образом стало также обозначать «святой». Следовательно, арья-сангха - это сообщество благородных или святых, тех, кто вошел в соприкосновение с запредельным, тех, кто обладает знанием о подлинной реальности вещей.

Поскольку она включает мирян, равно как и монахов, можно сказать, что арья-сангха составляет духовную иерархию, в отличие от чисто религиозной иерархии буддизма. Ее нельзя характеризовать в рамках какой бы то ни было формальной схемы или публичного, организационного устройства - она представляет собой промежуточное звено в иерархии между состоянием Будды и непросветленным человечеством. Его члены не обязательно связаны друг с другом на физическом уровне - они могут жить не только в разных местах, но и в разные времена - но те запредельные переживания или достижения, которые являются общими для них, объединяют их, выходя за пределы пространства и времени. То есть основополагающая характеристика - качество мудрости или проникновения.

Буддийский путь часто подразделяют на три основных элемента: этику, медитацию и мудрость20. Все это следует развивать одновременно, но кульминацией является мудрость, поскольку этику и медитацию можно развивать без мудрости, в то время как мудрость можно развить не иначе, как на основе этики и медитации. В свою очередь, развитие мудрости (праджни), также делится на три составляющих21. Первый уровень - мудрость, проистекающая из слушания - шрутамайи-праджня. Этот термин первоначально относился к устному учению, характерному для дописьменного общества, но подразумевается, что он включает любое знание и понимание, почерпнутое из книг, равно как и из бесед и лекций. Человек узнает о природе реальности или даже о природе проникновения в природу реальности. На этом уровне цель заключается в обретении ясного концептуального представления о том, каковы вещи на самом деле.

Второй уровень мудрости - мудрость, которая обретается посредством собственного обдумывания и размышления (чинтамайи-праджня). Услышав или прочитав что-нибудь о подлинной природе вещей, вы перебираете в уме то, что вы услышали, и таким образом начинаете серьезно размышлять об этом и - со временем - развиваете собственную способность проникать в суть. Так вы обретаете более глубокое понимание.

Третий уровень мудрости достигается посредством медитации (бхаванамайи-праджня). Эта мудрость далеко выходит за пределы любого интеллектуального понимания. Она не обретается размышлением, в ней нет ничего концептуального. На самом деле, только когда ум совершенно спокоен, может начаться возникновение подлинной мудрости в форме проблесков прямого проникновения. В сосредоточенном состоянии ума, которое возникает в результате медитации, истина или реальность могут блеснуть в уме напрямую, без посредства представлений, мыслей или даже ощущений об этой реальности или истине.

Арья-сангха состоит только из тех, кто пережил опыт этого третьего уровня мудрости. Однако в духовной жизни ничто не появляется сразу. Любое мастерство, будь то в нравственности, медитации или мудрости, обретается постепенно. Какие бы удары и толчки мы не переживали по временам в духовной жизни, настоящее продвижение медленно и систематично. То же самое и с опытом проникновения, а, следовательно, и с продвижением в качестве члена арья-сангхи, потому что даже среди этого возвышенного общества есть свои уровни достижения. Вы можете испытать их как не более чем ничтожный проблеск проникновения, если ваша медитация слишком слаба, чтобы поддерживать что-нибудь более мощное. Но если ваша концентрация в медитации более сильна, проблеск проникновения, возникнув, может быть настолько сияющим, что озарит глубины реальности. Именно в соответствии с различной степенью интенсивности проникновения выделяются различные виды арья пудгала (святых или благородных).

Но как можно измерить эти различные степени проникновения? Традиционно есть два способа: субъективный и объективный. С субъективной точки зрения, проникновение измеряется по числу «оков», которые оно разрывает. Мы рассмотрим этот подход в начале следующей главы. С объективной точки зрения, оно измеряется согласно числу перерождений, которые осталось прожить тому, что обрел этот уровень проникновения. Именно эта система измерения используется в определении Сангхи в «Тиратана Вандане», восхвалении Трех Драгоценностей, которое читают буддисты по всему миру. В третьей части этого текста Сангха характеризуется как «продвигающаяся со счастьем», «прямо продвигающаяся», «методично продвигающаяся» и «правильно продвигающаяся»22. Далее провозглашается, что Сангха состоит из людей, находящихся на четырех различных уровнях духовного развития. У каждого из этих уровней есть свое название:

1. Вошедший в поток или шротапанна - это тот, кому больше не нужно, так сказать, бороться с течением. Он или она уже не сорвется с пути духовного продвижения, и говорится, что такой человек достигнет полного Просветления не больше чем за семь перерождений.

2. Однажды возвращающийся (сакрдагамин) - тот, кто обретет Освобождение еще за одну жизнь.

3. Невозвращающийся (анагамин) - тот, кому совсем не придется возвращаться в человеческое измерение. Он переродится в так называемых «чистых обителях» (шуддхаваса), на вершине измерения чистой формы,рупадхату. Именно там он обретет нирвану.

4. Архат (что значит просто «достойный почитания») - это тот, кто уже достиг цели.

Эти чисто духовные разновидности составляют арья-сангху. Но Будда также описывал арья-сангху в более красочных терминах. Сравнивая монашескую общину с великим океаном, он говорил, что, как в огромном океане водятся всевозможные гигантские существа, так и в сангхе есть свои духовные исполины23. Эти глубоководные создания, так сказать, составляют арья-сангху.

Несомненно, более обширной сангхе полезно регулярно общаться с этими исполинами, и, должно быть, именно это предвидел Будда, когда наставлял сангху в необходимости собираться вместе в большом количестве и регулярно. Если вы привыкли жить и работать в небольшой местной буддийской общине, хорошо время от времени получать представление о масштабе сангхи в целом и видеть собственную жизнь и работу в гораздо более обширном контексте. Если вы привыкли быть большой рыбой в маленьком пруду, полезно время от времени почувствовать себя килькой в огромном океане. Иногда вам даже удается обрести проблеск того, что значит быть настоящим гигантом, хотя, конечно, не всегда просто сказать, кто в сангхе мелкая рыбешка, а кто - кит.

Иерархия бодхисаттв

Духовная иерархия внутри арья-сангхи описывается в Палийском каноне, собрании записей учений Будды24. Палийский канон принимается всеми школами, а в школах Тхеравады в Шри-Ланке, Бирме и Тайланде считается, что он составляет всю буддийскую каноническую литературу. Остальные буддийские писания объединяются под общим названием «буддизм Махаяны», который иногда называют «развитым» буддизмом. Он распространен в Тибете, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и ряде других азиатских стран, а в наши дни и на Западе. «Махаяна» означает «великий путь», а те школы, которые не приняли писания Махаяны, были названы - хотя, естественно, не ими самими - Хинаяной или «малым путем».

Представление об арья-сангхе принадлежит к числу основных представлений и вероучений,общих для всех различных школ. Но Махаяна добавляет к этой основной классификации дальнейшую иерархию. Это иерархия Бодхисаттв, тех, кто стремится не к собственному, индивидуальному освобождению от страданий, а к идеалу Бодхисаттвы - Просветлению не только ради себя, но ради блага всех живых существ25.

Что касается арья-сангхи, есть четыре уровня бодхисаттв - согласно числу уровней их развития (известных как бхуми), которые они прошли.

1. Бодхисаттва-новичок (адикармика-бодхисаттва) - тот, кто принял со всей искренностью идеал бодхисаттвы, но еще не достиг первой ступени пути или какой-либо степени запредельного проникновения.

2. Бодхисаттвы «на пути» - это те, кто продвигаются на уровнях от первого до шестого бхуми.

3. Необратимые бодхисаттвы - это те, кто достиг седьмогобхуми (из десяти). Точно так же, как Вошедшие в поток не могут сорваться в низшие уделы существования, необратимые бодхисаттвы не могут обратиться к поиску цели индивидуального Просветления - меньшего достижения, с точки зрения Махаяны: они постоянно поддерживают движение к Просветлению на благо всех живущих.

4. Бодхисаттвы «дхармакайи». Это несколько трудная для понимания концепция, имеющая отношение к тому, что можно отнести к персонифицированным аспектам самого состояния Будды. Точно так же, как белый цвет можно расщепить на семь цветов спектра, видимых в радуге, чистый белый свет Просветления можно расщепить, так сказать, на различные цвета, то есть на различные аспекты Просветленного ума: любовь, мудрость, свободу, знание и так далее. Если Будда - это олицетворение самого Просветления, бодхисаттвы дхармакайи представляют собой олицетворения индивидуальных аспектов этого Просветления.

Две иерархии арья-сангхи и четыре уровня пути бодхисаттвы, несомненно, в некоторой степени пересекаются: в некоторых текстах Махаяны «вошедшие в поток» упоминаются как бодхисаттвы Хинаяны.

Таким образом, сангха - это духовное сообщество, существующее на различных уровнях, от социального и религиозного до высочайшего духовного уровня. И вы обращаетесь к Прибежищу в Сангхе, присоединяясь к ней на том уровне, на котором способны. Прежде всего, вы можете присоединиться к маха-сангхе, будучи членом буддийской общины в чисто формальном, внешнем смысле. Во-вторых, вы можете присоединиться к ней на религиозном уровне, уровне большей преданности, получив посвящение. В традиции тхеравадинов пройти посвящение означает стать монахом, но в Махаяне посвящение бодхисаттвы в принципе существует как для монахов, так и для мирян, хотя на практике выходит, что слово «сангха» часто используется в отношении только монахов. В общине, которую основал я, есть только одно посвящение, независимо от образа жизни или пола. В-третьих, вы можете присоединиться к сангхе на уровне арья-сангхи или сангхи бодхисаттв благодаря своим духовным достижениям. Давайте продолжим и посмотрим, что на самом деле влечет за собой такое достижение.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Состав буддийского канона. Четыре благородные истины. Благородные личности. Суть буддийского учения. Буддийская литература. Буддийская религиозная доктрина. Освобождение от страдания. Вера в реальность благой и неблагой кармы.

    реферат , добавлен 21.05.2003

    Четыре благородные истины как одно из базовых учений буддизма, которого придерживаются все его школы. Дуккха - истина о страдании. Самудайя - истина о происхождении и причинах страдания. Ниродха и Марга. Благородный Восьмеричный Путь (арья аштанга марга).

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Основатель учения буддизма – Сиддхартха Гаутама. Четыре благородные истины буддизма. Путь, ведущий к прекращению страдания. Пять уровней проявления закона причинности. Закон кармы, телесные и духовные грехи. Восьмеричный путь духовного очищения.

    презентация , добавлен 06.02.2011

    Анализ священного писания в буддизме, Четыре Благородные Истины как его базовые идеи. Праздники, отмечаемые мусульманами. Основные представления скандинавской мифологии. Особенности православной церкви, символ веры и таинства. Символика буддийского храма.

    контрольная работа , добавлен 12.09.2012

    Буддизм - первая по времени возникновения мировая религия. Карма и сансара, четыре благородные истины. Учение о душе, дхарма. Центральная проблема буддийского учения - живое существо и его освобождение. Буддизм в России, феномен Даши-Доржо Итигэлова.

    реферат , добавлен 26.04.2010

    Буддийские направления и школы. Будда. Четыре благородные истины. Буддизм – огромная и сложная тема, поэтому следует воздерживаться от обобщений, построенных на изучении какой-либо одной его части.

    реферат , добавлен 03.03.2005

    Религиозно-философское учение, возникшее в Индии, одна из трех главных религий Китая. История развития буддизма в Индии. Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Гаутамы Будды. Философские основания буддизма: Дхарма, четыре благородные истины.

    реферат , добавлен 17.02.2011

    Основатель буддизма - религиозно-философского учения (дхарма) о духовном пробуждении, возникшего около VI века до н.э. в Древней Индии, его отличие от других учений и верований. Четыре Благородные Истины Будды. Санкт-Петербургский буддийский храм.

    презентация , добавлен 12.10.2014

    Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Мифология буддизма. Буддизм и этика буддизма. Когда и где зародился буддизм? Будда реальный и Будда из легенд. Учение Будды. Дхарма - закон, истина, путь. Четыре благородные истины.

    реферат , добавлен 28.02.2004

    Характеристика православных праздников годичного круга, которые подразделяются на праздники Господские, Богородичные (в память событий ее жизни: введение в храм, успение), праздники в честь "сил бесплотных" и праздники святых. Значение икон в православии.

Будда советовал своим последователям для продвижения на пути регулярно собираться вместе. Поэтому праздники являются центральной частью жизни любой буддийской общины. Они обеспечивают возможность для выражения преданности и благодарности Будде и его учению.

Основные буддийские праздники посвящены почитанию Трех Драгоценностей: Будды, Дхармы (буддийского Учения) и Сангхи (духовной общины).

День Будды: Празднование Просветления Будды

Полнолуние мая-июня.

Просветление Будды – центральное событие буддизма, и День Будды, день Просветления, является наиболее важным праздником в буддийском календаре.

Многие из учеников Будды также достигли Просветления, и в последующие столетия появилось много других просветленных Учителей. О них тоже вспоминают в День Будды, читая рассказы об их жизни или отрывки из их собственных произведений.

Но Просветление – это еще и идеал, к которому стремятся буддисты. Поэтому День Будды дает возможность углубиться в размышление о том, что оно может значить для каждого буддиста в отдельности.

День Дхармы: Празднование в честь Учения Будды

Полнолуние июля.

День Сангхи: Чествование духовного сообщества

Полнолуние ноября.

В День Сангхи буддисты прославляют как идеал духовного сообщества, так и действительное духовное сообщество, которое они пытаются создать. День Сангхи – традиционное время для обмена подарками; он стал важным праздником для буддистов на Западе, несмотря на то, что мало известен на Востоке.

День Паринирваны: Смерть Будды

Полнолуние февраля.

Это может показаться странным, но буддисты отмечают день смерти Будды. Его смерть наступила, когда ему было восемьдесят, спустя сорок с лишним лет после Просветления. Более того, представление об изменчивости всех вещей является центральным для буддийского учения, и в буддизме потери и непостоянство следует принимать, не делая это источником горя и отчаяния. Париниббана-сутта дает трогательное и величественное описание последних дней Будды. Отрывки из нее часто читают в День Паринирваны.

Это день используется как возможность для размышления над фактом нашей собственной будущей смерти и смерти недавно ушедших близких и знакомых. Для недавно умерших проводятся медитации, чтобы оказать им помощь и поддержку, где бы они сейчас ни находились.



Публикации по теме

  • Леди гага в платье из мяса Леди гага в платье из мяса

    Футуристичное платье Гаги напоминает то ли об орбитах далеких планет, то ли о космическом вихре. Очевидно одно: Жанна Агузарова нервно...

  • Игла Игла "Ухошип" для плетения

    Браслеты из натуральных материалов всегда будут актуальными. Эти универсальные аксессуары способны добавить изюминку и дополнить образ как...