Как развлечь 3 летнего ребенка.

Физическая активность ребенка в 2 года радует каждого родителя. Малыш постоянно в движении, он прыгает, лазает, гоняет по дому мячик, приплясывает под веселую музыку, наглядно демонстрируя свою прекрасную физическую форму. Такими же стремительными темпами движется и интеллектуальное развитие 2-х летнего человечка. Расширяется его словарный запас, формируется логическое мышление, укрепляется память и внимание. Темп, с которым малыш будет впитывать новые знания, зависит от старания родителей.

В два года развитие ребенка направлено на познание окружающего мира и собственных возможностей

Как развивать логико-математическое мышление?

Логико-математические развивающие упражнения ведут к формированию логического мышления. Занятия состоят из:

  • Понятие пространства и времени. Предложите ребенку найти спрятанную вами игрушку. Помогите ему, направляя поиски: «давай заглянем под кровать, в ящик шкафа, за кресло, может там спрятался наш зайчик».
  • Умения ориентироваться во времени суток. Ближе к 3 годам ребенок должен усвоить различие между днем и вечером, утром и ночью, различать такие понятия, как сегодня, завтра, вчера. Убаюкивая малыша перед сном, поговорите с ним о том, что он делал утром и чем занимался вечером.
  • Игры на сортировку. Возьмите разные пуговицы или макароны, вырежьте кружочки и квадратики из цветной бумаги (главное, чтобы они были неодинаковы по размеру, цвету и форме). Сортируем по похожести. Можно взять картинки с изображением овощей и фруктов, напомнить малышу, что кролик любит овощи, а обезьянка фрукты. Выкладываем картинки перед животными.
  • Простой счет. Начинайте обучение не с цифр, а с доступных малышу понятий. Считайте на пальчиках, по ступеням лестницы. Если ребенок уже показывает на пальчиках свой возраст, предложите показать, сколько ему исполнится.
  • Складываем пазлы и картинки. Выберите для упражнений простые, из 2-3-4 частей, игры. Процесс сложен для 2-х летнего крохи, формируется медленно, поэтому маме следует первое время помогать малышу.

Пазлы для малышей должны быть совсем простыми, чтобы кроха собрал их без посторонней помощи
  • «Много - мало» – в 2 года ребенок готов к такому понятию (см. также: ).
  • Ориентирование в пространстве. Ребенок учиться таким понятиям, как право - лево, выше - ниже.
  • Сопоставление. Игры с изображением в книгах или на специальных картинках, позволяющие ребенку сопоставлять действие и предметы: «кто что ест», «где чей хвостик», «где чей дом» (рекомендуем прочитать: ).
  • Нахождение фигуры по двум признакам. Положите перед крохой цветные бумажные кружки так, чтобы среди них были два желтых, большой и маленький или два красных квадрата разного размера. Попросите ребенка найти каждую пару: два желтых кружка или два красных квадрата.

Изучаем свойства предметов

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Один из важнейших навыков для ребенка. Человек постоянно окружен какими-то предметами. Зная их свойства, он легко находит им применение. Навык позволяет детям развить абстрактное мышление, учит сопоставлению, развивает осязание и обоняние. Процесс обучения состоит из запоминания:

  • понятия о предметах: длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий;
  • теплый - холодный, гладкий – шершавый, твердый – мягкий (развивает осязание);
  • тяжелый – легкий;
  • одинаковые - разные (для 3 лет);
  • вкуса и запаха (помогает осознать обоняние);
  • цветовых характеристик предметов (помогает запомнить названия цвета и учит различать цвета) (рекомендуем прочитать: );
  • геометрических фигур и форм (полезно для пространственного мышления) (рекомендуем прочитать: ).

Как развить речь?

Первый блок рекомендаций представляет познавательные упражнения, способствующие общему развитию речевых навыков. Занятия не требуют от взрослых особых знаний, главное - ваша любовь и терпение. Очевидно, что для малыша 2-х лет важно заняться чем-то интересным, иначе он не воспримет информацию положительно. Приступая к обучению, помните, что речь стоит в основе полноценного развития детей. Родителям следует:

  1. Читать вместе с крохой детские книжки, рассматривать картинки в них. Обязательно обсуждайте происходящие в сказке или рассказе события, проводите их детальный разбор. Задавайте маленькому слушателю наводящие вопросы, хвалите за правильные ответы.
  2. Организуйте кукольный театр. Атрибуты для семейных детских представлений купите в магазине или сделайте сами. Первый спектакль поставьте вы, затем подключите к действию кроху. Покажите, как надо управлять куклами, доверьте маленькому сокровищу роль кукловода.
  3. Разрабатывайте речевое дыхание. Научите ребенка задержке дыхания на выдохе. Для тренировок подойдут мыльные пузыри, игра на дудочке, задувание свечки. Летом предложите ему сдувать одуванчики. Дыхательные упражнения помогают в насыщении организма кислородом, активизируют работу сердца, нервной системы, мозга.
  4. Предлагайте речевые игры. Игра в законченную фразу: вы говорите ребенку начало фразы, а малыш ее заканчивает. Например: «У тебя в комнате стоит зеленый…», «Наш кот любит спать…».

Совместное чтение и рассматривание картинок способствует развитию ребенка

Детям в 2 года, в лексиконе которых уже есть отдельные слова, даже если они немного исковерканы, полезными станут игры и развлечения, направленные на закрепление и расширение речевых навыков. Действуйте следующим образом:

  • Задавайте дочке или сыну простые вопросы о том, что они видят в окне или что происходит на улице. Неважно, что ответы будут односложными, главное - чадо желает ответить.
  • Постарайтесь обсуждать с ребенком все события, происходящие в его жизни. Интересуйтесь, во что он играет, как он кушал, какую игрушку любит и почему. Расспросы помогут расширить пассивный словарный запас крохи и приучат делиться с вами своими мыслями - это отличный задел на будущее взаимопонимание.
  • Как правило, к 2 годам малыши хорошо знают часто читаемые им сказки. Предложите ребенку рассказывать их вместе: вы начинаете – он продолжает. Например: «Махнула мышка хвостиком и яйцо что сделало? Разбилось. Правильно!». Обязательно хвалите свое сокровище за каждый правильный ответ.
  • Пополняйте лексикон крохи прилагательными. Чаще задавайте вопросы, начинающиеся со слова «какой». Ваша задача состоит в том, чтобы побудить чадо придумать или вспомнить произнесенное вами определение предмета или вещи. Очень хорошо, если он самостоятельно сможет вспомнить хотя бы одно прилагательное.

Как развить внимание?

Сохраняем игровое содержание занятий, но направляем их на тренировку внимания. Умение концентрировать внимание, замечать детали, думать над задачей поможет вашему сокровищу в условиях школы. Предлагаем занять ребенка:

  • Поиском какой-либо вещи. Поиск можно вести дома, на улице, из окна. Попросите малыша показать синюю машину на стоянке или отыскать белочку на картинке. Игра не требует никаких дополнительных атрибутов и в нее можно играть везде, достаточно лишь заинтересовать кроху. Помогает развить концентрацию внимания.

На прогулке можно попросить ребенка найти и показать какую-то вещь, предмет, машину, цветок
  • Разложите варежки, блюдца, чашки, шапочки с рисунком. Подберите предметы таким образом, чтобы в каждом наборе присутствовали одинаковые элементы рисунка. Задача ребенка - найти схожий узор на предметах.
  • Постройка домика или башни по чертежу. Купите игру в магазине. Выберите изделие с самым простым чертежом из двух деталей. Занятие рассчитано на трехлетнего ребенка.
  • Найти в комнате или на игровой площадке во дворе предметы с одним признаком: мягкие, твердые, белые, круглые. Торопить и подсказывать крохе не следует, пусть он сознательно делает выбор,
  • Расширяем поисковое значение предыдущей игры. Задание ребенку – найти вещи с двумя одинаковыми характеристиками: большое и круглое, маленькое и мягкое.

Развиваем общую и мелкую моторику

Детские психологи прочно связывают моторику с общим развитием ребенка. Каждое движение крохи работает на его интеллектуальные и речевые способности. Ребенка двух лет можно занять:

  • Пальчиковой гимнастикой: лепка, аппликация, рисование.
  • Игрой с рамкой-вкладышем.
  • Расстегиванием кнопок, пуговиц, молнии. Если есть желание, пусть научится застегивать пуговицы и молнию.
  • Учимся снимать и надевать одежду (шапки, носки, варежки).
  • Переливаем воду и пересыпаем крупу, используя воронку, чайник, кувшинчик, лейку (купите детскую посуду).

Сенсорные коробки с крупами, макаронами и бобовыми - отличный помощник в развитии мелкой моторики (подробнее в статье: ). Игры можно также проводить в едином цвете - для его закрепления
  • Мытье рук. Учим кроху самостоятельно мыть ручки. Обучение идет мягко, без принуждения. Одновременно показываем, как открывать и закрывать кран, выдавливать из бутылочки жидкое мыло, намыливать им руки.
  • Наливаем в стакан мыльную воду, даем малышу венчик, чтобы он взбивал воду.
  • Заполняем блюдечко водой, кладем в нее круглые шарики (контейнеры киндеров), даем сыну или дочке ложку и просим выловить предметы. Вынутый предмет складываем в стакан без воды.
  • Используем для набора воды пипетку или клизму: набираем-выливаем.
  • Собираем воду с помощью губки и выжимаем губку.
  • Берем бумагу и бутылку. Ребенок должен сильно скомкать бумагу и получившийся комочек протолкнуть в горлышко бутылки.
  • Игры с прищепками и шнуровкой.
  • Складываем узоры из макарон, палочек, фасоли.
  • Ребенка до 3 лет учим соединять линиями точки на бумаге. Используем задания в детских книжках и журналах.
  • Перекладываем мелкие предметы (бусины, горох) пинцетом.
  • Подбор крышек к бутылкам и баночкам. Учим их закручивать и откручивать.
  • Играем в складывание пирамидок, используем сортеры, рамки-вкладыши.

Продолжаем знакомство с окружающим миром

Помимо определенных упражнений, способствующих интеллектуальному развитию ребенка, следует расширять его познания окружающего мира. Естественно, получаемая информация должна быть доступна развивающемуся сознанию и соотноситься с возрастными возможностями. Больше рассказываем об уже знакомых вещах, смотрим видео, начинаем с животных:

  1. Изучаем подробности жизни животных. Где они живут, что едят, как называются части тела (рога, хвост, копыта). Рассказываем, что получает человек от коровы или овечки (молоко, шерсть). Узнаем, как называются их детеныши.
  2. Знакомимся с жизнью птиц. Узнаем, где они живут, что кушают, как зовутся их птенцы. Знания передаем через беседу с ребенком, рассказывая ему о том, что есть домашние и дикие птицы. Какую пользу приносят птички человеку, как они живут в лесу.
  3. Расширяем познания о насекомых. Муравей строит муравейник, пчела летает по цветкам и собирает пыльцу, чтобы сделать мед, гусеница питается листьями. Рассказ о насекомых должен строиться в позитивном ключе. Родители объясняют крохе, что все букашки живые, что у них есть детки, что они, как и мы, дышат, у них есть свое предназначение в окружающем мире.
  4. Наблюдаем за природными явлениями (снег, дождь, радуга) и объясняем их появление. Почему идет дождик, откуда берутся снежинки.
  5. Изучаем характерные для местности проживания семьи деревья и цветы. Гуляя в парке, называйте деревья, которые видите. Увидев клумбу с цветами, покажите сыну или дочке некоторые цветы и скажите, как они называются.
  6. Запоминаем названия фруктов, грибов, овощей, ягод, которые встречаются нам в повседневной жизни. Проверяем, запомнил ли кроха названия, предлагая выбрать грушу или яблоко.
  7. Разбираемся в понятиях материала, объясняем, из чего сделаны окружающие нас предметы (дерево, металл, бумага, стекло, камень).

Нужно поощрять любознательность крохи, по мере возможности давая ответы на его вопросы. Если родители не могут объяснить какое-то явление, имеет смысл пообещать ребенку позже вернуться к вопросу, но только не забыть об этом.


Ребенку будет интересно узнать названия растений, которые встречаются во время прогулки

Расширяем круг понятий

Подошло время расширения тем, которые в простой форме понятны детям. Даем простейшие их понятия, не перегружая внимание ребенка деталями. Составьте для себя конспект будущих занятий по дням, чтобы точно соблюдать задуманный план. Какие темы брать для занятий:

  • магазин;
  • врач, больница;
  • семья;
  • транспорт;
  • морской мир (моря, океаны, корабли);
  • железная дорога (поезда, рельсы, машинист, вагон);
  • аквариум (рыбки, жизнь подводного мира, наблюдение за обитателями аквариума);
  • город.

Дополняем знание мира сведениями о человеке и его деятельности, исследуем мир бытовой техники, знакомимся с профессиями. Возьмите такие темы для обсуждения:

  • Трудовая деятельность человека. Учим понимать, что делает человек: мама подметает пол, моет посуду, папа ремонтирует кран. Воспитываем уважительное отношение к чужому труду.
  • Изучаем человека. Учим части тела, беседуем о здоровье и личной гигиене, объясняем ее значение.
  • Знакомим с домашней бытовой техникой, объясняя ее предназначение. Рассказываем о правильном обращении с ней, со столовыми приборами, указываем на опасности.
  • Знакомимся с профессиями. Совмещаем тему с изучением других тематик. Например, транспорт – шофер, больница – доктор.
  • Родителям, планирующим водить малыша в детский сад, стоит подготовить его к новым обстоятельствам, в игровой форме воспроизводя ситуацию расставания с мамой, сон в другом доме, знакомство с воспитателем.

Дни знакомства с профессиями часто проводятся в садиках и школах, однако ничего не мешает родителям еще раньше обсудить с детишками этот вопрос

Что помогает интеллектуальному развитию?

Наш мир многогранен, в нем есть музыка и живопись, театр и балет. Искусство – это важный развивающий инструмент для формирования интеллектуальных способностей детей. Ребенку надо знать и чувствовать.

Каким бы богатым не было разнообразие игрушек в доме, рано или поздно они всё равно надоедают, и дети начинают откровенно скучать. Вместо того, чтобы сажать их за телевизор, проявите изобретательность и придумайте увлекательные занятия, которые не только заинтересуют ваших детей, но и освободят время для ваших дел.

Чем заняться с ребёнком 4 лет

Маленькие детки постоянно требуют внимания и просят поучаствовать в их играх. Маме становится непросто найти время на свои дела, и часто все сводится к банальному просмотру мультфильмов. Однако такое времяпрепровождение не способствует развитию творческого мышления, логики, моторики малышей, поэтому не стоит злоупотреблять «голубым экраном». Тем более, что дети очень быстро привыкают к телевизору, и отучить их бывает довольно сложно.
Если задуматься, существует огромное многообразие занятий для ребят от 4-х лет дома. Это могут быть ролевые игры (если детей несколько) или подвижные (если позволяет пространство). Можно увлечь малышей соревновательным моментом - кто быстрее нарисует, построит, слепит и т.д. Проявив фантазию, вскоре вы увидите, что ребята активно занимаются сами и больше не дергают вас от скуки.

Чем занять ребёнка в 4 года дома

Если вашему непоседе уже порядком наскучили все игрушки, отложите на время свои дела и предложите ему на выбор несколько занятий из нашего списка, как развлечь ребёнка четырёх лет дома:

  • Достаньте любимые книжки своего крохи и найдите аудиозаписи этих сказок в интернете. Ребёнок будет с интересом следить за развитием событий по книжке, а потом, возможно, разыграет действие с игрушками;
  • Снабдите малыша природными материалами для творчества, пластилином, красками, карандашами, бумагой. Пусть смастерит всё, что ему захочется, или придумайте задание - слепить зоопарк, украсить открытку для папы или создать картину;
  • Можно предложить ребёнку заняться раскрашиванием. Если покупные раскраски дома закончились, распечатайте шаблоны из интернета. Желательно учитывать интересы и предпочтения маленького человечка и выбрать картинку с его любимыми героями;
  • Возьмите несколько коробочек или банок, насыпьте в них разные вещи и попросите рассортировать их. Можно использовать пищевые продукты (горох, фасоль) и разные мелочи (пуговицы, скрепки, крышки от бутылок, камешки и пр.);
  • В дополнение к занятию выше можно из съедобных продуктов сварить обед для мамы и папы. Для придания пущей реалистичности и важности детским стараниям разрешите малышу воспользоваться настоящей посудой (той, что вам не жалко, или специальным детским набором);
  • Покажите, как нанизывать на толстую нить или веревку крупные бусины и другие подходящие предметы;
  • Игры с водой особенно пользуются популярностью у ребят - напустите в таз или ванную бумажных корабликов, бросьте резиновые игрушки и пластиковые мячики. Если добавить пену для ванн, эффект будет потрясающим;
  • Очень часто дети увлекаются совершенно непримечательными вещами - пластиковой бутылкой, скалкой, набором прищепок;
  • Попросите папу изготовить развивающую доску: прикрутите на нее разные замочки, шнуры, цепочки - словом, всё, на что хватит фантазии;
  • Достаньте несколько разных наборов конструктора и предложите детям комбинировать их;
  • Пазлы, пирамидки, кубики также отлично развлекут кроху;
  • В дверной проём повесьте верёвочные качели - уверяем вас, детская радость гарантирована;
  • Мыльные пузыри в дополнение к качелям создадут сказочную атмосферу;
  • Устройте танцы - дайте малышам задание разучить или придумать какой-нибудь танец, и пусть потом продемонстрируют вам результат;
  • Магниты на холодильник, особенно, в форме зверюшек, машинок или фруктов помогут занять ребёнка, пока вы на кухне;
  • Игра в доктора - ответственное дело! Расскажите малышу, что ваш кот/собака или любая игрушка заболела, и срочно надо ее вылечить;
  • Перебирание монеток по размеру не только разовьет мелкую моторику пальчиков, но и наведёт порядок в вашей копилке;
  • Для девочек будет интересно устроить модный показ - пусть маленькая модница наряжается и выхаживает, как по подиуму;
  • Устройте квест - нарисуйте карту или спрячьте по квартире записки с заданиями. В конце ребёнка должен ждать приз;

Можно заранее составить специальный календарь, в котором каждый день будет предусмотрено несколько заданий.
И это еще не предел! Фантазируйте, подключайте детей к созданию новых игр и развлечений, и очень скоро вы поймёте, что даже дома можно найти массу дел, чем заняться с ребёнком в 4 года.

Трёхлетний малыш активно развивается как физически, так и эмоционально и психически. Это уже относительно самостоятельный маленький человек, который имеет своё мнение, проявляет настойчивость и сообразительность, обладает индивидуальностью. Родителям уже не нужно находиться каждую секунду рядом и контролировать чадо, им лишь необходимо знать, чем занять ребёнка в 3 года дома, и создать подходящие для этого условия.

Особенности трёхлетнего возраста

В три года дети становятся всё более самостоятельными. Раньше им в любом деле требовалась помощь взрослого, сейчас же они пытаются сделать всё сами, и родителям не следует препятствовать. Чрезмерная опека приведёт к тому, что сын или дочь вырастет инфантильным, неуверенным в себе и окружающем мире. Поэтому взрослым рекомендуется поощрять стремление к самостоятельности и не подавлять ребёнка своим авторитетом. Кроме самостоятельности, трёхлетний возраст характеризуется следующими особенностями:

Игра остаётся основной деятельностью трёхлетнего малыша. В этом возрасте дети любят разыгрывать сценки, представляя себя тем или иным героем. И это не случайно, ведь у малыша развивается воображение, абстрактное мышление, и ему интересно почувствовать себя в разных ролях.

Совместные игры с ребёнком

Родители должны понимать, что игра для детей необходима, ведь в процессе они обучаются и моделируют события реальной жизни, самостоятельные же увлечения учат мыслить и справляться с возможными сложностями. Заняться с ребёнком 3 лет дома можно как подвижными, так и тихими играми.

Домашний театр

Обычно трёхлетки любят слушать сказки и разыгрывать по их мотивам целые спектакли, используя различные предметы или игрушки. Это увлечение можно поддержать и создать собственный . Для этого нужно подготовить персонажей. Это могут быть готовые игрушки из магазина или самостоятельно сшитые куклы. Можно сделать актёров совместно с малышом, вырезая фигурки из плотного картона и раскрашивая их. Неплохой вариант - пальчиковые куклы. Для этого достаточно сшить маленькие разноцветные фигурки, которые надеваются на палец.

Чтобы всё выглядело, как в настоящем театре, необходимо сделать занавес, используя штору или покрывало. В качестве сюжета выбирается любимая сказка или самостоятельно придуманная история. Для первых представлений рекомендуется выбирать сказки , в которых присутствуют не более трёх персонажей (так ребёнку будет легче и интересней, ведь он не запутается в сюжете). Подготовленный спектакль показывают старшим братьям и сёстрам, папе, иным родственникам.

Модный показ

Занимательная игра для девочек. Маме следует подготовить множество разной одежды. Не нужно использовать дорогие вещи, вполне подойдут юбки, платья, шляпки, которые уже не нужны маме или старшим детям. В качестве накидки можно использовать старые тюлевые занавески или куски органзы. Главное, чтобы вещей было побольше. Пусть маленькая модница сама выбирает из общей кучи то, что ей нравится, примеряет, меняет наряды, любуется на себя в зеркало. Это занятие может настолько увлечь девочку, что она захочет сама создать уникальный наряд. Здесь маме нужно приглядывать, чтобы в руки малышки не попали ножницы.

Различные роли

Дети с удовольствием подражают взрослым. Бывает достаточно предложить ролевую игру, которая больше всего нравится, и дети будут очень довольны. Возможно, мальчик захочет изобразить строителя, водителя, полицейского, космонавта и т. д. Девочки зачастую хотят побыть доктором, продавцом, мамой или дочкой, воспитателем, принцессой. Но здесь всё индивидуально, и родителям следует ориентироваться на предпочтения малыша. Распределив роли, можно моделировать различные ситуации, и это будет не только развлечением, но и весёлой учёбой, ведь малыш сам решает, как поступить и что сказать в том или ином случае.

Мамины помощники

Иногда молодые мамы задаются вопросом, во что поиграть с ребёнком 3 лет так, чтобы и кроха был под присмотром, и работу по дому успеть выполнить. Ответ прост - нужно через игру увлечь его домашними делами , ведь дети так любят помогать.

Например, если началась уборка, сыну или дочке можно дать тряпочку и предложить вместе с мамочкой протереть полку. Пока малыш будет усердно её тереть, мама успеет вымыть весь шкаф. Во время стирки развести в отдельном тазике немного тёплой воды с натуральным мылом и позволить малышу поплескаться в нём ручками, запустить кораблик и даже «постирать» носовой платочек или салфетку. При стряпне дать комок теста - пусть ребёнок лепит из него что-нибудь по своему желанию, запечь детское произведение можно вместе с основной выпечкой.

Главное - чтобы все дела делались в хорошем настроении, легко и весело. Можно устраивать небольшие состязания, например, кто быстрее соберёт игрушки или унесёт маечки в стиральную машину. Конечно, необходимо почаще хвалить малыша. Такие занятия понемногу приучат его к домашней работе, которую он не будет воспринимать в будущем как тяжёлую повинность.

Весёлая дискотека

Детская дискотека - отличное занятие. И девочкам, и мальчикам нравится танцевать и прыгать под весёлую ритмичную музыку. Если же к ним присоединятся родители, братья и сёстры, будет в несколько раз интереснее. Можно пригласить в гости соседских ребятишек и устроить конкурс танцев, где судьями будут родители, а небольшие призы получит каждый участник. Хорошо, если есть специальные детские микрофоны, в которых уже записаны известные песенки. Слушая и повторяя их, дети развивают память. Кроме того, с такими микрофонами можно устроить настоящее караоке прямо дома.

Тихие занятия

Весёлые подвижные игры нужно чередовать с тихими. Это поможет малышу успокоиться, приучит его к усидчивости. Наиболее популярные спокойные занятия:

Конечно, это не весь перечень того, чем можно занять трёхлетнего ребёнка дома. Ориентируясь на его интересы, можно предложить аппликации из бумаги или кусочков ткани, совместные поделки из природных материалов, изготовление новогодних игрушек из цветного картона, обклеивание небольших предметов самоклеющейся плёнкой, прослушивание детских книг с голосами животных и т. д.

Самостоятельные занятия для детей

К трём годам ребёнок зачастую выражает желание играть самостоятельно. Это очень важно, ведь навыки самостоятельных игр помогут в будущем не только малышу, но и родителям, которые смогут в это время заняться домашними делами. Основная задача взрослых - убедиться, что ребёнку интересно, и он знает, как играть. Например, можно приобрести простую мозаику и показать сыну или дочери начало выкладывания, заинтересовать малыша и попросить продолжить выкладку самостоятельно.

Кроме мозаики, дети любят складывать пазлы и картины из кубиков, собирать фигуры из конструктора и т. п. (для трёхлеток следует приобретать варианты с мягкими и крупными деталями). Такие занятия научат детей принимать решения, рассуждать и аналитически мыслить, разовьют усидчивость и внимательность. Важно, чтобы ребёнок знал, что, если ему понадобится помощь, мама или папа рядом.

Когда крохе исполняется 3 года, вопрос, чем занять ребенка дома, становится вопиющим. Ему не доставляют удовольствие погремушки и постоянные просмотры мультфильмов. В этот период любимому чаду хочется подражать взрослым и познавать мир. Если на улице непогода, можно малыша вовлечь в домашние игры. Главное не столько специальные игровые наборы, купленные впрок, сколько техника безопасности и фантазия. Дома можно найти все, что свободно заменит дорогие игрушки.

Родителям на заметку

Когда возраст любимого ребенка перешел порог 3-х лет, он уже полностью считает себя самостоятельным. Такой уж это возрастной кризис. Но индивидуально он может начинаться сразу после 2,5 лет. Главные особенности этого периода, которые стоит учесть родителям при выборе игр дома:

  • Для ребенка важно научиться характерным занятиям этого самостоятельного этапа: кататься на велосипеде (не двухколесном, естественно), на качелях, карабкаться по турникам-паукам и висеть на шведской стенке.

Главное! Посещение парка или занятия дома, в спортивном уголке, как и любые детские игры, купание и приемы пищи считаются самыми травмоопасными. Ребенка малых лет без внимания взрослого нельзя оставлять ни на минуту. Не стоит воспринимать его категоричные жесты и слова «Я сам!» буквально.

  • Развивать моторику (перебирать бусы, обрисовывать монеты, вешать прищепки, продевать шнурки).
  • Общаться со сверстниками - хотя бы делиться игрушками, а также «помогать» родителям. В обязанности ребенка 3 - 4 лет не нужно включать приготовление обеда или генеральную уборку дома. Но поддержать его стремление мыть овощи к ужину или дать в руки веник - значит, уже занять малыша. Ему это будет интересно.
  • Развитие музыкальных способностей: петь под аудиозаписи из интернета или мобильного телефона, изучать простые инструменты - игры на ложках, металлофоне, барабане.

В список обязательных ежедневных радостей можно включить купание с лейками, разными по размеру стаканчиками, пластиковыми бутылками.

Подготовиться заранее

Для ребенка 3 - 4 лет можно заранее подобрать, купить или заказать у друзей всегда «выручающие» подарки, которые не только развлекут, но и поспособствуют его развитию.

  • Особое внимание - детской литературе.

Для детей в 3 года, которые уже понимают до 1500 - 2000 слов, будет интересной добрая сказка с крупными буквами и яркими, но не броскими картинками.

  • «Учим социальные роли». Малышам в 3 года хочется подражать маме-домохозяйке и папе-врачу. Куклы с легкой руки дочери быстро ложатся спать в тихий час, а потом примеряют мамины украшения и учатся наносить макияж дорогой французской косметикой. Сын может заинтересоваться рожковыми ключами и саморезами.

Главное! Лучше родителям самим отдать ребенку безопасные, невредимые и ненужные вещи из своего пользования.

  • Рукоделие. Лепка их соленого теста (на стакан воды берут по полстакана муки и соли) с добавлением акварели - самый бюджетный и относительно безопасный материал для занятий.

Подойдут рисование ладошками на бумаге или остатках обоев. Можно испачканными в красках пальчиками рисовать по всему, чего не жаль маме - украсить пластиковую бутылку и сделать из нее небольшую вазу, вылепить из пластилина портрет папы или нарисовать открытку на предстоящий праздник для бабушки. Поверх увлажненного детским кремом лица всегда интересно смотрится нарисованная акварелью маска животного (грим).

  • Первые головоломки. Крупные паззлы уже можно использовать для занятия ребенка чем-то познавательно-развлекательным.

В качестве доступного варианта родители изготавливают раскраски или такие паззлы самостоятельно. Можно распечатать, сделать ксерокопию любимого сюжета крохи на более плотной бумаге - и работа на полчаса маленькому почемучке гарантирована.

  • Спортивный инвентарь. Крупные резиновые мячи, кегли, маленькое баскетбольное кольцо и дартс с метательными шарами на липучке помогут интересно провести время в домашних условиях даже взрослым.
  • Музыкальные инструменты и игрушки - деревянные ложки, бубны, дудки и барабан - смогут развить чувства ритма. Металлофон - идеальная игрушка: батареек не требует, развивает слух и не громкий.

Подойдут музыкальные игрушки, в которых нажатие кнопок приводит к появлению разных звуков, мелодий, названию букв и цифр.

Среди развивающих и занимательных игр для малыша, которому 3 года, выбор более широкий, чем для младших детей. Уже можно приобретать складные игрушки, с более мелкими кнопками, на дистанционном управлении. Но без присмотра с этими забавами кроху оставлять нельзя. Некоторые родители хотят купить толокар своему чаду. Безусловно это станет одним из лучших подарков для вашего ребенка.

Домашний сундучок

Дети в 3 года обладают уникальной особенностью - они в привычных вещах видят то, что не доступно взрослым в силу их стереотипности мышления. Проще говоря, обычные предметы домашнего обихода становятся самыми интересными игрушками.

Впрок можно заготовить небольшую коробку (а совместно с крохой - разукрасить ее, обклеить). Пусть в ней найдется место для крупных пуговиц, необычных крышек, старых брошей, магнитиков на холодильник и прочих «сокровищ». Главное, чтобы они не были малышом съедены, засунуты в нос или рот, поэтому о безопасности нужно помнить в первую очередь.

Но и из обычных предметов, которые находятся в каждом доме, можно собрать достойную базу для игрового процесса.

  • Спортивные игры «своими руками». Можно провести футбольный матч надувным обычным шаром, падающим замедленно. Это повеселит игрока, которому не больше 3 - 4 лет. Пластиковые бутылки в виде расставленных кеглей и маленький мяч в «роли» выбивного шара смогут составить достойную конкуренцию боулингу.
  • Игра в машинки будет веселее, если сделать из коробок гараж, а игра в куклы станет более продуктивной, если маленького пупса весь день носить за собой, кормить, укладывать и переодевать.

Для родителей, планирующих второго ребенка, такая забава поможет подготовить малыша к возможному пополнению в семье.

  • Рвать бумажечки и складывать в шкатулку, считать монеты и играть в магазин, перебирать старую одежду, пуговицы, а также цеплять прищепки и делать «ежика», «солнце» или «бабочку» - тоже может пригодиться.

Сделать игру можно со всего, даже вдевая шнурки или пытаясь найти вторую перчатку. Важно разговаривать с малышом. Для игр подойдет все, что угодно или (вариант для особо уставших родителей) можно понаблюдать за крохой. После 2,5 - 3 лет дети сами проявляют интерес к чему-то увлекательному для них. Можно просто пойти на поводу и дать им посмотреть мамину пудру или папин набор для рисования. Родителям будет не менее интересно.

В 3 года ребенок начинает активно контактировать с окружающими. Тем не менее, родители продолжают оставаться его основным примером, ориентиром. И именно на них возложена ответственность за организацию досуга, грамотное развитие личности.

Что должен уметь трехлетний малыш

Трехлетний возраст знаменуется резким скачком сообразительности чада, который уже с легкостью:

  • различает левую и правую стороны;
  • знает несколько простеньких стишков;
  • верно употребляет местоимения;
  • собирает предметы в группы;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • складывает картинки из крупных пазлов;
  • умеет найти нужную игрушку;
  • объясняет сходство, различие между предметами;
  • рисует, лепит без посторонней помощи.

Важно уже в 3 года приучить к навыкам гигиены : расчесыванию, мытью рук, чистке зубов, использованию платочка. Ничего страшного, если вы не разрешаете чистить зубы с помощью пасты, самостоятельно пользоваться расческой. Полезно привить саму привычку по утрам и вечерам следить за полостью рта, прической, телом, одеждой.

А ещё он должен быть приучен к аккуратности : умению складывать вещи, своевременно переодеваться, если одежда испачкана. Так как дети проводят много времени на полу, задача родителей - следить за идеальной чистотой помещения, своевременным проветриванием.

Приблизительный план на день: чем заняться с ребенком 3 лет дома

Главное - распределить режим бодрствования и отдыха рационально. Четкий распорядок дня - это гарантия хорошего самочувствия, эмоциональной стабильности, поддержания здоровой физической формы. Чем раньше малыш привыкнет к режиму, тем проще ему будет адаптироваться в социуме. Для непосед, посещающих детский сад, точный распорядок дня - это норма. Аналогичный режим должен распространяться и на тех, кто остается дома.

  1. Подъем нужно осуществлять в одно и то же время. Отклоняться в ту или иную сторону не рекомендуется. Постоянство упростит не только само пробуждение, но и вечерний отход ко сну. В выходной день можно позволить крохе поваляться в постели чуточку дольше обычного, но и залеживаться ему до обеда тоже нельзя разрешать, чтобы не выбить из привычной колеи.
  2. Гигиенические процедуры. Здесь важнее выработать привычку умываться, при этом не обязательно следить, чтобы кроха все сделал, как положено.
  3. Организация питания по часам. В минуты перекуса нельзя предлагать мучное, сладкое. Лучше дать стакан свежего сока, фрукты, ягоды.
  4. Обязательным пунктом должны стать ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду . Препятствием может стать только ливень, стихийный ветер. Дождь, мороз не должны пугать ни родителей, ни детей. Главным условием при этом выступает качественная одежда и обувь.
  5. Дневной сон - еще один обязательный момент, который способен сохранить детскую психику и физическую работоспособность в хорошей форме.
  6. Игры, развлечения, самостоятельное времяпровождение.

Грамотные родители не упустят времени и позволят ребенку, не посещающему детское учреждение, развиваться разнопланово.

Чем занять 3-летнего ребенка дома

К 3 годам непоседа запросто может организовать свое игровое время. Родителям нельзя поддаваться искушению оставить его наедине с собой, чтобы заняться своими делами. Важнее общения, развивающих игр в его возрасте ничего быть не может. Кроме того, нельзя отмахиваться от рассказов, умозаключений, уставать отвечать на вопросы, иначе его любознательность может резко иссякнуть.

Физические упражнения, игры на воздухе

«Выпустить пар», поиграть в мяч, догонялки, позволить покататься на велосипеде - важная составляющая физического развития. Подвижные игры формируют координацию движений, укрепляют мышцы, учат непоседу падать, группироваться.

Головоломки, развивающие игрушки

Конструкторы, пазлы, мозаики, калейдоскопы, кубики должны быть в арсенале игр любого ребенка. Развитие мышления, мелкой моторики не должно останавливаться ни при каких условиях.

Поделки, рисование, лепка, ролевые игры

Развитие пространственного, творческого мышления, фантазии не менее важны для трехлетнего чада. Родители обязаны позаботиться о наличии наборов «юного парикмахера», «врача», «таксиста», побыть в роли клиентов, пациентов, обеспечить место и принадлежности для рисования, лепки, аппликаций.

Кроме того, творческие задания могут увлечь малыша на некоторое время и предоставить маме свободные минуты для личных дел. При этом надо всегда быть начеку - вовремя подсказать, «дорисовать», «вылепить», отрезать, если что-то не получается.

Помощь по дому

На то, чтобы проделать совместно домашнюю работу, требуется ворох терпения и выдержки. разрешайте детям участвовать в процессе уборки, приготовления пищи, при сортировке чистого белья. Это не только позволит занять делом, но еще и приучит к аккуратности.

Например, складывая светлое белье в стиральную машину, попросите кроху принести кукольное платье белого цвета. Малыш при этом закрепит знание цветов, озадачится и найдет среди игрушек нужную вещь, переоденет куклу, отвлечется на время и предоставит вам свободное время. Разбирая вещи после стирки, крохе тоже можно дать ответственное задание - сложить отдельно свои носочки, разобрать их по парам.

Чтение книг, просмотр мультфильмов

Не отмахивайтесь от ребенка, который просит почитать книжку. Не забывайте каждый раз после прочтения, обязательно обсудить сюжет сказки, рассказа, мультфильма. Этим вы не только развиваете словарный запас, но и учите думать, развиваете память.

Думаю, будет лишним напомнить о том, что в возрасте трех лет вредно смотреть телевизор долгое время . Об этом не устают твердить известные медики, педагоги. Старайтесь ограничивать время пребывания всего одной серией мультфильма.

Важно увидеть в возрасте 3-4 лет, к чему тянется ребенок, что у него получается лучше всего, всячески поощрять такие упражнения. Если выявятся особые склонности, таланты - родителям следует проявить инициативу и начать водить его на индивидуальные курсы иностранных языков, танцы, плавание, рисование, занятия музыкой.



Публикации по теме