Любить иных - тяжелый крест. Любить иных - тяжёлый крест И красоты твоей секрет разгадке жизни равносилен

В 1921 году Бунин записал: Печаль пространства, времени, формы преследует меня всю жизнь. И всю жизнь, сознательно и бессознательно, то и дело преодолеваю их. Но на радость ли? И да - и нет. Я жажду и живу не только своим настоящим, но и своей прошлой жизнью и тысячами чужих жизней, современный мне, и прошлым всей истории всего человечества со всеми странами его. Я непрестанно жажду приобретать чужое и претворять его в себе.

Роман «Жизнь Арсеньева» - совершенно новый тип бунинской прозы. Он воспринимается необыкновенно легко, органично, поскольку постоянно будит ассоциации с нашими переживаниями. Вместе с тем художник ведет нас по такому пути, к таким проявлениям личности, о которых человек часто не задумывается: они как бы остаются в подсознании. Причем по мере работы над текстом романа Бунин убирает «ключ» к разгадке своего главного поиска, о котором вначале говорит открыто. Потому поучительно обратиться к ранним редакциям, заготовкам к роману.

Если говорить о пессимизме Бунина, то он иного происхождения, чем пессимистические проповеди Сологуба, Мережковского и прочих декадентов. Совершенно произвольно интерпретирует Батюшков цитируемые Буниным следующие слова Леконта де Лиля: «Я завидую тебе в твоем спокойном и мрачном гробу, завидую тому, чтобы освободиться от жизни и избавиться от стыда мыслить и ужаса быть человеком».

Все люди и все события твоей жизни пришли в нее потому, что ты их притянул. Теперь тебе надо выбрать, как с ними поступить.

Как только ты полностью сосредоточишь силу и энергию разума на том, что ты любишь, достаток наполнит твою жизнь и все желания исполнятся легко и просто.

Если оставаться на месте и не двигаться вперед - все тускнеет и теряет смысл. Как в работе, как в отношениях, так и в жизни.

Когда будет совсем плохо и захочется уйти из жизни, уходи… Только не из своей. В твоей будет ещё много счастливых моментов… Уходи из жизни тех людей, с которыми тебе плохо.

Так как истин великих твой ум не постиг -
Волноваться смешно из-за мелких интриг.
Так как Бог в небесах неизменно велик -
Будь спокоен и весел, цени этот миг.

Страх - твой лучший друг и твой злейший враг. Это как огонь. Ты контролируешь огонь - и ты можешь готовить на нём. Ты теряешь над ним контроль - и он спалит всё вокруг и убьет тебя.

Если с утра ты обнимаешь не подушку,
И снов приятных на ночь есть кому желать.
И кофе две с утра завариваешь кружки -
Ты в жизни всё нашёл, осталось удержать!!!

Однажды ты станешь кому-то нужен как воздух, и кто-то станет как воздух нужен тебе.

Любовь - стимул к жизни, её смысл, её содержание. Без любви теряешь вкус жизни, вкус желаний, вкус страсти. Любить - и сложно, и легко, и горько, и сладко. Но так необходимо!

Понимаешь, мы ведь ссоримся все время. Мы не можем быть вместе, да?
- А ты любишь вишню?
- Да.
- А ты выплевываешь косточки, когда ее ешь?
- Ну да.
- Так и в жизни. Учись выплевывать косточки, и одновременно любить вишню!

Сочинение

Борис Леонидович Пастернак является замечательным поэтом и прозаиком 20 века. Его можно в полной мере назвать писателем-эстетом, тонко и глубоко чувствующим прекрасное. Он всегда являлся ценителем красоты естественной и первозданной, что, безусловно, отразилось на его творчестве. И, как яркий пример всего выше сказанного, особенное внимание хотелось бы обратить на такое стихотворение Пастернака, как «Любить иных — тяжелый крест…».

Первое, что бросается в глаза в этом произведении, — простота и легкость слога. Оно очень короткое, состоит всего лишь из трех четверостиший. Но в этой краткости заключается одно из его величайших достоинств. Тем самым каждое слово как бы больше ценится, обладает большим весом и смыслом. Анализируя авторскую речь, нельзя не обратить внимания на удивительную естественность языка, простоту и даже некоторую разговорность. Литературно-языковая планка снижена до практически повседневной речи, взять хотя бы такую фразу, как «Все это — не большая хитрость». Хотя встречается и книжный стиль, например начальная фраза произведения «Любить иных — тяжелый крест». И тут же хотелось бы отметить, что этот фразеологический оборот содержит в себе отчетливую аллюзию на библейские мотивы, которые так часты в произведениях Бориса Пастернака.

Как же определить тему этого стихотворения? Казалось бы, произведение — это обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных — тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Возникает вопрос — в чем же секрет прелести его возлюбленной? И тут же писатель дает нам ответ: ее красота таится в ее естественности, простоте («А ты прекрасна без извилин»). Следующее же четверостишие выводит нас на более глубокий смысловой уровень произведения, на размышления о сущности, природе прекрасного в целом.

Что же такое красота по Пастернаку? Это красота естественная, без искусственности, без напыщенности и изысков. В этом стихотворении мы вновь сталкиваемся с так называемой «теорией простоты» поэта, простоты, которая представляет собой основу жизни, всего сущего. И красота женская не должна противоречить, но органично вписываться в общую огромную и глобальную картину красоты вселенской, которой в равной степени обладают все создания божьи. Красота есть единственная и главная истина в мире поэта:

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Особо символична последняя строчка этого четверостишия. Как глубоко метафорично выражение «бескорыстный воздух»! Вдумываясь в него, понимаешь, что природа на самом деле бескорыстна, она одаривает нас возможностью дышать и, соответственно, жить, не прося ничего взамен. Так и красота, по Пастернаку, должна быть бескорыстна, как воздух, это нечто, что принадлежит всем в равной мере.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира — мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Попасть в него, казалось бы, легко:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь,

Все это — не большая хитрость.

Ключом к этому новой и прекрасной жизни является красота, но все ли способны увидеть в простом и безыскусном истинную красоту?.. Каждому ли из нас под силу «проснуться и прозреть»…

Следует заметить особенности авторского представления лирического героя и лирической героини этого стихотворения. Они как бы остаются за кадром, они неясны и расплывчаты. И каждый из нас невольно может представить на месте героев себя и своих возлюбленных. Таким образом, стихотворение становится личностно значимым.

Обращаясь к композиции стихотворения, можно отметить, что автор выбрал достаточно легкий для восприятия размер (четырехстопный ямб), что лишний раз подтверждает его намерение подчеркнуть простоту и незамысловатость формы, которая отступает перед содержанием. Это же доказывается тем, что произведение не перегружено искусственно созданными тропами. Его прелесть и очарование в его естественности. Хотя нельзя не заметить присутствия аллитерации. «Шорох снов», «шелест новостей и истин» — в этих словах частое повторение шипящих и свистящих звуков создает атмосферу покоя, тишины, умиротворенности и загадки. Ведь о главном можно говорить только так, как это делает Пастернак — негромко, шепотом… Ведь это тайна.

Заканчивая свое размышление, невольно хочется перефразировать самого автора: читать иные стихотворения — тяжелый крест, а это действительно — «прекрасно без извилин».

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.

Анализ стихотворения «Любить иных — тяжелый крест» Пастернака

В творчестве Б. Пастернака всегда отражались его личные чувства и переживания. Немало произведений он посвятил своим любовным отношениям. Одним из них является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест». Пастернак был женат на Е. Лурье, но его брак нельзя было назвать счастливым. Жена поэта была художницей и хотела посвятить искусству всю свою жизнь. Она практически не занималась домашним хозяйством, взвалив его на плечи мужа. В 1929 г. Пастернак познакомился с женой своего друга – З. Нейгауз. Он увидел в этой женщине идеальный образец хозяйки семейного очага. Буквально сразу же после знакомства поэт посвятил ей стихотворение.

Автор сравнивает свою любовь к жене с несением «тяжелого креста». Занятия творчеством когда-то сблизили их, но оказалось, что для семейной жизни этого недостаточно. Е. Лурье ради написания новой картины пренебрегала своими прямыми женскими обязанностями. Пастернаку приходилось самому готовить и стирать. Он понял, что двум одаренным людям вряд ли удастся создать обычную уютную семью.

Автор противопоставляет жене свою новую знакомую, причем сразу же указывает на ее главное преимущество – «ты прекрасна без извилин». Он намекает, что Е. Лурье хорошо образована, с ней можно на равных поговорить о самых сложных философских темах. Но «ученые» разговоры не принесут счастья в семейной жизни. З. Нейгауз почти сразу же призналась поэту, что ничего не понимает в его стихотворениях. Пастернак был умилен этой простотой и доверчивостью. Он понял, что женщину нужно ценить вовсе не за наличие большого ума и образованности. Любовь – это великая тайна, которая не может быть основана на законах рассудка.

Поэт видит секрет обаяния З. Нейгауз в простоте и бескорыстии ее жизни. Только такая женщина способна создать спокойную семейную атмосферу и принести счастье своему мужу. Пастернак готов спуститься с заоблачных творческих высот ради нее. Он действительно пообещал З. Нейгауз, что расстанется с туманными и неясными символами и станет писать стихотворения простым и доступным языком («словесный сор… вытрясть»). Ведь это – «не большая хитрость», но наградой за нее станет долгожданное семейное счастье.

Пастернак смог отбить жену у своего друга. В дальнейшем супруги все равно испытывали семейные неурядицы, но З. Нейгауз очень сильно повлияла на поэта и на его творчество.

В жизни Пастернака было три женщины, которые смогли покорить его сердце. Двум из возлюбленных посвящено стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучается оно в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Любить иных - тяжелый крест» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано осенью 1931 г., спустя два года после знакомства с Зинаидой Нейгауз.

Тема стихотворения – любовь; качества женщины, заслуживающие любви.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Он лаконичный, но, тем не менее, делится на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написан четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «любить иных тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть».

Эпитеты «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость» .

Сравнение «твой смысл, как воздух».

История создания

Историю создания стихотворения следует искать в биографии Пастернака. Первой женой поэта стала Евгения Лурье. Женщина была художницей, поэтому не любила и не хотела заниматься бытом. Борису Леонидовичу пришлось самому заниматься домашними делами. Ради любимой жены он научился готовить, стирать, но надолго его не хватило.

В 1929 г. поэт познакомился с Зинаидой Нейгауз, женой его друга-пианиста Генриха Нейгауз. Скромная, миловидная женщина сразу понравилась Пастернаку. Как-то он прочитал ей свои стихи, вместо похвалы или критики Зинаида сказала, что ничего не поняла из прочитанного. Автору понравилась эта искренность и простота. Он пообещал писать понятнее. Любовные отношения между Пастернаком и Нейгауз развивались, она ушла от своего супруга и стала новой музой поэта. В 1931 г. появилось анализируемое стихотворение.

Тема

В стихотворении развивается популярная в литературе тема любви. На строки произведения накладывают отпечаток жизненные обстоятельства поэта, поэтому читать стихи нужно в контексте биографии Пастернака. Лирический герой произведения полностью сливается с автором.

В первой строке Пастернак намекает на отношения с Евгенией Лурье, любить которую действительно было непросто, так как женщина была вспыльчива и своенравна. Далее лирический герой обращается к возлюбленной. Ее преимуществом он считает «отсутствие извилин», то есть не слишком высокий интеллект. Поэт считает, что именно это придает женщине прелести. Такая представительница слабого пола более женственная, может быть прекрасной хозяйкой.

Автор считает, что возлюбленная живет не столько умом, сколько чувствами, поэтому она умеет слышать сны, новости и истины. Она такая же естественная, как воздух. В последней строфе поэт признается, что рядом с такой женщиной легко меняться и ему. Он понял, что очень легко «словесный сор из сердца вытрясть» и не допускать, нового засорения.

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога-обращения к любимой. Его можно разделить на смысловые части: попытка героя разгадать тайну особой красоты возлюбленной, краткие раздумья над умением жить без «сора» в сердце. Формально произведение состоит из трех катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, так как автор раздумывает над вечной проблемой, в первой строке чувствуется грусть, видимо от того, что он на себе почувствовал этот «тяжелый крест» . В произведении есть также признаки послания. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Автор использует перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы и создания образа идеальной женщины Пастернак использует художественные средства. Главную роль играет метафора : « любить иных тяжелый крест», «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен», «шорох снов», «шелест новостей и истин», «словесный сор из сердца вытрясть» . Гораздо меньше в тексте эпитетов : «ты прекрасна», «смысл… бескорыстен», «не большая хитрость» . Сравнение всего одно: «твой смысл, как воздух» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 9.



Публикации по теме