Моего ребенка обижают в саду. Что делать если ребенка обижают в садике

Что делать, если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице? Психолог и юрист расскажут о способах выхода из сложной ситуации, а также о причинах этого явления. Данные рекомендации рассчитаны на ребёнка любого возраста, а также на различные обстоятельства детской жизни. Вам лишь нужно адаптировать эти советы под свою ситуацию.

Один маленький совет тем родителям, которые пытаются решить эту проблему в данный момент: прочитайте всю статью целиком. Мало просто оградить ребёнка от нападок хулиганов. Родителям очень важно понять суть, причину проблемы. И, по возможности, её устранить. Иначе, не исключено, что ребёнок всю жизнь будет страдать от нападок других людей.

Некоторые дети сами стремятся к общению со сверстниками, с радостью идут в школу, в детский сад, а у других уже одна эта мысль вызывает тревогу. И здесь родители должны насторожиться. Но обычно взрослых волнует процесс обучения ребёнка, а не процесс его общения с другими детьми. Приходя в детский сад, мама обычно спрашивает, как ребёнок спал или ел. В школьные годы родителей беспокоит уже другой вопрос: как их ребёнок учится?

Но почти никто и никогда не интересуется, как их ребёнок общается, с кем дружит. И только когда уже проблема назревает, родители начинают беспокоиться о том, почему их ребёнка обижают другие дети, и почему с ним никто не дружит.

К сожалению, даже выяснив правду, некоторые родители продолжают бездействовать. Почему так происходит?

Во-первых, есть родители, которые ничего не предпринимают из принципа. Они считают, что ребёнок должен найти общий язык с другими детьми сам, без чьего-либо вмешательства.

Во-вторых, многие родители просто не знают, как поступить в такой ситуации, боятся навредить ребёнку своими действиями.

В-третьих, некоторые просто не любят своих детей. Отсутствие любви к собственному ребёнку не зависит от социального статуса, благосостояния, пола или возраста его родителя. Это может быть вполне успешный человек, который внешне неплохо справляется с воспитанием ребёнка. Но делает это по необходимости, из чувства долга, а не любви. Его не затрагивают за живое детские проблемы и переживания.

Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию?

В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.

Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.

Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.

Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.

Как понять, что ребёнка обижают? Признаки

Нередко ребёнок, испытывающий трудности в общении с другими детьми, никому не рассказывает о своей тайне. Воспитателю в детском саду, конечно, проще распознать проблему, потому что дети постоянно находятся у него на виду. Учителю же сложнее уследить за своими подопечными, так как дети-обидчики часто выбирают такое время, когда взрослые их не видят (издеваются над жертвой во время перемен, после школы и т. д.).

Родители – именно те люди, которые обязаны заметить неладное, даже когда все другие взрослые упустили это из виду. Хорошо, когда у ребёнка с мамой, с папой или с другим родственником сложились доверительные отношения, тогда он сам может обратиться к ним за помощью и советом. А что делать, если ребёнок молчит? Как узнать о проблеме?

Вот несколько признаков, которые должны насторожить родителей:

  • жалобы ребёнка на поведение других детей по отношению к нему;
  • синяки, ссадины, ушибы;
  • пропавшие или испорченные вещи;
  • отсутствие желания идти в школу или в детский сад;
  • замкнутость;
  • сниженное настроение;
  • плаксивость;
  • сниженная самооценка;
  • отсутствие желания общаться с другими детьми;
  • повышенная тревожность;
  • кошмары по ночам;
  • истерики;
  • нервный тик;
  • заикание;
  • энурез и др.

Все признаки сугубо индивидуальны. Они необязательно должны быть все. Но наличие даже одного из них – это сигнал для родителей хотя бы просто поговорить с ребёнком «по душам». Ещё одна подсказка для взрослых: на психосоматическом уровне такой ребёнок может часто болеть.

Почему обижают именно моего ребёнка? Причины

К сожалению, от травли не застрахован ни один ребёнок. Существует достаточно много факторов, которые становятся причиной издевательств. Но в большинстве случаев можно выделить одну общую черту – ребёнок чем-то отличается от других детей.

Перечислим некоторые причины травли:

  • Заниженная самооценка. Это, пожалуй, самый главный фактор. Авторитет ребёнка среди сверстников складывается из его самооценки. Заниженная самооценка приводит к низкому авторитету среди сверстников. Ребёнок с низким авторитетом всегда будет жертвой в любом коллективе.
  • Особенности характера и поведения. Чаще других подвергаются травле замкнутые, тревожные, пугливые, застенчивые, неуверенные в себе, чувствительные, склонные к одиночеству и депрессии, чаще своих ровесников думающие о самоубийстве дети.
  • Особенности внешности. Если ребёнок рыжеволосый, полный или носит очки, у него гораздо больше шансов привлечь внимание обидчиков. Но даже идеальная внешность, отсутствие в ней каких-либо особенностей не являются гарантией того, что ребёнка не подвергнут травле.
  • Принадлежность к другой расе или национальности. Имея особенности внешности и поведения своего народа, такой ребёнок, безусловно, будет отличаться от основной массы детей.
  • Физические недостатки, проявления болезни. Например, хромота, нервные тики, большие родимые пятна и т. д.
  • Дефекты речи или её особенности. Заикание, плохое произношение звуков, иностранный акцент.
  • Уровень физической подготовки. Этот пункт больше относится к мальчикам. Если ребёнок слабее ровесников, неуклюжий, отстаёт по физкультуре, плохо играет в активные игры и т. д., он, несомненно, лёгкая добыча для обидчиков. Но даже мальчик-спортсмен может стать жертвой травли, ведь в школе всегда найдётся кто-то более сильный, например, старшеклассник или кучка хулиганов из школьной банды.
  • Успеваемость. Тут достаётся и двоечникам, и отличникам, так как они, хоть и по-разному, но отличаются от основной массы детей. Не любят ни тех, ни других.
  • Слабое здоровье. Из-за частых пропусков занятий ребёнок не имеет друзей, так как ни с кем не успевает выстроить близкие отношения.
  • Отсутствие друзей. Одному ребёнку нравится общаться со сверстниками, своё свободное время он предпочитает проводить с ними. Другому вполне комфортно наедине с самим собой, он не стремится к общению и развлекается в одиночку. У ребёнка-изгоя часто такого выбора нет, с ним не хотят дружить из-за его статуса. Дети-одиночки (и добровольные, и вынужденные) рискуют стать жертвой травли гораздо больше, чем те, кто проводит свой досуг в компании. Обидчику легче и безопаснее дёргать одиночку, зная, что за него никто не заступится. Задирать ребёнка, который в данный момент общается с другими детьми, опасно: можно навлечь на себя гнев сразу нескольких людей, которым обидчик помешал. Задирать ребёнка, у которого есть друг или даже своя компания, тоже глупо: не исключено, что обидчик настроит против себя всю компанию. Так что друзья и приятели ребёнка – это его маленькая армия.
  • Новый коллектив. Новичку не так-то просто завоевать авторитет среди сверстников, так как роли в устоявшемся коллективе обычно уже распределены (авторитетные «старички» не горят желанием пустить в свои ряды ещё одного конкурента). К тому же, у других детей уже выстроены дружеские отношения, а новичок пока один.
  • Необычные имя или фамилия ребёнка. Они также служат приманкой для обидчиков.
  • Низкий социальный статус семьи. Часто дети знают не только самого ребёнка, но и его семью. Ребёнок из бедной, многодетной или неблагополучной семьи, у которого родители трудятся на непрестижных работах или страдают алкоголизмом, менее привлекателен для сверстников и рискует стать жертвой травли. Дети богатых и влиятельных родителей гораздо популярнее среди сверстников, с ними хотят дружить, их опасаются задирать. Видимо, здесь играет роль не только ореол богатства и успешности, который окружает ребёнка, но и подсознательно предполагаемая мощная поддержка со стороны влиятельных родственников, которые при желании могут причинить обидчику большие неприятности. Таким образом, авторитет родителей или других родственников влияет на авторитет ребёнка (меняет его в лучшую или худшую сторону).
  • Одежда, аксессуары, игрушки. Если ребёнок выделяется среди других детей заношенной, дешёвой, некрасивой одеждой, отсутствием вещей, которые в данном коллективе есть практически у каждого (например, мобильный телефон, планшет и т. д.), то от этого может страдать и его статус (ребёнок выглядит как выходец из бедной семьи). Зато в глазах сверстников привлекательны те, кто обладают вещами (одеждой, игрушками, электроникой и т. д.), о которых другие дети пока только мечтают. Ведь хорошее общение со счастливым обладателем крутой вещицы даёт шанс, что удастся её поближе рассмотреть и даже испробовать её действие.
  • Неряшливость. К ней можно отнести несвежую одежду, дефекты на ней и на обуви (дырки, потёртости, заплатки, швы на месте дыр и т. д.), поношенные грязноватые вещи (портфель, пенал и т. д.), обросшую причёску, грязные ногти, кожу, уши, волосы, неприятный запах от одежды или тела. Также других детей могут оттолкнуть педикулёз и различные кожные заболевания.
  • Гиперопека родителей. Как можно стать самостоятельным, научиться чему-либо, если кто-то постоянно за тебя всё делает, жёстко контролирует каждый шаг? Гиперопека – это, безусловно, очень плохо, ведь в таких неблагоприятных условиях развивается характер ребёнка (гиперопека отражается на нём негативно). Родителям нужно срочно исправлять свою ошибку. Но даже если вы подозреваете себя в гиперопеке, ни в коем случае не демонстрируйте её при чужих детях. Какое у них сложится впечатление о вашем ребёнке, когда они увидят, как мама с ним носится? Несамостоятельный неумёха, ничего не может сделать сам, без мамы и шагу не ступит. Не исключено, что после такой демонстрации дети станут хуже относиться к вашему ребёнку.
  • Непрофессионализм педагогов. Для детей мнение значимых взрослых очень важно (значимыми взрослыми для ребёнка, к примеру, могут быть мама, папа, бабушка, дедушка, учитель, воспитатель и т. д.). И учитель, и воспитатель легко могут спровоцировать травлю ребёнка, если в присутствии других детей начнут негативно отзываться о нём или каким-либо другим образом демонстрировать своё неодобрение. Поэтому и слова, и действия в адрес детей должны быть предельно корректны.

Конечно, здесь перечислены не все причины травли. Давайте выясним, почему они приводят к серьёзной проблеме.

Авторитет ребёнка среди сверстников

У каждого человека в любом коллективе есть свой авторитет. У детей авторитет либо есть, либо его нет вовсе. Авторитет складывается из самооценки. Только всё дело в том, что в дошкольном и младшем школьном возрасте у ребёнка самооценка формируется путём зеркального отражения. То есть «как меня видят другие, так я сам вижу себя». Если ребёнка постоянно забивают и обижают другие дети, то такой ребёнок будет считать себя ничтожеством. Другое дело обстоит со старшим школьным и подростковым периодом. Здесь всё меняется, и самооценка приобретает внутриличностный характер. Теперь уже сам внутренний мир подростка определяет его самооценку, или «как я вижу себя, так меня видят другие». Ребёнок, которого постоянно забивали, также не будет считать себя нормальным, и самооценка будет низкая.

На авторитет ребёнка большое влияние оказывает отношение к нему значимых взрослых (учителей, воспитателей и т. д.). Если они относятся к ребёнку неуважительно, то, глядя на взрослых, и дети начнут поступать так же.

Авторитет ребёнка страдает и в том случае, если он подвергается нападкам со стороны другого ребёнка (детей). К сожалению, плохой пример заразителен. Подрыв авторитета в некоторых случаях приводит к тому, что к травле подключается практически весь детский коллектив.

Почему-то считается, что наиболее остро проблема жестокого обращения между сверстниками обстоит у мальчиков. Глядя на современные сюжеты ток-шоу, где девочки толпой забивают свою одноклассницу, можно сделать выводы о том, что в женском коллективе проблема стоит не менее остро. Агрессивность по своей природе не присуща женщине. Но всё больше и больше девочек становятся жертвами своих же подружек. Эта тенденция прослеживается уже чуть более 10 лет.

Психологи приходят к выводу, что именно современная агрессивная обстановка в мире провоцирует жестокое поведение у молодых девушек. А последствия такого поведения удручающие: жертва издевательств порой попадает в больницу, а обидчицы, по меньшей мере, в комиссию по делам несовершеннолетних, в крайних случаях — в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

Для прекращения травли необходимо выяснить и, в идеале, устранить истинную причину издевательств. Для этого специалист рекомендует действовать по следующему плану:

  • Поговорите с ребёнком по душам. Поинтересуйтесь, есть ли у него проблемы. Не спрашивайте про учёбу, оценки и т.п. В разговоре сделайте упор именно на чувства. Главное, показать, что вы его любите, что он может обратиться к вам за поддержкой и помощью в любой ситуации. Возможно, ребёнок сам назовёт вам причину издевательств над ним.

Зачастую корень всех проблем в том, что родители не имеют тесной эмоциональной связи с ребёнком. Проще говоря, родители не разговаривают со своими детьми об их чувствах, переживаниях, обо всём. В нашей стране главный упор делается на обучение ребёнка, а не на его психологическое развитие. Общайтесь со своими детьми, и вы всегда будете в курсе их проблем, а также причин того или иного поведения.

Все проблемы родом из семьи, и решать их необходимо именно там же. Если ребёнок будет уверен в том, что его любят, даже с сильным дефектом внешности он будет иметь хорошую самооценку и уверенность в себе. Также важную роль имеет процесс общения между членами семьи. Если ребёнка обижают дома, либо он видит насилие в семье, то это приведёт и к жестокому обращению в группе сверстников.

  • Поговорите с классным руководителем (воспитателем). Поинтересуйтесь, как ваш ребёнок ведёт себя, с кем дружит, с кем конфликтует. Это даст возможность увидеть его глазами других людей, поможет понять, почему ребёнка обижают другие дети. Возможно, он сам провоцирует конфликты, задирая своих сверстников.

Также не лишним будет узнать, чем увлекаются другие дети из его окружения. Если, к примеру, у всех девочек в группе есть куклы барби, а у вашей дочери её нет, она вполне может стать изгоем. Покупка данной куклы поможет дочке повысить её авторитет среди сверстниц, даст ей возможность играть с девочками, стать своей в сообществе владелиц модных кукл. Тот же принцип работает и с мальчиками, только игрушки у них другие. Детям-изгоям необходимо вливаться в коллектив, и популярные игрушки помогают им в этом.

Как еще можно повысить авторитет ребёнка в глазах других детей? В своей оценке дети, прежде всего, ориентируются на мнение значимых взрослых из их окружения. Поэтому учителя и воспитатели могут как повысить авторитет ребёнка в глазах окружающих, так и убить его полностью. Следовательно, и основная работа по повышению авторитета ребёнка-изгоя также ложится на плечи этих взрослых. Такому ребёнку нужно поручать (на виду у других детей) ответственные задания, с которыми он точно справится, а также хвалить его (опять же на виду у других воспитанников). Дети будут видеть, что значимый взрослый уважает и высоко ценит ребёнка и его способности, раз уж доверяет ему столь важные дела. Также успешное выполнение заданий будет повышать самооценку ребёнка. Это очень важно, ведь как уже говорилось ранее, авторитет складывается из самооценки.

  • Проанализируйте список причин травли. Если разговор с ребёнком и педагогом не прояснил ситуацию, постарайтесь найти истинную причину издевательств, проанализировав выше приведённый список причин травли. Выявленную причину травли необходимо устранить. Например, если ребёнок не ухожен, нужно привести внешность в порядок, если есть дефекты речи, необходимо обратиться к логопеду и т. д. К сожалению, устранить причину издевательств не всегда возможно. Нередко родителям не удаётся самостоятельно уладить конфликт ребёнка с другими детьми. В таком случае обратите внимание на следующий совет.
  • Обратитесь к психологу. Казалось бы, зачем, если всю информацию теперь можно найти в интернете? Но дело в том, что каждая ситуация уникальна. Иногда правильные ответы и решения лежат не на поверхности, доступны лишь тем, кто обладает знанием психологии. Специалист не только выявит истинные причины травли, но и подскажет, как действовать конкретно в вашей ситуации.

Если необходимо, психолог проведёт работу и с ребёнком: поможет ему поднять самооценку, научит правильно общаться со сверстниками, заводить друзей, расскажет, как действовать во время конфликта, и т. д. Повышение самооценки неизбежно приведёт и к повышению авторитета среди сверстников. Если не устранить внутриличностные причины травли вовремя, не исключено, что проблемы в общении с окружающими будут преследовать ребёнка всю его жизнь.

  • Если решили сменить школу (детский сад), хорошенько взвесьте своё решение. Когда у ребёнка возникают проблемы из-за низкого авторитета среди сверстников, выходом из ситуации кажется смена детского коллектива. Но это не всегда верное решение. Авторитет ребёнка понижен не просто так, на него негативно воздействует какой-то фактор (факторы). Какой именно – это и нужно выяснить родителям. Если ребёнок «заберёт» его с собой в новый коллектив, данный фактор (факторы) продолжат снижать его авторитет уже на новом месте, а значит он снова станет изгоем. Потому что ребёнок с низким авторитетом всегда будет становиться жертвой в любом коллективе.

Если ребёнка обижают в школе, в садике, на улице и т. д., и сам пострадавший, и его родители нередко ощущают себя один на один с бедой. Создаётся обманчивое впечатление, что это личная проблема жертвы травли и её семьи, и никто не обязан помогать им её решать. Но это не так. Потенциальных защитников у ребёнка достаточно много, просто нужно знать, к кому обратиться за помощью. Давайте вместе с юристом разберёмся, как действовать родителям, когда ребёнка обижают другие дети:

  1. По закону каждый ребёнок имеет право жить в безопасной среде, способствующей его росту и развитию. Унижения, оскорбления, побои и т. д. со стороны других людей (и взрослых, и детей) – это нарушение прав вашего ребёнка, а значит нарушение закона.
  2. Существует немало учреждений, которые обязаны обеспечить соблюдение прав каждого ребёнка. В первую очередь, это организации, занимающиеся воспитанием и обучением детей, то есть детские сады и школы. Также существуют учреждения, которые следят за тем, чтобы дети, права которых нарушены, были защищены, а нарушители их прав – наказаны. К примеру, это различные социально-реабилитационные центры для детей и подростков, комиссии по делам несовершеннолетних и т. д. Видите, как много у вас потенциальных защитников?
  3. Обращаясь за помощью, не начинайте с порога «качать права» и требовать. Именно просите о помощи, а не требуйте её. Не исключено, что сотрудник учреждения проникнется вашей ситуацией и искренне захочет помочь ребёнку. Но если вы успеете испортить с ним отношения, вам будут помогать исключительно по обязанности. Или найдут повод отказать в помощи. Сначала попробуйте добиться желаемого добром. А вот если откажут, тогда можно и потребовать.
  4. Не взваливайте решение проблемы на плечи своего ребёнка. Некоторые родители рассуждают так: «Пусть сам учится нормально общаться со сверстниками и разрешать конфликты с ними». Проблема слишком сложна (практически неразрешима) для ребёнка. Такие вещи должны контролировать взрослые. Хорошо, если это будут не только родители, но и психолог.
  5. Те родители, которые бездействуют из-за предрассудков типа «жаловаться нехорошо», кто боится прослыть скандалистом и доносчиком, оберегают своё спокойствие за счёт сильной душевной боли своих детей. Такие родители бездействием фактически помогают хулиганам изводить своего ребёнка. Забота родителя – защитить своего отпрыска от морального и физического насилия. Пересильте свои растерянность, страх и нежелание действовать. Если нужно обратиться к директору школы, значит обращайтесь к директору. Если необходима помощь полиции, значит обращайтесь в полицию. А если кому-то из окружающих это не нравится, то, скорей всего, благополучие вашего ребёнка их совершенно не волнует. Пусть думают, что хотят. Давайте правильно расставлять приоритеты.
  6. Разберитесь, что это за конфликт. Случайная ли это ссора или травля, насколько серьёзен причинённый вашему ребёнку вред. Действительно, в некоторых «лёгких» случаях родителям можно ничего не предпринимать. Например, если это случайная ссора, обычно обидчик и его жертва нормально общаются друг с другом и после ссоры, скорей всего, отношения наладятся, и вред причинён небольшой (к примеру, один обозвал другого). Но если ребёнка избили или он стал объектом для травли со стороны других детей, тогда родителям нужно срочно принимать меры.
  7. Не выясняйте отношения с обидчиком и его родителями сами. Лучше это сделать через посредников (воспитателя, классного руководителя и т. д.). Помните, вы не имеете права трогать чужого ребёнка! Иначе проблемы с законом будут уже у вас. Даже гневные слова, брошенные в адрес чужого отпрыска, могут иметь для вас неприятные последствия.
  8. Сообщите о проблеме тому взрослому, который непосредственно отвечает за благополучие вашего ребёнка. Если его обижают в детском саду, сообщите воспитателю. Если в школе – классному руководителю. Если в спортивной школе – тренеру. И так далее. Часто проблему удаётся решить уже на этом уровне.
  9. Если проблема не решена, напишите заявление на имя администрации учреждения (то есть на имя заведующей детским садом, директора школы и т. д.). В заявлении опишите ситуацию, попросите оградить вашего ребёнка от обидчиков и принять меры в отношении последних. Если вас будут отговаривать от подачи заявления, не ведитесь на эти уговоры. Заявление – это документ, письменное подтверждение того, что вы поставили администрацию учреждения в известность о конфликте. Есть заявление, значит должны быть приняты меры. Если заявления нет, всегда можно сказать, что меры не приняты, потому что родители не обращались.
  10. Если после этого ребёнка по-прежнему продолжают обижать, не верьте уверениям администрации детского учреждения, что они сделали всё возможное для разрешения конфликта. У них есть возможности урезонить хулиганов, но для этого придётся «вынести сор из избы». А этого делать не хочется («как бы чего не выплыло наружу»).
  11. Также на страже прав и интересов ребёнка стоят социально-реабилитационные центры для детей и подростков, центры помощи семье и детям. Обратившиеся в такой центр получают комплексную помощь. В первую очередь, с ними работает психолог. Он не только оказывает ребёнку психологическую помощь, но также выясняет скрытые причины конфликта с другими детьми и даёт рекомендации, как правильно из него выйти. С обидчиками и их родителями также проводится работа (по профилактике дальнейших правонарушений). Такие центры контактируют с детскими садами, школами, комиссиями по делам несовершеннолетних, так как иногда проблемы клиентов можно решить только совместными усилиями этих учреждений.
  12. Если ребёнка избили, нужно как можно скорее (желательно в этот же день) снять побои. Для этого необходимо обратиться в травмпункт, а при средней и высокой степени тяжести телесных повреждений незамедлительно вызвать скорую. Если адрес травмпункта вам неизвестен, позвоните в любую больницу (лучше в регистратуру или справочную), узнайте, где находится травмпункт (или другое учреждение, где можно снять побои). В травмпункте врач обследует ребёнка, окажет ему первую медицинскую помощь и выдаст справку. В ней, в числе прочего, будут перечислены все телесные повреждения и указано точное время обращения за медпомощью. Обязательно проверьте наличие в справке подписи врача и печати лечебного учреждения. Без них документ будет недействителен.
  13. Итак, если обращение в детское учреждение результата не принесло, или ребёнка обижают не на территории детского учреждения (например, на улице), идите в полицию и пишите заявление. Для него достаточно не только нескольких ссадин и синяков, но даже и одних угроз. Предъявите в полиции справку из травмпункта (если она есть). В заявлении нужно описать ситуацию и указать как можно больше информации о хулиганах (если она вам известна, конечно): их фамилии, из каких они классов или школ, где проживают и т. д. Сотрудники полиции поставят обидчиков на учёт, будут вести с ними профилактическую работу и периодически их контролировать. Возможно, хулиганов отправят в спецучреждение для несовершеннолетних правонарушителей. После вмешательства полиции проблема, как правило, исчезает.
  14. Если сотрудник полиции отговаривает вас от подачи заявления (ведь этим вы добавите ему работы), проявите настойчивость. Причём пусть вам поставят пометку о том, что заявление принято такого-то числа. Так оно не сможет «потеряться».
  15. Если в полиции не хотят брать заявление, обращайтесь в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов. В заявлении укажите, что сотрудник полиции такой-то отказался его принять. Можно отослать копию заявления в районное управление образования.
  16. Пока ваши действия не принесли результата, постарайтесь, насколько это возможно, оградить ребёнка от нападок хулиганов (например, встречайте его из школы).
  17. В таких сложных ситуациях большую пользу могут принести и современные технические устройства. Сейчас практически всем детям родители покупают мобильные телефоны. Есть модели, оборудованные тревожной кнопкой. Есть телефоны с функцией слежения за ребёнком. С помощью таких устройств можно и увидеть, где сейчас ваш ребёнок, и услышать происходящее вокруг него. Диктофон можно включать автоматически. Это очень удобно, так как есть возможность сделать запись угроз или оскорблений. А это уже доказательства, а не просто слова, которые, как говорится, «к делу не пришьёшь».
  18. К сожалению, иногда приходится переводить ребёнка в другое учебное заведение. Поэтому заранее разузнайте о школах, куда его можно будет перевести, если проблема так и не решится.

Ещё одна потенциальная угроза

Не найти такого человека, которого в детстве не обижали. Друзья, семья, взрослые, намерено или случайно. Психологи утверждают, что все негативные воспоминания детства откладывают свой отпечаток на дальнейшей судьбе человека. Поэтому важно понять, почему ребёнка обижают другие дети, и как ему помочь с этим справиться. Если игнорировать, то у родителей есть все шансы воспитать в ребёнке поведение жертвы. Такой человек всю жизнь будет вести себя как жертва независимо от пола. Человек с комплексом жертвы всегда будет находить себе неприятности.

Ситуация, когда малыш жалуется на обидчиков в детском саду, довольно широко распространена. Одни родители сразу бегут выяснять отношения с преследователем, его родителями, пишут заявление в прокуратуру, полицию, требуя возмездия. Другие стараются не прислушиваться к детским жалобам, считая, что ребенок все это придумывает, чтобы оправдать нежелание идти в дошкольное учреждение. И те и другие действуют не совсем правильно.

В этой статье мы расскажем о том, что нужно делать, если ребенка обижают в детском коллективе.


Первые действия

Для начала нужно выяснить размер «катастрофы»: не игнорируйте жалобы сыночка или дочки на некоего Васю или Колю, который дерется, отбирает игрушки, кусается или плюет вашему ребенку в суп. Расспросите карапуза как можно подробнее о том, кто этот Коля-Вася, обижает ли он и других детей или ограничивается только вашим чадом, как его фамилия, при каких обстоятельствах агрессор начинает переходить к действиям, как часто он ведет себя таким образом.

Не спешите делать выводы и говорить ребенку, что Вася-Коля - плохой мальчик. Нужно во всем трезво разобраться.


Когда карапуза обидели, и он сквозь слезы, всхлипывая, рассказывает об этом, вполне естественно желание родителей грудью броситься на защиту, наказать всех и вся. Но не торопитесь: от того, как вы поведете себя сейчас, зависит, сможет ли ваш ребенок научиться правильно реагировать на агрессоров и обидчиков, а их в его жизни будет еще немало.

Разберем, каким примерно должен быть алгоритм действий мамы (папы).

  • Говорим с воспитателем . Задаем ему те же вопросы, что до этого задавали собственному чаду, заодно отмечаем, во всем ли был правдив ваш малыш. В беседе с педагогическим работником важно выяснить, насколько Коля-Вася агрессивен по отношению к другим детям, есть ли объективные обстоятельства, которые могут объяснить его поведение, а также не провоцировал ли его ваш ребенок сам. Если воспитатель о конфликте ничего не знает, нужно попросить ее понаблюдать за отношениями вашего ребенка с конкретным «обидчиком», перенести разговор на пару дней. Если педагог в курсе случившегося, следует напомнить ему, что общение с родителями агрессора - задача именно его, воспитателя, настоять на такой беседе.


  • Не говорим с обидчиком, не ссоримся с его родителями . Очень часто разгневанные мамы и папы начинают ругать чужого ребенка или дожидаются прихода его родителей, устраивая выговор на повышенных тонах им. Помните, что родители Коли-Васи тоже будут защищать свое чадо. Чем агрессивнее вы будете на них наступать, тем активнее они будут обороняться. Конструктивного разговора не получится.

Говорить с родителями и их ребенком должен воспитатель, психолог детского учреждения, они могут даже рекомендовать родителям показать чадо специалистам по психокоррекции и коррекции поведения.


  • Поднимаем вопрос на родительском собрании и говорим с другими родителями, если беседа воспитателя не принесла желаемого результата. По коллективному обращению мам и пап за их подписями на имя заведующей есть возможность вывести из группы проблемного агрессивного воспитанника, который ни в какую не хочет вести себя уважительно по отношению к другим. Но отчислить малыша никто не имеет права. Если второй группы вашего возраста в садике нет, перевести «агрессора» будет законодательно невозможно.
  • Если ничего не помогло, обращаемся к заведующей с заявлением и просьбой составить обращение в Комиссию по делам несовершеннолетних. Родители обидчика, которые отказываются принимать меры к своему чаду, из-за которого страдают другие дети в группе, будут иметь дело с полицейскими и представителями отдела образования.


Как помочь своему малышу?

Описанный выше алгоритм - действия внешнего характера. Но понадобятся еще действия внутренние, которые помогут поддержать вашего ребенка в трудной для него ситуации.

Поддержите малыша, скажите, что вы целиком на его стороне.

Психологи отмечают несколько методик.

«Метод пограничника»

Обучите сына или дочь четко обрисовывать личные границы для окружающих – «Это мое, это трогать нельзя! Мне это не нравится. Я этого делать не буду!». Ребенок не должен глотать обиды, нужно научиться смело говорить «нападающему», что его поступки некрасивые, неприятные. Ребенок должен четко усвоить «волшебную» детскую фразу: «Я с тобой не играю!».

Метод поиска союзников

Ребенок должен в трудной ситуации искать союзников и помощников. Он должен научиться проговаривать проблему и звать на помощь. При этом важно разъяснить, что между ябедой, который бегает жаловаться воспитателю по любому поводу и без него, и нормальным человеком, которому, действительно, нужна помощь, – большая разница.

Помощи у старших нужно просить только тогда, когда другие меры не помогли.


Метод выхода из конфликта

Взрослые отлично знают, что в некоторых ситуациях лучше и безопаснее отступить. Это должен узнать и ребенок.

Если обидчик очень агрессивен (кусается, дерется, причиняет боль), лучше обходить его стороной, не позволяя ему нарушить личные границы.

Метод «аналогичного воздействия»

Это очень спорный метод, который заключается в том, чтобы научить ребенка давать сдачи. Если ударил - ударь в ответ, ущипнул - ущипни в ответ. Обычно на агрессоров действует безотказно, но вот вашему ребенку может навредить. Ведь дети не понимают, где проходит граница между допустимой самообороной и настоящей агрессией, и могут стать такими же агрессорами. Не соизмеряя сил, они могут покалечить обидчика, нанести ему серьезные повреждения.

Лучше всех может защититься тот дошкольник, который обучен всем этим методам и может добровольно выбирать один из них в зависимости от того, чего именно требует ситуация.



Но главные советы – для родителей, только они смогут разрешить ситуацию.

  • Несмотря на все доводы, отцы обычно учат своих детей давать сдачи физически. Это тоже полезное умение, но с ним нужно быть предельно осторожными. В большинстве случаев, если агрессивный ребенок в группе не понимает слов, не прислушивается к замечаниям воспитателя или нянечки, да и слова собственных родителей для него мало что значат, лучше обучить ребенка методу ухода из конфликта.
  • Обратите внимание на договор об оказании образовательных услуг (вы подписывали его при оформлении карапуза в детский сад). В нем четко обозначены нормы допустимого поведения для воспитанников. Если действия обидчика противоречат договору, обратите на это внимание воспитателя, заведующей. Это может стать основанием для руководства дошкольного учреждения расторгнуть договор с родителями неуправляемого воспитанника.
  • Никогда не стыдите своего сынишку, который пришел из садика с синяком или ссадиной. Некоторые папы и дедушки этим «грешат»: они начинают взывать к его мужскому началу («Ты же мужик! Терпи! Не плачь! Хватит жаловаться! Разберись сам!»). Ребенок почувствует себя очень одиноким без поддержки со стороны самых близких людей, а это никак не поспособствует воспитанию в нем мужества.
  • Чаще разговаривайте с воспитателем не о том, какой плохой Вася-Коля, а о том, как ведет себя именно ваш ребенок. Причин для издевок в детском коллективе может быть довольно много (необычная фамилия, имя вашего чада, особенности его внешности - рыжий, с веснушками, одежда, в которой вы отправляете малыша в садик и так далее). Если причина устранима, сделайте это: чудесные вязаные шорты с большими бантиками у колен, которые подарила бабушка, возможно, нравятся бабушке, но для ребенка - хуже пытки, поскольку именно из-за этих бантиков над ним смеются. Есть и дети, которые сами провоцируют других на агрессию (они ведут себя тихо, мирно, но не преминут подложить «свинью» ровеснику при удобном случае). Не забывайте работать над такими недостатками у собственного ребенка.

Дошкольники проводят весомую часть своего времени в детском саду. Поэтому родители твердо хотят знать, что им комфортно в детском коллективе. А что, если ребенок чувствует себя белой вороной среди одногруппников? Вдруг ребенка обижают в детском саду? Что предпринять мамам и папам в подобной ситуации?

Взаимоотношения маленьких детей кажутся взрослым простыми и очевидными, что является серьезным заблуждением. Малыш уже с поступления в детский сад начинает овладевать умением общения со сверстниками. В этом случае неизбежны противоречия, ссоры и даже драки, ведь детская коммуникация не обязательно подразумевает дружную игру. И как бы сильно ни хотела мама решить все проблемы за ребенка, он должен сам научиться бороться с трудностями, уметь их преодолевать. Конечно, не стоит бросать малыша одного в чуждый и враждебный ему мир. Ваша помощь никогда не будет лишней, но прежде следует разобраться в причинах того, почему одногруппники обижают вашего ребенка.

Почему ребенка обижают в детском саду?

Пример 1.

Елизавета, мама 5-летнего Миши: «Мой сын очень застенчивый и стеснительный. Ему сложно вступать в игры с другими детьми, но очень хочется. Особенно ему нравятся три ребенка: Сережа, Ира и Дима. Он иногда просит их взять в свои забавы, но слышит один и тот же ответ: «Уходи». То есть они обычно игнорируют его или говорят, что он не годится для игр. Впрочем, изредка ребята предлагают ему присоединиться, когда играют в семью и им требуется «собака». Собака не разговаривает и должна выполнять все, что они говорят. Примерно через пять минут игры Мише становится очень грустно, и он убегает. И вроде не бьют его, не называют плохими словами, но я вижу, как он обижен и что в садик уже идет с явным неудовольствием».

Пример 2.


Мария, мама 3-летней Олеси: «Дочка поначалу с удовольствием ходила в садик. Но вот потом в группу к ним пришла девочка Катя, которая начала задирать мою Олесю: отбирает игрушки, толкается, иногда даже может укусить ее. Леська говорит, что грубость девочки направлена только на нее, но я частенько вижу, как Катя агрессивно относится и другим детям. Откровенных «побоищ» у девочек пока не было, но Леська с неохотой стала ходить в садик, капризничает и плачет по утрам. Иногда даже говорит, что у нее болит животик. А по дороге домой рассказывает, что Катя ее опять толкала или кусала. Муж хочет, чтобы Леся давала сдачи: на толчки в свою сторону – била, на укусы – кусала в ответ. Я же думаю, что это неправильно, так как агрессия только породит дальнейшее противостояние. Хочу, чтобы мой ребенок сам научился решать конфликты со сверстниками».

Причины детской травли

Малышня может дразнить друг друга за совершенно разные особенности в поведении или внешности.

1. К примеру, у вашего малыша необычное имя или смешная фамилия (за такое дразнят обычно в старших группах).

2. Это может быть любая физическая особенность: нарушение зрения, лопоухость.

3. Часто поддразнивают тех детей, которые отличаются от остальных какими-либо параметрами: крупное телосложение, большая голова или очень маленький рост.

4. Малыш с явным дефектом речи, который не выговаривает звуки, имеет слишком маленький словарный запас, также может попасть в сферу интересов маленьких хулиганов.

5. Обижают необщительных, слишком скромных, застенчивых детей, не умеющих за себя постоять, как в случае с маленьким Мишей.

6. Детей, которые приходят в садик непричесанными или с грязными ногтями, сверстники могут обзывать грязнулями или неряхами.

7. В детском коллективе может появиться самый настоящий тиран, обижающий либо одну «любимую» жертву, либо агрессивно относящийся ко всем одногруппникам без исключения (в случае с Олесей).

Что делать?

Как мы видим, существует множество причин того, почему ребенка могут обижать в дошкольном учреждении. Как в таких случаях следует вести себя родителям?

Во-первых, поговорите с педагогами и узнайте, как ваш малыш ведет себя в группе, за что и как его обижают другие дети. Может, воспитатель не замечал ничего подобного, так как обидчики предпочитают действовать втихаря. Ребенок постарше не всегда рассказывает взрослому о своих обидах, потому что над ябедами будут смеяться еще больше. Попросите педагога тщательнее присмотреть за вашим малышом и за отношениями в группе.

Во-вторых, осторожно пообщайтесь с ребенком, узнайте, есть ли у него партнеры по играм, как и с кем он проводит свободное от учебной деятельности время. Наверняка он захочет рассказать вам о существующих проблемах. Только не обвиняйте его в том, что он не умеет налаживать отношения, не может постоять за себя. Иначе в следующий раз он не захочет с вами откровенничать.

А что конкретно может сделать мама или папа?

1. Если дети обижают малыша за неопрятный внешний вид, проследите, чтобы он был аккуратно одет, с аккуратной стрижкой и чистыми ногтями.

2. Если ребенка дразнят из-за дефекта в речи или внешности, постарайтесь эту особенность устранить. Проблемы с речью попробуйте решить совместно с логопедом, от излишней полноты поможет диетолог. Тем более что эти недостатки все равно нужно будет устранять.

3. Посоветуйте не реагировать на подначки или повторять определенную фразу, к примеру: «Да, я рыжий и у меня есть веснушки. Ну и что?» Обидчикам быстро надоест повторяющаяся реакция, и они скорее отстанут от малыша. Попробуйте объяснить, что не следует плакать из-за обидных слов. Чем больше слез, тем чаще его будут дразнить, обижать и подкалывать.

4. Если в группе появился маленький агрессор, обратитесь за помощью к воспитателю, дошкольному психологу и его родителям. Специалист может предложить занятия по коррекции агрессивного поведения, по развитию коммуникативных навыков, песочную или арт-терапию. Хорошо, если в играх психолог отработает конкретные ситуации с вашим ребенком и его обидчиком.

5. Иногда взрослые, обычно папы, предлагают научить малыша давать сдачу. Однако как вы сможете объяснить, как именно это нужно сделать? Чтобы пошла кровь? Чтобы обидчик упал? Очень сложно найти тонкую грань между ответной реакцией, самозащитой и превращением в злостного хулигана. Учите ребенка решать словами возникшую проблему или звать на помощь воспитателя. В общем, относитесь к этой возможности с максимальной осторожностью.

6. Для повышения статуса среди одногруппников попробуйте дать ребенку модную игрушку, книжку с картинками (про динозавров, машинки, кукол). Только не вводите это в практику, так как ложный авторитет не принесет малышу особого счастья. Книжка или необычная игрушка в данном случае нужна для завязывания приятельских отношений.

Для малыша важно быть уверенным в вашей помощи. Интересуйтесь его отношениями со сверстниками, учите, как правильно общаться с ними и как реагировать на действия обидчиков. Повысив уверенность ребенка в собственных силах, вы научите его легко разрешать любые конфликты.

А как Вы решаете подобные ситуации, напишите в комментариях.

Надежда Плотникова, специально для


Подскажите, пожалуйста, как быть, если шестилетнюю дочку в садике обижают другие дети? Они подшучивают над ней и над тем, что и как она делает, толкают, где-то даже оставляют синяки. Как помочь ребёнку стать более уверенным в себе? Дочь очень застенчивая и часто обижается на детей, если они что-то сломают или посмеются над ней. Частенько дело доходит до слёз.

На вопрос, как помочь ребёнку, если его обижают другие дети, отвечает психолог Наталия Гончарова:

Судя по описанию, причина происходящего в застенчивости и ранимости вашей дочки. Вам следует сконцентрироваться на двух аспектах: развивать адекватную самооценку и научить правильно реагировать на обиды.

Помочь повысить самооценку и частично избавиться от застенчивости можно следующими способами:

  • Демонстрируйте безусловную любовь и принятие в рамках семьи. Обращайте внимание дочери на то, что есть люди, любящие и принимающие её такой, какая она есть.
  • Замечательно, если у девочки будут хорошие друзья, принимающие её. Это может быть даже один друг в садике или в другом месте. Такой социальный успех поможет ей чувствовать себя увереннее. Возможно, дочке сложно общаться именно в группе детей. Постарайтесь чаще организовывать индивидуальное общение со знакомыми, чтобы она завела друзей.
  • Старайтесь использовать меньше критики в отношении девочки, особенно не критикуйте её застенчивость и отношения с другими детьми.
  • Старайтесь не критиковать обидчиков дочери. Лучше попросите её проговаривать свои чувства, когда её кто-то обидел. Используйте активное слушание: проявляйте внимание к рассказу, но не высказывайте своё мнение. Спросите дочку, как она думает, почему так получилось. К сожалению, возможно, ваше негативное отношение к обидчикам (которое совершенно естественно для любящей мамы), делает ситуацию гораздо более критичной для девочки, чем она могла бы показаться не вовлечённым людям.
  • Ищите и подчёркивайте положительные качества дочери. Чтобы быть уверенными в себе, дети должны знать свои сильные стороны! Поэтому не забывайте говорить об этом. Старайтесь использовать конкретные, а не общие фразы.

Наиболее адекватной реакцией на обиду должно быть словестное выражение чувств и игнорирование. Но в случае физической обиды, обязательно обращение к взрослому.

Вы можете научить дочку высказывать своё недовольство (иногда детям сложно это даётся). Потренируйтесь дома говорить: «Это моя игрушка и мне неприятно, что ты её забрал» или «Мне не нравится, что ты надо мной смеёшься». Учите говорить эти фразы спокойным и уверенным тоном.

Игнорирование проявляется в том, чтобы не реагировать на мелкие неприятные замечания и действия. Объясните дочке, что, к сожалению, избыточная реакция часто влечёт за собой новые неприятные инциденты, но обидчик обычно теряет интерес, если на него не реагируют.

Учите дочку, что при физическом нападении обязательно обращаться к взрослому.

Если ситуация не изменится к лучшему, обратитесь к психологу. По описанию проблемы в сообщении не всегда возможно адекватно оценить ситуацию, при личной встрече психолог лучше поймёт причины происходящего. Попробуйте также обсудить с ситуацию с психологом в саду, если он есть.



Публикации по теме