Мужчины туркмены. Психология туркменов

Аэропорт Ашхабада

В почте АНТ есть несколько сообщений, авторы которых - молодые девушки из разных мест Туркменистана или их родители. Суть всех сообщений одна: девушка пыталась выехать из страны, но дальше паспортного контроля аэропорта ее не выпустили. Уточнить причину запрета всех отправляют в миграционную службу.

Сегодня мы рассказываем историю одной из тех, кому не повезло. Возможно, ее опыт послужит кому-то уроком, чтобы не совершить в будущем подобной ошибки.

Наргиза С . - студентка одного из турецких вузов. Встречается с парнем, турком, который в этом году сделал девушке предложение. Наргиза сдала летнюю сессию и приехала домой на каникулы повидаться с родными и чтобы не нарушать визовый режим. Но главное - взять справку о том, что она не состоит в браке на территории Туркменистана. Такая справка, заверенная соответствующим отделом министерства юстиции и МИД Туркменистана, требуется в любой стране для заключения брака с гражданином этой страны.

Девушка, вооружившись необходимыми документами, отправилась по инстанциям - от ЗАГСа по месту прописки в Туркменистане до архива ЗАГС в Ашхабаде и двух министерств. Заплатив за услуги немалые деньги, Наргиза получила заветную справку, срок действия которой ограничивается тремя месяцами. В Турции ее ждал жених, его семья уже вовсю готовилась к свадьбе, так что наша героиня, не засиживаясь долго дома, поспешила навстречу самому счастливому для любой девушки событию.

Но не тут-то было: в аэропорту туркменской столицы невесту ждало разочарование - выезд из страны ей запрещен.

«Больше всего меня поразило то, — пишет девушка, — что, как только я приложила палец для снятия отпечатка, офицер, глядя в компьютер, мне сказал: «Брала справку в министерстве юстиции и теперь летишь, чтобы выйти замуж? Иди в миграционную службу, там тебе ответят на все вопросы». Я обомлела от этого заявления! Выходит, министерство юстиции предупреждает миграционную службу, куда и зачем направляется человек, который обращался к ним. Все прозрачно!»

В миграционной службе Наргизе не добавили к уже сказанному ничего нового. Там даже не знают, как долго будет продолжаться запрет на выезд. «Может, три месяца, может, дольше», — таким был ответ. Наргиза уверена: как минимум, до истечения срока справки, чтобы у нее не было возможности расписаться в Турции со своим женихом.

По ее словам, оказавшихся в подобной ситуации несостоявшихся туркменских невест по всей стране десятки. Некоторых из них она встретила, когда бегала по инстанциям. Связь поддерживает со всеми. Выяснилось, что и им выехать из страны также не удалось.

«Как будто мы совершили какое-то великое преступление!», — пишет Наргиза.

Вмешательство туркменских властей в частную жизнь своих граждан стало уже обычной практикой. Перед молодыми женщинами буквально опускается шлагбаум, когда они хотят уехать из страны, хотя ни в каком законе не прописано, что гражданкам Туркменистана запрещено выезжать в ту же Турецкую Республику.

О том, что произошло с Наргизой, мы рассказали двум знакомым женщинам, чьи дочери в этом году, в отличие от нашей героини, вышли замуж за иностранцев. И вот какие советы они дают тем девушкам, которые собирают справки для заключения брака за рубежом.

Подавайте запрос о том, что вы не состоите в браке в Туркменистане, в туркменское посольство в стране, где вы в данный момент находитесь и где собираетесь оформить брачные отношения. Процедура может затянуться от одного до трех месяцев, но вы гарантированно получите такой документ со всеми необходимыми заверениями.

Если в вашей стране пребывания посольства Туркменистана нет, то попросите своих родителей получить для вас такую справку внутри страны. Правда, для этого им понадобится оригинал вашего свидетельства о рождении. Если он оставлен дома, то пусть родители начинают процедуру получения этой справки.

Первый вариант имеет лишь один минус - продолжительность. У второго минусов больше. Вашим родителям придется обежать целый ряд ведомств, основная часть из которых находится в столице. Так что если они живут в велаяте, то пусть настраиваются на 2-5 дней пребывания в Ашхабаде.

Перечислим еще раз эти ведомства:

  • местный ЗАГС, где выдадут справку о том, что вы последние 5 лет не состоите в браке на территории своего велаята; справка действительна всего несколько дней;
  • Архив ЗАГСа в Ашхабаде, который выдаст справку о том, что вы не состоите в браке в Туркменистане; действие этой справки без заверения не более 3-х дней;
  • Министерство Адалат (юстиции), которое заверит эту справку;
  • Министерство иностранных дел, которое ставит свое основное заверение. Справка действительна сроком на 3 месяца. Заверение в МИДе делают в течение рабочей недели, но срочно – за 1 рабочий день. В срочном порядке придется заплатить сумму в несколько раз превышающую обычную стоимость услуги.

Хочется надеяться, что данная информация предостережет от неверного шага туркменских девушек, которые собираются выйти замуж в другой стране.

После развала некогда могучего Союза дальние страны становятся нам ближе, а ближние со скоростью центробежной силы разлетаются все дальше друг от друга. Туркмения – еще недавно младший брат в огромной дружной семье советских народов, теперь дальний родственник, в гости к которому получить приглашение (визу) весьма затруднительно.
На сегодня она одна из самых закрытых стран. В прессе о ней противоречивые сведения: низкая зарплата – дешевые продукты; безработица – низкий уровень преступности; отмена пенсий, но нет нищих, бездомных. На фоне позитивных преобразований – Ботанический сад в пустыне, Дворец сирот, стерильная чистота столицы Ашгабада и в то же время странные новшества о запрете фонограмм, закрытии театра оперы и балета, переименовании дней недель, месяцев...
Мы прожили в том гранатовом раю несколько лет ещё до горбачёвской перестройки, и мысль наша теперь летит с тоскою и сожалением в то прекрасное далёко…

ТЕРРА ИНКОГНИТО
В те годы страна была единой и нерушимой, и никого не удивлял приезд на юг специалистов из Сибири, Ук-раины и других братских республик. Перед поездкой мы узнавали из книг, справочников о неведомой земле – самом жарком районе Средней Азии, где солнечных дней в году целых 200, а в январе + 5°. Пустыня Каракумы и субтропические заросли, единственная крупная река Аму-Дарья и самое большое в мире озеро – Каспийское море. Там цветут экзотические миндаль, инжир, гранат, ткут бесценные текинские ковры, косят лиловым глазом ахалтекинские скакуны, и гордо шествуют корабли пустыни – верблюды, но… действительность превзошла все ожидания.
Сентябрь встретил зноем в +40°. В тени. Крохотный городок Теджен будто вымер, ни прохожих, ни даже дворовых собак. Лишь старец лет в сто возлежал у горы золотых дынь и, заметив нас (особенно меня – белокурую и белолицую девушку), чуть приосанился. Я готова была зарыдать от этой пронзительной тишины и испепеляющего зноя, но гордый аксакал при моём приближении выдал фразу, от которой я как-то взбодрилась и вновь обрела уверенность. «Болья (по-туркменски «всё хорошо»), чужестранка, тебе еще как понравится на этой Богом данной земле, ведь только наши мужчины умеют ценить красивых женщин!».
От этих слов я ожила, как под струями спасительного фонтана, оказывается, жизнь и здесь продолжается: в тени развесистых чинар старики неспешно пьют зеленый чай, дети чумазые (а может, загорелые) играют на «ховли» (во дворе), на «айване» (веранде) рукоделием заняты девушки.
Мы потом часто замечали, что их кожа, как цветущий розовый миндаль, возможно потому, что прямые солнечные лучи их не касаются – им нельзя появляться на улице. Глаза у них распахнуты, как у газели, и цвет радужный – бирюза, изумруд, редко карие.
И если туркменка нежна и мила, как гурия, то туркмен – кентавр, человек-конь, глаза горят, как у ахалтекинца, дикий, пластичный, он – барс, готовый к прыжку, белозубая мечта любой женщины. Красота здешних мужчин уникальна, это торжество природы, праздник жизни, не зря так часто встречается здесь имя Байрам – праздник! Много еще пугающе интересного, непривычного скрыто в этой загадочной стране…


НА СРЕДНЕВЕКОВОМ БАЗАРЕ
Открываются деревянные ворота, и ты проваливаешься в глубь веков. Вот въезжает арба, запряженная осликом. Старик туркмен в «тельпеке» – барашковой мохнатой шапке, в праздник нарядился в красный шелковый «дон» (халат), на ногах чарык или чокай из бычьей кожи. Поразительно, женская одежда 15 века носится как повседневная. Верхняя одежда «павта» (халат), его носят очень странно – рукавом на голову. Платье – «койнек» из тонкой шерсти или тафты по щиколотку, рукав до кончиков пальцев (это чтобы мужчина не коснулся скрытых прелестей нескромным взглядом), на груди огромная медная или серебряная *** – «гульяка» и непременно «балаки» – узенькие штанишки – атласные, шелковые или парчовые. Если девственница – то две косы с вплетенными металлическими украшениями ложатся на грудь, головку венчает коническая шапочка с серебряными подвесками подобно шлему воина. У женщины голова повязана двумя платками – все в люрексе, как жар горят: маленькая косынка закрывает лоб и волосы, сверху большой, углом которого прикрывают рот, чтоб не осквернять своим дыханием мужчин.
Для туркменской женщины вся жизнь состоит из табу, всё начинается с НЕ: не петь, не танцевать, не рисовать, не сидеть рядом с мужчиной, не идти впереди него. Нельзя обращаться к старшему по возрасту мужчине напрямую, только через младшего, в крайнем случае через осла или неживой предмет, например: «Камень, скажи свекру, что…». Но есть в этом запретном реестре и свой плюс – нельзя женщине работать вне дома. А потому в школе сеют разумное, доброе, вечное в основном представители сильного пола.


ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Первая и единственная русская школа, где довелось нам учительствовать, настоящий интернационал: туркмены, казахи, турки, персы, узбеки, азербайджанцы (тогда отдавать детей в русскую школу было престижно).
Как только мы переступили порог, поднялся невообразимый галдеж. Ребятишки в ужасе закрывали глаза и кричали: «Нога, голый нога!». Пришлось мне купить нитяные чулки (это в +40-то градусов!) и научиться произ-носить хотя бы имена – Хюрлюкча, Молланепес, Мятаджи. Шалун Теджен (названный в честь города?) и толстощекий Ашгабад сидели за одной партой.
Кстати о партах. Их, как и столов, шкафов, в школе почти не было, выходили из положения просто – если учитель строгий, отбирали в соседнем классе, если нет – отдавали, а сами сидели на полу.
По прошествии времени мы поняли, что деньги на всё – школьный инвентарь и методические пособия – выделялись исправно, но директор Зоя Хасанкулиевна, прожив здесь всю свою жизнь, хорошо ориентировалась в местных нравах и каждое утро неизменно подходила к учителям с просьбой подписать акты об очередном пожаре, в котором – вот горе-то! – сгорели: сто мячей баскетбольных (при том, что спортивный зал никому не снился даже во сне), 100 парт, столько же столов и так далее и тому подобное.
А затем директриса шла в свой кабинет – слава Аллаху – чудом уцелевший собирать дальнейшую мзду: с учителей, если они хотят больше классных часов (или, наоборот, поменьше), с родителей – за пятерки или тройки своих ненаглядных чад (по ситуации), а также с тех несознательных родителей, кто не отпускает дочерей учиться в школу (здесь применялась мягкая угроза – «а то в милицию пожалуюсь»).

ЛЕГЕНДА О ЛЮБВИ
У туркмен, как правило, все семьи многодетные, но девочки-туркменки учатся всего лишь в классе 1-м или 2-м, а потом до замужества живут дома, помогают по хозяйству и готовят приданое – 40 платков, 40 «балак» (штанишки), 40 платьев. Жениха находят и выбирают родители. Иногда случаются бунты. Самый известный стал легендой.
В местечке Кугитан влюбленные не смирились с решением родителей и кинулись в бега, но были схвачены и жестоко наказаны по тогдашнему обычаю – забиты насмерть камнями. Учитель не поспел к моменту казни, но его пламенные слова жгли сердца. Жители покинули это страшное место навсегда, осталась лишь каменная насыпь над телами несчастных влюбленных, как мавзолей. «Кугитанская трагедия» – повторение печальной казахской повести о Баян-Сулу и Козы-Корпеш. В те годы «Комсомольская правда» писала о случаях самосожжения женщин. Но такое бывало редко, в основном девушки с покорностью принимали свою судьбу.

СВАДЕБНЫЕ КОСТРЫ
На востоке свадьбу справляют после заката солнца. На улице растянуты огромные полотна, и «крутят» индийские фильмы всю ночь. Костры разжигают от дома невесты к дому жениха. Новобрачную торжественно несут на помосте под балдахином, увидеть ее нельзя, а то сглазишь. Оставляют её затем одну в комнате (в углу), накрытую покрывалом, кто хочет взглянуть – кладёт деньги, но на самом празднике она не присутствует. Зато жених веселится за двоих. Приглашают артистов, чаще узбеков или азербайджанцев. Сами туркмены не поют и не пляшут: это считается неприличным, к тому же запрещают обычаи и вера. Танцовщице гости кладут под тюбетейку деньги, тамада – любимец публики, как правило мужчина лет 40. В Теджене бессменный тамада – армянин Тофик Айрапетян. Его миссия очень сложна: неорганизованную, шумную, темпераментную, разноязыкую толпу в 100-200 человек надо объединить, заинтересовать, развлечь, при этом не допустить беспорядков и вольностей. Тофик прекрасно, даже артистично с этим справлялся. А как он отбивал степ!

Удивительно, что на туркменской свадьбе учитываются обычаи и традиции всех живущих в данном населённом пункте народов – приглашают ансамбли эстрадные, русские и чисто национальные.
После 40 дней со дня проведения свадьбы наступает «кайтарма» – возвращение невесты в дом отца до полной выплаты калыма. Ценность невесты выше, если она не «развращена» образованием. Бывает, что жених не в со-стоянии заплатить всю сумму денег даже спустя много дней, и тогда ее выдают замуж за старика или вдовца с кучей детей.
Часты в то время были смешенные браки (муж туркмен – жена русская), правда, это удел бедных, поскольку не нужно платить калым. Но здесь есть и обратная сторона медали: хотя русская жена в замужестве с готовностью принимает обычаи в одежде и быту, но… и свои замашки лидера не оставляет и несёт их в новую семью. Семейных пар, когда муж – русский, а жена-туркменка, мы не знаем.
Если жена – это предмет торга, то отношение к матери благоговейное. Как говорят туркмены: «Жену еще куплю, а мать одна». Не только любой мальчишка боготворит мать, но и взрослые самостоятельные сыновья спрашивают у неё позволения и совета, перед тем как совершить какой-то важный поступок. Страшное святотатство и великий грех обидеть или огорчить Мать. Такое священное и трепетное отношение, видимо, идёт с эпохи матриархата, тому свидетель найденная на территории Туркмении при раскопках древняя бронзовая статуэтка – богиня Мать.

ФИРЮЗА – ОАЗИС МЕЧТЫ
В стране, где 70 процентов земли занято пустыней, где барханы наступают на плодородные почвы и месяцами дует раскаленный хамси – песчаная буря, любой карагач – спаситель от испепеляющего зноя. Из уст в уста передают туркмены магическое слово – Фирюза! Имя девушки, название духов, поэма – все Фирюза! Что означает оно? Моя новая подруга Хурма, вознося тонкие ладони к небу, вдохновенно поясняла – это благословенное место, райский сад недалеко от Ашгабада. Мы побывала там – посреди песков расстилается небольшой оазис – заросли чинар, серебристая джида, ручей…Жемчужина востока оказалась всего лишь каплей росы по сравнению с величественным пейзажем Восточного Казахстана. Но с какой гордостью дети пустыни демонстрировали нам это чудо природы, в столь малом видели величие своей Родины, неземное счастье светилось в глазах моих спутников. С тех пор Фирюза – в музее души нашей, как память о друзьях, верных и наивных, земных и возвышенных, далёких и близких.

Туркмены - народ юго-западной ветви алтайской группы тюркского племени, по языку более всего родственные османским туркам и азербайджанцам, еще более близкие с киргизами и в особенности с , от которых туркмены отделились лишь всего около 300 лет тому назад.

Территория туркменов в настоящее время охватывает площадь, граничащую с юга р. Гюргеном, хребтом Копетдагом и Парапамизом, с северо-запада берегом , затем Чинком почти до Аральского моря, а с северо-востока рекой Амударьей, врезываясь у Аральского моря в Хивинское ханство.
Численность тюрков, разбросанных по этой огромной, в 500 000 квадратных километров, площади, представляющей типичную среднеазиатскую пустыню с немногочисленными оазисами, равна 545 347 человек обоего пола, причем на русские владения приходится 261 597 человек, Хиву и Бухару - 203 750, и Персию - 80 000.

Туркмены делятся на племена:

  • Текке (каменный баран), в Закаспийской области, занимающие весь Мервский оазис, также Ахал и Атекский и по реке Теджену. Наиболее многочисленное племя (200 тысяч человек), наиболее одаренное и зажиточное. Делится на два отдела: ахал-текке и мерв-текке, а последние на тохтамыш и утамыш.
  • Чаудуры, или чодоры, и имрайли, предполагаемые остатки обитавшего некогда на восточном побережье Каспия племени адали-туркмены, ныне живут в северо-западной части
  • Хивы.
  • Иомуты - на реке Гургене, частью на Красноводском и Мангышлакском полуостровах, частью в Хиве, частью в Персии, ведущие полукочевой, полуоседлый образ жизни.
  • Гоклены по реке Атреку и его притокам, главным образом в персидских владениях, почти все оседлы.
  • Сарыки, на среднем течении Мурхаба, по большей части оседлые.
  • Салоры, или салыры, древнейшее из туркменских племен, упоминаемые арабами в 7 веке в области Амударьи, живут перемешано с другими племенами в русских, персидских, бухарских, хивинских и афганских владениях.
  • Ерсари по берегам Амударьи, главным образом по левому, на протяжении почти от Хивинского оазиса до меридиана Мазара Шерифа и Ширибада, почти все оседлы.

Несмотря на несомненное тюркское происхождение, засвидетельствованное языком, историческими данными и народными преданиями, тип туркменского менее всего можно назвать чисто тюркским. «Кочевники, - говорит Вамбери, - испокон веков занимавшиеся систематически набегами и грабежом, находившиеся в самом живом общении с персами, афганцами, узбеками, казаками, каракалпаками и кавказцами, весьма мало могли сохранить в чистоте первоначальный тип, который в настоящее время представляет смесь старотюркского с арийским».

Еще очень недавно туркмены преимущественно были кочевниками, систематически предававшимися аламанам, то есть разбойничьим набегам для увода скота, женщин и рабов, главным образом из Персии. В настоящее время прекратились набеги, рабство уничтожено, и оседлое население преобладает, и близко время, когда туркмены поголовно обратятся к оседлой жизни. «Скоро совсем исчезнет из языка туркменов слова чомур и чорва, обозначающих кочевых и оседлых туркменов» (Яворский). Но пока при первой возможности всякий туркмен, более или менее разжившись, обзаводится стадом и становится чорвой. Старые привычки номада и особенные благоприятные местные условии вырабатывают новый хозяйственный тип, земледельческо-пастушеский. Овцеводство и культура хлопка находят сильный стимул в широком спросе из самых далеких мест (Франция, московский промышленный район); урожаи хлеба благодаря искусственному орошению всегда обеспечены, сбыт кустарных изделий (ковровые) тоже, так что экономическое благосостояние значительного большинства туркмены, особенно текке, вполне удовлетворительно.

Наиболее трудящийся элемент в семье туркменов - женщина. Мужчина еще недавно знал одни только набеги.
Измена женщин карается смертью на месте преступления. Еще Вамбери заметил, что репутация туркменов как отчаянных, ни перед чем не останавливающихся головорезов не вытекает из коренных черт их характера, явившись результатом исторических условий, вековой борьбы с преследовавшими их сильнейшими врагами, скудостью природы страны, куда они были загнаны насильно.

В действительности доминирующая черта характера туркменов - добродушие, мягкость, гостеприимство до самопожертвования даже по отношению к врагу, правдивость, честность, экспансивность в соединении с беззаветной храбростью, отвагой, умением постоять за себя в нужную минуту. В обыденной жизни туркмены более или менее ленивы и не легко входят в новую для них колею систематического труда.

Поражает большой процент холостых, иногда до 27% (Яворский). Калым высок (от 250-1500 руб.), не считая обязательных подарков родственникам невесты халатами, скотом, съестным. По доставлении выкупа невеста переходит в дом жениха, где брак оформляется молитвой.

Свадебные празднества сопровождаются пиршествами, конскими ристалищами, песнями бахшиев (профессиональные певцы), борьбой. Благодаря прежнему обычаю добывания женщин во время аламанов и высокому калыму, сводящему женщину на предмет купли и продажи, положение женщины у большинства туркменских племен тяжелое, унизительное. Часто родственники умершего продают в замужество его вдову, оставляя у себя детей. Дочери часто служат обеспечением гражданского иска и за долги отца заимодавцем продаются в рабство.

Профессор Яворский, производивший антропометрические исследования среди туркменов, главным образом среди текке, дает следующие данные о типе этой многочисленной отрасли.

Согласно проведенным исследованиям, более чистый тип сохранили чаудары, отличающиеся более слабым телосложением и меньшей головой, чем у киргизов, более коническим, чем круглым черепом, и ростом от 5-6 футов. По мере приближения к южным границам Закаспийской низменности тем более выступают черты иранской примеси, растительность на лице становится обильней, выступание скул менее заметно, и только маленькие, несколько косо расположенные глаза указывают на тюркское происхождение. Среди теккинцев уже выступает настоящий кавказский тип, как и среди родственных туркменам османов. То же можно сказать вообще о туркменах более или менее соседних Северному , хотя цвет кожи у них белее, чем у персов, и телосложение более крепкое, чем у худощавого иранца. У женщин тюркский тип более заметен, несмотря на значительный среди них процент персиянок: скулы более выдаются, и волосы на голове сравнительно скудны. Красивые женские типы напоминают красавиц-османок.

Сложение тела преобладает худощавое, но есть значительный проуент умеренно упитанных и полных (26 из 59). Роствысокий, средняя: 1,694, в частности у текке 1,700. Окружность груди 862, отношение к росту 50,88. Цвет кожи на открытых местах: преобладающий - бронзовый загорелый, далее, желтовато-бледный, но есть и светлый. На закрытых местах вообще светлее. Цвет волос: на голове и бороде преобладающий темный, но есть и темно-каштановые. Волосы на голове бреются, на бороде чаще гладкие, изредка вьющиеся. Губы умеренны, довольно полные, прямые. Форма черепа характерная: вытянута кзади и кверху, к макушке, иногда довольно плоской. Голова довольно больших размеров, в ширину больше, чем в высоту. Форма лба преобладает округлая. Уши большие, оттопыренные. Направление глазной щели преобладает горизонтальное. Лицевой угол, по Камперу, колеблется между 70°-80°.

У туркменов, как у многих других народов Азии, замечается значительный перевес мужского над женским населением, в некоторых местах в отношении 100:80, не падая ниже 100:90, что находится в строгой зависимости от процента рождаемости того и другого пола (76 девочек на 100 мальчиков), но в последующем возрасте смертность мужского пола выше, чем у лиц женского пола, в конечном результате все же значительный перевес мужского населения. Выкидыши часты. Плодовитость — 5,6 на каждую мать в среднем, в то время как у , например, 8,8. Наступление менструаций самое раннее в 10 лет, самое позднее — в 19 лет, среднее время окончания менструаций — 45 лет. Выход замуж между 12-15 годами, хотя ранние браки бывают часто до поры до времени только фиктивными.

В своих обычаях туркмены далеко уже отошли от родственных им других номадов, как киргизы, например.

Национальный костюм

Национальный костюм туркменов нечто промежуточное между среднеазиатским и персидским, с преобладанием первого. Поверх рубахи и штанов мужчины и женщины носят длинный плащ (чапак), который у зажиточных приготовляется из полушелковых, полушерстяных в тонких полосках материй из Хивы и Бухары. Походная верхняя одежда короче, до колен. В летнее время женщины обходятся одной только рубахой и длинными до лодыжек штанами, внизу плотно прилегающими.

Головной убор у мужчин - меховая шапка (телпек), обвитая тюрбаном, у женщин - круглый капюшон со спускающейся кзади вуалью, также и общесреднеазиатский высокий убор шекеле. Украшения вроде ожерелий, ручных и ножных браслетов, кораллов и тому подобное весьма обычны у туркменских женщин, которые не расстаются с ними даже ночью. Особенно ценятся серебряные футляры для талисманов. В украшении жилища туркмены, менее зажиточные, чем киргизы, очень скромны.

Национальная кухня

В пище туркмены мало напоминают других среднеазиатских номадов: кумыс и кази (колбаса из конины) редко употребляется, но зато рис и хлеб (лепешки из муки) в общем употреблении, весьма любимы сладости (персидские и русские). Вообще же пища туркменов самая неприхотливая: лепешка, молоко, кашица из растертой джугары, отвар бураков с кунжутным маслом. Плов с бараньим или верблюжьим жиром считается роскошью. Туркмены - трезвы, хотя приготовляют легкий опьяняющий напиток (чал) из бродящего молока. В некоторых местах начинает прививаться курение опия.

По религии — мусульмане суннитского толка, но мало религиозны и нисколько не фанатичны. Грамотность распространена в ограниченных размерах. Народная поэзия весьма далека от , но зато весьма близка поэзии османов Анатолии и азербайджанцев. Песни Фузули, Бадиля и Мемреба распеваются на туркменском диалекте. Но туркмены имеют и национальных поэтов, самый замечательный из них Махдумкули, почитаемый за святого. Правосудие отправляется в русских владениях под председательством уездного начальника по адату, видоизмененному в более серьезных делах в духе русского законодательства. Наиболее частые преступления - кражи, за ними следуют угон скота и грабежи. Убийства относительно редки.

Календарь туркменов - мусульманский, обычаи при рождении, свадьбах, похоронах и тому подобное значительно утратили первобытный характер, благодаря недостатку женщин, многоженство редкое явление.

Сегодня с коллективом были на свадьбе у коллеги . Миве Р., учительница из нашей школы, выдавала дочь замуж. Свадьба была необычная – без жениха. Жених не смог приехать в Туркменистан, он гражданин другой страны. Невеста Лейли сразу после тоя (праздник, свадьба) улетает в Стамбул, где ее будет встречать будущий муж и откуда они вместе улетят к нему на родину. Там планируется и официальная регистрация брака.

У Миве глаза весь вечер были, что называется, на мокром месте. Конечно, жаль с дочкой расставаться неизвестно на сколько, но главное то, что она, мать, не видела в глаза ни будущего зятя, ни родственников с его стороны. А у туркмен так не полагается, у туркмен родня парня должна прийти и сосватать девушку. А тут неизвестно кому отдают дочь. Конечно, Лейлиша уже не ребенок, 26 исполнилось, не только сердцем человека выбрала, но и умом, но для своих родителей она всегда останется ребенком

Впрочем, обе стороны и хотели все по-человечески сделать. Родственники жениха хотели приехать, познакомиться, но не получилось. Миве еще в ноябре отправилась в миграционную службу, чтобы узнать всю процедуру приглашения иностранных гостей в Туркменистан . Там ее спросили: “этот парень вам кто, зять?”
“Нет, — ответила она, — пока только жених дочери. Хочет приехать со своим отцом и братом сватать ее”.
Офицер понизил голос: “что вы, трое мужчин-иностранцев!?”
“И что такого, — удивилась женщина. — Всего-то на три дня хотят приехать”.
Формально , — сообщил офицер, — вы можете подавать документы на приглашение, но я вас предупреждаю, что вам скорее всего откажут… Если не жалко денег на госпошлину и времени на сбор документов, то подавайте. Но помните, что я вас предупредил…”.

Иностранцы смогут заключать брачные союзы с гражданами Туркмении лишь после внесения страховой суммы в 50 тыс. долларов. В четверг дополнение об этом к статьям Кодекса о браке и семье единогласно принято депутатами туркменского парламента? Меджлиса, передает ИТАР-ТАСС.

В законе говорится, что страховая сумма в размере не менее 50 тыс. долларов должна быть внесена на расчетный счет государственной страховой организации Туркменистана. Это сумма будет гарантией для несовершеннолетних детей в случае расторжения брака.

Кроме того, чтобы взять себе спутника жизни, иностранец должен иметь не менее года стажа проживания в Туркменистане и жилье в личной собственности.

Для вступающих в брак с иностранцами возрастной ценз повышен до 18 лет. Сами граждане Туркмении могут заводить семьи с 16 лет

Кто-то посоветовал Лейли подать документы в загс от обоих, а потом эту справку показать в миграционной службе. Но этот номер не прошел – требовалось присутствие самого жениха и его подлинных документов, а не ксерокопий. Девушка на всякий случай поинтересовалась у заведующей и насчет госпошлины в 50 тысяч долларов, которую должны уплачивать иностранные женихи, беря в жены туркменскую невесту.
Оказалось, что подобного сбора уже давно нет, был отменен еще в 2006 году. А ведь издавал покойный Туркменбаши такой указ, который в то время, в 2001 году, насмешил весь мир. Помимо уплаты налога за невесту, там были еще некоторые условия: наличие недвижимости в Туркменистане, проживание в стране не менее одного года, почитание туркменских традиций, еще что-то…

Помню, в те годы меня приглашали на целый ряд свадеб с иностранцами. Выходили местные девушки за турков, американцев, ребят из ближнего зарубежья… Но никто из женихов тогда не платил налога, потому что молодые люди лишь играли свадьбу в Туркменистне, а затем забирали своих невест к себе и уже там оформляли отношения, и семьи свои строили там же.
Это, правда, имело отношение к тем женихам , у которых был либо доступ в страну, либо они тут работали или пребывали по иной визе. Турки, например, играли свадьбы с нашими девушками, а потом увозили их к себе на родину и там официально женились. Граждане Туркменистана, выехавшие в Россию на постоянное место жительства и все еще обладавшие правом приезжать на родину, тоже приезжали и забирали туркменских невест с собой. Знаю не один случай , когда волонтеры Корпуса мира из США увозили наших девушек в Америку.
Я сейчас решила посчитать всех своих знакомых, кто замужем за иностранцами и живет за пределами Туркменистана. Марал, Алтын, Гульшат, Лена, Оля, Люба, Барно, еще одна Алтын в разное время вышли замуж за американцев. Дочери моих знакомых учителей из разных школ, всего вспомнила пятерых, уехали в Турцию. Джемал, Гульрух и Айша живут в Германии. Есть знакомые девушки на Кипре, в Швеции, Великобритании . Живущих в разных российских городах с мужьями-россиянами насчитала больше десяти. А еще есть узбечки, вышедшие замуж в Ташкент, Самарканд, Ургенч, есть девушки , оставшиеся после учебы в Бишкеке, Оше, Душанбе или Алматы, выйдя замуж за местных парней…

Все эти браки регистрировались вне Туркменистана. В общем, сложно, практически невозможно выйти официально замуж за гражданина другой страны у себя на родине.
Сегодняшний девичник навел меня еще на некоторые мысли. Выйти замуж в Туркменистане не только за иностранца, но даже за своего парня девушками невероятно проблематично. Если до 23-25 лет не вышла, то шансы стать чьей-то женой снижаются в разы. И причин этому много .
Как правило, в возрасте после 23-х девушки при выборе жениха «включают» разум и за первого встречного идти не хотят. Рассуждают они примерно так, как дочери наших с мужем друзей – 27-летняя Джерен и ее 25-летняя сестренка – Гульширин: “ Наши ровесники давно женаты. Когда нам было по 20 лет, мы учились, а они женились. Парней и так-то меньше, чем девушек, а умных , образованных, способных найти достойную работу, вообще мало. А других мы сами не хотим”.

Встречаюсь с молодым человеком из Туркмении. Возвращаться обратно не хочет, но страну свою, несмотря ни на что, любит. В межнациональных спорах отстаивает ТМ, непроизвольно нахваливает)

Попытаюсь скоро туда поехать, познакомиться с его родственниками.

По его словам и словам его многочисленных друзей, в Ашхабаде более или менее разрешено женщинам существовать свободно. Но в клубы и ночные заведения им отдыхать нельзя — увезут в каталажку 8)

Всё зависит от семьи на самом деле.

Но, как я поняла, там куча фанатиков, любящих ТМ и гордящихся ею.

Права и свободы людей защемляют, однозначно.

Одно только то, что президент побеждает с процентом 97 с чем-то — говорит о «свободном» выборе граждан 8))

Люди — есть дикие достаточно, есть обычные светские, в основном молодежь. Половина моего ВУЗа в Москве — туркмены.

Национальная черта — хитрость)))

А судя по тому, как бешено тут (на форуме) отстаивают «честь» страны туркменки, как нахваливают... Как-то это наигранно, чисто восточно-азиатская черта)

Россию особо никто не нахваливает) потому что и так знают, что здесь уровень жизни сильно поднялся) и свобода слова, особо правда ненужная. Но типо «как везде») Но что русский народ, что туркменский народ — мне не шибко нравятся))) Хотя и хороших людей и там, и там достаточно знаю!

А уж ТМ кроме как красивым видам, дешевому газу и бензину, статно отстроенным городам — завидовать я не нашла чему) И то — за красоту только порадуюсь!

в общем, ругаться нечего. А с любимым рай и в шалаше. Так что — кто хочет, пускай едет) Но лучше конечно по миру поездить, вернуться всегда успеете.

И таких, как Гульширин и Джерен, очень много в Туркменистане. Эти девушки образованны, привлекательны, работают, прилично зарабатывают. И реально смотрят на жизнь. Надо либо мириться с ситуацией, либо искать личного счастья где-то в тридевятых царствах-государствах. Но ни Джерен, ни ее сестра не хотят уезжать из своей страны, при этом прекрасно осознавая свою бесперспективность в качестве потенциальных невест.
Практически бесперспективны русские девушки в Туркменистане , а также метиски. Выйти замуж за туркмена для них практически нереально, а русские парни и молодые мужчины давно уехали из страны. Полукровки — в этом же ряду уехавших.

Моя приятельница Анна и ее муж тоже готовятся к свадьбе – женят сына в апреле. Дочь их живет в Питере и хотела бы приехать на свадьбу брата со своим другом. Родители еще месяц назад собрали все необходимые документы, заполнили анкету в миграционной службе, чтобы пригласить друга дочери приехать на свадьбу. И вот сегодня Анна получила отрицательный ответ – им с мужем отказали в приглашении молодого человека. Повод для отказа — “Нет родственных связей”.
Возвращаясь к Миве. Когда жениху ее дочери не разрешили приехать за невестой, его семья предложила родителям девушки самим приехать к ним и вместе отпраздновать радостное событие. Миве только было заикнулась о поездке директору школы, в которой работает, как та сразу же замахала на нее руками и поставила перед выбором: или поездка за границу , или работа в школе! Точно такой же ответ получил и ее муж – работник прокуратуры. Для него поездка в принципе невозможна, он не может поехать даже в соседний Узбекистан, не говоря уже о дальнем зарубежье.

Погоревала семья, погоревала да и выбрала самый простой выход : собрать той и красиво проводить дочку в новую жизнь и в другую страну.

Если спросить у любой женщины о том, как она представляет себе полноценную семью, что она видит в семейной жизни, то независимо от возраста, национальности и места проживания, каждая женщина может дать примерно одинаковый ответ. Всем нужна семья, в которой будет царить любовь, дружба, взаимопонимание и доверие.

Всем необходимо, чтобы семья была крепкой и дружной. Между супругами должно быть полное взаимопонимание. То же самое относится и к детям, которые должны почитать своих родителей и любить.

Однако не всегда конечно отношения в семье могут быть идеальными, и не всегда женщины получают то, что они хотели бы видеть в своей семье. Многое зависит от самих супругов, которые иногда не могут найти общий язык. В современном мире молодые люди иногда слишком торопятся принимать такие серьезные решения, как вступление в брак и создание серьезных отношений.

Туркменистан можно отнести к той стране, где к семье и к брачным узам относятся совершенно иначе, чем во многих других странах Азии, когда брак - это всего лишь соглашение между родителями двух молодых людей. Такой брак можно назвать браком по расчету, хотя чаще всего происходит просто договоренность двух сторон о том, чтобы поженить детей и породниться двум старым и уважаемым семьям.

В этом случае никто не заботится о том, что ждет молодую семью после такого бракосочетания. О том, что там будут чувства, можно даже не говорить. Это просто вынужденное существование друг с другом, когда супруги просто живут вместе и воспитывают детей, и так будет всю жизнь.

В Туркменистане очень бережно относятся к чувствам молодых людей, которые решаются пойти на такой серьезный шаг, как создание семьи. До недавнего времени родители сами решали судьбу детей и подбирали пару для своего сына или для своей дочери самостоятельно.

Однако в настоящее время такое случается очень редко, и молодые люди имеют достаточно свободы выбора, для того чтобы найти свою вторую половину, с которой бы они смогли прожить долго и счастливо. Однако прежде чем все-таки решиться на брак, молодые люди слушают мудрые советы своих родителей, которые решают, смогут ли молодые жить вместе или им пока рано думать о серьезных делах.

Сегодняшние браки в Туркмении уже более продуманные, потому что прежде чем вступить в брак, мужчина и женщины некоторое время стараются создать для себя благополучную материальную базу, которая позволит создать полноценную семью и быстро поставить ее на ноги.

Особенно это касается мужчины, потому что именно на них ложится основной груз забот о семье и о детях. Ему необходимо будет содержать всю семью, жену и своих детей, которые не должны ни в чем нуждаться.

Туркмения известна своими интересными и многочисленными традициями и обычаями, которые сопровождают все праздники и более или менее значимые события в жизни каждого человека. Особенно свадьбы наполнены различными обрядами, которые необходимо соблюдать, для того чтобы молодая семья была счастлива и благополучна. Свадьбы в Туркмении проводятся примерно так же, как и в большинстве стран мира.

Сначала происходит сватовство, когда родственники жениха отправляются с подарками в дом невесты и просят руки девушки. Для таких целей выбираются самые уважаемые и самые старшие люди в семье жениха, которые могут провести переговоры как нельзя лучше. После того как получено согласие родителей невесты, решается вопрос о том, в какой день будет проводиться свадебная церемония.

Однако до самой свадебной церемонии после сватовства оставляют много времени, потому что и невеста и жених еще устраивают праздники для своих друзей, на которых они прощаются со своей холостяцкой жизнью.

Невеста в Туркмении приглашает всех своих подруг, которые приходят на праздник с угощением. Девушки много поют, танцуют и стараются развеселить невесту, которая вскоре должна покинуть дом своих родителей. Дом, в котором она выросла, и в котором прошло все ее детство. Молодые люди тоже веселятся в доме жениха.

Кроме этих вечеринок перед свадьбой в Туркмении проходит еще и день помолвки, на котором для молодых людей устраивают различные игры и конкурсы, в которых каждый из них должен показать свои умения и способности.

Конечно же, день свадьбы, наполнен невероятным количеством самых разных обрядов, каждый из которых имеет свое особенное значение для обоих молодых, отдельно для невесты и жениха, для их дома и для их будущих детей.

Родители жениха до того, как пройдет свадьба, обязаны подумать о том, куда их сын приведет свою молодую супругу. Вследствие этого вопрос жилья стоит очень остро. В Туркмении всегда со стороны жениха решался вопрос о том, чтобы молодые супруги могли уйти сразу же в свой новый отдельный дом и начать свою новую жизнь.

Вследствие этого многие родители не могут позволить своим сыновьям жениться до тех пор, пока они не смогут обеспечить для него и для его семьи достаточные условия проживания.

Что касается родителей невесты, то в их обязанности входит сделать крупный и очень дорогой подарок для молодой семьи, это может быть либо большая сумма денег, либо мебель в новый дом или же ювелирные украшения. Кроме этого сами невеста и жених обязаны сделать друг другу дорогие подарки, на которые тоже уходит очень много средств. Не забывают и о родственниках, каждого из которых требуется одарить подарками и не обидеть.

Таким образом в Туркмении свадьба - это довольно внушительное событие, которое требует больших финансовых затрат, но в этом случае родители никогда не скупятся на подарки и на удобства для своих детей, которые потом смогут жить счастливо.

Вследствие этого о том, чтобы хорошо провести свадьбу в Туркмении начинают думать еще задолго до того времени, когда сын или дочь решатся вступить в законный брак и создать свою собственную семью.

Времени достаточно, для того чтобы собрать хорошее, богатое приданное и приготовить средства для проведения свадьбы и для покупки подарков всем многочисленным родственникам, родителям и самим молодым.



Публикации по теме