«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Метод сенсорного воспитания как способ развития дошкольников

Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем.
Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент long term debt consolidation loans воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и.т.д.

Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша. А игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать различные действия: облизывать и кусать погремушку, хватать кубик, бросать мяч, перемещать машину.

Сенсорные игрушки для маленьких детей помогают им познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Вот такой коврик «зоосад» мы купили своему ребенку в 6 месяцев,чтобы деть развивался: в нем есть и звенящие-гремящие подвески(развиваем слух), и яркие игрушки,и зеркальце,чтобы разглядывать себя(развиваем bridge mortgage зрение), и постучать руками-ногами можно(развитие общей моторики), и вставочки из разных на ощупь материалов есть(развиваем осязание). Очень этот коврик люблю,и советую всем! Для развития ребенка-вещь полезнейшая!

Сенсорные игрушки у современного человека вызывают ассоциации с новейшими технологиями. Телефон Айфон, сенсорный экран нетбука, беспроводная мышка уже давно стали любимыми игрушками для взрослых. Детские игрушки намного проще, удобнее и полезнее. Сейчас такой ассортимент сенсорных игрушек для детей, что иметь их все в доме практически невозможно. Но выделить и приобрести основные виды по силам каждому fha loan missouri родителю.

Все сенсорные игрушки можно условно подразделить на:

Мягкие игрушки, которые сшиты из разных по фактуре материалов. В качестве наполнителя в таких игрушках могут быть холлофайбер, синтепон, крупы, косточки.

Именно к таким игрушкам относятся мои вязаные наборы овощей и фруктов.

Их вы можете заказать и купить, мы вместе с вами создадим подходящий для вашего малыша набор тактильных игрушек с разными наполнителями.

Вязаная корзинка-витаминка с 20 разными! ягодками и фруктами станет замечательной развивающей игрой для вас с малышом! Цена набора 3000 рублей

Набор вязаных овощей «Запасы на зиму», уже более 20 разных овощей! Цена 1 штука-150 рублей

Заказать и купить

Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: шнуровки, развивающие книжки, коврики, панно, массажные дорожки.

Игрушки с функцией простого конструктора: вкладыши, пирамидки, матрешки, кубики, коробочки. Они могут быть сделаны из дерева, пластмассы, из ткани или резины в виде подушки или зверей.

Мозаика, простой строительный конструктор (пластмассовый, металлический, тряпочный, деревянный)

Хорошо иметь в семье пластмассовую пирамидку большого размера для маленького ребенка. Такие кольца легко снимать даже непослушным пальчикам малыша. Для детей старшего возраста игрушки по сенсорике полезно покупать из дерева. Они практичные, красочные и экологически чистые.

Открыла для себя новый сайт, где есть ОЧЕНЬ МНОГО именно деревянных игрушечек: и для самых маленьких,и для деток постарше: погремушки, качалки, каталки, деревянные вкладыши, пирамидки, сказки с деревянными фигурками, семейные игры…. Все очень хорошего качества и по приемлемым ценам. Советую! http://www.skazkilesaspb.ru/



Простые вкладыши из пластмассы есть, наверное, в каждой семье. Из них удобно строить башенку, вкладывать одну коробочку в другую. Можно изучать размеры и цвета. Наличие на дне дырочек позволяет играть с водой в ванной.
Более сложные вкладыши и сотерны встроены в домик или машину, что делает процесс занятий более интересным.

Моему малышу 9 месяцев,и сейчас ему стало интересно вкладывать стаканчики один в другой,пока не по порядку. Стаканчики-разноцветные, так мы еще и цвета изучаем.


И напоследок-ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ!

Заниматься сенсорным развитием детей нужно постоянно, а не время от времени.:) И для вдохновения и интересных совместных игр-вам и мне Виктория Кирдий и ее детки:)





Многие родители учат детей не воспринимать предметы, а лишь использовать чужие знания. К примеру, вместо похода в зоопарк они дают малышу книжку с картинками зверей, тем самым искажая у собственных детей основы понимания внешнего мира.


Сенсорное развитие надо начинать с первых дней жизни

Так что же такое сенсорное развитие и почему оно так важно для детей?

Согласно словарям, сенсорное развитие – это комплекс представлений о различных свойствах и качествах того или иного предмета. Например, это вкус, цвет, запах, форма, величина, тактильные ощущения и так далее. В раннем возрасте сенсорное развитие выполняет роль основы для интеллектуального развития.

Именно поэтому так важно с раннего возраста научить детей воспринимать предметы и явления не в искаженном (описательно-книжном), а в их реалистичном виде.


Сенсорное развитие включает такие параметры

Как стимулировать развитие у ребенка в том или ином возрасте?

До года

В этом возрасте для детей особенно важно получение новых впечатлений. Поэтому заботливым родителям необходимо окружить ребенка всеми необходимыми условиями: яркие игрушки различных цветов, форм и размеров отлично выполнят роль первого тренера в развитии.

С 1 месяца Вы можете начать активные занятия с ребенком:

Слух

Детей привлекают резкие, но не очень громкие звуки, поэтому обязательно приобретите несколько погремушек или мелодичных колокольчиков. Игрушку лучше располагать на большом (около 70 сантиметров) расстоянии от ребенка. В самом начале несколько раз потрясите погремушку или позвените колокольчиком. Когда малыш обратит внимание на звук, перенесите источник звука вправо или влево.

Зрение


Развитию зрения способствуют игрушки-подвески

Поместите яркий и крупный предмет (например, воздушный шар или мягкую игрушку) на расстоянии 70-80 сантиметров от малыша. Как только взгляд ребенка хотя бы ненадолго задержится на игрушке, плавно переместите ее в сторону. Повторяйте это упражнение 3-4 раза с небольшими перерывами.

Осязание

Проводите небольшие по продолжительности сеансы массажа, а также давайте малышу большие и безопасные игрушки, чтобы он играл с ними (большой популярностью у детей пользуются всевозможные кубики, большие куклы и машинки). Давая игрушку, обязательно спрашивайте ребенка, как она называется.

Если эта игрушка новая для ребенка, скажите ему: “это собачка, она говорит гав-гав” и так далее. Тогда у ребенка будет формироваться первое восприятие собаки через игрушку.

Дети 1-2 года

В таком возрасте у детей начинают развиваться причинно-следственные связи, которые обязательно необходимо подкреплять. Можно приобрести для ребенка специальные игрушки, которые реагируют на нажатия (отличным вариантом будут милые зверята, вылезающие из коробок, либо издающие звуки, если потрясти коробку).


Сенсорные игрушки для маленьких

Главный критерий – игрушка не должна быть опасной для детей, либо пугать их.

Также отличной игрой будут ритмичные постукивания. Вы можете проводить их в любое время: во время купания, обеда, просмотра нового фильма и так далее. Благодаря таким занятиям, у детей появляется не только чувства ритма, но и умение слушать других людей.

Кроме того, в этом возрасте можно начать знакомить ребенка с животными: вместо того, чтобы показывать малышу фотографии экзотических зверей, сводите его в зоопарк.


Поход в зоопарк и знакомство с живой природой - важный этап сенсорного развития

Пусть лучше у детей сформируется истинное представление о небольшой группе животных, чем он будет черпать неверные знания из книг, постепенно превращаясь в теоретика, не способного фантазировать.

Также развить фантазию ребенка поможет рисование. Помните, что рисовать можно практически чем угодно: карандашами, фломастерами, различными красками, раскрашенным соленым тестом, разноцветным песком и так далее. Не забывайте хвалить все рисунки ребенка, чтобы у него появлялся стимул развиваться дальше.

Использование пазлов тоже приносит свои успехи: поскольку малышу трудно обращаться с мелкими деталями, используйте картинки форма а4-а5, разрезанные на 4-8 квадратиков.

Выбирайте вид картинки так, чтобы у ребенка был интерес собирать ее. Например, мальчикам придутся по душе пазлы с машинками или роботами, а девочкам – с куклами или принцессами.


Сенсорный коврик-пазл для маленьких

Дети 2-3 года

Обычно многие родители начинают чтение книг именно в этом возрасте, боясь, что до 2 лет малыш просто не поймет сути занятия, и оно быстро ему наскучит. На самом деле, знакомство малыша с книжками можно начинать с самого раннего возраста: вначале читайте малышу вслух разные сказки на ночь, затем показывайте ему картинки к этим сказкам. Таким образом, у ребенка начинают сформировываться новые понятия и образы (например, при рассказе сказки “Красная шапочка” родитель может объяснить малышу, что такое красный цвет, кто такой волк, почему бабушки носят очки и так далее).


Деревянные пазлы - отличное пособие

Отличной идеей будет использование развивающих альбомов или книжек. Причем, вовсе не обязательно покупать их в магазине за огромные деньги: замечательные книжки получаются даже из ненужных обрезков ткани, если создавать развивающую книжку с душой и воображением! Что может присутствовать в книжке?


Игра-аппликация с пуговицами
  • Кармашки с различными мелкими предметами, которые ребенок сможет ощупывать (отличным вариантом будут рисовые зернышки, маленькие шишки, крошечные бусинки и любые крупы). Помните, что все кармашки должны быть плотно закрытыми, чтобы малыш случайно не достал из них содержимое и не подавился им.
  • К одной из страниц можно прикрепить замочки и крупные пуговицы. Застегивая и расстегивая их, малыш не только улучшит мелкую моторику ручек, но и приобретет навыки, полезные в быту.
  • Такой же прием можно сделать со шнурками или ленточками: пусть крошка продевает их в дырочки или завязывает узлом, тем самым тренируя свой глазомер.
  • Для девочек чудесной идеей будет бумажная куколка, которую малышка будет одевать в красивейшие платья.
  • Можно прикрепить к страничке крышечки от сока, чтобы малыш учился самостоятельно закрывать и открывать их. Это не только развивает мелкую моторику рук, но и полезно в быту.

Работа с пластилином играет важную роль в развитии сенсорики и моторики

3-4 года ребенку

В данном возрасте пора основательнее знакомить малыша с окружающей средой и основами логических понятий. Таким образом, к 4 годам малыш должен уметь следующие вещи:

  • Отличать из группы и уметь рассказывать хотя бы несколько слов о домашних животных (это должны быть не только кошка, собака и хомяк, но и корова, коза, свинья, лошадь и так далее – не менее 10-15 видов).
  • Знать названия и отличительные признаки нескольких птиц, насекомых и рыб (стремитесь выбирать для изучения не очень сложные названия: акула, попугай и так далее).
  • Знать названия и отличительные признаки 5-10 цветов и деревьев.
  • Отличать друг от друга явления природы.
  • Понимать основные материалы, из которых изготовлены предметы (дерево, металл и так далее).

Игрушки из стекла детям очень нравятся

Методики сенсорного развития

Для обучения отлично подходят следующие методики:

Частые прогулки

Не спешите бежать домой, если вдруг начался дождь – это отличный способ объяснить ребенку отличие дождя от снега, мокрого от сухого и холодного от горячего. Также зимой надо как можно больше тактильно “общаться” со снегом: лепить снеговиков, делать снежных ангелочков, играть в снежки или просто валяться в снегу.


Прогулки на природе с детьми должны быть в любую погоду

Использование карточек

Купите, либо распечатайте на цветном принтере картинки различных животных. Насекомых, рыб, птиц и цветов (для большей сохранности получившиеся карточки можно заламинировать). Далее игры могут идти по нескольким направлениям: Вы можете искать пару для каждого изображения (это задание прекрасно развивает память), играть в “найди лишний предмет” (ребенок будет учиться мыслить логически, подмечая отличия и сходства какой-либо группы).


Сенсорный короб с зерном и крупами придумала Мария Монтесорри

Также вы можете распечатать черно-белые карточки и раскрашивать их с малышом (тогда он намного лучше усвоит материал, ведь пособия создавались практически своими руками!).

Особенно интересны игры, сделанные своими руками: к примеру, можно взять небольшие коробочки или баночки (из-под лекарств, от киндер-сюрпризов и так далее) и наполнить их разными сыпучими материалами: песком, бусинками, различными крупами и так далее. Главный критерий – звук, издаваемый каждой коробочкой, должен отличаться от других. Далее Вы несильно трясете коробочку, а ребенок пытается угадать, что же там внутри. Еще один вариант – изготовление парных коробочек (в таком случае малыш должен повторить услышанный звук).


Музыкальные игры развивают слух и чувство ритма

Если у Вас нет времени на изготовление подобных игр, используйте собственные руки: пускай ребенок повторит несколько ритмичных хлопков или щелчков. Подобные занятия развивают как чувство ритма и воображение, так и память.

Дошкольники 4-5 лет

Достигнув этого возраста, ребенок должен правильно и быстро застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки и пользоваться всеми видами столовых приборов, уметь различать все стороны и направления, аккуратно закрашивать любую фигуру, рисовать ровными линиями. Но как же добиться этих результатов?

  • Использование карточек (как и в предыдущем параграфе).
  • Предлагайте ребенку раскраски с любимыми героями или героинями мультфильмов. Также пробуйте рисовать по клеточкам или дорисовывать половину уже готовой картинки.
  • Не помогайте малышу застегивать одежду, иначе он так и не научится это делать.
  • Вы можете попробовать начать учить второй язык. Делать это лучше всего с помощью тематических мультфильмов, ролевых игр, карточек и раскрасок. Помните, что ребенку необходимо постоянное повторение и постоянное общение, иначе полученные знания быстро забудутся.

Сенсорные занятия в саду проводятся несколько раз в неделю

Помните, что начальные занятия не должны превышать 40-60 минут, иначе малыш устанет, и игра ему быстро разонравится.

Дети 5-6 лет

Дошкольник должен разбираться во всех окружающих предметах: в мебели, посуде, одежде, бытовых и электрических приборах, растениях и животных, явлениях природы, названиях фильмов. Малышу также необходимо уметь решать несложные бытовые проблемы: вдевать нитку в иголку, пришивать пуговицы и заплатки.

Также не забывайте подготавливать малыша к школе: почаще берите его в людные места, чтобы он не пугался больших скоплений людей, расскажите ребенку о правилах этикета и вежливости (все это не только поможет ребенку сделать правильную оценку своих действий в будущем, но и подружиться с коллективом в настоящем).

Видео. Сенсорное развитие - как сделать пособие

Краткое содержание: Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие тактильной чувствительности. Развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие ребенка дошкольника. Развитие восприятия у детей

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

В развитии сенсорных способностей важную роль играет освоение сенсорных эталонов – общепринятых образцов свойств предметов. Например, 7 цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и пр.

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения. В этом статье мы последовательно рассмотрим игры для развития каждой из пяти сенсорных систем.

Игры для развития осязания (тактильного восприятия)

К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность (ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Для развития тактильного восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами, отличающимися структурой поверхности. Давайте малышу разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте малышу поиграть со щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Большой интерес также вызывают цветные мочалки для посуды! Вы можете сами сделать интересный тактильный альбом из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и многое другое.

Интересны ребенку игры с фольгой. Ее можно сначала смять, сделав из нее шарик, потом снова рагладить.

Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями. Полезно также играть с различными крупами: опускать ручки в коробку и искать спрятанную маленькую игрушку. Можно посоветовать играть с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, зелей, пластилином, тестом из муки и соли.

Подробнее об играх с песком и землей можно прочитать по ссылкам:

Обращайте внимание ребенка на холодный снег или сок из холодильника и горячий чай, горячие батареи, огонь на плите. При купании привлекайте внимание малыша к температуре воды в кране и ванне; можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную и попеременно опускать ручки или ножки.

Так как общая чувствительность кожи снижена, ребенку полезно получать интересные ощущения всем телом. Хорошо заворачивать его целиком в шерстяное одеяло; можно оборачивать малыша махровым полотенцем, надевать прямо на трусики и маечку меховую шубу, повязывать спину и живот вязаным платком.

Очень интересными для ребенка будут ощущения гуашевой краски на ручках, животе, спинке. Особенно здорово, если в ванной комнате есть зеркало, и можно посмотреть на себя со всех сторон.

Развивать следует чувствительность не только маленьких ручек, но и ножек. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.

Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др.

Дополнительные развивающие игры:

"Поймай киску"

Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.

"Чудесный мешочек"

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)

Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.

"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"

Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.

По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.

"Узнай фигуру"

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

"Узнай предмет по контуру"

Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.

"Догадайся, что за предмет"

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

"Найди пару"

Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью.

Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.

"Что внутри?"

Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, муку с водой, горох, фасоль, различные крупы: манку, рис, гречку и др. Можно использовать воронку для наполнения шариков. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дополнительно можно небольшое количесвто каждого наполнителя поместить в тарелочках. В этом случае надо будет еще соотнести каждую пару с соответствующим наполнителем, т.е. определить, что находится внутри шариков.

"Отгадай цифру" (букву)

На спине ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву). Ребенок должен определить, что это за символ. Более подробное описание этого упражнения см. по ссылке >>>>

Очень полезны также для дошкольников и учеников начальной школы (особенно первого класса) игры с буквами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: "Определи на ощупь", "Найди нужную букву", "Покажи букву". Ребенок многократно проводит рукой по букве, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой буквы, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную букву, нужно предоставить такую возможность.

Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством взрослого к самостоятельному выполнению задания учеником, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных цифр.

"Что это?"

Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).

"Собери матрешку"

Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку - кто быстрее.

"Золушка"

Дети (2-5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.

"Угадай, что внутри"

Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?

Другие публикации по теме данной статьи:

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

Сенсорное воспитание создает необходимые условия для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестического и других видов ощущений и восприятий.

В дошкольном возрасте происходит обогащение чувственного опыта через совершенствование работы разных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного, двигательного, кожно-мышечного, обонятельного, вкусового, осязательного).

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательно – исследовательской) деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величин, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысотного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон – значит не просто правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям. Чтобы познакомиться с каким – то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать ит.д.

Включенные в обследование предмета движения руки организуют зрительное и кинестическое (двигательное), восприятие детей, способствуют уточнению зрительных представлений о форме предмета и его конфигурации, качестве поверхности. Ознакомление с формой, величиной, пространственными и иными характеристиками предметов невозможно без интеграции движений рук и глаз.

Ребенок сталкивается в жизни с многообразием форм, красок, с произведением искусства, музыки. Но без педагогического руководства усвоение происходит стихийно, поэтому я последовательно, планомерно знакомлю детей с сенсорными эталонами (цветом, формой, тактильным, вкусовым и слуховым восприятием. Для обогащения сенсорного опыта использую дидактические игры, где воспитательно- образовательное значение не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу. Ценность этих игр заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Любая информация поступает к ребенку через органы чувств: глаза, уши, нос, рот, язык, поверхность тела. Каждый орган получает специфический для него вид информации.

Процесс восприятия запаха состоит из множества стадий. К некоторым ароматам привыкают быстрее, другие постоянно действуют на психику и вызывают стрессы, а значит, ароматы оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния. В дидактических играх закрепляются навыки различения запахов предметов, что в конечном итоге способствует дифференциации предметов окружающего мира с помощью обоняния:

    Определи предмет по запаху;

    Вспомни, как они пахнут;

    Коробочки с запахами;

Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Дети учатся определять вкусовые характеристики предметов и использовать полученную информацию в повседневной жизни. Вкусовые ощущения делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних и неприятным для других.

    Определи на вкус”.

    Вкусовые банки”.

    Назови вкус продуктов”.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важное человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно, слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире. Система фонем (от. греч. “звук”) – это тоже сенсорные эталоны, без овладения которыми невозможно овладеть смысловой стороной языка, а значит, и регулятивной функцией речи. Свойства звуков нельзя, подобно разновидностям формы или цвета, представить в виде предметов, с которыми выполняются различные манипуляции. Ребенок пропивает, проговаривает речевые звуки и постепенно овладевает умениям изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков. Игры на восприятие звука дают детям представление о шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте.

    Тихо и громко”.

    Угадай, что звучит”.

    Шагаем и танцуем”.

    Высокий и низкий звук”.

    Звоночки”.

    Шумящие коробочки”.

    Что слышно”.

Органом осязания служит рука, и основные усилия направлены на развитие чувствительности рецепторов руки. С этой целью использую различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно – двигательных ощущений:

    Лепка.

    Аппликация.

    Аппликационная лепка.

    Конструирование из бумаги, конструктора.

    Рисование.

    Сортировка мелких предметов.

Практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Использую пальчиковую гимнастику с элементами массажа, что, несомненно, способствует повышению тактильной чувствительности.

    Чудесный мешочек”.

    Определи на ощупь”.

    Узнай фигуру”.

    Угадай, что внутри”.

В дошкольном возрасте происходит знакомство с основными эталонами формы (круг, овал, квадрат, треугольник); величины (длинный – короткий, толстый – тонкий); цвета (основные цвета спектра, белый, черный) в процессе практической и игровой деятельности использую сенсорные пособия – пирамиды, вкладыши, логический куб, сборно-разборные игрушки и др., что значительно повышает эффективность всей работы. Дети лучше запоминают цвета спектра и особенно их оттенков, если получили их самостоятельно (например при смешивании красок) или в таких играх как:

    Найди цветок для бабочки”.

    Поставь цветы в вазу”.

    Ловись рыбка”.

    Собери бусы”.

Знакомя детей с геометрическими формами, я обучаю их приему обведения контура.

Величина рассматривается как размер, объем, протяженность предмета, т.е. это те параметры, которые можно измерить. Величина понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой и маленький. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера:

    Пирамидки”.

    Матрешки”.

    Расставь по порядку”.

Зрительное восприятие – это сложная работа. Особое внимание уделяю исследующих рук и глаз ребенка. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению:

    Что изменилось?”

    Найди отличия”.

    Разрезные картинки”.

В настоящее время сенсорная культура детей находится на низком уровне, поэтому её необходимо всячески развивать и поддерживать. Наиболее оптимальным периодом для этого является ранний возраст. Сенсорное воспитание необходимо начинать уже с первого месяца жизни. Всем известно, что малыши намного быстрее усваивают предоставляемую им информацию, чем, например, ребята постарше. Поэтому специалисты рекомендуют начинать заниматься с детьми как можно раньше, чтобы в будущем им легче было адаптироваться в обществе. Сегодня в рамках нашей статьи мы рассмотрим, что такое сенсорное воспитание, для чего оно необходимо, а также выясним, как правильно его применять.

Для чего нужно заниматься с маленькими детьми

Сенсорное воспитание - это залог малыша. Этот фундамент будет необходим ему в будущем для благополучной адаптации в общеобразовательной школе. Если ребенок недостаточно воспринимает предметы, у него могут возникнуть трудности с письмом и выполнением разнообразных изделий на уроках труда.

Основными задачами сенсорного развития детей в считаются:

  • формирование хороших условий для общего развития ребёнка;
  • содействие развитию сенсорной и психомоторной среды у деток путём познания мира, цветов и оттенков, а также величин различных предметов;
  • подбор эффективных игр, упражнений, занятий по общему развитию;
  • привлечение пап и мам к процессу развития;
  • задействование иллюстрированных учебников;
  • создание сенсомоторного уголка в учебной дошкольной группе;
  • составление картотеки игр по общему воспитанию.

Подготовительные мероприятия

Развитие малыша имеет прямую зависимость от того, каким образом обустроена игровая комната, в которой живёт ребёнок. Задачей мамы и папы является обеспечение удобного, комфортного и безопасного места в доме, где маленький человек будет чувствовать себя спокойно и защищенно. У малыша должен быть свой собственный уголок в помещении, полностью оборудованный для подвижных игр и полноценного отдыха. При помощи родителей в детских дошкольных учреждениях проводятся такие мероприятия, как:

  • пополнение группы игровыми и сенсорными материалами;
  • приобретение дополнительных наборов для проведения экспериментов в воде и песке, емкостей разнообразных форм, предметов-орудий для осуществления переливаний жидкостей;
  • приобретение досок-вкладышей с формами, наборов объёмных тел, развивающих игр;
  • обновление музыкального уголка с игрушками, издающими различные звуки;
  • приобретение безопасного пластмассового конструктора;
  • изготовление настольных и дидактических игр.

С чего начинается сенсорное развитие

Во время ознакомления деток с разнообразными предметами были использованы занятия как в группе, так и индивидуально, проведены игры для познания окружающих предметов, которые дают толчок к изучению окружающего мира. Для развития сенсорной моторики необходимо знакомить малышей с такими свойствами предметов и явлений, как:

  • цветовая гамма;
  • конфигурация;
  • размер;
  • количество;
  • расположение в окружающей среде.

Необходимо проводить работу, направленную на обучение ребятишек восприятию предметов в целом, усвоение ими сенсорных эталонов, таких как система геометрической формы, шкала величины, цветовой спектр, пространственные и временные ориентировки, фонетическая система языка, что является довольно-таки сложным и длительным процессом. С целью ознакомления с каким-либо объектом ребёнку необходимо тронуть его рукой, сжать, погладить, прокатить.

Ознакомление детей с предметами

В момент ознакомления детей с величинами и закреплением знаний о них применяются такие способы и приёмы:

  • сопоставление нескольких объектов во время игры методом их приложения друг к другу;
  • применение специально предназначенных игрушек в форме пирамидок, матрешек, вкладышей и так далее.

В ходе таких игр, которые направлены на вырабатывание осязательной функции, малыши учатся хватать, щипать и чувствовать. Применение мячиков для массажа даёт довольно-таки неплохой результат.

Занятия на развитие тактильных функций

Выступают пальцы на руках, и самые главные силы брошены на совершенствование восприимчивости их рецепторов. Для этого применяют самые разнообразные типы деятельности, которые способствуют усовершенствованию тактильных и двигательных функций. Такими видами деятельности являются:

  • лепка;
  • аппликация;
  • аппликационная лепка;
  • формирование из бумажек и конструктора;
  • рисование;
  • сортирование небольших предметов;
  • формирование фигурок из объектов разного рода.

Раз в неделю можно проводить занятия, направленные на усвоение упражнений по развитию тактильной чувствительности и сложных координированных движений рук. Усовершенствованное сенсорное восприятие в настоящее время является основой для улучшения всех сфер деятельности современного человека.

Задачи для усовершенствования сенсорной моторики ребёнка

Для того чтобы добиться максимального результата специалистами была проведена огромная работа. Для усовершенствования сенсорного восприятия были поставлены такие задачи:

  • подбор материалов для развития ;
  • проведение диагностики степени развития сенсорики у малышей.

Сенсорное воспитание - это умение на практике ориентироваться в различных параметрах, таких как конфигурация и размер, абсорбировать оттенок предмета, формировать целостный объект. Все это осваивается постепенно. Большим препятствием на пути к достижению поставленной цели является ранний возраст. Сенсорное воспитание нужно запланировать и согласовать с основным обучением, чтобы данный вид работ не превратился в дополнительное занятие. То есть удачное объединение деятельности по познанию величины, формы и цвета того или иного предмета возможна только в том случае, если будет присутствовать определенный физический уровень развития ребёнка.

В развитии сенсорики важную роль играет подвижность рук во время осуществления действий по укладыванию предметов. Педагоги должны обращать внимание на то, как ребенок играет с мозаикой, рисует красками, лепит из пластилина. Сопоставление сенсорики и моторики считается самым главным условием умственного развития ребёнка. Обособленного внимания требует тщательный анализ пройденного обучения.


Сенсорное воспитание - это проведение игр и упражнений с учетом специфических особенностей каждого малыша. Занятия нужно начинать выполнять с заданий, которые подразумевают совместные действия родителей и ребенка. В будущем взрослый может менять своё месторасположение: находиться недалеко от малыша, сидеть напротив него. Любое движение ребенка при этом нужно комментировать и озвучивать.

Сенсорное воспитание - это важный этап в жизни маленького человека, который влияет на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха, обоняния;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается в расслабленном состоянии и комфортном самочувствии;
  • побуждение к автономной и экспериментальной деятельности.

Сенсорика у самых маленьких

Сенсорное воспитание детей раннего возраста - это методика, призванная вызвать заинтересованность к игрушке, какому-либо познавательному пособию, которое изготовлено из деревянного материала. Это могут быть матрёшки больших и маленьких размеров, пирамидки, кубики-вкладыши, доски, имеющие отверстия разнообразных величин или форм, с комплектом вкладок, столики с мозаикой и так далее. Конкретно игрушки из дерева имеют очень важное значение для развития сенсорики у ребёнка, потому что они отличаются хорошей фактурой, устойчивы во время манипулирования и выполнения самых простых движений с ними.

Как правильно осуществлять сенсорное воспитание? Развитие маленьких детей зависит от их окружения. Всё, что находится вокруг малыша, оказывает воздействие на:

  • нормальное функционирование зрения, осязания, слуха;
  • функциональность моторных функций и стимуляцию подвижности активности;
  • ликвидацию тонуса в мышцах и психического эмоционального напряжения, которое достигается при расслабленном состоянии и комфортном самочувствии ребят;
  • формирование позитивного психоэмоционального фона и повышение у ребёнка способности к работе;
  • активизацию таких процессов, как мышление, внимание, восприятие и память;
  • увеличение побуждения к автономной и экспериментальной деятельности ребят.

Правильное развитие грудничков

Почему так важно сенсорное воспитание? Дошкольного возраста дети еще с самых первых месяцев жизни воспринимают окружающую среду при помощи обоняния и осязания. По причине этого с рождения и до четвёртого месяца необходимо проделывать упор конкретно на эти сенсорные системы.

Началом формирования зрительной системы грудничка является ранний возраст. Сенсорное воспитание к шести месяцам включает в себя упражнения, которые тренируют моторную деятельность ребёнка. Для этой цели имеются самые простые, однако довольно-таки важные методы:

  • Осязание - постоянный физический контакт с мамой, совместный сон с ней, выкладывание крохи на различные поверхности, не вызывающие аллергии, упражнения пальчиков, которые можно начинать уже с трёх месяцев, ношение малыша на руках, совместные купания мамы и ребёнка.
  • Обоняние - ребёнок должен воспринимать запах тела своей мамы, по причине этого женщине не нужно использовать духи во время тесного физического контакта с ребёнком. По окончании шести месяцев необходимо давать деткам нюхать нерезкие и приятные запахи.
  • Зрение - не стоит слишком сильно приближать собственное лицо к малышу, чтобы у него не развилось косоглазие. Необходимо показывать белые, черные и однотонные предметы уже с двух месяцев жизни, демонстрировать многоцветные и яркие игрушки, помогать изучать собственное отражение в зеркале, наблюдать пейзаж за окном, беседовать, слушать приятную музыку и многое другое.
  • Вкусовые качества - после введения первого прикорма необходимо разнообразить меню.

На этом этапе пока нет сенсорного развития деток через игровую деятельность. Это больше похоже на демонстрацию, изучение и наблюдение. Восприятие мира через игры начинается уже с одного года жизни.

Развитие от года и до трех лет

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста является целенаправленным совершенствованием всех каналов восприятия. При этом все происходит в очень быстром и насыщенном темпе. Главной деятельностью на этом этапе развития считается предметная. Она направлена на привлечение различных красочных объектов. В таком возрасте очень важным моментом является именно сенсорное воспитание. Развитие детей через игру считается всего лишь дополнительным действием, хоть без него не обойтись. Отличительной особенностью этого периода считается то, что сенсорная система ребёнка развивается быстро. Необходимо давать деткам такие предметы: пирамидка, сортировщик, рамка-вкладыш, волшебные мешочки для запоминания текста.

Ребёнок должен на протяжении этого времени:

  • научиться снимать и надевать кольца разных размеров на стержень;
  • доставать из карманов и складывать обратно предметы, имеющие разнообразную величину;
  • уметь определять мохнатую, мягкую, гладкую и шероховатую поверхность;
  • знать такие геометрические формы, как квадрат, круг, куб и шар;
  • к трём годам отличать вкус основных продуктов и отдавать отдельным своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Ориентация на предметы на этом этапе жизни считается главной, потому что она оказывает большое влияние на усовершенствование личности и психического состояния ребёнка.

Дети от 4 до 6 лет

Важнейшую роль даёт детей дошкольного возраста, потому что в этот период необходима помощь в подготовке к новейшему этапу жизни - учёбе. Теперь на первый план выходят игры, которые считаются самыми занимательными и очень эффективными. При этом ребенок не просто овладевает простейшими игрушками, а принимает участие в ролевых играх. Следует отметить, что малышам очень интересны такие занятия. Игры дидактические по сенсорному воспитанию направлены непосредственно на то, чтобы дети могли легко адаптироваться в предлагаемых условиях.

Значение сенсорного развития ребенка в дошкольном возрасте

Итак, мы продолжаем рассматривать сенсорное воспитание по возрастам. Дошкольники должны уметь формировать представление о внешнем свойстве предмета, различать его форму, цвет, величину, положение в пространстве, запах, вкус и многое другое. Смысл развития сенсорики в этот период недооценить сложно. Такие навыки составляют фундамент общего умственного развития ребенка. С момента восприятия предметов и явлений вокруг начинается познание. Все иные его формы, такие как память, мышление и воображение, формируются на основании восприятия. По этой причине нормальное развитие интеллекта невозможно без полноценного восприятия.

В детских садах детей обучают рисованию, лепке, конструированию, ознакамливают с природными явлениями, проводят игры по сенсорному воспитанию. Будущие школьники начинают изучать основы математики и грамматики. Получение знаний и умений в данных сферах потребует пристального внимания к самым различным свойствам объектов. Сенсорное воспитание - это долгий и непростой процесс. Он не ограничивается определенным возрастом и имеет свою историю. Сенсорное воспитание детей с раннего возраста - это методика, помогающая правильно воспринимать те или иные предметы в пространстве.

Подведем краткие итоги

  • В первый год жизни ребёнок обогащается впечатлениями, а именно следит за двигающимися красивыми игрушками, которые подбираются именно под такой ранний возраст. Сенсорное воспитание заключается в том, что малыш, хватая объекты разнообразной конфигурации и размеров, учится воспринимать их правильно.
  • В 2-3 года детки уже пытаются самостоятельно выделять цвет, форму и размер предметов, копят представления о главных видах оттенков и конфигураций. Также в этом возрасте проводятся дидактические игры детей по сенсорному воспитанию.
  • С 4 и до 6 лет у ребят вырабатываются конкретные эталоны сенсорики. Они уже имеют определенное представление о цветах, геометрических фигурах и соотношении предметов между собой по величине.

Занимайтесь со своими детьми, и они обязательно будут радовать вас своими успехами в будущем!



Публикации по теме