Специфика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Развитие и формирование способностей в дошкольном возрасте

Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка . Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте. При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.

Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Немного теории, без нее никуда!

Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.


Специфические

Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.

Специфические способности бывают:

  • Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные - декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
  • Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.

Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).

  • Конструктивно-технические - представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
  • Организаторские - ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
  • Творческие - используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
  • Интеллектуальные - наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
  • Сенсорные - сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.

Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.


Природные

Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).

В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:

  • скорость обучения знаниям и навыкам;
  • предрасположенность к определенному виду деятельности;
  • устойчивость к стрессам;
  • наличие предельных границ способности;
  • общественное признание уникальных возможностей;
  • нестандартные результаты.

Способности дошкольников и условия их формирования

Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.

Основные правила организации деятельности ребенка :

  • организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
  • активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
  • адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
  • ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.
Это интересно: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже - в рисовании, а уже потом в науке.

Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста


Существует такое понятие как "сензитивный период" - это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.

Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)

Создание окружающей среды для развития специальных способностей

Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.

Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.

Создание окружающей среды для развития физических способностей

В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.

Создание окружающей среды для развития творческих способностей

Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может "опробовать" самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.

Создание окружающей среды для развития познавательных способностей

Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных "почему", "как" и "когда". Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.

Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.

Внимательные родители рано замечают особую склонность своих детей к определенному виду деятельности. Они радуются развитию ребенка и пытаются понять, наблюдают ли они обычный путь созревания детской личности, или их кроха обладает выраженными способностями.

Чтобы утвердиться в своем мнении, важно разобраться, как происходит развитие способностей в дошкольном возрасте, и какие особенные умения могут демонстрировать дети.

Особенности формирования способностей в дошкольном возрасте

Способности – это качества, особая предрасположенность к определенному виду занятий, обеспечивающая успешность в деятельности. Они развиваются на основе задатков, которые передаются по наследству.

Генетический код малыша может включать задатки, доставшиеся ему от родителей, бабушек и дедушек, а также более ранних поколений. Распределяются эти природные ресурсы неравномерно. Щедрая природа может наградить ребенка многочисленными задатками, но может распорядиться и по-другому, не передав по наследству ни одного таланта от предков.

Однако мало иметь в наличии задатки. Они могут развиваться и превращаться в способности. В этом случае ребенок опережает в некоторых видах деятельности своих сверстников, демонстрируя заметные результаты. Но также много шансов, что задатки останутся в дремлющем состоянии и при отсутствии стимулов никак не проявятся.

Поэтому так важно, чтобы взрослые, не ссылаясь на естественный ход детского развития, окружали ребенка полезными игрушками, много общались с ним, помогали ему познавать мир предметов и явлений, предоставляли условия для различных действий и творчества.

Какие способности проявляются у дошкольников

Способности ребенка заявляют о себе после трех лет. Как раз начинается тот возрастной этап, на протяжении которого происходят самые значительные сдвиги в развитии познавательных процессов дошкольника.

В практической психологии способности детей дошкольного возраста разделяют на две группы:

  • общие
  • специальные

Общие способности имеют боле широкое поле проявления и разностороннюю направленность. Считается, что в данном случае имеет место общая умственная одаренность, которая проявляется в разных видах деятельности. К ним же причисляют легкость в установлении контактов с окружающими и коммуникативно-речевые умения.

К специальным способностям относят предрасположенность к художественным видам деятельности. Одни дети, едва взяв в руки карандаш, рисуют уже вполне узнаваемые образы. Другие приплясывают в ритм, заслышав задорную мелодию. Третьи сосредоточенно мастерят из пластилина зоопарк, и поражает сходство их поделок с реальными образами. В каждом из этих случаев проявляются специальные (художественные) способности.

Как формируются общие способности в дошкольном возрасте

Определение «общие» подсказывает, что нужно обязательно уточнять, к чему именно способен ребенок. Что он умеет делать лучше других? Какие действия даются ему легко и приводят к значимым результатам?

Конкретизируя, общие способности разделили на познавательные и практические.

Развитие интеллектуально-познавательных способностей

Изобразительные и декоративно-прикладные склонности реализуются в рисовании, создании аппликаций, в лепке из глины и пластилина. Для успешности в этой деятельности важно не только чутко воспринимать и фантазировать, но необходимы умелые действия, постановка руки. Соответствующие навыки формируются в систематических занятиях. Поэтому развитие художественных способностей ярче проявляется у детей старшего дошкольного возраста.

Обеспечивают восприятие ребенком звуковых ритмов и мелодий. Младшие дошкольники показывают, что они чувствительны к данному направлению, выполняя танцевальные движения в такт музыки. Или же они внимательно прислушиваются, когда звучит мелодия. В 5 лет способные дети уже довольно умело поют, подтверждая данный им от природы музыкальный слух. Не проводя специальной диагностики, чуткие родители замечают склонности своего ребенка к музыкальной деятельности.

За проявлением театральных талантов можно понаблюдать в сюжетно-ролевых играх. Некоторые дети настолько умеют перевоплощаться в героя, роль которого они выбрали, что выдают все то типичное, чем характеризуется их персонаж. Это могут быть элементы мимики, позы, характерная речь. Дошкольники, обладающие театрально-речевыми способностями, охотно участвуют в постановках сказок или сцен из мультфильмов. Их высказывания эмоциональны, а речь и понятно.

Уникальные таланты детей

Перечисляя, к чему способен ребенок дошкольного возраста, нужно отметить, что некоторые умения детей могут быть крайне необычными и редко встречающимися. Кажется, что такие умения появились ниоткуда. Они открываются внезапно, никто их специально не пытался развивать. Природа одарила избранных детей задатками такой высокой степени развития, что они начинают проявляться в первые годы жизни.

В обществе известны композиторы и поэты, которые уже в пятилетнем возрасте написали свои первые произведения. Встречаются 3-летние малыши, так успешно играющие в шахматы, что им проигрывают взрослые.

Есть дети с необычными способностями, на лету запоминающие большие тексты или с легкостью оперирующие числами, проводя операции сложения, вычитания и умножения с многозначными числами в уме.

Важно, чтобы родители таких одаренных детей не вдавались в крайности – не воспринимали выдающиеся способности своих детей как забаву, или не стремились развивать исключительно эту сторону ребенка в ущерб другим. Например, обладая феноменальными умениями счета не столь важно выполнять функции калькулятора. Гораздо важнее развивать математические способности, которые гораздо многограннее арифметических действий, пусть и со сложными числами.

Условия для развития способностей дошкольника

Для того чтобы задатки, заложенные в детях от природы, развивались и превращались в способности, нужна располагающая атмосфера.

С раннего детства ребенок нуждается в познавательных игрушках, соответствующих его возрасту. Дошкольнику важно самостоятельно осваивать функции игрушек, окружающих предметов. Родителям лучше исключить чрезмерную опеку и просто быть рядом, предоставляя возможность ребенку постигать новые качества и характеристики предметов и явлений.

С развитием речевых умений дошкольники задают много вопросов, причем не разрозненных, а углубляющих или расширяющих ответ. Они нуждаются в доступных пояснениях и обращаются к взрослым, чтобы те помогли им выяснить суть.

Для развития художественных талантов следует окружить ребенка теми средствами, которые помогают раскрываться их задаткам. Если дошкольнику нравится рисовать, то в его распоряжении должны быть и карандаши, и краски, и мелки. А если замечена склонность к конструированию, то следует предоставить различные наборы деталей – сделанные из разных материалов, имеющие разнообразные формы и конфигурации.

Со стороны взрослых важны поощрения и подбадривания, чтобы стимулировать дальнейший интерес юного таланта. Особенно вдохновляют детей совместные с родителями творческие сеансы, когда все вместе создают картину или вылепливают набор сказочных героев, поют детские песенки или конструируют технические игрушки.

Способности детей развиваются, и этот процесс зависит не только от природных данных, но и от направленных усилий любящих родителей.

Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста.

Наиболее эффективными способами для выявления способностей детей дошкольного возраста считаю практические методы. Чаще всего малыш спрашивает именно о том, что занимает его больше всего, так можно понять круг его интересов. В коллективной игре легко выявить лидерские качества, способность к коммуникации с другими детьми. Наблюдение за игрой малыша дошкольного возраста в куклы или машинки позволит понять, насколько развито воображение и логика.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.

Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.

Создание предметно-развивающей среды.

Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Для выявления особенностей двигательно-ритмической сферы использую:

Тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца при обследовании произвольной мимической моторики;

Методику Н.А. Рычковой при обследовании речевой моторики;

Тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца при обследовании общей произвольной моторики;

Тесты для обследования тонких движений пальцев рук М.А. Поваляевой;

Обследование действий с предметами по методике М.А. Поваляевой;

Чувство ритма по методике Н.А. Рычковой.

Для развития способностей обучающихся активно включаю в занятия игровые технологии, элементы и приёмы здоровьесберегающих технологий, технологию личностно-ориентированного обучения, направленную на разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, информационно-коммуникативные технологии , которые повышают речевую и познавательную активность детей.

Для развитии лицевой и речевой моторикипользуюсь комплексной методикой коррекции артикуляционных расстройств Крупенчук О.И., Воробьёвой Т.А «Исправляем произношение», в которую входят: система работ по развитию мелкой моторики, логопедический массаж, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, изотонические упражнения.

Подобрала и систематизировала комплексы: картинки-символы, игрушки-помощники, изготовила пособие «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах».

Для развития мелкой моторики рук использую крупотерапию, мозаики, массажные мячики, су-джоки, эспандеры; рисование и штриховку карандашами; «пальчиковые игры», которые способствуют развитию речи, творческой деятельности. Разработала пособия: «Счетные палочки возьми, картинку собери», «Умные прищепки», «Чудо-веревочка», «Чей хвост?», «Учимся шнуровать».

Развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики способствуют ритм стихов, поговорок, пословиц. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память.Систематизировала комплекс динамических пауз в сочетании с речевым материалом.

Для обследования устной речи детей старшего дошкольного возраста использую иллюстрированный материал О.Б. Иншаковой.

Для коррекции звукопроизношения использую пособия: Е.Н. Краузе «Логопедический массаж. Артикуляционная гимнастика», М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.А. Новиковской «Учим ребенка говорить. Игры и упражнения для выработки правильного произношения всех звуков», дидактический материал О.Е.Громовой «Говорю правильно», альбомы Л.А. Комаровой «Автоматизация звука в игровых упражнениях» и др. Составила картотеку «Автоматизация и дифференциация звуков на занятиях и дома».

Для выявления особенностей фонематического восприятия у детей

использую комплекс диагностических методик в основе заданий предложенных

Г.А. Волковой «Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников», В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Экспресс - обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста», Н.И. Дьяковой «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников»

Для развития слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза использую пособия: Н.М. Мироновой «Развиваем фонематическое восприятие», Т.А. Ткаченко «Коррекция фонетических нарушений у детей», « Развитие фонематического восприятия», Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», Гадасиной Л.Я., Ивановской О.Г. «Звуки на все руки. 50 логопедических игр» и др.

Изготовила дидактические пособия на развитие звукового анализа и синтеза «Звук слышу, табло заполняю», «Твёрдый-мягкий», «Прочитай по первым буквам», «Слоги и слова»; по обучению грамоте «Тактильный алфавит», «Профили звуков».

Для выявления особенностей слоговой структуры слова пользуюсь учебно-методическим пособием Г.В. Бабиной, Н.Ю. Сафонкиной «Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи»

Коррекцию слоговой структуры слова провожу с использованием методических рекомендаций Т. А. Ткаченко «Коррекция нарушений слоговой структуры слова». С.Е. Большаковой «Формируем слоговую структуру слова», Н.С. Четверушкиной «Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений».

Для выявления особенностей словаря, грамматического строя и связной речи использую комплекс диагностических методик в основе заданий предложенных

В. С Володиной «Альбом по развитию речи», Т.Б. Филичевой, Т.В.Тумановой «Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста», И.А. Смирновой «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи»

Работу по развитию лексико-грамматических категорий языка и связной речи провожу параллельно с совершенствованием у детей неречевых психических функций, познавательных способностей. Использую игры и упражнения, разработанные Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи», О.С Ушаковой «Придумай слово», В.В Коноваленко, С.В. Коноваленко «Синонимы», «Антонимы», а так же «Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет» Н.С Руслановой, «Логопедические задания для детей 5-6 лет (6-7 лет) Т.Ю. Бардышевой, Е.Н. Моносовой.

Использую в своей работе с южетно-ролевые игры, которые способствуют быстрому и полному развитию детской фантазии; игры – театрализации и игры – драматизации готовят детей к развёрнутому, связному и последовательному изложению мыслей.

Разработала и апробировала пособия, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (технология формирования речевого дыхания) : « Вертушки», «Варежки», «Грибочки», «Бабочки», «Осенние листочки», «Забей мяч в ворота», «Подуй на листочки; на паучков »; на развитие грамматического строя речи «Чей хвост», «Один-много», «1-2-5-9»;

Подготовила победителей и участников: муниципального конкурса «ЛогоЗнайка»; всероссийской викторины для дошкольников "Маленькие эрудиты"; всероссийской онлайн-олимпиады «Русская матрешка»; международной викторины для дошкольников "Совушка-всезнайка"; международной викторины для дошкольников "К школе готов! Русский язык". Организовала и провела общесадовские конкуры чтецов: «Осенняя палитра», «Весенний ручеёк», «Пернатые друзья», конкурсы рисунков: «Русские народные сказки», «Моя любимая сказка», «В мире сказок».

Развиваю творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Совместно с родителями и детьми стали победителями в муниципальном конкурсе «Педагогический проект»

1. Задатки и способности. Их развитие в дошкольном возрасте

У человека есть два класса задатков: врождённые и приобретённые. Первые иногда называют «природными», а вторые – «социальными» или «культурными». Многие природные задатки являются общими у человека и у животных: элементарные способности к восприятию, запоминанию, наглядно-действенному мышлению. Они возникают в зависимости от созревания организма и проявляются в соответствующих внешних условиях. В их основе, как правило, лежат генотипически обусловленные анатомо-физиологические свойства организма.

Следует отличать природные задатки от природных способностей. А. Н. Леонтьев писал: что природные способности – «это не задатки, а то, что формируется на их основе» . Можно добавить к этому важному замечанию следующее: без специального обучения и воспитания, то есть в обычных условиях существования живого организма, способности этого рода у него появляются и в достаточной мере развиваются.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внёс наш отечественный учёный Б. М. Теплов. Он-то и предложил три определения способностей. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого… Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей… В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

Способности, считал Б. М. Теплов , не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

Б. М. Теплов считал, что способности человека не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и тому подобное, мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

В отличие от самих способностей задатки вполне могут существовать и не теряться долгое время. Причём относительно не зависимо от того обращается или не обращается к ним человек, использует или не использует их на практике.

Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание у человека, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываться друг на друга. Попробуем проследить эти этапы на примере развития таких способностей, в основе которых лежат явно выраженные анатомо-физиологические задатки, хотя бы в элементарной форме представленные с рождения.

Первичный этап в развитии любой такой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно относится к дошкольному детству, охватывающему период жизни ребенка от рождения до 6-7 лет. Здесь происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органов движения, прежде всего рук. Это создаёт благоприятные условия для формирования и развития у ребёнка общих способностей, определённый уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

Становление специальных способностей активно начинается уже в дошкольном детстве и ускоренными темпами продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. В играх детей первоначальный толчок к развитию получают многие двигательные конструкторские, организаторские, художественно-изобретательные, иные творческие способности. Занятия различными видами творческих игр в дошкольном детстве приобретают особое значение для формирования специальных способностей у детей.

Важным моментом в развитии способностей у детей выступает комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Развивать какую-либо одну из способностей, не заботясь о повышении уровня развития других, связанных с ней способностей, практически нельзя. Например, хотя тонкие и точные ручные движения сами по себе являются способностью особого рода, но они же влияют на развитие других, где требуются соответствующие движения. Умение пользоваться речью, совершенное владение ею также может рассматриваться как относительно самостоятельная способность. Но то же самое умение как органическая часть входит в интеллектуальные, межличностные, многие творческие способности, обогащая их.

Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития. Цeлью обучения на занятии в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений, развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл развивающего обучения.

Отечественные психологи и педагоги Запорожец A.B., Пoддъякoв H.H. разработали принципы, содержание и методы умственного развития детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие способностей ребенка.

Доказана необходимость прямого управления развитием способности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. K старшему дошкольному возрасту, дети приобретают способность связывать между собой, систематизировать имеющиеся у них многоплановые знания, что свидетельствует об овладении ими общественно выработанными средствами познания. Такими средствами являются в области восприятия - сенсорные эталоны, в области мышления - наглядные модели и значения, выраженные в знаковой форме.

Овладение этими средствами познания происходили в деятельности ребенка, направляемой на решение познавательных задач.

2. Специфика познавательных способностей в дошкольном возрасте

В настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных. Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание исследователей и практических работников.

Воспитание познавательных способностей детей дошкольного возраста направленно на усвоение знаний, умений и навыков в разных видах деятельности, на совершенствование мыслительных процессов, на овладение правильными способами практической и умственной деятельности.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В современной педагогике детская игра определяется как исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.

Через игру происходит развитие познавательного интереса. Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя образовательными моментами:

положительной эмоцией по отношению к деятельности;

наличием познавательной стороны этой эмоции, т. е. тем, что называется радостью познавания и познания;

наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает заниматься, независимо от других мотивов.

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо в иду деятельности. Выполняя её, ребёнок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности. тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребёнку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И всё-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3 - 4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способности

Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма.

Способности имеют качественную и количественную характеристику. К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.), ко второй - степень выраженности способностей.

Способности классифицируются на:

  1. Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Природные способности являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
  2. Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические способности подразделяются на:

  1. Общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы познавательные и практические.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие . Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм. Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

  1. Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на: теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению и практические , лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.

Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

Уровни развития способностей:

  1. Способности ;
  2. Одарённость - следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
  3. Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.). Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
  4. Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.

К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

  1. Особенности семейного воспитания . Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
  2. Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
  3. Создание предметно-развивающей среды.
  4. Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

Приложение 3.1.1.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 83» г. Сыктывкара

Консультация для воспитателей

«Развитие способностей детей дошкольного возраста»

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

Познавательные способности Сенсорные способности Интеллектуальные способности Творческие способности

Наиболее эффективными формами для развития сенсорных способностей дошкольников являются: дидактические игры; моделирование сказок, художественных произведений; изобразительная деятельность;

Для развития интеллектуальных способностей детей эффективны следующие формы: моделирование сказок, художественных произведений; разгадывание ребусов; изобразительная деятельность.

Творческие способности детей дошкольного возраста можно развить, используя такие формы, как: речевые игры; сюжетно-ролевые игры (по сюжетам прочитанных произведений); литературные викторины, конкурсы, досуги, развлечения; театрализованная деятельность; изобразительная деятельность.




Публикации по теме