Что значит конфликт интересов. Конфликт интересов на работе — что это такое

Проблема конфликта интересов на работе, то есть ситуация, когда индивидуальная заинтересованность служащего может повлиять на принятие им тех или иных решений, существовала всегда. Разные термины, которыми обозначалось это понятие, не меняли саму суть дела. Только последние годы рассмотрение вышеуказанной проблемы вышло на новый, законодательный, уровень.

Взаимодействует с любым претендентом на конкурсе; - о выполнении работы в течение года, предшествующего дате подачи декларации на основании гражданско-правовых отношений, для любого заявителя, подавшего заявку; - быть в период года, предшествующий дате подачи заявления, членом руководящих и надзорных органов любого заявителя; - в сочетании с лицом, готовящим любую заявку в брачных отношениях, отношениями родства и близости к второй степени, опеке или попечительству. Установление более ранних правил о конфликтах интересов, по-видимому, обеспечивает довольно эффективную профилактику, уменьшающую количество патологических ситуаций.

Столкнуться с конфликтом интересов можно везде. Наиболее сложные сферы – это общегосударственный и политический сектор. Так, с экранов телевизора только и можно слышать о борьбе с поголовной коррупцией. Поэтому данный вопрос является наиболее обсуждаемой темой среди руководителей не только бюджетных структур, но и частных компаний.

Однако правила довольно случайны. Они касаются только определенных организаций, таких как общественные блага или бизнес-фонды, или отдельные программы и города. Это все еще не хватает, и что более важно - несмотря на то, что существуют такие правила, не стало более широким обсуждением в секторе НПО - поэтому распространился хорошая практика, есть и этические отношения, связанные с уклонением от конфликтов интересов. В то же время все ухудшается. Происходит конфликт интересов. По результатам конкурсов по субсидиям происходит извержение подозрений, выраженных в списках рассылки и в комментариях к статьям.

Оглавление:

Выражение конфликта интересов на работе

Сотрудник, работающий в приватной фирме или предприятии, а также в бюджетной сфере, наверняка может вспомнить примеры личного участия коллег в решении каких-либо вопросов. Зачастую, принимаемое таким образом решение идет вразрез с законодательными нормами, поэтому должно быть пресечено на корню.

Это явления, которые отрицательно влияют на авторитет НПО и доверие между ними и государственными органами. Особенно то, что он шепчет, по крайней мере частично, отражается в реальности. Возникает вопрос, должен ли вопрос регулироваться юридически и процедурно, или, наоборот, следует понимать отношение к проблеме и несогласие с патологией. Перефразируя экспертные заключения, действующий на одном из совещаний, связанных с конфликтом интересов: Законническое подход чрезмерного регулирования может привести к поиску лазеек за счет фактического соблюдения этических норм.

Выделяют следующие проявления конфликта интересов:

  1. организационный
  2. личный


Организационным является такое проявление, когда организация в целом, в силу каких-либо причин, неспособна беспристрастно оказать услугу.
Такие деяния приносят ущерб всей компании в целом. Ответственен за данную ситуацию непосредственный руководитель. Он должен оценить уровень риска, который повлекли за собой такие события. А если ущерб причинен структурам на государственном обеспечении, то в силу может вступить действующее законодательство.

Согласно этому подходу, основное внимание должно быть уделено кодексы поведения, которые не будут подготовлены только, но прежде всего вступают в общем пользовании, будет обсуждаться и будет завершено в открытой и прозрачной манере. В настоящее время мы находимся в хорошем положении для удовлетворения этих требований. Неправительственные организации придают особое значение прозрачным отношениям и чистым намерениям в работе людей, вовлеченных в работу организации - как профессионально, так и добровольно.

Когда мы можем бояться отсутствия этих чистых намерений? Могут ли страхи быть равными? Если у нас нет плохих намерений, разрешен ли вопрос или есть ли причины, по которым следует использовать профилактику? Если да, то почему мы должны использовать профилактику, если мы уверены, что наши намерения будут и будут чистыми?

Собственная заинтересованность сотрудника имеет менее отягчающие последствия (если не брать в расчет структуры под управлением государства и крупные предприятия), но, ни в коем случае, не должна остаться без внимания вышестоящего руководства. Работник, решивший пойти на такой шаг, должен понимать, что такое действие характеризуется как нарушение закона и может понести за собой административное и уголовное наказание.

Конфликт интересов на стыке государственного управления и неправительственных организаций. Одним из наиболее часто упоминаемых конфликтов интересов является предоставление общественных благ организациям, в которых действия каким-то образом затрагиваются теми, кто решает предоставить средства. В здравом смысле это «десерты», убеждение в том, что те, у кого нет «спины», средства не получают того, что его вообще не стоит пытаться и что наглые и критики будут наказаны. Ситуация с предоставлением целевых фондов и часто связана с властями, не обязательно означает расходование государственных средств.

Рекомендуем прочитать:

Законодательная база

В юриспруденции тема конфликта интересов нашла свое отражение сравнительно недавно.

Так, были разработаны положения и нормы, уточняющие, что же подразумевается под этим термином. Также созданы специальные комиссии по урегулированию данной вопроса в каждом из сегментов экономической и социальной активности.

Это почти всегда оказывает очень негативное социальное воздействие, уменьшая взаимодействие и доверие как к властям, так и к другим организациям. Это будет особенно заметно, когда удостоенная наград организация станет монополистом в предоставлении какого-то обслуживания и не нарушит никакой альтернативной идеи.

Давайте рассмотрим некоторые примеры и возможные социальные последствия, а также решения, принятые на местном уровне. Первая ситуация произошла примерно в семи тысячах городов. Мэр решил предоставить средства НПО в режиме соревнований. Однако быстро выяснилось, что организации плохо выполняют свои обязательства по представлению отчетности, а контроль над Региональной Счетной палатой вызвал у мэра массу неприятностей. В результате мэр решил, что он больше не будет организовывать конкурсы, создавать свой собственный фонд и набирать самых талантливых молодых людей в городе.



Рассматривая решение данного вопроса в контексте отечественного опыта, необходимо обратиться к международной практике, в частности, осознать необходимость осуществления мероприятий в публичном секторе (из трудов Организации экономического сотрудничества и развития).

Фонд был очень хорошим и эффективным в выполнении культурных задач, но проблема заключалась в отсутствии новых альтернативных идей. У людей, собравшихся в Фонде, было много идей для развития города и его преимуществ, но они не смогли реализовать их в существующих институциональных рамках. Они быстро создали свою собственную организацию и начали собирать средства за пределами муниципалитета, организуя многочисленные культурные мероприятия для жителей и туристов. Однако активисты считали, что нужно делать гораздо больше и что город должен поддерживать деятельность своих жителей.

Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов

Для того чтобы разобраться с конфликтами интересов, нужно понять, что заинтересованность делится на два типа:

  1. материальная
  2. нематериальная

Первый подразумевает под собой непосредственное получение финансовых выгод от противоправного поступка. Включает в себя не только получение денежных средств, но и различных объектов собственности, движимого и недвижимого имущества.

Несмотря на это, мэр упрямо отказался говорить об открытии системы. Наконец, самая активная организация в городе собрала весь свой опыт и отправилась на заседание городского совета, чтобы показать, сколько дополнительных денег они сделали за последние три года и как жители воспользовались. В результате Совет принял решение обязать мэра передать средства в организацию, при условии, что последний внесет вклад в последнее. Более того, со временем организация начала субсидировать новые инициативы в городе и поддерживать их в административном порядке.

К нематериальному типу можно отнести дружеские или родственные отношения. Здесь нарушитель не получает финансовых выгод, но может навредить стабильной деятельности организации.

Для того, чтобы контролировать служащих, было введено обязательное декларирование дохода. Однако в частных компаниях такая отчетность не носит обязательный характер.

Увеличилось число инициатив, активность жителей также, и город процветал. Другой случай касается гораздо большего города. Президент этого города высоко критиковал одна из местных организаций, которые следили за его действиями по предоставлению средств в спортивный клуб под председательством его жены. Организация утверждала, что это не хорошо, что город поддерживает только профессиональный спорт и подчеркнул, что это может быть связано с женой президента. Президент сказал, что, поскольку клуб хорош, он должен был дать ему деньги и что он не сможет развестись.



Важно знать:
На государственных учреждениях дело обстоит по-другому. Занимая руководящую должность, необходимо декларировать не только свой доход, но и ближайших членов своей семьи (супруг/супруга, детей). Механизм описан в ФЗ № 230 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности и иных лиц, их доходам».

Его действия на этом не заканчивались. Он был обеспокоен вопросами и сомнениями, поднятыми мониторинговой организацией, поэтому он начал уменьшать свой авторитет - он опорочил ее в местной прессе и вмешался с одним из спонсоров. Высокий чиновник в одном из городов, оказавший влияние на гранты НПО, поступал из третьего сектора. В течение нескольких лет он был связан со многими организациями. Некоторые из них были особенно важны для него. Переход в офис был связан с рядом новых ситуаций. Один из них был формальным выходом из неправительственных чинов.

Во многих странах такие документы выносятся на общественное обозрение, и любой гражданин может с ними ознакомиться. Это можно отнести к эффективному инструменту народного контроля, который может оказать существенное влияние на решение вопроса конфликта интересов.

В РФ данная мера хоть и не особо эффективна, но значительно повышает уровень прозрачности отчетности должностных лиц. Регламентируются подобные деяния Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». Согласно законодательным нормам, могут быть осуществлены различные способы публичного обнародования документов:

Но у него было большое чувство обиды. Непосредственной причиной выхода из негосударственного мира был страх перед нападением со стороны советников-оппозиционеров. Он ушел с чувством несправедливости и ненужным жестом. Как ни уверенно, что он сделал, он защитит его от атак. Что общего у всех? Прежде всего, они касаются лиц, принимающих решения, которые влияют на выделение средств из государственного фонда. В принципе, ни одна из этих ситуаций не регулируется законом. Возможно, это было бы, если бы фонд, президент которого был мэром, в первом описанном случае, вел бизнес.

  1. обнародование данных в средствах массовой информации;
  2. в сети интернет;
  3. в служебных помещениях со свободным доступом к ним работников.

Помимо вышеперечисленного, созданные независимые комиссии (Independent Commission Against Corruption) призваны противодействовать развитию коррупционных схем. Их деятельность регламентируется законодательством.

Однако этой ситуации не произошло, и все идет по закону. И все же эти ситуации были вызваны социальной неудовлетворенностью - будь то организация, ищущая инновации или организация, которая смотрела на власть. Можно только представить себе, сколько неудовлетворенности и сплетен в среде тех, кто открыто выступает против этих ситуаций. Каждая из этих ситуаций решена, но эти решения могут существенно повлиять на уровень социального доверия. В первом случае они способствовали увеличению активности, во втором - к его умиротворению.

В третьем - образ человека, который пытался избежать конфликта интересов, опасаясь нападения со стороны оппозиции, не понимал, что это затраты на построение социального доверия в каждом демократическом порядке. В каждом случае конфликт интересов довольно легко определить. Мэр, который является президентом организации, получающей средства из городского фонда, безусловно, обеспокоен конфликтом интересов. Он напрямую выигрывает, даже если он не получает вознаграждение от этих средств, - от последствий своего собственного решения.

Заключение

Российское законодательство еще не совершенно в решении вопроса конфликта интересов. В документах и постановлениях отсутствует четкая формулировка действий того или иного характера, поэтому можно по-разному интерпретировать данное нарушение. Отметим также недостатки в системе декларирования. Так что, область контроля специальных мониторинговых органов велика.

В некотором смысле последний случай аналогичен. Но здесь есть разница - чиновник, о котором идет речь, был просто последовательным членом организации, который ему пришлось уйти в отставку. Поэтому вы можете спросить, не преувеличено ли это. А как насчет семей лиц, принимающих решения - действительно ли это, что если бы мы создали идеальный мир без конфликтов интересов, получили бы мы более хорошие результаты? Разве мы не лишаем себя поддержки со стороны супругов или партнеров? У детей будет возможность продолжить миссию своих родителей?

В конце концов, ситуация с выбором кого-то, близкого вам, означает, что кто-то сделает работу хуже и за более высокие деньги. Скорее всего, будет наоборот. Однако не следует забывать, что речь идет не столько о законности судопроизводства, сколько о создании подозрений о нечистых намерениях. Судить не только о реальных действиях, но и о социальном приеме этих действий, представляется наиболее разумным для неправительственных организаций. Балансируя между стандартами и эффективностью, мы должны сосредоточиться на долгосрочном мышлении и преимуществах других областей - не только экономически, но и социально.

Говоря о микроуровне, отметим, что вышестоящему руководству необходимо оперативно реагировать на ситуацию конфликта интересов внутри своей организации, а представителям общественности ‒ наблюдать за работой власть имущих и, в случаи неправомерных действий, всеми возможными способами пресекать их.

Проблема конфликта интересов актуальна как для частного бизнеса, так и для государственных служащих. Национальное законодательство и нормативные документы корпораций требуют урегулировать конфликт интересов.

Конфликт интересов в неправительственном секторе. Некоторая схожая ситуация с выбором государственных средств имеет место в случае всех видов консультативных органов, консультативных органов или при оценке заявок на получение грантов. В то время было общепринято утверждать, что если оценщик не оценит свое предложение, все будет в порядке.

Аргументы, указывающие на ограниченный объем ресурсов и конкурентоспособность предложений, которые эксперт может оценить, привели к комментариям по поводу переоценки и отсутствия решений. Несколько лет спустя вопрос был урегулирован сложным образом, но была создана еще одна дилемма. Острые условия конфликта интересов сделали практически любого человека с любым существенным знанием, фактически исключенным из области оценки ниши. Этот случай может быть связан с мерами социального контроля, финансируемыми из Оперативной программы человеческого капитала.

Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у чиновников . Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции» (от 25.12.2008) определяет конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения государственным гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами .

Виды конфликтов интересов

Организационный

Организационный конфликт интересов возникает в случае, когда организация предоставляет услуги Заказчику и в силу иных видов деятельности или взаимоотношений эта организация не в состоянии оказывать услуги беспристрастно, её объективность при выполнении возложенных на неё функций нарушается или может быть нарушена либо у этой организации появляются слишком большие конкурентные преимущества.

Личный

Личный конфликт интересов - это ситуация, когда частные интересы человека - такие как профессиональные связи вне организации или личные финансовые активы - вступают в реальное или мнимое противоречие с выполнением им/ею служебных обязанностей.

Способы борьбы с конфликтом интересов

Превентивный метод

Предотвращение возникновения конфликта интересов - самый эффективный способ борьбы с данным проявление коррупции. Примером такого метода является отказ государственного служащего, получившего назначение, от доли в капитале компании.

Раскрытие информации

Государственные служащие обязаны регулярно декларировать своё имущество и доходы. Это позволяет выявить и предотвратить возникновение конфликта интересов. Во многих странах врачи, работающие в государственном здравоохранении, должны раскрывать информацию о средствах, полученных от фармацевтических компаний . Во Франции подлежит раскрытию информация о финансировании медицинской индустрией пациентских организаций. Введение подобной меры сейчас обсуждается в США .

Добровольный отказ от участия

Добровольный отказ от участия в процессе принятия решения, связанного с возникновением конфликтов интересов. К такому действию могут побудить общеэтические соображения, профессиональная этика, прописанный законодательный акт (устав).

Мониторинг со стороны антикоррупционных организаций и коллегиальных органов

В системе государственной службы существует Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Параллельно существуют независимые антикоррупционные организации, представляющие интересы общества и отслеживающие возникновение конфликта интересов.

Примеры

Чаще всего конфликт интересов возникает, когда человек, принимающий решение об использовании государственных средств в виде дотаций , государственных контрактов и грантов и т. д. имеет какие-либо отношения с компанией или организацией, которая является одним из претендентов на получение этих средств в случаях распределения государственных средств на конкурсной основе. Особенно высока вероятность возникновения конфликта интересов, если члены или руководители конкурсной комиссии, принимающей решение о распределении средств, одновременно являются руководителями компаний или общественных организаций, претендующих на финансирование. В российской практике, чаще всего, конфликт интересов не декларируется и не регулируется должным образом. Весной 2012 года Прокуратура Новгородской области выявила нарушение законодательства председателем конкурсной комиссии по рассмотрению заявок социально ориентированных некоммерческих организаций Неофитовым И. М., который одновременно входит в Совет директоров общественной организации "Поисковая экспедиция «Долина», ставшей победителем данного конкурса. Неофитов И. М. не проинформировал об этом представителя нанимателя в письменной форме и иных мер к урегулированию конфликта интересов не предпринял . В конце февраля был освобожден от должности вице-премьер Калининградской области Евгений Морозов. До этого он занимал должность министра строительства и ЖКХ и являлся одновременно учредителем и собственником 100 % долей ряда предприятий, осуществляющих строительную деятельность. Впоследствии принадлежавшие ему доли уставного капитала Морозов передал своим родственникам, но принимал решения в пользу учрежденных им компаний, в том числе о заключении государственных контрактов . Наказания за незадекларированный конфликт интересов в России крайне немногочисленны. Первый случай произошёл в конце 2012 года, когда мировой судья судебного участка № 88 Самарской области признал виновным в совершении административного правонарушения , предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ (незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего) управление полиции г. Тольятти, наложив на него штраф в размере 100 тыс. руб. Конфликт интересов возник из-за того, что управление полиции заключило трудовой договор с бывшей сотрудницей Межрайонной ИФНС России № 2 по Самарской области и в нарушение требований федерального законодательства в установленный 10-дневный срок не уведомило бывшего работодателя новой сотрудницы о заключении трудового договора .



Публикации по теме