Что полезно детям есть в один годик. Суфле из телятины

Многие родители ошибочно полагают, что годовалому ребенку можно кушать все, что едят взрослые. На самом деле маленькие дети нуждаются в более сбалансированном питании и не вся взрослая пища им подходит. Детский организм еще несовершенен и некрепок, поэтому неправильное питание может привести к серьезным заболеваниям ребенка. Для малышей до 1,5 лет питание должно быть пятиразовым, причем горячую пищу нужно давать не менее двух раз в сутки.

Питание ребенка старше одного года должно соответствовать его потребностям в энергии, микроэлементах и . У многих детей к этому возрасту уже имеется 8-12 молочных зубов, у них возрастает пищеварительная способность желудочно-кишечного тракта, стабилизируется микрофлора в толстом кишечнике и увеличивается объем желудка. Если до года ребенку протирали пищу через сито, то малышу старше года можно начинать давать еду мелкими кусочками. Переход к взрослому рациону должен быть постепенным, а питание должно оставаться питанием развития ребенка. Многие дети годовалого возраста продолжают получать мамино молоко, но одного грудного молока для его нормального роста и развития уже недостаточно. Поэтому важное место в рационе питания детей 1-1,5 лет нужно отдавать молоку, молочным и кисломолочным продуктам.

Молоко, кефир, йогурт должны ежедневно включаться в рацион питания малыша, а творог, сметану, сливки и сыр нужно давать через день. Если ребенок не имеет лишний вес, то не советуем ему давать нежирные молочные продукты, лучше всего выбирайте молоко, кефир и йогурты с жирностью 3,2%, а сметану и сливки 10-15% жирности. Общий объем потребляемых в сутки молочных продуктов должно составлять 2-3 стакана, с учетом приготовления блюд с применением молока. Из них обязательным является употребление 200 мл кефира в день, он улучшает микрофлору кишечника и пищеварение, повышает иммунитет ребенка.

Не следует давать годовалому малышу йогурты, предназначенные для взрослых. Для малыша лучше выбирайте специальные детские молочные йогурты с умеренным содержанием жиров и витаминов, в рационе питания малыша их должно быть 100 мл в день. Творога надо детям в этом возрасте 50 гр. в день, он незаменимый источник кальция и белка для растущего организма. Сметану или сливки можно использовать не более 10 гр. в день для заправки первых блюд, а твердые сорта сыра в измельченном виде не больше 5 гр. в день. Цельное коровье молоко детям до 3 лет не рекомендуем давать.

Мясные и рыбные блюда малыш должен получать не менее 100 гр. в день. Мясные блюда желательно подавать в обед, в виде фрикаделек, филе и фарша. Рекомендуем давать малышу пять раз в неделю блюда из мяса и два дня рыбу. Если же вы решили мясом кормить в обед, а рыбу используете вечером, то количество их надо уменьшить. Мясные блюда надо готовить из нежирной говядины, мяса кур или кролика, можно использовать для приготовления пищи малышу печень, язык и сердце.

Жирные сорта свинины , мяса уток и гусей лучше маленьким детям не давать, они трудно перевариваются. Также нельзя кормить малышей колбасными изделиями, так как они содержат в своем составе глютамат натрия, пищевые фосфаты и нитраты, которые могут негативно повлиять на здоровье ребенка. Из рыбы следует отдавать предпочтение морской и речной рыбе, за исключением жирных и деликатесных сортов. Это осетрина, семга, лосось, палтус и другие. Давать детям рыбу надо освобождая от костей, если рыба вареная или жареная. А есть копченую или консервированную рыбу малышам нельзя, также не рекомендуем давать икру черную или красную. Икра является жирным продуктом, кроме того она у многих детей вызывает аллергию.

Куриное яйцо обязательный продукт, который должен присутствовать в рационе питания детей. Яйцо содержит много белка, витаминов и других полезных веществ, необходимых для роста и развития ребенка. Малышу годовалого возраста надо съедать одно яйцо через день в виде омлета или сваренного вкрутую.


В питании детей 1-1,5 лет используются различные крупы. Гречневую, манную, овсяную, рисовую и пшенную кашу рекомендуется давать один раз в день не более 150 мл. До 1,5 лет малышу не следует давать макаронные изделия и кашу из перловки. В набор продуктов малышей надо включать ржаной или пшеничный хлеб грубого помола не более 40 гр. в сутки. Можно давать по 1-2 штуки печенья или сушек вместе с чаем. Сахар в рационе питания ребенка до 1,5 лет должен присутствовать в небольшом количестве только для улучшения вкуса блюд. Шоколад и мед детям до трех лет не дают.

Овощи и фрукты необходимо широко использовать в питании детей 1- 1,5 лет. Картофельное пюре, блюда из капусты, моркови, кабачков, тыквы с добавлением зелени и лука должны присутствовать в рационе питания в объеме 150-200 гр. Также надо включать в рацион репу, редьку, редис и бобовые культуры: горох, фасоль и бобы. Овощное пюре постепенно надо заменять мелко нарезанными салатами. Обязательным компонентом суточного меню ребенка должны стать фрукты и ягоды.

Малышам нравится грызть яблоки, груши, морковь, репу, а также есть бананы, вишни, сливы, смородину и киви. Введение в рацион ананасов, мандаринов и апельсинов зависит от отсутствия у ребенка аллергии к экзотическим фруктам. При отсутствии аллергии дети должны получать свежих фруктов до 200 гр. в сутки, а фруктов и ягод до 20 гр. Полезны маленьким детям пить фруктовые, ягодные и овощные соки, отвар шиповника, компоты и морсы без сахара. Не следует использовать в питании детей до 1,5 лет кисели, так как они содержат большое количество углеводов, а пищевая ценность их низка.

Вернуться в оглавление раздела " "

Возрастает емкость желудка. Ребенок уже приобретает способность различать отдельные продукты и блюда, запоминать их вкус, у него вырабатывается четкий ритм принятия и переваривания пищи и т. д.

Правила питания ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет должны учитывать все эти особенности. В начале второго года жизни ребенка частота кормления остается на уровне 5 раз в сутки. Особенно это важно для ослабленных детей, имеющих плохой . Многие дети после года отказываются от последнего (пятого) кормления и сами переходят на 4-разовое питание с 4-часовым интервалом. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он в целом соблюдался по времени, что обеспечит выработку прочного пищевого рефлекса и наиболее благоприятные условия для усваивания питательных веществ.

Все блюда для детей от 1 года до 1,5 лет готовятся полужидкими, пюреобразными, тщательно протертыми через сито. Давать их следует с ложечки. Пользование соской в этом возрасте вредно, поскольку у ребенка вырабатывается привычка к жидкой пище, и он отказывается от любой другой. Главные требования к питанию ребенка в этом возрасте - разнообразие и сбалансированность по основным элементам питания. Основу пищевого рациона должны составлять продукты с большим содержанием животного : и молочные продукты, рыба, птица, .

Все кондитерские изделия должны даваться только после очередного приема пищи. Это необходимо подчеркнуть в связи с тем, что самая распространенная ошибка в питании детей - неограниченный доступ к сладостям в любое время, в любом месте. Избыток сладостей чреват возможностью развития . Кроме того, сладости, съеденные между приемами пищи, уменьшают аппетит, и в установленное время дети не съедают положенного им количества белковых и жировых продуктов, а также овощей, что неблагоприятно сказывается на их развитии и здоровье.

Обед - наиболее сложное по составу блюд кормление. Начинать его лучше с закуски в виде разнообразных овощных салатов, которые усиливают выделение пищеварительных соков, возбуждают и как бы подготавливают желудочно-кишечный тракт к поступающей затем плотной белковой (мясо, рыба) и растительной крахмалистой (картофель, каша, макароны) пище. Салаты из сырых овощей полезнее, чем из вареных, т. к. при варке часть содержащихся в овощах витаминов и минеральных солей разрушается или растворяется в воде. Для них лучше всего использовать тертую морковь, свежие, очищенные от кожуры и тщательно вымытые огурцы, помидоры, белокочанную капусту, зеленый салат, тыкву и т.д. не следует чистить заранее и держать в воде, при варке их нужно опускать в кипящую воду (варить под крышкой, но не переваривать). Для салата сырые или вареные овощи натирают на терке, заправляют растительным маслом, сметаной, лимонным соком. Желательно добавлять в салаты мелконарезанную зелень укропа, лука, петрушки, сельдерея.

Хорошим сокогонным действием обладают и первые блюда (щи, борщи, супы). Первое блюдо для ребенка следует готовить в эмалированной, плотно закрывающейся крышкой отдельной посуде.

Второе блюдо должно включать белковый компонент, поэтому готовят его обычно из мяса или рыбы с овощным гарниром, реже из творога или яиц. Все блюда приготавливают без обычных для взрослых приправ (лавровый лист, перец, жареный лук, томатный соус и другие специи). Обед завершается десертом из фруктового или ягодного сока, протертых фруктов или ягод, компота, изредка киселя, освеженного натуральным фруктовым или ягодным соком. В летне-осенний период детям после 2 лет можно дать или дыни .

Для организации питания детей чрезвычайно важны правильная обработка пищевых продуктов и соблюдение технологии приготовления отдельных блюд. Нельзя, например, долго держать в воде мясо и рыбу, т. к. при этом из них вымывается часть белков и солей. Чтобы в замороженном мясе максимально сохранились полезные вещества, оно должно оттаивать медленно, большим куском, при комнатной температуре. Не рекомендуется блюда детского питания готовить заблаговременно, а затем их разогревать: это не только меняет вкус приготовленной пищи, но и неблагоприятно отражается на его качественном составе. Увеличение времени тепловой обработки мяса, молока, жиров ухудшает их питательную ценность, неблагоприятно влияет на сохранность витаминов.

Одно из главных требований к пище для детей - высокое качество используемых продуктов и чистота приготовления. Недоброкачественные пищевые продукты, погрешности в их приготовлении или хранении могут стать причиной кишечно-желудочных расстройств. Плохо промытые овощи, которые употребляются сырыми, фрукты и ягоды способны вызвать у ребенка дизентерию, глистные заболевания и др. Чрезвычайно важно тщательно соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении салатов. Вареные овощи, мясо, рыба должны нарезаться на отдельной, предназначенной специально для вареных продуктов, доске. Ею нельзя пользоваться при обработке сырого мяса и рыбы. Приготавливая мясной или рыбный фарш, который является благоприятной средой для размножения микробов, нужно проявлять особую осторожность: хорошо мыть мясо, обдать кипятком нож, разделочную доску, мясорубку.

Со второго года жизни следует приобрести ребенку специальную детскую посуду, привлекающую внимание своей формой и раскраской. Небольшой объем посуды позволяет поместить в нее пищи не больше, чем ребенок должен съесть. Это воспитывает у него привычку доедать всю порцию до конца. Обычно после года у многих детей пищевые потребности отступают на второй план: им больше нравится играть с пищей и посудой, особенно к концу еды. В такой ситуации лучше не раздражаться, не ругать ребенка, а просто убрать все со стола, не предлагать еду раньше положенного времени.

Все изменения в составе и количестве пищи, в технологии ее приготовления должны осуществляться постепенно. Большинство детей не любят перемен в еде и сопротивляются им. Заставлять ребенка есть новое блюдо помимо его воли не следует. Лучше убрать не понравившуюся ребенку еду и через некоторое время начать приучать его к ней: предложить попробовать блюдо, когда ребенок голоден, примешивать его к тому, которое малыш ест охотно. Любимые блюда (а они есть у каждого ребенка) не следует давать каждый день, иначе они быстро могут надоесть. Усиленный рост ребенка требует разнообразной пищи, и надо стараться развивать у него вкус к любой еде. Накормить ребенка на втором-третьем году жизни труднее, чем на первом. Аппетит у него уже не столь постоянен и может в отдельные дни или периоды уменьшаться, затем вновь возрастать. Порой он снижается во время прорезывания зубов, особенно малых коренных. Поэтому нет оснований беспокоиться, даже если ребенок не будет съедать положенную ему порцию. Главное - не заставлять его силой есть то, чего он не хочет, потому что ребенок может сохранить негативное отношение к этому блюду надолго.

Кормление не должно продолжаться более получаса. Важно, чтобы ребенок сел за стол в спокойном состоянии. Центральная нервная система у детей этого возраста еще не способна быстро переключаться на разные виды деятельности, поэтому при попытке резко оторвать его от игры и начать кормление малыш негативно отнесется к любой предложенной ему пище. Ребенка нужно настроить на еду. Блюда следует подавать в порядке очередности, не ставя на стол сразу несколько, т. к. ребенок будет тянуться к тому блюду, которое ему больше нравится, и настойчиво требовать, чтобы ему позволили съесть его первым.

Кормлению всегда способствуют спокойная обстановка, неторопливая речь. Игрушка, чтение, телевизор отвлекают ребенка, и чем выше интерес к ним, тем ниже продукция пищеварительных соков.

Хотя ребенок, как правило, охотнее ест в присутствии сверстников или взрослых, сажать его за общий стол во время обедов и ужинов нецелесообразно. Он будет отвлекаться, тянуться к блюдам для взрослых, а отказ в выполнении его желания нарушит спокойную атмосферу кормления и скажется на аппетите. Нельзя начинать кормить ребенка сразу после сна. Длительное пребывание в теплой постели так же, как и высокая температура воздуха в помещении, неизбежно снижают выделение пищеварительных соков и аппетит.

Из комментария читательницы:

Давать толокно можно детям с 6 месяцев.

Толокно полезно кормящим мамам для усиления лактации, пожилым людям и выздоравливающим после тяжелых болезней и травм.

Благодаря высокой питательности и легкой усвояемости толокно является продуктом и вспомогательным лечебным средством при многих заболеваниях.. .


Найти ещё что-нибудь интересное:

Годовалый ребёнок знает вкус многих блюд и продуктов, таких как рыба, мясо, супы, каши, овощи и кисломолочные продукты. Но для некоторых детишек всё же остаётся грудное молоко на первом месте. Вместе с материнским молоком малыш получает не только все необходимые микро- и макроэлементы для роста и развития, но и общается с мамой. Поэтому не стоит рано отнимать его от груди. Грудное вскармливание рекомендуется продолжать примерно до 2,5–3 лет. В это время ребёнок уже полностью привыкает к взрослому питанию.

Рассмотрим вопросы, каким должно быть меню малыша, как составлять рацион на каждый день. Узнаем, какие продукты полезные, а каки вредные.

Принципы кормления годовалого ребёнка

Питание малыша каждый день должно быть полезным и разнообразным. В рацион должны входить все необходимые вещества для роста и развития крохи. Во время приготовления блюд нужно учитывать физиологические особенности пищеварительной системы ребёнка, поскольку он до 1,5–2 лет не может пережёвывать пищу. В этот период для кормления своего чада мама должна перетирать еду через ситечко или измельчать с помощью блендера . Тушёные овощи нужно давать в измельчённом виде, мясо нужно перемалывать. Каши следует делать редкими.

Посуда для кормления крохи должна быть из специальной пищевой пластмассы . Главное преимущество такой посуды - низкая теплопроводность, поэтому она не нагревается, и малыш не обожжётся. А также такая посуда не разбивается и не издаёт грохота при падении, что может испугать кроху.

Очень важно соблюдать режим питания годовалого крохи: 4–5 раз в сутки . При этом кормить свою кроху надо в одно и то же время. Если соблюдать это правило, аппетит будет значительно лучше, а пищеварительная система будет успевать подготавливаться к переработке пищи. Если режим не соблюдается, то у малыша не вырабатывается рефлекс, который способствует выделению желудочного сока и ферментов переработки пищи. Привыкший к режиму малыш не будет капризничать перед приёмом пищи.

Перед кормлением не стоит прикармливать малыша печеньем, булочками и фруктами. Это перебьёт ему аппетит. Он начнёт отказываться от пищи, что грозит различными патологиями.

Кормить своё чадо грудью лучше с утра и перед сном. В промежутках перед кормлением не стоит его поить сладким чаем или соком, чтобы не испортить аппетит. Еду малышу нужно готовить с минимальным количеством сахара , так как детки быстро приучаются к сладкому и становится сложно, а порой невозможно накормить малыша нормальным, полезным и существенным блюдом.

Детям до трёх лет пищу лучше не солить и ни в коем случае не добавлять в неё специй . Лук или чеснок можно добавить. Однако не стоит забывать, что новые продукты вводятся постепенно и в первой половине дня, поскольку у малыша может появиться аллергия или диарея.

Готовить еду годовалому малышу нужно на один раз. И так делать нужно каждый день. После кормления все остатки пищи следует выкидывать. Не стоит оставлять их на следующее кормление и потом разогревать, поскольку пищеварительная система малыша ещё недостаточно сформирована и не может переваривать не свежую пищу.

Рацион ребёнка в 1 год

В рацион годовалого ребёнка должны входить следующие продукты:

Малышу необходимо давать кисломолочные продукты , специально предназначенные для детей. Такая продукция тщательно проверяется в отличие от взрослой. Поэтому рекомендуется покупать детский творожок, йогурт или кефир.

Цельное молоко давать ребёнку до года категорически запрещено . Пищеварительная система малыша недостаточно развита и не переваривает цельное молоко. По этой причине молоко следует разводить кипячёной водой. Сначала разводят в пропорции 1:1 (1 часть воды, 1 часть молока). Затем количество воды постепенно уменьшают, а молока - увеличивают. Таким образом, малыша уже ближе к году постепенно переводят на цельное коровье молоко. С года малыш должен выпивать около половины литра. При этом жирность молока должна быть не меньше 4 процентов.

Есть дети, у которых наблюдается неприятная патология - врождённая непереносимость молока. Это происходит из-за нехватки молочных ферментов в организме малыша. В таком случае в рацион ребёнка нужно включить специальное молоко, которое не содержит лактозу.

Основным блюдом годовалого ребёнка являются каши . Вначале малышу можно давать растворимые каши, а потом постепенно ребёнка переводят на обычные варёные каши. Малышу полезны рисовая, овсяная и гречневая каши . Манную кашу давать ребёнку до трёх лет не рекомендуется. Она содержит растительный белок, который плохо усваивается пищеварительной системой малыша.

Чтобы ребёнок получал все необходимые элементы, его питание должно быть разнообразным. То есть нельзя долгое время кормить своё чадо одной и той же пищей. Это не только вредно для малыша, но и опасно, поскольку такое питание может привести к развитию различных патологий.

Меню годовалого ребёнка на каждый день можно составлять следующим образом:

  • с утра в качестве пищи подойдёт молочная каша (150 г) с добавлением 5 г сливочного масла, половина желтка, фруктовое пюре (50 г);
  • в обед можно давать тушёные овощи, (150 г), 2 мясные котлеты, приготовленные на пару (2 раза в неделю - рыбные), хлеб, фруктовый сок;
  • в середине дня лучше давать творог (30 г), пюре из фруктов с печеньем (70 г), йогурт;
  • на ужин подойдут варёные овощи или каша без молока на растительном масле (150 г), растёртое мясо (50 г), компот;
  • перед сном кормить ребёнка рекомендуется йогуртом, кефиром (1 стакан) или другой лёгкой пищей.

Если придерживаться такой схемы кормления, меню ребёнка в 1 год будет состоять из полезных продуктов. Он при этом будет получать все необходимые элементы и достаточное количество калорий.

Сколько еды должен съедать ребёнок в 1 год

Сегодня мамы часто спрашивают педиатров, чем кормить ребёнка в 1 год, чтобы он получал все необходимые элементы и его пища была достаточно калорийной?

Калорийность пищи (включая напитки и воду) должна составлять 1300 калорий в сутки . Чтобы ребёнок получал столько калорий, нужно соблюдать некоторые правила, ведь накормить его не всегда легко. Чтобы малыш хорошо и с аппетитом ел предложенную мамой пищу, не стоит его заставлять есть и развлекать за столом. А также не стоит растягивать кормление надолго. Приём пищи должен длится 15–30 минут. Если ребёнок здоров, но отказывается от еды, кормление лучше отложить на время, пока малыш не проголодается. С течением времени он привыкнет к режиму питания и уже не будет отказываться.

Для того чтобы ребёнок, достигший годовалого возраста, правильно развивался, ему необходимо (из расчёта на 1 кг массы тела) в сутки 4 г белка, 16 г углеводов. Большая часть жиров и белков должна быть животного происхождения, например, нежирное мясо, курятина, говядина, куриная или говяжья печень. Для кормления ребёнка, в блюда нужно добавлять сливочное масло. При этом нужно всегда помнить, что свежее масло, если оно к тому же не проходило термообработку, нужно давать ребёнку очень осторожно, чтобы не вызвать расстройства желудка.

Чего нельзя давать детям

Сегодня мамы и папы интересуются, каким должно быть меню ребёнка в 1 год, если давать ему почти ничего нельзя, судя по тому, что говорят педиатры? Педиатры говорят, что многие продукты для малыша опасны и губительны. Кормить многими продукта ребёнка нельзя, но вместе с этим его организм должен получать все необходимые элементы. Чем же тогда кормить годовалого малыша и как составить рацион питания ребёнка в 1 год?

Да, к вопросу, какое должно быть питание ребёнка в 1 год, нужно подходить осторожно, внимательно и с должной долей ответственности. Ведь неправильное кормление может привести к развитию различных болезней, на лечение которых потребуется много лет и усилий.

Приучая малыша к взрослой пище, стоит учитывать, что такие продукты, как, например, жареные блюда, грибы, различные копчёности, колбасы, сосиски очень вредны для годовалого малыша. Эти продукты нужно исключить из рациона крохи.

Очень хорошо, когда в рацион входят овощи и фрукты. Но и ими кормить малыша нужно осторожно. Фрукты следует давать в измельчённом виде, иначе малыш может подавиться. Их лучше измельчать в блендере.

От того, какие продукты входят в меню малыша в период развития его организма, зависит то, хорошим ли будет состояние его здоровья всю последующую жизнь. Поэтому каждый день кормить малыша нужно исключительно сбалансированным питанием.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    После 1 года жизни переваривающая способность желудочно-кишечного тракта возрастает. Дети начинают самостоятельно есть, лучше различать вкус, им не все нравится из того, что предлагают взрослые.

    Подход в питании, как и в воспитании. Понимать и любить, предлагать, не заставлять... а если кратко, то...

    Молоко и молочное, яйца, мясо - говядина, птица, кролик..

    Если мясо и яйца не хочет, есть еще варианты. Например, кедровые орешки содержат все незаменимые аминокислоты и усваиваются на 95 %, как и белок яйца

    Овощи, фрукты - процентов на 50 в свежем виде.

    Каши, лучше не вязкие, а жидкие, мед, а не сахар, и как средство успокаивающее нервную систему - с теплым молоком перед сном - почти снотворный эффект, и как источник макро и микроэлементов. Темный мед содержит больше меди, марганца и железа, чем светлый. А у 100% деток к году - анемия той или иной степени выраженности, и усваивается железо очень трудно...

    Дети очень любят йогурты. Любой йогурт готовится на основе йогуртовой закваски - болгарской палочки и термофильного стрептококка. Именно эти молочнокислые культуры делают вкусный продукт еще и полезным. Однако целебные свойства этих бактерий сохраняются только в "живых" или "коротких" йогуртах, не прошедших тепловую обработку. Срок хранения таких йогуртов не превышает 30 дней при температуре от +2 до +8 градусов по Цельсию. "Долгие" йогурты могут храниться более трех месяцев даже не в холодильнике. Продлить им жизнь удается либо с помощью консервантов, либо благодаря тепловой обработке. Все полезные минеральные вещества и при этом сохраняются, но бактерии погибают. В состав большинства йогуртов входят натуральные фрукты, вкус фруктов в некоторых случаях компенсирует отсутствие сахара или его заменителей.

    Годовалый малыш может получать только специализированный детский молочный (не сливочный) йогурт с умеренным содержанием жиров и углеводов. Такие йогурты производятся на заводах детского питания, они имеют ограниченный срок годности (несколько дней) и продаются в отделах детского питания. Их можно давать детям с 8-12 мес.

    Еще такой важный момент.

    У годовалого ребенка емкость желудка - 250 мл. К 3 годам она увеличивается до 350-400 мл.

    Вместимость желудка всегда следует учитывать при составлении меню, так как большие объемы могут растягивать стенки желудка и формировать повышенную количественную потребность в еде, что не всегда соответствует истинным потребностям.

    Освобождение желудка от пищи в среднем происходит через 4 часа.

    В кишечнике пища задерживается до 24-48 часов.

    Печень и поджелудочная в полную силу заработают к 8-10 годам. Поэтому сейчас их нужно щадить и ограничивать острое, жареное, жирное...

    Пища для детей от 1 года до 1,5 лет по степени механического измельчения должна быть не очень крупной, до 2 см. Блюда типа пюре, суфле, пудингов, паровых котлет. В то же время, у ребенка уже есть 8-10 зубов, которыми можно жевать черствый хлеб, сухарь, печенье, мягкие яблоки.

    Дети старше 1,5 лет с появлением коренных зубов могут активно жевать, причем почти как как для взрослых - овощи кусочками, котлеты, овощное рагу.

    Режим питания в 1-1,5 года

    Для детей данного возраста, как правило, устанавливается режим питания с 4-разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5 — 4 часа. Некоторым детям до 1,5 года оставляют (по их желанию) еще одно — пятое ночное кормление. Если в возрасте 1,5 года здоров, хорошо развивается, не страдает плохим аппетитом, его следует отучить есть ночью, так как это нарушает ночной сон и создает определенные трудности для родителей.

    Независимо от числа кормлений, часы приема пищи должны быть постоянными. Отклонения от установленного времени каждого кормления не должны превышать 15 — 20 минут. В промежутках между кормлениями ребенку недопустимо давать какие-либо блюда или продукты, в том числе и фрукты, соки, молочные продукты, не говоря уже о разных сладостях (исключение - питье: настои трав, вода, чаи, настой шиповника). Все это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи малыш может отказаться от более полезных белковых блюд.

    Суточные нормы

    Молочные продукты

    . молоко в любом виде до 500-600 мл (в том числе кефир/йогурт - до 200 мл, любой 1% кефир, кефир 3,2% жирности с указанием возрастной категории)

    Творог в среднем 50 г

    Сливки или сметана 5-10 г

    Сыр - неострые, мягкие сорта (жирность до 40%) 3 г в день или 21 в неделю

    Творог (йогурт без фруктовых добавок!) увеличивается до объема 70 г и может даваться не только в чистом виде, но и в виде творожной запеканки (можно и с изюмом), сырников (до 3-х лет - паровые). Детям до двух лет лучше давать йогурты специально предназначенные для детского питания.

    Творог, сливки, сметану можно давать через 1-2 дня, но в соответствующем количестве. Также можно давать творог по 140 г в день, но тогда на следующий день этого продукта в рационе не будет. Сметана дается с обязательной тепловой обработкой. Например, ее можно положить в суп за несколько минут до готовности.

    Для детей с нормальной массой тела неприемлемы продукты с пониженным процентом жирности, в рационе питания используется молоко 3,2% жирности, кефир 2,5-3,2%, йогурты 3,2%, сметана до 10%, творожки, как молочные, так и сливочные - 10% жирности.

    Мясо, рыба
    Наряду с говядиной - мясо кур, цыплят, индейка, говядина, мясо кролика, нежирная свинина и баранина, различные субпродукты. Блюда: паровая котлета, фрикадельки, отварное, запеченное в духовке.

    В среднем ребенку от 1 года до 3 лет требуется

    85 г мяса

    25 г рыбы (белая морская (отварная или запеченная в духовке))

    В течение недели он может получать 4-5 дней мясо (по 100-120 г) и 2-3 дня рыбу (по 70-100 г)

    Яйца
    . 1/2 куриного яйца или 1 перепелиное

    Ребенку старше года можно давать целое яйцо (через день, либо по половине ежедневно), а не только желток. Однако делать это надо с осторожностью, так как у некоторых детей белок куриного яйца может вызвать аллергическую реакцию. В таких случаях от белка следует отказаться и какое-то время давать только желток.

    Жиры
    . 12-17 г сливочного масла

    8-10 г растительного масла (в сыром виде добавлять в супы, салаты)

    Крупы, хлеб
    . 15-20 г крупы

    5 г макаронных изделий

    Около 100 г хлеба (в том числе 30-40 г ржаного)

    Годятся и хлебобулочные изделия (сухарики, баранки, булочки) при соответствующем уменьшении количества хлеба. Чем меньше возраст, тем больше доля пшеничного хлеба. Можно давать печенье, булочки (без крема). Детям до 1,5 лет лучше давать белый хлеб, так как он легче переваривается.

    Наиболее полезны крупы

    Овсяная

    Гречневая

    разрешается ячневая, перловая, пшеничная.

    Можно использовать и специально обогащенные крупы.

    . Каши могут быть использованы и быстрорастворимые для детей первого года жизни (до 1 ВЅ лет), а также каши самостоятельного приготовления: рисовая, овсяная, гречневая, пшенная. Каша варится на молоке или молоке пополам с водой, молоко 3,2% (с обязательным указанием возрастной категории).

    . Макаронные изделия дают нечасто, так как они бедны витаминами и содержат избыток углеводов. До 1,5 лет не стоит предлагать. Суп-лапша на овощном бульоне (не чаще 1 раза в неделю).

    . Бобовые (горох, фасоль, соя) даются в ограниченном количестве детям старше 1,5 лет в виде протертых супов.

    Сахар, кондизделия
    . Общее количество кондитерских изделий не должно превышать 10-15 г в сутки.

    До 3 лет требуется от 35 до 50 г сахара (лучше использовать фруктозу)

    Из кондитерских изделий разрешаются пастила, мармелад, фруктовая карамель, варенье, джем, мед (при хорошей переносимости).

    Овощи, фрукты
    . 120-150 г картофеля

    До 200 г других овощей

    Свежие фрукты, ягоды (до 200 г): 100-200 г в сутки свежих фруктов и 10-20 г ягод.

    Отвар шиповника (до 100-150 мл) в день после еды. соки (100-150 мл)

    Овощи можно давать самые разнообразные, включая

    Редис, редьку, зеленый лук, чеснок

    Листовую зелень (укроп, петрушку, щавель, шпинат, салат, крапиву)

    Детям раннего возраста, а также детям с функциональными нарушениями желудочно-кишечного тракта не стоит предлагать чеснок, редьку, редис и репу.

    Из пряной зелени на первом году жизни можно укроп, после года - петрушку, лук.

    Винегрет , естественно не включает в себя соленый огурец и майонез, зеленый горошек используется только свежий или замороженный, а заправляется винегрет растительным маслом или, не часто, нежирной сметаной.

    Гарнир к мясу, рыбе : картофельное пюре, овощи тушеные или отварные, кабачки тушеные с помидорами и морковью, баклажаны тушеные с помидорами (при желании можно добавить немного репчатого лука).

    Супы : борщ вегетарианский, овощной вегетарианский, щи вегетарианские.

    Питье
    . морсы

    Компоты

    Неподслащенные настои трав

    Объем пищи

    От 1 года до 1,5 лет - 1000-1200 мл

    От 1,5 до 3 лет- 1400-1500 мл

    (соки, отвары и другое питье в этот объем не входят)

    Осторожно!

    Мед. Содержащиеся в этом продукте бактериальные споры могут вызвать ботулизм. Мед также легко вызывает аллергию.

    Консерванты и красители , а также продукты, их содержащие, не приемлемы к употреблению маленькими детьми.

    Не давайте детям сухофрукты , так как многие виды содержат в большом количестве сульфиты. Это может привести к развитию астмы

    Киви может вызывать сложную аллергическую реакцию у ребенка. Исследования показывают, что у детей в возрасте до 5 лет из-за киви могут возникать следующие аллергические реакции: распухание языка, зуд в ротовой полости, затрудненное дыхание.

    Избегайте следующих продуктов, так как может ими подавиться: орехи, попкорн, чипсы, кукуруза, виноград, изюм.

    Не давайте ребенку конфеты и напитки, содержащие сахар, это поспособствует развитию кариеса.

    Не давайте газированные напитки, кофе, чай, шоколад .

    Сырую капусту лучше не использовать в питании детей до 3-х лет.

    Не используются в питании детей до 3-х лет орехи, грибы, цитрусовые, шоколад, какао, супы на мясном бульоне, колбасы и сосиски.

    Виноград обладает способностью усиливать процессы брожения в кишечнике. Кроме того, он перенасыщает рацион ребенка углеводами. В сочетании с относительно малым содержанием витаминов, это делает его продуктом, предназначенным для детей более старшего возраста.

    Кефир, йогурт - следует помнить, что кисломолочные продукты отличаются высокой кислотностью и в больших количествах не слишком полезны для организма ребенка. Проведенные исследования Института питания Российской академии медицинских наук (РАМН) показали, что употребление кефира в количестве 400 мл детьми 6-8 месяцев может приводить к мелкоточечным кровоизлияниям в кишечнике (сопровождающимся потерей гемоглобина и железа). Не нужно забывать об этом и вводить кефир в рацион 6-7месячных малышей. По новым рекомендациям Института питания РАМН, данный продукт можно давать детям с 9-12 месяцев в количестве, не превышающем 200 мл. К кисломолочным продуктам относятся и йогурты.

    Кулинарная обработка пищи. Плотность

    До 1,5 лет - пюре, жидкая каша и т. п., но при этом ребенка надо приучать есть более плотную пищу

    Старше 1,5 лет - разваренные (но уже не протертые) каши, овощные и крупяные запеканки, тушеные овощи, нарезанные мелкими кусочками, мясные и рыбные котлеты

    После 2 лет мясо можно давать в виде жареных котлет, мелко нарезанного рагу, рыбу - вареную и жареную, освобожденную от костей

    Салаты из сырых овощей можно давать не только на обед, но и на завтрак и ужин.

    До 1,5 лет - натертые на крупной терке

    После 1,5 - мелко нарезанные

    С года ребенку предлагаются паровые котлеты, детям старше года можно дать тушеные и печеные блюда. В 2-3 года переходит на кусочковое . Жареное не дается детям до трех лет.

    Примерный разовый объем пищи в 1-1,5 года

    Завтрак:

    Каша или овощное блюдо (150 г);

    Мясное или рыбное блюдо, или омлет (50 г);

    Молоко (100 мл).

    Суп (50 г);

    Мясное или рыбное блюдо (50 г);

    Гарнир (70 г);

    Фруктовый сок (100 мл).

    Кефир или молоко (150 мл);

    Печенье (15 г);

    Фрукты (100 г).

    Овощное блюдо или каша, или творожная запеканка (150 г);

    Молоко или кефир (150 мл).

    Образец меню

    Завтрак:

    1. Каша любая (200 г), вермишель с молоком + омлет (150/50) или пюре картофельное с рыбным паштетом (150/50).

    2. Кофе-суррогат, то есть не настоящий, а "злаковый", или чай с молоком и сахаром (150 г).

    3. Хлеб пшеничный с маслом и сыром (15/5/5).

    1. Борщ вегетарианский или на мясном бульоне, или суп-пюре овощной на мясном бульоне

    2. Мясное пюре, мясо молотое, суфле мясное (100 г), суфле рыбное, или фрикадельки с овощным гарниром (50/100).

    3. Сок, фруктовый напиток или настой шиповника (100 мл).

    4. Хлеб пшеничный и ржаной (10/10).

    5. Кофе ("злаковый")

    1. Кефир (150 г).

    2. Печенье, сухарики домашние, булочка (15 г).

    3. Яблоко или другие фрукты (35 г).

    1. Овощное пюре, картофельная запеканка или каша гречневая с молоком (120 г).

    2. Творог с молоком или кефиром (40/20).

    3. Хлеб пшеничный (15 г).

    4. Кефир (дополнительный (100 мл)).

    Примерное 4-дневное меню

    День первый:
    Завтрак:

    Каша овсяная — 200 г.

    Чай с сахаром 100 мл.

    Сыр — 10 г

    Щи вегетарианские — 100 мл

    Мясная котлета — 80 г.

    Картофельное пюре — 80 г.

    Компот 100 мл.

    Хлеб 10 г.

    Молоко 150 мл

    Творог 70 г.

    Свежие фрукты.

    Винегрет 150 г.

    Свежие фрукты

    Чай с сахаром 100 мл.

    Кефир 200 мл.

    День второй.
    Завтрак:

    Омлет 50 г

    Каша пшеничная 150 г.

    Чай с сахаром 100 мл.

    Борщ вегетарианский 100 мл.

    Фрикадельки из курицы — 80 г.

    Макароны 80 г с сыром 10 г.

    Сок 100 мл.

    Хлеб 10 г.

    Кефир 150 мл.

    Булочка 20 г

    Свежие фрукты.

    Сырники 140 г со сметаной 10 г.

    Свежие фрукты.

    Чай с сахаром 100 мл

    Кефир 200 мл.

    День третий.
    Завтрак:

    Каша из 4-х злаков 200 г.

    Чай с сахаром 100 мл.

    Суп овощной вегетарианский 100 г.

    Рыба отварная 80 г.

    Картофельное пюре 80 г.

    Чай с сахаром 100 мл.

    Хлеб 10 г.

    Кефир 150 мл.

    Печенье 20 г.

    Свежие фрукты.

    Каша гречневая с молоком 150 г.

    Свежие фрукты.

    Сок 100 мл.

    Кефир 200 г.

    День четвертый.
    Завтрак:

    Каша рисовая 200 г.

    Чай с сахаром 100 мл.

    Суп лапша на овощном бульоне 100 мл.

    Индейка, запеченная в духовке 80 г

    Отварные овощи 80 г.

    Сок 100 мл.

    Хлеб 10 г.

    Молоко 150 мл.

    Творог 70 г.

    Свежие фрукты.

    Йогурт 70 г.

    Кабачки тушеные с помидорами и морковью — 150 г.

    Компот 100 мл.



    Публикации по теме