Если ребенок не хочет ходить в детский сад. Почему ребенок боится или не хочет идти в детский садик

– это один из самых обсуждаемых вопросов в интернете и на детских площадках между взрослыми. Родители активно делятся своим опытом приобщения ребенка к детскому саду. Ведь от решения этого вопроса зависит психическое здоровье не только малыша, который не хочет ходить в садик, но и всей семьи.

Детки – как конфетки с разной начинкой

Детские психологи справедливо говорят, что, если малыш не хочет ходить в садик, значит, для этого есть причины. Перечисляя возможные причины, они рекомендуют родителям обязательно разобраться в них . Но, как это сделать, если ребенок совсем маленький, плохо говорит или не умеет еще сформулировать верно мысль?

Понять своего маленького ребенка, его поступки и их причины помогает Системно-векторной психологии Юрия Бурлана . Согласно ей, каждый ребенок рождается со своим набором векторов, отвечающих за его врожденные свойства, желания и способности к их реализации. Именно различия в наборе векторов каждого малыша отвечают за то, как быстро адаптируется к детскому саду ребенок.

Поменять заложенные природой вектора на другие не возможно, переболеть ими, как ветрянкой, тоже не получится. Это то, с чем придется жить человеку всю жизнь. Все, что можно сделать с набором психологических свойств каждого ребенка, это создать условия для их правильного развития.

Присмотревшись к своему ребенку, вы уже по некоторым характерным для него поступкам, манере поведения, темпераменту сможете понять, побежит ли он в садик впереди вас, или не захочет ходить туда.

Ребенок не хочет ходить в детский сад – боится нового

Ребенок подолгу сидит на горшке – будьте готовы к тому, что он не захочет ходить в садик. Объясняется такое заявление достаточно просто. Некоторые детки очень домашние. Они обычно неторопливы, усидчивы, послушны. Могут подолгу заниматься чем-то, не дергая родителей каждую минуту. Они, как мишки-топтыжки – немного неповоротливы.

Едва научившись ходить, эти прирожденные аккуратисты уже наводят порядок, раскладывая по своим местам любимые книжки, игрушки.
Такие малыши не хотят ходить в детский сад уже потому, что утро начинается с торопливых сборов. Торопиться – это стресс для них. Также для них мучительно бывает оторваться от любимой мамы. Они тяжело воспринимают все новое и незнакомое, поэтому выпасть из привычной домашней обстановки для них также является стрессом. Даже непривычная еда в садике – большое испытание.

Может возникнуть проблема с туалетом – эти дети стеснительные, предпочитают только свой туалет и будут терпеть до последнего, если получится. А иногда получается не очень, и мокрые штанишки становятся для них личным позором, и еще одной причиной, по которой малыш не хочет ходить в садик.

Отводим «топтыжку» в садик

Как облегчить процесс адаптации ребенка к детском саду? Первое, о чем предупреждает системно-векторная психология Юрия Бурлана – нельзя подгонять, понукать, стыдить, тем более, обзывать медлительного от природы ребенка. Ему природой не заложено быть другим. Поэтому, начинайте заранее, постепенно приучать вашего малыша к садику.

Помните, что ему надо больше времени, чем другим детям, чтобы привыкнуть к новым людям, новому окружению. Начав оставлять ребенка в детском саду на весь день, приучитесь вставать пораньше, чтобы утром не торопить малыша со сборами. Обязательно предупредите воспитателя, что ребенок медлительный.

Обсудите с воспитателем, как мягко вовлечь малыша в жизнь коллектива. Например, можно поручить ему помогать наводить порядок в игровой зоне. С его врожденной тягой к порядку он будет делать это старательно и с удовольствием. Попросите воспитателя, и не забывайте сами, хвалить ребенка за сделанную работу.

Наберитесь терпения, и вы не услышите упрямое «не хочу ходить в садик!»

Нужно ли возможному гению испытание детским садом

Есть дети, которые любят проводить время в тишине, вздрагивают от резких звуков, плачут , если вдруг разговор взрослых идет на повышенных тонах. Говорит ребенок тихим голосом. При этом иногда не слышит, когда ему кричат.

Люди ошибаются, когда грешат на проблемы со слухом. Просто ребенок настолько погружен в себя, свои мысли, что выпадает из окружающей действительности. Едва научившись говорить, он не дает взрослым времени на отдых от своих бесконечных «почему», «зачем», «откуда».
Такой малыш сторонится других детей и любит играть в одиночестве. Кажется, ребенок родился с компьютерной мышкой в руках. Такой малыш, наверняка, не хочет ходить в детский сад.

Огромным минусом посещения детского сада для таких детей является невозможность оказаться в тишине и отдохнуть в одиночестве, что жизненно необходимо для них. Шум детского сада мучителен для этих детей с их абсолютным слухом. Но достоинства обычного или частного ДОУ в плане приучения к звукам окружающего мира, к общению со сверстниками – перевешивают любые недостатки.

Если этого не сделать в условиях детского сада, позже, вырастая из дошкольника в школьника, ребенок, скорее всего, получит психологическую травму.

Адаптация маленького мыслителя

Запрещено оскорблять ребенка, кричать на него, выяснять при нем отношения. Этого нельзя делать при любом ребенке, но для данного ребенка, как доказывает системно-векторная психология Юрия Бурлана, – это полное разрушение личности. В семье надо создать благоприятную психологическую атмосферу, когда все разговаривают спокойно, тихо, практически шепотом.

Слушайте с ребенком тихую классическую музыку. Как можно раньше отдайте его в музыкальную школу. Заранее подготовьте ребенка к детскому саду, водя его на детские площадки, в гости к другим детишкам, на праздники и различные мероприятия без чрезмерного шума.

Обязательно объясните воспитателю, что ребенок не любит громких звуков, часто погружен в свой мир. Попросите предоставлять ребенку возможность время от времени посидеть одному в тихом уголке. Расскажите о любимых занятиях малыша.

Все эти меры помогут смягчить и сократить период адаптации ребенка в детском саду.

Зачем детям детский сад

Нужно ли водить малыша в детский сад , если он туда не хочет ходить? Да, несомненно! Обоснование этому дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

С рождения и примерно до трех лет единственно важными людьми для ребенка являются родители. В первую очередь – мать. К трем годам ребенок начинает осознавать, что за пределами родной семьи существует какой-то незнакомый, непонятный и порой тревожный мир, полный других детей и взрослых. Малыш, подсознательно пытаясь разобраться в устройстве этого мира, ищет в нем свое место.

Только в детском саду ребенок начинает действовать самостоятельно, учится без помощи мамы решать возникающие проблемы (порой и путем драки – не страшно), отстаивать свои интересы или признавать чужие желания. Возможность пройти ранжирование в среде сверстников – вот жизненно важное преимущество детского сада перед домашним воспитанием.

Трудности привыкания малыша к детскому саду порой доставляют родителям много волнений и хлопот, иногда приходится даже обращаться за советом к психологу. На сайте Det-sad.com , посвященном детским садам, психологи-консультанты не раз разбирали письма обеспокоенных родителей. Публикуем наиболее яркие вопросы-ответы.

Не хочу в детский сад!

Всем здравствуйте! Может быть, вы знаете, как нам помочь? Моей дочке 2 года 4 месяца. Она очень эмоциональная и застенчивая девочка, сильно привязана к маме, и даже с родственниками ведет себя настороженно. В детский сад мы пошли 1 сентября при полном параде. Давно мечтали о детском садике, о новых друзьях, ждали, пока подрастем. Заранее перешли на садовский режим дня, постоянно разговаривали о тете-воспитательнице, к которой можно будет подойти с любым вопросом или проблемой, пока мамы не будет рядом.

Но в первый же день нас постигло разочарование. Мне не дали даже попрощаться с ребенком, просто унесли в группу и закрыли дверь. Ребенок еще долго стоял под дверью и кричал: "мама". Забрала я ее через пару часов. Дома поговорили с ней, договорились, что завтра снова пойдем, но уже нормально попрощаемся и расстанемся без слез. Так и вышло. Воспитательница стала настаивать, чтобы я оставляла ее на более длительный срок. На третий день я забрала ее после обеда, всю в слезах. Каждое утро у нас начиналось со слов "не хочу в садик". Прошло 3 недели. Дочка еще ни разу не оставалась на сон (категорически отказывается), но воспитатель говорит, что в детском саду так не положено и настаивает. Девочка стала плаксивой, замкнутой, раздражительной. Не отпускает меня ни на минуту, перестала общаться со своими прежними друзьями во дворе, говорит, что все дети плохие. По ночам часто просыпается с криками, плачем.

Зовет маму и твердит, что не хочет в детский садик, что в садике плохо. Что именно "плохо", выяснить не получается (она еще не все слова говорит). Снова начала писаться по ночам. Невролог выписала сильнодействующие успокоительные. А в садике твердят, что все детки через такое проходят и не надо особо обращать внимание на ее капризы. Подскажите, пожалуйста, как быть.

Прекрасно, что вы сами чувствуете: "не обращать внимание" не получится, да и ни к чему. Я бы посомневалась и насчет таблеток — зачем ребенку такой сильный глушитель? У детей очень хорошо работают механизмы саморегуляции. И если ребенок что-то делает и как-то себя ведет — можете быть уверены, ему так необходимо делать. Ну, не делают детки ничего лишнего. Это нам, взрослым, иногда кажется, что ребенок "чудит". А у них все очень даже целесообразно. Просто мы не всегда понимаем, в чем суть. Эти простые и естественные механизмы и позволяют детям приспосабливаться к новым ситуациям. Посмотрим, что делает для приспособления к новой жизненной ситуации ваша девочка.

Плачет, "не хочу в садик", замкнулась, стала раздражительной, боится отойти от мамы, прекратила контакты с детьми, нарушился сон, писается по ночам. В принципе, общая тенденция нормальная. Девочка осваивает новую ситуацию , все силы брошены на решение новых задач, при этом происходит возврат (временный) на более раннюю ступень развития так, будто она вдруг стала младше. Посмотрите, насколько это разумно и логически красиво! Сэкономленная энергия перебрасывается на обработку отношений с новым окружением — воспитателем, детьми в группе. Как только девочка адаптируется (задача решена), все старые навыки и умения к ней вернутся. Она снова станет такой, как была до сада.

Если же начать глушить дитя таблетками, ничего не обработается, задача не будет решена (в худшем случае до самой пенсии). Да, она будет вести себя спокойнее. Да, будет отпускать вас. Да, будет спокойно спать. Но какой ценой? Цена достаточно высока. Проблема не решается, а загоняется внутрь маленького человека. К чему это приведет? Возможные варианты: болезни, психологические проблемы, зажимы, комплексы и тому подобное. Зачем это вам?

В вашем вопросе есть один интересный момент, который часто в подобных случаях опускается: как вы лично переживаете процесс привыкания (или не привыкания) дочки к садику? Что вы чувствуете по этому поводу? Насколько сильны ваши чувства? Какие у вас есть ожидания?

Казалось бы, причем тут это? Очень причем. Ваши чувства проявляются вовне, хотите вы этого или нет. То, о чем вы много думаете, да еще и очень эмоционально, всегда приближается к вам, притягивается, просто потому, что вы уделяете вопросу много внимания.

Если у мамы есть глубокая уверенность в том, что ее ребенок гибко приспосабливается к новым ситуациям, что ему по жизни интересно все новое (а это так на самом деле и есть — у детей особенно!), такая мама и ведет себя соответственно. Какие-то неуловимые детали, жесты, мимика, интонация, выражение глаз — все говорит ребенку (и другим тоже) о том, что вот — это моё дитя, оно такое прекрасное, совершенное, с такими прекрасными возможностями и способностями, она растет, развивается, учится, меняется и остается замечательным, неповторимым человеком.

Это о доверии к ребенку и его возможностям, о доверии к себе, об уверенности — вашей. Ваша уверенность — очень важная вещь для вашего ребенка, но для вас — просто критическая, главная.

Вернемся к саду. Предполагаю, что реальность разрушила ваши ожидания по поводу садика — картинка, которую вы рисовали, оказалась неточной, мягко говоря. Ваше разочарование, о котором вы упоминаете, в данной ситуации желательно как можно быстрее обработать — ведь вы не обязаны были абсолютно точно угадать, как будет там, в неизвестном саду? Вот и садик не обязан быть таким, каким вы его себе представляли. И воспитательница имеет право быть другой — не лучше или хуже, а просто другой. Согласитесь, если бы жизнь разворачивалась в точности по нашим расчетам, скольких приятных сюрпризов мы бы лишились! Простите этот сад за то, что он оказался жестче, чем хотелось — и отпустите свое разочарование на все четыре стороны, освободите его, пусть улетает. Теперь вы сможете вернуться в реальные обстоятельства и принять их, как есть. Что тут можно предпринять?

Можно заменить таблетки паузой — каникулами. Например, пару недель посидеть дома, а потом снова пойти в группу. Таким образом мы дадим ребенку дополнительное время на переваривание информации. Далее, вы не оставляете девочку на тихий час — это тоже прекрасный способ дать ребенку возможность более плавно привыкнуть к саду. Она хочет быть как можно чаще с вами? Прекрасно, пусть будет, пока ей это так нужно. Дайте ей возможность убедиться на деле, что вас с нею нет только в саду, в остальное время вы в свободном доступе и никуда не исчезаете.

Еще немного о доверии к себе и ребенку . Я очень рада, что у вас с этим порядок. В вашем письме упоминаются два советчика — воспитатель и врач. Вы поступаете просто гениально — слушаете их советы и поступаете так, как решаете вы и дочка. Это, по меньшей мере, мудро. Они действительно советчики, со своим опытом и знаниями. Но решение принимаете вы и дочка. Молодцы! (Я, с вашего позволения, причисляю себя тоже к советчикам.).

Ребенок не адаптируется к детскому саду

Добрый день! Моему ребенку 4 года, мы стали ходить в детский сад в 1 год 10 месяцев. У ребенка плохой иммунитет, мы постоянно болели и продолжаем болеть. У нас есть подозрение на бронхиальную астму, мы сейчас обследуемся, т.к. часто болел бронхитом обструктивным. Мы ходим мах 10 дней, и 2-3 недели болеем. Летом не болеем вообще, за 4 месяца он не болел ни разу.

В этом году пошли 15 сентября, отходили неделю и заболели на 2 недели. Потом вышли на 4 дня, и у ребенка началась рвота в детском саду, с промежутками в 2-3 дня. Мы сдали все анализы, сделали узи желудка, все ок. Выяснили, что ребенка пичкали едой насильно. Мы воспитателям высказали, чтоб не кормили насильно.

Появилась новая проблема: ребенок перед детским садом хочет какать уже 3 дня подряд, даже если дома только что сходил. Я думаю, на нервной почве. Их заставляют самих вытирать попу, а мой ребенок переживает, что плохо вытрет. У нас закончилась бумага, воспитатель дала ему чужую и сказала: не рви много, чужая ведь. Дома я его приучаю самому вытирать.

Ребенок не хочет ходить в детский сад, он комплексует, боится, что его будут ругать, что он не так что-нибудь сделает. Воспитатели на мою просьбу помочь ему адаптироваться после лета не прилагают никаких усилий. Каждое утро он плачет и просит меня подождать, когда он покакает. Ребенок очень переживает, а они списывают это на адаптацию к детскому саду. Подскажите, как помочь моему ребенку адаптироваться и реже болеть.

Отвечает Ольга Сергачева, детский психолог:

Здравствуйте! В вашем случае, думаю, следует уже говорить не об адаптации ребенка к детскому садику, а о последствиях плохой адаптации (или скорее дезадаптации). Частые заболевания (в том числе и ОРЗ и простой насморк) в вашем случае скорее психосоматические, т.е. основная причина — психологические проблемы . Если не решить эти проблемы, то заболевания будут продолжаться и усложняться. Появление таких симптомов, как рвота и желание покакать, говорит, что в настоящее время проблемы серьезные (так можно и до невроза дойти). Весь организм ребенка уже просто кричит — мне плохо, помогите мне! Детский сад для ребенка сейчас уже является стресс-фактором, который запускает весь механизм проблем. Врачи и таблетки в данном случае не являются единственным способом решения проблемы — вы устраняете симптомы, а не причину.

Обязательно, просто необходимо обратиться к детскому психологу . Ребенку необходима психологическая помощь, работа с психологом. Если в детском саду вам согласны помочь и поработать с ребенком — хорошо. Если нет — ищите другого детского психолога и идите за помощью. Воспитатели и заведующая в лучшем случае будут соглашаться с вами и делать то, что для них не сложно. В наших детских садах много детей, и воспитатели не нацелены на индивидуальный подход, особенно со сложным ребенком. Проявляйте активность сами. Вам сейчас очень трудно, вы очень устали, много переживаний и хлопот, но вашему сыну еще сложнее — он маленький и беззащитный в этом сложном окружающем мире. Постарайтесь собрать все свои силы, всю свою любовь и вместе с походами к врачам и детским психологам находите время, чтобы дарить своему сынишке нежность, заботу, минуты ласки и любви. Он в этом сейчас так нуждается.

Адаптация к детскому саду через плач... Зачем?

Здравствуйте! Посоветуйте, как быть? Мы два дня ходим в ясли (сыну 1 год 8 месяцев). В первый день воспитатель взяла сыночка на руки и унесла в группу, мне не дала его завести, сказала, уходите быстрее (детский сад государственный). У сына это вызвало страшный плач (или истерику), ужас какой и очень долгий. Я думала, мне дадут его завести, ознакомить — он вообще у нас перестал меня куда-либо отпускать после того, как мы лежали в больнице, под капельницей. Я опешила, он ко мне, а воспитатель его в группу: идите, у нас не положено. Через час я его забрала, надо было через два, и сказала, что завтра останусь с ним, она согласилась. Снова пришли — воспитатель была настроена против уже, чтобы я была, я ее уговорила разрешить остаться мне на завтрак. Когда сыночек отвлекся на игрушку, я ушла, но плач был слышен на улице. Неужели надо приучать так, через плач? Сыночек, вижу, уже ко мне относится по-другому, все больше к папе, а два дня назад все было наоборот. Может, это я преувеличиваю, и пусть поплачет, как они говорят, и привыкнет. Но почему-то я не согласна с этим, хочу первое время походить с ним, они пока не разрешают. А муж говорит: он привыкнет, что ты рядом, тогда совсем не сможешь уйти, и сколько ты будешь так с ним ходить? Но ведь это же стресс для него. Разве так должно быть, не знаю? Или лучше повести в сад через год? И опять муж не согласен, говорит, вот там коллектив, пусть привыкает. Спасибо.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Дорогая мама! Очень меня тронуло ваше письмо. Я с вами полностью согласна. Не должен ребенок плакать. Мы детей рожаем не для того, чтобы им было плохо, а для того, чтобы они радовались жизни (желательно вместе с нами), чтобы им жить было интересно и приятно, а не страшно и больно. Поэтому ситуацию с яслями я бы посоветовала срочно изменить: либо найти другие ясли, с более гуманными и понимающими воспитателями, либо посидеть еще дома какое-то время. В 1 год 8 месяцев у среднестатистического ребенка потребность в общении со сверстниками выражена еще слабо, она постепенно растет, достигая своей первой вершины в 4 года. Сейчас для вашего малыша гораздо важнее отношения с мамой и папой, ближайшими людьми, а сверстники интересны, но не настолько, чтобы проводить с ними весь день.

Бояться вырастить "маменькиного сыночка", который в 15 лет будет держаться за мамину юбку, в вашем случае не стоит. Приблизительно в 2-2,5 года наступает время, когда ребенок учится "отрываться" от родителей, прежде всего от мамы. Всевозможные "я сам" становятся все чаще, ребенок примеряет роль самостоятельного человека, ему интересно учиться делать все самому, интересно попробовать отойти от мамы подальше — и в буквальном, и в переносном смысле, — а потом вернуться. При этом он активно учится, смотрит на вашу реакцию, пробует, импровизирует, творит.

Теперь открываю секрет: на этом этапе развития и формируются "маменькины дети" — несамостоятельные, зависимые, инфантильные взрослые дядечки и тетечки, которые сами шагу ступить не могут. Несамостоятельный человек формируется именно в этом возрасте, когда он ребенком очень хочет что-то сделать сам, попробовать что-то новое, отойти на 20 метров, чтобы нарисовать мелком на асфальте, например, а у мамы или папы истерика: не смей убегать! Там бабайки толпами ходят, у бабушки слабое здоровье, без моего разрешения ни шагу, и далее в том же духе. Как видите, ситуация немножко другая — ребенок хочет отодвинуться на время, а потом вернуться, а его не пускают.

Ваш малыш откровенно протестует против разрыва с вами, пусть и на несколько часов. По-моему, это может значить только одно — рано, наверное, или садик не совсем подходит. У детей внутри такая замечательная пружинка есть — она их заставляет делать то, что им действительно нужно, и не делать того, что им действительно не нужно. У взрослых она тоже имеется, но не у всех одинаково сильная. Некоторые взрослые ее так запихивают в угол все время, что она теряет упругие свойства. Как запихивают? А словами: надо, должен, у всех так, а то будет плохо, иначе нельзя. Дорогие товарищи взрослые, можно! Каждый из вас — творец, вы можете жить не так, как "положено", а как ваша душа вам подсказывает. Некоторые называют это "счастье".

Ребенок неожиданно стал отказываться ходить в детский сад

Добрый день! Помогите нам, пожалуйста, разобраться в ситуации!

Дочка ходит в детский сад с 1,8 года. Всегда с радостью бежали в садик, прыгали от восторга и домой уходить не хотели. Я нарадоваться не могла и очень сочувствовала тем мамам, у которых детки плачут. До 3 лет мы ходили в один детский сад. Потом мы переехали жить в Москву, тут тоже устроились в детский сад. И тоже ходили без проблем. Но все началось неожиданно...

В саду (речь пойдет о нынешнем учреждении) была только одна воспитатель и няня. То есть смены не менялись никогда. А вдруг в марте пришла еще одна воспитатель, и начались смены. Причем новый педагог не имел стажа работы с детьми вообще. В группе начался бардак полный! Дети разбаловались очень (это заметили многие родители). В итоге эта новая воспитатель перешла в другую группу, и у нас опять все по-прежнему. Все бы хорошо, только вот дочка-то наша плачет каждое утро! Я, конечно, не хочу обвинять воспитателей, но почему-то концерты наши начались именно в этот период.

Что думать, не знаю. Дочка говорит, что ее в детском саду обижают ребята, кусают, щипают, хотя я на ней никаких следов то не вижу. Воспитателя спрашивала об этом. Говорят, она у нас компанейская, детки сами к ней тянутся играть! И никто никого не обижает! Потом была причина, что повар невкусно готовит. Но это действительно было, повар сменился, причина плакать отпала.

Потом дочура начала плакать сильно и боится, что я за ней не приду вечером. И не хочет совсем ходить в детский сад. Уж это откуда взялось, я вообще не пойму! Мы объясняем, что мы ее сильно любим, что нам без нее очень плохо. Стараемся с ней строить планы на вечер утром по дороге в садик, чтоб она почувствовала себя очень нужной в семье!

Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести? Как докопаться до причины действительной? Мне кажется, что ребенок чего-то не договаривает нам! Хотела сходить к психологу, но бесплатно не попасть, т.к. у нас нет постоянной прописки в Москве, а платно дороговато!

Очень надеемся на вашу помощь.

Отвечает Любовь Голощапова, детский психолог:

Дорогая Юлия!

Хотела бы я с вами поговорить, потому что из вашего письма не совсем понятны несколько существенных деталей.

Во-первых, когда именно ваша дочка начала плакать в связи с детским садом: когда пришла новая воспитательница, когда она ушла или в промежутке между этими событиями?

Во-вторых, о причинах недовольства, которые называет ваша дочка. После того, как повар сменился, и снова стало вкусно, она хоть сколько-то времени была довольна жизнью? Или же все продолжалось, как и раньше, просто вам была предъявлена другая причина?

Причины плача могут быть самыми разнообразными, но если ребенок на протяжении длительного времени постоянно туда не хочет, может, проще всего забрать ее из детского сада?

Для того чтобы узнать истинные причины такого поведения, могу предложить несколько способов, а вы уж сами выбирайте, что лучше подходит. Если вы играете с дочкой, попробуйте "проиграть" ситуацию с детским садом , пусть в детский сад ходит кукла или мишка, или кто угодно — хоть бабушка с дедушкой, хоть самокат. Таким образом можно будет прозондировать почву насчет отношений с воспитателем, детьми, другим персоналом. Тут большой простор для творчества, вы сами почувствуете, если что-то в игре пойдет не так, только играть нужно искренне, по-настоящему. Получите удовольствие!

Можно предложить ребенку порисовать (или просто посмотреть, что она рисует) — нарисовать детский сад, воспитательницу, детей, игру, прогулку, обед, все, что она захочет . Обратите внимание на цвета, просто прислушайтесь к своим ощущениям, когда смотрите на рисунок, дети очень выразительно рисуют, Вы знаете.

Будет очень хорошо, если Вы сможете ответить себе на вопрос: что еще появилось нового в поведении девочки кроме нежелания идти в сад. Привычки, отношения, предпочтения, интересующие ребенка темы — возможно, здесь вы тоже найдете подсказку.

Одной из возможных причин может быть возрастная динамика — растет человек, запросы меняются, и это очень хорошо, а воспитатель ей теперь нужен другой. А может быть, в группу детского сада пришел новый ребенок, на которого ваша дочка реагирует особым образом?

Кроме того, из письма следует, что вы не полностью доверяете вашей дочке и считаете, что и она не доверяет, т.к. недоговаривает. Отсюда желание "докопаться". А девчушка, может, и сама не осознает, что ее так напрягает в детском саду, просто чувствует, и все.

Если докопаться не удастся, не расстраивайтесь. В этом случае можно попробовать сменить детский сад, вообще найти альтернативу саду. Честное слово, ребенку виднее, чем нам, умным взрослым. Вспомните, что вы сами делаете, если что-то или кто-то не нравится без всякой видимой причины — вот не нравится, и все тут, а что именно не нравится, непонятно, просто не к чему придраться. Мне, например, в такой ситуации тоже иногда хочется докопаться, особенно если вопрос для меня важный. А я знаете, что делаю, если не могу понять причину антипатии? Разворачиваюсь и очень быстро ухожу из того места или от того человека, с которым мне неуютно. Ведь живу я сейчас, а разобраться в причинах и потом можно.

Просто своей интуиции можно доверять — она никогда не подведет. Так же и ребенку можно доверять, потому что у детей эта самая интуиция обычно работает гораздо лучше, чем у взрослых. Решайте вопрос вместе! Если вы с вашей дочкой объедините усилия, решение обязательно найдется.


Данагуль | 12.10.2018

Здравствуйте! Моя дочь, ей 2.6 года, начала в сентябре ходить в сад. В начале, она была плаксивой и ночью спала плохо. Затем через неделю с лишним она начала дома истерить без всякой причины. Я Сама сейчас на последнем месяце беременности. Не хватает нервов и терпения к ее истерикам. Могу ее поругать. Иногда даже от бессилия я игнорировала, и она могла час проплакать. Потом брала на руки. Сегодня воспитатель сказала, что она стала вести себя в группе замкнуто. Не играет с другими детьми, отказывается кушать, и может сидеть и плакать тихо на стуле. Что вы скажете насчёт этой ситуации. Может у меня ошибки в отношении к ней. Что делать не знаю. Нет сил. Также она параллельно болеет. Прошло 3 недель, все началось из сопель, теперь подкашливает. При болезни отлучалась из сада на неделю. Но это неделя была кошмаром для меня и бабушки. Могла долго истерить в день мин 3 раза.

Анна | 05.09.2018

Здравствуйте моей дочке 4 года и 2 месяца. С 2 лет ходила в частный садик хорошо иногда утром плакала, но в общем хорошо там себя вела ей нравилось. С 3 х лет пошли в муниципальный ДС тоже быстро влилась и все было хорошо. Летом на 2 месяца мы уезжали, приезали у нас новая Воспитатель, ребёнок на отрез отказывается ходитьв сад, очень горько плачет 😢 . В течение дня просит Воспитателя позвать родителей ее забрать. Кроме этого с 3 лет она ходит на художественную гимнастику с удовольствием, НО сейчас и туда не хочет?!((((3 недели истерики в саду и на гимнастике? Другие детки нормально к новой Воспитательнице. Как быть? Очень прошу посоветуйте 😟. Мы беседуем Но пока не выход.

Эли | 29.07.2018

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста мой сын уже 5 месяц ходит в сад но последние время с 2х недель плачет дома ко не принимается и как несколько дней питается как назло просит горшок и туже бежит с него но есть одно но у них новая нянька как 2недели

ирины | 11.04.2018

Ребёнку 5лет,ходил в сад с удовольствием,сейчас такие истерики просто ужас,ни кто не обижает его,наоборот ставят его в пример для других деток,как мне быть мне и его жалко как он переживает и что делать незнаю

Юлия | 13.07.2017

Добрый день. У нас сложилась такая ситуация. Нам 4 года и мы в средней группе, все это время мы отлично ходили в сад, месяца 3 назад нашу группу соединили с яслями из за не хватки кадров. В ребенке поменялся характер, стала более раздраженой, когда ругаем стала огрызаться и иногда биться, а когда воспитатель ушла в отпуск каждое утро истерика и ищет любую причину не идти в сад, просто не хочет, потому что нет ее воспитателя. С истерикой в сад ее вести уже нет сил, хотя потом она себя там чувствует хорошо. Как можно решить проблему? Не ходить пока не выйлет из отпуска воспитатель. Спасибо ща любой совет

Татьяна | 30.11.2016

Здравствуйте! У нас ситуация чем-то похожа на вышеизложенные, но в чем-то и нет. Моему сыночку сейчас 5 лет и 4 месяца, начал ходить в садик в 4 года и 10 месяцев (с июня). Весь июнь проходили на прогулки, как правило шел более-менее охотно, но и без особого восторга. С августа садик закрыли до сентября. Он снова походил более-менее нормально, но до сна. В начале ноября заболел и вернулся в садик через 3 недели, но теперь каждое утро - горькие слезы, хоть и без истерик. У меня сердце разрывается! На вопрос почему не хочешь ходить в садик, отвечает, "потому что там дурно"; может тебя кто-то обижает? - нет. Наша основная воспитательница - замечательная, имеет подход к детям! Но ее часто нет и, соответственно, приходят ее заменять все время разные воспитательницы. Дома сыночек очень активный и бойкий, в садике - сидит тихонько, как мышка. Хочет быть только со мной. Я волнуюсь, т.к. скоро в школу! Подскажите пожалуйста, что нам делать, чтоб он с радостью ходил в садик? Заранее благодарна!

* - поля, обязательные для заполнения.


Первое посещение детского сада не у всех проходит гладко. Одни малыши спокойно адаптируются к новому окружению и через две недели остаются на целый день, другие никак не могут привыкнуть. Они непрестанно плачут и бесконечно болеют. Специалисты подскажут, что предпринять, если ребёнок не хочет идти в садик, как быть, когда он заливается слезами, и решить проблему без ущерба для семьи и малыша.

Выбор детского сада

Сегодня нет ограничений в выборе ДОУ. Мама и папа могут заблаговременно изучить потенциальные учреждения, расположенные поблизости, чтобы сделать пребывание малыша в их стенах удобным и комфортным. Выбрать садик можно по собственному желанию.

Необходимо убедиться, что дошкольнику будет там уютно и спокойно, как дома. Родителям можно несколько раз отвести малыша в сад и посмотреть на его реакцию. Если он сам выберет садик, адаптация пройдёт легче.

Зачем посещать садик

Заведение положительно влияет на развитие и воспитание маленького члена общества. Общение с другими детьми и взрослыми поможет в будущем. Ему будет легче посещать школу и общаться с коллегами во взрослой жизни.

Начинать готовить сына или дочь к посещению сада лучше за несколько месяцев, но даже тогда появляются проблемы с адаптацией. Если ребёнок не хочет в садик, что делать и водить ли его в дошкольное учреждение, родители должны решить сами.

В момент привыкания дети часто болеют. Если родители могут обойтись без ДОУ, они вправе принять это решение. Нужно понимать, что дети, не посещавшие детсад, впоследствии плохо привыкают к школе.

Период адаптации

В первые дни плач у детей при посещении учреждения считается нормальным. Как правило, дети остаются в саду и в течение часа успокаиваются. Мамы и папы должны помочь малышу справиться с эмоциями и выяснить, почему он плачет.

Если ребёнок не хочет идти в садик, Комаровский - автор известных телепередач и книг о здоровье детей - советует проводить привыкание к дошкольному учреждению постепенно.

Когда мама отводит сына или дочь утром в садик и оставляет их там на целый день, несмотря на плач, это может плохо отразиться на психике малышей. Нужно с каждым днём увеличивать время нахождения в детском саду : сначала оставить на два часа, потом до послеобеденного сна и до ужина. Каждый новый этап можно начинать после удачного завершения предшествующего. Если малыш не завтракает, то неразумно оставлять его в учреждении до обеда.

При первых посещениях сада нужно разговаривать с ним, интересоваться, как прошёл день, что он ел и узнал. Это позволит лучше справиться со стрессом.

Необходимо поощрять малыша за новые достижения. Можно похвалить его. Эти несложные действия помогут совладать с истериками и слезами.

Причины отказа

Как правило, детей отдают в учреждение с двух лет. Период привыкания редко проходит спокойно. Дети привыкли находиться с родителями в течение дня, они не хотят расставаться с ними.

Если малыш отказывается ходить в детский сад категорически, он переживает, что находится среди чужих людей в незнакомой обстановке. Его режим дня меняется, поэтому неизбежны слезы и истерики. Малыш надеется, что мама не оставит его в садике и отведёт домой.

Причины, почему ребёнок отказывается ходить в детский сад, следующие:

  • Страх расставания с мамой.
  • Переживание перед посещением незнакомого учреждения.
  • Ощущение потерянности.

Дети разные, и каждый из них реагирует на ситуацию по-своему. Психологи рекомендуют подготовить малыша к разлуке, чтобы слезы не переходили в истерику.

Проблемы в детском учреждении

Взрослым кажется, что дети капризничают и оттого не желают оставаться в саду. На самом деле им тяжело переносить смену обстановки. Иногда бывают проблемы следующего характера:

Дошкольник может ежедневно отказываться от похода в садик, устраивая истерики.

Что предпринять родителям

Мамам и папам нужно подольше оставаться с детьми, даже если не получается сократить рабочий день. Малыш должен понимать, что родители его любят. Нужно найти особый подход как к сыну, так и к дочери. Если проводить с детьми больше времени, заинтересовывать их и уделять им внимание, проблем с походом в детский сад появиться не должно. Отдыхая с ними, родители тоже набираются сил и заряжаются положительной энергией.

Если ребёнок не хочет идти в детский сад, не нужно кричать на него, чтобы заставить идти туда силой. Необходимо понять, что происходит. Возможно, отыскав причину трудностей, родители захотят что-то кардинально поменять и сделать жизнь сына или дочери радостной и счастливой.

Можно заранее подготовить кроху к новому режиму. Если малыш «сова», нужно постепенно сдвигать режим сна. Например, в первый день уложить его на полчаса раньше. На следующий день - ещё на несколько минут раньше. Так малыш будет лучше вставать утром. Невыспавшийся дошкольник будет вести себя неспокойно в непривычном месте.

Желательно купить малышу понравившуюся мягкую игрушку , которая будет сопровождать его везде. Хорошо, если можно договориться с руководством о возможности в первые дни посещать садик вместе с кем-то из родителей. Так дошкольник быстрее привыкнет к новому месту.

Ошибки взрослых

Есть родители, которые не хотят слышать крики своего малыша и жалеют его. После прихода в сад они принимают решение вернуться домой. Так делать нельзя. В следующий раз недовольство малыша возрастёт, и тогда можно будет забыть об удачном походе в детское учреждение.

Нельзя водить дошкольника в садик через раз. Нужно, чтобы у него выработался определённый режим. Малыш должен понимать, что в детсад нужно ходить, как на работу.

Родители сами должны вести себя спокойно. Если малыш увидит слезы на глазах мамы, он не останется в группе без проблем.

Среди специалистов тема привыкания к саду является распространённой. Советы и рекомендации психологов:

Можно рассказать ребёнку, как весело бывает в садике, заинтересовать его. Адаптация пройдёт лучше, если отводить его туда будет другой член семьи, к которому малыш привязан не так сильно - например, бабушка или папа. Нужно сделать так, чтобы привыкание проходило спокойно и не нарушило детскую психику.

Иногда к воплям добавляются жалобные стоны на тему того, что у драгоценного чадушка болит животик, голова, и вообще его тошнит от сада. В прямом и в переносном смысле слова. А в более тяжелых случаях у ребенка и в самом деле поднимается температура, появляются боли в животе и обостряются хронические заболевания.

Что же делать в такой ситуации? Для начала разобраться, почему ваш малыш ни за какие коврижки не соглашается приобщаться к детскому коллективу. А причин для этого может быть несколько.

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели. Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Непривычная пища

Вспомните свое детство – наверняка в вашем детском саду был какой-то особенный «шедевр» местных поваров, который вызывал у вас не самые приятные чувства. Пресловутые пенки от молока, кисель, молочная каша или суп с луком – у каждого свои воспоминания. Иногда воспитатели слишком рьяно пытаются накормить своих подопечных, требуют съедать все до крошки, в быстром темпе – это тоже не каждому под силу.

Выход

Если ваш малыш наотрез отказывается питаться в детском саду, договоритесь с воспитателями, чтобы они не настаивали на этом процессе. В конце концов, еще ни один ребенок по собственной воле не умер от голода. Дома, перед садом, вполне можно обойтись и без завтрака – больше шансов, что к моменту завтрака в садике малыш успеет проголодаться и захочет попробовать что-нибудь с общего стола.

Если по садовским правилам ребенку разрешается брать какую-то еду из дома, то пусть это будут красиво порезанные фрукты (яблоки, груши), овощи (огурец или морковка), подойдет и банан. Старайтесь не давать ребенку сладости вроде конфет или печенья, эти лакомства, конечно, могут утешить в первый момент, но вызовут нездоровый ажиотаж в коллективе и окончательно испортят аппетит.

Нелюбимая воспитательница

Это серьезная проблема, и в идеале ее хорошо бы решить еще до поступления ребенка в детский сад. Не зря же психологи рекомендуют перед тем, как определить малыша в то или иное учреждение, обязательно познакомиться не только с заведующей и с набором игрушек в группе, но и (что гораздо важнее!) с будущей воспитательницей. Именно она будет проводить с вашим ребенком большую часть времени. Иногда бывает так, что к одной воспитательнице дети буквально летят на всех парах, а к другой даже подходить не хотят, жмутся к маме.

Выход

Для начала выясните, почему ваш малыш не любит воспитательницу. Сделать это не так-то легко, ведь далеко не всегда маленький ребенок может рассказать о своих впечатлениях и переживаниях. Но вам придут на помощь специальные игры. Вечером, в спокойной обстановке поиграйте с малышом в детский сад с набором плюшевых зверушек или пластмассовых человечков. Вы узнаете для себя массу интересных подробностей! Пусть ребенок сам выберет для себя роль – будет ли он играть за себя самого, за своего «одногруппника» или за ту самую воспитательницу.

Когда вы уясните для себя смысл конфликта, попробуйте обсудить его с воспитательницей. Если же после этого не произойдет никаких положительных сдвигов (педагог жестоко обращается с ребенком, не слышит его, позволяет другим детям дразнить и обижать вашего малыша), то ситуация, увы, тупиковая. Придется подумать о смене детского сада или группы. Причем, в этом случае предпочтительнее сменить сад, чем группу, поскольку во всяком коллективе существует некая корпоративная этика – в том числе, и в детском саду.

Чужой среди своих

Иногда бывает так, что ребенок по каким-то причинам не вписывается в детский коллектив, продолжая держаться особняком. Это может быть индивидуальная особенность – просто у каждого ребенка разные потребности в общении, кому-то нужно общаться больше, кому-то обходиться минимумом «деловых связей». Но если ваш ребенок в течение года так и не занял в детской группе свою нишу, провел все это время как бы «за стеклянной стеной», лишь наблюдая за детской жизнью, стоит обратиться к психологу – это может говорить об аутистических особенностях характера.

Выход

Если ребенку трудно подружиться со сверстниками, придется, как всегда, брать дело в свои руки. Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Понаблюдайте, кто из одногруппников наиболее симпатичен вашему ребенку, и попробуйте подружиться с его родителями. Чаще приглашайте их в гости. Возможно, поначалу, вам придется самой активно участвовать в их играх для того, чтобы ваш «дикаренок» постепенно и сам мог в них включиться.

Еще один важный момент переходного периода – приучить малыша к мысли о том, что далеко не всегда только с мамой ему может быть комфортно и интересно. Попросите папу или бабушку в ваше отсутствие придумать с ребенком увлекательную игру. Неплохой вариант – студия раннего развития, где дети постепенно вливаются в детский коллектив, не теряя при этом связи с мамой. Другие дети и их игры должны быть, с вашей точки зрения, весьма привлекательным и приятным занятием. Обращайте внимание малыша на то, как детям и весело интересно вместе, как здорово они играют.

Чего делать нельзя
  • Поддаваться на уговоры и провокации. Если вы, несмотря на все детские стоны и жалобные причитания, все-таки довели ребенка до дверей детского сада, но в последний момент ваше родительское сердце не выдержало и вы повернули вместе с ребенком обратно – это очень опасный путь. Малыш поймет, что слезами и криком он сможет добиться желаемого, и в следующий раз ему придется лишь немного увеличить громкость и интенсивность плача.
  • Водить ребенка в сад через день или пару раз в неделю. Для того, чтобы детский сад стал неизбежной данностью, малыш должен появляться там каждый день (разумеется, кроме выходных). Лучше поначалу пораньше забирать его оттуда. Ничего страшного, если первые недели или даже месяцы вы не будете оставлять его там на дневной сон. Лишь когда ребенок полностью адаптируется к новым условиям жизни, попробуйте забрать его после дневного сна.
  • Самим бояться разлуки с ребенком. Дети необыкновенно чувствительны. Им на каком-то подсознательном уровне передаются все наши эмоции – и тревога, и спокойствие. Душераздирающая сцена со слезами в раздевалке – совсем не лучшее начало дня для вашего малыша. Отпускайте ребенка с уверенностью, что с ним все будет в порядке.

Инесса Смык



Публикации по теме