Как сделать так, чтобы ребенок вас слушал. Как сделать так, чтобы ребенок вас слышал

Для родителей, которые сами не очень дружат с буквами

«Ему бы только в танчики играть в интернете, а за книжку приходится силой усаживать», — стандартное объяснение многих мам и пап (для самих себя и окружающих), почему их дети не рвутся читать с фонариком под одеялом или закрывшись в ванной. Таких родителей так и хочется спросить — а вы сами читаете? Именно книги, а не посты в социальных сетях? Не очередное творение модного автора (чтобы в компании честно сказать «Мне не понравилось!»), а для самого себя?

Если лично для вас это чуждое занятие, даже не надейтесь, что вы увлечёте им чадо. Потому что все ваши доводы выглядят искусственно и не подкрепляются личным примером. Сын или дочка вполне резонно может сделать вывод, что чтение литературы — это ещё один нудный, но обязательный атрибут детства. И только если у ребёнка внутри сидит «книжный червь», который так и подталкивает его открыть новую книгу, есть реальный шанс, что он полюбит литературу.

Поэтому родителям, которые сами не любят читать, можно посоветовать только одно. А именно — начать это делать. Помните анекдот: «Вы не любите кошек? Просто вы не умеете их готовить!» С литературой то же самое. Среди тысяч и тысяч книг обязательно найдутся те, которые станут вашими любимыми. Над которыми вы будете грустить, плакать и смеяться. Кстати, начать можно с тех самых произведений, которые вы безуспешно подсовываете ребёнку. Глотайте произведения в одиночестве, наперегонки с чадом, хоть аудиоверсию в машине слушайте, главное — постарайтесь «подружиться» с прозой и поэзией. Если у вас есть любимые фильмы, созданные по литературным произведениям, начните читать их. Зачастую первоисточник оказывается намного сильнее киноверсии, кроме того, режиссёрам приходится безжалостно обрезать многие сюжетные линии, чтобы фильм шёл не пять часов, а всего лишь два.

Рецепт № 2

Для родителей, которые очень любят книги и не понимают, почему это не передалось с генами их отпрыскам

Для начала забудьте пафосный довод, который многие родители (а также бабушки и дедушки) считают невероятно весомым: «Я в твоём возрасте читал очень много!». Проверить, правда это или нет, невозможно. Кроме того, в советское время не было ни интернета, ни многочисленных гаджетов. Не навязывайте чадам свои любимые произведения силком. Это то же самое, что упорно дарить ребёнку конструкторы только потому, что для вас в детсадовском возрасте это был лучший презент на день рождения.

Это не значит, что книги, изданные в СССР, хуже тех, что печатаются сейчас. Просто зачастую они ДРУГИЕ. И читают их ДРУГИЕ дети.

Вот как рассказывает о своём видении этой интересной проблемы Марина Аромштам, главный редактор сайта «Папмамбук» : «Важный вопрос, почему мне (как и другим «среднестатистическим» взрослым) хочется, чтобы дети читали те книжки, которые я любила. Будто бы моя прежняя «любовь», мой детский выбор — непременный залог качества. Логика здесь, видимо, такая. Мы, взрослые, себе нравимся. По крайней мере, в общем и целом. (Как ещё может быть?) А почему мы стали такими хорошими? Потому что нас правильно воспитали. Наше детство — золотой век нашей личной истории (не зря же детство считается «добрым и чистым»). И очевидно, что мы читали «правильные книжки» (детские книжки тоже, как правило, называют «добрыми»). Мы редко допускаем, что стали «такими хорошими» не благодаря, а, например, вопреки. И что нам пришлось бороться с множеством предрассудков и навязываемых взрослыми образцов поведения, чтобы стать теми, кем мы являемся. Почему-то такой ход рассуждений встречается крайне редко. И свои детские книжки мы тоже с большим трудом переоцениваем: они являются своеобразной гарантией нашего «доброго правильного детства». В крайнем случае, мы говорим, что их язык «устарел». Кстати, Мария Аромштам провела очень любопытный эксперимент — принесла на встречу детского литературного клуба свою главную книгу детства «Приключения доисторического мальчика» д’Эрвильи и его современного конкурента — «прикольную» книгу «Неандертальский мальчик в школе и дома» Мальмузи. Что предпочли дети и сама Марина Аромштам (которая перечитала любимую книжку после очень долгого перерыва), можно узнать на сайте papmambook.ru . Кстати, там собрано множество рецензий на самые разные творения авторов, которые сегодня издаются на русском языке. И даётся куча полезных советов. Например, как поставить настольный спектакль для малыша по конкретному литературному произведению.

Рецепт № 3

Для тех, кто собирается в книжный магазин за детской литературой

На самые популярные вопросы родителей по «магазинной теме» мы попросили ответить Татьяну Руденко и Марию Мелик-Пашаеву , которые возглавляют издательство «Мелик-Пашаев».

Как выбирать книги для ребёнка дошкольного возраста?

Особенность изданий для самых маленьких читателей (2-5 лет) в том, что художник в них выступает как полноправный соавтор. Ведь именно благодаря иллюстрациям ребёнок, не умеющий читать, общается с книгой напрямую. Очень важно, чтобы взрослый хотя бы пролистал книгу — присмотрелся к иллюстрациям, оформлению, прочитал несколько абзацев текста. Это как бы первичный отбор, который позволяет отфильтровать издания сомнительного качества. Самое важное, чтобы книги были очень разными: по стилю рисования, по цветовой гамме, по настроению. Ведь детская книга — это как первый поход в музей, ребёнок знакомится со всем многообразием мира благодаря хорошим иллюстрациям.

Стоит ли брать ребёнка (старше 4 лет) с собой в книжный магазин и позволять ему самому решать, что купить?

Да. Очень важно, чтобы ребёнок мог сделать свой выбор, но лучше, если он будет делать этот выбор из уже отобранных вами книг, потому что на полках магазинов встречаются издания самого разного уровня. Убедившись, что у вас в руках книга хорошего качества, стоит дать её посмотреть ребёнку — понравятся ли ему рисунки? Симпатичен ли ему герой, цепляет ли что-то в иллюстрациях? Бывает и так: взрослый сомневается, не может выбрать конкретную книгу, а ребёнку она сразу западёт в душу. И прочитав её потом вместе 150 раз, вы тоже полюбите этого героя.

На полках стоят произведения множества авторов, которые мне абсолютно незнакомы. Может, стоит отдать предпочтение классикам, проверенным временем?

Это понятно и естественно, что все мы тянемся к тому, что знакомо и любимо с детства. В советское время действительно издавалось большое количество хороших книг. Но очень важно разнообразить книжную полку с помощью новых и современных имён. Из наших любимых это немецкий писатель Янош , англичанин Ник Баттерворт , норвежский писатель Альф Прёйсен , книги бельгийской художницы Габриэль Венсан . Честно говоря, помимо конкретных имён, хочется посоветовать родителям не бояться неизвестных авторов и новых книг (не важно, российских или переводных). Ведь темы, которые интересуют и детей, и взрослых, практически неизменны, а вот свежий, современный взгляд может помочь по-новому увидеть знакомые вещи.

Кстати, в разных московских магазинах цена на одну и ту же книгу может различаться на 10-30%. Невыгоднее всего покупать литературу в киосках переходов — там можно переплатить до 40%. Для экономии бюджета стоит подобрать список понравившихся книг, а потом найти, где за них просят саму скромную цену (это может быть даже книжная лавка при издательстве или интернет-магазин).

«Без рецепта»

И напоследок, ответим ещё на несколько «литературных» вопросов с помощью Ирины Балахоновой, главного редактора издательского дома «Самокат» .

Нужно ввести в школьную программу в обязательном порядке реальные «новинки» — книги, которым не больше 1-2 лет. Для чего необходимо учить студентов-словесников работать с современной детской прозой и поэзией, ориентироваться в ней, самим выбирать книги для классного и внеклассного чтения. Так делают в Европе и в Америке, где процент читающих детей и уровень понимания текста гораздо выше, чем сегодня в России. Все эти схемы давно изучены и успешно используются. Они наверняка знакомы Министерству образования. И я бы задала нашему министру образования вопрос, почему эффективные схемы пропаганды чтения не вводятся в России?

Может ли электронная книга заменить ребёнку бумажную?

Читать вслух можно до любого возраста, даже взрослым людям. Я, например, очень люблю это делать. Конечно, важно, чтобы книга нравилась и читающему, и ребёнку. Если же это будет пытка для обоих, вряд ли ребёнок полюбит чтение. Вообще, как пишет Даниэль Пеннак , нужно «учить любить читать, а научить любить можно только что-то, что любишь сам». Насчёт голоса я не уверена. Скорее всего, монотонный голос папы-дальнобойщика, которого ребёнок видит раз в месяц, будет для него слаще всех хорошо поставленных актёрских голосов.

Как быть, если ребёнок предпочитает только один жанр литературы, а с другими даже отказывается знакомиться.

Лучше всего оставить его в покое и предлагать ему лучшее в этом жанре. Никто не говорил, что все должны предпочитать Толстого хорошему детективу.

Стихи — это ведь только для маленьких?

Это неверно в корне. Стихи — для всех, и прежде всего для родителей. Бродский , Мандельштам , Саша Чёрный — чем раньше вы начнёте читать их своему малышу, тем меньше вопросов о жизни он будет вам задавать.

Кстати

Искать хорошую литературу можно не только по авторам, но и по компаниям, которые их публикуют. Вот список издательств, которые выпускают много интересных детских книг:

«Розовый жираф»
«Самокат»
«Мелик-Пашаев»
«КомпасГид»
«Речь»
«Дрофа-Плюс»
«Махаон»
«Захаров»
«А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»
«Детская литература»
«Текст»
«Эксмо»
«Росмэн»
«Настя и Никита»
Издательский дом Мещерякова
ДЕТГИЗ
«Мир детства»
«Центр Нарния»
«Машинки творения»
«Азбука-Аттикус»

У вас бывало ощущение, что обращаясь с просьбой к ребенку, вы разговариваете со стенкой? У меня – миллион раз.

Типичная ситуация. Пора ужинать.

— Макс, иди есть. Котлеты с макаронами на столе.

Макс сидит в двух шагах от меня в гостиной и играет с динозаврами. Один напрыгивает на другого, тот шарахается в сторону – страшно интересно. Я повторяю. С нажимом.

— Макс, пора есть. Садись за стол.

Никакой реакции. Говорю еще раз. Не идет.

Страшно хочется заорать: «Да что с тобой не так, елки-палки? Я со стенкой разговариваю?».

Иногда сдержаться не получается. Жалею я об этом страшно. Потому что орать на ребенка – не правильно. Со всех точек зрения.

Во-первых, согласно исследованиям психологов, дети, родители которых проявляют по отношению к ним вербальную агрессию, обладают более низкой самооценкой и более склонны к депрессии.

А, во-вторых, повышая голос на ребенка, мы учим его нас игнорировать. Как это ни странно. Мы повторяем одно и то же несколько раз. А потом либо сдаемся и делаем то, что необходимо, сами (ребенок понимает, что слушать нас было не обязательно), либо начинаем орать (ребенок понимает, что шевелиться надо только тогда, когда на тебя орут, до этого можно подождать).

Что делать? Прошерстила материалы Child Development и обнаружила несколько действительно хороших советов. Даже не советов, а алгоритм действий.

1. Убедитесь в том, что ребенок действительно вас слышит. Не надо раздавать руководящие указания с другого конца комнаты.

Если ребенку меньше 6 лет, то стоит присесть рядом с ним, заглянуть ему в глаза и сказать то, о чем вы собирались ему сообщить. Можно легко коснуться его руки или приобнять.

С более старшими детьми необходимо как минимум установить зрительный контакт. То есть сначала убеждаемся в том, что ребенок обратил на нас внимание и лишь потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.

2. Важно понимать, что, возможно, ребенок игнорирует вас не нарочно. Дети до 14-летнего возраста часто не замечают то, что происходит вокруг них.

Согласно научным данным, если дети чем-то увлечены (играют, читают или просто мечтают), то не обращают внимания на происходящее вокруг них. У них отсутствует то, что называют периферическим вниманием.

То есть родитель может находиться рядом с ребенком и что-то ему говорить, а ребенок родителя игнорирует. Не специально. Так получается. Именно поэтому перед тем, как попросить о чем-то ребенка, необходимо убедиться в том, что он вас слышит (см. пункт 1).

3. С другой стороны, ребенок может игнорировать вас вполне осознанно. Бывает, что дети проверяют своих родителей «на прочность», на то, что они могут себе позволить, а что нет.

Для ребенка это крайне важная информация и подобные тесты являются вполне нормальной стадией развития.

4. Убедившись в том, что ребенок вас слышит, сообщите ему то, что планировали. И подождите. Посмотрите, что произойдет.

Если ребенок сделал то, о чем вы просили – замечательно. Если нет… Читаем дальше 🙂

5. Повторите просьбу еще раз и объясните ее. Расскажите ребенку о причине, по которой он должен ее выполнить.

Понимание того, что ваши слова – не произвол, что у вас есть серьезные основания, мотивируют ребенка «быть послушным». Это не всегда работает. Но вероятность того, что ребенок сделает то, о чем вы просите, сильно выше в случае, если он понимает смысл просьбы, ее причину.

Пример: «Пожалуйста, надень куртку прямо сейчас. Мы должны выйти из дома через минуту, иначе опоздаем в гости к Питеру. А это будет не слишком вежливо, правда?».

6. Позвольте ребенку ощутить последствия своего поведения. Не убрал одежду в корзину с грязным бельем? – любимая футболка осталась невыстиранной. Копался, собираясь на таэквондо? – Опоздал и инструктор заставил сделать 15 лишних отжиманий.

Этот способ отлично работает. Правда, некоторые следствия могут быть опасным для жизни и здоровья ребенка (и мы, естественно, их не допустим), наступления других приходится ждать слишком долго. Что тогда?

7. Спокойно сообщите ребенку о том, что его ждет, если он не выполнит вашу просьбу.

«Мы выезжаем в парк через 5 минут. Если ты не будешь готов вовремя, то вечером мы не сможем сыграть в игру, которую ты так любишь. Мы тратим время, которое могли бы использовать, чтобы поиграть, на уговоры и споры».

У ребенка есть выбор. Либо он подчиняется правилам, либо их нарушает. В последнем случае он должен понимать, что ему придется отвечать за последствия. Не сделал то, о чем просили (событие 1), тогда неизбежно наступит событие 2 (обычно неприятное для ребенка).

8. Последнее и, пожалуй, самое важное правило. Будьте последовательны. Если вы обещали ребенку, что в случае невыполнения вашей просьбы, будет то-то и то-то, то сдержите слово. Иначе в следующий раз вам просто не поверят. И опять не услышат.

Нытье – распространенная форма поведения среди детей, и она может быть жутко раздражающей. Большинство детей начинают ныть, когда они устали, проголодались или расстроены; к тому же, дети ноют для привлечения внимания и чтобы получить то, что им нужно. Когда вы определите причину, стоящую за нытьем, вам будет легче искоренить эту привычку. Хотите, наконец, остановить этот раздражающий плач? Переходите к первому пункту руководства.

Шаги

Часть 1

Превентивные меры

    Измените взгляд на поведение вашего ребенка. Большинство детей не пытаются своим нытьем разозлить родителей или надоесть им. Ребенок мог просто устать, проголодаться, быть в состоянии стресса, испытывать дискомфорт или же просто добиваться вашего внимания. Перестаньте рассуждать, как бы вы поступили на месте ребенка, тогда вы сможете понять причину нытья и принять соответствующие превентивные меры.

    Убедитесь, что ваш малыш хорошо отдыхает. Усталость может провоцировать множество нежелательных форм поведения, в том числе и нытье. Старайтесь, чтобы каждую ночь ребенок спал необходимое для полного высыпания время; укладывайте малыша спать пораньше, если внезапно он начал часто капризничать и ныть. Если ваш ребенок дошкольник или младше, не забывайте укладывать его ненадолго и днем; если у вас ребенок школьного возраста, предоставьте ему возможность после школы отдохнуть.

    • У каждого ребенка свои потребности касательно сна, но, в целом, дети в возрасте 1-3 лет нуждаются в 12-14-и часовом сне в сутки (включая полуденный сон). В возрасте от 3 до 6 лет детям нужно около 10-12 часов в день, а между 7 и 12 годами детям требуется 10-11 часов.
  1. Регулируйте состояние голода вашего ребенка. Голод создает ребенку дискомфорт, делая его капризным, что и провоцирует плохое поведение вроде нытья. Большинству детей между основными приемами пищи требуются небольшие питательные перекусы, так что не ждите, что ваш малыш продержится на пустой желудок с обеда до ужина. Лучше, если вы предложите ребенку сочетание белков и цельнозерновых; например, можете угостить ребенка цельнозерновыми крекерами с ореховым маслом и бананом.

    Заранее рассказывайте ребенку, что его ждет. Дети начинают ныть, когда их заставляют делать что-то такое, чего они делать не хотят. Минимизируйте эту проблему, предупреждая ребенка заранее, – не стоит внезапно огорошивать его неприятной новостью. Вы можете сказать: “Через 10 минут нам придется уйти с детской площадки“ или “Еще одну историю и ложимся спать“. Когда ребенок знает, что его ждет, ему легче приспособиться.

    Не допускайте скуки. Детям очень непросто выносить скуку; они начинают ныть, потому что хотят привлечь ваше внимание и не знают, как справиться со скукой. Если ваш ребенок ноет, попробуйте предложить ему увлекательные занятия, подходящие ему по возрасту. Когда это возможно, переносите некоторые из этих занятий на улицу – там ребенку будет легче избавиться от лишней энергии.

    • Если вы обнаружили проблемы, в той или иной мере связанные со скукой, нытьем и ухудшением внимания, попытайтесь исключить из жизни ребенка телевизор и игру на электронных устройствах (или хотя бы уменьшить время, проведенное за этими занятиями). Такие средства быстро завладеют вниманием ребенка и займут его, избавив вас от нытья. Однако они же усугубляют проблему в долгосрочной перспективе: ваш ребенок будет не в состоянии занять себя чем-либо без мультфильмов и видеоигр.
  2. Уделите ребенку внимание. Когда дети чувствуют, что их игнорируют, они часто начинают ныть, в надежде получить порцию внимания. Это можно предотвратить, если в течение дня забывать про свои дела и заниматься исключительно ребенком, – эти моменты могут быть и непродолжительными, но главное, чтобы общение было качественным. Часто родители очень заняты, и сделать это непросто, но, все же, постарайтесь:

    • Пока ребенок завтракает, посидите рядом с ним и побеседуйте о чем-нибудь.
    • Остановитесь на мгновение и полюбуйтесь рисунком вашего ребенка, пирамидой из кубиков или каким-нибудь другим креативным проектом.
    • Отвлекитесь на 10 минут от своего занятия и прочитайте вашему малышу рассказ.
    • Если ваш ребенок уже школьник, спросите, как прошел его день в школе.
    • За час до того, как ребенок отправляется спать, соберитесь всей семьей, качественно проведите время вместе, пообщайтесь и не спеша приготовьте малыша ко сну.
  3. Поручайте ребенку особенные задания в общественных местах. Детское нытье кажется еще невыносимее, когда вам нужно взять малыша с собой по делам. Для детей походы в банки, магазины и супермаркеты кажутся скучными, или воспринимаются ими как возможность выпросить какую-нибудь покупку. Вы можете избавить себя от нытья, если поручите ребенку что-нибудь сделать (например, он может искать продукты из вашего списка покупок).

    Часть 2

    Остановка нытья весельем и дурачеством
    1. Имейте в виду, что шутливое поведение иногда может сработать лучше сурового. Когда ваши превентивные меры не срабатывают, и ребенок начинает ныть, попробуйте вести себя шутливо – особенно, если ваш ребенок маленький. Немного веселья и дурачества иногда способны переключить ребенка с капризного плаксивого настроения.

      Состройте смешные рожицы. Малышей и дошкольников иногда можно развеселить, если состроить смешные рожицы. Если ребенок начинает ныть, и вы чувствуете, что готовы разразиться руганью и криками, попробуйте заменить это смешной безумной физиономией. Этим способом вы можете остановить малыша прямо посередине истерики, и вызвать у него приступ безудержного смеха.

      Скопируйте нытье вашего ребенка. Удивите малыша, доставив себе удовольствие поныть. Вы можете несколько преувеличить для получения комичного эффекта: “Пооооо-чееее-мууууу тыыыы ноооо-ееееешь? Мнееее ээээ-тооо нееее нраааа-виииит-сяяяяя!“. Это поразит сразу две цели. Во-первых, ребенок рассмеется, и истерический цикл будет прерван. Во-вторых, ребенок увидит, как он выглядит со стороны – малыши не до конца понимают, как раздражающе и смешно они себя ведут в глаза других.

      Сделайте запись нытья вашего ребенка. Как и копирование, запись привлечет внимание ребенка к тому, как нелепо все это звучит. Воспользуйтесь телефоном или диктофоном, а потом включите запись ребенку.

      Начните говорить шепотом. Когда ваш ребенок ноет или хнычет, начните говорить с ним очень мягким тихим голосом. Ваш ребенок может остановиться – хотя бы на мгновение - для того, чтобы услышать, что вы говорите, и начать шептать в ответ. С маленькими детьми этот способ прервать нытье и немного поменять настроение отлично срабатывает.

      Притворитесь, будто не понимаете ребенка. Попросите ребенка повторить, что он хочет, другим тоном или полностью все предложение. Для более драматического эффекта скажите: “О, нет! Я все равно тебя не понимаю! Как бы я хотел понимать, что ты говоришь. Скажи еще раз, о чем речь?“

    Часть 3

    Отучаем от нытья дисциплиной

      Четко дайте понять, что нытье абсолютно неприемлемо. Достигнув школьного возраста, ребенок должен всегда контролировать такое нежелательное поведение, как нытье. Объясните, что вы не разрешаете ныть; скажите и покажите действием, что вы не будете удовлетворять просьбы, высказанные нытьем.

      Обсудите приемлемые формы коммуникации. Удостоверьтесь, что ребенок уверен в том, что вы слушаете его, когда он говорит с вами, и что вы любите общение с ним. Просто объясните, что разговор должен происходить в нормальном тоне на нормальной громкости.

Постоянный назидательный тон, запреты, поправки, замечания родителей часто становятся для ребенка речевым фоном, что-то вроде включенного радио. С детьми надо говорить так, чтобы они вас услышали.
Мамы трехлетних малышей часто жалуются на своих деток, сетуя на то, что чтобы они не говорили своему малышу, он ничего не воспринимает. Мам понять можно, такое поведение их деток вызывает злость и действует на нервы. А в действительности дети часто не реагируют на просьбы и указания в силу особенностей своего возраста, а вовсе не потому, что они такие вредные и непослушные. Мамы трехлетнего ребенка должны знать, как работает его нервная система. В этом возрасте в нервной системе детей преобладает процесс возбуждения. Проще говоря, когда ребенок сильно чем-либо увлечен, его внимание переключить будет не просто. Процесс торможения у детей этого возраста еще не произвольный, поэтому свои эмоции малыш не контролирует, например, он не сможет успокоиться самостоятельно, когда ему весело или страшно. Это явление еще связано с темпераментом, потому у разных детей оно проявляется в меньшей или большей степени. Поэтому бесполезно требовать от ребенка самоконтроля на гневное мамино «Ты успокоишься или нет!», если в это время малыш разыгрался и перевозбудился. Умением успокаиваться ребенок овладеет лишь к шести-семи годам, когда приходит пора идти в школу. Итак, зная особенности физиологического развития трехлетнего ребенка (возбуждение преобладает над торможением), следует общаться с ним по–особенному, только в этом случае малыш вас услышит и поймет. В первую очередь родителям придется учиться сдерживать свои эмоции. Если вы взволнованы, злы или слишком веселы, не требуйте спокойствия от ребенка. Психика малыша связана с эмоциональным состоянием мамы и папы. Если мама хочет, чтобы малыш ее услышал, она, первым делом должна успокоиться сама. Попытайтесь привлечь внимание ребенка, сильно увлеченный каким-то занятием малыш не станет вас слушать, пока вам не удастся переключить его интерес на себя, а уже потом на ваши слова. Можно присесть, тогда ваши глаза будут на одном уровне с глазами ребенка, поймайте его взгляд, этот прием помогает вызвать заинтересованность вашими словами. Говорите с малышом короткими и ясными фразами, доступными для него. Если при общении с ним вы употребляете слишком сложные слова, ребенку будет трудно понять ваше пожелание. По причине того, что мозг ребенка устроен таким образом, что он в этот период развития не воспринимает информацию с первого раза, повторите свою просьбу несколько раз. Бывает и так, что ребенку надо помочь сделать то, что вы от него требуете, особенно если малыш совсем недавно освоил какие-то навыки и умения. Скажем, если ребенок только несколько дней назад попытался научиться застегивать пуговицы или самостоятельно убирать игрушки, мама, обращаясь к нему с просьбой «Убери за собой игрушки», должна начинать это делать вместе с ним, после чего обязательно похвалить малыша. Не забывайте, обращаться к ребенку и просить его о чем-то можно только тогда, когда он спокоен, вследствие этого, прежде чем вы начнете разговаривать с малышом, надо убедиться, что он спокоен, в противном случае обязательно успокойте его.
Ребенок как самостоятельная личность, имеет свой характер и жизненные ценности, только правильное общение со стороны родителя станет залогом доверия и взаимопонимания с ребенком. При разговоре с малышом, говорите конкретно, избегайте формулировки с частицей "не". Вспомните, как часто мама говорит малышу "Я не хочу, чтобы по вечерам ты так много смотрел телевизор ", вы сами понимаете, что значит ваше выражение "так много" и когда начинается "вечер"? Замените эту фразу такими словами: "Я хочу, чтобы ты перед сном посмотрел только один мультик ". Дети просто не воспринимают частицу «не», потому, когда малыш слышит слова «не беги», «не кричи», «не лезь», он начинает еще громче кричать, лезть и бегать в запретном направлении. Если вы хотите, чтобы ребенок воспринял вашу просьбу, уберите эту частицу и перефразируйте фразу иначе: вместо «не лезь в лужи», скажите «обходи лужи», вместо «не кричи» - «говори спокойным тоном», вместо «опять меня не слышишь» - «хочу, чтобы ты меня услышал» и тому подобное. Обратите внимание и на то, что в воображении ребенка ваши частые мольбы представляются бессильными и слабыми сообщениями, а раз вы такая неуверенная, он не обязан вам подчиняться. Вот вам пример неправильного обращения – "ну, пожалуйста, доченька, ты можешь ради мамы хоть на этот раз сложить игрушки». Пользуйтесь приемами активного слушания, например, кивните, улыбнитесь, удивитесь, вставьте слова: «Да?», «Ухты!», «Здорово!», «Интересно!». Разговаривайте с малышом только спокойным тоном, делая акцент на важные слова и фразы. Когда ребенок обращается к вам, учитесь слышать своего ребенка не вполуха, когда вы сидите за компьютером или перед телевизором, а внимательно и проявляя заинтересованность. Любое воспитательное мероприятие требует подготовки, такое важное дело не терпит случайности, эмоций, стихийности или спонтанности. Проще говоря, для важного разговора следует выбрать подходящий момент, когда и у вас и у ребенка хорошее расположение духа. Определив для себя свои требования, сформулируйте вашу позицию, скажем, ваша задача приучить ребенка к порядку, не стоит говорить ему « не разбрасывай свои вещи», просто объясните, что все вещи должны аккуратно висеть на вешалке или что у каждой игрушки есть свое место. Не секрет, что детям свойственно витать в облаках и погружаться в собственный мир иллюзий, потому в этот момент он может просто пропустить вашу просьбу мимо ушей, это нормально и не может служить поводом для того, чтобы его ругали. Начать нужно с установления зрительного контакта и прикосновений. Возьмите малыша за руку, а еще лучше положите свою руку на его плечо, такой покровительственный жест (касание) помогает установить правильную субординацию. В каком случае это делать, ориентируйтесь по обстоятельствам, ваша задача - установить контакт и убедить своего собеседника выслушать вашу просьбу. Во время разговора сохраняйте спокойное выражение лица, можете улыбнуться. После этого произнесите: «зайка, я хочу тебя попросить…», сделайте паузу, она нужна, чтобы придать моменту особую важность и далее спокойно описывайте ситуацию. Лучше это делать без дополнительных оценок, просто констатируйте факт и четко, глядя в глаза, просто и понятно для ребенка объясните, почему он виноват. По завершении разговора сделайте что-то приятное, похлопайте сына по плечу или поцелуйте дочку в щечку.
Дети не должны забывать, что вы их не только воспитываете, но еще и любите. Таким образом наказание будет выглядеть воспитательной, а не карательной мерой. Еще один способ - установить с ребенком визуальный контакт, а уже потом попросить в шутливой форме повторить, что вы ему сказали или спросить, как он понял вашу просьбу. Вывод - убедитесь, что ребенок вас слушает, и только потом обращайтесь к нему с просьбами. Когда пытаетесь объяснить ребенку, что необходимо сделать то-то и то- то, мотивируйте свои слова тем, для чего это необходимо сделать. Используйте заманчивые предложения. Скажем, когда сын долго одевается, скажите ему, что если он сейчас не оденется быстро, вы не успеете в зоопарк, его закроют, и вы не увидите интересных животных. А если родители что-то запрещают, в таком случает это надо делать без крика, объяснить, почему нельзя поступать так в данный момент. Скажите, например, что нельзя уходить далеко от мамы в магазине, иначе можно заблудиться. Всегда будьте честны с ребенком, предлагайте то, что реально сможете обеспечить, давайте ему иллюзию выбора. Например, перед обедом предложите ему следующее: "с чем ты хочешь котлету - с рисом или гречневой кашей?". И та и другая каша полезна, но при этом у ребенка появляется возможность выбора, он чувствует, что его решение зависит от него самого. Ребенка надо учить тому, чтобы он ценил и уважал ваше время. Когда у вас появилось срочное неотложное дело, просто попросите дочь о том, чтобы она поиграла самостоятельно, и не шумела. Объясните, что когда вы доделаете неотложное дело, вы сможете поиграть вместе. Дочка послушает вас, тихонько посидит и останется довольна тем, что выполнила вашу просьбу, а если вы ее еще и похвалите, она будет просто счастлива. Если впереди у вас серьезный и долгий разговор с дочерью или сыном, сначала устраните все, что может вас отвлечь, закончите свои домашние дела, выключите телевизор или компьютер. Вам обоим необходимо сконцентрироваться на предмете беседы, только в этом случае ваш диалог будет продуктивным. О серьезных вещах не говорят как бы «между прочим». В общении с ребенком всегда предпочтительнее не приказывать, а просить. Приказ подчеркивает неравенство двух собеседников, а с детьми надо общаться на равных. Не забывайте также, что приказ подразумевает беспрекословное подчинение, а задача воспитания не в том, чтобы подчинить ребенка вашей воле, а в том, чтобы он сам во всем разобрался и принял на себя ответственность за свои поступки. Выражайте свои требования так, чтобы у ребенка появилось чувство ответственности.

Некоторые дети слишком болезненно реагируют, когда мама должна уйти на некоторое время. С помощью наших советов вы сможете помочь ребенку легче переносить ваше отсутствие.

Не всегда получается несколько лет с ребенком и приходится выходить на работу. Это абсолютно нормально, но некоторые женщины испытывают по этому поводу чувство вины, так как нужно расставаться с ребенком до вечера. Постарайтесь не допускать до себя негативные мысли, ведь вы не бросаете ребенка, но таким образом заботитесь о нем.

  • Улыбайтесь, когда прощаетесь. Перед тем, как вы уйдете, ваш ребенок не должен видеть ваше грустное и озабоченное лицо.
  • Поцелуйте ребенка и попросите его вести себя хорошо.
  • Не прощайтесь долго, так как это может усугубить ситуацию.
  • Приучайте ребенка к бабушке, дедушке или другим людям, которым вы доверяете. Ребенок должен себя уверенно чувствовать с ними. Не нужно малыша сразу оставлять с ними. Сначала пусть они просто приходят в гости, пока ребенок не привыкнет к ним. После этого вы можете попробовать оставить ребенка наедине с ними.
  • Приучайте ребенка к самостоятельности. Это здорово, что вы всё время играете с ребенком, но должно быть время, когда ребенок будет играть один со своими игрушками.
  • Используйте современные технологии. Если человек, который сидит с ребенком, имеет планшет или смартфон, то сделайте короткий видеозвонок, чтобы поговорить с малышом.
  • Если вы все же чувствуете вину из-за того, что оставляете ребенка, то подумайте о том, что все-равно должны оставлять его, когда идете в ванную или на кухню, чтобы приготовить пищу. Другими словами, осознайте, что есть время, когда вы должны будете покидать ребенка и это нормально.

Маленькие дети порой плохо переживают временное расставание с родителями. Однако родители должны время от времени уходить и чем раньше к этому факту ребенок будет приучен, тем лучше.



Публикации по теме